Аппликация с использованием различных материалов. Виды аппликации

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность . Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Она важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, и, в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

  • Умственное воспитание . Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
  • Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
  • Нравственное воспитание . Изобразительная деятельность () должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
  • Трудовое воспитание . Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
  • Эстетическое воспитание. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности - вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

История аппликации

Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Виды аппликации

  • предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
  • сюжетная, отображающая те или иные события;
  • декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Нетрадиционные техники аппликации

  • Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

  • Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

  • Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

  • Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

  • Ленточная аппликация
  • Силуэтная аппликация

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

  • Коллаж

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

  • Оригами

Орига?ми (от яп. сложенная бумага) - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

  • Аппликация

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

  • Аппликация

Разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

  • Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

В нашей библиотеке узоров в подразделе "Разное" представлены в том числе и мотивы в технике аппликации. Поэтому представляем вашему вниманию технологию выполнения аппликаций и надеемся, что она поможет вам выполнить замечательные и качественные изделия в этой технике по нашим и любым другим узорам.

Текст для данной статьи взят из книги Терезы Дильмон "Полный курс женских рукоделий", Москва, Эксмо, 2004 год.

Какие бывают аппликации

Суть аппликации состоит в том, что на основу из одного материала прикрепляются кусочки другого. Этот метод изготовления разноцветных изделий известен еще со времен средневековья - в те времена разнообразные материалы, которые мы сегодня можем использовать для вышивки гладью, попросту еще не существовали.

Помимо этого, аппликацией именуется одна из разновидностей персидской вышивки, по существу своему представляющая инкрустацию. Сначала по чрезвычайно сложному контуру вырезается узор, который затем вставляется в вырезы, сделанные в материалах основы и полностью соответствующие по форме и размеру накладке. Затем обе части аппликации сшиваются, а потом шов маскируется одним и более рядами, сделанными тамбурным швом. Тамбурный шов, также выполненный нитками ярких тонов, еще сильнее подчеркивает красоту и сложность инкрустированного узора. Иногда вместо шва на место соединения накладывается тесьма, сплетенная из металлических нитей, или узкая золотая или серебряная ленточка. Другие виды аппликации состоят в том, что узор аппликации накладывается на материал основы; иногда он приклеивается к ней специальным клеем, "термопаутинкой" или двусторонним флизелином. Затем узор обшивается по контуру шнуром или же каким-либо художественным швом, дабы еще прочнее скрепить оба слоя аппликации. Для усиления эффекта и украшения изделия применяются золотые и серебряные нити, блестки, галун, стразы и бусины.

Аппликация может быть сделана тесьмой - в этом случае вместо вырезанных из ткани узоров на изделие нашивается тесьма различной ширины.

Аппликацию можно выполнять как вручную, так и на швейной машинке. Однако по возможности следует избегать таких случаев, когда прихотливый узор выкладывается из прямой ленты, - для неопытной рукодельницы подобная работа может представлять значительную трудность.

Процесс прикрепления аппликации и обшивания ее тесьмой или плоским швом при работе вручную и при работе на машинке совершенно одинаков. В законченном виде аппликация, сделанная на машинке, немногим отличается от той, что выполнена вручную.

Ткани

Аппликацию можно делать на шелке, бархате, парче, льняных и хлопчатобумажных, а также синтетических тканях, на натуральной и искусственной коже. Поскольку аппликация является своеобразной заменой вышивки, то для нее следует подбирать материалы, которые будут смотреться как можно более эффектно. Этот эффект можно еще более усилить, если использовать для различных частей рисунка разные виды ткани; это будет показано далее на нескольких примерах.

Материалы

Как мы уже указали выше, чаще всего разные части аппликации скрепляются между собою при помощи шнура или тесьмы, но можно также сшить их по контуру плоским швом.

Шнур можно изготовить самостоятельно, из нитей, идеально подходящих к вашему узору по цвету и фактуре (немного позже материал об их изготовлении будет выставлен на данном сайте), или купить в специализированном магазине.

Готовый шнур может быть сделан из самых различных материалов. Наиболее широко, конечно же, распространены синтетические шнуры - как матовые, так и блестящие, однако в магазинах рукоделия продаются также хлопчатобумажные шнуры и даже шнуры, свитые из льняных и шерстяных ниток. В широком ассортименте имеются золотые и серебряные шнуры из металлизированных ниток и канители. Для пришивания шнура можно воспользоваться швейным шелком, а для выполнения декоративного шва - швейными и прочными вышивальными шелковыми нитками, вышивальной вискозой и другими видами прочных декоративных ниток. Шелковые, вискозные и полиэстеровые нитки можно также применять для выполнения плоского шва, которым обшиваются контуры аппликации.

Подготовительная работа

Перед началом работы под большинство тканей, используемых для аппликации, необходимо сделать подложку. Для этой цели используется, как правило, флизелин. В прежние времена на изнаночную сторону приклеивалась при помощи крахмального клейстера волокнистая бумага.

Необходимо следить, чтобы ткань лежала на флизелине ровно и гладко, без морщин и складок; в процессе приглаживания ткани к флизелину между ними не должно возникать воздушных пузырей. Если вы используете двусторонний флизелин, убедитесь, что со второй его стороны защитный слой еще не снят - он понадобится вам впоследствии. После проглаживания дайте ткани как следует остыть. Благодаря такой подложке для аппликации можно использовать даже самые тонкие ткани - флизелин придаст им необходимую жесткость и предотвратит края от осыпания на время работы.

Далее нужно нанести на ткань, используемую в качестве основы, полный рисунок будущей аппликации. На ткани, которую вы взяли в качестве накладной части, нужно обрисовать только те части рисунка, которые будут взяты в качестве аппликации. Эти детали вырезаются очень острыми ножницами - нельзя допустить, чтобы их края оказались неровными или разлохмаченными.

Ткань основы, натянутая на рамку или пяльца, кладется затем на доску или стол таким образом, чтобы с его поверхностью соприкасалась только сама ткань, пяльца должны выдаваться вверх. После этого с изнаночной стороны вырезанных узоров снимается защитный слой второй стороны флизелина, узоры накладываются на предназначенное им место и приклеиваются или приглаживаются утюгом.

До того, как начать оконтуривание узора аппликации, следует пришить ее края к основе отдельными запошивочными стежками, которые затем будут скрыты художественным контуром.

Образец выполнения запошивочных стежков вы видите на рисунке слева.

Оконтуривание

Шнур, проложенный по контуру аппликации, закрепляется вдоль краев узора невидимыми поверхностными стежками - так, что эти стежки проходят между прядями шнура, или при помощи отделочных запошивочных стежков, выполненных нитками яркого цвета. В обоих случаях шнур должен перекрывать срезы аппликации в достаточной степени, чтобы скрыть их от глаз и предотвратить их осыпание в процессе использования изделия. Если края аппликации осыпаются и разлохмачиваются, значит, она выполнена неаккуратно. Если рисунок оконтуривается художественным швом, то игла должна выходить на поверхность ткани довольно близко от среза, и весь стежок в целом не должен быть в длину более 5 мм.

Цели урока:


3. П

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: Методист: Буторина В.В.

Класс: 2 Студент: Гулакова Ирина

Кабинет: Александровна 36 группа

Учитель:

Дата: 12.11.15

Время:

Тема: «Аппликация с плетением».

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

1. Воспитывать интерес к предмету;

2. Развитие памяти, внимания, творческих способностей;
3. П ознакомить детей с новым изделием из бумаги;

4. Развить навыки мыслительного анализа последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания.

5. Формирование умений и навыков по выполнению аппликации с плетением.

Задачи урока:

  1. Обучающие:

Научить выполнять аппликации с плетением ;

Дать представление о конструкции изделия и форме;

Учить правилам безопасного пользования инструментами;

Учить работать по: схеме, инструкционной карте;

Закреплять полученную информацию.

Развивающие:

Психологические

Развивать: моторику мелких мышц и глазомер;

  1. Общеучебные умения

Учить: наблюдать и сравнивать;

Развивать самостоятельность: под контролем учителя;

Технологические

Развивать : актуализировать, те технологические умения, которые необходимы для изучения новой темы урока

Воспитательные:

Воспитывать: уверенность в себе, уважение к своему и чужому труду, аккуратность, внимательность, любознательность; культуру труда: организация рабочего места, поддержание чистоты во время работы, качество выполнения технологических операций и др.

Проблема урока :

Проблема урока – учащиеся на уроке должны изучить новый вид работы из бумаги: «аппликация с плетением».

Оборудование для учителя: презентация: технологическая карта, термин, иллюстрации; образцы изделий.

Оборудование для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш, картон.

Словарная работа : Аппликация - способ получения изображения ; техника декоративно-прикладного искусства.

Аппликация -

Этап урока

Хроно-метраж

Деятельность

учеников

УУД

Оргмомент

1 мин.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

И урок труда начнем.

Проверка готовности рабочих мест:

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Слушают учителя

Целеполагание (Р)

Смыслообразование (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Сообщение темы и задач (проблемы) урока

2 мин.

Ребята, название поделки, которую мы с вами будем делать, отгадайте вот в этой загадке:
Не хожу и не летаю,
А попробуй догони,
Я бываю золотая
Ну-ка в сказку загляни.
(Ответ – Рыбка).

Какие сказки про рыбку вы знаете?
(Ответ – "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкин,
"По щучьему велению" русская народная сказка.)
Сейчас мы будем складывать рыбки по технике «Аппликация с плетением».

Отвечают на вопросы учителя

Подготовительная работа

3 мин.

Посмотрите на аппликацию, которую вы будете сейчас делать.

Скажите, из каких материалов она сделана? (из цветной бумаги и картона)

При помощи чего все детали соединены между собой? (при помощи клея ПВА)

Как изготовлена рыбка? (плетением из полос)

Да, всё вы правильно сказали, используя технику плетения, я изготовила рыбку.

Отвечают на вопросы учителя по аппликации

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Словарная работа

2 мин.

Давайте, вспомним что такое аппликация? Какие виды аппликаций вы знаете?

Аппликация - вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево.

Проводят словарную работу

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Объяснение нового материала:

анализ образца;

7 мин.

Ребята, посмотрите внимательно на аппликацию, как вы думаете для чего мы можем сделать рыбку?

Как вы думаете, это сложная или простая работа? (сложная)

Из каких деталей состоит наша рыбка? (форма рыбы (шаблон) и полосок)

Какая форма нашего изделия? (плоская)

Из чего выполнена рыбка? Почему? Может быть использован другой материал для изготовления изделия? Почему? Какой?

Из каких инструментов выполнена работа?

Каким способом соединены детали изделия? Как по-другому можно соединить детали изделия?

С помощью чего оформлено изделие?Как по-другому можно оформить это изделие?

Рассматривают аппликацию.

Отвечают на вопросы

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Учет различных мнений (К)

  • открытие новых технологических сведений;

1 мин.

Какой технический способ тебе еще не известен?

Давайте, подберем материалы для нашей поделки. Назовите их.

Вам понадобиться пол листа а4 синего картона, шаблон рыбки, цветная бумага для полосок и оформления.

1.Вы возьмете синий картон.

2. Из цветной бумаги вырежете рыбку по шаблоны.

3. Вы вырезаете по линейке или на глаз одинаковые полоски из цветной бумаги.

4. Делаете надрез у рыбки.

5. Приклеиваете полоски к рыбке.

6. Приклеиваете рыбку с полосками к картону.

7. Оформляете поделку.

Слушают план работы

Структурирование знаний (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

  • планирование предстоящей деятельности;

3 мин.

Давайте, составим план работы.

  1. Разметать детали по линейке;
  2. Вырежи детали.
  3. Выполни надрезы;
  4. Выполни плетение;
  5. Собери, выполни отделку.

Составляют план работы

Выполнение действий по алгоритму (Р)

  • повторение плана работы.

1 мин.

Ребята, кто может повторить план работы?

1.Так же я хочу дать вам советы: при плетении полоски должны плотно прилегать друг к другу.

2. Концы полосок приклеивай к изнаночной стороне изделия.

Повторяют план работы

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Физминутка

2 мин.

«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза. расслабится, помассировать веки,
слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны - выдох)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево.)

Самостоятельная работа

20 мин.

Самостоятельно подготовьте материалы из которых мы будем делать рыбку.

  • Инструкция по технике безопасности:

Во время работы быть внимательным и аккуратным.

Быть осторожным с колющими и режущими инструментами. Передавать инструмент товарищу только ручкой вперёд. Располагая инструменты на столе, следить, чтобы инструмент не упал.

Инструмент применять только по назначению и в соответствии с правилами.

Посуду с клеем надёжно устанавливать на рабочем месте.

Приступать к работе только после соответствующего инструктажа и разрешения учителя.

Во время выполнения задания работать спокойно, без резких движений, чтобы не свалить бумагу, клей, вырезанные, но не наклеенные детали для аппликации.

Не отвлекать и не мешать рядом сидящим товарищам

  • План работы:
    1. Показ настоящих рыбок (иллюстрации).
    2. Показ вариантов рыбок из бумаги.
    3. Пояснения к инструкционной карте.
    У учащихся смотрят на слайде инструкционную карту.
  • Мы будем работать по уже выбранному плану :
  1. Разметка деталей изделия.
  2. Заготовка деталей изделия.
  3. Сборка изделия.
  4. Оформление изделие.
  5. Анализ результатов собственной деятельности.
  6. Уборка рабочих мест.

Готовятся выполнять работу

Повторяют технику безопасности

Повторяют план работы

Структурирование знаний (П)

Учет различных мнений (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Построение логической цепи (П)

Выполнение действий по алгоритму (Р)

Выполнение пробного учебного действия (Р)

Моделирование (П)

Итог урока

3 мин.

Сегодня мы с вами изготовили очень красивую аппликацию. Вам понравилось? (Да).

Ребята, давайте посмотрим все работы, сначала первый ряд поднимут свои работы и все посмотрят на них, потом второй ряд, и наконец третий ряд, поднимите свои работы.

Я увидела много красивых и аккуратных работ.

Какой вид аппликации выполняли?

Какую работу делали?

Ребята, давайте проведем рефлексию, у вас на столах лежат две карточки: красная и зеленая, если вы узнали что-то новое на уроке поднимите зеленую карточку, если же вы нечего не узнали нового поднимите красную карточку.

Подводят итоги

Смотрят работы своих одноклассников

Отвечают на вопросы

Проводят рефлексию

Анализ, синтез, сравнение (П)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Оценка (Р)


Бумажная аппликация, как творческая работа, широко используется в саду и школе. Почему же иногда детские работы в технике аппликации не совсем удаются, хотя дети любят работать с бумагой и клеем. Попробуем разобраться.

Что нужно знать и уметь чтобы аппликация получилась

Успех хорошей аппликации зависит от того, как четко вырезаны все детали. Поэтому не стоит поручать сложные работы небольшим по возрасту детям. Однако, чем чаще ребенок будет заниматься вырезанием, тем лучше он будет владеть ножницами.

Дети должны стремиться к тому, чтобы линия среза была ровной и четкой без зазубрин. Для этого нужны ножницы острые и удобные по руке. При вырезании округлых форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а бумага левой руке просто направляется.

Небольшие обрезки цветной бумаги не выбрасываются, а остаются для вырезания мелких деталей. Все это должен знать преподаватель и рассказать об этом своими ученикам. Помочь и показать правильную последовательность действий, научить держать ножницы.

Как только все детали будут вырезаны, следует разложить их на фоне и оценить композицию. Если композиция не устраивает, то детали смещаются, передвигаются по листу, пока не будет достигнуто желаемого результата. Чтобы не ошибиться в размещении деталей на фоне, можно слегка наметить простым карандашом их контуры. Для деток в детском саду следует предусмотреть коробочки для складывания вырезанных деталей аппликации.

Наклеивание, наверное, одна из самых кропотливых и сложных операций в аппликации. Изображения наклеивают на фон в обратной последовательности: сначала наиболее удаленные детали, а затем постепенно приближаются к переднему плану. Не все ребята могут сразу понять эту закономерность, поэтому взрослому следует первое время "вести" детей и показывать правильную последовательность работы.

Перед работой с клеем нужно подготовить стопку чистой бумаги. Каждую деталь кладут на чистый лист и промазывают клеем. Для следующей детали снова берут чистый лист. Промазывают деталь от центра к краям. Самые мелкие детали можно аккуратно промазывать на пальце, нанося клей спичкой (или маленькой кисточкой). Бумагу с клеем следует несколько секунд подержать для разбухания и только потом наклеивать на фон. После того как деталь наклеена, нужно положить сверху чистый лист бумаги и прижав его, несколько раз провести ребром ладони по тому месту, где находится деталь. Это позволит расправиться всем складкам и морщинкам на бумаге. В саду и школе все работы детей можно собрать и стопкой положить под пресс.

Последний этап работы - высушивание. Наклеенную аппликацию помещают под груз. Груз накладывается на аппликацию сразу по окончанию работы. Готовую работу закрывают чистым листом и придавливают сверху тяжелой книгой. Снимают груз после полного высыхания работы. Высушенную аппликацию можно поместить в рамку.

По материалам книги "Аппликация" М.А. Гусаковой

Для выполнения аппликации вам потребуется ткань для фона и лоскуты, чтобы вырезать детали узора. Для фона лучше использовать плотную хлопчатобумажную яркую однотонную ткань. Повторяющиеся детали аппликации кроите по шаблону. Лоскутки деталей должны быть контрастны к общему фону.

Выкроенные лоскутные детали разместите на подготовленном к работе (отутюженном и выровненном) лоскуте фоне в соответствии с задуманным рисунком и прикрепите их булавками или наметочным швом.

Есть много разнообразных технологий нашивания деталей аппликаций на фон. Рассмотрим основные из них.

  • Пришивание детали вручную «втай». Технология та же, что и при закреплении деталей «втай» в некоторых узорах лоскутной мозаики.

    Эту технологию часто используют при аппликации по традиционным рисункам. Она требует значительных затрат ручного труда.

  • Машинный шов «зигзаг». Выкройте деталь точно по рисунку, закрепите ее на лоскуте фона и обработайте границы детали швом «зигзаг« на швейной машинке - так, чтобы полностью перекрыть срез детали. Выступающую из-под шва лишнюю ткань срежьте маленькими ножницами.

    Эта технология очень ускоряет выполнение аппликации по рисунку, но сам шов «зигзаг« как бы размывает границу детали, поэтому в традиционных рисунках его применяют не всегда.

  • Машинная аппликация с использованием тесьмы «въюнчик». Выкройте деталь аппликации с запасом на подгиб (0,8-1 см) и настрочите на ее лицевую сторону, точно по границам подгиба, тесьму «вьюнчик». Подогните лишнюю ткань детали так, чтобы половина ширины тесьмы образовала по границам готовой лоскутной детали волнистый край. Концы тесьмы спрячьте на изнанке детали. Тщательно отпарьте обработанную деталь, закрепите ее на ткани фона и пришейте машинной строчкой по тесьме там, где тесьма стыкуется с тканью детали.

    Работая по этой технологии вы сможете дополнительно украсить границы аппликации.

  • Машинная аппликация с использованием канта из тесьмы косого переплетения. Хорошо тянущуюся тесьму косого переплетения (например, ляссе) можно использовать для предварительной обработки края детали для аппликации. Оберните сложенной пополам тесьмой срез детали. Концы тесьмы спрячьте на изнанке детали. Закрепите кант на детали и пристрочите обработанную деталь на ткань фона. Строчите по тесьме, рядом с ее внутренним краем.

    Работая по этой технологии, вы сможете дополнительно подчеркнуть границы рисунка и выделить его детали контрастными полосами канта.

  • Аппликация вручную с использованием шнурка. Свободный срез детали, пришитой к лоскуту фона, можно закрыть шнурком, закрепив его по границам детали вручную косыми стежками. Концы шнурка спрячьте под деталь.

    Работая по этой технологии, вы можете достичь дополнительного объемного декоративного эффекта.

Особую выразительность рисунку аппликации придают также специальные вышивальные швы. Ими одновременно обрабатывают края детали и пришивают ее к ткани фона. Выпол-нять эти швы лучше толстыми нитками (например, ирисом), контрастными по цвету и к ткани фона, и к детали аппликации.

«Лоскутное шитье» Ирина Муханова

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх