Приемы воспитания в педагогике примеры. Общие методы воспитания
Классификации методов воспитания, подобно любым другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, приемов и средств.
Частичные изменения, дополнения, усовершенствования методов воспитания в конкретных условиях воспитательного процесса называются приемами воспитания.
Прием воспитания - это часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их обыграть и применить, является признаком высокого мастерства педагога.
Например, учитель впервые организует субботник по уборке класса. Прежде чем расставить детей на определенные участки работы, он рассказывает и показывает, как нужно промыть тряпку, протереть ею парты, куда и как сдвинуть парты, чтобы легче было сделать влажную уборку. Вот рассказ учителя в данном случае выступает как методический прием. Методы и приемы между собой тесно связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.
В системе воспитательной работы следует выделить и средства воспитания. Средствами воспитания называются целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности в которые поощряют учащихся. Но универсальными средствами всегда являются деятельность и общение. Если под приемом понимают единичное воздействие, под средством -- совокупность приемов. Например, труд является средством воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибки, является приемом воспитания. Общение -- средство воспитания, но реплика, сравнение -- приемы. В связи с этим методы воспитания определяются как совокупность средств и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств, поскольку структура метода обязательно предполагает наличие приемов и средств.
- * непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
- * создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
- * общественное мнение референтной группы, например коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку -- отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средств массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);
- * совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
- * процессы обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;
- * погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы .
Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности » (А.С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Воспитатель может действовать по-разному:
- - «воздействовать на ребенка», и тогда маленький человек будет представляться ему «мягким воском»;
- - «противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами;
- - «содействовать», значит помогать;
- - «взаимодействовать», то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руку» (C.А. Смирнов).
Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.
Предпринимаются попытки систематизировать методы воспитания. Так, например, выделяют три группы методов (Г.И. Щукина):
- 1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;
- 2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;
- 3) использующие поощрения и наказания .
П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:
- 1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;
- 2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;
- 3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков .
Способ достижения единства воспитательных воздействий - координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитатели, классные руководители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию людьми: работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов.
Методы и приемы воспитания
Методы воспитания - это пути (способы) достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы- это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств. Несомненно, одни пути ведут к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует прежде всего те из них, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма.
Однако создать принципиально новый метод воспитания ни одному воспитателю не под силу, хотя задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Образно говоря, приемы - это неизведанные тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути - методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять - одна из важнейших характеристик педагогического мастерства. Такова связь методов и приемов воспитания.
Метод воспитания - это способ достижения цели воспитания, способ получения результата. Цель можно достичь разными путями. Сколько же методов (способов) достижения цели воспитания существует? Какие из них приведут к цели быстрее, а какие медленнее? От чего зависит данный процесс и как можно повлиять на него?
Прежде чем ответить на эти вопросы, следует учесть, что в педагогике кроме понятия «метод воспитания» используется понятие «прием воспитания». Прием воспитания - частное выражение метода. В процессе практической деятельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приемы относятся к методам как частное к общему. Например, для метода примера приемом служит встреча с интересными людьми. Для метода поощрения прием - вручение книги.
Воспитатель действует каждый раз по-разному: воздействует на воспитанника и ждет немедленной реакции в поведении; содействует, т.е. помогает ему; взаимодействует - сотрудничает с воспитанником. Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковы возраст воспитанников и их особенности и, наконец, профессиональные умения воспитателей также неодинаковы.
Итак, метод воспитания - это способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.
В практике воспитательного процесса существуют различные методы воспитания: убеждение, положительный пример, личный пример, требование, ласковое прикосновение к воспитаннику, доверие, недоверие, приучение, поручение, угроза, прощение и др.
Важно отличать истинные методы воспитания от ложных. Некоторые исследователи к ложным методам воспитания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные «проработки»; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.
Воспитателю важно научиться себя контролировать, чтобы не использовать неэффективные методы воздействия в процессе воспитания.
Методы воспитания называются общими потому, что они используются:
Для решения любых юспитательных задач (нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания и др.);
Для решения не одной, а совокупности задач.
В целях облегчения практического использования методов воспитания целесообразно их классифицировать. Классификация методов - это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявле-. нию в них общего и специфического, теоретического и практического. Классификация помогает упорядочить методы. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.
Представим некоторые из них.
Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин предлагают следующую классификацию:
Методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование, общественное мнение);
Методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).
В Российской педагогической энциклопедии предлагается следующая классификация методов воспитания, базирующаяся на изменениях:
Деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);
Отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений);
Компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития).
Существуют и другие классификационные подходы. Задача воспитателя - выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования.
Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы:
Убеждения;
Упражнения;
Поощрения;
Наказания;
Примера.
В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.
метод убеждения. Убеждение - это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Следует дифференцировать убеждение как: 1) психическое свойство личности и 2) метод воздействия на сознание и волю воспитанника, конечной целью применения которого и является формирование убеждения в первом значении.
Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы поведения и действий. Важно понять, чем человек руко водствуется при принятии решений, насколько осознанно происходит этот выбор. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь сформировать правильные убеждения. С помощью этого метода раскрываются нормы поведения, доказывается необходимость правильного поведения, показывается для личности значимость тех или иных норм поведения.
Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Следовательно, используя этот метод нужно передать и закрепить в сознании воспитанника определенную информацию, сформировать уверенность по отношению к ней. Убежденность в правильности идеи формируется в процессе практической деятельности человека.
Как приемы убеждения воспитатель может использовать рассказ, беседу, объяснение, диспут.
Рассказ (информационный метод убеждения) - это последовательное изложение фактического материала, осуществляемое в повествовательной форме. Требования, предъявляемые к рассказу: логичность, последовательность и доказательность изложения, четкость, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей воспитанников. При необходимости доказательства правильности каких-либо суждений в рассказе используется объяснение, которое может сопровождаться вопросами и перерасти в беседу. Рассказ позволяет влиять на сознание воспитанника и закладывать основы его убеждений.
Беседа - это вопросно-ответный метод активного взаимодействия воспитателя и воспитанников. Для эффективности результата воспитателю важно продумать систему вопросов, подводящую воспитанника к правильным выводам. Обычно намечаются главные, дополнительные и уточняющие вопросы. Если в процессе беседы от частных вопросов переходят к общим выводам, беседа носит эвристический характер. Убеждающий смысл беседы тем выше, чем более используется опора на собственный опыт воспитанника. Различают беседы: эстетические, политические, этические, познавательные, о спорте, труде и т.д.
Беседы могут проводиться с одним воспитанником (индивидуальные), с несколькими (групповые), быть заранее спланированными и срочными (по следам события, поступка).
А.С. Макаренко успешно использовал в воспитании «отсроченные» беседы (например касающиеся поступка воспитанника, но проводимые не сразу, а через некоторое время, чтобы он смог сам осознать совершенное).
Требования, предъявляемые к беседе:
Ее материал должен быть близок детям, их опыту, вызывать интерес, волновать их;
Необходимо так строить вопросы, чтобы заставить воспитанников думать, анализировать свои знания и свой жизненный опыт по данному вопросу;
В ходе беседы не следует слишком быстро и строго осуждать неправильные мнения, нужно добиваться, чтобы воспитанники сами приходили к правильным выводам;
Продолжением беседы должна быть деятельность воспитанников по реализации утвержденных норм поведения.
Приемом убеждения также является диспут как активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы. Диспут является эффективным способом активизации воспитанников с целью выработки у них умения вести полемику, защищать свои взгляды, с уважением относиться к мнению товарищей. Этот прием убеждения учит отказаться от ложной точки зрения во имя истины.
Алгоритм, проведения диспута может быть следующим:
Обоснование темы;
Обсуждение материала, высказывание воспитанниками суждений;
Самостоятельные выводы и обобщения;
Заключительное слово воспитателя, в котором он формулирует выводы, намечает конкретную программу деятельности.
Условия эффективности диспута:
Тема диспута должна волновать воспитанников, быть связанной с их переживаниями и поступками;
В коллективе должны существовать противоречивые мнения по обсуждаемой проблеме;
Диспут должен быть тщательно подготовлен (проведено анкетирование, разработаны вопросы и т.д.);
На диспуте не следует резко осуждать воспитанников, высказывающих неправильное мнение.
метод упражнения. Упражнение - многократное повторение какого-то действия для формирования устойчивого поведения. По определению А.С. Макаренко, воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке.
Упражнение - это «приучение». Различают упражнения прямые (открытая демонстрация той или иной поведенческой ситуации), косвенные («непрямая» природа упражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанников) и искусственные (специально разработанные инсценировки, упражняющие человека).
К применению данного метода предъявляются определенные педагогические требования:
Воспитанники должны осознавать полезность и необходимость упражнения;
Вначале следует добиваться точности производимого действия, затем быстроты;
Успех воспитанника, полученный в результате упражнения, должен быть замечен и эмоционально подкреплен.
Функцию упражнения выполняет и система поручений.
Алгоритм проведения упражнения: постановка задачи, выработка четкой программы, демонстрация образца, пробное выполнение действий, их корректировка, закрепление, анализ и оценка результатов, ориентация на повседневное использование.
Условия эффективности метода упражнений: осознание значимости, представление возможного конечного результата, систематичность и последовательность в организации упражнения, посильность и постепенность, взаимосвязь с другими методами; доступность, соизмеримая данному возрасту; освоение действий, где важны точность, последовательность; организация контроля при выполнении упражнения и профессиональная помощь.
метод поощрения. Поощрение - способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.
Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений. Оно закрепляет положительные навыки и привычки; требует определенной дозировки, должно быть справедливым и естественно вытекать из действий воспитанника. Неправильное использование этого метода может порождать тщеславие, постоянное желание исключительности и, что хуже всего, эгоистическую мотивацию. Поэтому использовать этот метод надо осторожно. Именно поэтому поощрение относят к вспомогательному методу воспитания.
К применению метода поощрения предъявляются определенные педагогические требования:
Поощрять следует за действительные успехи и обоснованно;
Необходимо обеспечить гласность поощрения;
Не следует поощрять часто и одних и тех же;
Не следует поощрять однообразно;
Поощрение должно соответствовать возрасту;
Поощрение должно соответствовать индивидуальным способностям;
Поощрять необходимо всех воспитанников без исключения;
Поощрения могут быть обращены не только к отдельным лицам, но и к коллективам воспитанников;
При поощрении необходимо учитывать особенности характера воспитанника. В нем особенно нуждаются несмелые, неуверенные личности.
метод наказания. Наказание - способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поведения (а не личности), способ предъявления требований и принуждения следовать нормам, формирование чувства вины, раскаяния.
Наказание - средство педагогического воздействия, используемое в случае невыполнения установленных в обществе требований и норм поведения. При его помощи воспитаннику помогают понять, что он делает неправильно и почему. Это очень серьезный метод воспитания.
Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво. Сторонники авторитарной системы выступали за широкое применение наказаний, включая телесные. Они считали этот метод не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми.
Последователи другого направления - теории свободного воспитания - отвергали любые наказания, так как они вызывают переживания воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком.
В нашей стране наказание используется с целью затормозить отрицательное поведение воспитанников. Однако запрещены следующие наказания:
Физические;
Оскорбляющие личность;
Мешающие воспитанию (например, не пускают на диспут);
Трудом;
Лишающие воспитанника еды.
Виды наказания: моральное порицание, лишение или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику, снижение оценки по поведению, исключение из школы.
Алгоритм проведения: анализ проступка и учет педагогической ситуации, выбор метода наказания, помощь провинившемуся, анализ и учет последствий взыскания.
К применению методов наказаний предъявляются определенные педагогические требования. Наказание должно быть обоснованным, заслуженным, соразмерным со степенью поступка. Если проступков совершено сразу много, наказание должно быть суровым, но только одно за все проступки сразу.
За один проступок нельзя дважды наказывать. Нельзя торопиться с наказанием, пока нет уверенности в его справедливости. Если наказание не дает результата, оно становится бессмысленным. Недопустимо рукоприкладство и психическое насилие по отношению к воспитанникам.
Наказание не должно лишать ребенка заслуженной похвалы и награды, как он того заслуживает; быть «профилактикой», наказанием «на всякий случай»; запаздывать (за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения); унижать воспитанника; вредить физическому и психическому здоровью.
При определении меры наказания учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
метод примера. Пример как метод воспитания - это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания. На этом и основан метод воспитания примером. Воспитателю (педагогу, учителю, родителю) необходимо контролировать свое поведение, свои поступки, не забывая о том, что они влияют на личность.
Невозможно приучить воспитанника к порядку, если взрослый сам его не поддерживает. Постоянный просмотр телевизора в любое свободное время не научит разумной организации свободного времени. Грубая речь, окрики, рукоприкладство, несдержанность не способствуют формированию гуманной, корректной, выдержанной личности. Отношение к работе, другим людям, природе, чужим удачам и падениям, альтруизм или эгоистичность - все это ориентирует воспитанников на то или иное поведение. Пример - самый трудный метод воспитания. Воспитанники прощают взрослому недостатки, но есть одно важное условие: воспитатель должен всегда совершенствоваться, постоянно преодолевать свои недостатки, с тем, чтобы положительно влиять на личность.
Примеры бывают положительные и отрицательные. Воспитывать следует на позитивных примерах. Это не значит, что нужно ограждать воспитанников от всего отрицательного. Необходимо раскрывать им неприглядную сущность фактов неправильного поведения, вызывать стремление бороться с уродливым в жизни.
Формы проявления примера как метода воспитания - личный пример, пример родителей, замечательных людей, сверстников, героев.
Алгоритм реализации: целенаправленный выбор образа, его восприятие, осознание достоинств, выделение нравственных качеств, включение в свою программу самовоспитания.
При использовании методов воспитания нужно соблюдать педагогические требования, вызывающие, стимулирующие или тормозящие определенную деятельность воспитанника. Их нельзя предъявлять сгоряча. Воспитанник должен чувствовать, что воспитатель уверен в своих действиях. Всякое требование необходимо контролировать, строгих, жестких требований должно быть немного, наилучший результат дают требования, разработанные совместно с воспитанниками.
Требования могут быть слабыми (напоминание-просьба, ответ, намек, порицание); средними (распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение); сильными (требование-угроза, приказ-альтернатива) 1 .
И.П. Подласый предлагает классифицировать их по форме предъявления как прямые (отличаются определенностью, конкретностью, точностью; предъявляются в решительном тоне) и косвенные (требование-совет, требование-доверие, требование-просьба, требование-намек, требование-одобрение; характеризуются тем, что действуют на сознание воспитанника).
По способу предъявления различают непосредственные (если воспитатель сам предъявляет требование) или опосредствованные требования (если оно организовано воспитателем и «передается» через посредника).
В жизни эффективность требований может быть различной. Это зависит от авторитета воспитателя, предъявляющего требование, возрастных и психологических особенностей воспитуемого, условий, в которых требование предъявляется.
Реализация каждого метода воспитания предполагает ис-пользование совокупности приемов, соответствующих пе-дагогической ситуации, особенностям учащихся, индиви-дуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осу-ществлена при помощи одних и тех же приемов.
Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позицию обу-чаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активи-зируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.
Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педаго-гическое воздействие ведет к позитивным изменениям в про-цессе воспитания, а только то, которое принимается учащим-ся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.
Для педагогической теории и практики важно классифи-цировать приемы воспитания. Классификация дает возмож-ность упорядочить приемы и представить их педагогичес-кий потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на те конкретные действия, которые они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основа-ния для классификации следует принять во внимание то, каким образом педагог добивается изменений в отношени-ях с учениками и с окружающими.
Можно выделить три группы приемов воспитания .
Первая группа приемов связана с организацией деятель-ности и общения детей в классе.
Прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали уча-щиеся из разных групп.
Прием «Взаимопомощь ». Педагог так организует деятель-ность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех со-вместно организуемого дела.
Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конк-ретные факты.
Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится, чтобы дети поняли то, что не всегда правиль-ным может быть мнение большинства. Начать такой раз-говор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая игроку ответ во время игры «Кто хочет стать миллионе-ром?»
Прием «Истории про себя». Этот прием применяется тог-да, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информи-рованы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей про-играть эту историю как маленький спектакль.
Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются пра-вила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вно-сить свои предложения, дополнять, критиковать, опровер-гать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты обще-ния, защищают «статус» всех его участников.
Прием «Общее мнение». Учащиеся по цепочке высказы-ваются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточня-ют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) пе-рейти к аналитическим, а затем проблемным высказыва-ниям учащихся через введение соответствующих ограниче-ний (требований).
Прием «Коррекция позиций». Тактичное изменение мне-ний учащихся, принятых ролей, образов, снижающих про-дуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание ана-логичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).
Прием «Справедливое распределение» предполагает со-здание равных условий для проявления инициативы все-ми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной» инициативы, когда позиционные выступления и атаки од-них гасят инициативу и желание общаться у других. Глав-ное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с впол-не конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.
Прием «Обмен ролями» — учащиеся обмениваются роля-ми (или функциями), которые получили при выполнении заданий.
Прием «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположе-ния учащихся в классе в определенном сочетании друг с дру-гом в те или иные моменты выполнения задания педагога.
Вторая группа связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию его отношения к какой-либо значимой проблеме. Можно применить следу-ющие приемы в рамках проведения такого диалога.
Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.
Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время бе-седы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся вы-бирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл проис-ходящего и т. п.
Прием «Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столк-новением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнени-ях, обозначение главных линий, по которым должно прой-ти обсуждение.
Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них под-вергаются затем коллективному обсуждению.
Третья группа связана с использованием художествен-ной литературы, кинофильмов и т. д.
Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается при-думать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.
Прием «Любимые книги товарища». Ученику предлагает-ся догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи по классу.
Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим лю-дям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.
Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (модели-руют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разраба-тывают задания и т. п.).
Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на извест-ный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пыта-ются изобразить эту пародию.
Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, изменение обстановки, обращение к неза-висимым экспертам и т. п.
Педагогических приемов может быть бесконечное мно-жество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые счи-тают наиболее плодотворными. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого.
- 106.00 КбМетоды
и приемы воспитания
- Понятие методов воспитания.
Метод воспитания - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма.
Каждый метод реализуется различно, в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретное действие педагога. В отдельных случаях воспитатель приходит к новым нетрадиционным решениям, применив изобретенные им самим или позаимствованные у коллег приемы.
Задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. В основном эти изменения и представляют собой новые или впервые применяемые данным педагогом приемы воспитания. В связи с этим иногда метод определяют как систему приемов, используемых для достижения поставленной цели.
Создание метода - это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать любых целей.
2. Классификации методов воспитания
Методов и особенно их различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогают лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку их система. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций.
Любая научная классификация начиналась с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации.
Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.
Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.
Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.
Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание ситуации, организацию деятельности, в которые включается ребенок, при этом формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.
По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и другие). В данном случае общий признак «характер метода» включает направленность, применимость, особенность и некоторые другие его стороны. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.
В настоящее время наиболее распространенной является классификация И. Г. Щукиной на основе характеристики, включающей в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов:- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
По нашему мнению, в педагогической литературе произошла подмена понятий. Методами называют часто формы воспитания (рассказ, беседа) или совокупность методов (формирование общественного мнения).
Методов на самом деле значительно меньше, чем-то количество, которое сегодня перечисляется в литературе. Воспитание можно уподобить сочинению музыки. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. При этом хорошая и плохая музыка также получается при сочетании этих же нот, все зависит от таланта композитора.
Воздействия педагога, направленные на воспитание ученика, призваны вызвать соответствующее действие ученика, направленное на самовоспитание. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные . Бинарные методы предполагают выделение пар методов «воспитания-самовоспитания». Каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличается один от другого тем, на какую именно сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
Методы воздействия на интеллектуальную сферу : для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.
Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.
Примером использования метода убеждения может быть бе-седа с детьми о сказке СТ. Аксакова «Аленький цветочек».
Предметом обсуждения может стать отношение девушки дочери купца к страшному чудищу.
«Втапоры, не мешкая ни минуточки, пошла она во зеленый сад дожидатися часу урочного и, когда пришли сумерки серые, опустилося за лес солнышко красное, проговорила она: «Покажись мне, мой верный друг!» - и показался ей издали зверь лесной, чудо морское; он прошел только поперек дороги и пропал в частых кустах, и невзвидела света молода дочь купецкая, красавица писаная, всплеснула руками белыми, закричала неточным голосом и упала на дорогу без памяти. Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные. Полежавши долго ли, мало ли времени, опамятовалась молода дочь купецкая, красавица писаная, и слышит: плачет кто-то возле нее, горючьми слезами обливается и говорит голосом жалостным: «Погубила ты меня, моя красавица возлюбленная, не видать мне больше твоего лица распрекрасного, не захочешь ты меня даже слышати, и пришло мне умереть смертью безвременною». И стало ей жалко и совестно, и совладала она с своим страхом великим и с своим сердцем робким девичьим, и заговорила она го лосом твердыим: «Нет, не бойся ничего, мой господин добрый и ласковый, не испугаюсь я больше твоего вида страшного, не разлучусь я с тобой, не забуду твоих ми лостей» покажись мне теперь же в своем виде давишнем; я только впервые испугалася». Показался ей лесной зверь, чудо морское, в своем виде страшным, противным, безобразным, только близко подойти к ней не осмелился, сколько она ни звала его; гуляли они до ночи темныя и вели беседы прежние, ласковые и разумные, и не чуяла никакого страха молодая дочь купецкая, красавица писаная. На другой день увидала она зверя лесного, чудо морское, при свете солнышка красного, и хотя сначала, разглядя его, испугалася, а виду не показала, и скоро страх ее совсем прошел. Тут пошли у них беседы пуще прежнего: день-деньской, почитай, не разлучалися, за обедом и ужином яствами сахарными насыщалися, питьями медвяными прохлаждал ися, гуляли по зеленым садам, без коней катали-ся по темным лесам» Ь
После повтора этого эпизода сказки можно провести беседу по следующим вопросам.
1. Почему девушка, испугавшись чудища, все-таки стала с ним встречаться, несмотря на то что ей это было вначале неприятно?
2. Всегда ли первое впечатление о человеке помогает прайм льно воспринимать его?
3. Какой вывод мы можем сделать из нашего разговора? Детей надо логически подвести к выводу о том, что на
кете могут быть люди, которых ошибочно можно воспринимать как врагов, недоброжелателей, так как они выглядят необычно, ведут себя не так, как все. На самом деле внешнее впечатление часто обманчиво. При помощи сказок и других бесед можно формировать убеждение в необходимости терпимого отношения ко всем людям.
Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе и ого формирования лежат логические выводы, сделанные пмим ребенком.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование - метод, в основе которого лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненгты метода стимулирования, как поощрение и накатине .
Поощрением может быть выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, представление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.
Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Известны следующие виды наказания : наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.
Описание работы
Метод воспитания - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.