Подвижные и спортивные игры как средство развития координационных способностей у дошкольников с нарушением слуха. Методическая разработка "развитие координационных способностей у младших школьников средствами подвижных игр"

воспитатель Михальчук Марина Николаевна Калуга 2017 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство» «Центр развития ребенка» города Калуги необособленное структурное подразделение «Мозаика»

Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту, физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящему ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) , формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Именно поэтому данная тема является актуальной на сегодняшний день.

Данная тема направлена на здоровьесбережение в дошкольном учреждении. Развивает скоростные, координационные, силовые качества дошколят. Развивает мотивацию собственной деятельности через освоение физических упражнений, через подвижные игры, спортивные соревнования.

Форма проведения подвижных игр, спортивных развлечений, соревнований способствует физическому и нравственному совершенствованию, развивает интерес к физической культуре и спорту. Формирует коммуникабельность, толерантность, здоровый образ жизни (ЗОЖ) .

Данная тема поможет дошкольникам творчески использовать свои знания, получить новую, дополнительную информацию на более глубоком, практическом уровне в интеграции с другими темами. В отличии от методик, применяемых на занятиях по физической культуре, дети будут изучать литературу, делать сравнительный анализ, исследования, интегрировать знания других видов спорта.

Данная тема поможет детям и их родителям определить профиль дальнейшего обучения в спортивных секциях. Совместные мероприятия сплотят их. Появится интерес к жизни группы, детского дошкольного учреждения.

Мотивирует детей на успех, формирует в ребенке лидерские качества.

Подвижные игры.

Статистика красноречива: около 44% российских дошкольников страдают от различных хронических заболеваний, 20% воспитанников старших групп имеют повышенное артериальное давление, более 60%- нарушение осанки. Во многих регионах России зафиксировано ухудшение здоровья детей и подростков, в том числе и нашей Калужской области.

При наборе детей, как правило, с первой группой здоровья обучающихся больше, чем со второй и третьей. К первой группе относятся те дети, которые имеют высокий уровень работоспособности и физического развития. Отличаются высокой сопротивляемостью организма к внешним факторам, имеют социальную удовлетворенность и благополучие в семье. Если эти признаки отсутствуют, то ребенок заболевает, и чаще болезнь приобретает хронический характер. А лечению болезней помогают не только врачи, но и регулярные занятия физической культурой и спортом, в частности подвижными играми.

Для привлечения дошкольников использую подвижные игры с упражнениями из игровых видов спорта.

Нельзя игнорировать и отдельные особенности развития детей на разных возрастных этапах, таких как память, устойчивое внимание. Поэтому чаще используется соревновательно - игровой метод.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно образное мышление, по мере взросления осуществляется переход к словесно - логическому, которое совершенствуется. Способность более активно выполнять упражнения за счет мышечных усилий проявляется у дошкольников шести лет.

Развитие скорости - обязательная составляющая любой игры.

В подвижных играх свои особенности: здесь очень важно научить ребенка менять направление скорости в минимальный отрезок времени. И здесь надо иметь в виду, что самое высокое развитие скоростных данных приходится на 6-7 лет. Примерно в тот же период повышается работоспособность мышц, позволяющих тренировать выносливость.

Среди самых распространенных заболеваний значится – сколиоз – тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. Сколиоз ухудшает функции органов, расположенных в грудной клетке и брюшной полости, еще в большей степени, чем дефекты осанки. Искривление позвоночника, деформация ребер смещают внутренние органы и затрудняют их работу.

Во всех тематических публикациях указано, что больным сколиозом спорт противопоказан. Я с этим категорически не согласна и считаю, что, пока рост позвонков и формирование позвоночника в целом еще не завершены, регулярные занятия спортом и частности подвижными играми, с комплексом правильно подобранных упражнений исправляют сколиоз первой степени.

При подборе упражнений моими задачами являлись:

  1. Создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела (прежде всего развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц туловища, выработка мышечного корсета)
  2. Стабилизация сколиотического процесса, а на ранних его стадиях – исправление в возможных пределах имеющегося дефекта.
  3. Формирование и закрепление навыков правильной осанки.
  4. Нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма (дыхательной, сердечно - сосудистой и т.д.)
  5. Повышение неспецифических защитных сил организма.

Для решения этих задач я использовала упражнения для мышц спины и брюшного пресса преимущественно в положении разгрузки позвоночного столба. Это не только позволяет увеличить силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса в наиболее выгодных условиях, но и закрепить максимальную коррекцию, достигнутую в горизонтальном положении.

Также очень важна для создания физиологических предпосылок восстановления правильного положения тела тренировка поясничных мышц и мышц ягодичного отдела.

В комплекс были включены два вида упражнений:

  • Симметричные – упражнения, при которых сохраняется срединное положение позвоночного столба. Их корректирующий эффект связан с неодинаковым напряжением мышц при попытке сохранить симметричное положение частей тела при сколиозе: мышцы на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, а на стороне вогнутости несколько растягиваются. Мышечная тяга с обеих сторон постепенно выравнивается, устраняется ее асимметрия, частично ослабевает и поддается обратному развитию мышечная контрактура на основе вогнутости сколиотической дуги;
  • Ассиметричные - позволяют сконцентрировать их лечебные действия на данном участке позвоночного столба (отведение ноги в сторону выпуклости дуги сколиоза меняется положение таза и дуга уменьшается) при поднятой руке со стороны вогнутости дуги она становится меньше за счет изменения положения пояса верхних конечностей.

Производятся специальные дыхательные упражнения во время разминки, это позволяет тонизировать центральную нервную систему, способствует улучшению нервных процессов.

Создается оптимальный фон для использования других механизмов лечебного действия, и активизируются защитные силы организма.

Включаю упражнения, направленные на увеличение подвижности грудной клетки и укрепление дыхательной мускулатуры, дыхательные упражнения с удлиненным выдохом.

Анализируя предыдущий опыт работы, дети после прохождения медицинского осмотра из 3 гр. здоровья были переведены во вторую. Из второй в первую.

Полюбите подвижные игры, и вы станете выше, стройнее, сильнее. Бег и прыжки, например, активизируют рост тела в длину, броски в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки, развивают силу мышц.

Не секрет, что младшие дошкольники, занимающиеся спортом, очень быстро обгоняют в физическом развитии своих сверстников. Они реже болеют, лучше усваивают материал на занятиях.

Подвижные игры способствует не только физическому, но и нравственному развитию детей, развивают познавательные интересы, вырабатывают волю, характер, воспитывают чувство коллективизма.

А главное правило, которое было выведено для себя, заключается в следующем: неважно, сколько человек на тренировке, какого возраста, групп здоровья, если коллектив сам для себя вырабатывает закон, позволяющий жить и тренироваться с радостью, взаимным уважением, в таком коллективе никогда никто не проиграет, независимо от результатов игры.

Подвижные игры очень эмоциональны. Одинаково полезны как детям так и их родителям. Недаром при игре в одной команде можно видеть и ребенка и взрослого. Главное чтобы в этих командах царила доброжелательность и веселый азарт, чтобы новички не стеснялись своей неуклюжести, а стремились, играя, обрести бодрость, легкость и ловкость.

1. Особенности темы:

  1. На каком содержательном материале и через какие формы работы возможно наиболее полно реализовать задачи темы?
  2. Чем содержание темы будет качественно отличаться от базовой программы?
  3. Каким образом будет построена логика подачи материала в программе?

Почему именно нужна такая логика?

учебными и вспомогательными материалами обеспечена данная тема?

5. Какие виды деятельности возможны в работе с данным материалом?

6. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данной теме?

На материале программы «физическая культура» , раздела подвижные игры, спортивные игры.

Тема посвящена:

Разностороннему физическому развитию дошкольников, развитию координационных и скоростных качеств, формирования у них здорового образа жизни через подвижные игры.

Важными формами работы являются:

  • тренировочные занятия, предполагающие повторение правил игры, повторений общих требований к внешности и сан. гигиеническому состоянию занимающихся дошкольников.
  • занятия по развитию координационных и скоростных качеств.
  • самоконтроль за состоянием.
  • занятия-советы для родителей дошкольников по формированию жизненно-важных двигательных навыков, таких как ловкость, быстрота, выносливость.
  • занятия-советы о том, как подвижная игра способствует нравственному развитию детей, развивает познавательные интересы, вырабатывает волю, характер, воспитывает чувство коллективизма.
  • занятия-соревнования

Естественность и разнообразие движений составляющих основу подвижных игр.

  • бег, прыжки, передача и ловля мяча, а также острая спортивная борьба делают игру важным средством физического и нравственного развития дошкольников.
  • практическое занятие – исследование (тестирование на начало и окончание учебного года, влияние тех или иных нагрузок на определенные мышцы.)
  • наблюдение, диагностика физического состояния здоровья занимающихся дошкольников.

Данная тема поможет детям творчески использовать знания базовой программы, получить новую, дополнительную информацию на более глубоком, практическом уровне в интеграции с другими темами.

Подача материала предполагает сначала вводное – теоретическое занятие, на котором будут объяснены задачи предлагаемой игры, определена система занятий, с использованием наглядного материала (карточки, фотографии) , польза и лечебный эффект занятий.

Целью вводного занятия – сформировать положительную мотивацию на посещение занятий, показать актуальность освоения в комплексе теорией и практикой занятий физической культурой, т.е. формирование научного мировоззрения развития организма.

Практические занятия позволяют дошкольникам увидеть подтверждение теоретических данных.

Форма практических занятий: спортивные эстафеты, подвижные игры, соревнования, плавание.

Важным этапам в занятиях будут соревнования, которые покажут уровень подготовки к соревнованиям как внутри дошкольного учреждения так и на городе, области. Будет сформирована команда

из воспитанников детского сада.

С целью формирования успешной личности, на занятиях реализуются воспитательные возможности через рефлексию своей деятельности, взаимоанализ деятельности занимающихся, толерантность, умение правильно реагировать на замечания, подчиняться правилам игры, формируется чувство коллективизма, социальные качества личности.

Спортивный инвентарь: мячи (резиновые разных размеров, набивные мячи) , стойки, степы, скакалки, шведские стенки, тренажеры, (пресс-скамья, гантели) .

Методическая литература:

  1. Сортел Н., М, ООО «Издательство АСТ» , 2002 г.
  2. М, издательский центр «Академия» , 2002 г.
  3. Биркина Е.Н., Энциклопедия спорта. М. Ритор – классик, 2002 г.
  4. Коданева Л.Н.,
  5. Зайцев А.Г., «Твое здоровье» С-П,

издательство «Детство-пресс» , 2006 г.

Дошкольники, обучающиеся по данной теме имеют возможность научиться самостоятельно дозировать физическую нагрузку, осуществлять самоконтроль физического состояния, научить играть в спортивные игры своих сверстников во дворе, что развивает не только координацию, быстроту и силу, но и мышление. Дети приобретут исследовательские и практические навыки, что делает дошкольника всесторонней развитой личностью.

  • Результаты анкетирования родителей
  • учет степени активности обучающихся
  • количество и качество проведение спортивных игр, соревнований
  • диагностика динамики скоростных, координационных и силовых качеств
  • желание заниматься данным видом спорта углубленно.

2. Цели темы:

  1. Дать дошкольникам представления о подвижных играх, чему они учит, что развивают;
  2. Дошкольники должны знать основные правила игры, научиться оперировать полученными знаниями и умениями.
  3. Приобретенные навыки дошкольников:
  4. Овладение теоретическими знаниями, правилами игры, техническими приемами, которые они успешно воплотят в игре;
  5. Развитие координации, скорости, силы, укрепление мышечного тонуса и опорно-двигательного аппарата.

Структура темы:

Теоретический модуль: «Получение знаний в новых условиях»

Цель:

1. Познакомить детей:

  • с историей развития «подвижных игр»
  • со спортивными достижениями детей дошкольных учреждений города.

2. Изучить:

  • правила поведения в спортивном зале, спортивной площадкой на улице.
  • правила техники безопасности
  • санитарно-гигиенические требования

Практический модуль: «Я тренируюсь»

Цели:

1. Научить применять знания в игре.

  • свободное владение оптимальным набором приемов и способов для выполнения заданных игровых функций
  • точность и эффективность выполнения указанных приемов
  • стабильность выполнения приемов при влиянии сбивающих факторов (незначительном утомлении, психологическом напряжении) .

Творческий модуль: «Я играю»

Цель:

  1. Создание ряда игровых ситуаций, побуждение детей думать и размышлять;
  2. Применение знаний и умений на спортивной площадке;
  3. Спортивные эстафеты, игры, праздники.
  4. Ожидаемый результат

В результате занятий по данной теме предполагается сформировать у детей умение играть в подвижные игры, сформировать желание научить играть сверстников и младших дошкольников, развить у дошкольников коммуникативные качества личности, толерантность, создать ситуацию успеха с целью самореализации и самосовершенствования.

Список использованной литературы

  1. Железняк Ю.Д., Спортивные игры. «Техника, тактика, приемы обучения» М, издательский центр «Академия» , 2002 г.
  2. Зайцев А.Г., «Твое здоровье» С-П, издательство «Детство-пресс» , 2006 г.
  3. Коданева Л.Н., «Сценарии спортивных праздников» М. издательство АРКТИ, 2006 г.
  4. Сортел Н., «100 упражнений и советов для юных игроков» М, ООО «Издательство АСТ» , 2002 г
  5. Картотека «Подвижных игр»
  6. Публикации из спортивных газет и журналов.

Подвижными играми называются игры, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психологических напряжений.

Систематическое применение подвижных игр способствует освоению учащимися "школы движений", включающей весь комплекс жизненно важных навыков. Под их воздействием интенсивнее развиваются все физические качества. Одновременно развиваются способности ребят к анализу и принятию решений, что положительно сказывается на формировании мышления и умственной деятельности вообще.

При обучении школьников упражнениям из разделов лёгкой атлетики, гимнастики подвижным играм отводится важная роль как форме закрепления и совершенствования изучаемых движений.

Игры широко применяются в работе с учащимися младших классов, где часто практикуются уроки и другие формы физического воспитания, состоящие почти полностью из игр. С возрастом детей содержание игр усложняется: от подражательных движений переходят к играм, содержание которых составляют различные формы бега, прыжков, метания.

Одновременно постепенно усложняются взаимоотношения между детьми. Они приучаются к согласованным действием, когда каждый участник выполняет отведенную ему роль. В средних и старших классах подвижные игры применяются в качестве подготовительных при условии техники и тактики спортивных игр и других упражнений школьной программы. Игры могут проводиться как часть урока физкультуры и в совете других форм физического воспитания (вечеров, праздников, дней здоровья и др.) или как самостоятельные мероприятия на переменах, по месту жительству, в семье и др.

Подвижные игры создают хорошие возможности для использования приемов косвенного воздействия, когда дети не догадываются о том, что их воспитывают. Однако перед учениками можно и открыто ставить задачу научить вести себя определенным образом: быть вежливым, предупредительным. Однако из основных педагогических задач - научить детей играть самостоятельно.

Образовательные задачи:

1. Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков. У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков:

умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах);

навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.)

умения и навыки выполняет различные движения с предметами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки)

навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия);

умения выполнять комплексные движения для преодоления искусственных препятствий (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту).

2. Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. Учащиеся должны знать:

условия и правила выполнения физических упражнений;

влияние знаний физическими упражнениями на основные системы организма;

правила самостоятельной тренировки двигательных способностей;

основные приёмы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями;

роль физической культуры в семье и т. д.

Воспитательные задачи:

  • 1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышение работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обуславливает необходимость: повышения физкультурной грамотности школьников; стимулирование положительной мотивации к физической культуре; формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и тд.
  • 2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных, содействие развитию психических процессов).

Оздоровительные задачи:

Укрепление здоровьем, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной и осанки развитие различных групп тела, правильное и своевременное развитие всех систем организмом и их функций, укрепление нервной системы активизация обменных процессов.

Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всесторонние развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движения. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента.

Повышения сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физической культуре, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.

Повышения общей работоспособностей и привитие гигиенических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех систем и функции организма.

Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре

Вопрос о классификации подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств у школьников является одним из важнейших в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе.

Игры делятся на три группы:

Игры некомандные. Для данной группы игр характерно то, что в них отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определенным правилам, которые предусматривают личные интересы играющего и отражают интересы и других участников.

Переходные к командным. Для них характерно то, что в них отсутствует постоянная, общая цель для играющих и нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх играющий, по своему желанию, может преследовать свои личные цели, а также помочь другим. Именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность.

Командные игры. Прежде всего, данные игры характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, полным подчинением личных интересов играющих устремлениям своего коллектива. Эти игры существенно укрепляют здоровье детей, оказывают благоприятное влияние на развитие психофизических качеств.

Анализ классификации игр дает возможность выделить несколько направлений:

  • 1. Классификация, которая зависит от задач, решаемых в процессе проведения игр.
  • 2. Игры с особенностями взаимосвязи участников.
  • 3. Группы игр с особенностями организации и содержания.

Игры, которые имеют общую мысль и ход, в отдельных группах, идут параллельно. Придерживаясь такого принципа, составители учебных пособий стремятся идти по дидактическому принципу: от простых форм к более сложным. Поэтому они выделяют следующие группы игр: музыкальные игры; беговые игры; игры с мячом; игры для воспитания силы и ловкости; игры для воспитания умственных способностей; игры на воде; зимние игры; игры на местности; игры в закрытых помещениях.

Исходя из специфических условий проведения соревнований по комплексам подвижных игр среди школьников, Е.М. Геллер предлагает своеобразную классификацию. Она создана на основании следующих характерных признаков:

  • 1. Двигательной активности участников.
  • 2. Организации играющих.
  • 3. Преимущественного проявления двигательных качеств.
  • 4. Преимущественного вида движений.

Исходя из вышеизложенного, видно, что существующие классификации разнообразны и отличаются друг от друга. Поэтому игры очень трудно систематизировать так, чтобы игры одной группы были строго отграничены от игр другой группы. Одновременно группы должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому нельзя говорить о преимуществе одной группы над другой. Следует отметить, что из рассмотренных выше классификаций в большей степени обращают на себя внимание классификации В.Г. Яковлева и Е.М. Геллера.

Существующий анализ классификаций игр в процессе воспитания двигательных качеств во время занятий по физической культуре у школьников позволил разработать группировку игр в соответствии с поставленными задачами. В основу группировки был положен принцип преимущественного воздействия игр на воспитание двигательных качеств в сочетании с формированием основных двигательных качеств. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, в ходе которых участники преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Игры являются действенным средством физического воспитания, активного отдыха, улучшают здоровье. Подвижные игры способствуют воспитанию воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.

На основе современных представлений о путях и методах воспитания двигательных качеств у учащихся предполагается, что достаточно высокий эффект может быть достигнут путем применения определенного круга специальных физических упражнений, подвижных игр с так называемой «преимущественной направленностью. Подвижные игры направлены на воспитание двигательных качеств, поэтому степень преимущественной направленности обуславливается характером выполнения упражнений.

Анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовки, способствуя воспитанию физических качеств.

Значение подвижных игр при работе с детьми младшего школьного возраста

На уроках в 1-4х классах подвижные игры занимают ведущие место. Это объясняется необходимостью удовлетворять большую потребность в движениях, свойственную детям младшего возраста. Дети растут, у них развивается важнейшие системы и функции организма.

Такие действия, как бег, подлезание, равновесие, ползание, ритмическая ходьба, прыжки, дети лучше усваивают в играх. Они легче воспринимают движения, облегченные в конкретные понятные образы.

Двигательный опыт у детей этого возраста очень мал, поэтому, вначале рекомендуются проводить не сложные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. От простых игр надо переходить к более сложным, постепенно повышает требование к координации движений, поведению играющих, к проявлению инициативы каждым участником игры.

В 1 классе с начала учебного года не рекомендуется проводить командные игры. С приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыгании через скакалку, катании мяча). В дальнейшем следует подразделить детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с различными простыми заданиями.

Дети 1-4х классов очень активны. Они все хотят быть водящими, не учитывая своих возможностей. Поэтому в этих классов надо назначать водящих в соответствии их способностями или выбирать путем расчета до условного числа.

Для воспитания тормозных функций большое значение имеют подаваемые сигналы в игре. Учащаемся 1-3х классов, рекомендуется в основном давать словесные сигналы, способствующие развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте.

В каждый урок включают игры, связанные с общей задачей урока. В основной части для развития быстроты и ловкости чаще всего проводят игры - перебежки ("Октябрята", "Два мороза", "Волк во рву"), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть.

Игры с ритмической ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания согласованности движений, способствуют общему физическому развитию. Их лучше включать в подготовительную и заключительную части урока ("Кто подходил?", "Мяч соседу", "Угадай, чей голосок", "Запрещенное движение").

Некоторые уроки в 1-4х классов могут полностью состоять из разнообразных подвижных игр. Урок, состоящий из игр, требует от участников владение некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. В такой урок включают 2-3 игры, знакомым детям, и 1-2- новые.

Методически правильно проведенный урок имеет большое воспитательное значение, но образовательная его ценность бывает часто не достаточной, так как в играх трудно следить за правильным формированием навыков у каждого участника.

Игровые уроки рекомендуется проводить в конце каждой четверти перед каникулами (в основном в 1 классе), чтобы установить, насколько учащиеся освоили основные движения, пройденные в четверти, проверить их общую организованность и дисциплину в игре, определить, как они освоили пройденные игры, и посоветовать самостоятельно проводить их.

Гигиеническое и оздоровительное значение подвижных игр

Подвижные игры несут гигиеническое и оздоровительное значение только при правильной постановке занятий с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности, защищающихся главным содержанием, подвижные игры являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве они оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу крупные и мелкие мышцы тела, повышают подвижность суставов. Большим оздоровительным значением является проведение подвижных игр на свежем воздухе и зимой и летом. Способствует закаливанию детей под влиянием физических упражнений применяемых в подвижных играх. Мышечная работа стимулирует функции желёз внутренней секреции. Игры должны оказывать благоприятное влияние на нервную систему детей. Это достигается путём оптимальных нагрузок, а также такой организации игры, которая вызывала бы положительные эмоции. Использование подвижных игр компенсирует дефицит двигательной активности. При отставании физического развития у детей необходимо использовать подвижные игры, которые способствуют оздоровлению организма, повышают общий уровень физического развития. Подвижные игры применяются в лечебных целях при восстановлении здоровья (в стационарах и санаториях). Этому способствует функциональный и эмоциональный подъем, возникающий в процессе игры.

Образовательное значение подвижных игр

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности, ребёнок развивается в игре. Игра способствует всестороннему развитию ребёнка, развивает наблюдательность и умение анализировать и обобщать. Образовательное значение имеют игры родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта. Они направлены на совершенствование закрепление различных технических и тактических приёмов и навыков. Подвижные игры на открытом воздухе (пионер лагерях, на базах отдыха, в походах, на экскурсиях) имеют большое образовательное значение. Игры на местности способствуют образованию навыков необходимых: туристу, разведчику, следопыту. Большое образовательное значение имеет знакомство учащихся с народными играми. Подвижные игры способствуют развитию организаторских способностей, роли: "водящего, счёт очков, помощники судьи и др.". Соревнования по подвижным играм знакомят с правилами и организацией соревнований, помогают детям самостоятельно проводить соревнования.

Воспитательное значение подвижных игр

Большое значение в воспитании физических качеств (быстрота, гибкость, сила, выносливость, ловкость.). В подвижных играх физические качества развиваются в комплексе: быстрота, быстро убежать, догнать, обогнать, мгновенно реагировать на звук, зрительные сигналы. Изменяющая обстановка в игре требует быстрого перехода от одних действий к другим. Сила игры со скоростно-силовой направленностью. Выносливость: игры частыми повторениями напряженных движений с непрерывной двигательной активностью связанных со значительной затратой сил и энергию. Гибкость игры связаны с частным изменением направлений движений. Большое значение несут подвижные игры в нравственном воспитании ребёнка. Подвижные игры носят коллективный характер, развивают чувство товарищества, ответственность за действие друг друга. Правило игры способствует воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки. Большое место занимает творческое воображение, которое развивается в ролевых играх, сюжетное содержание игры с музыкальным сопровождением способствует развитию музыкальности.

Светлана Цымбаленко
Развитие координационных способностей, средствами подвижных игр

В дошкольном возрасте, наряду с формированием психических качеств ребенка, происходит активное формирование его двигательных навыков. Вопросы развития психофизических качеств ребенка в настоящее время широко обсуждаются специалистами. Довольно распространенным в научной среде является утверждение о том, что психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека. В результате систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно оказать существенное влияние на развитие этих качеств .

В процессе физического воспитания под руководством педагога ребенок овладевает двигательными умениями и навыками в соответствии с требованиями программы для каждой возрастной группы.

Упражнения и подвижные игры , способствующие развитию координационных способностей в строгой последовательности и с постепенным усложнением заданий должны включаться в физкультурные занятия, самостоятельную двигательную деятельность на прогулке.

Многими специалистами ловкость и координация движений рассматриваются как синонимы. Согласно определениям, ловкость – это способность выполнять движения в определенный момент времени с точно заданной амплитудой, а координация – способность строить целостные двигательные акты, преобразовывать выработанные формы действий и переключаться от одних действий к другим, согласно быстро меняющимся ситуациям.

По мнению Н. Бернштейна, координация есть способность двигательно выйти из любого положения, т. е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей.

В качестве методических приемов для тренировки координации рекомендуются следующие :

Использование упражнений с необычными исходными положениями;

Зеркальное выполнение упражнений;

Изменение скорости и темпа движений;

Варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение;

Усложнение упражнений дополнительными движениями.

Развитие координационных способностей происходит на основе пластичности нервной системы, способности ощущения и восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Успешное выполнение двигательной задачи определяется точностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения.

У ребенка воспитание координационных способностей связано с умением согласованно, последовательно выполнять движение. Координация является необходимым компонентом любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.) .

Наилучшие условия для совершенствования координационных способностей создаются в разнообразных подвижных играх : ребенок должен проявлять быстроту, сообразительность, увертливость, умение ловко двигаться между предметами, инициативу при неожиданных изменениях ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок.

Для совершенствования координации целесообразно использовать задания на лучшее выполнение упражнений с предметами (скакалкой, мячами, обручами, палками и т. п.) . Полезно выполнять совместные упражнения вдвоем или небольшой группой с мячами, обручами, шестами, шнуром и др. Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или выполнение их в разных вариантах для поддержания новизны и повышения координационной трудности . Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.

В физкультурных занятиях и игровой деятельности можно использовать бег из усложненных стартовых положений (сидя, сидя на карточках, стоя на одном колене и др.) .

Развитию координации способствуют подвижные игры . В, них, выполняя задания по сигналу, ребенок может самостоятельно изменять характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т. д.) . Правильная двигательная реакция ребенка будет определяться умением быстро выбрать направление и скорость движущегося предмета (водящего) с учетом расстояния и времени его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и содействует их совершенствованию, а также некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все это позволяет ребенку правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке.

В воспитании детей дошкольного возраста учитываются возрастные особенности их организма – слабость мышц, недостаточная регуляция их нервной системой. Поэтому отбор динамических упражнений должен предусматривать кратковременное скоростно-силовое напряжение (различные упражнения в беге, метаниях, прыжках, а также лазанье по вертикальной и наклонной лестнице) и чередование разных видов движений, активных действий и отдыха.

В процессе выполнения прыжков, бега, метания ребенку необходимо развивать быстроту и умение проявлять силу – сочетать быстрое выполнение движения с концентрацией нервно-мышечного усилия, т. е. проявлять скоростно-силовые качества.

Для развития этих качеств , по данным Е. Н. Вавиловой, можно применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед; вспрыгивание на возвышение с места, с небольшого разбега; прыжок вверх из приседа; прыжки на месте и с продвижением вперед; прыжки через линии или палки. При выполнении прыжков следует больше внимания уделять энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленях ноги и быстрому их выпрямлению.

Примером подвижных игр , способствующих развитию координации , являются такие, как «Пожарные» , «Самый меткий» , «Собери ленты» , «Кот и мыши» , «Перелет птиц» , «Не дай мяч водящему» , «С кочки на кочку» , «Ловля бабочек» и др.

Для определения уровня развития координационных способностей ребенка можно использовать доступные в выполнении диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения, к тому же обладают высокой статистической достоверностью.

Для диагностики координационных способностей можно использовать разнообразные физические упражнения :

Ходьба и бег между предметами;

Бег с преодолением препятствий (пролезание в обруч, перепрыгивание через скамейку и т. д.) ;

Метание в цель;

- общеразвивающие упражнения с предметами.

Выполнение упражнений можно оценивать по пятибалльной шкале.

ВОТ НАПРИМЕР ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тестовые задания на координацию .

Воспитатель объясняет и показывает ребенку несложное общеразвивающее упражнение . И. п. основная стойка. На счет раз – правая рука на пояс, два – левая на пояс, три – правая рука к правому плечу, четыре – левая к плечу, пять – правая рукав верх, шесть – левая вверх, семь, восемь –хлопки руками над головой. Затем в той же последовательности опускаем руки вниз, на счет семь, восемь – хлопки руками внизу. Упражнение выполняется сперва в медленном темпе, а затем увеличивается темп. Данное упражнение можно выполнять, маршируя на месте, затем в прыжках на двух ногах. Умение ребенка точно выполнять упражнение в быстром темпе оценивается воспитателем.

Воспитатель показывает упражнение в правую сторону. На счет раз, два – приставной шаг вправо; три, четыре – два хлопка перед собой; пять, шесть, семь, восемь – поворот вокруг себя вправо. Затем ребенок должен выполнить точно такое же упражнение влево. Оценивается точность выполнения.

Ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков за 10 секунд. Делаются две попытки, засчитывается лучший результат. Следует правильно выбрать скакалку, чтобы концы ее достали до подмышек ребенка, когда он встает обеими ногами на середину и натягивает ее.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие координационных способностей у дошкольников посредством сюжетно-ролевой ритмической гимнастики» Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования «Ум ребенка – на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности-играх,.

Формирование координационных способностей у детей с ОНР средствами дыхательной гимнастики и логоритмов на фитболах Общеизвестно,что основы здоровья человека закладываются в детстве,поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы в нашем детском саду.

Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее.

Светлана Лаврентьевна Фетисова, кандидат педагогических наук, профессор,

Александр Михайлович Фокин, кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург,

Тамара Сергеевна Лебедева, воспитатель, Детский сад «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района (ГБДОУ «Кудесница»), Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена проблеме совершенствования процесса обучения детей с различными нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида. В ней анализируются особенности построения занятий физической культурой с использованием подвижных и спортивных игр. Предметом исследования является оздоровительная и коррекционная работа на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха. Данная работа раскрывает особенности организации и методики проведения подвижных и спортивных игр с детьми дошкольного возраста имеющих различные нарушения слуха. Полученные данные в ходе эксперимента показывают возможность организации занятий физическими упражнениями с использованием подвижных и спортивных игр для детей, имеющих нарушения слуха, способствующих не только улучшению показателей их координационных способностей, но так же повышению эффективности коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

Ключевые слова: подвижные и спортивные игры, дети с нарушением слуха, дошкольные учреждения компенсирующего вида.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p168-172

MOBILE GAMES AND SPORTS AS THE DEVELOPMENT TOOL OF COORDINATION ABILITIES AT PRESCHOOL CHILDREN WITH THE HEARING DISORDER

Svetlana Lavrentyevna Fetisova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Mikhaylovich Fokin, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of Russian, St. Petersburg,

Tamara Sergeevna Lebedeva, the educator, Kindergarten of “Kudesnitsa” of a compensating type, Petrogradsky district, St. Petersburg

Annotation

Article is devoted to the problem of improvement of process of training of children with various hearing disorder at preschool institution of the compensating type. It analyzes the features of physical culture classes with use of the mobile games and sports. Object of the research is improving and correctional work in physical exercises classes with the children at preschool age having hearing disorder. This article opens the features of the organization and technique of carrying out the mobile games and sports with children at preschool age having various hearing disorder. The obtained data during experiment show possibility of the organization of the physical exercises classes with use of the mobile games and sports for the children having hearing disorder, promoting not only the improvement of indicators of their coordination abilities, but also the increasing of efficiency of correctional and pedagogical work at preschool institution of the compensating type.

Keywords: mobile games and sports, children with hearing disorder, preschool institutions of compensating type.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России насчитывается более пяти процентов от всего количества населения глухих и слабослышащих детей. Специалистами здравоохранения установлено, что около половины детей с нарушением слуха имеют сложную структуру дефекта, сочетающих в себе пороки дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем .

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении должно быть направлено на создание такой образовательной среды, которая способствует решению не только задач коррекции их отклонений, но и нормальной социализации . Этому способствует включение детей в физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в дошкольном учреждении. Занятия физическими упражнениями способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, нормальному развитию сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата .

Нарушение слуха, в целом, не ограничивает возможности физического развития детей, но требует применения особой методики и специальных физических упражнений на занятиях. Кроме этого, специалисту по физической культуре необходимо проводить специальную работу с родителями, направленную на формирование у них знаний и умений в организации физического воспитания в семье .

Правильно организованные занятия, опирающиеся на современные научные данные и соответствующую особенностям детского организма методику обучения, становятся важнейшим средством достижения оздоровительного и образовательного эффекта, обеспечивающего всестороннее воспитание детей с нарушением слуха в дошкольных учреждениях. Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития, в первую очередь, координационных способностей. Среди многообразия средств физического воспитания дошкольников, наиболее эффективным средством для решения этой задачи можно выделить подвижные и спортивные игры . Переход к системе физического воспитания с использованием подвижных и спортивных игр сопряжен с рядом трудностей. К их числу, в первую очередь, следует отнести анатомо-физиологические особенности детского организма, связанные с нарушением слуха, требующие осторожности в выборе средств и методов подготовки, а также недостатки материальной базы и методической подготовленности специалистов по физической культуре.

При проведении физкультурных занятий в дошкольных учреждениях необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (уровня здоровья, морфофункционального развития, физической подготовленности), для чего осуществлять контроль развития физических качеств и формирования двигательных навыков . Проведение физкультурных занятий с использованием подвижных и спортивных игр оказывает укрепляющие действие на нервную систему, обеспечивает повышение уровня двигательной подготовленности, способствует развитию функциональных систем, оказывает оздоровительный эффект, способствует формированию интереса к занятиям физической культурой . Используемые методы для проведения занятий должны быть подобраны с учетом состояния здоровья слабослышащих детей и носить обучающий и совершенствующий характер.

Широкое использование соревновательного момента при выполнении физических упражнений необходимо для того, чтобы дети могли принять участие в спортивных состязаниях, где они могут реализовать свое стремление к борьбе, показать свои умения. В сущности, это не что иное, как обычная детская игра, в которой отражается реальная действительность, и воплощаются ребячьи мечты стать сильным и ловким, настоящим чемпионом, а следствием чего является воспитание силы воли, умение выдерживать конкуренцию и совершенствовать двигательные навыки . Таким образом, игра является важнейшим средством физического воспитания детей с нарушением слуха.

Немаловажной особенностью занятий с использованием подвижных и спортивных игр является использование технических средств обучения (метрономы, предметные ориентиры, мячи). Одним из основных приемов обучения является образцовый показ, который продолжается в течение более длительного времени, чем требуется для слышащих сверстников. Для обучения новых приемов, действий применяется метод повторения, который дает возможность многократного воспроизведения упражнения и более качественного усвоения материала .

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Целью нашего исследования было изучение возможностей использования подвижных игр с элементами спортивных игр как средства улучшения координационных способностей детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях коррекционного детского сада.

На предварительном этапе эксперимента была проведена оценка уровня развития координационных способностей детей с нарушением слуха в сравнении с их здоровыми сверстниками. В результате чего было выявлены низкие показатели уровня координационных способностей детей с различной степенью нарушения слуха и отставание от показателей слышащих детей (рис.).

Рис. Соотношение показателей начального уровня развития координационных способностей у детей дошкольного возраста (%)

Основной этап эксперимента предусматривал дифференцированный подход в проведении специальных заданий, направленных на развитие координационных способностей слабослышащих и неслышащих детей дошкольного возраста. Для проверки эффективности использования подвижных и спортивных игр для развития координационных способностей были сформированы контрольная и экспериментальная группы с участием детей 5-6 лет имеющими различные нарушения слуха. Эксперимент проводился на базе ГБДОУ Детский сад «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга. В экспериментальной группе дети занимались по разработанной методике, а контрольная группа - по традиционной программе.

При подборе подвижных игр в экспериментальной группе использовались те, которые эффективно воздействуют на различные анализаторы и способствуют решению задач по развитию координационных способностей. По окончанию эксперимента результаты по развитию координационных способностей детей экспериментальной группы были достоверно лучше, чем результаты детей в контрольной группе, а именно: (пробы

Ромберга: «пяточно-носочная», «аист») в экспериментальной группе улучшились на 30%, а в контрольной группе на 15%.

Исследования показывают, что проведение физкультурных занятий на базе игрового материала оказывают более глубокое влияние на развитие координационных способностей детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование показало, что есть все основания утверждать, что существующая потребность в укреплении здоровья и повышении уровня физической подготовленности детей с нарушением слуха неразрывно связана с необходимостью совершенствования системы физического воспитания детей, осуществляемой в семье и в образовательных учреждениях, что позволит в дальнейшем успешной интеграции детей, имеющих нарушения слуха в образовательный процесс начальной школы. С этой целью наиболее предпочтительно использование всего многообразия игр и в том числе некоторых спортивных, упрощенные варианты которых доступны для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что игровая деятельность занимает главенствующее положение в жизни детей, а сами игры представляют собой самую ценную разновидность физических упражнений, привлекательную и доступную с самого раннего возраста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лукина, Г.Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук / Лукина Г.Г. - СПб., 2003. - 151 с.
  2. Митин, А.Е. Гуманитарные технологии и безопасность физкультурно-образовательной среды дошкольного учреждения / А.Е. Митин // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С. 108111.
  3. Митин, А.Е. Применение гуманитарных технологий специалистом по АФК в работе с родителями детей-инвалидов / А.Е. Митин // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). -С. 15-17.
  4. Морфологические особенности физического развития и развития двигательных качеств у слабослышащих школьников / Л.Г. Харитонова, Л.А. Суянгулова, Н.В. Павлова, Н.В. Малахова // Новые технологии оздоровления человека: материалы науч.-практ. конф. - Челябинск: [б. и.], 2002. - С. 88-90.
  5. Петренкина, Н.Л. Современные подходы к оценке физического состояния дошкольников / Н.Л. Петренкина, С.О. Филиппова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 294.
  6. Портных, Ю.И. Использование метода игрового проектирования в процессе обучения игровой соревновательной деятельности / Ю.И. Портных, С.Л. Фетисова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1. - С. 85-88
  7. Портных, Ю.И. Баскетбол для самых маленьких: учеб. пособие / Ю.И. Портных, С. Л. Фетисова, А.А. Несмеянов. - СПб. : Олимп, 2012. - 120 с.
  8. Спортивные игры в физическом воспитании: учеб. пособие / под ред. Ю.И. Портных; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 479 с.
  9. Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб. пособие / под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. - СПб. : Детство-пресс, 2010. - 656 с.
  10. Филиппова, С.О. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ / С.О. Филиппова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. - С. 36.
  1. Lukina, G.G. (2003), Prevention and correction of violations of the musculoskeletal device at preschool children in the course of physical training, Thesis of the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg.
  2. Mitin, A.E. (2010), “Humanitarian technologies and safety of the sports and educational environment of preschool institution”, Preschool education, No. 9, рр. 108-111.
  3. Mitin, A.E. (2012), “Application of humanitarian technologies by the teacher on AFK in work with parents of disabled children”, Adaptive physical culture, No. 1, рр. 15-17.
  4. Kharitonova L.G, Suyangulova L.A., Pavlova N.V. and Malakhova N.V. (2002), “Morphological features of physical development and development of motive qualities in school students hard of hearing”, New technologies of improvement of the person, Proceedings of the Conference, Chelyabinsk, рр. 88-90.
  5. Petrenkina, N.L. and Filippova, S.O. (2012), “Modern approaches to an assessment of a physical condition of preschool children”, Modern problems of science and education, No. 6, рp. 294.
  6. Portnykh, Yu.I. and Fetisova, S.L. (2010), “Use of a method of game design in the course of training of game competitive activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, рр. 85-88.
  7. Portnykh, Yu.I., Fetisova, S.L. and Nesmeyanov, A.A. (2012), Basketball for the smallest, publishing house “Olympus”, St. Petersburg.
  8. Ed. Portnykh, Yu.I. (2008), Sports in physical training, publishing house “RGPU of A.I. Herzen”, St. Petersburg.
  9. Ed. Filippova, S.O. and Ponomarev, G.N. (2010), The theory and technique of physical culture of preschool children, publishing house “Childhood-press”, St. Petersburg.
  10. Filippova, S.O. (1999), “To a question of programs of sports and improving work in DOU”, Preschool education, No. 12, рp. 36.

Введение


Актуальность.В условиях модернизации современной системы образования требуются новые подходы к организации и построению процесса физического воспитания вобщеобразовательной школе. Период обучения в школе - это время интенсивного формирования и развития организмаребенка, который чутко реагирует на условия и факторы, влияющие на уровень его здоровья[В.И. Усаков]. По утверждению Л.Д. Назаренко одной из основных задач физического воспитания детей младшего школьного возраста является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого ребёнка, приобретением запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Двигательную сферу школьника образуют физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, которыми он владеет.Развитие физических качеств, способствует целенаправленному воздействию на комплекс естественных свойств организма детей, оказывает значительное воздействие на совершенствование регуляторных функций нервной системы, способствует преодолению или ослаблению недостатков физического развития, моторики, повышению общего уровня работоспособности, укреплению здоровья[Б.А. Ашмарин, В.Л. Ботяев]. По мнению В.И. Ляха, Л.П. Матвеева координационные способности имеют важное значение в обогащении двигательного опыта учащихся. Чем большим объемом двигательных навыков владеет учащийся, тем выше уровень его ловкости, тем быстрее он сможет овладеть новыми движениями. Показателями ловкости является координационная сложность движений, точность и время их выполнения, которые главным образом связаны с ориентировкой в пространстве и тонкой моторикой. По мнению Н.А. Бернштейна координация движений есть нечто иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, то есть превращение их в управляемые системы. Ю.Ф. Курамшин указывает, что "…координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции". Целенаправленному развитию координационных способностей должно уделяться значительное внимание в процессе физического воспитания школьников. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от проявления свойств нервной системы, и особенно сенсорных систем человека. В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей. Двигательная активность в физическом воспитании является основой для других видов учебно-воспитательной работы. Многое можно постичь в движении, в двигательной игровой деятельности. Применение игровых средств позволяет учащимся постичь "школу эмоций", смоделировать ряд межличностных отношений, способствует существенному повышению эмоционального фона занятий. Цель?исследования:?выявить эффективность применения?подвижных игр как средство развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста. Объектом??исследования:?выступает процесс развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста. Предметом исследования:?подвижные игры как эффективное средство развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста. Гипотеза?исследования: -мыпредположили, что использование специальных упражнений вигровой форме и подвижных игр на уроке физической культуры позволит улучшить развитие координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста. В соответствии с?целью и?гипотезой определены?задачи?исследования: 1. Определить исходный уровень развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста. 2. Разработать методику развития координационных способностей детей младшего школьного возраста; 3. Экспериментально проверить эффективность данной методики. Методы?исследования. ?Для?достижения?цели?и?решения?поставленных?задач?был?использован?следующие?методы?исследования: анализ научно – методической литературы; педагогическое наблюдение; тестирование координационных способностей; педагогическийэксперимент; методы?математической статистики.? Практическая?значимость:нашей работы характеризуется тем, что предложенная в ней методика развития координационных способностей может широко использоваться учителями физической культуры в их педагогической деятельности. База?исследования:Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26» Адрес: г. Сургут, улица ул. Бахилова, д. 5 Структура?выпускнойквалификационной работы: состоит из введения трехглав, вывода, списка литературы(50 источников)и приложений. Текст работы изложен на 55 страницах, иллюстрирован таблицами, диаграммами, рисунками и схемами.?


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3 ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР……………………………………………………………………………… 7 1.1. Понятие, виды и характеристика координационных способностей…………………………………………………………… 7 1.2. Задачи, средства и методы развития координационных способностей…………………………………………………………… 12 1.3. Особенности развития координации движений у детей младшего школьного возраста………………………………………… 18 1.4. Подвижные игры как основное средство физического развития детей младшего школьного возраста……………………………….... 23 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………. 30 2.1. Методы исследования……………………………………………. 30 2.2. Организация исследования………………………………………… 37 ГЛАВА III. ОБОСНОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………. 38 3.1. Методика применения подвижных игр для развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………. 38 3.2. Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………… ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 41 47 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 48 53

Список литературы


1. Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб.пособ. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с. 2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М. : ФиС, 2000. 3. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М. : Медицина, 2006. - 146 с. 4. Битяева М.Р. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено // Управление школой. -2002, №40 5. Бойченко, С. Особенности проявления комплексных (гибридных) координационных способностей у представителей спортивных игр [Текст] / С. Бойченко, Ю. Войнар, А.Смотрицкий // Физическое образование и спорт. 2002. Т. 46. С. 313-314. 6. Бойченко, С.Д. О некоторых аспектов концепций координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке [Текст] / С.Д. Бойченко, Е.Н. Карсеко, В.В. Леонов // Теория и практика физической культуры. 2003.№8. С. 15 – 21. 7. Ботяев, В.Л. Специфика проявления и контроль координационных способностей в сложно-координационных видах спорта [Текст] / В.Л. Ботяев // Теория и практика Физической культуры. 2010. №2. С. 21-23. 8. Ботяев, В.Л. Взаимосвязь и динамика проявления координационных способностей как фактор актуализации системы спортивного отбора [Текст] / В.Л. Ботяев, Е.В. Павлова // Вестник спортивной науки. 2008. №2. С. 23-25 9. Ботяев, В.Л. Координационные способности и их роль в повышении спортивного мастерства: учеб.программа к спецкурсу [Текст] / сост. В.Л. Ботяев: Сургут. гос. пед. ин-т;. – Сургут: РИО СурГПУ. 2002. - 22с. 10. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381 с 11. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник [Текст] / А. А. Васильков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 381 с. Былеева Л. В. , Коротков И. М. Подвижные игры. – М.: Физкультура и спорт, 1982.- 224с. 12. Волкова, Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников [Текст] / Л.М. Волкова. - М. : АСТ, 2003. - 220 с. 13. Григорян, Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом [Текст] / Э.А. Григорян. - Киев, 2006. - 134 с. 14. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников. / Сост. Н.А. Ноткина. - СПб: Образование, 2003. - 164 с. 15. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В.М. Зациорский. М.: Советский спорт. Серия «Спорт без границ». - 2009. - 200 с. 16. 3имницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / Р.Э. Зимницкая. - Минск, 2003. - 114 с. 17. Кабанов, Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста [Текст] / Ю.М. Кабанов. - Минск, 2002. - 68 с. 18. Косов, А.И. Психомоторное развитие младших школьников [Текст] / А.И. Косов. - М. : АкадемПресс, 2003. - 264 с. 19. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: Учебник. В 2-х томах [Текст] / Т.Ю. Круцевич. Киев.: Олимпийская литература, - 2003. Т. 2. - 392 с. 20. Лубышева, Л.И. Муниципальная спортизация-основа школьного спорта [Текст] / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2008.-№5.-С.2

Отрывок из работы


ГЛАВА IТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР 1.1. Понятие, виды и характеристика координационных способностей Понятие координационные способности (КС) не является общепринятым, объединяющим вышеназванные способности в систему связанных понятий. В публикациях отечественных и зарубежных ученых можно встретить самые разнообразные термины и понятия как более общего («ловкость», «координация движений», «способность управлять движениями», «общее равновесие» и т.п.), так и более узкого плана («координация движений верхних конечностей», «мелкая моторика», «динамическое равновесие», «согласование движений», «изменение ритма», «способность точно воспроизводить движения», «прыжковая ловкость» и др.) [В.И. Лях, Л.П. Матвеев]. Большое число терминов и понятий, с помощью которых пытаются объяснить индивидуальные различия, встречающиеся при управлении и регуляции различных двигательных действий, с одной стороны, указывает на сложность и разнообразие координационных проявлений человека, а с другой - свидетельствует о неупорядоченности терминологического и понятийного аппарата, используемого для этой цели. Всё это, несомненно, осложняет понимание данного явления и создает для учителя определенные трудности при формировании координационных способностей детей в практике физического воспитания. Координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие. Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) [Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2013]. По мнению ученого, профессора Л.П. Матвеев, в век НТР «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, косные навыки - динамическому богатству двигательных координации. Уже современные профессии на производстве и транспорте требуют, если можно так выразиться, двигательной интеллигентности, высокой устойчивости и лабильности функций анализаторов. В дальнейшем эти требования, надо думать, еще больше возрастут...» . Другой крупный советский теоретик в области физического воспитания Ф.П. Суслов утверждал, что «не овладев комплексом прочно сформировавшихся двигательных умений и качеств», нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями», т.е. нельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять своими движениями . Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Ловкостью принято называть способность быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию. Мнение профессора В.И. Ляха, который в своей книге «Координационные способности» пишет: «Многочисленные исследования последних десятилетий показали, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и военной деятельности, быту достаточно специфичны. Поэтому вместо существующего основного термина «ловкость», оказавшегося очень многозначным, нечетким и «житейским», ввели в теорию и практику термин координационные способности, стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию…» [В.И. Лях, 2006]. Л.П. Матвеев определяет координационные способности как, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий и перестраивать координацию движении при необходимости изменить параметры освоенного действия или при переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх