Древнерусские свадебные обряды. Свадьба в традициях руси

Еще издавна для всех народов и для каждой семьи одним из значимых событий являлась свадьба и именно поэтому русская свадьба богата на обычаи и традиции.

В современном мире все чаще молодожены возвращаются к проведению традиционных свадебных обрядов, для этого необходимо подробно ознакомиться с тем, какие традиции существуют, в чем раскрывается смысл их проведения, исходя из рекомендаций, которые передаются из поколения в поколение.

Во время наших предков русские свадебные традиции очень почитали и отдавали им огромное значение, и не зря, ведь люди верили, что именно такие ритуалы принесут молодым изобилие и благо в дом.

Придумывали специально предназначенные молитвы, которые читали на свадьбе родители за своих детей, поздравления, читались заговоры, устраивали пляски, пели песни и создавали всю необходимую свадебную атрибутику задолго до торжества, своими руками.

Следует заметить, что принцип проведения свадебных традиций отличался в зависимости от места проведения, сказывалось это и на блюдах, и на нарядах, и прочих составляющих ритуала.

Из-за таких особенностей свадебные обряды на Руси часто отличались странностью, если, например, рассмотреть такой обряд: перед свадьбой девушка должна горько плакать и отказываться от венчания, а уже после она отправлялась в баню, чтобы совершить следующий обряд омовения.

Под венец невесту ведут под руки ее дружки, а после завершения венчания девушка идет сама.

Также на Руси был еще один интересный обычай, который заключался в следующем: молодой переносил через порог дома свою жену, и причем делалось это не для того, чтобы оказать внимание невесте, а чтобы обмануть домового, поскольку его считали главным хозяином и управителем дома.

Испокон веков свадебные традиции подразумевали под собой то, что девушка должна покидать отчий дом и жить рядом с мужем. И, таким образом, невеста становилась полноправной хозяйкой дома и полноценным членом семьи, где у нее появлялись еще одни родители: мать и отец мужа, которых оба молодые почитали и уважали.

По факту такие традиции обозначали, что девушка будучи невестой умерла, а после заключения брака в церкви возрождалась уже в качестве жены своего мужа.

Обряд сватовства по русским обычаям

Свадьба на Руси проводилась в нескольких этапах и одним из важнейших ее обрядов является сватовство. Для проведения ритуала выбирали определенный день, удобный обеим сторонам и родители будущей невесты, а иногда и сваха, отправлялись в дом к родственникам жениха.

Сватами со стороны молодого могли быть не только родители, а и его ближнее окружение: это дяди, комы, лучшие друзья парня.

В этот день устраивали настоящий праздник, где пели задорные песни, частушки, читали молитвы и заговоры, царила атмосфера веселья и счастья. К проведению обряда необходимо было готовиться за долгое время.

Несмотря на сценарий сватовства, где родители невесты должны были первое время отказываться от заключения брака их дочки, обе стороны предварительно уже обо всем договаривались.

В разных местностях сватовство имело свои обычаи, отличающиеся друг от друга, например, в некоторых округах сперва нужно было хорошенько потрясти крышку от печки, а где-то достаточно было просто помолиться перед иконой.

Обычно сваты подготавливали специальный текст, который учили наизусть.

Сватовство разделялось на такие этапы:

  • сперва родители девушки отказывались от заключения брака, обосновывая тем, что слишком молода дочка;
  • обряд нельзя было проводить в пятницу и среду;
  • ритуал обычно проводили в вечернее время, дабы посторонние не могли сглазить молодых;
  • если сватовство прошло успешно, то все женщины в доме невесты обвязывали посуду веревкой, делалось это для будущего благополучия новоиспеченной семьи.

Особенности обряда помолвки

Суть обряда помолвки заключалась в том, чтобы объявить на всю округу о будущем венчании. Уже после помолвки молодые могли открыто называть себя женихом и невестой.

Именно на этом обряде решали дату свадьбу, необходимые условия, где будет происходить венчание и другие важные вопросы касательно торжества. У невесты интересовались приданным, а сваты обсуждали создание будущей семьи.

Как проводили наши предки этот обряд:

  • в аристократическом обществе в день помолвки был бал, а молодой дарил девушке ее первое колечко;
  • обычные люди в этот день устраивали менее скромный праздник с накрытым столом и обрядовыми заговорами;
  • а вот в деревнях все происходило с особой атмосферой, сперва пекли каравай, который дарили сватам, затем молодоженов благословляли родители, а пир устраивали чуть ли не на всю деревню.

После помолвки страшным грехом было отменить венчание. Считалось, что такой грех будет преследовать все поколение рода.

С момента помолвки невесту никто не смел трогать, девушка шила свое приданое, занималась домашними хлопотами, при этом она должна была повязать на голове платок, поскольку ей нужно было «умереть» и заново родиться, уже под крылом мужа.

На сегодняшний день практически невозможно встретить проведение такого красивого обряда. Однако, молодые часто устраивают застолья, приглашая всех родных, где они оповещают радостную новость о предстоящей свадьбе.

Поэтапная подготовка к свадьбе

Чтобы вступить в новую жизнь, молодой нужно было испечь каравай, который мог быть украшен различными фигурками. Процесс выпекания проходил очень весело и интересно, созывали практически всю женскую часть села.

Важной составляющей подготовки к свадьбе считали девичник. На нем невеста прощалась со своей жизнью, где она была еще совсем юной девушкой. Молодой заплетали, а затем расплетали волосы, вплетая в косу ленточки, которые считались магическими, их принято было поровну разделять между девушками для удачного замужества каждой из них.

А в это время жених со своими приятелями проводили молодечник, на котором он также прощался со своей холостяцкой жизнью.

Обычаи и традиции самого венчания

Свадебные обряды и традиции на Руси проводили около недели. Обычно торжество проходило зимой, потому что тогда не было работы в поле. Обряд сватовства мог проводиться в любой период, а вот помолвку проводили в осенний или зимний период.

Для венчания создавали специальный свадебный русский поезд. Для этого в день торжества в дом жениха приходили до рассвета люди, которые будут ехать в этом поезде. Это могли быть родители, друзья, сваха.

После того, как все погрузились в поезд, карета или телега ехала за невестой, а оттуда в церковь на венчание. Интересен тот факт, что сразу невесту не отдавали, перед этим просили за нее выкуп или придумывали различные задания для жениха.

Сам процесс венчания проходил с особым таинством и загадочностью. Особое значение придавали венчальным предметам, потому что верили, что они несут в себе магическую силу, способную принести счастья молодым.

После венчания устраивали пир на весь мир. Созывали всю деревню на торжество, а сам праздник проходил очень весело и задорно, проводилось множество обрядов для невесты и для жениха, выкуп невесты, поздравления гостей, первый танец молодых.

Полноценными супругами молодожены считались после первой брачной ночи. В знак того, что девушка невинна, утром развешивали полотно с вышивкой в красный цвет.

Принято было завершать празднование угощением блинами, которые мать невесты преподносила зятю. После таких обычаев свадьбу считали завершенной, а молодоженов ждала счастливая совместная жизнь.

Русская свадьба берет своё начало в древности, сочетая в себе как древнерусские языческие обряды, так и более новые, христианские обычаи. На стыке культур, проверенные временем, свадебные обряды на Руси известны своей сложностью и красотой. Как правило, торжеству предшествовала долгая .

Из древности – в наши дни, с любовью от далеких предков


Подготовка к торжеству

Сватовство

Как многие знают, традиция русской свадьбы подразумевает начало с обычая сватовства – родственники жениха громко, с песнями и богатыми дарами, отправлялись в дом невесты, где сваты рассказывали, насколько хорош будущий муж и насколько богат его дом. Считалось, что невеста и жених должны обязательно соответствовать друг другу по материальному положению.

Неравные браки были крайне редки и считались скорей исключением, а потому важным качеством при выборе спутника жизни для своего чада родители считали благополучие и здоровье

Смотрины

Следом обряд русской свадьбы подразумевает смотрины – по сути то же, что и сватовство, но чуть позднее и с точностью до наоборот. Теперь родственники невесты стремились показать, что девушка достаточно хороша собой и хозяйственна. На смотринах часто в качестве даров использовались вышитые невестой вручную полотенца или скатерти – это должно было показать талант девушки к рукоделию.

Если обе стороны оставались довольны, заключалась помолвка и начиналась подготовка к торжеству. Свадьба на Руси традиционно справлялась осенью или зимой – так, согласно православной традиции, новая семья оказывалась под покровительством Богородицы, способствовавшей благополучию и здоровью будущих наследников.

Мальчишник и девичник

Обряд свадьбы на Руси включал также мальчишник и девичник, проходившие за три дня до торжества. И девичник совсем не был веселым: невесте положено было плакать. Русская свадебная традиция для этого предлагала приглашать в дом всех девушек села, родственниц и подруг, а также особенную гостью – вытницу. Их(плакальщиц), в селах очень уважали, и её присутствие на девичнике считалось обязательным.

Вытница – часто женщина в возрасте – заводила грустную песню, «плач», и невеста обязательно должна была плакать. Это нужно, чтобы слезами попрощаться со своей беззаботной юностью. Даже если невеста вовсе не была несчастна, и очень даже хотела замуж, плакать было обязательно, а голос вытницы создавал подходящее настроение. Нельзя сказать, что «плач» – всего лишь песня.

Настоящая вытница, исполняя плач, часто подбирала слова на ходу, впадая в некое подобие транса, и все присутствующие женщины в конце концов плакали вместе с ней и невестой

Свадебный обряд в древней Руси далее подразумевал, что женская часть семьи невесты и её подруги ведут девушку в баню, где все вместе, под песни, омывают ее перед предстоящим торжеством. Жених к данному времени тоже должен был находиться в бане, но мальчишник был еще менее весёлым – юноша обязан был провести эту ночь в одиночестве и молчании, чтобы:

  • Подумать о будущем супружестве.
  • Стать из мальчишки мужем.
  • Подготовиться к сложной роли главы семейства.

Девичник и мальчишник остались в современной традиции, но совсем в другом качестве



Как и раньше, целью мальчишника и девичника является прощание с холостой жизнью. Но если раньше ее принято было провожать слезами, сегодня молодые предпочитают в последний раз «погулять»

Наряды молодых

Старинные свадебные обычаи русского народа имеют упоминание также и о наряде молодых на момент торжества. И если жених должен был выглядеть богато, но невесте положено было обряжаться в платье, которое она сама и сшила, и вышила. В зависимости от состоятельности семьи, платье могло быть вышито как цветной нитью, так и золотом, и даже жемчугом. Чем богаче семья – тем больше драгоценностей на платье невесты.

Гуляние на всё село

Выкуп или как доказывали свою удаль и силу

День свадьбы начинался с выкупа – жених с друзьями и родственниками громко, с песнями, криками и колокольчиками, приезжали в санях или повозках к дому невесты. Чем ярче повозки, чем громче кортеж – тем лучше, каждый в селе должен был знать, что сегодня – свадьба.

Перед домом невесты жениха могла ждать «засада» – братья или другие родственники невесты могли преградить путь к дому и потребовать плату за проезд – «выкуп».

У самого дома невесты жениха снова ждали трудности – ему предстояло выполнить несколько заданий, доказать свою удаль и силу.

Такая демонстрация изначально имела всю серьёзность и практическую ценность – сельская жизнь на Руси не была простой, и только сильный телом и духом мужчина мог достойно обеспечить всем необходимым будущую жену и детей.

Патриархальная традиция, принятая на Руси, прослеживается и в свадебных обрядах. Мужчина не только принимал решения, но и брал на себя ответственность за свою семью, обеспечивая истинно «мужскую руку и плечо» любимой хранительнице очага и своим наследникам

Старинное свадебное застолье

Разумеется, в древней Руси нельзя было просто заказать – за свадебное застолье отвечала семья жениха. Свадьба обязана была быть богатой, семья молодого, в особенности его мать и сестры, занимались столом, украшали дом и ждали гостей.Приглашены на свадьбу по традиции были все знакомые, соседи, друзья и просто прохожие – заглянуть на торжество и выразить почтение молодым мог любой желающий.

Свадебное застолье, согласно русской традиции, длилось три дня, и все три дня молодые должны были присутствовать за столом. При этом им не позволялось употреблять алкоголь, кушать разрешалось по минимуму, а пить – только воду. Таким образом родители способствовали скорейшему появлению внуков. На второй день свадьбы молодоженов отправляли на специально подготовленное «ложе», куда на третий день впускали всех желающих, чтобы показать ночную рубаху невесты и доказать ее добродетельность и чистоту.

Подарки для молодоженов

Дарить подарки принято было не только молодоженам, но и их родителям. Популярными подарками на свадьбу, как и сегодня, была домашняя утварь, посуда, текстиль… а также обрядовые вещи.

Например, на свадьбу жениху часто дарили плётку – в назидание невесте, чтобы «знала своё место и не перечила мужу». По большей части такая вещь, конечно, имела символическое значение

Издревле на Руси принято дарить молодым вещи, которые могли бы упростить их семейный быт



Современное русские традиции

Сегодня свадебное застолье молодые могут устроить так, как посчитают нужным, а старинные русские свадебные обряды носят, скорей, рекомендательный характер. В древности же их соблюдение было строго обязательным.

Кстати, планируя свадебное застолье, не забудьте уделить внимание мелочам:

  • Подобрать достаточно разнообразное меню.
  • Позаботиться о транспорте для всех гостей.
  • Не забыть о запасных букете и подвязке для броска.
  • Подобрать на свадьбу.

Соблюдать свадебные традиции древней Руси или довериться веянию изменчивой моды – личное дело каждой пары. Важно лишь сделать так, чтобы главный день надолго остался в памяти как самый светлый и радостный в жизни молодой семьи.

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности…

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами.

В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц.

У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.

Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.

Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое.

Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил.

Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки.

Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство.

К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли.

Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь.

Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы.

В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай.

Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи.

Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное.

К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню".

Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье".

Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).

Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли".

Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.

Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры.

В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку".

Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела".

Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.

Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.

Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом.

Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом.

В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости.

Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.

К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.

Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили).

Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь.

На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой").

Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.

В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".

Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.

Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни".

Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности).

Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.

В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью.

В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато".

Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.

Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками.

Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином.

Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления.

Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник.

Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.

Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".

Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.

Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.

Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет.

После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.

Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.

Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.

Современные свадебные традиции значительно отличаются от обрядов прошлого. В древности на Руси невеста должна была по статусу и материальному состоянию соответствовать мужу. Родители сами выбирали своим детям пару, и довольно часто первая встреча молодых проходила только на . Свадьбу играли только осенью или зимой.

Свадебный обряд на Руси можно разделить на три этапа:

  1. Предвенчальный. Состоял из сватовства, шитья приданного и девичника.
  2. Свадебный. Свадебный обряд и венчание.
  3. Послевенчальный. «Раскрывание» молодой в доме мужа, праздничный стол, утренние пробуждение молодых.

Раньше брак заключался так: когда родители решали, что время пришло, они спрашивали совета у родственников, потом отправляли сватов, которые уже занимались браком.

Старинные свадебные обряды на Руси

Главным атрибутом торжества было приданное, иногда на его подготовку уходило большое количество времени, все зависело от материального состояния семьи невесты. Оно состояло из постели, платья, домашней утвари, украшений, крепостных или имущества, если невеста была дворянского происхождения. Самым драматическим моментом был «Баенный» обряд, когда девушке расплетали косу.

Обряд проходил вечером, для него надевали самое лучшее платье и все украшения, которые были в наличии. В парадной готовили стол, за которым ждали приезда жениха. Потом происходил обряд расчесывания волос свекровью и заплетение двух кос, которые символизировали женщину в браке. После благословений молодые ехали на венчание, по правилам жених должен был прибыть первым. Только после венчания пара могла поцеловаться. При выходе молодых осыпали хмелем и семенами льна, с пожеланиями счастья. После все направлялись к дому мужа, где происходило уже само празднование.

Свадебные обряды Древней Руси

Подобное торжество на Руси имело определенные правила, которые должны были обязательно соблюдаться. Все древние свадебные на Руси имели определенный сценарий:

Свадьбы, которые играли несколько веков назад, значительно отличаются от сегодняшнего бракосочетания. Многие традиции прошлого сохранились, но приняли иные формы, видоизменились, потеряв первоначальный смысл. Старинные свадебные обряды на Руси ( , смотрины, благословение и др.) были неотъемлемой частью женитьбы, без них торжество не могло состояться. Описания таинств и традиций, представленные ниже, помогут вам понять, как проходила старинная русская свадьба.

Таинство свадебного обряда на Руси

Переход девушки из одной семьи в другую – основа свадебных обрядов прошлого. Считалось, что она умирала в отцовском доме, а после свадьбы возрождалась в семье мужа. На венчании девушку прятали под плотными тканями, платками, за которыми не было видно ее лица и тела. На нее нельзя было смотреть, потому что по поверьям она была «мертва». К алтарю невесту вели, держа под руки, но после венчания она самостоятельно покидала церковь, «родившись заново».

Многие свадебные обряды на древней Руси имели магическую подоплеку. До того, как священник навсегда соединял души влюбленных, будущие муж с женой считались уязвимыми для злых сил. Проводилось множество ритуалов, чтобы помочь молодым избежать сглаза, порчи: например, подметание дороги перед новобрачными. Обряд исключал возможность того, что супругам под ноги подбросят что-то, привлекающее злых духов к новой семье. Переходить им дорогу также считалось плохой приметой.

Свадьбу в древние времена праздновали несколько дней. Первый день был полон событий: невесту готовили к скорому приезду суженого, перевозили приданое, потом будущие супруги получали благословение, отправлялись к свадебному застолью. Масштабный свадебный пир происходил на следующий день, после обряда церковного венчания. Во время свадьбы жениху нужно было соблюдать молчание, поэтому ответственность за свершение свадебных ритуалов лежала на дружке (родственнике или друге жениха).

Чтобы избежать порчи, обычай предписывал молодым спать в новом месте – для первой брачной ночи им готовили сенник, убранством которому служили иконы, стрелы по четырем углам с куницами на них, постель из двадцати одного снопа. Во время свадебного застолья новобрачные пили и ели мало, а последнее блюдо им приносили к постели. Поутру при помощи стрелы поднимали одеяло, проверяя, невинной ли была невеста, выходя замуж.

Сватовство и подготовка к свадьбе

Перед свадьбой существовало несколько старинных обрядов. Первым было сватовство, когда родственники и друзья жениха приходили к родителям невесты, нахваливали его, рассказывали о достоинствах. Чтобы встреча прошла удачно, сваты и свахи ехали окольными путями, запутывая следы – это была защита от темных сил. Первый раз родителям невесты следовало отказать сватам, не смотря на предварительную договоренность между семьями о женитьбе.

После данного сватам положительного ответа проводился другой важный обряд – смотрины. Он представлял собой осмотр одежды избранника, посуды, общего состояния домашнего хозяйства. В былые времена смотрины могли изменить решение родителей выдать дочь замуж – человек, который недостаточно богат, чтобы ее обеспечить, получал отказ.

Если смотрины прошли хорошо, а родственники девушки остались довольны материальным положением будущего супруга, назначался день, когда семья официально объявит о своем решении – тогда уже ничего не могло помешать свадьбе, кроме непредвиденных форс-мажорных обстоятельств. На Руси об обручении было принято говорить во время застолья в присутствии множества гостей.

Накануне самого торжества девушке с подружками необходимо было посетить баню. Там они мылись, пели песни, разговаривали. После бани продолжался девичник, на котором проводились обряды защиты от темных сил – подружки описывали жизнь невесты с мужем мрачной, несчастливой. Раньше считалось, что это отпугнет нечистых духов. Девушки проводили ночные гадания при свечах, водили хороводы, исполняли ритуальные обряды укрепления связи с будущим мужем.

Расплетание косы суженой подружками и плетение вместо нее двух косичек – важный свадебный обряд в перечне привычных на Руси, который проводился накануне церемонии. Он символизировал прощание невесты с девичеством, становление ее как женщины, готовность зачать ребенка.

Жених тоже посещал баню перед свадебным торжеством, однако один. В отличие от суженой, которой предстояло провести целый вечер, общаясь с подругами, гадая и танцуя, он должен был соблюдать молчание.

Старинная церемония благословения

Православный обряд родительского благословения, проводившийся в древности, считался одним из самых важных свадебных мероприятий. Пары расставались, если получали отказ в ритуале благословения. Проводился он так: будущие супруги перед венчанием приезжали ко двору родительского дома невесты, где мать с отцом встречали их хлебом-солью и крестили иконами, обернутыми рушником. Подробнее об обряде смотрите на фото ниже.

Молодым следовало воздержаться от питья и еды за свадебным столом. Они принимали подарки и поздравления, а во время подачи последнего блюда (обычно это было жаркое) уходили в сенник, где проводили первую брачную ночь. Гостям было дозволено несколько раз за ночь разбудить молодоженов, чтобы снова вызвать их к столу.

Утром, когда большинство захмелевших гостей покидало пир, накрывался «сладкий стол». После него молодожены шли мыться, а простынь или рубашка невесты нередко демонстрировалась односельчанам, доказывая девичью невинность.

Третий день свадьбы был для супруги тяжелым – ей необходимо было показать свои способности как хозяйки: растопить печь, приготовить обед, помыть полы, а гости разными способами пытались помешать ей.

Крестьянская свадьба обычно длилась три дня. Суженых называли «князь» и «княгиня», потому что таинство свадебного обряда в этом ракурсе на Руси было похоже на возведение князей в достоинство власти.

Традиционные свадебные песни

Без традиционных свадебных песен не проводилось ни одно торжество. Они сопровождали предсвадебные обряды и несколько праздничных дней. Посмотрите видео, на которых исполняются традиционные свадебные песни Руси:

  • Русская народная свадебная песня:

  • «Вьюн над водой»:

Многие обряды и обычаи свадьбы потеряли первоначальный смысл, а отношение современных людей к старинным обрядам изменилось – нередко свадьбы ограничиваются росписью в ЗАГСе. Но некоторые пары продолжают соблюдать древние традиции торжества, отдавая дань богатому прошлому нашей страны.

Какие свадебные обряды Руси показались вам интересными? Может вы были участником такой свадьбы? Расскажите об этом в комментариях.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх