Гигиенические требования к уходу за кожей ребёнка. Личная гигиена детей дошкольного возраста

Гигиена кожи у детей

Гигиена кожи имеет большое значение в профилактике не только кожных, но и других, особенно желудочно-кишечных заболеваний.

Для ухода за кожей детей надо иметь специальные ванны, где их купают, мягкие мочалки, детское мыло, растворы перманганата калия и борной кислоты, очищенное минеральное масло, детский крем, вату и ватные палочки, марлевые тампоны, небольшие ножницы и пр.

В первые месяцы жизни ребенка лицо и руки его протирают ватными тампонами, смоченными в кипяченой воде; каждый глаз протирают отдельным тампоном от наружного угла к внутреннему. С 5- 6 мес ребенка можно умывать без помощи тампонов водой комнатной температуры начиная с глаз.

Для очистки носа можно использовать ватные палочки или ватные жгутики (турунды), которые сворачивают мокрыми ладонями.

При уходе за ушами ни в коем случае не следует пользоваться твердыми предметами, так можно случайно повредить барабанную перепонку.

Необходимо следить за тем, чтобы малыш все время находился в чистой и сухой одежде и пеленках. Следует помнить, что под подгузниками и пеленками возникает более влажная и теплая среда, нарушается рН кожи, увеличивается активность микрофлоры, а это может привести к раздражению кожи. Частая смена подгузников (памперсов) препятствует неблагоприятному воздействию на кожу мочи, фекалий. С целью профилактики следует использовать увлажняющее мыло, которое предотвращает потерю влаги после мытья, увлажняющий лосьон, смягчающий трение, увлажняющий крем.

После акта дефекации ребенка надо подмыть теплой проточной водой (температуры 36-37 °С), обсушить, осторожно прикладывая мягкое полотенце или простынку, и завернуть в чистое сухое белье.

Начинать купать ребенка можно после отпадения пуповины и только в том случае, если пупочное кольцо «не сочится», т. е. отсутствуют капельки крови на пеленке. В первую половину года, когда кожа малыша особенно нежная и ранимая, гигиеническую ванну надо делать ежедневно, с 6 мес его можно купать через день, после года - 2 раза в неделю, а после 3 лет - раз в неделю и обязательно ежедневно мыть ноги. Купание стимулирует функции кожи, циркуляцию крови, развивает нервную систему и психофизическую моторику ребенка, оказывает закаливающие действие.

В первые 2 мес жизни ребенка купают в кипяченой воде с использованием современных средств: пены для купания (не содержащей мыла), шампуня, детского мыла, очищающего лосьона, масла и крема. В дальнейшем его можно купать в сырой воде с использованием тех же средств.

Перед купанием надо чистыми руками промыть детскую ванночку горячей водой с мылом, на дно ее положить чистую пеленку и налить воду температуры 36-37 °С. Температура воздуха в помещении, где купают ребенка, в первые месяцы его жизни должна быть 22 °С, а затем 20 °С. Ребенка осторожно погружают в воду, головку кладут на предплечье.

В первые дни взрослый сначала рукой, а затем мягкой губкой или варежкой, специально сшитой из мягкой ткани, моет тело ребенка водой (с мылом малыша купают не каждый день, а 2-3 раза в неделю). Во время купания (оно продолжается не более 5-7 мин) надо следить, чтобы вода не попадала в глаза, уши и нос. После того как тело ребенка будет вымыто, чистой кипяченой водой ему моют голову и лицо, а затем, повернув вниз лицом, его обливают водой, температура которой на 1 -2 °С ниже температуры воды в ванной.

После купания тело ребенка осторожно обсушивают мягкой простыней, а кожные складки смазывают современными средствами по уходу за кожей. Ногти на пальцах рук и ног обрезают ножницами, предварительно протертыми антисептиком..

Детям в возрасте 2-2,5 лет начинают прививать гигиенические навыки по уходу за своим телом: учат правильно умываться, мыть руки перед едой и при всяком их загрязнении (после игр в песке, общения с животными, после туалетной и т.д.).

Обслуживающий персонал дошкольного учреждения должен ежедневно осматривать кожу ребенка и обращать внимание даже на небольшое ее покраснение или незначительную сыпь. При каждом изменении состояния кожи малыша следует показать врачу.

Кожные болезни и их профилактика у детей. Причины заболевания

Изменение состояния кожного покрова у детей и видимых слизистых оболочек может быть обусловлено разными причинами. Чем моложе ребенок, тем легче у него возникают и, как правило, тяжелее протекают кожные заболевания. Это связано с тем, что кожа детей нежная и ранимая, а сопротивляемость организма к разного рода вредным влияниям, в том числе и микроорганизмам, еще незначительна. Недостаточное регулирующее влияние нервной системы, желез внутренней секреции в раннем возрасте нередко приводит к своеобразному течению кожных заболеваний, а богатство кожи детей кровеносными и лимфатическими сосудами делает реакции ее более интенсивными.

Часть кожных заболеваний связана с врожденными пороками развития кожного покрова и проявляется в виде неправильного процесса ороговения, образования на коже пузырей и других поражений. Другие заболевания кожи - это лишь симптомы инфекционных (корь, скарлатина, ветряная оспа, краснуха) или неинфекционных (нервные, эндокринные, желудочно-кишечные) болезней. В подобных случаях на коже ребенка появляются ограниченные или распространенные поражения в виде сыпей, экземы, крапивницы и т.д. У некоторых детей поражения кожи могут возникнуть в связи с тем, что они плохо переносят либо определенные виды пищи, либо некоторые запахи или медикаменты. В каждом таком случае надо выяснить и исключить причину, вызнавшую поражение кожи. Заболевания кожи могут возникнуть и в результате воздействия на нее механических, химических, термических факторов, а также лучистой энергии. Любое поражение кожи может осложниться гнойничковыми, грибковыми и другими заболеваниями.

В ряде случаев гнойничковые, грибковые, вирусные заболевания кожи возникают самостоятельно. Большая подвижность детей, склонность их к игре с землей, в песке, с домашними животными нередко приводят к повреждению кожного покрова, в результате чего микроорганизмы легко проникают через кожу. Надо помнить, что большинство гнойничковых, грибковых и вирусных заболеваний заразны и могут легко передаваться ребенку от больных людей и животных.

Изменения нормального состояния кожного покрова и видимых слизистых оболочек ребенка может информировать воспитателей о возможности возникновения тех или иных инфекционных заболеваний. В таких случаях надо принять соответствующие меры, препятствующие их распространению (краснуха, корь, скарлатина, ветряная оспа, гнойничковые и грибковые поражения кожи, конъюнктивит и др.). К таким изменениям относится появление так называемых первичных морфологических элементов сыпи: пятнышка, пятна, узелка, пузырька, пузыря, волдыря, гнойничка.

Пятнышко (розеола) - элемент размером от 1 до 5 мм бледно-розового цвета на более или менее ограниченном участке, по плотности не отличается от здоровых участков и не возвышается над окружающими тканями. Образование из группы розеол, каждая из которых имеет размеры около 1 мм, рассматривается какмелкоточечная сыпь . Такая разновидность сыпи встречается при скарлатине, сыпном тифе.

Пятно (макула) характеризуется изменением цвета кожи от бледно-розоватой до синюшно-красной и обусловлено расширением кровеносных сосудов кожи. Различаютвоспалительные иневоспалительные пятна. Пятна бывают размером от 5 мм и более.

Первые из них исчезают при надавливании на кожу предметным стеклом или пальцем и вновь появляются после прекращении давления. Пятна размером от 5 до 10 мм носят название мелкопятнистой сыпи, которая встречается при краснухе, а размером более 10 мм - крупнопятнистой, появляется при кори. Невоспалительные пятна характеризуются отсутствием воспалительных явлений в коже. При надавливании на кожу предметным стеклом или пальцем эти пятна не исчезают.

К невоспалительным пятнам относят геморрагические пятна (пурпура): петехии, экхимозы, кровоподтеки, пятна, появляющиеся вследствие неправильного развития сосудов (сосудистые родимые пятна, телеангиэктазии), а также гиперпигментированные и депигментированные пятна.

Узелок (папула) - резко отграниченное, плотное, слегка возвышающееся над поверхностью окружающей кожи бесполосное образование разнообразной окраски. Величина узелков может быть различной - от 2-3 мм до 2-3 см и более. Этот вид элементов при сочетании с розеолами образует розеолозно-папулезную, а в сочетании с пятнами - пятнисто-папулезную сыпь, которая встречается при кори.

Волдырь - островоспалительный несколько возвышающийся над уровнем кожи бесполосной элемент величиной от 2-3 мм до 10 см и более, красного, бледно-розового или белого цвета, обычно быстро и бесследно исчезающий. Возникает в результате ограниченного островоспалительного отека сосочкового слоя кожи с одновременным расширением капилляров. Появление на коже волдырей сопровождается сильным зудом.

Пузырек (везикула) - поверхностное, в пределах эпидермиса, слегка выступающее над окружающей кожей полостное образование, содержащее серозную жидкость. Величина пузырька колеблется от 1 до 3-5 мм. В процессе развития пузырек может вскрыться, образован эрозию, подсохнуть, образуя чешуйки, или оставить после себя временную гиперпигментацию (депигментацию).

Пузырьки наблюдают при таких заболеваниях, как ветряная оспа, экзема, дерматит.

Пузырь - полостной элемент, подобный пузырьку, но большей величины; иногда его диаметр достигает 3 -5 см и более; расположен в верхних слоях эпидермиса и под эпидермисом. Содержимое пузырей может быть серозным, кровянистым и гнойным.

Пузыри встречаются при таких заболеваниях, как пузырчатка, стрептококковое импетиго, эпидермофития стон и др.

Гнойничок (пустула) - полостной островоспалительный элемент с гнойным содержимым. Гнойничок полушаровидной формы, размером от 1 до 10 мм, зеленовато-желтого цвета, окружен воспалительным венчиком. Он может образоваться первично или вторично из пузырьков либо воспалительных узелков. Наиболее часто гнойнички локализуются в области волосяных фолликулов.

Потница и опрелость у детей

Потница и опрелость - незаразные заболевания кожи, возникающие чаще всего при неправильном уходе за ребенком.

Потница - раздражение кожи, вызванное скоплением нота под эпидермисом; может возникнуть у ребенка при чрезмерном его укутывании, редком купании.

При потнице на коже туловища, в складках и соприкасающихся поверхностях, на коже затылка и волосистой части головы обычно одновременно возникают множественные гнойнички размером с булавочную головку, бывают окружены незначительным воспалительным ободком. Для предупреждения потницы ребенка надо регулярно купать, использовать современные средства ухода за кожей (высокоочищенное минеральное масло, крем, присыпки, салфетки), не кутать при пеленании, своевременно менять памперсы (подгузники).

Полезны воздушные ванны, во время которых дети лежат раздетыми в теплой комнате, а в летнее время года - на воздухе в тени.

Опрелость - покраснение, слущивание кожи, появление трещин в ее складках. Возникает у детей в тех случаях, если им долго не меняют мокрую одежду, пеленки, редко купают их. Чаще всего опрелость появляется в паховых складках, подмышечных ямках,на шее, за ушами Кожу малыша в этих случаях рекомендуется обработать детским кремом, который, оказывая бактерицидное действие на микрофлору, препятствует образованию излишней влаги и естественных выделений.

При сухости кожных покровов и образовании на ней <корочек», рекомендуется протирать такие места маслом, которое увлажняет кожу, хорошо впитывается и не препятствует естественному дыханию кожи.

Гнойничковые заболевания у детей

Кожа детей легко загрязняется, во время игры или работы на участке, в саду, огороде. Пыль, грязь и содержащиеся в них микроорганизмы - стафилококки и стрептококки - внедряются в кожные бороздки, углубления и неровности. Грязь раздражает кожу, вызывает зуд и расчесы, через которые, так же как через царапины, ссадины и раны, гноеродные микроорганизмы проникают в глубь кожи, нередко вызывая гнойничковые заболевания Они чаще всего протекают в виде стрептодермии и стафилодермии.

Стрептодермии - это гнойничковые поражения кожи, вызванные стрептококками; характеризуются поверхностным поражением гладкой кожи и ее складок (импетиго, заеда, паронихия).

Импетиго (от лат.impetus - внезапный) отличается высокой контагиозностью и характеризуется высыпанием пузырьков на покрасневшем фоне. На месте проникновения гноеродного микроорганизма, чаще на открытых частях тела; углы рта (заеда), за ушами, валик ногтя (паронихия) - образуется сначала красное пятно или припухание, а затем пузырек размером от булавочной головки до десяти копеечной монеты. Вскоре пузырек превращается в гнойничок, который при подсыхании докрывается тонкой желто-оранжевой корочкой («медовая корка»). Рядом образуются новые пузырьки и корки. Заболевание легко переходит не только с одного места кожи на другое, но и от одного ребенка к другому, поэтому больного надо отделить от других детей.Стафилодермии - гнойничковые заболевания, вызываемые стафилококками; характеризуются поражением придатков кожи (фолликулы волос, потовые и сальные железы).

Фолликулит - воспалительное поражение волосяного мешочка. Заболевание характеризуется появлением небольших, величиной 1 -2 мм гнойничков, пронизанных в центре волосом и окруженных узкой розовой каймой. При благоприятном течении через 3-4 дня содержимое гнойничков подсыхает, образуются желтоватые корочки, после отпадения которых на коже не остается следов (рис. 27, а).

Фурункул (чирей) - острое воспаление волосяного фолликула, сальной железы и подкожной жировой клетчатки. За 3-5 дней фурункул увеличивается, достигая размеров лесного ореха и больше.

Кожа в области фурункула краснеет, истончается. После вскрытия в центре видны омертвевшая ткань и язва, после заживления которой остается рубец. Если в ранних стадиях развития фурункула принять необходимые меры (наложение чистой ихтиоловой повязки, физиотерапевтическое лечение и др.), он может рассосаться, и тогда рубец не образуется (рис. 27, б).

Карбункул - нагноение нескольких фолликулов, расположенных рядом. Воспаляются большие участки подкожной жировой ткани. Наблюдаются недомогание, головные боли, повышается температура тела Особенно опасно, если карбункул образуется на лице, так как гнойный процесс может проникнуть в оболочки мозга (рис. 27, в).

При гнойничковых заболеваниях не рекомендуется давать детям шоколад, мед, варенье, конфеты, острые продукты и копчености. Для предупреждения гнойничковых заболеваний необходимо повышать общую сопротивляемость организма, обеспечивать полноценное питание с достаточным количеством витаминов, правильный режим, выполнять гигиенические правила ухода за кожей и одеждой.

Грибковые заболевания у детей

Трихофития (от греч.trichos - волос,phyton - растение) в быту называется стригущим лишаем.

Источником заболевания является больной человек или вещи, которыми он пользовался. Некоторые разновидности болезни передаются от животных (лошадь, рогатый скот, собака). Страдают главным образом дети, чаще мальчики в возрасте от 4 до 15 лет. Инкубационный период заболевания составляет от нескольких дней до 1,5 мес. При заболевании могут поражаться и гладкая кожа, и волосистая часть головы, и ногти. На коже, чаще всего лица, шеи и рук, образуются резко ограниченные зудящие розовато-красные круглые пятна. Они имеют наклонность к распространению, могут сливаться между собой и в дальнейшем сопровождаются шелушением. На голове поражается как кожа, так и волосы. Грибы внедряются в волосяные мешочки, а оттуда в волосы, которые теряют блеск, становятся матовыми, как бы запыленными, легко обламываются. Кожа пораженной части головы покрывается серовато-белыми чешуйками. При поражении ногтей в толще их образуются сероватые или желтоватые пятнышки. Ногти теряют свой блеск, становятся ломкими, края их легко крошатся. При микроскопическом исследовании пораженных отделов кожи, волос и ногтей обнаруживают в них колонии грибов. Своевременное и правильное лечение способствует благоприятному исходу заболевания, а рост волос в пораженных местах восстанавливается.

Чесотка - болезнь, возникающая вследствие проникновения под верхний слой кожи рук, ног, а иногда и туловища чесоточного клеща. Чесоточный клещ принадлежит к семейству членистоногих. В 95 % случаев заражение происходит при длительном и тесном контакте с больным человеком. Непрямая передача заражения возможна через одежду и постельные принадлежности. Естественная жизнестойкость клеща, извлеченного из кожи человека, довольно слабая: взрослые формы живут не более 2 суток при температуре 22 °С. При температуре, превышающей 55 °С, клещ погибает в течение 10 мин.

Термическая обработка вещей (стирка белья и постельных принадлежностей при температуре воды, превышающей 55 °С) практически устраняет возможность непрямой передачи возбудителя.

Больной чесоткой немедленно должен быть изолирован от окружающих. Нательное и постельное белье больных кипятят, а одеяла, матрацы, подушки и верхнее платье подвергают химической дезинфекции или проветривают в течение 10- 12 дней. Переболевшие дети допускаются в коллектив только после полного излечения.

Чтобы были организованы условия для правильного роста, развития и поддержания здоровья ребенка, нужно соблюдать некоторые правила. Гигиена детей дошкольного возраста очень важна, и это касается также школьников.

Гигиена детей дошкольного возраста

Здоровый сон, полноценное питание, купание, отсутствие детских вредных привычек (например, берет пальцы в рот, трет глаза) и многое другое, что касается гигиены, очень важно.

Режим дня

Режим лучше настроить так, чтобы он не давал сбоев. Имеется в виду то, что ежедневно нужно придерживаться одной и той же последовательности действий. Это касается не в целом жизни малыша, а основных ее компонентов, без которых не обойтись.

Первое и главное, с чего все начинается, - это питание по определенным часам. Когда график кормления выстраивается, малыша учат мыть руки. Нельзя забывать про соблюдение этого правила, потому что в дальнейшем режим будет основываться на привычке соответствовать привычному ладу.

Что касается гигиены, то дневной сон должен сопровождаться предварительным походом «на горшок». После туалета, соответственно, всегда моют руки. Касается это не только взрослых, но и детей, даже если они не прикасались к горшку или нижней одежде.

Вечером дети умываются. После кормления они играют, затем отправляются в ванную и чистят зубы. Не забывайте, что вытираться полотенцем необходимо после каждого контакта с водой.

Важно! Часто дети облизывают пальцы, дотрагиваются ими до носа, трут глаза. Нужно постоянно объяснять, что этого делать нельзя, а также озвучивать причину – можно заболеть.

Как правило, дети дошкольного возраста ложатся спать в 21:00-22:00, а просыпаются в 07:00-08:00. Дневной сон длится 2-3 часа с 13:00 до 15:00. Если речь идет о годовалых детях и новорожденных, режим сна и питания другой.

Умывание

Умываться нужно правильно – тщательно мылить ручки, а затем круговыми движениями массировать кожу лица, верха шеи. Покажите, как сделать так, чтобы вода не текла по телу, а капала в раковину.

Правила гигиены по уходу за кожей детей простые:

    Перед умыванием обязательно нужно помыть руки, а затем смыть водой мыло. Это позволит избежать ситуацию, когда грязь, которая была на руках, попадает на лицо и слизистые оболочки.

    Мыть руки нужно не меньше минуты, а затем только умываться.

    Перед умыванием нужно повторно намылить руки или нанести специальное средство.

    Действия при умывании простые – подушечками пальцев нужно водить по кругу во внешнюю сторону. Если у малыша не получается, помогите им понять направление движений, подталкивая его пальчики.

    После умывания малыш тщательно смывает пену водой.

Следующий шаг – чистка зубов.

Гигиена полости рта у дошкольников

Чистить зубы нужно утром и вечером – дважды в день. Делают это после последнего приема пищи и перед первым. Если малыш захотел поесть после того, как процедура была завершена, ему нужно прополоскать рот водой, а только потом идти спать.

Учить держать зубную щетку малыша несложно – дети обычно быстро понимают суть движений, если взрослые помогают в первые дни. Для этого нужно дать ребенку щетку, а затем своей рукой показать, как малыш должен действовать.

Правила гигиены для детей простые и незамысловатые. Не нужно просить ребенка пользоваться ополаскивателями или другими дополнительными средствами – детской зубной пасты вполне достаточно для ухода за полостью рта.

Пользование носовым платком

Дети не любят, когда родители вытирают им нос платком или салфеткой при насморке. Это не удивительно, ведь малыш не контролирует дыхание, поэтому ощущает дискомфорт. Применение силы взрослым тоже не доставляет приятных ощущений. При первых проявлениях сопротивления со стороны ребенка можно начать учить его самостоятельно пользоваться платком.

Первый способ – найти интересный стишок, который поможет подбадривать малыша. Ребенок запомнит последовательность слов и будет воспринимать процедуру, как нечто позитивное.

Обращайте внимание на положительные внешние качества ребенка. Если он сопротивляется, расскажите ему, что с чистым и красивым носом он гораздо лучше. Следите за реакцией и подбирайте подход, но не забудьте похвалить за успех.

Такие основы гигиены детей, как использование платка, должны пополняться дополнительными знаниями. Расскажите, что платок нужно стирать, поэтому в случае его загрязнения нужно позвать взрослых. Платок разворачивается, сворачивается, используется в двойную – этому нужно научить малыша, показать все «фокусы», которые помогут не просто усвоить урок, но и развиваться.

Купание

Купать малышей нужно ежедневно. Делают это вечером, между предпоследним и последним приемами пищи. Купают в проточной воде, в которую добавляют детскую пенку. Шампунь для волос лучше использовать специальный.

Чтобы ребенок знал основы гигиены детей дошкольного возраста, нужно постоянно о них напоминать. Если мочалка для малыша будет выполнена в ярком оформлении, оснащена резиновой игрушкой, ребенок охотней начнет ей пользоваться.

Научить малыша купаться самому можно уже в 3 года, но контроль со стороны родителей должен сохраняться до 7 лет.

Гигиена волос и ногтей

Правила личной гигиены детей дошкольного возраста, касающиеся волос и ногтей:

    Срезать отросшие ногти нужно раз в неделю. Иначе под ними накапливается грязь, которая может попасть в рот, нос или глаза, вызвав развитие заболеваний.

    Нельзя сильно активно пытаться срезать свободный край ногтей – можно повредить ногтевую пластину или сделать больно малышу.

    Волосы ребенка можно мыть детским шампунем – он значительно мягче по составу.

    Во время мытья волос тщательно распределяйте пену и несколько минут массируйте кожу голову.

    Смывайте пену хорошо, под проточной водой в течение нескольких минут.

Соблюдая основные правила ухода за малышом дошкольного возраста можно научить его соблюдать гигиену и поддерживать здоровье.


Гигиена детей школьного возраста

Чтобы правила личной гигиены для детей школьного возраста безукоризненно соблюдались, их нужно ввести в привычку.

Режим дня

Какими бы ни были сложными занятия, ложиться спать ребенку нужно в положенное время. Заставлять решать уроки допоздна не рекомендуется – это нарушает режим и сбивает с привычного ритма. Проблему нехватки времени придется решать другим путем.

По традиции ребенок перед сном кушает, затем идет в туалет, умывается, чистит зубы и ложится спать. Ничего страшного не произойдет, если малыш после ухода за собой еще некоторое время будет активным – посмотрит мультфильмы, почитает книгу, поиграет.

Просыпаться лучше раньше, чем позже. Утром ребенок будет ощущать себя бодрее, а значит, обучение в школе даст лучшие плоды.

Умывание и уход за кожей лица

Ухаживать за кожей лица нужно по возрасту. Правила личной гигиены школьника остаются такими же, как и раньше, только теперь ребенок должен анализировать состояние своей кожи, наносить на ссадины, синяки или раны специальные крема.

Детский срем используется перед выходом на улицу, если погода холодная. При слишком низкой температуре (ей можно счесть даже -1) защита кожи нужна обязательно.

Для школьников подросткового возраста могут пригодиться средства для борьбы с угрями – тоники, гели для умывания, крема. Их используют после умывания в соответствии с рекомендациями дерматолога.

После каждого умывания важно пользоваться чистым полотенцем, вытирать руки и стараться не прикасаться к лицу, глазам, губам, носу.

Уход за волосами и ногтями

До 13 лет ребенку достаточно мыть волосы детским шампунем – его состав максимально адаптирован под детскую структуру. С 14 лет можно переходить на взрослый шампунь. Если у девочки длинные волосы, которые стали быстро загрязняться, если наблюдается жирность или сухость, можно обратиться к трихологу или протестировать применение шампуня для взрослых.

Выкручивать детские волосы от воды нельзя. Их аккуратно заворачивают в полотенце, чтобы не повредить структуру. Мыть можно реже, чем купаться – процедур очистки головы хватит до четырех в неделю, но и ежедневный режим не исключен.

До 13 лет ногти срезают оптимально близко к коже, но и переусердствовать нельзя. С возраста 14 лет вполне допустимо оставлять свободный край чуть удлиненным. Пользоваться лаками все еще не рекомендуется, но теперь основная цель – не допускать накапливания грязи.

Если ногти вымазались, очистить можно с помощью тщательного мытья рук с применением специально отведенной щеточки.

Гигиена полости рта

О том, как правильно чистить зубы, почему это важно и какая периодичность считается лучшей, рассказывает врач стоматолог в специальном кабинете. Большинство школ направляют учеников на консультации.

Правила личной гигиены для детей школьного возраста простые – ребенок утром и вечером чистит зубы в течение двух минут. Можно посоветовать ориентироваться по количеству движений – с помощью подсчета время пройдет быстрее и будет лучше контролироваться.

Ополаскивателями и дополнительными средствами пользоваться не рекомендуется раньше 16 лет – их использование актуально при возникновении определенных проблем.

После того, как в школьника начнут меняться зубы, нужно тщательно следить за их состоянием, чтобы вовремя направить к врачу. Самостоятельно проводить мероприятия без участия специалиста крайне не рекомендуется.

Если во рту появилась рана, полость поласкают антисептическим раствором, пригодным для соответствующего применения.


Интимная гигиена

Мальчикам как можно раньше важно объяснять, что следить за состоянием чистоты половых органов очень важно – между складочками кожи накапливается грязь или влага, которые влекут появление инфекций.

Когда стоит начать проводить информационную работу? В период, когда вы самостоятельно купаете ребенка – в 5-6 лет.

Девочкам тоже лучше рассказать все заранее. Объясните детям, как они должны посещать туалет в школе, как относиться к сидениям, чистоте санузла. Они должны быть полностью готовыми к полноценному использованию туалетной бумаги.

Лучше с детства объяснить и девочке, и мальчику, что правила гигиены для школьников предусматривают соблюдение условий, когда половые органы остаются в сухости.

Если ребенок по какой-то причине не будет сегодня принимать душ, он должен подмыться.

Итог

Детская гигиена – очень важный элемент воспитания. От того, насколько быстро и точно вы научите малыша поддерживать свое тело в чистоте, настолько крепко он впитает полученную информацию и будет применять ее в жизни.

Обращайте внимание на то, как ребенок чистит зубы, не забывает ли он делать это по утрам и вечерам. Делайте замечания, если касается руками глаз и губ. Отвечайте на все вопросы, не игнорируйте просьбы, и в таком случае здоровье и гигиена ребенка останутся на высоком уровне.

Нататья Силянкова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6 «Буратино»

Конспект

по образовательной области «Познавательное развитие»

в группе общеразвивающей направленности

для детей от 5 до 6 лет «Почемучки»

Тема : «Кожа . Гигиена кожи ребенка »

Подготовила : воспитатель

Н. А. Силянкова

Мегион, 2014

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет

Тема : «Кожа . Гигиена кожи ребенка »

Программное содержание :

1. Дать детям элементарные валеологические знания о коже , её свойствах (кожа защищает органы от ударов, воды; это орган выделения).

2. Расширять знания детей о правилах ухода за кожей частей тела (рук, ног, туловища) .

Закрепить алгоритм мытья рук.

4. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье, давать оценку фактов, ухудшающих и улучшающих здоровье человека.

Словарная работа : усвоение новых слов и понятий - лупа, микробы, пот, жировые выделения.

Оборудование : лупы, зеркала, схема мытья рук, письмо от Мойдодыра, мыло, салфетки, бумажные полотенца.

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь и детям передают огромный конверт с письмом от Мойдодыра. Воспитатель с детьми вскрывают письмо и читают :

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо.

И прошу вас мыть почаще

Ваши руки и лицо.

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите, не беда!

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода.

Будете вы чистыми,

А значит и здоровыми!

Ваш Мойдодыр.

Ребята, а как вы думаете, быть здоровыми очень важно? Конечно. Только здоровый человек может радоваться жизни. Ему легко играть и работать. Посмотрите на наших гостей и на себя. Какие части тела человека вы можете назвать? (руки, ноги, голова, туловище)

Молодцы! Всё правильно. Тело человека состоит из туловища, головы, рук и ног. А чем покрыты все части тела? Все части тела покрыты кожей. Давайте все вместе рассмотрим свою кожу на руках. Потрогайте её, немного потяните.

Что вы можете сказать о коже? Какая она? (ответы детей) .

Правильно! Конечно, наша кожа гладкая , мягкая, легко растягивается. Да, а вы видите, на коже есть небольшие складки? Как вы думаете, для чего нужны складки на коже? (ответы детей)

Давайте мы с вами кое- что проверим. Присаживайтесь за столы. Положите на стол левую руку ладонью вниз; сверху на пальцах хорошо видны складки. Правой рукой захватите складки кожи на каком- либо пальце левой руки. Теперь попытайтесь согнуть этот палец. У вас получается? Почему? Теперь отпустите складки и согните палец. Он снова сгибается свободно!

Так значит, для чего нужны складки на коже? (ответы детей)

Да, вы молодцы! Все правильно. Складки нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев.

Сегодня я приготовила для вас на занятие интересные предметы. Вы знаете что это? Это лупа. С её помощью мы можем увидеть все в увеличенном виде. Это потому, что основной частью в лупе является увеличительное стекло.

Сейчас мы с вами посмотрим через лупу на кожу руки. Что вы видите? (ответы детей) Через лупу на коже видны небольшие дырочки - поры и мелкие волоски. Через поры на поверхность кожи выделяются жир или жировые выделения. Мы сейчас с вами кое- что проверим. Проведите пальцем по своему лбу, затем приложите палец к зеркалу. Что вы после этого увидели на зеркале? Правильно, жирное пятно.

Как вы думаете, для чего на нашей коже присутствует жир? (ответы детей) Жир смазывает кожу, делает её мягкой, не дает ей пересыхать. Чаще других пересыхает кожа на тыльной стороне ладони. Почему так случается, что кожа пересыхает ? Это бывает, когда человек вымоет руки и недостаточно сухо их вытрет полотенцем, а после выйдет на улицу. От ветра кожа быстро сохнет , сильно натягивается и начинает шелушиться. А иногда на ней даже могут появиться трещинки, из которых сочится кровь. Человек при этом испытывает сильную боль. Через эти трещины вглубь кожи могут попасть микробы и вызвать различные заболевания. Ранки могут даже загноиться. Поэтому после мытья обязательно насухо вытирайте и руки, и лицо. Не выходите с влажными руками и лицом на улицу.

Ребята, как вы думаете, что нужно делать, если кожа все- таки пересохла на каком-то участке тела? (ответы детей)

Правильно! Кожу нужно смазать на ночь детским кремом.

Физкультминутка :

Сейчас мы немножко разомнемся. Поиграем в игру «Полезно - не полезно» . Я вам буду бросать мяч со словами. Если это полезно, вы мяч ловите. Начинаем : прыгать, есть снег, танцевать, делать зарядку, ходить по морозу без рукавичек, гулять, дышать свежим воздухом.

Молодцы! Вы со всем справились.

Сейчас я хочу вас проверить. Буду задавать вам вопросы :

1. Как часто надо мыть руки?

2. Почему после мытья руки надо тщательно вытирать?

3. А зачем вообще надо мыть руки?

Ребята, давайте мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что за чем?»

Перед вами лежат перевернутые карточки, каждый возьмите по одной карточке. Посмотрите на них. Что вы там увидели? (ответы детей) Наша гостья кукла Алёнка совсем запуталась, она не помнит, как правильно мыть руки. Что надо делать сначала, а что потом. Поможем Алёнке? (объяснить правила игры, нужно выложить схему мытья рук последовательно) Дети по очереди выкладывают схему, потом сами проверяют правильность расположения карточек.

Какие вы молодцы! Вы знаете для чего и как надо мыть руки, значит, вам не страшны микробы.

А в письме есть еще одно стихотворение :

По воздуху летают плохие микробы,

На кожу попадают плохие микробы.

Сквозь ссадины и ранки стремятся спозаранку

Проникнуть в нас плохие микробы.

Мойте руки с белым мылом,

Пропадут микробы навсегда!

Защищают нашу кожу

Солнце, воздух, мыло и вода!

Скажите ребята, а кожа важна для человека ? (ответы детей)

Правильно, она защищает наш организм от микробов и принимает на себя все повреждения. Зачем нужно тщательно вытирать руки и лицо полотенцем? (ответы детей)

Молодцы!

Сегодня на занятии вы все были внимательны и активны. Я вами горжусь. А Мойдодыр прислал для нашей группы подарки : мыло, салфетки и бумажные полотенца.

Являясь покровом тела, кожа предохраняет организм от вредных влияний окружающей среды (слишком низкая или чрезмерно высокая температура окружающего воздуха, резкие колебания температуры, воздействие химических факторов, пыль и т. п.). Она также предохраняет организм от проникновения в него патогенных микроорганизмов. Наряду с этим, кожа является органом теплорегуляции организма, так как через неё происходит отдача тепла.

Кроме того, в коже имеются сальные железы, выделяющие сало для смазывания кожи и волос. Наконец, кожа является органом осязания.

Определённую роль кожа играет и в обмене веществ, так как через неё выделяется пот, содержащий некоторое количество продуктов распада. Однако у здорового человека эта деятельность кожи крайне незначительна. Лишь при заболеваниях почек выделительная функция кожи может резко усилиться, приобрести существенное значение.

Столь многообразные функции кожи объясняются сложным её строением и выдвигают целую систему гигиенических мероприятий, имеющих целью охранение её функций и закаливание.

Существенна роль кожи в регулировании тепла в организме. Для нормальной жизнедеятельности организма необходима определённая температура его тела. Хотя выработка тепла в организме и температура окружающей среды не всегда одинаковы и могут колебаться в значительных пределах, температура тела человека остаётся почти неизменной (колебания в пределах нескольких десятых градуса), за исключением болезненных состояний.

Теплопродукция в организме происходит за счёт химических превращений в мышцах, печени, почках и других органах. Работа мышц скелета значительно повышает выработку тепла организмом. Выработка тепла в организме происходит также и при приёме пищи вследствие химических превращений питательных веществ в процессе пищеварения.

Отдача тепла организмом наружу происходит путём проведения, лучеиспускания и испарения пота. При прикосновении человека к холодным предметам имеет место проведение тепла из организма. Проведение и излучение тепла организмом происходят и при соприкосновении его с окружающим воздухом. Чем ниже температура наружного воздуха и чем сильнее его движение, тем больше организм отдаёт тепла наружу. Отдача тепла организмом ещё более усиливается, если в наружном воздухе много водяных паров, так как в последнем случае воздух лучше проводит тепло. Потеря тепла организмом путём излучения происходит тем интенсивнее, чем ниже температура окружающей среды. Отдача тепла организмом происходит путём испарения в результате деятельности потовых желез. При испарении отдача тепла будет тем большей, чем суше и подвижнее окружающий воздух.

Организм человека обладает способностью теплорегуляции, в осуществлении которой кожа играет огромную роль благодаря наличию в ней обильной сети кровеносных сосудов. При низкой температуре окружающего воздуха кровеносные сосуды в коже сжимаются, в результате чего уменьшается количество проходящей по ним крови. Вследствие этого уменьшается отдача тепла организмом. Наоборот, при более высокой температуре окружающего воздуха происходит расширение кровеносных сосудов в коже, по ним проходит увеличенное количество крови, и таким образом увеличивается теплоотдача. Она возрастает также при высокой температуре наружного воздуха в результате активизации деятельности потовых желез, и как следствие этого усиливается испарение с поверхности кожи.

При нарушении теплорегуляции в одних случаях может иметь место охлаждение организма, в других - перегревание. Значительное перегревание организма влечёт за собой возникновение теплового удара, часто оканчивающегося смертью.

Кожа и слизистые оболочки являются не только механическим барьером для проникновения микробов.

Известно, что микробы, нанесённые на кожу человека, через некоторое время погибают, причём особенно быстро погибают микробы, если они наносятся на тщательно вымытую кожу. Наблюдения показали, что нанесённые на немытую кожу рук микробы из паратифозной группы в течение первых 10 минут уменьшились в своём числе на 5%; эти же микробы, помещённые на тщательно вымытые руки в тот же отрезок времени уменьшились в числе на 85%.

Отсюда следует, что мытьё рук не только механически освобождает их от микробов, но способствует гибели микробов, находящихся на руках, т. е. самообеззараживанию рук.

Самообеззараживающим действием обладают также слизистые оболочки рта, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, мочеполовых органов.

Это свойство кожи и слизистых оболочек объясняется наличием в них особых веществ (лизоцим и др.), обладающих бактерицидным (убивающим микробов) действием. Лизоцим содержится в слезах, слюне и различных органах животного. Лизоцим растворяет и убивает многие виды болезнетворных микробов.

Одной из основных особенностей кожи детей и подростков является то, что поверхность её у них относительно больше, чем у взрослых. Чем младше ребёнок, тем большая поверхность кожи приходится у него на 1 кг веса тела. Абсолютная поверхность кожи у детей по вполне понятным причинам меньше, чем у взрослых, и с возрастом постепенно увеличивается. Относительная же поверхность кожи по мере роста тела, наоборот, уменьшается.

Так, по данным Сычёва на 1 кг веса тела приходится следующее количество поверхности кожи:
- у новорождённого - 704 см2;
- у ребёнка 1 года - 528 см2;
- у ребёнка 6 лет - 456 см2;
- у ребёнка 10 лет - 423 см2;
- у подростка 15 лет - 378 см2;
- у взрослого - 221 см2.

Эта особенность кожи детей и подростков имеет весьма большое значение, поскольку она обусловливает значительно большую теплоотдачу по сравнению с организмом взрослого. И чем моложе ребёнок, тем в большей мере это выражено. В соответствии с тем, что теплоотдача у ребёнка больше, чем у взрослого, у него возрастает потребность в теплообразовании. Поэтому и теплообразование у детей и подростков относительно (на единицу веса тела) больше, чем у взрослых.

У детей и подростков в связи с относительно большей поверхностью кожи по отношению к весу тела обмен протекает более интенсивно, чем у взрослых, - эти данные подтверждаются также опытами над животными различных возрастов.

Помимо сказанного, в строении и жизнедеятельности кожи у детей и подростков имеются и другие особенности. Так, эпидермису детей, особенно в раннем детстве, значительно более тонок, чем у взрослых. Эта особенность кожи детей содействует более быстрому охлаждению тела. Кроме этого, верхние слои эпидермиса у детей легко слущиваются и тем самым обнажаются глубже лежащие слои, что облегчает возможность занесения в кожу инфекции, которая в свою очередь легко может распространяться при посредстве кровеносных и лимфатических сосудов по всему организму. Тонкость, нежность и сравнительно большая ранимость верхнего слоя кожи у детей создаёт почву и для развития у них кожных заболеваний, главным образом, заразного характера (чесотка , парша , стригущий лишай и др.).

Второй слой кожи, собственно кожа, у детей тоже тоньше, чем у взрослых. Капилляров в коже у детей сравнительно больше и общее количество крови, протекающей через неё, у них также значительнее по сравнению со взрослыми. У последних через кожу протекает 1/3 всей крови, а у детей 1/2 и даже 2/3. Просвет же кожных капилляров у детей шире, чем у взрослых. Кроме этого имеет известное значение и то обстоятельство, что регуляция деятельности кровеносных сосудов со стороны нервной системы у детей ещё недостаточна. Все эти особенности кожи у детей способствуют более быстрому охлаждению организма. Таким образом, у детей теплорегуляния менее совершенна, чем у взрослых.

Сальные железы у детей развиты хорошо, и особенно интенсивно они развиваются на первом году жизни. Эластические волокна кожи у детей до 3 лет развиты слабо. В последующие годы кожа у детей приобретает относительно большую эластичность и упругость. Утрата ребёнком этих свойств кожи может свидетельствовать о нарушении его здоровья и о расстройстве у него питания. Важно указать на то, что у детей и подростков к 11-14 годам при наличии надлежащего гигиенического ухода за кожей и её закаливании значительно повышается её сопротивляемость в отношении вредных влияний окружающей среды. Дети и подростки в этом возрасте гораздо лучше взрослых переносят холод и менее наклонны к простуде. Это обстоятельство имеет огромное гигиеническое значение, так как оно облегчает дальнейшую работу по закаливанию у детей и подростков кожи, а через посредство её и всего организма.

Подкожный жировой слой (третий слой кожи) у маленьких детей развит в достаточной мере, хорошо предохраняет их от ушибов при падении, а также способствует сохранению тепла. Наибольшее развитие жирового слоя наблюдается у детей 6 месяцев. Затем происходят некоторые колебания у детей в развитии жирового слоя до 3 лет, а с этого возраста до 8 лет прирост жирового слоя почти приостанавливается. Лишь после 8 лет жировой слой у детей начинает постепенно и медленно нарастать в большей мере у девочек, чем у мальчиков. В этом направлении могут иметь место значительные уклонения у отдельных лиц, зависящие от индивидуальных особенностей, общего состояния здоровья, условий питания и т. п.

В период полового созревания у подростков, помимо некоторого нарастания жирового слоя, наблюдается появление естественной пигментации кожи, которая до этого времени обычно бывает выражена в слабой степени. В этот же период у подростков усиливается развитие кожных желез, а также появляется рост волос в подмышечных впадинах и у лобка. Это предъявляет повышенные требования к уходу за кожей подростков и их волосяными покровами.

Гигиена кожи . Всё сказанное о значении кожи для жизнедеятельности организма и об её особенностях у детей и подростков делает очевидным обязательность проведения среди них повседневных гигиенических мероприятий, которые имеют целью поддержание целости, нормальной жизнедеятельности и повышение сопротивляемости кожи при воздействии на нее неблагоприятных факторов окружающей внешней среды. Важней шей задачей в этом направлении является поддержание кожи в постоянной чистоте.

Кожа загрязняется потом и его органическими и неорганическими составными частями, отпадающими клетками эпидермиса, избытком кожного сала и пылью, оседающей на ней. Образующаяся вследствие этого жирная наслойка засоряет отверстия потовых и сальных желез, одновременно вызывая разложение органических веществ и дурной запах. Такая загрязнённая кожа является благоприятной средой для размножения патогенных микроорганизмов и легко подвергается раздражению. Последствием всего этого являются кожные болезни, экземы и пр. Патогенные микроорганизмы, а также яйца глист, находящиеся на поверхности кожи, легко могут быть перенесены, особенно с кожи на руках, в рот и тем самым вызвать различные тяжёлые заболевания (аскариды и другие глистные заражения, дифтерию , скарлатину , брюшной тиф , дизентерию и др.). Особенно много бывает патогенных микроорганизмов в складках кожи. Они проникают также в устья волосяных мешочков, откуда их трудно извлечь. Всё это выдвигает требование - поддерживать кожу постоянно чистой. Это относится не только к открытым её частям, но и к тем, которые находятся под нательным бельём. Надо следить, чтобы дети систематически и тщательно умывались и чтобы своевременно происходила смена нательного и постельного белья.

При умываний необходимо соблюдение определённых правил, которым следует обучать детей путём разъяснений и показа. При утреннем умывании сперва нужно мыть руки, при этом следует умывать не только кисти рук, но и предплечья. Особенно полезно умывание по пояс, так как при этом ежедневно подвергается очищению значительная часть тела и промываются подмышечные впадины, в которых обычно скопляется много пота. Такое умывание по пояс имеет также большое закаливающее значение. Умываться необходимо обязательно с мылом, так как в противном случае грязь с кожи не может быть удалена полностью. Мыло растворяет жирные вещества, появляющиеся на поверхности кожи в результате деятельности потовых и особенно сальных желез. Эти жирные вещества не растворимы в простой воде. Мыло также обладает свойством смягчения эпидермиса и облегчает процесс удаления омертвевших его клеток.

Необходимо, чтобы родители, а в школьных интернатах и детских домах педагоги, наблюдали за тем, как умываются дети, особенно как они моют лицо, так как нередко они моют только переднюю часть лица, оставляя на нижней его части и на шее грязные подтёки. Надо также научить детей мыть и вытирать уши. Если в ухо попадёт вода, то её нужно удалить свёрнутыми узенькими кончиками полотенца. При мытье рук следует хорошо прочищать и промывать подногтевые пространства и складки вокруг ногтей. Подногтевые пространства желательно очищать при помощи щётки.

Умываться надо холодной водой обычной комнатной температуры. Исключение в этом отношении составляют дети раннего возраста (примерно до 3 лет), для мытья которых рекомендуется слегка подогретая вода. Прохладная вода сохраняет крепость тканей и повышает сопротивляемость кожи в отношении воздействий на неё резких колебаний температуры воздуха. Частое применение горячей воды не только расслабляет кожу, но и вызывает приливы к ней крови, излишне обезжиривает эпидермис и благоприятствует появлению на коже лишаев и трещин.

Вместо мытья утром туловища по пояс можно рекомендовать ежедневное принятие душа с последующим энергичным растиранием кожи сухим полотенцем или влажное обтирание всего туловища прохладной водой (температура воды для детей дошкольного возраста в начале обтираний 36° С, для детей младшего школьного возраста 33° С и для подростков 30°С). Принятие душа или влажное обтирание закаливает кожу и весь организм, в частности, благотворно воздействует на нервную систему, создавая бодрое настроение у детей и подростков.

Вечером, перед отходом ко сну, помимо мытья рук и лица, полезно также мыть ноги тепловатой водой с мылом, что особенно важно в летнее время.

Руки в течение дня следует мыть перед каждым приёмом пищи, после работы, в частности, по возвращении домой из школы и после письменных работ, по приготовлению заданных на дом уроков, а также после посещения уборной. Умывать руки надо с мылом холодной водой и лишь при значительном их загрязнении можно применять горячую воду.

Для предупреждения загрязнения кожи у детей и подростков в условиях школьного обучения необходимо приучать их аккуратно пользоваться учебными пособиями и не разрешать им стирать с классной доски написанное мелом непосредственно рукой. В классе необходимо иметь чистую влажную тряпочку для стирания с доски мела. Всякого рода мусор, обрезки бумаги и тому подобное должны сразу же убираться. Парты и прочая школьная мебель должны быть всегда чисто обтёрты (влажной тряпкой), и на них не должно быть даже малейших следов пыли.

Тщательное и основательное мытьё всего тела, при котором полностью очищается кожа от грязи, пыли, частиц слущиваемого эпидермиса, избытков кожного сала и продуктов распада, выделяемых с потом, а также очищаются выводные протоки кожных желез, возможно только в бане или ванне при применении горячей воды с мылом. Мытьё всего тела возможно также под душем с горячей водой при обязательном растирании кожи намыленной мочалкой. Такое мытьё всего тела должно иметь место не реже одного раза в неделю или в крайнем случае в 10 дней, так как при редком мытье закупориваются выводные протоки кожных желез и выделение пота и сала затрудняется.

Мытьё тела горячей водой с мылом, помимо основательной очистки кожи и волос, улучшает кровообращение в коже. Кроме этого усиливается работа сердца и лёгких и повышается обмен веществ.

Для поддержания волос и кожи на голове в чистоте самое лучшее у детей и подростков стричь волосы коротко, наголо. В таких волосах меньше скопляется пыли и их легче мыть. При наличии причёски у мальчиков и кос у девочек надо их ежедневно прочёсывать, пользуясь частым гребнем, и аккуратно причесывать.

Ногти рук, помимо тщательной очистки во время мытья, надо один раз в неделю коротко подстригать, что предупреждает их загрязнение. Это обязательно и в отношении ногтей ног. Надо также иметь в виду, что длинные ногти заходят за мякоть пальца и притупляют чувство осязания. Длинные ногти у детей и подростков очень часто являются одной из причин нанесения царапин на кожу и тем самым нарушения её целости. Надо также бороться с встречающейся иногда у детей и подростков вредной привычкой грызть ногти рук, так как это является одной из наиболее частых причин заражения инфекционными болезнями и глистами.

В гигиеническом отношении существенно также указать на меры по предупреждению обморожения кожи, в частности на руках. Изнеживание кожи ускоряет и облегчает возникновение обморожений. Поэтому надо остерегаться обогревания рук у печей, а также обливания их слишком горячей или холодной водой. В сильные морозы детям и подросткам следует одевать на уши наушники, а на руки тёплые, лучше всего меховые перчатки (варежки). Важнейшим же средством предупреждения обморожений является закаливание кожи различными процедурами и при посредстве рациональной одежды.

Наряду с систематическим поддержанием кожи в чистоте, не меньшее значение имеет её закаливание, повышение её сопротивляемости при постоянно сменяющихся раздражениях со стороны внешней среды (преимущественно температурных). Резкие колебания низких и высоких температур, сильные движения ветра, чрезмерное солнцеоблучение и другие факторы внешней среды могут при недостаточной закалённости кожи и всего организма у детей и подростков не только оказать вредное на неё воздействие, но и неблагоприятно повлиять на весь организм, вызвав те или иные нарушения и расстройства баланса. Поэтому необходимо с самого раннего возраста и в последующие более старшие возрасты методически закаливать кожу, приучая её безболезненно переносить обычные смены температуры наружного воздуха, ветер и другие природные факторы.

Введение

1. Значение кожи для жизнедеятельности организма

2. Строение кожи

3. Особенности детской кожи

4. Гигиенические требования к уходу за кожей ребёнка

5. Уход за кожей детей в конкретной группе с учётом возраста

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Кожа человека - самый крупный орган, который защищает внутренние органы и системы от воздействий низких и высоких температур, воздействия солнечных лучей и различных химических веществ. Кожа непроницаема для воды и жирных веществ. Такие замечательные свойства кожи обеспечивает ее строение, а точнее - два слоя, слой наружный - эпидермис и внутренний - дерма. У взрослого человека наружный слой эпидермиса состоит из роговых чешуек, плотно соединенных между собой и обеспечивающих защиту кожи и ее обновление за счет постоянно отшелушивающихся чешуек. Второй слой кожи - дерма обеспечивает ее прочность и упругость. Кожа активно участвует в работе иммунной системы. В настоящее время доказано участие кожи во многих иммунных реакциях, возникающих при заболеваниях кожи. В условиях современного мира кожа постоянно подвергается воздействиям экологически неблагоприятных факторов, различных химических веществ и бактерий.

Актуальность темы работы состоит в том, что детская кожа имеет особое, отличное от кожи взрослого строение. Кожа детей более тонкая, в ее составе содержится больше воды, что делает ее проницаемой для бактериальных агентов, чувствительнее к воздействию солнечных лучей, химических веществ. В младенческом возрасте кожа имеет слабые защитные барьеры, поэтому легко повреждается, инфицируется, легко возникают опрелости, дерматиты. У детей старше года сохраняется слабость защиты кожного покрова, и, значит, уход за кожей должен быть тщательным.

Важно соблюдать чистоту кожи и тщательно и бережно за ней ухаживать. В уходе за кожей неоценимую помощь оказывают средства ухода за детской кожей и детской косметики. Нередко у родителей возникают затруднения в подборе средств для ухода за кожей новорожденного.

1. Значение кожи для жизнедеятельности организма

Кожа - это многофункциональный орган, который выполняет дыхательную, питательную, выделительную и защитную функции. Кожа является также органом иммуногенеза. Протекающие в коже биохимические реакции обеспечивают в ней постоянный обмен веществ, который заключается в сбалансированных процессах синтеза и распада (окисления) различных субстратов, в том числе и специфических, необходимых для поддержания структуры и функции клеток кожи. В ней протекают химические превращения, находящиеся в связи с обменными процессами других органов, например процессы катаболизма белков, углеводов и липидов. В ней содержатся все необходимые для этого ферменты: оксидоредуктазы, трансферазы, гидролазы, синтетазы, изомеразы и липазы. В коже содержатся все виды органических и неорганических веществ, встречающихся в организме: белки, липиды, углеводы, аминокислоты, пигменты, нуклеиновые кислоты, витамины, вода, макро- и микроэлементы. Значение каждого из этих веществ определяется его специфическими свойствами, локализацией в определенных структурах кожи и сводится либо к энергетическому обеспечению процессов жизнедеятельности, либо к участию в образовании продуктов, несущих специфическую функцию, либо к использованию в качестве структурного материала.

Функциональная активность клеточных элементов любого органа и кожи в частности - основа нормальной жизнедеятельности организма в целом. Клетка делится и функционирует, используя метаболиты, приносимые кровью и вырабатываемые соседними клетками. Продуцируя свои собственные соединения, выделяя их в кровь или представляя их на поверхности своей мембраны, клетка общается со своим окружением, организуя межклеточные взаимодействия, во многом определяющие характер пролиферации и дифференцировки, а также сообщает о себе информацию во все регулирующие структуры организма. Скорость и направление биохимических реакций зависит от наличия и активности ферментов, их активаторов и ингибиторов, количества субстратов, содержания конечных продуктов, кофакторов. Соответственно, изменение в структуре этих клеток приводит к определенным изменениям в органе и в организме в целом с развитием той или иной патологии. Биохимические реакции в коже организованы в биохимические процессы, которые органически связаны друг с другом так, как это предусматривается регуляторным фоном, под влиянием которого находится конкретная клетка, группа клеток, участок ткани или весь орган. Регуляторный фон это, прежде всего, концентрации биологически активных веществ, медиаторов, гормонов, цитокининов, продукция которых находится под жёстким контролем ЦНС. А ЦНС действует прежде всего с точки зрения потребностей организма, с учетом его функциональных и адаптационных возможностей. Медиаторы и гормоны действуют на внутриклеточный обмен через систему вторичных посредников и в результате прямого воздействия на генетический аппарат клеток.

Кожа обладает функцией депонирования, в ней задерживаются токсические вещества, белковые метаболиты (например, остаточный азот при белковой диете и некоторых заболеваниях), тем самым, ослабляя их токсическое действие на другие органы, в частности на мозг.

Кожа осуществляет выделительную функцию, освобождая организм от избыточных и токсичных продуктов (вода, соли, метаболиты, лекарственные вещества и др.). Она выполняет также терморегуляционную, барьерную, бактерицидную функции, участвует в газообмене. Организм человека выделяет за сутки через кожный покров 7-9 г углекислоты и поглощает 3-4 г кислорода, что составляет 2% от всего газообмена.

2. Строение кожи

Кожа состоит из трех основных компонентов: эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки. Все это - звенья одной цепи, которые находятся в тесной связи между собой. Эпидермис – самый верхний слой нашей с вами кожи. Именно он встает на пути негативного влияния на организм микро - и макро факторов. Это своего рода барьер, защищающий нас от вредных биологических, физических, а так же механических воздействий. Особенности строения эпидермиса обеспечивают его эластичность, упругость и прочность, а высокие регенеративные свойства способствуют быстрому восстановлению при малейших повреждениях. Эпидермис, в свою очередь, сам состоит из 5 слоев. Каждый из них созревает один в другой, при этом кожа непрерывно обновляется. Полное же обновление клеток эпидермиса происходит в течение 26-28 дней.

Между эпидермисом и дермой (собственно кожей) существует пограничная зона. Дерма состоит из переплетающихся между собой волокон, основные из которых эластические и коллагеновые, именно они обеспечивают коже упругость, способность возвращаться в прежнее состояние после растяжения. Дерма состоит из 2-х слоев. В глубоком слое располагаются кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания, мышцы, а так же потовые и сальные железы и волосы (фолликулярный аппарат).

И, наконец, гиподерма (подкожно-жировая клетчатка), располагается под дермой и служит своего рода "подушкой". В тех или иных участках тела она имеет неодинаковую толщину (более или менее выражена) – этим объясняется округлость форм человеческого тела. Роль гиподерма очень велика. Она предохраняет организм от чрезмерного охлаждения, защищает от внешних раздражителей, травм, служит депо, в котором откладываются запасы жира, расходуемого в случае болезни, голода, беременности.

Кожа богато снабжена кровеносными сосудами, образуя сети, которые несут питательные вещества всем составляющим элементам кожного покрова. Нервные волокна так же образует многочисленные сплетения, но могут оканчиваться и свободно, причем распределение и количество нервных элементов на различных участках кожи неодинаково. Именно благодаря нервным образованьям мы чувствуем холод и тепло, давление, осязание, а так же боль. Мышечные волокна в основном представлены гладкими мышцами. Часть из них прикреплена к волосяному фолликулу ниже сальной железы, часть свободно лежит в коже. Другой вид мышц - поперечно-полосатые находятся в области шеи, в коже лица. Именно они отвечают за мимику нашего лица, помогают нам улыбаться, хмуриться, грустить.

К "придаткам кожи" относятся потовые и сальные железы, ногти и волосы. Выводные протоки сальных и потовых желез открываются на поверхности кожи в мелких бороздках. Количество пота колеблется в зависимости от температуры тела и окружающей среды, работы или покоя, количества выпитой жидкости. В среднем за сутки при нормальных условиях выделяется ~ 600-900 мл пота. Пот увлажняет кожу, препятствует чрезмерному высыханию ее поверхности, испаряясь, способствует терморегуляции и выводит на поверхность токсины. Жировая пленка, равномерно распределенная на коже, обеспечивает ее эластичность, при недостаточности жировой смазки кожа становится сухой. Сальные железы располагаются преимущественно в тех участках кожи, где имеются волосы. Протоки их открываются в верхней трети волосяного фолликула, но могут быть, и не связаны с ним. Например, на ладонях и подошвах их вообще нет.

Ноготь представляет собой плотную пластинку, поверхность которой в нормальном состоянии гладкая, блестящая, на ней часто видны нежные продольные полоски. Изменения структуры, цвета, формы ногтей говорит о наличии каких-то внутренних заболеваний, нехватке витаминов, минеральных веществ.

Волос и его оболочки, образующие волосяной фолликул, тесно связаны между собой. Волос состоит из стержня, возвышающегося над кожей и корня, располагающегося в фолликуле. Рост волоса в длину происходит за счет луковицы, в основание которой вдается волосяной сосочек, образованный кровеносными сосудами. Именно здесь происходит основной обмен веществ. В волосе различают 3 слоя: мозговое вещество, корковое и кутикула. Качественные и количественные характеристики волос сугубо индивидуальны и зависят от множества факторов, а именно: от состояния здоровья, от того, чем человек питается, образа жизни, предрасположенности к тем или иным заболеваниям, вредных привычек, а так же правильного ухода за кожей головы и волосами.

В коже осуществляются специфические для нее превращения: образование кератина, коллагена, меланина, кожного сала и пота. Через дермальную сосудистую сеть метаболизм кожи объединяется с обменом веществ всего организма. Необходимость объяснения механизмов прямого воздействия фармацевтических препаратов, вводимых непосредственно в проблемные зоны кожи с целью лечения или коррекции дерматокосметических проблем, заставляет нас заглянуть в глубину обменных процессов как в эпидермисе, так и в дерме.

3. Особенности детской кожи

В процессе эволюции кожа приобрела функциональную специфику, обеспечивающую постоянный обмен веществ, синтез необходимых продуктов для поддержания структуры и функции всех клеток. У детей морфологическое своеобразие структуры кожного покрова взаимосвязано с обменными процессами и физиологическими функциями. Основная функция кожи, обеспечивающая ее защитные, барьерные, иммунные и другие жизненно важные свойства кожного покрова, - секреторная. Уже к концу III месяца внутриутробного развития клетка эпидермиса продуцирует кератиноциты, синтезирующие кератин. Образование кератина является результатом двух процессов: синтеза молекул тонофиламентов под влиянием эпидермального фактора роста и гидролиза цитоплазматических и ядерных компонентов клеток по мере их продвижения к поверхности эпидермиса. В химическом отношении тонофиламенты являются предшественниками кератина и поэтому называются прекератином. В процессе роста и развития клеток эпидермиса кератиноциты преобразуются в клетки рогового слоя с участием ряда компонентов клеток - тонофибрилл, кератогиалина, кератиносомы. Гидролиз цитоплазматических и ядерных структур протекает с участием лизосомальных ферментов, находящихся под двойным контролем циклических нуклеотидов - циклического аденозинмонофосфата (цАМФ) и циклического гуанозинмонофосфата (цГМФ). Повышение содержания цАМФ приводит к активации специфические протеинокиназы, прекращающие клеточное деление и переключающие клеточный метаболизм на процесс кератинизации. Образование кератина является важным механизмом в барьерно-защитной функции кожи, которая у детей весьма несовершенна, так как кератин ороговевающих клеток эпидермиса недостаточно прочен, хотя сохраняет выраженную эластичность. Вместе с тем вследствие недостаточной структурной зрелости базальной мембраны, морфологической неполноценности коллагеновых, эластических и аргирофильных волокон кожа ребенка более часто подвергается механическим, термическим, радиационным и химическим повреждениям. Кожа человека практически непроницаема для бактерий, вирусов и грибов, однако у детей, особенно грудного возраста, вследствие рыхлого рогового слоя, повышенной влажности и температуры в ней происходит рост патогенной флоры. Этому способствует также нейтральная или слабощелочная среда водно-липидной мантии кожи, содержащей недостаточное количество низкомолекулярных свободных жирных кислот. Изменение рН детской кожи в нейтральную среду или слабощелочную (рН от 4,2-5,6 до 6,12-6,72) (вместо слабокислой реакции) влияет на проницаемость путем перераспределения ионов, изменения химических свойств и энергетического потенциала ороговевающих клеток эпидермиса. Особенно резко повышается проницаемость кожи детей при мацерации рогового слоя растворами, согревающим компрессом, нерациональным использованием мазевых повязок или процедур. Способность кожи противостоять микробной инвазии обусловлена не только состоянием клеток эпидермиса и дермы, но и функциональной активностью иммунных механизмов защиты. Лимфоциты и другие иммунные клетки, постоянно присутствующие в дерме и в эпидермисе, участвуют в создании иммунитета, усиливая бактерицидные свойства кожи.

Большое участие кожа человека принимает в защите от повреждающего действия ультрафиолетовых лучей. Эта барьерно-защитная функция осуществляется благодаря наличию в эпидермисе и в дерме пигмента меланина. Меланин образуется в цитоплазме меланоцитов, содержащей структурные органеллы-меланосомы, продуцирующие меланин из тирозина с участием фермента тирозиназы. Детская кожа отличается от кожи взрослых недостаточностью в клетках органелл-меланосом, а также слабой активностью фермента тирозиназы. Поэтому воздействие ультрафиолетовой радиации в детском возрасте должно тщательно дозироваться и контролироваться.

кожа эпидермис гигиенический ребенок

4. Гигиенические требования к уходу за кожей ребёнка

Грязь является одной из главных причин, способствующих заболеваемости детей. Больше всего у детей грязнятся руки. Руками дети хватаются за различные предметы, гладят животных: кошек, собак, роются в земле, песке, копаются в снегу, возятся в воде. Грязными руками дети дотрагиваются до лица, волос, трут глаза. Взятые грязными руками и съеденные хлеб и другие продукты могут вызвать желудочно-кишечные заболевания. Грязь является хорошей питательной средой для микробов. Если не мыть рук перед едой, то легко можно занести в рот яйца глистов. Они попадают на кожу рук, когда дети играют с землей, песком и т. п., которые могут быть загрязнены испражнениями больных животных. Поэтому у детей руки надо мыть значительно чаще других частей тела. Можно рекомендовать обязательное мытье рук утром и перед сном, перед каждой едой и после их загрязнения. Руки надо мыть мылом и теплой водой. Намыливание и промывание надо производить тщательно. Не следует мыть руки с плотно прижатыми пальцами, так как грязь при этом смывается только с ладоней и остается в межпальцевых промежутках. Эта грязь может размазываться полотенцем по лицу и рукам при вытирании. Однако от частого мытья кожа рук может высыхать и шелушиться. После мытья следует тщательно вытирать руки; при появлении шероховатости надо смазывать на ночь кожу рук глицерином "Велюр", смесью глицерина с водой (в равных частях) или глицериновым желе.

Нередко уже в грудном возрасте развивается привычка сосать пальцы. Довольно часто среди детей дошкольного и школьного возраста отмечается склонность грызть ногти. Родители должны наблюдать за детьми и настойчиво бороться с этими привычками. Грудным детям надо шить рубашки с длинными наглухо зашитыми рукавами, а детям старшего возраста разъяснять вредность этих привычек.

При уходе за кожей рук надо обращать внимание на состояние ногтей. Помимо неприятного впечатления, которое производит вид грязных ногтей, они представляют большую опасность: рассчесывая кожу ногтями, ребенок может легко расцарапать ее, внести инфекцию и вызвать гнойничковое заболевание кожи. Ногти на руках лучше всего обстригать коротко. Для удаления грязи из-под ногтей нужно мыть их специальной щеточкой.

Все средства, используемые для ухода за кожей ребенка, должны отвечать основным требованиям: это нейтральный рН, отсутствие консервантов, преобладание минеральных компонентов над органическими. В состав детской косметики традиционно входят натуральные растительные экстракты (ромашка, календула, череда, алоэ и др.) и масла (миндальное, масло жожоба и др.), а также витамины. Благодаря этим компонентам детская косметика увлажняет и успокаивает кожу младенца, защищает ее от агрессивной микробной среды, в которую он попадает после рождения. Каждое средство для ухода обладает направленным действием, поэтому бессистемное использование этой косметики может быть просто бесполезно. Кроме того, рекомендуется использовать средства из одной и той же линии детской косметики, так как они дополняют и усиливают действие друг друга.

5. Уход за кожей детей в конкретной группе с учётом возраста

Уход за кожей в дошкольном и школьном возрасте имеет некоторые особенности. С двухлетнего возраста роговой слой кожи становится плотнее. Вследствие этого кожа ребенка делается более устойчивой и выносливой, чем кожа новорожденного. Наряду с развитием кожи, изменяются и условия жизни ребенка. Он становится более самостоятельным; ползает, ходит, бегает. Ребенок больше соприкасается с окружающей средой, и различные внешние факторы оказывают на него более активное действие, поэтому в дошкольном возрасте кожа чаще загрязняется и требует внимательного ухода. Во время игр, беготни ноги потеют, сильно загрязняются, поэтому их ежедневно следует мыть перед сном тепловатой водой с мылом. Надо приучать ребенка к мытью ног не только в летнее, но и в зимнее время. После мытья нужно тщательно вытирать кожу стоп и межпальцевые промежутки.

Ногти на ногах надо подрезать каждую неделю. Подрезывание ногтей производят прямыми ножницами, не срезая углов ногтей, так как неправильно срезанные ногти могут врастать в кожу.

При уходе за кожей ребенка надо уделять также достаточное внимание полости рта и зубам. В ротовой полости находится большое количество микробов. Они могут вызывать заболевания не только слизистых, но и кожи. К уходу за зубами надо приучать ребенка с раннего детства. Больные зубы иногда служат причиной серьезных заболеваний. При разрушении зубов пища проглатывается неразжеванной, и это нарушает работу желудочно-кишечного тракта. Во время еды остатки пищи застревают между зубами и разлагаются; при гниении пищи выделяются вещества, которые повреждают зубы. Кроме того, во рту и на зубах скопляются отторгнувшиеся клетки слизистой оболочки и слизь, а также микробы. Все эти скопления частично смываются при проглатывании слюны, однако этого совершенно недостаточно для очистки зубов и полости рта. Поэтому надо прополаскивать рот после каждого приема пищи. Зубы следует чистить утром и вечером или в крайнем случае один раз в день.

Ребенку нужно ежедневно мыть лицо по утрам тепловатой водой и тщательно обсушивать его мягким полотенцем. Обычно дети много времени проводят на воздухе. Их нежная, тонкая кожа, особенно на губах, очень легко обветривается, раздражается и шелушится. Поэтому не следует перед выходом на улицу умывать ребенка. Полезно, особенно в ветреную погоду, слегка смазывать кожу и слизистую губ борным вазелином, детским кремом или глицерином, разведенным пополам с водой.

У некоторых неопрятных детей появляется покраснение, а иногда мокнутие кожи лица. Выделения из носа, попадая на кожу, раздражают ее. Раздраженную, покрасневшую кожу целесообразно смазывать борным вазелином или "детским кремом.

Помимо ежедневного туалета, необходимо все тело ребенка мыть теплой водой с мылом не реже 2 раз в неделю. Одновременно с мытьем тела ребенку моют голову.

В этом возрасте волосы и кожа головы быстро загрязняются. Зимой дети играют и бегают в головных уборах, что способствует усиленному выделению пота, а летом во время игр на волосы попадают песок, пыль, земля, с которыми смешиваются пот и кожное сало. Поэтому в летнее время надо особенно тщательно ежедневно расчесывать волосы гребешком и щеткой и мыть теплой водой с мылом 1-2 раза в неделю. Во время мытья вполне достаточно намыливать волосы 1-2 раза. Каждый раз после намыливания надо тщательно смывать мыло теплой водой. Для поддержания чистоты волосяного покрова и нормального роста волос необходимо ежедневно расчесывать волосы гребенкой. У девочек длинные волосы следует расчесывать, начиная с концов, сначала редким, а потом частым гребнем. Расчесывать волосы необходимо медленно и осторожно, так как грубое, насильственное расчесывание неприятно и может вести к обрыву волос. После того как волосы расчесаны гребнем, нужно специальной щеткой прочесать волосы от корней до самых концов. Расчесывание волос щеткой прекрасно очищает волосы от пыли и грязи; жировая смазка при этом равномерно распределяется по стержню волос, и они становятся блестящими. Длинные волосы девочек заплетают в косы. Туго заплетать косы не следует.

Нельзя также длинные волосы сильно стягивать ленточками. Мальчикам следует стричь волосы один раз в 3-4 недели.

При правильном уходе за волосами они пушисты, мягки, шелковисты и придают голове красивый вид.

Второй задачей является удаление гнид - яиц вшей. Гниды очень плотно прикреплены к волосам клейким веществом. Для того чтобы удалить гниды, нужно растворить клейкое вещество. Это достигается смачиванием волос винным или столовым уксусом. Волосы, пораженные гнидами, смачивают столовым уксусом, затем голову повязывают косынкой или платком на несколько часов. Лучше это сделать на ночь. Затем на частый гребень начесывают вату, прочесывают волосы и моют голову горячей водой с мылом. Такую процедуру повторяют несколько дней подряд до полнот удаления гнид.

Ребенку следует дать отдельное мыло, полотенце и носовой платок. Ребенок должен иметь также отдельную зубную щетку, гребенку и щетку для волос. Важно приучить ребенка к мытью, смене белья, стрижке волос и ногтей.

Дети школьного возраста более сознательны, более дисциплинированы. У них уже выработаны гигиенические навыки; они сами моют руки, умываются и чистят зубы. Однако в этом возрасте дети становятся еще более активными; они теснее соприкасаются друг с другом во время игр и на занятиях, обмениваются книгами, тетрадями, письменными принадлежностями и др. Уход у них за кожей и волосами принципиально не отличается от такового у дошкольников.

Родителям и педагогам, а также школьным врачам необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали все требования, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность кожи и волосистого покрова.

Большое значение имеет закаливание детского организма воздушными, солнечными ваннами, физкультурой и т. д. Воздушая ванна - наиболее мягкий способ закаливания детского организма. Перед воздушной ванной должна сниматься вся одежда с тем, чтобы действию воздуха подвергался весь кожный покров. Тело раздетого ребенка даже в самый жаркий день охлаждается, поэтому воздушную ванну ребенку можно проводить при температуре не ниже 23-25°.

Солнечные лучи являются могучим лечебным фактором. Однако надо умело использовать солнечные ванны. Их необходимо проводить очень осторожно, соблюдая некоторые правила: 1) длительность солнечной ванны не должна превышать 3-5 минут; 2) солнечную ванну нужно принимать лежа; 3) во время солнечной ванны надо поворачивать ребенка с живота на спину и на бок; 4) голову следует защищать от действия солнечных лучей белой косынкой, панамой или зонтиком.

Продолжительность солнечных ванн можно повышать ежедневно на 1 минуту и доводить для ребенка до 3 лет до 15 минут, а для детей старшего возраста - до получаса. После принятия солнечной ванны полезно сделать ребенку обливание тепловатой водой, насухо вытереть его и поместить в тень.

Заключение

Кожа у детей, как и весь организм, от момента рождения ребенка и до наступления половой зрелости находится в состоянии органического и функционального развития. Значительное влияние на физиологию и патологию кожи в различные периоды детского возраста оказывают наследственные и социально-бытовые факторы, обменные процессы, состояние иммунной системы и др.

Мышцы кожи у детей развиты недостаточно, эпидермис большинства ее тонкий, соединительно-тканные волокна недоразвиты - это обусловливает повышенную раздражимость нервных рецепторов. Зато у маленьких детей подкожно-жировая клетчатка отличается рыхлой гиподермой.

Потовые железы постепенно к 2 годам жизни ребенка начинают проявлять свою активность, и лишь в период полового созревания происходит потоотделения по взрослому типу.

Сальные железы у детей более крупные, они атрофируются постепенно по мере роста ребенка, но не все.

Кровеносная система детей характеризуется повышенной проницаемостью сосудов, которые просвечиваются через тонкий эпидермис. Этот фактор и недостаточно развитая дерма обуславливают своеобразный розово-перламутровый цвет кожи детей.

Анатомическая недостаточность детской кожи в виде обильной васкуляризации, повышенная гидрофильность и недостаточность структур соединительной ткани - приводит к несовершенной защите кожи. Также для детской кожи характерно снижение бактерицидных свойств сальных и потовых желез, а водно-липидная мантия имеет нейтральную и слабощелочную реакцию. Это обусловливает легкую ранимость детской кожи, склонность к образованию трещин, ссадин и т.д.

Список использованной литературы

1. Иванов О. Л., Львов А. Н. Краткий очерк истории психодерматологии //Психиатр. психофармакотер. 2004. Т. 6. № 6. С. 1–3.

2. Лобзин Ю. В., Марьянович А. Т., Цыган В. Н. Терморегуляция и лихорадка. М.: Вузовская книга. 1998. 62 с.

4. Студеникин В. М. Уход за детской кожей: нежнее, еще нежнее //Фармацевтический вестник. 2007. № 40. С. 16–17.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх