Можно ли научить ребенка доброте? Молодым мамам: Как научить ребенка доброте

Никак не могу забыть увиденную однажды сцену. Двое ребят выловили из городской речки труп черепахи, видимо, кто-то выпустил на волю надоевшее животное. Торцом бревна, ударяя со всех сил, пытаются расколоть панцирь рептилии. От ударов лапы черепахи безвольно вздрагивают. Дети смеются, а мне становится плохо от отвратительной сцены. Хотелось бы, чтобы мои дети никогда не делали подобное, не были жестокими ни к живым, ни к мертвым животным. Говорят, лучшее воспитание – это воспитание на личном примере.

Три недели назад из вороньего гнезда вывалились три птенца. События разворачивались в нашем дворе. Один птенец почти сразу погиб, был травмирован, ведь гнездо находилось на приличной высоте. Группа детей нашла воронят под деревьями, с криками ребята бежали к нам, родителям. «Сделайте же, что-нибудь!», умоляли они.

Ну не брать же их в дом, подумала я, у детей аллергия. Подруга тоже отказалась, у нее четыре кошки. Идея пришла неожиданно. Моя приятельница, добрый и очень отзывчивый человек, вынесла из дома корзину и мы примотали её скотчем к дереву – получилось неплохое гнездо. Там и жили воронята две недели. Весь двор их подкармливал, несколько единомышленников договорились и распределили кормления по часам. Мои дети сами угощали птенцов куриным филе и фаршем, поили из шприца, чистили корзину и рвали траву для подстилки. Воронята ходили за сыновьями по пятам, по-своему разговаривали, едва мы только подходили.

Но вот опять проблемы. Воронята подросли, в «гнезде» сидеть не хотят, постоянно выпрыгивают, но летать пока не научились, могут только планировать на землю. А на земле опасность – по утрам заклевывают вороны, однажды чуть не придушила кошка. И опять смекалка нас не подвела. У подъезда стояла металлическая телега для продуктов из ближайшего супермаркета – кто-то нагло её спер, чтобы довезти до дома покупки. Вот её-то мы и приспособили под клетку для наших ворон. Сделали с детьми подстилку, накрыли плотным картоном и пленкой. Им теперь там уютно, тепло и безопасно.

С воронятами нянчится весь двор – и взрослые и дети, кормят и выгуливают на лужайке под деревьями. Если наши воронята не полетят, а у одного сломана ножка, будем собирать деньги на приют для птиц. Есть такой в Подмосковье – называется «Зеленый попугай». Они принимают бесплатно птиц ценных пород, что касается городских: ворон, воробьев, стрижей, госпитализируют уже за деньги – 4 тыс.рублей за одну птичку.

К чему я все это рассказала. Мой сын на днях выдал:
«Мам, я понял. Добрый человек, не тот - кто будет плакать при виде раненого животного, а тот - кто поможет этому животному выжить».
Как говорится, устами младенца…


Многие родители убеждены, что в ребенке важно воспитывать такие черты характера, как уверенность в себе, целеустремленность, настойчивость, умение постоять за себя. Часто не акцентируется внимание на воспитании доброты. Доброжелательность, уважение, умение помочь – это важные человеческие качества. Ведь все родители мечтают о том, чтобы в старости их окружала доброта и забота их детей.

Что такое доброта?:

Доброта - это не избирательная черта характера. Наличие или отсутствие доброты полностью зависит от воспитания малыша. Некоторые взрослые убеждены, что в современном жестоком мире нет места доброте. Это ошибочное мнение! Доброта – не проявление слабости, а многогранное проявление заботы, сострадания, бескорыстия, готовности всегда прийти на помощь.

Доброта характеризуется вежливым и внимательным отношением к окружающим. Первые уроки доброты ребенок получает в семье. Он внимательно следит за поведением родителей, повторяет их поступки. Родители - первые люди, которые развивают у ребенка такие качества:

Уважение к окружающим
любовь к людям
доброта

Зачем ребенку нужна доброта?:

Некоторые взрослые уверенны, что доброта в современной жизни не нужна ребенку. Чтобы успешно выживать, требуется наглость и злость. Это серьезное заблуждение. У детей необходимо воспитывать доброту, поскольку она позволяет ребенку добиться следующего:

Навыков принятия таких решений, о которых малыш не будет жалеть
формирования уверенности у ребенка в правильности поступков
воспитания ответственности
развития ребенка, которому не смогут навязывать отрицательные действия
воспитания умений сотрудничать с окружающими людьми
развития умения формировать гармоничные отношения с посторонними и близкими людьми
успешного достижение поставленных целей в жизни

Родители – пример для подражания:

Ребенок учится доброте на примере родителей. Отец и мать являются образцами милосердия, сопереживания, благородства. Проявляя к ребенку любовь и нежность, родителям необходимо дать ему возможность самому попытаться относиться к людям по-доброму, не только получать, но и отдавать окружающим любовь, заботу и уважение.   Давайте ребенку возможность радоваться, когда он оказал помощь другому человеку.

2-5 лет - это время активного развития у ребенка эмоциональной сферы. В этом возрасте у него начинают формироваться такие чувства:

Любовь
сочувствие
жалость

Ребенок копирует отношение взрослых к другим людям. Взрослые обязательно должны объяснять детям, как нельзя поступать с окружающими. Крайне плохо, когда в семье поощряется детская жестокость.

Добрый ли ваш ребенок?:

Ответьте "да" или "нет" на предложенные вопросы:

1. сочувствует ли Ваш ребенок окружающим людям?
2. жалеет ли ребенок Вас, если Вам плохо или Вы заболели?
3. ласков ли ребенок с близкими людьми?
4. смеется ли Ваш ребенок над другими детьми, если у них что-то не получается?

Если вы ответили «нет» хоть на один вопрос, необходимо задуматься над формированием у своего ребенка доброты.
Сочувствие у ребенка может появиться, когда он научится различать собственные эмоции и чувства. Необходимо учить ребенка называть свои чувства словами. Обсуждайте с ним книги, жизненные ситуации, фильмы. Это поможет в воспитании внимательности к окружающим. Ребенок, который с детства видит добро, будет совершать добрые поступки всю жизнь.

Чтобы воспитать ребенка добрым человеком, родителям понадобится много терпения и усилий. Добрые дети отличаются особенностями:

Имеют много друзей
легко сопротивляются давлению окружающих
обладают высокой самооценкой

Ведущим видом деятельности дошкольника является игровая активность. Формирование у малыша доброты осуществляйте с помощью игр, учитывая возрастные особенности.

Игры для формирования доброты у ребенка первого года жизни:

«Поцелуи». Целуйте малыша как можно чаще. Ребенок нуждается в ласке

«Пожалей». Если ребенок ударился, пожалейте его и скажите: «Скоро болеть не будет»

«Покорми меня». Когда кормите малыша чем-то вкусным, попросите немного еды для себя. Съешьте и поблагодарите малыша. Покормите друг друга. «Покормите» вместе с ребенком его любимые игрушки

«Поглаживание». Для возникновения радости от контакта с людьми, гладьте малыша по головке, проговаривая ласковые слова. Это успокаивает детей. Позвольте малышу погладить вас, обязательно благодарите его за это. Предложите ребенку погладить его любимые игрушки. Пусть зверюшки поблагодарят кроху за нежные прикосновения

Игры для формирования доброты у ребенка второго года жизни:

«Подарок». Во время прогулки соберите цветы, веточки с почками, листочки, ягоды на ветках и вместе с ребенком решите, кому предназначен сюрприз. Малыш прочувствует, насколько приятно дарить любовь и радость. Если идете с в гости с цветами, предложите крохе цветочек, чтобы он преподнес его самостоятельно

«Принеси, пожалуйста!». Попросите малыша отыскать какой-либо предмет, отдать его названному человеку. Всегда благодарите его за выполнение задания

«Помощник». Вместе с ребенком в форме игры убирайте в квартире. Малыш не сделает все правильно. Но такая игра поможет ребенку научится помогать близким людям

Игры для формирования доброты у ребенка третьего года жизни:

«Покорми птиц». Возьмите кусочек хлеба на прогулку. Предложите малышу покормить птичек. Поясните важность этого процесса. Можно сделать кормушку, насыпать туда крошек, зернышек, а также понаблюдать, как птицы клюют их

«Пожалей игрушки!». Подберите любую игрушку с грустным лицом. Проговаривайте: "Меня не любят, со мной не играют". Обычно малыш берет игрушку и прижимает ее к груди. Если он так не делает, предложите повторить такое действие за вами

Игры для формирования доброты у ребенка четвертого года жизни:

«От всей души!». Вместе с ребенком подготовьте подарок близким людям (рисунок, поделку). Главное, чтобы подарок был от всей души

«Домашний театр».   Устраивайте дома театр, со сцены показывайте истории о добрых и злых героях. Обсуждайте ситуации с малышом, спрашивайте, на кого он хочет быть похожим

«Назови ласково». Предложите ребенку ласково назвать близких ему людей, окружающие предметы

«Любимое дерево». Возьмите с ребенком шефство над понравившимся ему деревом или кустарником. Подходя к нему, обнимайте и гладьте растение. Наблюдайте, какие происходят изменения в зависимости от сезона, фотографируйте и рисуйте любимое дерево

Как воспитывать доброту?:

Учите ребенка ответственности за младшего и слабого. Лучше всего завести домашнее животное. Пусть ребенок гладит и кормит его. Не разрешайте грубо обращаться с животным, объясняйте, что животному тоже бывает больно, ему необходимы любовь и уход

Не применяйте к ребенку физическую силу, не повышайте на него голос, так как он станет нервным, беспокойным, а в итоге – злым человеком

Старайтесь уделять ребенку больше внимания. От скуки ребенок может заняться плохими делами: что-то ломать, разрушать, обижать окружающих

Совместные добрые дела родителей и детей - метод воспитания доброты:

"Сюрпризы". Вместе с малышом заверните в красивую упаковку угощения или приятные безделушки, подарите их людям, которые нуждаются во внимании
"Благодарность за труд". Вместе с ребенком оформите открытку или испеките печенье, подарите людям, которые что-то делают для вас
"Общение с пожилыми людьми". Создавайте условия для общения ребенка с бабушками и дедушками, чтобы малыш слушал их, рассказывал о своих приключениях
"Общение с людьми с ограниченными возможностями". Общение ребенка с такими людьми поможет ему убедиться в следующем: если у человека есть физические дефекты, это вовсе не означает, что он менее способный
"Спасибо". Родители совместно с ребенком благодарят людей, которые им помогают в сложных ситуациях. Для этого можно использовать открытки и приятные слова
«Делаем добро для других». Разрешите малышу убрать посуду за другими членами семьи, помочь соседке донести пакет к подъезду, поднять фантик, даже если он его не бросал
«Какие добрые дела ты сегодня сделал?». Такой вопрос заставляет ребенка совершать добрые дела
«Подарки». Взрослые формируют потребность ребенка не только получать, но и отдавать
«Похвали человека». Вместе с ребенком хвалите людей за добрые дела

Чтобы ребенку было комфортно в семье, образовательном учреждении, в компании друзей, важно развивать в нем умение прощать, сочувствовать, помогать людям. Доброта является важным фундаментом воспитания, на котором строятся отношения с людьми и окружающим миром. Добрый человек является привлекательным для окружающих. Доброта поможет ребенку стать счастливой и гармоничной личностью. Помогите малышу стать хорошим человеком, совершая добрые дела!


Все родители мечтают воспитать своего ребенка добрым и отзывчивым. Однако больше внимания уделяют играм по развитию интеллекта и памяти, умения считать и различать цвета. А есть ли такие упражнения, которые научат малыша доброте, помогут воспитать в нем желание заботиться о других, умение сопереживать? Конечно, есть, и в них можно играть с самого рождения. О таких добрых развлечениях и пойдет речь в нашей статье.

Дети учатся всему, в том числе и нравственности, на примере родителей. Окружив ребенка любовью и нежностью с самых первых минут его жизни, став для него лучшим образцом сопереживания и сочувствия, вы сделаете первый уверенный шаг на пути к детской доброте.

Второй шаг – это ласковое слово. Подчас именно оно помогает создать в семье здоровую обстановку и взаимоуважение. Не следует скупиться на любезности и комплименты для своих домочадцев, но помните, что они должны быть искренними и соответствовать ситуации.

Ну а третий шаг – формирование нравственных качеств, в том числе и доброты, в игре. Это интересное занятие принесет множество приятных мгновений вам и вашему малышу. Начинайте с самого его рождения, и совсем не важно, как ребенок ведет себя, послушный и нежный он или капризный и агрессивный. В любом случае, уделяйте больше внимания воспитанию у малыша доброты и сочувствия.

Игры для детей до полутора лет

  • «Поцелуи»

Посылайте малышу воздушные поцелуи. Пусть они касаются его ручек, животика, носика и щечек. Обменивайтесь поцелуями, стоя с ним перед зеркалом. Обязательно научите кроху подражать вашим действиям и возвращать знаки любви. Провожайте старшего ребенка в школу, а папу на работу, посылая воздушные поцелуи вместе с малышом.

  • «Где болит?»

Не забывайте, что доброта исцеляет. Если малыш ударился или упал, пожалейте его, подуйте на ссадину и произнесите: «Где болит? Все, больше не болит!» Когда ударитесь вы, также просите ребенка подуть вам на больное место. Проявляйте сострадание и к игрушкам, которые дети часто роняют.

  • «Угощение»

Игры для детей от полутора до трех лет

  • «Маленький помощник»

В этом возрасте уже можно привлекать ребенка к домашним хлопотам. Небольшие и несложные обязанности обрадуют его и научат приносить пусть маленькую, но пользу. Поиграйте в маминого помощника. Покажите, как вытирать пыль салфеткой, уберитесь вместе в детской, полейте комнатные растения. Ведь польза – еще одно проявление доброты.

  • «Праздничный букет»

Собирайте во время прогулок красивые букеты. Это могут быть осенние листья и рябиновые ветки, полевые цветы или веточки вербы. Пусть ребенок сам решит, кому он их подарит – соседской девочке, бабушке или старшей сестренке. Если вы идете на день рождения, купите один цветок для малыша, чтобы тот сам мог вручить имениннику драгоценный подарок.

  • «Принеси, пожалуйста»

Игра состоит из просьб найти и принести вам или братику какую-то вещь. Это может быть пульт от телевизора, который понадобился дедушке. Или кошелек, который вы «забыли» в своей комнате. Каждый раз, когда малыш выполняет вашу просьбу, рассмотрите то, что он принес, и горячо поблагодарите за успешно выполненное задание.

Игры для детей от трех до четырех лет

  • «Ожерелье»

Сделайте с малышом для бабушки или любимой воспитательницы великолепное ожерелье из макаронин, нанизанных на нитку. Во время творческого процесса повторяйте все добрые слова, которые ребенок знает. Расскажите, как правильно дарить и получать подарки.

  • «В помощь птичкам»

Сделайте вместе самую простую кормушку (можно из бумажного молочного пакета) и повесьте ее на дереве недалеко от дома. Не забывайте регулярно подсыпать туда семечки, хлебные крошки и наблюдайте за птицами. Объясняйте, почему городских птах нужно подкармливать, особенно в холодное время года.

  • «Грустный зайка»

Найдите среди мягких игрушек пушистика с печальным выражением мордочки. Прочитайте малышу стихотворение А. Барто про несчастного брошенного зайку. Произносите за игрушку: «Меня почему-то никто не любит. И никто-никто со мной не играет». Ребенок обязательно схватит и прижмет ее к себе.

Игры для детей от четырех до пяти лет

  • «Кукольный театр»

Создайте дома настоящий кукольный театр, разыгрывая вместе с малышом самые разные добрые истории. Возьмите за основу русские народные сказки, психотерапевтические истории, подходящие под конкретную жизненную ситуацию. После представления обсудите добрых и злых персонажей. Уточните, на кого ребенок хотел бы походить.

  • «Коробка добрых дел»

Из плотной цветной бумаги или картона вырежьте любые фигурки: сердечки, цветочки или кружочки. В конце дня предложите малышу бросить в коробку столько цветочков и сердечек, сколько добрых поступков он совершил за сегодня. Если он затрудняется, постарайтесь найти доброту в самых маленьких хороших делах.

  • «Я – герой»

В любых развивающих тетрадях можно обнаружить задания по развитию мелкой моторики: лабиринты и рисование заборчиков. Возьмите их на вооружение. Например, пусть малыш поможет ежику по запутанной дорожке донести яблоко до домика или нарисует забор, чтобы спасти мышонка от кошки. Объясните, что и в жизни нужно оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.

  • «Назови ласково»

Попросите своего Ванечку или свою Лизоньку называть так же ласково и их родных, друзей и, конечно, вас. Как можно ласково назвать бабу Катю? Бабулечка Катенька. А как он ласково позовет своего дошкольного приятеля Сергея? Сереженька. Постарайтесь вспомнить всех друзей ребенка и изменить их обычные имена на уменьшительно-ласкательные.

Предложите называть уменьшительно все окружающие предметы: кроватка, мячик, медвежонок и т. д.

Игры для детей от пяти до семи лет

  • «Дерево дружбы»

В это развлечение можно играть одному или в компании сверстников. Из плотной коричневой бумаги вырежьте дерево с ветками и разместите его на стене. Из разноцветной бумаги сделайте сердечки и на каждом напишите имена друзей ребенка. Пусть малыш с закрытыми глазами выбирает сердце и, прочитав имя, скажет одну хорошую вещь об этом человеке. Затем поместите бумажное сердечко на одну из веточек дерева, используя, к примеру, пластилин.

  • «Самый добрый»

Играйте вдвоем с ребенком или пригласите его друзей. Кидайте в руки мяч и предлагайте поймавшему назвать какого-либо человека и объяснить, в чем заключается его доброта. Ваш малыш может сказать: «Мой старший брат очень добрый, потому что учит меня играть на гитаре».

  • «Что делать?»

Придумайте небольшую историю про небольшой несчастный случай. Например: «Миша падает с велосипеда. Что ты будешь делать?» Если ребенок предлагает свою помощь, расспросите, как именно он может помочь этому мальчику. Если же он говорит, что рассмеется, спросите, что чувствует в этот момент Миша. А что бы ощущал сам ребенок на его месте?

Кроме игр и личного примера смотрите мультфильмы и читайте книги, которые воспитывают сочувствие. Не пропускайте ни одного агрессивного поступка ребенка. Если мама даст малышу правильные установки с самого рождения, то он пронесет доброту через всю свою жизнь.

Несколько видеороликов:

Каким мы, современные родители, мечтаем видеть собственного малыша? Конечно, он должен быть уверенным в себе, смелым, отзывчивым, умным и обязательно счастливым. Еще не менее важно, чтобы ребенок умел любить, научился прощать и не был жестоким. Психологи утверждают, что именно доброта и любовь является основой воспитания, на которой выстраивается взаимосвязь малыша с окружающим его миром.

Эти понятия многогранны и включают в себя множество составляющих. Среди них и умение сочувствовать, проявлять заботу, а также — сострадать и помогать. Родители часто интересуются у педагогов и психологов, с какого возраста уже можно начинать учить кроху делать добрые дела. Рекомендуемый период – с 2 до 5 лет, когда у ребенка начинает интенсивно развиваться эмоциональная сфера.

NHero подготовил для вас несколько простых приемов, которые помогут вашему малышу стать более открытым к окружающему миру, активизируют умения сопереживать, а также научат любить.

Как научить ребенка делать добро?

  1. Учите взаимопомощи. Например, малыш может помогать родителям по дому.
  2. Демонстрируйте на собственном примере, как помогаете кому-то, кто в этом нуждается.
  3. Просматривайте с малышом добрые мультфильмы и читайте поучительные истории или сказки с дальнейшим их обсуждением.
  4. Заботьтесь о животных и научите ребенка ухаживать за ними. Можно завести домашнего питомца.
  5. и постоянно объясняйте ему, что жадность – это плохо.
  6. Не забывайте малыша хвалить за добрые дела, ведь от хороших поступков нужно получать только положительные эмоции.
  7. Не учите кроху давать сдачу в , так как это развивает у него только агрессивное поведение. Объясняйте ребенку, что всегда можно договориться, используя слова, а не кулаки.
  8. Не повышайте голос на ребенка и других членов семьи. Научитесь прощать, поддерживать теплые отношения с близкими людьми и находить выход из сложных ситуаций с помощью спокойного обсуждения проблемы.
  9. Научите малыша совершать добрые поступки каждый день.

Известно, что мальчики и девочки – это совершенно два разных мира, которые по-разному переживают, чувствуют, анализируют и осмысливают ситуацию.

Родители мальчика должны учитывать следующие моменты:

  • Не усердствуйте, требуя от сына тщательности при выполнении вашего поручения. При этом важно, чтобы в этом задании присутствовал момент поиска, активизирующий его сообразительность.
  • Не ругайте сына обидными словами, так как эмоциональная чувствительность и тревожность намного выше у мальчиков, чем у девочек.
  • Для мальчика важна визуализация, поэтому очень желательно для побуждения его к активным действиям сопровождать свой поучительный рассказ какими-то иллюстрациями.
  • Помните, что умение любить и доброта формируется в семье. Посейте в малыше любовь, умение сострадать, заботиться о близких людях, и только так вы сможете воспитать настоящего человека!

Доброта... Как воспитать ее в ребенке, учитывая возрастные особенности развития? Какие детские книги могут помочь в воспитании этого важного качества? О формировании понятия доброты рассказывает психолог Татьяна Горивалова.

К сожалению, подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды. Дети сегодня развивается значительно быстрее, чем раньше. Причин тому много: огромный поток информации и доступность ее получения, изменения в методике воспитания и обучения и другие. Вечные спутники детства - добрые сказки и игры, светлые мечты уже, к сожалению, не владеют беспредельно ребячьими душами.

Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.

Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное - воспитать доброту можно только добром.

Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Если вы пойдете таким путем в воспитании, то в его сердце поселятся чуткость и благодарность к людям.

Задача родителей - создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

Родители - первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле не может быть активного или пассивного воспитания. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.

В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама - экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением (а не нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание. Причем начинать надо с формирования качества самого общего по содержанию, но самого конкретного по форме его проявлений, - доброты.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.


Уроки доброты

Вероятно, если бы все родители были озабочены тем, чтобы их ребенок вырос человеком добрым, то все мы жили бы уже в ином обществе. Надо признать, что в наши дни, впрочем, как и во все времена, есть взрослые, которые, так сказать, принципиально не «зацикливаются» на воспитании в ребенке доброты, а есть и такие, кто по недомыслию или неопытности не формируют этого чувства у своего чада.

Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! - должна сказать ему она. - Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!»

Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась».

Сущность доброты - способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны.

Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.

Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет.


Говорите о сложном просто

Существуют многочисленные детские книжки и специальные пособия, в которых представлены поучительные рассказы. Эти незамысловатые истории помогут вам поговорить с малышом о высоких нравственных понятиях в пределах его понимания.

Доброта - это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от ошибки. Расскажи о своих добрых поступках. Почему ты так поступал? Зачем нужны добрые дела? А почему люди становятся злыми? Потому что им никто никогда не помогал. А как можно сделать людей добрее? Нужно помогать им и научить их помогать другим.

Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: на втором этаже было открыто окно. Петя поднял мишку, он давно мечтал о таком. Петя смотрел на мишку и думал. Как ты считаешь, о чем думал Петя? Какое решение принял Петя? Как ты оцениваешь поступок мальчика?

Зло - это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.

Дети играли в песочнице. Мимо проходила старая больная кошка. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла. «Фу, какая противная кошка», - сказала Лена. «Так и хочется в нее чем-нибудь запустить», - сказала Надя. И дети принялись кидать в кошку песком. Как оценить поступок детей? Что такое зло? Расскажи о злых поступках, которые тебе пришлось наблюдать.

Милосердие - это помощь слабым, больным и старым. Быть милосердным - это поддержать человека добрым словом, помочь ему, оказать поддержку.

Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Придет время, когда мы станем старыми и больными. Кто поможет нам, если мы никому не помогали? Какие милосердные дела можно совершить по отношению к бабушке и дедушке?

Забота - это постоянная помощь, ухаживание за кем-либо или чем-либо. Почему каждый человек должен заботиться о ком-либо? Как нам нужно заботиться о своих комнатных цветах и рыбках? Что можешь делать ты, чтобы им хорошо жилось у нас?

Лене очень понравились золотые рыбки в зоопарке. Она уговорила маму завести в доме аквариум. Лена решила, что ежедневно кормить рыбок, чистить аквариум, следить за температурой и прозрачностью воды должна мама. Но мама каждый день много работает, поздно возвращается домой. Как быть с аквариумом? Что бы ты посоветовал Лене? Расскажи, как ты заботишься о своем братике. Назови полезные дела, в которых ты сможешь проявить заботу о ком-то.


Воспитательные моменты

Очень часто малыш в одиночестве смотрит мультфильмы, слушает пластинки или диски. Обычно после такого просмотра или прослушивания родители не беседуют с ребенком.

О чем он думает в это время, как оценивает поведение героев, какие выводы делает - неизвестно. И это плохо.
Разговор о добре и зле или на иную морально-этическую тему уместно провести после посещения театра. Предположим, вы посмотрели с малышом одну из сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Терем-теремок».

Обязательно обсудите с ребенком увиденное в театре представление. Одного вопроса: «Тебе понравилась пьеса, которую мы смотрели?» для полноценной беседы недостаточно. Спросите, какие добрые и злые герои были в пьесе? В чем проявилась доброта героев? Почему добро побеждает зло? Кого из героев можно назвать добрым и почему? Что было бы, если бы побеждало зло? Как в этом случае могли бы развиваться события?

Подобные сценки нередко происходя во дворах, там, где играют малыши разного возраста. Трехлетний Ваня увидел девочку лет шести, которая баюкала в игрушечной коляске своего зайчика. Он подошел к счастливой владелице розового сокровища и очень вежливо попросил: «Дай, пожалуйста, поиграть зайку». Но хозяйка мягкой игрушки спрятала ее за спину и затопала ногами: «Отойди! Это мой зайчик!» Ваня продолжал просить игрушку. Его мама не выдержала и тоже начала уговаривать девочку: «Дай, пожалуйста, Ванечке поиграть с зайчиком, а он тебе даст свою игрушку». Но обмен не состоялся, и маленький Ваня горько заплакал. Мама взяла мальчика на руки и направилась в сторону дома. А что же мама девочки? Женщина сидела рядом на скамейке, продолжала спокойно листать свой красочный журнал, несколько раз с любопытством поднимала глаза, чтобы посмотреть, чем закончится эпизод. Вероятно, вмешаться в ситуацию ей просто не приходило в голову. Своим молчанием эта мама по сути дела «положила кирпич» (вероятно, не первый) в формирование жадности и бесчувственности своей дочери.


Издержки хорошего воспитания

Старшего сына мы с мужем старались воспитывать по всем правилам, черпая умные советы из книг для родителей и исходя из своих жизненных убеждений. Одна из первых заповедей - ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делиться с друзьями, с большей радостью отдавать, чем брать. Когда Илюша все это усвоил, он начал самостоятельно творить добрые дела. Ребенок шел гулять с ведерком, совочком, формочками и с машинкой, а через пятнадцать минут возвращался с просьбой дать ему еще машинок и конфет. При этом с сияющими от восторга глазами рассказывал, как рады были детки, которые получили от него такие хорошие подарки. Пришлось вносить коррективы в воспитательные постулаты и объяснять, что лучше давать игрушки не навсегда, а только поиграть. Как-то раз Илюша вернулся без нового автоматического лунохода, который дал на время незнакомому мальчику. Сын поел и поспешил во двор, но... луноход исчез бесследно. Мы много времени посвятили тому, чтобы привить Илюше чувство любви к животным, особенно больным и несчастным. После чего в квартире стали «стаями» появляться бездомные кошки, собаки, птицы… Судьбы многих из них заканчивались, естественно, трагически, и тогда мы хоронили погибших в парке. Хотя до этого приходилось их мыть, выкармливать и лечить. Хорошо еще, что мы не подхватили какую-нибудь инфекцию!

Каждый малыш уникален, наш, в частности, оказался слишком восприимчивым к тому, что ему внушали. Они еще так наивны и доверчивы, наши маленькие детки, так многое понимают буквально. Как быть? Не воспитывать, не внушать? Ни в коем случае! Это тоже крайность.

Просто, как и во всем другом, здесь хороша мера и индивидуальный подход к конкретному человечку в конкретной ситуации, способность корректировать что-то в процессе воспитания.

По мнению психологов, уже в детских садах, а позднее и в школе, дети с узкоэгоистическими мотивами самоутверждения не пользуются поддержкой и одобрением своих сверстников. Их никто не любит, у них нет друзей. Это вызывает чувство упрямства, обидчивости и агрессивности. Даже когда ребенок становится лидером в учебе, для него отсутствует самое главное - чувство взаимных симпатий. Никто за него не переживает, никто его не поддерживает, никто вместе с ним не радуется. И победитель озлобляется. Так возникает первый конфликт между личностью и коллективом. И истоки его нужно искать в семье, где родители не сумели воспитать в ребенке желание быть добрым, щедрым и общительным.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх