Пособие для библейских занятий с подростками. Преодоление

Небольшая московская церковь. Несколько подростков, приходивших на занятия детской воскресной школы выросли и перестали посещать богослужения. Знакомая история, правда?

И естественно возникает вопрос, почему это произошло?

Причин может быть несколько: здесь и победа мирских интересов и ценностей, и отсутствие самостоятельной осознанной веры и личных отношений с Богом в жизнях отошедших от Бога молодых людей, может быть какие-то иные личные причины...

Но вместе с тем, одной из причин их отпадения могло быть и отсутствие в церкви какой-либо адаптации для подростков.

Подростки выросли из формата воскресной школы «поделки плюс Суперкнига или библейские истории, плюс стихи и песни», их нежелание присутствовать на богослужении частично удовлетворено - они могут уйти после прославления и первой проповеди, вот только куда?

Для решение этой проблемы в церкви была создана подростковая группа воскресной школы с несколькими преподавателями, и в ней приняты некоторые принципы, о которых далее и пойдёт речь.

Прежде всего, мы отказались от преподавания библейских историй. В них нет нужды. Общение человека с Богом через Священное Писание, когда человек с верой исследует Слово Божье, внимает ему, и размышляет над ним отличается от изучения историй. Отошедшие от Бога подростки знали этих историй предостаточно.

Равным образом, при отсутствии опыта возрождения у подростков, для них бессмысленно серьёзное изучение христианских доктрин.

Осознавая необходимость спасения каждого человека через личную веру в Иисуса Христа, мы всё-таки не поставили основной целью воскресной школы евангелизацию церковных подростков. Дело в том, что преподаватель воскресной школы, конечно, может принудить учеников к покаянию, но вряд-ли такое покаяние будет следствием осознанного выбора и окажется моментом зарождения здоровой христианской личности дитя Божьего. Мы считаем, что церковный подросток, как и любой человек, должен приводиться к покаянию и вере проповедью на богослужении или индивидуальной беседой.

Какие же, в таком случае, цели могут ставиться перед подростковой воскресной школой?

Цели воскресной школы

Первая цель - интеграция подростков в церковь.

Согласно Библейскому взгляду церковь - это община верующих людей, из разных национальностей и разных слоёв общества, объединённых Духом Христовым в единое Тело, наделённых различными служениями и различной ответственностью. Может ли быть лёгкой задача сделаться частью такого тела (поместной церкви), так чтобы получить участие в необходимом наставлении и также получить посильное служение? Для пришедших из мира новообращенных верующих существуют определённые механизмы интеграции, наиболее общепринятые и понятные из которых - малые группы, группы по изучению Библии и занятия по подготовке к принятию крещения. Подростки же, зачастую оказываются этого лишены. Не будучи возрождёнными, они не подготавливаются к крещению, малые группы и группы по изучению Библии для них недоступны в том случае, если подростки не самостоятельны и приезжают в церковь только вместе с родителями.

Как же, в таком случае, подростковая воскресная школа может послужить интеграции подростков в церковь?

Участие церковных служителей в занятиях воскресной школы.

Участие в уроке служителя - не просто драгоценное внимание со стороны руководства церкви, это и возможность познакомиться с церковным устройством, и ощутить причастность подростковой группы взрослой церкви.

Уроки, посвящённые христианской евангельской идентичности.

Мы были удивлены тем, что подростки не знают особенностей конфессии, к которой принадлежат, не могут объяснить, почему ходят в церковь, относящуюся к этой конфессии (в нашем случае - евангельские христиане-баптисты). Они не знают истории своей конфессии и своей поместной церкви, хотя это и не удивительно - большинство христиан, к сожалению, не знают своей истории. Однако у церковных подростков есть огромная потребность в такой информации, поскольку в школе одноклассники задают им вопросы, в какую церковь они ходят и почему?

Уроки, посвящённые роли церкви в жизни подростка.

Эти уроки могут проводиться в дискуссионной форме - какова роль церкви в вашей жизни? Зачем вы приходите в церковь? Какой должна быть церковь? Урок о дружбе затрагивает вопрос дружбы с верующими и неверующими. К сожалению, современные церковные подростки проводят свободное время, отмечают праздники с неверующими друзьями, проживающими поблизости, с одноклассниками, а не с друзьями из церкви. С церковными друзьями они гораздо меньше созваниваются и переписываются, потому что привыкли к тому, что общение с друзьями из церкви происходит только по воскресным дням. Эту проблему необходимо решать привлекая родителей, которые способствовали бы встречам своих детей вне богослужений, проведению совместных семейных торжеств.

Интеграции подростков в церковь служат, как ни странно, мероприятия вне богослужений. Мы провели встречу по настольным играм и несколько поездок в церкви Московской области, в которых участвовали ученики подростковой воскресной школы. Апостол Павел говорит о «всяких взаимно скрепляющих связях», действующих в теле Церкви (Еф 4:16) и думается, что первой из таких связей является дружба.

Особенно важно в деле интеграции подростков в церковь участие церковной молодёжи. Разумеется, без внешнего побуждения и бесед со стороны руководства церкви не обходится: молодёжь с трудом замечает потребности вне своего круга, это вполне естественно, но после бесед с пастором в молодёжи нашлось несколько человек, начавших общающихся с подростками, и делающих это с удовольствием.

Вторая цель - воспитание христианского характера

Человек живёт, руководствуясь определёнными принципами (или их отсутствием). Выработка христианских принципов - одна из важнейших задач Воскресной школы. Мы не найдём в Новом Завете заповедей, подобных ветхозаветным заповедям. Все нравственные наставления Нового Завета нацелены именно на воспитание христианского характера. Воскресная школа обладает такими возможностями для воспитания христианского характера, какими не обладает кафедра проповедника: на занятиях воскресной школы может разворачиваться дискуссия, в которой ученики сами могут доказывать своё мнение, ученики могут вести конспекты, получать домашние задания. Наконец, ученики молоды и поддаются влиянию (в том случае, если преподаватель завоевал такую возможность).

Каким же образом воспитывается христианский характер?

Первым занятием мы анонсировали, какими будут наши последующие уроки. «В школе вам приходится решать задачи, и чем старше вы становитесь, тем более сложными становятся задачи. На школьных уроках вы учитесь их решать. Но жизнь также ставит перед всеми нами задачи, которые приходится решать: когда неверующие люди предлагают нам закурить или выпить пива, когда возникает потребность поступить нечестно - это тоже задачи, которые требуют правильного решения. На наших занятиях мы будем учиться решать такие задачи».

На занятиях не просто звучат нравственные требования, эти требования объясняются и обсуждаются. Почему мы должны избирать определённую модель поведения, делать одно, воздерживаться от другого? Бессмысленно требовать от подростка исполнения чего-то, важности и причин чего он не понимает. В таком исполнении он не будет самостоятелен и твёрд. А ведь подросток находится в поиске своей идентичности: он пытается ассоциировать себя с группой и принять на себя её правила, только сделать это самостоятельно. Навязанные ценности в этом возрасте отвергаются, своя система ценностей формируется по принципам: «эта система ценностей идентифицирует меня с группой, которой мне хочется принадлежать», и «эта система ценностей отражает мои принципы, которые я сам выбрал и готов подтверждать их своим поведением и другими внешними признаками».

Третья цель - выработка навыков общения с Богом

Пример личной веры преподавателя здесь очень важен. И необходимо иметь ввиду, что подростки распознают фальшь и отторгают фальшивящего педагога. Педагог не сможет призывать вести духовную жизнь в том случае, если сам лишён её. В каких-то случаях лучше признаться в своём несовершенстве, сказать, что «мне не всегда удаётся делать то или иное, но я стараюсь, я понимаю, что мне это надо, и я верю, что Бог поможет мне решить эту задачу».

Однако, подростки нуждаются в том, чтобы видеть пример героизма. Можно удивляться тому насколько они бывают ленивы и неспособны делать простых, казалось бы вещей, но можно также удивляться и тому, как будучи воодушевлёнными, они совершают поистине героические поступки. А воодушевляет их всегда личный пример.

Практика ведения воскресной школы

Прежде всего, мы были озадачены поиском подходящей программы. То, что бы полностью нам подходило, мы так и не смогли найти. Нас не устраивало мощное эмоциональное давление, вынуждающее к покаянию, в других случаях - стиль изложения материала или концентрация на второстепенных вопросах. В настоящее время ни одна из программ не принята нами как основная.

Мы выбрали темы занятий. Эти темы должны быть насущными, должны перекликаться с жизнью подростков вне церкви. Это: «Дружба», «10 заповедей», «Церковь», «Авторитет», «Магия», «Лень», «Цели», «Благоговение», «Дисциплина», «Развлечения» и т.д.

Мы определились со стилем ведения занятий. Это дискуссионность, Библейский характер, практичность.

Дискуссионность.

Подростки не воспринимают безапелляционных поучений. Если дать им возможность самостоятельно взвешивать «за» и «против», если дискутировать и отстаивать свою точку зрения, если предложить подросткам самостоятельно формулировать аргументы и искать ответы на вопросы «почему?» и «зачем?» - они не будут отторгать материал.

Что касается практики, то дискуссионность сопряжена с риском потери контроля над уроком. Здесь от преподавателя требуется аргументированно и с мягкой властью пресекать попытки подростков увести дискуссию в сторону. Кроме того, опыт показал, что дискуссии проходят в подростковой группе довольно шумно, с учениками, теряющими внимание, отвлекающимися и балующимися. Десять-двенадцать лет - это практически дети, и потому урок с дискуссии начинать не следует. Всё наиболее важное необходимо высказать в начале урока, а дальше - подтверждать и развивать тему, находить практическое применение пройденному.

Подростки невнимательны к преподавателю и друг к другу. Приходится управлять дискуссией, так чтобы она продолжалась в правильном русле, чтобы были услышаны мнения, и в процессе дискуссии подростки продолжали думать и находить решения.

Без активного участия преподавателя дискуссия превращается в гвалт, подростки отключаются и начинают заниматься своими делами, баловаться и мешать друг другу. Так происходит всегда, опыт участия в настольных играх с подростками показал, что так происходит даже в играх, которые самих подростков сильно интересуют, поэтому при потере внимания, баловстве не следует думать, что форма занятия в виде дискуссии выбрана неправильно, просто подростки ещё нуждаются в помощи преподавателя в поддержании дисциплины и направления обсуждения в правильном русле. Не следует при этом стыдить подростков, поскольку они ведут себя вполне в соответствии со своим возрастом.

Библейский характер

Отказ от библейских историй не означает, что уроки могут обойтись без Библии. Небиблейский урок не имеет смысла и ценности. Подростки приходят на занятия со своими Библиями. Даже покупка Библии может стать мероприятием, на которое можно отправиться вместе, и которое может послужить делу интеграции.

Контекст

Урок о Десяти заповедях. Преподаватель красочно описывает бредущий по пустыне народ. «Они шли на встречу с Богом. Что они ожидали увидеть? Вот они все собраны в долине, вокруг горы, а самая большая из гор покрывается дымом. Полыхает огонь, а вокруг гремит гром и сверкают молнии. И звук, похожий на гудение труб, но громкий... Они всё ещё хотят увидеть Бога? Им страшно, поскольку никто не жил такой святой жизнью, которой мог бы быть доволен Бог. И чем грозит встреча? А как вообще нужно жить? В рабстве всё было понятно, а как теперь построить свою жизнь, как стать не толпой, а народом, государством? Что для этого нужно? И вот они выталкивают вперёд Моисея, чтобы он говорил с Богом. А что Бог мог сказать Моисею? «Молодец, Моисей, ты справился с первой частью задачи, благодаря тебе эти люди теперь стоят здесь, дрожат и смотрят как плавится гора» - Бог сказал нечто более важное, Он ответил на вопрос, как теперь жить всем этим людям».

Возврат к контексту важен не только для того, чтобы текст получил однозначное толкование, не только для того, чтобы подойти ближе к исходному значению текста, ответить, для чего текст написан. Возврат к контексту важен потому что подростки учатся пользоваться Библией, они начали изучать её и должны научиться пользоваться Библией правильно.

Библейские тексты

Подростки учатся находить текст в своих Библиях. Это вносит некоторую суматоху в занятие, но от этого не следует отказываться.

Количество библейских текстов не должно быть большим. В подготовке к занятию приходится отсеивать множество текстов, чтобы выбрать один, который мог бы стать центральным текстом урока. Его следует заучить, и научить подростков пользоваться этим текстом в повседневной жизни. Кроме него, можно использовать ещё один, максимум два текста, но не больше. В любом случае, большее количество текстов не будет воспринято и прозвучит впустую.

Практичность

Практическая применимость и востребованность получаемых знаний - необходимое условие для того, чтобы урок был воспринят. Подростки говорят о своей вере и о посещении церкви своим школьным друзьям. Им приходится выдерживать мощнейшее давление со стороны сверстников, склоняющих их к греху, у них множество дел и увлечений, в которых у подростков нет абсолютной уверенности - правильно ли они поступают. И при этом многие вопросы они стесняются задавать и никогда не обсуждают их с родителями. Да ещё дети верующих родителей умеют давать такие ответы на вопросы, которые учитель воскресной школы хотел бы от них услышать, и этими ответами скрываются их подлинные проблемы. Подросткам нужны такие уроки, которые помогли бы им сохранить себя и свою веру, поддержали бы их во враждебном обществе.

Говоря о практичности мы также подразумеваем достижение уроком цели. Как сделать, чтобы подростки усвоили урок и могли использовать знания в жизни? При всех отступлениях и ветвлении мысли, в уроке должна прослеживаться одна идея, которая всплывёт в памяти в нужную минуту, лейтмотив, слоган.

Урок о магии. Подростков окружает множество опасных духовных практик: гадания и астрологические предсказания, обряды непонятного происхождения, приметы, спиритизм и, наконец, просто фильмы ужасов и рок музыка. Говоря об опасности любых форм магии, включая бытовую, такого плана как присесть перед дорогой, и т.п. мы сформулировали с подростками не только библейские основания но и форму ответа, неоднократно звучащий и несколько раз обыгранный лейтмотив урока: «это не для меня». По свидетельству ученицы воскресной школы, ей довелось после урока дать ответ на приглашение погадать ей именно в такой форме: «это не для меня». Таким образом, урок оказался практичным и применимым в жизни.

Другой пример. На уроке, по теме «Авторитет» рассматривалось влияние, которое может оказываться на подростка со стороны церкви и церковных служителей. В свою очередь, церковные служители со стороны рядовых верующих таже подвергаются проверке Писанием, и их влияние ограничивается рамками библейских требований (Деян 4:18). И всё же, подростку приходится слушаться церковных служителей, его свобода ограничивается церковной дисциплиной. Рассматривая, как требования старших, при условии соответствия Писанию, служат подростку ко благу мы предложили такой лейтмотив: «мне это надо». Подросток соглашается на ограничение своей свободы именно потому, что это ему на пользу, и он должен осознавать свою заинтересованность в исполнении предъявляемых к нему требований.

Сотрудничество педагогов

Педагоги самостоятельно подготавливают уроки, подбирают материал, но на уроках присутствуют и преподаватели не задействованные в данный момент. Потом урок обсуждается. Мы убедились, что нуждаемся в тесном сотрудничестве, и дополнительных встречах, а также в помощи родителей учеников воскресной школы и служителей церкви.

Отношение родителей к воскресной школе в основном потребительское. Для них важно, чтобы воскресная школа в церкви была, чтобы она прививала подросткам азы христианской веры, христианской морали и привлекала ко Христу. В то же время действовать совместно с воскресной школой, обучая своих детей на неделе, или даже просто - интересоваться, о чём говорили на занятиях для них затруднительно. К этому приходится призывать, периодически устраивая родительские собрания.

Вот такие будни воскресной школы. Для нас это во многом эксперимент. Этот эксперимент оживил не только подростковую среду, но и молодёжь, и самих участников этого служения. Все мы получаем Божьи благословения, и надеемся, что это служение не останется без плода, но не только: ещё мы надеемся, что когда наши подростки вырастут - у них останутся тёплые воспоминания о воскресной школе, о времени, проведенном полезно и интересно.


25.05.2019 Урок 9. 25–31 мая. Найти друзей
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

18.05.2019 Урок 8. 18–24 мая. На чьей ты стороне?
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

11.05.2019 Урок 7. 11–17 мая. Господь — мое знамя
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

04.05.2019 Урок 6. 4–10 мая. Кто в ответе?
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

27.04.2019
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

20.04.2019 Урок 4. 20–26 апреля. Невозможно молчать
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

13.04.2019 Урок 3. 13–19 апреля. Самый верный Друг
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

06.04.2019 Урок 2. 6–12 апреля. Неожиданный Слуга
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

30.03.2019 Урок 1. 30 марта — 5 апреля. Приготовление
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

П освящение – это не единовременное переживание. Это процесс, стиль жизни. Когда человек приходит ко Христу, он начинает относиться к Богу, как к Отцу, а к другим христианам – как к братьям и сестрам – все как в семье. Как и в любой семье, в церкви есть время радости и трудностей, смущения и ободрения, стагнации и роста. Но важнее всего то, что мы принадлежим Богу, всегда любимы Богом и всегда понимаемы Богом. Это уверенность дает христианам основание для роста и взросления.

Вера – это путешествие, процесс. Он начинается с момента покаяния, когда человек признает Иисуса своим Господом и Спасителем, и продолжается всю земную жизнь. На этом уроке идет речь о трех стадиях христианской веры, о том, как каждая стадия взаимосвязана с другими и что между ними нет четкой границы. Эти стадии:

  • покаяние
  • преображение в образ Христа
  • радость со Христом на Небесах.

Используйте этот урок, чтобы помочь ребятам понять, что вера есть возрастание во взаимоотношениях с Богом, которое завершается на Небесах.

Цели

На этом уроке ребята смогут:

  • заметить, чем и почему отличаются христиане
  • найти разницу между радостью, основанной на обстоятельствах и радостью, основанной на взаимоотношениях с Богом
  • посмотреть на веру с точки зрения Христа
  • представить себе Небеса
  • утвердиться в необходимости верить в Христа.

УРОК

  1. Христианин, которого я знаю – (Вам понадобится клубок пряжи).

Попросите ребят встать в круг. Возьмите клубок пряжи и скажите, что каждый должен рассказать о христианине, которого он знает и о том, как жизнь этого человека отличается от жизни неверующего. После того, как Вы сами расскажите о христианине, передайте клубок кому-то из ребят, причем конец нитки должен остаться у Вас, образуя струну между Вами и этим человеком. После своего рассказа он должен передать клубок другому, держа в руках свою нить. Так продолжайте, пока каждый не расскажет и не возьмет в свои руки нить. Между стоящими в кругу должна образоваться паутина. Затем спросите:

Каковы основные отличительные черты христиан? (Они приняли Иисуса; они любят друг друга).

Скажите: Начало христианской веры является достаточно простым – человек просто верит в Иисуса, как в своего Господа и Спасителя. Дальнейшая жизнь по вере может быть такой же сложной, как наша паутина. Во время нашего занятия мы узнаем о некоторых сложностях, тайнах и радостях.

  1. Новая жизнь – (Для каждого человека Вам понадобится нитка пряжи и Библия).

Нарежьте небольшие отрезки пряжи. Дайте по одной каждому. Затем скажите: «Нарисуйте» на полу, используя вашу нить пряжи, то, что по-вашему, символизирует «радость».

Когда ребята выполнят задание, пусть каждый объяснит то, что он изобразил. Заметьте, что бывает радость событий, а бывает радость отношений. Обсудите разницу радости, основанной на определенном событии, и радости, основанной на взаимоотношениях с Христом.

Скажите: Вера в Христа дает нам долговременную, глубокую радость. Эта радость не зависит от обстоятельств. Она дает чувство защищенности и уверенности в том, что Бог заботится о нас. Эта радость приходит от единства с Иисусом Христом. Он делает нас счастливыми.

Скажите: Во время этой встречи мы рассмотрим одну из книг Библии, в которой говорится об основных истинах нашего посвящения и веры. Эта книга – «Послание филиппийцам» и в ней говорится о радости во Христе.

Покажите ребятам, где в Библии находится послание Филиппийцам. Затем скажите: Есть три основных этапа нашей веры:

  • Начать верить в Христа
  • Преображение в образ Христа
  • Вечная жизнь на Небесах

Сначала мы начинаем наши отношения с Богом. Пока мы живем на земле, мы все больше преображаемся в образ Христа. А после смерти, мы идем на Небеса, где будем вечно в присутствии Божьем, вместе с другими христианами.

  1. Необходимые шаги – (Вам понадобится Библия, доска и маркер).

Спросите: С какого момента начинается настоящая христианская жизнь? (Когда вы решаете идти по жизни с Христом; когда произносите молитву покаяния).

Прочтите вслух Фил.1:6. Напишите на доске слова «потребность», «любовь», «принятие» и «отношения». Далее, когда будете говорить, обводите эти слова кругом. Скажите: Начало христианства – когда человек осознает свою потребность в Боге. Только Бог может ответить на все наши нужды. Вы осознаете, что Бог любит вас, даже если вы этого не заслуживаете. Вы становитесь христианином, когда принимаете Божью любовь в лице Иисуса Христа. Вера – это скорее отношения , а не правила или религия. Чем больше вы будете узнавать Бога, тем больше будет расти ваша любовь к Нему.

Теперь напишите следующие слова и фразы: «добрые дела», «праведность». Затем спросите:

Имеют ли эти слова какое-то отношение к вере? (Вы не становитесь христианином только потому, что ходите в церковь; добрые дела не делают вас христианином).

Почему это не делает вас христианином? (Христианами становятся на основании знания Бога, а не по добрым делам; Бог смотрит на сердце человека, а не на его поступки).

  1. Новый взгляд – (Вам понадобится Библия. Каждому человеку нужно будет раздать листок голубой или розовой прозрачной пластиковой бумаги, копия вкладыша «Глазами Иисуса» и ножницы).

Дайте каждому лист пластиковой бумаги и попросите посмотреть через него. Спросите:

Каким образом изменился мир? (Все вокруг изменило свой цвет).

Скажите: Наши взаимоотношения веры – это процесс все большего уподобления Иисусу Христу. Часть этого процесса состоит в том, чтобы увидеть себя, мир и отношения в другом свете.

Прочтите вслух Филип.2:1-8. Раздайте каждому вкладыш «Глаза Иисуса» и ножницы. Попросите ребят сделать очки и надеть их. Затем спросите:

Как изменятся ваши взаимоотношения, если вы будете смотреть глазами Иисуса? (Я буду всех любить; я буду видеть в каждом что-то ценное).

Как изменится ваша вера, если вы будете смотреть глазами Иисуса? (Я буду знать, что Бог заботится обо мне в любой ситуации; я стал больше бы доверять Богу).

Как изменился бы ваш взгляд на обстоятельства? (Я не стал бы очень переживать; я знаю, что есть выход).

Как изменились бы ваши поступки? (Я перестал бы тратить понапрасну время; я бы стал больше что-то делать для других).

  1. Кубики – (Вам понадобится Библия. Так же вам понадобятся копии вкладыша «Филиппийский кубик» и «Кубик жизни». Соберите эти кубики до начала пятого этапа урока).

Скажите: Жизнь по вере – это постепенный, поэтапный процесс. Это значит, что нужно учиться смотреть на жизнь так, как смотрит Бог, и реагировать на ситуации так, как отреагировал бы Бог.

Попросите добровольца прочесть Фил.3:10 – 16. Возьмите «Филиппийский кубик» и укажите на шесть фраз, которые написаны на нем из послания к филиппийцам. Затем возьмите «Кубик жизни» и объясните, что каждый день мы попадаем в различные ситуации. Скажите: Сейчас каждый из вас будет кидать оба кубика и говорить о том, как он может применить принципы веры в жизни. Например, если на одном кубике выпало «познавать Христа», а на другом – «как я провожу свое свободное время», то вы можете сказать: «Я буду слушать музыку, которая будем воодушевлять меня к познанию Христа, а не ту музыку, которая будет разрушать мои отношения с Богом».

После того, как все ребята ответят, спросите:

Почему жизнь с Иисусом приносит радость? (Потому что вы знаете, что Иисус любит вас; потому что Бог полон радости).

Почему подчинение Богу приносит свободу? (Потому что Бог лучше знает, что нужно вам; потому что когда вы отдаете Богу свою жизнь, вам не нужно тревожиться ни о чем другом).

  1. Вечные результаты – (Вам понадобится клейкая лента, доска, Библия и маркер).

Скажите: Земные христиане далеки от совершенства и условия жизни на земле тоже далеки от совершенства. Но есть место, где все совершенно и все вокруг совершенны.

Спросите: Как называется это место? (Небеса).

Прочтите вслух Фил.3:20-21. Объясните, что Небеса – это наш дом, наше последнее пристанище – когда Иисус придет за нами или после того, как мы умрем, мы попадем туда. Спросите:

Если вы знаете это, как может измениться ваш взгляд на жизнь? (Это приносит облегчение; это дает уверенность).

Скажите: Описать Небеса трудно, потому что мы никогда этого не видели. Это то же самое, что рассказывать о красоте красок слепому человеку или о мужестве – младенцу. В послании Филиппийцам немного говорится о Небесах, но в Откровении дается более полное описание.

Разделите ребят на пять команд и дайте каждой команде Библию и маркер. В команде может быть и один человек. Дайте каждой команде одно место Писания:

  • Откр.21:1-4
  • Откр.21:5-7
  • Откр.21:9-14
  • Откр.21:15-21
  • Откр.21:22-27

Пусть каждая команда нарисует на доске картинку по своему отрывку из Писания.

Похвалите каждую команду и укажите, как каждый рисунок отражает место Писания. Спросите каждого человека:

Как ты представляешь себе Небеса и почему?

Как представление о Небесах влияет на твою жизнь сейчас?

Прочтите вслух Откр.21:8 и скажите: Не каждый человек попадет на Небеса. Некоторые люди пойдут в ад, потому что избрали жизнь без Христа. Спросите:

Почему люди избирают жизнь без Бога? (Потому что они хотят сами контролировать свою жизнь; потому что они не верят в то, что Бог хочет для них самого лучшего).

Почему жизнь без Бога походит на ад? (Жизнь без Бога сложнее; люди без Бога не имеют надежды на будущее).

Почему жизнь с Богом походит на Небеса? (Бог с тобой всегда; Бог дает радость и небесный мир).

  1. Свобода от и для – (Вам понадобится доска и несколько маркеров).

Спросите:

О каких трех основных этапах христианской веры мы говорили сегодня на уроке? (Начало веры, возрастание в образ Христа и вечная жизнь с Богом на Небесах).

Какую свободу дают нам эти этапы? (Мы становимся свободными от греха; мы можем свободно служить Богу).

На одной части доски напишите «Свобода от…», а на другой части доски – «Свобода для…»

Попросите добровольцев написать свои идеи. Возможные варианты:

Спросите:

  • Что вам больше всего понравилось в наших «свободах»?
  • Почему вы хотите (или хотите ли вы) быть свободными?
  • Какие слова вы могли бы применить для определения слова «свободный»? (Варианты: спасенный, совершенный, счастливый и т.д.)
  1. Почему мне нужен Иисус – (Вам понадобится Библия, ручки и карточки для каждого человека 3х5). Спросите:

Почему нам нужно верить в Иисуса? (Потому что мы не сможем пойти на Небеса без веры в Него; потому что мы грешники).

Скажите: Без Бога мы несовершенны. Как сказал один философ, внутри нас пустота, которую может заполнить только Бог.

Прочтите вслух обетования из Фил.4:13 и 4:19. Дайте каждому карточку и ручку. Попросите каждого написать ответы на следующие вопросы:

Какое обетование вам понравилось больше всего?

Как оно повлияет на вашу жизнь по вере?

Попросите ребят встать в круг. Попросите ребят поговорить с Богом об их взаимоотношениях с Ним. Предложите начать молитву с фразы, типа: Господь, я так рад, что Ты…» или «Я хочу показать мою любовь к Тебе, Господь, тем, что…»

Закончите чтением вслух Фил.4:13 и 4:19 снова.

(1 вкладыш)

Глаза Христовы

Вырежьте очки, согните по линиям и наденьте.

(2 вкладыш)

Филиппийский кубик

Разрежьте и соберите этот кубик.

Надписи – согнуть

1 сторона – Стремиться познавать Христа

2 сторона – Уподобляться Христу

3 сторона – Стремиться к получению высшей награды во Христе Иисусе.

4 сторона – Забывая прошлое, простираться вперед

6 сторона – Радоваться о Господе

Кубик жизни

1 сторона – Как я провожу свое свободное время

2 сторона – Проблема с членом семьи или с другом

3 сторона – Болезнь (моя собственная или того, кто мне небезразличен)

4 сторона – Успех в школе или провал

5 сторона – Участие в церкви

6 сторона – Нечестное обращение со стороны сверстника, одноклассника или учителя

Держи что имеешь (слайд 1)

Цель урока: учить подростков ценить своих верующих родителей и христианское воспитание, которое они получили в семье

Заинтересовка. (слайд 2) Предлагаются портреты различных правителей. Как вы думаете, что в этих людях общего? (они с молодого возраста занимали особое положение- царское. Например, Тутанхамон стал фараоном в 9 лет, Елизавета 2- в 25, Владимир Мономах – в 20, Иван Грозный – в 3 года, а Мария Стюарт считалась правящей королевой почти с рождения, так как ее отец умер когда ей было 6 дней). А как вы узнали, что это – не простые люди?
у них на голове есть отличительный знак- корона, венец.

Как вы думаете, легко ли носить его? (слайд 3)

1) его тяжело носить (Большая императорская корона в царской России весила 1,9 кг, императорская корона Елизаветы 2 весила 3 кг, корона Врацлава 2,5 кг)

2) его все видят (зависть)

3) с ним ты должен постоянно «держать марку»

4) дает преимущества

5) есть люди, которые хотят тебя лишить короны

Основная часть.

Что в нашей жизни является таким венцом? (после ответов из зала слайд 4) Притчи 1:8-9. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

Это наставления родителей. С ними иногда бывает так же сложно идти по жизни. Может быть, кто-то из вас когда-то думал, что он зря родился в христианской семье. Давайте для примера посмотрим, как живут другие дети. (слайд 5)

В России 748 тыс сироты

В детских домах 105 тыс детей

Под опекой, усыновление- 68 тыс детей

В неполных семьях воспитывается 7,1 млн детей в России

Но даже в полных стабильных семьях есть свои проблемы. (слайд 6)

По статистике, отец проводит с ребенком 5 минут в день, мать- 1 час. Если оба родителя работают, то они проводят с ребенком в среднем 19 минут + еще 16 минут в которые они делают одновременно какое-то дело. Ребенок предоставлен сам себе 23,5 часа в сутки. Что может в него вложиться? Но тем не менее, ребенок за первые 5лет своей жизни познает больше, чем за любые другие 5 лет. (слайд 7)

Если ребёнок видит вражду - он научится осуждению и злобе.

Если ребёнок слышит насмешки - он станет застенчив.

Если ребёнка ругают, то он будет жить с чувством вины.

Если же он увидит терпимость и прощение, то вскоре и сам научится терпеть и прощать.

Если ребёнка хвалят - он вырастет благодарным и уверенным в себе.

Если к нему справедливы - он познает правосудие.

Если его любят - он познает любовь.

Давайте посмотрим на библейские примеры. Кто они, дети верующих родителей? (по описанию определить личность)

  • Был вторым человеком при дворе языческого царя. Был объектом постоянной зависти придворных. В юном возрасте был захвачен в плен. Его вера подверглась сильному испытанию дважды: в юном возрасте и второй раз в зрелые годы чуть не расстался с жизнью.
  • Воспитывался в царском дворце в традициях и обычаях языческого народа. Получил прекрасное образование, но предпочел страдания и тяготы жизни с Божьим народом роскоши дворца. Выполнил сложную миссию руководства трехмиллионной толпой людей.
  • О нем мать молилась еще до рождения. Но воспитывался он не в родительском доме. Под его руководством Израиль сплотился в единую нацию, готовую противостоять врагам. Был пророком, имел очень близкие отношения с Богом.
  • Во время царствования этого правителя Израиль переживал свой расцвет. Серебро не считалось драгоценностью, потому что его было очень много. Войн не было. Велись многочисленные постройки, налаживались связи с другими странами. Сам царь прославился не только своими дипломатическими способностями и бессчетным богатством, но и необычайным умом.
  • Первый правитель объединенного Израильского царства. Ему принадлежит заслуга завоевания Иерусалима и переноса столицы именно туда. Имел очень близкие отношения с Богом, множество фактов через него было предсказано о Христе.
  • Занимал руководящую должность, спас от гибели целый народ. Прошагал десятки километров по пустыне, имел большое любящее сердце.

Библейская история.

Давайте последнего персонажа рассмотрим более подробно. Мы будем смотреть на этапы его жизни, а вы подумайте, насколько сложно ему было остаться верным Богу в этой ситуации, сохранить родительские наставления.

(чертим график, ось по горизонтали- этапы жизни, ось по вертикали- сложность)

  • Ненависть братьев Быт 37:4
  • Продажа собственными братьями Быт 37:28
  • Успех в делах Быт 39:2 (успех тоже может быть сильным искушением- где-то своровать, солгать, возгордиться)
  • Ложное обвинение Быт 39:19 (обратите внимание, что он не пытался себя защищать)
  • Темница Быт 39:20 (сколько лет он там сидел?) -одиночество
  • халатность виночерпия Быт 40: 14, 23
  • второй после фараона Быт 41:40

По нижней границе испытаний проведите черту. Как вы думаете, сложно ли было ему следовать отцовским принципам? А следовал ли он им? Давайте прочитаем Быт 48:5. Почему Иаков назвал их своими сыновьями? Он увидел в них евреев, а не египтян! Иосиф понял за эти годы, что папино воспитание РАБОТАЕТ, и что если жить так, как папа учил, то ты реально будешь иметь благословение от этого.

Применение.

Говорят, что родителей не выбирают. И те правители, которые родились в царских семьях, не выбирали себе родителей. Но нам повезло несказанно больше их! Как вы думаете, почему? (5 причин записать) (слайд 8)

Мне понравилось высказывание одного пастора: « Если говорить обо мне, то никто не может сказать в мой адрес: «Из болота – к Богу». Я там не был, и, честно говоря, даже близко никогда не подходил (может быть, это не столь романтично, как традиционный сценарий «из тюрьмы – на кафедру», который расходится миллионами экземпляров). Но то, что я избежал «болота» – не моя заслуга. Я уверен, что именно молитвы моей матери не дали сбиться мне с пути. Молитва – лучший способ привить вашему сыну или дочери христианские ценности.»

Библия говорит, что «не знать глубин сатанинских»- это огромный плюс. И Христос говорит, что не наложит на таких людей иного бремени, как только держать то, что мы имеем.

А это не настолько и трудно… прежде всего мы должны держаться тех принципов, которые заложены в нашей христианской семье.

В Библии написано, что награда от Господа- дети. Подумайте, посчастливилось и вашим родителям, что вы- их сын или дочь? (слайд 9) Подумайте, что из перечисленного можно отнести к вам: (на медали) 1) я всегда стараюсь им помогать 2) я всегда их понимаю 3) я всегда за них молюсь 4) я стараюсь их не раздражать 5) я стараюсь радовать их моими успехами в школе

А вот и обратная сторона медали. (слайд 10) Подумайте, сколько из перечисленных пунктов подходят к вам: 1) я часто поступаю по-своему 2) я могу повысить голос на родителей 3) я не люблю делать работу по дому 4) я мог бы учиться лучше, но этого не делаю 5) мне приходится повторять по нескольку раз, чтобы я сделал то, что нужно

Наставники молодежных групп! Вы ищете способ расшевелить ваших крещеных подростков в этом году? Вы пытаетесь понять, как помочь им научиться использовать , чтобы делиться верой? Я размышлял над этими вопросами несколько лет назад. Оглядываясь назад и смотря на мой путь с Богом, я понимаю, что большинство отрывков, которые я знаю наизусть, я выучил в студенчестве, когда запоминал расположение 100 полезных отрывков. Я решил проделать то же самое с подростками и их наставниками.

Цель состоит не в том, чтобы запомнить точные слова в отрывке, а в том, чтобы знать его тему и расположение в (книгу и главу). Например, «Ищите и найдете» (Евангелие от Матфея 7:7-11). Если подросток в школе разговаривает со своими друзьями о Боге, и его друзья спрашивают, как найти Бога, он может вспомнить фразу «ищите и найдете» и знать, что это в 7 главе Евангелие от Матфея. Затем подросток может обратиться к 7 главе Евангелия от Матфея и, бегло просмотрев её, найти нужный отрывок. Благодаря такому подходу к изучению, они помнят расположение ключевых отрывков. Также мы вдохновляли их выделять маркером ключевые отрывки в своей Библии, чтобы их было легче найти.

Для построения единства среди подростков и наставников, мы все вместе учили отрывки во время наших встреч. Сначала мы читали 10 отрывков, обсуждали, почему они полезны, а затем договаривались учить их наизусть в течение последующих двух недель. Следующую встречу мы начинали с письменного теста на знание 10 предыдущих отрывков, проверяли тесты друг друга и работали над изучением следующих 10 отрывков. Каждый раз мы писали тест, включающий все отрывки, выученные к этому моменту. Это позволило нам в завершении 6 месяцев написать тест на знание всех 100 полезных отрывков. Было удивительно видеть рост ребят.

В итоге подростки и их наставники были круче студентов в знании Слова и могли использовать эти отрывки для благовестия, при изучении Библии с кем-либо, а также наставляя друг друга.

Я надеюсь, этот способ поможет вам в укреплении служения.

100 полезных отрывков из Нового Завета для подростков:

1. Дисциплина (да это да): Матфея 5:37

2. Прощение: Матфея 6:15

3. Ищите прежде всего Царства Небесного: Матфея 6:33-34

4. Ищите и найдете: Матфея 7:7-11

5. Узкий путь: Матфея 7:13-14

6. Разрешение конфликтов: Матфея 18:15-17

7. Библейское невежество: Матфея 22:29

8. Главная заповедь: Матфея 22:34-40

9. : Матфея 27:45-54

10.Погребение Иисуса: Матфея 27:57-60

11. Воскрешение Иисуса: Матфея 28:1-9

12. Большое поручение: Матфея 28:18-20

13. Ловцы душ: Марка 1:16-20

14. Противостояние в семье: Марка 3:20-21, 31-35

15. Традиции: Марка 7:6-9

16. Грехи сердца: Марка 7:20-23

17. Вера в молитву: Марка 11:22-24

18. (спасение): Марка 16:16

19. Ученичество (отвергнуть себя):Луки 9:23-26, 57-62

20. Подсчет стоимости: Луки 14:25-35

21. Два Господина: Луки 16:13

22. Настойчивая : Луки 18:1-8

23. Самоправедность: Луки 18:9-14

24. Воплощение: Иоанна 1:14

25. (ревность и осуждение): Иоанна 2:17

26. Ученичество (верность учению): Иоанна 8:31-32

27. Слово (стандарт, по которому будем судимы): Иоанна 12:47-49

28. Ученичество (любовь): Иоанна 13:34-35

29. Иисус (Путь): Иоанна 14:6-7

30. Ученичество (плоды): Иоанна 15:8,16

31. Молитва за единство: Иоанна 17:20-23

32. : Деяния 2:36-39

33. Церковь в Новом Завете: Деяния 2:42-47

34. Учеников называют христианами: Деяния 11:26

35. Ежедневное : Деяния 17:10-12

36. (времена определяет Бог): Деяния 17:24-27

37. Крещение (смой свои грехи): Деяния 22:16

38. Покаяние (доказанное делами): Деяния 26:19-21

39. (падение человечества): Римлянам 1:18-32

40. Грех (все согрешили): Римлянам 3:23

41. Крещение (погребены с Христом): Римлянам 6:1-8

42. Святой Дух (под властью духа): Римлянам 8:9

43. Вызывающие разногласия: Римлянам 16:17

44. Разделения на группы: 1-е Коринфянам 1:10-12

45. Тело – это храм: 1-е Коринфянам 6:19-20

46. Не все полезно: 1-е Коринфянам 10:23

47. Любовь: 1-е Коринфянам 13:1-8

48. Настрой свои глаза (на невидимое): 2-е Коринфянам 4:16-18

49. Любовь Христа обязывает нас: 2-е Коринфянам 5:14-15

50. Брак с христианином: 2-е Коринфянам 6:14-15

51. Покаяние (печаль, угодная Богу): 2-е Коринфянам 7:8-11

52. Ложная доктрина: Галатам 1:6-10

53. Крещение (одежда): Галатам 3:26-27

54. Грехи плоти: Галатам 5:19-21

55. Плоды духа: Галатам 5:22-25

56. Посев и жатва: Галатам 6:7-10

57. Благодать/милость (спасены по ней): Ефесянам 2:8-10

58. Церковь (основание): Ефесянам 2:19-22

59. Грех (совет): Ефесянам 5:3-7

60. Духовная битва: Ефесянам 6:10-20

61. Бескорыстие: Филиппийцам 2:3-4

63. Все могу во Христе: Филиппийцам 4:13

64. Господство Христа: Колоссянам 1:15-20

65. Крещение (вера): Колоссянам 2:12

66. Высокое качество: Колоссянам 3:23-24

67. Грех (сексуальный): 1-е Фессалоникийцам 4:3-8

68. : 1-е Фессалоникийцам 5:1-2

69. Работать: 2-е Фессалоникийцам 3:10-12

70. Иисус – посредник: 1-е Тимофею 2:5

71. Жизнь и учение: 1-е Тимофею 4:15-16

72. Святой Дух (сила): 2-е Тимофею 1:7

73. Корректно трактуй Слово: 2-е Тимофею 2:15

74. Грех (последние дни): 2-е Тимофею 3:1-5

75. Писание (вдохновлено Богом): 2-е Тимофею 3:16-17

76. Проповедуй Слово: 2-е Тимофею 4:1-5

77. Благодать/милость (учит нас): Титу 2:11-13

78. Покоряйтесь властям: Титу 3:1-2

79. Проповедовать Евангелие: Филимону 6

80. Ободрение: Евреям 3:12-13

81. Слово Бога (живо и действенно): Евреям 4:12-13

82. Иисус (искушен как и мы): Евреям 4:14-15

83. Церковь (встречается вместе): Евреям 10:23-25

84. Вера: Евреям 11:1,6

85. Настрой свои глаза (на Иисуса): Евреям 12:1-3

86. Горький корень: Евреям 12:14-15

87. Добрачный секс: Евреям 13:4

88. Наставники: Евреям 13:7,17

89. Будь быстр на слушание, медлен на язык: Иакова 1:19-20,26

90. Вера и дела: Иакова 2:14-26

91. Грех бездействия: Иакова 4:17

92. : Иакова 5:16

93. Жить для праведности: 1-е Петра 2:21-25

94. Крещение (спасение/совесть): 1-е Петра 3:18-21

95. Потеря спасения: 2-е Петра 2:20-22

96. Жить как жил Иисус: 1-е Иоанна 2:3-6

97. Суетность: 1-е Иоанна 2:15-17

98. Ненависть и расизм: 1-е Иоанна 4:20

99. Теплый/равнодушный: Откровения 3:15-16

100. Грех (трусость): Откровения 21:8

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх