Христианские праздники. Какие церковные праздники самые главные Важнейший из праздников православной церкви

Именины в мае: какое имя дать ребёнку, рожденному в мае по православному календарю? Полный список майских имен по святцам Вы найдёте в нашей статье.

Календарь православных женских и мужских имен мая

1 — Антон, Василий, Виктор, Виссарион, Ефим, Иван, Кузьма, Тамара, Феликс.

2 — Антон, Виктор, Георгий, Иван, Матрона, Никифор, Трифон, Христофор.

3 — Александр, Анастасий, Гавриил, Григорий, Николай, Федор, Феодора, Феодосий.

4 — Александр, Алексей, Денис, Иван, Кондратий, Николай, Федор, Яков, Януарий.

5 — Виталий, Всеволод, Гавриил, Дмитрий, Климент, Лука, Платон, Федор.

6 — Александра, Анатолий, Иван, Георгий, Лазарь.

7 — Алексей, Валентин, Елизавета, Иннокентий, Леонтий, Лука, Николай, Савва, Сергей, Фома.

8 — Василий, Марк, Ника, Сергей, Сильвестр.

9 — Василий, Глафира, Иван, Нестор, Николай, Петр, Степан.

10 — Анастасия, Георгий, Иван, Иларион, Мария, Николай, Павел, Петр, Семен, Сергей, Степан.

11 — Анна, Виталий, Кирилл, Максим.

12 — Артемий, Василий, Федот, Филимон.

13 — Василий, Ефрем, Игнатий, Климент, Максим, Никита, Яков.

14 — Герасим, Еремей, Ефим, Игнатий, Макар, Нина, Тамара.

15 — Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Иван, Зоя, Михаил, Роман.

16 — Мавра, Николай, Павел, Петр, Тимофей, Феодосий.

17 — Антон, Афанасий, Валериан, Иван, Кирилл, Климент, Лазарь, Леонтий, Мария, Никита, Никифор, Николай, Пелагея.

18 — Адриан, Ирина, Яков.

19 — Василий, Денис, Иван, Илларион, Касьян, Пахом, Савва.

20 — Антон, Давид, Иван, Илья, Иосиф, Михаил, Пахом, Сидор, Степан.

21 — Адриан, Арсений, Иван, Никифор.

22 — Василий, Гавриил, Дмитрий, Иосиф, Николай, Христофор.

23 — Анисим, Василий, Лаврентий, Симон, Таисия.

24 — Александр, Иосиф, Кирилл, Мефодий, Михаил, Никодим, Ростислав.

25 — Герман, Денис, Иван, Петр, Семен, Федор, Филипп.

26 — Александр, Василий, Гавриил, Георгий, Гликерия, Ефим, Иван, Ирина, Макар, Никифор, Сергей, Тарас, Феодосий, Христофор.

27 — Леонтий, Максим, Никита, Петр, Сидор.

28 — Анастасия, Дмитрий, Игнат, Пахом.

29 — Александр, Аркадий, Георгий, Ефрем, Касьян, Лаврентий, Модест, Муза, Николай, Петр, Федор.

30 — Адриан, Афанасий, Евдокия, Ефросиния, Николай, Степан, Феофан.

31 — Александра, Анастасий, Андрей, Василий, Давид, Денис, Клавдия, Лев, Макар, Матрона, Михаил, Павел, Петр, Семен, Фаина, Федор, Федот, Христина, Юлиан, Юлия

Церковные православные праздники в мае

Блаженная Матрона Московская

Свт. Афанасий Великий

15 мая церковь вспоминает одного из святых отцов – святителя Афанасия, архиепископа Александрийского, жившего в III-IV вв. С детских лет он отличался большим благочестием и стремлением к изучению Священного писания. Патриарх Александр наблюдал за его духовным ростом и со временем посвятил в сан диакона и пресвитера. После смерти патриарха Афанасий в 28-летнем возрасте был избран его преемником. 47 лет святитель управлял Александрийской Церковью, особенно крепкой ее поддержкой он был в годы гонения на христиан. Он мирно скончался в 373 г., оставив после себя многочисленные богословские сочинения.

Св. страстотерпцы Борис и Глеб с житием

В этот же день вспоминается перенесение в Вышгородский храм мощей , во святом Крещении Романа и Давида, убитых по приказу своего брата Святополка в 1015 г.

Память празднуется 21 мая . Один из ближайших последователей Иисуса Христа, Иоанн был единственным из учеников, кто не оставил Господа во время Его распятия. Апостол прожил более ста лет, проповедуя Евангелие во многих странах. Празднование установлено в воспоминание ежегодного исхождения в этот день на место его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.

Св. ап. и евангелист Иоанн Богослов

22 мая – день перенесения мощей , архиепископа Мир Ликийских, из Мир в итальянский город Бари. Это событие произошло в 1087 г. во избежание осквернения святыни мусульманами.

Свв. равноапп. Кирилл и Мефодий

Общий день памяти отмечается 24 мая . Братья, родившиеся в греческом городе Солуни, хорошо знали славянский язык и перевели на него многие богослужебные книги. В конце IX в. они установили славянское богослужение в Моравии, при этом Мефодий стал архиепископом Моравии и Паннонии, он же крестил чешского князя Борживоя и его жену Людмилу. В этот день празднуется тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Христианство, как и любая религия, в определенные дни календаря чтит святых или отмечает события в жизни церкви. Христианские праздники коренятся в древние обрядовые традиции, связанные с конкретными этапами, видами хозяйственной деятельности, годовым астрономическим или календарным циклом. Условно их разделяют на всехристиянські (признанные православной, католической, большинством протестантских церквей) и конфессиональные (отмечаются только отдельными конфессиями). Важнейшие из них относятся к двунадесятых праздников - двенадцати важнейших после Пасхи праздников, которые церковь отмечает торжественными богослужениями.

Рождество Христово. Это один из основных праздников христианства, связанное с рождением Иисуса Христа. В католицизме оно отмечается 25 декабря, в православии (относится к двунадесятых праздников) 7 января. Утверждаясь в разных странах, этот праздник вобрал в себя обряды и обычаи других религий, народных праздников, приобретая новые черты, которые соответствовали христианским догмам.

Сама традиция Рождества своими источниками достигает в первобытные культовые действия. Главную роль в его догматическом смысле церковь отводит учению о рождении Иисуса Христа, который появился, чтобы искупить грехи людей, указать человечеству путь к спасению. Ведь в Древнем Египте, например, 6 января праздновали день рождения бога воды, растительности, обладателя загробного мира Осириса. В Древней Греции того же дня праздновали рождение Диониса. В Иране 25 декабря отмечали рождение бога солнца, чистоты и правды - Митры.

В Киевской Руси праздник Рождества Христова пришло вместе с христианством в X веке. и слилось с зимним древнеславянским праздником - святками (длились на протяжении 12 дней - с 25 декабря (7 января) до 6 (19) января). Православная церковь всячески пыталась заменить их праздником Рождества Христова, но существующие у восточных славян праздники и обычаи укоренились настолько глубоко, что она вынуждена была совмещать церковные праздники с народными. Так, колядки церковь соединила с евангельским повествованием о вифлеемскую звезду, которая возвещала о рождении Христа. "Языческих" колядки превратились в хождение христославів со звездой по домам. К прославлению Христа широко привлекали детей. Верующие благодарили им подарками.

С 1990 года. день Рождества Христова является официальным праздничным днем на территории Украины.

Крещение Господне (Водохрища, Водосвятие, Богоявление). Оно является одним из главных праздников в христианстве. В православии принадлежит к двунадесятых праздников. Католики отмечают 6-го, православные - 19 января. Введено оно в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Его еще называют Богоявлением, поскольку, согласно Евангелию, во время крещения на Иисуса сошел с небес Бог-Дух Святой в виде голубя.

В христианстве оно было введено во 2-й половине II ст., и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым. В IV ст. этот день начали праздновать отдельно. Церковь рассматривает его как "праздник просвещения" народов, поскольку, согласно учению, именно с крещения Иисус начал просвещать их светом евангельской истины.

Этот праздник всегда отмечали очень торжественно. Главный его обряд-это освящение воды в церкви и в проруби. К проруби отправлялся крестный ход, звучали торжественные молебны. Освящение воды в храмах совершается и в наши дни.

Окропление водой существовало во многих дохристианских религиях. Одухотворюючи явления природы, люди одухотворяли и воду как важный источник жизни. Христианство на ранних стадиях своего развития не знало обряда крещения, оно его заимствовало несколько позднее из древних культов, которые обряда "очистки" человека от любой "скверны", "нечисти" с помощью воды отводили важную роль. Согласно древним верованиям вода очищала людей от "нечистой силы", "демонов". Поэтому у древних народов существовал обычай окроплювати водой новорожденных.

Сретение. Отмечают его как один из двунадесятых праздников 15 февраля по случаю встречи (сретения) праведника Симеона с младенцем Иисусом, которого родители принесли в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения для представления Богу. Именно тогда Симеон предсказал Иисусу его посланницьку миссию Спасителя людей. Об этом говорится в Евангелии от. Луки. Вводя праздник, церковь заботилась не только о распространении идей христианства, но и о "правды фактам" биографии Христа, подчеркивания обязанности верующих приносить в храм младенцев в течение 40 дней после рождения. Кроме того, церковь пыталась оградить христиан от древних культов, поскольку римляне в феврале отбывали "очищение", покаяние, соблюдали пост, считая, что перед началом весенних полевых работ необходимо "очиститься от грехов" и "нечистой силы" жертвоприношениями духам и богам. Главный очистительный обряд приходился на 15 февраля, когда люди с факелами в руках изгоняли злых духов зимних холодов и болезней.

Сторонники православия длительное время не признавали Сретение. Позже они придали ему значение праздника очищения. Именно таким оно предстало на Руси, утвердившись, в основном, как церковный праздник. В народном сознании Сретение знаменовало конец зимы и начало весенних хозяйственных забот, о чем свидетельствует и народное поверье: "на Сретенье зима с летом встречается".

Вход Господень в Иерусалим. Это дванадесяте праздник отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой. Бытовая его название Вербное воскресенье, перед днем страстной недели, приуроченного "упоминаниям о страданиях Христа".

По календарю оно непосредственно примыкает к Пасхе и не имеет постоянной даты. Введено оно в IV ст. как важный этап подготовки к Пасхе. В основе библейская легенда о въезде Иисуса Христа с апостолами в Иерусалим, сопровождаемый творением чудес. Народ радостно приветствовал Сына Божьего пальмовыми ветвями.

На Руси ритуальное значение пальмовых ветвей перенесено на ветки вербы, которые распускаются в это время, и, согласно народному поверью, защищают от злых духов. Празднование входа Господня в Иерусалим призвано побудить верующих открыть свои сердца для учения Христа о воскресении и вечное спасение, как это сделали жители Древнего Иерусалима.

Вознесение Господне. Отмечают его на сороковой день после Пасхи. А сам момент вознесения на небо воскресшего после казни Христа завершает его земную биографию. В быту очень распространено и осталось сугубо церковным. Своим содержанием порождает у верующих мысль о бренности земной жизни и нацеливает их на христианское подвижничество ради достижения "вечной".

Христианская теология утверждает, что вознесение Христа открывает праведникам путь на небо, в воскресение после смерти. Эта идея существовала еще задолго до возникновения христианства. Верования в вознесении на небеса людей, героев и богов были распространены среди финикийцев, иудеев и других народов.

Троица (Пятидесятница). Праздник, установленный в честь сошествия Святого Духа на учеников Христа в пятидесятый день после его воскресения, вследствие чего они заговорили на разных языках, которых прежде не знали. Призвано сосредоточить внимание верующих на голосе церкви, которая несет "Божье слово", привлечь их к проповедованию христианства другими "язык", то есть другим народам. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи. В православии принадлежит к двунадесятых праздников.

Представление о божественной троице существовали задолго до христианства. В процессе становления христианской религии возникла необходимость связать ее со сказаниями Ветхого Завета. Поэтому в новозаветных книгах Христа представлено как сына древнееврейского бога Яхве, как ипостась единого Бога, что засвидетельствовал шаг христианства от политеизма к монотеизму. Соответственно христианство позаимствовало много иудейских праздников, в том числе праздник Пятидесятницы. У древних евреев оно возникло с переходом их к земледелию и было связано с завершением жатвы, которые продолжались "семь седмин", то есть семь недель, сопровождалось приношением хлеба из нового урожая местным полевым духам и божествам. Христианство дало ему новое обоснование.

В большинстве восточных славян праздник Троицы слился с местным праздником семиком (другое название - "троицу"), позаимствовав его бытовой смысл. Древние славяне семик связывали с завершением весенних работ, пытаясь задобрить духов растительности в период цветения и жатвы. Важным элементом православного праздника Троицы поминовение духов умерших родственников (поминальная суббота). В Украине с 1990 года. Троица является официальным праздничным днем.

Спас. Это один из трех праздников, посвященных Спасителю Иисусу Христу. В его основе евангельское повествование о преображении Христа, который в конце своей земной жизни привел своих учеников (Петра, Иакова, Иоанна) на гору и во время молитвы полностью изменился: лицо его засияло, одежда его стал белым, блестящим, а голос с неба подтвердил его божественное происхождение. Христианское учение утверждает, что Иисус хотел закрепить в учениках веру и доказать им, что он действительно Сын Божий.

Именно с этим событием связан праздник Преображения ("яблочный" спас), который отмечают 19 августа. В этот день не только славят Иисуса Христа, но и освящают яблоки, другие фрукты (по народному обычаю, с тех пор их можно потреблять).

Важная особенность Спаса, как и многих других праздников, заключается в сочетании христианского пафоса с календарной обрядностью и обычаями очищения от злых духов. Например, во время празднования "медовый" спасу ("маковея"), которое происходит 14 августа, в церкви освящают свежий мед. Установлен в 1164 г. в честь победы византийцев над мусульманами. Особенно почитаем этот день в отечественном православии, поскольку считается, что именно 14 августа крестился великий киевский князь Владимир. Третий - "хлебный" спас отмечают 29 августа, приурочивая его к окончанию жатвы и начала озимого сева. Христианство связывает его с чествованием нерукотворного образа Христа, запечатленного на полотенце и переданного им Авгарю, царю Эдессы.

Во многих приходах Спасу праздника есть и престольными (храмовыми).

Воздвижения Креста Господня. Один из двунадесятых праздников, посвященных культу Креста как символа христианской веры. С крестом церковь связывает несколько событий. По преданию, римский император Константин перед одним из крупнейших своих сражений имел видение: на небе осиянный крест с надписью "Этим побеждай!". Той же ночью императору явился во сне сам Иисус Христос и посоветовал взять в сражение знамя с изображением креста. Константин так и сделал, кроме того, приказал своим легионерам нарисовать знак креста на щитах. В битве Константин одержал победу и с тех пор уверовал в чудодейственную силу креста, хотя исторические факты свидетельствуют, что в ознаменование победы Константин повелел отчеканить монеты с изображением языческих богов, которые, как он верил, помогали ему в битве с врагами.

Церковь установила этот праздник в память о получении матерью римского императора Еленой в IV ст. креста, на котором был распят Иисус Христос. Чтобы его видел народ, крест подняли (воздвигли) на горе Голгофе, где Христос был казнен, а на месте, где крест был найден, построили храм, освящение которого состоялось 13 сентября 335 г.

Воздвижение Креста Господня торжественно отмечается 27 сентября. Оно сопровождается пышными ритуалами. Во время богослужения выносят украшенный цветами крест и устанавливают его посередине храма. Церемония сопровождается звоном, церковными песнопениями.

Верующие почитают крест как символ христианства как символ искупления, страдания и спасения, считая, что каждый человек, как и Христос, должен преодолеть свой "крестный путь".

Богородичные праздники. Они охватывают праздника в честь Девы Марии - матери Иисуса Христа (Богородицы). Это Рождество Богородицы, Введение в храм Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, праздник Успения, Покрова (первые четыре относят к двунадесятых) и много праздников в честь "чудотворных" икон Богородицы.

В чествовании Марии Богородицы имеющиеся следы почитания древними народами богини земли, которая родила спасителя, божьего сына - бога растительности. На создание образа христианской Богородицы оказали представления древних египтян о богине Ізіду. Христианство изображает Богородицу "царицей небесной", крылатой небожителькою, "окутанной в солнце". На голове у нее венок из двенадцати звезд. Древнеегипетскую богиню Ізіду также изображали царицей небесной, считая, что она родила божественного сына, спасителя Гора. Христианская Богородица имеет общие черты с богиней сирийцев и финикиян Астартой.

Древние народы поклонялись этим богиням, считая их божествами плодородия земли и скота, заступницями земледелия.

Из дохристианских религий позаимствовала церковь и идею непорочного зачатия. Согласно мифам народов Древнего Востока от непорочных матерей родились Митра, Будда, Заратуштра. Именно эти мифы и послужили к созданию христианской легенды о "непорочное зачатие" Девы Марии.

Рождество Богородицы (Малая Пречистая). Церковь связывает его с древними земледельческими осенними праздниками, приуроченными к завершению уборки урожая. В этот день подчеркивается, что Божия Матерь является большой праведницей, помощницей и заступницей людей, покровительницей сельского хозяйства, которая "рождением Христа" сделала первый шаг к их "вечного спасения". Празднуют 21 сентября.

Введение во Храм Богородицы. Связано с преданием трехлетней Марии на воспитание в Иерусалимский храм. Устанавливая этот праздник, церковь преследовала прежде всего цель убедить родителей в необходимости приводить в церковь ребенка в раннем возрасте. Празднуют 4 декабря.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Празднуют его по случаю получения Марией вести от архангела Гавриила, что она родит ребенка от Святого Духа. На Руси этот праздник церковь связывала с началом весенне-полевых работ ("освящение" семена и пр.) и приметами о будущем урожае. Празднуют 7 апреля.

Первая Пречистая. Церковь отмечает его как день памяти Божьей Матери. Церковное толкование этого праздника много чем напоминает давньосирійське сказания о смерти Кибелы - богини плодородия. На Руси праздник Успения слилось с древнеславянским языческим праздником сбора урожая и принесение хлеба и плодов в жертву духам. Празднуют 28 августа.

Покрова Богородицы. Это праздник связан с видением Богородицы, которое якобы появилось в 910 г. во Влахернском храме Богородицы в Константинополе. Во время ночного богослужения юродивый Андрей, принят к лику святых, и его ученик Епифаний якобы видели, как Богоматерь, которую обступили ангелы и святые, появилась над ними, помолилась о спасении мира от бед и страданий, распростершееся над всеми белое покрывало.

На Русь праздник пришел вместе с православием, церковь использовала его для вытеснения осенних языческих праздников, что устраивались по окончании полевых работ. Отмечают его 14 октября.

В Украине праздник Покровы очень уважаемое, оно впитало традиционное почитание женщины, матери, женского начала в целом, олицетворяемого в образе земли-матери. Особым было отношение к этому празднику украинского казачества.

Пасха (Пасха). Это одно из самых значимых христианских религиозных праздников. Установлен он первыми христианами в память о страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа.

Исторически праздник происходит от обычая некоторых древних народов Ближнего Востока (вавилонян, египтян, евреев), которые занимались скотоводством, приносить во время весеннего праздника в жертву духам ягнят, телят с первого приплода. Они верили, что этим задабривают злых духов, и те уже не будут уничтожать скот и насылать на нее болезни. С переходом к земледелию как искупительную жертву духам приносили испеченные из зерна нового урожая хлеб, лепешки, фрукты и тому подобное. Эти земледельческие праздники слились с скотарською Пасхой и переняли ее название. их объединяло надежду на чудодейственную добрую силу божеств, которые умирают и воскресают.

Христианство позаимствовало эту традицию, воплотив ее в учении о жертвенной смерти Иисуса Христа. Но основная идея - самопожертвование Бога ради людей сохранилась. Религиозная суть обряда осталась такой, как и тысячелетия назад: принесением жертвы очистить людей от зла, болезней, несчастий и трагедий.

Идея спасения, хотя бы после смерти, получила значительное распространение, особенно среди простонародья. Образ Христа, который добровольно принял мученическую смерть, словно призывает терпеть земные страдания. Утверждаясь и развиваясь, христианское учение разработало церемонию празднования Пасхи, и с II ст. этот праздник стал одним из главных.

Неделя перед Пасхой называется Великим, или Страстной, поскольку его дни связанные со Страстями Господними. Особенно важные дни наступают с четверга, который называют "чистым". Он связан с Тайной Вечерей Иисуса Христа с апостолами.

Материальным воплощением воскресения являются пасхальные яйца (в Украине - крашенки, писанки) символ жизни, весны, солнца, в христианстве символ искупления греха человека.

В Киевской Руси празднование Пасхи было введено в X веке. Здесь оно слилось с местными славянскими весенними праздниками. Древние славяне весной перед началом сельскохозяйственных работ устраивали праздник солнца, что "воскресает". В те дни они приносили жертвы духам и божествам растительности, стремились удовлетворить духов умерших предков. Христианская Пасха впитала в себя многие из древнеславянских религиозных обрядов, в том числе общественные семейные трапезы, в которых готовили хлеб, сыр, яйца, копченое мясо и тому подобное.

Поскольку в раннем христианстве празднование воскресения Христа совпадало с иудейской Пасхой, на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборах было решено праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния, которая наступала или в день весеннего равноденствия (21 марта), или после него. Но обязательным было празднование Пасхи в другой день, чем у иудеев. По лунному календарю весеннее полнолуние приходится на одно и то же число, за солнечным на разные числа и даже в разные дни недели. Поэтому Пасха не имеет точно установленного календаря. Отмечают его в пределах 35 дней.

Для более точного определения даты празднования Пасхи на каждый год были сделаны соответствующие вычисления, которые называют пасхалиям. В православии они остались неизменными до сих пор. В католицизме формула этих вычислений претерпела некоторые изменения, поэтому не всегда обе церкви празднуют Пасху одного и того же дня.

Православная Церковь имеет свой календарь. Он отличается от нашего - например, год начинается в сентябре, а не январе. В Церковном календаре свои - Церковные - праздники. Какие есть главные праздники в православии? Сколько вообще праздников в христианстве? Что такое двунадесятые праздники? Рассказываем самое главное, что нужно знать.

Православный календарь: что это?

Церковь живет по так называемому Юлианскому календарю: годичному циклу, в котором столько же дней, сколько в нашем «обычном» календаре, и вообще все точно так же, с той только разницей, что начало года (и Церковное начало года) - 1 сентября, а не в январе.

Каждый день в Церкви - это память о каком-либо событии или святом. Например, 7 января вспоминается (правильнее сказать - празднуется) Рождество Христово. И таким образом Церковь за год «проживает» все основные события своей истории, земной жизни Христа, Богородицы, Апостолов, а также вспоминает всех своих святых - не только самых почитаемых (например, ), но вообще всех. У каждого святого есть свой день памяти и каждый день в году является памятью - праздником - того или иного святого и чаще всего, за день вспоминаются не один, а несколько святых.

(Например, взять 13 марта - это день памяти десяти святых: преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, преподобного Василия исповедника, священномученика Арсения митр. Ростовского, священномученика Нестора епископа Магиддийского, преподобных жен Марины и Киры, священномученика Протерия патриарха Александрийского, преподобного Иоанна-нареченного Варсонофием еп. Дамасского отшельника Нитрийского, преподобномученика Феоктириста игумена Пеликитского, блаженного Николая Саллоса Христа ради юродивого Псковского)

Получается, если светский календарь делится на праздничные и непраздничные дни (и праздничных в нем совсем мало), то Церковный календарь состоит сплошь из праздников, поскольку каждый день вспоминается то или иное событие и празднуется память того или иного святого.

В этом есть отражение всей сути христианского бытия, когда радование о Господе и святых Его происходит не в какие-то отдельные дни недели или года, а постоянно. В шутку или нет, но в народе даже родилась пословица: «У православных - каждый день праздник». Вообще-то, это именно так. Хотя, есть исключения: некоторые дни Великого Поста, требующего особого сосредоточения.

Икона «на каждый день года» - изображение по возможности всех святых и главные Праздники Церковные

Какие праздники бывают в христианстве

Если говорить совсем общими словами, то Праздники в православной Церкви можно разделить на такие «категории»:

  • Пасха (Воскресение Христово) - главный праздник.
  • Двунадесятые праздники - 12 праздников, которые напоминают об основных событиях в жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Часть из них отражены в текстах Нового Завета (Евангелии или Деяниях Апостолов), а часть (Рождество Божией Матери, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня) взяты из Церковного Предания. Большинство из них имеют определенную дату празднования, но некоторые зависят от даты празднования Пасхи. Подробнее о каждом Двунадесятом празднике мы рассказываем ниже.
  • Пять великих недвунадесятых праздников . Обрезание Господне и память святителя Василия Великого; Рождество св. Иоанна Предтечи; Память апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Покров Пресвятой Богородицы.
  • Любой воскресный день в году - как прямое напоминание о Воскресении Христовом.
  • Средние Праздники : Дни памяти каждого из Двенадцати апостолов; Обретения честной главы Иоанна Предтечи; Дни памяти святителей Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца, а также - 40 Севастийских мучеников. Память Владимирской и Казанской икон Божией Матери. Кроме того, средним праздником для каждого храма является его Престольные праздники. То есть, память святых, в честь которых освящен алтарь или алтари, если их в храме несколько.
  • Малые Праздники : все остальные дни.

Главные праздники в православном христианстве

Пасха, Воскресение Христово

Когда празднуется Пасха: в первое воскресенье после полнолуния, не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта

Главный праздник - праздников Праздник. Память о Воскресении Христовом, которое является центром всего христианского вероучения.

Во всех православных храмах праздник Пасхи отмечается ночными богослужениями и торжественным крестным ходом.

Подробнее о празднике Пасха на Википедии

Даты празднования Пасхи 2018-2027 гг.

  • В 2018 году: 8 апреля
  • В 2019 году: 28 апреля
  • В 2020 году: 19 апреля
  • В 2021 году: 2 мая
  • В 2022 году: 24 апреля
  • В 2023 году: 16 апреля
  • В 2024 году: 5 мая
  • В 2025 году: 20 апреля
  • В 2026 году: 12 апреля
  • В 2027 году: 2 мая

Рождество Пресвятой Богородицы

Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября, так что Рождество Богородицы - это первый Двунадесятый праздник в Церковном году. Во время него, как и во все Богородичные праздники, священнослужители облачаются в голубое.

Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - единственный двунадесятых праздник, который не связан напрямую с годами жизни Спасителя или Богородицы. Вернее, тоже связан, но не напрямую: в этот день Церковь вспоминает и празднует обретение Креста Господня, которое произошло в 326 году возле Голгофы - горы, где был распят Иисус Христос.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Еще один Богородичный праздник из числа двунадесятых в православии. Установлен в память о дне, когда родители Пресвятой Богородицы - святые праведные Иоаким и Анна - привели ее в Иерусалимский храм, во святая святых которого она жила вплоть до своего обручения с Иосифом. Все эти годы она была питаема пищей с неба, которую приносил ей архангел Гавриил.

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

Рождество Христово

Рождество во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа - второй, наряду с Пасхой, - Праздник, который предваряется многодневным (40 дней) постом. Как и Пасху, Церковь отмечает Рождество торжественным ночным богослужением.

Это самый главный после Воскресения Христова праздник в православии.

Крещение Господне

В этот день Церковь вспоминает и празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан Предтечей Иоанном Крестителем.

Икона Крещения Господня

Сретение Господне

Этот Праздник установлен в память о дне, когда Богородица и Иосиф принесли в первый раз в храм младенца Иисуса - на 40-й день после Его рождения. (Это было исполнение закона Моисеева, согласно которому родители приносили в храм своих первых сыновей - для посвящения Богу).

Слово «Сретение» значит «встреча». Это был день не только принесения Иисуса во храм, но и встречи - там, в храме, - старца Симеона с Господом. Благочестивый старец дожил к тому моменту почти до 300 лет. За 200 с лишним лет до этого до этого он работал над переводом Библии и усомнился в правильности текста в книге пророка Исаии - в том месте, где говорилось, что Спаситель будет рожден от Девы. Симеон подумал тогда, что это описка и на самом деле в виду имелось слово «молодая женщина», и в своем переводе хотел учесть это, но ангел Господень остановил старца и уверил, что тот не умрет, пока своими глазами не увидит сбывшееся пророчество пророка Исаии.

Так оно и стало.

Икона Сретения Господня

Благовещение Пресвятой Богородицы

В этот день Церковь вспоминает и празднует день, когда архангел Гавриил принес Деве Марии весть о том, что она станет матерью по плоти Спасителя нашего Иисуса Христа.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

Когда празднуется: ближайшее воскресенье перед Пасхой

Праздник установлен в память о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке. Народ восторженно встречал Его. Многие считали, что Спаситель избавит их от ига Римской империи и в первую очередь ждали от Него именно этого. Он пришел не для этого и через несколько дней Христос был осужден и распят…

Вознесение Господне

Когда празднуется: 40-й день после Пасхи

В этот день Церковь вспоминает и празднует Вознесение Спасителя на небо. Это случилось на 40-й день после Его воскресения - и после того, как Он на протяжении этих сорока дней являлся Своим апостолам.

День Святой Троицы

Когда празднуется: 50-й день после Пасхи

Это память о дне, когда на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков и «исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».С момента сошествия Святого Духа Апостолы могли говорить на любых языках с любыми народами - чтобы нести Слово Божие во все концы света.

И совсем скоро - и вопреки всем гонениям - христианство стало самой распространенной религией в мире.

Храм Живоначальной Троицы на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. День Святой Троицы - престольный для этого храма праздник.

Преображение Господне

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь празднует момент, который, как и большинство других Двунадесятых Праздников, описан в Евангелии. Явление Божественного величия Спасителя перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе. «Просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Икона Преображения Господня

Успение Богородицы

Для христиан смерть земная - не трагедия, но врата в жизнь вечную. А в случае со святыми - праздник. А Успение Пресвятой Богородицы - двунадесятый Праздник - один из самых чтимых Церковью. Это последний двунадесятый праздник в годичном цикле православной Церкви.

Икона Успения Пресвятой Богородицы

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Многие граждане нашей страны считают себя православными христианами. Они чтут традиции предков и отмечают православные праздники. Им наверняка будет интересно узнать, какие будут церковные праздники в мае 2018 года.

Важные церковные события мая

В последний месяц весны все православные будут отмечать два очень важных праздника:

  • 17.05.18 — Вознесение Господне;
  • 27.05.18 – Троица.

Кроме этого, будет два дня поминовения усопших:

09.05.18 День поминовения усопших воинов
26.05.18 Троицкая суббота

С 28.05.18 по 03.06.18 пройдет сплошная Троицкая седмица. Она примечательна тем, что в пятницу и среду не надо будет поститься.

Вознесение Господне

Этот праздник широко известен всем православным христианам в России. Он всегда отмечается в четверг, так наступает на сороковой день от Светлого Воскресенья. В 2018 году праздник приходится на 17.5.18 г.

В разных местах это торжество имеет различные названия:

  • Спас;
  • Спасов день;
  • Вознесеньев день;
  • Вознесенье.
  • В церковном календаре он значится, как — Вознесение Господне.

Очень часто с ним связывают прощание с весной.
Когда упоминают этот день, сразу вспоминаются некоторые моменты, связанные с этим торжеством:

  • поминальные хлебцы;
  • торжественное богослужение в храмах;
  • «Небесные лесенки»;
  • поминовение усопших;
  • поминальные блины и др.

Этот день принадлежит к двунадесятым праздникам и отмечается не только в России, но и в Европе. Этот праздник напоминает нам о том, как около двух тысяч лет назад Сын Божий вознесся на небеса. Новый завет подробно описывает этот момент. Как известно, воскресший Иисус не один раз являлся перед взором своих учеников. Когда наступил сороковой день, он обратился к ним с просьбой собраться в древнем городе Иерусалим. В присутствие своих апостолов он снова вознесся в небо. Правда, после этого с небес спустилось два ангела, которые были одеты во все белое. Они поведали ученикам, что их учитель обязательно вернется. На самом деле в Евангелиях от Марка и Луки рассказывается о том, что Иисус заранее рассказывал своим ученикам о своем Вознесении.

До конца четвертого века Троица и Вознесение были одним торжеством. Затем эти праздники были разделены.

Как отмечают Вознесение

Праздник отмечают 10 дней. Среду называют днем предпразднства. Во всех церквях совершают обряд отдания Светлого Воскресения. Служба ведется всю ночь. Священнослужители читают стихиры Цветной триоди. Утром звучат паремии из Евангелие от Марка. Следующие дни называют попразднеством. В церквях священники прославляют Вознесение Спасителя на небеса. В пятницу совершается обряд отдания Вознесения. Начиная с Пасхи и до Вознесения, священнослужители одеты в белые одежды.

Среди прочих действий в этот день принято вспоминать усопших. В России раньше существовала традиция – хозяйки делали из теста «небесные лесенки» для того, чтобы умершие родственники могли легче добраться до рая. Было принято приносить их на могилы предков. Иногда их относили прямо в поле. Считалось, что это способствовало хорошему урожаю. Лесенки помогали зерну быстрее подниматься к небу.

Также на Руси существовала традиция печь «Христовы лапотки» — это блины, изготовленные особым образом. Древние предания гласили, что Иисус в промежутке между Пасхой и Вознесением обходит всех верующих. Ему «на дорожку» и пеклись эти кулинарные изделия.

На Вознесение не разрешается работать. Обычно верующие ходят в гости или приглашают самых близких людей к себе в дом.

Еще в этот день существовала традиция помогать убогим. Считалось, что под видом таких людей может ходить сам Спаситель.

Также запрещалось плевать и мусорить, чтобы случайно не навредить Иисусу, который в это время под видом нищего ходит среди живых людей.

Приметы на Вознесение

День Святой Троицы

Также относится к двунадесятым праздникам. Он имеет переходящую дату и празднуется на пятидесятый день от Светлого Воскресенья. В 2018 году праздник припадает на 27.05.18, воскресенье.

Для этого торжества присущи особенные черты:

  • украшение жилищ цветами, ветками деревьев и полевыми травами;
  • особое богослужение;
  • освящение воды;
  • выпечка особых мучных изделий и др.

Название праздника происходит от события, которое произошло более двух тысяч лет назад. Именно тогда, перед взором Девы Марии и апостолов появился Святой Дух, который провозгласил, что Иисус является Сыном Божьим. Троица является свидетельством того, что Святой Дух, Бог-сын и Бог-отец едины.

Он установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию на 50-й день после воскресения Иисуса Христа. Праздник символизирует единство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына.

Как свидетельствуют древние рукописи, на пятидесятый день после Светлого Воскресенья на мать Иисуса и его учеников снизошел Святой Дух. Это произошло в Иерусалиме в Сионской горнице. Сначала все присутствующие услышали необычайный шум, потом появился благодатный огонь. После этих событий последователи Иисуса стали уметь говорить на разных языках. По велению Бога это было сделано для того, чтобы апостолы могли нести христианское учение разным народам, живущим на Земле.

Как празднуют Троицу в России

Этот праздник отмечают три дня. Храмы, жилища верующих украшаются зеленными ветвями деревьев, луговыми травами и цветами. Священнослужители одевают зеленную одежду, которая олицетворяет животворение.

Богослужение в храмах начинается в субботу и продолжается всю ночь. На саму Троицу звучит торжественная литургия. Третий день посвящен Святому Духу. Во время службы освящается вода.

Прихожане, освященные ветки, цветы и травы сушат и используют в качестве оберега на протяжении года.

В дни Троицы, кроме храмов, христиане должны посетить могилы предков, для того, чтобы угостить духов.

Перед праздником делается генеральная уборка. Хозяйки украшают свой дом разнообразной зеленью и готовят праздничные блюда. Среди них обязательно должен быть каравай, который должен принести в дом достаток и благополучие.

После церкви и кладбища наступает время народных гуляний. Сначала семья, родственники и друзья собираются за круглым столом, чтобы поздравить друг друга с Троицей и отведать праздничные блюда хозяйки. После трапезы народ выходит на улицу, на природу, где танцует и поет обрядовые песни. В некоторых местах принято при этом разжигать костер.

В этот день целители занимаются сбором трав. Считается, что в эти дни они обладают особыми целительными свойствами.

Еще в Дни Троицы принято гадать. Молодые девушки проводят всякие обряды и гадают на свою будущую жизнь и жениха. При этом они используют собранные травы и ветви деревьев.

На Троицу нельзя:

  • работать и заниматься домашними хлопотами;
  • шить, стирать и стричься;
  • сквернословить и ссориться;
  • купаться в природных водоемах. Говорят, что в эти дни там водятся водяные, русалки и другая нечисть.

Приметы Троицы

Полный церковный календарь на май 2018


  • 1 мая, вторник
    Преподобного Иоанна Солунского (Фессалоникийского), ученика преподобного Григория Декаполита
  • 2 мая, среда
    Преподобного Иоанна Палеолаврита Ветхопещерника, иеромонаха
    Блаженной Матроны Московской
  • 3 мая, четверг
    Преподобного Феодора Трихины
    Преподобного Александра Ошевенского, игумена
    Мученика младенца Гавриила Белостокского
  • 4 мая, пятница
    Обретение мощей преподобного Феодора Санаксарского
    Священномученика Ианнуария, епископа Беневентского, и с ним мучеников Прокула, Соссия, Фавста, диаконов, Дисидерия, чтеца, Евтихия, Акутиона
  • 5 мая, суббота
    Преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского
    Перенесение мощей благоверного князя Всеволода (в Крещении Гавриила) Новгородского, Псковского чудотворца
    Апостола Варфоломея (Нафанаила), апсстолов от 70-ти Луки и Климента
    Преподобного Виталия Александрийского
  • 6 мая, воскресенье
    Великомученика Георгия Победоносца
    Мученицы царицы Александры Римской
    Иверской иконы Божией Матери
  • 7 мая, понедельник
    Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов
    Преподобных Саввы Печерского, и Алексия, затворника Печерского
  • 8 мая, вторник
    Апостола и Евангелиста Марка (Иоанна)
    Преподобного Сильвестра Обнорского
  • 9 мая, среда
    Поминовение усопших воинов
    Священномученика Василия, епископа Амасийского
    Святителя Стефана, епископа Пермского (Великопермского)
    Преподобного Иоанникия Девиченского
    Праведной Глафиры девы
  • 10 мая, четверг
    Апостола от 70-ти Симеона Иерусалимскаго, сродника Господня
    Преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского
  • 11 мая, пятница
    Апостолов от 70-ти Иасона, Сосипатра, мученицы Керкиры девы и иных, с ними пострадавших
    Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана
    Святителя Кирилла, епископа Туровского
  • 12 мая, суббота
    Девяти мучеников Кизических
    Преподобного Мемнона Чудотворца, игумена Египетского
    Святителя Василия Острожского, митрополита
  • 13 мая, воскресенье
    Апостола Иакова Зеведеева
    Обретение мощей святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского
    Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского
    Святителя Доната, епископа Еврийского
  • 14 мая, понедельник
    Пророка Иеремии
    Преподобного Пафнутия Боровского, игумена
    Священномученика Макария, митрополита Киевского
    Благоверной Тамары, царицы Грузинской
    Преподобномучеников Афонских Евфимия, Игнатия, Акакия
  • 15 мая, вторник
    Святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373)
    Перенесение мощей мучеников благоверных князей Бориса (во Святом Крещении Романа) и Глеба (во Святом Крещении Давида)
    Святителя Афанасия Сидящего, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца
    Благоверного и равноапостольного царя Бориса (во Святом Крещении Михаила)
  • 16 мая, среда
    Мученика Тимофея и мученицы Мавры
    Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского
  • 17 мая, четверг
    Вознесение Господне
    Мученицы Пелагии девы, Тарсийской
    Преподобных Никиты (Нифонта), Кирилла, Никифора, Климента, Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде
  • 18 мая, пятница
    Великомученицы Ирины Македонской
    Обретение мощей преподобного Иакова Железноборовского
  • 19 мая, суббота
    Праведного Иова Многострадального
    Преподобного Михея Радонежского
    Мученика Вукашина Ясеновацкого
    Мученика Варвара Луканского, бывшего разбойника
  • 20 мая, воскресенье
    Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме
    Мученика Акакия, сотника
    Преподобного Нила Сорского
  • 21 мая, понедельник
    Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
    Преподобного Арсения Великого
    Преподобных Арсения трудолюбивого и Пимена постника, Печерских
  • 22 мая, вторник
    Пророка Исаии
    Мученика Христофора Ликийского
    Перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая
    Преподобного Шио (Симеона) Мгвимского
    Преподобного Иосифа Оптинского
  • 23 мая, среда
    Апостола Симона Зилота
    Святителя Симона Печерского, епископа Владимирского и Суздальского
    Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого
  • 24 мая, четверг
    Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских
    Священномученика Мокия
    Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского
    Святителя Никодима, архиепископа Сербского
    Преподобного Софрония Печерского, затворника
  • 25 мая, пятница
    Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца
    Святителя Епифания, епископа Кипрского
    Святителя Германа, патриарха Константинопольского
    Преподобного Дионисия Радонежского, архимандрита
  • 26 мая, суббота
    Суббота Троицкая
    Мученицы Гликерии девы и с нею, мученика Лаодикия Гераклейского, стража темничного
    Перенесение мощей преподобномученика Макария Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца
    Мученика Александра Римского
  • 27 мая, воскресенье
    День Святой Троицы (Пятидесятница)
    Мученика Исидора Хиосского
    Блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца
    Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского
  • 28 мая, понедельник
    Троицкая седмица 1 день
    Преподобного Пахомия Великого
    Святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца
    Благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского
    Преподобных Евфросина и ученика его,Серапиона, Псковских
  • 29 мая, вторник
    Троицкая седмица 2 день
    Преподобного Феодора Освященного, игумена
    Перенесение мощей преподобного Ефрема Перекомского, игумена, Новгородского чудотворца
  • 30 мая, среда
    Троицкая седмица 3 день
    Апостола от 70-ти Андроника и святой Иунии (Юнии)
    Преподобной Евфросинии (в инокинях Евдокии), великой княгини Московской
  • 31 мая, четверг
    Троицкая седмица 4 день
    Память святых отцов семи Вселенских Соборов
    Мученика Феодота Корчемника и семи дев, мучениц Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии
    Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и мученицы Христины

Церковные праздники — это важные для христиан датой, к которым принято готовиться молитвенно, соблюдать пост, а потом приходить на торжественную литургию с причастием в храм. Некоторые православные праздники, такие как Успение, кажутся людям, далеким от церковной жизни, странными. Зачем христиане празднуют смерть? О сути церковных праздников мы постараемся рассказать вам в этой статье.

Календарь не переходящих церковных праздников известен:

Церковный праздник Дата церковного праздника Значение церковного праздника
Рождество Христово 7 января
Крещение Господне 19 января Двунадесятый церковный праздник
Сретение Господне 15 февраля Двунадесятый церковный праздник
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля Двунадесятый церковный праздник
Рождество Иоанна Предтечи 7 июля Великий церковный праздник
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля Великий церковный праздник
Преображение Господне 19 августа Двунадесятый церковный праздник
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа Двунадесятый церковный праздник
Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября Великий церковный праздник
21 сентября Двунадесятый церковный праздник
Воздвижение Креста Господня 27 сентября Двунадесятый церковный праздник
Покров Пресвятой Богородицы 14 октября Великий церковный праздник
4 декабря Двунадесятый церковный праздник

Переходящие церковные праздники , в свою очередь, постоянно празднуются в разные дни. Мы составили таблицу по ближайшим датам:

Праздники 2020 2021 2022
Начало триоди 9 февраля 21 февраля 14 февраля
Прощеное воскресенье 1 марта 14 марта 6 марта
Вход в Иерусалим 12 апреля 25 апреля 17 апреля
Пасха 19 апреля 2 апреля 24 мая
Вознесение Господне 28 мая 10 мая 10 июня
Троица 7 июня 20 июня 2 июня
Петров пост 27 дней 14 дней 21 день

Что такое церковный праздник?

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Фил.4:4–7 . )

Что такое православный праздник? Светские люди часто задают этот вопрос, вступая на путь церковной жизни. Многие мирские праздники сопровождаются шумными застольями, танцами и песнями. Чем же отличаются от них праздники церковные?

Господь призвал нас не для страдания, но для спасения и вечной жизни, что, само по себе, уже является поводом для радости. Поэтому, даже, когда мы плачем, раскаиваясь в своих грехах, это — великая радость. Ведь у нас есть Тот, кто готов принять наше раскаяние. Православные праздники заключены в тихой радости единения с Богом. Эти важные даты призваны напомнить нам о Евангельских событиях, они связаны с древними христианскими традициями и позволяют нам на время отвлечься от мирской суеты, чтобы посвятить еще один день в году общению с Богом. Во время церковного праздника в храме служится литургия, а мы восхваляем историю нашего Спасения Иисусом Христом, вспоминая те или иные события Священного Писания или жития православных святых.

Церковные праздники делятся на переходящие и непереходящие. Дата непереходящих праздников никогда не меняется и ежегодно отмечается в один и тот же день. Переходящие православные праздники не имеют постоянной даты и зависят от даты празднования Пасхи. Именно из-за даты празднования Пасхи обычно двигается Церковный календарь. Дата празднования Воскресения Христова высчитывается по солнечно-лунному календарю. Ее обычно отмечают в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта). Отцы Первого Вселенского собора постановили такой порядок еще в 325 году.

Существует двенадцать самых важных церковных праздников. Их именуют «двунадесятыми» или иногда «дванадесятыми». Пасха не входит в этот список, как наиглавнейший православный праздник, стоящий отдельно, вне каких-либо категорий.

  • Рождество Христово
  • Богоявление
  • Сретение
  • Благовещение
  • Вербное воскресенье
  • Вознесение
  • Троица
  • Преображение
  • Успение Пресвятой
  • Воздвижение Креста Господня
  • Рождество Богородицы
  • Введение во храм Богоматери
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Обрезание Господне и память св. Василия Великого
  • Рождество Иоанна Крестителя
  • Память первоверховных апостолов Петра и Павла
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя
  • Память свят. Николая
  • Перенесение мощей свят. Николая в итальянский г. Бари.

С появлением новых святых пополняется и список православных праздников.

Праздники в православном календаре

Двунадесятые Богородичные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Недалеко от Иерусалима располагается город Назарет. Именно в этом городе жили праведные и уже немолодые супруги Иоаким и Анна. Долгое время Господь не давал им детей. Во времена их жизни это считалось позором, ведь дети считались благословением Божьим. Однажды Первосвященник даже не принял жертву от Иоакима, обвиняя его в том, что он, очевидно, в чем-то провинился перед Богом, раз Господь не дает ему детей. Иоаким взмолился Господу, чтобы Он даровал им с супругой ребенка. Анна считала себя повинной в бездетности брака. Она тоже обратилась к Богу с просьбой подарить им с Иоакимом потомство и пообещала принести дитя в дар Богу, служить Ему. Тогда пред ней предстал Ангел Небесный и сказал: «Твоя молитва услышана. Ты родишь дочь благословенную. Ради нее благословятся все роды земные. Через нее дастся спасение всему миру и наречется она Марией».

В те времена благословением от Бога считалось только рождение младенца мужского полы. Даже в Священном Писании люди исчисляются только мужскими единицами. Но девочкой, которую родит Анна станет Пресвятая Богородица, мать Христа.

Иоаким, тем временем, спешил к Золотым воротам Иерусалима после сорокадневного поста в горах. Он должен был увидеть свою жену Анну, потому что в горах ангел явился и ему. Обняв его у ворот, Анна сказала «знаю теперь, что Господь благословил меня».

Рождество Пресвятой Богородицы — первый двунадесятый православный праздник в церковном году, который начинается 14 сентября по новому стилю. Божья Матерь послужила делу Спасению, родив Сына Человеческого, от которого началась новая эпоха и новое летоисчисление. Со Спасителем Господь открыл нам, что главным законом в нашей жизни должен быть закон любви, способность к жертве во имя любви. Земной путь Богородицы был наполнен скорбями, она стояла у Креста Господня и вместе со Спасителем переживала крестные муки.

Но мир радовался ее рождению, в день Рождества Богородицы родилась наша заступница перед Богам, по молитвам к которой свершаются великие чудеса.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из главных церковных праздников, посвященных земной жизни Богородицы. Кроме Введения празднуются также Рождество Богородицы и Успение Богородицы. Эти праздники основаны на Священном Предании. На Евангельских событиях основан праздник Благовещения, когда Ангел Господень явился сообщить о зачатии Христа.

Кроме этих главных праздников, празднуются и другие православные праздники — праздники чудотворных икон Богородицы, Покров (этот день особо любим в народе) и много других дней, отражающих нашу любовь к Пресвятой Богородице. Введение во храм Девы Марии — это особая дата, не имеющая аналогов среди других церковных праздников. Священное Предание рассказывает о том, что, как только Деве Марии исполнилось три года, родители — Иоаким и Анна отвели ее в храм, чтобы, согласно обету, данному Господу, воспитать ее в Божественной благодати. Этот обет был исполнен в благодарность за дарованное дитя. Он не означал принятие ребенком обета монашества или особой аскетической жизни, но его воспитанием занимались уже не родители, а служители храма. Это — знак высшего доверия Богу.

В Иерусалиме в те времена существовал один храм, в алтаре которого некогда хранился ковчег Завета. В этом же храме существовала особая духовная школа, где воспитывались отроки и отроковицы, посвященные Богу. Деву Марию встретил первосвященник Захария. Он играл важную роль в Ветхозаветной Церкви и был непререкаемым моральным авторитетом для верующих. Без посторонней помощи Дева Мария взошла по всем пятнадцати ступеням, ведущим в святилище, едва переступив порог храма. Увидевшие это восприняли восхождение как чудо. Несмотря на тело младенца, Богородица уже тогда была совершенна душой. Она вошла в храм радостной и торжествующей, как в родной дом.

Первосвященник Захария вел девочку в святая святых храма, куда он сам мог входить только раз в году. Он сразу увидел, что перед ним — не обычный ребенок. Пребывая во храме Дева Мария восхищала всех полнотой своей добродетели, будучи при этом смиренной и кроткой. Это была еще одна ступень на пути к явлению в мир Спасителя, поэтому верующие так чтят эту знаменательную дату и выделяют ее среди многих православных праздников.

Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля)

Благовещение Пресвятой Богородицы — двунадесятый православный праздник.

Он по-разному назывался у первых христиан: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, но в VII веке на Востоке и Западе его стали звать одинаково — Благовещение Пресвятой Богородицы.

Этот день явил радость всему миру и стал началом нашего Спасения, благословением для всех людей. В этот день Бог соединился с человечеством и в лице Девы Марии исполнились все пророчестве Ветхого Завета о Сыне Человеческом. Во всем мире тогда не было святее и достойнее Девы Марии. Она проживала в храме уже двенадцать лет, когда первосвященник сказал, что, достигнув совершеннолетия, она должна оставить храм, выйти замуж и переселиться в дом своего мужа. Дева Мария смиренно отвечала, что она дала обет посвятить свою жизнь Господу и не желает нарушить обет целомудрия. Первосвященник не могу заставить Деву нарушить обет, данный Богу, поэтому он собрал духовенство храма, чтобы молиться и просить Богу явить Его волю. Первосвященнику Зарахрию явился Ангел с указанием забрать неженатых мужей из дома Давидова и просить их принести жезлы свои, кому из них Господь покажет знамение, тот и станет мужем для Девы Марии.

Когда Первосвященник собрал жезлы, он стал молиться, чтобы Господь явил свою волю. На ночь жезлы оставили в храме, а на следующий день жезл Иосифа расцвел. Иосиф был родственником Девы Марии, вел праведную жизнь, ему было уже больше 80 лет, он жил во вдовстве и имел взрослых детей. Дева Мария переселилась из храма в Назарет, но осталась жить в уединении и безмолвии, сохраняя девство. Пречистая Дева продолжала жить для Бога, заниматься домашними делами. Пока Бог послал к Деве Марии архангела Гавриила.

Дева Мария знала пророчества о пришествии Мессии и о Пресвятой Деве, которая станет Его матерью. Она молилась о том, чтобы послужить этой женщине, но этой женщиной оказалась она сама.

«Радуйся, благодатная, Господь с тобою; Благословенна Ты в женах», — эти слова Дева Мария услышала от архангела, явившегося к ней. Эти слова привели ее в смятение, и она безмолвствовала. Но архангел Гавриил утешил ее словами о том, что Господь даст Сыну престол Давида. Дева Мария не знала мужа, но сила Вышнего осенила ее, и она зачала, когда свет Духа Божьего осенил ее. Свершилось таинство воплощения Сына Божьего. Избранная из всех родов, Дева Мария вместила в себе сокровище благодати и дала человеку возможность надеяться на спасение.

Сретение Господне (2/15 февраля)

В основу церковного праздника Сретение Господне положено удивительное чудесное событие, которое произошло в Иерусалиме в I веке н.э.. Согласно традиции, на сороковой день после рождения все иудеи должны были принести в храм своих первых сыновей для посвящения Богу. В благодарность принято было приносить Богу жертву — барана, вола, голубей. Важную роль играло то, что семья могла себе позволить.

Этот закон был установлен в память об освобождении еврейского народа из египетского рабства. Тогда Господь спас от гибели израильских первенцев.

Родители принесли Иисуса Христа в иерусалимский храм, как того требовал закон, как только Ему исполнилось сорок дней, чтобы представить перед Богом. Иосиф и Мария не могли позволить себе принести дорогостоящую жертву, так как жили небогато. Они принесли в жертву лишь двух птенцов голубей. В это время в Иерусалиме жил благочестивый старец — Симеон Богоприимец. По внушению Духа Божия и пророчицы Анны, он пришел в храм, так как Святой Дух обещал Праведному Симеону, что тот не умрет, пока не увидит Мессию. Ему было уже 360 лет. По Преданию Церкви, он был одним из тех, кто переводил Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий. Он хорошо знал Писание и с верой ожидал Христа Спасителя. Хотя, сначала он усомнился в возможности исполнения пророчества, о том, что Спаситель родится в мир от земной женщины. Он даже хотел изгладить эти пророчества в Писании, но к нему явился Ангел Господень и удержал его, подтвердив истинность этих слов — «Веруй тому, что написано!».

Увидев младенца Иисуса у дверей храма, он в великой радости воскликнул: «Это - Бог, Соприсносущный Отцу, это - Предвечный Свет и Спаситель Господь!». Как и было обещано Господом, ему явился Божественный Младенец с Пречистой Девой и праведным Иосифом. Сердце Симеона трепетало, он славил Господа в молитве. Старец узрел Того, Кто был обещан Господом людям, наступила полнота времен. Он мог уйти из этого мира, ибо исполнилось пророчество.

Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа)

Этот праздник кажется парадоксальным тем, кто не знаком с церковными православными праздниками. Почему мы празднуем смерть? Но мы знаем слова «Живем ли, для Господа живем; Умираем ли, для Господа умираем». Еще Апостол Павел говорил: «Для меня жизнь — Христос и смерть — приобретение».

Последнее, что мы знает о земном пути Девы Марии из Евангелия, это — слова, которые Господь обращает к Матери со креста. Слова о Его любимом ученике, Иоанне Богослове: « Жено! се, сын Твой «. Эти слова, конечно же, касались всего человечества.

Любимый ученик Христа взял Деву Марию к себе. Священное Писание не доносит до нас сведений об Успении Богородицы, но Церковное Предание хранит для нас сведения о жизни Богородицы после Воскресения Христова.

Итак, Богородица жила в доме Иоанна Богослова. Она часто уединялась для молитвы своему Божественному Сыну. В один из таких дней к ней вновь явился архангел Гавриил, чтобы возвестить — через три дня Пресвятая Дева отойдет ко Господу. Богородица приняла эти слова с великой радостью в ожидании встречи с Богом. Единственное, о чем она попросила — дать ей возможность проститься с апостолами, учениками Христа, которые понесли в мир весть о Спасении. Чудесным образом апостолы, которые были далеко от Иерусалима, были перенесены туда, чтобы проститься со своей Небесной Матерью. Богоматерь утешила апостолов в их скорби и попрощалась с каждым из них.

Но Успение Богородицы не было обычным расставанием души с телом. В час ее смерти Небеса разверзлись и присутствовавшие узрели Христа с Ангелами и почившими праведниками. Пресвятая Дева была словно погружена в сон, поэтому ее преставление называется Успением, то есть сном. И за этим сном ожидались слава и пробуждение в Царстве Небесном. Душа Девы Марии, сопровождаемая ангельским пением, вознеслась на Небеса.

Во время погребения тела Богородицы один иудейский священник преисполнился гнева к Матери Иисуса Христа и решил опрокинуть тело Девы Марии на землю. Но стоило ему только дотронуться до одра Пречистой Девы, как Ангел Господень явился с мечом и отсек ему руки. Священник взмолился апостолам о помощи. Апостол Петр ответил, что Господь по молитвам к Его Матери может даровать ему исцеление. Священник Афоний приложил свои руки к месту отсечения, вознося молитвы Богородице. Его молитва была услышана, и он последовал за одром Девы Марии, прославляя Господа и Богородицу.

Апостол Фома не успел увидеть погребение Божьей Матери и очень скорбел, желая проститься с ней. Когда на третий день апостолы открыли ему гробницу, тела Богородицы в ней не оказалось, но она явилась им сама в Небесной Славе в окружении множества ангелов со словами: «Радуйтесь, ибо я с вами во всем дни».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх