Модный хаос XXI столетия. Значимые моменты в истории моды начала XXI века

Современная мода в нашем мире, как никогда ярко характеризует положение человека в обществе и его образ жизни. В разные времена понятие красоты и стиля отражали в себе дух эпохи, её приоритеты и ценности. Мода XXI века включает в себя самые разнообразные стили и течения и является гораздо более демократичной, в отличие от моды прошлых столетий.

У сегодняшних модников и модниц есть возможность выбирать тренды и стили на свой вкус, с учётом личных особенностей. Разобраться в предлагаемом разнообразии достаточно просто, ведь современные течения в одежде, это наследники стилей прошлых лет. Углубляться в детальное изучение истории развития костюма необязательно. Достаточно общих, основополагающих принципов моды XX века и современности.

Начало XX века – модерн . Женщины избавляются от корсетов и заменяют их на белье с жёсткими вставками. Искажение естественного силуэта и деформация внутренних органов уходит в прошлое. Становятся популярными этнические мотивы, а также парча и шёлк, считающиеся экзотическими тканями. Платье в пол становится короче на несколько сантиметров. Теперь оно доходит до щиколоток. Завышенная талия, откровенные разрезы и декольте дают женщине новые формы самовыражения.

А вот двадцатые годы запомнились мальчишеским силуэтом. Для этого грудь бинтовалась для визуального уменьшения в размере. И вместе с этим яркий макияж восполняющий недостаток женственности, нити жемчуга, достигающие двух метров в длину и загар, для более эффектного отражения украшений.

Юбки становятся короче. Появляется легенда XX века — чёрное платье от Шанель. Подражание древнему Египту выражается в зауженных платьях, подводке для глаз, графичном каре.



К 30-м годам приходит усталость от вызывающих образов. Мужчины любуются рукавами-фонариками и крылышками. Для подчёркивания стройности фигуры используется крой по косой. С годами силуэт становится всё строже, результат влияния Великой депрессии.



Сороковые годы – промышленность работает на военные нужды. Женщинам не до кокетства. С нарядов исчезает все драпировки, декоры. Дефицит тканей диктует свои правила. Позднее, по окончании войны, вынужденный аскетизм женщины заменят бантами и активным подчёркиванием талии по Кристиану Диору.



Шестидесятые – это абсолютный минимализм. Мини-юбка, кожаные сапоги, не редко даже в тёплое время года, чёткие геометрические линии, строгий силуэт.



И снова взрыв. Семидесятые – время хиппи. Фольклор, этника, диско-стиль, панк-направление. Вызывающие брюки клёш, платья в виде рубах, пончо.






Массовое занятие аэробикой повлияло на стиль восьмидесятых . Теперь девушки предпочитают туфелькам кроссовки, брюкам леггинсы, спортивный стиль окрашен в яркие неоновые цвета.

Девяностые годы выступили с отказом от натурального меха. Забота об окружающей среде гармонирует с такими стилями, как унисекс и гранж. Главное – удобство и практичность.



Новый век принёс в мир моды абсолютную свободу выбора. Множество трендов способны удовлетворить любое желание даже самой капризной модницы. Никаких канонов. Можно полностью утонуть в многослойном наряде, а можно продемонстрировать окружающим всю красоту своего тела. Создавая собственный стиль, женщины XXI века ценят качество кроя и ткани. Фантазия не знает границ. Сегодня, прогуливаясь по улицам города можно встретить винтаж и рядом гламур, свэнг и этно-стиль, парочку в стиле унисекс и молодёжь, поддерживающих милитари. Футуризм, эклектика, романтический стиль и достойный минимализм, всё это позволяет сегодня пробовать, искать и находить абсолютную гармонию внешнего проявления и внутреннего содержания.

Самым ярким примером моды и вкусов, которые сопровождали нас с начала 20го века, является ролик в 100 секунд, где на ярких примерах показано развитие фэшн-индустрии.

XXI век. Вновь вышедшее обновления смартфонов становятся неактуальными в одночасье: грядет выход еще одной, улучшенной версии. Век множества ценностей. Или отсутствия их?

А что же говорить о моде?

По классификации историка моды Джеймса Лавера , составленной еще в 30-е года XX века, через год после того, как вещь перестала отражать дух своего времени, а по-другому, перестала быть хитом, она становится не модной . Через 10 лет – уродливой . Через 50 – вещь вновь заслуживает внимания, здесь она причудливая , а через полтора века – безусловно прекрасная .

Есть и другая классификация, по которой через 20 лет вещь вновь становится модной. Так, в 90-х возвращались 70-е, а в 10-х годах 21 века – 90е.

Однако, стоит признаться, что все гораздо сложнее: новых правил еще нет, а старые уже неактуальны. Примером этого являются течения в известнейших модных домах.

Balenciaga 2016

Пародокс №1.

ДНК Dior – высокая мода, женственность, дозволенная только аристократам. Герои Dior – независимые личности. В коллекциях – всегда присутствует гендер, и гендер этот (не удивляйтесь) – мужской.

Мужской взгляд на женщину, так скажем, коллекции для мужчин .

Что же стало, когда на роль дизайнера дома пришел Maria Grazia Chiur ? Он создает новый взгляд на диоровский new look , феминистический от А до Я.

Пардокс №2.

Balenciaga – символ изысканности и перфекционизма архитектуры и формы. Однако с приходом Демны Гвасалии перфекционизм формы нарушается, деконструируется.

Пародокс №3.

Дизайнер марки Lois Vuitton – Chesquiere – что ни на есть футурист. Его стремление – показать будущее человечества языком моды. Для марки его подход является революцией, т.к. Lois Vuitton – символ наследия прошлого.

Как относиться к этому? Как к отходу от ДНК марки либо к революционной идее?


Balenciaga 1954

На открытой лекции Данило Вентури , директора института Полимода, на площадке ArtBasement ТЦ Цветного, обсуждался как раз этот вопрос.

Ответ: революция.

Так, возвращаясь к Balenciaga, если посмотреть со стороны формы, то Демна по определению видоизменил облик марки. Однако, если мы начнем рассматривать этот вопрос с эскиза на холсте бумаге, то изменений Гвасалия никаких не привнес.

Начнем с пропорций: представим тело, которое носит одежду. Тело есть холст (первым, провозгласившим тело холстом, была Сэнди Бэй в конкурсе Фантазия Моды; для нее тело – холст для самых необычных и оригинальных одежд). Тело как монета, ее можно рассматривать с двух сторон, и если мы деконструируем нашу монету, по сути, мы не вносим в нее никаких изменений, так как один и тот же объект – Тело – является отправной точкой нашего пути. Грубо говоря, мы просто перевернули монету.

И если мы говорим о моде – мы говорим о постоянных изменениях. Мы всегда переворачиваем монеты.

Однако самым большим толчком для постоянных изменений служит эффект глобализации. Именно этот процесс изменил наше понимание и представление о всех вещах окружающего нас мира, в т.ч. мира искусства и моды.

The Row

Парадокс. Хаос. Революция . Вот три термина, которые сегодня являются двигателями всех процессов в мире искусства, и не только.

Должно признать, что причиной этого хаоса – общество.

Мода – есть отражение социальных процессов.

Сейчас как никогда раньше люди готовы покупать, мода стала доступной, поэтому определяющими во всем этом хаосе становятся не тенденции, а вкус, не мода, а одежда. Каждый рассказывает нам свою историю, и марки выбирает раз и навсегда. В этом есть тоже свой хаос: одежда не просто говорит о том, кто вы есть, но и позволяет сыграть другого персонажа, побыть кем-то иным.

Менять образы – весело, оставаться собой – бесценно.

И вспомним красноречивое выражение Хайди Клум: Today you in, tomorrow you out .

Часть историков также считает,что курение вошло в моду среди эмансипированных дам. Да это так. Но я наткнулась на статью, в которой отражена мысль о том, что для того,чтобы повысить продажи на табачную продукцию, и расширить количество потребителей нужно было придумать ход по привлечению женщин в курильщики. Таким образом была разработана стратегия,отражающая сигарету, как исключительно мужской атрибут. А вторым направлением было создание карикатур в которых сигареты изображались,(простите) как фаллос.
Было ли это хорошо, или плохо,то сказать не могу, так как история не знает сослагательного наклонения. Но есть мнение,что именно борьба женщин за права в какой-то мере привела к тому, что в обиход вошло выражение: "Мужики то перевелись....", так как "слабая половина" человечества смогла социолизироваться в большей степени: работать и занимать должности ранее недоступные, зарабатывать, строить карьеру..... Ладно бы мужчины, но ведь и по основам брака и семейного очага был нанесён удар. Всё что строилось веками,начиная с общественно-родового строя было растроено за 100-200 лет: разделение на кормильца семьи и хранительницу очага.
Что же касается развития современной моды и в целом 21 века. Мне одной кажется,что проникновение секса во все степени культуры, естественно отражаются и на одежде. Сугубо лишь обратив внимание на клипы, фильмы, показы домов моды,складывается ощущение,что женский наряд становится всё более эротичным и открытым. Будет ли 21 век продолжать тенденции конца 20 в., т.е распространение демократии и свобод, индивидуализма. Если "да", то вполне можно ожидать,что тенденции совмещать несовместимое продолжаться. Каждому хочется выглядить и модно, и индивидуально, как не парадоксально.

Однозначно, развитие телефонных аппаратов и гаджетов приведёт к появлению одежды наиболее приспособленной к их использованию, как в деловом,так и повседневном стиле.

Большую роль будет играть представление об идеально женской красоте. Помните, сравнтельно недавно в моде было представление о крайне худом теле (Кейт Мосс), а сейчас???
Как вы думаете, будущее моды оргинично будет развиваться или же нам всё навязывают? Поделитесь своим мнением, буду очень рада.

Константин Богомолов ,

имидж-дизайнер и аналитик моды,

руководитель Bogomolov’ Image School,

Рига, Латвия

www.bogomolov.lv

МОДА XXI ВЕКА: РАВНЕНИЕ НА ИМИДЖ

Стильный имидж - это роскошь или жизненная необходимость? Очередная спекуляция на модной терминологии или насущная реальность времени? Почему мы раньше обходились без этого слова, а сегодня на нем построена вся индустрия моды?

На эти вопросы отвечает известный стилист и аналитик моды Константин Богомолов, руководитель студии Bogomolov’ Image School, которая на сегодняшний день дает самую серьезную в Прибалтике и СНГ профессиональную подготовку по теории и практике имидж-дизайна.

От диктатуры к анархии

Проблема внешнего вида существовала у человечества всегда, как и вопрос «Что сегодня в моде?» Он волнует людей уже две тысячи лет со времен Римской империи, но ответ каждый раз звучит по-другому.

Полвека назад ответ на этот вопрос сводился к четким рекомендациям о длине юбки, двух-трех модных силуэтах, цветовой гамме и фактуре ткани, высоте каблука, модной прическе и цвете губной помады. То есть мода тогда определялась конкретным перечнем модных форм. ФОРМА - это первый, низший уровень отношения к моде, который до 1970-х годов был для человечества практически единственным. Других критериев оценки внешнего облика просто не существовало, а лучший комплимент в адрес внешности звучал приблизительно так: «У вас хороший портной! У вас хороший парикмахер!»

Хорошим парикмахером был тот, кто вовремя узнавал последнюю тенденцию из Парижа и быстрее других успевал воплотить ее на волосах своих клиентов. И ему не надо было беспокоиться о том, подойдет ли новая прическа к новому платью клиентки. Обязательно подойдет! Если, конечно, она успела заказать новое платье у хорошего портного. Разбираться в моде означало лишь одно: знать последние новости из Парижа - о модном покрое, модной длине, модном цвете, модной прическе...

Модная форма была не просто красивой картинкой в журнале, но диктатурой, которой должны были подчиняться все. Альтернативы не существовало. Зато мода представляла собой нечто четкое и понятное.

А какие формы, линии, цвета в моде сегодня? Самый исчерпывающий ответ: в моде всё! Или другой вариант ответа: в моде то, что тебе подходит. Правда, для некоторых людей, к сожалению, понимание моды на уровне формы и сегодня остается единственно возможным. Поэтому их и бросает из стороны в сторону под воздействием советов многочисленных дамских журналов вроде следующего: «Если у вас есть мини-юбка - выбросьте ее! В этом сезоне самая модная длина - миди». Воспринимать подобный призыв следует исключительно как коммерческое предложение. То есть, нас уговаривают купить еще что-то новенькое к тому, что уже есть. Ибо все многообразие современных форм - лишь варианты для выбора.

А диапазон доступных форм сегодня огромен. В начале нового века мы вспомнили все, что было создано человечеством за последние лет 100. Исключение составляют лишь несколько конкретных форм 15-летней давности, которые пока кажутся нам старомодными. Но и они вот-вот вернутся уже в качестве авангарда.

Право на индивидуальность

Конечно, современная вседозволенность форм наступила не в один день. За это мы должны благодарить уличные стилевые племена, самыми известными из которых были хиппи. Именно они пробили брешь в безальтернативности моды и отвоевали право на индивидуальность. Тогда, в 50-60-е годы наряду с официальной появляется уличная мода, или антимода, как ее пренебрежительно называли газеты. У людей впервые появилась возможность выбора стиля, который тогда был равносилен выбору одной из двух сторон баррикад.

Но модная индустрия быстро использовала эту ситуацию в своих целях, сделав понятие «стиль» главной категорией моды 70-х. Итак, вторым, более высоким уровнем отношения человечества к моде становится СТИЛЬ, представляющий собой гармоничную совокупность нескольких конкретных форм.

На смену издававшимся большими тиражами книгам по шитью с выкройками и фасонами приходят издания, демонстрирующие модные стили. Главными производителями продуктов моды вместо ателье индивидуального пошива становятся фирмы готовой одежды, а парижские дизайнеры предпочитают называть себя стилистами, а не кутюрье. Да и популярный комплимент теперь звучал по-другому: «У вас хороший стиль!» Одеваться со вкусом означало уметь сочетать вещи, выдерживая стиль. Эклектика, то есть смешение стилей, считалась синонимом безвкусицы и была также недопустима, как и старомодность самого стиля.

Если раньше надо было угнаться за модной формой, то теперь - уследить за сменой модных стилей. В обиходе появляются понятия классический стиль, романтический, фольклорный, джинсовый, спортивный. Как ранее формы, так теперь стили принялись входить и выходить из моды, сменяя друг друга.

Какие же стили в моде сейчас? Можно ответить одним словом - все! Да, с ними произошло то же, что и с модной формой. Мы вернули в пользование все стили, которые когда-либо появлялись: от минимализма до гламура, от фолка до афро, от хиппи до рейва, а также любые ретро-стилизации от викторианской эпохи до 1980-х.

Мне удалось насчитать около сотни стилей и мотивов, используемых современной модой. Какие-то из них приобретают бόльшую коммерческую остроту в том или ином сезоне, какие-то ненадолго уходят в тень, но все они живы и актуальны сегодня. Но главное - канули в прошлое представления 70-х о необходимости чистоты и выдержанности стиля. Всё можно смешивать со всем. Вариантов - тысячи, а точных рецептов нет.

Модный имидж

Итак, борьба за возможность альтернативы, начатая хиппи 40 лет назад, завершилась. Вместо четких директив от сезона к сезону - полная вседозволенность и право на индивидуальность. К началу XXI века мы обнаружили, что в моде любой стиль, любая длина, любая прическа. И все это не ново, все это когда-то уже было. Все это вернулось, предоставив нам свободу выбора и утратив при этом роль четких ориентиров.

Но добившись свободы, мы с ужасом назвали ее хаосом, оказавшись растерянными перед проблемой выбора из такого широкого диапазона.

В действительности то, что мы поспешили назвать хаосом, означало переход к новому порядку. К 1990-ым годам мы доросли до третьего, высшего уровня в отношении к моде, и главной ее категорией стало понятие ИМИДЖ. Это слово, в переводе с английского означающее «образ», мы позаимствовали из театра и литературы, сделав его самым популярным термином моды наших дней.

«У вас стильный имидж!» - говорим мы сегодня, желая сделать кому-нибудь комплимент. Но это не просто мода на красивое словосочетание. Имидж в отличие от стиля всегда неповторим. Ведь он включает в себя не только одежду, прическу и макияж, но и самого человека - его внешность, походку, голос и манеру себя вести, его социальный статус и отношение к жизни.

Все многообразие современных форм и стилей - сегодня лишь варианты для выбора. А критерием этого выбора должна служить не актуальность и «трендовость» самой вещи и даже не чистота и выдержанность стиля, но только лишь гармония твоего собственного имиджа. Отвечая на вечный вопрос «Что сегодня в моде?», мы говорим: в моде индивидуальность, в моде то, что тебе подходит, в моде ты сам.

Так что же такое имидж? Какие компоненты в него входят? Об этом читайте в следующей статье.

Третий семинар Константина Богомолова в Иркутске состоится в начале октября и будет посвящен профессиональному дизайну имиджа и работе с частным клиентом.

В программе семинара:

· Основы профессии имиджмейкера и стилиста, понятия и терминология.

· Психология имидж-дизайна. Анализ психологической мотивации клиента.

· Секреты оптических иллюзий. Приемы визуальной коррекции внешности клиента с помощью одежды, прически и макияжа.

· Технология имидж-дизайна. Последовательность работы стилиста: от знакомства с клиентом до эффектного преображения его имиджа.

· Организационные приемы и know how. Расчет стоимости услуг.

· Искусство шопинга. Основы профессии shoper.

· Формирование стильного гардероба клиента. Сезонная ревизия, пополнение и смена гардероба.

· Правила этикета в одежде и дресс-коды. Подбор формального гардероба для светских приемов.

В семинаре используется большое количество визуальных материалов.

Продолжительность семинара - 3 дня по 6 академических часов.

Стоимость семинара - 6800 руб.

По окончании семинара выдается сертификат Bogomolov’ Image School.

Внимание! Количество участников семинара ограничено.

Предварительную заявку на участие в семинаре можно оформить .

Официальный представитель Bogomolov’ Image School в Иркутске.

Слова «тенденции» и «тренд» сегодня знает даже школьник. Особенно актуальными данные слова становятся в начале каждого сезона, в период, когда многих заядлых модников начинает лихорадить: что же этакого именитые кутюрье придумают на этот раз?

И здесь даже не совсем понятно, кто более зависим от моды — дизайнеры, диктующие ее правила и каноны, или люди, стремящиеся всегда быть в тренде и регулярно обновляющие своей гардероб.

Мода начала XXI века абсолютная непредсказуема и даже самый опытный дизайнер не рискнет назвать доминантное стилистическое решение, вариаций масса: глэм-рок, гранж, фолк, sexy и даже «шестидесятые» — словом, полное отсутствие единой тенденции.

А вот о XX веке такого сказать нельзя, потому что там для каждого десятилетия был избран четкий стиль, цветовая гамма и, что примечательно, высота каблука для обуви.

Стилистические каноны тех времен, в отличие от тенденций моды 2015- 2016 годов, имели четкую социальную подоплеку. А именитые кутюрье — Кристиан Диор, Ив Сен Лоран, Джанни Версаче — прославились именно благодаря своему безошибочному умению чувствовать социальные тяготения и воплощать их в реальные образы.

Так, в 40-е военные годы, женщины стремились подчеркнуть мужественность и отвагу нарядами Х-образной формы — широкие плечи, широкие бедра — демонстрировали вполне уместные и просто необходимые силовые качества. Прошла война, и женщины снова захотели быть хрупкими, нежными созданиями. Им на помощь пришла форма нарядов «песочные часы» и очень женственные туалеты от Кристиана Диора.

Еще одна характерная черта той эпохи — понятия «модный» и «немодный» были четко разграничены, и каждый имел ясное представление, какой элемент в его гардеробе может стать поводом для насмешек. Какие платья!

Миром правят хиппи, и, следовательно, в моде:

  • джинсы клеш;
  • колоритные этнические принты;
  • пацифистская символика.

В 80-х годах моду начинают воспринимать как продукт, продукт популярный и необходимый широкому кругу людей, а не только элите общества.

В годы реализации бешеных темпов производства мода становится индустрией, в которой основной акцент был сделан на скорость и новизну. Четко можно сказать, что именно с этого момента от дизайнеров начали ожидать какого-либо инновационного подхода к каждому новому сезону.

Сегодня появилась и стала очень популярной новая профессия — трендхантер, или кулхантер. Кто это такой? Это тот, кто в 2014 уже четко знает все тенденции моды 2015- 2016 годов.

Это социолог, разведчик и креативщик в одном лице. Обладая обостренной интуицией, он много читает профильной литературы, знакомится с людьми, причем, из совершенно разных социальных групп, много путешествует и часто вынужден подслушивать чужие беседы.

Он обобщает полученную информацию, вычленяет свежие, нетривиальные идеи — и, вуа-ля, модная тенденция будущего сезона уже существует. Важный нюанс: стать профессионалом в этой сфере крайне сложно, потому что нужно не только отыскать интересную идею и предложить ее в разработку, она должна прийтись по вкусу широкой публике, должна хорошо продаваться и приносить прибыль!

Трендхантеры и трендсеттеры

Самое пристальное внимание трендхантеров сосредоточено на трендсеттерах — людях, которые постоянно экспериментируют со своей внешностью, любят все новое и необычное. Во многом такая мода — это мода простых людей с улицы, реже это могут быть звезды кино или музыки. Раньше все было иначе: именно звезды диктовали моду, а простые обыватели слепо следовали их образу.

Например, то же повальное увлечение белыми локонами, как у Мерелин Монро, или короткой стрижкой и густо накрашенными ресницами, как у миниатюрной модели Твиггги. Сегодня же кутюрье, курируя гардеробы топовых звезд, сами и изменили эту ситуацию. Звезды щеголяют в их нарядах на красной дорожке, а люди продолжают поиск подходящего им образа самостоятельно.

Идеальное место «охоты» — это улицы крупных городов и страницы модных блогов. Именно из последних в мир пришла бешеная мода на сапоги с открытыми носами, которые ведущие дизайнеры представили на подиумах в бесчисленном количестве вариаций.

После всех своих мытарств и путешествий трендхантер отправляет в бюро прогнозов свой отчет. Там все данные систематизируют и тщательно анализируют для выдачи ежесезонного прогноза — трендбука на два предстоящих года.

Эта книга представляет собой собрание фотографий, эскизов, зарисовок, образцов тканей и декора. Наиболее удачной реализацией трендбука считается выпуск аромата Happy компанией Clinique в 2000-х годах. Тогда все эксперты сошлись во мнении, что все скомпонованные трендбуки демонстрируют жажду человечества стать счастливее.

Компания Clinique очень быстро сориентировалась, и на рекламных плакатах своей продукции представила хохочущую, беззаботную рыжеволосую модель Карен Элсон. Промоакция оказалась настолько удачной, что компания и по сей день успешно выпускает новые версии этого парфюма.

Инициативу компании быстро переняли и другие модные отрасли, все как один решили, что модели в журналах и рекламе должны демонстрировать тепло и счастье, а не королевское равнодушие и отчуждение.

Много непонятного и хаотичного в нашем веке, но одно можно сказать точно — мода у нас очень разноплановая, она дает каждому человеку возможность воплотить в жизнь свой образ, свое видение того, что считается актуальным.

И сколько бы трендхантеры ни подслушивали разговоры людей, ни читали умных книг и ни разглядывали гламурных журналов, на улице всегда останется место индивидуальности, непохожести и полному безразличию к модным прогнозам.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх