Цветотерапия в детском саду, в работе с дошкольниками. Цветотерапия в детском лечении — на чем основана и как работает методика

Значение цветов (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый). 1-9 слайд

Задачи, которые можно решать, применяя технологию хромотерапии. 10слайд

- Влияние цветовой обстановки на поведение и результативность в обучении детей. 11 слайд

- Мебель и оборудование. 12 слайд

- Цветовой день. 13 слайд

- Упражнение "Ощущение цвета"(на расслабление). 14 слайд

- Консультация для родителей. 15 слайд

- Цветомедитация. 16 слайд

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЦВЕТОТЕРАПИЯ

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта; оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Используется при коррекции страхов, инертности, апатии.

Оранжевый цвет используется при коррекции застенчивости, замкнутости и скованности движений.

Желтый цвет используется при коррекции гиперактивности, формировании самоконтроля, повышении самооценки. Вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия

Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма. Используется при коррекции возбудимости, тревожности, гиперактивности.

Голубой цвет используется при коррекции повышенной возбудимости, тревожности, агрессивности. Оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении

Синий цвет стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит. И спользуется при коррекции невротических реакций, беспокойства, возбудимости, агрессии

Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого другого цвета.

Задачи, которые можно решать применяя технологию хромотерапии: повышение уровня коммуникативности детей, их эмоциональной отзывчивости; обогащение сенсорного и эмоционального опыта детей; знакомство с приемами управления своими чувствами, формирование навыками самоконтроля. автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов. с овершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи. р азвитие общей и мелкой моторики. о бучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства. р азвитие правильного дыхания. использование цвета для коррекции нарушений устной и письменной речи

Влияние цветовой обстановки на поведение и результативность детей У спехи улучшаются при более рациональной окраске стен. в помещениях, где цветовой климат составляют белый цвет, кремовый, светло-салатовый, нежно-голубой, -лучше освещение, дети меньше устают, понижается отрицательный эмоциональный фон. Ведь белый цвет значительно повышает освещенность за счет того, что отражает до 80% дневного света. В отличии от других цветов белый цвет лишен эмоционального воздействия. Сумеречное же освещение вызывает у многих взрослых и детей состояние депрессии и, наоборот, яркий дневной свет повышает эмоциональный тонус. Также функциональное состояние нервной системы у детей бывает гораздо лучше, если панели в помещении окрашены в белый, голубой и зеленый цвета. Цветопсихология рекомендует в помещениях для детей гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. Синий и зеленый цвета тоже подходят для детских комнат, особенно ориентированных на юг, поскольку эти цвета создают ощущение прохлады.

Мебель и оборудование Функциональное состояние зрительного анализатора и работоспособность детей выше при зеленой гамме цветов, чем при других (белая, черная, коричневая). Наилучшие показатели зрительной работоспособности у детей проявляются при окраске рабочих столов в светло-зеленый цвет и цвет натурального дерева, которые создают благоприятное распределение света в поле зрения ребенка. Желательно, чтобы и демонстрационная доска была зеленого цвета. Цвет способствует более точному и полному распознаванию предметов. Исследования ученых показали, что дети при дневном свете предпочитают писать или рисовать на белой бумаге, а при лампах накаливания выбирают бумагу светло-зеленого цвета.

Цветовой день Интересна и увлекательна практика «цветного дня» в детском саду. Дети сами выбирают определенный цвет, и ему посвящается целый день: с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, создают фантастические игры, постройки. В цветовом пространстве подробно выделяется каждый цвет по отдельности: в группе собираются игрушки определенного цвета, меняется мягкий инвентарь (салфетки, скатерти, занавески), на занятиях используется мягкий фон из ширмы данного цвета. Педагоги заранее договариваются с родителями о назначенной по цвету одежде: «Завтра у нас - «желтый день», мы будем жить в желтом цвете. Предусмотрите, пожалуйста, в одежде какой-нибудь элемент желтого цвета». Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы, имеющие насыщенный, густой оттенок, выставляются дозировано - на 2-3 часа, а предметы нежного, приятного оттенка - на целый день.

Упражнение «Ощущение цвета» (на расслабление). Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии. Дети расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного цвета, например, синего. Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный.) Далее педагог описывает - значение цвета, как он действует на организм.

Консультация для родителей Одевая малыша в одежду определенного цвета, можно заложить основы будущего характера ребенка. Нужно стараться одевать ребенка разнообразно: в цветастом калейдоскопе одежды, игрушек и других предметов дети лучше развиваются. В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности. Взрослым, и педагогам, и родителям, необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни. В окружении красного или ярко-оранжевого ребенок первые 30 минут чувствует прилив энергии. Через 1 – 1,5 часа он уже гиперэнергичен, перевозбужден, а через 5 часов станет раздражительным и агрессивным. Но стоит сменить эту гамму на салатно-голубую, и буквально через 20 – 30 маленький злюка превратится если не в ангелочка, то в человека, с которым можно вести переговоры и надеяться на взаимопонимание. Бордовые колготки, красные рубашки и лиловые платья не стоит покупать для повседневной носки – ведь в этой одежде малышу предстоит провести в детском саду весь день!

Сядьте в удобную позу. Закройте глаза. Дыхание ровное. Вы чувствуете, как по вашему телу разливается тепло. Тело мягкое и теплое. Представьте, что перед вами белая стена... Под ногами ведра с краской и очень большая кисть. Сейчас мы будем красить стену... Начнем с черного цвета. Красим всю стену, чтобы не осталось ни одного белого пятнышка. Краска засохла. Черная стена... Теперь красим красной краской, ни пятнышка черного. Краска засохла. Красная стена... Красим оранжевой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Оранжевая стена... Красим желтой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Желтая стена... Красим зеленой краской. Ни пятнышка желтого. Краска засохла. Зеленая стена... Красим голубой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Голубая стена... Красим синей краской. Ни пятнышка голубого. Краска засохла. Синяя стена... Красим фиолетовой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Фиолетовая стена... Красим белой краской. Ни одного фиолетового пятна. Краска засохла. Белая стена. Теперь открываем глаза и смотрим вокруг себя. Что изменилось вокруг? После того, как дети поделились впечатлениями можно уточнить, какие цвета им удавалось закрашивать с трудом?


Метод «цветотерапия» в коррекционной работе с детьми с ОНР в детском саду

Введение

Цветотерапия (хромотерапия) - это научное направление, безмедикаментозный метод лечения людей, путем восстановления индивидуального биологического ритма, с помощью специально подобранного цвета.

Лечение цветом, его энергией родилось еще в древности и получило название хромотерапия. Цветовые лучи, попадая на сетчатку и радужную оболочку глаза, оказывают лечебный эффект на весь организм. Цветотерапия занимает одно из важных мест (наряду с растительной, звуковой, ароматической) в нетрадиционной медицине. Лечебные воздействия цвета связаны с влиянием колебания световых волн определенной длины на наши органы и психические центры. При этом проявляется специфическое влияние цветов при тех или иных заболеваниях.

Актуальность:

Свыше 40% дошкольников в нашем СПДС страдают недостаточной сформированностью всех языковых структур - общее недоразвитие речи. Данное нарушение требует особого внимания и использования не только классических, но и инновационных технологий в лого-коррекционной работе. Одним из эффективных методов является цветотерапия.

Использование цветотерапии положительно влияет на психоэмоциональное состояние человека. При умелом использовании цвет благотворно влияет на детей дошкольного возраста, особенно имеющих различную патологию в развитии, в том числе и тяжелую речевую патологию (ОНР). Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма дошкольника.

Цель:

Формировать у детей посредством цветотерапии познавательную, речевую и коммуникативную деятельность на логопедических занятиях и в свободной деятельности.

Задачи:

Определить методы и приемы воздействия цветотерапии на речевое развитие.

Использовать методы и приемы цветотерапии в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.

Создать максимально комфортные психолого-педагогические условия для развития детей с ОНР используя новинки метода цветотерапии.

Одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу сил, бодрят; другие, наоборот, раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Цвет влияет на состояние человека, его чувства, повышают тонус. Лечебные свойства цвета известны давно и применяются в различных областях, в том числе и образовании, коррекционной педагогике.

Здесь спроецированы все внутренние органы человека, которые в свою очередь рефлекторно связаны с мозгом. (Слайд 2)

Психологическое действие цвета в зависимости от его локализации

Цвет

Локализация

Вверху

Боковые поверхности

Внизу

Красный

возбуждает, мобилизует

возбуждает

воспринимается как неестественный, может «обжигать»

Розовый

ощущение легкости, счастья

чувство нежности

часто ассоциируется с обонятельными ощущениями

Оранжевый

способствует концентрации внимания

ощущение тепла, способствует релаксации

эффект «принадлежности» и тепла, иногда воспринимается как неестественный

Желтый

вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способность релаксации

возбуждает, может вызвать неприятные ощущения

эффект «приподнятости», иногда «парения»

Зеленый

воспринимается как неестественный

успокаивает

успокаивает, «охлаждает», может оказывать эффект снотворного действия

Голубой

ощущение легкости, спокойствия, способствует релаксации

«охлаждает», вызывает отчуждение

«охлаждает», более выражен, чем зеленый

Синий

вызывает тревожность, беспокойство

отчуждение в группе, отношениях с психологом

тревога, «холод», ощущение бездны

В наше время во многих регионах страны отмечается сокращение логопедических групп для детей с речевыми нарушениями. Дети с речевыми нарушениями посещают детские сады общеразвивающего вида, где организованы группы комбинированной направленности.

Надо сказать, что, если цветотерапия благотворно влияет на психоэмоциональное состояние детей с речевой патологией, то она так же благоприятно влияет и на развитие детей без речевых нарушений.

В нашем дошкольном образовательном учреждении функционируют две группы комбинированной направленности: для детей 5-6 летнего и 6-7 летнего возраста.

Коллектив нашего дошкольного учреждения использует элементы цветотерапии уже достаточно долгое время. Опыт коррекционно-логопедической работы показал, что воздействие правильно подобранной цветовой гаммы дает более эффективные показатели в развитии у детей с ОНР. Аналогичное использование цветотерапии специалистами и воспитателями в образовательной деятельности с детьми без речевой патологии дает так же высокие показатели в их развитии.

Приняв во внимание эффективность использования цветотерапии, мы решили расширить рамки ее воздействия в образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения.

Учитывая то, что выбор цвета - важный фактор в дизайне интерьера, в период ремонта детского сада мы подобрали соответствующую цветовую гамму и окрасили помещения в теплые цвета (логопедический кабинет, музыкальный и физкультурный зал, группы) которые теперь выглядят теплыми и приветливыми. Аналогично мы подобрали шторы соответствующих цветов. (Слайд 3,4,5,6)

Надо сказать, что успешное сочетание цветовой гаммы вызывают хорошее настроение и самочувствие как детей, так и взрослых. Кроме того, как в логопедическом кабинете, так и в других помещениях предназначенных для образовательной и самостоятельной деятельности детей, достаточно много дидактического материала, игр с использованием ярких цветов, что привлекает внимание детей и всегда доступно для использования.

В дополнение к правильно подобранной цветовой гамме интерьера, в вышеназванных помещениях всегда есть зеленый цвет - это живые растения. Известно, что зеленый цвет, расположенный в спектре между синим и желтым пробуждает осознание жизни - это символ роста, движения. Там, где есть зеленый цвет существует благоприятная среда для обитания человека. Цвет растительности в интерьере связывает нас с природой. Мы чувствуем себя живыми, обновленными, поскольку зеленый цвет ассоциируется с ростом. В логопедическом кабинете так же всегда присутствует желтый цвет, который является источником тепла и света, стимулирует интеллектуальные способности детей, раскрепощает. (зашторенное зеркало для индивидуальной коррекционно-логопедической работы, зашторенная доска для демонстрационного материала). Желтый - цвет солнца, является важнейшим элементом жизни на земле. Желтый цвет помогает прояснить восприятие, увеличить бодрость, создает ощущение тепла.

Известно, что цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.

Учитывая эту возрастную особенность для индивидуальных и микрогрупповых занятий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР, используются скатерти необходимого цвета для усиления и закрепления положительного эффекта.

Например, используя скатерть зеленого цвета для занятий с детьми с ОНР усиливается ощущение связи с природой, создаются более комфортные условия, эффективнее осуществляется воспитательно-образовательные процессы. (Слайд 7) Скатерть оранжевого цвета воспринимается как теплый, прелестный, полный жизни, его символика: тепло, солнце, радость. Этот цвет способствует образованию эритроцитов, убирает подавленность и физическое утомление, раскрепощает, способствует восстановлению нервной и мышечной ткани, укрепляет волю. Оранжевый цвет скатерти используется в коррекционно-логопедической работе при составлении рассказов, заучивании, в работе над грамматическим строем речи, поскольку этот цвет несет подкрепление мысли или разговора, более того ребенок не чувствует себя одиноким в образовательном процессе. Данный цвет так же положительно влияет на сосредоточенность на том или ином дидактическом материале или развивающей игре. (Слайд 8) Розовая скатерть используется в основном в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР, которые зачастую расторможенны, гиперактивны, или тогда, когда у ребенка плохое настроение. Розовый цвет действует на нервную систему успокаивающе, вызывает расслабление напряженных мышц, снижает возбуждение, регулирует и улучшает настроение. (Слайд 9)

Подобрав цветовую гамму интерьера, оформления помещения, эффективность цветовых качеств в организации образовательного процесса, следует обратить серьезное внимание и на цвет одежды специалиста (учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя).

При организации и проведении повседневной образовательной деятельности предпочтение отдается теплым и спокойным цветам в одежде специалистов. При проведении праздничных мероприятий (утренники, досуговая деятельность, викторины и т.д.) можно использовать одежду взрослых соответственно тематике мероприятия и цвета подбираются более яркие и насыщенные, но желательно однотонные. Следует помнить, что цвета могут вызывать определенные эмоции: оживление, равнодушие, успокоение, возбуждение, ощущение тепла или холода. Светлые цвета, как правило, теплые, дают ощущение легкие и кажутся глазу особенно близкими.

При организации и проведении коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР используются специальные игры и пособия, которые соответствуют решению задач цветотерапии.

Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Постепенно формируется связь между словом, образом эмоции, цветообозначением и дает положительный результат психоэмоционального состояния ребенка. Учитывая это, в коррекционно-логопедической и воспитательно-образовательной работе используются специально подобранные игры, сказки, дидактические пособия и наглядный демонстрационный материал.

Безусловно, многие игры используются специалистами и могут быть уже знакомы, но хочу сказать, что применение игр с учетом цветотерапии в системе, дают более эффективный результат.

«Волшебное покрывало» - это большие полупрозрачные платки насыщенных и пастельных тонов. Ребенок накрывается платком и рассматривает сквозь него окружающее пространство. Ребенку, по его настроению, психоэмоциональному состоянию предлагается платок соответствующей цветовой гаммы. Если ребенок расторможен, возбудим, ему дается голубой волшебный платок, и мы с ним отправляемся в голубую сказку. Использование этой игры дает хороший терапевтический эффект, действует успокаивающе, настраивает на позитивную волну, развивает детскую фантазию, воображение. В игре основное правило - менять цветовое пространство, чтобы достичь нужного эффекта эмоционального состояния ребенка.

«Радужный мост» - на столе - лист ватмана, размеченный дугами. Детям предлагается «построить мост», т.е. выложить крышками дуги-дорожки воздушного моста (каждый ребенок выбирает цвет по своему настроению). Игра учит детей общению, взаимодействию друг с другом, умению придумать название своей волшебной страны, то как она выглядит, и кто в ней живет. Таким образом, на фоне положительного эмоционального состояния развивается и закрепляется как диалогическая, так и монологическая речь ребенка с ОНР.

Дидактический столик «Цветные домики» - детям предлагается выбрать домик такого цвета, который им больше всего нравится (желтый, зеленый, розовый) и расселить по этим домикам жильцов (материал согласно лексической теме). Дети делятся впечатлениями, рассказывают почему они выбрали тот или иной цветной домик и почему именно так расселили своих жителей, они придумывают каждый свою фантастическую историю.

Часто используется природный и бросовый материал, такие как, пробки, камешки, желуди, шишки для выполнения разных творческих заданий. Дети выкладывают, подбирая нужный им цвет, либо свою любимую игрушку, либо героя из сказки, либо «рисуют» свое настроение.

В коррекционно-логопедической работе удачно используются «цветные сказки». В зависимости от времени года, настроения, лексической темы, работоспособности детей, выбирается соответствующая «цветная сказка», например, в «желтой сказке» речь идет о солнышке и все что желтого цвета, аналогично используются «зеленая сказка», «розовая сказка», «голубая сказка». Текст каждой сказки соответствует названию сказки, лексической теме занятия или выбранных сказочных персонажей (путешествия, приключения и т.д.).

При формировании, уточнении и закреплении фонематических процессов, а также, при обучении элементам грамоты, в системе коррекционно-логопедической работы используются три основных цвета спектра: красный - для обозначения гласных звуков и букв, синий - для обозначения твердых согласных звуков и букв и зеленый - для обозначения мягких согласных звуков и букв. Для формирования навыков чтения используется комплект пособий «Учим ребенка говорить и читать» Цукановой С.П. Эти таблицы помогают детям с общим недоразвитием речи отрабатывать навык слитного чтения слогов и предложений различной структуры. По мере прохождения букв, согласно плана работы, дети читают обратные, прямые слоги и слоги со стечением согласных с ними, учатся проводить анализ и синтез слов и предложений. Данный речевой материал для чтения подобран в соответствии с принципами доступности и постепенного усложнения. В раздаточных таблицах все гласные буквы - красного цвета, согласные твердые - синего цвета, согласные мягкие - зеленого цвета.

Заключение:

Таким образом, системное использование цветотерапии в коррекционно-логопедической и воспитательно-образовательной деятельности позволяет не только оказывать положительное влияние на настроение и психоэмоциональное состояние ребенка, но и повышает эффективность исправления речевых нарушений, усвоения речевого материала и оказывает неоценимое воздействие на формирование личности ребенка в целом.

Литература

1. Маслова Е.Н. Логопедические игры на развитие внимания и усидчивости. Волгоград: ИТД «Корифей», 2011. 128 с.

2. Нищева Н.В. Разноцветные сказки: цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: уч. методическое пособие конспект. Спб.: Детство пресс, 1999. 64 с.

3. Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. / сост. М. А. Поваляева. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 349с.

4. Цуканова, С.П. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать» С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. - М.: Издательство ГНОМ, 2011. - 32 с.

Сохранение здоровья детей — один из самых актуальных вопросов настоящего времени. С момента рождения малыш окунается в пучину идущей непрерывным потоком информации. Уже в дошкольном возрасте получаемый объем часто приводит к усталости, снижению интереса к учебе, переутомлению малыша. Для снижения вреда, наносимого психологической устойчивости маленького организма, необходимо использовать такую оздоровительную технологию как цветотерапия для детей. Слово «терапия» означает лечение заболеваний. Сегодня это слово часто используют в контексте профилактики, предупреждения возникновения различных болезней. Многочисленное использование отдельных элементов цветотерапии на практике наглядно показало эффективность данного метода для укрепления не только психологического здоровья, но и физического аспекта развития детей дошкольного возраста.

Цветотерапия — немедикаментозный метод лечения. Такое лечение активно используется с древних времен. Еще в Древнем Египте было замечено благотворное влияние отдельных цветов, их оттенков на эмоциональное, психическое состояние человека. Современная медицина положительно оценивает влияние цветотерапии на состояние детей, немедикаментозная составляющая данного вида терапии служит укреплению здоровья детей и лучшей адаптации к взрослой жизни.

Известно два вида воздействия цвета:

  • Через органы зрения — воспринимается глазами, провоцирует активность химической цепной реакции, которая в конечном итоге приводит к освобождению разного вида гормонов организма.
  • Через кожу человека. Свет — электромагнитное излучение, проникающее через ткани человеческого тела, несущее внутренним органам необходимую энергию, активизирующее внутренние процессы организма.

Мир Земли — это разноцветный мир, который с детства окружает человека, оказывает влияние на его здоровье, его настроение. Маленькие дети обладают повышенной чувствительностью к разным цветам, их оттенкам. Следует внимательнее относиться к перепадам настроения детей дошкольного возраста.

С помощью красочных оттенков можно исправить себе настроение, избавиться от грусти. Цвет помогает формировать артистическую натуру малыша, может добавить яркие краски в фантазию дошкольника, расширить его словарный запас.

Цвет, его влияние на организм

Каждый ребенок по своему индивидуален, но выбор цвета изначально определяется психическим, эмоциональным состоянием малыша:


Применение в интерьере

Цвет — одна из главных деталей интерьера. Комфортное состояние малыша зависит от гармоничного сочетания цвета, красочности окружающей малыша обстановки. Свет и цвет оказывают влияние на здоровье дошкольника, его настроение, психологическую устойчивость. Рассмотрим как используется цветотерапия в ДОУ.

Солнечный свет оказывает позитивное воздействие на дошколят, помогает сохранить зрение. Рекомендуется плотные шторы использовать в спальных помещениях. В комнатах, где дети занимаются, играют, активно проводят время, для декорирования окон лучше всего использовать прозрачные воздушные ткани, пропускающие свет.

Окраска мебели, стен помещения должна учитывать естественное, а также искусственное освещение. Для окрашивания спальных помещений хорошо использовать легкие успокаивающие тона: бледно-голубой, бледно-зеленый, нежный розовый. Стены в помещениях, где дети играют, окрасить в салатовые, желтые тона и оттенки.

Детям нравятся теплые тона красок: оранжевые, желтые. Можно окрасить панели в пастельные гармонирующие оттенки. Не стоит использовать мебель одного цвета, особенно красную. В интерьере следует использовать достаточно яркие привлекающие взгляд световые пятна.

Дошкольники очень восприимчивы к цветовой гамме. Темные, тусклые, холодные тона — для малыша это какая-то неприятная плохая вещь. Малыш может расплакаться, если ему принесут в подарок грязно-серую игрушку. Предложите детям нарисовать картинку на тему природы. Малыш никогда не выберет черный или коричневый карандаш даже, чтобы нарисовать землю. Это будет зеленая травка или яркие цветы.

Шкафчики для детей тоже предпочтительно разрисовать в разные цвета, украсить яркими детскими рисунками. Зайдя в стены ДОУ кроха должен чувствовать защищенность, комфорт. Покрашенные в теплые цвета шкафчики, вызовут в подсознании ощущение тепла, заботы. Малыш не будет бояться оставаться в детском саду, когда мама ушла на работу. Из таких мелочей и складывается душевное спокойствие крохи, его уверенность в себе. Дети будут более активно общаться и находить новых друзей.

Упражнения при цветотерапии

Работа воспитателя состоит в том, чтобы используя метод цветотерапии корректировать поведение детей, давать детям успокоиться, поднять настроение. Дети 2 — 3 лет различают ахроматические цвета: белый, черный. С 3 до 4 лет малыш уже узнает желтый и синий, достигнув возраста 4 годика уже отличает красный и зеленые тона. Малыши должны научиться выбирать нужный цвет. Например, солнышко желтое, трава зеленая.

Следует делать периодически упражнения с карандашами, красками. В течение нескольких минут дети рисуют в произвольной форме. Круги, дома, цветы, просто различные линии. Это даст дошкольнику возможность отдохнуть, получить позитивные эмоции.

«Цветной дождь» — создать шатер, домик из разноцветных лент, лучше атласных, так как они приятны на ощупь, когда малыш гладит их ручками. С ленточками можно играть в дождик. Дети могут прятаться в этом домике. Располагать ленты следует, используя следующую мнемоническую фразу: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Взвинченному возбужденному крохе можно предложить охладиться, пробежать под холодными цветами ленточек. Грустному, расстроенному — погреться под теплыми лучами солнышка.

«Волшебный город» — из кубиков построить дома для разноцветных жителей. В каждом доме живут жители такого же цвета. Почему волшебные существа выбрали тот или иной цвет. Рассказать, как от цвета меняется настроение, характер. Начинает активно развиваться фантазия дошкольника.

«Зажечь радугу» — предложить детям на полу или на столе, на большом листе бумаге сделать радугу. Ее можно сделать из кубиков, ленточек, разноцветных шарфиков. Загадать под радугой желание.

«Облачко феи» — будут нужны разноцветные полупрозрачные легкие куски материи. Фея приглашает к себе в гости, лететь туда надо на разноцветных облаках. Малыши укутываются, как в плащ, кусочками облака и сквозь полупрозрачные ткани видят, как меняется мир. Как краска накладывается на другую краску, и цвет меняется. Например, сквозь желтый кусок материи посмотреть на зеленый.

Эти игры позволяют детям создать особый мир гармонии цвета и спокойствия. Эти упражнения могут использоваться для более гармоничного эмоционального развития дошкольника. Дошколята не всегда могут выразить свои чувства, эмоции словами. Внимательный педагог по выбору цвета дошкольником сможет определить, что волнует малыша, предложить в игровой форме цветовое решение проблемы.

Методы

Цветотерапия в детском саду укрепляет психофизическое здоровье малышей. Её методы можно рекомендовать для применения дома.

«Волшебная вода» — в стеклянный стакан наливается вода. Стакан следует поставить на цветную подставку — зеленую, синюю. Стоит посмотреть на дно стакана, вода воспринимает энергию цвета и передавать ее дошкольнику. Воду стоит пить небольшими глотками.

«Изумрудный город» — кроха закрывает глазки, пытается представить себя на улицах Изумрудного города. Сеанс медитации не должен составлять более 10 минут.

«Рисуем пальчиками» — не у каждого малыша получается рисовать кисточкой, карандашами, фломастерами. Пальчиками умеют рисовать все. Можно рисовать на стекле или плотном листе прозрачной пленки. Воспитатель закрепляет пленку и дает задание. Нарисовать чудесный цветок — аленький цветочек или цветик-семицветик. Можно нарисовать цветок, в котором жила Дюймовочка. Дошкольник с удовольствием будет рисовать пальчиками, а потом расскажет сказку, которую он нарисовал.

Внешне простейшая методика по применению различных цветов позволяет с большим успехом лечить у детей дошкольного возраста лень, раздражительность, агрессивное поведение. Корректировать чрезмерную гиперактивность детей, которая может в школьные годы создать большие проблемы для малыша в процессе усвоения учебного материала.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 73 - ЦРР»

город Бийск

Проект

«Мир в цвете»

(Восстановление ребенка посредством цветотерапии)

(старший дошкольный возраст)

воспитатель

Марина Васильевна Мурашова

Тип проекта : Практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на личностное развитие воспитанников.

Участники .

Воспитанница подготовительной группы №8, воспитатель группы, родители.

Продолжительность .

Краткосрочный (1,5-2 месяца).

Актуальность . С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей.

Прежде всего, следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье».
Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.

Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом всегда интересовали исследователей души, которые пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человека. Человеческий организм, по представлениям индийских йогов, состоит из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека. В сочетании с направленным музыкальным воздействием, цвет может приводить к исцелению даже в самых сложных случаях. Цветотерапия базируется, в основном, на целительном действии солнечного света, который применялся многими древними культурами для облегчения различных недомоганий. Позднее оказалось, что отдельные цвета обладают специфическими воздействиями.

Педагогические показатели психического здоровья

Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие - поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;

Социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;

Положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;

Равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;

Доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

Цветотерапия основана на принципе проникновения фотонов света в наш мозг и воздействие на определенные светозависимые гормоны.

Цветотерапия родилась в глубокой древности. Еще тогда древние ученые заметили, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных психических и физических недугах.

Немного истории: цветом исцеляли в Египте, Китае, Индии, Персии. В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи словно бы купали больного в оздоравливающих потоках целительных лучей. В Древнем Китае больному (в соответствии с его заболеванием - психическим или соматическим) прописывали носить одежду определенного цвета или находиться в комнате, где стены окрашены или завешены материей нужного оттенка.

Воздействие цвета на психику и тело человека не переставало быть актуальной темой и позже. Так, Иоганн Гете, очень интересовавшийся этим вопросом, сделал следующее наблюдение: "Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, они печалят нас или радуют".

Известный русский психиатр В. А. Бехтерев утверждал: "Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры". Американский психолог Джекоб Либерман, целых тридцать лет занимавшийся изучением воздействия света и цветовых лучей на организм человека, пришел к выводу о том, что цвет и солнечный свет могут заменить почти все лекарства!

В настоящее же время сложилась целая научная теория, рассказывающая о том, как именно цвет действует на психофизиологическое состояние человека.
Сегодня во многих вальдорфских школах цвет применяют на каждой стадии развития детей. Например, в качестве методики на уроках для маленьких детей используют яркие и теплые тона, а для обучения старших применяются холодные тона.

Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.
Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.
С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогранен, как сама жизнь. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Каждый цвет, как море, имеет собственные глубины, подводные течения и неисследованные области. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков - от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием.
Погружаешься в цвет, как в глубины моря, отдаешься его вибрациям, словно морским волнам, купаешься в цвете, впитываешь цвет, наполняешься цветом и только тогда начинаешь ощущать, что же такое цвет. Цвет - это журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки. Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов. Облачаясь в одежду любимого цвета или наслаждаясь красками природы, мы ощущаем комфорт, спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, ослабляя тем самым неблагоприятное, как нам кажется, воздействие.

Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отражает психологические качества человека, а также гормональные нарушения в нем.

Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т. п. Эксперименты показали, что воздействие теплых оттенков красного, оранжевого и желтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания, а воздействие зеленого, синего и черного цветов понижает эти же показатели.

Цель. Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников, повышения адаптивных возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях с другими, раскрытия потенциальных творческих резервов детей, используя метод цветотерапии.

Задачи:

1. Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие.

2. Формировать первичные представления ребенка о самом себе, способность осознавать себя как личность, принимать себя и понимать собственную ценность как человека.

3. Способствовать осознанию своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.

4. Развивать интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи.

5. Расширять поведенческий репертуар дошкольника, возможность управлять эмоционально-волевыми процессами.

6. Развивать коммуникативные способности.

7. Способствовать творческой самореализации дошкольников.

Предмет.

Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей и сохранение психологического здоровья детей.

Гипотеза.

Развивающая деятельность, организованная по методу цветотерапии, будет способствовать коррекции психологического развития дошкольников, развитию эмоционально-личностной сферы и сохранению их психологического здоровья, если:

Создана концепция сохранения психологического здоровья дошкольников, важнейшим положением которой является необходимость расширения психологического образования, являющееся одним из принципов успешного развития, воспитания и образования дошкольников;

Выявлены факторы, оказывающие влияние (положительные и отрицательные) на сохранение психологического здоровья детей;

Определены содержание, методы и формы психологической помощи, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.

Проверка гипотезы:

Теоретический анализ специальной, справочной литературы по проблеме исследования;

Прямое и косвенное наблюдение;

Диагностические методы (тестирование, экспертная оценка);

Праксиметрические (анализ продуктов деятельности);

Организация игровых занятий с последующей обработкой полученных результатов.

Проблемная ситуация исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы и формы психологической помощи, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.

В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Важная роль в концепции модернизации образования отводится здоровье сберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров».

Принципы работы.

1. Доступность.

2. Гуманистичность.

Ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.

3. Прогностичность.

Принцип прогностичности предполагает формирование повседневной заботы каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений, а также некоторые каждодневные действия по отношению к другим людям, умение сдерживать свои желания и эмоции, если они наносят вред другим.

4. Деятельность.

Знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности.

5. Интеграция.

Реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой.

6. Мотивация

Принцип мотивации обеспечивает развитие личности, коррекцию эмоционально-волевой сферы. Предполагает побуждения, стремления ребёнка к достижению цели, поставленной перед ним педагогом. Постановка задач НОД должна служить цели развития мотива деятельности детей как осмысленного побуждения для определённых действий.

7. Принцип продуктивной обработки информации.

Создание таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы обработки полученной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную педагогом; включение в НОД заданий, побуждающих, мотивирующих воспитанников использовать информацию, уже полученную, но в своём индивидуальном задании, т.е. перенести способ обработки информации: изо - деятельность, выбор из предложенных вариантов адекватных поведенческих решений.

8. Принцип динамичности восприятия.

Предполагает включение в ООД, игр и упражнений, непосредственно развивающих этот процесс, корригирующих отклонения в его характеристиках.

9. Системность.

Принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

Материалы и инструменты:

1. Обеспечение организационных условий (разработка содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием и т.д.).
2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, представление опыта педагогам ДОУ города).
3. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, заинтересованность специалистов сопровождения).
4. Обеспечение научно – методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций).
5. Обеспечение рефлексивного пространства для педагогов, принимающих участие в проекте (создание сайта, страниц в Интернете, посвященных проблемам сохранения психологического здоровья детей с ОВЗ).
6. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, кабинета педагога-психолога).

Предполагаемый результат.

Снизится количество тревожных детей и детей с признаками синдрома гиперактивности.

Повысится коммуникативная культура детей.

Положительная динамика психического развития детей и развития произвольной сферы детей.

Расширятся представления детей о самих себе и окружающем мире.

Активизируется процесс самопознания и познания окружающего мира.

Снизится число конфликтов.

    Приобретение педагогами нового опыта работы по сохранению психологического здоровья детей, повышение профессионального мастерства

    Пополнится развивающая среда в группе.

    Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

    Обогащение уровня

Психологических знаний
родителей.

    Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по сохранению психологического здоровья дошкольников.

    Возможность участвовать в совместных психологических проектах.

Связь с другими видами деятельности.

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы работы над проектом:

    Цикл I. «Мир в цвете» представляет собой вводные занятия по знакомству с цветом.
    Используемые методы: погружение в цвет; игры на реализацию вербальной и двигательной потребности, на снятие напряжения и агрессии; на развитие физиологического и речевого дыхания; пальчиковые игры; упражнения на формирование вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений; чтение сказок, самовыражение в цвете и др.

    Цикл II. «Во саду ли, в огороде» направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Фрукты, овощи». Используемые методы: гимнастики для мозга; информационные сообщения; загадки; подвижные игры; упражнения на составление описательных рассказов, на развитие дыхания; самовыражение в цвете и др.

    Цикл III. «Цветовой мир зверей, птиц и насекомых» направлен

На формирование цветовых представлений с помощью работы

По теме «Животные, птицы, насекомые».
Используемые методы: речевые гимнастики, сочинение сказок, упражнения на развитие умения образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме, составление описательных рассказов, снятие мышечного напряжения; сказки-сценки; релаксационные упражнения; самовыражение в цвете и др.

    Цикл IV. «Язык цветов понятен сердцу каждого» направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Цветочные растения».
    Используемые методы: работа с легендами; викторины; настольные игры; релаксационные упражнения; театрализованные представления; танцевально-музыкальные игры; самовыражение в цвете и др.

    Особые условия проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы по теме:

Использование здоровье сберегающих и природосообразных технологий (релаксация, психогимнастика, пальчиковые и подвижные игры, активное использование цвета, аромата и звука на одном занятии, постоянная смена деятельности, свободное расположение во время проведения занятия, подача материала в состоянии релаксации и др.);
Использование разнообразных заданий и упражнений для творческого самовыражения и самореализации в целом.

Этапы реализации проекта.

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы.

Ноябрь
2015 г.

Знакомство с новыми технологиями:
Личностно-ориентированная, технология сотрудничества,
Программой Н.М. Погосовой «Цветовой игротренинг».

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы.

Подбор диагностического

материала.

Обогащение игровой среды, материала для оформления группы, кабинета

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

Альбом «Холодные цвета, теплые цвета»;

Методическое пособие «Психологические сказки»;

Набор мелких предметов разного цвета (бусы, пуговицы и т.д.);

Альбом с изображением предметов различного цвета;

Набор колокольчик;

Альбом с загадками.

По плану

Создание компьютерных презентаций.

По плану

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование родителей по вопросам сохранения психологического здоровья детей дома.

По плану

Проведение консультаций.

По плану

Оформление наглядно материала по направлению работы.

Ноябрь
2015 г.

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ

Выявить особенности личностного развития детей, состояния эмоциональной сферы

Проведение диагностики по методикам: Восьмицветовой тест Люшера, методика «Лесенка» В.Г. Щур, методика «Паровозик», методика изучения эмоционального самочувствия ребёнка Кучеровой Е.В., тест «Кактус» М.А. Панфиловой, социометрический опрос «Подарок», методика «Волевая готовность» Ш.Н. Чхарташвили.

Ноябрь
2015 г.

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана проведения ООД, планирование интегративных занятий, согласование совместных игр с социальными партнерами.

Ноябрь
2015 г.

Проведение ООД в соответствии с перспективным планом работы.

По плану

Разработка конспектов занятий.

Ноябрь
2015 г.

Применение в работе с детьми компьютерных технологий.

По плану

Проведение праздников цвета.

По плану

Индивидуальная работа с детьми.

По плану

Работа с педагогами

Консультация для педагогов
«Роль цветовосприятия на развитие эмоциональной сферы дошкольников».

По плану

Интегративные занятия и мероприятия.

По плану

Выступление на педагогическом совете.

По плану

Оформление картотеки дидактических игр с содержанием «Цвет».

Ноябрь
2015 г.

Работа с родителями

Создание альбома «Цвет и мы».

В течение срока реализации проекта

Оформление группы в соответствующий цвет.

Наглядная агитация для родителей (папки-передвижки с рекомендациями по сохранению психологического дошкольников в домашних условиях, газета «Альманах цвета»).

Посещение родителями занятий.

Участие родителей в итоговых мероприятиях (детско-родительские пары)

ОЦЕНОЧНЫЙ

Оценка эффективности проведения работы с детьми

Диагностика и мониторинг.

Декабрь
2015 г.

Проведение итоговой диагностики по определению состояния эмоциональной сферы дошкольников, их личностных особенностей, волевой сферы по методикам:

Восьми цветовой. тест Люшера, методика «Лесенка» В.Г. Щур, методика «Паровозик», методика изучения эмоционального самочувствия ребёнка Кучеровой Е.В., тест «Кактус» М.А. Панфиловой, социометрический опрос «Подарок», методика «Волевая готовность» Ш.Н. Чхарташвили.

Декабрь
2015 г.

Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы.

Декабрь
2015 г.

Презентация проекта (на педагогическом совете).

Декабрь
2015 г.

Определение перспектив работы

Декабрь
2015 г.

Оценка эффективности работы с родителями

Анкетирование

Декабрь
2015 г.

Обобщение опыта семейного воспитания

Декабрь
2015 г.

Фотовыставка

Декабрь
2015 г.


Мониторинг реализации проекта.


Заключение.

Выводы: реализация деятельности по проекту способствует сохранению психологического здоровья, сплочению детского коллектива, развитию представлений ребенка об ответственном отношении к своему здоровью, о бережном отношении к себе и окружающим людям.
При организации воспитательно-образовательного процесса по проекту способствует обеспечению единства целей и преемственности участника проекта и совместная деятельность позволяет, в свою очередь:
- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по данному направлению;
- родителям понять значимость психологического здоровья, приобретению их детьми умений, позволяющих заботиться о собственном здоровье.
Одним из условий успешной реализации проекта является не только работа с детьми, но и с их семьями.

Используемая литература:

1. Мария Бриль. Исцеляющий цвет. Цветотерапия. С чего начать. «Вектор», 2009

2. Крестовская К.А. Целебные силы цвета, или цветотерапия в нашей жизни. «Феникс», 2006

3. Саймон и Сью Лилли. Сила цвета и цветотерапия. «Диля», 2006

4. Вайолет Окландер. «Окна в мир ребенка»

5. Гоникман Э.И. Лечебная радуга камня. Каменная цветотерапия. Издательский дом МСП, 2000

6. Н. Рерих. Картины, которые вдохновляют. Медитация и цветотерапия. ЭКСМО, 2012

7. В. Надина. 7 чудес радуги. Практическая цветотерапия. ЭКСМО, 2011

8. Н.М. Погосова. Цветовой игротренинг. СПб «Речь», 2005

9. Дубровская О.В. Руководство по использованию восьми цветового теста Люшера, М. «Фолиум», 1995

10. Захаров. Методика изучения эмоциональной и личностной сферы

11. Панфилова М.А. Методика «Страхи в домиках»

Литература для детей:

1. Белобрыкина О. Сказка о меле.

2. Биссет Д.Сказка про малютку-автобус, который боялся темноты.

3. Богумилова Г. История слоненка.

4. Зиедонис И.Желтая сказка.

5. Кротов В.Зеленушка.

6. Дж. Родари. Знаменитый дождь в Пьомбино.

7. Дж. Родари. Голубой светофор.

8. Дж. Родари. Шоколадная дорога.

9. Дж. Родари. Фиалка на Северном полюсе.

10. В. Юдин. Рыжий город.

11. Д. Соколов. История Голубого города.

Приложение 1.

Занятия с применением цветотерапии помогают решать ряд задач: снять психоэмоциональное и мышечное напряжение; развивать познавательные процессы; формировать речевые навыки; эмоциональную сферу; закреплять сенсорные эталоны.

Сказки, придуманные ребенком, в занятиях с которыми применялась цветотерапия.

Желтая сказка

Жили-были желтые человечки. Они были очень веселые и жили в ярко-желтых солнечных одуванчиках. Все лето они помогали всем быть активными, здоровыми, веселыми. Желтые человечки направляли свои волшебные золотые лучики на людей и они становились счастливыми и радостными.

Красная сказка

Жил-был мальчик, он любил все красное и рисовал картинки, на которых все было красное. Однажды он увидел свою подружку Леру, которая плакала. Он подарил ей свои красные картинки и она перестала плакать.

Зеленая сказка

Жили-были дети и однажды они отправились в путешествие в зеленую страну. В зеленой стране был замечательный зеленый лес, овощи и фрукты только зеленые и все-все зеленое. Когда дети вернулись из зеленой страны, они перестали болеть.

Синяя сказка

Жил-был синий мир. В этом мире все было синее. Люди, которые попадали в синий мир, сразу умели летать в синем небе и все их мечты сбывались.

Голубая сказка

Жили-были голубые бусинки. Они появлялись, когда шел голубой дождь. Бусинки подпрыгивали по дорожке, стучали по зонтикам и все загаданные людьми желания сбывались.

Оранжевая сказка

Однажды детям на сладкое дали замечательные, вкусные, сочные оранжевые апельсины. Дети их съели и больше никогда не жадничали и всегда делились своими игрушками и сладостями.

Фиолетовая сказка

Жил на свете фиолетовый колокольчик. Он часто потихонечку пел свою фиолетовую песенку. Кому удавалось услышать его песенку, становился добрым и мудрым.

Приложение 2.

Цветовые упражнения в детском саду.

Широкое применение получила цветотерапия для детей. Ведь ребенок гораздо более восприимчив к цветовым оттенкам окружающего его мира, чем взрослые. Цветотерапия в детском саду может проводиться в рамках арт-терапевтических занятий с детьми. Лечение цветом может проходить в разных формах.

Методика «Цветной дождь»

Одним из оригинальных методов, которые использует цветотерапия в ДОУ, можно назвать шатер из цветных атласных лент (методика «Цветной дождь»). Ленты подобраны по оттенкам – от теплых к холодным, они вертикально спускаются вниз, напоминая струи дождя. Дети могут прятаться в шатре, могут выбирать понравившийся цвет, гладить ленты руками. Также в течение дня детям предлагается несколько раз проходить через шатер в соответствующем направлении: гиперактивным детям – от теплых оттенков к холодным, а вялым, инертным – в обратном направлении.

При этом возможны различные вариации упражнения – шатер можно заменить на цветные коврики и предложить детям выбрать тот, что по душе. Либо, напротив, попросить ребенка пересесть на другой цвет (если это необходимо для достижения цели упражнения).

Упражнение «Зажги радугу»

Можно также расстелить перед ребенком белый холст и предложить выложить на нем радугу из определенных цветов (упражнение «Зажги радугу»). В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной формы из тесьмы различных оттенков. Детям с повышенной эмоциональной возбужденностью предлагается выложить радугу из более спокойных, холодных оттенков, а детям с дефицитом активности, подавленным, находящимся в депрессии – из более теплых и ярких.

Упражнение «Радужная страна»

Очень важно научить ребенка чувствовать цвета, развивать его цветовосприятие. Для этого в детских садах также используется ряд упражнений. Одно из таких – «Радужная страна». Можно выбрать несколько наиболее ярких цветов, каждый и которых будет символом одной из стран (Желтая, Белая, Красная страна и т. д.). Детям предлагается расселить жителей по разным странам. В качестве жителей могут выступать куклы, игрушки либо карточки с изображением сказочных персонажей. Каждый свой выбор дети должны обосновать. Почему этот герой должен жить именно в этой стране? Чем отличаются жители Желтой страны от жителей Синей страны и др.?

Игра на этом не заканчивается – напротив, дальше предлагается широкий спектр возможностей для проявления фантазии детей. Можно придумывать различные истории про жителей разных стран. Также можно усложнять сюжет, добавляя в игру новых героев, которые вмешиваются в привычную жизнь «цветных» жителей, нарушая порядок и гармонию. При этом необходимо соблюдение нескольких основных условий игры:

    все дети принимают активное участие в развитии сюжета;

    все действия детей, сопровождающиеся цветовым выбором, должны ими аргументироваться;

    все цветовые выборы одинаково принимаются психологом – «плохих» и «хороших» вариантов выбора быть не должно (за исключением ярких проявлений агрессии со стороны ребенка);

    во время игры соблюдается правило всеобщего уважения (все обидные комментарии, дразнилки со стороны детей по отношению друг к другу сразу же пресекаются психологом).

Цветотерапия для дошкольников – это также хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами. Прежде всего, ребенку предлагается определиться с любимым цветом. Если дети выбирают насыщенные, яркие оттенки красного, желтого или зеленого, это является показателем гармоничного психического развития, динамичности и любознательности. В случае же, когда ребенок отдает предпочтение белому или черному цветам, возможна склонность к замкнутости и одиночеству. Для коррекции данной склонности также может быть использована цветотерапия. Упражнения со сменой различных цветов здесь будут особенно актуальны.

Например, можно предложить ребенку, выбравшему белый или черный цвет, попробовать заменить эти цвета на другие, более яркие. Делать это лучше постепенно. Можно использовать раскраски, предлагая ребенку раскрашивать белые фигуры разными цветами, постепенно увеличивая яркость и насыщенность. Также можно делать аппликации. На черные (или белые) элементы фигурки предложить наклеить что-нибудь более яркое (звезды, полосы, цветы и т.д.) и оценить результат. Если ребенок удовлетворен новой картинкой, попросите его рассказать о своем настроении. Изменилось ли что-нибудь в нем? Стало ли ему лучше, радостнее, легче и т. д. или наоборот?

Цветовая специфика интерьера в детском саду

Чрезвычайно важно, чтобы дети получали положительные эмоции от цвета не только периодически, на занятиях арт-терапией, но и в своей повседневной деятельности. Цветовая окраска комнат, мебели, игрушек – все это должно быть гармонично сбалансировано и вызывать у детей соответствующие положительные эмоции. Например, стены в спальне должны быть окрашены в светлые, успокаивающие тона, а комната для занятий и игр, напротив, может содержать более яркие оттенки, стимулирующие активность детей.

Не стоит перегружать интерьер игровой комнаты обилием всевозможных оттенков по принципу: чем пестрее, тем лучше. Во-первых, чем больше используемых оттенков в интерьере, тем сложнее их сочетать между собой. Во-вторых, изобилие красок повышает утомляемость психики, а ведь ребенок проводит в детском саду целый день! При выборе доминирующих цветов следует помнить об их психофизиологической характеристике:

    красный – оказывает влияние на стимулирование кровообращения, обмена веществ и иммунитета, повышение психологической активности;

    желтый – стимулирует нервную систему, поднимает жизненный тонус, активно воздействует на различные центры головного мозга;

    зеленый – помогает при бессоннице, благотворно действует на зрение, способствует психическому равновесию, умиротворению;

    голубой – снижает температуру и артериальное давление, оказывает положительное воздействие на организм в борьбе с инфекциями;

    синий – положительно влияет на укрепление эндокринной системы, формирует чувство психологической безопасности.

Таким образом, цветотерапия в детском саду является универсальным методом, позволяющим не только выявить основные психологические характеристики каждого ребенка, но и принять определенные меры по возможной коррекции психологических девиаций. Также несомненным преимуществом метода является та благоприятная, гармоничная атмосфера, которую создает цветотерапия. Упражнения, как правило, вызывают у детей глубокий интерес и эмоциональный отклик, представляясь в виде увлекательной игры.

Приложение 3.

Буклет на тему

«Цветотерапия-интерьер детской комнаты».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №73-ЦРР»

« Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры ».

В.М. Бехтерев

Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Изучение данных литературы и результаты собственных наблюдений позволяют сделать вывод о том, что стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.
Приведем несколько примеров влияния цвета на ребенка:

повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

Взрослым (и педагогам, и родителям) необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни. В окружении красного или ярко-оранжевого ребенок первые 30 минут чувствует прилив энергии. Через 1 – 1,5 часа он уже гиперэнергичен, перевозбужден, а через 5 часов станет раздражительным и агрессивным. Но стоит сменить эту гамму на салатно-голубую, и,буквально через 20 – 30 минут, маленький злюка превратится, если не в ангелочка, то в человека, с которым можно вести переговоры и надеяться на взаимопонимание.
Говорят, что дома и стены помогают. Задумываемся ли мы о том, что в зависимости от окраски стен жилища дети могут чувствовать себя совершенно по-разному?
Цветопсихология рекомендует в помещениях для детей гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. Синий и зеленый цвета тоже подходят для детских комнат, особенно ориентированных на юг, поскольку эти цвета создают ощущение прохлады. Выбирая цвет коридоров, рекомендуется использовать тона, не встречающиеся при отделке комнат, но при этом желательно придерживаться общей цветовой гаммы.
Изучение влияния цветовой окраски мебели и оборудования показало, что работоспособность детей выше при зеленой гамме цветов, чем при других (белая, черная, коричневая). В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.

При подборе мебели, обоев и деталей интерьера детской комнаты следует учитывать воздействие цвета на эмоциональный фон ребенка. При этом следует учитывать, что один и тот же цвет, но используемый в разных локализациях (пол, потолок или стены) может восприниматься как положительно, так и отрицательно.

Красный цвет - используют активные, непоседливые дети. Они живые, непослушные, неугомонные.

Оранжевый цвет - дети–весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин.

Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–мечтатели. Они легко придумывают себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве.

Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы. Такие дети спокойны.

Голубой цвет предпочитают спокойные дети. Они тихие, покладистые, уравновешенные.

Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. Они все делают не торопясь и обстоятельно.

Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные.

Черный цвет выбирают дети, подвергшиеся стрессу.

ЦВЕТ

ЛОКАЛИЗАЦИЯ

ВВЕРХУ

БОКОВЫЕ ПОВЕРХНОСТИ

ВНИЗУ

КРАСНЫЙ

возбуждает, мобилизует

возбуждает

воспринимается как неестественный, может «обжигать»

РОЗОВЫЙ

ощущение легкости, счастья

чувство нежности

часто ассоциируется с обонятельными ощущениями

ОРАНЖЕВЫЙ

способствует концентрации внимания

ощущение тепла, способствует релаксации

эффект «принадлежности» и тепла, иногда воспринимается как неестественный

ЖЕЛТЫЙ

вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способность релаксации

возбуждает, может вызвать неприятные ощущения

эффект «приподнятости», иногда «парения»

ЗЕЛЕНЫЙ

воспринимается как неестественный

успокаивает

успокаивает, «охлаждает», может оказывать эффект снотворного действия

ГОЛУБОЙ

ощущение легкости, спокойствия, способствует релаксации

«охлаждает», вызывает отчуждение

«охлаждает», более выражен, чем зеленый

СИНИЙ

вызывает тревожность, беспокойство

отчуждение в группе, отношениях с психологом

тревога, «холод», ощущение бездны

Приложение 4.

Игры, направленные на развитие цветовосприятия и цветоощущения.

«Разноцветные листы»

Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Инструкция№1: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.

«Рисунок глиной»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.

Инструкция№2: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу).

Тема рисунка может меняться.

«Свободный рисунок в круге»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.

Инструкция№3: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга)

«Водный салют»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения

Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.

«Мелки – наперегонки»

Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе.

«Разноцветные камушки»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.

«Семья»

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.

«Мой страх»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.

Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.

Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.

Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.

Приложение 5.

Игры с детьми «Цветотерапия»

Красный цвет

Цель: коррекция страхов, инертности, апатии.

Упражнение

Ход: В пластиковые тарелки налить пальчиковую краску красного цвета. Под музыку мизинцами левой руки и правой руки ставить точки на листе бумаги. Спросите у ребенка: «На что похожа картина, которую вы нарисовали».

Игра «Красный предмет в моей ладошке»

Ход: Закрой глаза и приготовь ладонь. Когда на твоей ладони окажется какой-то предмет, сожми кулачок. (Взрослый кладет ребенку на ладонь небольшой предмет красного цвета.) Открой глаза, но не раскрывай ладонь. Попробуй догадаться, что у тебя в ладони. (Ребенок высказывает свои догадки). Молодец! Теперь рассмотри свой предмет. Опиши, какой он. (Крупный или мелкий, круглый, овальный, гладкий, шершавый, с рисунком, с дырочкой в середине и т. д.)

Упражнение

Ход: Подготовить кусочки бархатной бумаги и нитки мулине красного цвета, шерстяные нитки того же цвета. На листе бумаги нарисовать контур цветка. Под музыку наклеить подготовленные кусочки разных материалов на контур нарисованного цветка.

Оранжевый цвет

Цель: используется при коррекции застенчивости, замкнутости, скованности.

Упражнение

Ход: На плотный картон нанести клей, насыпать пшенную крупу, распределяя по всему листу, подождать, пока высохнет. Под музыку пальчиковой краской оранжево цвета раскрасить пшено.

Желтый цвет

Цель : используется при коррекции гиперреактивности, формировании самоконтроля, повышении самооценки.

Упражнение

Ход: На листе акварельной бумаги нарисовать ветку мимозы. Из бархатной бумаги желтого цвета сделать конфетти. Под музыку наклеить конфетти на изображение ветки, ветку и листья раскрасить акварельной краской зеленого цвета.

Упражнение

Ход: Ребенок наклеивает свой листок на бумагу. Листок может быть головой, туловищем, платьем или чем-либо другим. Цветными карандашами дорисовывают все необходимое, чтобы получился автопортрет. Если ребенок отказывается изображать себя, то он может изобразить то, что ему хочется.

Зеленый цвет

Цель: используются при коррекции возбудимости, тревожности, гиперактивности.

Упражнение

Ход: На листе акварельной бумаги или картона нарисовать грозди винограда. От куска пластилина зеленого цвета отрезать небольшой кусочек, скатать в шарик. Под музыку отделять от шарика кусочки и размазывать по изображению ягод, листья раскрасить акварельной краской светло-зеленого цвета.

Игра «Зеленые обитатели леса»

Ход: Назовите лесных жителей – зверей, птиц, насекомых – зеленого цвета (зеленая ящерица, зеленая змея, лягушка, гусеница, бабочка, жучок, кузнечик и т. д.) . Сейчас каждый из вас превратится в любое зеленое существо, и когда зазвучит музыка, вы будете двигаться как ваши герои. То есть бабочка будет летать, кузнечики – прыгать, змеи-ползать, лягушка-скакать. Покажите, как вы будете двигаться. Хорошо! Когда музыка остановится, ваш герой должен замереть на месте. (Игра повторяется несколько раз).

Упражнение

Ход: Бархатную бумагу зеленого цвета нарезать на полоски длиной 15 см. Под музыку наклеить полоски на лист акварельной бумаги или картона, промежутки раскрасить пальчиковыми красками, смешав зеленую краску с желтой. Покажите детям, как смешивать краски, добиваясь нужных оттенков, как пользоваться палитрой.

Голубой цвет

Цель: используется при коррекции тревожности, агрессии, повышенной возбудимости.

Упражнение

Ход: На акварельной бумаге приклеить несколько кусочков ваты (облака). Под музыку «Звуки природы. Пение птиц» пальчиковой краской голубого цвета раскрасить небо. Покажите детям, как смешивать синий и белый цвета, чтобы получился необходимый оттенок голубого.

Упражнение

Ход : Подготовить 10 отрезков мулине голубого цвета. На листе акварельной бумаги или картона нарисовать несколько волнистых линий одну над другой. Под музыку наклеить нитки на линии, стараясь соблюдать форму.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх