Если 5 летний ребенок не слушается. Что делать, если ребёнок вас не слушается

В возрасте 5-ти лет начинают формироваться основные навыки, а самое главное черты характера. Вот именно в этом возрасте родители могут очень легко подкорректировать все то, что упустили ранее. Однако делать это нужно правильно и аккуратно.

Многие родители не понимают, почему их ребенок не похож на них. Откуда у него взялись лень и капризность? Да еще в придачу нет концентрации и аккуратности во всем. Психологи уверяют, что эти проблемы возникают от того, что воспитанием ребенка занимались плохо и при этом уделяли этому мало внимания. Нужно помнить, что воспитание - это не только командный тон, но и помощь малышу в познавании окружающего мира. Ему нужно помогать в этом нелегком деле. Родителям нужно научиться разговаривать с ребенком на его языке, то есть на языке игры.

Многие родители совершают одну и ту же ошибку. Она состоит в том, что они очень довольны, что ребенок играет сам в свои игрушки. Поверьте, это не есть хорошо. Малыши требуют пристального внимания к себе и общения с родителями. Конечно, хорошо, когда кроха занят своим делом и не мешает маме и папе заниматься своими делами. Не игнорируете своего ребенка. В возрасте 5 лет он притягивает все взрослое и такое интересное. Малыши очень любят разговаривать, интересоваться, размышлять. Очень любит делиться своими впечатлениями от чего-то нового. Кроме этого, ребенок обязательно выслушает ответ на свой вопрос терпеливо, и не перебивая вас при этом.

Для ребенка очень важны игры в этом возрасте. При помощи игры вы закрепите у малыша основные знания, которые он должен приобрести в этом возрасте. Малыш должен уже научиться различать цвета, форму, размер, предмета. Кроме этого, он должен определять соотношение предметов по высоте, длине, ширине. Также кроха должен уметь определять материал, из которого изготовлен тот или иной предмет. Объясните ему значение следующих предлогов: в, над, под, это важно. Он должен понимать расположение предметов в пространстве, то есть предмет находится справа, слева, снизу, сверху и т.д. в таком возрасте малышу нужно объяснять, чтобы он учился разговаривать вежливо, правильно излагать свои просьбы, благодарить, внимательно и терпеливо выслушивать своего собеседника.

При воспитании ребенка просто огромное значение имеют игры. Очень хорошо, если обучающий процесс проходит в детском коллективе. Игры, можно сказать, являются тренингом социального развития малыша. В коллективе он научится взаимодействовать со своими сверстниками, выполнять правила и просьбы, в чем-то уступать, проявлять свои лидерские способности.

Не стоит запрещать ребенку фантазировать во время игры. Наоборот, поддержите его. Предложите ему предметы, которые, по вашему мнению, совершенно ни к чему. Дайте крохе тряпочки, палочки и другие ненужные вещи. Благодаря игре у него формируется самостоятельность. Он как бы моделирует поведение взрослых. Во время игры малыш открывает для себя много нового и познавательного.

Физическое развитие ребенка

Очень важно в данном возрасте физическое развитие. Необходимо приучать кроху к физической культуре. Это связано с тем, что малыши в возрасте 5 лет формируются со стороны опорно-двигательного аппарата. Занятия спортом важны для детей. Просто в 5 лет ребенок осознанно может выполнять определенные физические упражнения.

Оздоровительные задачи направлены на:

  • Формирование правильной осанки и развитие всех групп мышц.
  • Повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам, то есть укрепление защитных сил организма.
  • Воспитание в ребенке закаливания организма .

К физическим нагрузкам нужно приучать с самого раннего возраста. Давайте вспомним тот момент, когда малыш появился на свет. Ему в обязательном порядке нужна была утренняя гимнастика ручек и ножек. В процессе взросления ребенка отменять эти процедуры не нужно. Попытайтесь придумать что-то оригинальное, чтобы приобщить его развиваться физически. Естественно с детьми в возрасте 5 лет это делать немного проще. Все упражнения должны выглядеть как игра. Прекрасно подойдет ходьба. Во время ходьбы можно попросить кроху выполнять не сложные взмахи руками.

Читайте также

Также, можно повыше поднимать ножки, менять темпы ходьбы и шаг. Это позволит работать многие группы мышц, а также сформировать правильную осанку. Кроме этого можно приобщить ребенка к бегу и прыжкам. Для этого педагогами были разработаны определенные игры. Очень хорошо детки играют в мяч. Мало того, что упражнения с мячом полезны для здоровья, так еще и воспитают внимательность, резкость движений и бдительность крохи. Будет полезно, если вы научите своего ребенка кататься на велосипеде . Поездки на этом виде транспорте не только полезны для физического развития, но и для координации движений. Малыш станет более устойчивым, и не будет бояться упасть.

Нервно-психическое развитие в 5 лет

Ребенок 5 лет очень хорошо развивается психомоторно. Ведь нервно-психическое развитие является самым главным в этом возрасте. Во время прогулок малыш вынослив, рассматривает окружающий мир с интересом и с азартом познает все новое. В этом возрасте у малыша закрепляется мелкая моторика рук. У малыша начинает проявляться интерес к изобразительной и творческой деятельности. Крохи очень любят рисовать, что-то вырезать и склеивать, строит волшебные замки и украшать свою комнату изделиями, сделанными своими руками.

Очень активно начинает развиваться речь. Более того, ребенок прекрасно может формировать свою мысль. То есть, может пересказать сказку, которую вы читаете ему на ночь. Может хорошо выстраивать предложения и просить вас о чем-либо. Кроме этого, дети в этом возрасте активно делятся впечатлениями, которые он увидел в детском саду. Словарный запас увеличивается, и ребенок может хорошо передавать то, что думает и желает выразить.

Ребенок использует речь для общения со своими ровесниками. Он начинает очень активно тренировать свои речевые способности. Очень часто в пятилетнем возрасте ребенок задает просто огромное количество вопросов. Кроме того, у него появляется способность рассуждать и пересказывать ранее происходящие события. Иногда детки сочиняют стихи, поют песенки. Все это развивает их речь, что не маловажно в этом сложном периоде жизни ребенка.

Малыш уже научился решать довольно сложные задачи. Он может различать предметы по определенным признакам на довольно высоком уровне, чем ранее. Нужно отметить, что логика малыша в 5 лет очень своеобразная и к этому необходимо привыкнуть. В 5 лет малыш уже может выучить короткий стишок или песенку. То есть у него развивается сознательное запоминание определенных вещей. Но, здесь есть некоторые нюансы. Нужно развивать в ребенке смысловую память. То есть, кроха должен знать то, что его просят заучить, то есть осознавать это. Он должен понимать, что от него требуется и зачем это нужно.

Что должен уметь ребенок в возрасте 5 лет

У малыша должен быть приличный словарный запас, около 3000 слов. Малыш должен знать свой адрес проживания. Использовать в предложении 5-6 слов. Кроха должен использовать в своей речи не только простые, но и сложные предложения. Малыш должен в 5 лет уметь пересказывать уже пройденный материал. Со стороны произношения у ребенка не должно быть корявых звуков. Малыш должен хорошо определять право-лево у себя, но не показывать это на других. В малыше нужно развивать знание элементарных антонимов: большой – маленький, твердый – мягкий и т.д. малыши должны уже в 5 лет уметь считать до 20. Кроме этого дети должны различать количество предметов, то есть где больше, а де меньше. Маленький человечек должен знать предметы, а также из чего они сделаны, то есть из каких материалов.

Как уже говорилось выше для ребенка очень важно общение. Общение должно быть не только с родителями, но еще не маловажно общение со своими сверстниками. Большинство родителей принимают решение отдать ребенка в детский сад. Однако есть и такие, которые совершенно против, отдавать свое излюбленное чадо в государственные структуры. Таким родителям нужно помнить о том, что садику следует найти альтернативу. Ведь вашему крохе просто необходимо общаться со своими сверстниками. Такой альтернативой может стать детская игровая площадка, развлекательный центр, студия для раннего развития, самодеятельный кружок. В этих заведениях ребенок может реализовываться как личность, развиваться физически и эмоционально. Также не стоит забывать, что ребенок 5 лет должен уже потихоньку подготавливаться к школе, ведь через год он станет первоклашкой.

Мы уже говорили о том, что малыш в этом возрасте развивается хорошо с творческой стороны. Поэтому нужно обращать внимание, чем он больше всего любит заниматься. В 5 лет можно отдать малыша в какой-нибудь кружок. Это может быть танцевальный кружок, рисование, лепка и др. главное, чтоб малышу нравилось то, чем он занимается.

И на конец. Пристальное внимание обращайте на именно физическое развитие малыша. Ведь в этом возрасте они становятся более активными, обладают резкой реакцией, повышается координация и скорость движений. Кроме этого, если вы заметили, у ребенка изменились пропорции тела. Они стали больше походить на взрослые формы. При этом центр тяжести опустился вниз, собственно, это так и нужно. Все навыки, которые малыш получил в течение своей жизни, стали совершенными. Кроха начинает очень активно играть в мяч, ездить на роликах или велосипеде. Может глобально фантазировать, что очень хорошо.

Будьте внимательны к своим детям!

В 5 лет ребенок окреп как физически, так и психологически. Ему важно, как он выглядит, во что одет. Он себя уже воспринимает как личность, понимает, что отличается от других. Имеет свое мнение и отстаивает его не капризами, а пытается объяснить, приводя доводы. Дети в пять лет достаточно физически выносливы. Они могут пробежать, не останавливаясь, 200-300 метров в быстром темпе. Если на пути встречаются препятствия, они их ловко перепрыгивают или оббегают.

У детей хорошо развита координация движения. Они с закрытыми глазами легко достают пальцем до кончика носа, уха, макушки, колена. Пятилетние дети довольно ловкие, подбрасывают и ловят даже небольшой мяч, не промахиваясь, точно бьют по нему ногой. Могут пробежать по тонкой дощечке, прыгают вперед и назад, через препятствия – ямки, канавки.

У пятилетнего ребенка хорошая память. Он способен запоминать новые слова, как русские, так и иностранные, объемные стихотворения, смысла которых даже не понимает. Пытается выяснить значения новых слов. У него богатый словарный запас – 2500-3000 слов. Ему удается довольно легко излагать мысли, точно передавать свои ощущения или впечатления словами. Не путается в понятиях «вчера» и «завтра», «ужин» или «завтрак». Если происходит ошибка, он тут же поправляет себя сам.

Из пяти-шести слов, логически рассуждая, легко находит лишний предмет. Например, сообразит, что из слов «ложка», «тарелка», «кастрюля», «стул», « чашка», «стакан» — посторонним предметом является «стул». Если на картинке изображены предметы неправильно, найдет ошибку и объяснит, что здесь не так.

Уход за ребенком в 5 лет

К пяти годам ребенок все уверенней пользуется зубной щеткой. Он водит ею по зубам в правильном направлении, вычищая межзубные промежутки. Он умеет тщательно полоскать рот, поэтому чистку зубов уже можно производить с применением детской зубной пасты (без фтора). С пяти лет можно попробовать приучать детей к утреннему душу. Это поможет быстрее избавиться от утренней дремы и получить заряд бодрости. Эта процедура позволит не только держать тело в чистоте, но и обладает закаливающими свойствами. После душа нужно вытереться насухо и растереться полотенцем.

Родители должны приучить детей аккуратно складывать одежду на стульчик. Обычно в этом возрасте дети уже сами снимают ее и одевают. Во-первых, так они приучаются к опрятности, а во-вторых, одежда не мнется, и ее не придется после сна искать по всей комнате.

С пяти лет можно научить ребенка мыть лицо с мылом. Закрыв глазки, легкими движениями, не растирая кожу, нанести мыльный раствор. Можно использовать хорошее мыло или специальные мягкие очищающие средства. Злоупотреблять мыльными умываниями не стоит, достаточно раза в день. Если его кожа стала сухой или обветрилась на морозе, перед сном ее смазывают тонким слоем детского крема.

Питание ребенка в 5 лет

К пяти годам несколько замедляется рост детского организма по сравнению с предыдущими годами. Поэтому уменьшается потребность в дополнительных калориях. Снижается количество потребляемых животных белков, но увеличивается доля жиров и белков растительного происхождения. Калорийность дневного рациона должна составлять примерно 2000 ккал. На белки и жиры должно приходиться по одной части, на углеводы – 4, т.е. соотношение углеводов, жиров и белков должно составлять 4:1:1. Такой режим питания позволит ребенку не испытывать чувство голода, в то же время не перегружать пищеварительную систему жирной и тяжелой пищей. Необходимо следить, чтобы в его рационе присутствовало достаточно овощей, как источник многих незаменимых микроэлементов. Следует дополнять ежедневное питание сырыми овощами и фруктами по сезону.

Режим дня ребенка в 5 лет

С пяти лет ребенка можно уже приучать к наведению порядка и чистоты в квартире. Многих детей и заставлять не надо, они сами с радостью помогут помыть посуду, протереть пыль, навести порядок на книжной полке или в ящике с игрушками. Поэтому в распорядке его дня следует выделить для этого специальное время. График придется немного сжать, возможно сократить время, отведенное на игры. Если ребенок посещает дополнительные спортивные секции или творческие кружки, это тоже нужно учесть. Время, потраченное на дорогу, следует не тратить впустую, а использовать с толком. По пути можно разучивать стихи, считать, узнавать что-то новое. В остальном режим дня похож на тот, который был в 4 года: четырехразовое питание, один дневной сон 1,5-2 часа, игры, прогулки.

Занятия с ребенком в 5 лет (как развивать)

Для развития речи с детьми полезно заучивать скороговорки и считалочки. Проговаривая их вначале медленно, затем в убыстренном темпе, ребенок вырабатывает чистоту произношения и хорошую дикцию. Есть специальные математические считалки, повторяя которые, дети дополнительно учатся счету и простым арифметическим действиям. Если ребенок только приступил к заучиванию алфавита, с ним можно поиграть в лото. На широкой полосе бумаги в ряд пишутся крупные буквы. Ребенку выдаются жетоны — бумажные кружки или квадратики. Взрослый называет букву, а дети ищут ее у себя на бумаге и, если нашли, закрывают жетоном. Игра продолжается, пока не закроется весь ряд. Вместо букв можно написать и цифры.

Хорошо развивает логическое мышление игра, где требуется найти лишний предмет. Ребенок из предложенных картинок должен выбрать одну, которая отличается от других. Например, среди картинок с цветами есть одна с грибочком. Или на всех карточках нарисованы музыкальные инструменты, а на одной — молоток. Подручный дидактический материал можно сделать самим, купить в магазине или распечатать картинки из Интернета.

Чтобы познакомить детей с цифрами, можно купить разукрашки, в которых, чтобы получить контур рисунка, необходимо соединить по порядку точки с цифрами. Когда рисунок будет готов, его можно разукрасить. В 5 лет нужно показать ребенку, как пользоваться телефоном и научить звонить самостоятельно. Объяснить простые правила движения, рассказать, зачем нужен светофор, что означает каждый цвет и какие выполняют действия при их загорании.

Игры и игрушки для детей в 5 лет (как развлекать)

С пяти лет ребенок все больше одиночному времяпрепровождению предпочитает компанию сверстников. Вместе им очень интересно играть в ролевые игры – школу, больницу, дочки-матери, войнушку, магазин. Они устанавливают свои, порой достаточно сложные правила, вводят расчетную валюту в виде фантиков. Дети настолько увлечены, что их игра может продолжаться несколько часов. Причем в куклы могут играть также и мальчики. Для пятилетнего возраста это вполне характерно.

Если у ребенка есть способности или желание, его можно записать в спортивные секции. С пяти лет уже можно заниматься гимнастикой, плаванием, фигурным катанием, шахматами, хоккеем, некоторыми видами восточных единоборств. Самое время отдать ребенка на бальные танцы, рисование, научить игре на фортепьяно. Только не нужно детей принуждать или уговаривать, они должны сами проявить желание.

Одними из любимых развлечений остаются чтение сказок, детских книг, лепка, рисование, конструирование, собирание паззлов, кубиков. Любят они слушать и детские песенки, нередко подпевая сами. Иногда дети увлекаются коллекционированием. Собирают открытки, фантики от конфет, вкладыши на определенную тематику. Многие современные дети в пять лет овладели компьютером, любят играть на нем в игры. Родителям нужно следить за длительностью времяпрепровождения за монитором, ограничивая его до получаса в день.

Воспитание ребенка в 5 лет

Пять лет – еще достаточно детский возраст, но ребенок должен понимать, что он живет не один. Поэтому необходимо подчиняться определенным правилам как у себя в квартире, так и в общественных местах. Объяснить ему нужно так, чтобы он все правильно понял. Тогда и ему будет в жизни легче и родителям не придется за него краснеть.

Нередко пятилетние дети могут дерзить маме, не слушаться, пытаться устанавливать свои порядки. Не стоит на них кричать, ругаться, лучше проявить выдержку. Необходимо с ними поговорить, объяснить, что они сделали маме больно и разочаровали ее. От этого она страдает, у нее болит сердце. Нужно вызвать у ребенка чувство стыда за свой поступок и раскаивания. Не следует его заставлять признать вину, он должен дойти до этого сам. Родителям необходимо на своем примере показывать, какие должны быть отношения между близкими людьми. Поэтому, если в семье ссоры и ругань, отец кричит, а мать бьет посуду, требовать от детей достойного поведения бесполезно.

Ребенка необходимо научить и правилам приличия. Он должен обращаться на «вы» к взрослым людям, не встревать в их разговоры. При встрече со знакомыми здороваться, и со сверстниками в том числе. Необходимо его обучить азам коммуникабельности: контролировать агрессию, вежливо обращаться за помощью, благодарить, прощаться при уходе. Не жадничать, делиться или обмениваться игрушками. При воспитании не возбраняется пользоваться как методами поощрения, так и наказания.

Пять лет – первый маленький юбилей. Вы замечали, как менялись интересы вашего ребенка, его привычки и поведение. На каждом этапе возникали свои сложности и непонятные моменты. Есть они и сейчас. Поэтому стоит о них знать, хотя бы о некоторых, чтобы правильно себя повести в конкретной ситуации. Например, у многих детей в пять лет бурно развита фантазия. Порой они сами не могут определить границу между правдой и выдумкой. Поэтому, если вы заметили, что ваш ребенок переплюнул самого барона Мюнхаузена, не стоит его ругать и уличать во лжи. Ведь он сам верит во что говорит. Помечтайте и пофантазируйте вместе с ним. А потом направьте разговор в нужное русло и объясните, что это придуманные действия и герои, а в жизни все по-другому. Если же вы обнаружили, что ребенок фантазирует, чтобы избежать наказания, необходимо принять своевременные меры. Провести воспитательную работу, и рассказать, что не благородно и трусливо скрывать правду. А за провинности и плохие поступки необходимо отвечать, и, даже, нести наказание.

До школы развитие ребенка проходит крайне стремительно. Порой, мы не можем уследить, насколько быстро маленький человечек получает новые знания и навыки. На основе некоторых тестов специалисты определяют, насколько ребенок развит в физическом и умственном отношении и соответствуют ли показатели его возрасту.

Воспитание и развитие ребенка 5 лет.

Воспитание и развитие детей 5 лет постепенно подходит к подготовке перед испытаниями, которые ждут его в школе.

В этом возрасте познавательная активность практически достигает своего пика, ребенок может запоминать и воспроизводить большой объем различных данных.

Развитие ребенка в 5 лет.

  • Одним из основных критериев умственного и интеллектуального развития ребенка, является развитие память, ведь она способствует усвоению новой информации, познанию мира. Чем больше уделяется времени развитию разных видов памяти тем выше потенциал ребенка.
  • В возрасте 5 лет в поле зрения ребенка может попасть сразу несколько предметов. Он может контролировать внимание сразу на всех заинтересованных объектах. Главная помощь родителей для развитии внимания у детей заключается в том, чтобы у него были развивающие игрушки: пазлы, кубики, конструкторы, пирамидки.
  • Ребенок дошкольного возраста очень активен. Способствует этому усиленное развитие мускулатурой системы, потребляющей большое количество кислорода. Разнообразие движения невелико. Поэтому дошкольного возраста является одной из главных целей для родителей.
  • откроет возможность для ребенка думать и принимать решения уникальным образом, не так как все. И эта особенность добавит новых красок в жизнь вашего малыша. В возрасте 5 лет в дело вступают элементы подготовки навыков, которые необходимы в школьном обучении (фантазия, таланты, воображение). Выбрать предметы для творчества
  • Музыкальные занятия влияют на всестороннее развитие личности. Занимаясь ежедневными ребенок приучается к систематическому труду, вырабатывая похвальные качества труженика, воспитывая в себе терпение, силу воли, что помогает сформировать мировоззрение и эстетический вкус.
  • На детей дошкольного возраста влияет и социально бытовой фактор. Разговорные навыки ребенка формируются путем подражания взрослым, чем более грамотно говорят родители, тем грамотнее будет речь малыша, который копирует интонацию, выразительность и грамотность.
  • В психологическом воспитании и развитии ребенка 5 лет не малую роль играет сюжетно-ролевая (игровая) деятельность, она является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Практика показывает, что принудительные занятия приводят к полному уничтожению желания узнавать новое. Однако минимум знаний должен присутствовать. Что знает ребенок в 5 лет, и какими навыками обладает по статистическим данным?

Что должен знать ребенок в 5 лет.

  1. Цифры от 1 до 10. Он должен уметь распознавать графические изображения представленных цифр.
  2. Решает простые примеры на сложение и вычитание. Стоит ограничиваться 1-2 единицами.
  3. Знает, каким образом выглядят геометрические фигуры, и может их самостоятельно воспроизвести на бумаге и в воображении, а также разделить на равные части.
  4. В этом возрасте ребенок способен воспроизвести подавляющее большинство букв, а также назвать слово, которое начинается на ту или иную букву. Лучшая ситуация, когда малыш может сам написать букву.
  5. Чтение по слогам нельзя назвать общепринятой нормой. Это, скорее, исключение из правил, некая положительная девиация.
  6. Приветствуется знание основных цветов и умение их различать.
  7. В 5 лет среднестатистический ребенок должен знать: дни недели, названия месяцев и времен года, а также названия пальцев. Допускается ситуация, когда он не по порядку их называет.
  8. Может решить простые загадки.
  9. Без вашей помощи собирает паззл, состоящий из 10 элементов.
  10. Находит «лишний» предмет из группы, выявляет взаимосвязи между событиями и предметами.

Особенности воспитания детей 5 лет.

В вопросах воспитания детей 5 лет есть некоторые особенности. Родителям важно понимать, что воспитание и развитие ребенка 5 лет предполагает работу с некоторыми стереотипами поведения.

  • Он достаточно много знает и умеет, еще рассеяны. На этом этапе вам постоянно придется напоминать ему, что он должен с утра умыться, почистить зубы, застелить постель и т. д. Запаситесь терпением, нужно выработать последовательность бытовых действий.
  • В возрасте 5 лет логическое мышление только начинает зарождаться. Решения могут быть не всегда правильными, стоит понимать, что в этом случае логика весьма своеобразна. Нужно поправить его, если он делает ошибки. Со временем он всему научится.
  • На этом этапе развития, специалисты рекомендуют как можно больше читать вашему ребенку, отдавайте свое предпочтение познавательной литературе для малышей.
  • В этом возрасте ребенок очень коммуникабелен: делится игрушками с друзьями, легко заводит новые знакомства. К сожалению, иногда специалисты . Как только факт будет выявлен, нужно будет разобраться в причинах и правильно их отработать. Разумеется, вопрос не касается ситуаций, когда нужно дать сдачи.
  • В возрасте 5 лет дети должны научиться принимать самостоятел
    ьно какие-либо решения
    . При этом родители могут контролировать этот процесс, оставляя выбор в определенных рамках. К примеру, не спрашивать хочет ребенок чего-либо или нет, а дать вариант между одним и другим.
  • Особенности воспитания детей 5 лет показывает, что особенно эффективным будет метод «кнута и пряника». «Пряник» – это просто. Малыш ведет себя хорошо – поощрение. А вот с «кнутом» сложнее. Далеко не все родители до конца осознают, как правильно им пользоваться.
  • Рекомендуется в большинстве случаев прибегать к психологическому воздействию в форме наказания. Отличным решением будет выражение нежелания общаться с ребенком. «Ты меня не слушаешь, и я тебя не буду». В этом случае ребенок сам быстро выйдет на контакт, осознав свою ошибку. Учитывая особенности воспитания детей 5 лет, к стоит прибегать в исключительных случаях, чтобы не нарушить

Режим питания ребенка 5 лет.

В этом возрасте ребенок очень подвижен, соответственно и питание должно быть более сбалансированным и восполнять потраченную в течении дня энергию.

Режим питания ребенка 5 лет имеет множество отличий от меню детей раннего возраста. Стоит постепенно приближать его к рациону взрослого человека. Но следует учитывать, что пищеварительная система еще не достаточно развита. Из рациона следует исключить острую, пряную, горькую и очень жирную пищу. Консервы можно давать осторожно и как можно реже. Представим мнение экспертов.

Специалисты считают, что норма питания составляет примерно 1980 ккал в день. Норма белков, углеводов и жиров должна быть в соотношении 1:4:1. Идеальное число приемов пищи в день – 4. Разрешается разнообразить меню самыми разными вкусами, пусть ребенок и дальше познает мир.

В весе дневной рацион питания ребенка 5 лет должен составлять примерно 1800 грамм полезных продуктов. Соответственно его надо разделить на количество приемов пищи.

Процесс переваривания у пятилетнего ребенка составляет примерно 3,5 часа, поэтому нормальный режим питания ребенка 5 лет выглядит так:

  • 8-00 завтрак — 25% от суточных колорий
  • 12-00 обед — 40% от суточных колорий
  • 15-30 полдник — 10% суточных колорий
  • 19-00 ужин — 25% суточных колорий

Ежедневно в меню должны присутствовать мясо. овощи, фрукты, сливочное масло. Рыбу и яйцо можно давать 2 раза в неделю. Раз в неделю можно побаловать ребенка пицами и бургерами.

Режим питания ребенка 5 лет – это особенный подход. Если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос здоровым, сильным и умным, придерживайтесь этих рекомендаций!

Размер ребенка в 5 лет интересует родителей, когда они подбирают ему одежду. Разумеется, стоит знать размеры. Чтобы понимать, входит ли ваш малыш в норму. Статистика показывает следующие цифры:

  • рост от 104 до 113 см;
  • вес от 17 до 20 кг;

Причин детского непослушания множество, причём в каждом возрасте они свои – то есть в 2 года, 5, 7, 8 или 9 лет ребёнок ведёт себя плохо в силу некоторых определённых факторов. Хотя, конечно, имеются и общие негативные предпосылки, например, вседозволенность.

Вопрос, что делать, когда ребёнок совсем не слушается, не редкость. И оставить ситуацию на самотёк нельзя, ведь нередко плохое поведение принимает крайние формы, когда малыш или практически отбивается от рук. Давайте разбираться.

Перечень ситуаций, когда ребёнок ведёт себя неподобающе, очень много.

Ниже представлены 5 типичных образцов детского непослушания, у каждого из которых имеются свои собственные предпосылки и возрастные рамки:

  1. . Нередко случается так, что после неоднократного предупреждения малыш в два годика вырывается из маминых рук на прогулке, хватается за острые предметы и т.д. Естественно, подобные поступки изматывают.
  2. . На любое мамино требование или просьбу ребёнок отвечает сопротивлением, протестом, . Он не хочет одеваться, садиться за стол, возвращаться с прогулки. Подобное поведение часто встречается у детей 3 лет и даже в 4 года.
  3. Ребёнок мешает окружающим . Даже в 5 лет дети могут вести себя просто невыносимо: кричать и бегать в общественных местах, толкаться и пинаться. В результате матери очень стыдно из-за недовольных взглядов и замечаний окружающих людей. Чаще всего в 7 лет такая проблема полностью исчезает.
  4. . На просьбу взрослых одеться, убраться в комнате дети отвечают молчанием и игнорированием обращённых к ним слов. Подобное поведение особенно характерно в 10 лет и старше, когда начинается подростковый бунт.
  5. . Такие поступки больше характерны для младшего дошкольного возраста. В 4 года дети могут громко требовать настаивать на приобретении дорогой игрушки или какой-либо сладости.

Для решения подобных проблем имеются свои воспитательные приёмы, которые призваны сделать ребёнка более послушным. Но перед их описанием следует разобраться, почему дети не слушаются.

Причины непослушания

Источники «неправильного» поведения иногда очень легко установить, просто проанализировав поступки малыша и свою реакцию на них. В других же ситуациях провоцирующие факторы скрыты, поэтому анализ должен быть более глубоким.

Ниже представлены самые распространённые причины непослушания детей разных возрастов:

  1. Кризисный период . Психология выделяет несколько основных кризисных этапов: 1 год, 3 года, 5, 7 лет, 10 — 12 лет (начало переходного возраста). Естественно, границы достаточно условные, важнее другое – в эти периоды происходит существенные изменения в детской личности и способностях ребёнка. Меняется и психика, и поведение.
  2. Чрезмерное количество запретов . Бунт – естественная реакция детей любого возраста на ограничения. При постоянно звучащем слове «нельзя» ребёнок порой специально нарушает запреты, чтобы доказать свою независимость и «насолить» родителям.
  3. Непоследовательность родителей . По различным причинам родители вводят санкции против ребёнка за то, что вчера если не поощрялось, то и не осуждалось. Естественно, он растерян, дезориентирован, что и выражается в непослушании.
  4. Вседозволенность . В такой ситуации, напротив, ограничения практически отсутствуют. Ребёнку разрешено буквально всё, поскольку родители путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство». Результатом потакания любым капризам становится избалованность;
  5. Разногласия в вопросах воспитания . Различные требования к ребёнку – не редкость. К примеру, отцы обычно требуют больше от детей, мамы же проявляют сочувствие и жалость. Или конфликт может возникнуть между родителями и старшим поколением. В любом случае непослушание – следствие дезориентации ребёнка.
  6. Неуважение детской личности . Нередко взрослые убеждены, что ребёнок в 8 или 9 лет столь же «бесправен», как и годовалый. Они не желают слушать его мнение, поэтому неудивительно, что в итоге возникает протестное поведение.
  7. Конфликты в семье . Взрослые, выясняя собственные отношения, забывают о ребёнке. А тот старается привлечь внимание через шалости или даже серьёзные проступки. Впоследствии это превращается в привычку.

Нередки случаи, когда поведение ребёнка ухудшается после изменения состава семьи: развода или рождения братика/сестрёнки. Основной мотив непослушания в таких ситуациях – желание привлечь к себе внимание.

Как реагировать на непослушание?

О типичных проблемах и причинах детского неподчинения уже было сказано. Теперь нужно понять, что делать родителям, если ребёнок не слушается.

Стоит отметить, что речь пойдёт о поступках, которые всё же остаются в пределах нормы. То есть рассматривать будем именно непослушание, а не отклоняющееся поведение.

Полезная и актуальная статья, в которой психолог рассказывает, и как родительские крики влияют на его дальнейшую жизнь.

Ещё одна важная статья, которая посвящена теме физических наказаний. Психолог доступно объяснит, .

Что же делать с ребёнком, если он ведёт себя столь необдуманно, что это угрожает его здоровью или даже жизни? Необходимо ввести систему жёстких рамок, которые запрещено пересекать.

3-летний малыш, активно познающий мир, просто не представляет, насколько тот опасен. Однако в силу возрастных особенностей и не понимает пространные объяснения, поэтому систему ограничений основывают на условно-рефлексивном поведении.

Ребёнок, услышав определённое слово, обязан остановиться чисто рефлекторно. Это важно, поскольку не всегда есть время на пояснение сложившейся ситуации и вероятных последствий.

Чтобы вся эта конструкция заработала, нужно:

  • подобрать сигнальное слово , которое бы означало категорический запрет. Лучше всего не использовать с этой целью слово «нельзя», поскольку ребёнок слышит его постоянно. Подойдут сигналы «стоп», «опасно», «запрещаю»;
  • продемонстрировать взаимосвязь между сигнальным словом и негативным последствием . Конечно, ситуация не должна представлять серьёзную опасность для ребенка. К примеру, если ребёнок тянет палец к иголке, можно позволить ему прочувствовать боль от острого. В действительно опасных ситуациях нужно многократно проговаривать сигнальное выражение: «Опасно брать ножик.», «Опасно прикасаться к плите.»;
  • убрать эмоции . Иногда ребёнок 5 года жизни специально провоцирует опасность, чтобы мама испугалась за него, а он напитался её эмоциями. Вот почему не следует показывать свои сильные переживания, когда малыш так себя ведёт.

Введение категорических запретов также должно сопровождаться уменьшением прочих ограничений, поскольку в ином случае существует риск, что ребёнок попросту запутается, что можно, а что нельзя делать.

Как уже было отмечено, дети проходят через несколько кризисов, которые и характеризуются протестными настроениями. Взрослеющий человечек стремится к автономности, однако редко какой родитель готов её предоставить в 5, 8 или 9 лет.

Как поступить родителям в этом случае? Позволить ребёнку быть более самостоятельным и принимать решения. Согласитесь, можно предоставить ему возможность решать, чем он будет завтракать или что наденет в школу.

Подобные вещи покажутся родителям мелочью, зато для растущего ребенка это своеобразный пропуск во взрослый мир. А ещё он чувствует, что может принести пользу своим близким.

Если же ребёнок настаивает на выполнении заведомо «проигрышного» задания, позвольте ему это выполнить (если, конечно, это не навредит самому малышу). Однако после неудовлетворительного результата не нужно говорить, мол, я же предупреждала и т.д.

Если же протест вылился в истерику, взрослому следует сохранять спокойствие, иначе эмоциональная вспышка только усилится. Нужно избавить ребёнка от зрителей, прижать к себе или, напротив, немного отойти, не выпуская его из виду. Всё зависит от обстоятельств.

Ребёнок мешает окружающим

В этом случае необходимо дать понять, что имеются общие поведенческие принципы, которые нужно в обязательном порядке соблюдать. Естественно, если ребенок не слушается в 4 года, то он может просто не понимать важности выполнения этих требований.

И всё же делать замечания, объяснять и, в конце концов, воспитывать детей необходимо. Поэтому мама и во второй, и в восьмой раз должна повторять вроде бы очевидные вещи: «Не пинай кресло, потому что мужчине впереди неудобно сидеть».

Если не получается сейчас, то ближе к 8 годам ребёнок усвоит правила поведения, о которых так часто повторяет мама или папа. И чем доступнее объяснять, тем скорее этот момент наступит.

Дети не хотят прислушиваться к родителю, который читает ему нотацию, по двум причинам:

  • ребёнок занят, витает в своих мыслях, поэтому он даже не слышит, о чём говорит родитель;
  • это ещё один вариант протестного поведения.

В первом случае так себя ведут дети, у которых проявляются аутистические черты. Однако может подобное поведение проявляться и у одарённых ребятишек, поскольку они постоянно прокручивают в голове множество различных идей.

Необходимо разобраться, почему именно ребёнок не может или не хочет слушать, чтобы вовремя исправить ситуацию или постараться наладить отношения. Квалифицированный психолог подскажет, что делать в этом случае.

Протестное поведение характерно для детей старше 9 лет и особенно для подростков. Они хотят большей самостоятельности, поэтому сердятся на родителей, отказываются их выслушивать, сопротивляясь таким образом их требованиям.

Не важно, не слушается родителей бунтующий подросток или трёхлетний ребёнок, методы решения проблемы будут схожими. Нужно дать детям больше самостоятельности, если это не навредит их безопасности, и больше любви и поддержки.

Ребёнок требует купить ему что-то

Не нужно ожидать, пока требования и капризность перерастут в истеричный приступ. Лучше всего незамедлительно выйти из магазина и под благовидным предлогом забрать ребёнка. Например, объясните, что забыли деньги.

Несостоявшегося «покупателя» необходимо отвлечь на другое действие. Обратите внимание на пробегающую кошку, посчитайте птичек на ветке, повторите выученное стихотворение. Обычно малыши быстро забывают о несовершённой покупке.

Если ребёнок старше 6 — 7 лет, то с ним уже следует договариваться. Пусть он аргументирует, почему ему необходимо именно эта вещь. Узнайте, возможно, он согласен потратить свои карманные деньги (если таковые имеются) на игрушку или телефон.

Тогда стоит пообещать добавить недостающую сумму на день рождения или Новый год и купить понравившуюся вещь. Естественно, обещание нужно в обязательном порядке сдержать.

Мы рассмотрели, что нужно делать, если ребёнок не слушается в типичных ситуациях. Однако имеются общие рекомендации , которые будут полезны всем родителям. И неважно, сколько исполнилось чаду – 3, 5, 8 или 9 лет.

  1. Сократите число запретов, оставив их для действительно серьёзных ситуаций. В этом случае незамедлительно снизится количество наказаний.
  2. Если ребёнок в 8 лет не слушается, а вы привыкли решать проблему криком, попробуйте успокоиться и делать замечания спокойным тоном.
  3. Если ваше чадо не слушает по причине увлечённости, попробуйте привлечь его внимание не криками, а, напротив, шёпотом, мимикой или жестикуляцией. Собеседнику волей-неволей придётся прислушаться.
  4. Не озвучивайте по много раз свои требования. Сначала просто предупредите, чтобы ребёнок прекратил баловаться, затем следует дисциплинарная мера. А уже после наказания объясняется причина столь строгих мер.
  5. Постарайтесь не употреблять в речи частицу «НЕ». Этот совет основан на мнении, что дети не воспринимают отрицательную частицу, буквально принимая просьбу в качестве руководства к действию.
  6. Если дети истерят, нет нужды в этот момент взывать к их разуму. Успокойтесь сами, ещё раз подтвердите своё требование, не повышая голос. Это больше проходит в 8, 9 лет, а с детьми раннего возраста сработает отвлекающий манёвр.
  7. Будьте последовательны в поступках, требованиях и обещаниях. Также заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Согласованность не позволит дезориентировать ребёнка, у которого не будет причины вести себя вызывающе.
  8. Старайтесь уделять общению с детьми больше времени. Причём важно не количество минут, а качество взаимодействия.
  9. Морально подготовьтесь к неизбежному взрослению. Ребёнок растёт, ему требуется больше самостоятельности для реализации своих желаний и планов. По мере возможности обеспечьте эту независимость.
  10. Проявляйте искренний интерес. Узнайте, чем живёт ваш подросший ребёнок. Возможно, его любимые фильмы не так поверхностны, а музыка достаточно мелодична.

Если ребёнок в 10 лет или в 2 года не слушается после многомесячных усилий с вашей стороны, лучше обратиться к психологу.

Чтобы ребёнок слушался или, по крайней мере, адекватно относился к требованиям взрослых, нужно восстановить максимально доверительные детско-родительские отношения и наладить эмоциональную связь.

Способы установить доверительные отношения:

  1. Ребёнку важно понимать, что можно рассказать родителям о тревожащей его ситуации. Также маленькому человечку необходимо знать, что он может задавать вопросы взрослым, не боясь, что те рассердятся. Одновременно и родители должны без стеснения спрашивать, уточнять, рассказывая о нескольких способах решения проблемы.
  2. Если вам нужно сообщить какую-то важную новость или попросить о чём-нибудь срочном, лучше не кричать, а подойти, приобнять – то есть создать физический контакт. Подобное действие покажет вашу высокую заинтересованность в этой ситуации, и у ребёнка будет меньше оснований отказать вам.
  3. При общении нужно поддерживать зрительный контакт, однако взгляд должен быть мягким. Если родитель смотрит рассерженно, то ребёнок подсознательно ощущает угрозу, желание надавить на него, поэтому каждое обращение воспринимает как приказ.
  4. Воспитание подразумевает не только требования, но и благодарности. Похвала, слова одобрения – лучший стимул для детей, ведь они их слышат от родителей. Кстати, материальное поощрение не так ценно для ребёнка, как искренняя мамина или папина благодарность.
  5. Не следует забывать, что вы родитель, то есть старше и опытнее своего чада. Чрезмерно приятельские отношения нередко приводят к тому, что ребёнок перестаёт воспринимать вас в качестве защитника, главного человека в семье. То есть нужно проявлять большую гибкость.

Важно научиться правильно реагировать на любую проблему, рассматривать её со всех сторон, в том числе и с позиции ребёнка. В этом случае доверие обязательно вернётся, а, значит, и детям уже не нужно будет противостоять своим родителям.

Сила личного примера

Дети не всегда реагируют должным образом на простое объяснение, почему нужно вести себя так или иначе. Лучше воспитывать на личном примере, ведь этот способ действует куда эффективнее, нежели многочисленные слова и пожелания.

Если ребенок в 6 лет не слушается, возможно, следует выслушать его доводы, объяснение поступка. Особенно важно демонстрировать справедливость в подростковом возрасте, поэтому находите в себе силы пересматривать своё решение, если оно было неверным, и просить прощения за ошибку.

В один не самый прекрасный момент практически каждый родитель может столкнуться с проблемой непослушания. Однако не стоит отчаиваться и решать вопрос силой, лучше выстроить отношения с ребёнком так, чтобы конфликты не доходили до точки невозврата.

Кроме того, подумайте, так ли хорош послушный ребёнок. Ведь некоторые проявления неподчинения связаны с нормальным прохождением возрастных кризисов, а если дети никогда не возражают, возможно, им не хватает самостоятельности и стремления к саморазвитию.

И, наконец, сами взрослые должны служить образцом конструктивного поведения. Согласитесь, что глупо требовать от ребёнка слушать и слышать, если родители не всегда выполняют обещания, меняют без должного основания требования и не желают уступать в малом.

У детей кризис 5 лет проходит по-разному, порой родители могут даже не заметить никаких изменений в поведении малыша. Но чаще всего случается наоборот - поведение кардинально меняется, ребенок становиться агрессивным и неуравновешенным. Родители в такой ситуации не знают, как правильно себя вести, наказывают его, но делать этого категорически нельзя.

Пять лет - очень сложный период в жизни, каким бы смешным ни казалось это утверждение. Ребенок начинает быстро развиваться, его интересует сразу все, появляются новые хобби и увлечения. Часто малыш просто не может справиться с такой нагрузкой, появляются раздражительность и агрессия. Родители должны набраться терпения и стараться помочь своему ребенку, а не наказывать его.

В пять лет происходит окончательное становление личности. Конечно, у некоторых деток этот процесс начинается раньше, у некоторых позже, но средний возраст - именно 5-6 лет. Малыш начинает усиленно подражать взрослым. Часто используются фразы: «Я взрослый», «Я сам». Очень важно убрать излишнюю родительскую опеку в этот период, если хотите, чтобы ваш малыш вырос самостоятельным.

Кризис 5 лет у детей - это интенсивный процесс формирования характера, мозг ребенка активно развивается. Родители должны обеспечить поддержку, а не пресекать попытки самостоятельности.

Симптомы и причины появления

Основные симптомы кризиса 5-ти лет у ребенка - проявление повышенной самостоятельности, интерес ко всему, фантазии. Малыш может придумать сам игры, друзей, события. Порой рассказы ребенка в таком возрасте настолько реалистичны, что ему верят взрослые, а когда выявляется обман - наказывают его.

Не нужно этого делать, просто помогите своему ребенку преодолеть этот кризисный возраст. Если заметили буйство фантазии, предложите малышу вместе сочинять сказки и рассказы - это интересно и увлекательно, а после, возможно, станет настоящим хобби.

Резкая смена поведения, агрессия на слова и действия взрослых - это также симптомы кризиса. Если малыш раньше был послушным и спокойным, то к пяти годам его поведение может кардинально поменяться, будьте к этому готовы. Скованность, закрытость, нежелание разговаривать - это тоже симптомы возрастного кризиса.

Малыш пробует что-то новое, хочет быстрее повзрослеть, но это не получается. Вследствие этого он закрывается в себе, становиться замкнутым, на все вопросы родителей отвечает агрессией. Взрослые должны спокойно реагировать, стараться разобраться в ситуации и помочь. Слишком агрессивное поведение родителей в сторону малыша может спровоцировать возникновение дополнительных проблем с психикой.

Можно выделить несколько основных симптомов, показывающих, что у вашего ребенка начался кризис пяти лет:

  • несвойственное ему поведение, например, повышенная агрессивность, нежелание подчиняться взрослым, непослушание;
  • демонстративное поведение - ребенок может манерничать, подражать взрослым, вызывать тем самым раздражение у родителей;
  • замкнутость, скованность - малыш может стать неуверенным в себе, бояться совсем простых и очевидных вещей;
  • повышенная активность и, как следствие, быстрая утомляемость.

Продолжительность

Стоит помнить о том, что кризис пяти лет наступает не строго в этом возрасте, каждый малыш индивидуален и родители должны помнить об этом и готовиться к возможным трудностям. Кризис пяти лет может начаться неожиданно и закончиться внезапно. Для некоторых процесс происходит незаметно, а некоторые отмечают сильные изменения. В общей сложности кризис пяти лет длиться неопределенное время - от нескольких недель до нескольких месяцев. В некоторых случаях он может продолжаться и год.
Просмотрите видео по обучению, проконсультируйтесь с психологом - и вы поймете, что возрастной кризис - это не такая большая проблема, как может показаться изначально.

Как должны вести себя родители?

Если родители замечают сильные изменения в поведении ребенка, то его либо начинают активно воспитывать, либо ситуация пускается на самотек. Оба пути неверны. Ведь родители должны понимать, что ребенок в пятилетнем возрасте просто не понимает, что с ним происходит, ему необходимо помочь преодолеть трудности, а не наказывать за все начинания.

Часто на ребенка кричат, иногда родители используют и . Не делайте этого, таким поведением вы можете настроить малыша против себя и в итоге воспитать жестокого и обидчивого человека. Подходите ко всем проблемам с пониманием и терпением, дайте ребенку свободу. При этом должна быть практика категорических запретов - малыш должен понимать все с первого раза. Агрессивное поведение и хамство сразу должно пресекаться, ребенок должен это понимать даже не по тону родителя, а по взгляду.

Родители должны постоянно разговаривать с ребенком, при этом важно дать ему понять, что к нему относятся серьезно. Давайте малышу проявить самостоятельность, не стоит этого бояться. Если появляются трудности, малыш может расстроиться и воспримет ситуацию как личную неудачу. Старайтесь не допускать подобных ситуаций, если вы видите, что у него что-то не получается — помогите.

При этом уберите из лексикона подобные фразы: «Отойди», «У тебя не получиться», «Я сам сделаю все за тебя». Необходимо именно помочь ребенку, скажите ему об этом примерно так: «Я знаю, что ты уже взрослый, но просто позволь мне помочь тебе, вместе мы обязательно справимся». Такой простой фразой вы сможете подчеркнуть самостоятельность и индивидуальность ребенка, при этом сможете контролировать любой процесс. Важно отметить, что если ребенок о помощи не просит, не стоит навязываться и поучать. Пусть малыш сам обратится к вам за помощью.

Очень важно в этот период начать приучать ребенка к домашнему труду и выполнению определенных обязанностей. Предложите ему ежедневно покупать хлеб или мыть чашки. Объясните, что свои обязанности в семье необходимо выполнять своевременно, что есть они у каждого и именно от небольших мелочей может зависеть слаженность жизни и семейного уюта.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх