Сексуальная жизнь подростков. Современная жизнь подростка

Сохраняйте здоровье своего тела. Быть здоровой не значит быть исхудавшей девушкой. Быть очень худой вредно и не очень привлекательно для парней.

  • Не сравнивайте себя с другими девушками вашей школы. Если вы беспокоитесь о своем весе, обратитесь к врачу за правильным здоровым советом.
  • Не придерживайтесь причудливых диет, наподобие «Голливудской диеты на основе печенья» или что-то вроде этого. Если это звучит фальшиво, то так оно и есть. Плюс ко всему, вы подросток: вы растете, и нехватка необходимых питательных веществ не сделает вас здоровее, если вы будете соблюдать какие-то глупые экстремальные диеты!

Тренируйтесь! Вы не можете быть очень здоровой, если не делаете какие-нибудь упражнения. На самом деле, это очень легко. Пока вы находитесь в движении, в работе - вы молодец! Это все сохраняет ваше здоровье.

  • Найдите способы сделать полезнее то, чем вы уже занимаетесь. Например, вы можете попробовать делать приседания во время просмотра телевизора. Если вы слушаете IPod, прогуляйтесь с собакой, не прекращая наслаждаться музыкой.
  • Доктора и целители рекомендуют уделять упражнениям по часу в день. Вы можете сделать этот процесс к тому же веселым! Пригласите к себе домой подругу, смотрите старые мамины записи с тай-бо и одновременно занимайтесь!
  • Вы не должны выполнять все идеально, нужно только увеличить число сердечных сокращений и прекрасно! Однако лучший способ сжечь калории это в основном бег. У вас есть беговая дорожка дома или фитнес-центр в вашем городе? Если дома есть беговая дорожка, то введите ваш точный вес и возраст и это легко сжигайте калории! Просто держите постоянный темп, и можете сделать пробежку веселее, если будете смотреть телевизор или слушать радио.
  • Чтобы был стимул заниматься каждый день, ставьте перед собой цели. Например, наградите себя за ежедневные занятия на протяжении двух недель. Не делайте ничего такого, что может свести на нет все старания, например поедание сливочного мороженого с горячим шоколадом. Вместо этого сходите в торговый центр и купите новую рубашку или джинсы, чтобы почтить ваше более здоровое тело!
  • Следите за тем, что вы едите. Это может показаться самой сложной частью на пути к оздоровлению, но это не так. Одно из самых главных - это завтракать каждое утро.

    • Не пропускайте завтрак, пытаясь похудеть. Если вы это делаете, ваше тело будет просто использовать накопленный вредный жир, в качестве еды, что приведет к набору веса. Вы также будете более уставшими, и ваш мозг будет не в лучшей форме.
    • Несколько хороших идей для завтрака: яичница-глазунья, банан и стакан молока, овсяные хлопья, тост из цельнозернового хлеба, йогурт или вафли «Special K» в сиропе с низким содержанием жира, или зерновой батончик. Ням-ням! Эта пища будет поддерживать вас в течение остальной части утра до обеда.
    • Говоря об обеде, будьте осторожны с едой из кафетериев. Печенье и шоколадные пироги, и пончики, и картофель-фри - все они могут быть очень вкусными, но не искушайте себя. Хорошей идеей для еды является питьевая вода или яблочный сок, или молоко и мясной салат с помидорами, яйцами и сыром. Если вы все еще голодны, в большинстве школ есть меню на выбор, так что можете съесть печеные чипсы или взять с собой пакет в 100 калорий.
    • На ужин можно есть все, что готовят родители, только меньшими порциями.
    • При этом жуйте медленно, это вводит в заблуждение ваш мозг, заставляя его думать, что вы едите больше, когда это не так, так что вы насытитесь легче, чем раньше.
    • Это всегда повторяется детям - кушайте много фруктов и овощей. В принципе, ешьте столько, сколько вы хотите, потому что это полезно. Сходите однажды в продовольственный магазин с родителями и выберите разнообразные продукты. Найдите любимые! Но самое главное, думайте, что вы едите!
  • Будьте здоровы разумом! Умственное здоровье – это тоже ключ к тому, чтобы быть лучшей насколько только возможно девочкой подросткового возраста. Тебе не нужно быть самой умной в комнате, но всегда старайся изо всех сил! Также, это не значит, что требуется получать хорошие оценки, но нужно обладать здравым смыслом и знать, что лучше для вас.

    Ухаживайте за внешностью. Регулярно купайтесь. Тем более, что вы становитесь старше, принимайте душ каждый день, чтобы хорошо выглядеть и пахнуть. Пересмотрите ваш гардероб. Вместо того, чтобы носить свободную, больших размеров, мешковатую старую одежду усеянную дырками и пятнами, позаботьтесь о том, чтобы преподнести себя опрятной и организованной. Это не займет много усилий. Купите пару джинсов, которые соответствуют вашему размеру, и носите только чистые рубашки. Если вы беспокоитесь о моде, посвятите немного больше времени для поиска и покупки самых симпатичных, самых популярных нарядов; однако, это не обязательно.

    Будьте дружелюбны. Лучший способ завести друзей, быть дружественным ко всем, кого встречаете. Приветствуйте других улыбкой и милым "привет". Спросите людей, как их дела, и открывайтесь им, если они оказывают ответную любезность. Если вы преподнесете себя дружелюбным, охотно идущим навстречу человеком, то окружающие будут чувствовать себя с вами комфортно и спокойно, что поможет вам подружиться с большим количеством людей.

    Не ссорьтесь с родителями. Хотите не хотите, но они будут огромной частью вашего подросткового возраста, так что вы должны жить мирно с родителями. Не нужно бунтовать или делать их несчастными. Вместо этого слушайте их как можно больше, и говорите с ними, когда у вас есть проблемы или заботы. В конце концов, ваши родители уже прошли через все то, с чем вы имеете дело, и их мудрость может иметь неоценимое значение. Хорошие отношения с родителями имеют огромное значение для того, как сильно вам понравится быть подростком.

  • Обратите внимание на свои занятия. Самое главное, это всегда слушать то, что говорит ваш учитель. Если вы витаете в облаках или передаете записки другу в то время как ваш преподаватель пытается объяснить что-то, вы упустите все, что предполагали выучить и не поймете, как решить математическую задачу или какие страницы прочесть в книге, и т.д. Или, еще хуже, ваш учитель может вызвать вас, а вы не будете знать, о чем он / она рассказывает, что может быть очень неловко.

    • Всегда выполняйте домашнее задание. Да, это может быть скучно, но просто усиленно поработайте над ним и разрешите эту проблему. Если ничего вы не сделаете, то, вероятно, провалите следующий тест, потому что вы ничего не поймете. И когда вы не пройдете контрольное задание, это опустит вашу оценку, что отобразиться в вашем табеле и выведет из себя родителей. Видите, как запускается этот эффект домино?
    • И все это случится, потому что вы не сделали домашнее задание. Если вам что-то непонятно, спросите у родителей или учителя. Даже во время занятий! Вы можете чувствовать себя глупым, но скорее всего в классе будет еще кто-то с таким же вопросом, и ваш учитель оценит то, что вы спрашиваете.
    • В крайнем случае, можно попросить хорошего и надежного друга, который не будет ходить вокруг да около задания или говорить о чем-то другом. Самое лучшее в получении более высокие оценок это то, что вы будете гордиться собой, плюс ваши родители будут гордиться тоже, что повысит их доверие вам, а вы получите больше свободы.
    • Но, с другой стороны, что будет, если вы не пройдете тест? Первое, что вы можете сделать, это порвать его на миллион кусочков и бросить в мусор. Не надо. Ваши родители найдут это в любом случае, так что сохраните его. Следующее, что вы должны сделать, подумать, что было не так. Сделали ли вы небольшую ошибку? Или вы, возможно, не поняли материал?
    • Составьте список вопросов, которые вы хотите пройти с вашим учителем, и он / она будет уважать вас за желание ответственно к этому относиться. Вы можете даже попросить своего преподавателя о возможности переписать тест, или что-то сделать, чтобы заработать дополнительные балы. Еще вы можете подумать, когда получаете плохую оценку: "Я такая глупая, единственное, что мне светит в жизни, это карьера уборщицы!» Всегда помните, одна плохая оценка на экзамене не повлияет на всю успеваемость. Просто занимайтесь больше над следующим контрольным испытанием, и все будет хорошо!
  • Используйте свой здравый смысл! Вы человек, и все остальные должны это уважать. Не позволяйте никому судить вас при первой же встрече. Если они это делают, то не стоят вашего времени.

    • Также говорите «нет» наркотикам, алкоголю, и сигаретам! Употреблять их не круто. Если кто-то предлагает это вам, просто скажите: "Извините [вставить здесь имя], но я не хочу портить мое тело." Если они думают, что вы убогий и серый, то сами таковыми являются! Вы классный, потому что знаете, как постоять за себя и быть умным! Кроме того, наркотики и сигареты могут привести к мешковатой коже, крупным кругам под глазами, и желто-коричневым зубам. А алкоголь может заставить вас вести себя так, как будто это не вы, не говоря уже обо всем плохом влиянии на ваш организм. ОТСТОЙ!
    • Несовершеннолетним также не стоит заниматься сексом. Если мальчик хочет сделать то, что неправильно, но он действительно заботится о вас, то не будет даже спрашивать и даже если спросит, а вы скажите «нет», он будет уважать, и не будет спрашивать снова. Конечно, вы, вероятно, хотите заняться сексом, но есть риск получить ЗППП или даже забеременеть. И если он говорит: "Если ты действительно любишь меня, то сделаешь это» - нужно поднять красный флаг! Это неправильно, и не говорите «да»! Не делайте этого, пока не будете готовы! Никогда не делайте под давлением такие вещи. Вы не должны принимать наркотики, пить и спать со всеми вокруг, чтобы быть крутой или уважаемой. Быть современной и завоевывать уважение других поможет умение быть самим собой.
    • Сделаем вывод, что вы должны относиться к своему телу и к себе с добротой!
  • Современная жизнь подростка

    В нынешнее время психология подростка претерпевает изменения. Современный уровень мышления нашей молодежи проигрывает в сравнении с тем, какого размаха ум молодого человека достигал в середине XX века. Всеобщая свобода действий, возможность выбрать любое направление деятельности, абсолютно любая сфера знаний и скорость получения этих знаний - все это сегодня доступно любому человеку. Образ жизни подростка современного складывается из нескольких составляющих. В первую очередь, это конечно же, компьютерные технологии, которые массово завлекают своей простотой и вседозволенностью. Ссегодня это уже что-то вроде неизлечимой болезни для молодежи. Ведь образ жизни подростка набрал таких бешеных темпов, что порою к 24 годам юноша или девушка чувствует себя пожилым человеком. Вторая составляющая жизни подростка и, наверное, одна из главных его проблем - это незнание, куда двигаться и на какое полезное занятие тратить свою жизнь. Многие не понимают, чего хотят на протяжении всей своей молодости, потому что сфера развлечений заставляет отдавать все силы на удовольствия и развлечения. Мы стали менее активны и более подвластны сомнениям. Наша психика стала менее защищенной от стрессов и помешательств. Такой образ жизни подростка может только погубить его. Недавно было зафиксировано, что максимальная смертность среди молодежи - как раз по причине самоубийств на нервной почве. Психика не выдерживает - и мы накладываем на себя руки, так и не добившись никаких результатов. Это печально, и с этим что-то нужно делать.

    Отличие западных подростков в наличии поощрений со стороны взрослого поколения

    Жизнь американских подростков не отличается практически никакими светлыми моментами, за исключением того, что там люди более поощрительно относятся к тем, кто хоть что-то делает. Любой подросток, увлекающийся чем-то, может найти человека, который поможет ему реализовать его идею. Потому что там все еще верят, что будущее творят молодые умы. Им легче потеснить пожилого рабочего, чтобы дать дорогу молодому, нежели оставить подростка без работы. У нас, увы, наоборот - молодежь ничего не хочет делать, а тем, кто хочет, ничего не дают делать. В этом и вся проблема.

    Российские подростки - без отличий от американских сверстников

    Образ жизни российского подростка в большинстве своем также ничем не отличается от того, что мы видим по телевизору или рядом с собой. Общая психология молодежи сегодня старается отбросить долгое книжное развитие и сосредоточиться на более быстром и менее объемном материале. Все, что требуется, можно легко отыскать в Интернете, и не нужно для этого листать учебники или специализированные журналы. Все есть, и все очень доступно. Главная вещь, которой очень не хватает современной молодежи, - это знание того, на что потратить свою жизнь. Образ жизни подростка претерпевает изменения. И так будет всегда, пока не остановится развитие человечества. И чтобы достичь уровня западных стран, нужно предоставлять подросткам больше возможностей для реализации их идей.

    Российского подростка - это тема, которая никогда не может быть закрыта. В настоящее время мир развивается так стремительно, что трудно предугадать от чего будет в скором времени зависеть поведение этой группы населения. Одно можно сказать наверняка, образ жизни подростка в России подвергается воздействию некоторых факторов, которые не всегда являются положительными. Развитие информационного мира с одной стороны возможностей, а с другой вызвало возникновение такой глобальной проблемы, как социальные сети.

    Интернет сейчас - это среда, в которой можно не только работать, узнавать что-то новое, общаться, продавать, покупать, но и просто жить. Жизнь уже давно превратилась в многочасовое, практически беспрерывное сидение у монитора компьютера. А в Россию это явление пришло относительно недавно, но уже сейчас миллионы детей живут виртуальной жизнью, отказываясь от простых и понятных реальных занятий.

    Образ жизни подростка в настоящий момент уже не предполагает интересных и увлекательных занятий, типа игры в футбол во дворе, похода на речку или пляж, поездки в путешествие, чтения книг, занятий музыкой, танцами, походов в библиотеку, на концерт, в парк аттракционов и так далее. Зачем себя утруждать какими-либо усилиями, если даже в теннис можно теперь играть онлайн, а все фильмы или концерты реально посмотреть на Youtube? Виртуальное общение, дружба, любовь, видео книги, музыка vkontakte и прочие прелести современной действительности приводят к тому, что молодое поколение деградирует и превращается в лентяев, тунеядцев и пассивных, аморфных людей.

    Кроме того, когда речь идет о таком важном вопросе, как образ жизни подростка в России, нельзя не затронуть тему плачевного состояния здоровья совсем еще молодых людей. Практически все они очень поверхностно и невнимательно относятся к своему здоровью, поведению, привычкам и питанию. Считается, что ответственность за все это несут родители, производители продуктов питания, медицинские работники и так далее. Безусловно, окружающая среда и психологическая атмосфера имеют большое значение для развития молодого здорового организма, но немаловажно еще и самим заботиться о режиме, питании и прочем.

    В настоящее время среди школьников появилось огромное количество детей, которые освобождены от уроков физкультуры. Раньше такого не было, поэтому подростка приобретает большое значение. Курение, как это ни банально звучит, крайне вредит молодому, растущему организму. Но профилактические беседы, а также наставления родителей и лекции врачей почему-то не приводят ни к каким результатам. Видимо начинать просветительскую работу в данном направлении нужно уже с раннего детства. Но если курить ему или нет подросток все-таки решает сам, то проблему пассивного курения сейчас обсуждают повсеместно. Получается, что выбора просто нет, ведь куда ни приди, во всех кафе или ресторанах, а также прочих общественных местах можно стать жертвой травли табачным дымом. Алкоголь и наркотики даже не стоит обсуждать, их разрушительное действие на организм известно всем.

    Для того, чтобы хоть как-то обезопасить себя от всевозможных заболеваний в юном возрасте, нужно следовать двум правилам. Первое - делать утреннюю гимнастику, записаться на фитнесс или в тренажерный зал - выбирать каждый волен сам. Второе - тщательно следить за рационом. Иногда, то, что мы едим способно в буквальном смысле убивать. Поэтому правильно питание играет большую роль в процессе формирования здорового образа жизни подростка. Никто не вернет вам утраченную молодость и здоровье, поэтому вы сами в ответе за то, какая старость вас ожидает.

    В 13-15 лет появляется бессознательное желание избавиться от всего детского в себе, и в это же время рождается чувство особенности, непохожести на других. Подростки оказываются в неопределенной, внутренне конфликтной ситуации. Они уже не принимают выбор взрослых, и в то же время еще не могут совершать этот выбор самостоятельно. Они уже не хотят пользоваться поддержкой родителей, но еще не могут опираться только на свои возможности. И поэтому особенно остро, впервые в жизни, встают перед ними вопросы: «Кто я?», «В чем мое предназначение?» И появляется чувство страха, одиночества. Именно поэтому специалисты говорят, что это возраст самых больших неопределенностей.

    Приоритеты

    У старшеклассников появляется желание заняться самовоспитанием, что они охотно и делают, правда, не всегда умело. Сегодня непросто разобраться в том, что есть норма, а что - безнравственность. Современные СМИ оказывают негативное влияние на «неокрепшие умы», а доступность Интернета, жестокие компьютерные игры, многие ТВ‑передачи полностью стирают представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому так важно помогать подросткам отличать важное от ненужного.

    В одной обычной московской школе провели тестирование старшеклассников. Психологи хотели понять, что важно для современной молодежи, на какие ценности они ориентируются. Оказалось, что самым важным подростки считали сохранение индивидуальности и высокое материальное положение. Гораздо меньше их интересовали уровень образования, семейная и общественная жизнь. Духовно-нравственные ценности девушки и юноши выносили на второй план по сравнению с материальными.

    К дискуссии!

    Можно ли повернуть подростков лицом к нравственным, эстетическим ценностям? Помочь им найти себя? Ребенку в это время важно понять, на что он способен, какой у него характер - одним словом, что он за человек.

    Попробуйте чаще ставить его перед выбором, позволяйте ему самостоятельно разрешать определенные ситуации. Только нужно подсказывать - к чему приведет тот или иной выбор.

    Которые сегодня встречаются все реже: уважение к старшим, умение сочувствовать и сопереживать, желание оказать помощь, целеустремленность, любознательность (а не любопытство). У каждого подростка должен накапливаться опыт «полезного поведения». То есть с помощью взрослых он должен попадать в ситуации, когда бы у него формировались высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволяли бы ему вести себя непорядочно. Делитесь с подростком любой информацией - поверьте, наши дети порой знают больше, чем мы. Всегда спрашивайте, что ребенок думает по этому поводу и почему.

    Существуют искусственные ситуации, задачки, в которых полезно вовлекать детей - пусть думают, спорят, рассуждают на тему того, как бы поступили они. Например, одна из таких задач - известная дилемма Л. Кольберга. В ней говорится о мужчине, который попал в спорную ситуацию. Его жена умирала от тяжелого заболевания, денег на дорогое лекарство не было. Мужчина решил проникнуть в аптеку и украсть лекарство, чтобы спасти свою жену. Правильно ли он поступил?

    Эти и другие вопросы формируют у подростков мировоззрение, помогают понять, нащупать, найти свою позицию в жизни, а значит - и себя.

    Источники самопознания

    Литература, музыка, кино заставляют подрастающее поколение задумываться о жизненных ценностях. Но как можно проследить за тем, что слушает и смотрит ваш подросток? Даже и не пытайтесь, вы лишь вызовете недоверие у подростка и нежелание делиться с вами своими мыслями. Более того, не диктуйте ему, что слушать, какие книги читать. Не старайтесь поучать детей: «Вот я в твои годы… знала, кем хочу стать, … так не одевалась, … не разговаривала так со старшими».

    Время не стоит на месте, примите тот факт, что ваши дети живут в совершенно других условиях. Но трудности и внутренние переживания у них те же. Отнеситесь мудро к , к его необычным нарядам, непонятной для вас музыке. Вспомните себя в переходном возрасте - «сила давления равна силе сопротивления». Вместо того чтобы давить и запрещать, станьте для ребенка не просто родителем, но и авторитетом. Сделайте так, чтобы сын или дочь по-настоящему гордились вами, - тогда для них будет ценно и важно ваше мнение. Вот тогда сможете аккуратно, ненавязчиво направлять их. Сможете рассказывать, как вы, будучи в их возрасте, искали себя. Как решали, кем быть и что делать после школы. Как учились находить ответы на важные вопросы - о политике, религии, важности образования и, конечно, о любви.

    УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ МОДУЛЯ « 2 »

    Содействие становлению специальной компетентности социального педагога на основе создания условий для формирования:

    знаний о беспризорности и безнадзорности, о качественном своеобразии социально опасной ситуации подростка, длительно пребывающего на улицах города; о причинах, побуждающих подростка уйти из семьи и школы; об уличных группировках, вовлекающих подростка в разные виды трудовой, досуговой деятельности, о влиянии уличной среды на процессы социализации подростка и становления его внутреннего мира; умений анализировать опасную ситуацию подростка, находящегося на улицах города, описывать ее, используя термины науки, высказывать суждения о возможных путях изменения ситуации и аргументировать их; представлений об образе жизни беспризорных и безнадзорных подростков; опыта взаимодействия с подростками, длительное время пребывающими на улице; ценностных позиций, необходимых для работы с подростками на улицах города.

    УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2.1. Беспризорность и безнадзорность каксоциально-педагогическая проблема

    2.1.1.Понятиебезнадзорности и беспризорности

    2.1.2.Причиныдетской и подростковой безнадзорности и беспризорности

    2.1.3.Положение подростка в системе семейных отношений как причина ухода на улицу

    2.1.4.Положение подростка в системе школьных отношений как причина ухода на улицу

    2.1.5.Улицакак среда социального развития подростка

    2.1.6.Понятие «уличности» как рабочий инструмент разделения подростков на группы

    УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2.2. Образ жизни подростка на улицах города

    2.21. Понятие молодежной субкультуры

    2.2.2. Образ жизни подростка - беспризорника: философия выживания

    2.2.3. Образ жизни подростка, ищущего новизны в досуге: философия свободного времени

    2.2.4. Образ жизни подростка - члена «тусовки»: философия принадлеж­ности группе

    Учебный элемент «2.1.»

    Беспризорность и безнадзорность

    как социально-педагогическая проблема

    Основные задачи:

    содействие становлению специальной компетентности социального педагога на основе формирования:

    знаний: о беспризорности и безнадзорности как особых феноменах, нарушающих процессы социального развития подростка; о причинах, обу­славливающих развитие явлений беспризорности и безнадзорности; умений анализировать уличную ситуацию, обеспечивающую процессы стихийной социализации подростка и становления его дезадаптированной личностью, оценивать их с позиции различных показателей и критериев; практического опыта взаимодействия с подростками на улицах города; ценностных ориентации как основы для осуществления социально-педагогической дея­тельности.

    Основной текст учебного элемента

    2.1.1. Понятие безнадзорности и безнадзорности

    2.1.2. Причины детской и подростковой безнадзорности и. беспризорно­сти

    2.1.3. Положение подростка в системе семейных отношений как причина ухода на улицу

    2.1.4. Положение подростка в системе школьных отношений как причина ухода на улицу

    2.1.5. Улица как среда социального развития подростка

    2.1.7.Психология восприятия жизненной ситуации, особенности реагиро­вания на нее

    2.1.6. Понятие «уличности» как рабочий инструмент разделения подрост­ков на группы

    2.1.1. Понятие безнадзорности и безнадзорности . Обыкновенно в литературе выделяют два понятия, отражающие специфику жизненной ситуации подростка, постоянно или временно живущего на улицах города.

    Детская безнадзорность рассматривается как социально-педагогическое явление, формирующееся в связи с «отсутствием или недостаточностью кон­троля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц.Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям». Безнадзорные это: дети, «контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц» [Федеральный закон РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»].

    Детская беспризорность рассматривается в законодательных и других как социально-педагогическое явление, формирующееся внутри детской безнадзорности в связи с отсутствием у ребенка места или места пребывания. Беспризорность характеризуется через такие признаки как отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, определенных занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия, являющиеся следствием утраты родителей, ухода из семьи, бегства из воспитательного учреждения».

    Беспризорные дети составляют не более одной десятой от числа безнадзорных. Как правило, у этой группы детей практически потеряна связь с семьей или детским учреждением, в котором они воспитывались. В этом смысле беспризорность рассматривается как безнадзорность в ее крайнем проявлении. К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, относят: полное прекращение всякой связи с родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и т.п.); подчинение неписанным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом [М. Нечаева].

    Группу безнадзорных и беспризорных составляют дети, для которых улица стала обычным местом пребывания и жизни (дети, постоянно проживающие на улице, дети, периодически проживающие на улице, дети, живущие дома, но свои основные потребности удовлетворяющие на улице).[Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф.Дементьева, с.27].

    Вот как выглядит «среднестатистический портрет уличного ребенка» по данным Российского благотворительного фонда:

    «Это мальчик 12-14 лет из неблагополучной ли малообеспеченной семьи, где один или оба родителя - алкоголики, он бросил школу или посещает ее нерегулярно, является заядлым курильщиком и систематически употребляет алкогольные напитки. Большую часть времени он проводит в кругу себе подобных - в теплое время года на улице, в холодное - в подвалах, подъездах или на чердаках. Высокая способность к адаптации в среде позволяет ему неплохо ориентироваться в возникающих ситуациях и быстро находить выход из них. Его внешний вид: грязные руки и чумазое лицо с явными признаками раздражения вокруг рта, вызванного частым употреблениемпаров клея, потрепанная грязная одежда со следами того же клея, неприятный запах немытого тела, короткие грязные волосы, пустой безразличный взгляд. Характерными чертами поведения являются необязательность, скрытность, лживость, прагматичность, хорошая приспособленность к жизни на улице, часто наблюдается быстрая смена настроения и непредсказуемость поступков. Коммуникативные средства характеризуются бедным словарным запасом и обилием ненормативной лексики. Речь несвязна и состоит из коротких фраз. Но встречаются дети с достаточно высоким интеллектуальным уровнем и развитой речью. Общение сводится к выраже­нию сиюминутных желаний и чувств и планированию ближайшей временной перспективы, не выходящей за рамки ближайших 2-3 часов. Такой ребенок инфантилен, имеет задержку как интеллектуального, так и общего психического развития.

    В недалеком будущем, скорее всего, таких детей ждет, или полная деградация, или роль исполнителей в криминальной среде с последующим попаданием в «места не столь отдаленные», или преждевременная смерть от отравления, болезней, передозировки и других опасностей, которые окру­жают их со всех сторон».

    2.1.2. Причины детской и подростковой беспризорности и безнадзорности. Существует ряд причин, способствующих росту беспризорности и безнадзорности. Среди основных причин можно выделить:

    Социально-экономические причины (рост числа асоциальных семей, безработица родителей, низкий уровень благосостояния семьи, появление групп беженцев и вынужденных переселенцев);

    Социально-психологические причины (невнимание семьи и школы к проблемам нарушений в поведенческой и эмоциональной сферах ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми и др.);

    Социально-педагогические причины (разный уровень доступа к образо­ванию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе, угасание интереса к школьной жизнедеятельности и др.).

    2.1.3. Положение подростка в системе семейных отношений как при­чина ухода на улицу. Социальная ситуация развития подростка, проводящего много времени на улицах города или постоянно живущего па улице, специфична.

    В качестве наиболее существенной характеристики социальной ситуации развития следует отметить разрыв детско-родительских отношений, причинами которого могут служить:

    Асоциальный характер отношений в семье, материальная необеспечен­ность семьи, отсутствие заботы о ребенке и защиты его прав, агрессия по отношению к ребенку (подростку);

    Духовное разобщение детей и родителей, снижение уровня интереса к внутреннему миру друг друга, отсутствие доверительности в отношениях;

    Трудно распознаваемые психические состояния, обозначаемые как тяга к перемене мест, путешествиям.

    В современной психологической и педагогической литературе даны подробные описания семейных ситуаций, приводящих к разрыву отношений детей и родителей. Уход из семьи выступает как травмирующее обстоятельство. Негативные последствия отчуждения подростка от семьи усуглубляются тем, что он выпадает из системы целенаправленного воспитания и образования и социализируется в стихи жизни. При этом каждый несет в душе глубокую обиду на родителей. Довольно часто подросток стремится сохранить в душе что-то светлое, связанное с образом в тех случаях, когда он адаптировался к жизни на улице и не собирается возвращаться домой.

    2.1.4. Положение подростка в системе школьных отношений как причина ухода на улицу. Обыкновенно уходу подростка из семьи предшествует отторжение подростка от школьной жизнедеятельности. Уход из школы чаще всего связан:

    С равнодушием школы к проблемам подростка, с формализмом в отношениях, постоянным фиксированием негативных поступков и неуспешности в учебной деятельности, с несложившимися отношениями с учителями и сверстниками;

    С протестом подростка против контроля и устоявшихся форм воспитания, препятствующего процессам самоактуализации, со снижением интереса к школьной жизнедеятельности, не удовлетворяющей потребности в эмоциях, выступающих как ценность подростковой жизни (альтруистических, романтических, эмоциях, связанных с преодолением трудностей и др.).

    С протестом против негативного оценочного контроля и форм обучения, препятствующих успешности и обретению самоуважения,

    С поиском новизны впечатлений, романтики, нестандартности отношений, с желанием в перемене ситуации.

    Сегодня все чаще говорят о явлении сопротивления воспитанию - это такое состояние подростка в воспитательном процессе, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса. Выражено оно может быть в скрытых или открытых проявлениях через различные формы - словесные, эмоционально-волевые и поведенческие. Сопротивление воспитанию является особой формой психологической защиты ребенком своего внутреннего мира.

    2.1.5. Улица как среда социального развития подростка. Улица рассматривается сегодня в научной литературе как самоорганизующаяся система внесемейного воспитания и внесемейной жизни людей разного возраста. В нее входят: разновозрастные группы, кланы, «тусовки». Она характеризуется своими обычаями, фольклором, настенной живописью, музыкой, языком. Система захватывает территории, прилегающие к местам «тусовок» с игровыми площадками, проездами, тротуарами, с пустующими и недостроенными помещениями, сараями, подвалами, чердаками, подъездами, дающими крышу над головой.

    Сегодня можно выделить группы детей, для которых улица выступает:

    Как важная, но не самая значимая среда социализации (имеется в вид «домашний ребенок», на которого влияние улицы распространяется до предела, определяемого рамками воспитания в семье и школе);

    Как достаточно значимая среда социализации (имеется в виду ребенок дворовой компании, для которого границы влияния улицы расширены, но тоже имеют некоторый предел, определяемый занятостью родителей работой или ее поиском и занятостью его самого в семье и школе);

    Как единственно значимая среда социализации (имеется в виду собственно ребенок улицы, находящийся на грани разрыва с семьей или порвавший с ней, игнорирующий влияние школы или расставшийся с ней). Последний случай наглядно демонстрирует плоды социализации ребенка, лишенного столь необходимых для его социального развития процессов целенаправленного воспитания и образования.

    Следует уяснить возможные варианты отношения подростка к городской среде, стимулирующей «крайние» и множество промежуточных вариантов социального становления личности: духовное развитие подростка, становление его интеллигентной личностью, девиантное развитие подростка, становление его преступной личностью. Здесь возникает проблема востребованности ребенком условий собственного развития, его избирательность в потреблении культурных ценностей и псевдоценностей, насыщающих пространство улицы. Можно говорить:

    О духовном потенциале города, нашедшем отражение в его архитектуре, в напряженной культурной жизни, в гуманных отношениях между людьми,

    Об асоциальном потенциале города, нашедшем отражение в псевдокультуре, в бездуховном поведении людей;

    О криминальном потенциале города, в обстановке, угрожающей жизни человека, в деструктивных отношениях между людьми.

    Необходимо остановиться также на вопросе о группировках молодежи на улицах города, выступающих как особая среда социализации. Здесь можно говорить о группировках:

    Руководимых взрослыми, осуществляющих разного рода интересные акции и дела в рамках городских, муниципальных, школьных программ, например, «За возрождение Санкт-Петербурга» (включающих подростков, не относящихся к улице как основному месту времяпрепровождения);

    - «тусующихся» на определенных, выделяемых ими местах (включающих подростков, относящихся к улице как важному месту времяпрепровождения);

    Собирающихся на улицах города для совершения криминальных актов (рассматривающих улицу как основное поле противоправной деятельности).

    Мера привлекательности уличной ситуации для подростка . Улица поворачивается к подростку разными сторонами. Это во многом зависит от индивидуальности, возраста, пола подростка, меры адаптации к условиям жизни на улице.

    С одной стороны, вынужденный уход подростка из семьи и привыкание к уличной жизни выступает как драматическая ситуация. Уйдя из дома «поневоле», подросток готов принять помощь и вернуться к нормальной жизни. Чем младше ребенок, тем в большей степени он испытывает страх перед теми реалиями, с которыми сталкивается. Тем больше надеется на встречу с взрослыми, которые заботились бы о нем лучше, чем родители.

    С другой стороны, улица формирует у подростка ощущение свободы, дает разнообразие впечатлений, одаривает уличной дружбой, позволяет заявить о себе как о сильном человеке. Улица дает возможность заработка, радует отсутствием контроля, способствует общению с другими детьми с подобным опытом и переживаниями.

    2.1.6.Понятие «уличности» как рабочий инструмент разделения подростков на группы по уровню адаптации к уличной среде. Практикующие социальные работники и исследователи детской беспризорности и безнадзорности выдвинули рабочую версию «уличности» - явления, зависящего от срока пребывания ребенка в уличной среде. Понятие стало рабочим инструментом и легло в основание рабочей классификации, употребляемой командой специалистов для более глубокого понимания проблемы. Под «уличностью» подразумевается: проживание на улице (или в притоне), удовлетворение основных жизненных потребностей своими силами, практически полное отсутствие контроля за жизнью ребёнка со стороны законных представителей [Мустаева, с. 12].

    Понятие «уличности» тесно связано с понятием периода уличной адаптации. Под периодом уличной адаптации понимается срок, необходимый ребенку, вынужденно ушедшему на улицу, для приспособления к условиям жизни и возникновения зависимости от улицы и её производных (толуола, напр.). Период адаптации раньше составлял не менее 3-4 месяцев. В последнее время он сократился и составляет от 2 дней до 2 месяцев. Обыкновенно до истечения периода адаптации подросток хочет уйти с улицы, ему там не нравится. После завершения периода адаптации - может противиться уходу всеми силами.

    Согласно этой классификации выделяются четыре категории подростков.

    Пример: Станислав Н., 17 лет. Мать - алкоголичка, ведет неупорядочен­ный образ жизни, имеет часто меняющихся сожителей, Первый побег из дома - в 7 лет, постоянные побеги - с 9 лет, в школе учился 2 года. Постоянно находится на улице с 10 лет. Злоупотребление «Каратом» - с 9 лет. Активный член различных асоциальных тусовок. В 15 лет заведено уголовное дело за кражу из машин. Доставлялся в «Воспитательный дом» в 12 и 15 лет. Жил там в общей сложности 17 дней. В первый раз был отдан матери, второй раз - убежал сам. В больнице был 5 раз, все время убегал. В настоящее время -токсикоман, инфицирован ВИЧ. Живёт в подвале на одном из проспектов города.

    Вторую категорию «уличности» представляют безнадзорные дети, частично сохранившие некоторые социальные связи (отсутствующие дома от 15 дней до 5 месяцев, или имеющие не менее 4 уходов из дома в месяц на срок не менее 3 дней каждый).

    Пример: Алексей И., 17 лет. Мать выпивает, имеет постоянного сожителя, который периодически избивает детей и мать. Заступаясь за детей, мать пря­чет их в заброшенной комнате дома. Школу перестал посещать в 11 лет Уходы из дома начались в 10 лет, отсутствует дома, как правило, не больше двух недель, потом возвращается. Токсикоман. Несколько раз доставлялся в больницу, но убегал. В настоящее время живёт как дома, так и на улице, примерно равное время. Предположительно инфицирован ВИЧ и гепатитом С.

    Третью категорию составляют «полудомашние» дети с высоким риском развития «уличности». (Сумма дней с самовольной ночёвкой вне дома - не менее 9 в месяц, или побег из дома на срок более 3 дней подряд, или тесное вовлечение в группу уличных детей независимо от побегов из дома).

    Пример: Никита Н., 15 лет. Живет с бабушкой и отцом. О матери ничего неизвестно. Отец слабо пьёт. Подросток перестал регулярно посещать школу в 10 лет. На этой почве возникли конфликты с отцом и бабушкой. Впервые убежал из дома в связи с возникшим конфликтом в 11 лет. Находился на улице неделю, познакомился с уличными подростками, однако жизнь на улице не понравилась, вернулся домой. Живёт дома, во время периодически возникающих конфликтов уходит не более чем на 2 суток, ночует в подвале. Затем возвращается домой. Подвержен токсикомании. Предположительно, начал колоться наркотиками.

    Считается, что первая и вторая категории - предмет работы уличных служб, третья и четвертая категория - предмет работы социальных педагогов в школе и служб по месту жительства.

    2.1.7. Психология восприятия жизненной ситуации, особенности реагирования на нее. Трудная жизненная ситуация порождает комплекс поведенческихи эмоциональных проявлений. Выделим некоторые из них.

    Потребность в безопасности, защищенности . С одной стороны, дети улицы мало отличаются от детей, находящихся в семье, в том смысле, что им свойственны те же потребности, что и домашним детям: это потребность в безопасности, принятии, любви. Собственно уход из семьи вызван невозможностью реализации этих потребностей, желанием найти такую среду, где они могут быть частично удовлетворены. Иногда это удается. Как пишут современные авторы, объединение беспризорников в группировки позволяет решатьнекоторые из возникших проблем. Работа с подростками на улицах города позволяет фиксировать примеры взаимовыручки детей улицы, опеки над младшими, помощь им на основе обращения в различные службы города. С другой стороны, у беспризорных очень развит инстинкт самосохранения, что не характерно для других детей того же возраста. Постоянный страх перед физической расправой со стороны взрослых и сверстников, голодом, болезнью, правоохранительными органами порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в каких-либо «сильных» группах (шайках, бандах и т.п.).

    Элементы жестокости в поведении . Е.Г. Слуцкий отмечает, что основные психофизиологические свойства детей, формирующиеся в условиях бездомной жизни, можно рассматривать как результат раннего включения ребенка в жестокую уличную борьбу: при отсутствии воспитания со стороны взрослых и нормальной детской среды. Негативные воззрения, усвоенные в подростковом возрасте, закрепляются и становятся одной из причин преступного поведения. Личность безнадзорного подростка характеризуется ослаблением чувства стыда и вины. Для него довольно часто характерно равнодушие к страданиям других, несамокритичность и желание видеть только в окружающих источник собственных безнравственных поступков. Многие из подростков улицы несдержанны, жестоки, эмоционально неуравновешенны, обладают акцентуированными чертами характера, т.е. сочетанием неблагоприятных особенностей, имеющих тенденцию к перерастанию в психические аномалии [РПЭ, с. 672].

    Специфика эмоциональных проявлений . Социальные педагоги, работающие на улицах города, отмечают выраженную эмоциональную возбудимость, которая часто развивает привычку к наркотикам, алкоголю, азартным играм. Чувственные проявления половой жизни возникают раньше обычных физиологических возрастных норм. Наблюдаются авантюристические устремления, взращиваемые уличной жизнью, что резко увеличивает трудовую неустойчивость и недисциплинированность [Е.Г.Слуцкий, с.117- 121].

    Потребность в искусственном стимулировании организма . Значительная часть безнадзорных детей прибегает к искусственному стимулированиюсистем организма за счет специальных средств (психоактивные вещества, наркотики, алкоголь и др.). Стимулирование выступает как средство убегания от собственных неразрешенных проблем, как средство ухода от реальной жизни и погружения в виртуальный мир грез. Беспризорные почти все употребляют токсические и наркотические вещества, являются актив­ными курильщиками с длительным стажем. Все являются токсикоманами (дышат в основном толуолом). Пары толуола приводят к притуплению чувства голода, холода, одиночества, усталости. Подростки утрачивают ощущение реальности и испытывают эффект галлюцинации. Толуол стал атрибутом уличной субкультуры. Благодаря толуолу они знакомятся, дружат, расширяют круг общения.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх