Конспект нод для детей старшего дошкольного возраста "математическое путешествие в сказку". Информационно – методические

ирина сазонова

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию (развитие математических представлений ) .

По теме : Путешествие в страну «Воображалка»

Цель :

Формирование представлений детей о геометрических фигурах, их свойствах посредством исследовательской деятельности.

Задачи :

Закреплять знание детей о геометрических фигурах, умение составлять изображение из данных фигур.

Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.

Развивать логическое мышление , память, внимание.

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию .

Способствовать развитию творческой самостоятельности.

Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.

Развивать мелкую моторику рук .

Воспитывать аккуратность и трудолюбие.

Методы и приемы : рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, мультимедиа, практическое моделирование, дифференцированный подход.

Оборудование : ноутбук, иллюстрации животных, вырезанные геометрические фигуры, лист белой бумаги, клей, кисточки, мультимедиа презентация, сенсорный экран, магнитная доска, магнитофон, диск с записью «звуки леса» , «звуки природы» .

Предварительная работа : Игры детей по типу «Размышляй-ка» , «Головоломки» , «Четвертый лишний» и т. д. ; занятия по математике по методике Е . В. Колесниковой, выполнение занятий на развитие логического мышления. Просмотр мультфильма геометрия для детей «Паровозик Чух-Чухи плоские геометрические фигуры» .

Ход занятия:

Вводная часть (мотивационная) .

Воспитатель : Здравствуйте ребята. Мы сегодня с вами отправляемся в страну «Воображалка» , в этой стране живут геометрические фигуры. Предлагаю вам вспомнить , какие геометрические фигуры мы с вами уже знаем.

Ответы детей .

Молодцы! Все фигуры вспомнили.

Основная часть :

Задание «Отгадай загадку» .

Воспитатель : В нашей волшебной стране живут необычные человечки, но чтобы узнать, как их зовут нужно отгадать загадки.

А вы сможете? Слушайте, ребята. Отгадав загадку, выберите отгадку из фигур, лежащих у вас на столах, и покажите её.

На столе приготовлены шаблоны геометрических фигур. На мультимедиа презентации появляются картинки – отгадки.

Не овал я не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня. (квадрат)

Три моих стороны

Могут разной быть длины.

Где стороны встречаются-

Угол получается.

На меня вы посмотрите,

Мое имя назовите (треугольник) .

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня! (круг) .

Если взял бы я кружок,

С двух сторон немного сжал.

Получился бы….(овал) .

Воспитатель : Молодцы, ребята смогли не только отгадать, но и показали этих человечков. Ребята, как можно назвать их общим словом?

Ответы детей .

Работа с карточками.

Воспитатель : А сейчас предлагаю посмотреть на карточки, которые лежат у вас на столах. Внимательно рассмотрите , что изображено на карточках и ответьте на вопросы.

Где находится прямоугольник?

Где находится овал?

Где находится круг?

Где находится квадрат?

Где находится треугольник?

Музыкотерапия.

Отправляемся в лес. Предлагаю закрыть глазки и оглядеться вокруг (звучит музыка «Звуки природы» ). Подумайте, что нам встречается в живой и неживой природе в виде круга, квадрата, треугольника и прямоугольника и т. д. ?

Ответы детей .

Физминутка.

Предлагаю немного подвигаться по веселую музыку.

(звучит песня из мультфильма «Фиксики» , дети под слова из песни показывают геометрические фигуры).

Молодцы, внимательно слушали . Понравилась вам песня. Мы немножко отдохнули.

Нам нужно продолжать наше путешествие. Мы отправляемся в лес, а кто живет в лесу?

Ответы детей .

Правильно, в лесу живут животные. Представьте , что части их тел превратились в геометрические фигуры. Представили ? Правда, интересно получается!

Предлагаю вам составить из геометрических фигур различных животных. Вы можете составить не существующего животного и назвать его.

Дети на белом листе бумаги составляют из геометрических фигур своих животных (звучит музыка «звуки природы» ). После того как дети составили своих животных, они наклеивают на лист.

Самостоятельная творческая деятельность детей .

Молодцы, какие прекрасные животные у вас получились.

Воспитатель : Подошло к концу наше путешествие. Кому понравилось сегодняшнее путешествие? С чем мы сегодня работали на занятии? Чему вы научились? Что получилось у вас очень хорошо? Чему еще нужно поучиться? (ответы детей ) .

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Презентация деятельности детей по теме «Воображалка»


Публикации по теме:

Доклад «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Пермский край, П. Звездный МБДОУ д/с ЦРР "Звездочка" Воспитатель Патракова Л. А. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей. Особая роль математики заключается в умственном.

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Вид деятельности: познавательное развитие. Возраст детей: старший дошкольный возраст. Цель: Продолжать формировать представления детей о.

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 57» Конспект НОД по формированию математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста на тему.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» (Земля – наш дом во Вселенной) Программные.

Конспект по развитию математических представлений «Машины загадки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование умственных способностей и математических представлений у детей, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые.

Образовательная область: «Познание».

Образовательные задачи:

  • Совершенствовать умение считать до 10, сравнивать числа, пользоваться знаками больше, меньше. Совершенствовать представления о геометрических фигурах, видах линий.
  • Продолжать учить детей решать проблемные ситуации; повышать интерес к исследовательской деятельности.
  • Закрепить умение отгадывать загадки, понимать переносное значение выражений, объяснять свою отгадку,
  • Активизировать словарь детей: звезда, планета, солнечная система; космодром, летающая тарелка.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение аргументировать собственные высказывания.
  • Развивать творческое воображение, умение фантазировать.
  • Развивать любознательность, мыслительные операции, внимание.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать желание помочь другому человеку, оказать ему помощь и поддержку.
  • Продолжать воспитывать умение доброжелательно оценивать деятельность сверстников и помощь.

Материал и оборудование:

Мультимедийная система;

Карточки с изображением летающих тарелок и ракет;

Цифры, знаки в тарелочках;

Картинки с изображением солнца, луны, звезд, вопросительного знака;

Карты на поиск недостающей фигуры;

Карандаши и фломастеры;

Модели с изображением планеты Земля и Солнца;

Полоски с различными видами линий;

Пирамида с треугольниками и пятиугольниками;

Послание с изображением Звездочета и письмо;

Карточки цифр из звездочек; изображение солнца.

Раздается звонок мобильного телефона. Воспитатель отвечает на звонок.

Воспитатель: Ребята, к нам пришло послание, а вот откуда оно, сейчас попробуем разобраться.

Педагог вносит пакет. Дети рассматривают (в пакете картинка звездочета и письменное послание), высказывают свои предположения.

Педагог зачитывает письмо:

Дорогие, ребята! Я, вынужден, обратится к вам за помощью. Сегодня я посмотрел в телескоп и не увидел на небе ни одной звезды. Темные силы заточили их в волшебной пирамиде. Вы можете вернуть звезды на небо, если дойдете до заколдованной пирамиды. Вас ждут нелегкие испытания на этом пути. Путь вам укажут звездные цифры.

Воспитатель: Отправляемся, чтобы помочь звездочету?

(Решение детей.)

Воспитатель: Итак, в путь! Берем с собой сообразительность, смелость и выдержку. Откуда начинается звездное путешествие?

Дети находят цифру 1.

Воспитатель: По всей вероятности первое испытание.

Слайд «Взлет ракеты».

Воспитатель . Как называется место, откуда взлетает ракета.

Дети получают карточки с изображением летающих тарелок и ракет.

Воспитатель . Какие космические корабли находятся на космодроме?

Ответы детей.

Воспитатель : Звездочет предлагает посчитать летательные аппараты на космодроме, обозначить их цифрой и сравнить их с помощью знаков больше, меньше.

Дети выполняют задание и читают полученное выражение.

Дети находят цифру 2.

Слайд с изображением солнца, луны, звезды и вопросительного знака.

Воспитатель загадывает загадки, предлагает картинки и дети находят отгадки среди картинок.

Только солнце спать ложится,

Мне на месте не сидится.

Я на небо выхожу,

Свысока на мир гляжу. (Луна. )

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце.)

Я фигурка небольшая,

Точка подо мной большая.

Коль спросить, что соберёшься,

Без меня не обойдёшься. (Вопросительный знак. )

Платок в сто горошин

На небо заброшен. (Звезды.)

Воспитатель : Вопросительный знак спрашивает, какого небесного тела не хватает в каждом ряду?

Дети выполняют задание «Поиск недостающей фигуры» (в ряду солнце, месяц, звезда, комета).

Дети находят цифру 3.

Слайд с изображением нот, скрипичного ключа и звездного неба.

Воспитатель : Что это может значить?

Дети высказывают свои догадки.

Воспитатель : Правильно, это космическая музыка и мы можем отдохнуть.

Дети выполняют движения под музыку космоса.

Космическая разминка:

Мы цепочкой друг за другом, Идут цепочкой, взявшись за руки,

правое плечо вперед.

Взявшись за руки идем.
Повернувшись внутрь круга, Останавливаются, образуют круг,

взявшись за руки.

Медленно кольцо замкнем.
Вот колечко, то есть круг, Прямые руки поднимают вверх.
Наши руки, приподнявшись, Потянуться вверх на носочках.
Лучиками стали вдруг.
Мы сомкнулись, повернулись Руки опустить, шаг вперед, поворот кругом.
Раз! И солнцем обернулись. Руки вверх - потянуться

на носочках.

Чтоб нас лучше разглядели, Руки вперед, приседают два раза.
Раз – присели, два – присели.
Вдаль сейчас ракета мчится, Прямые руки поднимают вверх,
Прямо к звездной тишине. Соединяя ладони рук над головой.

Потянуться на носочках.

И звездою обратившись, Прямые руки над головой – растопырить

пальцы рук.

Ярко светит в темноте. Выполняют движения «фонарики

кистями рук.

Воспитатель : Вокруг чего вращаются планеты? Какие планеты?

Слайд «Солнечная система».

Ответы детей.

Воспитатель : Я буду солнцем, а вы планеты.

Дети совершают вращательные движения вокруг воспитателя, называя свою планету.

Воспитатель : Какую звездную цифру нам надо найти.

Дети находят цифру 4. Рядом находят глобус.

Дети рассматривают глобус.

Воспитатель : Что это? Чем отличается Планета Земля от других планет Солнечной системы?

Ответы детей: модель Земли – глобус. Земля единственная планета в солнечной системе, на которой есть жизнь.

Дети получают карточки с изображением Земли и Солнца.

Воспитатель : Нужно выбрать линию, которая покажет самый короткий маршрут от Солнца до планеты Земля.

Дети выбирают из разных видов линий (прямые, замкнутые, ломаные) и располагают их на рисунке между Землей и Солнцем. Объясняют свой выбор.

Воспитатель : Мы успешно прошли все испытания и дошли до пирамиды.

Дети достают фигуры (треугольники и пятиугольники) из пирамиды.

Воспитатель : Что случилось со звездами? Звезды рассыпались на осколки, можно ли исправить положение?

Дети предлагают свои варианты и выкладывают звездочки на голубой ткани.

Воспитатель : У вас получилось целое звездное небо.

Раздается звонок телефона.

Воспитатель : Звездочет благодарит вас за помощь. Вечером обязательно посмотрите на небо и увидите звездочки, которые мы вернули Звездочету.

Список используемых источников:

  1. hvatalkin.ru/zagadki. Загадки для детей с ответами.
  2. «1000 загадок» Ярославль Академия Холдинг.
  3. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. «Физкуль-привет минуткам и паузам» Детство-Пресс 2006 г.

Цель: способствовать проявлению активности детей в процессе формирования элементарных математических представлений.

Задачи

  1. Образовательные
    • Уточнить знание последовательности дней недели, месяцев, времен года.
    • Упражнять детей в ориентировке на плоскости.
    • Закреплять навык счёта в пределах десяти, умение уменьшать и увеличивать число на единицу.
    • Закрепить представление об основных геометрических фигурах.
  2. Развивающие
  • Воспитательные
    • Воспитывать умение работать в коллективе.
    • Воспитывать желание помогать друг другу, героям сказки.

Методы и приёмы:

Словесные:

  • вопросы (открытого типа, уточняющие, на развитие воображения, поисковые)
  • объяснение
  • инструкция
  • художественное слово

Наглядные:

  • рассматривание
  • сравнение
  • описание

Практические, игровые:

  • игровая ситуация
  • упражнения
  • дидактические игры
  • физкультминутки
  • ситуация выбора
  • сюрпризный момент

Интеграция областей:

  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • социально-коммуникативное развитие
  • физическое развитие

Предварительная работа

  • игры с блоком Дьенеша
  • рассматривание сюжетных картинок по теме «Времена года»
  • повторение названий дней недели
  • дидактическая игра «Лабиринт»
  • игра «Разрезные картинки»

Материалы и оборудование:

  • 4 дерева (по временам года)
  • цветы,
  • листья
  • снежинки
  • схема-карта “Домик”
  • блоки Дьенеша
  • лабиринт
  • картонные цифры-камни от 1 до 9
  • ключ-пазл из 9 частей
  • мультимедиа аппаратура

Ход занимательной деятельности

  1. Организационно-мотивационный этап

Педагог:

Дети заходят в группу

— Ребята, вы любите слушать сказки?

— А сами хотите попасть в сказку?

— Сейчас я вам расскажу необычную сказку. Чтобы попасть в нее нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”.

— Открываем глаза. Сказка начинается.

На экране появляется сказка

  1. Этап решения проблемной ситуации

Педагог:

Жил-был царь и была у него дочь-красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась.

Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство.

— Ребята, что же делать, как вы думаете?

— Давайте вспомним, кто в сказках приходит на помощь царевнам (дети выбирают сказочного героя).

— А вы готовы отправиться с Иваном Царевичем на поиски царевны?

Пошел Иван Царевич искать царевну. Идет день, идет два.

Пришел к избушке на курьих ножках. Там живет Баба Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич ответит на ее вопросы.

— Ребята, мы поможем Ивану Царевичу?

— Слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:

  • Назовите третий тень недели.
  • Назовите пятый день недели.
  • Назовите второй день недели.
  • Какие времена года знаете?
  • Назовите осенние месяцы.
  • Назовите летние месяцы.
  • Назовите весенние месяцы.
  • Назовите зимние месяцы.

— Мы помогли Ивану ответить на все вопросы.Но Баба Яга просит еще украсить деревья по временам года (зима, весна, лето, осень).Ккакому времени года относятся эти деревья?

— Чем мы можем украсить зимнее дерево?

— Весеннее дерево?

— Летнее дерево?

Осеннее дерево?

«Украшение деревьев»

Педагог:

Вот как красиво мы украсили деревья.

Педагог:

За правильные ответы Баба Яга дала клубочек и отправила царевича к своей сестре Кикиморе, у которой есть карта тридевятого царства. Клубочек покатился, и царевич пошел за ним.

Педагог:

Прикатился клубок к болоту. И вдруг перед царевичем показалась Кикимора. Она выслушала царевича и сказала, что поможет ему, если он расселит жителей болота в домики.

Педагог:

Ребята, мы поможем Ивану Царевичу?

Педагог:

Вот домик и «жители» (блоки Дьенеша). Нам нужно расселить жильцов по квартирам.

Педагог:

А теперь проверим, правильно мы расселили жильцов.

Педагог:

Молодцы! Мы справились с заданием.

Педагог:

Кикимора дала карту Ивану Царевичу, и он пошел дальше за клубком.

Педагог:

Клубок привел Ивана Царевича в сказочный лес.

Педагог:

Вот он какой – этот сказочный лес. Лесные жители выслушали Ивана Царевича и сказали, что дорога к замку идет через лабиринт.

— Ребята, поможем Ивану пройти лабиринт?

(Прохождение лабиринта)

Педагог:

Молодцы! Нашли дорогу к замку.

Много было у нас испытаний. Предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка

Раз грибок, два грибок
По тропинке леший шёл,
На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания - руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперёд прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)

Хорошо он отдохнул

И крепко накрепко заснул.

Педагог:

Ребята, откройте глаза. Смотрите, перед нами замок.

Но ворота замка, где спрятана царевна, завалены камнями. Что же делать Царевичу?

Педагог:

Чтоб завалы разобрать, надо числа угадать. Какое число угадали, столько камней убираете.

  • назовите число больше 5 на 1 (6);
  • маленькое число (1);
  • число, которое меньше 7 на 1 (6);
  • число, обозначающее день недели — вторник (2);
  • число, последующее числа 7(8);
  • число, обозначающее день недели — пятница.

Педагог:

Молодцы! Освободили ворота замка от камней.

— Но они почему-то не открываются. Как войти Ивану в замок?

— Чтобы ключик нам собрать, надо все кусочки отыскать.

(Пазл-Ключ)

Педагог:

Молодцы! Ключик собрали, и ворота в замок открылись.

— Ребята, смотрите – царевна. Она очень рада, что мы помогли Царевичу найти ее и освободить. За это царевна дарит нам картинку-пазл со своей сказкой.

Педагог:

Ребята, давайте попрощаемся со сказочными героями.

Нам пора возвращаться домой. Для этого давайте закроем глаза и сосчитаем «1,2,3, обернись, в детском саду окажись».

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Деревья. Рисование листьев деревьев».

Составитель: воспитатель МБДОУ №16

города Невинномысска

первой квалификационной категории

Гайворонская Е.П.

Программное содержание : познакомить детей с названиями некоторых деревьев, составными частями дерева. Формировать представления о пользе деревьев в экосистеме. Воспитывать бережному отношению к деревьям. Развивать экологическую культуру, художественно- эстетические навыки в рисовании листьев.

Материалы и оборудование : картинки с изображением различных деревьев, картинка дерева размера А3 (разрезанная на элементы как – пазл) для определения частей дерева, мяч, заранее вырезанные силуэты листьев, гуашь красного, желтого, коричневого цвета, салфетки, кисти, емкости с водой.

Предварительная работа : рассматривание картинок деревьев, наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе, проведение словесных и дидактических игр «Чего не хватает?», « «Покажи и назови».

Ход деятельности.

    Организационный момент.

Дети рассаживаются полукругом.

Введение в проблему.

Ребята, проверьте свои стулья. Они у вас целые? Никто не сломал их? А вот, ребята из соседнего детского сада небрежно обращались со своими столами и стульями и сломали их. Теперь им не на чем сидеть, рисовать, кушать. Им теперь необходимо приобрести новую мебель.

А вы знаете из чего делают мебель? (Ответы детей) Конечно, из дерева.

А сейчас послушайте одну историю.

- Отправились в лес лесорубы и начали валить деревья. Их стало меньше. Деревья, на которых жили белки, нам земле лежат. И вот ребята, которые сломали мебель, узнали об этом, стало им жалко зверей, лес. Решили они отремонтировать старые стулья и столы.

Я думаю, что мы свою мебель никогда ломать не будем, правда, ребята? А еще я знаю, что вы очень много знаете о деревьях и сейчас вы нам расскажете.

Предлагаю послушать Арину.

- Деревья – это жилища для многих зверей. Из деревьев делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты .

- Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые.

Ребята, деревья делятся на: хвойные и лиственные. Хвойные деревья, покрыты зелеными иголками. К ним относятся сосны, ели, пихты….

Лиственные деревья имеют широкие, плоские листья, которые опадают один раз в год. К ним относятся: клены, дубы, березы и др.

Ребята, а когда растут хвойные и лиственные деревья в одном месте это как называется (Ответы детей – смешанный лес)

А сейчас Алена и Кирилл прочтут вам очень красивое стихотворение. А о чем оно вы мне скажите?

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат.

Чащу, где утром вороны кричат.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лист, на который

Ложится роса,

Воздух для легких,

И влагу и тень-

Вот что сажаем

В сегодняшний день!

Самуил Маршак

Физминутка «Дует ветер….».

    Основная часть.

Дидактическое упражнение «Чего не хватает?»

Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, дети называют их, затем дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку и задает вопрос: Чего не хватает? Игра повторяется 3-4 раза.

Дидактическое упражнение «Покажи и назови».

Воспитатель выкладывает на магнитной доске элементы с нарисованными частями дерева - поочередно. Опрашивает детей:

Угадайте, что изображено на картинке? После рассмотрения всех элементов, собирается целостная картинка. И педагог предлагает детям назвать на ней части дерева - вызывая детей к магнитной доске по одному.

Игра с мячом «Один- много»

Воспитатель предлагает детям назвать дерево во множественном числе в ответ на предложенный вариант педагога, отбросив мяч с ответом.

Например: клен – клены, сосна - сосны, береза – березы, дуб – дубы и т.д.

Дидактическое упражнение « Какой листик?»

Воспитатель задает детям вопросы - «Какой?». Дети подбирают определения в единственном числе.

    Лист дуба какой? (дубовый)

    Лист березы какой? (березовый)

    Лист клена какой? (кленовый)

    Лист рябины какой? (рябиновый)

И во множественном числе:

    Листья на клене (кленовые)

    Листья на рябине (рябиновые)

    Листья на березе (березовые)

    Листья на дубе (дубовые) и т.д.

Воспитатель приглашает детей подойти к столам и рассмотреть на столах подготовленные силуэты листьев. Дети рассматривают листья и называют их соотнося с образцом на магнитной доске. Затем определяют цвет своего листика и красками раскрашивают его.

Ребята, посмотрите, какие красивые листики у нас получились. А листики такого цвета, когда бывают? Когда все эти листики подсохнут, мы с вами закончим нашу осеннюю картинку, на которой рассматривали дерево и называли его части.

3. Итог занятия.

- Ребята, вы сегодня показали хорошие знания. Напомните мне, о чем мы говорили? Я вами очень довольна, вы все молодцы. На этом наша встреча заканчивается!!!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх