Как правильно воспитать подростка в современном обществе. Каким должно быть правильное воспитание подростка

или

особенности воспитания подростков

Автор : Арина Покровская - психолог, автор и ведущая психологических тренингов, правозащитник. Занимается индивидуальным и семейным консультированием. Работает с подростковыми и детскими проблемами.

Комментарий Шишкова Сергея Николаевича (психолог, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, магистр педагогики, автор книги "От мальчика до мудреца. Мужские тайны", ведущий психологических тренингов, генеральный директор НИИ Социальной Психологии и Психологии Развития Личности):

"Все хорошо, да вот тема необъятная. Подростковый период в жизни мальчика оказывает решающее влияние на большинство сфер жизни. И этот же период жизни проходит в глубоком конфликте: подросток считает себя взрослым, а остальной мир нет. Отсюда и протест, и желание обособиться. Усугубляет эту ситуацию общая инфантилизация современных мужчин и псевдофеминизация женщин, мальчикам просто не с кого брать мужской пример. И все что им остается это партизанская война с Сильной Женщиной. А впрочем, чтобы родители не делали - дети вырастают. Просто помогите своему взрослому ребенку войти в наш взрослый мир".

Мальчики становятся мужчинами или особенности воспитания подростков

Мы знаем, чего ждать от мужчины. Мы понимаем, на что способен мальчишка. Но когда вчерашнее дитя пробует свои силы и совершает первые ошибки, превращаясь во взрослого, родители теряются: что делать им с этим неведомым существом? И я буду говорить с вами о том, как вести себя, чтобы помочь и не навредить.

Подростковый возраст: мифы и реальность.

С подростковым возрастом в нашем обществе связано множество родительских опасений и мифов. Ребенок в подростковом возрасте находится в кризисе, в поиске себя, и для решения этого кризиса ему нужно постепенно выходить за пределы семьи. Не каждой семье легко это пережить. Какие-то родители ожидают бунта на корабле и заранее закручивают гайки. Кто-то неожиданно для себя замечает, что вчерашний малыш скоро перегонит в росте и спешно пытаются наверстать упущенное в воспитании…

  • Это время действительно бывает непростым, как для самого подростка, так и для его родителей. Но, как и любой кризис, его можно пережить, разрешив новому войти в вашу жизнь…

Подростковым возраст, как правило, считается, начиная с 11-ти и заканчивая 19-ю годами.

Подросток начинает осваивать мир взрослых - как психологически, так и физически, он все более приближается к взрослению. С подростка все больше спрашивается как в семье, так и в социуме - т.е. за ним признают в разы больше обязанностей, чем у ребенка. Однако прав у него все еще не так много. Вобщем, количество обязанностей часто заметно превышает количество прав. А часто - и возможностей подростка.

  • Это верно для подростков обоих полов.

Однако мужчинам в нашем обществе предъявляют заметно большие требования касаемо успешности, достижений, социальной активности. Вспомним выражения, вроде ты же мужчина!, а, значит, ты должен и далее перечисление: быть сильным, много зарабатывать, содержать семью… Если добавить про мужчины не плачут (как будто не имея прав на выражение чувств), становится совсем грустно…

  • И мне хочется рассмотреть эту тему поглубже, понять, как становятся мужчинами подростки и как быть родителям, чтобы помочь и не навредить.

Всем известно, что не бывает так, чтобы вчерашний подросток вдруг проснулся настоящим мужчиной. Вы можете с удовольствием, а иногда и с тревогой замечать, как ваш сын постепенно растет и меняется, как все больше мужское проявляется в нем. И вроде бы вы, родители, желаете ему самого лучшего, и знаете, что нужно только создавать условия для роста и отпускать, отпускать своего мальчишку в жизнь… Но как это порой непросто, и сколько вопросов возникает вдруг!..

К счастью, человечество накопило достаточно опыта в воспитании мальчиков, и к этому опыту можно присмотреться повнимательнее - вдруг кое-что пригодится?..

Кто воспитывает будущих мужчин и что это значит?

В нашей стране, в связи с воспитанием подростков, меня часто волнует привычная отстраненность отцов от воспитания, а зачастую и от участия в семейной жизни. Я в своей практике неоднократно замечала, что отец бывает вытесненным из семьи. Самое печальное, что некоторые люди продолжают считать это положение вещей вариантом нормы.

И воспитателями мальчишек, начиная с младенчества, в большинстве случаев являются женщины.

Судите сами: в декретный отпуск, как правило, уходит мама ребенка. В этом случае отец обычно зарабатывает на жизнь семьи и проводит с сыном намного меньше времени. Если присутствует няня, в подавляющем большинстве случаев - это снова женщина.

Конечно, для первых трех-четырех лет ребенка близкое общение мальчика с матерью оправданно и очень желательно.

От этого общения зависит умение будущего мужчины любить, проявлять свои чувства в близком общении и создание теплых отношений в будущей семье.

Вернемся к социальной среде:

  • Детский сад - если мальчика туда отдают, воспитывать его снова будут женщины. Ведь в детских садах от нянечки до заведующей персонал обычно женского пола.
  • Школа: начиная с первой учительницы и заканчивая завучами и директором школы, воспитывают мальчика также женщины. Если повезет, то физруком или учителем труда будет мужчина. Хорошо, если это окажутся учителя, по настоящему увлеченные своим предметом и образованием учеников.
  • К моменту поступления в институт говорить о воспитании уже поздновато. Вот и получается, что наших мужчин воспитывают женщины.

И, как ни грустно это признавать, наши мальчики иногда так и не вырастают. Они даже похожи с виду на мужчин, и у них мужские игрушки, но… Они отказываются принимать свои решения, они боятся менять работу, они не хотят рисковать, они плывут по течению… И самое страшное в том, что им не нужны близкие отношения с другой женщиной. Ведь у них есть мама…

  • А ведь, если немножко копнуть русскую историю, можно узнать, что раньше, примерно лет эдак до семи, ребенок считался чадом, и его пол вообще особенно не отличали. Ну отмечали при рождении, мол, сын родился, хорошо. И бегал малыш на женской половине дома, в простой рубахе до пят и обычно и без порток, в полном женском подчинении в толпе других детей. А к семи годам мальчик переходил на мужскую половину дома, и считалось, что он готов уже стать учеником отца.
  • Все, на том женское воспитание заканчивалось, мальчику позволялось одевать более мужскую одежду, и он полностью переходил под власть отца. В этом был явный резон - к подростковому возрасту у мальчика уже не возникало вопросов, как нужно жить и как быть мужчиной. Опять же, и профессия мужская приобреталась, а, значит, уж сам-то себя отрок прокормить сможет. А там и до своей семьи недалеко.

В современное время многое изменилось, но потребность мальчика в доступной отцовской фигуре никуда не делась.

Роль матери в воспитании мальчика.

В самом нежном возрасте, до трех-четырех лет жизни, любой ребенок имеет крепкую связь с матерью. Это очень важно для полноценного развития чувственной сферы мальчика. Позже, в зрелой любви с женщиной, мужчина чаще ищет к себе то же любовное отношение, образец которого подарила ему мама.

  • Мать также символизирует кормящее чрево, и все, что с этим связано: заботу о теле, теплые ощущения и чувства, душевный и тактильный контакты.

Примерно до 6-7 лет мальчик все еще крепко эмоционально связан с матерью, но значение ее фигуры уравновешивается с отцом ребенка.

  • Чем ближе сын к социальным сферам, школам, коллективам, компаниям сверстников, тем больше ему нужен отец. Но все происходит постепенно.

Подростковый период - время начинающейся сепарации сына от семьи. В нашей культуре - прежде всего от матери ввиду исторических причин. Людская память еще хранит подсознательную информацию о времени, когда на войнах, а потом в лагерях была истреблена масса молодых и здоровых мужчин. И женщины многое брали на свои плечи. Время изменилось, а память осталась. И многие мамы несут бремя ответственности за семью по тяжелой привычке. Поэтому бывает так страшно отпускать от себя сыновей.

  • Все кажется: в школе поддержу, иначе не окончит, от армии откуплю, иначе дедовщина, в институт помогу, а то не поступит, и брак проконтролирую, а то жену не ту выберет…Так мальчики и остаются под контролем мамы всю жизнь…

Главное для матери, когда ее сын подрастает - понемногу освобождать место для участия в его жизни отца. Если семья не полная, или папа по какой-то причине не общается с сыном, стоит помочь мальчику построить общение с мужчиной, вызывающим у вас доверие.

Если же у матери есть какие-то обиды, негативные эмоции в адрес отца ребенка или в адрес мужчин в целом, для здорового превращения сына в мужчину важно для начала разделить свои чувства к сыну и к его отцу.

  • Мальчику, чувствующему, что мать не принимает в нем его мужскую часть, придется очень несладко. Ведь и мать и отец (даже если вдруг папа с семьей не живет) для него одинаково важны, и в нем самом заложены качества и отца и матери - он их сын, их дитя в равной степени. И тогда сын, подсознательно протестуя против негатива к папе, может начать что-то, обычно самое подавляемое от папы проявлять.

Поэтому, в такой ситуации для матери может быть эффективно проработать эти непроявленные эмоции к отцу ребенка с профессиональным психологом.

Помимо перечисленного сыну нужно предоставлять большую свободу для его личных выборов и решений. Так сказать, поле для ответственности и взросления. И маме стоит постепенно все больше отпускать сына, больше заниматься собой, мужем или другими детьми.

  • Самое ценное, что вы можете предложить подростку - это ваша готовность к поддержке и то, что вы его любите и гордитесь им. Даже если вам что-то и не нравится в его жизни, это проявления его индивидуальности и их можно уважать. Я думаю, при такой позиции любая мама сможет и сохранить теплые отношения с сыном и поддержать его вступление во взрослую жизнь.

Роль отца в воспитании мальчика.

Начиная с трех лет мальчика, роль отца становится все важнее. До достижения ребенком семи лет папе уже весьма желательно принимать активное участие в общении с сыном.

Если роль матери в воспитании относится скорее к эмоциональной сфере, то отец в семье дает ребенку правила поведения в обществе, передает важные социальные навыки. Отец в жизни ребенка символизирует социум, внешнюю среду. И если сын к такой среде сызмала чувствует доверие и надежность - мир не покажется ему излишне враждебным, он уже будет уметь с ним взаимодействовать.

  • Не случайно в стихотворении В. Маяковского сын-кроха пришел именно к отцу спрашивать, что такое хорошо и что такое плохо. Мать может много говорить сыну о таких вещах, однако они никогда не будут восприняты с той верой и глубиной, как это будет усвоено им от отца.

Значение такого вклада для дальнейшей жизни подростка трудно переоценить. Однако и папам и мамам лучше завершить процесс передачи воспитательных ценностей к 11-12 годам. В разгар несчастной, как и положено, любви и гормональный бурь в организме вашему сыну будет не до воспитания.

Кризис, который переживает подросток мужского пола, заставляет его по-новому взглянуть на отца. Когда вопросы о том, как справляться с этой надвигающейся взрослой жизнью, начинают тесниться в голове подростка, он интересуется: а как живет папа? Для нотаций поздновато, остается личный пример.

  • Для мальчика, входящего в подростковый возраст, очень важно видеть достойную мужскую фигуру перед глазами, полноценно общаться с отцом или с замещающим его человеком - дедушкой, дядей или другом семьи.

Мальчик, который учится быть мужчиной, обычно берет пример с доступных к подражанию объектов. От родителей во многом зависит тот выбор, который сделает подросток - будет ли это его отец, родственник, учитель в школе… Есть и не лучшие варианты: дворовый хулиган, скандальная кинозвезда или герой компьютерной игры, мастерски убивающий все живое.

Главное для отца, когда его сын входит в подростковый возраст - заранее уважать в нем мужчину с правом на свои решения и свои ошибки. Это не всегда просто.

  • Иногда полезно вспомнить себя в таком возрасте. Конечно, сын не равный вам и в каком-то смысле никогда им не станет - просто потому, что вы всегда будете его родителями, а он всегда - вашим ребенком. Однако стоит задуматься о том, чего вы хотите от своего сына, и что вы для этого делаете. Например, если от подростка требуют ответственности, при этом все время контролируя - ясно, что почвы для роста такого качества просто нет.

Я уверена, что взрослеющему мальчишке поддержка и любовь отца не менее (если не более) важна, чем контакт с матерью. Отец, с которым у сына установлены по-мужски крепкие и доверительные отношения - значит для подростка, что тылы прикрыты. Можно и активно во взрослую жизнь выходить, становиться мужчиной.

Первая любовь и сексуальное развитие мальчика-подростка.

Примерно в начале подросткового периода в мальчике начинает активизироваться его сексуальное развитие. Подросток физиологически дозревает до мужчины и обращает свое внимание на девочек.

В случае общепринятой нормы подростки выбирают партнеров противоположного пола.

  • Стремление к партнеру своего пола у мальчиков может скрываться в развитии запутанных, часто невыносимых отношений с матерью. Безусловно, в случае полной семьи такие отношения поддерживает отец, в случае с неполной основная ответственность лежит на матери. В такой ситуации мальчик как бы решает, что если с женщинами все так тяжело, то буду строить отношения только с мужчинами, с ними хотя бы понятно.

И тогда участие психолога может помочь только в случае искреннего желания самого подростка и его семьи что-то поменять.

Если отношения с матерью выстроены гармонично, а в нужное время в жизни мальчика полноценное место заняла отцовская фигура, выбор партнера, вероятно, произойдет в рамках нормы.

  • И тогда, скорее всего, у вашего сына случится первая любовь. Обычно, отношение к этому событию у родителей и сына разное. Подросток может действительно испытывать сильные переживания, страдая от неразделенности чувства или непривычных ярких эмоций. Родители же иногда считают все это несерьезной ерундой, которая скоро должна из головы выветриться.

Истина посередине: первая, особенно неразделенная любовь - это, в некотором роде, как ветрянка, и подростку ею нужно переболеть. Однако тяжесть ее от этого нисколько не умаляется. Вашему мальчику правда кажется, что он может умереть без ее любви, а мир - рухнуть! И родителям важно не вмешиваться в переживания сына с советами и прогнозами, а уважать его чувства. Когда ситуация выровняется, ваш сын просто станет сильнее.

Вклад семьи: это важно.

В подростковом возрасте, как мы уже говорили, уже поздно словесно поучать сына, как нужно жить. Как правило, тематические нотации подростки воспринимают в штыки. И родителям бывает сложно сохранять баланс между вниманием и навязчивостью.

Окружающий социум от мужчин в основном ожидает уверенности в себе, проявления силы и успеха. Взрослая жизнь не за горами, и мальчики-подростки это чувствуют. Очень сложно быть активным и успешным на заданную родителями тему. И все еще очень сложно отстаивать свое.

  • Родителям как никогда важно поддерживать сына в его делах и начинаниях, даже если они вам не по душе. Ведь ваш сын в будущем скорее всего также станет отцом, главой семьи - ему нужно научиться ответственности за свои решения и чувствовать стержень уверенности внутри себя.

Подростки очень чувствительны к фальши и лицемерию. Когда родители честны с собой и искренни с сыном, я уверена, доверия и тепла в семье прибавляется даже в непростые времена.

Да, подростки ищут себя, проходят кризис, отдаляясь от семьи. Но семья сохраняет свою значимость.

  • В столь переломный период жизни - уже не дети, но еще не взрослые, уже столько хочу, но все еще сам мало чего могу, подростки всегда ищут внешнюю опору. В себе ее еще сложно найти, а если папа с мамой не поддерживают, не доверяют, пытаются контролировать и учить, как надо жить - опора будет найдена вне семьи. Итог может быть любым.

Конечно, сыновья меняются. Порой их первые мужские решения совсем не по нраву родителям. Однако ваш сын всегда останется вашим сыном, а то, что с любовью заложено в семье, сохранится в его душе на всю жизнь.

В семье растет дочь, ваша красавица, любимица. Вы радуетесь ее успехам и вместе справляетесь с мелкими неурядицами. Однако время идет, и пора задуматься о том, что ребенок скоро вступит в переходный возраст.

Какие изменения наступают в организме девочки?

В возрасте 11-12 лет усиливается работа щитовидной железы и гипофиза по выработке гормонов. Это вызывает быстрый и непропорциональный рост тела. Девочка много времени проводит перед зеркалом, изучая перемены в своем внешнем облике, зачастую пугающие ее. Поэтому вы должны быть осторожны с замечаниями в адрес внешности ребенка.
Перепады настроения, раздражительность также связаны с усиленным выбросом в кровь половых гормонов, благодаря которым ребенок приобретает вторичные половые признаки. Гормоны вызывают избыток сексуальной энергии, которую девочка реализовать по известным причинам не может. Весь этот мощный потенциал выплескивается в виде вспышек агрессии, дерзости и непослушания. Родителям следует помнить, что в переходном возрасте резко повышается функция коры надпочечников. Это значит, что ребенок постоянно находится в стрессовом состоянии.

Как помочь девочке-подростку преодолеть этот непростой период?

Рядом со сверстниками. Для подростка очень важно быть «как все». Поэтому обращайте внимание, чтобы дочь была одета так, как принято в ее среде, имела бы все значимые в кругу подростков аксессуары. Это очень важно: «неимущие» становятся объектом насмешек и гонений.
Если у девочки не в порядке зубы, кожа, волосы, не оставляйте это без внимания. Она будет избегать общения, стесняться людей. А к замкнутым подросткам отношение в среде сверстников разнится от равнодушия до открытой травли.
Поощряйте интерес дочери к спорту, танцам и музыке. Пусть она посещает кружки в системе дополнительного образования, пробует себя в разных видах деятельности. Побуждайте ее участвовать в школьных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
Подсказки для родителей. Могу сказать по собственному опыту, что если вы авторитетны для своего ребенка, то больших проблем не будет. Но если времени для общения с ней раньше не находилось, то в подростковом периоде девочка вряд ли подпустит вас близко.
Дочь поделилась с вами какой-нибудь «страшной тайной». Сохраните ее, никому не рассказывайте. Девочка оценит вашу надежность и будет доверять в дальнейшем более серьезные вещи.
Хочу обратить внимание некоторых родителей: иногда видишь девчушку с вполне заурядными внешними данными, да еще и троечницу, а самооценка раздута до неприличных размеров. Поэтому не захваливайте своё чадо. Такие девочки обидчивы, инфантильны, плохо ориентируются в реальной жизни. К тому же окружающие люди будут относиться к такому поведению однозначно негативно.
Не советую читателям МирСоветов ударяться и в другую противоположность. Не стоит стыдить девочку по каждому поводу, унижать, пренебрежительно отзываться о ее внешности и учебе. В этих условиях вырастает готовая жертва с неизбывным чувством вины. Она не может постоять за себя, бросается к любому мужчине, стоит ему лишь отнестись к ней по-хорошему. Соглашается на любую работу, не умеет потребовать достойной оплаты, уважения к себе. Позже приходит осознание испорченной жизни со всеми вытекающими последствиями…
Важно соблюдать баланс, при котором сохраняется авторитет родителей. В этом возрасте важно привить девочке некоторые стереотипы и модели поведения. Но делать это нужно по дружески, не принуждая.

Приучайте девочку к ежедневному уходу за собой

Лицо. Чистая, упругая, нежная является лучшим украшением девочки-подростка. У нас с дочерью действует правило четырех:
  • не касаться лица грязными руками;
  • не использовать никаких радикальных средств (сюда входят скрабы, лосьоны на спиртовой основе, популярное сейчас авторское мыло, неизвестно из чего сделанное);
  • следить за работой ;
  • смывать на ночь косметику.
Для смягчения и питания кожи лица мы используем обычные отечественные кремы со сроком годности не более года, а из импортных лучше выбирать средства по уходу за кожей новорожденных. При их производстве используются более щадящие формулы.
Беда многих подростков – угревая сыпь. Вообще не стоит акцентировать внимание на угрях, т.к. это – работа гормонов, а не нарушенный обмен веществ. Но поскольку выдавливать все равно не запретишь, советую читателям МирСоветов научить дочь, как делать это с наименьшими потерями. Перед процедурой пусть вымоет руки и с мылом. Болезненные участки необходимо протереть туалетной водой с повышенным содержанием спирта. Если это черные угри-комедоны, нужно распарить кожу, приложив к ней полотенце, смоченное в горячей воде. После удаления угрей кожу опять обрабатывают спиртом. Все манипуляции лучше проделывать вечером – за ночь поврежденная кожа подживет.
Волосы. Делайте упор на гигиену. Если длинные волосы можно мыть 2-3 раза в неделю, то короткие – через день. Сейчас большой выбор шампуней с нейтральным pH. Помогите дочери подобрать прическу к лицу, это сейчас легко делается с помощью компьютерной программы. С лучше не торопиться. Объясните подростку, как вредно сказывается на состоянии волос пребывание на солнце или на морозе с непокрытой головой.
Бывает, у девочек в переходном возрасте начинают усиленно . Врача посетить нужно, но мы с этой бедой справились классическими методами. Завариваете горсть листьев березы или крапивы на 2 литра воды и прополаскиваете волосы после мытья в течение месяца. Еще один проверенный рецепт для полоскания – корни лопуха (стакан сухого сырья на 2-3 л воды) покипятить минут 15 и процедить. Целебный эффект этих процедур продолжается до следующего .
Руки. Не каждая девочка может похвастаться классической формой рук, но их состояние зависит только от ее стараний. Первое правило – чистота. Второе – идеальное состояние ногтей.
Ежедневный уход за ногтями очень важен для девушки, желающей иметь красивые руки. Я приобрела для дочери качественный маникюрный набор и научила ее делать простейший маникюр. Сразу объяснила, что в ее возрасте лучшим вариантом будет прозрачный лак нежных оттенков. Для развития силы и гибкости пальцев предлагаю зарядку, которую мы делаем каждый день:
  1. Сожмите кулаки так, будто вы что-то быстро схватили из воздуха – 10 раз.
  2. Разжимайте сжатые кулаки резким бросательным движением, словно брызгаете кому-то водой в лицо – 10 раз.
  3. Раздвиньте пальцы левой руки. Теперь двумя пальцами правой руки старайтесь медленно развести на максимальное расстояние каждые два пальца на левой руке. Поменяйте руку.
  4. Небольшой резиновый мячик сжимайте в руке каждый раз с разной силой – 10 раз. То же самое – другой рукой.
Интимная гигиена. Я сейчас скажу крамольную вещь, но подмываться 12-летней девочке каждый день с мылом или гелем считаю излишним. Лучший вариант – день чистой водой, день – с мылом, но без фанатизма. Почему? Ежедневное промывание промежности «до скрипа» нефизиологично и вызывает изменения микрофлоры слизистой. Нижнее белье меняем каждый день.
Менструации. В 11-16 лет в организме будущей женщины происходит кардинальная перемена – начинаются менструации. Подготовьте дочь к этому заранее, объясните механизм возникновения месячных. Успокойте – многие боятся истечь кровью. Не жалейте денег на хорошие прокладки: бывает, девочка плохо спит, боясь испачкать постельное белье.
Туалет половых органов в критические дни проводится по мере надобности.
Категорически нельзя спринцеваться, т.к. во время месячных приоткрыта шейка матки. Спринцевания девочкам вообще противопоказаны.
Сейчас выпускают тампоны разных размеров, поэтому даже девственница может подобрать подходящий. Другое дело, когда вместе с тампоном, который девочка держала в руке, открывая перед этим дверь школьного туалета, во влагалище попадает огромное количество микроорганизмов. Поэтому про тампоны девочке объяснить следует, но применять их нужно запретить. Своей дочери я разрешала пользоваться только прокладками.

Уроки общения

Дети перенимают стиль общения и поведения родителей. Можете нахамить в магазине – и дочь будет хамить. Боитесь конфликтов и предпочитаете отмалчиваться? И это запишется в памяти ребенка как приоритет.
Я старалась донести до своей дочери простые истины: «Поступай с людьми так, как хотела бы, чтоб они поступали с тобой».
Мы живем среди людей, и все наши поступки имеют «эффект бумеранга». Они возвращаются к нам, хорошие и плохие. Сказала ты обидное слово в адрес одноклассницы или даже учительницы. Может, хотела только блеснуть остроумием в кругу сверстников? А оно докатилось до нее, да еще с чужими домыслами. И вы стали врагами, к тому же за пострадавшую обиделись ее родные, друзья и знакомые…
Я советую дочери в разгар ссоры с подружкой замолчать и сосчитать про себя до десяти. За это время немного отступит обида, прояснится разум и найдутся нужные слова.
Отношения с молодыми людьми. Эта тема постепенно становится самой главной в среде девочек-подростков. Думаю, здесь не нужно напоминать читательницам МирСоветов о важности сохранения доверия дочери, чтобы она не боялась быть откровенной. Если у нее появился молодой человек, держите ситуацию под контролем, но в разумных пределах. Пусть он приходит в дом, разузнайте побольше о его семье. Нужно мягко, ненавязчиво подсказывать дочери, как должна поступать девушка в той или иной ситуации, приводить примеры из своей жизни.
Мать должна предупредить девочку обо всех возможных опасностях (венерические болезни, ранняя беременность, возможность насилия). С раннего детства я приучала дочку сопротивляться любому прикосновению, которое ей не понравилось. Насильник скорее предпочтет безответную жертву, чем ту, которая будет вырываться, громко закричит, завизжит, ударит.
Подростковый секс. Одним из самых мощных инстинктов человека является инстинкт продолжения рода. Обычно родители считают, что подростки вступают в половую связь по большой любви. На самом деле все намного проще. Самыми частыми причинами являются любопытство, стремление сделать назло взрослым, желание быть «как все», да и просто бездумье, неумение отказать.
У моей соседки есть дочь, тихая спокойная девочка. Ничто не предвещало беды, она ни с кем не встречалась, по вечерам сидела дома. Когда хватились, беременность прерывать было поздно. Оказалось, что все случилось на проводах двоюродного брата в армию, и именно с братом. Родился мальчик. Молодой маме недавно исполнилось 15 лет. Папочка боится ехать со службы домой, т.к. новоиспеченный дед пообещал оторвать ему голову…
Когда у меня появилось подозрение, что отношения дочери с мальчиком зашли далеко, я усадила ее рядом и предельно просто обрисовала принцип и способы предохранения. Нынешние юноши в большинстве своем «напрягаться» не любят и очень просто взвалят все последствия незащищенного секса на плечи девочки.
«Советы» более опытных подруг могут привести к плачевным последствиям. В подростковой среде бродят такие странные рецепты от «залета», как впрыскивание во влагалище пены для , спринцевание минеральной водой, использование дезодоранта или освежителя воздуха вместо спермицида.
Я считаю, что это не тот случай, когда можно ходить вокруг да около. Если вы сами не можете поговорить с ней на такую тему, попросите свою сестру, старшую дочь, бабушку – лишь бы девочка доверяла этому человеку. На карте стоит здоровье и вся дальнейшая судьба вашей дочери.

Женские обязанности никто не отменял

Уборка и порядок в доме. К домашним хлопотам будущую хозяйку нужно приучать с раннего детства. Если вы до 14 лет ходили за дочкой по пятам, стирали ее вещи, убирали в ее комнате, то теперь хозяйственного рвения от нее не ждите. В любом случае, девочка должна знать прописные истины поддержания порядка в доме: «Каждой вещи – свое место», «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».
Хорошие результаты дает американская система «Флайледи» («Реактивные домохозяйки»). Принцип ее заключается в избавлении от ненужных вещей, в разделении зон уборки и умении «рулить» временем. В результате максимальный результат достигается при минимальных усилиях.
Отправляемся на кухню. Жалкое впечатление производит неумеха в университетском общежитии, на молодежной вечеринке, в гостях под пристальным взглядом будущей свекрови. Пельмени она стряпать не умеет, блинчики прилипают к сковородке, молоко убегает… Некоторые белоручки еще и кокетничают своей неприспособленностью к жизни. «Безрукость» дочери – жесткий упрек матери. Жизнь рано или поздно заставит женщину заниматься кухонной работой. «Не научит мамка, так научит лямка». С детства привлекайте дочь к мытью посуды, учите готовить простую еду. Пусть у нее будет свое фирменное блюдо.
Рукоделие. При глупых руках умной головы не бывает. И бойкие девочки, и записные тихони в подростковом возрасте начинают интересоваться прикладным творчеством. Поощряйте такую инициативу. Прямая обязанность каждой матери – привить дочери хотя бы начальные навыки рукоделия. Шитье, вышивка, вязание не только дают на выходе неповторимые авторские вещи и удовлетворяют эстетическое чувство, но и приучают девочку к вниманию и терпению. Мелкие повторяющиеся движения обладают антистрессовым воздействием на нервную систему. И еще раз напомню читательницам МирСоветов о простом правиле: легче не заставить, а показать на своем примере. Если сели вместе смотреть фильм, вместо чипсов или поп-корна возьмите канву с мулине, а дочь пусть вяжет.
Заведите юной рукодельнице рабочую корзинку, роль которой может играть вместительная коробка или шкатулка. Пусть у нее будут свои швейные принадлежности, крючки и спицы! Такое оснащение заставит ее вновь и вновь обращаться к начатым работам. Если девочка умеет сама вставить резинку, подшить юбку и связать носки, это уже тропинка к самостоятельности.
Побуждайте дочь участвовать в различных выставках изделий. Это привлекает внимание и сверстников и взрослых. К девочке начинают относиться с уважением, восхищаются ее талантами; с ней хотят дружить. Это ребенка, его активность в социуме.

Все мы хотим, чтобы наши дочери жили в согласии с собой, с миром и со своей природой. И в наших силах способствовать тому, чтобы они овладели навыками и умениями, которые помогут им преодолеть трудности жизни.

Часто родители не замечают как ребенок становится подростком и постепенно уходит из под контроля и полной власти родителей. Ошибки воспитания , могут ярко проявиться в подростковом возрасте.
Вопрос психологу: Как воспитывать дочь-подростка в 14 лет , как воспитывать подростка и наладить с ним отношения?

Воспитание дочери-подростка 14 лет

Добрый вечер. Меня зовут Ольга. Мой вопрос будет к Вам по поводу моей 14-ти летней дочери. Опишу свою проблему.

Дочь я воспитываю сама. В школе учится хорошо. Проблем с ней не возникало никогда по поводу ее поведения. Перемен в ней тоже не замечала в связи с переходным возрастом. Внешне она остается таким же ребенком.


Недавно у нее появился парень старше нее на 2 года. Время вечернее стала проводить у него. Встречаются они 2 месяца. Я разговаривала с ней о половом воспитании , объясняла, что ее старшему парню это нужно и он будет ее к этому склонять. На что она отмахивалась и говорила, что он ей обещает ее не трогать. А если это случится, то есть презервативы.

Я, конечно, к такому готова не была, что моя дочь уже подросток. Повторюсь, ее поведение оставалось таким же. Никаких перемен с ней не происходило. Но сегодня я прочитала в одной из соц.сетей ее переписку с подружкой и у меня волосы стали дыбом.

В первую очередь, что моя дочь уже не девственница, во вторых, мат через каждое второе слово, на дне рождения она и еще 5 девочек принимали алкоголь в огромных количествах (а она отпрашивалась к подружке на ночевку, а они сняли квартиру посуточно) слава богу без мальчиков там было все. То, что я прочитывала о себе — ни грамма уважения, постоянно, оказывается, врет.

Они между собой только говорят, что мы застряли в каменном веке и сейчас они такие и это нормально. И со всего этого теперь у меня вытекает вопрос — мне рассказать ей что я обо всем знаю? Но я на столько шокирована, что не знаю как правильно в данной ситуации вести беседу и она может сказать, что я не имела права читать ее переписку и это может повлиять на климат в семье.

Будьте добры, подскажите правильное решение. Может ее на консультацию к детскому психологу отвести? Жду любые Ваши рекомендации. Заранее Вас благодарю!

Воспитание дочери подростка 14-ти лет

Смотрите статьи Методы воспитания детей
  • Подростковый онанизм — мифы и реальность

Консультация семейного психолога

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицомбольшая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка - юноши или девушки - является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того - это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация - основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Родителям подростков необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознанием себя как личности. Именно в это время подросткам очень нужна помощь заботливых и любящих родителей, которые помогут им войти во взрослую жизнь.

Ключевой вопрос, который задает себе ребенок в этом возрасте – «Кто я?». называют этот период формированием «Я – концепции», которая будет сопровождать ребенка на протяжении всей жизни.

Физическое развитие ребенка

В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем.

В этот период необходимо обратить особое внимание на предупреждение разного рода искривлений в связи с развитием костной системы организма: она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка за столом: затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом, фиксируется искривление позвоночника.

Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.

Нервная система подростка еще находится в стадии формирования, и является относительно несовершенной. Поэтому в этот период так важно охранять подростка от резких переутомлений, регулировать нагрузку на его неокрепшую нервную систему.

Кроме того, во время полового созревания начинается выработка в организме подростков половых гормонов, которая ведет к значительным перепадам настроения.

Интеллектуальное развитие

Подросток в 14–16 лет – это уже практически сформировавшаяся интеллектуально личность, имеющая собственное мнение по разным вопросам. Подростки вполне способны вести рассуждения, высказывать свои мысли, аргументировать их. Всё больше времени в их жизни начинают занимать серьёзные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Активно начинает развиваться логическая память. Из-за появления в школе новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток.

Психологическое развитие

Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, которые происходят неравномерно: в подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Подросток отвергает детские стереотипы поведения, но еще не имеет взрослых клише. Так как потребность в признании собственной взрослости в подростковом возрасте максимальна, а социальная ситуация, по большому счету, не изменяется, то это может вызвать многочисленные конфликты с родителями и учителями.

В этот период психологи рекомендуют больше разговаривать со своим ребенком, помня о том, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. В разговоре с ним не используйте категоричные формы, не показывайте его интеллектуальную незрелость, не будьте излишне навязчивы.

8 правил поведения с подростком 14–16 лет

1. Не навязывайте свою точку зрения

В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой вкус в одежде, в музыке, в кинематографе и других проявлениях искусства. Естественно, предпочтения ребенка могут не совпадать с предпочтениями родителей.

Это не повод пытаться разубедить подростка и отрицать его выбор. Лучше всего прислушаться и попробовать разобраться в интересах взрослеющего человека. Это только добавит доверия в ваши с ним отношения.

2. Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий

Подростковый дух – это дух отрицания. Гормоны подстегивают подростка идти наперекор всему. И если еще три года назад ребенок любил семейные выезды с младшей сестрой, то теперь он может от них отказаться.

Его больше не пугает перспектива остаться одному дома. При этом, отказавшись в начале от участия в празднике или еще каком-либо семейном мероприятии, подросток может быстро передумать. Это чаще случается, если родители воспринимают отказ спокойно и не пытаются уговорить ребенка.

Прислушивайтесь и пробуйте разобраться в интересах взрослеющего человека

3. Дайте подростку личное пространство

Подростку очень важно знать, что у него есть свое пространство. Место, где он может положить личные вещи, книги, которые никто не передвинет и не переставит.

Научитесь стучаться, заходя в комнату к подростку. Даже если раньше вы никогда этого не делали. Сохранение взрослеющего ребенка поможет избежать конфликтных ситуаций.

4. Подавайте хороший пример

Вредные привычки родителей моментально находят отражение в детях. Если мама или папа позволяют себе употреблять спиртное или курить при подростке, он считает что может себе позволить то же. Авторитет родителя, который подвержен зависимости, подрывается.

Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители врут родственникам и коллегам, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же, либо окончательно отстранится от родителей.

5. Помогите сформировать собственное мировоззрение

Родителям стоит поощрять индивидуальное мышление подростка. Если ребенок встает на чью-то сторону в конфликте сверстников, попробуйте построить с ним диалог. «А ты правда думаешь, что твой друг прав?», «А как бы ты поступил?».

В любых вопросах просите его выразить свое мнение, чтобы он почувствовал себя полноправным членом семьи, от которого зависит выбор места для отпуска или празднования юбилея.

Открытое порицание людей, в кругу которых вращается подросток, повлечет за собой либо протест с его стороны, либо факт общения с «неугодными» друзьями будет скрыт от родителей. Единственно верное решение – позволить ребенку самому убедиться в отрицательных качествах тех или иных сверстников. И, если это случится, поддержите подростка, возможно, рассказать о похожем примере из своей жизни.

7. Позвольте подростку отвечать за свои ошибки

Даже те родители, которые предоставляют ребенку достаточно свободы, склонны брать на себя ответственность за его неблаговидные или неправильные поступки. Вместо этого стоит позволить подростку самому разобраться с проблемами. Если он случайно сломал телефон друга – он должен заработать на ремонт. Если получил плохую оценку в четверти – должен сам договориться с преподавателем о том, чтобы ее исправить.

Если ребенок случайно сломал телефон друга – он должен сам заработать на ремонт

Подросток не управляет своим настроением. Вместо него это делают гормоны. Обижаться или ругаться с ним бесполезно и не педагогично. Кроме того, это может в будущем повлиять на его межличностные отношения.

Поэтому лучше всего объяснять ребенку, чем вызваны его эмоции и научить его выражать гнев спокойно, с помощью . И сдерживаться самому. В конце концов, переходный возраст имеет свойство заканчиваться.

Елена Кононова

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх