Занятие в доу моя семья старшая группа. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект открытого занятия в старшей группе "Моя семья"

Конспект занятия "Моя семья"

Задачи:

  1. Расширить представление у детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники»;
  2. Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.
  3. Развивать диалогическую речь, умение развернуто отвечать на вопросы. Активизация словаря: семья, имя, отчество, сердечное, родственники.
  4. Воспитывать чувство семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте);
  5. Продолжать учить детей составлять коллективную аппликацию, желание работать сообща.

Материал к занятию.

Фланелеграф, фигурки с изображением членов семьи, картинки тучки и солнышка, семейные фото, ватман, цветная бумага.

Предварительная работа.

Рисунки детей на тему "Моя семья"; обсуждение пословиц о семье; сюжетно-ролевая игра "Семейные хлопоты", "Путешествуем на поезде всей семьей", рассматривание альбома "Наша семья".

Литературный ряд.

Чтение стихов Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама», В.Руссу «Моя мама», Р Гамзатов «Дедушка», Е. Серова « Мой папа».

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель.
Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: "Жил- был мальчик, который был один- одинешенек на свете. И никого у него-то не было…"

(выставляется фигурка мальчика на фланелеграф).

А разве так бывает, что у человека совсем никого нет? Как вы считаете? (Нет).

Ну, тогда мы изменим сказку, и у нашего героя появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с мальчиком?

(Предложить детям выставить на фланелеграф фигурки членов семьи.)

Как, ребята, мы назовем одним словом родных людей, которые живут вместе? (Семья).

Давайте, ребята, сегодня поговорим о семье, о родных людях. Что же такое семья?
Ответы детей.

Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает "одна большая семья". Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

Я предлагаю дидактическую игру " Четвертый лишний". Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?

* Мама, соседка, бабушка, сестра.

* Бабушка, подруга, сестра, мама.

* Сестра, продавец, бабушка, брат.

* Дворник, брат, папа, дедушка.

* Дедушка, папа, водитель, отец.

Зачем человеку семья? (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить.)

Как должны относиться люди друг к другу в семье? (Дружить, любить, ухаживать, защищать.)

Какие вы, ребята, молодцы, все знаете про семью и родственников и даже подготовили стихотворения.

1 ребенок.
"Моя мама" (В. Руссу).

Много мам на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя.

2 ребенок.
"Мой папа" (Е. Серова)

Не терпит мой папа безделья и скуки,

У папы умелые сильные руки!

И если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь.

3 ребенок.
"Дедушка" (Р. Гамзатов)

У меня есть дедушка, как зима, седой,

У меня есть дедушка с белой бородой.

На зарядке солнышко рядом видит нас.

Поднимаем руки мы по команде: «Раз» !

И водой холодною, прямо из ручья,

Вместе умываемся: дедушка и я.

4 ребенок.
"Моя бабушка" (А. Костецкий)

Дай, бабуся, поцелую

В волосах твои сединки,

Подышу на них, подую,

Как зимою на снежинки.

И быть может, понемножку

От тепла они растают,

Как цветы, что на окошке

Зимней ночью вырастают…

Какие замечательные стихи приготовили дети про своих родственников, с какой теплотой они их рассказали. А давайте мы немного поиграем!?

Игра «"Назови, кто кем кому приходится".

Кем приходится мальчик маме? (Сыном)

Кем приходится девочка папе? (дочерью)

А для бабушки кем приходится мальчик? (Внуком)

А для дедушки кем приходится девочка? (Внучкой)

Кем приходится девочка для мальчика? (Сестрой)

А он ей? (Братом)

Ребята, вы справились с таким сложным заданием! Как вы думаете, какие бывают семьи? (ответы детей).

Семьи бывают маленькие и большие, счастливые и веселые, дружные и гостеприимные, трудолюбивые и жизнерадостные.

Расскажите о своей семье: какая она у вас? Сколько человек в вашей семье? Как их зовут? Кто самый старший в семье? Кто самый младший? Есть брат или сестренка? Кто чем занимается в семье? Чем занимается папа? Чем занимается мама? Как ты заботишься о других членах своей семьи? (ответы детей по желанию) (использование портфолио или семейного фото)

Давайте попробуем разделить всех членов семьи на две группы. (Предположения детей). Воспитатель наводящими вопросами помогает. Членов семьи можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых, на мужчин и женщин. В каждой семье есть мужчины и женщины. Мужчина- глава семьи, отец своих детей, защитник жены и детей, а женщина- хранительница домашнего очага; вместе они воспитывают своих детей. Как только ребенок родился ему дают имя. Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, но ведь имена возникли не случайно. В Древней Руси имен было много. Вот некоторые из них: Светлана, Чернава и др. Со временем на Руси появились греческие и римские имена, такие как Андрей - мужественный, Максим - величайший, Марина - морская. (по возможности подобрать значения имен всех детей группы)

Кроме имени, у каждого человека есть отчество. Если мы хотим показать уважение к человеку, мы его называем по имени, отчеству. Отчество рассказывает, чей ты сын или дочь. Узнать свое отчество легко - происходит от имени отца. Если у тебя папу зовут Сергей, то ты Сергеевич…

(Дети, вспоминая имена пап, образуют свое отчество.)

Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка". Я предлагаю ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились?

Вы помогли маме вымыть посуду?

На прогулке испачкали куртку?

Убрали за собой игрушки?

Заботишься о бабушке, она приболела?

Подрался с другом?

Помог папе в хозяйственных делах?

Поздравил деда с днем рождения?

Забыл покормить своего питомца?

Коллективная аппликация. Посмотрите на фланелеграф, теперь у нашего мальчика есть семья, давайте поселим эту семью в красивый дом. Где они будут жить счастливо! Теперь ребята, вы тоже можете наклеить свои домики на ватман, и у нас получится небольшой город, в котором будут жить много семей, они будут ходить друг к другу в гости, поздравлять друг друга и поддерживать. Подойдите к столам, здесь цветная бумага приготовлена для аппликации дома: приготовьте детали: стена, крыша, окно, дверь - разложите, а затем наклеивайте аккуратно все в определенной последовательности.

Отлично! У вас получился симпатичный городок, нашей семье будет уютно и хорошо в нем жить! А в новые дома заселятся другие семьи.

Дети читают стихи о семье.

1 ребенок.
Семья - это счастье, любовь и удача.

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

2 ребенок.
Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья -это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

3 ребенок.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.

Что такое семья? Кто такие родственники? Как другими словами можно назвать папу и маму? Как люди должны жить в семье?

Ребята, пожелайте своей семье что- нибудь сердечное. (Я люблю свою семью, потому что она …)

Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Дать понятие как появляется семья, из кого состоит, какие семейные праздники отмечаются.

  • Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
  • Показать детям. Что семья похожа на могучее дерево, схематично составить родословную своей семьи.
  • Предварительная работа:

    Рассматривание семейного альбома, рисование рисунков на тему “Моя семья”.

    Словарная работа: родословная.

    Материал к занятию:

    Солнышко с лучиками, схемы дерева. Семьи.

    Ход занятия

    Воспитатель:

    Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать.

    (Выставляю на доске 7 + Я = СЕМЬЯ)

    (Дети отгадывают)

    Правильно СЕМЬЯ. Сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “ Моя семья”.

    Кто хочет рассказать о своей семье.

    (Дети подходят к домику, где расположены фотографии своей семьи, рассказывают кто на них изображен. По ходу рассказов спрашиваю о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т.д.)

    Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике. ДОМ, СЕМЬЯ – это то место где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны с друг другом тесными узами и живут дружно и счастливо.

    У русского народа было очень много символов счастья. Одним из них была – волшебная птица. Одно перо которой может принести человеку счастье. Давайте вспомним каких “волшебных” птиц вы знаете?

    Вот одна из этих птиц залетела сегодня к нам в детский сад.

    (Вношу “Птицу счастья”. Сажаю ее на крышу домика)

    Воспитатель:

    На поиски счастья в сказках всегда отправлялся Добрый молодец, преодолевая очень много препятствий и выполняя много заданий. Вот и сейчас за пером Птицы-счастья отправится Добрый Молодец Сережа.

    (Ребенок берет перо и приносит воспитателю)

    Добрый Молодец 1:

    Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга. Женятся. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба – это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день является днем рождения семьи, и его отмечают каждый год.

    Воспитатель:

    Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей. Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом.

    Дети, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших братиках и сестренках?

    (Дети отвечают)

    Воспитатель:

    Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.

    Чтобы стать достойными родителями, нужно многому научиться: мальчикам – защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. Девочкам – ухаживать за малышами, заботиться о них. Убаюкивать, петь колыбельные.

    Воспитатель:

    Дети, а вы знаете пословицы о маме?

    1. Коли есть отец и мать, то ребенку благодать.
    2. Всякой матери свое дитя мило.
    3. Жалей отца с матерью – других не найдешь.
    4. Птица рада весне, а мать деткам.
    5. нет друга нежнее матери.
    6. Сердце матери лучше солнца греет.

    Воспитатель:

    Дети, а Птица - Счастья приготовила для вас игру “ Мама – солнышко мое”.

    (В круге фотография женщины – матери. Детям предлагаю представить, что это их мама. Вспомнить какая она? Взять лучик, приставить его к кругу, сказав о маме добрые слова: нежная. Заботливая. Любимая. Красивая, добрая, хорошая, ласковая, славная, прекрасная, лучшая. Работящая, трудолюбивая, веселая, жизнерадостная, счастливая, сердечная, душевная).

    Воспитатель:

    У нас получилось такое лучистое солнышко, потому что мы сказали много добрых хороших слов.

    А сейчас следующий Добрый Молодец пойдет за пером Птицы Счастья.

    (Ребенок приносит второе перо Птицы Счастья)

    Воспитатель (читаю вопрос):

    Ребята, Птице Счастья интересно, знаете ли вы, из кого состоит семья?

    Добрый Молодец:

    Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – это папа, мама, родные сестра и брат, бабушки и дедушки. Дальние родственники - это тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), их дети. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний.

    Воспитатель:

    Чтобы в семье царил лад, нужно уважать интересы каждого, не пользоваться чужими вещами без разрешения, убирать свои вещи на место, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение, и не делать так, как сейчас нам расскажет Владик.

    Владик читает стихотворение Квитко “Сережа хозяйничает”.

    Мама уходит, спешит в магазин
    - Сережа! ты остаешься один.
    Мама сказала: “Ты мне услужи,
    Вымой тарелки, сестру уложи.
    Дрова наколоть не забудь мой сынок,
    Поймай петуха и запри на замок.
    Сестренка, тарелки, петух и дрова,
    Но у меня одна голова!
    Схватил я сестренку и запер в сарай
    Сказал я сестренке: “Ты здесь поиграй”
    Дрова я усердно помыл кипятком
    Четыре тарелки разбил молотком,
    Но долго пришлось с петухом воевать,
    Ему не хотелось ложиться в кровать.

    Воспитатель:

    Вот какой у мамы помощник! Что мы ему пожелаем?

    Чтобы лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой, и конечно оставался трудолюбивым помощником и любящим сыном.

    Воспитатель:

    У Птицы Счастья осталось еще одно перо и нам его принесет третий Добрый Молодец!

    Следующий вопрос: Какие семейные праздники вы знаете?

    Новый год, также в каждой семье отмечают Дни рождения, женские праздники – 8 марта и мужские 23 февраля “ День защитников Отечества”. На праздники готовят праздничные столы, делают подарки, покупают цветы.

    Воспитатель:

    А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова, тогда поиграем:

    Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте!

    1. Растет ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.

    2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

    3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА

    4. Если больше есть не в силах, скажем мы – СПАСИБО

    Воспитатель:

    А еще можно порадовать своих родных хорошими поступками и добрыми делами.

    Встаньте в круг, посмотрите, какую корзину подарила нам Птица Счастья. В нее мы будем собирать добрые дела, которые мы выполняем.

    (Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок у которого корзина останется в руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)

    Воспитатель:

    Вот сколько добрых дел мы собрали. А сейчас давайте с вами отдохнем.

    (Провожу релаксацию “ Волшебный сон”)

    Реснички опускаются
    Глазки закрываются
    Мы спокойно отдыхаем
    Сном волшебным засыпаем.
    Дышится легко, ровно глубоко
    Напряженье улетело
    И расслаблено все тело
    Греет солнышко сейчас
    Руки теплые у нас
    Хорошо нам отдыхать
    Пора глазки открывать
    Крепче кулачки сжимайте
    Их повыше поднимайте
    Потянулись! Улыбнулись!
    И к друг другу повернулись.

    Ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье, но сейчас я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки). Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Ветви потоньше – это ваши папы и мамы и самые тонкие веточки – это вы детки.

    Вот и вы постарайтесь составить свое семейное дерево или свою родословную.

    (Каждому ребенку приготовлено на столе дерево с заготовленными схемами)

    Дети составляют свое семейное дерево.

    По окончании работы детей подвожу итог.

    Воспитатель:

    Что же такое семья?

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,
    Мечты о хорошем. Волнение трепет.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!
    Но счастливо жить одному не возможно.
    Всегда будьте вместе, любовь берегите,
    Обиды и ссоры подальше гоните.
    Хочу чтоб про нас говорили друзья
    Какая хорошая ваша семья!!

    Воспитатель:

    Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю Вам чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, крепкая семья.

    По окончании обращаю внимание детей на то какие дружные семейные деревья получились. Предлагаю им забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев.

    Цель: создание условий для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие как появляется семья, из кого она состоит.

    Задачи:

    Закрепить у детей понятие «семья»; закрепить знания полных имен членов семьи.

    Оборудование и материалы: коллажи с фотографиями семей детей, микрофон.

    Предварительная работа: составление рассказов о своей семье; знакомство и разучивание пословиц о семье; разучивание стихотворения «На кого же он похож?», разучивание текстов игр-разминок, беседа с детьми о семье. Составление родителями загадок о своих детях, разучив

    Ход занятия.

    Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

    Организационный момент:

    Собрались все дети в круг

    Я твой друг и ты мой друг

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.

    Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем свои места.

    Дети и воспитатель входят в зал, воспитатель рассаживает детей на стулья.

    Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали. Добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу передачу «Моя семья» и я, ее ведущая, Елена Сергеевна. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята старшей группы д/с «Фонарик» Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье своих дорогих и близких людях.

    Итак первый вопрос:

      Что такое семья и как она образовывается? (Ответы детей)

      А как иногда взрослые называют своих близких?(семейство, домашние, родные).

    Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья - это когда живут вместе папа, мама, дети

    Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Кто знает пословицы и поговорки о семье – давайте расскажем их нашим телезрителям:

    Дети:

      В семье дружат – живут, не тужат.

      Семья сильна, когда над ней крыша одна

      При солнышки – тепло, при матушки – добро

      На что и клад, когда дети идут в лад

      Кто родителей почитает, тот век счастливым живет

      Где любовь да совет, там и горя нет

      В недружной семье добра не бывает

      В хорошей семье хорошие дети растут

      Птица рада весне, а дитя – матери

      Родители трудолюбивы – дети не ленивы

      Согласие да лад – в семье клад

    Молодцы, ребята, нашим телезрителям и гостям в студии, думаю, было интересно услышать пословицы и поговорки о семье.

    Кто загадки отгадает,

    Тот своих родных узнает:

    Кто-то маму, кто-то папу,

    Кто сестренку или брата,

    А узнать вам деда с бабой -

    Вовсе думать-то не надо!

    Все родные, с кем живете,

    Даже дядя или тетя,

    Непременно вам друзья,

    Вместе вы - одна СЕМЬЯ!

    Днем работает она,

    Вечером она - жена,

    Если праздник, она - дама,

    Кто же это? - Моя... (мама)

    Сейчас Арина расскажет нам про свою маму:

    Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.

    Только мама есть одна,

    Всех дороже мне она,

    Кто она?

    Отвечу я: это мамочка моя.

    Кто же трудную работу

    Может делать по субботам? -

    С топором, пилой, лопатой

    Строит, трудится наш... (папа)

    Саша Ворошилов расскажет нам о папе:

    Мой папа красивый

    И сильный, как слон.

    Любимый, внимательный, ласковый он.

    Я жду с нетерпением папу с работы.

    Всегда мне в портфеле приносит он что-то.

    Мой папа находчивый, умный и смелый

    Ему по плечу даже сложное дело.

    Его обниму я и тихо шепну:

    Мой папочка, я тебя крепко люблю!

    Ты самый заботливый, самый родной,

    Ты добрый, ты лучший

    И ты только мой!

    Он трудился не от скуки,

    У него в мозолях руки,

    А теперь он стар и сед -

    Мой родной, любимый... (дед)

    Абросимов Назар расскажет нам о дедушке:

    Мой дедуля дорогой,

    Мы гордимся все тобой!

    И скажу я по секрету:

    Лучше нет на свете деда!

    Буду я всегда стараться

    На тебя во всём равняться!

    Угостит всегда вареньем,

    Стол накроет с угощеньем,

    Лада наша ладушка,

    Кто? - Родная... (бабушка)

    Стихотворение про бабушку приготовила нам Соня Хилько

    Ходит наша бабушка, палочкой стуча.

    Говорю я бабушке: «Позову врача!

    От его лекарства станешь ты здорова!

    Будет чуть – чуть горько, – Что же тут такого?

    Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,

    Мы с тобою, бабушка поиграем в мяч!

    Будем бегать, бабушка, прыгать высоко!

    Видишь, как я прыгаю? это так легко!

    Улыбнулась бабушка: « Что мне доктора?

    Я не заболела, просто я стара!

    Просто очень старая, волосы седые.

    Где-то потеряла я годы молодые.

    Где-то за огромными за лесами тёмными,

    За горой высокой, за водой глубокой.

    Как туда добраться, людям неизвестно…

    Говорю я бабушке: «Вспомни это место!

    Я туда поеду, поплыву, пойду!

    Годы молодые я твои найду!

    МОЛОДЦЫ РЕБЯТА! Все загадки отгадали! А сейчас давайте поиграем в игру» Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова – например:

    Большая

    Дружная

    Спортивная

    Веселая

    Заботливая

    Добрая

    Хорошая

    Строгая

    Здоровая

    Крепкая

    Счастливая

    Молодцы все справились с заданием!

    Обязанности членов семьи.

    У каждого члена большой или маленькой семьи есть обязанности.

    Давайте вспомним, что обычно в семье делает мама?

    А что в семье делает папа?

    Ребята, а сейчас я хочу поиграть с вами в одну игру, которая называется «Если я…»

    Если я тебе мама, то ты мне……?

    Если я тебе дедушка, то ты мне….?

    Если я тебе тетя, то ты мне…..?

    Если я тебе дочка, то ты мне….?

    Если я тебе сестра, то ты мне…?

    Если я тебе дядя, то ты мне….?

    Если я тебе племянница, то ты мне…?

    Если я тебе внучка, то ты мне…..?

    Если я тебе крестная, то ты мне….?

    Молодцы, все справились с заданием.

    Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

    Сейчас снова входит в традицию составлять своё генеалогическое дерево. Мы с вами знакомились с этим. И сегодня Ксюша принесла нам свое генеалогическое дерево и расскажет нам о своем роде.

    А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).

    Посмотрите какое дерево вырастила я у нас в группе

    И так давайте подведем итог, о чем же было сегодня наше занятие

    Даша Белошапкина расскажет стих

    Семья – это счастье, любовь и удача,

    Семья – это летом поездки на дачу.

    Семья – это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты.

    Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

    Мечты о хорошем, волнение и трепет.

    Семья – это труд, друг о друге забота,

    Семья – это много домашней работы.

    Семья – это важно!

    Семья – это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно!

    Всегда будьте вместе, любовь берегите,

    Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

    Какая хорошая Ваша семья!

    Елена Шкилёва
    Конспект занятия в старшей группе «моя семья»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 5

    Конспект

    игровой образовательной ситуации

    «Моя семья »

    с элементами развития речи

    в подготовительной группе

    Воспитатель : Шкилёва Е. П.

    г. Хадыженск, 2015г

    Цель : Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.

    Задачи :

    Обогатить представление о семье , дать сведения об истории семьи , воспитывать уважение к семейным традициям.

    Учить строить генеалогическое древо семьи , формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.

    Воспитывать уважение к старшим членам семьи , желание помогать тем, кто в этом нуждается и заботиться о них (о старшем и младшем поколении , развивать чувство гордости за свою семью .

    Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье

    Совершенствовать диалогическую и монологическую речь

    Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком;

    Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    Формировать представление о семье , как о людях, которые живут вместе.

    Оборудование :

    «Волшебная коробочка» .

    Письмо от «Искорки» .

    Фотоальбом.

    Макет генеалогического дерева.

    Нарисованные деревья на отдельных листах на каждого ребёнка.

    Вырезанные сердечки, для наклеивания.

    Ход деятельности:

    Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей в группе .

    Предлагаю поздороваться с гостями. (дети приветствуют гостей)

    Воспитатель :(загадочно) Ребята, а вы ничего не слышите? Мне кажется, что кто-то плачет (дети прислушиваются, воспитатель ищет и находит куклу Незнайку) .

    Воспитатель : Незнайка, ты чего так сильно плачешь (подносит куклу к своему уху, удивляется) . Ну, дорогой Незнайка, не плачь, мы что - нибудь придумаем.

    Ребята, Незнайка очень расстроен, потому что он не знает что такое семья и просит , что бы мы ему помогли. Поможем? (ответы детей) . Тогда я вам предлагаю отправиться со мной в страну под названием «Семейный очаг» .

    Давайте встанем в круг, закроем глаза и произнесём волшебные слова :

    «Раз - мы низко приседаем,

    Два - мы глазки закрываем,

    Три - попробуем мы встать,

    Глазки надо открывать!»

    Воспитатель : Посмотрите, вот мы с вами оказались в стране

    «Семейный очаг» . (воспитатель обращает внимание детей на коробку с письмом)

    Ой, а это что такое? Письмо! Наверно, это письмо для нас, что же в нём написано! Хотите узнать? (читает письмо)

    -«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Искорка - я хранительница домашнего очага. Я очень рада, что вы решили отправиться ко мне в гости, в страну «Семейный очаг» . У меня для вас есть подарок – Волшебная коробочка. В ней есть карточки с заданиями, выполнив которые, вы узнаете, что же такое Семейный очаг. Желаю удачи!».

    Воспитатель : Так вот, кто такая Искорка! Ну, что ребята, хотите узнать, что такое «семейный очаг» ? Тогда открываем. Ой, а здесь и в правду что - то есть. Карточки с вопросами! (Беру первую карточку) Послушайте и помогите мне ответить на вопрос :

    «Это слово каждый знает

    Ни за что не променяет!

    К цифре «семь » добавлю Я

    Что получится…»

    Дети : (ответы детей)

    Воспитатель : Правильно – это семья ! (мама, папа, братишка, бабушка и т. д.)

    А какие бывают семьи ? (ответы детей)

    Что объединяет членов семьи ? (ответы детей)

    Как нужно жить в семье ? (ответы детей)

    У каждого в семье есть дорогие и родные люди.

    Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме и папе, бабушке и дедушке, о сестренке - какие они?

    Дидактическая игра «Подбери признаки» :

    Мама какая? – (ответы детей)

    Папа какой? –(ответы детей)

    Бабушка какая? – (ответы детей)

    Дедушка какой? – (ответы детей)

    Сестра какая? –(ответы детей)

    Брат какой? -(ответы детей)

    Воспитатель : Молодцы ребята! Присядьте на коврик.

    А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? (ответы детей) Давайте проверим.

    Игра «Назови родственников»

    Мальчик для папы и мамы кто?

    Мальчик для дедушки и бабушки кто?

    Девочка для мамы и папы кто?

    Девочка для дедушки и бабушки кто?

    Папа для бабушки и дедушки кто?

    Мама для бабушки и дедушки кто?

    Мальчик для девочки в семье кто ?

    Девочка для мальчика в семье кто ?

    Воспитатель : Молодцы, как вы дружно отвечаете на вопросы! Ну что, а теперь следующая карточка : нужно определить, кто из этих людей не является родственником? Попробуем определить? (ответы детей)

    Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

    Мама, соседка, бабушка, сестра

    Бабушка, подруга, сестра, мама

    Сестра, продавец, бабушка, брат

    Дворник, папа, брат, дедушка.

    Дедушка, папа, водитель, отец.

    (ответы детей)

    Воспитатель : Да, семья это самые родные вам люди. Это самое дорогое, что у вас есть. Эти люди любят вас, заботятся о вас. Ребята, давайте встанем в круг и вместе расскажем стихотворение, которое недавно стали разучивать :

    «Семья – это счастье , любовь и удача!

    Семья – это летом поездки на дачу,

    Семья – это праздник , семейные даты.

    Семья – это труд , друг о друге забота,

    Семья – это много домашней работы.

    Семья – это важно !

    Семья – это сложно !

    Но счастливо жить одному не возможно!»

    Воспитатель : Молодцы ребята! Присаживайтесь на коврик. Беру ещё одну карточку, что в ней? (воспитатель зачитывает задание)

    Ребята, расскажите– как вы проводите свободное время со своей семьёй (рассказы детей)

    Воспитатель : Какие вы молодцы! Как интересно проходит у вас время с родными!

    А теперь, подойдите пожалуйста ближе ко мне, поиграем.

    Физкульт минутка : «Семья »

    Раз, два, три, четыре

    (хлопки в ладоши)

    Кто живет у нас в квартире?

    (повороты в стороны с подниманием плеч)

    Раз, два, три, четыре, пять

    (Хлопки в ладоши)

    (указательным пальцем пересчитывают)

    Папа, мама, брат, сестренка,

    Кошка Мурка, два котенка,

    Мой щегол, сверчок и я-

    Вот и вся наша семья !

    (загибают поочередно пальцы на руке)

    Воспитатель : Вот видите, ребята, сколько много родственников существует на свете. И, чтобы никого не забыть из родственников и лучше во всем разобраться люди придумали, что? Фотоальбом. (показываю альбом)

    «Есть в доме любом семейный альбом,

    Как в зеркале, мы отражаемся в нём.

    Пускай, не всегда мы красивы,

    Зато эти фото правдивы.»

    А ещё, семья похожа на большое дерево. Как дерево - она мощная и сильная! Семья как и дерево растет – появляются новые веточки и новые листочки, это дети, которые тянутся к солнышку, потому что любят тепло и ласку.

    Такое дерево люди сравнивали с большой семьей и располагали всех родственников, о которых помнят.

    Воспитатель : Вот и четвёртая карточка - «Моя родословная»

    Посмотрите, что ещё лежит в коробочке? (показываю «генеалогическое дерево» )

    Это не простое дерево. Это дерево семьи . На нём изображают всех своих родственников. Искорка, наверное, хочет научить нас как правильно это делать. Давайте рассмотрим его : какой величины веточки вверху, а какой величины – внизу? Вверху- маленькие, тонкие. А внизу – большие, толстые. (дети рассматривают веточки дерева и отвечают)

    Дети, сегодня каждый из вас может его сделать сам. Посмотрите у нас есть деревья изображенные на бумаге, давайте представим, что это генеалогическое дерево. Только вместо фотографий мы возьмем вот такие сердечки.

    Они разной величины и разного цвета. Самых старших бабушек и дедушек мы изобразим большого размера. Мамы и папы – это средние сердечки. И наконец, вы детки –сердечки маленького размера. С размерами разобрались. А какого цвета сердечки? Да, синего и красного. Синие сердечки будут дедушки, папы и мальчики. А красного – бабушки, мамы и девочки.

    Приступим, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

    «Моя семья »

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка,

    Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья !

    А теперь приступаем к работе. (после работы)

    «Будьте все вместе, любовь берегите,

    Хочу, чтоб про вас говорили друзья :

    Какая хорошая ваша семья

    Ребята, я хочу, чтобы вы что - то хорошее и доброе пожелали своей семье . (дети говорят свои пожелания для семьи ) .

    Воспитатель : Я тоже желаю, чтобы в вашей семье всегда были мир , дружба, уважение, любовь друг к другу.

    Вот и выполнено последнее задание. Наше путешествие подошло к концу и нам пора отправляться в детский сад. Возьмитесь за руки, закройте глаза и произнесём волшебные слова :

    «Раз - мы низко приседаем,

    Два - мы глазки закрываем,

    Три - попробуем мы встать,

    Глазки надо открывать!»

    Воспитатель : Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие. Так что же такое «Семейный очаг» (ответы детей)

    На этом наше занятие окончено , вы сегодня были все молодцы! Так хорошо отвечали на вопросы!


    Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»

    Цель:

    Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

    Задачи:

    1. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.
    2. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
    3. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
    4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

    Предварительная работа:

    1. Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
    2. Рассматривание семейных фотографий.
    3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
    4. Закрепление знаний пословиц о семье.
    5. Чтение стихов и рассказов о семье.

    Материал:

    Семейные фотографии, карточки солнышка и тучки.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ?

    2. Основная часть

    Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»

    Дети : Имя.

    Воспитател ь: Чем отличаются люди из разных семей?

    Дети : Фамилией.

    Воспитатель : Ребята, кто сможет представиться? (Ответы 2 – 3 детей .)

    Дети: Меня зовут…, моя фамилия….

    Воспитатель : Благодарю вас.

    Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

    Дети : Семья.

    Воспитатель : Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель : Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.

    Мама с папой - моя родня,

    Нет роднее родни у меня,

    И сестренка родня и братишка,

    И щенок лопоухий Тишка.

    Я родных своих очень люблю,

    Скоро всем им подарки куплю.

    Папе будет моторная лодка,

    Маме в кухню – волшебная щетка,

    Молоток настоящий братишке,

    Мяч сестренке, конфетка – Тишке.

    А ещё есть друг у меня,

    Друг Серега мне тоже родня.

    Я к нему прибегаю с утра.

    Без него мне игра не игра.

    Все секреты ему говорю,

    Все на свете ему подарю.

    Воспитатель : Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей.)

    Воспитатель : Друг Сережа, он член семьи?
    Дети : Нет, он не член семьи и не родственник.

    Воспитатель : Кем он приходится герою стихотворения?

    Дети : Он приходится другом.

    Воспитатель : Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

    Воспитатель : Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?

    Дети : Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.

    Воспитател ь: Все ли семьи одинаковые или разные?

    Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

    Воспитатель : Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.

    Воспитатель: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.

    Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

    /пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

    Кто приехал? /большими пальцами/

    Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

    Мама, мама, это ты? /большими пальцами/

    Да, да, да /указательными пальцами/

    Папа, папа, это ты? /большими пальцами/

    Да, да, да /средними пальцами/

    Братец, братец, это ты? /большими пальцами/

    Да, да, да /безымянными пальцами/

    Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/

    Да, да, да /мизинцами

    Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/

    Да, да, да. /всеми пальцами/

    Воспитатель : А сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем…

    1. “Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

    Низко небо серое над крышами висит.

    А в доме чистота, уют.

    У нас своя погода тут.

    Улыбнётся … ясно и тепло.

    Вот уже и солнышко в комнате взошло.”

    Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама.

    Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная,

    ласковая, внимательная…)

    2. Кто не в шутку, а всерьёз

    Нас забить научит гвоздь?

    Кто научит смелым быть? Правильно, папа.

    Кем вы приходитесь папе?

    Дети: Сыном, дочкой.

    Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа? (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый…)

    3. Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки, у любимой…

    Правильно: бабушки.

    А какими ласковыми словами вас называет бабушка?

    4. Он трудился не от скуки,

    У него в мозолях руки,

    А теперь он стар и сед,

    Мой родной, любимый... (дед)

    А кем вы приходитесь своему дедушке?

    Дети: Внуком, внучкой.

    5. Кто любит и меня и братца,

    Но больше любит наряжаться?

    Очень модная девчонка

    Моя младшая… (сестрёнка)

    Кем вы приходитесь сестре?

    Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями.

    Воспитатель : - Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким? (Ответы детей).

    Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).

    Д/и «Радость и печаль»

    Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.

    Нарисовали красивую картину;

    Подрались с другом;

    Съели манную кашу;

    Убрали игрушки на место;

    Порвали книгу;

    На прогулке замарали куртку;

    Разбили чашку;

    Уступили место в автобусе бабушке;

    Помогли маме с уборкой;

    Отыскали потерянные бабушкой очки;

    Разбили чашку;

    Помогли маме с уборкой…

    Воспитатель: Сегодня у нас открыта выставка фотографий, на которых многие из вас сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.

    (Рассказывают 2 – 3 ребенка: кто изображен на рисунке; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)

    Воспитатель : Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете?

    Дети : Радость, хорошее настроение, любовь.

    Воспитатель: Почему?

    Дети : Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.

    Воспитатель: Верно, ребята, дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:

    «Не нужен клад, коли в семье лад».

    «Семьей дорожить – счастливым быть».

    «Вся семья вместе и душа на месте».

    «При солнышке тепло, при матери добро».

    «В хорошей семье хорошие дети растут».

    «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»

    «В семье и каша гуще».

    «В своем доме и стены помогают».

    3. Итог занятия

    Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

    Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.

    Дети: Семья – это счастье, любовь и удача.

    Семья – это летом поездки на дачу.

    Семья – это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты,

    Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

    Мечты о хорошем, волненье и трепет.

    Семья – это труд, друг о друге забота.

    Семья – это много домашней работы.

    Семья – это важно! Семья – это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно,

    Всегда будьте вместе, любовь берегите,

    Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

    Какая хорошая ваша семья!

    Воспитатель:

    Ребята!

    Любите и цените счастье!

    Оно рождается в семье,

    Что может быть его дороже?

    На этой сказочной земле.


    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх