Чем отличаются шелковые ткани. Натуральный шелк – виды ткани, уход и история

Натуральные ткани всегда считались предметом роскоши. Раньше их могли себе позволить только люди высшего класса. Сегодня ввиду доступности и улучшенного благосостояния общества изделия из натуральных волокон можно купить за сравнительно невысокую стоимость. К явным представителям роскошных тканей относится шёлк. Его научились тщательно подделывать, поэтому актуальным становится вопрос: «Как выявить фальсификат?». Поговорим обо всём по порядку.

Особенности шёлка

Натуральный шёлк представляет собой гладкую ткань с глянцевой поверхностью. Материал так и кричит о богатстве, искусном создании и глубокой истории происхождения.

Для того чтобы получить нить шёлка, необходимо размотать кокон шелкопряда тутового. Это светлая бабочка среднего размера, питающаяся в основном листочками шелковицы.

На сегодняшний день на основе шёлка производят постельные принадлежности, нижнее бельё, одежду, бытовой текстиль. Столь широкая популярность сподвигает недобросовестных производителей поставлять на рынок сбыта фальсификат.

Материал натурального типа относится к дорогим, если сравнивать его с синтетикой или даже хлопком. Но, тем не менее, шёлк находится в доступной зоне, приобрести его может практически каждый при желании.

Чаще всего искусственный «шёлк» производится на основе синтетических волокон или вискозы. Очень часто подделка ничем не отличается от натуральной ткани внешне, но она сильно уступает по своим свойствам и качеству.

Чтобы выявить ненастоящий материал, необходимо изучить все виды шёлка и их главные отличия. Затем мы приведём действенную методику, по которой вы запросто отличите оригинал от фальсификата.

Подвиды натурального шёлка

Бархат - его ещё называют шёлковым бархатом, потому что в основу ткани включены нити шелкопрядов. Бархат представляет собой мягкую ворсистую поверхность, к которой обычно всё прилипает ввиду определённой текстуры. В бархатные ткани зачастую включается натуральный шёлк, который и делает ткань такой необыкновенной, переливающейся. Уже в 18 веке в нашей стране начали производить именно «природный» бархат с включёнными ниточками шёлка.

Атлас - если это слово переводить в буквальном смысле, на выходе получится «гладкий», «скользкий». Тип переплетения атласных нитей с шёлковыми впервые изобрели величайшие умы Китая. По сей день технология изготовления только совершенствуется. Выделяют несколько видов атласа: узорчатый, с шёлковым переплетением, тяжёлый, муаровый и другие. Чаще всего из атласа шьют галстуки, занавески, шторы, обивку мебели, платки, церковные одеяния. Свадебные модельеры предпочитают шить платья для невест именно из этой ткани.

Вуаль шёлковая - как можно понять из названия, материал производится из лёгких нитей шёлка. Впервые вуаль произвели во Франции, затем технология разошлась по всему миру. Полупрозрачный материал часто украшают вышивкой, орнаментом, на его основе делают фату для невесты. Вуаль может быть крашеной, белёной, набивной, бесцветной.

Шифон - лёгкий по виду, но крайне тяжёлый по весу полупрозрачный материал. Напоминает мелкую сеточку, которая выгодно подчёркивает свадебное облачение невесты. В шифон ввивают нити шёлка, чтобы придать материалу блеск, лёгкость, воздушность и дороговизну. На ощупь ткань неровная, песчаная, матовая с периодическими отблесками на солнце. Шифон идеально подойдёт для шитья лёгких летних блузок, платьев и сарафанов.

Тафта - плотная ткань, которая прекрасно держит форму. Просвечивающееся полотно крахмалят перед конечным отпуском на полки. Из тафты производят фату для невест и другие виды изделий, которым требуется дополнительная поддержка по форме.

Батист шёлковый - процесс крайне сложен для описания. Сначала тонкие нити шёлка перекручивают в плотные и достаточно объёмные жгуты, затем на основе полученного сырья начинают делать полотно. Батист очень прочный, но при всём этом прозрачный и лёгкий. Впервые его изобрели в 13 веке во Франции, название ткань получила благодаря своему создателю - Франсуа Батисту. С шёлковым батистом гораздо легче работать, нежели с натуральным 100%-шёлком. При этом цена на подвид в разы ниже.

Шёлк гладкокрашеный - сырьё наивысшего качества. В процессе раскручивания нитей получается собрать неповреждённые волокна, благодаря чему конечное полотно выходит довольно плотным, но в то же время лёгким. Из шёлка такого типа изготавливают женские комплекты, нижнее бельё, дорогие постельные принадлежности.

Парча - материя, которая дополнительно драпируется металлическими нитями с серебром, золотом либо другими имитирующими материалами. Волокна имеют шёлковую основу, чаще всего используются для декораций в художественном плане. Раньше парчу ткали с шёлком и настоящими золотыми нитями, но сейчас сложно найти полотно с драгоценными вставками.

  1. Ориентируйтесь на цену, в большинстве случаев качественный материал не может стоить дёшево. Натуральный шёлк в разы дороже синтетических подделок. Настоящий материал приятный на ощупь. Он легко струится по рукам, мягкий и нежный.
  2. Что касается подделки, то она гораздо холоднее и жёстче. Настоящий шёлк славится уникальным качеством. При соприкосновении с человеком материал в короткие сроки обретает температуру его тела.
  3. Также настоящий шёлк очень гигроскопичен, таким образом его можно отличить от подделки. Синтетическая ткань практически сразу намокнет. Что касается цвета, то натуральный шёлк имеет приглушённый переливающийся цвет. Он более естественен.
  4. Искусственная ткань тоже переливается, но при этом она не меняет оттенков. Практически все натуральные изделия мнутся при сжимании, шёлк - не исключение. Причём на настоящем изделии образуются мягкие складки, которые без труда можно разгладить.
  5. Искусственный шёлк сминается гораздо заметнее, в процессе ношения одежды она не распрямится в отличие от оригинала. На ненатуральной ткани остаются заломы, которые практически невозможно разгладить даже утюгом.
  6. Изделия из синтетического шёлка по краям имеют явную сыпучесть материала. При выборе натурального состава стоит опираться на приятные ощущения. Качественный шёлк славится своей уникальной мягкостью и структурой. Она приятна для тела.
  7. Натуральный материал нежный и в некотором смысле тёплый со струящейся структурой. Искусственные изделия такими особенностями не обладают. Ненатуральный шёлк всегда менее мягкий и холодный на ощупь.
  8. Если смять в руках два материала, натуральный и искусственный, то в первом случае качественное изделие практически не помнётся в отличие от подделки. Также настоящий шёлк при обрывании нити имеет ровную структуру. Искусственный материал будет пушиться.
  9. Натуральность изделий можно проверить на прочность. Для этого потребуется взять 2 нити разных материалов. Смочите их и постарайтесь разорвать. Влажные и сухие нити настоящего шёлка одинаково сложно разорвать. Искусственный мокрый материал рвётся легко.
  10. Натуральность материала проверяется горением. Может показаться, что такой способ неприемлем, но с другой стороны он достоверен. Если поджечь два вида материалов, пламя и запах будут значительно отличаться друг от друга.
  11. Натуральный шёлк свернётся в плотный ком. Нить быстро погаснет и запахнет жжёным ворсом. Искусственное изделие будет гореть до конца, причём появится запах горелой синтетики. Также вещи из ненатурального шёлка не теряют формы и размера при длительном ношении. Качественный материал немного усаживается.
  12. Натуральность проверяется посредством выгорания под прямыми солнечными лучами. Подделка не поддаётся такому фактору. Настоящий шёлк спустя определённый срок начинает терять первозданный вид.

Натуральность шёлка можно проверить несколькими достоверными способами, которые были описаны выше. Прежде чем приобретать шёлк, хорошенько подумайте, нужен ли он вам. Натуральный материал требует щепетильного ухода. Если вы сможете правильно ухаживать за вещами, они подарят приятные ощущения. Также при выборе таких изделий нужно учитывать собственный бюджет.

Видео: как отличить натуральный шелк от искусственного

Хотите знать, как ткань ткется? Да просто! Берется большая рама, в нее набиваются гвоздики со всех сторон на одинаковом расстоянии, по вертикали натягиваются нити основы, а переплетать их будут по горизонтали нити утка. Но с самим сотканным шелком еще повозиться надо. Его нужно отварить в мыльно-щелочном растворе, чтобы удалить остатки серицина. Правду сказать, после отваривания шелк теряет до трети от прежнего веса. Его нужно утяжелять специальными растворами. Для каждой шелковой ткани раствор свой. На этом мы останавливаться не будем. Только вспомним о дубовом шелкопряде. При отварке серицин полностью не удаляется, ткань получается толстой, с узелками. Такая ткань называется диким шелком или туссой.
Вообще, сорт ткани зависит от переплетения нитей, потому и шелк имеет разные названия. Вот здесь в заветной тетрадке все о шелковых тканях записано, как положено, в алфавитном порядке!
Атлас. Плотная ткань атласного переплетения. Соотношения утка к основе один к пяти. Впервые соткан, конечно, в Китае, вот образцы, посмотри: легкий для блузок и платьев, матовый с изнанки, блестящий с лица. Двухсторонний, тяжелый, этот хорош для постельного белья. Из него же шьют кимоно и халаты! Атласная ткань имеется на любой вкус: атласный стрейч, атлас муаровый с рисунком и без, одним словом выбор богатый. Ниспадающий, нежный и гладкий, не случайно на первом месте в моей тетрадке.
Бареж. Прозрачный шелк французского происхождения, изготовлен в газовой технике: основа к утку - один к одному. Из барежа шили дамское белье, украшали корсеты, мужские сорочки, панталоны, воротники и манжеты. Позже в бареж стали добавлять прядильные отходы. Ткань, потеряв былой блеск, вскоре вышла из моды.
Бархат. Мягкий, пушистый с лицевой стороны, гладкий и нежный с изнаночной, вот взгляни. В основу вводят ворсовые нити, вытягивая петли- готов петельчатый бархат. Если петли разрезать - получится разрезной, а если ворс двойной и разной высоты - бархат рытый. В 1652-ом в России был создан Бархатный двор. Бархат шел на отделку кресел и диванов, на пошив платьев и кафтанов. Подбивались бархатом шубы собольи, жаль, не носим одежды такие сегодня…
Батист. Тонкая ткань полотняного переплетения. Скрученные нити утка и основы переплетают друг друга, создавая однородную фактуру. Без рисунка и прочих глупостей простой и прочный батист в 13 веке создал прекрасный мастер-ткач - Франсуа Батист. Сегодня батист ткут из хлопка, дешевая ткань используется для изделий разного толка.
Брокатель. Один из примеров узорного ткачества. В нити шелковой основы вплетали шерстяные нити, скрученные с тонкими нитями серебра или злата, следуя задуманным мотивам. Получалась ткань высокого качества. Легкая, полупрозрачная, тонкая всем на диво.
Бурдесуа. Шелковое сырье из поврежденных коконов шелкопряда. Используется как уток в сортах ткани низкого разряда.
Газ. Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:
Газ-иллюзион - самый тонкий;
Газ-кристалл - самый блестящий и яркий;
Газ-марабу - самый жесткий;
Газ-рис - самый мягкий.
Грезет или гризет. Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.
Грогрон. Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. Одна часть слова - «гро» - означает шелк, другая - название места. Потому гродешин - из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин - из Берлина, гродефлоранс - из Флоренции, гродетуар - из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.
Дама. Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение. Дамассе - атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.
Дамаск. Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.
Диаспер. Тонкий золотистый шелк. Основа одна плюс соединительный и рисуночный уток.
Дымка. Легкий прозрачный шелк шелковой нитью вышит - каждый цветок изяществом дышит.
Дюшес. Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.
Жаккард. Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.
Кайосети. Набивные ткани кайосети получили популярность в Японии в У111 веке. Необычайные и оригинальные узоры наносились деревянными формами - манерами. Нередко сочетали набивку с ручной росписью (набиты цветочки метко, тушью написана сакуры ветка, с подписью мастера). На одежду шла ткань кайосети, для ширм же расписывался шелк-рокети, в технике горячего батика, лаконично и тонко. Японские ткани древних времен и средних веков до сих пор поражают потомков.
Креп. Рельефный, полупозрачный шелк с рисунком и без. Основу из туго скрученных нитей переплетают слабо скрученный уток. Креп имеет много сортов и названий: креп-маронн, крепдешин, креп-жоржет. Нежный, легкий и мягкий, шьют в основном из крепа блузки и платья. Крепдешин шасси. Это легкая ткань с эффектом кожи персика. Есть ли у вас по этому поводу версии? Но строго между нами говоря, ткань отваривают с песком в больших чанах. И вот результат!!!
Кэсэ. Ткань китайского узорного ткачества в сочетании с росписью кистью. За много веков до нашей эры китайские мастера достигли высокого качества - тканые птицы, порхающие меж искусно написанных листьев.
Лавабль. Мягкая, струящаяся, полупрозрачная ткань такая. Тонкая, легкая, но высокой прочностью обладает.
Магнул. Образец китайских ткацких законов: шелковая материя с изображением ужасных драконов.
Ткань императора, для каждого дракон свой. А секрет в материю заключен большой. В шелк вплетали волокна тростника, я для мягкости - терли с песком слегка. Красили соком водорослей морских. А нет ли в этой ткани тайн иных? Платью из магнула приписывают силу трех стихий: воды, воздуха и земли. Воздух - это шелковая нить бабочки шелкопряда, прилетевшего из райского сада. Вода - это водоросль морская, цветом жженого золота привлекала. Земля - волокна тростника. Изысканней ткани не придумали пока!
Органди. Тонкая, очень прозрачная ткань. Жесткая и блестящая. Для сари соткали однажды органди в Индии, на родине Тагора и Ганди. В современной моде - вечерние блузоны, жакеты - для одежды разных сезонов, но в основном, конечно, весна-лето.
Паволок. Так называли на Руси шелк, привозимый из Константинополя во времена Вещего Олега. Домашнее убранство, церковные одежды и дамские платья шились, несмотря на хазарские набеги.
Парча. Тяжелый шелк с узором богатым, тканым серебром или златом. Парча была дорогой, ввозилась она, как ни странно, сначала из Византии, Турции и Ирана. Но лучшая парча изготавливалась в Венеции в средние века. В России же атласные ленты и парчу начали ткать в 1594 г. Парчовыми были церковные одеянья, но и знать на нее обращала вниманье. Миром моды правила парча в 70-е годы двадцатого века. Но сегодня, как и вчера, она на первом месте в коллекциях модельеров со всего света.
Петинет. Кружевная шелковая материя - цветочных мотивов феерия.
Плюш. Бархатное шелковое полотно, ворс длинный, густой и пушистый, нежный и мягкий, что шерстка у кошки. Занавес на старинной картине, плюшевый мишка, а сегодня еще и юбка у Ксюши из того же плюша.
Поплин. Плотное, гладкое, одноцветное или с рисунком полотно. Название ткани дало французское местечко одно. Из высококачественной шелковой основы изготавливали поплин дорогих сортов для дам; шелковые очесы в основе плюс хлопчатобумажный уток - и дешевый поплин готов для крестьян.
Репс. Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковй репс был дорогим и водился только в городах, конечно.
Ри. Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки - шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.
Сканый шелк. Спряден из золотой нити с шелком. Дорогая царская ткань работы ручной и тонкой.
Тафта. Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое - уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта - самая старая шелковая ткань, известная человеку.
Твил. Плотный шелк в мелкий рубчик, особенно хорош для подушек.
Флоранс. Шелковая фантазия флорентийских ткачей. Летящая ткань, полупрозрачная - забава для богачей.
Фуляр. Тонкая ткань из некрученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.
Чанча. Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы - в уток.
Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка - тусора. В настоящее время на пике моды. Ваши же мамы носили в шестидесятые годы.
Чо балетное. Жесткое и прозрачное, на первый взгляд невзрачное. Но декораторы и костюмеры оценили «чо» в полной мере. Легкие облака, пачка у балерины, занавес на сцене, пелерина у героини, жабо у героя и еще многое другое.
Шелк. Натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда; как вы знаете, использовалось оно для создания тканей, ковров, нарядов… Длина нити одного кокона - километра два. По мнению Конфуция, шелководство появилось в Китае сперва. До 6 века секрет его сохранялся в тайне, в Европу попадали уже готовые ткани. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, французский глассе, газ, штоф, муслин… Свойства и внешний вид шелка зависят от качества сырья, способов обработки, видом переплетения нитей…и фантазии мастера!

Многое могу еще рассказать про ткани. К примеру, слыхали ли вы о «шан-жане» ? Это китайская техника ткачества, когда используются разного цвета нити утка и основы, получается шелк высокого качества, цвета, допустим, синего, а в складочках - голубого. Это может быть тафта и органза, шандунг и дюпон, одно движение и меняется цвет, ну чем не «хамелеон». Возможно, и по-другому вырабатывается он. Китайские ткачи - народ умелый, секреты хранить всегда умели. Если ж основа вискоза, а уток - шелк, и от одной краски будет толк! Нити разной ткани различного качества поглощают краску по-разному. Вот чудачества! Одна нить получается одного цвета, другая - другого. Все очень просто, но как толково! «Ментенон» , «помпадур» , «дюбарри» - старинные ткани, названные в честь знаменитых фавориток. Будто бы вышиты по атласу растительные орнаменты - букетики из маргариток. Виньетки, гирлянды из роз, пухлые ангелочки в зарослях виноградных лоз. Рокальный орнамент в виде раковин и завитков волн, и каждый мотив движения полн.
Фаворитки формировали вкус двора и Людовика «Солнышко», и Людовика «Льва»! Один говорил: «Государство - это Я!», другой: «После нас хоть потоп!», и каждый старался, как мог. Изо всех сил перещеголять в богатстве и роскоши всех, кто правил до него и на всякий случай, на будущие времена. Самый роскошный, вплоть до нелепости, стиль был создан в эти века. Стилю Людовика 14 подчинена была каждая мелочь, от тканей до ножки стола. Вот вам пример: бант «Лавальер», галстучный узел знаменит только тем, что его завязала на шее Людовика фаворитка Луиза де Лавальер.
Были еще «лицевые» ткани: создавались они в Тебризе, Кашане и Исфахане. Юноши, девушки, сцены из эпосов и преданий, всадники, побивающие драконов и львов; нередки были и изображения птиц и цветов.
Не только одежду шили из шелка, что вы! Для мебельной обивки и стен ткали плотные штофы, шелковые обои, ковры, кружевные шторы, белье, обувь, головные уборы… Из отходов шелкоткачества изготовили первую бумагу, а также вату, утепляли ей видно кимоно и халаты.
Из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, крепкие веревки и тонкие тросы… Высокой крепостью отличается шелковая нить - это без всяких вопросов.
На заре ХХ века началось развитие авиации, и изобретенный Леонардо да Винчи парашют становится настоящей сенсацией. Сотням тысяч летчиков спас жизни шелкопряд - тутовая моль, ангел - хранитель, помогающий всем подряд. Кроме летчиков, спасал он и души другие: прочная шелковая нить издавна применяется в хирургии.
И, наконец, о китайском ткачестве рассказать вам хочу: тема эта интересна, не только ткачу. Ткацкого искусства китайцев примеры датируются вторым тысячелетием до нашей эры! Это самые разные виды шелка, от атласа до органзы, с различным орнаментом, вообрази. Около 50 орнаментов существовало в эпоху династии Тан: «бабочки, резвящиеся среди цветов», оживляли ткань; «лотос и тростник», «дракон и феникс», «пионы», «водяные травы с рыбками», «дворцы и павильоны»…
Шелковые картины - часть культуры Китая. Вэнь Чжэньхэн в своих книгах, к слову сказать, утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно-два таких полотна», на которых пейзажи знаменитых художников, а, кроме того, каллиграфическая надпись украшать полотно должна.

В розничных магазинах практически на каждом втором платке или шарфе из полупрозрачной ткани можно увидеть надпись . При этом цена может быть от 150 руб до 10.000 руб. Не слишком ли большой диапазон цен? И что же НА САМОМ ДЕЛЕ скрывается за этой этикеткой?

Поскольку далеко не каждая женщина может визуально определить настоящий ли это шелк, производители этим часто пользуются. В итоге за этикеткой 100% шелк очень часто оказываются, искусственный шелк, вискоза или, что еще хуже, чистая синтетика. При этом магазины, продающие подобные платки, как правило, сами не умеют отличить материал на подлинность и не хотят этим заморачиваться, ведь им главное продать товар, а не позаботиться о покупателе. К сожалению, среди сегодняшнего изобилия торговых центров, магазины, которым действительно важно, что они продают и которые ценят качество товара и самое главное - своего покупателя, сейчас осталось очень мало. Поэтому, если вы ищете платок, шарф из натурального шелка, а не этикетку с надписью шелк, если вы хотите быть уверены в подлинности материала, вам нужно немного знаний и практики.

На самом деле профессионал может отличить натуральный шелк, лишь прикоснувшись к ткани, но все приходит с опытом…


ОЩУЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ НОСКИ

В полной мере понять и ощутить разницу между натуральными и синтетическими материалами можно только в процессе носки. Шарф даже из самой качественной вискозы не защитит от холода, не обеспечит достаточного доступа воздуха и комфортных условий. Платок или палантин из синтетики (в том числе из акрила) - самое неразумное приобретение. Синтетика абсолютно не дышыт. Поэтому в теплую погоду вам будет душно и жарко, усилится потоотдеение, а в прохладную погоду - вы наоборот замерзнете.

Шарф или платок из натурального шелка действително "ласкает" вашу кожу. Такой шарф «дышит», в нем комфортно в любую погоду. Шелк обладает удивительными и несравненными природными свойствами. Главное из них - терморегуляция, то есть поддержание оптимальной температуры тела для человека. Как шелковый кокон защищает бабочку от непогоды и поддерживает оптимальную температу для ее созревания, также шелк будет защищать и вас. Надев шелковый шарф, его уже не захочется снимать. Вы сразу почувствуете разницу! Также шелк не вызывает аллергию и замедляет процессы старения. И не забывайте главную красоту натурального шелка - как он восхитительно переливается на солнце! Именно переливается, а не блестит как вискоза. прослужит вам долгие годы (5-7 лет), при этом сохранит свой насыщенный цвет и переливы. Со временем он станет любимой деталью вашего гардероба.

Один из самых простых и надежных способов определения материала на натуральность - проба на горение. Обратите внимание на два ключевых момента. КАК горит и ЧЕМ пахнет.

ПРОБА НА ГОРЕНИЕ


ШЕЛК

Возьмите палантин за бахрому или кисть и подожгите ее. Натуральный шелковый шарф почти не горит - лишь слабо тлеет без пламени. В случае если убрать источник огня настоящий шелк прекращает гореть - это основное отличие натурального шелка от вискозы или искусственного шелка. При этом ощущается специфический запах - такой же, как у паленых волос, паленого рога, шерсти, шкуры. На кончике подожженной шелковой нити можно увидеть обугленный шарик - он хрупкий и легко растирается между пальцами.

Сложнее всего шелк отличить от вискозы или "искусственного шелка". Ведь эти материалы были созданы специально для имитации шелка.

ВИСКОЗА

Вискоза была создана для имитации шелка. Это дешевое искусственное сырье. Вискоза хорошо горит, образуя пламя. Если убрать источник огня, вискоза продолжает гореть. Запах жженной бумаги отчетливо слышен. После сгорания нити остается уголек в виде пепла бело-серого оттенка, который тоже легко растирается между пальцев.


СИНТЕТИКА (ПОЛИЭСТЕР, ПОЛИАКРИЛ И Т.Д.)

Любые синтетические волокна быстро горят и плавятся как пластмасса. На конце горевшей синтетической нити медленно образуется пластичная масса. По мере остывания она преобразуется в твердый шарик, который невозможно растереть.

Также одной из распространенных уловок производителей является использование напополам натурального шелка с синтетикой или вискозой, при этом на этикетке также пишется 100% шелк, но себестоимость платка резко сокращается, что хорошо для производителя, а розничная цена остается прежней. Однако такой платок или шарф по всем свойствам сильно уступает натуральному шелковому шарфу. Это тоже самое, если к шелковому платью пришить синтетическую подкладку. Снаружи красиво, но пропадает весь смысл шелка, так как синтетика абсолютно не дышит и вам будет очень некомфортно в теплую погоду, помимо этого обильное потоотделение никого еще не украшало. Любой шарф или платок состоит из продольных и поперечных нитей. Поэтому пробу на горение лучше провести для обоих видов нитей.

ШЕРСТЬ ИЛИ СИНТЕТИКА?


ШЕРСТЬ

Чаще всего за шерсть выдают акрил, либо высококачественный полиэстер, имитирующий шерсть. Проще всего проверить шерсть на натуральность с помощью пробы на горение.

Возьмите палантин за бахрому или кисть и подожгите ее. Обратите внимание на два ключевых момента. КАК горит и ЧЕМ пахнет. Шерсть горит слабо, практически без пламени. Если убрать источник огня, то шерсть сразу же перестает гореть. Ощущается специфический запах паленой шкуры. На конце горелой нити образуется уголек, который легко растирается между пальцами.

Не забывайте, что шерсть - это волокно, созданное самой природой для обогрева и защиты от погодных явлений.

АКРИЛ, ПОЛИЭСТЕР - СИНТЕТИКА

Акрил и высококачественный полиэстер - это 100% синтетика, созданная для имитации шерсти. Однако имитируются только тактильные ощущения, по свойствам синтетика остается синтетикой и не сравниться с натуральной шерстью. Это значит, что в холода или в промозглую погоду палантин из акрила или полиэстера не согреет Вас, ветер и холод будут пробираться сквозь палантин. При этом в теплую погоду вам станет резко жарко и некомфортно, так как синтетика не пропускает кислород. Также синтетика может вызвать зуд, раздражение, аллергию, если у вас чувствительная кожа.

Распознать акрил или полиэстер очень легко. Возьмите палантин за бахрому или кисть и подожгите ее. Любые синтетические волокна быстро горят и плавятся как пластмасса. На конце горевшей синтетической нити образуется пластичная масса. По мере остывания она преобразуется в твердый пластмассовый шарик, который невозможно растереть.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИАЛОВ

Свойства материала

Шелк

Шерсть

Синтетика

Вискоза

Гигроскопичность. Способность впитывать влагу. Параметр влияет на комфорт при носке и степень удержания тепла/прохлады.

высокая, до 40% собственного веса

высокая, до 33% собственного веса. нейтрализует ядовитые вещества, выделяющиеся вместе с потом человека

низкая, не более 5% собственного веса

умеренная, 12-14 % собственного веса

Воздухопроницаемость. Способность пропускать воздух, то есть дышать

повышенная

повышенная

низкая

средняя

Гипоаллергенность. Не вызывает аллергию даже при чувствительной коже

Может вызвать раздражение у людей, склонных к аллергии на шерсть

может вызвать аллергию, в зависимости от состава материала. При чувствительной коже вызывает раздражение и покраснение.

химический состав может стать причиной аллергии

Прочность

высокая прочность, не растягивается, не деформируется

высокая

средняя прочность

высокая прочность, но во влажном состоянии она утрачивается

Эстетика

Шелк отличается не просто своим блеском, а именно переливами (особенно хороши видны при драпировке и при солнечном свете), которыми больше не обладает ни один натуральный или синтетический материал. Переливы шелка сохраняются не весь период носки, в том числе после стирки

Качественная шерсть при правильном уходе надолго сохранит свой внешний вид

Очень быстро теряет внешний вид.

визуально напоминает шелк, может блестеть, но не переливается.

Антибактериальность

антибактериальный, гигиеничен, не притягивает пыль, уничтожает бактерии. Можно использовать для младенцев.

Обладает антибактериальными, противовоспалительными свойствами. Шерсть содержит полезный для здоровья ланолин, который является прекрасным природным антисептиком.

бактериостатична, препятствует размножению бактерий, но не уничтожает их

устойчивы к действию химикатов и микроорганизмов

Электризуемость

не электризуется

не электризуется

накапливают статическое электричество

высокая электризуемость в процессе носки

терморегуляция (Теплота/прохлада)

Шелк - волокно, созданное природой для обеспечения и поддержания комфортной температуры тела для живого организма. Не выпускает собственное тепло человека.

Шерстяные волокна имеют очень низкую теплопроводность, т.е. через шерстяную преграду к телу не проходят ни мороз, ни жар (в сауне, к примеру) и, одновременно, шерсть не выпускает наше собственное тепло и поддерживает очень комфортную температуру тела.

Не согреет в холод, в жару вызывает сильное потоотделение и зуд

Средняя теплоизоляция. Не выдерживает низкие температуры

Степень комфортности при носке

Высокая. На теле как «вторая кожа»

Высокая. Долго сохраняет тепло и комфорт

Низкая. Вызывает зуд, раздражение

Средняя

Шелком называют мягкую и прочную ткань с приятным глянцевым блеском. Технология изготовления нити уникальна – ее получают, разматывая миниатюрные коконы тутового шелкопряда. Секрет изготовления шелка долгое время был известен только в Китае. Несмотря на то, что сейчас благородную ткань изготавливают в Индии, Бразилии и других странах мира, Китай и по сей день остается крупнейшим производителем шелка.

Тафта

Главная особенность (или таффеты) – жесткость и формоустойчивость. Из этого материала шьют нижние юбки и подкладку. Словом «тафта» персы называли любой сотканный материал. Туго скрученные нити соединяются в надежном полотняном переплетении.

Характерные черты:

  • износостойкость;
  • долговечность;
  • приятный глянцевый блеск;
  • формоустойчивость;
  • отталкивание влаги.

Благодаря прочности ткани, из вощеной тафты изготавливали аэростаты и обтягивали ею крылья и оперение некоторых первых самолетов.

Тафта бывает одноцветной, набивной, жатой и гладкой, а также с крупным плетеным рисунком.

Туаль

Туаль начали изготавливать во Франции, чтобы заменить дорогую набивную индийскую ткань чинц. Главная особенность – отпечатанный поверх однотонного полотна цветной рисунок. Популярные сюжеты:

  • цветочные орнаменты;
  • изображения зверей;
  • пасторальные сцены.

Переплетение нитей основы и утка – полотняное. Также туаль изготавливают из натурального шелка. В отличие от хлопкового аналога, шелк более гладкий, блестящий, тонкий и праздничный. Этим материалом часто обивали стены в жилых комнатах.

Шифон

Шифон-шелк

Настоящий шелковый шифон – это дорогой, элитный материал. Очень легкая, слегка песочная на ощупь ткань. Нити для создания шифона плотно скручивают (впрочем, как и для изготовления других легких материй).

Основные свойства:

  • легкость;
  • цветоустойчивость;
  • прочность;
  • гипоаллергенность;
  • гигроскопичность;
  • антибактериальность.

Среди разновидностей шифона можно назвать перламутровый перлшифон, глянцевый атлас-шифон, шероховатый креп-шифон, шифон-жаккард и переливающуюся ткань с эффектом хамелеона.

Чесуча (дикий шелк)

Ткань состоит из полотняного переплетения неравномерных по толщине волокон. Этот материал производят либо из остатков шелковой пряжи и бракованных волокон, либо из коконов не тутового шелкопряда, а бабочки под названием Antheraea mylitta. Материал получается плотным, но легким. Необработанная чесуча имеет желто-коричневую окраску.

Достоинства:

  • доступная цена;
  • прочность;
  • гигроскопичность;
  • эстетичный матовый блеск.

Из чесучи шьют повседневную и верхнюю одежду для любого сезона и климата. В составе нитей сохраняются аминокислоты, оказывающие полезное воздействие на состояние кожи.

Фуляр

Платочная ткань фуляр

Этот тонкий шелковый материал называют платочной тканью. Фуляр появился в XVIII веке в Европе. В переводе с французского языка означает платок. Переплетение ткани очень простое и надежное – полотняное. Фуляр окрашивают в различные цвета, декорируют принтами.

Свойства ткани:

  • антибактериальность;
  • гипоаллергенность;
  • гигроскопичность;
  • драпируемость.

Фуляр нельзя назвать очень прочной тканью. Из этого материала изготавливают занавески, абажуры, шейные платки и палантины, а также аксессуары (искусственные цветы, броши).

Свойства и применение шелка

Рассмотрев различные виды тканей, можно сделать вывод, что главный отличительный признак натурального шелка – мягкий благородный блеск. Волокно имеет трехгранное сечение и преломляет свет, словно призма. Благодаря этому оптическому эффекту, шелковые вещи выглядят легко, изящно, напоминают гладкую поверхность воды.

Недостатки:

  • требуется деликатный уход и осторожная работа с утюгом;
  • шелк следует беречь от солнечных лучей;
  • высокая стоимость.

Из шелка шьют большое количество различных изделий:

  • женскую одежду (блузки, юбки, жакеты, брюки);
  • платья (свадебные, вечерние, коктейльные);
  • мужскую одежду (рубашки, галстуки);
  • белье (корсеты, трусы, бюстгальтеры);
  • домашнюю одежду (халаты, костюмы);
  • постельное белье (наволочки, простыни, пододеяльники, а также декоративные подушки);
  • шторы (ламбрекены, гардины, портьеры);
  • бытовой текстиль (салфетки, );
  • подкладку для верхней одежды (пальто, куртки, шубы);
  • мебельную обивку (кресла, диваны, пуфы);
  • декор и аксессуары (ленты, заколки для волос, шейные платки).

Интересный факт: шелковые нити применяют также в качестве хирургического шовного материала для обработки ран и разнообразных травм.

Тонкости ухода

Шелк – благородный и деликатный материал. Вещи следует беречь от затяжек, когтей животных, воздействия высоких температур. Шелк требует аккуратности и сноровки во время глажки. Для поддержания опрятного внешнего вида ткани следует придерживаться нескольких общих правил:

  • Шелк можно стирать руками, в теплой воде (30 градусов), избегая резкого выкручивания.
  • В стиральной машинке выбирают деликатный или бережный режим (в зависимости от модели техники они называются по-разному). Некоторые стиральные машины оснащены специальным режимом «шелк». Температурный режим соблюдается (30 градусов).
  • Выстиранную ткань следует прополоскать в теплой воде (25 градусов). Также можно добавить уксус (пять столовых ложек на десять литров воды) – этот прием поможет усилить яркость шелка.
  • Материал можно отжимать руками и в машине, только нужно убедиться, что процесс будет щадящим.
  • Шелк сушат в тени на улице либо в хорошо проветриваемом помещении - под воздействием ультрафиолета ткань может изменить цвет. Вещи хорошо расправляют либо вешают на плечики.
  • Ткань держат вдали от отопительных приборов.
  • Шелк гладят несильно нагретым утюгом. Существуют специальные одноименные автоматические режимы для глажки.

При покупке шелка следует опасаться подделок из вискозы либо синтетических нитей. Искусственная ткань блестит тускло, лицевая сторона может быть неравномерной. При сжатии ненатуральный шелк мнется и сохраняет форму заломов. Если поджечь синтетическую нить, она будет пахнуть пластиком, а вискозная – древесиной. Подожженная шелковая нить горит очень медленно, пахнет жжеными перьями, а на конце образуется серый шарик.

Несмотря на высокую стоимость ткани, натуральная шелковая одежда очень популярна. Она считается престижной и подходит как для повседневного ношения, работы в офисе, так и для различных торжественных мероприятий.


Шелк — не только очень распространенная ткань для изготовления одежды, но и часто применяется в дизайне интерьера. Шелк обладает отличными качествами и высоко ценится во всем мире. В этой статье я расскажу как и из чего делают шелк.

Шёлк — мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда.

В настоящее время крупнейшим производителем шёлка являются:

  • Китай — около 50 % всего мирового производства,
  • Индия — около 15 % мирового шёлка,
  • Узбекистан — около 3 %,
  • Бразилия — около 2,5 %.

Тутовый шелкопряд — крупная бабочка с размахом крыльев 40-60 мм. Бабочки тутового шелкопряда, в сущности, практически утратили способность летать, особенно малоподвижны самки. Бабочки имеют недоразвитый рот и на протяжении всей своей жизни не питаются.

После спаривания самка откладывает в среднем от 500 до 700 яиц. Из яйца выходит гусеница (так называемый шелковичный червь), которая быстро растёт и линяет четыре раза. Гусеница развивается в течение 26-32 дней.

Гусеница питается только листьями тутового дерева(шелковицы). Поэтому распространение шелководства связано с местами произрастания этого дерева.

Окукливаясь, гусеница плетёт кокон, оболочка которого состоит из непрерывной шёлковой нити длиной от 300-900 метров.

В самых крупных коконах длина нити доходит до 1500 метров.

В коконе гусеница превращается в куколку. Выход бабочек из коконов наступает обыкновенно на 15 — 18 день после окукливания. Но до этой стадии шелкопряду дожить не дают — коконы держат от 2 до 2,5 часов при температуре около 100 °C, что убивает куколку и упрощает раскручивание кокона.

Волокно шёлка состоит на 75 % из фиброина и на 25 % из серицина. Если рассмотреть волокно под микроскопом, то будут заметны две параллельно идущие нити фиброина с комкообразными налётами серицина на них. Помимо фиброина и серицина в шёлке присутствуют воски и жиры, а также минеральные вещества.
Изготовление шелковой ткани

Волокнистое сырье шелковой нити последовательно проходит несколько этапов:

  • сортировка,
  • растрёпывание (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей),
  • вымачивание и дальнейшая сушка (для удаления серицина),
  • несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную ленту с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс, используемые для получения пряжи с разными свойствами,
  • кручение нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань.

Для придания шёлковым тканям полезных свойств также следует несколько последовательных этапов:

  • отваривание в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5 — 3 часов для окончательного удаления серицина, красящих и жировых веществ;
  • окрашивание,
  • обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 градусов для придания блеска или сочности окраски для окрашенных тканей.

Для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 градусов на протяжении 8-12 часов.

Заключительная отделка для всех видов сырья — это обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.

Шелк имеет некоторые особенности свойственные этой ткани:

  • При длительном воздействии высоких температур ткань становится более хрупкой.
  • После воздействия в течение всего 200 часов ультрафиолетом прочность уменьшается вдвое.
  • Хорошо впитывает воду.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх