Методы воспитания и их характеристика. Общие методы воспитания

Методы воспитания в педагогике основаны на принципах взаимодействия воспитанника и учителя... Быть родителями – безостановочная работа без выходных...

Воспитывая детей, мы стараемся привить им какие-то качества, навыки знания. Когда хаотично, когда целенаправленно и систематично. Ждем, чтобы они следовали нашим напутствиям и не отступали от правил. Чтобы понимали разницу между «хорошо» и «плохо», «необходимость» и «излишки». Отличали черное от белого, компромисс от подлости, смелость от безрассудства.

Для наших детей мы все без исключения учителя. Первые и главные педагоги. Но знаем ли мы сами, что такое воспитание? И какие методы в педагогике существуют? Как их применять на деле таким образом, чтобы обучая чему-то, не навредить ребенку, делая из него послушную марионетку, а не мыслящего, осознающего свои поступки человека.

Воспитание в педагогике – общие понятия

Само понятие воспитание (если говорить простыми и доступными словами, без зауми) определяется как адресный и непрерывный процесс обучения и влияния на развитие маленького человека.

Формирование:

  • навыков;
  • привычек;
  • умений;
  • знаний;
  • убеждений;
  • поведения;
  • личности в конечном результате.

С детьми нужно заниматься ежечасно, ежедневно, круглогодично. Быть родителями – безостановочная работа без выходных и отпуска. Иначе результат будет даже не нулевым, а отрицательным.

Вместе с этим воспитание подразумевает еще и:

  • создание комфортных условий для саморазвития ребенка;
  • условий, побуждающих воспитуемого к действию;
  • среды для самоорганизации;
  • условий, стимулирующих самоанализ.

Само «воспитание» можно условно разделить на три вида:

  1. локально-конкретное, решающее определенную цель, задачу (эстетическое, духовное, патриотическое, нравственное, умственное и тому подобное);
  2. педагогическое – процесс обучения, направленный на генерирование личностных качеств (умений, знаний, навыков, убеждений и так далее);
  3. общественное, то есть воздействие и влияние социальной микро- и макросреды на формирование личности, социализация, адаптация человека к общепринятым нормативам конкретного социума.

Как различаются режимы государственного правления – тоталитарный, демократический, монархия (дуалистическая, абсолютная, конституционная), республика – так и отличаются разные схемы, системы, методы, принципы воспитания. Каждый имеет право на жизнь. Хотя многие из них довольно спорные. Наша же отечественная педагогика основана на принципах взаимодействия воспитанника и учителя (в широком смысле этого слова). Подавление личности, давление на самосознание, авторитарное принуждение к действию изначально неприемлемые методы воспитания детей в современной педагогике.

Это нужно знать:

Крик: «потому что я так сказал/сказала!», угроза «только попробуй не сделать/сделать!», «ну подожди у меня!», оскорбление «ах ты!..» — вызывает только страх, непонимание, отторжение. Ребенок превращается в забитого зверька, готового или бежать, или огрызаться, или напасть, чтобы не ударили первым. Причем мишенью для нападения может быть каждый: от брата и сестры, до одноклассника и сокурсника, а дальше – по возрастающей взросления. И не нужно потом удивляться: «откуда это в нашем ребенке, мы же хотели ему только добра?». Желать и воспитывать, навязывать и ломать – абсолютно разные вещи.

Доступные приемы и действенные методы воспитания

Разобравшись с тем, что такое воспитание, не лишним будет знать: какие же существуют методы воздействия и удобоваримые средства воспитания наших детей, как правильно организовать сам процесс воспитания, чтобы из ребенка выросла цельная личность.

Сначала о последнем. Процесс воспитания – эдакий многослойный пирог. Или говоря канцелярским языком — многофакторная совокупность разноплановых методов и целевых приемов воспитания:

  • немедленного;
  • отстроченного;
  • долговременного характера.

Другими словами – выверенная, продуманная система, которая может дать результат, если:

  • правильно определена цель и разумно поставлена задача (проще говоря, что мы хотим получить на выходе. Например, спортсмена, музыканта, художника.);
  • определен и продуман вектор движения к желаемому результату (скажем, будущий мастер спорта идет к тренеру, гениальный скрипач – в музыкальную школу, непревзойденный художник – в изо-студию);
  • применяются действенные и общедоступные методы обучения и воспитания;
  • сформулированы принципы социализации маленького человека.

Основные методы воспитания напрямую зависят от воспитательной направленности (что конкретно мы хотим). А также возраста — дошколёнок, школьник младшей, средней, старшей группы. Пола и, конечно же, характера, уровня развития (физического и умственного), индивидуальных качеств ребенка. Нельзя требовать от малыша того же, что мы привыкли видеть в дочери или сыне-студенте, старшекласснике. В медлительном, немногословном флегматике активность и быстроту реакции сангвиника. Вместе с тем и в дошкольной педагогике, и в педагогике социальной важнейшими принципами воспитания есть:

  1. убеждение, формирующие сознание и понятия;
  2. практические упражнения, закрепляющие теоретические знания;
  3. побуждение или мотивация к свершению действия, правила которого взяты за точку отсчета;
  4. контроль на основе оценочного анализа, порицание, как форма наказания.

Попробуем их чуточку расшифровать.

Итак, убеждение!

Основополагающий постулат воспитательного процесса, диктующий поведенческие нормы и осознанных действий в дальнейшем. Основа основ личностных поступков, влияющих и на внутрисемейные и коллективные взаимоотношения, карьерный рост, трудовые успехи… В их первооснове лежит СЛОВО и заложенная в нем информация. Детям нужно давать качественную литературу. Простейший пример – сказки, которые мы читаем на ночь. В них – неувядающее зерно народной мудрости. Детские рассказы и повести (даже если в них несчастливый конец, как, например, в «Лев и собачка» или условно счастливый — «Белый клык»).

Беседы – с яркими, доступными и понятными примерами (желательно, основанными на только что произошедшем или ожидаемом событии). Легенды, баллады и притчи (о Мальчише-Кибальчише, «Вересковый мед», «Ворон к ворону летит», «Два совета», «Спор ветра с солнцем»). Лекции (лучше в виде презентаций – с яркими картинками и иллюстрациями). Диспут в виде игрового обмена мнений: «как ты считаешь?», «а я думаю», «что ты сказал бы?», «а мне кажется, лучше ответить так или поступить эдак». Объяснения и разъяснения «почему?», «зачем?», «для чего?». Ответы на первые вопросы маленьких почемучек – не что иное, как вербальные методы воспитания. и действенный способ запуска самоанализа в детском сознании. С детьми НЕОБХОДИМО ГОВОРИТЬ, а не отмахиваться: вырастишь — поймешь. Показывать им, где можно взять ответы, если вам в данный момент некогда детально разбирать ту или иную проблему.

Практические упражнения – теория в действии

Здесь все просто: пошли, например, в гости (новая обстановка, люди) – практикуем то, чему ребенок научился: «Здравствуйте», «пожалуйста», «будем знакомы»… Даем малышу или подростку поручение: «Спроси у Нины Федоровны во сколько тебя можно забрать из сада» – побуждение к самостоятельному моделированию действий на основе полученных знаний. Играем во дворе – навыки адаптации к внешнему миру с оглядкой на мнение окружающих (ребенку нужно заинтересовать сверстников, чтобы те играли с ним). Кто-то из группы, класса претендует на игрушку или любимую вещь сына/дочки – модель поведения, требующая экстренного разрешения.

Действенная мотивация – поощрение

На ум сразу приходит: сделал – получил конфетку. Ярко выраженные бартерные отношения. На самом деле это не совсем так. Похвала «какая же ты умница» – мотивация, ласковое объятие – поощрение, почетная грамота или приз за участие в соревнованиях – стимул. Ребенку они необходимы, как воздух. Даже мы — взрослые люди и то ждем, чтобы наши поступки были одобрены, если не окружающими в целом, то хотя бы близкими. Самый простой пример: «Спасибо, было очень вкусно» — то же поощрение.

Наказание

Не путать со шлепками, затрещинами – рукоприкладством! Шантажом: «не сделаешь – не получишь», «не выполнишь – перепадет тебе на пряники», «ошибешься – шкуру спущу». На ребенка куда больше действуют слова «Малыш, ты меня разочаровал!», «Жаль, я в тебя верил», «Досадно, теперь мы не сможем пойти (зоопарк, на прогулку, в гости, в кино), пока не исправим ошибку». Но все они могут прозвучать только тогда, когда ребенок понимает: за что конкретно он наказан. Ему необходимо объяснить: почему его действия вас разочаровали. Во что вы верили и каким образом он исчерпал лимит доверия. Причину досады и ту самую ошибку, которую необходимо исправить. Ошибка, проступок могли быть, во-первых, неосознанными.

Во-вторых, непреднамеренными: ошибочный анализ ситуации, например. В-третьих, из самых лучших побуждений: чтобы угодить, порадовать. Не вешайте ребенку ярлык «виновен», особенно, если он не понимает за что именно. Поговорите с ним. Выясните причину. Смоделируйте правильную на ваш взгляд линию поведения. Объясните как бы действовали в данной ситуации. Что предприняли бы, если нечто подобное произошло бы с вами. Обвинить, наказать, а тем более обзывать – проще простого.

Но это, как ни странно – неэффективно. Мало того – вредно, если наказания и оскорбления (не говоря уже об угрозах) повторяются слишком часто. Не зря ведь в народе говорят: если человеку все время повторять, что он свинья – рано или поздно он захрюкает. Ребенок, слыша все время, что он не прав, наказан, «недоумок, которого заставили молиться, а он рассадил себе чело» перестанет слышать вас. А еще – верить в свои силы и уважать свое «я». Оно будет изничтожено вашими «заботливыми» руками, направляющими родную кровиночку на путь истинный. И трансформировано во что угодно, только не в цельную успешную личность.

Кратко о главном — классификация методов

Обобщая основные педагогические приемами, можем провести классификацию методов воспитания:

  • по характеру;
  • результатам;
  • направленности.

Характер – вышеназванные четыре принципа. Результаты – воздействие, моделирующее нравственность, идейные мотивы поступков и соответствующий тип поведения. Если говорить кратко о методах воспитания класса «направленность», то их тоже три:

  • способ становления личностного сознания (со мной говорят, меня не сбрасывают со счетов, мое мнение уважают, я – личность);
  • развитие практического опыта и манеры поведения во внешнем мире, обществе (группа, класс, секция);
  • инициация действий стимул к получению опыта (посещайте с ребенком утренники, театральные представления, выставки, конкурсы, соревнования).

Трудно всю эту информацию сразу удержать в голове? – сделайте шпаргалку: начертите таблицу методов воспитания. В ней пропишите, например, что любимые с детства сказки, задушевный разговор с ребенком, объяснение прописных для вас, и новых для него истин – убеждение. Или ничто иное, как формирующий личность ребенка метод педагогического воспитания. С него нужно начинать каждый рабочий родительский день и заканчивать. Слова «доброе утро» и «спокойной ночи» — маленькие кирпичики в огромной кладке воспитательного процесса, из которой вырастет высокая стена. А уж насколько она будет надежная, зависит только от вас самих.

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют:

  • воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
  • воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
  • воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.

В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.

Умение — способность выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.

Навык — способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Убеждение — это:

  • прием воспитания, состоящий в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;
  • осознанная потребность личности, побуждающая се действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
  • совокупность убеждений в виде философских, религиозных, этических взглядов, образующих мировоззрение человека.

Основа убеждения — знания, но они не переходят в убеждения автоматически. Для их формирования необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Убеждение связано с прочувствованием знаний. Убеждения делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.

Поведение — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека. Поведение человека обычно оценивается с точки зрения его соответствия общепринятым правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное. Поведение человека выступает как внешнее выражение его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Задача преподавателя, руководителя состоит в коррекции нежелательного поведения с учетом особенностей формирования внутреннего мира конкретного человека, его индивидуальных черт.

Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.

В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.

Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя.

Система воспитания — целостный комплекс, образуемый совокупностью средств и факторов воспитания, в состав которого входят цели воспитания, его содержание, методы. Существует две основные системы воспитания: гуманная и авторитарная. Установками гуманной системы воспитания является формирование творческих способностей личности, ее критического отношения к себе и другим. Авторитарная система воспитания ориентирована на подавление творческих способностей, обеспечение слепого подчинения людей авторитетам. Гуманистическая система воспитания является продуктом демократических режимов, утверждающих идеалы приоритета личности над обществом, укрепления ее прав и свобод. Авторитарная система воспитания является продуктом авторитарных режимов, утверждающих идеал приоритета общества, государства над личностью, ограничения ее прав и свобод.

Сущность воспитательного процесса

— часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание так или иначе присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

В самом широком смысле воспитание, как его трактует психологическая наука , есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его интериоризация , т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.

С точки зрения педагогической науки воспитание — это особая, целенаправленная организация взаимодействия между преподавателем и воспитанником при активной деятельности не только воспитателя, но и воспитуемого по овладению социальным опытом, ценностями.

В отечественной педагогике особо подчеркивается более значительная, чем в процессе обучения, роль в воспитании именно личного участия, деятельности воспитателя.

Воспитание — это именно процесс взаимодействия наставника и воспитанника, а не одностороннее воздействие преподавателя, консультанта, тренера, руководителя. Поэтому воспитательная деятельность постоянно характеризуется с помощью терминов «взаимодействие», «сотрудничество», «социальная, педагогическая ситуация развития личности».

Воспитательный процесс

Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.

Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.

Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

  • определение целей и задач;
  • разработка содержания воспитания, его основных направлений;
  • применение действенных методов;
  • формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

Методы организации воспитательного процесса

Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей. Кроме термина «методы», в педагогической литературе используются также и близкие по смыслу понятия способов, приемов, форм воспитания. Однако, поскольку четкого различения этих категорий не существует, они будут употребляться здесь как однозначные.

Своеобразие отдельных способов, приемов обусловлено прежде всего характером тех качеств обучаемого, на совершенствование которых они направлены. Поэтому наиболее приемлемым типом классификации, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная классификация на:

  • методы формирования тех или иных качеств сознания , мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.;
  • методы организации практической деятельности , накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования , активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.

Нетрудно заметить, что первая из указанных групп выделяется с учетом того, что именно сознание является важнейшей предпосылкой человеческого поведения. Вторая группа методов выделяется в связи с тем, что предметно-практическая деятельность является столь же необходимым условием человеческого существования, как и сознание, а также в связи с тем, что именно практика проверяет и закрепляет результаты активности сознания. Наконец, третья группа методов необходима потому, что любые установки сознания или навыки поведения ослабевают или даже утрачиваются, если они не стимулируются морально и материально.

Выбор, предпочтение тех или иных методов воспитания, та или иная их комбинация зависят от конкретной педагогической ситуации. При этом выборе важно учитывать следующие обстоятельства:

  • конкретное направление воспитания, необходимость которого диктуется сложившейся ситуацией: так, умственное воспитание предполагает применения методов первой из указанных групп, а трудовое воспитание — использования методов второй группы;
  • характер и уровень развития воспитанников. Понятно, что нельзя применять одни и те же методы воспитания для старших и младших классов, для студентов и аспирантов:
  • уровень зрелости конкретных учебных групп, трудовых коллективов, в которых осуществляется воспитательный процесс: по мере роста степени сформированности положительных качеств коллектива, его зрелости должны соответствующим образом гибко изменяться и методы воспитательной деятельности, например соотношение между методами наказания и поощрения в пользу последних;
  • личностные, индивидуальные особенности воспитанников: нельзя применять одни и те же воспитательные методы для старых и молодых, для людей, относящихся к разным психологическим типам, темпераментам и т.п.

Поэтому опытный преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных приемов, находить такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно противопоказан.

Чтобы этого достичь, нужно хорошо представлять сущность основных методов воспитательного воздействия. Рассмотрим важнейшие из них.

Убеждение - один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса — формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей.

Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. Первоосновой же этого духовного мира, согласно традиций русского самосознания, является ясное понимание смысла собственной жизни, состоящего в оптимальном использовании тех способностей и талантов, которые получены нами от природы. И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности rex конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.

Поэтому при реализации метода убеждения прежде всего следует уделить внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и т.п.

Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения.

Монологические формы должны сочетаться с диалогическими: беседами, диспутами, которые значительно повышают эмоциональную и интеллектуальную активность обучаемых. Конечно, диспут, беседа должны быть организованы, подготовлены: должна быть заранее определена проблема, принят план ее обсуждения, установлен регламент. Роль воспитателя здесь состоит в том, чтобы помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться логики, аргументировать свою позицию.

Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера , обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, — говорил Сенека, — короток путь примера».

Удачный пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого приема основано на свойственном людям чувстве подражания. Образцом для подражания могут служить не только живые люди, руководители, воспитатели, родители, но и литературные персонажи, исторические лица. Важную роль играют и эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Следует иметь в виду, что подражательность — не только простое повторение образцов, оно имеет тенденцию перерастания в творческую деятельность личности, которая проявляется уже в выборе образцов. Важно поэтому окружить воспитанников положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя и к месту приведенный отрицательный пример, показывающий негативные последствия тех или иных поступков, помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Конечно, наиболее эффективен личный пример воспитателя, его собственных убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого отношения к своим воспитанникам.

При всей важности убеждений, ясных мыслей и чувств они образуют лишь исходный момент воспитательной деятельности. Останавливаясь на этом этапе, воспитание не достигает своих конечных целей, которые состоят в том, чтобы сформировать требуемое поведение, сочетать убеждения с конкретными делами. Организация определенного поведения является сердцевиной всего воспитательного процесса.

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений.

Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.

Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вое- питанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

Поэтому для выработки тех или иных моральных, волевых и профессиональных качеств личности необходим системный подход при реализации метода упражнений на основе принципов последовательности, планомерности, регулярности. Преподаватель, руководитель, тренер должен четко планировать объем и очередность нагрузок, следуя при этом рекомендациям К.Д. Ушинского:

«Воля наша, как и мускулы, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие, но не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю».

Отсюда следует важнейший вывод, что успех метода упражнений зависит от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В противном случае возможны и психологические, и физические травмы.

Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и наказания , образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами стимулирования.

Психологическая основа этих методов состоит в том переживании, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя. С помошью такой оценки, а иногда и путем самооценки достигается коррекция поведения обучаемого.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.

Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его члена.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.

Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика.

Тем не менее применения наказаний иногда не удастся избежать. Их формы могут быть разнообразными: от замечания и до исключения из коллектива. Следует, однако, помнить, что применение этого метода является скорее исключением, чем правилом, слишком частое его использование свидетельствует об общем неблагополучии в системе воспитания и необходимости ее корректировки. Во всяком случае, но общему правилу репрессивный, карательный уклон в воспитании признается недопустимым.

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников. Важнейшую роль в воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация практической деятельности обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается опыт деятельности. В этой многоплановой системе методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Средство воспитания — это совокупность приемов.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

  • Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
  • Содержание воспитания.
  • Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
  • Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
  • Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
  • Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
  • Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
  • Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
  • Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
  • Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

  • влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
  • влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Классификация методов воспитания на основе направленности :

  • Методы формирования сознания личности.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  • Методы стимулирования поведения и деятельности.
Консультация

на тему: «Методы и приемы воспитания».

Педагогия не нянька, а утренний будиль

ник, слово дано ей не для того, чтобы

укачивать чужого ребенка, усыплять

свои мысли, а для того, чтобы будить

чужую.


В.О. Ключевский.

Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен . Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

Ткань учебно-воспитательного процесса создана из самых разнообразных событий, многочисленных ситуаций, и от того, какова позиция и поведение в них педагога, зависит и результат воспитания.

Каждый педагог, выбирая индивидуальный стиль, находит и свои ориентиры в профессиональной деятельности. От педагога требуется профессиональное владение всем арсеналом методов, приемов, средств, необходимых для решения педагогических задач.

Метод воспитания - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Под методами воспитания понимаются способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, всей педагогической системой, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.

Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретное действие педагога.

Методов и особенно их различных версий в педагогической литературе указывается так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогают лишь их упорядочение, классификация.

Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку их система.

Выделяют группы методов прямого и косвенного влияния. Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ребенка и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание ситуации , организацию деятельности, в которые включается ребенок, при этом формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с педагогами, товарищами, обществом.

По характеру воздействия на ребенка методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрения и наказание. (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.)

К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания , которая включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирование поведения детей.

В настоящее время наиболее распространенной является классификация И.Г. Щукиной на основе характеристики, включающей в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет 3 группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Методов на самом деле значительно меньше, чем то количество, которое сегодня перечисляется в литературе.

Воздействия педагога, направленные на воспитание ребенка, призваны вызвать соответствующее действие ребенка, направленное на самовоспитание. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные . Бинарные методы предполагают выделение пар методов «воспитания-самовоспитания». Каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи. При помощи сказок и других бесед можно формировать убеждение в необходимости терпимого отношения ко всем людям. Убеждению соответствует самоубеждение.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – метод, в основе которого лежит формирование у ребят осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненты метода стимулирования , как поощрение и наказание. Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей- пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих им целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации. Поэтому метод самовоспитания, соответствующий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у человека навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу, является внушение. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Процесс внушения сопровождается процессом самовнушения.

Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирования умения владеть собой; навыков самостоятельного поведения. Влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны определенность, конкретность, точность. Косвенное требование отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.

По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается нужного поведения – непосредственное. Требование воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, - опосредованные, вызывающие не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий- последующие требования к товарищам.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям.

Методы воздействия на предметно- практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях кратко называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую- либо проблему.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение ребят в систему новых для них отношений. В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше – решать так называемые дилеммы Л. Кольберга. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. Методу дилемм соответствует рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

При определении методов воспитания педагог исходит из цели и актуальных задач воспитания, определяющих совокупность методов для их решения. Общие методы, программы – лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Выбирая методы, воспитатель должен быть уверен в успехе их применения . Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.

Реализация каждого метода воспитания предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям детей, индивидуальному стилю педагогической деятельности воспитателя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредствам которых на поведение воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение.

Можно выделить 3 группы приемов воспитания.

Первая группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей в коллективе.

Прием «Эстафета» . Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали ребята из разных групп.

Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть мнение большинства.

Прием «Истории про себя». Этот прием применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше информированы друг о друге и лучше поняли друг друга.

Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение

детей.


Прием «Общее мнение». Воспитанники по цепочке высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.

Прием «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений детей, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими

детьми и, препятствующих возникновению негативного поведения.

Прием «Справедливое распределение» предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми ребятами.

Прием «Обмен ролями»- воспитанники обмениваются ролями, которые получили при выполнении заданий.

Прием «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения детей в группе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения задания педагога.

Вторая группа связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию его отношения к какой-либо значимой проблеме. Можно применить следующие приемы в рамках проведения такого диалога.

Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.

Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

Прием «Импровизация на свободную тему ». Дети выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, по- своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.

Прием «Обнажение противоречий». Позиции ребят по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей.

Прием «встречные вопросы». Воспитанники, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.

Прием «Любимые книги товарища». Ребенку предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи.

Прием «Добрые слова». Воспитанникам предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.

Прием «Творчество на заданную тему». Дети свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему.

Прием «Киностудия». Ребята сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т. п.

Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый педагог из множества приемов использует те, которые считает наиболее плодотворными. Прием, который подходит к одному воспитаннику, может быть неприемлем для другого.

Используемая литература: Рожков М.И. , Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2004.

Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО», 2003.

Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др. ; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр « Академия», 2004.

Классификация методов воспитания


Сущностная сфера

Доминирующий метод воспитания

Метод самовоспитания

Интеллектуальная

Убеждение

Самоубеждение

Мотивационная

Стимулирование

Мотивация

Эмоциональная

Внушение

Самовнушение

Волевая

Требование

Упражнение

Саморегуляции

Коррекция

Самокоррекция

Предметно- практическая

Воспитывающие ситуации

Социальные пробы

Экзистенциональная

Метод дилемм

Рефлексия

Классификация приемов воспитания

(по М. И. Рожкову, Л.В. Байбородовой)
1 .Приемы связанные с организацией деятельности и общения детей.

*Прием «Эстафета»


*Прием «Взаимопомощь»
*Прием «Акцент на лучшее»
*Прием «Ломка стереотипов»
*Прием «Истории про себя»
*Прием «Общаться по правилам»
*Прием «Общее мнение»
*Прием «Коррекция позиций»
*Прием «Справедливое распределение»
*Прием «Обмен ролями»
*Прием «Мизансцена»
2. Приемы связанные с организацией диалога ребенка и педагога.

*Прием «Ролевая маска»


*Прием «Прогнозирование развития ситуации»
*Прием «Импровизация на свободную тему»
*Прием «Обнажение противоречий»
*Прием «Встречные вопросы»
3.Приемы, связанные с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

*Прием «Сочини конец истории»


*Прием «Любимые книги товарища»
*Прием «Добрые слова»

*Прием «Творчество на заданную тему»


*Прием «Киностудия»

Каталог: wp-content -> uploads

Метод воспитания -- это способ достижения цели воспитания, способ получения результата. В педагогике кроме понятия «метод воспитания» используется понятие «прием воспитания». Прием воспитания -- частное выражение метода. В процессе практической деятельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приемы относятся к методам как частное к общему. Например, для метода примера приемом служит встреча с интересными людьми. Для метода поощрения прием -- вручение книги.

Воспитатель действует каждый раз по-разному: воздействует на воспитанника и ждет немедленной реакции в поведении; содействует, т.е. помогает ему; взаимодействует -- сотрудничает с воспитанником. Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковы возраст воспитанников и их особенности и, наконец, профессиональные умения воспитателей также неодинаковы.

Итак, метод воспитания -- это способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

В практике воспитательного процесса существуют различные методы воспитания: убеждение, положительный пример, личный пример, требование, ласковое прикосновение к воспитаннику, доверие, недоверие, приучение, поручение, угроза, прощение и др.

Важно отличать истинные методы воспитания от ложных. Некоторые исследователи к ложным методам воспитания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные «проработки»; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.

Воспитателю важно научиться себя контролировать, чтобы не использовать неэффективные методы воздействия в процессе воспитания.

Общие методы воспитания и их классификация

Методы воспитания называются общими потому, что они используются:

  • - в работе со всеми категориями людей (школьниками, студентами, солдатами и др.);
  • - для решения любых воспитательных задач (нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания и др.);
  • -разными категориями воспитателей (родителями, учителями, воспитателями);
  • -для решения не одной, а совокупности задач.

В целях облегчения практического использования методов воспитания целесообразно их классифицировать. Классификация методов -- это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявлению в них общего и специфического, теоретического и практического. Классификация помогает упорядочить методы. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин предлагают следующую классификацию:

  • - методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);
  • -методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование, общественное мнение);
  • -методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

В Российской педагогической энциклопедии предлагается следующая классификация методов воспитания, базирующаяся на изменениях:

  • - деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);
  • -отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений);
  • - компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития).

Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы:

  • -убеждения;
  • -упражнения;
  • -поощрения;
  • -наказания;
  • -примера.

В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

Метод убеждения.

Убеждение -- это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Следует дифференцировать убеждение как: 1) психическое свойство личности и 2) метод воздействия на сознание и волю воспитанника, конечной целью применения которого и является формирование убеждения в первом значении.

Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы поведения и действий. Важно понять, чем человек руководствуется при принятии решений, насколько осознанно происходит этот выбор. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь сформировать правильные убеждения. С помощью этого метода раскрываются нормы поведения, доказывается необходимость правильного поведения, показывается для личности значимость тех или иных норм поведения.

Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Следовательно, используя этот метод нужно передать и закрепить в сознании воспитанника определенную информацию, сформировать уверенность по отношению к ней. Убежденность в правильности идеи формируется в процессе практической деятельности человека.

Как приемы убеждения воспитатель может использовать рассказ, беседу, объяснение, диспут.

Упражнение -- это «приучение». Различают упражнения прямые (открытая демонстрация той или иной поведенческой ситуации), косвенные («непрямая» природа упражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанников) и искусственные (специально разработанные инсценировки, упражняющие человека).

Условия эффективности метода упражнений: осознание значимости, представление возможного конечного результата, систематичность и последовательность в организации упражнения, посильность и постепенность, взаимосвязь с другими методами; доступность, соизмеримая данному возрасту; освоение действий, где важны точность, последовательность; организация контроля при выполнении упражнения и профессиональная помощь.

Метод поощрения. Поощрение -- способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.

Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений. Оно закрепляет положительные навыки и привычки; требует определенной дозировки, должно быть справедливым и естественно вытекать из действий воспитанника. Неправильное использование этого метода может порождать тщеславие, постоянное желание исключительности и, что хуже всего, эгоистическую мотивацию. Поэтому использовать этот метод надо осторожно. Именно поэтому поощрение относят к вспомогательному методу воспитания.

Метод наказания. Наказание -- способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поведения (а не личности), способ предъявления требований и принуждения следовать нормам, формирование чувства вины, раскаяния.

Наказание -- средство педагогического воздействия, используемое в случае невыполнения установленных в обществе требований и норм поведения. При его помощи воспитаннику помогают понять, что он делает неправильно и почему. Это очень серьезный метод воспитания.

Последователи другого направления -- теории свободного воспитания -- отвергали любые наказания, так как они вызывают переживания воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком.

В нашей стране наказание используется с целью затормозить отрицательное поведение воспитанников. Однако запрещены следующие наказания:

физические;

оскорбляющие личность;

мешающие воспитанию (например, не пускают на диспут);

лишающие воспитанника еды.

Виды наказания: моральное порицание, лишение или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику, снижение оценки по поведению, исключение из школы.

К применению методов наказаний предъявляются определенные педагогические требования. Наказание должно быть обоснованным, заслуженным, соразмерным со степенью поступка. Если проступков совершено сразу много, наказание должно быть суровым, но только одно за все проступки сразу.

За один проступок нельзя дважды наказывать. Нельзя торопиться с наказанием, пока нет уверенности в его справедливости. Если наказание не дает результата, оно становится бессмысленным. Недопустимо рукоприкладство и психическое насилие по отношению к воспитанникам.

Наказание не должно лишать ребенка заслуженной похвалы и награды, как он того заслуживает; быть «профилактикой», наказанием «на всякий случай»; запаздывать (за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения); унижать воспитанника; вредить физическому и психическому здоровью.

При определении меры наказания учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Метод примера. Пример как метод воспитания -- это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания. На этом и основан метод воспитания примером. Воспитателю (педагогу, учителю, родителю) необходимо контролировать свое поведение, свои поступки, не забывая о том, что они влияют на личность.

Невозможно приучить воспитанника к порядку, если взрослый сам его не поддерживает. Постоянный просмотр телевизора в любое свободное время не научит разумной организации свободного времени. Грубая речь, окрики, рукоприкладство, несдержанность не способствуют формированию гуманной, корректной, выдержанной личности.

Примеры бывают положительные и отрицательные. Воспитывать следует на позитивных примерах. Это не значит, что нужно ограждать воспитанников от всего отрицательного. Необходимо раскрывать им неприглядную сущность фактов неправильного поведения, вызывать стремление бороться с уродливым в жизни.

Формы проявления примера как метода воспитания -- личный пример, пример родителей, замечательных людей, сверстников, героев.

Алгоритм реализации: целенаправленный выбор образа, его восприятие, осознание достоинств, выделение нравственных качеств, включение в свою программу самовоспитания.

При использовании методов воспитания нужно соблюдать педагогические требования, вызывающие, стимулирующие или тормозящие определенную деятельность воспитанника. Их нельзя предъявлять сгоряча. Воспитанник должен чувствовать, что воспитатель уверен в своих действиях. Всякое требование необходимо контролировать, строгих, жестких требований должно быть немного, наилучший результат дают требования, разработанные совместно с воспитанниками.

Требования могут быть слабыми (напоминание-просьба, совет, намек, порицание); средними (распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение); сильными (требование-угроза, приказ-альтернатива).

Профессиональная деятельность воспитателя предполагает выбор и использование методов воспитания в зависимости от существующих условий и возможностей. Такими условиями являются знания поставленных целей и задач воспитания; возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; времени воспитания; интересов и потребностей воспитанников; их социального окружения; уровня сформированности группы, в которую они входят; ожидаемых результатов; собственных возможностей воспитателя.

В основе выбора метода воспитания должны лежать гуманистические отношения воспитателя с воспитанниками. Эффективность используемых методов достигается при соответствии выбранного метода реальным условиям и конкретной ситуации, профессиональном предвидении психологического состояния воспитанников в момент применения методов; умелом сочетании различных методов воспитания; подкреплении выбранного метода средствами воспитания; доведении его до логического завершения.

Выбирая методы воспитания, воспитатель должен стремиться использовать те, которые дают возможность воспитаннику самореализоваться, показать свою индивидуальность, собственные способности; ведут к созданию ситуации успеха; прогнозированию результата; реализации поставленной цели.

Все методы воспитания в педагогике можно подразделить на две категории: методы, оценивающие деятельность людей, и методы, побуждающие их к вполне определенным действиям. В основу группировки методов здесь положена деятельность людей. К первой группе относятся поощрения и порицания, ко второй - убеждение и побуждение.

Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение - главный педагогический метод воспитания. Сущность убеждения заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого. Этот метод в цивилизованном обществе является главным потому, что он обеспечивает воспитание у людей общечеловеческих морально-политических качеств. Убеждать значит разъяснять. Успех убеждения зависит от ряда условий, которые воспитатель должен соблюдать:
1. Убеждение предполагает разъяснение и доказательство по вопросам поведения на производстве и в быту.
2. Эффективность убеждения зависит от личной убежденности воспитателя в том, в чем он убеждает своих подопечных. Человек обладает такими способностями, что легко разгадает фальшь в словах своего наставника.
3. Успех убеждения зависит от умений и навыков вести беседу. Отсюда - рутсоводитель (менеджер) обязан уметь формулировать свои мысли, владеть техникой речи, вызывать к себе интерес своих подопечных.
4. При убеждении следует активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого нужно:
а) показывать человеку, в чем заключаются положительные стороны или ошибочность его поведения;
б) ставить человека в такие условия, где бы он мог проявить свои возможности, не имея условий для совершения ошибочных действий или искушений;
в) подмечать у человека положительные стороны поведения и поощрять их;
г) вызывать у членов коллектива, с которыми находится в общении объект воздействия, положительное о нем мнение;
д) не выставлять напоказ свою заботу, доброту, к другим людям.

Метод побуждения . С точки зрения педагогики, побуждение как метод воспитания заключается в том, что человек нацеливается на деятельность, желательную для коллектива. Побуждение
- важнейший метод воспитания, ставящий личность в одобренные обществом рамки поведения. Формами побуждения являются различные приемы межличностного взаимодействия воспитателя и воспитываемого. Такой формой может быть и приказ. В этом случае приказ выступает как средство управления и организации деятельности, как средство осуществления взаимодействия между рабочими группами.

Метод поощрения . В практической деятельности всегда приходится оценивать деятельность людей. Для этого используют методы поощрения и порицания. Педагогически правильно
примененное поощрение положительно сказывается на поведении человека, оно способствует сплочению коллектива. Поощрение - неотъемлемый элемент системы воспитания. Оно выступает в разных формах: от одобрительного взгляда и искреннего пожатия руки до премии и награды.

Каждый человек хочет, чтобы его труд был оценен по достоинству. Если он вложил во что-то много своих сил и упорства, то ожидает за это положительной оценки. Отсюда - необходимость метода поощрения. В поощрении отражается положительная оценка деятельности. Такая оценка становится стимулом поведения. Однако таковым поощрение становится лишь при соблюдении ряда педагогических
требований:
а) тот, кто поощряется, должен четко понимать, за что он поощряется; коллектив, должен представлять, в чем состоят заслуги последнего;
б) нельзя превращать поощрение в «плату» за работу, за соблюдение обычных норм поведения;
в) поощрение должно быть своевременным, его нельзя откладывать «на завтра»;
г) поощрение должно быть гласным.

Метод порицания . Порицание - это реакция на нежелательную деятельность и поведение. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует . Основными формами порицания взрослых выступают неодобрительный отзыв о работе и перевод на работу, а где бы работник мог проявить себя. При вынесении порицания рекомендуется соблюдать ряд педагогических требований:
а) порицание должно выноситься только за конкретную деятельность, проступок;
б) при определении меры порицания следует принимать во воспитание специфику совершенного нежелательного действия и характер человека, то есть осуществлять индивидуальный подход к людям;
в) нельзя порицать людей в состоянии раздражения;
г) порицание должно быть своевременным и обязательно приводиться в исполнение;
д) за поступок одного человека нельзя порицать весь коллектив.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх