Примеры из литературы о среде воспитания. Проблема воспитания: аргументы из литературы и рассуждение о его значимости

В каких произведениях русской классики поставлена пробле­ма воспитания и образования и что их сближает с пьесой Фонвизина?

Проблема воспитания и образования поставлена в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе И.А. Гонча­рова «Обломов». Во всех трех произведениях мы видим един­ство авторской позиции - понимание определяющей роли семьи, воспитания в формировании нравственного и интел­лектуального облика молодого человека.

Жизнь недоросля мы видим в повести А.С. Пушкина «Ка­питанская дочка». С пятилетнего возраста мальчика отдали на руки стремянному Савельичу, затем отец нанял для сына француза, мосье Бопре, слабовольного и легкомысленного человека. Петруша гонял голубей, лакомился пенками от ва­ренья, сваренного матушкой, делал змеев из географической карты, играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Но в один прекрасный момент это «благоденствие» было нарушено. Отец отправил сына на военную службу. Здесь стоит отметить муд­рость и прозорливость Андрея Петровича Гринева, который не захотел, чтобы сын служил в Петербурге, где он «научится мотать да повесничать». Вместо Петербурга Гринев отправля­ет сына в Оренбург, в «сторону глухую и отдаленную», наде­ясь, что суровая и тяжелая служба сделает из него настоящего офицера. Значимо и напутствие, которое отец дает сыну на прощание: «Береги платье снову, а честь смолоду».

И герой исполняет завет своего отца. Гринев попадает в водоворот крупных исторических событий, оказавшись фак­тически между жизнью и смертью. И вот тут-то вчерашний недоросль предстает перед нами настоящим мужчиной с чет­кими, определенными понятиями о чести, о воинском долге, о милосердии. Гринев не бросает в трудную минуту свою неве­сту, не оставляет Савельича. До конца честен он и во взаимо­отношениях с Пугачевым, сохраняя верность государствен­ной присяге. Однако Петруша Гринев, превратившийся из не­доросля в достойного мужчину, - все же счастливое исклю­чение в русской литературе. Традиционное российское воспитание не сгубило его благородной, чистой души.

Но в русской литературе есть и пример героя, жизнь кото­рого оказалась загубленной благодаря воспитанию. Такой образец пагубного влияния воспитания на человеческую душу представляет нам И.А. Гончаров в романе «Обломов». Глав­ный герой этого романа давно уже стал у нас персонажем на­рицательным, символизирующим лень, пассивность, бездей­ствие.

Детство главного героя Ильи Ильича прошло в Обломов­ке, в тихом и сонном крае. Сказки няни, легенды и предания о нечистой силе, ласки матери, обильные обеды, вкусные до­машние пироги, прогулки по саду и двору - жизнь в Обло­мовке течет неспешно и неторопливо, ни бурь, ни потрясений не бывает в этом мирном уголке. Родители не позволяют маль­чику что-либо сделать самому, всячески балуют ребенка, не слишком утруждают его учебой.

И вот результат воспитания - в тридцать два года, оста­вив службу, Илья Ильич совершенно опустился, проводит все свои дни, не вставая с дивана, в любимом восточном халате и мягких удобных тапочках. Имение Обломова практически разорено, его обманывает управляющий, однако герой не в состоянии разобраться с собственными делами. Он мечтает о любви и семье, но идеальная любовь становится для него не­возможной: Ольга Ильинская не отвечает идеалу Обломова, Агафья Пшеницына же воплощает лишь одну сторону этого идеала. В жизни Обломова нет места каким-либо потрясени­ям, полезной деятельности. Безусловно, герой добр и благоро­ден, душа его «чиста и ясна, как стекло», он осознает сует­ность и бесполезность многих человеческих устремлений. Однако всего этого оказывается недостаточно для настояще­го счастья. Обломов так и не смог воплотить в жизнь своего идеала.

Раскрывая внутренний мир своего героя, Гончаров умело использует портрет, описание его домашней обстановки, пей­заж. Так, мысль гуляет по лицу Обломова «вольной птицей». Характерные детали его костюма - это восточный халат и домашние тапочки. Любовную историю с Ольгой Ильинской в какой-то степени символизирует ветка сирени, бро­шенная героиней.

Таким образом, система воспитания и образования, при­нятая в русских дворянских семьях в 18-19-м вв., была во мно­гом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и серд­ца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие ка­чества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реа­лизовать свои собственные мечты, и вместе с тем гордость и безверие, трусость и злонравие. Черты эти становились опре­деляющими в личностной реализации людей, в их судьбах, в их жизненной состоятельности. Воспитание, таким образом, определяет характер человека, его судьбу, его место в жизни.

1. Взрослые и дети в повести Горького «Детство».
2. Самоотверженная любовь Наташи к матери в романе Толстого «Война и мир».
3. Обида ребенка в рассказе Бунина «Цифры».
4. Воспитание маленького Ильи в романе Гончарова «Обломов».
5. Отношение родителей к детям в произведении Одоевского «Отрывки из журнала Маши».

Взаимоотношения «отцов» и «детей» — это очень сложная проблема, существующая во все времена. Конфликт поколения «отцов» и поколения «детей» освещается во многих произведениях русской классической литературы. Но ведь трудности во взаимоотношениях не возникают внезапно. Они являются прямым следствием невнимательного и неуважительного отношения к детям. Обращение к произведениям русской классической литературы позволяет нам воочию увидеть ошибки взрослых, допущенные при воспитании детей, и явные последствия этих ошибок.

Вспомним автобиографическое произведение М. Горького «Детство». Главный герой после смерти своего отца вместе с матерью возвращается в дом деда. Здесь ему приходится столкнуться с жестокостью и несправедливостью. Именно такое отношение к детям процветает в семье родственников. Сам Горький говорит о том, что в произведении он показал «свинцовые мерзости жизни». Все родственники — люди мрачные, жадные, озлобленные на всех и все. И не менее жесток и деспотичен дед.

Дети растут в атмосфере озлобленности и взаимной ненависти. Их постоянно бьют за любую, даже самую незначительную провинность. Именно такого «воспитания» придерживается дед. Буквально в первые дни пребывания в доме родственников дед засек мальчика до потери сознания. Никакой любви и внимания по отношению к себе дети не чувствовали. Только бабушка была единственным добрым человеком, проявлявшим к Алеше любовь и уважение. По прошествии времени главный герой добрым словом вспоминает только бабушку. А дед сполна получил за все зло, которое причинил другим: «...когда бабушка уже успокоилась навсегда, дед сам ходил по улицам города нищий и безумный, жалостно выпрашивая под окнами:

— Повара мои добрые, подайте пирожка кусок, пирожка-то мне бы! Эх вы-и...»

Старик в конце жизни вынужден был нищенствовать несмотря на то что у него была большая семья. Но никто, по-видимому, не захотел заботиться о нем. И немудрено, ведь сам дед не проявлял доброты по отношении к своим близким.

А вот в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова трогательно заботится о своей матери. После гибели Пети, брата Наташи, графиня сразу превратилась в старуху. Наташа не отходит от матери. «Она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала в кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, — говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокаивал графиню». Любовь к матери делает Наташу сильнее. Юная девушка находит в себе силы поддерживать и помогать близкому человеку. Ничего удивительного в этом нет. В семье Ростовых к детям всегда относились с вниманием, любовью и заботой. И когда пришла пора, уже повзрослевшие дети так же стали относится к родителям. В их семье никогда не было конфликтов, взаимной вражды и ненависти. Поэтому Наташа, забыв обо всем, не отходит от матери, старается поддержать и помочь ей.

Если сравнивать атмосферу в доме Кашириных, о которой рассказано в повести Горького «Детство», с атмосферой в доме Ростовых, то разница будет огромна. И дело не только в том, что в семье Ростовых не знали финансовых трудностей и проблем. В семье Ростовых царит взаимная любовь и уважение, о чем в семье маленького Алеши никто даже не задумывается.

Воспоминания детства навсегда остаются в памяти взрослого человека. Конфликты старшего и младшего поколений зачастую предопределены негативными воспоминаниями. Иногда кажущийся незаметным и незначительным эпизод может оказать сильное влияние на формирующийся характер ребенка. Вспомним рассказ И. А. Бунина «Цифры». Это короткое произведение наглядно показывает нам, насколько взрослые могут быть невнимательны по отношению к малышу. В семье среди нескольких взрослых — один-единственный ребенок. И родственникам совсем нетрудно быть к нему чуть внимательнее. Но нет, взрослые недовольны тем, что ребенок — «большой шалун». На самом деле мальчик не производит впечатления избалованного. Он любознателен, с интересом познает мир. Но родственники делают все возможное, чтобы его присмирить. Они даже не пытаются понять, что ребенка переполняет энергия, что он не может сидеть на одном месте, как делают они сами. Вот мы узнаем о том, что мальчик, переполненный радостью жизни, крикнул. «Крикнул, совершенно позабыв о нас и весь отдавшись тому, что происходило в твоей переполненной жизнью душе, — крикнул таким звонким криком беспричинной, божественной радости, что сам господь бог улыбнулся бы при этом крике». Поведение мальчика кажется взрослым неприемлемым. И дядя начинает кричать на него, даже позволяет себе шлепнуть малыша. Такое поведение со стороны взрослых подрывает веру ребенка в них. Поступок дяди по отношению к мальчику не хочется оправдывать. Казалось бы, это единичный эпизод. Но сколько возникает таких ситуаций, пока дети маленькие. Все это остается в памяти навсегда. И уже не приходится удивляться, что в душе повзрослевших детей нет безграничного уважения и любви по отношению к старшим. В рассказе Бунина мы видим, что несправедливый поступок дяди сильно обидел мальчика. Ребенок плачет. Но ни мама, ни бабушка не стремятся успокоить и приласкать обиженного малыша. Они придерживаются принципов строгого воспитания. Но со стороны они кажутся равнодушными и черствыми людьми. На самом деле даже дяде тяжело слышать плач ребенка: «было невмоготу и мне. Хотелось встать с места, распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь одним горячим словом, пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди». А ребенок разочаровался в своем дяде. Раньше он искренне и безоговорочно любил его. Теперь же мальчик смотрит на дядю «злыми, полными презрения глазами». Это вполне оправданно. Ведь взрослый дядя обидел беззащитного ребенка.

Невозможно не согласиться с тем, что воспитание детей — очень и очень нелегкое дело. Задача взрослых не просто любить и уважать ребенка, но еще и предоставлять ему необходимую свободу для реализации своих стремлений. Отсутствие этой свободы приведет к тому, что ребенок вырастет слабым, безвольным. Именно это произошло с главным героем романа Гончарова «Обломов». Если вспомнить детство Ильи Ильича Обломова, то можно с уверенностью сказать, что оно было счастливым и беззаботным. Мальчика очень любили, он был окружен вниманием и заботой. Но вместе с тем ребенку не предоставляли возможности проявить себя. Маленький Илья не мог самостоятельно сделать ни шага. Если мать его «отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией». Мальчик был лишен возможности узнать что-то новое, проявить свои желания и способности. Маленький Илья очень любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня. Сказки стали для него единственно возможной реальностью, потому, что он ничего другого в жизни не знал и не видел. И эта мечтательность сослужила ему дурную службу. «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.,.». Вполне возможно, жизнь Обломова сложилась бы совсем иначе, если бы с детства он научился проявлять самостоятельность, пытаться что-то сделать. Но, увы. Обломов умел только мечтать. Действовать он так и не научился. Он целые дни проводил в бесполезных мечтаниях, в то время как реальная жизнь проходила мимо. «Его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанной платье и поесть на счет доброй волшебницы». В этом есть немалая доля вины его родителей. Они не давали ребенку почувствовать себя самостоятельным. И, став взрослым, он остался таким же вялым, безынициативным, как было в детстве.

На мой взгляд, прекрасный пример правильного воспитания показан в произведении В. Ф. Одоевского «Отрывки из журнала Маши». Произведение написано в жанре дневниковых заметок. Дневник ведет десятилетняя девочка по имени Маша. Благодаря ее записям мы получаем возможность узнать о воспитании детей в дворянских семьях. Родители Маши умны и дальновидны. Они не скрывают от детей трудностей реальной жизни, дают возможность детям проявить свою самостоятельность. Мы видим, как родители воспитывают у девочки чувство ответственности, как они помогают ей научиться вести хозяйство.

Очень интересно, как родители разъясняют дочке вопросы, связанные с денежными тратами. Мама предоставляет Маше возможность самой распоряжаться теми средствами, которые выделены на ее гардероб. Девочка, разумеется, не может удержаться от соблазна приобрести дорогую и красивую ткань на платье. Но мама деликатно, но очень доходчиво объясняет неразумность больших трат, ведь необходимо купить несколько вещей. Примечательно, что у Маши нет обиды на маму, которая отказалась покупать дорогую ткань. Нет, девочка сама начинает понимать необходимость сэкономить на чем-то, чтобы иметь возможность приобрести необходимое. Мама говорит дочке: «Я очень рада, что ты хочешь употребить деньги на действительную нужду, а не на прихоть. Ты сегодня сделала большой шаг к важной науке жить». Она так же предлагает Маше запомнить слова Франклина: «Если ты покупаешь то, что тебе не нужно, то скоро ты будешь продавать то, что тебе необходимо».

Помимо денежных вопросов, в произведении показано, что родители внушают детям необходимость учиться, получать образование. Родители на примерах семей близких знакомых показывают трудности и проблемы, которые могут встретиться в жизни. Таким образом, формируется характер детей. Они учатся отвечать на серьезные вопросы, становятся умнее и серьезнее.

Родители относятся к Маше и к ее братьям, как ко взрослым. Они объясняют детям то, что они пока не понимает. И дети не боятся обращаться к родителям с тем или иным вопросом. Если в семье царят взаимоотношения, основанные на взаимопонимании и доверии друг к другу, конфликты вряд ли когда-нибудь возникнут. Мы не знаем, как сложилась дальнейшая судьба Маши и ее братьев. Но, судя по атмосфере в семье, можно предположить, что и в будущем у них никогда не возникали разногласия и неприязнь по отношению друг к другу. На примере лишь небольшого количества произведений убеждаемся, что тема воспитания детей является одной из самых сложных и злободневных проблем человечества. Именно этим можно объяснить ее востребованность в писательской среде.

Тирская Карина

Проблема воспитания волнует человечество не одно тысячелетие, ее пытались разрешить лучшие умы античности, Средневековья, Возрождения. В последние столетия эта проблема привлекает особое внимание философов, психологов, литераторов, общественных деятелей. И в третьем тысячелетии она остается актуальной.

Исследователь приходит к выводу, что передовые люди XVIII века считали, что целью литературы является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, идеал, к которому должен был стремиться каждый, живущий в этом мире. Но разные писатели освещали эту проблему по-разному, поскольку имели свои литературные предпочтения, а также – индивидуальный взгляд на закономерности, принципы построения и результат воспитательного процесса,

Скачать:

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

муниципальное автономное образовательное учреждение

Лицей №36

Исследовательская работа по литературе

«Тема воспитания в зарубежной литературе XVIII века»

Выполнил: ученица 8б класса

Тирская Карина Юрьевна

Руководитель: Власова Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

г. Нижний Новгород

2015

Введение………………………………………………………….. 2

ГЛАВА 1 18 век – эпоха Просвещения………………………… 4

  1. Что такое эпоха Просвещения? ……………………4
  2. Эпоха Просвещения в литературе…………………5

ГЛАВА 2 Тема воспитания в произведении Жан-Жака Руссо «Эмиль или о воспитании» ………………………………………7

  1. О Жан-Жаке Руссо ………………………………….7
  2. Выбор жанра ………………………………………..7
  3. Почему трактат называется «Эмиль?» …………….8
  4. Программа воспитания Руссо……………………....8

ГЛАВА 3 Филип Честерфилд «Письма к сыну»…………………

  1. О Филипе Честерфилде……………………………….
  2. Эпистолярный жанр…………………………………..
  3. Воспитание джентльмена…………………..

ГЛАВА 4 Тема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Выводы …………………………………………………………

Введение

Свою работу я хочу начать с ответа на вопрос: чем меня привлекла эта тема? Меня всегда интересовало, как жили люди раньше? Какие у них были взаимоотношения, как происходил процесс воспитания, чего ждали от подрастающего поколения.

Проблема воспитания волнует человечество не одно тысячелетие, ее пытались разрешить лучшие умы античности, Средневековья, Возрождения. В последние столетия эта проблема привлекает особое внимание философов, психологов, литераторов, общественных деятелей. И в третьем тысячелетии она остается актуальной.

После изучения комедии Дениса Ивановича Фонвизина я решила узнать, а что думали о воспитании зарубежные авторы в XVIII веке. Отличалось ли представление русского человека о воспитанности от…

Из дополнительных источников, которые я использовала для подготовки к урокам, я узнала, что передовые люди XVIII века считали: целью литературы является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конечно же, конфликт между чувствами, эмоциями и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, идеал, к которому должен был стремиться каждый, живущий в этом мире.

Разные писатели освещали эту проблему по-разному, поскольку имели свои литературные предпочтения, а также – индивидуальный взгляд на закономерности, принципы построения и результат воспитательного процесса,

Цели работы:

  1. Проанализировать особенности раскрытия темы воспитания в эпоху просвещения писателями Франции (на примере трактата Жан Жака Руссо) и Англии (Честерфилд «Письма к сыну»).
  2. Выяснить, в чем сущность воспитания, по мнению Руссо и Честерфилда.
  3. Выявить сходства и различия в их подходах к данной теме.

Для достижения поставленных целей я ставлю следующие задачи: сопоставить мнения Руссо и Честерфилда по вопросам воспитания в зарубежной литературе; сравнить их с произведением русской литературы (на примере комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина)

В соответствии с поставленными целями и задачами работа состоит из введения, трех глав и выводов.

ГЛАВА 1

18 век – эпоха Просвещения

Что такое эпоха Просвещения?

Эпо́ха Просвеще́ния ключевая эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум».

В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий, в которых теперь могли принимать участие даже те, кто раньше был лишен возможности учиться - женщины.

Латынь перестала быть научным языком. На её место приходит французский язык. Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках. Основным стремлением эпохи было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок и т. п.).

Характерной просветительной идеей является отрицание всякого божественного откровения 1 , в особенности это коснулось христианства, которое считается первоисточником ошибок и суеверий. Вследствие чего выбор пал на деизм 2 , как естественную религию, отождествлённую с моралью.

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта - господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера. Под влиянием идей просвещения были предприняты реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм).

Эпоха просвещения в литературе

Новые идеи, развивавшиеся в произведениях мыслителей XVIII в. - философов, историков, естествоиспытателей, экономистов, - жадно вбирались эпохой, получали дальнейшую жизнь в литературе. Значение литературы - «орудия просвещения» - по сравнению с другими эпохами необычайно выросло. Интерес к повседневной жизни третьего сословия не укладывался в жёсткие рамки стиля.

Именно тогда стал обсуждаться вопрос: а не заключает ли в себе культурное общество больше опасностей, чем нецивилизованное?

Литература впервые поставила вопрос о цене прогресса.

Вся группа представлений и мечтаний о лучшем естественном строе получила художественное выражение в знаменитом романе Даниеля Дефо (1660-1731) «Робинзон Крузо». Общая направленность его политической и литературной деятельности даёт все основания называть Дефо просветителем. Популярность книги о Робинзоне надолго пережила круг идей, породивших её. Это не что иное, как история изолированной личности, предоставленной воспитательной и исправительной работе природы, возвращение к естественному состоянию.

Главным художественным языком Просвещения был классицизм, унаследованный от XVII века. Этот стиль отвечал рационалистической природе просветительского мышления и его высоким нравственным принципам. Они прославили силу человеческого разума. Все, что не отвечало принципу разумности, что не содействовало благосостоянию народа, осуждалось.

Крупные писательские имена: Дефо, Лессинг, Стерн, Руссо, Бомарше, Шиллер, Сумароков, Фонвизин, Крылов, Державин и др.

Сентиментализм - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление в XVIII и в начале XIX века. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Условием формирования идеальной личности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма - Джеймс Томсон, Филип Честерфилд (Англия), Жан-Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия). Таким образом в литературе 18 века существовало два течения: классицизм и сентиментализм. Идеал писателей-классицистов – гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями «злонравия и тирании». Такому человеку необходимо подчинить свои чувства долгу. Сентименталисты все подчиняли чувствам, всевозможным оттенкам настроений. Язык их произведений становится подчеркнуто эмоциональным.

ГЛАВА 2

Тема воспитания в произведении Жан-Жака Руссо «Эмиль или о воспитании

О Жан-Жаке Руссо

Родился Жан-Жак 28 июня 1712 года в Женеве. Из-за материального недостатка женился, но не был счастлив в браке. Получив премию Дижонской академии 3 в 1749 году, начал плодотворно работать, сочинять музыку, переписывать ноты. Изменил свое поведение, отдалившись от общества, поселился отдельно от жены. Затем Руссо были написаны произведения: «Новая Элоиза» (опубликована в 1761 году), «Эмиль или о воспитании» (1862), «Общественный договор» (1762).

За философию «Эмиля» был осужден Парижским парламентом, но сбежал в Швейцарию. Оттуда же снова переехал по причине осуждения своих произведений. После возвращения в Женеву отношения Руссо и Вольтера обострились из-за нового произведения Руссо «Письмо о зрелищах». В биографии Жан-Жака Руссо снова наступил период бегств: на этот раз он укрылся в Англии. Позже вернувшись во Францию, находился в тяжелом психическом состоянии. Скончался Руссо 2 июля 1778 года.

Выбор жанра

Тракта́т - одна из литературных форм, соответствующих научному сочинению, содержащему обсуждение какого-либо вопроса в форме рассуждения, ставящего своей целью изложить принципиальный подход к предмету. К этому жанру обращались Вольтер ("Трактат о веротерпимости"(1763)), Монтескьё (трактат «О духе законов» (1748)), Лессинг (трактат «В защиту трогательной комедии» (1751)) и другие.

Почему трактат называется «Эмиль»?

Почему Руссо назвал книгу «Эмиль»? Эмиль – это вымышленный герой, приёмный сын Руссо. Эмиль служит примером идеального ребёнка, и на его примере рассматривают идеальные способы воспитания.

Трактат называется «Эмиль, или трактат о воспитании», так как автор приводит на примере воспитания Эмиля, как должен был воспитываться ребёнок восемнадцатого века. Хотя сам автор имел 5 детей, которые все были отданы в воспитательный дом. Руссо оправдывался тем, что не имел средств их вскормить, что они не давали бы ему спокойно заниматься. И что он предпочитает сделать из них крестьян, нежели искателей приключений, каким был он сам.

Программа воспитания Руссо

В «Эмиле» Руссо обрисовывает целую программу, названную им «негативным воспитанием», которая, он убеждён, покончит с поклонением ложным богам. Наставник (ясно, что это идеальный портрет самого Руссо) воспитывает Эмиля в уединении, дабы ему не привились пагубные понятия, и обучает по методу, обеспечивающему развитие заложенных в нем способностей.

В своем трактате Руссо декларирует следующие принципы воспитания.

Так, он считает, что на ребёнка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребёнка. Задача воспитателя - обобщить действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Жан-Жак полагал прежде всего самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретён к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек, как свободная личность, может стать полноправным членом общества. Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизмом процесс, когда ребёнок живёт в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Контакт с природой должен был физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает необходимость искусственных наказаний – они заменяются естественными последствиями неверных поступков. Слабого еще и беспомощного ребенка должен опекать наставник. Естественное воспитание должно явиться живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становиться стремление ребенка к самосовершенствованию.

В задачи воспитания Жан-Жак Руссо включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Он полагал, что материальной предпосылкой мышления служат чувства, которые нуждаются в постоянном совершенствовании с раннего детства. Он отводил особое место физическому воспитанию как одному из средств гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением, преодоления пагубных наклонностей, формирования нравственной чистоты, совершенствования всего организма. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни ребёнка в среде, близкой природе и ручному труду. Если в интеллектуальном, нравственном воспитании Жан-Жак Руссо предлагал не спешить, то при физическом воспитании он готов был подвергнуть воспитанника даже известному риску. Руссо ставил перед естественным воспитанием и задачи гражданского формирования человека. Им предложена целая программа соответствующих педагогических мероприятий. Ручной труд провозглашался важнейшим средством воспитания. Писатель был убежден, что свою независимость человек может обеспечить своим собственным трудом. Вот почему труд занимает такое важное место и оказывается целью воспитания в педагогической системе Руссо.

Он разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Она оказалась подлинно революционной для своего времени. Идеи Руссо об уважении к ребенку, воспитании в труде получили дальнейшее развитие в современной педагогике.

В своём трактате Руссо напрямую побуждает читателя делать, или не делать определённых действий:

«Эмиль» не касается политики, однако эта книга незаменима для понимания политической теории Руссо: Эмиль – человек, призванный существовать в правильно устроенном обществе, описанном Руссо в Общественном договоре. Ни прославления индивидуализма, ни возвеличения коллективизма в этом трактате нет. Основная его мысль заключается в том, что личность должна обладать самостоятельностью, устанавливая законы, соответствующие ее устремлениям.

ГЛАВА 3

Филип Честерфилд «Письма к сыну»

О Филипе Честерфилде

Честерфилд Филип Дормер Стенхоп - английский государственный деятель и литератор, родился в Лондоне 22 сентября 1694. В 1726 унаследовал графский титул. Своей репутацией литератора Честерфилд обязан посмертно напечатанным письмам, адресованным его незаконному сыну Филипу Стенхопу (с 1737 по 1768), а затем – крестнику и наследнику Честерфилда, также названному Филипом Стенхопом (с 1761 по 1770).Честерфилд скончался 24 марта 1773 года .

«Письма к сыну» писались с 1739 по 1768 год почти ежедневно и были адресованы его незаконнорожденному сыну Филипу Стенхопу, который родился в 1732 году и воспитывался матерью вдали от отца, с которым он виделся очень редко. Однако отец взял на себя материальные заботы о воспитании сына, сам подыскал ему лучших учителей. Всего до нас дошло свыше 420 писем, начиная от самых ранних, обращенных к восьмилетнему мальчику, и кончая написанными за несколько дней до смерти тридцатишестилетнего дипломата.

« Письма к сыну» не задумывались Честерфилдом как полноценное художественное произведение. Но стали восприниматься таковым вскоре после того, как увидели свет. Вдова сына, Юджиния Стэнхоп, видимо, первой поняла историческую ценность писем. Несмотря на многочисленные трудности, она опубликовала эти письма в 1774 году

Эпистолярный жанр

Жанр этого произведения определяется как эпистолярный . Эпистолярный жанр - литературный жанр, в котором используется форма « писем » или « посланий » (эпистол). Жанр стал очень популярным в литературе XVIII века , особенно в творчестве писателей- сентименталистов . Популярности жанра способствовал успех романов Сэмюэла Ричардсона Памела, или Вознагражденная добродетель »), Шарля Луи де Монтескьё Персидские письма »), Шодерло де Лакло Опасные связи ») и другие.

Родительские письма к сыну − один из весьма распространенных жанров в мировой педагогической литературе. И в Византии, и в Западной Европе, и в Древней Руси этим жанром часто пользовались для изложения моральных правил, так как видели в нем одно из средств придать этим правилам внушительность и своего рода непререкаемость отцовского наставления. Образцом для многих ранних подобных произведений служили наставления сыну в так называемых «Притчах Соломоновых», «Поучения отца к сыну», «Поучение Владимира Мономаха».

Воспитание джентльмена

Можно сказать, что сам Честерфилд был последователен в осуществлении своей педагогической задачи. Он действительно построил модель воспитания идеального джентльмена. Как и большинство аристократических семей, Честерфилд готовил сына к двум поприщам − парламент и дипломатия. Но он ставил перед ним более важную задачу, которая так или иначе звучит в каждом письме, − воспитание «настоящего джентльмена, светского человека, придворного» Он писал: «Человек должен поставить перед собой цель, но надо также знать, какими средствами она достигается, и уметь эти средства должным образом применять, иначе все усилия окажутся тщетными и несостоятельными. В том и другом случае знания − это начало и источник, но это еще ни коим образом не все. Знания эти должны быть украшены, у них должен быть блеск, или их скорее всего примут не за золото, а за свинец. Я уже столько писал тебе о хорошем воспитании, обходительности, обходительных манерах и т. п.»*.

Честерфилд очень четко определил основные задачи, которые должны решаться в процессе воспитания будущего джентльмена, наставляя сына: «Во-первых, надо исполнять свой долг перед богом и людьми, − без этого все, что бы ты ни делал, теряет свое значение; во-вторых, приобрести большие знания, без чего к тебе будут относиться с большим презрением, даже если ты будешь очень порядочным человеком; и, наконец, быть отлично воспитанным, без чего при всей своей порядочности и учености ты будешь человеком не только неприятным, но просто невыносимым».*

Начиная свою переписку, Честерфилд, безусловно, вспоминал собственные отроческие годы и, по-видимому, старался избежать недостатков тогдашней воспитательной системы, испытанных им на себе самом. Но традиция была слишком сильна, и Честерфилд невольно делал те же ошибки. Постепенно письма становятся искреннее, интимнее, касаются более личных вещей, вкусов или поведения; иногда они достигают настоящей лирической вдохновенности и озабоченности, в особенности с тех пор, как привычное обращение писем первых лет "Милый мой мальчик" сменяется другим: "Дорогой друг":

  • «Милый мой мальчик, спасибо тебе за то, что ты беспокоишься о моем здоровье…»
  • «Мой дорогой мальчик. Первое, на что я употребил свою свободу, была поездка сюда…»
  • «Милый друг. Стены твоего скромного дома теперь уже, должно быть, окончательно достроены…»
  • «Дорогой друг. Так как это письмо последнее или предпоследнее перед нашей встречей, оно должно немного подготовить тебя…»*

Советы и наставления, которые Честерфилд с этих пор давал юноше, становились все более серьёзными, настойчивыми и пространными; они касались порой как будто мелочей, частностей, не стоивших обсуждения, словно писались отцом только для того, чтобы создать иллюзию действительной и оживлённой беседы с сыном, находившимся за морем, в Германии или Франции. Временами, однако, эта беседа была посвящена несколько вольным и опасным, хотя и столь же непринуждённо изложенным советам, как следует юноше держаться в обществе, и из писем данного рода могло даже создаться впечатление, что отец учил сына вещам, которые противоречат не только педагогическим нормам, но и элементарной этике.

В письмах нет ничего, что противостояло бы просветительскому мировоззрению - идеалам добра, справедливости и добродетели; напротив, они всегда стоят на первом плане и везде получают искреннюю защиту и красноречивое прославление.

Несмотря на огромное количество писем сын Честерфилда оказался невосприимчивым к самым заветным из его наставлений: он вёл свою собственную жизнь, создавая её не по отцовским советам, а по собственным побуждениям и пристрастиям, таясь и ни разу не признавшись в том, что очень далёк от всего, о чем мечтал для него отец. Они вели совершенно раздельное существование; их интересы не совпадали; словно отец писал в пустое пространство, создав себе искусственный воображаемый образ сына, мало похожий на действительного адресата писем.

ГЛАВА 4

Тема воспитания в творчестве Фонвизина

Комедия – это драматический жанр литературы, в центре которого стоит комическое смешное событие. Комедия противостоит трагедии в том плане, что трагедия – это высокий жанр литературы, а комедия, наоборот, приниженный, упрощённый жанр. Комедия, как и трагедия, возникла из древних обрядовых действ, в который участники обряда разыгрывали определенные ситуации, вступая в диалог друг с другом. Жанр комедии нередко использовали Грибоедов («Горе от ума» (1824)), Гоголь («Ревизор» (1836)), Сумароков («Опекун» (1768)) и другие.

Знаменитая пьеса Дениса Ивановича Фонвизина стала вершиной драматургии XVIII века. В "Недоросле" представлены такие актуальные проблемы того времени, как жестокость крепостного права и нравы придворного общества. Но, пожалуй, самыми главными проблемами становятся воспитание и образование будущего поколения. В этом, безусловно, современность звучания произведения. Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения в России говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина и другие великие люди восемнадцатого столетия.

Система воспитания и образования, принятая в русских дворянских семьях в XVIII-XIX веках, была во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие качества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реализовать свои собственные мечты и одновременно – высокомерие, чувство превосходства по отношению к окружающим. Эти качества во многом способствовали жизненной несостоятельности людей, фатальной неизбежности несчастливой судьбы.

Фонвизин понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, - говорит Стародум. – Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме. Вопрос о воспитании молодёжи Д. И.Фонвизин ставит широко. Воспитание дворянина для него - это воспитание, в первую очередь, гражданина. Драматург считает, что проблема воспитания имеет важное государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла.

Выводы

1 . Жан-Жак Руссо обращается к популярному в его время жанру трактата, т.к. считает именно этот жанр необходимой формой для выражения своих взглядов на воспитание. Автор прямо, свободно излагает свои мысли. Манера изложения характеризуется назидательностью и категоричностью.

Честерфилд говорит о воспитании в эпистолярном жанре. Это более интимная, более лиричная форма выражения. Обращаясь к читателю (первоначально к своему сыну), в мягкой форме, он не поучает, а дает советы, повествует о себе, объясняет, как следует поступить в той или иной жизненной ситуации.

2. С точки зрения Руссо, воспитанный человек – это прежде всего человек независимый в своих взглядах, который в первую очередь задумывается о себе, а потом уже о других. Это человек, для которого четко определены цели в жизни, принципы, правила поведения. Несмотря на мнение окружающих, он волен поступать именно так, как считает нужным. Но все же, это человек, уважающий мнение старших, свою семью, почитающий ее традиции. Воспитание должно приносить радость, наказания неприемлемы. В отличие от своих современников, в частности, Честерфилда и Фонвизина, Руссо считает физическое воспитание одним из главных аспектов воспитательной системы, а труд провозглашает важнейшим средством воспитания.

По мнению Честерфилда, воспитанный человек, прежде всего джентльмен: интеллигентный, образованный, умеющий вести себя в обществе. Честерфилд убежден, что, прежде всего в ребенке нужно видеть друга, а не воспитанника.

3. В комедии «Недоросль» основные взгляды на правильное воспитание выражает Стародум. Его устами говорит сам Фонвизин: воспитание дворянина - это воспитание, в первую очередь, гражданина.

Различие между зарубежной литературой и русской заключается еще и в том, что за рубежом авторы могли не скрывать своих эмоций и выражать свои взгляды открыто, не прикрываясь сарказмом и сатирой, как это делает Фонвизин в своей комедии «Недоросль».

Несмотря на существенные различия в освещении темы воспитания за рубежом и в России, следует отметить и некоторые общие черты. А именно:

во все времена и во всех странах было важным воспитать в человеке уважительное отношение к старшим, верность нравственным принципам, а главное - воспитание человека должно было способствовать его развитию, и, как следствие, развитию общества.

- философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и вмешательство Бога в жизнь людей.
  • Дижонская академия - Академия наук, художеств и литературы в городе Дижоне (Франция), которая присудила премию Жан Жаку Руссо за его знаменитое сочинение «Чему способствовал прогресс науки и искусства - падению или очищению нравов».
  • А.С. Макаренко писал о том, что вся система воспитания должна работать под девизом внимания к человеку, и речь идёт не только о внимании к его потребностям, желаниям, но и к его долгу. Нередко родители сами во многом виноваты в том, что дети вырастают капризными, избалованными, эгоистичными, мало приученными к труду и безответственными. Беря на себя полную заботу о ребёнке вплоть до его совершеннолетия и даже позднее (и это касается даже таких бытовых мелочей, как разогреть обед, вымыть посуду, погулять с собакой, забрать младших детей из детского сада и пр.), родители изолируют ребенка от трудностей жизни, оправдывая себя тем, что, мол, ребенок вырастет и еще наработается, и ответственности у него будет хоть отбавляй. Но взрослые забывают, что большая ответственность вырастает из малой, по-другому не бывает, иначе ребёнок может просто не выдержать. Это же касается и бесконечных потаканий детям в их капризах: сегодня хочу то, завтра это. Очень хорошо подобную ситуацию описал Сергей Михалков в стихотворении «Про мимозу», в котором мальчик Витя так избалован родителями, что поэт сравнивает его с нежным цветком мимозы. Родители нередко забывают даже о чувстве собственного достоинства, позволяя детям кричать на них и срывать злобу.
    Подтверждением моих слов может стать пример из рассказа А.И. Куприна «Белый пудель». Пытаясь хоть что-нибудь заработать, мальчик Серёжа и старик Лодыжкин ходят по крымским усадьбам и дают небольшие цирковые представления. Их повсюду сопровождает пудель Арто, замечательный пёс, тоже участвующий в номере. В одной из усадеб, очень богатой, красивой, где им довелось выступать, им встретился мальчик, который бился в истерике, и его ничем не могли успокоить ни мать, ни няни, ни доктор. Отвлекся он лишь на собаку, искусно выполняющую все команды старика и мальчика. А после выступления мальчик захотел собаку получить себе… Предложение продать собаку артисты отвергли сразу, и тогда семья мальчика пошла на преступление – ночью, когда Лодыжкин и Сережа спали, дворник из усадьбы украл Арто.
    Венди и Питер, герои рассказа Р. Брэдбери «Вельд», убивают собственных родителей. Причины этого немыслимого поступка автор видит в воспитании детей, которых чрезмерно баловали, выполняя всех их прихоти.
    Обратимся к рассказу В.С. Токаревой «Ничего особенного». Её герой Иван Корольков, отец шестнадцатилетней девочки Оксаны, с огромным сожалением понимает, что дочка растет эгоисткой, потому что мнение родителей для неё ничего не значит и думает она прежде всего лишь о собственных интересах. Отец осознает, что он многое упустил в воспитании дочери, упустил то, что должно закладываться ещё в раннем детстве. Это те нравственные ориентиры и духовные ценности, на которых позднее человек строит всю свою жизнь. А Оксану чересчур любили, баловали; будучи единственным ребенком, она была для родителей светом в окошке. И вот теперь им приходится жать те плоды, что посеяли. И Корольков остро осознаёт, что именно сейчас он глубоко ответственен за свою дочь и намерен исправить прошлые ошибки.
    У Д.И. Фонвизина в «Недоросле» госпожа Простакова так же, как и Корольков, слишком поздно поняла, что не вложила в голову своего сына Митрофана важные истины: уважение к старшим, любовь к родителям, потребность в труде и образовании. Для неё намного важнее, чтобы ребёнок хорошо поел, поспал и не переучился. Поэтому Митрофанушка в 16 лет глуп, глубоко необразован и груб. Как только мать попадает в опалу, сын тут же отворачивается от неё.
    Таким образом, все самые важные качества, такие, как доброта, сострадание, ответственность, уважение, помощь старшим и многое-многое другое, должны формироваться у детей с самого раннего детства, иначе во взрослой жизни человек может столкнуться с множеством проблем.

    В текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто встречаются проблемы, касающиеся воспитания. Их мы объединили в данной работе, подобрав литературные аргументы к каждому проблемному вопросу. Все эти примеры из книг можно скачать в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

    1. Проблема детства и его роли в становлении личности человека ярко отображена в романе И.А. Гончарова «Обломов» . Читая о детстве Ильи Ильича Обломова, мы начинаем понимать, почему этот герой во взрослой жизни ведёт себя именно так. В родной Обломовке все только и делали, что ели и лежали, всё в родном имении дышало безмятежной ленью. Матушка оберегала маленького Илюшу, он рос, как нежный цветок. Так и вырос Илья Обломов праздным, совершенно не приспособленным к жизни человеком, который даже одеться самостоятельно не мог.
    2. Значимость детского периода в становлении личности человека показана в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя . Читатель на протяжении всего произведения постепенно узнаёт Павла Ивановича Чичикова. И своеобразным завершением раскрытия образа становится описание детских и юношеских лет героя. Отец учит мальчика копейку беречь, угождать начальникам. Юный Павел слушает отца и претворяет его наказы в жизнь. Чичиков, лишённый в детстве многих благ, стремится всеми средствами наверстать упущенное и получить от жизни всё. Именно в детстве персонажа мы находим корни его авантюрной натуры.

    Проблема отцов и детей

    1. Хрестоматийным примером раскрытия проблемы взаимоотношений поколений может являться роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» . Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров представляют собой лагерь «детей», в противовес им выступают братья Кирсановы (Николай и Павел), представляющие собой лагерь «отцов». Базаров несёт в себе новые настроения молодёжи, нигилизм. А старики, в особенности Павел Петрович Кирсанов, не понимают идей отрицания. Главная проблема в том, что герои не хотят понять друг друга. И в этом основной конфликт поколений: неумение и нежелание принять и услышать друг друга.
    2. Трагически раскрывается тема взаимоотношений поколений в драме А.Н. Островского «Гроза». Кабаниха давно всех в своём доме подчинила своей воле, она даже не догадывается, что ее дети страдают. Дочь Варвара давно научилась лгать и лицемерить, она приспособилась к жизни в доме Кабанихи. Тихон желает сбежать из дома, где всем заправляет его мать. Между матерью и детьми нет ни понимания, ни уважения. Они находятся в разных противоборствующих лагерях, только борьба «детей» не выходит на поверхность. Бунт Варвары в её двойной жизни: матери она говорит одно, думает и делает другое. Тихон решается после самоубийства Катерины сказать своё слово, а до этого момента он будет стремиться вон из удушающего его дома. Конфликт «отцов» и «детей» приводит к страданьям обоих сторон.

    Проблема семьи

    1. М.Е. Салтыков-Щедрин в своём романе «Господа Головлёвы» ярко показал, как специфика воспитания внутри семьи отражается на будущей жизни уже повзрослевших детей. Арина Петровна Головлёва — мать, она делит детей на постылых и любимчиков, даёт им прозвища, которые в итоге вытесняют их имена. Дети живут впроголодь, хотя имение достаточно богатое. Никто из детей Арины Петровны не вырос в таких условиях в порядочного человека: Степан, старший сын, прокутил своё состояние и вернулся в Головлёво в возрасте сорока лет, дочь Анна сбежала с гусаром, который вскоре исчез, оставив девушку с двумя детьми, Павел выпивает, Порфирий (Иудушка) вырастает жестоким, мелочным человеком. Никто не стал счастливым, так как не было счастья и любви с самого детства.
    2. Французский писатель Франсуа Мориак в повести «Мартышка» показывает, как жестоко взаимоотношения внутри семьи могут отразиться на жизни и мировоззрении ребёнка. Героиня ненавидит своего мужа, это чувство она перекладывает на дитя из-за своих несбывшихся надежд. Маленький Гийу, которого мать называет «Мартышка» растёт в атмосфере постоянных скандалов, истерик, жестокостей. Он понимает, что мешает матери, он не нужен здесь. И ребёнок заканчивает жизнь самоубийством. В семье аристократического рода де Серне не заботились о мальчике, он был «яблоком раздора», причиной конфликтов, и поэтому финал повести столь трагичен.

    Правильное и неправильное воспитание

    1. Л.Н. Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» рисует несколько семей. Одной из образцовых может считаться семья Ростовых. Мать Ростова воспитывает в детях чувства добра, справедливости. Они вырастают порядочными людьми, готовыми на подвиг, самопожертвование. В семье Курагиных в воспитание потомства вкладывались абсолютно другие ценности, поэтому и Элен, и Анатоль – безнравственные обитатели высшего света. Так, Элен выходит замуж за Пьера лишь ради его денег. Таким образом, от того, какие ценности вкладываются в воспитание детей, зависит то, какими людьми они вырастут.
    2. В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина отец завещает сыну Петру Гринёву беречь честь смолоду. Эти слова становятся ориентиром для Петра. Каждый свой шаг он проверяет по этому главному завету отца. Именно поэтому он дарит заячий тулуп незнакомцу, не преклоняет колен перед Пугачёвым, оставаясь верным себе до конца, за что бунтовщик и уважает Гринёва, оставляя его в живых. Так, благодаря правильному воспитанию герой смог остаться высоконравственным и порядочным человеком во времена страшного крестьянского бунта.

    Проблема ответственности родителей за судьбу детей

    1. Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» показал, как сами же родители взращивают в своих имениях глупых, невежественных, избалованных детей. Митрофанушка привык, что всё в этой жизни крутится вокруг него: и кафтанчик самый лучший, и учителей подобрали так, чтобы не утомлять ребёнка, и невеста, какая пожелаешь. Ошибку своего воспитания госпожа Простакова понимает только в конце произведения, когда её родной Митрофанушка говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх