Презентация на тему: "Одежда в Древней Руси. В былые времена одежда не только грела и украшала, но и говорила о происхождении человека (беден или богат)

1. Через историю русского костюма показать жизнь человека, рассказать какую роль в ней играла одежда.

2. Учить по одежде определять эпоху, в которой жил человек, его социальный статус.

3. Познакомить детей с новыми словами, с названиями деталей старинной русской одежды.

4. Учить детей видеть историю в предметах, которые нас окружают.

5. Развивать образное мышление в устной работе.

Ход урока.

Этапы:

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного на прошлом уроке.

На предыдущем уроке мы говорили об одежде. Напомните, для чего нужна одежда человеку? (Ее назначение: не только греет, защищает, украшает человека, но и показывает его место в обществе.)

Задание- игра “Одень куклу”.

Выбрать древнегреческую и древнеримскую одежду и одеть бумажную куклу. (Приложение 1 (pril1.zip)) (Древняя Греция: хитон, гиматий. Древний Рим: туника, тога).

Почему у древних греков была такая открытая одежда? (Т.к. теплый, мягкий климат)

Могла ли привиться римская одежда в других странах? В Европе? (В Европе суровый климат и такая одежда была бы холодной и неудобной)

III. Объявление темы и целей урока.

На Руси климат тоже был не жаркий – долгая зима и прохладное лето-, жил другой народ со своими обычаями и традициями. Поэтому одежда жителей Древней Руси была совсем другой. А какой она была – об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке, его тема: “Как одевались на Руси”. На уроке мы узнаем как менялся костюм в разные века. Посмотрим, какую роль в жизни русского человека играла одежда.

IV. Новый материал.

1. 1.“По одежке встречают…” Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, женат – ли, замужем – ли, богат, или беден.

Это позволяло сразу решить как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.

2.А называли в древности русские одежду – “одёжа”. И главной одёжей была русская рубаха. Предки считали, что одежда -это оберег . (слово “Оберег” выноситься на доску) оберег – значит оберегает. От чего оберегает? От непогоды, укрывает от “сглаза”, от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела были спрятаны: Древние рубахи обязательно были длинные – ниже колена, имели почти закрытый ворот, длинные рукава до запястий.

Рубахи носили все: девочки и мальчики, юноши и девочки, мужчины и женщины, богатые и бедные.

2. Мужская одежда Х в.

По ходу рассказа, учитель вывешивает рисунки на доску в определенном порядке. (Оформление доски представлено в Приложении 2).

<Рисунок 1> Крестьянскую рубаху шили из холста. Носили её на выпуск и подпоясывались узким поясом или цветным шнуром. Была одновременно и верхней, и нижней одеждой.

<Рисунок 2> Так как одежда была праздничная и будничная, то на рубаху в особых случаях надевали зарукавья (все подчеркнутые слова выноситься на доску) и съемные круглые воротники.

Рисунок 1

Рисунок 2

Знатные люди поверх нижней надевали еще одну, верхнюю, более богатую рубаху. Порты или штаны были неширокие, суженные книзу, завязывались на поясе шнуром.

3. Женская одежда крестьян.

Женщины тоже носили рубаху, но она была длинной, до ступней (как платье) с длинными рукавами. Ворот и низ рукавов украшали вышивкой. Рубашку шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом.

<Рисунок 3> Поверх рубахи надевали понёву – юбку, состоящую из 3-х несшитых прямоугольных кусков ткани, укрепленных на ремешке. Понёва – означало кусок ткани, завеса. Она была короче рубахи, и спереди ее полы расходились. Ткань для понёв была пестрая, с клетчатым узором (по клеткам можно было угадать деревню, откуда приехала женщина).

Чем занимались крестьяне? Они работали, и во время работы можно было подвернуть углы понёвы и засунуть за пояс, чтобы не мешали движениям.

<Рисунок 4> верхней одеждой была запона – накладная одежда, несшитая по бокам. Запона была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу.

Рисунок 3

Рисунок 4

  • Какой была обувь у крестьян?
  • Из чего делали лапти? (Из бересты, из лыка)

Береста – верхний слой коры содранный с березы. Его разделяли на полоски и плели лапти. (Показ лаптей: из осины лапти светлые, из березы – желтые) Но брали кору не только березовую, но и липовую, и осиновую, и других деревьев. В разных местностях плели разными способами (с бортиком и без).

Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок или веревок. Одевались они не на голую ногу, а на онучи – длинные до двух метров куски ткани.

Практическая работа: одевание онучей и лаптей на ученика.

Рассказ во время одевания:

Онучи обматывались вокруг ноги определенным способом, покрывая низ штанов. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально между делом. Но лапти не долго служили. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4, летом в поле – за 3 дня. Собираясь в дальний путь с собой в дорогу брали много запасных лаптей. Есть пословица: “В дорогу идти – пятеры лапти плести”.

А купцы и знатные люди носили сапоги.

5. Одежда знатных людей.

<Рисунок 5> Женщины богатые, знатные на рубашку надевали одежду называемую свита. Она была с широкими рукавами. В холодное время носили плащи.

<Рисунок 6> Ученые узнали из рукописных книг о том, какая была одежда у князя (князь – правитель области, предводитель войска).

На князе свита зеленого цвета с золотыми зарукавьями. Синий плащ корзно с золотой каймой (такой плащ носили только князья) на красой подкладке. На голове – круглая шапка с мехом. На ногах – зеленые сапоги из очень мягкой кожи.

Рисунок 5

Рисунок 6

6. Повторим, что было общего в одежде крестьян и богатых, знатных людей? (Все носили рубахи)

Были рубахи повседневные и праздничные.

Повседневные рубахи почти не украшали – только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.

На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то и рубаха тоже как бы участвовала в этом “разговоре”, на ней языком орнамента - повторяющегося узора – были записаны все просьбы и желания человека. Женщины старательно покрывали узором ворот, манжеты, подол рубахи и рукава около плеч.

Чтение таблицы. (На доску вывешивается таблица символов)

С охранной целью носили обереги (фигурки) на шнуре или на поясе. Конь – символ добра и счастья, мудрость богов. Ложка – сытости и благополучия. Ключ – помогал сохранить и преумножить богатство. А обереги в виде оружия были чисто мужскими.

Творческое задание – каждому ученику выдаются бумажные шаблоны в виде рубахи и красные карандаши.

Объяснение задания: представим себя мастерицами того времени и “вышьем” на рубахах рисунок, запишем символами свои просьбы. Подумайте, какая будет у вас рубаха: будничная или праздничная.

(После выполнения задания, несколько учеников показывают свои работы перед классом и расшифровывают символы).

7. XV – XVII в.в.

А теперь заглянем в XV-XVII в.в. и узнаем, как одевались люди Московской Руси.

Мужская одежда.

<Рисунок 7> мужчины стали носить кафтаны . Они были очень разные. Одни короткие, другие длинные из узорчатых дорогих тканей. На некоторых делали отделку петлицами, пришивали металлические, деревянные пуговицы. На других красиво вышивали воротник и низ рукавов золотом и серебром.

<Рисунок 8> Исконно русской одеждой была шуба. Ею, как ценным подарком, награждали за хорошую службу.

Сверху шубы покрывались тканью, а подкладкой служил мех соболя, лисицы, песца. Шубу застегивали на шнуры.

На Руси зима была холодная и шубу носили все. А некоторые бояре и дворяне надевали шубу летом и не снимали ее даже в помещении, как признак своего достоинства.

Рисунок 7

Рисунок 8

8. Женская одежда.

<Рисунок 9> Богатые женщины носили летник – одежда расширенная книзу. Особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые только до локтя, дальше они свободно свисают до пояса. Внизу их расшивали золотом, жемчугом, шелком.

<Рисунок 10> посмотрите на рисунок и скажите,как называется эта одежда? (Сарафан).

Рисунок 9

Рисунок 10

Сарафан – это платье без рукавов, надевали поверх рубахи с длинными рукавами.

Как вы думаете, чьей одеждой был сарафан, крестьянок или богатых женщин?

Дело в том, что сарафан, как предполагают ученые, изучающие историю костюма, сначала был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шелка и бархата. Сарафаны богато украшались вышивкой, драгоценными камнями.

Включается русская народная мелодия. В класс входит женщина в русском костюме.

“А сама-то величава, выступает, будто пава” . И действительно, женщина в сарафане не идет, а “выступает”, величественно и плавно.

Физминутка. Игра –хоровод на слова:

“Как на нашем на уроке, Красный русский сарафан
Вот такой ширины, Вот такой узины,
Вот такой красоты. Подпевай скорее ты:
Сарафан, сарафан, красный русский сарафан!”

Женщина в костюме одевает душегрею. – Поверх сарафана одевали душегрею - (душу греет) короткая, широкая одежда.

9. Головные уборы. Обратите внимание на головной убор нашей русской красавицы. Называется он кокошник – это убор замужней женщины. Это был самый нарядный головной убор, его вышивали жемчугом. <Рисунок 11>

Рисунок 11

В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову теплым платком. Только завязывался он не под подбородком, как мы привыкли, а другими способами.

Практическая работа. Перед классом шести ученицам повязываются платки, каждой особенным способом. Пример

А какие прически носили в Древней Руси?

Молодые девушки носили распущенные волосы. Но не удобно работать, стирать, готовить еду с распущенными волосами, поэтому они стягивали их налобной повязкой (показ) . Еще заплетали волосы в косу – непременно одну – в знак того, что пока холостая – одна). Две косы разрешалось плести только замужним женщинам. Их обертывали вокруг головы.

Девичья коса считалась символом чести. Дернуть за косу – означало оскорбить.

10. XVII1 в. Пропутешествуем в XVIII век.

В России становиться царем Петр I имногое меняется в государстве, изменилась и одежда.

Петр запретил боярам, всем богатым людям носить старый русский костюм и вместо него приказал мужчинам носить короткий прилегающий кафтан и камзол , длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы и сбрить бороды.

<Рисунок 12> посмотрите на этот и на прежний костюм бояр. Они совсем разные.

Представьте себе, сейчас наш президент издает указ о том, чтобы все мужчины и мальчики носили юбки и платья. А девочкам приказал бриться наголо. Понравилось бы вам? Вот и в то время указ Петра многим не нравился.

<Рисунок 13> Женский костюм отличался пышностью и богатством. Женщины носили платья с глубоким воротом, такой ворот назывался – декольте . Платья были приталенные с широкой юбкой. Носили корсажи, чтоб быть стройнее.

Обязательно одевали парик и туфли на высоких каблуках. Такую одежду должны были носить люди окружавшие царя, а кто не хотел подчиняться государственным указам – принуждали силой, штрафовали.

Всем остальным разрешили носить старо-боярскую одежду, в том числе и сарафан. Вот так сарафан стал любимым женским нарядом простого народа. (Рисунок сарафана перевешивается)

Рисунок 12

Рисунок 13

V. Проверка усвоения нового материала.

На уроке мы с вами посмотрели, как со временем менялся русский костюм.

Вопросы детям:

1. Какое назначение имеет одежда Древней Руси?

    • Сохраняла от холода
    • Оберег – оберегала от темных сил
    • Украшала человека
    • Показывала его место в обществе.

2. Все детали русского костюма “говорящие”. Что они могут рассказать?

    • Богатый или бедный человек
    • Отличить девушку от замужней женщины
    • Праздничная одежда или будничная

Задание 1: по иллюстрации попробуйте определить, кто перед вами. <Рисунок 14,15,16,17>

Задание 2: из иллюстраций на доске выберите тот костюм, который вам понравился больше других и назовите все детали этого костюма.

Как и всё на свете, “говорящие” одежды рождаются и умирают. И сейчас мы носим совсем непохожую одежду на ту, что носили раньше. Но мы можем и в наше время увидеть людей, одетых а русский народный костюм. Где мы можем это сделать? (На народных праздниках, на концертах, в кино).

Некоторые элементы русского народного костюма используются в современной одежде. (Летом носим сарафаны, одеваем платки, шали, рукавицы, вышивка и т.д.)

Рисунок 14

Рисунок 15

Рисунок 16

Рисунок 17

VI. Подведение итогов. Домашнее задание.

Что интересного узнали на уроке?

Домашнее задание:

1. Текст в учебнике на с. 63, ответить на вопросы.

2. Отгадать кроссворд (выдается каждому ученику). В нем зашифрованы названия элементов Древнерусской одежды.

Список литературы.

  1. Каминская Н.М. История костюма.
  2. Нерсесов Н.Я. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды
  3. Семенова М. Быт и верования древних славян.
  4. Читаем, учимся, играем // №7, 1998.

С давних времен одежда считалась отражением этнических особенностей каждого народа, это яркое воплощение культурных и религиозных ценностей, климатических условий, хозяйственного уклада.

Все эти моменты были учтены при формировании основного состава, характера кроя и украшений одежды жителей Древней Руси.

Названия одежды в Древней Руси

Одежда людей Древней Руси имела свой неповторимый , хотя некоторые элементы и были позаимствованы у других культур. Основным нарядом для всех сословий общества считались рубаха и порты.

В современном понимании, рубаха для знати представляла собой нательное нижнее белье, для простого крестьянина она считалась основной одеждой. В зависимости от социальной принадлежности ее обладателя рубаха отличалась материалом, длиной, орнаментом. Длинные рубахи выполнение из цветных шелковых тканей, украшенные вышивкой и драгоценными камнями однозначно могли себе лишь князья и вельможи. В то время, как простой человек во времена Древней Руси довольствовался одеждой изо льна. Маленькие дети также носили рубахи, но, как правило, до трех лет им перешивали одежду из родительской. Таким образом, пытаясь защитить от злых сил и плохого глаза.

Характерной мужской одеждой были порты – штаны, зауженные у щиколотки, сшитые из грубого домотканого полотна. Знатные мужи надевали поверх еще одни штаны из более дорогих иноземных тканей.

Особенности женской одежды Древней Руси

Одежда женщин в Древней Руси не отличалась замысловатым покроем, но при этом указывала на статус и материальное положение с помощью легкой и приятной на ощупь материи, а также украшением наряда.

Основные составляющие женского гардероба в Древней Руси представлены в виде такой одежды:

  1. Первая и незаменимая вещь – это вышеописанная рубашка или сорочка. Популярной среди девушек Древней Руси была холщовая одежда, именуемая запоной. Внешне она напоминала согнутый пополам кусок ткани с вырезом для головы. Одевали запону поверх рубахи и подпоясывали.
  2. Праздничной и нарядной одеждой считался навершник. Как правило, его шили из дорогостоящей ткани, украшали вышивкой и различными орнаментами. Внешне навершник напоминал современную тунику, с различной длиной рукава или вовсе без него.
  3. Отличительным элементом одежды замужних женщин была понева, представляла собой шерстяную ткань, которую оборачивали вокруг бедер и подхватывали поясом на талии. Понева разных этнических групп отличалась цветовым решением, так например племена вятичей носили поневу в синюю клетку, а племена радимичей отдавали предпочтение красному цвету.
  4. Рубаха для праздника называлась долгорукавкой, надевалась женщинами по особому поводу.
  5. Обязательным считалось для женщины покрывать голову .

Зимняя одежда Древней Руси

Географическое положение и климатические условия с суровыми зимами и достаточно прохладным летом, в значительной мере обусловили ряд особенностей одежды жителей Древней Руси. Так зимой, в качестве верхней одежды использовали кожух – сделанный из кожи животного вывернутой мехом внутрь. Простые крестьяне носили тулуп – кожух из овчины. Меховые шубы и полушубки для знати служили не только средством защиты от холода, но и демонстрацией своего статуса в теплое время года.

В целом одежда Древней Руси отличалась своей многослойностью, яркими орнаментами и вышивкой. Вышивка и рисунки на одежде также выступали в роли оберегов, считалось, что они способны защитить человека от бед и злых сил. Разительно отличалась качеством одежда разных сословий общества. Так среди знати преобладали дорогостоящие привезенные материи, простые крестьяне носили одежды из домотканого сукна.

Старинная одежда русской знати по своему покрою, в общем, имела сходство с одеждой людей низшего класса, хотя сильно отличалась по качеству материала и отделке. Тело облегала широкая, не доходившая до колен рубаха из простого холста или шелка, смотря по достатку хозяина. У нарядной рубахи, обычно красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками, вверху пристегивался серебряными или золотыми пуговицами богато украшенный воротник (он назывался «ожерельем»). В простых, дешевых рубахах пуговицы были медными или заменялись запонками с петлями. Рубаха выпускалась поверх исподнего платья. На ноги надевались короткие порты или штаны без разреза, но с узлом, позволявшим стянуть или расширить их в поясе по желанию, и с карманами (зепью). Штаны шились из тафты, шелка, сукна, а также из грубой шерстяной ткани или холста.

Поверх рубахи и штанов надевался узкий безрукавный зипун из шелка, тафты или крашенины, с пристегнутым узким маленьким воротником (обнизью). Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой.

Обыкновенным и распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун, являлся кафтан с достигавшими до пят рукавами, которые собирались в складки, так что концы рукавов могли заменять перчатки, а в зимнее время служить муфтой. Спереди кафтана вдоль разреза по обеим его сторонам делались нашивки с завязками для застегивания. Материалом для кафтана служили бархат, атлас, камка, тафта, мухояр (бухарская бумажная ткань) или простая крашенина. В нарядных кафтанах за стоячим воротником прикреплялось иногда жемчужное ожерелье, а к краям рукавов пристегивалось украшенное золотым шитьем и жемчугом: «запястье»; полы обшивались тесьмой с кружевом, расшитым серебром или золотом. «Турские» кафтаны без воротника, имевшие застежки только на левом боку и у шеи, отличались по своему покрою от «становых» кафтанов с перехватом посередине и с застежками на пуговицах. Среди кафтанов различали по их назначению: столовые, ездовые, дождевые, «смирные» (траурные). Зимние кафтаны, сделанные на меху, назывались «кожухами».


Кафтан с воротником-козырем

На зипун надевалась иногда «ферязь» (ферезь), которая представляла собой верхнюю одежду без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застегивалась спереди пуговицами или завязками. Зимние ферязи делались на меху, а летние — на простой подкладке. Зимой под кафтан надевали иногда безрукавные ферязи. Нарядные ферязи шились из бархата, атласа, тафты, камки, сукна и украшались серебряным кружевом.


К накидной одежде, которая надевалась при выходе из дома, относились однорядка, охабень, опашень, епанча, шуба и др.


Однорядка



Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками, — делалась обычно из сукна и других шерстяных тканей; осенью и в ненастье ее носили и в рукава и внакидку. На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь») и внакидку. Безрукавная япанча (епанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная япанча из грубого сукна или верблюжьей шерсти отличалась от нарядной япанчи из хорошей материи, подбитой мехом.


Самой нарядной одеждой считалась меховая шуба. Ее не только надевали, выходя на мороз, но обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во время приема гостей. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце. «Русские» шубы имели отложной меховой воротник. «Польские» шубы шились с узеньким воротом, с меховыми обшлагами и застегивались у шеи только запоною (двойной металлической пуговкой).



Женские шубы


Для пошивки мужской одежды часто употреблялись заграничные привозные материи, причем предпочитались яркие цвета, особенно «червчатый» (багряный). Наиболее нарядной считалась цветная одежда, которую надевали в торжественных случаях. Одежду, вышитую золотом, могли носить только бояре и думные люди. Нашивки всегда делались из материи иного цвета, чем сама одежда, и у богатых людей украшались жемчугом и драгоценными камнями. Простая одежда застегивалась обычно оловянными или шелковыми пуговицами. Ходить без пояса считалось неприличным; у знати пояса были богато украшены и достигали иногда в длину нескольких аршин.


Сапоги и башмак

Что касается обуви, то самой дешевой являлись лапти из бересты или лыка и башмаки, сплетавшиеся из лозовых прутьев; для обвертывания ног применяли онучи из куска холста или другой ткани. В зажиточной среде обувью служили башмаки, чоботы и ичетыги (ичеги) из юфти или сафьяна, чаще всего красного и желтого цвета.

Чоботы походили на глубокий башмак с высоким каблуком и загнутым кверху острым носком. Нарядные башмаки и чоботы шились из атласа и бархата разных цветов, украшались вышивкой из шелка и золотых и серебряных нитей, унизывались жемчугом. Нарядные сапоги являлись обувью знати, делались из цветной кожи и сафьяна, а позднее — из бархата и атласа; подошвы подбивались серебряными гвоздями, а высокие каблуки — серебряными подковами. Ичетыги представляли собой мягкие сафьяновые сапоги.

При нарядной обуви на ноги надевали шерстяные или шелковые чулки.

Русские шапки были разнообразны, и форма их имела свое значение в быту. Макушку головы прикрывали тафьей, маленькой шапочкой, сделанной из сафьяна, атласа, бархата или парчи, иногда богато украшенной. Распространенным головным убором являлся колпак с продольным разрезом спереди и сзади. Менее зажиточные люди носили суконные и войлочные колпаки; зимой их подбивали дешевым мехом. Нарядные колпаки делались обыкновенно из белого атласа. Бояре, дворяне и дьяки в обыкновенные дни надевали низкие шапки четырехугольной формы с «околом» вокруг шапки из меха черно-бурой лисицы, соболя или бобра; зимой такие шапки подбивались мехом. Только князья и бояре имели право носить высокие «горлатные» шапки из дорогих мехов (взятых с горла пушного зверя) с суконным верхом; по своей форме они несколько расширялись кверху. В торжественных случаях бояре надевали на себя и тафью, и колпак, и горлатную шапку. Носовой платок принято было хранить в шапке, которую, находясь в гостях, держали в руках.

В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. «Холодные» рукавицы вязались из шерсти или шелка. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шелком, золотом, унизывались жемчугом и драгоценными камнями.

В качестве украшения знатные и богатые люди носили в ухе серьгу, а на шее — серебряную или золотую цепь с крестом, на пальцах — перстни с алмазами, яхонтами, изумрудами; на некоторых перстнях делались личные печати.

Носить при себе оружие разрешалось только дворянам и военным людям; посадским людям и крестьянам это запрещалось. Согласно обычаю, все мужчины, без различия их общественного положения, выходили из дома, имея в руках посох.

Некоторые женские одежды были сходны с мужскими. Женщины носили длинную рубаху белого или красного цвета, с длинными рукавами, расшитыми и украшенными запястьями. Поверх рубахи надевали летник — легкую, доходившую до пят одежду с длинными и очень широкими рукавами («накапками»), которые украшались вышивками и жемчугом. Летники шились из камки, атласа, обьяри, тафты разных цветов, но особенно ценились червчатые; спереди делался разрез, который застегивался до самой шеи.

К вороту летника пристегивалось шейное ожерелье в виде тесьмы, обычно черной, вышитой золотом и жемчугом.

Верхней женской одеждой служил длинный суконный опашень, имевший сверху донизу длинный ряд пуговиц — оловянных, серебряных или золотых. Под длинными рукавами опашня делались под мышками прорези для рук, кругом шеи пристегивался широкий круглый меховой воротник, прикрывавший грудь и плечи. Подол и проймы опашня украшались расшитой тесьмой. Широко распространен был длинный сарафан с рукавами или же без рукавов, с проймами; разрез спереди застегивался сверху донизу пуговицами. На сарафан надевалась телогрея, у которой рукава суживались к запястью; шилась эта одежда из атласа, тафты, обьяри, алтабаса (золотная или серебряная ткань), байберека (крученый шелк). Теплые телогреи подбивались куньим или собольим мехом.

Для женских шуб употреблялись различные меха: куница, соболь, лисица, горностай и более дешевые — белка, заяц. Шубы покрывались сукном или шелковыми материями разных цветов. В XVI веке принято было шить женские шубы белого цвета, но в XVII веке их стали покрывать цветными тканями. Сделанный спереди разрез, с нашивками по сторонам, застегивался пуговицами и окаймлялся расшитым узором. Лежавший вокруг шеи воротник (ожерелье) делался из другого меха, чем шуба; например, при куньей шубе — из черно-бурой лисы. Украшения на рукавах могли сниматься и хранились в семье как наследственная ценность.

Знатные женщины в торжественных случаях надевали на свою одежду приволоку, то есть безрукавную накидку червчатого цвета, из золотной, сребротканой или шелковой материи, богато разукрашенной жемчугом и драгоценными камнями.

На голове замужние женщины носили «волосники» в виде маленькой шапочки, которая у богатых женщин делалась из золотной или шелковой материи с украшениями на ней. Снять волосник и «опростоволосить» женщину, согласно понятиям XVI—XVII веков, значило нанести большое бесчестье женщине. Сверх волосника голову покрывали белым платком (убрусом), концы которого, украшенные жемчугом, завязывались под подбородком. При выходе из дома замужние женщины надевали «кику», окружавшую голову в виде широкой ленты, концы которой соединялись на затылке; верх покрывался цветной тканью; передняя часть — очелье — богато украшалась жемчугом и драгоценными камнями; очелье могло отделяться или прикрепляться к другому головному убору, смотря по надобности. Спереди к кике подвешивались спадавшие до плеч жемчужные нити (поднизи), по четыре или по шесть с каждой стороны. Выезжая из дома, женщины поверх убруса надевали шляпу с полями и со спадавшими красными шнурами или черную бархатную шапку с меховой оторочкой.

Кокошник служил головным убором и женщинам и девушкам. Он имел вид опахала или веера, прикрепленного к волоснику. Очелье кокошника вышивалось золотом, жемчугом или разноцветным шелком и бисером.

Девицы носили на головах венцы, к которым прикреплялись жемчужные или бисерные подвески (рясы) с драгоценными камнями. Девичий венец всегда оставлял открытыми волосы, что являлось символом девичества. К зиме девушкам из богатых семей шили высокие собольи или бобровые шапки («столбунцы») с шелковым верхом, из-под которого на спину спускались распущенные волосы или коса с вплетенными в нее красными лентами. Девушки из небогатых семей носили повязки, которые суживались сзади и спадали на спину длинными концами.

Женщины и девушки всех слоев населения украшали себя серьгами, которые были разнообразны: медные, серебряные, золотые, с яхонтами, изумрудами, «искрами» (мелкими камушками). Серьги из цельного драгоценного камня были редкостью. Украшением для рук служили браслеты с жемчугом и камнями, а на пальцах — перстни и кольца, золотые и серебряные, с мелким жемчугом.

Богатым шейным укра¬шением женщин и девушек было монисто, состоявшее из драгоценных камней, золотых и серебряных бляшек, жемчугов, гранат; в «старину к монисту подвешивался ряд небольших крестиков.

Московские женщины любили украшения и славились приятной наружностью, но, чтобы считаться красивой, по мнению московских людей XVI—XVII веков, надо было быть дородной, пышной женщиной, нарумяненной и накрашенной. Стройность тонкого стана, изящество молодой девушки в глазах тогдашних любителей красоты имели мало цены.

По описанию Олеария, русские женщины имели средний рост, стройное сложение, были нежны лицом; городские жительницы все румянились, брови и ресницы подкрашивали черной или коричневой краской. Этот обычай настолько укоренился, что когда жена московского вельможи князя, Ивана Борисовича Черкасова, красавица собой, не захотела было румяниться, то жены других бояр убедили ее не пренебрегать обычаем родной земли, не позорить других женщин и добились того, что эта прекрасная от природы женщина вынуждена была уступить и применять румяна.

Хотя по сравнению с богатыми знатными людьми одежда «черных» посадских людей и крестьян была проще и менее нарядна, тем не менее и в этой среде встречались богатые наряды, которые накапливались из поколения в поколение. Одежда обычно шилась дома. А самый покрой старинной одежды — без талии, в виде халата — делал ее пригодной для многих.

Мода — своенравная и капризная барышня, чьи причуды неизменно заставляют старшее поколение драматически закатывать глаза, а юных девушек проводить часы за переосмысливанием своего гардероба в соответствии с новыми тенденциями.

Как только человечество развилось достаточно, чтобы иметь возможность использовать одежду не только для обогрева и защиты, одежда тут же стала дополнительным средством самовыражения. Все мы знаем, как отличить портрет герцогини от портрета простолюдинки — по тому, насколько роскошное у нее платье!

О моде в Древней Руси, содержание:

Одежда — это не только способ самовыражения, но и еще один язык, на котором вы говорите с окружающим миром, еще одна система знаков, дающая окружающим вас людям представление о том, кто перед ними.

Различные системы знаков, свойственные разным культурам, могут быть в разной степени абстрактны и символичны — так, например, если в европейской культуре, увидев даму с черной вуалью или повязкой в волосах, мы предположим, что она в трауре, то на Востоке цветом смерти будет считаться белый. Такие мелкие отличия и делают индивидуальной культуру, и, только зная их, можно по-настоящему насладиться красотой национального костюма любой страны или особенностями одежды определенной культуры.

В славянских странах, конечно, тоже есть свои национальные костюмы. Все их мы видели с детства на разных патриотических плакатах, в иллюстрациях к сказкам или даже сами носили на утренниках. К сожалению, этих смутно знакомых картинок недостаточно, чтобы получить детальное представление о том, как выглядели наши предки, что носили древнерусские красавицы, от каких фасонов платьев приходили в восторг и какие цвета ни за что не стали бы носить.

К счастью, сегодня существует отличная возможность как посмотреть на репродукции из учебников, так и потрогать или даже примерить такой наряд в живую или сшить своими руками. Для этих и многих других целей и существуют различные музеи и центры интерактивной истории — места, где стараниями энтузиастов история представляется нам уже не абстрактными рассказами из учебников, а, так сказать, в формате full HD.

Женская мода Древней Руси

Беспощадное время сохранило для любознательных археологов не так-то много памяток, позволяющих достоверно описать костюмы девушек той эпохи, поэтому все археологические находки, вроде изображений или остатков тканей, являются чрезвычайно ценными.

Судя по тому набору сведений, который есть в распоряжении у современных историков, наиболее распространенными материалами, использовавшимися для пошива одежды, являлся лён (более или менее хорошего качества) и шерсть. Из этого изготавливалась ткань, которая также отличалось по качеству — сукно или тонкое полотно или сермяга и грубый холст.

На Руси очень долго не было налажено собственное крупное и полномасштабное производство высокосортной ткани, такой, например, как шелк, поэтому ее было принято ввозить из заграницы. В основном, конечно, шелк в Киевскую Русь ввозили из Византии.

Одежду, как женскую, так и мужскую, было принято украшать. Для этих целей использовали раскраску и вышивку — для орнамента. Существовала также технология создания узоров из пряжи разного цвета — пестрядь. Делали ее, как правило, в сине-зеленых тонах.

Что касается одежды из парчи и шелка, то материалы для таких изделий назывались паволокой и преимущественно были красного цвета и его оттенков — пурпурного или алого, багряного или карминного, а также голубые, лазурные и бирюзовые, реже — зеленые. Часто такой наряд можно было увидеть украшенным узорами и орнаментами из золотых и серебряных ниток — стоили они, конечно, очень дорого и по карману были не всем.

Индивидуальными особенностями женского костюма тех времен были головные уборы — шапки и платки. Под шапкой носили специальный сложенный и закрепленный под подбородком платок — убрус. Крестьянки носили особые чепцы, которые называются повойниками.

Женщины, как и мужчины, поверх одежды часто надевали особые кафтаны — с широкими рукавами, позволявшими рассмотреть расшитые и красиво украшенные рукава нижней рубахи. Эта самая рубаха была очень важным и обязательным элементом одежды. Расшитая узорами, она была обязательно длинной и прикрывала лодыжки. Ворот нижней рубахи можно было украсить каймой, а рукава — орнаментом.

Обувь в основном была не слишком разнообразной. Те, кто мог себе это позволить, носили мягкие сапоги без каблуков с украшениями на голенище или носках, крестьяне же обходились лаптями.

Среди традиционных элементов женской одежды также стоит выделить следующие: запахнутая поверх рубахи юбка, которая называлась «понева», и надеваемая также поверх рубахи просторная одежда, сшитая из холстины — называлась она «запона».

Мотивы орнаментов, украшавших одежду и обувь, оборки и рукава, практически всегда были классическими — растительные или геометрические узоры, то есть сплетение линий и углов, цветов и листьев. Цвета и материалы также подбирались в зависимости от статуса и достатка, личных предпочтений или традиций местности.

Мужская одежда Древней Руси

Об одежде представителей мужского пола в Древней Руси можно судить преимущественно по письменным источникам — например, таким, как «Изборник Святослава».

Имеющиеся там иллюстрации весьма красочны и позволяют получить общее представление о том, на что был похож мужской костюм тех времен. По изображению князя киевского можно понять, что обязательными элементами мужского наряда тех времен был кафтан — на князе он зеленый, с нашивкой красного цвета. (Красный цвет считался более «благородным», его носили бояре или представители княжеского рода) .

Костюм князя дополняют также зарукавья золотистого цвета. Зарукавья — это элемент одежды, похожий по своему функциональному назначению на манжеты- разве что значительно объемнее.

В этой увлекательной игре «Собери русского князя» нельзя забывать также и про верхнюю одежду. В случае этого изображения Святослава — это темно-синий плащ из тех, какие носила знать в те времена. Назывался он «корзно» и был оторочен золотистой каймой, и имел к тому же красную подкладку. Завершает образ шапка — непременный атрибут всякого знатного человека тех времен. У князя она украшена мехом. Сапоги на нём зеленого цвета и сделаны из сафьяна.

Отдельного упоминания в разговоре об одежде мужчин Древней Руси заслуживают головные уборы. Их роль выполняли шапки, которые носили представители всех сословий — и, конечно, снимали в знак уважения или перед входом в церковь.

Для простолюдинов-крестьян предназначались изготовленные из войлока колпаки, отороченные тонкой полоской меха. Более состоятельные купцы могли позволить себе заказать колпак из сукна, а самые знатные и уважаемые люди носили головные уборы, сшитые из парчи и украшенные золотыми и серебряными нитями, различными цветными драгоценными камнями и меховыми полосами.

Плащи, как на прикрепленном и описанном выше рисунке со Святославом, называвшиеся «корзно», набрасывали на одно плечо и фиксировали особой застежкой — фибулой. Эту характерную тенденцию позаимствовали жители Киевской Руси у византийцев, а те, в свою очередь — у римлян.

Когда же вся политическая и значительная часть общественной деятельности в силу определенных исторических причин переместилась в Новгород, то плащи сменились более актуальными в этой местности кафтанами и шубами. Шубы, которые носили в Новгороде, отличались своими вшитыми рукавами, которые исполняли скорее декоративную функцию — редко когда этот предмет одежды надевали целиком, чаще просто набрасывали на плечи.

От плащей и шуб — к нижнему белью. Его роль в гардеробе мужчины Древней Руси исполняли порты и нижняя рубашка. У представителей низшего сословия в качестве материала для пошива нижней рубахи выступала грубая холстина, декорированная пестрядой и набойкой, которые выглядывали из рукавов верхней одежды.

Порты представляли собой обычный холщовые штаны, надевавшиеся под одежду и завязывавшиеся на поясе шнурком. Книзу они сужались.

Состоятельные люди носили рубашки из тонкого полотна с отделкой из тафты преимущественно алого цвета. Воротники отстегивались и надевались отдельно. Часто их расшивали каменьями и жемчугами, узорами, вышитыми золотистыми нитями, с узором и орнаментом. Рубаху носили навыпуск, а в особых случаях к ним надевались также роскошно украшенные зарукавья.

Поскольку полоски ткани были, как правило, достаточно узкими — от тридцати сантиметров до шестидесяти — их нужно было сшивать между собой. Швы в таких случаях не скрывались, а декорировались и намеренно подчеркивались.

Отдельно стоит упомянуть одежду славянских богатырей-воинов: помимо всего вышеперечисленного, их облачение также включало в себя как минимум кольчужную рубашку с разрезами по бокам, и, конечно же, защищающий голову шлем.

Древнерусский костюм в наши дни

На сегодняшний день для поклонников и поклонниц славянской истории существует широчайший спектр возможностей для погружения в полюбившийся им еще со школьной скамьи исторический период. Для этого вовсе не обязательно ждать, пока в твою квартиру ворвется безумный ученый, которому срочно нужен напарник для путешествий во времени.

Всё, что вам потребуется — это немного сил, терпения, усидчивости и любопытства. Все эти качества помогут вам изучить пару-тройку источников, чтобы точно определиться с тем, какой крой платья будет уместен для века и персонажа, которого вы отыгрываете.

Большую часть материалов для начала пошива костюма скорее всего можно приобрести в ближайшем магазине тканей — вероятней всего, вам потребуется лён. В мегаполисах или в тех городах, где в теплое время года проходят различные реконструкторские фестивали, часто можно найти швею, знающую, что именно вам нужно и как этого добиться — вы можете либо взять несколько уроков, либо просто заказать платье.

Только будьте готовы к тому, что перед началом фестиваля обращаться будет уже поздно — скорее всего, у мастерицы и так случится настоящий завал. Подумайте об этом заранее.

Будьте осторожны — никто не застрахован от ситуаций, когда неожиданно выясняется, что в мире исторической науки существует сразу несколько диаметрально противоположных точек зрения касательно того, был ли тот или иной предмет одежды в ходу в Древней Руси, по каким случаям его надевали, и вообще — штаны это или юбка?

Люди, которые занимаются воспроизведением событий далекого прошлого, называются историческими реконструкторами. Это не те, что работают в музеях и восстанавливают первозданный вид какой-нибудь скульптуры — это те, что, опираясь на имеющиеся у них сведения об определенном историческом периоде, воссоздают одежду, быт, а иногда и постройки тех времен — и играют в это. Настоящее путешествие в прошлое, как в «Эффекте бабочки» — только никаких рисков. Кроме одного — риска слишком увлечься.

В больших городах — и даже в некоторых маленьких — существуют целые клубы и движения, объединяющие реконструкторов и ролевиков.

Как правило, они занимаются воссозданием одного конкретного исторического периода, максимум двух-трех — создание качественного материала занимает много времени и отнимает немало сил, да и даже в одном историческом периоде можно изучать так много всего, что на это всей жизни не хватит.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх