Учебно-методический материал на тему: Если Ваш ребенок леворукий.

Строгие правила мусульманского Востока гласят: нельзя дарить подарки левой рукой, подавать ею пищу и поздравлять. Считается, что у левши «нечистая» рука. Есть похожие представления и в христианстве. Причем не только в религиозных правилах, но также в сказках и даже в быту. Помните: «Направо пойдешь — счастье обретешь, налево пойдешь — голову потеряешь»? А со временем словом «левое» стали обозначать вообще разные неправильные вещи. Поэтому, когда в семье появляется ребенок левша, некоторые родители начинают серьезно беспокоиться.

На самом деле то, что ребенок — не такой, как все, абсолютно не страшно. Просто в его воспитании необходимо придерживаться некоторых правил. И правила эти совсем не сложные.

Для определения преобладающей руки у ребенка, ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания:

1) Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.

2) Вспомните, в возрасте до одного года, какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д.).

3) Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?

4) Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.

5) Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?

6) Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.

7) Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?

8) Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?

9) Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?

10) Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?

11) Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

Хорошо это или плохо если Ваш ребенок левша.

Допустим, моменты совпали, и вы убедились, что ребенок — левша . В этом случае вы заметите в нем со временем многие интересные черты. Левши обычно склонны фантазировать, имеют музыкальный слух и хорошую память. Кроме того, они чувствительны, оригинальны, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят. Так происходит потому, что у левшей правое полушарие головного мозга развито больше, чем левое. А именно правое полушарие отвечает за эти качества. Левое полушарие, которое больше развито у правшей, отвечает за математические способности, логическое мышление, а также технику чтения и письма. Левши часто выделяются благодаря всевозможным творческим талантам. Однако есть области, где их индивидуальные особенности могут сыграть злую шутку, и, увы, не только с ними. Так, исследования, проведенные несколько лет назад среди пилотов, показали, что летчики-левши намного чаще попадают в аварии. Причина заключается в том, что современные самолеты нафаршированы массой приборов, в которых нужно очень быстро ориентироваться, — и все они подстроены под ведущие правый глаз и правую руку. Летчик-левша в такой системе координат утомляется гораздо быстрее, чем его праворукий коллега. Поэтому очевидно, что есть профессии, куда левшам, при всей их гибкости и высокой стрессоустойчивости, лучше не осваивать. Зато левши, как правило, показывают очень высокие результаты в таких областях, как дизайн, живопись, фотоискусство, кинематограф, архитектура, моделирование одежды, музыка, спорт (особенно бокс, теннис, футбол, фехтование, волейбол, баскетбол, хоккей). А сверхспособности левшей к интуитивным озарениям дали миру самых выдающихся личностей. Среди них художники Леонардо да Винчи, Микеланджело; композиторы Бах, Бетховен, Пол Маккартни; ученые Иван Павлов, Альберт Эйнштейн, Жорес Алферов. Писатели Николай Лесков (тот самый, что написал «Левшу»), Владимир Маяковский; полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Жанна д’Арк; Актеры Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Вупи Голдберг, Джулия Робертс, Киану Ривз. И это еще далеко не все! Конечно, не каждый левша гениален. Это факт. Но у леворуких больше шансов, чем у праворуких, стать великими. Это тоже факт. Если в вашей семье родился ребенок-левша, не спешите лишать его этого шанса. А если у него обнаружились способности в разных сферах жизни-обязательно развивайте их.Запишите его в секцию или кружек.


Как надо вести себя родителям с ребенком — «левшой».

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
Создать благоприятный климат для него в семье.
Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться перевести на игру.
Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объяснив всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.
Стараться чаще делать малышу сюрпризы и подарки.
Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим, обычным детям.
Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, чтобы не снизить уровень самооценки малыша.
Любить его таким, какой он есть.
Если после пятилетнего возраста Вы заметите у ребенка непонятные Вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно показать его специалистам.

Как «не надо» себя вести с ребенком -«левшой»

Не надо даже в шутку посмеиваться поводу того, что ребенок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.
Не надо подчеркивать при знакомых людях,что ваш ребенок левша и отличается от других..
Ни в коем случае нельзя переучивать ребенка на «правшу», И наказывать, когда он не поддается обучению.
Не доводите ребенка до слез и не вызывайте своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.
Ни в коем случае не надо быть сухим и педантичным, общаясь с ним.
Не надо стремиться довести его талант до совершенства, все время предъявляя завышенные требования к нему.
Не надо учить ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, ругая, что у него сплошные неудачи.
Исключите создание такой обстановки для ребенка в своей семье, чтобы его самооценка уменьшалась с каждым днем, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным.
Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или симптомов заикания у малыша.

Почему не стоит переучивать «левшу»

Наверное, сказанного выше достаточно, чтобы понять, что заставлять ребенка левшу пользоваться правой рукой вместо левой не следует. По крайней мере, специалисты настоятельно рекомендуют этого не делать. Гуманитария невозможно превратить в человека с техническим складом ума. Насильственное переучивание может привести к тому, что ребенок станет нервным и раздражительным. Он будет лениться и плохо учиться в школе. Более того, впоследствии его организм может так воспротивиться неудобствам, что у ребенка возникнут заикание, нервные тики и даже энурез. «Левшество» — это не патология, а интересная особенность.

«Комплекс левши»

Главная проблема левшей в том, что их меньшинство. Как известно, в жизни часто считается, что прав тот, кто сильнее или принадлежит к большинству. Левши бессознательно могут переживать из-за этого. Причем, если ребенку не говорить, что он не такой, как все, проблемы просто не возникнет. Как утверждают детские психологи, чаще всего комплекс левши появляется по вине родителей. Иногда бывает, что внимание на левшестве ребенка заостряет его учитель, тренер или просто какой-нибудь знакомый. Если это происходит, нужно обязательно поговорить с этим человеком. Скорее всего, он делает это, не осознавая последствий. В случае непонимания лучше просто оградить ребенка от такого общения, например, перевести в другую школу. Если не сделать этого вовремя, ребенок может стать замкнутым и необщительным. Помните, здоровье ребенка дороже всего. И еще, ни в коем случае нельзя ставить в пример левше детей правшей. Лучше сравните его поступки… с его же поступками: «Вчера ты сделал это хорошо, а сегодня у тебя не получилось. Но обязательно получится!»

Как учить?

Ведущую руку левши необходимо развивать с достаточно раннего возраста. Попросите ребенка положить ее на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый палец. Сама ладонь при этом должна плотно лежать на столе. Также можно предложить ребенку перелить с помощью пипетки воду из одного маленького сосуда в другой. Образное мышление маленького левши можно использовать при обучении его грамоте и письму. Скажите что буква «Х» — это шагающий человечек, буква «Ф» похожа на очки, а буква «Ч» — на носик чайника. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве. Причем ребенок может сделать это и самостоятельно. Часто бывает, что дети левши пишут буквы не в ту сторону — «отзеркаливают» их. В этом помогут специальные упражнения. Заполните целую строчку, например буквами «Р» и парочку букв в этом ряду специально нарисуйте неправильно, «зеркально». Пусть ребенок найдет эти буквы. Можно в некоторых буквах «забыть» дорисовать какие-нибудь элементы, пусть ребенок сделает это сам. Кстати, если у правшей при письме свет должен падать слева, то левше рекомендуется ставить настольную лампу справа от себя. Чаще всего почерк левши имеет левый наклон или вообще его не имеет. Ему так писать удобнее. Это не страшно. Почерк — один из штрихов в индивидуальном портрете каждого человека. А индивидуальность необходимо развивать. Оригинальность в поступках левшей — это неизбежность. Как говорят учителя, дети левши особенным образом складывают числа. Правши спокойно считают многозначные числа столбиком и складывают сначала единицы, а потом десятки и сотни. Левши делают это невообразимым, известным только им способом. Например, складывая 14 и 55, они могут сначала к 55 прибавить 5, потом 10, а потом отнять единицу. Левши не любят и не желают решать задачи по физике или математике, пользуясь заданным алгоритмом. И, кстати, часто приходят к правильному ответу совершенно нерациональным путем. Они делают это не специально, просто им так удобнее.

Чему учить?

Левши бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т.п. К этому следует относиться терпимо. Помните, что этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме. Многие левши хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Кроме того, левши с удовольствием учатся есть, пользуясь вилкой и ножом. Если «праворуким» детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то левшам к этому и привыкать не надо. Кстати, левши быстро обучаются печатать, потому что в этом процессе тоже задействованы обе руки.

Что вам поможет?

Чтобы чувствовать себя увереннее с ребенком левшой, вы можете приобрести специальную литературу. По словам детского психолога Натальи Ульянкиной, самой доступной по содержанию и очень полезной является книга Ивана Караьева «Если ваш ребенок — левша». Хорошо бы прочитать и статью под названием «так как же все-таки быть с левшами?» в книге Станислава Мартынова «Здоровье ребенка — в ваших руках». Лучше понять, как «устроен» ваш непохожий на остальных ребенок, вы сможете, познакомившись с книгой Т.Н. Марютиной и О. Ю. Ермолаева «Введение в психофизиологию». На этом можно было бы и закончить, но есть одно «но». Бывает, что ребенок пишет левой рукой, но ведущие глаз и ухо — правые. Это означает, что, скорее всего, у него больше развито не правое, а левое полушарие головного мозга, как и у «праворуких» детей. В таком случае этого ребенка нельзя назвать левшой, он просто «леворукий». Часто бывает, что такие дети сами хотят научиться писать, есть и т.д. правой рукой. Не рекомендуется мешать ребенку в этом. Он должен сделать свой выбор.

Левшей готовьте к школе с пяти лет.

Левши ничем не отличаются от правшей, у леворуких детей сильнее развито правое полушарие мозга. Оно отвечает за образное мышление. Поэтому левшам для того чтобы запомнить, к примеру, алфавит, нужно придумать образ: буква «о» — колесо или баранка. У каждого ребенка своя ассоциация.
Родители левшей часто пытаются переучить своего ребенка, заставляют его писать правой рукой. Специалисты рекомендуют не делать этого. Переученному левше труднее придется в школе, он может даже серьезно заболеть.

Определите ведущую руку уже к 4 — 4,5 годам. Если ребенок не может сделать этого сам, покажите его специалисту. У левшей часто возникает дисграфия (патологическая неграмотность) или зеркальное письмо (наклон букв в противоположную сторону). Поэтому перед школой консультация у нейропсихолога или медицинского психолога просто необходима.

Для левшей-школьников важен щадящий режим, так как они склонны к психосоматическим заболеваниям. При любом эмоциональном перенапряжении могут возникнуть проблемы: нарушение аппетита, сна, появление страхов.

Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.
Вольтер

Ваш леворукий ребенок скоро пойдет в школу, а по данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. Какие же трудности ждут первоклашку- левшу, и как ему помочь справится с ними? А может стоит переучить?.... Попробуем разобраться с этими вопросами.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. Восприятия и запоминания сложных

конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

  1. Формирования зрительного образа букв,

цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

  1. Выделения и различения геометрических

фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат – ромб-прямоугольник);

  1. Копирования;
  2. Неустойчивый почерк (неровные штрихи,

большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

  1. Зеркальное написание букв, цифр,

графических элементов;

  1. Очень медленный темп письма.

Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений , как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. У левшей микропаузы дольше, чем у правшей, как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.

  1. Частота зеркального письма у леворуких

детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.

  1. По многочисленным наблюдениям,

снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверок.

Необходимо также сказать о

нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность, которая может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице.

Однако необходимо отметить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Ведь речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.

Все вышесказанное убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости;

К сведению

Функциональная асимметрия парных органов присуща всем живым существам на нашей планете, поэтому одна из рук человека обычно берет на себя роль доминирующей. Для 90% людей – это правая рука, остальные 10% – левши (их около 5%) и амбидекстры, у которых обе руки равноценны. Праворукость или леворукость – качество врожденное, и в равной степени зависит от наследственности, особенностей внутриутробного развития и воспитания.

Чем отличаются “левши” от “правшей”?

Два полушария мозга – тоже парный орган, и каждое из них отвечает за обработку разных видов информации. Правое полушарие воспринимает информацию в виде целостного образа и обрабатывает ее почти мгновенно. Левое – «логическое» – последовательно перебирает возможные варианты решений, и поэтому действует медленнее. Какая из рук становится “главной”, зависит от того, какое полушарие мозга у того или иного человека является ведущим. Если доминирует левое полушарие, то ведущей рукой становится правая, и наоборот.

Понятно, что и психологический тип, и эмоциональная реакция на поступающую в мозг информацию, у левши будут несколько другими, нежели у правши:
левши лучше владеют телом, более подвижны, способны хорошо запоминать дорогу;
они успешнее в изучении наук, где нужны хорошая ориентация в пространстве, к примеру, геометрии, черчении. Но с арифметикой, алгеброй у них могут быть проблемы, так как эти предметы требуют логического мышления, а за него отвечает левое, “второстепенное” полушарие;
научиться чтению для левши труднее: мешает склонность схватывать изображение как целостный образ. Зато они отлично справляются с заданиями на обобщение;
левши наделены богатым воображением, и обычно не склонны к деятельности, требующей н6епрерывного самоконтроля;
среди левшей чаще встречаются люди с абсолютным слухом, они чаще выбирают профессии художников, артистов;
они более впечатлительны, и поэтому чувства радости, обиды или гнева у них выражены сильнее.

Нужно ли переучивать ребенка-левшу?

Тот факт, что ребенок – левша, иногда воспринимается родителями как признак некоей ущербности, как физический недостаток, с которым следует бороться. Однако такое предубеждение не только ошибочно, но и вредно. Леворукость – не дурная привычка или прихоть, а особенность работы мозга. Заставляя ребенка – левшу “правильно” держать ложку или ручку, вы пытаетесь переложить функции ведущего полушария с правого на левое, которое для такой роли у него не предназначено.

Результатом может стать задержка развития речи, разного рода логопедические проблемы, а по мере взросления – трудности с восприятием музыки, неспособность к танцам, неумение ориентироваться на местности. Кроме того, в связи с тем, что мозгу “переученного” левши трудно постоянно решать, в какое полушарие направить для обработки ту или иную информацию, у такого ребенка могут возникнуть невротические симптомы в виде нарушений сна, заикания, энуреза, потери аппетита.

Психологи советуют не пытаться насиловать природу, и не заострять внимание на такой особенности ребенка, как леворукость.

В противном случае, у ранимого и впечатлительного по натуре ребенка-левши вполне может развиться комплекс неполноценности и сформироваться соответствующий жизненный сценарий. Нужно просто учитывать эту особенность при обучении, общении, и обязательно предупредить о ней воспитателя в детском саду и учителей в школе.

Знаменитые левши

Левша – это просто человек, у которого “главная” рука – левая, только и всего. Левшами были знаменитые ученые Эйнштейн и Павлов, художники Пикассо и Леонардо да Винчи, полководцы Юлий Цезарь и Александр Македонский, композиторы Бетховен и Бах.

В детстве и родители, и воспитатели учат ребенка держать ручку в правой руке, объясняя, что так надо. Однако в мире по подсчетам статистов каждый шестой человек - левша. Такой ребенок предпочтительно пользуется левой рукой вместо правой. Хорошо это или плохо?

Почему появляются левши?

Дело в том, что головной мозг в равной степени отвечает за двигательные возможности человека. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой, а правое, соответственно, левой рукой и ногой. У правшей доминирует левое полушарие, которое отвечает за правую руку. Однако во врем развития головного мозга иногда происходят изменения, в результате чего меняется доминирующее полушарие. Поэтому малыш становится левшой. Но отличие ребенка левши от правши заключается не только в том, в какой руке он держит ручку или ложку.

Ученые выделяют ряд психологических характеристик леворуких детей:

    Левши часто начинают говорить позже, чем их сверстники, при этом у них могут возникать трудности при произношении некоторых звуков.

    Леворукие дети более чувствительны, поэтому они более плаксивы и капризны.

    Они могут иметь проблемы с письмом, математикой и чтением.

    Левши - очень эмоциональные и творчески одаренные дети, они часто имеют отличные музыкальные способности.

Такие дети хорошо рисуют, лепят из глины или пластилина. Если вы хотите определить доминирующую руку у вашего ребенка, то проведите несколько несложных тестовых заданий, которые помогут прояснить ситуацию. Посмотрите, в какой руке ваш малыш держит карандаш, когда рисует; какой рукой берет расческу, ножницы, мяч; к какому уху поднесет часы, чтобы послушать. Если большинство заданий ребенок выполняет левой рукой, то, возможно, он леворукий.

Часто родители, обнаружив, что их ребенок левша, начинают паниковать. Многие из них пытаются «превратить» ребенка в правшу: ругают его за неправильные действия. Поэтому, прежде всего, нужно остановиться. Ваш ребенок здоров. Ему лишь нужно создать условия для нормального развития: не нужно переучивать малыша; выделите ему место за партой или столом с левой стороны; сделайте так, чтобы свет от настольной лампы падал на его рабочее место с правой стороны. Учитывайте его эмоциональность, будьте чуткими с вашим ребенком.

Леворукость - это не заболевание. Напротив, многие знаменитые политики, военные, ученые, художники, актеры, музыканты и писатели - левши! Среди них: Александр Македонский, Жанна д"Арк, Уинстон Черчилль, королева Виктория, Барак Обама, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Гарри Каспаров, Том Круз, Анжелина Джоли, Мила Йовович, Джулия Робертс и многие другие. Так о каком приговоре может идти речь? Не нужно принижать достоинства ребенка, воспитывайте полноценную личность и, возможно, именно в вашей семье вырастет молодой Эйнштейн.

Да еще бабушка постоянно одергивает малыша: «Возьми ложку в правую руку!» И, обращаясь к маме, добавляет: «Следи за ним, а то станет левшой! В школе проблем не оберешься!» Бабушка помнит, как учительница, обучавшая её в первом классе, жестко боролась с теми, кто пробовал писать левой рукой.

А знаменитый лесковский Левша? Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна д"Арк, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Пабло Пикассо, Льюис Кэррол, Чарли Чаплин - ведь все они были левшами... Стоит ли тревожиться и обоснованы ли родительские страхи?

Большинство людей - правши. Работой правой руки управляет левое полушарие головного мозга, которое отвечает за речь, чтение, письмо, логику рассуждений. Так устроено природой. Но каждый шестой житель нашей планеты пишет и работает левой рукой - им так удобнее. Леворукость нельзя рассматривать как дефект воспитания или каприз ребенка. Это психофизиологическая особенность, связанная со спецификой функционирования парных органов человека.

9-11% людей получили свою леворукость по наследству. Их количество не зависит от расовой принадлежности, места проживания и не меняется со временем.

12-13% - относятся к компенсаторным левшам. У таких левшей основные функции берет на себя правое полушарие головного мозга, и ведущей рукой становится левая. Подобные изменения происходят в результате родовых травм , или, что чаще, если у матери поздний ребенок. Компенсаторные левши, в большинстве своем, населяют развитые страны, где женщины предпочитают рожать первого ребенка после 35 - 40 лет.

Еще одна группа - вынужденно леворукие, получившие в детстве травму правой руки. Подчеркнем - именно руки, а не мозга! Если ребенок правую руку сломал или обжег, то он невольно начитает «беречь» больную руку и все старается делать здоровой рукой. Левая рука вынужденно становится более тренированной. Когда такой ребенок приходит в школу, выясняется, что левой рукой он пишет плохо - и это понятно - ведь ведущее полушарие у него все равно осталось левое.

Бывают псевдо-левши. Известны случаи, когда старший сын в семье был генетический левша, как его отец и дед, а младший - оказался правшой. В семье никого не удивило, что малыш все делает левой рукой, как брат, папа и дедушка. Но это всего лишь подражание. Пришло время идти в школу, и начались проблемы с письмом, каких не было у старшего ребёнка.

Извечный вопрос: переучивать или нет?

Генетического левшу переучивать нельзя. Эту тему даже бессмысленно обсуждать - ведь он потому левша, что так устроен его мозг. Генетически леворукий ребенок может писать безупречно красивым почерком, у таких левшей очень тонкая и совершенная координация движений.

Переучивать компенсаторного левшу тем более нельзя. Его организм сам нашел выход и приспособился под жизненные условия. Здоровое полушарие берет на себя работу поврежденного, а мы, перекладывая такому ребенку карандаш из левой руки в правую, хотим заставить работать поврежденную часть мозга.

Предупредите о леворукости ребенка воспитателей в детском саду, педагогов по подготовке к школе и учителя начальных классов. Ваша позиция должна быть сформулирована четко: ребенка переучивать нельзя. Современные педагоги, как правило, идут навстречу детям и их родителям, тем более что Институтом физиологии детей и подростков разработаны специальные прописи для левшей.

Переход на правую руку является для левши стрессом . Если ваш ребенок получил травму правой руки и вынужден писать левой - посоветуйтесь с психоневрологом, как ее лучше развивать. Мягко убеждайте ребенка как можно больше действий производить правой рукой. Например - шнуровать обувь, завязывать и развязывать узелки; развивать мелкую моторику (складывать мозаику, собирать пазлы, разбирать, закручивать, раскручивать мелкие детали, раскладывать карточки, карты) - очень полезная тренировка; самое полезное и простое - просто крутить, вертеть карандаш в руке. Но не писать! Письмо - является одним из самых сложных навыков. На письме руку тренировать нельзя, иначе можно отбить у ребенка всякую охоту к дальнейшему обучению.

А если ваш маленький левша подозрительно плохо рисует и пишет левой рукой, проверьте: левша ли он на самом деле?

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх