Религиозное воспитание детей — епископ Александр (Милеант). Особенности и задачи религиозного воспитания детей

Религиозное воспитание осуществляется священнослу­жителями; верующими агентами социализации (родителя­ми, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, библейских круж­ков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в свет­ских учебных заведениях; различными объединениями, в т.ч.

Детскими и юношескими, действующими при религи­озных организациях, или под их влиянием.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сак­рализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности священным со­держанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

В процессе религиозного воспитания используются раз­личные формы, многие из которых аналогичны по вне­шним признакам формам социального воспитания (уроч­ная система, семинары, лекции и пр., клубы для различ­ных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но при­обретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, ко­торые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских конфессиях таковыми являются: цер­ковное богослужение, приобщающее верующих к цер­ковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и по­буждающая к соответствующему поведению; молитва, по­могающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, вы­рабатывать стойкость; епитимья - наказание, способству­ющее укреплению в вере и соблюдению норм отноше­ний и поведения.

Христианская община действует на объект социально-педагогической деятельности как непосредственно, так и опосредованно. Главной миссией христианской педагогики является воспитание личности человека в «образ и подобие Бога».

Деятельность социального педагога при взаимодействии с различными общинами христианских конфессий должна строиться на следующих принципах: уважения к свободе вероисповедания личности, соблюдения прав и интересов ребенка, тщательного изучения процесса и динамики христианского перевоспитания в каждом конкретном случае. Участие социального педагога в деятельности христианской общины может сводиться к консультированию служителей и прихожан, исследованию методик и технологий перевоспитания в церкви, участию в проектах.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 30. Религиозное (конфессиональное) воспитание:

  1. 4. Государственно-конфессиональная политика в современной России
  2. 18. Роль конфессионального фактора в российском политическом процессе.
  3. 14.Религиозная община как важнейший фактор формирования религиозности индивида.
  4. 15. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Система форм и методов воспитания.
  5. 23. Сущность воспитания и его типы. Отличительные особенности авторитарного и ненасильственного воспитания. Принципы воспитания.
  6. 25. Роль конфессиональных организаций (церкви) в формировании у верующих гражданских качеств, чувства патриотизма.
  7. 5. Русская религиозная философия начала ХХ века. Метафизика всеединства и русский религиозный ренессанс
  8. 14.Особенности конфессиональных отнош на тер-ии Б. Реформация и контрреформация. Брестская уния. Конфесотн + бруния
  9. 28.Воспитание в системе целостного образовательного процесса, его исторический характер. Развитие научных представлений о воспитании. Воспитание как система.
  10. 13. Социальное воспитание. Принципы социального воспитания. Личностный, возрастной, гендерный, дифференциальный, индивидуальный подходы в социальном воспитании.
  11. 16. Трудовое воспитание. Задачи и условия трудового воспитания дошкольников. А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский о трудовом воспитании. Виды и формы организации детского труда

1.1 Понятие о религиозном воспитании

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, процесс, ценность, как систему, воздействие, взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом. Тем не менее в отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание».

Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют: воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией; воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; воспитание в еще более узком значении - решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.) . Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие - нравственное, религиозное, трудовое, эстетическое воспитание, третьи - добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание. Процесс религиозного воспитания не является одномерным. Он включает в себя несколько измерений, которые в равной степени необходимы для формирования целостной личности. Иными словами, в религиозном воспитании важно то, что в современной педагогике называется холистическим, то есть целостным подходом. Какие же аспекты включает в себя холистический подход применительно к воспитанию в духе религиозной традиции? Несомненно, в процессе религиозного воспитания очень важным является привитие навыков благочестия, религиозного образа жизни, в том числе во внешних формах и проявлениях. Подлинное воспитание должно способствовать проявлению, раскрытию этого образа в жизни человека. Человек, получивший такое образование, думает и действует в соответствии с началом, заложенным в него Богом; в каждом своем поступке и суждении он пытается соответствовать мировоззрению, в котором центральное место занимает Бог.

Главным вопросом воспитания, таким образом, становится вопрос формирования мировоззрения . Именно такой холистический подход к воспитанию важен в современной России. Сегодня, согласно статистике, свыше 60% населения нашей страны тем или иными образом связывают себя с православной традицией. Однако процент тех, кто регулярно ходит в храм, значительно меньше. В связи с этим важно понять, что следование определенным нормам жизни, диктуемым православной традицией, - это не только принятие «православной бытовой субкультуры», которая связана с внешними формами религиозной жизни: бытом, лексиконом, способом одеваться и т.д. Религиозное воспитание не может быть направлено лишь на включение человека в эту субкультуру. Само по себе это включение, конечно, важно, однако его недостаточно, поскольку значительное количество наших соотечественников, которые хотя и идентифицируют себя с Православием, тем не менее, не достаточно воцерковлены и поэтому окажутся невосприимчивыми к такому религиозному воспитанию. Тому большинству наших соотечественников, которые хотя и не ведут пока активной церковной жизни, тем не менее, ассоциируют себя с православной традицией, важно получить некую мировоззренческую опору в жизни. Это и должно стать целью современного религиозного образования и воспитания .

Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях, или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.) .

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический .

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях. Например, мистический уровень православного воспитания определяет следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь .

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом - стратегии адаптации и обособления в социуме .


И ее христианский путь изнутри темнеет, колеблется в самых основах своих. С особенной силой это проявляется как раз в том вопросе, которому посвящена настоящая статья, - в вопросе о религиозном воспитании в семье. Здесь действует положение, которое по его бесспорности может быть названо аксиомой религиозной педагогики: религиозно влиять на детей может только тот, кто сам. живет религиозной жизнью...

И что он может сделать для этого человека. Детоводительство, коим является педагогика, в большей мере, чем любое другое служение, зависит от того, кого мы собрались вести. Значение духовно-нравственного воспитания Духовная жизнь русского человека, тайна его рождения и смерти, взлетов и падений, выбора жизненного пути незримо, но не­разрывно соединены с разворачивающейся уси­лием отнюдь не...

На авансцену истории великого русского государства и русского народа, сумевшего XIX веке объединить более 100 других народов в единое государство. Как видим результаты двух цивилизационных выборов были прямо противоположны: подлинное возрождение и объединение русского народа, и колоссальные потрясения Западной Европы. В Смутное время Русская православная церковь, когда нависала смертельная...

Это значит раскрыть его личность, «но не в линиях так называемого "гармонического" развития естества, а в линиях внутренней иерархичности в человеке». Это означает, что воспитание - это обязательно воспитание физическое, нравственное социальное, религиозное, моральное, эстетическое, имеющие, однако «инструментальное значение в развитии основного начала в личности - духовной жизни». ...

Мы ежедневно с ужасом читаем в газетах о преступлениях подростков. Насилия, убийства малолетними преступниками никогда не совершались в таком количестве, как в наше время.

Откуда такая бессмысленная жестокость в современной молодежи? Есть что-то страшное в духовном состоянии молодого поколения. Наряду с сотнями тысяч несовершеннолетних преступников, отданных под суд, есть еще множество молодых людей с изломанным нравственным устроением, которые страдают и приносят страдания другим, хотя они и неизвестны милиции.

Как и под каким влиянием вырастают эти юноши и девушки? Ответ, как мне кажется, следует искать в условиях, направлениях и методах современного воспитания.

Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка исключительна. Но какой должна быть полноценная семья, способная создать адекватного члена общества?

Семья есть как бы «живая лаборатория» человеческих судеб – личных и народных. «То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары, но судьба этих склонностей и талантов – разовьются ли они или погибнут, и если расцветут, то как именно, - определяется в раннем детстве» 1 - считает И.А. Ильин. Именно поэтому она является первичным лоном человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают раскрываться дремлющие силы души, здесь ребенок учится любить, верить и жить вообще. Здесь складываются основы его характера. Здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья или несчастья. Здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец.

Немецкий богослов Толук, утверждал, что мир управляется из детской, но и разрушается он тоже из нее, здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели 1 . Семья в православном понимании – это прежде всего единство, союз, благословенный Господом для жизни в любви и совместного преодоления испытаний. Брак есть служение Богу, подвиг, ради которого человек жертвует своим «я» для блага супруга и детей. Только в браке по-настоящему возможно воспитание ребенка.

Семья – первоначальная, исходная ячейка духовности – духовные силы и умения, полученные от семьи, человек переносит затем на общественную жизнь. Если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет прежде всего в семейной традиции и в семейной жизни. Именно поэтому, на мой взгляд, особое внимание следует уделять религиозному духовному воспитанию детей.

Однажды Кант сказал о воспитании простое, но очень точное высказывание: «Воспитание есть величайшая и труднейшая проблема, которая может быть поставлена человеку» 2 . Основная задача воспитания состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное начало открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце научилось отзываться на всякое явление в мире и в людях. Воспитать ребенка – значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания.

Религиозное воспитание связано с ростом. Рост – это прежде всего изменения. Человек меняется, он становится непохожим на себя, продолжая оставаться той же личностью. Рост происходит в глубинах личности: возрастают понимание, силы, разум, чувства. Если роста нет, наступает застой. Искусство воспитания может быть определено как «содействие росту». Насколько наш пример содействует росту? Насколько он развивает способности и способствует процессу самостоятельного роста наших детей?

Евангелие дает прекрасную иллюстрацию подобного подхода. Воспитывая, Иисус Христос чаще всего употреблял притчи, т.е. «язык искусства», когда знакомые образы повседневной жизни помогали слушателям открыть и воспринять более глубокую истину. Обучение притчами требует от слушателя немалых усилий. Он сам должен уяснить значение образа, воспринять его, отождествить себя с героем рассказа. Такое обучение более способствует росту, чем «чтение нотаций».

Основная задача религиозного воспитания – способствовать гармоничному развитию личности, помочь человеку вырасти и сформироваться, выработать творческое, действенное отношение к различным социальным проблемам, научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым.

Христианское воспитание стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но и обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла. 1

Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений внешнего мира. Ежедневно мы должны корректировать влияние внешнего мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, на улице и т.д. должно проверяться и исправляться дома. Духовно-нравственная оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома.

«Ребенок, приученный к классической литературе, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет безумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят с истинного пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусной рекламе и тем более к порнографии 1 ».

Мы всегда должны помнить, что соблюдение нравственных законов есть незыблемое условие существования человечества.

К сожалению, современное общество переживает духовно-нравственный кризис, который связан с разрушением традиций устоев семьи, деформированием сферы семейного и общественного воспитания и образования. Проявляется это следующим образом:

    Утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.

    Большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной техникой и т.п., лишая детей живого участия и поддержки.

    Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать ребенка от порока.

Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности – во многом обусловлены его воспитанием в детстве.

Отсутствие религиозного воспитания в детстве непременно сказывается на характере человека: в душевном складе таких людей ощущается своего рода надломленность.

Подтверждения этому мы можем найти, просмотрев биографии прославляемых современниками и потомками лучших общественных деятелей: большинство из них вышло из больших трудовых семей, воспитанные в религиозных традициях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что религиозная семья – основа для существования государства и человечества.

1 Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.,1993. – С.199.

1 Дыхание любви (о семье и воспитании). – М., 2007. – С. 22.

2 Дыхание любви (о семье и воспитании). – М., 2007. – С. 45.

1 Игумен Лонгин (Чернуха) Заметки о высшем искусстве: Духовное воспитание детей. – Киев, издательство Киево-Печерской Лавры, 2007. – С.36 – 37.

1 В доме отца моего: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. – М., 2001. – С. 204-205.

Часть 1

Залогом христианского воспитания детей в семье является напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, которую дети чувствуют и в которой они соучаствуют в меру своего возраста и в соответствии с особенностями характера. «Дух веры и благочестия родителей, – писал свт. Феофан Затворник, – должен почитаться могущественным средством к сохранению и воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях».

Такая сопричастность к духовной жизни необходима не только для развития христианских знаний и навыков у детей, – она является залогом превращения со временем отношений родители-дети, старшие-младшие в отношения духовных друзей, и тогда родители не только будут делиться с детьми своим духовным опытом, знаниями, но и сами будут обогащаться и возрастать, наблюдая и заимствуя духовный опыт и знания своих детей, – возникнут активные обратные связи.

Нередко приходится изумляться, встречаясь со случаями, когда у очень духовных, религиозно хорошо образованных лиц дети не знают ни Евангелия, ни церковной жизни, ни богослужения: в них лишь чуть теплится вера, а духовная жизнь с ее законами и ритмом – для детей что-то постороннее; как бы специфика образа отца или матери, задернутая чуть просвечивающей занавеской. Мать ходила по церквам, по батюшкам, а пуще по матушкам, строго соблюдала посты, мечтала об аскетизме и воздержании, а дети выросли религиозными дикарями, ничего не знающими и почти ничего не слышавшими о мире, в котором старалась жить их родная мать. Это или своего рода духовный эгоизм («я спасаюсь, а до других мне дела нет»), или ложная религиозная застенчивость. В данном невыдуманном случае другие – это собственные дети. К сожалению, таких примеров можно привести множество. Святой Иоанн Златоуст говорит: «...если ты упражняешься даже в высшем любомудрии, а о других погибающих не радишь, то не будешь иметь никакого дерзновения перед Богом».

Должное отношение верующих родителей к детям можно выразить словами из псалма: «величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе» (Пс.33 :4).

Семья, дети – это малое словесное стадо, которое дается человеку для апостольского служения, для проповеди Христовой. Домашний апостолат всегда был неотъемлемым от жизни Церкви; без него нет и самой домашней церкви. Он крайне необходим в современном секуляризованном мире, но особенно трудно его вести в тех странах, где нет четких граней между верующими и неверующими. Эта опасность грозит теперь и нам.

Можно привести множество примеров домашнего апостолата от апостольских времен до текущего столетия, Так, из десяти детей адвоката Василия и жены его Эмилии (IV в.) трое сыновей стали епископами: Василий Кесарийский (известен как Василий Великий, память 1 января), Григорий Нисский (пам. 10 янв.), Петр Севастийский (пам. 9 янв.); к лику святых причислены также их две дочери: Макрина (пам. 19 июл.) и Феозва (пам. 10 янв.).

Свт. Василий Великий писал: «Понятие о Боге приобрел я с детства, от блаженной матери своей и бабки» (Эмилии и Макрины). «Я воспитан своею бабкою <...> от которой заучил я изречения блаженного Григория31) сохранившиеся от нее по преемству памяти, кои и сама она соблюдала и во мне с малолетства соблюдала, образуя меня учением благочестия» (196 письмо к Неокесарийцам)32). Большое влияние на Василия Великого и его братьев оказала старшая сестра Макрина.

Друг юности свт. Василия Великого – свт. Григорий Богослов в надгробном слове ему говорил: «Первый возраст: Василий был повит пеленами и образован в лучшее и чистейшее создание под руководством великого отца <...> Под сим руководством чудный Василий обучался делу и слову, которые в нем возрастают вместе и соответствуют одно другому. И как благодетельно было для Василия, что он дома имел образец добродетели, на который взирая, вскоре стал совершенным33)». Родители отца Василия Великого, адвоката Василия, в годы гонений Диоклетиана в течение семи лет скрывались в лесах, мать его – Эмилия – была дочерью мученика. Эта семья во втором и третьем поколении дала миру еще двух святых.

Начальное религиозное воспитание в этой семье шло в основном от женщин, а в более старшем возрасте большое влияние на детей и их друзей оказывал отец; он и запечатлелся в памяти их друга Григория Богослова. Читая письма и слова Василия Великого, его братьев и сестры Макрины, ощущаешь мудрую любовь между членами этой удивительной семьи. После смерти старшего брата Василия свт. Григорий Нисский закончил его творение «Шестоднев». Сестра Феозва сопровождала свт. Григория в ссылку, разделяя с ним все невзгоды жизни в изгнании. Не только любовь к Василию, товарищу школьных лет, но любовь и уважение ко всем членам вырастившей его семьи чувствуется во многих строках свт. Григория Богослова.

«Умерла Эмилия, – писал он, – которая даровала миру свет стольких превосходных чад, и сынов и дочерей, посягших и непосягших, которая была благочадна и многочадна <...> священная награда твоему благочестию – <...> честь твоих чад, с которыми ты имела одно стремление34)».

В этой семье с активным христианским воспитанием не было извечной проблемы «отцов» и «детей».

Другая святая женщина – Нонна (†374, пам. 5 авг.) обратила в христианскую веру своего мужа-язычника, он стал пресвитером, а затем епископом Назианским (†374, пам. 1 янв.)35). В благочестии был воспитан их сын – великий учитель Церкви Григорий Богослов (пам. 25 янв.). Одно время он с титулом епископа Сасимского был, по существу, викарием своего престарелого отца. Светлой любовью к родителям дышат многие его письма, записки, слова. Два архиерея Церкви – муж и сын – великий плод домашнего апостолата святой Нонны. В день епископской хиротонии своего мужа она была посвящена в диакониссу; после долгого и совместного служения Церкви она лишь на несколько месяцев пережила своего святого супруга.

Многие выдающиеся деятели, включая и представителей епископата Русской Церкви, и многие духовники вышли из женатого и вдового духовенства. В семье они формировались как пастыри, молитвенники и проповедники. Женатыми («белыми») священниками были о. Иоанн Кронштадтский (Сергеев), о. Валентин Амфитеатров, проповеди которого издали его дочери, старец о. Алексий Мечев, после смерти которого Маросейскую общину возглавил его сын Сергий, а также прозорливец и чудотворец о. Иов Адоманский (†1924) из Одессы. Свт. Иннокентий Московский свой основной апостольский подвиг на Дальнем Востоке, на Алеутах и в Америке совершил, будучи женатым священником. Его помощниками были жена, сыновья и зять. Из вдовых священников вышел и св. патриарх Гермоген, и, по-видимому, свт. Макарий – митрополит Московский и всея Руси, под руководством которого были составлены знаменитые Великие или так называемые Макарьевские Четьи Минеи (XVI в.). Вдовцами были: митрополит Петербургский Антоний (Ватковский), первомученик Владимир, митрополит Киевский (Богоявленский), митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), выдающийся организатор духовных школ и замечательный иерарх; вдовцом был недавно почивший молитвенник-архиепископ Тихвинский Мелитон, викарий Ленинградской епархии. Из вдовцов был посвящен в архиереи всемирно известный хирург профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий архиепископ Лука36). Семейным и многодетным был священник Павел Флоренский, гений которого нашел отражение в его богословских и искусствоведческих трудах, в работах по физике и математике и в решении ряда инженерных задач. Можно привести множество других примеров подобных имен – все они свидетельствуют о величии, святости и спасительности христианского, новозаветного брака.

Домашний апостолат способствовал возрастанию и видных деятелей Церкви, и крупных ученых, и государственных деятелей, и просто добрых христиан. Для воспитания особенно важны эти последние примеры.

К домашнему апостолату призваны все имеющие семью и детей.

Горько бывает слышать от детей верующих интеллигентных супругов слова: «Мои родители не могут дать мне религиозного образования» (имеется в виду его начальные стадии, а не «профессиональная» семинарская подготовка). Любой апостолат – это труд, который, духовно питая воспитуемого, помогает расти и воспитателю. Беседы на религиозные темы заставляют продумывать и осмысливать многие вопросы духовной жизни, систематизировать свои религиозные знания.

Но самое главное – взглянуть на себя, соотнести эти знания со своей собственной жизнью, с проповедуемыми евангельскими заповедями. Ко всем христианам и особенно к родителям относятся слова апостола Петра: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3 :15).

Одни могут говорить экспромтом, – другим к беседам с детьми необходимо тщательно готовиться, составляя конспекты и делая выписки. Подбирая материал для бесед, полезно советоваться с более опытными людьми, с духовником, со старшим по возрасту, обмениваться опытом с друзьями.

Важно, чтобы все беседы, все действия и движения религиозной жизни были пронизаны любовью к Богу и людям. Они могут проводиться и по долгу, но никогда не должны быть формальны. Формальное отношение к церковной жизни убивает веру, особенно в детях. Остановимся на некоторых общих вопросах и аспектах воспитания37).

Христос на Тайной вечери молился: «Не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни38)». К неприятию зла мира, его страстей и соблазнов, а не уходу из него надо готовить детей; в них нужно воспитывать способность противостоять миру в сердце своем, способность сохранять веру среди неверия, чистоту – среди грязи и греха. Для этого нужна активная, живая вера и любовь ко Христу и людям. Отношение христианства к миру, по словам преп. Максима Исповедника, должно быть «ни чувственно, ни бесчувственно, но сочувственно».

Христианин – сын своего народа. Он радуется его радостями и печалится его горем. Искусственная, если не сказать насильственная изоляция детей от мира может привести при встрече с ним к душевному надлому. Однако всегда должна чувствоваться грань: «мы и мир». Стирание в сознании этой грани многих приводила к нравственным падениям и к утрате веры. Умение видеть грань, не переступать ее – необходимое условие пребывания христианина в миру. Монашество появилось не тогда, когда христиане жили среди языческого мира, а тогда, когда мир, приняв на словах и в обрядах христианство, остался нехристианским по своей жизни, – расплылась граница между миром и церковным обществом, ищущие Христа и духовного сосредоточения стали уходить в пустыню. А существовало ли бы христианство, если бы апостолы ушли из мира?

Задача воспитания – вложить в сердца начатки Христовой веры, раскрыть ее как радостную полноту жизни и подготовить детей к тому, чтобы они, придя в возраст, на любом жизненном поприще ощущали себя прежде всего членами Церкви. Мало быть верующим, надо быть воцерковленным: только в Церкви, только участвуя в ее богослужениях и Таинствах, можно подниматься по ступеням духовной лестницы, приближаться к совершенной духовной радости, обрести в какой-то мере в сердце своем здесь, на земле, Царство Божие. По слову Христа, «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17 :21). Оно не дается воспитанием, оно – дар Бога взыскующему истину в чистоте сердца, но воспитание способно расчистить пути к его принятию.

Начальные стадии воспитания ложатся в основном на плечи матери. Молитва и духовное бодрствование должны сопутствовать беременности. Целый сонм благочестивых жен – от Анны, матери пророка Самуила, до Анны, матери Пресвятой Девы и до самой Богородицы – может пройти пред взором носящей плод христианки. Кормя грудью, мать осеняет младенца крестным знамением, а потом приучает его самого креститься перед едой. Она же обычно научает ребенка первым молитвам и т.д. Со временем в религиозном воспитании детей, особенно мальчиков, начинает возрастать роль отца. В юности его мировоззрение может оказать на детей большее влияние, чем материнское. Очень многое здесь зависит от предварительной, добрачной религиозной подготовки отца и матери, их духовного уровня и характеров.

С первых дней жизни детей следует осенять крестным знамением, а когда они чуть подрастут – приучать их самих креститься, прикладываться к иконам, тихо стоять при молитве перед едой и не мешать молиться взрослым в любых других случаях. У христианина должен быть навык начинать свой день крестным знамением и молитвой; некоторые священники советуют начинать и кончать свой день целованием нательного креста. В ребенке должно возрастать сознание бытия Божия, Его Всемогущества и Любви, и не только понимание необходимости молитвы как некоего долга, но и живая потребность в ней. Для этого необходимы воспитательные усилия родителей, их пример, их молитвы за ребенка.

Первые молитвы ребенок учится повторять, как только овладевает речью: «Господи, помилуй», или «Господи, помоги нам», а также молитва о членах семьи: «Господи, сохрани папу, маму, бабушку, брата» и т.д.; «Благодарю Тебя, Господи, за добрый день, даруй мне спокойную ночь», и т.п. Затем следует вводить молитву «Отче наш», которую ребенок через некоторое время начинает перед едой читать вслух для всех. После «Отче наш» можно переходить к «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», «К Тебе, Владыко Человеколюбче...», постоянно увеличивая (но не обременительно) утреннее и вечернее правила. Из вечерних молитв в этом начальном ряду должна стоять молитва «Господи Боже наш, еже согреших во дни...». Для младенцев смысловой упор в ней следует делать на ее второй части: «мирен сон и безмятежен даруй ми, Ангела Твоего хранителя поли...» Обычно детей рано приучают к Богородичным молитвам: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Богородице Дево, радуйся...», к обращениям к своим святым.

Многие наши повседневные молитвы непонятны детям; хорошо бы составлять краткие молитвы, специально предназначенные для детей. Молитвы должны идти от сознания и чувства, поэтому смысл их надо детям разъяснять. Впрочем, дети обладают удивительной способностью понимания сущности молитвы, хотя не умеют даже объяснить значение ее слов. В некоторых семьях дети любят утренние и вечерние правила петь.

Необходимо приучать детей к посещению церкви и должному поведению в храме. Посещение храма должно быть радостным праздником, но не редким событием. Оно не должно быть для ребенка обременительным, поэтому с ним приходится отстаивать только часть службы. Допустим, с Всенощного бдения можно уходить домой после елеопомазания, на Обедню приходить к Литургии верных, постепенно увеличивая время пребывания на богослужении. Полезно рассказывать об иконах, но не обременять младенца информацией. Желательно, чтобы ребенок сам спрашивал об иконах, об элементах храма и богослужении. Но к этому ребенка надо подводить своими рассказами. Восприятие ребенком молитвы и храма во многом зависит от отношения к ним родителей.

Часть 2

Младенцев необходимо чаще причащать, ибо причащаемся мы во укрепление души и тела. Грудных, конечно, приходится до литургии кормить грудью, малолетних допустимо с утра слегка прикармливать, давать пить, а более старших водить причащаться натощак39). Чем раньше появится сознательное причащение без предварительного принятия пищи или воды, тем лучше. С семилетнего возраста еда или какое-либо питие до принятия Святых Даров недопустимо.

Первая исповедь является важным событием в жизни христианина. К ней следует готовить детей загодя и серьезно, предварительно посоветовавшись с духовником, который может дать полезный совет с учетом особенностей знакомой ему семьи.

Категорически нельзя допускать, чтобы первая исповедь проходила как общая или в спешке. Общая исповедь вообще является неканоническим, аномальным явлением в современной церкви, допускающимся только в связи с чрезвычайными обстоятельствами нашей послереволюционной жизни – острой нехваткой духовников. Если она еще как-то терпима для взрослого человека, то для отроков, юношей и девушек ее следует полностью исключить из приходской практики.

Некоторые духовники в день, когда ребенку исполнилось семь лет, последний раз причащают его как младенца. В этом случае до его сознания следует довести, что он перестал быть младенцем и с этого дня должен осознавать собственную ответственность за свои проступки и грехи, что он из младенца превращается в отрока. Впрочем, вопрос о том, причащать ли в семь лет последний раз без исповеди или первый раз с исповедью – не принципиальный. Решать его надо, вероятно, исходя из индивидуального уровня умственного и нравственного развития ребенка. Однако второй вариант предпочтительнее, так как он более каноничен.

Уже у младенцев необходимо воспитывать чувство ответственности за свои поступки и чувство долга. Первое до определенного возраста воспитывается не только беседой и назиданием, но и наказанием, второе – прежде всего примером родителей. В детях, как и в родителях, должна жить боязнь греха, способность к покаянию, что начинается с простого «прости» за мелкие младенческие поступки. У детей должно быть чувство стыда за недолжные слова, поступки и чувства. Внедрение в сознание ребенка понятия греха требует большого такта и мудрости родителей, оно затруднено тем, что общество в своей массе потеряло понятие о грехе и чувство стыда и скромности. Но без них невозможно сохранить на жизненном пути душевную и телесную чистоту.

Религиозно-нравственное воспитание значительно облегчается наличием у детей постоянного духовника, причем в детях воспитывается должное к нему отношение, соответствующее его сану и положению.

Еще до школы родителям следует рассказать детям об основных вехах Священной истории, раскрывая при этом достоверность Библии в свете астрономических, геологических и исторических данных: дети должны уметь преодолевать влияние антихристианской пропаганды.

Со школьниками следует проводить систематические занятия по изучению Евангелия и Символа Веры и ознакомлению их, хотя бы в самом общем виде, со смыслом и содержанием церковного богослужения.

Занятия лучше всего вести по тематическим циклам, чтобы каждый из них отличался от предыдущего увеличивающейся глубиною изучения, новыми вопросами и возрастающей активностью детей. Систематизированность предполагает логическую и историческую последовательность ознакомления с предметом и регулярность занятий, для которых должен быть выбран определенный день недели. Без такой жесткой календарной фиксации домашние занятия будут постоянно откладываться и переноситься по множеству уважительных и малоуважительных причин.

Невозможно предложить определенную программу для занятий с детьми, пригодную для всякой семьи. Многое зависит от общекультурной и религиозно-теоретической подготовки родителей, их духовного уровня, церковно-практических навыков и педагогического опыта. Однако представляется, что в домашних занятиях такого типа можно выделить четыре основных раздела:

4 . Общий обзор Библейской истории. 3 . Систематическое изучение Евангелия. 2 . Ознакомление с общим строем и смыслом богослужения. 1 . Изучение Символа веры и ознакомление с основами христианской догматики.

Такие занятия оказывают благотворное влияние не только на детей, но и на родителей. Они заставляют их систематизировать, расширять и углублять свои религиозно-богословские знания, с церковных позиций осмысливать многие явления в жизни семьи, укрепляют отношения между ее поколениями. В больших семьях приходится раздельно проводить занятия со старшими и младшими детьми. Многое из усвоенного старшими будет передано в более популярной форме младшим.

Занятия с детьми следует начинать и заканчивать молитвой, хотя бы начальными молитвами по «Отче наш» и молитвой перед началом учения в начале и благодарственной в конце. Их можно найти практически в любом «Молитвослове».

Евангельские занятия со старшеклассниками могут начинаться молитвой: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленные наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение; вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотские похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе, и деюще и просвети, Христе Боже, души наши».

Евангелие следует изучать либо по отдельным Евангелистам (и в этом случае удобно начинать занятия с Евангелия от Марка как наиболее краткого), либо читать сводное Четвероевангелие в последовательности жизни Иисуса Христа. Оба метода имеют свои достоинства, их развивают разные пособия40).

Изучение Евангелия год за годом по Евангелистам позволяет все более глубоко понимать каждое из последующих Евангелий. При этом текст надо не пересказывать, а ставить вопросы, вовлекать детей в беседу, заставлять их задумываться над отдельными словами, обращаться к параллельным местам в Новом и Ветхом Заветах. От текста Евангелия нужно переходить к выполнению евангельских заветов в повседневной жизни.

В некоторых семьях возможно просто чтение дневных Евангелий с краткими разъяснениями родителей.

При систематическом изучении Евангелия следует его главы разделить на части, имеющие смысловую законченность. Размышления должны быть не отвлеченными, а связанными с жизнью, чтобы полученные сведения могли преломляться в ней.

Евангелие – святая книга, завет нашей жизни, требует к себе благоговейного отношения. Его осваивают духовно, а не скептическим разумом. Евангелие в храмах целуют как святыню, как мощи и иконы. На Евангелие нельзя класть других книг, даже молитвенников; на нем может лежать только Распятие – Крест.

Публикации текстов Евангелия в светской печати вызывают противоречивые чувства. С одной стороны, вроде люди как бы просвещаются, а с другой – приучаются относиться к Писанию как к любому газетному и журнальному чтиву, – убивается благоговение перед Святыней. Христианство пытались уничтожить лобовой атакой, а теперь под видом просвещения убивается чувство благоговения, и в этой опасности не отдают себе отчета даже многие деятели Церкви.

Благоговение перед святыней зарождается, закладывается прежде всего в семье, в детском возрасте. Утраченное чувство благоговения очень трудно восстановить.

Религиозные беседы с детьми должны быть радостными, ибо христианство есть радостная полнота жизни во Христе. Стремясь сами к молитве и чтению серьезных книг, не лишайте своих сыновей и дочерей детских и юношеских радостей, забав и увлечений; помните меру возраста каждого. Научитесь прежде всего уважать личность младенца, отрока, юноши, девушки.

При фанатическом давлении, при непосильных посещениях церкви и домашних молебствиях у ребенка может возникнуть протест против религии вообще. Излишняя опека детей во всех крупных и мелких вопросах жизни может привести к тому, что они либо окажутся неспособными к жизни, к принятию собственных решений, либо, живя в родном доме, замкнутся от родителей и, отвергая материнскую и отцовскую опеку, сбросят с себя все, чему родители до этого учили. Детей в меру их возраста надо приучать к ответственности собственного нравственного выбора, оказывая им при этом и помощь с любовью. У человека должна быть в жизни своя собственная активная нравственная позиция.

В переходном возрасте или несколько позже у подростков и юношей происходит критическое переосмысление мира, появляется стремление утвердить свою самостоятельность, независимость личности, наступает период «бури и натиска», который может принимать самые разнообразные формы. Появляются сомнения в вере, отрицательное отношение к существующим государственным и общественным институтам либо резко обостряется интерес к религиозным аспектам жизни, так что они могут начать упрекать родителей в недостаточной церковности и прочих упущениях.

В неверующих семьях юноши и девушки в эти годы порою начинают приходить к вере (иногда – к горю своих атеистически настроенных родителей) либо идут в банды и хулиганские группировки.

Отсутствие духовных основ в детском воспитании – вот главная причина пугающего общество роста подростковой преступности.

Основным противоречием периода «бури и натиска» является с одной стороны самоутверждение и критицизм, а с другой – мучительное желание быть понятым другими людьми, прежде всего взрослыми, и повышенный интерес к взглядам этих других людей, особенно своих родственников. Человек пытается осознать свои корни.

С порога я ее спросил: «Что, Валюша, устала быть маленькой?» От неожиданности она вздрогнула, а затем воскликнула: «Ой, да, дядя»?! Глаза ее засверкали, она заулыбалась и очень тепло и нежно поцеловала меня. Ей показалось что кто-то ее понимает. Дома же ее затюкали старшие братья и другие родичи. Она охотно беседовала со своим старым дядей и с удовольствием ездила на велосипедные прогулки. «Валюша, представь, что ты вдруг потеряла веру, – твоя жизнь станет богаче и радостнее или бедней?» «Что Вы, дядя! Об этом подумать невозможно. Конечно беднее, беднее, беднее! Как можно так ставить вопрос?» Сейчас она уже давно замужем, растит детей, работает.

Подросток с огромным интересом слушает рассказы о годах молодости своих родителей, их тогдашних взглядах и переживаниях. Эти рассказы и беседы очень помогают сохранить доверительные отношения между «отцами и детьми», углубить их, помогают юношам и девушкам пережить трудности переходного возраста. В значительной степени от родителей зависит, возникнут ли между ними и детьми обратные духовные связи, когда не только дети будут обогащаться духовным опытом своих родителей, но и родители – опытом своих детей, либо между ними произойдет вежливый или резкий раскол. Дети могут стимулировать переосмысление родителями своего прошлого жизненного опыта.

К любым сомнениям и мировоззренческим заскокам надо относится уважительно, любовно-терпеливо, подобно тому, как Иисус Христос уважительно и любовно относится к святому апостолу Фоме, прозванному в поколениях неверующим за то, что он не поверил сначала в Его воскресение (Ин.20 :19–29). Конечно, должно быть не молчание, а своя собственная спокойно сформулированная принципиальная позиция. Очень важны в эти годы апологетические моменты в религиозных собеседованиях.

Для подростков и юношей опасность может представлять не только всесокрушающий критицизм, но и неумеренная религиозность. Есть старое аскетическое правило: «Монаха, по своей воле взбирающегося к небесам, сдерни за полу». Не случайно вновь приходящих в монастырь ставят на хозяйственные и другие послушания. Неумеренная религиозность может привести либо к быстрому охлаждению, либо к прелести, если говорить языком святоотеческой литературы, либо к психическим расстройствам, если говорить языком современной медицины. Чтобы уберечь от прелести, необходимо иметь опытного духовника и следовать его советам со смирением, ибо прелесть идет от гордости.

Детей надо с отрочества приучать к духовному послушанию, регулярной исповеди и Причастию. Особенно это необходимо для подростков с высокоразвитым религиозным чувством. Приучать детей к духовному руководству можно лишь в том случае, если постоянного духовника имеют сами родители. К сожалению, сейчас очень не хватает священников и особенно опытных духовников. Все предыдущие десятилетия власти кое-как терпели требоисполнителей и уничтожали либо лишали регистрации пастырей-духовников и проповедников.

Несколько слов о воскресных школах. Эти школы должны прежде всего воспитывать религиозное чувство нравственности и благоговения. К сожалению, родители иногда отдают в них своих детей из-за своего тщеславия, родительского престижа: «Мой (или моя) Н. учится в английской спецшколе, в музыкальной школе, занимается художественной гимнастикой, теперь посещает воскресную школу». Некоторые учащиеся воскресных школ не бывают на церковных службах, а кое-где стали очень увлекаться публичными концертами и т.д. в ущерб религиозному воспитанию своих питомцев. Необходимо обсуждение программ воскресных школ и обобщение опыта; он уже свидетельствует о благоприятном влиянии этих школ на детей.

Положительно отзываясь о воскресных школах, следует тем не менее подчеркнуть, что религиозное воспитание закладывается прежде всего в семьях, а всякие школы и кружки могут лишь помочь ему. Представляется необходимым организовывать курсы и лекционные чтения по религиозному воспитанию самих родителей, тогда легче будет вести работу в детских воскресных школах. Важными нам представляются катехизаторские курсы для взрослых. Они могут быть трех типов: 1) краткие курсы для подготовки взрослых, пришедших к вере, к принятию крещения, 2) курсы и кружки общего христианского образования, 3) курсы подготовки катехизаторов из числа мирян.

Родители часто искренне недоумевают: почему наши дети вырастают эгоистами? Почему они не слушаются? Откуда появляется агрессия, если мы пытались воспитывать их в любви и вере? А что было вчера, позавчера, три года назад? Ведь дети копируют родителей, их манеру поведения, привычки.

Проекция поведения родителей

Разве вам не приходилось наблюдать, казалось бы, очень странное явление. Мама — примерная христианка, в приходе ее все уважают, а сын — грубый, любит шумные компании и алкоголь. Либо дочь — упала в блуд, ожесточилась на мать.

Если же мама укажет им на порочную жизнь и позовет в храм, то на нее может вылиться поток агрессии. Почему так? Причины могут быть разными. Но ясно одно: в большей степени такое поведение детей — вина родителей.

Есть такой ролик: маленький ребенок идет следом за отцом и повторяет все, что он делает. Это маленькое существо, придя в мир, так мало знает о его устройстве. Поэтому дети копируют родителей, так как видят, в первую очередь, их.

Мама кричит — дочь повторяет следом за ней, папа курит — сын берет пример. Родители, когда курят, пьют, ругаются, бьют, мусорят или сквернословят, даже не думают о том, что за всем этим наблюдают дети. Родители ссорятся и думают, что дети этого не замечают. Папа весь день на работе пропадает, даже вечером не спросит, как у сына дела, а потом возмущается, почему тот не вырос «настоящим мужчиной».

Если родители пьют и курят, то с детства прививают этот порок своим чадам. Если отец и мать не доверяют друг другу и обманывают, дети будут считать это нормальным в отношениях. Если отец разрешает себе поднимать руку на жену и оскорблять ее, то такое поведение может неосознанно отложиться в восприятии сына (даже если он относится к этому негативно, но картинки из детства продолжают мелькать в голове).

Расплата за греховную молодость

Даже если родители со временем абсолютно переменились, стали примерными православными христианами, то в поведении детей они пожинают плоды своей греховной молодости. Фундамент религиозного воспитания должен закладываться совсем не в подростковом возрасте. Японцы считают, что уже после 14-ти лет ребенка не перевоспитаешь. О последствиях своих действий надо думать еще до того, как создали семью.

Если родители любят, доверяют и уважают друг друга, то дети понимают, что только на такой платформе можно строить серьезные отношения. Если в конфликтах они сразу идут навстречу другу другу, а не бьют горы посуды, то чада получают первые уроки терпения и прощения.

Воспитание, христианство и жизнь по заповедям начинаются в семье, которую неслучайно называют малой церковью. Конечно, без испытаний, без влияния извне — никак. Дети будут набираться вредных привычек в садике, школе, институте. Они будут спорить с друзьями, как надо себя вести. Но если с детства они видели пример настоящей любви и понимания, то у них появится иммунитет к мирским искушениям.

Они знают, что нужно уступать место в общественном транспорте, быть терпеливыми и вежливыми, даже когда тебе грубят, предупреждать родителей, когда задерживаешься (мама будет переживать и не сможет уснуть).

Три секрета религиозного воспитания

Как прививать детям православную веру? Этот вопрос волнует многих родителей.

Правило 1. Начните с себя

Если вы хотите воспитать доброго и отзывчивого ребенка, сами станьте таким. Сначала необходимо пройти путь к пониманию себя, покаянию, желанию избавиться от греха.

Гиблое дело — подстраивать других людей под себя. Пусть они сами увидят в вас стимул меняться к лучшему.

Преподобный Серафим Саровский говорил: Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся. Смысл тот же: меняй себя, замечай свои грехи, спасайся, молись, чтобы Бог направлял тебя и других людей. Не только дети копируют родителей. Под примером праведников менялись даже самые ожесточенные грешники.

Правило 2. Воспитывайте ребенка еще до его рождения

Как-то к священнику обратилась мать, которая только что родила ребенка: «Как воспитывать чадо?» И какой же ответ она получила? «Поздно уже, надо было думать об этом еще 9 месяцев назад».

Православные супруги знают, что дети — дар от Бога, поэтому надо подготовиться к его принятию. Мать, которая вынашивает ребенка, должна понимать, что именно через нее дитя узнает об окружающем мире. Если она молится, то к этому приобщается и ребенок, если она подступает к Святым Дарам, то и ребенок причащается.

В житиях некоторых святых можно прочитать «сказки» о том, что ребенок по средам и пятницам не вкушал материнское молоко (например, преподобный Сергий Радонежский). Но если его родители действительно вели христианский образ жизни, а религиозное воспитание начиналось еще с утробы матери, то история кажется не настолько и сказочной.

Правило 3. Будьте христианином. Независимо от места и условий

Религиозное воспитание детей — это не только совместные посещения храма и разучивание первых молитв. Вот сегодня воскресенье, давайте побудем православными, а завтра вернемся к прежней жизни. Нет. Священник Александр Овчаренко справедливо говорит:

Религиозное воспитание начинается не тогда, когда мать учит читать «Отче наш», а когда отец учит сына поблагодарить мать за выстиранную рубашку и приготовленный обед

В детях нужно воспитывать не формальное понимание веры, а внутреннее. Можно знать наизусть много молитв, но ближнего не любить, родителей не уважать, со всеми спорить и гордиться собой.

Если люди приходят в храм, такие кроткие и смиренные, мамы в длинных юбках и платках, а дома те же женщины закатывают истерики, пилят мужей, что те недостаточно зарабатывают на модные платья и косметические процедуры, то христианская ли жизнь это? Если муж называет себя главой семьи и приходит вместе с семьей в храм, причащает детей, а дома ведет себя как жуткий тиран, что жена и дети чувствуют не его любовь, а силу кулака, то христианский ли это образ жизни? Не лицемерие ли? Не двойные стандарты?

Не забывайте об этой простой истине: дети копируют родителей. Если не заложить в них стойкий фундамент православной жизни, то их шаткий домик веры может развалиться при первом порыве ветра греха.

Христианин — это не профессия, не работа по будням с 9.00 до 18.00. И не дань седьмому дню недели. Православная семья — это совместное движение к Богу. Поэтому в таких семьях живут не только супруги, их дети, но и Бог. И с раннего детства дети это знают и чувствуют.

В христианской семье царят любовь и Любовь

В семье ребенка учат внимательности, пониманию, умению выходить из сложных ситуаций. Надо быть осторожным, чтобы родительские любовь и опека не превратили ребенка в эгоиста, неспособного заботиться о других. Поэтому детям нужно с детства прививать заботу о других и умение делиться. Получая сладкий презент, ребенок должен не прятаться в другой комнате и самостоятельно уплетать за обе щеки, а угостить маму, папу, братиков, сестричек... Если ребенок получает любовь, то он с детства должен учиться ею делиться. Это одна из важных составляющих религиозного воспитания. Ведь сам Бог есть Любовь.

Важно самим осознавать и приводить ребенка к пониманию того, что счастье заключается не в том, чтобы иметь много игрушек, килограммы шоколадных конфет, а в школьном возрасте — одеваться модно, как и одноклассники, иметь дорогие гаджеты и каждое лето отдыхать за границей.

Папа может днями и ночами зарабатывать на все это. Есть много детей, которые живут вместе с дедушками и бабушками, в то время как их родители годами работают за границей, чтобы обеспечить счастливые детство и юность чадам, потом учить их в самых престижных институтах... Из-за нехватки любви, заботы, внимания и воспитания такие дети становятся замкнутыми и обиженными. Часто доходит до злобы. О каком религиозном воспитании вообще может идти речь?

Родители забыли о главном — воспитать себя и пригласить в свою семью Бога. Если в семье действительно есть христианская любовь и Любовь, то все заботятся друг о друге, доверяют, поступают по совести, жертвуют своими интересами ради близких, постоянно работают над собой, прощают и терпят. Они вместе преодолевают скорби — болезни, неудачи, ссоры, и продолжают совместное движение... ко Господу. Это — путь не из легких, но в конце уже виден луч света, что ведет к Свету.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх