Проект «В мире животных. Творческий проект " мой домашний питомец" в старшей группе

Ребятам стало интересно, и они задали много вопросов: Правда, что в зоопарке собраны почти все животные, которые есть на земле? Какое самое маленькое животное там было? А там были акулы? Лев правда так громко рычит? А почему одни животные в клетке сидят, а другие нет? Почему жирафы, зебры, лошади в одном вольере пасутся, а другие животные по отдельности сидят? Почему у одного верблюда один горб, а у другого – два?


Мы решили уточнить Что знают дети о животном мире? Животные бывают домашние и дикие (Никита Р.) Животных на планете очень много, одни живут в воде, другие на суше.(Элина) Мы с родителями тоже в зоопарк ходили. Там лев громко-громко рычал. (Дима) Некоторых животных совсем мало осталось, их нужно охранять (Маша) Дельфины и киты – это животные, хотя они и как рыбы(Айсел) Они не такие как мы. Надо их изучать, чтобы понимать, чего они хотят (Лера) Что хотят узнать? Почему животные такие разные? Червяки – это тоже животные? Животные на планете везде- везде живут? Почему на Северном полюсе пингвинов нет, там же тоже холодно? А есть животные, которых еще никто никогда не видел? (из обсуждения с детьми на старте проекта)


Принимаем решение: Попросить у родителей помощи в сборе книг, журналов, информации из интернета, иллюстраций и фотографий, рассказывающих о животных для того, чтобы узнать: Сколько же животных на нашей планете и где они живут? На какие группы можно разделить всех животных планеты? Почему животные планеты так не похожи друг на друга? Есть ли животные, которых почти никто никогда не видел?


Коммуникативная деятельность: занятия по развитию речи и логопедии по темам «Рыбы», «Птицы зимующие», «Перелетные птицы», «Как звери зимуют?», «Там, где была пустыня», «На Крайнем Севере», «Животные жарких стран», «Зоопарк», «Животные леса», «Насекомые» (звукопроизношение, словарная работа, работа по формированию грамматического строя речи, связной речи; артикуляционные разминки). Чтение: рассказы Б.Житкова, Н.Сладкова, В.Бианки, М.Пришвина, Л.Толстого, «Атлас животных для малышей», «Звери и птицы России» (серия «Азбука природы»), «Там, где всегда жара», «Там, где всегда мороз», серия «Чудеса природы» («Детеныши животных влажных тропических лесов», «Детеныши речных, озерных и морских животных», «Детеныши горных и лесных животных»),серия «Мир вокруг нас» («Животные Африки», «Животные Америки и Австралии») статьи из «Большой энциклопедии для дошкольника», Б.Заходер «Мохнатая азбука» и др.. Игровая деятельность: д/игры: «Мяч бросай, животное называй», «4-ый лишний», «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?», «Что это за птица?», «Загадай, мы отгадаем», «Я знаю 5 названий…», «Да-нет», «Это правда или нет?» и др.; настольные игры: «Разложи правильно», «Зоологическое лото», домино «Животные разных стран», лото «В лесу», «Насекомые», пазлы «Жираф», «Енот» и др.; с/ролевые игры: «Зоопарк», «Путешествие». Безопасность: занятия по темам «Как вести себя в зоопарке», «Наедине с лесом: нежеланные встречи», «Страшнее кошки зверя нет», «Не будите спящую собаку», «Домашний зверинец», «Идет коза рогатая», «Осторожно - экзотические животные». ФЭМП: решение задач, примеров и загадок математического содержания про животных, в т.ч.. задач в стихотворной форме, воссоздание из геометрических фигур изображений животных (в т.ч. «Танграм», «Колумбово яйцо»), графические диктанты по теме «Животные», веселый счет. Двигательная деятельность: упражнения, имитирующие движения животных, пальчиковые игры, подвижные игры «Летает - не летает», «Море волнуется- раз…», «Кот на крыше», «Гуси-лебеди» и др., динамические паузы («Аист», «Мышки» и др.). Музыкально-художественная, театральная деятельность: разучивание стихотворения «Окружающий мир» (Е.Полозовой); обыгрывание песенок и стихов о животных; танец лягушек; творческие этюды по теме «Животные». Познавательно-исследовательская деятельность: наблюдение за изменениями, происходящими в природе (связь живой и неживой природы), за птицами, их поведением во время прогулок. Поисковая деятельность: редкие животные, информация о животных разных природных зон. Сравнение различных видов животных по способу питания, передвижения, размерам, внешнему виду, среде и условиям обитания. Практическая деятельность: изготовление книжек-малышек о разных группах животных, сооружение снежных фигур животных во время прогулок, поделки из различных материалов, лепка, рисование, аппликация по теме проекта, модель планеты (глобус) с животными ее населяющими.




Посмотри, мой маленький друг, Сколько предметов разных вокруг! Вот капля росы и яркий цветок, Камень, улитка и желтый песок. Живые одни, неживые другие. Что различает предметы такие? Живые растут и размножаются, Воздухом дышат и чем-то питаются, Нужны им условия для обитания, И двигаться могут живые создания. А неживая природа в жизни обычной Нужна, чтобы мир окружающий Был гармоничный! (Е.Полозова)


























Еще мы узнали, что… Зубы краба находятся в желудке. Если краб лишится клешни, то он способен отрастить новую. Правда она будет мельче по размеру и не будет такой же красивой, как первая. Самое большое животное в мире синий кит. Длина этого кита достигает 33 метра, а вес 150 тонн (столько же весят более 300 коров). Бывают смертельно ядовитые гусеницы. Они опасны для человека, хоть и очень красивы.


Саша: В теплых морях живёт крохотное животное, у которого интересное название - Голубой ангел. Мы с мамой нашли его фотографию в интернете. Я думала, что такое красивое животное должно быть добрым. А на сомом деле голубой ангел–охотник. Он питается другими маленькими животными. Его крылья – это не крылья вовсе, а выросты тела. А еще его опасно брать голыми руками, потому что он стрекается.


Владик Р.: Мне папа нашел в интернете рассказ об акуле-гоблине, её еще называют «акула-домовой». Очень страшная рыба. У нее длинный нос, а челюсти она выбрасывает вперед, для того, чтобы схватить добычу. Ученые удивились, когда ее поймали, потому что зубы у этой рыбы, как у акул, которые жили 100 миллионов лет назад. Ученые думали, что таких рыб уже нет. А оказалось есть. Но акул- гоблинов очень мало. Они живут глубоко-глубоко в океане. Их очень трудно встретить даже ученым. Поэтому эту рыбу занесли в «Красную книгу»., как редкое животное.


Соня: Мама нашла для меня рассказ о самой грустной рыбе на земле. Она водится глубоко под водой. Ее рыбой-каплей называют. Она и правда на каплю похожа. А еще у нее нет чешуи, как у других рыб. Она откроет рот, и еда ей сама в него заплывает. Эта рыба не съедобная. Она редкая и ее охраняют. Водится она около Австралии. Почему она такая грустная? Наверно у нее друзей нет. А может потому, что она солнышка никогда не видела.

Игровое занятие «Путешествие в мир диких животных средней полосы» для детей 5 -6 лет

Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. Город Тюмень.
Описание материала: Материалы, представленные в разработке, могут быть использованы воспитателями ДОУ в целом и по отдельности.
Цель: Систематизировать знания детей о диких животных средней полосы.
Задачи:
Расширять и уточнять представления детей о природе.
Углублять представления детей о диких животных средней полосы.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Прививать интерес к сказкам, героями которых являются дикие животные средней полосы.
Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.Ведущий: Приглашаю всех в «Путешествие в мир диких животных средней полосы».
Ведущий: В мире великом много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков -
Разве не чудо?
Г. Галина
Ведущий: А какой зверь таится в глуши лесной, мы узнаем, отгадав загадки.Произносит ведущий или дети. Картинка с отгадкой показывается детям или картинка - отгадка появляется на слайдах.

Что за зверь такой лесной,
встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
уши больше головы? (Заяц)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех. (Лисица)
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле. (Белка)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом по лесу гуляет,
В рот малину собирает.
Любит рыбу, муравьёв,
Отгадайте, кто таков? (Медведь)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)

Из осины и ольхи,
В тихой заводи реки,
Без единого гвоздя,
Дом построю без труда! (Бобр)
В. Леонов
Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый. (Лось)
С. Чертков
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись,
В том лесу, где бродит …(рысь.)
Что за зверь, семейства куньих,
Так похож на медвежонка?
Весь лохматый, шерсть густая,
Буро - палевый окрас.
Лапы с длинными когтями,
Зубы острые, как бритвы,
В жизни вечная бродяга,
И отличный древолаз.
Кто, свирепый и без страха,
Ну, конечно,…(росомаха.)

«Где, кто живёт?»

Ведущий: Нужно назвать дом, в котором живёт животное.

Ответы детей:
Я волк. Мой дом – логово.
Я заяц. Мой дом - под кустом.
Я лиса. Мой дом - нора.
Я белка. Мой дом – дупло.
Я медведь. Мой дом – берлога.
Я ёж. Мой дом – норка.
Я бобр. Мой дом – хатка.
Я лось. Мой дом – лес.
Я рысь. Мой дом – логово.

Малоподвижная игра «Узнай и назови»

Водящий стоит в кругу, закрыв глаза. Дети идут по кругу вокруг него и говорят:
На лесной опушке собрались зверушки.
Все как на подбор водят хоровод.
Глазки открывай!
Кто мы, отгадай!
Дети изображают какого-нибудь зверя. А водящий, открыв глаза, старается угадать, какое животное изображают дети. Водящий выбирает на своё место того, кто по его мнению, лучше всех изобразил животное.

«Кто, чем питается?»

Детям раздаются картинки с изображением животных. (Или используются слайды презентации.)

Волки – хищники. Их пища - олени, лоси, домашний скот, куропатки и тетерева, иногда зайцы.
Зайцы – травоядные. Основной рацион - различные виды трав, прутики кустарников, листья, корни, клубни и ягоды. Устраивают набеги на поля за овсом, клевером, свеклой, огурцами и картофелем. Зимой обгрызают мягкую кору молодых деревьев, не прочь поживиться сеном.
Лиса – хищник. В её рацион входят мелкие грызуны, зайцы, косули, гуси, глухари, рыба, насекомые и их личинки. Растительный корм - плоды, фрукты, ягоды, овёс.
Белки – всеядные. Они употребляют в пишу различные орехи, семена, зёрна злаковых, плоды, ягоды, грибы. А едят насекомых, их личинок, яйца и даже птенцов мелких птиц. Белки делают запасы на зиму: желуди, грибы, орехи. Весной лакомятся молодыми почками, побегами.
Медведи – всеядные. Употребляют в пищу ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В рационе медведей и насекомые (муравьи, бабочки), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки) и рыба.
Ежи – всеядные. Питаются насекомыми, пауками, дождевыми червями, ящерицами, ядовитыми змеями, лягушками, мышами и другими мелкими грызунами, яйцами птиц. Растительная пища ежа - это мох, грибы, жёлуди, семена злаковых и любые сладкие ягоды.
Бобры –травоядные. В рацион входят кора и побеги деревьев (осины, ивы, тополя и берёзы), а также различные травянистые растения (кувшинки, кубышка, ирис, рогоз, тростник и др.).
Лоси – травоядные. Их корм – это лишайники, мох, ветки деревьев и кустарников, травянистые растения. Излюбленный корм лося – это листья деревьев (рябины, осины, берёзы, ивы, черёмухи, крушины, ясеня и клёна.) Из растений – калужница, кувшинки, кубышки, хвощи. Ближе к осени - шляпочные грибы, ягодные веточками брусники, черники. В зимний рацион входят веточки деревьев.
Рысь – хищник. В её рационе лисица, заяц-беляк, различные грызуны, белки, еноты и птицы. Также иногда более крупная дичь: косули, олени, серены, лоси, кабаны. Добычей может быть и домашний скот.

Подвижная игра «У медведя во бору»

«Назови детёнышей»

Ведущий показывает детям картинки с изображением взрослых животных либо изображения животных появляется на слайдах (Можно ввести игрушечные персонажи.)
Ведущий: Назовите детёнышей животных. Кто они?

«Назови сказку»

Используются слайды презентации.
Ведущий: По иллюстрациям назвать сказки, героями которых являются дикие животные средней полосы.

Ведущий: Как называют диких животных средней полосы в сказках?
(Последний слайд с ответами).
Ответы: Медведя - Потапыч, Топтыгин, Михайло-Иваныч, Мишутка, Хозяин, косолапый.
Лису - Лисичка – сестричка, Лисафья Лиса Патрикеевна, кумушка, плутовка, лгунья.
Зайца – зайчик – побегайчик, зайчишка, трусишка.
Волка – волчок – серый бочок, серый волк.
Ежа – ёжиком.
Бобра - Инквой-Бобёр.

Вопросы и ответы

1. У животных бывает линька весной и осенью. Что это? Ответ: Летний мех гораздо более редкий и короткий, зимний - более густой и пышный.



2. А у каких животных меняется и окраска? Ответ: У зайца- беляка, белки. У белки - летом в окраске преобладают рыжие, бурые или тёмно-бурые тона; зимой - серые и чёрные.



3. Чем защищаются животные от врагов? Ответ: Волк – клыками и когтями, Заяц быстро убегает от врагов и ещё падает на спину и бьёт противника задними лапами. Белки - бегают вниз и вверх по дереву по спирали, совершают ошеломительные прыжки на другие деревья. Ёж - колючими иголками.
4. Что помогает зайцу замечать опасность» Ответ: Большие чуткие уши.
Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Ответ: Сильные и длинные задние ноги, которые длиннее передних. При прыжках следы задних ног оказываются впереди передних.
5. Кого боится заяц? Ответ: волка, лису, рысь, ястреба.
6. Разделите животных на три группы: травоядные, всеядные, хищники. Ответ: Травоядные: Зайцы, лоси, бобры. Всеядные: Белки, ежи. Хищники: Лисы, волки, медведи, рыси.
7. Кто охотится на травоядных животных? Ответ: Хищники.
8. Какая польза от хищников? Ответ: Хищники охотятся за слабыми, больными животными. Остаются в лесу здоровые и сильные не только травоядные, но и хищники.
9. Что помогает лисе отыскивать под снегом мышей? Ответ: Хороший слух и нюх.
10. Куда отправится за пропитанием лиса, когда в лесу ей станет совсем голодно? Ответ: В ближайшую деревню воровать кур и уток.
11. Как охотятся волки? Ответ: Стаями.
12. Едят ли ёжики молоко? Ответ: Нет – это миф. Молоко вредно для ежей. Организм ежей не усваивает лактозы.
13. Какие животные являются грызунами? Ответ: Белки, бурундуки, бобры, мыши, хомяки.
14. Какое разрушительное влияние на природу, в том числе на животных, оказывает человек? Ответ: Человек вырубает леса, загрязняет воздух, загрязняет водоёмы, также причиной является охота и истребление вредных, по мнению человека, животных.


Елена Левина

Актуальность проекта

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (А. Шопенгауэр)

4 октября во всем мире отмечается День защиты животных. Россия - крупнейшая по занимаемой площади страна в мире. В нашей стране обитает значительная часть сухопутных представителей мировой фауны: около 300 видов млекопитающих и более 700 видов различных птиц. В настоящее время очень многие из них нуждаются в особой защите, т. к. оказались на грани вымирания. Для того чтобы помочь им необходимо, в числе прочих мер, воспитать поколение гуманно относящееся ко всему живому на Земле.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, доброго, чуткого и заботливого ребенка, способного гармонично ощущать себя в окружающем мире. По мнению авторов проекта, одна из основных задач родителей и педагогов состоит в формировании нравственных чувств и моральных оценок ребёнка. Необходимо способствовать развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Наш проект направлен на решение этой задачи через знакомство ребёнка с животным миром России.

Актуальность данного проекта состоит в том, что необходимо заложить первые ориентиры ребёнка в мире животных, сформировать элементарные знания и навыки правильного взаимодействия с животными, бережного отношения к ним. Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное отношение к животным, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Проект способствует формированию у ребёнка интереса к диким животным, знакомит с миром зверей и птиц, обитающих на территории нашей страны, дает представления о среде их обитания, способствует развитию кругозора, воспитанию любви и уважения к природе. Ребенок, полюбивший животных и достаточно узнавший о них, не станет разорять гнезда и муравейники, обижать животных и птиц.

Очевидно, что наиболее доступными для детей является знакомство и наблюдение за домашними животными, такими как кошки, собаки, хомячки, волнистые попугайчики и другими питомцами, которые у многих живут дома. Наш проект посвящен знакомству с дикими животными, которых можно встретить на территории России. Самым доступным местом для такого знакомства в современном мире является зоопарк. Именно здесь у ребёнка есть возможность наблюдать за миром животных в приближённой к естественной среде.

Данный проект был подготовлен благодаря посещению Нижегородского зоопарка «Лимпопо» и Самарского зоопарка.

Противоречие На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных мест обитания и загрязнение окружающей среды. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель.

В 2001 году вышло новое издание «Красной Книги России», куда занесено 123 вида птиц и 65 видов млекопитающих. Идея создания «Красной книги» впервые появилась у учёных в 50-х гг. прошлого века. Экологи хотели привлечь внимание международного сообщества к состоянию природы и к необходимости спасения исчезающих видов животных и растений. «Красная книга» включает в себя сведения о распространении, численности и биологии редких и исчезающих животных. Особый раздел предлагает меры по охране и восстановлению численности этих животных.

В нашем проекте мы познакомим ребёнка с некоторыми животными, занесёнными в «Красную Книгу России», а также дадим представление о научном понятии «Красная Книга».

Гипотеза

Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Различные ситуации общения с животными пробуждают интерес и любознательность ребёнка, развивают познавательный интерес к природе, мышление, связную речь, способствуют обогащению словарного запаса. Восприятие животного мира помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, внимательное отношение ко всему живому.

В течение первых семи лет жизни происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире и вычленять его ценности.

Осознанно-правильное отношение детей к окружающему миру строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении к этому миру и не последнюю роль в этом играет общение с животными и наблюдение за ними. Такое общение развивает наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому, а также развивает эстетическую сферу ребёнка. Знания, накопленные в процессе общения ребенка с животными, обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку и адекватное реагирование. Ребёнок усваивает разнообразные законы жизни животных, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком. Правильно организованные наблюдения учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. У ребёнка формируется привычка замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном он учится находить интересное. Наблюдая за животными, у детей пробуждается живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления, определенный эмоциональный настрой у детей, возникающий при общении с животными, также способствует обучению.

Таким образом, непосредственное наблюдение в природе имеет огромное значение для ребенка и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.

Цель

Знакомство ребёнка с миром диких животных, обитающих на территории России. Развитие любознательности и познавательного интереса к жизни животных. Научить ребёнка бережному отношению к животным.

Задачи

1. Дать представление о многообразии животного мира нашей страны.

2. Познакомить ребёнка с характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания, образа жизни некоторых зверей и птиц, обитающих на территории России.

3. Воспитывать бережное отношение к животным. Способствовать формированию у ребёнка добрых чувств, интереса и любви к животным.

4. Знакомство с редкими исчезающими видами животных, с научным понятием «Красная Книга».

5. Развивать творческую активность, внимание, воображение, память.

6. Стимулировать стремление ребёнка отражать полученные знания в своей художественно-продуктивной деятельности (рисунки любимых животных, изготовление поделок на тему животного мира).

7. Развивать любознательность и стремление изучать природу и окружающий мир.

Предполагаемый результат

Главным итогом проведения проекта стало понимание ребёнком необходимости существования на Земле животных и бережного отношения к ним. Проект позволил ребёнку углубить и накопить знания, расширить представление о повадках и потребностях животных, развить внимательное, чуткое отношение ко всему живому. Ребёнок получил простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану жизни исчезающих животных.


«Кормлю винторогого козла. Он занесён в Международную Красную Книгу».



Камерунская коза. Очень общительное и ласковое животное. Её отличительная особенность - загнутые назад маленькие рога, которыми невозможно нанести травму».



Познавательный проект для дошкольников

Проект «Животные планеты Земля»

Проблема : кто они, эти диковинные животные?

Цель : знакомство с разнообразием животного мира, их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям животного мира.
Задачи:
1. развивать поисковую деятельность детей: способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий; аргументировать свой выбор;
2. расширять и систематизировать знания детей о животных разных стран;
3. развивать связную речь, обогащать словарь детей;
4. совершенствовать стиль партнёрских отношений.

Выполнение проекта :
1.Познавательные занятия «Животные разных стран».
2.Решение проблемных ситуаций:
- Как зимуют медведь и ёж?
- Как спасаются животные от врагов?
- Как помочь исчезающим животным?
3.Игровая деятельность:
- сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Зоомагазин».
- дидактические игры «Кто где живёт», «Кто чем питается».
- игра-драматизация по сказке К. Чуковского «Телефон».
4.Речь и речевое общение:
- создание фотоальбома «Рассказы о домашних животных» (совместно с родителями).
- составление рассказов о животных.
- чтение энциклопедической литературы о животном мире.
- сообщения «А знаете ли вы…?»
- чтение рассказов о животных Е.Чарушина, В.Бианки, С.Маршака, В.Маяковского.
- загадывание загадок о животных, разучивание стихов.
5.Физическое развитие:
- «Зверобика».
- подвижные игры.
6.Продуктивная деятельность:
- рисование «Моё любимое животное».
- рисование по произведению С.Маршака «Детки в клетке».
- рисование животных Африки
- рисование животных России
- рисование животных Австралии
- рисование животных,живущих на полюсах
- лепка экзотических животных.
- коллаж «домашние животные»
- ручной труд – изготовление панно из листьев «Зоопарк» .
- групповая работа"Зоопарк"
- групповая работа по ручному труду "Ферма"
- оригами различных животных
- поделки из природного материала
- аппликации животных
7.Театрализованная деятельность:
- имитация повадок, образа животных в импровизациях.
-театральная постановка сказки "Три поросенка"
8.Презентации:
- выставка рисунков «Мир диких животных».
9.Работа с родителями:
- совместное с детьми создание фотоальбома «Рассказы о домашних животных».
- участие в выставке рисунков.
- просмотр дома телепередач о животных.
Достигнутые результаты:
Дети познакомились с разнообразием животного мира, их связью со средой обитания; сформировано осознанно-правильное отношение к представителям животного мира.Дети научились решать проблемные ситуации.









  • Гринева Виктория Владимировна,
  • Чепурная Наталья Николаевна

Тип проекта:

  • творческо-информационный, познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта:

  • среднесрочный

Участники проекта:

  • дети,
  • воспитатели,
  • родители воспитанников,
  • педагоги.

Актуальность:

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый в несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое психолого-педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества организованного сотрудничества зависит какой будет психологическая компетентность родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания, будут ли родители активно участвовать в развитии своего ребенка.

Ознакомление с животным миром развивает наблюдательность, интерес, наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому; развивает эстетическую сферу дошкольника. Осознанно-правильное отношение детей строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенности жизни, роста и развитии отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существование живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивает ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация деятельности, где развитие психических процессов осуществляется через наблюдение и ознакомления с живой природой.

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия - сенсорное воспитание - составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности.

В практической работе исследователи и воспитатели уделяют прежде всего внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.

Цель проекта:

Создание условий для развития психических процессов у младших дошкольников (память, внимание, мышление, воображение, речь) посредством ознакомления детей с животным миром.

Задачи проекта:

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения.
  • Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным.

Образовательные Задачи:

  • Углубить знания детей о животном мире через чтение произведений о животных.
  • Учить детей ухаживать за животными.
  • Учить детей правильному общению с животными.
  • Познакомить родителей с разновидностями игр, направленных на развитие психических процессов, провести обучающие практикумы, как индивидуальные, так и групповые.

Развивающие задачи:

  • Развивать психические процессы у детей: память, внимание, мышление, воображение, речь;
  • Развивать элементарные представления о животных.
  • Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
  • Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
  • Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки;
  • Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности.

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный.

Исходя из интереса детей, проводится опрос, обсуждение целей и задач проекта с детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта. (Опрос (выявить уровень знания детей о многообразия животного мира; беседа о домашних питомцах) «Круглый стол» (обсудить цели и задачи проекта, создание условий для реализации проекта; сформировать интерес у детей.) Подбор литературы (методической и художественной) Оформление родительского уголка)

2 этап – Основной.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация. (Выполнение проектной работы с детьми)

3 этап – Итоговый .

Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта; сбор и обработка методических и практических материалов. (Обработка и оформление материалов проекта. Презентация проекта: Конкурс рисунков и фотографий на тему «Мое любимое домашнее животное»; Коллективная работа «Лесные жители»)

Работа с детьми: перед началом работы по проекту выяснилось, что у большинства детей некоторые животные вызывают негативное отношение, они их боятся, считают их некрасивыми. Поэтому темой для проекта мы выбрали тему о животных. Выяснилось, что у детей накопилось много вопросов.

Например: Как называются детеныши животных? Какие части тела есть у животного? Где живут дикие и домашние животные? Почему их так называют? Чем питаются животные? Как они себе добывают пищу? Как они передвигаются? Для чего нужны животные?

План работы:

› Развитие памяти:

  • Заучивание: песенки, потешки: "Кисонька-мурысенька", «Кот на печку пошел», "Котик-коток", «Как у нашего кота…», А.Барто «У меня живет козленок». Заучивание стихотворений, пословиц, загадок про диких и домашних животных.
  • Чтение и заучивание стихов о животных: - развивать речь, память. Словесно-дидактическая игра «Какая лиса»: - учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу
  • Образовательная ситуация «Как звери хвостами хвастались» - закрепить знания о диких животных
  • Дидактическая игра «Собери картинку» - учить собирать картинку из частей
  • Беседа «Жили - были …» - предложить детям вспомнить героев (диких животных) русских народных сказок
  • Словесные игры «Кто где живёт?», «Исправь ошибку», «Подскажи словечко», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать»
  • Расширить у детей знания о домашних животных, учить разбираться в их повадках и потребностях, уточнить степень ответственности, развивать речь, память.

› Развитие речи:

  • Рассказывание детей на тему: "Мое любимое животное",
  • Описание «Любимое животное» (игрушка),
  • Чтение: К.И. Чуковский «Путаница", народная сказка «Волк и лиса», В. Сутеев "Кто сказал мяу", С. Маршак "Кошкин дом", «Сказка о глупом мышонке», К. Ушинский «Васька», Л. Толстой «Спала кошка…». Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» - учить пересказывать, подражая персонажем, «Волк и семеро козлят» - предложить детям пересказывать сказку, подражая героям.
  • Составление рассказа о волке, медведе- развивать речевые умения.
  • Речевое занятие «Не ходи, козочка, в лес» -учить составлять короткий рассказ.
  • Ситуация общения «У кого домик лучше» - уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища жилище диких животных.
  • Проведение игр: настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих: Игра - драматизация «Теремок», словесно - дидактическая игра «Какая лиса»: - учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу, Настольно-печатная игра «Мамы и детки», лото «Профессии», «Животный мир»: - воспитывать любовь и уважение к животным, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь. Словесные игры: «Во дворе», «Кто, как кричит?», «Отгадай, кто к нам пришел?», «Громко- тихо».
  • Беседы: "Кошка и собака - наши милые друзья", "Значение животных в жизни человека», «Домашние животные - наши друзья», «Безопасность при обращении с незнакомыми животными» Беседы о многообразии животного мира, сравнение диких и домашних животных;

› Развитие воображения:

  • Рисование: «Дорисуй котенка», «Избушка трех медведей», «Наш дружок- хомячок», «Щеночек», «Мышонок в норке», «Козленочек», «Ежик» - учить рисовать, используя понятия цвет и форму, «Жираф».
  • Предложить детям раскраски по теме: «Лесные животные», «Домашние животные», «Лиса» - развивать моторику рук.
  • Аппликация: «Зайчик», «Хома- хомячок», «Черепаха», «Кролик», «Кошечка».
  • Лепка: «Черепашка», «Мишка - топтышка», «Пластилиновые кошки и коты», «Обед для собачки»
  • Игровые упражнение - "Составь животное", "дорисуй животное" "Выбери животное", "Нарисуй животное по точкам», "О чем я говорю?" (взрослый описывает какого-либо животного; ребенок должен угадать, о каком животном идет речь).
  • Придумывание продолжения сказок и рассказов о животных, птицах.
  • Рассматривание картины «Кошка с котятами»
  • Рассказ – беседа «Дикие животные» - обогащать представления детей о диких животных
  • Пальчиковая гимнастика «Дикие животные» - развивать моторику рук
  • Сюжетно-ролевая игра: «Покатаем на машине.», «Пожалеем кошечку…», «Полечим Мишку…», «Семья», «Зоопарк», «Зоомагазин», «Ветеринарная клиника». -развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывать любовь к животным; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу; воспитывать любовь к труду; знакомить с новыми профессиями.

› Развитие мышления:

  • Дидактические игры: "Кто где живет?", «Где чей домик?", "Животное домашнее или дикое?», «Угадай, кто спрятался?», «Угадай, что изменилось?»,
  • Рассматривание и сравнение «кошки и собаки», «Построй по росту», «Разложи картинки», «Окончание слов», "Найди лишнего",
  • Беседа: «Кто в домике живёт?», «Как ухаживать за питомцем», «Чем помочь тебе зверёк?», «Ответственность и желание поиграть».

› Развитие внимания:

  • Рассматривание следов животных (на прогулке) - развивать наблюдательность, внимание.
  • Дидактические игры «Найди маму» - учить называть и находить диких животных и их детенышей. «Сложи картинку», "Как пройти к зайке", "Найди два одинаковых предмета»;
  • Чтение художественных произведений- учить внимательно, слушать и пересказывать отрывки.
  • Загадки про животных – учить внимательно слушать.
  • Пальчиковые игры на тему «Домашние животные»

Работа с родителями

Задачи:

  • Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие психических процессов, таких как память, внимание, мышление;
  • Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, привлечь родителей к сотрудничеству

Формы работы:

  • Беседа «Любимое животное - игрушка вашего ребёнка дома»
  • Составление макета «Дикие животные»
  • Беседа «Поиграйте с ребёнком дома»
  • Консультация для родителей на темы: «Животные Курского края», «Домашнее животное и ребёнок», «Зачем ребёнку домашнее животное?», «Дети и домашние животные. Кто, когда и зачем», «Животные –наши друзья»
  • Привлечение к оказанию помощи в сборе иллюстративного материала, раскрасок, мультфильмов, презентаций по теме проекта.
  • Участие в создании выставки рисунков «В мире животных»;
  • Конкурс поделка из природного материала на тему: «Мой любимец»
  • Участие в создании газеты «Интересные факты о диких и домашних животных»
  • Изготовление тематических альбомов.

Предполагаемый продукт проекта:

  • Газета «Интересные факты о диких и домашних животных».
  • Выставка совместных творческих работ детей и воспитателей.
  • Выставка рисунков совместное творчество детей и родителей «Мое любимое животное»;
  • Презентация тематических альбомов.
  • Сотворчество детей и родителей – книжки-малышки о животных.
  • Увеличение семей, занимающих развитием психических процессов детей.

Практическая значимость:

Проблема взаимоотношений ребенка с животными еще полностью не исследована. Поэтому изучение экологического сознания совместно с поисковой деятельностью так важно для воспитания развитой личности.

Выводы:

  • Как показали наши наблюдения, у детей отмечаются не только улучшения речевой функции и памяти, но и положительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • Благодаря проводимой работе дети приобрели уверенность в себе и своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность.
  • Исследовательская деятельность помогла развитию психических процессов детей, совершенствованию учебно-интеллектуальные навыков: умения обобщать, сравнивать, классифицировать.
  • Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на интересующие их вопросы, обобщить материал.
  • Таким образом, ознакомление дошкольников с животными занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх