Психотипы детей. Как определить психотип ребенка, и о чем он расскажет родителям

Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г., Девяткин А.С., Исаев Ю.В.

Статья посвящена вопросам диагностики соционических типов детей дошкольного возраста. В статье рассмотрены особенности подхода к детям, формы проведения диагностики, примеры проявления типологических особенностей. Также в статье рассмотрен анализ рисуночного теста «флаг».

Ключевые слова: соционика, диагностика, соционический ассессмент, тип информационного метаболизма, педагогика.

Начнем с определения целей, зачем диагностировать детей? В первую очередь, запрос идет, конечно же, от родителей и педагогов. Основная цель диагностики – правильное развитие детей. Тем людям, которые взаимодействуют и работают с детьми, важно знать в какую сторону стоит направить деятельность ребенка, в чем его сильные качества, когда он нуждается в поддержке, чего не стоит с него требовать. Для родителей всегда актуален вопрос взаимопонимания со своим ребенком. Диагностика подскажет в какой форме с ним общаться, чтобы найти верный подход, как его лучше мотивировать, чтобы он убрал за собой игрушки или сел почитать книжку.

Важно учитывать и психологические особенности взрослого, который взаимодействует с ребенком. Если с точки зрения соционики интертипные отношения неблагоприятны, то ребенок рискует быть недооцененным, или преподаватель не будет знать, как найти на него управу. Абсолютно нормальный ребенок в рамках неблагоприятных отношений может быть воспринят как асоциальный индивид. Это надо учитывать, чтобы знать, что можно и что нельзя «выносить за скобки» при общении с ним. Перед началом работы в Детской Академии мы диагностировали педагогов, рассказывали кто мы, что мы будем делать, какие результаты им предоставим.

В Академии очень интересные помещения, в игровой комнате, например, есть огромное одностороннее зеркало. Дети видят свое отражение, а с обратной стороны за ними могут наблюдать родители. Пока мы наблюдали за детьми и разговаривали с ними, нас слушали родители. И они подтверждали, что мол, правда, моя дочка так-то и так-то делает.

Еще в качестве интересного момента: продиагностировали одну девочку в «Гамлета» и говорим родителям, что образ «Гамлета» – это принцесса, а дедушка говорит, что мол так и есть, «дома мы зовем ее принцессой».

Некоторые отличительные особенности диагностики детей

В первую очередь, у ребенка намного меньше словарный запас и степень владения речью, поэтому затруднительно проводить диагностику в режиме интервью: поговорить с ребенком бывает сложно. У детишек еще недостаточно жизненного опыта, чтобы диагност мог предложить ему смоделировать бытовую ситуацию. Например, наши любимые вопросы «Как Вы выбираете себе одежду?» и «Любите ли Вы готовить?» могут натолкнуться на то, что в жизненном опыте ребенка, еще пока не было таких ситуаций. Поэтому эти вопросы не годятся. Здесь важно отметить еще одну черту детей дошкольного возраста – быстрая утомляемость от монотонной деятельности. Бесполезно сидеть с ребенком и разговаривать 20 минут – он просто не станет, не сможет сфокусировать внимание. Наша практика показывает, что для детей более комфортно, когда мы наблюдаем за ними в ситуациях ролевого поведения. Разнообразная подача заданий и регулярная смена деятельности очень полезна и диагносту: дети порисовали, побегали, посидели, отдохнули – все это для нас это разнообразная информация, довольно много говорящая о личности ребенка.

Диагностика детей проводится форме соционического ассессмента, групповой диагностики, когда детям дают различные творческие, игровые задания. Взаимодействуя в группе, дети проявляют сильные и слабые стороны своего характера, те или иные свои особенности, в том числе соционические признаки. На основании собранных материалов группа диагностов подводит итоги и определяет, к какому типу ребенок относится.

К слову сказать, подобную процедуру мы разработали для диагностики взрослых и школьников, успешно применяем ее с 2008 года. Но со взрослыми – своя специфика, а с маленькими детьми – своя. Важно, чтобы ребенок не испугался незнакомого человека, раскрылся, чувствовал себя свободно. Здесь незаменима помощь понимающих педагогов, которые организуют занятия ребят в привычной для них обстановке. Важно отметить, что лучше всего, если в процесс будет вовлечен педагог, работающий с этими детьми. Для детей тем самым создается более естественная, комфортная обстановка, с ними работают знакомые преподаватели, упражнения, необходимые для диагностики, можно подать в той форме, которая им привычна: если у группы уже сложился какой-то репертуар игр, то педагог может привести его детям, не доставив им дополнительного дискомфорта. А диагност, освобожденный от организации действа, может позволить себе фиксировать данные, сидя в уголочке и не вмешиваясь в процесс обычного, фактически, занятия. На наше счастье, в Академии мы согласовали именно такой режим работы, и большим плюсом для нас стало то, что организация деятельности в ней подчинена американской программе, согласно которой деятельность ребенка меняется каждые четыре минуты.

Еще один интересный момент, что не встречается у взрослых, но имеет место у малышей: непонимание целей диагностики: «Зачем эти странные люди с блокнотами все время меня спрашивают о чем-то и просят попрыгать на одной ножке?» Если взрослый понимает, зачем ему это нужно, и согласен потерпеть, то ребенок не очень понимает, зачем оно ему надо, поэтому быстро устает и переключается. Поэтому для ребенка очень важна и разнообразная и эмоциональная подача заданий, регулярная смена деятельности, много различных игр и упражнений, желательно с неким центральным сценарием, создающим впечатление единой большой игры. Нами совместно с преподавателями академии была выбрана в качестве связующего сюжета тема «Зоопарк».

Тематические задания

Игра «Какие животные есть в зоопарке?»

Изначально на взрослых ассессментах это упражнение называлось «сафари», когда группа туристов выезжала в Африку наблюдать за жизнью животных. Для детей такое задание все-таки достаточно сложное. Поэтому для них оно трансформировалось в прогулку по зоопарку, где они смотрели на разных животных и их изображали. «А давайте мы станем слониками!» – и все дети начали изображать слоников. «А давайте теперь мы будем крокодилами!» – и дети играют в крокодилов. На этом упражнении могут проявиться многие соционические признаки. Можно предложить педагогу раздать детям воображаемые бананы, а диагност будет наблюдать, насколько точно ребёнок может работать с пространством и предметом.

Задание «Какое животное самое…?»

После прогулки по зоопарку дети садились в кружок, и педагог спрашивал «Как вы думаете, какое животное – самое злое?». И каждый по очереди ребенок отвечал. Для кого-то самым страшным был бегемот, для других – обезьяны, иные боялись волка. И в силу своих способностей дети аргументировали свои ответы. Аналогично было с «самым добрым животным». Интересный был момент, когда одна девочка ЭСЭ на вопрос «Какое животное – самое злое?» ответила «Сократ» (так она назвала белку Скрэта из мультфильма «Ледниковый период»), а на вопрос «Какое – самое доброе?» тоже ответила «Сократ»! В данном случае проявилась этика, как невнимательность к логическим цепочкам, причинно-следственным связям.

Упражнение «Паровозик»

Оно позволило нам кроме диагностики решить еще одну задачу: адаптировать детей к большому количеству новых людей. После знакомства детей построили в «паровозик», сказали, что поедут с ними в зоопарк и двигались сначала по комнате, а потом непосредственно рядом с диагностами. В этот момент детей можно было изучать по тому, как кто смотрел на преподавателя, – хорошо проявлялся признак конструктивизм-эмотивизм . Эмотивисты сразу пытались установить контакт глазами, улыбнуться. А под конец занятия, когда нужно было возвращаться из зоопарка домой, мальчику СЭЭ («Наполеону») сказали: «Ну, ты тут уже освоился, давай, веди паровоз!». И он радостно встал во главу «паровоза» и повел его за собой. «Король»! (Настрой на престиж, статус ).

Игра «Тихий час»

Помимо основного изображения животных, в зоопарке может наступить «Тихий час» . И дети укладываются спать. Это служит сменой вида деятельности, в течение двух минут они просто лежат и ничего не делают и тем самым отдыхают от той беготни, которая только что была. При этом для диагноста есть возможность понаблюдать признаки такие, например, как статика – динамика : кто-то может спокойно лежать, а кто-то все равно ёрзает. Кто насколько удобно устроится, показательно для признака интуиция – сенсорика .

Сенсориков хорошо было видно уже по тому, как они удобно укладывались, пристраивались для сна. Видна уверенность в обращении со своим телом и пространством. Интуиты же либо плюхались, как получилось, либо долго не могли найти себе удобного положения.

ЭСЭ («Гюго») легли удобно (девочки слева наверху в белой и желтой майках). А вот девочка ЭИЭ («Гамлет) (в красном платье) долго и неуверенно устраивалась, ворочалась.

Так же сказывались признаки «динамика» и «экстраверсия». Особенно если ребенок одновременно динамик и экстраверт , то он за несколько минут задания успевал исползать всю комнату.

Два мальчика СЛЭ («Жуков»), из разных групп, выполняли задания как армейскую команду: «спать». Первый лег и не шевелился (на фотографии по центру в красно-синей майке), другой залег как в окопе, руки поджал, будто в них автомат, и озирался вокруг.

Примечательно, как мальчик ИЭИ («Есенин») (в голубой футболке) устроился рядом с СЛЭ.

Девочка ЭСИ («Драйзер») (в розовой кофте) во время диагностики старалась находиться рядом с педагогом, которая тоже ЭСИ, и, когда ложилась спать, она фактически копировала положение тела женщины. Только когда воспитательница улеглась спать вместе с детьми, тогда и эта девочка тоже легла. До этого она смотрела на всех остальных детей, как будто они делали что-то неправильное, непорядочное, несерьезное. Она в прямом смысле отождествляла себя с преподавателем.

Для детей постарше на «Тихий час» было задание посложнее – выстроить себе домик, в который животные уходят спать. В игровой комнате детишки могли найти себе мягкие фигуры (кубики, маты).

Интуиты выполняли задание немного небрежно, что-то притащат, кое-как соорудят. ЭИЭ («Гамлет») и ИЭИ («Есенин») вместе создали некоторое подобие баррикады или окопа, и залезли в него. Иногда оттуда выглядывали, чтобы посмотреть на происходящее вокруг.

Мальчик СЭИ («Дюма») соорудил себе настоящую берлогу! Он нашел фигурку в форме мостика, пока никто не видел – утащил с центра комнаты большой мат, поставил поверх мата фигуру и получил берлогу с мягким дном в углу комнаты. Залез к себе в этот уютный уголок и только голову наружу высунул. Девочка ЭСЭ («Гюго») проходила мимо, плюхнулась рядом на его мат, на что мальчик с грозным видом отреагировал: «Моя берлога!». Девочка на это никак не ответила, оставаясь лежать. И уступчивый «Дюма» был вынужден смириться с таким положением вещей и забраться поглубже в свою берлогу. Потом, когда всем сказали вставать и идти кормить животных, все ребята покинули свои лежбища, и только он остался сидеть в своей уютной норке, явно не желая ее покидать. Только потом заметил, что из коллектива он тем самым выбивается (а интровертам это не очень комфортно), неохотно вылез и присоединился к остальным.

Игра «Построим забор для зоопарка»

При строительстве дети использовали весь подручный материал игровой комнаты: от кубиков до кукол, при этом кто-то проявлял больше фантазии, кто-то лучше работал с пространством, у кого-то эти игрушки в руках не очень хорошо держались.

Задания «Нарисовать, сделать аппликацию»

Какие интересные наблюдения были получены на этих заданиях!

Один из вариантов сидячих творческих заданий выглядит следующим образом: есть рисунок бабочки, у нее на крыльях есть кружочки или треугольнички, которые нужно заклеить разноцветным пластилином. Девочка ЛСЭ («Штирлиц») постучит кулаком по пластилину, чтобы он размазался; мальчик СЭЭ («Наполеон») смотрит на нее, и повторяет этот же метод, с радостью на лице. После чего смотрит – что она еще будет делать дальше? То есть в данной ситуации СЭЭ обучался по своей референтной деловой логике тому, как выполнять данное задание.

Настрой на уникальность интересно проявляли малыши ИЛЭ («Дон Кихоты»). Один замазал треугольничек таким методом: сначала одним слоем основание треугольника, потом другим цветом другую часть и маленькую точечку поставил сверху.

Другой ИЛЭ сказал, что не будет, как все дети, рисовать флаг. Ему дали зверушку, он ее обвел как трафарет и начал раскрашивать. Таким образом, все рисовали флаг, а он – зверушку.

Девочка ЭСЭ («Гюго») обнаружила в подставке для карандашей кисточку, тут же забеспокоилась: «Тут кисточка! Непорядок!». На фразу педагога: «Может быть, так и оставить?» ответила: «Нет, нельзя, кисточка! Кисточку надо поставить в другом месте!» Это проявления рациональности и «посоха» : все должно быть, как положено.

Экстраверты во время выполнения задания часто посматривали, что делали их соседи. Интроверты же полностью погружались в свою работу.

А когда была задача показывать свое творчество, первыми выбегали «короли » (настроенные на престиж, статус): ЭСЭ («Гюго»), ЛСЭ («Штирлицы»), СЛЭ («Жуковы») и СЭЭ («Наполеоны»), и в самом ярком месте, по центру, вешали свои рисунки. При этом сенсорики уверенно и ровно вешали свои рисунки, а интуиты зачастую косо и с неуверенностью занимали пространство.

Такой инструментарий темы «Зоопарк» дает возможность провести разные упражнения в рамках одной игровой сессии. Диагностика маленьких детей длится недолго, на все может уйти часа полтора, дальше детям действительно становится тяжело и требуется кардинальная смена деятельности (покушать, погулять на свежем воздухе). Так же здесь диагносту важно правильно подобрать себе напарника, потому как в одиночку очень тяжело диагностировать такую группу детей.

Диагностика признаков во время занятий

Наша задача состоит не в том, чтобы по четырем признакам увидеть тип, а в том, чтобы собрать полную доказательную базу для надежного определения типа. Поэтому далее по тексту все диагностические пометки, сделанные на конкретных упражнениях: интуит, сенсорик, статика, демократия и т.д. – это не выводы, а отмеченные проявления, которые приводят к выводу о типе ребенка после их комплексной обработки и проверки непротиворечивости и стыковки с проявлениями других признаков Аугустинавичюте-Рейнина, функций в ячейках модели А, интертипных отношений.

Начало диагностики. Знакомство

Заметим, что мы вступали в контакт с детьми не сразу. Детей собирали в игровую комнату, какое-то время им давали адаптироваться, познакомиться друг с другом, если они были из разных групп. Мы в это время наблюдали за ними через одностороннее зеркало. После того, как они были готовы начать занятия, нам давали отмашку, что можно заходить.

Детей в диагностической группе обычно от шести до восьми человек – больше брать не имеет смысла, потому что может быть затруднено ведение диагностики и есть риск превратить ее в беготню, а за высыпавшимися как горох карапузиками очень трудно наблюдать. Восемь человек, наверное, является оптимальным числом. Если детей меньше – им не очень удобно будет взаимодействовать. При этом диагносту важно записать имена детей, а прикрепленные бейджики для игры детей не очень удобны. Как быть? Ведь не построишь же их в шеренгу с целью познакомиться! А записывать «мальчик в красной рубашке и желтых штанишках сделал то-то» абсурдно…

Педагог центра предложила очень интересную форму проведения знакомства. Она взяла в руки большой надувной мяч и сказала: «Давайте познакомимся! Я буду говорить вам как меня зовут, бросать вам мячик, а вы – говорить мне как зовут вас и бросать мне его обратно!». И так, бросая мячик, они называют свои имена, а диагност записывает их себе на бланк. Причем уже в процессе знакомства можно наблюдать за определенными чертами поведения: за жестами, за тем, насколько ловко ребенок ловит мяч – это уже дает материал для размышлений.

Почти сходу есть возможность предположить интуит ребенок или сенсорик на основе того, как он берет мяч и как кидает его обратно. Насколько точно он рассчитывает силу, насколько хороша координация движений. Для экстраверсии-интроверсии : яркий показатель – локти. Экстраверты ловят мяч, чаще широко раскрывая руки, вытягиваясь к нему навстречу. Сами кидают мяч открыто. В обоих случаях руки выпрямлены. А у интровертов локти остаются близко к телу, и даже если руки выбрасывают вперед, они остаются согнуты в локте. Интроверты прижимают мяч к себе, как будто закрываясь им.

Так же интровертов и экстравертов можно предположить по взгляду по время подвижных игр. У экстравертов глаза высматривают, что происходило вокруг, и на экспертов смотрят, и на других детей. А ребенок-интроверт идет, как будто погруженный в себя, и радуется своему процессу.

Как и для взрослых, у детей мы наблюдали некоторые проявления, которые мы называем «прямо в тип». В одежде девочки ЭСЭ («Гюго») были заметны знаменитые «Гюгошные» рюшечки. Вопрос как это возможно?! А дети просто капризничают, если на них надевают одежду, которая им не нравится. Особенно сенсорики. Они уже с раннего детства начинают очень придирчиво относится к еде и к одежде. Вот у этой «Гюгошки» были рюшечки, стразики, бантики. И упрямство девочки заставило родителей обрядить ее в этот наряд.

Бывали ситуации, когда попадались дети с одинаковыми именами. Им предлагали назвать себя самим. Здесь интересно проявился признак аристократия-демократия . Мальчик СЛЭ («Жуков») и мальчик ЛСЭ («Штирлиц»), оба Николаи, два «короля» и «аристократы». А преподаватель – СЭИ («Дюма»). Естественно, первое ее внимание было обращено к своему соционическому контролеру. «Давай ты у нас будешь Николай», СЛЭ («Жукову») – «а ты – Коленька, хорошо?». Маленький «Жуков» посмотрел на преподавателя недовольным оскорбленный взглядом: «Николай Петров!».

Проявление признаков в зависимости от ситуации

Так какие же признаки и в каких ситуациях мы можем наиболее ярко наблюдать у маленьких детей? Например интуиция или сенсорика , уже начинают проявляться (главным образом, – по координации движений) как только мы заходим в игровую комнату. Признак хорошо виден также на детских рисунках.

Логика-этика хорошо видны по общению. Этики чаще здоровались, а логик мог просто представиться: «Ваня». И все.

Отдельно мы считаем важным поговорить о малышах с болевыми этиками . Их видно. Поначалу они держатся немного в сторонке и стесняются вступать в контакт. Одного мальчика ИЛЭ («Дон Кихот») педагоги вовсе считали аутичным из-за того, что первое время, когда его привели в группу, еще до нашего приезда, он не играл с другими детьми и сидел в одиночестве под столом. И не хотел оттуда выходить. Как обычно в детских садах поступают? Хватают за руку и стремятся вытянуть оттуда. Но в том центре с детьми обходились мягче – его просто спросили «Тебе там удобно?» – «Да». Дали ему листочек и фломастеры, и он там сидел, рисовал. Если ребенку комфортно под столом, то пусть сидит, никто в Детской Академии силой не действует. Директор этого центра сказала, что любые дисциплинарные методы по отношению к детям запрещены. И если тебе очень сильно надо, чтобы дети положили руки на колени, то сначала спроси себя, зачем тебе это надо, и если тебе, правда, надо, то ты придумай как сделать это так, чтобы им самим захотелось их туда положить. Когда мы уже за этим мальчиком наблюдали, даже в процессе заданий, он оставался сидеть в сторонке и просто наблюдал, как остальные дети выполняют задачу. Что интересно и даже удивительно было: все попытки преподавателя вовлечь его в игру пресекались. Но как он сидел при этом! Не спал, а все это время наблюдал за процессом. Это экстраверсия . В какой-то момент он даже спиной подавался, уже вот-вот готовый включиться – чуть-чуть только подтолкни!

И в какой-то момент он сам уже и рисунок нарисовал. Под конец занятия он начал к детям тянуться, и потихоньку включаться в задачу. А потом показал и хорошую сообразительность, и нестандартность мышления, даже рыцарство свое проявил! Когда «Штирлиц» с «Гамлетом» начинали задираться, он схватил надувной желтый шар и ударил «Штирлица» по голове.

Статика-динамика весьма заметна при ограничении двигательной активности детей. Что говорить, детям-динамикам на месте не сидится. Рядом с одной девочкой ЛИЭ («Джек Лондон») на занятии, где нужно было по очереди выйти и показать животное, сидел мальчик ИЛЭ («Дон Кихот») Мальчик встает, идет показывать животное, а она перепрыгивает на его стул. Он возвращается – она прыгает обратно на свой. Он снова уйдет – она ножки ему стул положит. Вернётся – тут же убирает. Еще интересным образом у этой девочки проявилась сенсорика ощущений – точка наименьшего сопротивления . Когда все дети начали «кормить животных», она встала – и ушла. А когда вернулась – поставила руки в боки и смотрела взглядом, говорящим: «Ну, вы закончили, или мне еще погулять?».

Признак уступчивость-упрямство проявился, когда детишки садились за рисунок: кто как к себе подгребал карандаши. Соответственно ТИМу этот признак интересным образом показал мальчик ЛСЭ («Штирлиц»), обладавший сильным, крепким телосложением. Задача была сесть вокруг стола и начать рисовать. Рядом с ним сидели два других мальчика: ИЭИ («Есенин») и ИЭЭ («Гексли»), значительно уступавшие ему в силе – они каждый положили себе по листочку на стол, расположившись весьма вольготно, а ЛСЭ, несмотря на физическое превосходство, ютился на краю стола. Даже преподаватель в этой ситуации к нему подошла и помогла получше сесть, увереннее занять ресурс.

То, как дети откликаются на ресурсы – действительно заметно. В один момент детишки даже начали битву за ресурс: – «Мои карандаши!» – «Нет, это мои!». Подошла преподаватель и объяснила, что на этом занятии у них все карандаши – общие, а вот листочек – он свой для каждого. И всё – они сразу же поняли, где какие ресурсы.

Мы имели возможность наблюдать в другое время такую ситуацию: мама упрямая , а ее одиннадцатимесячный ребенок – уступчивый . Она приходила заниматься вместе с ребенком. Мама говорит: «Поставь кружку на место, это дядина кружка!». То есть, дядин ресурс. Никакой реакции. Объяснили, что с ним по-другому нужно. «Послушай, мне эта кружка очень нужна». Без вопросов – ребенок сразу все понял и отдал кружку! То есть тогда, когда разговор пошел на языке потребностей, для уступчивого ребенка ситуация стала понятной.

При рисовании флага зоопарка очень четко проявился признак аристократия-демократия : несмотря на то, что дети маленькие, аристократы в основном рисовали государственный флаг, некоторые дошли даже до герба. У демократов либо это был флаг неопределенного государства, либо на нем были зверюшки, игрушки, личные записи и т.д.

Рисунки рассудительных были выдержаны в пастельных тонах, на них мы больше заметили травки, зверюшек, душевных мотивов. Решительные чаще рисовали что-то жесткое.

Бросается в глаза, как дети негативисты , получая новое задание, хмурятся, относятся к нему с опаской, с осторожностью. А дети позитивисты смотрят открытыми, доверчивыми глазами. Самый яркий контраст – мальчик СЭЭ («Наполеон»), сам весь рыжий, как солнце и две девочки ЭСИ («Драйзер»). Мы воочию наблюдали, что ЭСИ – и правда, «всегда недоволен», даже если он маленький. Ну, такие нахмуренные! Даже не столько нахмуренно, сколько недоверчиво, мол: «Что это они тут новое нам говорят?».

Очень интересно проявляется веселость-серьезность , особенно когда на контрасте есть дети обоих полюсов. Дети серьезные к работе подходят со всей ответственностью, совсем как взрослые. Так же серьезные дети могут более официально себя назвать.

Когда была дана задача показать животное, самыми первыми среагировали и потянули руки восприимчивые ИЛЭ. Причем руку они держали довольно робко, в надежде, что их заметят. Только после того, как пришла явная поддержка вниманием со стороны преподавателя и других детей, они стали смелее и увереннее.

Разговорная речь

В детских высказываниях также хорошо различимы признаки. Маленькие дети еще не успели накопить большое количество «социальных штампов» и высказываются искренне.

Например, мальчик СЛЭ («Жуков»), рассказывал соседу: «Пуля – она вот так вот летит: бдыщщщ!» – и показывает как пуля попадает в лоб и вылетает из затылка. Или мальчик ЭИЭ («Гамлет»), с упоением и горящими глазами рассказывал о роботе-убийце, которого он на своем рисунке поставил на охрану зоопарка от грабителей и воров. В обоих случаях хорошо себя проявили ценности второй квадры.

Еще пример, 4-х летняя девочка ЭСЭ («Гюго»), пригрозив пальцем, обратилась к другим детям с фразой: «И попрошу не забывать о манерах!», – это очень яркое проявление «посохов» («блюстителей», рационалов-этиков).

Невербалика

На следующей паре фотографий можно увидеть как порой похожи взрослые и дети одного ТИМа. На левой фотографии и педагог, и девочка принадлежат к типу ЭСИ, на правой – СЭИ. На обеих фотографиях при этом виден негативизм (в некоторой нахмуренности).

Проявления интертипных отношений

Два мальчика: ЛСЭ («Штирлиц») и ЭИЭ («Гамлет») еще до начала занятия обратили на себя внимание. ЭИЭ подбежит, пнет ногой, и улепетывает! А маленький ЛСЭ даже во время занятий находил момент для мести! При этом нельзя сказать, что они прямо-таки враждовали. Интерес был – подколоть, ущипнуть. Хорошая иллюстрация отношений «громкого конфликта», СУПЕРЭГО .

Был момент, когда они пронеслись и случайно толкнули мальчика «Гексли». Он заплакал. Педагог остановила «Штирлица»: «Ты заметил, что ты ударил?» «Нет». «Гамлету»: «А ты?». «Гамлет» подошел к «Гексли», стал гладить его по плечу, очень этично: «Извини меня, пожалуйста». Увлекшись игрой, не заметили оба, но этик понял чувства обиженного, нашел выход из ситуации.

Другой интересный момент был уже в последний день, когда все порядком устали, особенно педагог, которая вела с нами почти все занятия. Причем педагог – просто высочайшего класса, мы восхищались тем, как она находила подходы к разным детям! Она четыре дня активно помогала нам, вкладывалась, вела так же деятельность, связанную с администрированием всего этого центра. От этого к четвертому дню усталость была видна невооруженным взглядом. Педагог СЭИ («Дюма»), в теории могла бы искать поддержку у дуалов – ИЛЭ. Но в той группе дуалов не оказалось, и она подсела поближе к мальчику ЛСЭ («Штирлиц»), в течение всего занятия уделяя ему больше внимания, чем остальным детям. Создавалось впечатление, что она была измотана до такой степени, что была готова сложить голову на плаху под топор Контролера .

Девочка ЭСЭ («Гюго»), проявила сильную этику во взаимодействии с мальчиком ИЛЭ («Дон Кихот»). Она подошла к мальчику, видя, что ему не очень уютно. Заметив, что мальчик пока не готов принять поддержку, просто обозначила «я – с тобой», и оставила его в покое. Когда позже он уже включился, стал чуть более активным, она уже подбежала к нему и заботливо погладила, подбодрив. Чутье к настроению человека, к готовности идти на контакт было проявлено очень наглядно.

Анализ рисунков с флагами

Детям можно предложить нарисовать достаточно простые и известные предметы: флаг, дерево, лошадь или парусник (видоизмененный тест Г.А. Шульмана). При этом следует помнить, что флаг, дерево и лошадь дети видели почти наверняка, а вот лодку с парусом в три годика – вряд ли. Перегружать ребят не следует, для диагностики малышей достаточно попросить их нарисовать что-то одно из перечисленного. Было решено довести тему зоопарка до конца и нарисовать именно флаг зоопарка, а не лошадей и деревья.

Что мы увидели? Интуиция-сенсорика, логика-этика, статика-динамика, экстра- интроверсия, рассудительность-решительность и аристократия-демократия – вот тот перечень признаков Аугустинавичюте-Рейнина, которые были хорошо заметны.

Рисунок 1. ЭСЭ, 5 лет

Девочка сама пояснила, что изобразила несколько флажков. Изображено еще много объектов кружочков, палочек, задание перевыполнено – экстраверт . Все объекты четко заполнили пространство листа – сенсорик . Флажки разные. На одном из флажков изображено животное, на другом имя – демократия . Мы видим признак первой квадры: игра словами, смыслами: девочку зовут Марта, она сначала написала свое имя, а потом посмотрела и дописала циферку «8». Превратила свое имя в праздник – ценность для ЭСЭ («Гюго»).

Рисунок 2. ЭСИ, 3 года

Статический : относительно прямые углы. Достаточно хорошая закраска – не вылезает за края, почти не выбивается за пределы контура – это к сенсорике . Зеленая травка внизу – «дамская» забота («дама»: стимул к деятельности – благосостояние). Объектов почти нет, и что характерно, один флажок ей начинала вести преподавательница. Девочка раскрасила один, и второй нарисовала. В интроверсии практически нет объектов для наблюдения. Это как раз та девочка, которая держалась с педагогом вместе.

Рисунок 3. СЛЭ, 5 лет

Мальчик, который нарисовал этот рисунок, объяснил, что это – наполовину машина, наполовину танк, наполовину комната. Структурная логика – в творческой функции. Прямые углы – за сенсорику , плюс на данном рисунке острые углы – за решительность . Танки – это тоже признак решительности . «Жуков», что еще сказать! Обратите внимание на флаг: все линии достаточно ровные. Мальчику около 5 лет. Твердая рука, ровные линии, закрашено без пустых мест и почти не выезжая за границы (сенсорика ). В картинке все элементы статичны, неподвижны – за статику.

Рисунок 4. ЭИЭ, 3,5 года

Девочка, которая рисовала, еще маленькая, поэтому картинки еще не очень четкие. Но из этого рисунка мы вытащили интуицию : штриховка вылезает за границы контура. Не то чтобы не получилось, а не было и попытки закрасить все по контуру. Использование всего двух цветов – те карандаши, которые попались под руку. Внизу – какой то предмет, непонятно, что это.

Рисунок 5. СЭИ, 3 года

На флаге розовые кружочки, мягкие пастельные цвета, юбочка у флага, бретельки – рисунок «дамы» . Но рука – твердая, рисунок четкий. Кружочки аккуратно расположились в пределах флага – сенсорика . Очень похоже на пастельный, приятный сарафанчик – не было попытки нарисовать флаг державы, хотя и рисовал мальчик – демократия . Один флаг – один объект – за интроверсию . Динамичность. Веселенько, пастельные цвета, очень приятное их сочетание характерно для первой квадры , для сенсорики ощущений в ценностях. Флаг очевидно в движении – динамика . Пастельные цвета – за рассудительность .

Рисунок 6. СЭИ, 4 года

Сплошная штриховка, заехал, но незначительно – сенсорика . Очевидное движение на ветру, сам флаг – нечеткий, обрывки – за динамику. Белый, красный, синий цвета, но разорванные, флаг из трех полотнищ состоит – скорее за демократию . Тем более если учесть, что дети подсматривали друг у друга. Мы видим попытку заштриховать контуры, но нет попытки сделать флаг ровным и не рваным. Купол, теплое окно, уютный желтенький цвет – забота, домашность «дама» , «душевный» стиль общения. Надпись – «зоопарк» – написал, что получилось, так как писать не умеет, но очень хочет научиться (интроверсия, этика).

Рисунок 7. ИЭЭ, 6 лет

Каждая полосочка что-либо означает: змею, верблюда, песок (земля), солнце. Про каждый цвет ребенок рассказывал: зеленая полоска – это змея, другая – верблюд, а это – крокодил, а это – лиса. Обоснование полосок и цветов. Рассудительность и экстраверсия, немного аристократии – что каждому животному – свой цвет! Структурная логика – в сознании. Причинно-следственные связи звучат осознанно. Нажим слабый, неплотная закраска, выход за пределы контура – за интуицию. Пастельные цвета – за рассудительность . Стиль общения – обмен эмоциями : во время выполнения задания подмигивал ближайшему тренеру.

Рисунок 8. ИЛЭ, 5 лет

Флаг, как приклеенный – статика . В качестве основания флага – не очень комфортная, но травка, не то чтобы «дамская» забота, но – рассудительность . Цветов не так много, нет четкого контура флага, и заезжает цвет на цвет – интуиция .

Рисунок 9. ЛИЭ, 5 лет

Сначала был нарисован флаг, потом – столб, а потом две палочки крепления флага – интуиция, уникальность . Машина очевидно врежется в столб! – слабая работа с пространством. Цвета похожи на сенсорные, но нет ни одной ровной линии, штриховка не сплошная, нет попытки докрасить изображения – за интуицию . Столб не то что не докрасил, а даже не пытался. Яркий желтый цвет фар, такие же блики корпусе автомобиля, спойлер, переднее колесо отрывается от земли – за динамику . Изображение не зоопарка, про него мальчик забыл, а автомобиля при подъезде к нему – деловая логика , динамика . Флаг больше похож на дорожный знак или указатель. Возможно – рациональность . Интертипные отношения даже в таком возрасте никто не отменял. Мальчик нарисовал красную полоску, синюю, а белая не получалась. Думал, как сделать белую полоску – ему помог сосед подзаказный СЛЭ («Жуков»).

Рисунок 10. ИЭИ, 4 года

Флаг скорее динамичный . Машинка с эмоциями – этика , динамика . Ощущение что у машины есть лицо! Трагичные эмоции, хочется пожалеть. Справа от флага он просто писал свою фамилию, но писал не буквами – интроверсия , этика . Его спросили – а что у тебя здесь? «Константин Петрович Иванов». Все четко: фамилия имя и отчество – за аристократию . Когда писал, проговаривал. Легкий нажим – за интуицию . Палка – пытался что-то рисовать, но бросил. Но донца он так и не довел. Что-то неконкретное – за интуицию .

Рисунок 11. ЭСЭ, 6 лет

Флаг развевается на ветру, куда-то все идут, звери в движении – динамика . Много действующих объектов – экстраверсия . Показано, что каждый объект что-то из себя представляет. Солнышко ярко желтое, ничем не загороженное – 1 квадра . Исходят не просто лучи, а как бы волны тепла – сенсорика ощущений в блоке Эго. Флаг неизвестного государства – за демократию .

Общее впечатление от рисунка? Ощущение праздника (ЭСЭ, «Гюго»). Было задание нарисовать флаг зоопарка, а что получилось? Целая картина! Очень праздничная достаточно картина, некий балаган такой. На лицо – позитивизм , солнышко – очень ярко-желтое – это за первую квадру. Обратите внимание на лучи солнца – это за белую сенсорику – плавные линии, а не лучи и стрелы.

Рисунок 12. ЭСИ, 5 лет

На флаге животные – за демократию. Животное не одно, их два. Медведь и кто-то еще? Или лиса и зайчик? И что они делают? Взаимодействуют, общаются. Объектов мало, и основное, что бросается в глаза – это отношения между ними – за интроверсию . И за этику и «душевный» стиль общения. Некое подобие забора, наверное, девочка пыталась шатер нарисовать. Обратите внимание на степень прямоты линий, четкость соблюдения линий контуров, прямоту углов – все, это может говорить о сенсорике . Флаг как приклеенный или даже как окно в шатер – за статику. И видно, что то, что нарисовано, будет стоять долго и надежно: можно отметить за основательность.

Сравнение двух последних рисунков – 11 и 12.

Экстраверсия проявлена не только количеством объектов, но и тем, что объекты на 11-ом разбросаны и причинно-следственным связям между ними не уделено внимание. То есть, между ними нет отношений. Во 12-ом рисунке виден интерес к отношениям.

Рисунок 13. СЛЭ, 7 лет

Животные очень статичные, без эмоций, формально развевается флаг – за статику . Нет попытки нарисовать мордочки у зверей, их выражения – за логику. На рисунке порядок, система, все есть: зоопарк, клетки – за сильную структурную логику . Твердость руки – за сенсорику . Флаг российский – аристократия , все звери в клетках – 2 квадра . СЛЭ («Жуков»).

Во время представления автором своего рисунка мы видим целый сценарий самопрезентации. В зале восхищенные вздохи. И смех. За экстраверсию. Зрители также отмечают аристократию , сенсорику , неестественные позы – за статику .

Рисунок 14. ИЭЭ, 4 года

Прорисован купол. Целостная, но довольно абстрактная картина: зоопарк, флаг, подпись над парком, двуглавый орел!– за интуицию. Нет ровных линий, штриховка налезает на герб – еще одно проявление интуиции . Флаг хотя и аристократичный, но он зеленый, т.е. именно для зоопарка – опять в целостный образ (интуиция возможностей ). Герб, флаг российский прорисованы лучше всего – за аристократию . Нет движения – статика .

Рисунок 15. ИЛИ, 6 лет

Достаточно жесткий нажим, но целостный образ: есть название, животное и посетители, причем практически нет деталей, включая отсутствие ног у людей – за интуицию . Непрокрашенность, не ровное древко – за интуицию. Что на флаге? Чебурашка! Интуиция, демократия . Слон свободный без клетки – за демократию . Движение, эмоции переданы – динамика . Корона, сказочность, из зоопарка – сказка. Это за интуицию . Всем короны! Объекты связаны отношениями – за интроверсию : есть мама, есть подружка, есть слон. Не прорисованы лица – логика.

Мы хотим выразить огромную благодарность сотрудникам Академии за их заинтересованный подход, за тот опыт, который мы получили, наблюдая за их работой с детьми, за нашу совместную творческую работу над сценариями занятий, позволившую уточнить содержание спланированных заранее заданий и разработать новые!

Моя мама говорит, что я с детства больше всего любила играть с книгами. Не знаю, проводила ли она, как принято, до года тест или просто наблюдала за мной, но это однозначно вызывало у нее положительные эмоции. Правда, учиться меня «отправили» экономике, т.е. не согласно своему предназначению, а на модную в то время профессию.

плюс: у меня есть диплом
минус: никогда в жизни он мне не пригодился, потому что ни писать о бухгалтерии, ни обучать этому других мне не интересно

А теперь по порядку о задаче родителей определить предназначение ребенка, о психотипах детей в целом, а так же о том, как выявить сильные и слабые стороны ребенка и не задавить его индивидуальность.

Для начала: выявлять предназначение ребенка желательно в возрасте до года, пока память прошлых жизней более сильная. Суть теста в том, чтоб еще «несмышленышем», не подверженным влиянию общества, моды и прочим вредным вещам, ребенок о своем предназначении «намекнул» взрослым, и облегчил родителям задачу определения сильных и слабых сторон.

Тест на определение предназначения ребенка

«Операция» довольно простая и определение психотипа ребенка не потребует особых навыков. Нужно собрать предметы (игрушки) символизирующие каждый психотип и разложить перед ребенком. Из какой категории будет заинтересовавшая его вещица, такое предназначение у ребенка в жизни. Согласно тому психотипу нужно направлять ребенка для обучения. Для счастливой жизни в русле своей Души, согласно своему предназначению ребенок должен обладать определенными качествами характера, поэтому есть определенные рекомендации, как мотивировать ребенка и на какие черты обратить особое внимание.

Предметы для определения предназначения ребенка:

  • для «ученых», естественно, книга будет лучшим символом
  • для «воина» — это оружие
  • для «торговцы» — символы материального, деньги
  • для «рабочих» — рабочие инструменты

Воспитание с учетом предназначения и психотипа ребенка

⇒ Ребенок-ученый по предназначению

Особенность этого психотипа является склонность к наукам, обдумыванию, глубокому анализу. Дети с этим предназначением настолько ответственные, что считают себя причастными ко всему происходящему в социуме; часто склонны к самоедству и излишней самокритике. У детей с главным предназначением «ученый» чрезвычайно развит разум (не путать разум и ум). Таким детям просто необходимо заниматься саморазвитием, изучением законов вселенной. У детей этого психотипа большая склонность понимать причинно-следственные связи, поэтому им показано изучение всего, что связано с кармой. Главное предназначение человека (ребенка) с таким предназначением делиться своими знаниями с другими, видеть перспективы и анализировать последствия, определяя, направление движение для других. Таких детей часто отличает резкость в высказываниях, но в Душе они очень добрые.

В воспитании характера ребенка такого психотипа задача родителей развивать честность, сострадание, человеколюбие, простоту. У детей с таким предназначением нельзя допускать развития тщеславия – им противопоказано стремиться к славе, почестям и популярности. Негативную роль может играть и желание покоя, так как не дает возможности реализации главного предназначения человека такого психотипа. Довольно опасно пытаться задавить индивидуальность ребенка с предназначением «ученый» — он будет наиболее несчастным среди всех лишенных индивидуальности (агрессия, всевозможные злоупотребления для ухода от реальности).

Дети с главным предназначением «ученый» уже «замотивированы» опасениями показаться глупым. Задача родителей поддерживать их в стремлениях.

⇒ Психотип ребенок-воин и его воспитание

Воин – это условное название, еще можно называть управленцем, руководителем. Наиболее важным для ребенка с этим призванием является дисциплинированность и любовь к порядку. Дети этого психотипа хорошо систематизируют поступки людей относительно установленных правил. У них способность у

Задача родителей воспитывать в ребенке с таким призванием благородство, рыцарство, честь, достоинство, уважение к законам и правилам; с самого детства должно прививаться понимание справедливости, милосердия, — именно эти качества характера делает их сильными. Их нельзя растить изнеженными, излишне баловать, давать много возможностей для лени или наслаждений. Задача родителей прививать понимание, что власть – это не только возможности, но и огромная ответственность за окружающих.

Лучше всего раскрываются их положительные качества характера, если проявлять уважение к ним, для них очень страшно этого лишиться.

⇒ Психотип ребенок-торговец и его воспитание

Главное качество детей данного психотипа – это гибкий изворотливый ум. Они частенько хитрят – они по-другому просто не могут – и если это не перерастает в настоящее мошенничество, ничего плохого в этом нет. С малых лет они ценят деньги и материальные блага. А вот ответственность они могут на себя брать только за своих близких. Как правило, и сильные кармические проблемы связаны именно с родственниками.

Задача родителей в воспитании детей психотипа «торговец» пояснять, что материальное хорошо в том случае если идет на добрые дела. Воспитывать в ребенке с главным призванием «торговать» нужно благотворительность, хозяйственность, практичность, искореняя жадность и желание пустого накопительства.

Лучше всего мотивировать ребенка с предназначением «торговец» путем поощрений (подарки, карманные деньги, ну или, в крайнем случае, пообещав что-то забрать, если он не сделает нужное) и проявления доверия к нему. Доверие и еще раз доверие, если вы хотите добиться хоть чего-то!

⇒ Психотип ребенок-рабочий и его воспитание

Для ребенка с призванием «рабочий» важно четкое понимание задачи, так что в большинстве случаев успех выполнения требований зависит от четко-поставленного поэтапного требования, т.е. от руководства. Любая неопределенность и неизвестность ввергает их в депрессию. Максимум допустимой ответственности – это за самого себя, так что не стоит надеяться, что он хорошо присмотрит за другими ребятишками.

Так как главное качество характера, оказывающее на человека с главным предназначением «рабочий» будет то, насколько усердно он готов трудиться, то на родителях лежит задача хоть «из-под палки» заставить его получить профессию и воспитать в нем просто порядочного человека. Негативные качества свойственные детям психотипа «рабочий»: лень, желание легких денег, склонность к всевозможным злоупотреблениям, желание обманывать, поэтому задача родителей с самого рождения обучать его пониманию «хорошо-плохо».

Особенно сложно придется «купцам»-родителям в воспитании «рабочего»-ребенка. Психотип первых привык стимулировать «пряником», а в данном случае нужен «кнут». Бесполезно так же обращаться к совести или заведенным порядкам. Так как данный психотип детей ориентирован на физическое, то это тот самый случай, когда лучшее средство «щелкнуть ремнем возле уха», дабы не возникало искушений (задача родителей не хлестать ребенка, а показать ему, что он понесет физическое наказание!).

Внимание : воспитание в строгости – это когда наказания с любовью, остальное же называется обычным насилием!

Как я уже писала в самом начале статьи детям свойственно проявление сразу двух-трех психотипов. Ребенок может чередовать свое поведение, что делает более сложным определение его психотипа в более взрослом возрасте. Задача родителей не подгонять под какой-то один, а следовать рекомендациям воспитания для обоих типов. И анализировать в чем именно главное предназначение, определяя доминирующий психотип у своего ребенка.

Задача родителей – помочь следовать предназначению ребенка

  • Какой смысл пытаться заставить кого-то жить чужой жизнью?..
  • Будет ли ребенок, лишенный индивидуальности и не следующий своему предназначению счастлив?..

Задача родителей понять, какой путь должен пройти их ребенок, в чем его предназначение и дать ему для этого все возможные «инструменты». Не пытайтесь сделать свое чадо «другим», «насильно счастливым» — учитывайте истинную природу и предназначение ребенка, цените индивидуальность.

Кто из родителей не хочет, чтобы его ребенок вырос «самым-самым»? Самым умным, достойным, успешным. Для этого с самого рождения мы пытаемся придумывать развивающие занятия, создавать нужную среду, следовать современным тенденциям. И как сложно бывает принять то, что ребенок не хочет слушать, когда ему читают книжки, зато с удовольствием рассматривает все картинки; не может пройти в магазине мимо товаров, не потрогав их руками, не погладив плюшевого мишку, не покрутив в руках разноцветную баночку с пластилином. Возможно, ваш ребенок так воспринимает информацию из окружающего мира. И после того, как вы определите, к какому психотипу относится ребенок, вам станет проще доносить информацию и понимать его!

Способы получения информации людьми

Психологи выделяют четыре способа, с помощью которых люди обрабатывают свой жизненный опыт. Три из них зависят от тех анализаторов, при помощи которых происходит основное восприятие информации:

  1. Слуховой анализатор – люди, которые задействуют в первую очередь его называются аудиалы.
  2. Зрительный анализатор – визуалы;
  3. Тактильный анализатор, обоняние, осязание, движения – кинестетики;

Четвертый канал восприятия и переработки информации – дигитальный, сопряженный со словами и числами, редко встречается, но все же такие люди – дигиталы (или дискреты) тоже не исключение.

Определение психотипа ребенка

Ребенок-визуал воспринимает поступающую информацию в основном посредством зрительного анализатора. Такие дети отличные рассказчики, обладающие потрясающим воображением и фантазией. Они без труда могут представить себе картину и описать ее во всех подробностях, для них чрезвычайно важно, чтобы все вокруг было красивым, они не переносят беспорядка! Именно поэтому такие малыши с детства аккуратнее своих сверстников – они не полезут в грязную лужу, потому что можно испачкать одежду. Такие дети чаще всего используют фразы, связанные со зрением, они могут говорить: «посмотри, какая…», «видите ли», «там видно будет», «посмотрим», «это выглядит…». Они достаточно легко запоминают цвета и формы, любят творческие занятия, такие как рисование, лепка.

Родителям важно помнить, если ребенок относится к визуалам, то он с большой вероятностью не услышит то, что ему говорят, если это не подкреплено наглядно. При объяснении какого-то материала малышу-визуалу будет полезно использовать наглядные пособия, графики, картинки, фотографии. Большое внимание необходимо уделять развитию речевого компонента и коммуникации, т. к. по природе такие дети не очень разговорчивы. Они могут долгое время стоять в стороне, приглядываясь, играть в одиночестве. Для того чтобы привлечь внимание ребенка, сделать замечание лучше использовать язык жестов – можно пригрозить пальцем, либо покачать головой, притопнуть ногой.

Материал по теме:

Ребенок-аудиал воспринимает информацию, в основном, через слуховой анализатор, обладает потрясающей памятью и абсолютным слухом. Он хорошо запоминает разговоры и рассказы, может с легкостью пересказать услышанное, очень сложно переносит тишину. Часто можно заметить, как маленький аудиал начинает напевать или «мычать» себе под нос, когда вокруг слишком тихо. Но стоит отметить, что во время занятий им, напротив, просто необходима полнейшая тишина, иначе у них просто не будет возможности сосредоточиться. В речи у них преобладают описания звуков, музыки, пересказы чужих разговоров, начинают фразу они часто словом «послушайте!».

Для того, чтобы привлечь внимание ребенка-аудиала, родителям достаточно сказать «шшш» или «тише», сменить тембр голоса, перейти на шепот. В общении необходимо стараться использовать возможности голоса – варьировать громкость своей речи, играть с интонациями, делать паузы. Таким детям очень важно читать книги вслух, часто обычным бумажным изданиям они предпочитают аудиокниги, не стоит их осуждать за это. Также не надо обращать внимание, если ребенок во время выполнения задания шевелит губами или говорит что-то себе под нос – таким способом он помогает себе.

Ребенок-кинестетик познает окружающий мир преимущественно посредством тактильных ощущений, осязания, обоняния, движений. Такие дети любят прикосновения, телесный контакт для них намного важнее и красноречивее слов. Им необходимо попробовать все на вкус, повертеть в руках, понюхать, они постоянно находятся в движении и рано начинают ходить, т. к. для них главный инструмент познания мира – их тело. Их лексический запас наполнен словами и сочетаниями, описывающими действия и ощущения – мягкий, приятный, ароматный, вкусно пахнет и т. д.

Родителям таких детей необходимо как можно чаще обнимать и ласкать их, прижимать к себе, целовать, ведь только так ребенок-кинестетик сможет понять, что его любят. Ему сложно познать предмет, не поняв, какой он на ощупь, поэтому взрослым в общении с такими детьми стоит говорить медленно и отказаться от фразы «Не трогай!». Они легко отвлекаются, для того, чтобы привлечь внимание кинестетика лучше всего взять его за руку или потрогать за плечо. В ходе занятий таким детям необходимо давать время на двигательную разминку, можно предложить пройтись до кухни, налить воды, попрыгать, поприседать, после чего можно продолжать заниматься.

Дигитал (дискрет) – это редко встречающийся и своеобразный тип, ему свойственно совершенно особое восприятие происходящего вокруг. Люди, относящиеся к данному типу, редко рассказывают о чувствах, эмоциях, используют красочные прилагательные для описания ситуаций. В их картине мира все строго, функционально, подчинено здравому смыслу и логике. Когда он говорит, может показаться, что человеческие чувства ему чужды, хотя в глаза бросается то, что этот человек очень много знает и стремится узнать еще больше. Но впечатление обманчиво, стоит отметить, что дигиталы чрезвычайно чувствительные люди. Ребята-дискреты часто увлечены программированием и компьютерами, отлично ориентируются в сложных математических задачах и хорошо играют в шахматы, любят всевозможные исследования, легко увлекаются. В их речи встречаются такие фразы как «поразмыслим логически», «над этим стоит подумать», «это необходимо проанализировать».

Стоит отметить, что такой способ восприятия детям не свойственен и встречается самое раннее в подростковом возрасте. Если вы обнаружили, что подросток ближе по типажу к дискретам, то самое правильное – это стараться общаться с ним, оперируя логическими доводами, приводя в подкрепление своим словам различные исследования и статистические данные, опираясь на научные источники.

Мы все очень разные, это неоспоримый факт. Часто, нам сложно понять друг друга, тем более, если при восприятии мира мы опираемся на различные ощущения и руководствуемся информацией, поступающую от разных органов чувств. Действительно, представьте себе, что аудиал, услышав приятную мелодию, будет пребывать в отличном настроении, даже если вокруг него беспорядок. В то время как, визуалу не важно акустическое сопровождение и вид беспорядка может его сильно расстроить. Но, еще один неоспоримый факт заключается в том, что в течении жизни каждый из нас задействует все каналы восприятия. У нас есть все, для того, чтобы понимать тех, кто находится рядом. И для этого требуется лишь быть немного внимательнее, обращать внимание на личностные особенности собеседника и стараться разговаривать с ним на одном языке.

Мария Меролаева

Вопрос,наверное, банальный. Но все таки...У меня двое детей 5 и 3 лет. 1,5 года назад вышла на работу. Не успеваю ничего... дома не убрано, приготовлено все наспех. Постоянные нервы. Чужих детей воспитываю, на своих времени и сил нет. Здоровье начало подводить. Внешний вид запустила. Эээх... Можно было бы не работать. Муж не алигарх, но з/п выше среднего. Посвящу себя семье, что потом буду делать, когда дети вырастут... Вдруг стану мужу неинтересна. Запуталась.. не закидывайте тапками, просто напишите свое мнение, жизненный опыт. Спасибо.

385

Kuznetsova Maria

Доброго дня, всем интересующимся нашим конкурсом рассказов. Сегодня понедельник, время начинать новую жизнь, но сначала узнаем результаты конкурса, прошедшего на прошлой неделе.
Из 15 конкурсных рассказов вы выбирали лучших и вот они, победители. Их сегодня много.
Бронзу получает рассказ "Всегда быть рядом не могут люди…", ее написала Некоторые люди такие дуры, а проголосовало за нее 32 человека
На втором месте с результатом 38 голосов у нас сегодня Юка и ее рассказ "Тем кто помнит". Также 38 голосов завоевала Ящер, ее рассказ "Почти Робинзон", и она тоже на втором месте.
А победила сегодня Арсалана. 56 голосов отданных за ее рассказ "Один день из жизни Марса" говорят сами за себя.
Ура Арсалане, ура всем победителям, писателям и читателям.
Сейчас всех выложу и рассекречу.

286

Карпова Карпова

Прочитала в одной обширной соцсети грустную историю, в которой мужчина (это важно!) рассказывает о своем товарище-моряке, чья работа заключается в многомесячных дальних рейсах. Товарищ уже далеко не молод (сильно за 40), но имеет 4-летнюю дочь. Мать девочки умерла, оставив его, фактически, с младенцем на руках. Все 4 года за девочкой в основном ухаживала бабушка, но к сожалению, и она умерла (мы помним, герою истории далеко за 40, понятно, что бабушка там уже реально была бабушка). У вдовца есть взрослый сын, проживающий в Канаде, сыну около 20 лет.

Последние два года герой имел "некоторые отношения" с дамой. Дама немного помладше, имеет взрослого уже ребенка, который живет отдельно, совместных детей, как мы понимаем, нет. И вот после смерти бабушки герой наш делает предложение руки и сердца своей даме, а даме ему отказывает под предлогом, что жить с его ребенком от другой женщины, особенно пока он в своих многомесячных дальних рейсах, она не сможет и не будет.

Эта история рассказывается с явным намеком даму осудить со всей силой. Автор пишет, мол, это ж что-то противоестественное, такое отношение к детям???
Приятно, что почти все женщины в комментариях, кроме небольшого процента ударенных в голову идеей "мужик же замуж предложил!!!", насовали автору и его товарищу полную панаму. Ну, потому как желание жить дальше, как привык, а дочь свесить на мачеху, проглядывается даже без наводящих вопросов.

Но зато там в комменты набежали буквально толпы мужиков, вопящих "что значит, чужой ребенок??? неужели ей его не жалко???" и "она что, не знала, что у него ребенок есть, и придется его принять???". Еще "женщины паприроде обязаны заботиться о любых детях!!!" и "ему что теперь, бедную малышку в детдом сдавать???"

Никому из мужчин, что характерно, даже в голову не пришло, что вместо сдачи в детдом папочке неплохо было бы поменять работу на береговую, и растить свою дочь так, как это делают миллионы одиноких женщин без бабушек: с работы бегом в садик, потом к плите, больничные-поликлиники, потом опять работа и тд до совершеннолетия ребенка. Но нет! мужик дал жалестное объявление на местный сайт "ищу маму для своей крошки!", и уже даже выставляет какой-то ценз, чтоб внешность такая-то, возраст не старше такого-то, и чтоб без своих детей или максимум 1 маленький ребенок, лучше проживающий отдельно, и чтоб красивая, и умела готовить, и далее по списку.

Прочитала я эту умору и сижу, пытаюсь представить, что женщина повела бы себя так же в аналогичной ситуации. И дала бы объявление: ищу папу своему ребенку, чтоб зарабатывал столько-то, внешность такая-то, чтоб умел готовить, своих детей не имел или максимум 1 проживающего отдельно. Оооо, какой бы вой поднялся в комментах! А тут ничего, норм, и даже желающие нашлись. А женщину, которая отказалась брать на себя заботу о совершенно постороннем ребенке, закидали грязью и буквально смешали с экскрементами: как она могла, да это не женщина, а чудовище.

Не перестаю удивляться этим двойным стандартам.

209

Екатерина Лесникова

Просто выговорюсь. Спасибо, если прочитаете и совет дадите.
Мы живем отдельно от свекрови (1000 км). У нее есть квартира, которую она планирует оставить нашей старшей дочке (всегда так говорила, её идея).
Но пока ни завещания, ни дарственной, бла бла..Не особо то и напрягала нас с мужем эта ситуация, нет, так нет.. её собственность, пусть делает, что хочет.
У нее кроме моего мужа есть еще сын-младший, ему в свое время досталось все, квартира от их бабушки (мамы свекрови), дача-коттедж, машина, гараж (бабушка была состоятельной по местным меркам).
Так вот в чем ситуация, высказалась свекровь моя недавно, приеду к вам помирать, если заболею, сыну я младшему Васеньке не нужна, не очень то он со мной общается, а у вас семья, дети-не скучно будет (прям дословно).
Муж ей и говорит "продавай квартиру, здесь тебе однушку купим" А она "Так кто бы за меня начал это делать, это ж тяжело-переезд, купля-продажа"..Муж "Просто обратись в агентство проверенное и транспортная тебе в помощь,я приеду помогу, если Вася не удосужится помочь матери в одном городе"
На что она и говорит, квартиру, если не оформлю дарственную,потом на Оленьку (дочь наша) сами оформите. Ага, как же-будет то 2 наследника муж и естественно, опять же Васенька(
Свекровь не старая еще, активная, работает-63 года. У брата мужи семьи нет-холостой. Живет в свое удовольствие.

Для начала необходимо определить тип личности вашего ребёнка. Когда малыш растет, можно наблюдать, как со временем меняются его интересы и вместе с ними формируется сама личность. Но интересы у всех детей разные, и, следовательно, личности тоже. Очень важно проследить и понять, кем растет ваш ребенок, что его увлекает и как можно направить тот или иной его интерес в нужное русло. Для этого стоит выделить психотипы, а их, как уверяют психологи, пять.

Известная писательница и психолог Алина Делисс рассказала об особенностях характеров детей разных психотипов.


Начнём с очевидного: как и мы, взрослые, каждый ребенок индивидуален. Если сынишка вашей подруги в 3 года уже бегло читает и складывает числа, это не значит, что и ваш ребенок должен уметь делать то же самое. Проследите за его поведением, возможно, он не выпускает кисточку из рук или поет при каждом удобном случае. А может, он не случайно очень активен физически и в будущем проявит себя как одарённый спортсмен. Попробуем вместе определить психотип именно вашего ребенка, чтобы направить его способности в нужное русло.

Психотипы ребенка

Тип личности ребенка - лидер

Первые признаки этого типа выражаются в командном тоне, которым ваш ребёнок разговаривает с окружающими. Не смотрите на то, сколько ему лет. Некоторых родителей поначалу забавляет, когда маленький командир пытается диктовать условия и заигрывается настолько, что уже не видит разницы между собой и взрослыми. Уже в малом возрасте, когда малыш хорошо может построить фразы, он не хуже может "строить" взрослых. Да, в вашей семье прирожденный лидер. Как определить это? Легко. Обычно такие детки легко находят контакт с ровесниками и даже со взрослыми. Можно заметить, что на детской площадке лидеры будут защищать тех, кто младше. Они справедливы и ответственны. Заметили такие качества у своего ребенка? Тогда действуйте. Обаятельно объясните, что такое зло и добро, развивайте привычку принимать решения самостоятельно. Заинтересуйте его точными науками, старайтесь привить любовь к искусству. Все это расширит его кругозор. И самое главное - умейте договариваться с таким ребенком.


Тип личности ребенка - интеллектуал

Если вы заметили, что вместо мультиков ребёнок выбирает канал Дискавери, или, открыв рот слушает про планеты, созвездия и галактики, значит, ваш малыш явно опережает своих сверстников в развитии, тянется за новыми знаниями и хочет исследовать этот мир. Все это характеризует интеллектуалов. Именно для такого человека лучшим подарком будет книга, а ещё лучше не одна. Сейчас продаётся масса развивающей литературы для детей, выпускаются документальные фильмы. Обязательно сводите ребёнка в планетарий, музеи. Если в вашей семье растёт интеллектуал, максимально развивайте своё чадо, отдавайте в кружки по интересам. Не стоит забывать и о спорте, как правило, маленьких интеллектуалов эта сторона жизни мало волнует, поэтому их обязательно отдавать именно в командные виды спорта, чтобы там они учились взаимодействовать с другими детьми. Будьте бдительны, для этого психотипа характерна вспыльчивость, ведь не всегда идеи такого человека могут быть адекватно восприняты, особенно ровесниками. Донесите до ребёнка, что не все вокруг могут одинаково хорошо разбираться в одном и том же вопросе и нельзя злиться на человека, если он не понимает тебя с первого раза.



Тип личности ребенка - авантюрист

Это, пожалуй, самый беспокойный тип людей. Если говорить о детях, то они очень увлекающиеся натуры. Их может заинтересовать всё, что угодно. Они могут рисовать, петь, танцевать, читать книги, что-то мастерить. Помимо этого, понять, что ваш ребёнок ещё склонен к авантюрам можно, если вы заметите, что он фонтанирует идеями, иногда противоречит сам себе и довольно эмоционален.

Он может утром увлечься одним, а вечером уже абсолютно другим. За таким ребёнком нужен глаз да глаз. Необходимо следить за его успеваемостью, поощрять увлечения, способности. К сожалению, у многих представителей этого психотипа входит в привычку бросать все начатые дела и ничего не доводить до конца. Бороться с этим бесполезно, но можно корректировать ситуацию, постепенно прививая чувство ответственности.

Тип личности ребенка – архитектор

Что же это за дети? Архитектора распознать довольно просто. Дети такого психотипа постоянно что-то мастерят, строят и лепят. Огромный плюс таких увлечений в том, что ребёнок становится усидчивым, он дисциплинирован и внимателен.

У таких детей очень хорошо развита фантазия и присутствует желание постоянно заниматься чем-то. И это «что-то» может быть важнее всего остального. Ребёнок, грубо говоря, может "забить" на учебу, потому что ему покажется, что гораздо важнее сделать из пластилина Эйфелеву башню или Статую свободы, чем выучить стихотворение или решить уравнение. Вы как родитель обязаны проконтролировать ваше одаренное дитя, правильно расставить приоритеты.



Тип личности ребенка - не определившиеся

Самый несчастный тип детей, такой психотип возникает тогда, когда родители навязывали ребенку важные, как им казалось, навыки, увлечения. Зачастую такой ребёнок не знает, чего он хочет, не знает, кем хочет стать и чем заниматься. В перспективе он может столкнуться с такой проблемой как неумение принимать решения. Чтобы избежать неприятностей в будущем, советуем не навязывать ребёнку своё мнение, не заставлять его заниматься тем, что любите конкретно вы. Необходимо прислушиваться к своему ребенку, и главное не слушать его, а слышать. Чаще разговаривайте с ним и узнавайте о его мечтах и желаниях. Он будет доверять вам, и ощущать поддержку и любовь.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх