Доклад для воспитетелей: «Релизация образовательной области «Художественное творчество» в ДОУ». Проектирование образовательной области «Художественное творчество» в условиях реализации ФГТ

Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие её проявлений, увидеть её красоту и неприглядные стороны. По отношению к воспринимающему и познающему искусство ребёнку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного.
Искусство, оказывая сильное влияние на развитие ребёнка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение в связи с этим имеет интегрирование искусства и разнообразных видов художественной деятельности детей дошкольного возраста.

С одной стороны, интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетическое восприятие, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания), с другой – основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического направления служит образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.
Образы искусства должны быть яркими, впечатляющими, вызывающими эмоциональный отклик у детей.
При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, других средств эстетического воспитания всё содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на разных основаниях. Вместе с тем какое-то тематическое содержание всегда выступает в роли стержневого. Именно вокруг этого стержня объединяются и другие формы работы, виды искусства и художественной деятельности. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в качестве таких стержневых содержаний чаще всего выступают: игра, природа, детская художественная литература, художественно-ручной труд и изобразительная деятельность.
Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным. Вместе с тем восприятие, лежащее в основе детского творчества и мышление синкретичны (слитны, нерасчленённы).
Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами комплекса искусств получила своё отражение в современных исследованиях М.Б.Зацепиной, Е.Н.Зуйковой, Т.С.Комаровой, Г.В.Лабунской, Т.Г.Пеня, Р.М.Чумичёвой, Б.П.Юсова, в которых отмечается, что использование комплекса искусств в воспитательно-образовательном процессе ДОУ ведёт к формированию у дошкольников творческих начал в деятельности: проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении основных приёмов работы к новому содержанию, нахождении новых способов решения поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными методами, а также при помощи различных изобразительных средств.
В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста лежит принцип интеграции искусств - взаимодействия и взаимопроникновения различных видов искусства и художественно-творческих деятельностей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. В связи с этим Р.М.Чумичёва выделяет следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции искусств:
- пластообразная;
- спиралевидная;
- контрастная;
- взаимопроникающая;
- индивидуально-дифференцированная.
Системообразующим стержнем этих форм, в зависимости от задач, могут быть: художественный образ, настроение, тема, событие, отображённые в жизни и произведениях искусства.
Пластообразная. Суть данной формы - наслоение пластов различных видов искусств и деятельности (художественно-эстетической, игровой, познавательной и т.д.), содержание которых пронизано одной целью - создание в сознании ребёнка целостного художественного образа. Подход к отбору содержания предполагает осмысление педагогом логики и последовательности чередования пластов.
Спиралевидная. Особенность данной формы состоит в том, что содержание, виды деятельности, в которые включён ребёнок, будут постепенно нарастать количественно и качественно, изменяясь на каждом витке. Процесс познания может осуществляться от частного к общему или наоборот.
Контрастная. Данная форма строится на принципах диалога и контраста и заключается в рассуждениях между педагогом и детьми о явлениях, событиях, понятиях, переданных в произведениях искусства. Ведущими методами данной формы будут сопоставления и сравнения, проблемные вопросы.
Взаимопроникающая. За основу в данной форме берётся организация такого вида художественно-творческой деятельности, в которой органично вливаются другие виды: слушание музыки, литературного текста, восприятие произведений изобразительного искусства, изобразительная деятельность и т.д. Постепенное проникновение одной деятельности в другую обуславливается расширением и наращиванием знаний, знакомств с другими способами творческой деятельности, созданием ситуации любования и сопереживания, определённого эмоционального настроения. Данную модель можно успешно использовать для планирования и проведения праздников, развлечений и досуговой деятельности.
Индивидуально-дифференцированная. Данная форма ориентирована на создание условий для творческого развития ребёнка. Произведения народного и классического искусства, эстетически оформленный интерьер должны окружать ребёнка в его жизни. С этой целью необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали творческим проявлениям и побуждали к активной творческой деятельности. В такой среде педагог умело выстраивает работу, переводя детей из одного вида художественно-творческой деятельности к другой, выполняя роль соавтора, творческого партнёра.
Таким образом, интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде художественно-творческой деятельности. Совершенствование художественно-творческих способностей в одном направлении поможет более успешному развитию способностей и в другом, что определяется общностью психических процессов, на которых базируется любая художественная деятельность.

Цель: формирование художественно-творческих способностей детей посредством интеграции изобразительной деятельности и художественно-ручного труда.

Задачи:
учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, радоваться красоте природы;
знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства: линии, форму, цвет, колорит, ритм, композицию; главную мысль художника;
учить детей использовать в рисовании и художественно-ручном труде разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединения в одной работе разных материалов с целью получения выразительного образа;
формировать у детей знания в области изобразительной деятельности и художественно-ручного труда, умения и навыки, характерные для этих видов деятельности;
вызывать у детей стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, поделке, коллаже, дополнять создаваемый образ интересными деталями;
развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно-творческие способности, воображение;
воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей, воспитывать стремление договариваться друг с другом, уступать товарищам, аргументированно и спокойно отстаивать своё мнение, радоваться общему результату деятельности.

Дидактические принципы построения и реализации технологии
Принцип культуросообразности: построение содержания технологии с учётом регионального компонента.
Принцип сезонности: построение познавательного содержания технологии с учётом природных и климатических особенностей данной местности.
Принцип систематичности и последовательности: постановка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
Принцип оптимизации и гуманизации воспитательно-образовательного процесса.
Принцип развивающего характера художественного образования.
Принцип природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы детей» и индивидуальных способностей.
Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом.
Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
Принцип взаимосвязи обогащённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.

Методы реализации технологии (Лернер И. Я., Скаткин М. Н.)
Информационно-рецептивный: рассматривание, наблюдение, образец педагога, показ педагога.
Словесный: беседа, рассказ, художественное слово.
Репродуктивный: приём повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой. (Это метод упражнений, доводящий навык до автоматизации, направленный на закрепление знаний и навыков детей.)
Эвристический. (Направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.)
Исследовательский: экспериментирование с красками и бумагой. (Направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.)

Ожидаемый результат
К концу учебного года дети должны знать:
виды искусства, средства выразительности каждого из них;
материалы, оборудование, необходимые каждому из видов искусства;
произведения и авторов разных видов искусства.
Уметь:
работать с различными материалами;
самостоятельно подбирать и использовать в рисовании и художественно-ручном труде материалы, техники, способы создания изображения; соединять в одной работе разные материалы с целью получения выразительного образа;
выражать эмоции и чувства в различных видах художественно-творческой деятельности;
владеть умениями коллективной деятельности (планировать, согласовывать действия).

Людмила Буховец
Доклад для воспитетелей: «Релизация образовательной области «Художественное творчество» в ДОУ».

Художественное творчество – лишь одно из средств воспитания , а комплексное сочетание разнообразных средств и форм в процессе воспитательного воздействия на детей делает это воздействие более плодотворным и интересным .

Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания , сделать этот процесс более эффективным; при этом происходит воздействие на ребёнка, посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.

Художественное творчество в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников .

Программные задачи по художественному творчеству взаимосвязаны с целями и задачами по другим разделам работы. Решение конкретных задач опирается на то, что дети узнали, чему научились раньше, и не только на занятиях по изобразительной деятельности , но и на других занятиях, прогулках, экскурсиях, в играх, в повседневной жизни. Так, знания о форме предметов дети получают до того, как им предлагается изобразить предметы , - в дидактических играх, в играх с разнообразными игрушками , в процессе наблюдений, рассматривания иллюстраций. Большое значение для всестороннего эстетического воспитания детей имеет взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности : рисования, лепки, аппликациии, художественного конструирования .

Художественное творчество включает основные задачи психолого-педагогической работы :

*развитие продуктивной деятельности детей;

* развитие детского творчества ;

* приобщение к изобразительному искусству .

Специфика реализации содержания области «Художественное творчество » заключается в следующем :

Понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование ) в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы предметного принципа построения раздела Программы «Художественно -эстетическое развитие» ;

Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создаётся некий продукт, может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили, но и творческой (например, рисование по собственному замыслу, что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества ;

Понятие «продуктивная (творческая ) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество » с другими областями Программы по особому основанию- возможности развития воображения и творческих способностей ребёнка (Например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением художественной литературы » , «Коммуникацией» в частности элементарного словесного творчества );

Общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения ) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

Дети каждый день открывают для себя окружающий мир. Сколько интересного таит он для них! Вот ползёт жук-такого ещё малыш не видел1 И всё внимание приковано к насекомому. Расцвели первые цветы, и снова ребёнок испытывает удивление и радость познания. Окружающее вызывает у детей положительные эмоции и желание рассказать о том, что увидели, что восхитило и приковало к себе взор.

Художественное творчество должно быть тесно связана с ознакомлением детей с окружающим (Познание) . Важно, чтобы взаимосвязь этих разделов воспитательной работы носила естественный, логически обоснованный характер, не была надуманной, а знакомство с окружающим не подчинялось только задачам обучения рисованию, лепке, аппликации.

Например : Тема : «Машины едут по улице» , вначале знакомим с проезжающими по улице автомобилями, предлагаем рассмотреть разные машины. Зная о большом интересе детей к машинам, нужно планировать занятие так, чтобы ребята смогли отразить свои впечатления. Следует помнить, что процесс изображения связан с передачей внешнего вида предмета, его формы, характерных особенностей, отличающих один предмет от другого.

Чтобы у детей сложились отчётливые представления о предметах и явлениях, нужно их учить всматриваться в предметы, в окружающие явления жизни, вслушиваться, вдумываться. Культура такого пристального внимания к предмету, явлению, которая прививается с детства и формирует наблюдательность. Детям предлагают слушать, как шумит ветер, как падают капли дождя, наблюдать, как распускает свои лепестки расцветающий цветок, как появляются первые листочки, как падают и тают на тёплой руке снежинки. В результате у детей не только образуется поэтическое отношение к явлениям жизни, закрепляется интерес к окружающему, но и складываются отчётливые представления о том, что они наблюдали, рассматривали. Всё это помогает детям изображать увиденное . Целенаправленные наблюдения объектов природы для их последующего изображения осуществляются как единый процесс естественно-научного и эстетического познания.

Детям для ознакомления с объектами природы дают правильные представления о жизни животных, обращают внимание на красоту их внешнего вида, интересные повадки, поведение, желание нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить их.

Важное значение имеет взаимосвязь занятий по художественному творчеству с работой по развитию речи. (коммуникация)

На этих занятиях детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними стихи. У ребят развиваются речь, мыслительные способности, художественно- образные представления . Когда впоследствии дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок , рассказов, стихотворений , активизируется их фантазия, стремление выразить своё отношение к тому, что узнали на занятиях по развитию речи, в изобразительной форме . Чтобы передать тему сказки, стихотворения , дети должны вспомнить содержание; с целью активизации речи в начале занятия предложить им объяснить, что и как они нарисуют, а по окончании работы - рассказать о своих произведениях и о работах товарищей, оценивая их и мотивируя свою оценку. Особенно сильное положительное эмоциональное воздействие на детей оказывает поэтический образ предмета , явления. Это происходит, когда словесные образы опираются на зрительные, полученные при непосредственном восприятии предметов и явлений действительности.

Например : малыши с удовольствием читают стихотворение А . Барто «Флажок» . А затем рисуют этот яркий флажок или много флажков или стихотворение С . Я. Маршака «Песня о ёлке» , а затем вырезают украшения и наклеивают их на ёлку, сделанную из бумаги вместе с воспитателем (коллективная работа) . Дети очень любят рисовать, лепить, создавать аппликации на темы сказок, рассказов. Особенно нравится детям рисовать обложки к сказкам.

Дети знакомятся с детской книгой, её созданием. Воспитатель рассказывает о том , как возникает детская книга, кто над ней работает (писатель, редактор, художник , рабочие-печатники и др., устраивается выставка детских книг. После этого детям предлагается игровая ситуация : каждый ребёнок- художник и должен нарисовать обложку к своей любимой сказке (книге) .

Результаты получаются интересными, дети проявили выдумку и фантазию. Выставку оставляют на несколько дней в группе и дети часто обсуждают и рассматривают рисунки.

Игра (социализация) – ведущий вид деятельности дошкольников. И в игре, и в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Связь этих видов деятельности заключающейся в игровых проявлениях в процессе создания изображения и в игровом отношении к образцу .

Создав изображение того или иного предмета, животного, ребёнок начинает с ними играть : у нарисованного самолёта начинает «Гудеть» мотор, и вот он уже летит, вылепленный цыплёнок «пищит» и «клюёт» зёрнышки и т. д. Игра «оживляет» образ , а это в свою очередь образное , эмоциональное восприятие , представления о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения , без чего невозможно художественное творчество . Используются разнообразные формы связи изобразительной деятельности с игрой : игровые ситуации, игровые приёмы; дети создавали рисунки, лепку, аппликации, которые затем использовались в разных играх (украшение кукольной комнаты, лепка овощей, фруктов и других изделий для игры в «магазин» , декорации и маски для игр-драматизаций и др., рисовали игрушки. Осуществляется связь изобразительной деятельности с дидактическими, сюжетно-ролевыми и другими играми. На занятиях используются игровые ситуации, приёмы обучения, обыгрывание созданных изображений .

Например : Тема : «Наш дом»

1 этап : подготовительный, в ходе которого детей знакомят с объектом, который предстоит изобразить . (объясняет специфику блочного домостроения, как монтируются панели, что и как делают рабочие и т. д. У нас в сельской местности – рассказываем о городе, используем детские книги, репродукции, слайды и т. д.)

2 этап : -занятие по изобразительной деятельности . (занятие проводится с игровой ситуацией. Первая ситуация – «Жильцы» (на листе бумаги нарисовать свои квартиры, обстановку в комнате)

Вторая ситуация – «строительство и заселение дома» . У детей новые роли : архитекторы, рабочие-монтажники, машинисты подъёмных кранов, водителей автомашин – панелевозов и др. Воспитатель при активной помощи архитекторов распределяет, на каком этаже будет та или иная квартира, затем с помощью монтажников бесцветной клейкой лентой соединяет панели в единую конструкцию. Когда смонтированный дом будет укреплён на доске, можно приступать к подведению итогов.

3 этап - итоговый. Ещё одна игровая ситуация : «Мы едем к другу в гости» ; каждый ребёнок рассказывает о своей квартире.

Игровая форма проведения занятия захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию . Такое занятие позволяет ребятам создать изображение , доступное их силам и изобразительному опыту .

Верным спутником детства и игр являются игрушки, поэтому предложение нарисовать ту или иную игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп. Изображая любимую игрушку , ребёнок вновь переживает те же чувства, что и в игре с ней. Можно предложить детям нарисовать или какую-то конкретную игрушку : мишку, куклу или зайчика, или любую игрушку на выбор («Нарисуй какую хочешь игрушку» )

Например : у воспитателя на столе стоят игрушки : Чебурашка, неваляшка, поросёнок, Петрушка, зайчик. Вначале рассматривают игрушки, называют их; некоторые более сложные игрушки, можно рассмотреть подробнее (поросёнка, Чиполлино, определив вместе с детьми их форму, строение, величину частей и т. п.

Большое место в жизни детей занимает сюжетно-ролевая игра, поэтому ценной в воспитательном отношении является её взаимосвязь с изобразительной деятельностью . Изображать ход игры , игровые образы детям значительно интереснее, чем просто рисовать то или иное жизненное явление. События пережитые ребёнком в игре, окрашивают его художественную деятельность положительными эмоциями; в своём рисунке он рассказывает о том, во что и как он играл. Отражение игр в рисунках способствует углублению и обогащению содержания игр-они становятся продолжительными, в них включаются новые действующие лица, новые эпизоды. В младшей группе изобразительные возможности детей ещё очень не велики, но связь с игрой может и должна существовать.

Например : Дети лепят «угощение» для кукол (баранки, конфеты, печенье и т. д., товары для игры в «магазин» (яблоки, ягоды, огурчики, картофель, помидоры и другие овощи и фрукты) . Затем вылепленные, высушенные предметы можно покрасить и внести их в игру, что сделает её более интересной для детей. Ребята увидят реальное применение того, что они создали своими руками.

Наблюдая за играми детей позволяет выделить наиболее распространённые сюжеты : поликлиника (больница, семья, магазин, почта, строительство, школа и др., то есть игры, в которых отражаются впечатления повседневной жизни. Чем богаче впечатления детей, тем интереснее, содержательнее игра. Предложение нарисовать, как они играли, дети встречают с радостью.

Большие возможности в осуществлении задач всестороннего воспитания заключается во взаимосвязи художественного творчества с игрой-драматизацией, которые осуществляются по мотивам литературных произведений. Дети могут подготовить для игры –драматизации декорации, детали костюмов персонажей, маски. Для игр-драматизаций могут быть использованы такие сказки, как «Теремок» , «Три медведя» , «Волк и семеро козлят» , «Заяц и ёж» и др. Дети могут раскрасить вырезанные воспитателем маски животных (волка, козы) нарисовать маски зайца, трёх медведей.

Игра, для которой дети много сделали своими руками, пройдёт более живо и интересно, вызовет положительные эмоции, которые объединят ребят общей радостью, оставит глубокие впечатления. Для игр-драматизаций могут привлекаться все дети : одни в качестве исполнителей ролей, другие как мастера и художники по подготовке деталей костюмов, масок, декораций, третьи – как зрители, активно воспринимающие действия героев , глубоко эмоционально переживающие все события. А затем дети все вместе рисуют на тему того, как разыгралась сказка.

С большим интересом воспринимают дети предложение создать рисунки про то, в какие подвижные игры они играли.

Например : создавая рисунки на тему «Караси и щука» , дети рисуют рыб; изображая игру «Гуси-гуси» - бегущих гусей и поджидающего их под горой волка.

Отбирая подвижные игры, необходимо продумывать, насколько легко игровые образы могут быть переданы в рисунках, лепке, аппликациях изобразительными средствами . Изображение подвижных игр можно предложить детям во всех возрастных группах, подбирая доступные темы.

Интересные возможности для установления связи с изобразительной деятельностью содержатся и в дидактических играх, в процессе которых дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов, их цвете, форме, величине, необходимые для того, чтобы изобразить эти предметы в художественном творчестве . В дидактических играх дети получают разнообразный сенсорный опыт , обогащающий восприятие и представления об окружающем; формируются обобщённые представления о свойствах группы сходных предметов, развитию детского изобразительного творчества .

Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений передаются в разных видах художественной деятельности по-своему, благодаря средствам выразительности (в рисовании это форма, линия, штрих, цвет, пропорции, композиция, динамика, ритм; в игре-драматизации – интонации, мимика, жесты, движения; в музыке-темп, динамические оценки, ритмический рисунок и др.).

В музыке определены пути осуществления взаимосвязи, способствующие эстетическому развитию дошкольников, обогащению их творчества новыми образами и содержанием .

Прослушав произведение, дети высказывают свои впечатления о музыке, а затем в соответствии с этими впечатлениями создают изображения . Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию, рождает самые разные образы , обогащающие детское изобразительное творчество , что в свою очередь углубляет впечатления детей о музыкальных произведениях, способствует их запоминанию. Музыка может использоваться в процессе занятий по художественному творчеству для создания хорошего настроения. Во время занятия звучит тихо музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети , или просто хорошая спокойная музыка. Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки служит обогащению новым содержанием как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений.

Например : дети 3 лет слушают «Осеннюю песенку» (муз. А. Александрова, сл. Н. Френкеля, затем с удовольствием рисуют, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные листочки.

После пения песенки «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ребята наклеивают общую картину на тему «Цыплята гуляют по травке» .

Очень важна связь художественного творчества с работой по ознакомлению детей с произведениями искусства. Рассматривания картины или репродукции, скульптуру, произведения народного декоративного искусства, дети получают представление о том, как художник отбирает объекты для изображения . Какими средствами он пользуется для передачи образов , как по-разному может быть решена та или иная тема.

Например, в натюрмортах разные художники по-разному изображают одни и те же фрукты , овощи, различную посуду.

Процесс обучения изобразительной деятельности в детском саду необходимо формировать у детей изобразительные умения и навыки , включающие технику рисования, формирующие движения, обобщенные способы действия и регуляции рисованных движений (по силе, размаху, скорости)

Детская душа чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник , музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду.

Художественное творчество – лишь одно из средств воспитания, а комплексное сочетание разнообразных средств и форм в процессе воспитательного воздействия на детей делает это воздействие более плодотворным и интересным.

Художественное творчество занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.

Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний - часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии ребенка-дошкольника, так как необходимость получения продукта (рисунка, лепки, поделки и т. п.) связана с развитием у детей «чувства инициативы», творчества, а также таких важных познавательных процессов, как восприятие и наглядное мышление. Продукт детской деятельности отражает эмоциональное, личное отношение ребенка к миру и его представление об окружающей действительности.

За период дошкольного детства изобразительная деятельность проходит большой путь развития. Беспомощные каракули малышей постепенно сменяются предметами и сюжетными рисунками, а нагромождение комков пластилина – лепной фигуркой, благодаря чему деятельность ребенка приобретает созидательный характер. Ребенок начинает ощущать себя значимым и умелым, и на фоне этого у него появляются такие важнейшие личностные качества, как активность, целенаправленность, инициативность и творчество.

Ученые установили, что каждый возрастной период вносит свой важный вклад в развитие ребенка, поэтому важно не упустить его и добиться максимального результата в личностном и художественном развитии ребенка, так как виды детской активности и способности развиваются не спонтанно, а под влиянием общения с взрослыми – педагогами и родителями.

Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным; при этом происходит воздействие на ребёнка, посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.

Художественное творчество в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников.

Понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование) в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы предметного принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;

Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создаётся некий продукт, может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили, но и творческой (например, рисование по собственному замыслу, что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;

Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию- возможности развития воображения и творческих способностей ребёнка (Например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением художественной литературы», «Коммуникацией» в частности элементарного словесного творчества) ;

Общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Цель: Раскрытие интеллектуального, творческого и нравственного потенциала в творческой деятельности, которая понимается как средство индивидуального опыта и навыков детей, полученных ими в разных видах деятельности.

Художественное творчество включает основные

Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера

Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, мелкую моторику рук

Воспитывать самостоятельность

Методы и приемы художественного творчества:

Художественное слово

Рассматривание

Объяснение

Вопросы

Похвала

Указания

Рассказ о своем рисунке

Анализ работ

Ожидаемый результат:

Развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.

Формирование способности к самообучению, саморазвитию и самовыражению.

Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.

Повышения уровня подготовки к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад для воспитателей: «Реализация образовательной области «Художественное творчество» в ДОУ».

Художественное творчество – лишь одно из средств воспитания, а комплексное сочетание разнообразных средств и форм в процессе воспитательного воздействия на детей делает это воздействие более плодотворным и интересным.

Художественное творчество занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.

Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний - часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии ребенка-дошкольника, так как необходимость получения продукта (рисунка, лепки, поделки и т. п.) связана с развитием у детей «чувства инициативы», творчества, а также таких важных познавательных процессов, как восприятие и наглядное мышление. Продукт детской деятельности отражает эмоциональное, личное отношение ребенка к миру и его представление об окружающей действительности.

За период дошкольного детства изобразительная деятельность проходит большой путь развития. Беспомощные каракули малышей постепенно сменяются предметами и сюжетными рисунками, а нагромождение комков пластилина – лепной фигуркой, благодаря чему деятельность ребенка приобретает созидательный характер. Ребенок начинает ощущать себя значимым и умелым, и на фоне этого у него появляются такие важнейшие личностные качества, как активность, целенаправленность, инициативность и творчество.

Ученые установили, что каждый возрастной период вносит свой важный вклад в развитие ребенка, поэтому важно не упустить его и добиться максимального результата в личностном и художественном развитии ребенка, так как виды детской активности и способности развиваются не спонтанно, а под влиянием общения с взрослыми – педагогами и родителями.

Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным; при этом происходит воздействие на ребёнка, посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.

Художественное творчество в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников.

Специфика реализации содержания области «Художественное творчество» заключается в следующем:

Понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование) в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы предметного принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;

Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создаётся некий продукт, может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили, но и творческой (например, рисование по собственному замыслу, что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;

Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию- возможности развития воображения и творческих способностей ребёнка (Например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением художественной литературы», «Коммуникацией» в частности элементарного словесного творчества) ;

Общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Цель: Раскрытие интеллектуального, творческого и нравственного потенциала в творческой деятельности, которая понимается как средство индивидуального опыта и навыков детей, полученных ими в разных видах деятельности .

Художественное творчество включает основные задачи психолого-педагогической работы:

  • Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера
  • Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, мелкую моторику рук
  • Воспитывать самостоятельность

Методы и приемы художественного творчества:

  • Беседа
  • художественное слово
  • показ
  • рассматривание
  • объяснение
  • вопросы
  • похвала
  • указания
  • рассказ о своем рисунке
  • анализ работ

Ожидаемый результат:

  • Развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.
  • Формирование способности к самообучению, саморазвитию и самовыражению.
  • Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.
  • Повышения уровня подготовки к школе.

Мероприятия для развития детского творчества в детском саду являются идеальным способом помочь детям освоить ключевые навыки. Практическая научная деятельность всегда вызывает любопытство, а разнообразные художественные проекты провоцируют самостоятельность и креативное мышление.

Живопись для детей

Одним из самых популярных и востребованных видов искусства для детского творчества в детском саду является живопись, техники которой варьируются от простейших пальчиковых мазков до рисования кистью мелкодетализированных форм.

Краска - это художественный материал, который легко адаптируется к широкому спектру художественных мероприятий для малышей. С помощью гуаши или акварели можно создавать как простые картины и декоративные арт-проекты, так и устраивать различные научные эксперименты по смешиванию цветов и покраске ряда предметов.

Создание коллажей

Коллаж, или сборка различных материалов, является одним из основных своеобразных произведений искусства для развития детского творчества в детском саду. Воспитанники могут использовать клей, цветную маскировочную ленту, наклейки или разноцветную бумагу, чтобы после соединять отдельные элементы в единое целое своим неповторимым образом.

Коллажи можно создавать на плотной бумаге, картоне, на окнах, различных трехмерных объектах и ​​даже на теле. Можно использовать самые разные материалы, в том числе радужные перья, салфетки, кусочки ткани, ленточки, хлопчатобумажные шарики, пуговицы, бусины и так далее. Самыми разными могут быть и размеры. Варианты бесконечны!

Лепка и скульптура

Большинство детей любят лепку и все, что с ней связано. Они с удовольствием катают шарики и змейки из теста или пластилина. Если добавить к этим материалам богатый инструментарий и разнообразные украшения, то может получится отличный набор для детского творчества в детском саду. Пластилин, тесто (в том числе хлебное и соленое), глину можно формовать в самые различные формы и скульптуры.

Творчество имеет огромное значение

Раскрытие творческого потенциала является одной из важнейших задач воспитания. Именно от этого во многом зависит полноценное развитие будущей личности. Что же такое творчество? Есть несколько интерпретаций:


Развитие воображения и мелкой моторики

Творчество детей в детском саду неразрывно связано с развитием других, не менее важных вещей, таких как, например, мелкой моторики. Огромная и разнообразная коллекция мероприятий в детском саду отвечает всем образовательным потребностям. Творчество можно определить как процесс создания оригинальных идей и использования абстрактного мышления для поиска решения проблем.

Как показывают исследования, дошкольники особенно восприимчивы к творческому развитию. Поэтому тема творчества в детском саду играет первостепенное значение. Именно в этом возрасте нужно предоставить детям все возможности для раскрытия их потенциала. А для этого нужно развивать креативность в дошкольном учреждении и создавать среду, которая будет стимулировать творчество.

Творчество и развитие интеллекта

Творчество есть процесс, а не конечный продукт. Есть много различных идей и способов сделать что-то интересное и необычное. Как считают ученые, творчество и развитие интеллекта неразрывно связаны друг с другом. Дети, которым разрешено жить и мыслить нестандартно, имеют более высокий уровень интеллекта.

Креативность у детей - это вопрос окружающей среды

Дети креативны тогда, когда им это позволяет окружающая их среда. Это то, что можно создать как в домашних условиях, так и в детском саду. Важным является большое количество пространства и богатый кислородом воздух, приятная обстановка и хороший свет. К уголку творчества в детском саду предъявляются самые разные требования. Дети не приходят сами по себе к идее творческих решений с готовыми игрушками. Им нужно то, что не требует четких правил игры, что может быть использовано во многих отношениях.

Художественное творчество в детском саду

Зачем учиться искусству? Дети учатся по-разному, а дошкольники не всегда способны полностью выразить себя при помощи языка. Художественная деятельность и другие виды творчества в детском саду и за его пределами чрезвычайно важны. Искусство является частью человеческого опыта, а малыши, как никто другой, могут наслаждаться им, производить его и выражать себя через различные арт-проекты.

Народное творчество в детском саду совмещается с такими изобразительными видами занятий, как лепка, пластилинография, конструирование из природного материала, бумаги и картона, аппликация и другими.

Творчество помогает развивать мелкую моторику. Чем больше операций дети будут выполнять руками, тем увереннее они будут держать карандаш или ручку в начальной школе. Искусство дает каждому отдельному ребенку средство для выражения себя. Художественное образование в детском саду начинается в виде спонтанной деятельности и становится более структурированной с течением времени.

Такие мероприятия, как соединение точек или резка по линиям, не являются искусством. Детям иногда нужно давать волю для их фантазии. Эксперименты поощряют их личное творчество и воображение. Когда они свободны создавать, они развивают уверенность в себе и становятся более творческими разносторонне развитыми людьми.

Художественные мероприятия могут создать чувство сотрудничества и принадлежности к группе. Например, если дети что-то делают вместе, они чувствуют сопричастность. Некоторые художественные проекты, такие как роспись отпечатков рук, также поощряют сотрудничество и совместную работу. При соответствующем моделировании дети во время группового арт-проекта будут не просто заниматься творчеством, но и учиться поддерживать членов группы, помогать друг другу и работать в команде.

Развитие творчества дошкольников достаточно сложный процесс, который, осуществляется опираясь, прежде всего, на возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.Творчество ребенка - это деятельность, в результате которой он создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя

свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения (Т. Г. Казакова). Специфика детского творчества, раскрывалась в работах психологов (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. Т. Кудрявцев, др.), педагогов (Н. А. Ветлу-

гиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др.). Анализ литературы даёт основание говорить о том, что творчество дошкольников, связывается с высоким уровнем развития самостоятельности, нахождением ребенка в активном со-

стоянии, необходимостью определенных, базисных знаний, умений, развитием художественных способностей, эстетического восприятия, овладением системой умственных действий и др.

Особенности детского творчества:

1. Новизна открытий субъективна, ребенок делает открытия для себя, а не для других (Л. А. Венгер);

2. связано с развитием продуктивного воображения;

3. в деятельности ребенка прослеживаются эмоциональные проявления (в мимике, жестах, позе, голосовых реакциях т. д.);

4. важно использовать педагогические средства. Учить способам действий: опредмечиванию (умение видеть предмет в незавершенной фигуре и в соответствии с этим дорисовывать ее), включению (заданную в рисунке фигуру ребенок превращает во второстепенный элемент образа) (О. М. Дьяченко);

5. заключаются в развитии четырех универсальных творческих способностей: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, детское экспериментирование (В. Т. Кудрявцев). Не всякую детскую продукцию можно отнести к творческой. Для этого существуют определённые критерии и показатели.

Показатели детского творчества по Л. А. Парамоновой: новизна результата; эмоциональное отношение к процессу; увлеченность занятием, деятельностью, вариативность решений;

По О. М. Дьяченко: оригинальность, структурированность, детализация образов воображения.

Педагогические подходы к развитию детского творчества .

1. Обучение на занятиях (Е. А. Флерина, Н. А. Ветлугина).

2. Использование творческих заданий (Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, др.)

3. Использование разных видов искусства и видов занятий (комплексное, тематическое, доминантное и др.) (Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, т. д.)

4. Развитие у детей способности к архитектурно-художественному дизайну (развитие чувства цвета, пропорций, ритма); погружение детей в игровую ситуацию при создании образа в рисунке, лепке т. д. (Т. Г. Казакова, Т. С. Кома-

рова т. д.).

5. Развитие продуктивного воображения посредством развития четырех универсальных творческих способностей (В. Т. Кудрявцев).

6. Развитие самостоятельности, в литературно–художественной, певческой, актерской и других видах деятельности.

7. Детское творчество – основной системообразующий компонент педагогического процесса (В. Т. Кудрявцев, Т. Алиева).

Основные понятия : детское творчество, особенности творчества дошкольников.

Литература:

Алиева Т. Единство эстетического и познавательного: педагогическое условие

организации детского смыслового творчества. //Дошкольное воспитание, 1995,

Венгер Л. А. Путь к развитию детского творчества. //Дошкольное воспитание,

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. 1989.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, М. : Академия, 2000. – 450 с.

Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной, М.

Юсов и др. Живой мир искусства. //Дошкольное воспитание, 1993, №6.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх