Как развить мышление ребенка 9 лет. Как развить у ребенка логическое мышление? Современный подход в вопросах развития у детей логического мышления

Развитие логики у ребенка позволяет постепенно освоить процессы анализа и синтеза, обобщения и систематизации, а также научиться доказывать свою точку зрения и находить решение любой задачи. Все эти умения способствуют совершенствованию мышления, поэтому развивать логическое мышление у детей просто необходимо.

Необходимость развития логики

Логическое мышление – это умение совершать сначала простейшие, а затем и более сложные логические операции самостоятельно. Не раз человека выручает способность анализировать и обобщать, опровергать или доказывать что-либо, но не каждый задумывается о том, что эту способность нужно совершенствовать.

Развитие логического мышления не происходит само по себе, к этому процессу следует подойти целенаправленно. Сначала нужно определиться с методикой обучения, а затем подобрать упражнения на развитие логики.

Методы и характер упражнений зависят, в первую очередь, от возраста ребенка и его подготовленности:

  1. Малыши не могут мысленно представить ситуацию или предмет, логические вопросы и словесные задания им не осилить. Для маленьких детей характерно наглядно-действенный тип мышления, поэтому упражнения подбирают такие, чтобы ребенок мог потрогать, переложить или добавить, чтобы он «увидел»результат решения задачи.
  2. Немного позже, когда у ребенка сформируется наглядно-образное мышление, можно перейти к заданиям – картинкам. Дети с помощью представленных образов смогут отыскать ответ на вопрос.
  3. Пик развития мышления – формирование словесно-логического типа – приходится на старший дошкольный возраст. С этого момента оно начинает постепенно совершенствоваться. Ребенку уже неинтересно ощупывать предмет или осматривать его, ему важнее то, что он думает или произносит.

Со временем он научится оценивать сложность поставленных задач, ставить перед собой цели, составлять план действий и находить пути решения проблем.

Добиться таких результатов можно, если в процессе придерживаться следующих принципов:

  • Для развития логики нет понятий «рано» или «поздно»: начинать можно в любое время, когда ребенок станет пытаться понимать связи между предметами.
  • Упражнения нужно подбирать в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка: не стоит ожидать логических умозаключений от малыша, а школьнику будет неинтересно придвигать и отодвигать предметы, если они быстрее могут выполнить процедуру «в уме».
  • Гармоничное развитие логических способностей невозможно без воображения, поэтому для изучения логики лучше подбирать творческие задания.

Положительное влияние на развитие логики у ребенка оказывают игры и интересные упражнения. Поэтому перед нужно заинтересовать малыша, подбирать интересные для него задания.

Методика развития логики у дошкольников

Каждый ребенок развивается по-разному: кто-то раньше начинает ходить и разговаривать, а кто-то позже. Средний возраст начала занятий по развитию логики – 2 годика, когда малыш будет пытаться понять причинно-следственные связи и задавать вопросы.

Формирование и развитие логического мышления у детей проводится поэтапно:

Специально ориентированные занятия с малышами не проводят – они для них будут скучными и неинтересными. Используют развивающие приемы в ходе игры или беседы. Инициатором беседы сначала будет взрослый: «Почему стало темно? Верно! Солнышко спряталось за тучки!», «Кто лает на улице? Правильно, собачка! Почему она лает?». Если ребенок не просто отвечает на вопрос, но и добавляет что-то свое, высказывает свое мнение, значит, ему эта игра понравилась, он готов поиграть.

В 3-4 года ребенок осваивает геометрические фигуры и цвета, учится сравнивать. Сначала дети должны найти отличия (это легче), а потом искать общее. Полезными в плане развития логики игры с мозаикой и . Создавая объемные постройки или картины, дети учатся обобщать.

Интересными и полезными на этом этапе будут игры:

  1. «Угадай-ка» : Взрослый называет свойства или признаки предмета, а ребенок отгадывает (большое, круглое, красное, сладкое — яблоко). После этого меняются ролями.
  2. «Найди отличия» : из кубиков строят две башни, немного отличающиеся друг от друга, ребенок находит отличия. По мере понимания смысла игры, фигуры усложняют, потом переходят к выполнению заданий на картинках.
  3. «Сортировка» : нужно рассортировать по цвету, размеру или форме (кубики – в корзинку, а шары – в ведерко). К этой разновидности относятся игры «Собери урожай» (отдельно выкладывают овощи и фрукты), «Раздели животных» (дикие и домашние).
  4. «Съедобное — несъедобное» (с мячом): взрослый кидает ребенку мяч, называя предмет. Если предмет съедобный, то мяч нужно поймать, если нет – отбить. После нескольких правильных «ответов» игроки меняются ролями.
  5. «Найди цвет» (тренировка умения находить общий признак): ребенок должен найти как можно больше предметов в комнате одного цвета. Игру можно видоизменить – найти предметы одной формы или размера.
  6. «Составь узор из геометрических фигур» (узор может быть симметричным или несимметричным).
  7. «Составь геометрическую фигуру из спичек/палочек».
  8. «Почтальон» : нужно разнести письма адресатам в зависимости от цвета, формы, размера.
  9. «Куда поместится кошка» : детям предлагают найти предметы, в которые поместится животное определенного размера.

Постепенно упражнения усложняются, дети учатся отгадывать загадки, собирать пазлы, анализировать пословицы и поговорки. При объяснении нужно уделять внимание непонятным словам, находить им объяснение, подбирать для них слова – описания. В этот период дети .

Для развития логики ребят 6-7 лет (старшие дошкольники) подойдут такие задания:

  • «Найди продолжение пословицы».
  • «Подбери синоним/антоним к слову» — предварительно нужно отработать сами понятия, привести примеры, а затем уже приступать к выполнению задания.
  • «Объясни смысл поговорки/пословицы».
  • «Найди большее/меньшее число».
  • «Расположи числа в порядке убывания/возрастания».
  • «Найди лишнее».

Старший дошкольник может или увиденном сюжете, высказать свое мнение, сделать какие-то выводы. Работая по картинкам, дети находят ошибки в поведении прохожих, объясняют поведение героев. Подобные упражнения способствуют развитию речи и совершенствованию словесно-логического мышления.

Развитие логики у младших школьников

Для развития логического мышления в младшем школьном возрасте упражнения немного усложняют:

  1. Нужно не просто отгадать загадку, а еще указать слова, которые помогли найти ответ; более сложная вариация – сочинить загадку самому.
  2. Найти лишнее слово и объяснить свою точку зрения, лишних слов может быть несколько (например, среди слов «молоко, сыр, вода» лишним может быть вода – не является молочным продуктом, или сыр – твердый, а вода и молоко – жидкие).
  3. Отнести письма по нудному адресу (номер дома представлен в виде примера, а название улицы зашифровано).

Младшие школьники постепенно начинают оперировать понятиями, которые не могут воспринять с помощью органов чувств: они отражают суть предмета и выражаются специальным символом или словом (например, периметр). У многих возникают трудности в усвоении учебного материала, который невозможно ощутить каким-либо образом.

Лучше освоить программу поможет абстрактно-логическое мышление, активно развивающееся на прочной основе из наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического типов мышления.

Определить, насколько активно оно развивается, можно по следующим признакам:

  • Школьник умеет делать выводы, анализировать значимые внутренние свойства предмета, а не его внешние характеристики.
  • Мысленно решает задачи без наглядного их представления.
  • Рассуждения становятся логически верными, постепенно учится анализировать информацию, синтезировать и обобщать ее.

Положительно характеризуют качество мыслительных процессов скорость нахождения необходимого пути решения, способность находить несколько вариантов решения и умение понять смысл задания и выявить взаимосвязи между всеми компонентами задачи.

Развитие логики у ребенка является важным аспектом его воспитания и формирования мыслительных процессов. Логическое мышление помогает маленькому человеку лучше познавать окружающий мир, сравнивать различные явления и предметы, делать правильные выводы. Логика необходима еще и для того, чтобы малыш учился последовательно излагать собственные мысли, аргументировать свои высказывания и задавать правильные вопросы.

Обычно родители полагают, что логическое мышление у ребенка специально развивать не нужно, ведь оно и так заложено природой. Однако педагоги и психологи уверены, что развитие логики у ребенка необходимо начинать с раннего возраста. И желательно проводить его в форме игры, чтобы малышу было интересно. А то, что возбуждает детский интерес, отлично запоминается и усваивается.

Игры для развития логики с предметами

. «Лишний предмет». Расположите перед крохой несколько предметов одного вида и один предмет другого вида. Например, возьмите 4 разных зверушек и одну машинку. Спросите у сына (дочери), какая из игрушек здесь лишняя и почему.

Подготовьте карандаши или фломастеры разных цветов. К ним подберите по одной игрушке того же оттенка. Составьте 5-6 пар (для более взрослых деток - 8-10 пар). Пусть ребенок внимательно на них посмотрит. Затем перемешайте все предметы и незаметно для ребенка спрячьте любую из игрушек. Спросите у малыша, какой игрушки недостает. Если ему будет сложно ответить, попросите его самостоятельно составить пары, чтобы определить, игрушки какого цвета не хватает. Такая игра для развития логики учит ребенка сопоставлять признаки предметов.

Поставьте перед своим чадом две машинки (автобуса, паровозика и т. д.) таким образом, чтобы их движение было направлено в разные стороны. Пусть дитя скажет, в какую сторону они едут. Это упражнение эффективно для формирования понятий «направо - налево - прямо».

Покажите ребенку несколько сломанных предметов. Это может быть, к примеру, кастрюлька с отломанной ручкой или настольные часы в нерабочем состоянии. Попросите сына (дочь) придумать, как еще можно использовать эти предметы. Данная игра хорошо влияет не только на развитие логики у детей, но также отлично развивает креативное мышление.

Дайте малышу в руки 2 шарика или кубика разной величины. Пусть положит на стол сначала большой предмет, а потом тот, что поменьше. Также можно расположить перед ребенком несколько предметов разной величины. Попросите кроху расставить их «от меньшего к большему» и наоборот.

Покажите малышу предмет любой геометрической формы (шарик, кубик и т. д.). А затем попробуйте вместе найти в квартире другие предметы похожей формы.

Логические игры для детей с геометрическими фигурами

Начертите на листе бумаги несложные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. На другом листе нарисуйте предметы, в составе которых есть хотя бы одна из этих фигур. Попросите малыша указать, какие геометрические фигуры он видит на рисунках.
. Вырежьте из бумаги разные геометрические фигуры. Пусть ребенок составит с их помощью знакомые ему предметы.

Такие игры на логику для детей помогают развитию внимания, абстрактного мышления, учат правильно создавать логические цепочки.

Устные логические игры для детей

Перечислите сыну (дочери) несколько цветов или животных и спросите, как можно их назвать одним словом.

Назовите малышу какое-нибудь слово, например, лето. Попросите подобрать к нему другие слова, которые у малыша ассоциируются со словом «лето». Либо сделайте по-другому. Перечислите ребенку несколько слов одного ассоциативного ряда, среди которых будет лишнее слово. Пускай ваше чадо попробует его узнать.

Скажите малышу фразу и попросите определить, правдива ли она. Пусть ребенок также постарается объяснить, почему он сделал такой вывод. Например, можно использовать такие фразы: «Соль сладкая», «Дождь идет только летом», «Снег может быть серого цвета».

Настольные игры для развития логики у детей

Благодаря настольным играм ребенок учится не только логическому мышлению. Развивается также внимание, воображение, зрительная память, способность распознавать разные предметы, расширяется словарный запас. Кроме прочего, у малыша улучшается скорость реакции, ловкость, координация движений и формируется усидчивость.

Шахматы. Начинать знакомство ребенка с этой игрой можно уже с 3-4 лет. Однако уроки должны проводиться в игровой форме и длиться не более чем по 20 минут. Взрослые часто полагают, что во время первых игр можно поддаться ребенку и сделать так, чтобы он выиграл. Но психологи не рекомендуют так поступать. Поскольку после таких легких побед первое поражение будет для малыша довольно болезненным, и он может потерять интерес к игре.

Данная логическая игра для детей учит их самостоятельно и мысленно принимать решения, что формирует ответственность и уверенность в себе. Ребенок также учится анализировать, к каким последствиям в ближайшем будущем приведут те или иные его действия.

Кроме прочего, у детей, играющих в шахматы, развивается навык планирования действий. В дальнейшем это поможет ребенку в школе быть более дисциплинированным и достигать поставленных задач.

Пазлы. Также очень популярная настольная игра для развития логики. У ребенка вырабатывается терпение, усидчивость, образное мышление, развивается моторика пальчиков.

Складывать несложные картинки могут уже детки 2-3 лет. В продаже есть специальные пазлы-книжечки, где одна страница сделана в форме окошка с несколькими пазлами, а на другой нарисована картинка, которая должна получиться после правильного расположения всех деталей. Поначалу подбирайте деткам пазлы, которые имеют четкие контуры и контрастные оттенки - им будет легче справиться с задачей. Когда увидите, что ребенку наскучили простые картинки, купите ему пазлы с более сложными рисунками. Также можно постепенно увеличивать количество пазлов.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным и сообразительным, успешным в жизни. Именно поэтому особое значение придается логическому мышлению , на котором базируется интеллект человека. Однако в каждом возрасте существуют свои особенности мышления, следовательно, и методы, направленные на его развитие, разнятся.

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

  • До 3-5 лет сложно говорить о развитии логического мышления у ребенка, так как оно еще находится на этапе формирования. Однако сторонники раннего развития имеют множество упражнений, направленных на развитие логического мышления малышей.
  • Дети дошкольного возраста, до достижения 6-7 лет способны мыслить образно, а не абстрактно. Если вы хотите тренировать логическое мышление ребенка до школы, следует особое внимание уделить формированию наглядного образа, визуализации.
  • После поступления в школу у ребенка формируется словесно-логическое мышление и абстрактное. Если у школьника плохо развито словесно-логическое мышление, то возникают сложности с формулировкой словесных ответов, проблемы с анализом и выделением главного при создании выводов. Основные упражнения для первоклассников – это задачи на систематизацию и сортировку слов определенному признаку и математические задания.
  • Дальнейшее развитие школьников заключается в развитии словесно-логического мышления через решение логических упражнений, при этом используются индуктивные, дедуктивные и традуктивные методы умозаключений. Как правило, в школьной программе имеются необходимые упражнения, однако родителям следует заниматься с ребенком и самостоятельно. Почему это важно? Неразвитое логическое мышление – это залог проблем с учебой в целом, сложностей в восприятии любого учебного материала. Таким образом, логическое мышление – это база, фундамент образовательной программы любого человека, основа, на которой строится интеллектуальная личность.

Как книги помогают развить логику у детей?

Даже когда ребенок не умеет читать, уже можно развивать у него логику путем чтения специальных сказок с вопросами. Если ребенок положительно относится к чтению, то начинать развивать его мышление можно уже с 2-3 лет. Стоит отметить, что через народные сказки можно передать ребенку не только элементарные навыки логического мышления (причина-следствие), но и научить его фундаментальным понятиям, таким как добро и зло.

Если вы используете книги с картинками, это очень хорошо влияет на словесно-логическое мышление ребенка, у которого сформировано образное мышление. Дети сопоставляют услышанное с изображениями, стимулируют свою память и улучшают словарный запас.

Для детей постарше есть специальные учебники по логике, сборники задач. Попробуйте вместе с ребенком разгадать некоторые из них. Совместное времяпровождение сблизит и даст отличные результаты.

Как развивать логическое мышление ребенка с помощью игрушек?

Игра – это основная форма деятельности маленького человека. Сквозь призму игры формируются не только логические цепочки, но и тренируются личностные качества, можно сказать, создается характер.

Среди игрушек, которые развивают логику:

  • Обычные деревянные кубики, а также разноцветные кубики. С их помощью можно строить разнообразные башни и дома, они помогают изучить геометрические формы, цвета, а также положительно воздействуют на моторику.
  • Пазлы помогают освоить логические понятия «целое» и «часть».
  • Сортеры способствуют освоению понятий «большое» и «маленькое», помогают узнать свойства геометрических фигур, их сопоставимость (например, квадратная часть не влезет в круглую и наоборот).
  • Конструкторы – это настоящий кладезь для развития логики и интеллекта в целом.
  • Игры со шнуровкой помогают развивать мелкую моторику рук, что способствует улучшению и закреплению логических связей.
  • Лабиринты – это отличный тренажер для логического мышления.
  • Разнообразные головоломки, соответствующие возрасту ребенка, помогут сделать процесс обучения еще более интересным.

Бытовые способы развития логики у детей

Старайтесь использовать любые бытовые ситуации для развития интеллекта и логики ребенка.

  • В магазине спрашивайте его – что дешевле, а что дороже, почему у большой упаковки цена больше, а у маленькой – меньше, обращайте внимание на особенности весового и упакованного товара.
  • В поликлинике расскажите о логических цепочках, связанных с микробами и заболеваниями, о путях заражения болезнями. Очень хорошо, если рассказ будет подкреплен иллюстрациями или плакатами.
  • На почте расскажите о правилах заполнения адресов и составления индексов. Будет здорово, если вы вместе отправите открытку, будучи в отпуске, а затем получите ее дома.
  • На прогулке говорите о погоде или о днях недели. Формируйте понятия «сегодня», «вчера», «было», «будет» и другие временные параметры, на которых базируется логика.
  • Используйте интересные загадки в то время, когда ожидаете кого-то или находитесь в очереди.
  • Придумайте разнообразные загадки, или используйте готовые.
  • Поиграйте с ребенком в антонимы и синонимы.

При желании родители способны значительно улучшить логическое мышление ребенка, сформировать творческую, интеллектуальную и неординарную личность. Однако системность и регулярность – это два главных составляющих успеха развития способностей у детей.

Компьютерные игры для развития логического мышления для детей

Сегодня успешно используются гаджеты с малых лет – компьютеры, смартфоны, планшеты есть в каждой семье. С одной стороны такая техника облегчает жизнь родителям, обеспечивая интересный и захватывающий досуг для детей. С другой же стороны, многие обеспокоены негативным влиянием компьютеров на неокрепшую детскую психику.

Наш сервис Brain Apps предлагает серию качественно сделанных игр, которые подойдут для детей разных возрастов. При создании тренажеров использовались знания психологов, game-дизайнеров, ученых из МГУ.

Детям нравятся такие игры, как Анаграмма (чтение слов наоборот), Геометрические переключения , Математические сравнения , Математические матрицы , Буквы и цифры .

Развивая день ото дня логическое мышление, ваш ребенок поймет закономерности внешнего мира, увидит и научится формулировать причинно-следственные связи. Многие ученые приходят к единому мнению о том, что логическое мышление помогает людям добиваться успеха в жизни. С детства полученные знания помогут в будущем быстро находить главное и второстепенное в потоке информации, видеть взаимосвязи, создавать умозаключения, доказывать или опровергать разные точки зрения.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 18.01.2017

Любой родитель осознает, что развитие умственных способностей малыша является важнейшим толчком при подготовке к школе и вообще его будущей жизни.

В отличие от детей, взрослые мыслят совсем по-другому. Мы имеем уже заготовленные знания, которые применяем на практике даже не задумываясь. Но наши малыши каждый день видят что-то новое, они не знакомы с теми или иными обстоятельствами. Поэтому крохи до 6 лет, сами того не осознавая, анализируют все происходящее и откладывают информацию, правильный уклад которой будет помогать им всю жизнь.

Логическое мышление – это моделирование закономерностей с помощью анализа и рассуждений. Говоря простым языком, это связывание различных обстоятельств в единые для получения результата. Такой процесс влияет на все проявления жизни детей: действия, речь, умственные способности и т.д.

При подобном воспитании стоит уделять большое внимание различным играм на логику и игровым задачам. Они не утомляют детей с первых же минут как, например, чтение, при этом большинство полностью погружается в такие задачки.

Разберём несколько направлений развития наших крох.

Задачи

Есть множество различных задачек, которые знакомы еще с нашего детства. Стоит начать с простых задачек, например, таких:

  • сколько ушей у двух зайчиков?
  • сколько хвостиков у трёх котят?
  • сколько ножек у двух собачек?
  • Бабуля сшила своим внукам шарфики и варежки. Всего получилось 3 шарфика и 6 варежек, сколько внучков у бабули?
  • В небольшом озере было семь уточек. Две из них занырнули под воду, сколько уточек в озере? (Уточек по-прежнему семь, просто кто-то под водой, а кто-то нет).

После того как ребенок в возрасте 6 лет понимает суть игры и знает, что решение может быть не таким уж и простым, настает время логических задач с подвохом:

  • В вазе двадцать одно яблоко, а дно упало (созвучие «одно» и «а дно»), сколько осталось?
  • Как назвать пять дней, не называя ни дни недели, ни чисел? (ответ позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
  • Едет автобус, все спят, Толька один не спит. Как зовут того, кто не спит? (Тут так же созвучие — «только» и имя «Толька»).

Не стоит разочаровываться, если ваш ребенок в свои 6 лет не отгадывает большинство задач. Многие задачи не могут решить даже взрослые. Главное, что для ребенка это будет очень интересно, а вы в свою очередь можете найти тысячи подобных задачек в интернете и развить логическое мышление не только малыша, но и свое.

Игры

Развитие детей в раннем возрасте напрямую связано с играми, поэтому стоит уделить этому отдельное внимание.

Сейчас в магазинах продаются сотни развивающих игр для детей всех возрастов. Обязательно приобретите для ребенка хотя бы пару таких игр, но чем больше, тем лучше.

Сюда может быть отнесена мозаика, которая полезна для мышления не только для ребенка в возрасте 6 лет, но и более взрослых ребят. После регулярного собирания мозаики ребенок начинает понимать, как и к чему присоединяются предметы, что в узкий проход пройти невозможно и т.д. Так же для него будет удивительным, что он смог повторить картинку, нарисованную на образце.

Конструктор почему-то зачастую относят только к мальчикам. Это очень напрасно, так как он является хорошим инструментом развития мышления. Ведь дите начинает учиться проектировать у себя в голове нужные образы, что очень благотворно сказывается на логике, плюс к этому осуществляется развитие мелкой моторики пальцев.

Сразу хотелось бы уточнить, что не надо брать игры с маленькими игрушками. Для детей может быть опасным использование таких игрушек, так как они могут их проглотить, наступить на них и др.

Разберем, так же, логические игры, которые не требуют лишних покупок:

  • Берем три цветочка и вырезаем фигурки (можно взять из каких-нибудь игральных наборов). И превращаем игру в задачку, которая для детей почему-то может оказывается легче, чем для взрослых. Красный цветок растет не на круглой, а на квадратной клумбе. Желтенький цветок тоже не растет на круглой клумбе, а на треугольной. В какой клумбе все-таки растут цветы?
  • Очень старая игра на развитие логического мышления для крох, как раз до 6 лет. Посмотрите в зеркало вместе со своим дитем. Заострите их внимание на том, что в зеркале все наоборот. После того, как ребенок разобрался, можно поиграть с ним в игры: поставить двух детей напротив друг друга и сказать, чтобы один из них повторял за другим. Так же сюда можно отнести игру, когда вы раскладываете предметы, а малыш должен зеркально отразить расположение вещей.
  • Крестики-нолики. Для детей в возрасте 6 лет это будет неплохим толчком для выработки логического мышления. Сначала нужно поддаваться ребенку, потом пробовать препятствовать его выигрышу, а уже потом он начнет осознавать простоту данной игры.
  • Ребусы. Данная игра-задачка вызывает трудности у многих детей, поэтому стоит начинать с простейшего с тщательным пояснением решения. Данная игра так же может утомить ребенка, поэтому, если ему эта игра не очень нравится, стоит все же пореже применять ее, но все же исключать ее полностью нельзя.
  • Совместные игры руками. Это, например, может быть какая-либо «считалочка», когда вы становитесь напротив ребенка и должны хлопнуть в ладоши, потом правую руку об правую руку, потом опять в ладоши и левую о левую.

Секции

Для ребенка до 6 лет любая секция будет интересной и забавной, но все же стоит учитывать его предпочтения. Да, каждый родитель мечтает, чтобы его сын или дочка ходили на ту или иную секцию. Мамы тащат детей на аэробику и музыку, отцы в футбол и др. Не концентрируйтесь на себе, важно учитывать, что действительно интересно для ребенка. Покажите детям фильмы, например, с музыкантами, или, наоборот, с футболистами и т.д. Посмотрите, на что направлен его интерес. Испытав первые трудности, ребенок может не захотеть опять посещать занятия, поэтому здесь еще стоит учитывать тот аспект получается ли у него это или нет и уж только тогда проявлять упорство.

Но как секции помогают при развитии логического мышления детей до 6 лет? А самым прямым образом! Например, музыка (предположим пианино) подразумевает изучение нот, малыш начинает изучать целый язык, который нужно еще сопоставлять с нажиманием на клавиши. Так же развивается его слух. В итоге со временем он может сразу сопоставлять несколько действий и при этом без всяких путаниц.

Другой пример, в данном случае узнаем, как вливает спорт на развитие мышления детей до 6 лет. Возьмем, например, футбол. Ваша кроха начинает понимать, что, если ударить по мячу он покатится. Более того, если его пнуть в какую-то сторону, то он полетит в ту же сторону. Причем всех это происходит автоматически, вы, например, когда-нибудь задумывались об этом? Тем не менее вы понимаете, что если пнуть влево, то мяч полетит влево, а если вправо, то вправо.

Слишком перегружать ребенка до 6 лет не нужно, так как он должен отдыхать и испытывать исключительно приятные эмоции, а не повседневно утомляться за решением задач и занятиями на секциях.

В упрощенном понимании логика – синоним ума, то есть это умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво. Этим и объясняется интерес к вопросу «Как развить логику у ребенка? »

Важность раннего развития и обучения

Человек, обладающий развитой логикой, выгодно выделяется из «серой массы» здравым смыслом и рационализмом, и как правило, добивается в жизни успеха.

Развить логику у ребенка – значит, во-первых, обеспечить понимание им причинно-следственных связей между явлениями, процессами и действиями, а во-вторых, сформировать в нем способность к анализу окружающей действительности.

Поскольку логика – это не конкретный навык или умение, а мышление, образ мыслей в целом, то для того, чтобы развить ее у ребенка, необходимо с самого раннего возраста приучить его к «интеллектуальному образу жизни». Всячески стимулируйте любознательность малыша: покупайте ему развивающие детские игрушки, конструкторы, пазлы; практикуйте упражнения для развития пытливости детского ума.

Как считают японцы (и с ними трудно не согласиться), дети до 3-х лет более склонны к восприятию информации, поскольку не наделены теми принципами, комплексами и условностями, которыми мы сами их награждаем впоследствии. А с 3-х лет влияние внешних установок начинает сказываться…

Поэтому очень важно много разговаривать с младенцем уже с первых месяцев его жизни. Рассказывайте ему об окружающей его обстановке, предметах, обсуждайте с ним свои текущие дела – не считайте, что кроха все равно ничего не понимает. Очень скоро вы не только увидите с его стороны осознанный взгляд, но и услышите меняющий интонации лепет, который вскоре сменят первые слова и предложения.

Не сюсюкайтесь с малышом, не используйте в своей речи уменьшительные, грамматически неправильные или несуществующие слова (типа «бибика» вместо «машина», «ляля» вместо «кукла» или «топ-топ» вместо «пошел»). Старайтесь, по возможности, общаться с чадом на равных, и тогда его умственное взросление наступит раньше общепринятой возрастной нормы.

Детям от природы свойственно любопытство. Они пытливы и неугомонны в своих вечных вопросах. Даже если вы устали и у вас нет настроения, постарайтесь все же скрыть раздражение и терпеливо ответить на все детские вопросы. Не злитесь, не нервничайте и отвечайте с улыбкой. Только с вашей помощью кроха сможет создать себе в уме реальную картину окружающего мира.

Логические игры для дошкольников

Самый эффективный способ развить логику ребенка - проведение с ним игр. Ведь только то, что интересно и весело, запоминается лучше всего. Логические игры развивают память, расширяют кругозор, учат самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, исключать, выявлять аналогии и анализировать.

Возьмите несколько разноцветных и разного размера мячиков и кубиков. Попросите малыша ответить, чем отличается, например, синий мячик от синего кубика, и что у них общего. По аналогии сравните синий мячик и красный мячик и т. д.

Положите несколько игрушек в коробок (или непрозрачный пакет). Пусть ребенок, не вытягивая игрушки, взяв ее в руки, назовет, что это за игрушка и какой она формы.

Логика тесно связана с математикой. Чем раньше вы начнете развивать в ребенке математические способности, тем проще и легче ему будет учиться в будущем. Начинайте учить малыша счету уже с 1,5-2-х лет.

Прекрасно развивает логику пособие геометрические фигуры на магнитах, предназначенное для детей от 3-х лет. С ним можно проводить такие игры:

  1. «Отыщи фигурку». Выложите перед дошкольником геометрические фигуры. Дайте задание найти только многоугольники. Попросите сосчитать, сколько углов и сторон у каждого из них. Пусть ребенок назовет оставшиеся геометрические фигуры.
  2. «Сложи по группам». Разложите перед малышом геометрические фигуры и предложите найти и сложить по группам все круги, все овалы, все квадраты и т. д.
  3. «Найди лишний предмет», или «Четвертый лишний». Разложите перед малышом разноцветные геометрические фигуры одной формы и одну фигуру другой формы. Попросите найти лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя.
  4. «Что у нас общего». Предложите малышу найти фигуры, одинаковые по цвету, но разные по форме. Пусть назовет эти фигуры, сравнит, что у них общего.
  5. «Геометрические узоры». Предложите дошкольнику составить из разных геометрических фигур узор. Спросите, из каких фигурок состоит узор? Какую фигуру он образовал? Попросите дать название новым фигурам.
  6. «Фигурки-строители». Выложите перед малышом контурное изображение предмета, составленное из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Попросите ребенка выложить такое же изображение.
  7. «Запомни и опиши». Показывайте малышу геометрические фигурки в течение 1-2 минут. Он должен запомнить изображения и описать увиденное устно.

Очень интересна игра на ассоциации, развивающая наблюдательность, внимание, воображение. Вы рисуете геометрические фигуры, а ребенок должен сказать, с какими предметами у него ассоциируется та или иная фигура. Затем объединяйте разные фигуры в общий рисунок, и пусть малыш назовет изображенный объект. Например, добавив в прямоугольнике окошки, получим домик, а соединив вертикальными линиями два горизонтальных овала, получим стакан.

Нарисуйте равносторонний треугольник, а рядом с ним – горизонтальный овал, у которого больший диаметр равен стороне треугольника. Спросите ребенка, какой, по его мнению, получится предмет, если объединить эти два рисунка (колпак). Сообщите, что такая объемная геометрическая фигура называется конусом. Такая игра отлично стимулирует пространственное восприятие и воображение.

Можно рисовать геометрические фигуры на спинах друг друга пальцем: один рисует - другой отгадывает.

Логические игры хороши тем, что многие из них не требуют особых временных затрат или определенного места. Играть можно во время поездки в общественном транспорте, в очереди в поликлинике или просто идя по улице во время прогулки.

Для самых маленьких деток подойдет игра на противоположности. Вы начинаете предложение, а кроха заканчивает. Например, слон большой, а мышь -…, летом тепло, а зимой - …, лед твердый, а снег - … .

Интересна также игра «Отгадай загаданное» по наводящим вопросам, требующим однозначного ответа «да» или «нет». Например:
- Это живое? – Да.
- Зверь? – Нет.
- Птица? – Да.
- Чирикает? – Нет.
- Голубь? – Да.

Сначала пусть малыш задает наводящие вопросы, а потом поменяйтесь местами. Эта игра развивает сообразительность и смекалку, тренирует логическое мышление и наблюдательность.

Поможет развить логическое мышление игра на установление принадлежности выбранного объекта к определенной группе. Например, вы называете «куртка», а малыш должен сказать, что она принадлежит к группе «одежда»; вы называете «яблоко» - ребенок должен сказать «фрукты» и т. п.

Многие поколения детей любят игру «Съедобное-несъедобное», при которой одновременно с названием предмета кидают мяч. Если назван съедобный предмет, мяч надо поймать.

Научите малыша играть в полезные настольные игры: шахматы, шашки, «Крестики-нолики», «Морской бой». Обдумывание дальнейших ходов в игре прекрасно развивает аналитическое мышление.

Воспитание интеллектуала

Все дети любят смотреть мультфильмы. Предлагайте сыну или дочери только качественные развивающие мультики; их просмотр будет не только приятным, но и полезным занятием.

Читайте вместе с дошкольником детские книжки с обучающим уклоном, познавательные рассказы. Задавайте ему загадки, ребусы, развивайте математические и интеллектуальные способности. Решайте вместе логические задачки, кроссворды, чайнворды. Приобретите развивающие учебные пособия и товары для подготовки к школе.

Научите ребенка определять время (на примере часов со стрелками и разборчивыми цифрами). Объясните, по какому принципу устроен календарь. В этом вам поможет настенный или настольный перекидной календарь (последний, кстати, легко можно сделать своими руками, что очень понравится ребенку).

Стремясь развить логику у ребенка и обучая его базовым навыкам и понятиям, делайте это в доступной ему форме, дабы избежать курьезов.

Пример из жизни. Объясняя 3-летнему сельскому мальчику понятия «лево»/»право», ему сказали, что лево - это там, где стоит печь, а право - где стоит хата (дом) дяди Вити. Прошли годы, мальчик превратился в мужчину и давно покинул родное село. Но детское впечатление оказалось настолько сильным, что до сих пор при определении направления мужчина автоматически вспоминает расположение в своей сельской хате печки по отношению к дому соседа дяди Вити.

Или другой жизненный пример. Ребенка научили, что узнать, где лево, а где право поможет нарисованная в уме печатная буква «И»: в какую сторону у нее палочка вверх - там право. Можно себе представить, насколько сложно при таком объяснении ребенку, а потом и взрослому, быстро ориентироваться. А ведь следовало просто сказать малышу: право там, где ведущая рука, которой ты пишешь или кушаешь (если он правша), и наоборот.

В 4 года, когда речь дошкольника уже сформирована, признаком хорошо развитой логики является активное употребление развернутых сложноподчиненных предложений, условных наклонений, вводных слов и т. п.

Очень важно научить ребенка произвольному мышлению, то есть умению думать целенаправленно. Взрослые всегда могут выбирать, о чем думать, а о чем – нет. У детей же эта способность полностью развивается лишь к 10-ти годам. Поэтому ребенка надо учить думать, причем так, чтобы настрой его мыслей был позитивным.

Если вы будете с раннего возраста развивать у ребенка логику, ваши усилия не пропадут зря. Это сформирует у него гибкость мышления и дальновидность, что позволит в будущем видеть скрытую от многих суть вещей и явлений и с легкостью решать сложнейшие житейские задачи.

Источник — http://glazastik.com

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх