Рождество Христово - Святки. Святочные гадания, колядки

Святки - колядки в детском саду. Сценарий

Новогоднее развлечение «Святки - колядки» для детей старшего дошкольного возраста

Гук Наталья Витальевна. Музыкальный руководитель МБДОУ д/с№18 "Счастливое детство" Краснодарского края.Тбилисского района с.Ванновское.

Описание материала: данный материал будет полезен музыкальным руководителям ДОУ, воспитателям, педагогам дополнительного образования.
Цель: расширить знания детей о русских народных традициях.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения и традициями праздника «Рождество Христово» и «Рождественскими Святками».
-Поддерживать интерес к истокам русской национальной культуры;
-Прививать любовь и уважение к традициям свой страны.

Колдовское, волшебное время.
В святочные вечера открываются врата в добрую семейную жизнь.

(На сцене темно. Мужики и бабы смотрят на небо и переговариваются.)
1-й: А зачем все в небо смотрят?
2-й: Ждем появления первой звезды.
3-й: Пойдемте домой, очень кушать хочется.
4-й: Так ведь пост Рождественский, нельзя есть до появления первой звезды.
1-й: А почему?
2-й: Звезда знак подает, что Христос родился, пост окончен, начались святки.
(Появляется звезда. Все обнимаются, целуются, поздравляют друг друга.)
3-й: С Рождеством Христовым! Приглашаю, есть кутью!
4-й: С чем кутья?
1-й: У нас с маком, разведенным подслащенной водой. А у вас?
2-й: А у нас кутья с медом. А у вас?
3-й: А у нас овсяной кисель.
4-й: Тоже не плохо!
Все: Дай Боже, в добром здравии эти святки провести и на тот год дождаться!
(Мужики и бабы уходят в хаты. Выходят дети, поют.)
Песня «Каждый год на Рождество»
1. В этот день великий к нам пришел Христос
И веру свою светлую нам он всем принес.
2. Он с добром и кротостью, входит в каждый дом,
Где с надеждой новою мы его все ждем.
3. Я открою двери, он ко мне придет
И меня, я верю, к свету приведет.
Ведущая: Все на святки, все на святки приходите-ка, ребятки!
И овсень, и коляда будут вместе с вами. Да?
Дети 1: Это что такое святки?
Ведущая: Вы не слышали ребятки? Что ж придется рассказать
И, конечно, показать.
1-й: Святки – это двухнедельные новогодние празднества, которые исстари отмечали наши предки.
2-й: Новый год во все времена и для всех народов значил обновление мира. Это пора взаимных угощений, веселья, радости.
3-й: В святки дня прибыло на курину ногу.
4-й: Зима на мороз, а мужик за праздники.
5-й: Самым веселым на святках было колядование или колядки и гадания.
А начинались они в рождественский сочельник, то есть в ночь с 6 на 7 января. Вот примерно как это было.

(Деревенская горница. На скамье хозяин с хозяйкой и дети. Ряженые, с пением коляды, идут через зал.)

Песня «Ай, во боре, во боре»
1. Ай, во боре, во боре стоит сосенка на горе.

2. Ехал сударь по бору, срубил сосенку одну
На дощечки распилил и мосточки замостил.
3. Мост сукном он укрывал и гвоздями прибивал.
Ой, овсень, ой, коляда приходите к нам сюда.
4. Кому ж ехать по мосту к нам в родную сторону?
Ой, овсень, ой, коляда Новый год идет сюда.

Младший сын: (выбегает из дома, посмотрел по сторонам, бежит к матери)
- Матушка, колядовщики пришли! Звать?
Хозяйка: Сядь на место, сядь.
Колядники: Хозяева, овсень кликать?
Хозяйка: Не кличьте, расходитесь по домам, ничего я вам не дам.
Колядники: У Федула жена, очень жадная была.
У ней, шуба не зашита, и рубаха не помыта.
Да и муж не дюж – лентяй, неуклюж!
Золовушка -- неудаха, не ткачиха и не пряха.
Деверек – картинка в голове мякинка! Ха-ха-ха!
(Собираются уходить.)
Хозяин: Что вы, что вы? Оставайтесь! Чем хотите угощайтесь!
Что придумала, жена? Ишь какая сатана!
(Колядовщики возвращаются к хате.)
1-й колядовщик: Скок на крылечко, бряк во колечко, дома ли хозяйка?
Хозяйка: Просим в избу. Красному гостю – красное место!
2-й колядовщик: Ехал было мимо, да заглянул до дыма.
Хозяйка: Нежданный гость лучше жданных двух.
Хозяин: Что есть в печи все на стол мечи.
Хозяйка: (уставляет стол) Пироги, печенье для вашего угощенья!
Колядники: Всех поздравляем с Рождеством!
Желаем успехов, радости, здоровья!
(бросают в хозяев зерном, поют)
Сею, вею, повеваю, я пшеницей посыпаю.
Счастья, радости желаю.
Сею, вею, повеваю, овес, ячьмень посыпаю,
С Новым годом поздравляю!
(Идут к другому дому с песней.)

Песня «Коляда»

Коляда, коляда, где ты раньше была?
Я, у поле ночевала, теперь к вам пришла!

1-й колядовщик: На крылечко и в сенец прибыл месяц овсенец.
2-й колядовщик: Дома ли дома хозяйка дома?
Вместе: Желаем счастья, здоровья дому сему!
Дома ли дома хозяйка дома?
(в ответ тишина, запыхавшись, прибегает хозяйка дома)
Хозяйка: Ой, ребята! Уж я бежала, бежала. На улице темень, ничего не видно. А почему вы в избу не заходите?
Колядовщики: Там закрыто.
Хозяйка: Как закрыто? Кто там закрылся? Что за шутки?
(Раздается шум, звуки бубна, дудки, трещотки. К дому приближаются ряженые: мужик, пес, петух, медведь.)
Хозяйка: А, ряженые! Здравствуйте! Куда путь держите?
Мужик: Идем шутить, народ веселить, песни петь, да Христа славить.
Хозяйка: Айда ко мне! Дам вам чего душе угодно! Ведь на Рождество чем больше отдашь, тем больше получишь, веселее год пройдет.
Ах, бедная я бедная, забыла, в избе кто-то заперся!
Мужик: Не беда, знать нас поджидают.
Ребята, начинай колядовать. (поют)

Песня «Коляда»


Тетенька, добренька, пирожка дай сдобненька.
Не режь, не ломай, целиком подавай
Двоим, троим, мы давно стоим.
Печка-то как топится, пирожка-то хочется.
Открывайте сундучок, подавайте пятачок.

Петух: (грозно) Ну-ка я попробую!
Глухая тетеря, открывай ворота, подавай пирога.
Изломаю весь порог, коль не дашь пирог!
(обиженно бормочет)
Не открывают, ни в грош не ставят колядовщиков.
Мужик: Грех-то какой, не принять ряженых.
Пес: (подбегает к двери) Фу, фу, да тут нечистой силой пахнет.
Хозяйка: (хватается за голову)
Ах, как я запамятовала. Под Рождество вся нечисть подымается, на шабаш собирается. Не то, что избу, крынку нельзя оставить открытой. Всяка дрянь себе место ищет, что пусто, то и ее. Надо было избу пуще глаза стеречь!
Медведь: Давай-ка, под дверью что-нибудь поставим, хоть ящик.
(Ставят ящик, дверь приоткрывается и высовывается рука, пытается ухватить, что поставили, а хватает воздух, высовывается голова Бабы Яги, Петух хватает ее за нос.)
Баба Яга: Караул! Из дома выселяют! Буду жаловаться! (вырывается, убегает) Все равно в дом никому не войти. Мои девочки не откроют.
Колядовщики: (поют)
Песня «Коляда»

Коляда, коляда накануне Рождества.
Коляда пришла – Рождество принесла.
Коляда, коляда, горе не беда.
Вот пришла коляда на селе праздник родства.
Коляда, коляда на печи стоит еда
Каша гречневая, голова свиная.
Коляда, коляда в небе уж взошла звезда.
К нам катит на святки, подпалила пятки.
Коляда, коляда нам подай пирог сюда.
Сладко закусили, хозяев не честили.

(Хозяйка раздает всем конфеты)
Ряженые: А мы по старославянски можем, слушайте. (поют)

Рождество твое, Христе Боже, возсия миру свет разума. Дева Днесь!
Присусщственного рождает, ангелы с пастырями словословят…

(За дверями, при этих словах, начинается вой, крик, беготня, и все стихает. Двери распахиваются.)
Петух: В избе никого, что за диво? Э, вся нечисть пропала. Эк ее пробрало!
Хозяйка: Знать хорошие колядки пели! Ну, пора и честь знать.
Колядовщики: (поют)

Песня «Пора гостям с двора»

Пора, пора гостям с двора, пора, пора гостям с двора,
Время убираться, время убираться.

(Все, и ряженые, и колядовщики уходят, им навстречу идут ряженые с Козой, поют)

Песня «Мы не сами идем»

Мы не сами идем, мы козу ведем,
Где коза ходит -- там жито родит.
Где коза хвостом – там жито кустом,
Где коза рогом – там жито стогом.

(Коза брыкается, прыгает на всех.)
1-й: Что нам за коза попалась?
2-й: Нет нам с нею сладу!
3-й: Что нам с нею делать?
4-й: (валит козу на пол)
Ведущий: Ой, наша коза заболела, лежит, совсем не встает.
Как нам ее лечить-вылечить?
4-й: Нашей козе не много надо: решето пирогов, сковородку блинов, полпуда колбаски, чтоб открыла глазки, три куска сала, чтоб она встала. Ну, угостите нашу козочку! (кормят, помогают козе встать)
Ведущий: Вот наша козочка встала, она больше не будет пугать народ.

(Под музыку «Мы не сами идем» ряженые уходят.)

Ведущий: Но, на святки свои порядки, обряды, обычаи да колядки. Сказочное время и приметы сбываются!
Сядешь за стол между двух братьев или сестер – значит, вскоре женишься.
Наденешь обновку – много таких будет.
Святки были временем гаданий. Начиная год, человек стремился узнать, что его ожидает в будущем. Формы гадания были разные.
Раз, в крещенский вечерок, девицы гадали
За ворота башмачок сняв с ноги, бросали.
Снег пололи, под окном слушали, кормили
Сытным курицу зерном, ярый воск топили.
В чашу, с чистою водой, клали перстень золотой,
Серьги изумрудны. Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад песенки подблюдны.

Гадания.


1.Разложить предметы на столе: хлеб, бутылка, зеркало, нож, соль.
Гадающему завязывают глаза и подводят к столу. Правой рукой он должен взять предмет.
Нож – невеста скандалистка.
Хлеб – богатая.
Бутылка – пьяница.
Соль – вредная.
Зеркало – модница.
2.Берут сито с зерном и мешают в нем кольца: медное, серебряное, золотое, с камнем. Если вынимают горсть с зерном без кольца – перемен не будет. Медное – в бедную семью. Серебряное – за простого парня. С камешком – за барина. Золотое – за купца.
3.В таз с водой девушки опускают деревянные ложки, меченые и болтают воду. Чья ложка отойдет от края таза, та выйдет замуж в этом году.

Игра «Чугунок на ухвате»
Наполненный водой чугунок брать ухватом и пронести вокруг зала не пролив воду.

Ведущий: Как уберечься от мороза? (Поплясать)
Вот и мы сейчас с вами попляшем и споем.

Песня «Прощание с Новым годом»

1. Споем простую песенку, о том, как старый год
Уходит тихо в прошлое, а новый настает.
2. И радостно, и грустно нам прощаться навсегда,
Но время нас уносит вдаль, как талая вода.
3. Бегут навстречу новые, веселые деньки,
Сулят нам много радости на елках огоньки.

Екатерина Белоглазова
Вечерние посиделки «Святки –колядки»

«Святочные посиделки »

«Святочные посиделки » . Приобщение детей к народным традициям. Конспект занятия-беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Святочные посиделки .

Конспект занятия - беседа

1 часть праздника – беседа, знакомство детей с праздником, его традициями, заучивание наизусть некоторых текстов.

2 часть – колядование в соседских группах , поздравление персонал детского сада.

Цель : приобщение детей к народным традициям.

Орг. момент : беда проходит в вечернее время ; в группе украшена елка, приглушен свет, горят свечи. Воспитатель обращает внимание детей на книгу, лежащую под елкой. Это «Рождественская книга» . 1 страница – Рождество, 2 – Святки , 3 – Колядки , 4 – Ряженые, 5 – Зимние забавы, 6 – Посиделки : Частушки, Загадки, 7 – Гадание.

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. Давайте мы сегодня отпразднуем Рождество, как встречали его много лет до нас…

У нас ещё стоит елка. А это - свеча. Рождественская свеча – символ домашнего очага. Много лет назад, когда в каждом доме был очаг, с сочельника (день перед Рождеством) все следующие 12 дней и ночей в очаге горело рождественское полено. Теперь очагов нет, полено заменили свечи.

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. 12 дней с 7 по 19 января – это время зимних святок на Руси . Колядки , хождение со звездой, ряжение, зимние забавы, посиделки , гадания всем этим сопровождался праздник святки .

КОЛЯДКИ – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало, кто знает сейчас эти песни. Я предлагаю вам, выучить несколько колядок , они нам ещё пригодятся.

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

Ты нас будешь дарить –

Мы будем хвалить,

Ане будешь дарить-

Мы будем корить.

- Коляда ! Коляда !

Подавай пирога.

Диванчик хрупь – гони рубь.

За привет, за угощенье,

Все примите поздравленье.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, плодородия. А хозяева одаривали, угощали гостей.

Непременными участниками рождественских праздников были РЯЖЕНЫЕ. Рядились в медведей, стариков, чертями, петрушками. Ряженым дозволялось пошалить, похулиганить, в разумных пределах, конечно же.

А на свежем воздухе любили устраивать ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ наши предки. Это и катания на санях с горы, метание снежков, петушиные бои на льду, перетягивание каната и др.

Когда же наступал вечер , все девушки отправлялись на ПОСИДЕЛКИ . Они вскладчину снимали избу, где долгими зимними вечерами , пряли, вышивали, вязали. И обязательно пели. Я предлагаю вам выучить несколько частушек :

Хорошо колядка пелась ,

Милые подружки.

Только, что за посиделки

Без милой частушки.

Дай, бог, снежку,

Гладеньку дорожечку,

Неудача, чтоб ушла

От моего окошечка.

Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко.

Погляди, гармошечка,

Откроется ль окошечко.

Ой, пол, провались,

Потолок, обвались.

На доске остануся

С колядкой не растануся .

Ещё больше любили загадывать и отгадывать загадки.

Весь день ушами шевелит,

И время узнавать велит. (часы)

Пухом землю замело –

За окном белым бело.

Эти белые пушинки,

Не годятся для перинки. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

(сосулька)

Святки – это особое время . Издавна на святках занимаются ГАДАНИЕМ . Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на святках риск значительно меньше. Во время святок различают «святые вечера » (7 по 13 января) для весёлых смешных гаданий – и «страшные вечера » (14 – 19 января) – для опасных, рискованных. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер – канун 14 января , т. е. на старый Новый год. Т. е., сегодня. Итак, погадаем.

фигур :

Веер – трудности на службе.

Колокол – вести.

Штаны - развилка пути.

Яйцо – начало нового.

Все эти обычаи дошли и до наших дней. К вам в дом, наверняка, эти дни стучатся знакомые, друзья, просто посторонние люди.

Сегодня колядкам не придают такого большого значения, как в старину. Теперь это детская забава или возможность для розыгрышей.

Муз. руководитель. Дорогие ребята, я предлагаю вам, к нашим соседям – поколядовать , попеть, загадать им несколько загадок, поиграть, погадать… Но для этого нам с вами необходимо переодеться в разные костюмы, как в старину. У нас есть корзины с овсом, пшеницей, их мы будем «сеять» .

Слова произносят дети и воспитатель, некоторые слова - дети.

Ехал, было, мимо,

Да завернул до дыма.

Скок на крылечко,

Бряк во колечко.

Нежданный гость,

Лучше жданных двух.

Поют колядки , посевают.

Пою Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

Ты нас будешь дарить –

Мы будем хвалить,

Ане будешь дарить-

Мы будем корить.

- Коляда ! Коляда !

Подавай пирога.

Маленький мальчик сел на диванчик.

Диванчик хрупь – гони рубь.

За привет, за угощенье,

Все примите поздравленье.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Поют вместе частушки :

Хорошо колядка пелась ,

Милые подружки.

Только, что за посиделки

Без милой частушки.

Дай, бог, снежку,

Гладеньку дорожечку,

Неудача, чтоб ушла

От моего окошечка.

Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко.

Погляди, гармошечка,

Откроется ль окошечко.

Ой, пол, провались,

Потолок, обвались.

На доске остануся

Загадывают загадки :

Весь день ушами шевелит,

И время узнавать велит. (часы)

Пухом землю замело –

За окном белым бело.

Эти белые пушинки,

Не годятся для перинки. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Висит за окошком кулёк ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)

Гадают :

Гадание на воске. Необходимы - миска с водой и свеча. Когда свеча разгорится, вылить воск в миску с водой. Значения фигур :

Много круглых мелких капель – к деньгам.

Веер – трудности на службе.

Виноград – любовь, дружба, удача, достаток.

Гриб – жизненная сила, упорство, долголетие.

Дракон – высокий полёт, осуществление надежд, завершение труда или рождение ребёнка.

Колокол – вести.

Лист дерева – зависть, интриги со стороны окружающих.

Обезьяна – ложный друг, притворство.

Штаны - развилка пути.

Яблоко – символ жизни, мудрости, здоровья.

Яйцо – начало нового.

Мы попели, поплясали,

Что ж, хозяева, устали?

С новым годом!

С новым счастьем!

Жить нам вместе

Зимние святки были одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа.

Начинались они с сочельника, кануна Рождества - 24 декабря и длились две недели до Крещения - 6 января (по старому стилю). Новый год (1 января) как бы делил святки на две половины. Время от Рождества Христова до 1 января называли «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения - «страшными вечерами». Святые вечера - это дни празднования Рождества Христова. Страшные вечера назывались так потому, что существовало поверье, будто бы в эти дни черти и другая нечистая сила гуляют по белому свету. По церковной легенде, разгул нечистой силы в этот период связан с искушением Христа перед его крещением. По народной же версии (представлениям), в эти дни Бог, празднуя рождение сына, отворял ворота ада и позволял «праздновать бесам» на земле рождение Христа. Подобное разделение святок велось, видимо, с древности, так как оно известно и нехристианским народам. Да и вообще святки имеют дохристианское происхождение; изначально эти дни были посвящены встрече и началу солнечного года, возрождению солнца, первым шагам пробуждающейся природы. Вместе с этим праздновали начало годового цикла сельскохозяйственных работ, а также почитали предков. Одновременно прощались с силами мрака, зимой, холодами, соответствующими периоду «умирания» солнца. Страшные силы в эти дни, казалось, достигали вершины своего могущества, но солнце уже начинало победоносное шествие, одолевая мертвенные силы зимы. Говорили: «Солнце на лето - зима на мороз».

Святки на Руси представляли собой причудливую смесь языческих обрядов с элементами православия. Вместе с тем они не были результатом механического соединения двух традиций - народной и церковной. Элементы разных эпох и культур органически соединялись, образуя особый сплав, - так называемое бытовое православие. Тема жизни и смерти, возрождения и воскрешения через смерть, гибель, сожжение, постоянного перехода из одного состояния в другое присуща как дохристианской, так и христианской культуре. Эта двойственность, органичная для обеих культур, облегчила их взаимодействие и взаимопроникновение. Церковные праздники легко поддавались мирскому - трудовому и бытовому - осмыслению.

25 декабря праздновался великий христианский праздник Рождества Христова. Ему предшествовал сорокадневный Рождественский (Филиппов) пост. Навечерие (канун) этого праздника проходило в особо строгом посте и называлось сочельником, или сочевником, так как по церковному уставу в этот день полагалось употреблять в пищу сочиво, то есть хлебные зерна, размоченные водой. Пост соблюдался до вечерней звезды. В этот вечер вспоминали ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя, готовились к празднику. Рождество (как большой праздник) праздновали повсеместно в течение нескольких дней, особенно в тех местах, где оно было храмовым (престольным) праздником.

В более древней (дохристианской) традиции святки также начинались вечером 24 декабря, когда праздновалась Коляда (южная и западная Россия), Авсень, или Таусень (центр и северо-восток России).

Историк Н.М.Карамзин считал, что Коляда - древний славянский бог пиршеств и мира, но это лишь одна из многих трактовок этого образа.

Когда-то, как сообщал И.Снегирев («Русские простонародные праздники и суеверные обряды». Вып. II., 1837, с. 29), и под Москвой был обычай называть сочельник Колядою и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую выдавали за Коляду. В народной традиции существовали еще две коляды: Васильевская, канун Нового года, и крещенская, накануне Крещения или Водокрещей. Первая именовалась богатой, а вторая бедной или постной.

Зимние Святки стали самым длительным, шумным и веселым праздником, связанным с поворотом солнца на лето и началом нового года. В нем причудливо переплелись обычаи из языческих обрядов с христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Конец года, знаменовавший окончание старого времени и нарастание хаоса, разрушения, породил веру в оживление нечистой силы. Это тревожное состояние усиливалось ряжеными, рассказами о встречах с нежитью вещими гаданиями.

Первые шесть вечеров Святок назывались "святыми", а последующие шесть - "страшными", потому что вся нечистая сила пускалась в разгул и могла встретиться в любом месте. Старики и старухи прежде всего ставят мелом на всех дверях и оконных рамах знаки креста, чтобы оградить свое жилье от бесовского посещения.

Временное умирание мира накануне Нового года символизировалось обычаем резать и приготовлять свинью, называемую Колядой. В ее ритуальном поедании могли участвовать все односельчане, после чего умирание переходило в возрождение и торжество нового мира.

Коляда

КОЛЯДА - забытый солнечный божок, представитель Начала Времен, бог дружбы и мира. «Коляда почитался богом мира. Славяне верили, что он употреблял всякие средства, дабы народы, его почитавшие, жили в согласии; но счастию сему препятствовал Чернобог, наушая их ссориться между собою: от сего возгорались войны и кровь человеческая лилась невинно. ...Славяне после войны с другим племенем или народом всякой раз, когда приобретали мир, из признательности к сему богу делали продолжительные, всеобщие и великолепные торжества» (С.Ушаков). В его честь в Саксонии был назван город Koelleda. Его праздник - 24 декабря. С плясками и песнями ходили по домам колядовать - петь песни в честь Коляды. Выражение «молиться Коляде» вошло в русский словарь как слово «КОЛЯДОВАТЬ» и «КОЛДОВАТЬ». Жрец Коляды - колдун.

КОЛЯДА - нисхождение Всевышнего в эпоху Коляды. Второе воплощение Крышня, сын Дажьбоuа и 3латогорки. Дал славянам - "Звездную Книгу", победил Чернобога.

24 декабря (здесь и далее старый стиль) славяне язычники славили Коляду. По словам историка Карамзина, Коляда был богом пиршеств и мира. Хотя, по созвучию с римскими календами (Kalendae), можно предположить, что этот праздник происходит оттуда, но римские торжества с этим названием отмечались во всех месяцах.

Значение слова "коляда" у разных народов различно: у одних Koleda (коледа) почитается за божество празднеств, и так же называются некоторые церковные обряды, а koledowati (коледовати) означало хождение детей по разным домам с песнями и плясками. По другой версии, Коляда - уменьшительно-ласкательное от слова коло, солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой). Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического представления о рождении молодого солнца - то есть солнца будущего года. Это древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие "новый год". На открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают новый год в виде мальчика, спешащего на смену старому году.

25 декабря (месяц студень) начинается поворот солнца на весну. Коляду (коло - колесо, круг - солярный знак солнца) представляли прекрасным младенцем, захваченным в плен злою ведьмою Зимою, которая превращает его в волчонка (можно сравнить синоним волка - лютый - с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль - лютый). Только тогда, когда будет снята с него волчья шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.

Позже колядой стали называть рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями, а также и саму песню. В святочные ночи ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки - старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. Колядование было любимым развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества. Народ веселился вовсю. Даже цари ходили к своим подданным - поздравить и поколядовать.

Н.Карамзин отмечает, что и царь Иван Грозный со своими опричниками маскировался подобно скоморохам, и даже казнил князя М.Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I также любил святочные игрища, в которых сам принимал участие. В его время святочные игры бывали не только в городах и селах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с сенными девушками и боярынями.

У простого народа праздничная процессия шла обычно с бумажной звездой и вертепом - ярко раскрашенным ящиком в два яруса. С помощью деревянных фигурок в нем разыгрывались сценки, относящиеся к Рождеству Христову. Не принять христославов считалось за грех для домочадцев и оскорблением для христославов. Колядование начинали дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за то различное угощение. Рядились по-разному. В деревнях парни надевали вывернутые овчиной наверх полушубки, маски и изображали различных животных - медведей, быков, баранов и т. д.

Вероятно, празднования в честь Велеса не ограничивались только заключительным днем зимних Святок, а продолжались все те шесть дней января, которые считаются временем разгула нечисти. Это видно из болгарских новогодних обрядов. Двенадцать старцев (суркаваров, иногда их именовали "медведями"), одетых в звериные маски и обвешанных по поясу коровьими бубенцами-боталами, сходились в ночь под Новый год из разных деревень в село и проводили заклинательные обряды, устраивали сражения между двумя группами ряженых. Среди масок часто встречались маски медведя и быка. Второго января болгары устраивали особый воловий праздник: в этот день прежним суркаварам и колядникам полагалось чистить стойла и хлева. А в последний день Святок у болгар (7 января) вожак колядников угощал свою дружину, являвшуюся на пир в масках, причем маска медведя была обязательна.

По-видимому, зимние Святки делились на две половины. Первая половина, включавшая новогоднюю ночь, посвящалась будущему урожаю и гаданиям о замужестве, а вторая была связана со скотом и зверьем и представляла собой "велесовы дни". Велес мог выступать как в виде медведя - царя леса, так и в виде быка-тура - представителя рогатого богатства.

Я - Велес, мирный бог. Меж спящих стад дозором
Незримый я хожу, чтоб отвращать недуг
И чары хитрых ведьм, пока дымится луг
И звезды ночь пестрят серебряным узором.
Когда исчезла мгла перед Даждьбожьим взором,
Там рею ветерком, где человека друг,
Спокойный, добрый вол, влачит тяжелый туг, -
И доблестным его любуюсь я позором.
Иль от коров порой я пастуха маню
Под зыбкий свод ветвей - и тихо запою...
Он думает: над ним листва шумит лесная;
Но песенки мои таинственной мечтой
В душе его звенят, и он поет, не зная...
И вещие слова хранит народ родной.

П. Бутурлин

Святки: Сборник. - М.: ЗАО РИФМЭ, 1997. - 128 с.

Книга посвящена празднованиям Святых вечеров на Руси. В ней собраны колядки, хороводы, сценарии, гадания, игры, святочные рассказы. Издание содержит богатое нотное приложение.

Вступительная статья подробно рассказывает об отечественных святочных традициях и обычаях.

Есть особые дни в году, когда граница между плотным миром событий и тонким миром энергий истончается настолько, что это время считалось мистическим. Оно традиционно использовалось ведающими женщинами и мужчинами для обрядов и ритуалов, смысл которых — гармонизировать жизнь и придания особой силы своим желаниям и мечтам. Ибо в эти дни нас слышат…

Одни из таких дней — Дни Зимнего Солнцестояния и древний праздник славян Коляды.

О чем говорит Природа?

Зимнее Солнцестояние является поворотным событием в присутствии Солнца на небе — это символ возрождающегося года, "новых начинаний" во многих традициях и культурах.

Ведь, именно с этого события на небе — день становится длиннее и солнечнее.

В славянской традиции год начинается с Дня Зимнего Солнцестояния — праздник Нового Года, он же Коляда, зимние Святки, Новолетие, дни Рода отмечаются в период с 19 по 27 декабря. На Руси в христианской традиции мы празднуем Рождество Христово, Святки, Крещение.

До начала XX в. основными зимними праздниками в культуре нашего народа были Коляды и Рождество Христово . Позднее праздник Коляды был замещён великим праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. Уже потом, вследствие известных исторических событий, Новый год стал цениться несколько больше. Это был первый шаг в сторону от исходных традиций народной культуры.

25 декабря начинается один из значимых праздников славянского народного календаря — Праздник Коляды. Это очень древний языческий праздник. "Зима силу набирает, а Солнце на весну поворачивает": свету становится больше, день длиннее. Зима обязательно закончится, и придёт пора тепла и урожая.

Коляды праздновался в Зимние Святки (сочельник) с 25 декабря (поворот Солнца на Весну) по 5-6 января.

Коляда "коло-колесо"; круг — солярный знак Солнце. Весёлое, желанное божество, Солнце-младенец, в славянской мифологии.

Приходит Коляда — юное зарождающееся Солнце, несущее свет, тепло и радость. Это новорождённое Солнце открывает новый год, символизирует Солнце будущего года. Воплощение новогоднего цикла.

"Когда-то его воспринимали не как "ряженого". Коляда была божеством, причём одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в её честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.

Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества весёлые ватаги молодёжи". (А. Стрижев "Народный календарь").

Древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие "Новый Год" и Рождество и на открытках, и в новогоднем оформлении праздника художники не случайно изображают его в виде мальчика, летящего в Космос.

Среди холодной зимы, когда всё замерзает и находится в состоянии сна, Коляда дарит людям праздник надежды: морозы не вечны, окрепнет Солнышко и вернётся тепло! И люди, отложив все заботы, позабыв все печали, от души веселятся, встречая Новый Год (НовоЛетие).

Традиции, обычаи и обряды на Святки

  • Пришла Коляда накануне Рождества.
  • Солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз.
  • Как ни зноби мороз, а праздничек весёлый теплее печки пригреет.
  • В одном кармане сочельник, в другом — чистый понедельник.

Пословицы и поговорки

Давайте немного окунёмся в традиции Руси и наших предков славян.

"Славянские традиции и праздники — настоящий кладезь мудрости наших предков. Это представления о Космосе и Земле, о Природе и её законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе."

Праздник — это сакральное время, концентрация всех благостных сил, время молитв и очищения.

"Обряд — время Бога, проявления Бога в нас, время откровений. Обряды проводятся на "крестцах" — на пересечении магнетических потоков Земли — "на добром месте" — это и Красная горка, это и Церковь в "доброе время". Центр праздника, обряда — человек — создание богоподобное, излучающее главную космическую силулюбовь !"

Славяне никогда не просили Богов, а только славили и были едины с ними во всех жизненных и природных проявлениях или во всех началах духовного и живого начала Всевышнего.

У древних славян 25 декабря (месяц "студень") начинался поворот Солнца на Весну. Наши предки представляли Солнце прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима.

Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро — "смерть"), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В эти вечера всё заволакивается морозом и кажется мёртвым.

По этой причине, Святки — время разгула нечисти и время гаданий. По традиционным представлениям, в конце каждого года Мироздание становится старым, немощным и приближается к черте Хаоса. Оттого и истончаются границы между Мирами. Зимнее Солнцестояние — начало обновления Вселенной, восстановления Порядка, продолжающегося в течение всех двух недель святок.

Кудесник прогонял злых духов песнями.

И всё же Зимние Святки являются самым весёлым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, Солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет "на разрисованном возочке, на вороном конечке" в тёплые страны (к Весне и Лету).

Колядование обрядовый обход домов группами деревенских жителей во время Святок. Этот обряд совершали накануне Рождества (25 декабря), Васильева дня (1 января), Крещения (19 января).

У всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.

Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся всё более популярными.

Праздник обычно состоит из трёх частей: зачин, пир, обряды и игрища.

Начинался праздник чинно — ужином в родимом дому. Женщина — уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб.

Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу — колядовать!

На столе обязательно была "кутья" — ритуальное блюдо православных христиан, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы или риса, политая мёдом, с добавлением мака, изюма, орехов, молока и даже варенья. Зёрна символизируют будущее всеобщее воскресение; мёд или сахар — блаженство будущей жизни.

По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут Души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

В эти дни души умерших Предков посещают свои семьи, и нужно почтить Родителей, принеся им требу — так считали древние славяне. Для этого на праздничный стол ставят лишнюю миску, в которую откладывают по ложке от каждого блюда. На ночь эту миску оставляют на столе, а после хозяин дома уносит её на улицу под деревья, бросает в огонь или топит в воде.

Чтобы почтить Предков совершаются и другие обряды: во дворах жгут костры ("для согрева душ мёртвых"), зажигают свечи на могилах родителей . Проводы Предков обратно в Иной Мир обычно совершаются в конце святок.

Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись ряженые, колядные песни , молодёжные игры , г адания . В канун Коляды (вечером 24 декабря) начинается святочное ряжение.

После застолья "Колядники" рядятся в одежды и маски, изображают зверей. Ряженые называются в народе также кудесниками, колядовщиками. Они ходят по улицам и домам с музыкой, прибаутками и поют колядки — особые обрядовые песни , прославляющие Коляду, дающего всем блага, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам.

Рядились в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами ряженые должны были быть неузнанными. Во время их появления разыгрывались сценки: шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю. Ряженные веселят людей и потешными представлениями в коих нередко скрыт глубокий смысл, а в пустые мешки собирают угощения и подарки.

На протяжении нескольких дней, точнее, ночей, "родители" выбирали "жениха", "невесту", сватали, женили. Все свадебные обряды были как настоящие. Участники забавы должны были уметь танцевать, водить хороводы-мостики, петь песни. Приготовления к театрализованной игре начинались ещё осенью, когда все участники с нетерпением ждали этих зимних колядных ночей, чтобы всласть посмеяться и потанцевать.

Позднее также появились рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты. Показывали кукольные представления. В разных частях России колядование проходило по-разному.

Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив.

"Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла."

Колядное хождение может продолжаться все две недели святок. В старину обязательно обходили все дома в селении. Немногие люди сейчас знают изначальную суть этого обычая; для большинства колядование — просто традиционное развлечение и не более того…

Ряженые не просто веселят народ, они выполняют важные задачи.

Во-первых, собирают дары для обитателей Иного Мира — в древности часть даров приносилась в жертву Предкам.

Во-вторых, благословляют хозяев, желая всяческих благ в новом году, и совершают обряды, цель которых — обеспечить плодородие, богатство и удачу. Пожалуй, наиболее известный из подобных обрядов — "зерносып": посыпание зерном на счастье , сопровождаемое обрядовой песней, например, такой:

Сею, вею, повеваю,
Я пшеницей посыпаю,
С Новым годом поздравляю!
Сею, вею, повеваю,
Овёс, ячмень посыпаю,
Счастья, радости желаю!
Чтобы в поле уродило,
Чтобы в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали,
Чтобы девок взамуж взяли!

Вестники поют песни, славят Род, богатство и плодородие, восхваляют хозяина и хозяйку.

Здравствуйте, хозяин с хозяйкою!
Вы нас будете дарить — мы Вас будем хвалить!
А не будете дарить, тогда будем корить.
Не дадите пирога — сведём корову за рога!

В результате обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие "дарили" крестьянскому дому благополучие на весь год. Каждой крестьянской семье желали "избушку ребят, хлевушку телят", "сына в четыре аршина", "в конюшню конев", "полтораста коров, девяносто быков", да чтобы "одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила".

А хозяева отдаривали их печеньями в форме зверюшек, а также пирогами, оладьями, ватрушками, напитками и деньгами. Все старались одарить колядующих так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед богами. Во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия "козульки". Накануне Рождества их выпекали специально для раздачи колядующим.

Пекли колядки: из постного ржаного (или ржаного и пшеничного) теста делали небольшие круглые лепёшки. В них складывают начинку (ягоды, грибы, творог) и защипывают края. Выпекают до готовности.

Пекли обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики).

Если хозяева выносили угощение, то колядовщики благодарили их следующими словами:

"Мы пришли прославлять,
Хозяев величать!
Иван Иванычу
Житья сто лет!
Прасковьюшке
Всегда здравьице!
Всем детушкам,
Зятьям, снохам,
Сыновьям, дочерям-боярышням!"

До выкрикивания угроз, как правило, не доходило, так как общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.

Обряд колядования проходил весело, со смехом, плясками и застольями, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол. К веселью подключались музыканты, кружились хороводы. Колядные песни всегда были разнообразны.

На следующий день, после колядного вечера 24 декабря, отмечали сами Колядыпраздник, которого ждали целый год. Отмечать его было принято в кругу семьи, но так как в деревне все были свояками, то и праздновала вся деревня.

Колядовщики несли Солнышко с зажжённой в нём свечой или другим огнём. Солнышко украшено цветными лентами, сухими цветами, соломой с колосьями.

Колядовщики разбрасывают зерна на хороший урожай , посыпают снег цветным толчёным мелом в знак близкого цветения полей, разбрасывают цветные лоскутки, вырезанные в форме листьев и цветков.

На Коляду в старину творился обряд обновления Огня : все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый Живой Огонь. Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи — для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить в гору горящее колесо — символ набирающего силу Солнца — со словами:

  • "Колесо, гори-катись, со Весной Красной вернись!"
  • "В гору катись, с Весной воротись".

В старину, когда живой огонь был единственным источником тепла и света, хозяева гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня. После праздника старый мир не возвращается, а возрождается обновленным.

Также праздновался Щедрый вечер, Богатый вечер народный праздник славян, вечер в канун Старого Нового года по старому 31 декабря (по новому стилю 13 января). На него выбирали самую пригожую девушку, украшали её венком, лентами и во главе с ней ходили по селу. Девушки пели "щедровки" — те же колядки, обращённые к хозяевам, величального характера, с припевом: "щедрый вечер, добрый вечер".

Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами. Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

Согласно народному поверью, как встретишь Новый Год, так его и проведёшь!

Здесь отражены далеко не все поверья и традиции этих волшебных дней.

Данная статья не является религиозной и носит просветительский характер. Материал основан на книге "Мифологические представления древних славян", "Славянская мифология" и других источниках.

Вновь Рождество волшебной сказкой,
В наш дом тихонечко войдёт,
Наполнит сердце тихой лаской
И все невзгоды унесёт!
Семейный праздник пусть отныне
Любовью всех объединит.
И доброта нас не покинет,
И жизнь сияньем озарит!
Пусть мир вокруг цветёт надеждой,
Пусть чист и светел будет он,
Пусть только радостью безбрежной
Всегда наполнен будет сон!
Пусть жизнь всегда бывает в радость,
И пусть тебя забудет грусть,
Пусть не найдёт тебя усталость,
Лишь только счастье будет пусть!

С наступлением зимних праздников люди становятся добрее, сердце наполняется любовью и умиротворением. В ожидании чуда и волшебства проходят все новогодние каникулы. Кто-то верит в Деда Мороза или Санта Клауса, кто-то загадывает заветное желание под бой курантов, кто-то надеется начать с нового года новую жизнь. Атмосфера праздника витает прямо в воздухе. Давайте вместе окунёмся в историю и узнаем истоки происхождения русских святок...

...Христианство пришло к нам в 988 году из Византии. Князь Владимир Красное Солнышко покрестил Русь, вытеснив древнюю религию славян – язычество . Полностью искоренить пережитки языческих верований так и не удалось. Слившись с древнеславянской культурой, христианство дало исключительно своеобразное явление. Многие языческие празднества, ставши христианскими, сохранили элементы дохристианской обрядовости.

Празднование Рождества Христова приходится на 7 января (25 декабря по юлианскому календарю). У древних славян примерно на этот же период приходился Праздник зимнего солнцестояния. Это время, когда день удлиняется, а ночь становится короче. Просыпается природа, начинается ее возрождение. День зимнего солнцестояния - «Коляда» открывал череду рождественских праздников (с 6 по 19 января), которая называлась «Святки». В Святки никто не брался ни за какую работу. Люди верили, что в противном случае жди несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми. До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) По другой версии это слово происходит от старославянского «свиатки» - души предков. Святочные обряды в древности являли собой заклинания на весь год и гадания о будущем . Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. В период святок принято гадать на будущее. Молодые незамужние девушки верили, что с помощью гадания можно узнать свою судьбу и увидеть суженого-ряженого. Мне сразу вспоминается отрывок из поэмы Василия Жуковского «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Церковь очень жестоко осуждает гадающих. По православным канонам гадание — это общение с нечистой силой, с сатаной. Также гадание — смертельный грех. Поэтому тех, кого уличали в гадании и ворожбе, могли и вовсе отлучить от церкви. Святками называется период так называемых «святых» дней, от Рождества и до Крещения...

У меня это время ассоциируется с песней Наташи Королёвой «Зимние месяцы»:

Зимние месяцы, зимние месяцы – долгие вечера.

Ты согревай меня в зимние месяцы, ты мне желай добра.

От Рождества до святого Крещения будем с тобой вдвоём.

Зимние месяцы, зимние месяцы вместе переживём!

Действительно, так приятно проводить зимние праздники в кругу семьи, рядом с близкими и любящими людьми.

Вечер под Рождество назывался Сочельником - от слова «сочиво», что означает кушанье из разваренных зерен пшеницы с добавлением сухофруктов, меда и патоки. Это угощение ставили под образа на сено, как дар нарождающемуся Спасителю. До первой звезды ничего не ели. Шли на Всенощную в храм. Крестьянин приносил в избу охапку сена, которое торжественно складывалось на лавку в «красном углу». Рядом укладывали сноп необмолоченной ржи или пшеницы и кутью - специальную кашу из пшеничных зерен и ячменя. В древности это был дар богу Велесу, а со временем, потеряв языческий смысл, стал восприниматься как символическое изображение Рождества Христова.
Разговлялись после Рождественского поста (28 ноября – 6 января) за пышным, по-русски щедро накрытым столом, где были различные яства и лакомства. Во время праздничного застолья хозяин загадывал об урожае. Гадание заключалось в следующем: из снопа вытаскивали, не глядя, стебель. Если он был толстым, хлеб уродится, если тонким - готовься к неурожаю.

По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. Святки невозможно себе представить без колядок. По словам знаменитого историка Карамзина, был у язычников богом пиршеств и мира. Колядовщиков нельзя было не принять - еще и потому, что можно было услышать много нелестного в свой адрес. Но праздничное настроение делало людей щедрыми, добрыми, гостеприимными и колядовщиков, как правило, обильно угощали.
Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки...

Когда я сама ещё училась в школе, то участвовала в фольклорном ансамбле «Праздник». Наш руководитель, Елена Владимировна Москвитина, многому меня научила. Мы воспроизводили старинные обряды, шили народные костюмы, пели русские народные песни и ставили сценки. Каждую зиму мы ходили по нашему посёлку и колядовали. Колядовщиков ещё называют ряжеными. Мы разучивали специальные весёлые песенки – колядки. Вот, например:

Коляда-моляда

Ты подай пирога,

А не дашь пирога –

Сведём корову за рога!

Заканчиваются весёлые святки Иорданью - водосвятием на Крещение . Самые смелые люди считают своею святою, непременною обязанностью окунуться в прорубь возле Иордани и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр. Несколько недель, отделяющих Крещение от масленицы, назывались «мясоедом» и считались свадебными. В народном календаре выделяется неделя «всеядная», или «сплошная», названная так потому, что церковь разрешает употребление скоромной пищи в течение всей этой недели, даже в среду и пятницу - традиционные постные дни. Вспоминаю некоторые строчки из народной песенки:

Мы Рождествен пост весь проспали, люли весь проспали.

А мы мясоед прогостили, люли прогостили.

Заключительная неделя Рождественского мясоеда называлась «пестрой». Иногда погоду масленицы определяли по «пестрой» неделе: «Какова пестрая, такова и масляна». По церковным правилам в среду и пятницу на «пестрой» неделе нужно поститься, то есть вводится пестрота - «мясоястие перемежается с постом». Народное название недели было обусловлено церковными правилами. Закрепившись, название «потянуло» за собой круг значений, которыми наделено слово «пестрый» в русском языке, - ненадежный, неоднородный. Это привело к некоторым запретам, совершаемых на данной неделе: «Пестрая» неделя считается не вполне счастливым временем, особенно для тех, кто вступает в брак, поэтому в эти дни старались не свататься, не венчаться...

В русском народе очень много интересных обычаев и обрядов, связанных с зимой. Но одно можно сказать точно: зима для русского человека – это всегда веселье, снежки, колядки, смех и гадания!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх