Кто же такой Спас? Яблочный Спас: православный праздник с языческими корнями.

Есть ли какие-то упоминания о нем в наших языческих источниках?
Архаичность спаский обрядов побудила многих исследователей высказаться в пользу языческого происхождения Спаса.

Так, Г.Дяченко, ссылаясь на Буслаева, писал: «Спас, Спаситель — это «Избавитель» от всяких бед и
несчастий.

Не следует думать, что это слово появилось одновременно с явлением христианства, напротив, оно употреблялось славянами еще в язычестве: В Краледворской рукописи уже упоминается, что «славяне называли своих Богов Спас ».

Вероятно, у славян, так же, как и в ведической традиции, рядом с именем Бога использовался его эпитет, например: Всевышний Сварог. Так же в Велесовой Книге среди названий месяцев (недель или декад) находим название Спасиць (Спасич). Можем предположить, что это были дни, предназначенные чествованию Спаса.


Спасовка — время, когда духи и души Предков (усопших родственников) посещают свои семьи, являются на землю, так же, как и в другие праздники Кола Сварожьего (например, Радуницу, Русалии). Наш народ верит, что Предки способствуют цветению и созреванию плодов, охраняют поля, сады и огороды … Поэтому в эти дни приносили жертвы Роду и Рожаницам, как семейным богам. Именно им торжественно изготавливали и зажигали спаские свечи с нового воска, крошили хлеб, выливали медовый напиток. До нас дошли древние языческие молитвы, которые читались к каждой свечи (а их было три — «троица»):

«Пресвятая плодородная Земля наша, поля, сады, огороды — свет Солнца вам!
Праведная Солнце, Месяц ясный, Зори светлые, Небо пречистое, будьте
милостивы к людям и к скотине! Леса, воды, воздух чистый, все души
праведные лада наши — всем вам во благо, полезно! ».

Как видим, здесь прославляются древние, именно языческие Боги — Солнце, Луна, Звезды, Земля, Небо и духи предков, которыми ведает Бог Велес. Недаром в обжинковому обряде Велесу посвящаются последние несжатые колосья, которые прямо на поле торжественно завязываются красной лентой и которым приносится в жертву хлеб. Этот обряд носит называние Велесовой или Спасовой Бороды (иногда — Дедова Борода). Все это красноречиво свидетельствует давность религиозной традиции, которую не смогли уничтожить тысячелетия.

Спасич (Спасовка) имеет три этапа

Первый — Маковей, или Спас на воде (Мокрый Спас) , что связано с Богиней Воды Данной или Мокошею, которая одновременно является покровительницей женщин, плодородия, растительности — вообще водной стихии.
К Первому Спасa пасечники отбирают мед, соты, топят воск; хозяйки заготавливают мак и зелья, цветы, колосья для венков — все это предназначено к освящению. В древности именно в этот день происходило богослужение у
рек и источников, которым приносились жертвы из меда и хлеба.

Мак в Украине — символ плодовитости, оберег от недоброжелательных сил.

Второй праздник этого цикла — Яблочный Спас, или Спас на горе.

Церковь к этому празднику приспособила свою легенду о преображении Иисуса на горе Фавор. Однако есть один из многих примеров наложения поздних мифов на древние языческие обычаи, ведь Боги Спасы почитались на высоких горах, скалах или у истоков (в местах, которые любят Боги). Здесь происходили также военные братчины, тризны, поминовение погибших воинов.

В Украине была очень сильно развита магия начала, поэтому и первые плоды Земли нуждались ритуального освящения, чтобы обеспечить изобилие в течение года. А это достигалось и через жертву. Приносили жертвы воде, огню, волхвам, кумовьям и соседям, которых наделяли яблоками, грушами, медом, сотами и т.п..
Вместе осуществлялось и поминовение предков, после братчины говорили: «С нами поели и те души, которых вспоминали» . Освященные «начала» сохраняли до нового урожая или к началу посева, их использовали в течение года для лечения, подкуривания, оберега, а по окончании летнего круга (Кола Сварожьего) — ритуально уничтожали остатки, т.е. бросали в костер, на огороды, на воду. Накануне Второго Спаса кое-где сохранилось таинственное заклинание Житника — Духа поля, чтобы земля была плодородной. На Яблочный Спас также бытовали обряды с водой: святой водой окропляли вспаханную под озимые землю.

Третий Спас называется Хлебного Спаса
До этого дня хозяйка выпекает первый хлеб нового урожая. С хлебом-солью сопровождает она хозяина в поле, где он засеет озимые. В языческой вере не было спаского поста, как это есть в христианстве.

Украинские веночки были возрастными, ритуальными, обычными, магическими.
Один из таких венков — венок Спаса плетут весной, как зацветет венерин башмачок и яблони. Добавляют еще вишневые листочки.
Надевают венок лишь на Спаса (19 августа).
К веночку привязывались соответствующие ленты: посередине — оранжевая, далее голубые, синие, желтые, фиолетовые — цвета Спаса. Желтый — цвет солнца.

Шел Спас к Солнцу — Ярилы и просил у него один лучик весны, чтобы освятить им весенние цветы из девичьего венчика. А Ярило отвечал: «Я тебе дам лучик мудрости и здоровья, но ты мне принести в ладонях две капельки голубой водицы (отсюда и голубые ленты), звездочки ночи синей (синие), радость жизни (желтые) и мудрость человеческую (Фиолетовые) ».
Спас дает на то согласие и через три дня все обещанное приносит Солнцу. А Солнце вручает свой луч, святить деревья. Касается каждой веточки. Яблоки. Сливы …

– пекут пироги, освящают в церкви яблоки и виноград. В церквях праздник отмечается как Преображение Господне и накануне во всех храмах проходят Всенощные бдения, а священники облачаются в белые одежды.

Согласно евангелиям, в конце пути земной жизни Иисус Христос открыл своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета - Моисей и Илия - явились Господу на горе и беседовали с ним. И раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» . То был голос Бога Отца из светлого облака, осенившего гору.

Потому в строгом соответствии с этим текстом Преображение Господне еще называлось в народе Спасом на горе. И все же чаще его именовали Яблочным Спасом, потому что к этому времени поспевают яблоки.

Сушеные яблоки Фото: www.globallookpress.com

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или Яблочным Спасом.

История Яблочного спаса

До Преображения на Руси особенно строго запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня начинали есть плоды и фрукты. «Второй Спас яблочком разговляется». Именно 19 августа на Руси было принято срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. Вкушать яблоки до Преображения считалось великим грехом.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день люди должны угощать яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, не забывая и про уснувших вечным сном предков.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

19 августа в православных храмах проходит традиционный обряд освящения плодов: кроме яблок, окропляются также виноград, груши, сливы и т.д. Эта традиция была установлена еще в Иерусалиме в начале нашего века. Согласно ей, все в мире – от человека до растений – должно быть посвящено Богу.

Побалуйте близких выпечкой из яблок. Фото: www.russianlook.com

С Яблочного Спаса в садах начинается горячая пора. Яблоки заготавливаются впрок по различным рецептам: их сушат, замачивают, консервируют. Люди верят и в то, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Считается также, что с Яблочным Спасом приходят первые холода. Потому-то в старину и существовал обычай – гулять в поле, провожать песнями закат первого осеннего солнца.

Яблочный спас пришел к нам из языческой Руси. Это праздник сбора урожая яблок. Все обряды этого праздника и еще двух других Спасов, были посвящены Богам Спасам, которые имеют языческие корни. В древние времена таких праздников было множество, они посвящались урожаям каждого плода и перед употреблением их обязательно освещали. Были, например, такие Спасы, как хлебный, ягодный, грибной и другие. Кроме освящения плодов в эти дни поминали души погибших воинов. Праздник совпал с днем Преображения Господня. Так что церковь решила соединить эти два праздника.

Спас отмечается церковью с IV века 19 августа, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения. Этот день принадлежит к двунадесятым праздникам. Если верить Евангелию, Преображение произошло за сорок дней до Пасхи, церковь же перенесла этот праздник на август для того, чтобы праздник не совпадал Великим постом.

Яблочный Спас, согласно Православному календарю, приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и другие фрукты, которые были освещены во время праздничной литургии.

Из трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового, этот считается самым главным.

19 августа в день Яблочного Спаса совершается божественная литургия, на ней читают паремии и поют канон, в котором говорится о великом Преображении. Все одеваются в белые одежды – это цвет данного праздника.

Многие страны считают яблоко чудодейственным плодом. Существовали гадания на яблочной кожуре, для определения имени суженого. А от французского названия яблока – pomme, произошло теперь всем известное слово «помада».

Обряд освещения плодов в Яблочный Спас не сводился только к окроплению яблок, в этот день освещали также и остальные фрукты, согласно этой традиции, все, что живет и растет в мире, от человека до растений, должно быть посвящено Богу.

Многие люди верят, что в Преображение Господне можно съесть плод и загадать желание, которое обязательно сбудется. Есть поверье, что после Яблочного Спаса начинаются холода.

Обычай имеет и назидательное значение: вначале плоды зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают. Так и человек в земной жизни может быть некрасив, греховен, но по мере нравственного развития преображается, проникается светом Божиим. Самый же главный плод - наше духовное преображение.

В день Яблочного Спаса и сегодня пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, всем, чем одаривает сад, огород, лес.

В этот праздник вспоминают приметы: Каков второй Спас, таков и январь.

На второй Спас бери голицы про запас.

Со второго Спаса засевай озими.

Христиане восточного обряда отмечают Второй, или Яблочный Спас 19 августа. На освящение в этот день верующие приносят в церковь в корзине яблоки, груши и другие фрукты. Это один из 12 крупнейших церковных праздников.

Когда празднуют Яблочный Спас:

Яблочный Спас традиции:

Праздник Преображения Господня, или более известный в народе как Второй Спас или Яблочный Спас у восточных славян, известен с древнерусских времен и обычно в этот день поминают умерших. Традиционным блюдом в этот день являются печеные яблоки, а еще готовят пироги и штрудели с яблочной начинкой.

Принесенными из церкви освященными яблоками угощали всю семью.

Также кое-где сохранилась традиция среди женщин, у которых умерли дети, не есть яблок до Яблочного Спаса.

Что святят на Яблочный Спас:

Виноград;

Персики;

Колосья ржи или пшеницы.

Что нельзя делать на Яблочный Спас:

В этот день нельзя ничего делать по дому, кроме приготовления пищи. Уборку, шитье, стирку и прочее оставьте на другой день. Также считается, что в этот день нельзя убивать насекомых.

Приметы на Яблочный Спас:

Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Считается, что ночи после Спаса становятся холоднее. В центральной Украине с этого дня ночи могут быть ощутимо холодными, поэтому и говорят: «Пришел Спас, готовь рукавички про запас!».

Также считается, что если в этот деь погода будет сухой и теплой, то такой будет и осень, и наоборот, если пойдет дождь - то будет богатой на осадки.


Яблочный Спас - это языческий праздник, он имеет как поверхностно-бытовой, так и глубинный философский смысл.
Яблочный Спас - это славянский праздник с древними языческими корнями, посвящённый сбору урожая и смене сезонов. По современному календарю он отмечается 19 серпня (августа).

Согласно древнему аграрному календарю, с середины августа начинается сбор яблок, и начатки урожая приносились в жертву богам, а до этого дня есть садовые яблоки было нельзя.
В день второго Спаса совершался и особый ритуал благословления плодов. На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки и после принесения благодарности Матери Сырой Земле волхвы благословляли плоды. Хозяева жертвовали в пользу бедных «начатки» - небольшие порции каждого из собранных плодов. Отсюда возникла поговорка: на второй Спас и нищий яблочко съест.
Люди широко и шумно отмечали этот праздник. Варили яблочное варенье, пекли яблочные пирожки и ходили в гости, угощая друг друга лакомствами. А в конце дня благодарили Богов за богатый урожай, поминали Пращуров, распевали песни, устраивали пляски и провожали щедрое лето.
Бытовало поверье в чудодейственную силу яблочек (особенно действенное в этот день): загадай желание, съешь яблочко - и твоё желание обязательно сбудется! Яблоня – символ плодородия. Яблоки помещали в посевное зерно, чтобы пшеница уродилась крупная. Во время сбора последнее яблоко никогда не срывали и оставляли птицам, чтобы следующий год был урожайным. В Словакии молодая, придя в новый дом, переворачивала полную корзину яблок, стремясь привлечь изобилие в семью. Для женщины, вынашивающей ребёнка, считалось очень полезным смотреть на яблоню и соприкасаться с ней. С благодатной обновляющей весной и с яркими золотыми лучами солнца ассоциируют молодильные (моложавые) яблоки. Предания упоминают об их свойствах превращать дряхлых стариков в цветущих юношей, больным давать здоровье и крепость, а безобразных превращать в дивно красивых. Южные славяне приносили беременной женщине в качестве гостинцев яблоки, чтобы ребёночек родился здоровым и рос красивым да румяным, как яблочко. А ещё умывались водицей, настоянной на румяных яблоках.


Уборка урожая сопровождалась приговорами: вовремя собрать – вовремя убрать, после Второго Спаса дождь – хлебогной! Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых приветствовали наступающую осень. Неслучайно день второго Спаса называли осенинами. Говорили: «Со Спаса – преображение: погода преображается!» «Пришел второй Спас – бери рукавицы про запас!»
Более глубокий смысл: к Спасу вырастают плоды прежних замыслов. Вскрывается истинная суть прошлого, т.е. из зерна растёт плод. И все его видят. И могут отведать, но не раньше, чем настанет пора...
Существует версия, что до Яблочного Спаса яблок нового урожая не ели потому что они еще не приносят человеку значимой пользы, даже если созрели. И дело не только в самих яблоках. До Яблочного Спаса созревают многие полезные для человека ягоды, съедобные травы и корнеплоды. Если начать употреблять в пищу яблоки, не останется «места» для более полезного в данный момент продукта. Определенная последовательность созревания (зелень, ягоды, плоды) существует в природе не зря. Это знали древние учителя – волхвы. Они не «загружали» простых людей этими знаниями (кто тогда понимал в витаминах, клетчатке и пр.?), а просто преподносили готовый вывод.
Христианская церковья «перекрыла» исконный праздник Яблочный Спас официальным церковным, назвав его на свой лад (Преображение Господне). Как известно, христианское духовенство связало празднование многих важных религиозных дат с освящением урожая, чтобы отвлечь народ от поклонения духам Природы, и многие праздники (Масленица, Купала, Родоница и др.) подменило своими. Яблочный Спас – не исключение.
http://artsgtu.narod.ru/pr_yablochnspas.html
http://www.slavbazar.org/forum/thread40186.html

День Преображения Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа был омрачен «френдоцидом» в социальных сетях. Суровая женская рука выводила постинги: «Всех, у кого «яблочный спас» – всех отфренживаю, язычников!». И язычники отфренживались. Кто-то каялся, что размещал в постингах яблоки. Кто-то, стоя на виртуальных коленях, умолял пощадить яблоки и просил вспомнить, как бабушка их водила в детстве в церковь с большой корзиной душистого белого налива, а потом пекла вкуснейшие пироги.

Но – тщетно! Никакой жалости к «яблочным язычникам», замаскированным под православных христиан! Сказал – «Яблочный Спас», значит, смерть тебе.

Виртуальный Иеффай спустя тысячелетия снова – на тропе священной войны.

«…И перехватили Галаадитяне переправу чрез Иордан от Ефремлян, и когда кто из уцелевших Ефремлян говорил: «позвольте мне переправиться», то жители Галаадские говорили ему: не Ефремлянин ли ты? Он говорил: нет. Они говорили ему «скажи: шибболет», а он говорил: «сибболет», и не мог иначе выговорить. Тогда они, взяв его, закололи у переправы чрез Иордан. И пало в то время из Ефремлян сорок две тысячи…» (Суд. 12:5-6).

Но то были суровые времена Судей, когда и сам Иеффай свою дочь принес в жертву. А в христианские времена, когда Христос Бог открыл людям Любовь Божию?

«Вот что стесняло и возмущало мою душу; вот отчего ходил я, плача и сетуя, – писал свт. Григорий Богослов, – виноград истинный, прекрасно очищенный добрым делателем и приносивший добрые плоды в божественные точила, превратился для меня в горечь (Иер. 2:21)… Из сильной любви к Богу и ко Христу мы разделили Христа; из-за Истины (Ин. 14:6) стали лгать друг на друга; ради Любви (1 Ин. 4:8) поучались ненависти; из-за Камня (1 Кор. 10:4) поколебались; из-за краеугольнаго Камня (Еф. 2:20) рассыпались; сверх нужды ратовали из-за Мира; были низлагаемы из-за Вознесенного на древо; подвергались смерти из-за Погребенного и Воскресшего. Так было прежде!»

И не только прежде.

Традиции живут. Не знаю, читают ли святые социальные сети (или милостию Божиею они для них закрыты), но свт. Григорий Богослов мог бы грустно констатировать, что ничегошеньки не изменилось.

«Все мы благочестивы единственно потому, что осуждаем нечестие других… Предлогом споров у нас Троица, а истинною причиной – невероятная вражда» (свт. Григорий Богослов).

А у нас – не Троица. У нас – яблоко. Измельчали мы, но рвемся в бой с не меньшей силой.

Да – в народе этот праздник известен под именем «Спаса второго», «Спаса на горе», «Спаса яблочного» (вследствие обычая освящать в этот день в церкви яблоки). Это правда, название недогматическое какое-то. Но кто сказал, что народ – носитель догматического сознания?

Специалисты считают, что подлинная традиция восходит к римскому празднику «Виналии» (праздновавшемуся в августе). Так что Церковь изначально пошла на переосмысление и освящение языческой традиции. Ведь сбор винограда – это был огромный веселый народный праздник, с дионисийскими песнями, топтанием винограда (еще есть постановления Соборов, запрещающие петь эти не очень приличные, скажем так, песни – так долго эта традиция держалась). Конечно, христианским пастырям непременно надо было отвлечь людей от Диониса в этот праздник, привлечь их ко Христу!

Но в сохраняющемся по сей день освящении яблок и винограда (и колосьев, да, и колосьев! Но их, увы, никто не приносит, а было бы хорошо – ради городских наших детей, почти уверенных, что булки на деревьях растут…) нет ничего плохого, это никак не мешает смотреть глубже тем, кто этого хочет. А в какой день Христос преобразился на горе, мы, собственно, не знаем. Скорее всего, это было перед Крестными страданиями. Праздник из весны перешел в позднее, зрелое лето колосьев, лозы и яблок. В праздник Преображения освящаются виноград и колосья пшеницы, а в России в тех местах, где виноград не растет, освящаются яблоки.

Так что же – первые христиане старались праздновать свои праздники в дни языческих, а теперь процесс пошел вспять? Это не первые христиане старались, а власти, когда христианство стало государственной религией. Языческий компонент в этих переосмысленных праздниках сохранялся всегда. Подобная история произошла с осенними Богородичными праздниками (Рождество Богородицы, в частности) на Руси – вытеснение языческих праздников рожаниц и Мокоши, а также почитание Параскевы Пятницы вместо славянской Мокоши, чей день, как и у скандинавской Фрейи, и античной Венеры – пятница.

Нет, шибболет есть шибболет. Произнес – и все, ты уже враг. Виртуальный, слава Богу.

По странному совпадению, это слово – «шибболет» – означает «колос». Колос, прообраз Христа, Первенца из мертвых, умершего как зерно, упавшее в землю (Евангелие от Иоанна, 12:24) и восшедшего Воскресением из мертвой земли, становится причиной смертельной вражды в праздник Преображения – вместе с яблоками.

“Да ну эти надоевшие яблоки, они просто недуховные яблоки. Да ну эти крашеные яйца, не праздник же яиц празднуем. Да ну этот недуховный хлеб, он из муки, надо о духовном разуметь. Да ну очереди за водой. В кране есть. Да ну это вино. Все это язычество. Да ну этот языческий недуховный Божий мир, в конце концов!”

Вот мы и приехали.

А что, Евхаристия – язычество или нет? К какому страшному вопросу мы подошли, однако… Господи, помилуй.

Благослови, Господи, плод сей лозный новый, иже благорастворением воздушным, и каплями дождевными и тишиною временною, в сей зрелейший приити час благоволивый: да будет в нас от того рождения лозного причащающихся в веселие и приносити Тебе дар во очищение грехов, священным и святым Телом Христа Твоего (Молитва на освящение винограда).

«Причащающихся в веселие… святым Телом Христа Твоего» – вот куда обращен «вектор» освящения плодов земных, винограда, яблок, колосьев! Все – устремлено на Евхаристию, все обращает взоры пришедших в храм – с корзинками яблок и весело скачущими по храму внучатами – на то, что от лозы и колосьев, от плодов земных мы приносим Дары на престол, мы вкушаем и познаем в них воистину Христа в Евхаристии…

«Бог сотворил весь мир, и вся материя принадлежит Ему. И мы знаем из Библии, что все, что Он создал, “весьма хорошо” (Быт. 1:31). Поэтому некоторая тенденция “презирать” все материальное, сводя религию только к духовному, есть тенденция ложная и нехристианская. Многие трагедии нашей христианской жизни, общественной и личной, могли бы разрешиться, если бы мы помнили, что Бог сотворил не одно духовное, но именно то поистине удивительное сочетание духа и материи, которое и есть наш мир. Настоящая перспектива, настоящая цель мира в том, чтобы все материальное одухотворялось, то есть приобретало духовное значение, а все духовное воплощалось. Именно так осуществилось Божественное спасение в Боге, ставшем Человеком» (прот. Александр Шмеман).

Сходные черты есть и в молитве на освящение плодов – в тех местах северной страны нашей, где не растет виноград:

Владыко Господи Боже наш, Твоя от Твоих приносити Тебе по предложению комуждо повелевый, и вечных Твоих благ воздаяние сим даруяй, иже вдовы по силе приношение благоугодно приемый, приими и ныне принесенныя от раба Твоего (имя рек)…

«Твоя от Твоих» – это повторение одного из ключевых слов Евхаристического канона, и Церковь не считает кощунством говорить их над яблоками – ради того, чтобы напомнить – «вовремя и не вовремя» (2 Тим. 4:2) о своей величайшей тайне – Евхаристии.

Ведь и Евхаристическое возрождение, прекрасное начинание, может уводить от Христа Бога в плоский активизм с презрением тех, кто «не в общине» и «редко причащается».

Ведь и освящение яблок, народный сельский, произошедший из язычества обряд и из немощи человеческой принятый Церковью, может приводить к Богу. В этом парадокс. Так человеческая «невероятная вражда» ищет любых поводов – и о Троице, и о Евхаристии. Так ссорит людей грех.

«Как же сочетаются здесь «да» и «нет»? Здесь – освящение нами природы, но не диктат природы нам. Христос первичен, а не яблоки, которые освящаются, если есть эта первичность. Не яблоки, ставшие самоцелью! » – мудро написал в своем постинге игумен Силуан (Туманов), литургист и проповедник.

Да, немощные люди как могут, так и верят. Духовные христиане без яблок их презирают, а надо бы явить любовь Христову. По домам развезти, сумочку поднести. Глядишь, и о Кресте и Воскресении речь зашла бы, и сердце отозвалось. Не случайно в «Настольной книге священнослужителя» написано:

«Обычай этот имеет и такое назидательное значение. Плоды, когда еще растут весной, бывают мелки, зелены и некрасивы; затем, при содействии солнечного света, теплоты и влаги приходят в зрелый вид, принимают полноту и красоту, совсем преображаются. Так земная жизнь для человека то же, что время созревания для плодов; сам по себе человек не чист и греховен и потому не благообразен; но, если он пользуется светом слова Божия, согревается теплотой умилительных священнодействий, орошается и освящается святыми таинствами, – он духовно созревает, и как “пшеница зрелая, во время пожатая” (Иов. 5:26), приемлется в житницу небесную, в горния обители Отца Небесного».

У всех своя мера, сильные должны носить немощи слабых. Для кого-то предел его религиозности – яблоко. Не вырывай это яблоко из его рук, а яви этому немощному Христа – и яблоко станет для него маловажным, дорогим лишь в той степени, насколько оно связано со Христом, Первенцем – «первым плодом» из мертвых.

Вот дароносица, как солнце золотое,
Повисла в воздухе – великолепный миг.
Здесь должен прозвучать лишь греческий язык:
Взят в руки целый мир, как яблоко простое.

Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули
О луговине той, где время не бежит.

И Евхаристия, как вечный полдень, длится –
Все причащаются, играют и поют,
И на виду у всех божественный сосуд
Неисчерпаемым веселием струится.

(Осип Мандельштам)

Отец Александр Шмеман, посвятивший свою жизнь изучению Литургии и теме «освящения материи», как-то сказал: «Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной».

И еще он говорил в советское время, во время атеистической пропаганды, вот что:

«Наше падение, наш грех в том, что мы ко всему привыкаем, и потому все в мире, да и мы сами, становимся будничными, низменными, пустыми. Яблоко становится только яблоком. Хлеб – только хлебом. Человек – только человеком…

Вот освящает священник хлеб и вино, и поднимает их к небу, и узнает вера в них хлеб жизни, узнает жертву и дар, узнает причастие жизни вечной. Вот в день Преображения приносим мы в храм яблоки, груши, виноград, овощи – и на миг сам храм претворен снова в таинственный сад, в тот блаженный рай, в котором началась жизнь человека и встреча его с Богом. И как тогда тот первый человек раскрыл свои глаза и увидел этот мир, о котором Бог сказал, что все в нем «хорошо весьма», и обрадовался, и возблагодарил Бога, так и мы, как будто в первый раз видим мир как отражение Божьей мудрости и любви, и радуемся, и благодарим. И в этой радости и благодарении очищается, обновляется и возрождается наша жизнь.

Нет, не отрицаем мы материи, как утверждает лживая безбожная пропаганда, и не отвергаем ее, а напротив, ее – одухотворяем, ибо в ней с радостью и благодарностью ощущаем дар Божий. «Небо и земля исполнены славы Твоей», – поем мы каждый день в церкви. В том смысл освящения, что в нем слава эта пробивается через наше заснувшее сознание и очищается наш слух, очищается наше зрение, и сама жизнь становится хвалой, радостью и благодарностью.

А как же со злом, – спросят меня. – Как со страданием, как со смертью? На это ответим: если до конца просветимся мы этим светом, если подлинно примем в себя это освящение, то начнется в нас самих победа над злом. И поглощена будет смерть победой. Ибо живем мы в мире, в котором жил и вечно пребывает Христос. И ничто не разделит нас с Ним, если мы увидим его, полюбим Его, отдадим себя Ему – и во всем в мире увидим свет Его присутствия. Его любви, Его победы. (Прот. Александр Шмеман. «Освящение плодов»)

С тем, что «всего дороже в христианстве Сам Христос», никто, я думаю, не будет спорить. Просто еще надо учесть специфику общения в социальных сетях. Получится, как один алеут-христианин о своем обращении говорил – «я буду одно говорить, а ты другое поймешь».

Конечно, почитающим яблоко вместо Христа Бога – анафема, анафема, анафема!

Но разве таковые есть среди нас? Нет, это просто неожиданный финальный аккорд дня, обнажающий странности фейсбучного общения.

«Путь к Богу может начаться с чего угодно. Просто так с нуля Бога начинают любить единичные избранники. Даже по Евангелию понятно, насколько это трудно. Можно, конечно, сколько угодно твердить: “Я люблю Бога”, – но у каждого за этим стоит что-то свое», – сказала мне как-то одна верующая «из старого поколения» и образованная женщина.

Давайте просто радоваться Свету Христову и «иконе» его – свету солнечному, что дал созреть плодам древ. Да радуются вся древа дубравная днесь солнцу. Да радуются они, ибо на Древе вознесен был Плод Безмужней Матери, Христос, Солнце Правды.

***

«Бог создал этот мир и, когда мир забыл Его, Он не забыл Свое творение. Он сошел на землю, Он страдал на Кресте, Он умер, Он воскрес из мертвых. Он возлюбил нас так, что даровал Духа Своего Святого. Все это Он дал нам как возможность, как обещание, как свободный дар. Всего этого я стал свидетелем в таинствах. Итак, когда я иду к людям, к тем, кто счастлив и кто страдает, к молодым и старым, я не приношу свои планы или мысли, но Самого Христа. Это и есть освящение жизни» (прот. Александр Шмеман ).

Я опять из вина превращаюсь в воду.
Помоги мне сегодня – найди мне сосуд,
Чтобы я обрела Твоей Чаши свободу,
Чтоб не страшен мне был милосердный Твой Суд.

Я оскомин набью виноградом терновым,
И белильщик земной не готовит мне риз.
Мне все странно, все горько, все больно, и снова
Я теку в Твои руки – найди, прикоснись…

(Светлана Галанинская)

Фото Алексея Коровина

Яблочный Спас. Фото Алексея Коровина

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх