Занятия в старшей группе тема семья. Конспект занятия «Моя семья» Старшая группа

Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Дать понятие как появляется семья, из кого состоит, какие семейные праздники отмечаются.

  • Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
  • Показать детям. Что семья похожа на могучее дерево, схематично составить родословную своей семьи.
  • Предварительная работа:

    Рассматривание семейного альбома, рисование рисунков на тему “Моя семья”.

    Словарная работа: родословная.

    Материал к занятию:

    Солнышко с лучиками, схемы дерева. Семьи.

    Ход занятия

    Воспитатель:

    Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать.

    (Выставляю на доске 7 + Я = СЕМЬЯ)

    (Дети отгадывают)

    Правильно СЕМЬЯ. Сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “ Моя семья”.

    Кто хочет рассказать о своей семье.

    (Дети подходят к домику, где расположены фотографии своей семьи, рассказывают кто на них изображен. По ходу рассказов спрашиваю о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т.д.)

    Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике. ДОМ, СЕМЬЯ – это то место где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны с друг другом тесными узами и живут дружно и счастливо.

    У русского народа было очень много символов счастья. Одним из них была – волшебная птица. Одно перо которой может принести человеку счастье. Давайте вспомним каких “волшебных” птиц вы знаете?

    Вот одна из этих птиц залетела сегодня к нам в детский сад.

    (Вношу “Птицу счастья”. Сажаю ее на крышу домика)

    Воспитатель:

    На поиски счастья в сказках всегда отправлялся Добрый молодец, преодолевая очень много препятствий и выполняя много заданий. Вот и сейчас за пером Птицы-счастья отправится Добрый Молодец Сережа.

    (Ребенок берет перо и приносит воспитателю)

    Добрый Молодец 1:

    Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга. Женятся. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба – это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день является днем рождения семьи, и его отмечают каждый год.

    Воспитатель:

    Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей. Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом.

    Дети, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших братиках и сестренках?

    (Дети отвечают)

    Воспитатель:

    Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.

    Чтобы стать достойными родителями, нужно многому научиться: мальчикам – защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. Девочкам – ухаживать за малышами, заботиться о них. Убаюкивать, петь колыбельные.

    Воспитатель:

    Дети, а вы знаете пословицы о маме?

    1. Коли есть отец и мать, то ребенку благодать.
    2. Всякой матери свое дитя мило.
    3. Жалей отца с матерью – других не найдешь.
    4. Птица рада весне, а мать деткам.
    5. нет друга нежнее матери.
    6. Сердце матери лучше солнца греет.

    Воспитатель:

    Дети, а Птица - Счастья приготовила для вас игру “ Мама – солнышко мое”.

    (В круге фотография женщины – матери. Детям предлагаю представить, что это их мама. Вспомнить какая она? Взять лучик, приставить его к кругу, сказав о маме добрые слова: нежная. Заботливая. Любимая. Красивая, добрая, хорошая, ласковая, славная, прекрасная, лучшая. Работящая, трудолюбивая, веселая, жизнерадостная, счастливая, сердечная, душевная).

    Воспитатель:

    У нас получилось такое лучистое солнышко, потому что мы сказали много добрых хороших слов.

    А сейчас следующий Добрый Молодец пойдет за пером Птицы Счастья.

    (Ребенок приносит второе перо Птицы Счастья)

    Воспитатель (читаю вопрос):

    Ребята, Птице Счастья интересно, знаете ли вы, из кого состоит семья?

    Добрый Молодец:

    Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – это папа, мама, родные сестра и брат, бабушки и дедушки. Дальние родственники - это тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), их дети. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний.

    Воспитатель:

    Чтобы в семье царил лад, нужно уважать интересы каждого, не пользоваться чужими вещами без разрешения, убирать свои вещи на место, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение, и не делать так, как сейчас нам расскажет Владик.

    Владик читает стихотворение Квитко “Сережа хозяйничает”.

    Мама уходит, спешит в магазин
    - Сережа! ты остаешься один.
    Мама сказала: “Ты мне услужи,
    Вымой тарелки, сестру уложи.
    Дрова наколоть не забудь мой сынок,
    Поймай петуха и запри на замок.
    Сестренка, тарелки, петух и дрова,
    Но у меня одна голова!
    Схватил я сестренку и запер в сарай
    Сказал я сестренке: “Ты здесь поиграй”
    Дрова я усердно помыл кипятком
    Четыре тарелки разбил молотком,
    Но долго пришлось с петухом воевать,
    Ему не хотелось ложиться в кровать.

    Воспитатель:

    Вот какой у мамы помощник! Что мы ему пожелаем?

    Чтобы лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой, и конечно оставался трудолюбивым помощником и любящим сыном.

    Воспитатель:

    У Птицы Счастья осталось еще одно перо и нам его принесет третий Добрый Молодец!

    Следующий вопрос: Какие семейные праздники вы знаете?

    Новый год, также в каждой семье отмечают Дни рождения, женские праздники – 8 марта и мужские 23 февраля “ День защитников Отечества”. На праздники готовят праздничные столы, делают подарки, покупают цветы.

    Воспитатель:

    А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова, тогда поиграем:

    Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте!

    1. Растет ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.

    2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

    3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА

    4. Если больше есть не в силах, скажем мы – СПАСИБО

    Воспитатель:

    А еще можно порадовать своих родных хорошими поступками и добрыми делами.

    Встаньте в круг, посмотрите, какую корзину подарила нам Птица Счастья. В нее мы будем собирать добрые дела, которые мы выполняем.

    (Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок у которого корзина останется в руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)

    Воспитатель:

    Вот сколько добрых дел мы собрали. А сейчас давайте с вами отдохнем.

    (Провожу релаксацию “ Волшебный сон”)

    Реснички опускаются
    Глазки закрываются
    Мы спокойно отдыхаем
    Сном волшебным засыпаем.
    Дышится легко, ровно глубоко
    Напряженье улетело
    И расслаблено все тело
    Греет солнышко сейчас
    Руки теплые у нас
    Хорошо нам отдыхать
    Пора глазки открывать
    Крепче кулачки сжимайте
    Их повыше поднимайте
    Потянулись! Улыбнулись!
    И к друг другу повернулись.

    Ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье, но сейчас я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки). Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Ветви потоньше – это ваши папы и мамы и самые тонкие веточки – это вы детки.

    Вот и вы постарайтесь составить свое семейное дерево или свою родословную.

    (Каждому ребенку приготовлено на столе дерево с заготовленными схемами)

    Дети составляют свое семейное дерево.

    По окончании работы детей подвожу итог.

    Воспитатель:

    Что же такое семья?

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,
    Мечты о хорошем. Волнение трепет.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!
    Но счастливо жить одному не возможно.
    Всегда будьте вместе, любовь берегите,
    Обиды и ссоры подальше гоните.
    Хочу чтоб про нас говорили друзья
    Какая хорошая ваша семья!!

    Воспитатель:

    Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю Вам чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, крепкая семья.

    По окончании обращаю внимание детей на то какие дружные семейные деревья получились. Предлагаю им забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев.

    Хазова Наталья Дмитриевна

    Воспитатель, БДОУ города Омска "Детский сад компенсирующего вида №400", г. Омск

    Хазова Н.Д. НОД в старшей группе. Тема: "Семья" // Совушка. 2017. N2(8)..02.2019).

    Заказ № 27764

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

    Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.

    Цели: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.

    Задачи:

    1. закрепить знания детей о семье, родственных отношениях;
    2. учить проявлять любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
    3. вызывать интерес к истории своей семьи и Родины.

    Планируемые результаты: имеет представления о семье, ее составе; может составить небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции при просматривании фотографий своей семьи.

    Материал: солнышки и тучки, генеалогические древа семей, мяч, фотокартина «Моя семья».

    Ход занятия.

    Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод.

    Покажите свои ладошки.

    Потрите их друг о дружку.

    Прижмите свои ладони к сердцу.

    Что вы чувствуете? (ответы детей)

    Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

    Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении пройдем за столы.

    (дети вместе с воспитателем, держась за руки, проходят в группу) .

    Воспитатель: А чтоб узнать тему нашего занятия, нужно отгадать загадку (на доске ребус «7я»).

    Это слово каждый знает,

    Ни на что не променяет!

    К цифре семь добавлю Я -

    Что получится? - Семья!

    Воспитатель: Молодцы, догадались. Сегодня мы будем говорить о семье. А что такое семья, кто скажет. (Ответы детей).

    Воспитатель: Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. Все члены семьи любят друг друга, заботятся, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.

    Воспитатель: А как еще можно назвать маму, папу, наших бабушек, дедушек?

    Дети: Родственники, родные, близкие.

    Психогимнастика «Семья»

    Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Егор радуется, давайте у него, спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?

    Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?

    Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Лизы было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?

    Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, Катя? Что их так может напугать?

    Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?

    Воспитатель: вот таких спокойных детей я хочу пригласить в необычный, чудесный сад. Почему он необычный, мы сейчас узнаем. А пока я хочу вам сказать правило, которое нужно выполнять в этом чудесном саду: «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит». Вы готовы справиться с таким правилом?

    Воспитатель: С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». (Совместное проговаривание хором «Генеалогическое древо»).

    Воспитатель: Я знаю, что вы дома с родителями составляли свои генеалогические дерева. Мне и нашим гостям было бы очень интересно сегодня в чудесном саду послушать рассказы о ваших семьях.

    (Рассказы 2- 3 детей)

    Воспитатель: Молодцы ребята. Нам всем очень понравились ваши рассказы. А остальные могут рассказать нам о своих генеалогических древах на следующем занятии.

    Физминутка

    Воспитатель: А теперь мы попробуем вырастить свои деревья. Хотите стать волшебниками? Я попрошу вас встать всех со своих стульчиков.

    Представьте себе, что вы сморщенное семечко

    (дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).

    С весенним теплом солнышко начинает пригревать,

    и семечко начинает расти

    (дети начинают медленно подниматься).

    У него раскрываются листочки

    (руки убирают с головы и тянут вверх).

    Растет стебелек

    (вытягивается тело).

    Появляются веточки с бутонами

    (руки в стороны, пальцы сжаты).

    Наступает радостный момент — бутоны лопаются.

    (резко разжимаются кулачки).

    Росток превращается в цветущее дерево.

    Воспитатель: Молодцы ребятки. Я вижу какие вы у меня большие и красивые, как настоящие цветущие деревья.

    Воспитатель: У деревьев очень крепкие корни и ветки. Так и наши семьи должны быть крепкими и дружными. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами. Семья - это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте и мы их сейчас вспомним.

    • В гостях хорошо, а дома лучше.
    • Дети в семье не в тягость, а в радость.
    • Когда семья вместе, то и душа на месте.
    • Каждой матери свое дитя мило.
    • Семья - это 7 я.
    • Дома и стены помогают
    • Дружная семья гору сдвинет
    • Вся семья вместе так и душа на месте
    • Добрые детки дому венец, плохие детки - дому конец
    • В родной семье и каша гуще
    • Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют
    • Дома вместе тесно, а врозь - скучно
    • Нет милее дружка, чем родная матушка

    Воспитатель: Молодцы!

    Воспитатель: Да, ребята, хорошо, когда семья большая, но как трудно иногда бывает запомнить всех членов семьи. Кто кому кем приходится и, кто как называется. Но я думаю, что вы очень умные ребятки и не запутайтесь.

    Игра с мячом «Родственники».

    • Как ты называешь мамину маму?
    • Ты для бабушки кто?
    • Как ты называешь папиного отца?
    • Кто для тебя бабушкин сын?
    • Кто тебе сестра твоей мамы?
    • Кто для тебя бабушкина дочка?
    • Как называется сын твоей тети?
    • Кто ты для дедушки?

    Воспитатель: Молодцы ребята. Справились с заданием.

    Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть мультик.

    Просмотр мультфильма по произведению Э. Успенского «Разгром».

    • Обсуждение мультфильма.
    • Правильно ли поступил мальчик?
    • Рада ли была мама?
    • Что нужно было сделать мальчику после игры?
    • А вы не огорчаете своих мам?
    • Правильно поступаете?
    • А вот сейчас мы и проверим.
    • Нарисовали красивую картинку для мамы.
    • Подрались с другом.
    • Съели всю кашу на завтрак.
    • Убрали игрушки на место
    • Порвали книгу.
    • Не вымыли руки перед едой.
    • Уступили место бабушке в автобусе.
    • Помогли маме полить цветы.

    Воспитатель: Молодцы! Я думаю, вы никогда не будете совершать плохие поступки, а будете всегда радовать своих родителей и нас, воспитателей своим хорошим поведением и добрыми делами.

    Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»

    Воспитатель: я предлагаю сказать слова пожелания своей семье (Пожелания детей своей семье: «Я желаю своей семье…»

    Воспитатель: я думаю, что такие добрые пожелания вашим близким обязательно сбудутся.

    (Воспитатель открывает стенд «Моя семья» с фотографиями детей, воспитателей, помощника воспитателя группы).

    Воспитатель: Я, ты, он, она! А вместе - целая дружная группа! Группа - ведь

    это тоже, как семья. Об этом мы поговорим в следующий раз.

    Воспитатель: А теперь я предлагаю вспомнить, о чем же мы сегодня говорили?

    Правильно, о семье, дружной и крепкой. Сегодня Егор и Алексей нам приготовили красивое стихотворение. Послушаем его внимательно.

    Семья - это счастье, любовь и удача.

    Семья - это летом поездка на дачу.

    Семья - это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты.

    Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

    Мечты о хорошем, волненье и трепет.

    Семья - это труд, друг о друге забота.

    Семья - это много домашней работы.

    Семья - это важно, семья - это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно.

    Всегда будьте вместе, любовь берегите,

    Хочу, чтоб про вас говорили, друзья,

    Какая хорошая ваша семья!

    Воспитатель: Ребятки, вам понравилось наше занятие? Если да, поднимите солнышко, если нет - тучку.

    Воспитатель: Спасибо всем. Я думаю, все вы сегодня придете домой и скажете своим мамам и папам как вы их любите. Я вам желаю, чтоб ваши семьи всегда были самыми крепкими и самыми счастливыми.

    Елена Шкилёва
    Конспект занятия в старшей группе «моя семья»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 5

    Конспект

    игровой образовательной ситуации

    «Моя семья »

    с элементами развития речи

    в подготовительной группе

    Воспитатель : Шкилёва Е. П.

    г. Хадыженск, 2015г

    Цель : Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.

    Задачи :

    Обогатить представление о семье , дать сведения об истории семьи , воспитывать уважение к семейным традициям.

    Учить строить генеалогическое древо семьи , формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.

    Воспитывать уважение к старшим членам семьи , желание помогать тем, кто в этом нуждается и заботиться о них (о старшем и младшем поколении , развивать чувство гордости за свою семью .

    Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье

    Совершенствовать диалогическую и монологическую речь

    Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком;

    Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    Формировать представление о семье , как о людях, которые живут вместе.

    Оборудование :

    «Волшебная коробочка» .

    Письмо от «Искорки» .

    Фотоальбом.

    Макет генеалогического дерева.

    Нарисованные деревья на отдельных листах на каждого ребёнка.

    Вырезанные сердечки, для наклеивания.

    Ход деятельности:

    Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей в группе .

    Предлагаю поздороваться с гостями. (дети приветствуют гостей)

    Воспитатель :(загадочно) Ребята, а вы ничего не слышите? Мне кажется, что кто-то плачет (дети прислушиваются, воспитатель ищет и находит куклу Незнайку) .

    Воспитатель : Незнайка, ты чего так сильно плачешь (подносит куклу к своему уху, удивляется) . Ну, дорогой Незнайка, не плачь, мы что - нибудь придумаем.

    Ребята, Незнайка очень расстроен, потому что он не знает что такое семья и просит , что бы мы ему помогли. Поможем? (ответы детей) . Тогда я вам предлагаю отправиться со мной в страну под названием «Семейный очаг» .

    Давайте встанем в круг, закроем глаза и произнесём волшебные слова :

    «Раз - мы низко приседаем,

    Два - мы глазки закрываем,

    Три - попробуем мы встать,

    Глазки надо открывать!»

    Воспитатель : Посмотрите, вот мы с вами оказались в стране

    «Семейный очаг» . (воспитатель обращает внимание детей на коробку с письмом)

    Ой, а это что такое? Письмо! Наверно, это письмо для нас, что же в нём написано! Хотите узнать? (читает письмо)

    -«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Искорка - я хранительница домашнего очага. Я очень рада, что вы решили отправиться ко мне в гости, в страну «Семейный очаг» . У меня для вас есть подарок – Волшебная коробочка. В ней есть карточки с заданиями, выполнив которые, вы узнаете, что же такое Семейный очаг. Желаю удачи!».

    Воспитатель : Так вот, кто такая Искорка! Ну, что ребята, хотите узнать, что такое «семейный очаг» ? Тогда открываем. Ой, а здесь и в правду что - то есть. Карточки с вопросами! (Беру первую карточку) Послушайте и помогите мне ответить на вопрос :

    «Это слово каждый знает

    Ни за что не променяет!

    К цифре «семь » добавлю Я

    Что получится…»

    Дети : (ответы детей)

    Воспитатель : Правильно – это семья ! (мама, папа, братишка, бабушка и т. д.)

    А какие бывают семьи ? (ответы детей)

    Что объединяет членов семьи ? (ответы детей)

    Как нужно жить в семье ? (ответы детей)

    У каждого в семье есть дорогие и родные люди.

    Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме и папе, бабушке и дедушке, о сестренке - какие они?

    Дидактическая игра «Подбери признаки» :

    Мама какая? – (ответы детей)

    Папа какой? –(ответы детей)

    Бабушка какая? – (ответы детей)

    Дедушка какой? – (ответы детей)

    Сестра какая? –(ответы детей)

    Брат какой? -(ответы детей)

    Воспитатель : Молодцы ребята! Присядьте на коврик.

    А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? (ответы детей) Давайте проверим.

    Игра «Назови родственников»

    Мальчик для папы и мамы кто?

    Мальчик для дедушки и бабушки кто?

    Девочка для мамы и папы кто?

    Девочка для дедушки и бабушки кто?

    Папа для бабушки и дедушки кто?

    Мама для бабушки и дедушки кто?

    Мальчик для девочки в семье кто ?

    Девочка для мальчика в семье кто ?

    Воспитатель : Молодцы, как вы дружно отвечаете на вопросы! Ну что, а теперь следующая карточка : нужно определить, кто из этих людей не является родственником? Попробуем определить? (ответы детей)

    Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

    Мама, соседка, бабушка, сестра

    Бабушка, подруга, сестра, мама

    Сестра, продавец, бабушка, брат

    Дворник, папа, брат, дедушка.

    Дедушка, папа, водитель, отец.

    (ответы детей)

    Воспитатель : Да, семья это самые родные вам люди. Это самое дорогое, что у вас есть. Эти люди любят вас, заботятся о вас. Ребята, давайте встанем в круг и вместе расскажем стихотворение, которое недавно стали разучивать :

    «Семья – это счастье , любовь и удача!

    Семья – это летом поездки на дачу,

    Семья – это праздник , семейные даты.

    Семья – это труд , друг о друге забота,

    Семья – это много домашней работы.

    Семья – это важно !

    Семья – это сложно !

    Но счастливо жить одному не возможно!»

    Воспитатель : Молодцы ребята! Присаживайтесь на коврик. Беру ещё одну карточку, что в ней? (воспитатель зачитывает задание)

    Ребята, расскажите– как вы проводите свободное время со своей семьёй (рассказы детей)

    Воспитатель : Какие вы молодцы! Как интересно проходит у вас время с родными!

    А теперь, подойдите пожалуйста ближе ко мне, поиграем.

    Физкульт минутка : «Семья »

    Раз, два, три, четыре

    (хлопки в ладоши)

    Кто живет у нас в квартире?

    (повороты в стороны с подниманием плеч)

    Раз, два, три, четыре, пять

    (Хлопки в ладоши)

    (указательным пальцем пересчитывают)

    Папа, мама, брат, сестренка,

    Кошка Мурка, два котенка,

    Мой щегол, сверчок и я-

    Вот и вся наша семья !

    (загибают поочередно пальцы на руке)

    Воспитатель : Вот видите, ребята, сколько много родственников существует на свете. И, чтобы никого не забыть из родственников и лучше во всем разобраться люди придумали, что? Фотоальбом. (показываю альбом)

    «Есть в доме любом семейный альбом,

    Как в зеркале, мы отражаемся в нём.

    Пускай, не всегда мы красивы,

    Зато эти фото правдивы.»

    А ещё, семья похожа на большое дерево. Как дерево - она мощная и сильная! Семья как и дерево растет – появляются новые веточки и новые листочки, это дети, которые тянутся к солнышку, потому что любят тепло и ласку.

    Такое дерево люди сравнивали с большой семьей и располагали всех родственников, о которых помнят.

    Воспитатель : Вот и четвёртая карточка - «Моя родословная»

    Посмотрите, что ещё лежит в коробочке? (показываю «генеалогическое дерево» )

    Это не простое дерево. Это дерево семьи . На нём изображают всех своих родственников. Искорка, наверное, хочет научить нас как правильно это делать. Давайте рассмотрим его : какой величины веточки вверху, а какой величины – внизу? Вверху- маленькие, тонкие. А внизу – большие, толстые. (дети рассматривают веточки дерева и отвечают)

    Дети, сегодня каждый из вас может его сделать сам. Посмотрите у нас есть деревья изображенные на бумаге, давайте представим, что это генеалогическое дерево. Только вместо фотографий мы возьмем вот такие сердечки.

    Они разной величины и разного цвета. Самых старших бабушек и дедушек мы изобразим большого размера. Мамы и папы – это средние сердечки. И наконец, вы детки –сердечки маленького размера. С размерами разобрались. А какого цвета сердечки? Да, синего и красного. Синие сердечки будут дедушки, папы и мальчики. А красного – бабушки, мамы и девочки.

    Приступим, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

    «Моя семья »

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка,

    Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья !

    А теперь приступаем к работе. (после работы)

    «Будьте все вместе, любовь берегите,

    Хочу, чтоб про вас говорили друзья :

    Какая хорошая ваша семья

    Ребята, я хочу, чтобы вы что - то хорошее и доброе пожелали своей семье . (дети говорят свои пожелания для семьи ) .

    Воспитатель : Я тоже желаю, чтобы в вашей семье всегда были мир , дружба, уважение, любовь друг к другу.

    Вот и выполнено последнее задание. Наше путешествие подошло к концу и нам пора отправляться в детский сад. Возьмитесь за руки, закройте глаза и произнесём волшебные слова :

    «Раз - мы низко приседаем,

    Два - мы глазки закрываем,

    Три - попробуем мы встать,

    Глазки надо открывать!»

    Воспитатель : Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие. Так что же такое «Семейный очаг» (ответы детей)

    На этом наше занятие окончено , вы сегодня были все молодцы! Так хорошо отвечали на вопросы!

    Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

    Возраст: старшая группа

    Тема:" Моя семья"

    Цель: формирование у детей правильного представления о семье.

    Задачи:

    Образовательные:

    Формировать уважительное отношение детей к своим родителям и родителей к своим детям.

    Учить называть имя, фамилию свою, своих родственников (мамы, папы, бабушки, дедушки).

    Дать представление о семье, как о людях, которые любят и заботятся друг о друге.

    Развивающие:

    Способствовать умению составлять рассказы,

    Развивать творческие способности детей;

    Побуждать детей к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки);

    Совершенствовать умения согласовывать существительные с прилагательными в ходе игры;

    Воспитательные:

    Воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважения к членам семьи.

    Оборудование: макетдома с фотографиями

    Предварительная работа с интеграцией образовательных областей (чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, знакомство с пословицами о семье, беседа о семье)

    Ход организованной деятельности

    Воспитатель и дети заходят под музыку, дети становятся в круг и берутся за руки. Воспитатель вместе с ними проговаривает стихотворение:

    Вот и мы, и ты и я.

    Мы - одна семья!

    Улыбнись тому, кто слева.

    Улыбнись тому, кто справа.

    Мы - одна семья!

    В-ль : Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?

    Дети: - здравствуйте, добро пожаловать.

    (детисели на стульчики ).

    В-ль : Ребята, вы все, конечно, любите самых близких вам людей: маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру. Это ваша семья.

    Семья - это дом. Семья - это мир, где любовь, дружба и забота.

    Ребенок: Семья моя - мое богатство

    Любовь, защита, нежность, братство.

    Здесь ценят нежность и уют,

    Здесь никогда не предадут.

    Все вместе праздники встречают,

    Да и по будням не скучают.

    И твердо знаю я, друзья,

    Что в жизни главное - семья!

    В-ль: Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не огорчать своих близких и дорогих. Сейчас ребята расскажут нам о своей семье?

    (Дети по очереди подходят к домику, где расположены фотографии своей семьи, они рассказывают, кто на них изображен.По ходу рассказов, воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т.д.)

    В-ль: Спасибо, ребята, вам за такие интересные рассказы о ваших семьях. Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике, ведь ДОМ - это то место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым и все члены семьи живут в нем дружно и счастливо.

    А сейчас мы с вами немножечко отдохнем.

    Физкультминутка " У меня есть семья"

    У меня есть семья —

    Очень дружная она.

    С мамой мы печем блины (Имитация движений .)

    Небывалой вкусноты!

    С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений .)

    С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений .)

    С папой мы в футбол играем - (Имитация движений .)

    Мяч в ворота забиваем.

    Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками .)

    Свою милую семью.

    В-ль: Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Также у каждой семьи своя фамилия.

    В-ль: Какая у тебя фамилия? (ответы детей)

    Но кроме фамилии и имени у каждогочеловека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.

    Проводится игра «Назови отчество».

    Воспитатель предлагает каждому ребенку назвать имя папы и назвать свое отчество.

    В-ль: Бывают семьи большие, бывают маленькие.

    Ребенок: Говорят, что в старину

    Так оно и было.

    Много братьев и сестёр

    Весело дружило.

    Вместе пили молоко,

    Вместе ели сушки.

    Настоящий детский сад

    В каждой был избушке.

    (Ю. Энтин)

    В-ль: Главное - не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу. Сейчас мы с вами послушаем стихотворение "Мама пришла", а прочитает его нам (имя ребенка).

    Ребенок: Я маме шубу расстегнуть помог.

    Она пришла, усталая с работы.

    Сказала, ёжась:

    Я продрогла что-то.

    На улице так холодно, сынок.

    И я на кухню тороплю её:

    Ты руки положи на батарею,

    А щеки я ладошками согрею.-

    Шепнула мама:

    Солнышко моё.

    (В.Приходько)

    В-ль: Ребята, о чем говорилось в стихотворении (ответы детей)

    И какой же мы можем сделать вывод.(ответы детей)

    В-ль: Правильно, ребята, в семье все должны уважать друг друга, любить друг друга и заботиться друг о друге. И неслучайно у нашего народа так много пословиц о семье. В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы о семье?

    Давайте расскажем их нашим гостям.

    Дети:

    1. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    2. В семье дружат - живут, не тужат.

    3. Вся семья вместе, так и душа на месте.

    4.Дерево держится корнями, а человек семьей.

    5. В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

    6. Когда нет семьи, так и дома нет.

    7. Не будет добра, коли в семье вражда.

    8. В хорошей семье хорошие дети растут.

    В-ль : Молодцы, пословиц вы знаете много.

    В каждой семье случаются различные ситуации.

    Вот, н-р, как в этой маленькой сценке, которую покажут нам ребята.

    Сценка "Простите"

    Папа разбил драгоценную вазу.

    Бабушка с мамой нахмурились сразу.

    Но папа нашелся:

    Взглянул им в глаза

    И робко и тихо

    1 ребенок: "Простите" сказал.

    И мама молчит, улыбается даже:

    2 ребенок :-Мы купим другую,

    Есть лучше в продаже...

    "Простите!" - казалось бы, что в нем такого?

    А вот ведь какое чудесное слово! (Н.Юсупов)

    В-ль: Ребята, понравилась вам сценка. А чем она понравилась

    (Ответы детей) .

    В-ль: Конечно, все правильно вы сказали. Если кто-нибудь из членов семьи что-то сделал или сломал, или разбил, лучше сказать об этом правду, и извиниться, но ни в коем случае не обманывать и не перекладывать свою вину на другого человека.

    В-ль: Ребята, я предлагаю вам нарисовать вашу семью.

    А сначала приготовим пальчики и поиграем

    Пальчиковая игра «Наша семья»

    Дети рисуют

    Ребята, давайте, еще раз вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.

    (ответы детей)

    В-ль: Правильно, ребята, мы говорили о семье, о том, что все люди, которые с вами живут рядышком, они вас очень любят. Когда вы вырастете, у каждого из вас будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и о пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых.

    Ребята, а вы знаете, есть даже праздник, который так и называется -

    День семьи, любви и верности. У нас в стране его празднуют летом -

    8 июля. У праздника очень нежный символ - цветок ромашки. И сегодня я хочу подарить вам всем по ромашке и пожелать вам здоровья, добрых отношений в семье, чуткости и понимания.

    Анна Шильченко
    Занятие «Моя семья» (старшая группа)

    Цель : показать значение семьи в жизни человека .

    Задачи : закреплять у детей представление о членах семьи , родственных отношениях в семье ; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей чувство гордости и любви; развивать интерес к семейным традициям.

    Ход занятия

    1. - Ребята, посмотрите в окно. Вы видите, как ярко светит солнце, как оно вам улыбается и дарит своё тепло. Давайте станем в круг, возьмёмся за руки и поделимся хорошим настроением друг с другом также как солнышко делится с нами своим теплом.

    Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнёмся. Дружит с солнцем ветерок,

    А роса – с травою.

    Дружит с бабочкой цветок,

    Дружим мы с тобою.

    Всё с друзьями пополам

    Поделить мы рады!

    Только ссориться друзьям

    Никогда не надо!

    А теперь присаживайтесь (стулья стоят по кругу, в середине стол на котором лежит альбом с семейными фотографиями детей). Сейчас я загадаю вам загадку, а вы, отгадав её, сразу же скажите, какая сегодня тема нашего занятия .

    Это слово каждый знает,

    Ни на что не променяет!

    К цифре «семь » добавлю «я» -

    Что получится? (Семья ) .

    Саша, назови тему нашего занятия ? («Семья » ).

    Сегодня мы с вами поговорим о семье . Как вы понимаете слово «семья » ? (Это близкие нам люди : мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат; живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.)

    Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья !

    2. Беседа по фотографиям.

    (Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение)

    Главное в жизни это семья ,

    Где есть мама, папа и я!

    Вместе с семьей мы ходим гулять ,

    Вместе встаем и ложимся спать.

    Вместе делаем все и всегда,

    Потому что мы настоящая семья !

    У каждого из нас есть семейный альбом, в котором хранятся фотографии всех членов семьи . Вот и у нас есть альбом с вашими семейными фотографиями. И сейчас я предлагаю вам составить рассказ о своей семье и показать на фотографии всех членов своей семьи . (при затруднении в составления рассказа задаю вопросы)

    С кем ты живешь?

    Сколько человек в твоей семье ?

    Какие члены семьи у тебя есть (мама, папа, бабушка и т. д.)

    Кто самый младший, а кто самый старший в твоей семье ?

    Кто старше всех ?

    Кто младше всех?

    Какой домашний адрес, профессия и место работы твоих родителей?

    С кем ты больше всего любишь играть?

    Молодцы, ребята, вы много можете рассказать о семье . Запомните : что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши самые близкие родственники, ваши родные, ваша семья , которые помогут вам и поддержат вас в любой ситуации.

    3. Пальчиковая гимнастика

    Моя семья . Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья .

    4.- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Моя семья » (дети передают друг другу мяч, подбирая слова, которые характеризуют семью )

    (родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая)

    5. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать. Слушайте внимательно.

    Кто милее всех на свете?

    Кого любят очень дети?

    На вопрос отвечу прямо :

    Всех милее наша. (мама)

    Кто же трудную работу

    Может делать по субботам? -

    С топором, пилой, лопатой

    Строит, трудится наш. (папа)

    Кто любить не устает,

    Пироги для нас печет,

    Вкусные оладушки?

    Это наша. (бабушка)

    Кто веселый карапузик -

    Шустро ползает на пузе?

    Удивительный мальчишка -

    Это младший мой. (братишка)

    Кто любит и меня, и братца,

    Но больше любит наряжаться? -

    Очень модная девчонка -

    Моя старшая . (сестренка)

    Он трудился не от скуки,

    У него в мозолях руки,

    А теперь он стар и сед -

    Мой родной, любимый. (дед)

    6. Физкультминутка

    Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

    Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

    Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)

    Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

    Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

    Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища влево-вправо.)

    Вот и вся моя семья , (Хлопаем в ладоши.)

    - Семья – это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.

    7. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье .

    Свой дом - самое лучшее место.

    Кто живет ладно, у того все складно.

    Вся семья вместе , так и душа на месте.

    Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

    Семья сильна , когда над ней крыша одна.

    В хорошей семье , хорошие дети растут.

    Родители трудолюбивы – дети не ленивы!

    своей семьи и создается общая картина.

    Итог занятия .

    Ребята, давайте ещё раз встанем, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья .

    Публикации по теме:

    «Папа, мама, я - спортивная семья» (старшая группа) Ведущая: Добрый вечер, дорогие друзья! Здравствуйте, дорогие мамы и папы, болельщики и гости! Как хорошо, что мы все вместе собрались на.

    Срок реализации: 1,5 месяца. Вид проекта: Познавательный Участники: Дети старшей группы, воспитатели, родители детей. Направленность: Познавательная,.

    Проект «КамАЗ и моя семья» (старшая группа) 1. Тип проекта. Исследовательско -творческий. 2. Состав участников. Детско-взрослый. Дети и родители группы №12, воспитатель Шарафутдинова.

    Конспект НОД «Моя семья» (старшая группа) Задачи. Уточнять и расширять знания детей о семье, её составе, о родственных отношениях, о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.

    Конспект занятия «Рассказывание по картине «Семья ежей» (старшая группа) Задачи:Учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей); учить подбирать однокоренные.

    НОД «Моя семья» (старшая группа) ЗАДАЧИ:расширять и систематизировать знания детей о семье, родственных отношениях в семье; упражнять в правильном построении предложений,.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх