Канис-терапия как средство реабилитации детей. Что такое канистерапия и как она помогает лечить детей

Собака может научить детей с особенностями развития общаться с другими людьми, лучше ориентироваться в пространстве и управлять своим телом. Корреспондент m24.ru Анастасия Мальцева съездила в центр канистерапии «Солнечный пес» и узнала, как проходят занятия с животными.

Занятия по канистерапии проходят в небольшом помещении недалеко от метро «Речной вокзал». В большом зале полумрак. Площадка для терапии огорожена, там расставлены оранжевые конусы, по которым дети и собаки на занятиях ориентируются в пространстве. Еще есть шарики и мягкие белые коврики.

Первой на занятие приезжает руководитель проекта «Солнечный пес», автор первой в России программы по канистерапии Татьяна Любимова. С ней в машине на заднем сидении приехали три золотистых ретривера.

Канистерапия – не метод лечения, а способ реабилитации ребенка с помощью специально подготовленных собак. Идею использования псов для лечения пациентов еще в 1961 году описал американский психотерапевт Борис Левинсон, который заметил, что больной чувствуют себя лучше на приеме врача, когда в кабинете находится собака.

Канис – в переводе с латыни «собака». Канистерапия считается одним из видом анималотерапии – метода лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных животных.

Конечно, лечит не собака. Терапевтом может быть только человек, у которого есть профессиональное психологическое образование и специальная квалификация. Собака в данном случае выступает как специальный инструмент, который помогает терапевту добиться определенных целей в реабилитации ребенка.

Канистерапия помогает развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики.

На занятия по канистерапии приходят дети с разными диагнозами: ДЦП, ранний детский аутизм, синдром Дауна, соматические заболевания. Десятки ребят приезжают сюда с родителями из Москвы и ближайшего Подмосковья. Занятия по канистерапии проходят бесплатно. Центр существует уже больше 10 лет.

Главная задача терапии – помочь ребенку с помощью собаки и тренера развить свой потенциал. Например, научится общаться с другими людьми и лучше координировать свои движения.

Занятия начинаются в 10 утра и заканчиваются в два часа дня. Один урок с каждым ребенком идет около 20-30 минут. На терапию строгая очередь, никто не опаздывает. Один ребенок выходит из зала, другой сразу заходит. Дети берут пса за поводок, ходят с ним по периметру зала, дают команды: «Рядом», «Вперед», «Лежать». Всю их работу курирует терапевт.

Заключительное упражнение занятия называется «Коврик». Когда дети его выполняют, все взрослые в зале замирают от удовольствия и умиления. Упражнение выглядит так: ребенок ложится на мягкий ковер и четыре собаки окружают его со всех сторон. Получается своеобразная живая колыбель из золотистых ретриверов. Дети гладят собак, отдыхают, успокаиваются, приходят в себя после работы.

Со стороны кажется, что занятия по канистарепии проходит легко и весело. Дети водят собак за поводки и радуются, что рядом с ними красивые, послушные животные. Но на самом деле все не так просто. Точнее совсем не просто. Для детей с особенностями развития управлять собакой, даже послушной и дрессированной, очень трудно, эти занятия стоят им больших усилий.

«Внешне может показаться, что занятия с детьми очень похожи, – говорит Татьяна Любимова. – Но это только видимость. Занятие строится индивидуально в зависимости от возможностей и потребностей каждого ребенка. Структура урока похожа, но цели и задачи у них индивидуальные».

Многие дети с особенностями развития не могут использовать речь для общения с другими людьми. Они могут проговаривать вслух свои мысли – это так называемая озвученная «внутренняя речь», которая обращена не к другому и не выполняет функцию коммуникации.

В процессе канистерапии эти дети учатся управлять собакой, давать ей команды и видеть, что животное реагирует на их слова. Так они улавливают связь между собственной речью и тем, как она влияет на внешний мир, в данном случае на собаку. Это уже первый шаг. Второй – начать говорить и с другими людьми.

В зале я познакомлюсь с мамой Викторией, которая водит дочку на занятия уже второй год. «Через год занятий дочка понемногу начала говорить уже первые слова: «мама», «няня», «дай», – рассказывает Виктория. – Мы надеемся, что со временем она сможет полноценно заговорить».

«Если ребенок научится командовать собакой, то со временем он сможет и заговорить с людьми, – говорит Татьяна Любимова. – Помимо речи мы развиваем у детей способности по ориентировке в пространстве. Например, если ребенок постоянно хочет бегать, двигаться в хаотичном направлении и ему трудно собрать себя, то командование собакой позволяет ему сконцентрироваться».

Занятия с ретриверами позволяют детям развить навыки самоконтроля. «Сначала мы приучаем ребенка выполнять определенные команды, чтобы он мог общаться с собакой. Со временем он может самостоятельно управлять ретривером, – продолжает Татьяна Любимова. – И затем ребенок начинает применять этот навык командования по отношению к себе. Управляя собакой, ребенок учиться управлять собой – своими желаниями, поведением, движением».

Канистерапия – это не просто хаотичные передвижения ребенка по залу с собакой. Это специальная система занятий. Собаками-терапевтами становятся псы, которые были отобраны, протестированы, обучены специалистами центра «Собаки – помощники инвалидов» . Животные имеют не только исполнять команды, но и хорошо чувствуют других людей, умеют под них подстраиваться.

«Собака – мощный мотиватор для развития, – говорит Татьяна Любимова. – Если у человека ДЦП, он не хочет двигаться, ему больно. Собака помогает ему забыть о дискомфорте, увлекаясь игрой, человек с ДЦП немного забывает о боли и начинает двигаться активнее».

Незрячие дети воспринимают окружающее пространство как страшное и враждебное. С помощью собак терапевты открывают для них пространство.

«Если мы закроем глаза, мы точно так же, как эти дети, почувствуем первобытный ужас перед этим миром. Когда мы не видим, мы в любой момент можем встретить какую-то неприятность, – отмечает тренер по канистерапии. – Собаки помогают справиться с этим ужасом. Собака ведет по залу слепого ребенка, а вокруг него ходят другие псы, которые обвешаны разными звучащими бубенцами и колокольчиками. В процессе ребенок учится на слух определять, где находится звучащая собака, подходить к ней. Внешнее пространство расширяется, оно становится для него понятным и безопасным».

Так собака становится связующей нитью между окружающим миром и слепым ребенком.

Общение с животными приносит человеку не только приятные эмоции, но и способствует лечению многих заболеваний. В частности замечено, что дельфины, кошки, собаки, лошади и некоторые другие животные способны оказывать благотворное влияние на здоровье человека.

Особое место в энималотерапии занимают собаки. То, что четвероногие друзья человека помогают облегчить состояние больных, было замечено еще три тысячелетия назад. Со временем канистерапия, а именно так называется лечение через общение с собаками, стала более популярной в как в нетрадиционной, так и в официальной медицине. Сам термин произошел от латинского слова короткого canis, что в переводе на русский язык означает «собака».

Положительные результаты канистерапии

Общение с собаками облегчает течение многих психических, неврологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Оно влияет на общее эмоциональное состояние человека, помогая ему лучше адаптироваться в обществе и быстрее пройти этап реабилитации послелечения. Большое значение играют и собаки-поводыри, без которых очень сложно обойтись людям с ограниченным зрением. Обученные собаки чувствуют приближение припадка эпилепсии и заставляют больного человека отойти в безопасное место.

Благотворное влияние собаки оказывают и на людей престарелого возраста. Замечено, что в результате канистерапии происходит повышение умственных и двигательных способностей. У пожилых пациентов престарелых домов и клиник улучшается сон, они становятся менее мнительными и рассеянными.

С собаками полезно общаться детям, которым поставлен серьезный диагноз. Результатом такой терапии у детей с ДЦП является улучшение координации движений и снижение частоты депрессий. Дети-аутисты реже замыкаются в себе и чаще реагируют на сигналы окружающего мира.

Положительные результаты канистерапии до конца еще не нашли научного объяснения. Но на сегодняшний день уже известно, что в организме человека выделяется гормон окситоцин, который положительно влияет на работу функциональных систем.

Подбор собак для канистерапии

Чтобы животное могло оказывать помощь в лечении и восстановительном периоде, его готовят кинологи по специализированным программам. Такая дрессировка включают обучение определенным командам. Каждая собака, прошедшая подготовку имеет соответствующий сертификат.

Для этих целей подходит далеко не каждая собака. И дело не породе или внешних данных. Как показывают исследования, положительные результаты дает общение с собаками любой породы. И все-таки собаки некоторых пород более обучаемы в этом плане и дают более эффективный результат. В этот список попадаю колли, лабрадоры, спаниели, сенбернары, боксеры, ньюфаундленды, ризеншнауцеры и терьеры.

Большее значение в кинистерапии имеет характер животного. Питомец обязательно должен быть уравновешенным, спокойным, ласковым. Кроме того, в качестве критериев учитывается интеллект питомца и его способность идти на контакт с человеком.

Особенности канистерапии

Результат взаимодействия пациента с собакой во многом зависит от настроя самого человека. Далеко не все положительно относятся к обществу животного. Если существует такое психологическое неприятие, то терапия не принесет положительных результатов и даже скорее усугубит ситуацию.

Следует учитывать и тот факт, что в ряде случаев сам питомец может страдать от использования его в качестве лекаря. Именно поэтому к подбору подходящих кандидатур на эту роль следует подходить очень ответственно.



Взросления собаки. Сравнение с человеческим возрастом
Напала собака? Что делать?
Собака в поездке
Если вас укусила собака
Какие есть аксессуары для собак Выбираем ошейник для собаки
Готовимся к появлению щенка

Собака терапия – это невероятно популярная оздоровительная методика в медицине, которая подразумевает контакт больного с животным . Помогают больным детям Врачи-собаки, достичь потрясающих результатов в лечении.

Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодняшняя тема о лечение с собаками . Для этого не обязательно водить к специальным собакам — врачам, вы можете развивать ребенка с помощью домашнего, беспородного питомца. Прочитайте эту интересную статью и примите на внимание этот очень полезный метод развития.

В медицине собака терапия называется канистерапией . Это нестандартная психотерапевтическая манипуляция восстановления и лечения, при которой используются специально обученные собаки.

Метод лечения был известен еще во времена Гиппократа, о чем говорят писатели и поэты, археологические раскопки и прочие сохранившиеся предметы тех времен.

Терапевтическая методика направлена на улучшение следующих функций:

  • успешное интеллектуальное, эмоциональное и физиологическое развитие;
  • формирование моторики и двигательных способностей;
  • борьба со страхами, нервозностью, агрессивностью, раздраженностью, пассивностью;
  • воспитание дружелюбия и оптимизма;
  • работа над улучшением физической стороны пациента.

Поддерживающая терапия включает в себя тесные взаимоотношения и контроль пациента посредством коммуникаций, кормления, игр, заботой за животным.

Чтобы оказывать лечебное воздействие на ребенка с дцп, собака должна отличаться следующими особенностями:

  • дружелюбностью;
  • любовью к детям;
  • отсутствием негатива при резких звуках, движениях;
  • спокойным, покладистым характером.

Подобные нетрадиционные средства используют не только для больных , но и для людей, имеющих проблемы опорно-двигательного аппарата.

На этом мы с вами прощаемся, дорогие читатели, подписывайтесь на обновления блога и не забывайте делиться с друзьями информацией в социальных сетях. Всего хорошего!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх