Шуточный тест для родителей школьников. Методический материал "тесты для родителей"

Елена Смирнова
Тест для родителей. «Какие мы родители?»

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Итак, какие мы родители ? Проверьте себя, ответив на вопросы теста .

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?

10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа : «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу» ?

Если у вас результат 8-10 :

Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями . И тем не менее, не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Если у вас результат 4-7 :

Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Если у вас результат 1-3 :

О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а не мешкая заняться улучшением своих знаний в этой области.

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строите­ли» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные вы­воды относительно проблем воспитания детей.

Можете ли Вы?

Могу и всегда так по­ступаю

Могу, но не всегда так поступаю

1. В любой момент ос­тавить все свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ре­бенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае сво­ей неправоты?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представ­ляющий Вас в невы­годном свете?

9. Всегда воздержи­ваться от употребления слов и выражений, ко­торые могут ранить ре­бенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11 . Выделить ребенку один день, когда он может делать, что же­лает, вести себя как хо­чет, ни во что не вме­шиваться?

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок уда­рил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребен­ка?

13. Устоять против дет­ских просьб и слез, ес­ли уверены, что это ка­приз, мимолетная при­хоть?

Ключ к тесту

Ответ «А» оценивается в 3 очка.

Ответ «Б» - в 2 очка.

Ответ «В» - в 1 очко.

30 - 39 очков

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок -самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уваже­нием, придерживаетесь прогрессивных принципов воспи­тания и постоянной линии поведения.

Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

16 - 30 очков

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способно­стями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспита­тельный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 16 очков

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серь­езные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает ли­бо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.

4. Тест на самооценку (для детей)

Другой выраженный фактор риска связан с таким явлением, как неадекватная, то есть не соответствующая реальным возможностям самооценка ребенка. При этом у детей и подростков, входящих в группу риска, самооценка, как правило, занижена. Оно и понятно: в зависимость чаще всего попадает человек, считающий себя слабым, не способным к самостоятельным поступкам, неумным и т.п.
Согласно определению, данному в психологическом словаре, самооценка толкуется как "оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей". И далее: "От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам". Низкая самооценка - это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу любой ошибки или неудачи у людей с низкой самооценкой - "Ну что я мог поделать?" С внешней стороны таких людей обычно выдает беспричинная суетливость, стремление спрятаться за спину других, неуверенность в себе и растерянность, а то и паника при любых неожиданностях.
Добавим, что и в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Поэтому психотерапевтическая задача заключается в приведении самооценки к нормальному уровню, соответствующему реальным возможностям личности (идеальный вариант - верхняя планка этих возможностей), то есть в одних случаях повысить, в других - понизить.
Простейшие способы выяснения уровня самооценки ребенка вполне доступны любому родителю. Для этого совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из таких доступных всем способов. Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек (для старших подростков это может быть просто вертикальная шкала от 0 до 10).
Дайте вашему ребенку следующую инструкцию:
- Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете - самые умные, красивые и т.д., у них все получается, их любят родители, ими не нахвалятся учителя. А на самой нижней ступеньке те, кто прогуливает школу, плохо учится, не может ни в чем добиться успеха, не слушает родителей. Все остальные дети расположились на других ступеньках между этими крайностями. Одни выше, другие ниже. Как, по-твоему, где твое место на лестнице в данный момент?
Если ваш ребенок поместил себя на одной из 3-х нижних ступеней - это тревожный симптом. Увидев такую картину, задайте себе вопрос: когда и за что я последний раз говорил (ла) сыну (дочери) "ты у меня молодец!"? Если такое случалось давно, либо вы вообще затрудняетесь вспомнить что-либо подобное - дело плохо. Похоже, назрела необходимость срочно пересмотреть кое-что в отношениях с ребенком, а быть может, и в семейном укладе в целом. И немедленно! Иначе можно оказаться в той самой ситуации, когда близок локоток, да не укусишь!
Как же поправить дело? Первое - ни в коем случае не спешите переубедить ребенка, уверяя, что он (она) лучше всех на свете. Результат будет прямо противоположным. Во-первых, вам не поверят. Во-вторых, увидят в такой реакции подтверждение собственной ничтожности ("видно, меня и впрямь считают недоумком, коль скоро пытаются, как маленькому, откровенно вешать лапшу на уши и не считаются с моим мнением даже относительно меня самого"). Не стоит повторять прошлые ошибки. Как уже сказано, отношения надо видоизменить немедленно. Итак, примем мнение ребенка. Считаешь себя очень плохим, значит, так оно и есть - кому и знать, как не тебе. Парадоксальным образом, тем самым не на словах, а на деле мы даем своему чаду возможность ощутить себя самого как ценность!
Далее. Если оказалось, что мы давно не говорили сыну или дочери: "какой ты у меня молодец!" - то перед нами отличный повод сделать это. Ведь, поставив себя на невысокое место, наш ребенок продемонстрировал не только низкую самооценку, но и высокую критичность, возможно - объективность, безусловно - честность и мужество. Разве это не достойно похвалы? Наконец, естественное желание опровергнуть убеждение дорогого нам человека в том, что он плохой, тоже можно (и нужно!) использовать с пользой. Только делать это в нашем случае стоит, не вступая с ним в противоречие.
- Ты говоришь, что учителя тебя ругают - это правда. А есть ли кто-либо из учителей, кто ругает меньше других? А может, кто-то не ругается вовсе? А бывало так, что учителя тебя хвалили? А за что именно?
Принимая мнение ребенка о себе как о плохом, нужно сосредоточить его внимание на том хорошем, что, разумеется, в нем есть, на тех успехах, которые были. Это непросто. Тут не работают готовые схемы. Недопустима игра и лукавство. Необходим искренний интерес. Чтобы добиться этого и быть спонтанным, поставьте себе задачу: в беседе узнать о каком-то новом для вас достижении или неожиданном качестве ребенка. Обратите внимание на то, как изменится его лицо при приятном воспоминании. Оно просветлеет в буквальном смысле слова.
Ну а как быть, если наше чадо по-хозяйски обосновалось на одной из 3-х верхних ступеней? Здесь полезно прежде чем делать какие-либо выводы, задать несколько уточняющих вопросов (вообще никогда не следует стесняться задавать вопрос. Любое, даже мелкое, непонимание может повлечь за собой последствия). Ну, например: какие конкретно данные подтверждают право на высокое место? В каких областях ты особенно успешен? Достиг ли ты в них совершенства или есть возможности роста? А имеются ли у тебя недостатки? Есть ли среди твоих одноклассников или знакомых кто-то, кто лучше тебя? Что ты думаешь о тех, кто не столь успешен?
Вы можете задавать и любые другие вопросы. Главное прояснить: ребенок искренне верит в то, что его объективные достижения дают право на высокую позицию и при этом способен критично оценить себя, или же он просто субъективно убежден в собственной исключительности? В первом случае при уважительном отношении к сверстникам нет причин для беспокойства, даже если заслуги несколько преувеличены. А вот во втором, так же, как и при заниженной самооценке - есть повод задуматься и пересмотреть отношения.
При этом, как и в случае с низкой самооценкой, главное - это не поддаваться импульсам и не делать резких движений. Вне зависимости от результатов нашего исследования, в некоторых случаях полезно и даже необходимо отмечать, что ребенок в чем-то превосходит товарищей. К примеру, участнику спортивных состязаний без уверенности в своих силах и веры в победу не обойтись. А чтобы маленький чемпион не возгордился, необходимо всякий раз напоминать:
- Да, ты молодец, ты действительно лучше многих на беговой дорожке. Но только на беговой дорожке. И то, что твои сверстники бегут медленнее, ни в коей мере не означает, что они меньше тебя заслуживают уважения.
Если же дело все-таки зашло слишком далеко, то наилучшим выходом из ситуации представляется: дать возможность ребенку убедиться на собственном опыте в несоответствии столь высокой самооценки реальному положению вещей. То есть, как бы признав его исключительность, предоставить возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где такая исключительность необходима для достижения успеха (за исключением, разумеется, случаев, когда возможна реальная угроза жизни и здоровью ребенка). Синяки и шишки, в которых некого винить кроме себя любимого, - лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.
Такое практическое вразумление реальной жизнью можно с успехом дополнять и словесным. Опять-таки не вступая в прямое противоречие. Для этого даже не очень верующие родители могут с успехом использовать Священное Писание. Практика показывает, что многие дети неохотно читают Библию. Вместе с тем, почти все, включая старших подростков, с интересом слушают устные пересказы Евангельской истории, примеров из жизни святых. В такой форме нередко воспринимаются взгляды, понятия, нормы поведения, категорически отвергаемые при обычном общении со взрослыми. В тех же целях можно использовать сказки, мифы, житейские истории, не имеющие, на первый взгляд, отношения к ребенку, но заключающие в себе определенную мораль.

3. Тест для родителей "Кто Вы своему ребенку: родитель или приятель?"

1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки. Что Вы делаете?
А) Выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ней?
Б) Отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм?
В) Обещаете купить для нее портативный телевизор?
Г) Записываете фильм на видео?

2. Вы видите в своих детях:
А) людей, равных себе?
Б) тех, кто может помочь Вам заново пережить свою молодость?
В) маленьких взрослых?
Г) тех, кто постоянно нуждается в Ваших добрых советах?

3. Вы родитель средних лет и гордитесь своей шевелюрой. Какую прическу Вы носите?
А) которая больше всего Вам подходит?
Б) которая отвечает последней моде?
В) которая копирует прическу любимой рок - звезды?
Г) которая копирует стиль сына (дочери)?

4. Поговорим о Вашем возрасте:
А) знают ли дети сколько Вам лет?
Б) Вы предчочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между Вами и Вашими детьми?
В) скрываете ли вы свой возраст от детей?
Г) настаиваете ли Вы на том, что знаете больше, потому что старше?

5. Как Вы одеваетесь?
А) подражаете стилю рок - звесды. любимой сыном (дочерью)?
Б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это поможет установить более тесную связь между вами?
В) выбираете ту одежду, которая лучше всего Вам подходит?
Г) следуете молодежной моде, потому что так чувствуете себя моложе?

6. Как вы поступите, если заметите, что сын - подросток вдел в ухо серьгу?
А) посчитаете, что это его личное дело?
Б) станете подшучивать над его женственностью?
В) скажите, что это модно, не желая, чтобы он счел Вас старомодным?
Г) купите такую же серьгу и нацепите ее, чтобы составить сыну компанию?

7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а Вы:
А) затыкаете уши ватой и делаете свои дела?
Б) уменьшаете громкость?
В) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?
Г) говорите, что это потрясающе, хотя на самом деле музыка буквально бьет вас по голове?

8. При споре с детьми Вы:
А) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать Вас вовсе?
Б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?
В) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь так коротка?
Г) признаете, что они правы, если они действительно правы?

9. Дети пригласили в гости сверстников, а Вы:
А) предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?
Б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных?
В) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же веселыми, как Вы?
Г) ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что Вы всегда рядом на случай, если что-то произойдет?

10. Дети собираются на дискотеку, но Вас не берут, а Вы:
А) не удивляетесь, потому что они знают, как Вам трудно выдержать эти новые танцы?
Б) печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?
В)обижаетесь, потому что они не хотят разделить с Вами свое веселье?
Г) расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощеголять в облегающих джинсах и металлических побрякушках?

11. Когда Вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему Вы так делаете?
А) чтобы быть с детьми в хороших отношениях?
Б) потому что это позволяет сократить разницу в возрасте?
В) потому что это может дольше удержать семью вместе?
Г) потому что это для вас естественно?

12. В отношених со своими детьми Вы:
А) обращаетесь с ними как со взрослыми?
Б) обращаетесь с ними как с маленькими?
В) стремитесь быть их приятелем?
Г) ведете себя так, как должно родителям?

Подсчитайте ваши очки:

А Б В Г

1) 3 0 2 1

2) 3 2 1 0

3) 0 2 1 3

4) 1 3 2 0

5) 2 3 0 1

6) 0 1 2 3

7) 1 0 2 3

8) 3 1 2 0

9) 1 3 2 0

10) 0 2 1 3

11) 3 2 1 0

12) 2 1 3 0

Результаты: 36 - 25 очков: Вы, наверное, думаете, что весело проводите с детьми время, стараясь быть с ними на равных во всем. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы слишком переигрываете, взяв на себя роль приятеля собственных детей, ставя их на одну доску с Вами. Ведь большинство детей это прекрасно понимают, а в результате, как считают эксперты, подспудно возрастает их нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя; и важно осознать, что именно Вы призваны обеспечить своим детям чувство перспективы и преемственности, знание общественных корней и выбор места в жизни.
24 - 14 очков: Ваши дети так и не знают в точности, как же с Вами правильно держаться. Вы явно стараетесь им потакать, а затем, когда Вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно Вы захотите перестать играть в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответственного поведения. И пусть Вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить Вас, если Вы станете утверждать себя в роли родителя.
13 - 0 очков: Так держать, мистер (или миссис) средний родитель! Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся настроения и нужды своих детей, иногда поддаетесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по всему, Вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на Ваших, а не их условиях. Ссоры неизбежны, однако, дети Вас любят, уважают и - главное - видят в Вас любящего и надежного родителя. При удаче Вас ожидает такое семейное счастье, какое позволяет нам выдержать современную жизнь с ее стрессами и разочарованиями.

2. Какие мы родители?

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы родители?
Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать, попросить о чем-либо своего ребенка?
10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразами типа: У меня нет времени или Подожди, пока я закончу работу?

За ответ да = 2 очка;
За ответ иногда = 1 очко;
За ответ нет = 0 очков.

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Практика показывает, что родителям, "подавляющим" своих детей и насаждающим в них "несвободу", очень трудно это осознать. Между тем, первичную самодиагностику на выявление такого родового наследия можно провести, ответив на простой тест:
1.Ложась спать, думаете ли Вы о том, "что день грядущий нам готовит"?

2.Переходя улицу, Вы всегда соблюдаете правила движения?
а) всегда; б) обычно; в) почти никогда;
3.Если вас вызывает к себе руководитель, Вы испытываете тревогу:
а) всегда; б) иногда; в) никогда;
4.Часто ли Вы опаздываете на встречу:
а) почти всегда; б) иногда; в) практически никогда;
5.Если Вы слышите негативный отзыв о себе сотрудников по работе, то Вы:
а) с ходу вступаете в конфликт; б) реагируете по принципу: собака лает - ветер носит; в) молча переживаете обиду;
6.В споре вы:
а) твердо и бескомпромиссно отстаиваете свою точку зрения; б) пытаетесь понять и взвесить позицию оппонента; в) предпочитаете согласиться, лишь бы не доводить дело до конфликта;
7.Если вы несправедливо наказали вашего подчиненного, то вы:
а) открыто признаете свою ошибку и извинитесь; б) никогда не признаете себя неправым, дабы не подрывать авторитет; в) не признавая своей неправоты, постараетесь загладить ее, сделав что-то приятное;
8.По Вашему мнению, в воспитании детей следует руководствоваться в первую очередь:
а) рекомендациями специалистов; б) здравым смыслом и жизненным опытом; в) сведениями, почерпнутыми в специальной литературе.

Посчитайте набранные Вами баллы. Система предельно проста:
в вопросах 1-3 за ответ:
а)- 2 балла;
б)- 1 балл;
в)- 0 баллов.

В вопросах 4-6 за ответ:
а)- 0 баллов;
б)- 1 балл;
в)- 0баллов.

Вопрос 7 за ответ:
а)- 0 баллов;
б)- 2 балла;
в)- 1 балл.

Вопрос 8 за ответ:
а)- 2 балла;
б)- 0 баллов;
в)- 1 балл.

Результаты:
От 0 до 6 баллов -Вы абсолютно свободный человек. Но Ваша свобода часто "перехлестывает через край" и толкает на то, чтобы не считаться ни с кем и ни с чем. Быть может, стоит время от времени напоминать себе, что личная свобода - это прекрасно, но паровозу дорогу лучше уступать!
От 6 до 10 баллов. Ваша свобода органично сочетается со здравым смыслом и осмотрительностью в поступках.
Свыше 10 баллов. Быть может, есть смысл задуматься, обратиться за консультацией к специалисту и пройти более серьезное исследование.
Но даже если вы набрали 16 очков, то это еще не повод паниковать либо зарекаться иметь детей.
Просто в том случае, если подтвердится, что вас обременяет наследие несвободы, наследие зависимости, вам необходимо ради своего будущего и ради будущего ваших детей приложить усилия, чтобы избавиться от него. Помните: Вы действительно можете это сделать! В отличие от наркотической зависимости, зависимость как психологическое наследие благополучно снимается в 100% случаев. При том непременном условии, что человек, на самом деле этого хочет. Если же оставить все как есть, то родители оказываются попросту неспособными по-настоящему любить своих детей. Ибо, как говорил митрополит Антоний Сурожский, "…понятие свободы неотъемлемо от любви. Свобода предполагает такую любовь и такое уважение к ближнему, что он может быть полностью собой, а не тем, чем мы хотим его видеть!.. Мы должны научиться любить так, чтобы, отдавая собственную жизнь на благо ближнего, оставлять этому ближнему свободу до конца быть самим собой".
Итак, первое, что необходимо сделать родителям для того, чтобы уберечь детей от угрозы зависимости - это избавиться от нее самим. Но это еще не все. Статистика свидетельствует: ребенок практически всегда становится наркоманом, если мать употребляла наркотические вещества во время беременности и, очень часто, - если во время беременности употреблялся алкоголь даже в небольших дозах. Об этом стоит знать и помнить всем будущим матерям и, в первую очередь, тем миллионам девочек, которые уже со школьной скамьи приобщились к рюмке, "косячку" или, тем более, к героину.
Во много раз повышает риск приобретения ребенком зависимости и употребление матерью некоторых психоактивных веществ, в том числе и по медицинским показаниям. Если Вам довелось заболеть во время беременности, обязательно сообщите врачу о своем положении, чтобы он назначал лечение с учетом этого обстоятельства.

Тест “Какой вы родитель?”

"Как вы относитесь к воспитанию своего ребенка?", "Хватает ли вам терпения, внимания, желания, времени для него?": на этот и другие вопросы, вам поможет ответить этот совершенно несерьезный и не имеющий никакого отношения к детской психологии, но от этого не менее познавательный тест для родителей.

1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?

Да - 5 баллов

2. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?

Да - 5 баллов

3. Терпеливы ли вы, когда он капризничает, плохо ест?

Всегда - 5 баллов

Иногда - 3.

Никогда -1.

4. Умеете ли вы прощать своему ребенку шалости?

Да - 5 баллов

Иногда - 3.

Никогда - 1.

5. Пользуетесь ли вы телесными наказаниями?

Да, часто - 1 баллов

Иногда - 3.

Принципиально нет - 5.

6. Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок во всем с вами делился?

Да - 5 баллов

Иногда - 3.

Не хочу - 5.

7. Ваш ребенок послушен?

Всегда - 5 баллов

Иногда - 3.

8. Если вы что-то запрещаете ребенку, объясняете ему причину запрета?

Да, всегда - 5 баллов

Иногда - 3.

9. Требуете ли вы от своего ребенка выполнения всех обязанностей, которые, вы считаете, он должен выполнять?

Всегда - 5 баллов

Иногда - 1.

10. Следите ли вы за специальной педагогической литературой?

Да - 5 баллов

Иногда - 3.

А теперь подсчитайте набранные баллы:

От 10 до 23 баллов

Вероятно, вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время коренным образом не измените методы своего воспитания, вполне может случиться, что ваш ребенок огорчит, будет постоянно огорчать вас или замкнется в себе.

От 24 до 37 баллов

Ваши взгляды на воспитание в основном правильны. Тем не менее, вам, вероятно, необходимо постоянно проявлять заботу о ребенке. В противном случае у вас, в конце концов, возникнут проблемы в отношении с вашими детьми.

От 38 до 50 баллов

Вы заслуживаете большой благодарности, признания как способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства и любви к ребенку. А это так важно!

Тест “Кем вас считает ваш ребенок?”

Взаимоотношения отцов и детей - извечная, передающаяся из поколения в поколение проблема. Почему в одних семьях царят мир и взаимопонимание, а в других дети и родители не перестают ругаться? Кем вас считает ваш ребенок?

Попробуйте выяснить это при помощи теста.

1. Если ребенок получит двойку в школе, ваши действия?

Задам хорошую трепку, заставлю сидеть дома и зубрить - 2;

Помогу ребенку разобраться и выучить урок - 3;

Получил двойку, получит и тройку. Ничего страшного - 1;

Пойду в школу и устрою учителям выволочку - 4.

2. Если ребенок возьмет без спроса деньги и все потратит, каковы будут ваши действия?

Шкуру с него спущу! - 2;

Проведу беседу, постараюсь все объяснить - 3;

Пускай берет, для него и работаю - 4;

Мои деньги, где попало, не валяются - 1.

3. Сколько времени в день вы общаетесь с ребенком?

Необходимый минимум - 2;

Денно и нощно! - 4;

Все свободное время! - 3;

У меня нет лишнего времени для общения - 1.

4. Вы читали своему ребенку в детстве перед сном книги?

Систематически - 3;

Изредка - 1;

Никогда, читал(а) супруг(а) - 0;

Ни к чему ребенку перед сном забивать голову всякой ерундой - 2.

5. Как ваша семья проводит летний отдых ?

Папа - на запад, мама - на юг, дети - в лагерь! - 1;

Стараемся всегда вместе: и дома, и в походы, и на море - 3;

Отправляем детей гостить к родственникам или в лагерь - 2;

Куда ребенок пожелает, туда и поедет - 4.

6. Как часто вы даете детям советы?

Ежеминутно - 2;

Упаси господь советовать. Дети сами все знают - 4;

По необходимости - 3;

Советую всем никому никогда не советовать - 1.

7. После ссоры с ребенком кто первым идет на примирение?

Тот, кто первым осознает свою неправоту - 3;

Никто и никогда - 1;

Конечно, должен ребенок, ведь он же младше - 2;

Всегда я, жалко дитятко! - 4.

8. Доверяет ли вам ребенок свои секреты?

В минуты откровений - да - 3;

Все секреты узнаю от соседей и знакомых - 4;

Его секреты мне ни к чему - 1;

Никуда не денется, прижму - как миленький доверит - 2.

9. Стараетесь ли вы исполнить все желания своего ребенка?

Безусловно, все до единого - 4;

Да, если позволяют средства и время - 3;

Желания - да, капризы - нет - 2;

Дети должны выполнять желания родителей - 1.

10. Способны ли вы передать своего ребенка на длительный срок (более месяца) на воспитание казенному учреждению или родственникам?

Только если вынуждают обстоятельства - 3;

Именно так я и поступаю - 2;

Ни в коем случае - 4;

Пусть живет, где хочет - 1.

Отметьте ваши ответы и подсчитайте сумму полученных очков.

От 10 до 15

Вы - Равнодушный. Вы считаете детей побочным продуктом своей жизни, злополучным довеском, свалившимся невесть откуда. Лозунг "Хочу пожить для себя!" является отправной точкой в построении ваших взаимоотношений с ребенком. Вы живете своей жизнью, в которой ребенку не находится места. Прохладное отношение к ребенку с вашей стороны не порождает у него ответное чувство привязанности. С каждым годом вы все дальше отдаляетесь друг от друга. Обыденные встречи не несут теплоты и радости от общения. Материальное - единственное, что вас еще связывает. После обособления этой части жизни произойдет окончательный разрыв хрупкой связующей нити, и, надо полагать, ваши встречи станут нежеланными обоюдно.

От 16 до 25

Вы - Деспот. Вы пребываете в полной уверенности, что вы - глава семьи. И поэтому ребенок должен непременно слушать вас и беспрекословно выполнять все ваши требования. Ваши суждения - истина в последней инстанции. Мнение ребенка, его интересы и проблемы вас интересуют мало. У вас имеется четкий план действий в отношении воспитания и обучения ребенка. Сопротивление ребенка вашему неистовому напору только подливает масла в огонь. Не в силах противостоять, ребенок пытается отойти в сторону от постоянного конфликта, замыкаясь в себе и молча выслушивая морализирования неистового родителя. Не исключено, что в будущем, вырвавшись из-под вашего неусыпного надзора, "послушник" будет делать все наоборот тому, чему вы его неустанно учили долгие годы. Просто так! Назло...

От 26 до 34

Вы - Друг. У вас доверительные отношения с ребенком. Вы в курсе всех его маленьких несчастий и радостей. Ребенок считает вас самым близким другом и старается не огорчать вас ни словом, ни действием. Но если такое случается, то вы быстро находите пути примирения, и конфликт не превращается в затяжную междоусобную войну. Вы уверены в действиях своего ребенка и способны предугадать его поведение в той или иной ситуации. Ребенок видит в вас надежную опору и защиту. Вы говорите друг с другом на равных, не переходя на примитивное панибратство. Вы требовательны и в меру строги к своему ребенку. Ваши отношения построены на обоюдном уважении.

От 35 до 40. Вы - Прислуга. Ваш ребенок откровенно помыкает вами. По собственному желанию вы поступили к нему в услужение, потакая с малых лет всем его капризам. Подрастая, он все чаще перестает считаться с вашим мнением. Вы в отчаянии думаете: "Что случилось с моим ласковым прежде малышом?" Вам и невдомек, что он просто встал на философскую позицию Птолемея и откровенно полагает, что вся Вселенная крутится вокруг него. Впереди еще тот миг, когда придет Коперник и объяснит устройство мироздания, переворачивая сознание вашего воспитанника с головы на ноги. Только поможет ли это? Как знать...

Тест “Справляетесь ли вы с обязанностями воспитателей?”

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Проверьте себя, ответив на вопросы: "да", "нет", "иногда".

За каждый ответ "да" начисляется 2 балла, за ответ "иногда" - 1 балл и за отрицательный - 0.

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумываетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, попросить о чем-либо своего ребенка?

10. Неприятно ли вам "отделываться" от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу"?

Результаты:

Менее 6 баллов

О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. Вам следует, не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

От 7 до 14 баллов

Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятите детям, забыв приятелей и производственные проблемы.

Более 15 баллов

Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И, тем не менее, не удастся ли еще кое-что улучшить?

Тест “Мальчишки и девчонки?”

Источник: "Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины"

Этот тест раскрывает некоторые наши предрассудки в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель или педагог может с его помощью проверить, насколько его представления о воспитании верны. На предлагаемые 20 вопросов нужно ответить "да" (если вы согласны с этим утверждением) или "нет" (если вы придерживаетесь другого мнения)".

Текст опросника:

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

2. Девочки лучше относятся к природе.

3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.

4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.

5. Мальчики больше одарены в математике.

6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая.

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10. Мальчики агрессивнее.

11. Девочки менее активны.

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. Девочки более ласковы.

14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.

15. Мальчики более предприимчивы.

16. Девочки более трусливы.

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. Девочки реже соперничают между собой.

19. Мальчикам более важное заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Правильные ответы:

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.

2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 6-9 лет.

3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем, хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен плакать.

7. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.

9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.

10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность.

11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.

12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.

13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.

14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать "на веру" мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.

16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.

17. Не больше мальчиков. Девочки лучше "вооружены" по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

18. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и "мериться силами" друг с другом могут и мальчики и девочки.

19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.

Итак, ответив на вопросы теста, вы определили, насколько ваши представления о разнице между воспитанием девочек и мальчиков совпадают с мнением психолога. Вероятно, каждый убежден, что прав именно он. Но учтите лишь то, что у детского психолога за многие годы работы было куда больше возможности изучить подрастающее поколение.

Тест: «Какой вы родитель?»

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы

1. Сколько раз тебе повторять?

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

3. Не знаю, что бы я без тебя делала.

4. И в кого ты только такой уродился?!

5. Какие у тебя замечательные друзья!

6. Ну на кого ты похож(а)?

7. Я в твои годы...

8. Ты моя опора и помощник(ца).

9. Ну что за друзья у тебя?

10. О чем ты только думаешь?!

11. Какая (какой) ты у меня умница!

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

13. У всех дети, как дети, а ты...

14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!

Ключ к тесту. Теперь подсчитайте общее количество баллов.

От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.

Тест-игра: «Какой Вы родитель?»

Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Вы родитель?» Именно поэтому мы предлагаем Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Оценка результатов

Подсчитайте общее число баллов. Если Вы набрали 5-7 баллов , значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Тест “Кем вас считает ваш ребенок?”

Взаимоотношения отцов и детей - извечная, передающаяся из поколения в поколение проблема. Почему в одних семьях царят мир и взаимопонимание, а в других дети и родители не перестают ругаться? Кем вас считает ваш ребенок?

Попробуйте выяснить это при помощи теста.

1. Если ребенок получит двойку в школе, ваши действия?
- задам хорошую трепку, заставлю сидеть дома и зубрить - 2;
- помогу ребенку разобраться и выучить урок - 3;
- получил двойку, получит и тройку. Ничего страшного - 1;
- пойду в школу и устрою учителям выволочку - 4.

2. Если ребенок возьмет без спроса деньги и все потратит, каковы будут ваши действия?
- шкуру с него спущу! - 2;
- проведу беседу, постараюсь все объяснить - 3;
- пускай берет, для него и работаю - 4;
- мои деньги где попало не валяются - 1.

3. Сколько времени в день вы общаетесь с ребенком?
- необходимый минимум - 2;
- денно и нощно! - 4;
- все свободное время! - 3;
- у меня нет лишнего времени для общения - 1.

4. Вы читали своему ребенку в детстве перед сном книги?
- систематически - 3;
- изредка - 1;
- никогда, читал(а) супруг(а) - 0;
- ни к чему ребенку перед сном забивать голову всякой ерундой - 2.

5. Как ваша семья проводит летний отдых?
- папа - на запад, мама - на юг, дети - в лагерь! - 1;
- стараемся всегда вместе: и дома, и в походы, и на море - 3;
- отправляем детей гостить к родственникам или в лагерь - 2;
- куда ребенок пожелает, туда и поедет - 4.

6. Как часто вы даете детям советы?
- ежеминутно - 2;
- упаси господь советовать. Дети сами все знают - 4;
- по необходимости - 3;
- советую всем никому никогда не советовать - 1.

7. После ссоры с ребенком кто первым идет на примирение?
- тот, кто первым осознает свою неправоту - 3;
- никто и никогда - 1;
- конечно, должен ребенок, ведь он же младше - 2;
- всегда я, жалко дитятко! - 4.

8. Доверяет ли вам ребенок свои секреты?
- в минуты откровений - да - 3;
- все секреты узнаю от соседей и знакомых - 4;
- его секреты мне ни к чему - 1;
- никуда не денется, прижму - как миленький доверит - 2.

9. Стараетесь ли вы исполнить все желания своего ребенка?
- безусловно, все до единого - 4;
- да, если позволяют средства и время - 3;
- желания - да, капризы - нет - 2;
- дети должны выполнять желания родителей - 1.

10. Способны ли вы передать своего ребенка на длительный срок (более месяца) на воспитание казенному учреждению или родственникам?
- только если вынуждают обстоятельства - 3;
- именно так я и поступаю - 2;
- ни в коем случае - 4;
- пусть живет, где хочет - 1.

Отметьте ваши ответы и подсчитайте сумму полученных очков .

От 10 до 15. Вы - Равнодушный. Вы считаете детей побочным продуктом своей жизни, злополучным довеском, свалившимся невесть откуда. Лозунг "Хочу пожить для себя!" является отправной точкой в построении ваших взаимоотношений с ребенком. Вы живете своей жизнью, в которой ребенку не находится места. Прохладное отношение к ребенку с вашей стороны не порождает у него ответное чувство привязанности. С каждым годом вы все дальше отдаляетесь друг от друга. Обыденные встречи не несут теплоты и радости от общения. Материальное - единственное, что вас еще связывает. После обособления этой части жизни произойдет окончательный разрыв хрупкой связующей нити, и, надо полагать, ваши встречи станут нежеланными обоюдно.

От 16 до 25 . Вы - Деспот. Вы пребываете в полной уверенности, что вы - глава семьи. И поэтому ребенок должен непременно слушать вас и беспрекословно выполнять все ваши требования. Ваши суждения - истина в последней инстанции. Мнение ребенка, его интересы и проблемы вас инте ресуют мало. У вас имеется четкий план действий в отношении воспитания и обучения ребенка. Сопротивление ребенка вашему неистовому напору только подливает масла в огонь. Не в силах противостоять, ребенок пытается отойти в сторону от постоянного конфликта, замыкаясь в себе и молча выслушивая морализирования неистового родителя. Не исключено, что в будущем, вырвавшись из-под вашего неусыпного надзора, "послушник" будет делать все наоборот тому, чему вы его неустанно учили долгие годы. Просто так! Назло...

От 26 до 34. Вы - Друг. У вас доверительные отношения с ребенком. Вы в курсе всех его маленьких несчастий и радостей. Ребенок считает вас самым близким другом и старается не огорчать вас ни словом, ни действием. Но если такое случается, то вы быстро находите пути примирения, и конфликт не превращается в затяжную междоусобную войну. Вы уверены в действиях своего ребенка и способны предугадать его поведение в той или иной ситуации. Ребенок видит в вас надежную опору и защиту. Вы говорите друг с другом на равных, не переходя на примитивное панибратство. Вы требовательны и в меру строги к своему ребенку. Ваши отношения построены на обоюдном уважении.

От 35 до 40. Вы - Прислуга. Ваш ребенок откровенно помыкает вами. По собственному желанию вы поступили к нему в услужение, потакая с малых лет всем его капризам. Подрастая, он все чаще перестает считаться с вашим мнением. Вы в отчаянии думаете: "Что случилось с моим ласковым прежде малышом?" Вам и невдомек, что он просто встал на философскую позицию Птолемея и откровенно полагает, что вся Вселенная крутится вокруг него. Впереди еще тот миг, когда придет Коперник и объяснит устройство мироздания, переворачивая сознание вашего воспитанника с головы на ноги. Только поможет ли это? Как знать...

Тест “Мальчишки и девчонки?”

Этот тест раскрывает некоторые наши предрассудки в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель или педагог может с его помощью проверить, насколько его представления о воспитании верны. На предлагаемые 20 вопросов нужно ответить "да" (если вы согласны с этим утверждением) или "нет" (если вы придерживаетесь другого мнения)".

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

2. Девочки лучше относятся к природе.

3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.

4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.

5. Мальчики больше одарены в математике.

6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая.

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10. Мальчики агрессивнее.

11. Девочки менее активны.

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. Девочки более ласковы.

14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.

15. Мальчики более предприимчивы.

16. Девочки более трусливы.

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. Девочки реже соперничают между собой.

19. Мальчикам более важное заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Правильные ответы

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.

2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 6-9 лет.

3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем, хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен плакать.

7. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.

9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.

10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность.

11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.

12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.

13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.

14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать "на веру" мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.

16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.

17. Не больше мальчиков. Девочки лучше "вооружены" по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

18. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и "мериться силами" друг с другом могут и мальчики и девочки.

19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.

Итак, ответив на вопросы теста, вы определили, насколько ваши представления о разнице между воспитанием девочек и мальчиков совпадают с мнением психолога. Вероятно, каждый убежден, что прав именно он. Но учтите лишь то, что у детского психолога за многие годы работы было куда больше возможности изучить подрастающее поколение.

Тест “На что вы готовы ради ребенка?”

Внимательно прочтите предлагаемые вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно; тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Подсчитайте баллы: ответ "А" оценивается в 6 баллов, ответ "Б" в 2 балла, ответ "В" в 1 балл.

Результаты

Если вы набрали от 30 до 39 баллов, это значит, что ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 баллов: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число баллов менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого.

Тест для родителей «Достаточны ли Ваши контакты с детьми?»

    Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

    Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

    Интересуются ли они вашей работой?

    Знаете ли Вы друзей Ваших детей?

    Бываю ли они у вас дома?

    Участвуют ли Ваши дети вместе с Вами в хозяйственных делах?

    Проверяете ли Вы, как они учат уроки?

    Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

    Участвуют ли дети к подготовке к праздникам?

    Предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними во время детских праздников?

    Обсуждаете ли Вы прочитанные книги?

    Бываете ли Вы вместе в театре, на выставках и концертах?

    Обсуждаете ли Вы с детьми телевизионные передачи и фмльмы?

    Участвуете ли Вы вместе с детьми в прогулках, в туристических походах?

    Предпочитаете ли Вы проводить отпуск вместе с детьми?

Утвердительный ответ оценивается двумя очками . Ответ, выраженный словами «часто», «иногда» одним очком , «никогда» нулем . А теперь подсчитайте.

Результаты:

Если Вы набрали более 20 очков , Ваши отношения с детьми, в основном, можно назвать благополучными.

Если от 10 до 20 – удовлетворительными, но недостаточно многосторонними; подумайте. В чем они должны быть углублены и дополнены?

Если менее 10 очков – то Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо решить. Как их улучшить.

Тест-прогноз

"Способности ребенка. Как их распознать?"

Если у ребенка преобладают способности в технической области, то он:

    интересуется самыми разными механизмами имашинами;

    любит разбирать и собирать различные приборы, конструировать модели;

    часами пытается разобраться в причинах поломок и неисправностей различных механизмов и приборов;

    использует испорченные приборы и механизмы для создания новых моделей и поделок;

    любит и умеет рисовать, чертить, с удовольствием создает чертежи эскизов и механизмов;

    читает специальную техническую литературу, заводит себе друзей с аналогичными интересами.

Если у ребенка ярко выражены музыкальные способности, то он:

    любит музыку, часами может ее слушать, покупает музыкальные записи;

    с удовольствием посещает концерты;

    легко запоминает мелодии и ритмы и может их воспроизвести;

Если играет на музыкальном инструменте или поет, то делает это с большим чувством и удовольствием;

    пытается сочинять свои собственные мелодии;

    пытается научиться играть на музыкальном инструменте или уже на нем играет;

    разбирается в различных областях музыкальной культуры.

Если у ребенка ярко выражены способности к научной деятельности, то он:

    обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям;

    умеет четко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведет их записи, которые использует по мере надобности;

    задает много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;

    часто пытается дать свое объяснение процессам и явлениям окружающего мира;

Создает свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая ему интересна.
Если у ребенка ярко выражены артистические способности, то он:

    часто выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями, если ему не хватает слов;

    умеет увлечь аудиторию и слушателей своим рассказом;

Имеет способность к подражанию, меняет тональность и выражение голоса, когда подражает человеку, о котором рассказывает;

    с большим желанием выступает перед аудиторией;

    способен к имитации и делает это легко и непринужденно;

    любит перевоплощаться, используя при этом различную одежду;

    пластичен и открыт всему новому.

Если у ребенка незаурядный интеллект, то он:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей и может их объяснить;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает школьный материал, задает много интересных, необычных, но продуманных вопросов;

    обгоняет своих сверстников в учебе, но не всегда является отличником, часто жалуется на то, что в школе ему скучно;

    имеет не по возрасту обширные знания в различных областях;

    рассудителен и даже расчетлив не по годам;

    обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

    остро реагирует на все новое и неизвестное.

Если у вашего ребенка спортивный талант, то он:

    энергичен и все время хочет двигаться;

    смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

    любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;

    ловко управляется коньками и лыжами, мячами и клюшками;

На уроках физкультуры в числе лучших учеников, хорошо развит физически, координирован в движениях, имеет хорошую пластику;

    любит бегать, сидению на месте предпочитает игры и соревнования;

    имеет спортсмена-кумира, которому старается подражать;

    практически никогда всерьез не устает, если занят любимым делом.

Если у вашего ребенка литературные способности, то он:

    рассказывает всегда логически и последовательно;

    любит фантазировать и придумывать;

    старается как можно шире использовать палитру языка для того,

чтобы передать мельчайшие детали описываемого сюжета или персонажа;

    любит писать рассказы, стихи, дневники;

    не стесняется демонстрировать свои литературные способности.

Если у вашего ребенка художественные способности, то он:

    с помощью рисунка или лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;

    в своих рисунках пытается передать окружающий мир через призму собственного восприятия;

    увлекается художественными произведениями искусства, любит их рассматривать;

    умеет видеть прекрасное и необычное рядом;

    в свободное время охотно лепит, рисует и чертит;

    любит создавать что-то интересное и необычное в доме.

На вопросы анкеты необходимо отвечать словами "да" или "нет".
Скорее способный, чем одаренный.

    Подвижный, инициативный, деятельный.

    Живо откликающийся на все новое.

    Интересующийся непонятными и загадочными явлениями.

    Отвлекающийся и не всегда доводящий начатое дело до конца.

    Нуждающийся в поддержке и помощи старших в начатом интересном деле. Для него характерно проявление капризов, если что-то не получается.

Если на 5 вопросов вы дали положительный ответ, есть некоторые основания считать вашего ребенка способным.
Если на четвертый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам.
Скорее одаренный, чем просто способный.

    Его интересы достаточно стабильны и устойчивы.

    Он очень любознателен.

    Он любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи.

    Часто не соглашается с мнением взрослых.

    Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

    Всегда доводит начатое дело до конца.

    Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.

    Настойчив в достижении поставленной цели.

    Имеет много друзей среди сверстников, может с каждым найти общий язык.

    Дети тянутся к нему, ценят его ум и многообразие интересов.

11. Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим его людям.
Положительные ответы на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к ответам на следующие вопросы.
Яркая одаренность.

    Во многих сферах знаний проявляет разностороннюю одаренность.

    Имеет одного, максимум двух друзей, более старших по возрасту.

    Его речь очень развита, характеризуется большим лексическим запасом, глубоким пониманием языковых нюансов.

    Во всех вопросах ищет самостоятельные решения.

    Не любит общепризнанных мнений, во всем опирается на собственное мнение, делает собственные выводы.

    В трудных ситуациях отвечает за себя сам, не прибегая ни к чьей помощи.

    В общении с людьми разного возраста ведет себя не по годам взросло.

    Рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера.

    Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях знаний.

    Критичен по отношению к себе и другим.

    Не всегда уживчив в коллективе, категоричен в суждениях.

Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному. Это должно радовать родителей и требует от них огромных душевных сил для того, чтобы ребенок, имея такой природный потенциал, состоялся.

Признаки высоких умственных и творческих способностей детей.

    Ранняя мотивированности в выборе цели.

    Проявление упорства в достижении поставленной цели, несмотря на неудачи.

    Легкость слухового и зрительного запоминания, устойчивость за поминания.

    Способность к творческому воображению, созданию нового

    Способность к абстрагированию, умение устанавливать ассоциативные связи между различными предметами и явлениями.

    Способность длительное время увлекаться какой-либо трудно разрешимой идеей.

    Склонность кодиночеству и работе вне коллектива.

    Потребность в мечтаниях, фантазировании.

    Способность заражать своими идеями других людей.

Тест для родителей "Как определить способности Вашего ребенка?"

Ответьте на следующие вопросы:

    Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач?

    Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы?

    Ваш ребенок задает вопросы типа: "Когда началось время?"

    Ваш ребенок никогда не заблудится в незнакомом месте?

    Ваш ребенок особенно грациозно движется?

    Ваш ребенок часто интересуется, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.?

    Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас?

    Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде?

    Вашему ребенку нравится играть разные роли и ставить пьесы?

    Во время автомобильных поездок Ваш ребенок запоминает особенности местности?

    Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки?

    Ваш ребенок хорошо чертит карты и четко обозначает объекты?

    Ваш ребенок изображает мимически различные выражения и движения?

    Ваш ребенок любит (ил) сортировать игрушки по размеру и цвету?

    Ваш ребенок способен связывать поступки с чувствами, например, может ли он сказать: "Я сделал так, потому что рассердился"?

    Ваш ребенок любит рассказывать истории и это ему удается?

    Ваш ребенок комментирует различные звуки?

    Познакомившись с кем-то впервые, ребенок говорит: "Он мне напоминает того-то и того-то".

    Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?

Пояснения:
Вопросы 1,8,17 -лингвистические способности.
Вопросы 6,12,18 -музыкальные способности.
Вопросы 3,7,15 -логико-математические.
Вопросы 5,9,14 - телесно-кинематические способности.
Вопросы 10,16,20 - знание себя.
Вопросы 2,10,19 - знание других людей.
Вопросы 4,11,13 - пространственные способности.
Если Вы ответили "правильно" на все три вопроса, значит, ребенок обладает способностями этого типа.

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества №2»

СБОРНИК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в помощь педагогам дополнительного образования)

Колесникова О.Н.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх