Беседа в старшей группе на тему "вежливые слова". Внеурочное занятие "Вежливые слова

ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3» г. Хвалынска Саратовской области

Конспект занятия: « О вежливых словах и их применении»
Разработал воспитатель: Усова Алла Павловна
Возраст детей: 7-10 лет

г. Хвалынск

2011г.
Цель : - Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в

различных ситуациях.

Задачи: - учить детей выражать чувства добрыми словами;

Формировать навыки вежливого обращения;

Воспитывать потребность в доброжелательном общении.

Методы : беседа, игра,

Ресурсы : использование компьютерных технологий, конверты, карточки с вежливыми словами, ящик ощущений с предметами (мягкая подушечка, еловая шишка), цветы, жетоны.

Ход занятия:


  1. Организация занятия:
- Ребята, я приглашаю вас в круг, «Круг вежливых слов». Тот, у кого в руках окажется этот красивый цвет скажет вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову. (Дети по очереди произносят вежливых слова) Замечательно, вы знаете много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!»

2. Сообщение темы занятия

1. Побеседуем

Ребята, вы слышали когда-нибудь, что-нибудь про этикет? Да,- скажите вы,- это: ни на кого не чихай, на ноги не наступай, не ругайся, говори вежливо, дверью не хлопай…

Как вы думаете, что означает это слово «этикет»? (предположение детей)

«Этикет» в переводе с французского «правила поведения». И придуманы они не потому, что кому-то так захотелось, а потому, что людям с ними жить удобнее и радостнее.

Как вы думаете, дети, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?

(предположение детей)

Вежливые слова помогают найти друзей: я могу подойти и сказать: «Здравствуй, давай с тобой дружить!»

Вежливые слова помогают мирить, если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать «Прости, пожалуйста».

Вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда ко мне приходят гости, я всегда здороваюсь с ними, говорю им: «Проходите, пожалуйста».
-Сегодня мы с вами вспомним вежливые слова и будем употреблять их в разных ситуациях.

- Скажите, где дети могут учиться вежливым словам?

Дома учат родители.

По телевизору идут интересные передачи, о том, как нужно вести себя.

Мультфильмы.

2. Упражнение «Ящик ощущений»

- Ребята, что лежит в этом ящике? (Не видно, ящик закрыт.)

А как можно узнать? (Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы)

Погладь предмет. Что ты почувствовал? (Этот предмет мягкий, теплый.)

- Мягкий, как что? (Как облачко, мягкая игрушка, шарик.)

- Что ты почувствовал, когда его гладил? (Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.)

- Что нащупал в ящике? (Не знаю, что-то колючее, с иголками.)

- Что же ты почувствовал? (Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.)

- Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать, но и почувствовать, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

Нельзя забывать, что и в слове заключена великая сила. Недаром говорят: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». И это действительно так. Есть много разных красивых вежливых слов, но очень важно употреблять эти слова вовремя и с правильной интонацией.

3 . - Сейчас мы с вами вспомним эти слова и распределим по конвертам, чтобы в дальнейшем постоянно их употреблять в своей речи.

(На доске большие конверты. Все вежливые слова записаны на отдельных карточках).

1.Слова- приветствия («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»)

2.Слова, обозначающие просьбу («пожалуйста», « разрешите», «будьте добры».

3.Вежливые формы извинений («извините», «простите», «извините, пожалуйста»)

4.Слова благодарности («спасибо», «благодарю»)

5.Слова- пожелания («спокойной ночи», «приятного аппетита», «до свидания».

4. ИСТОРИЯ СЛОВА «СПАСИБО»

За что мы говорим «спасибо»? (слайд)

За что, мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Откуда появилось это слово? (слайд)

В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благо - дарить»: они произносили:

«Благо-дарствую!», «Благо-дарю!».

Произнесите это слово медленно, что слышите в этот момент?

(Два слова благо - дарю)

Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо».
Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо» .

5. - Как вы думаете, какой город считается самым вежливым? (слайд)

Самым вежливым из крупных городов мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. А совсем редко услышать слово благодарности можно в самом населённом городе Индии - Мумбаи .

6 . - Кто из вас знает, что обозначает слово «здравствуйте»? (слайд)

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

С давних времен идет обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки.

Давайте посмотрим, как приветствуют друг друга в разных странах. (слайд)

Когда-то давным-давно люди воевали и враждовали. Рыцарь, приветствуя, снимал перчатку с правой руки, показывая, что в ладони не спрятано оружие.

В Японии при встрече кланяются друг другу, сложив руки ладонями друг к другу и держа их перед грудью.

В Тунисе – кланяются, поднося правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу.

В Тибете – снимают головной убор правой рукой, левую закладывают за ухо и при этом высовывают язык.

В Древнем Риме приветствуют словами: «Хорошо ли вы потеете?», потому, что там всегда очень жарко.

В Древнем Китае приветствовали словами: «Ели ли вы сегодня?» Люди там часто голодали.

На острове Танго - останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногой и пощелкивают пальцами.

А кто из вас знает, как приветствуют у нас в России люди друг друга.

У нас в России приветствуют по-разному. При встрече говорят друг другу слова «здравствуй». Близкие и друзья могут сказать друг другу «привет». Молодежь при встрече иногда вместо слова «привет» употребляет слово «салют». Используются для приветствия и другие слова. Если люди находятся на некотором расстоянии, то они здороваются кивком головы, а водители при встрече поднимают руку.

Физминутка. (музыкальная).

Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики (пальчики вперед).

Наковальня, наковальня, ножницы, ножницы (кулачок на кулачок).

Побежали, побежали, зайчики, зайчики.

Ну-ка звонче, ну-ка звонче скажите “Здравствуйте!”

Девочки (здравствуйте).

Мальчики (здравствуйте).
7 . - Я предлагаю вам разделиться на три группы. Для этого вытащите жетон из коробки и займите место за столом, такого же цвета, как ваш жетон.

8 . - Задание для каждой группы. Придумайте, как бы могли приветствовать друг друга:

-инопланетяне; -музыканты, -моряки.

9 . - Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Так - не так». На столах лежат конверты с отрывками из стихотворения А. Барто.

Обсудите поведение Медвежонка, помогите ему исправить свои промахи.

Задание для первой группы.

Сыночек дисциплины
Совсем не признает!
Нашел он мед пчелиный -
И грязной лапой в мед!
Родители беседуют -
Мешает он беседе.
Перебивать не следует
Взрослого медведя!

Задание для второй группы.

Вот он примчался к дому.
И первый влез в берлогу -
Медведю пожилому
Не уступил дорогу.
Он мать изводит просто.
Тут разве хватит сил?
Пришел сыночек в гости -
Хозяйку укусил.

Задание для третьей группы.

Не знает он приличий -
Он дом разрушая птичий,
Дерется он в кустах,
В общественных местах.
Вчера пропал куда-то,
Мамаша сбилась с ног.
Взъерошенный, лохматый
Пришел домой сынок
И заявляет маме: -
А Я валялся в яме!

(Воспитатель выслушивает ответы детей, оценивает работу.)

Ребята, как вы думаете, легко ли будет жить Медвежонку? Посоветуйте, как ему помочь? (Ему нужно научиться быть вежливым.)

- Ребята, почему Агния Барто написала:

«Я знаю понаслышке,
и люди говорят,
Что такие мишки есть
среди ребят»?

- Невоспитанными бывают не только медведи, но и ребята.

- Надеюсь, среди вас таких мишек нет и вы все люди воспитанные, умеете культурно себя вести и знаете все вежливые слова? Сейчас мы это и обговорим!

10. Игра «Доскажи словечко».

Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняйся, не лукавствуй.
А скажи погромче…
(здравствуй).

Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет).

Если просишь что-нибудь.
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста).

Если невежей прослыть
Не хотите,
Очень прошу вас, будьте мудры,
Вежливым словом просьбу
Начните:
Будьте… (любезны),
Будьте… (добры).

Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну… (извините)!

Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания всем скажите:… (До свидания! )

Когда я что-то подарю,
Мне говорят:…(Благодарю)
Тебе подарят что-нибудь -
Благодарить не позабудь!

Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить… (Спасибо!)

Играл Медвежонок на кухне в футбол
И перебил ненароком посуду.
К медведице-маме понурый пришел:
«…(Прости ) меня, мама,
Я больше не буду.

Молодцы! Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы их правильно использовать? Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием..

11. Задания: «Ситуации».

1.Мама послала тебя к соседке попросить немного муки. Как ты это сделаешь?

2.Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?

3.Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?

(После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильнее поступить.)

12. Поиграем. Игра «Вежливые слова»

- Дети встаньте, пожалуйста! Эта игра называется «Вежливые слова». Если я вас прошу выполнить действие и говорю слово «пожалуйста» вы выполняете, а если я забываю сказать это слово, вы не выполняете. Дети похлопайте «пожалуйста!» (дети хлопают)

- А сейчас мы составим букет. Вот ваза: Чтобы поставить в нее цветы нужно назвать вежливое слово. (Дети называют вежливые слова и составляют букет)

- Как вы, ребята, назвали такой букет? (Букет вежливых слов)

3. Заключение

Ребята, мы с вами узнали, что добрые, вежливые слова приятно слушать и говорить; когда мы говорили вежливые слова, мы радуем людей и нас все хорошо понимают.

Конспект этической беседы в подготовительной группе

«Вежливые слова и поступки»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное, «Речевое развитие», «Физическое развитие»

«Речевое развитие»:

Учить эмоционально и активно участвовать в диалогах

Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений

«Социально-коммуникативное развитие»:

Воспитывать нравственные качества: вежливость, уважение к старшим

Формировать умение обосновано оценивать свои поступки и поступки других людей

«Познавательное развитие»:

Закрепить знания детей о вежливости, о вежливых людях, знание пословиц и поговорок о вежливости

«Физическое развитие»»

Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий, ловкости

Предварительная работа: создание специальных ситуаций требующих вежливого обращения. Рассказы воспитателя из своего детства «Как я маленькая училась вежливости». Наблюдение за взаимоотношениями детей в играх, быту, чтение произведений с эстетической основой.

Ход занятия:

1 часть

Ведущий: Ребята, подумайте и скажите, кого мы можем назвать вежливым человеком? (ответы детей)

Ведущий: Правильно, вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. Вежливый человек всегда здоровается и прощается, приветлив и внимателен. Если его о чём - то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести подать, помочь и т.д.), он всегда делает это охотно.

Ребята представьте себе, что вы живёте в мире, где никто никогда не говорит: «извините», «простите», «Пожалуйста». Что по вашему мнению могло бы случится «Почему нам нужны такие слова?» (ответы детей)

А теперь назовите мне, какие вы знаете вежливые слова? (ответы детей).

Ведущий : Если кто-нибудь сделает что-то для вас, то следует сказать: «спасибо». Если кто-то скажет вам «спасибо», то вам следует ответить «пожалуйста». А если вы нечаянно кого-то толкнули, то следует сказать «извините пожалуйста».

2 часть

Ведущий : Чтобы убедиться, что вы действительно все поняли, давайте поиграем в игру. Игра заключается в том, что вы хором будите вставлять вежливые слова в мой рассказ.

«Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы, вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком, Вова встал и сказал женщине: «садитесь» (дети хором «пожалуйста»). Женщина вежливо поблагодарила мальчика Вову (дети хором «спасибо») Неожиданно трамвай остановился, Вова тут же упал и толкнул сильно какого-то мужчину. Мужчина рассердился на мальчика, а Вова сразу же сказал (дети хором «извините пожалуйста»).

Молодцы! Хорошо справились с заданием.

3 часть.

Ведущий: Ребята случалось ли кому-то из вас вмешиваться в разговор других людей? Огорчались ли они? Были ли они довольны? (ответы детей)

Ведущий: Когда вы можете вмешиваться в разговор?

Дети: Только если это важно и срочно.

Ведущий: Когда вы не должны прерывать разговор, независимо от того насколько важно для вас решить какой-то вопрос?

Дети: Когда люди не хотят, чтобы их перебивали, или когда они очень расстроены.

Ведущий: Кто ребята нам расскажет, как можно вежливо вмешаться в разговор двоих детей или взрослых?

Дети: Встать так, чтобы вас видели, дождаться ответа. Если ответ «нет» примите его и уйдите. Если ответ «да» скажите спасибо и быстро изложите причину, по которой вы вмешиваетесь в разговор.

Ведущий: А сейчас давайте поупражняемся (разыграть случаи, подготовить детей заранее).

4 часть

Ведущий: Закройте глаза и представьте себе мир, где все делятся друг с другом. Нет голодных и бездомных, у всех есть жильё. Представьте себе мир, где никто не толкается, не старается схватить что-то или влезть без очереди. Где все люди добры друг другу и вежливы.

Откройте глаза, как вам понравился мир, в котором вы только, что побывали? Что вы думаете? Хотели бы вы жить в таком мире? (ответы детей)

Ведущий: А это вполне возможно - иметь мир похожий на этот. Когда мы все научимся жить хорошо, в мире, быть добрыми, вежливыми, помогать друг другу, все это окажется возможным.

А сейчас немного развлечёмся и попробуем сделать то, о чём мы говорили.

5 часть.

Ведущий: Давайте поиграем в игру «Музыкальные коленки». (Дети встают в круг, держась за талию стоящего впереди. Когда заиграет музыка, они начинают двигаться по кругу. Когда музыка останавливается, каждый ребёнок должен сесть на колени и не упасть.) 2-3 раза

Ведущий: Молодцы! Никто никого не подвёл, не упал. А теперь поучимся говорить друг другу комплементы. Ведь очень приятно, когда кто-то говорит о тебе приятное, хочется стать ещё лучше добрее, чтобы некому не было обидно. Я ваши имена написала на листочках, чьё имя вы вытяните тому и будем говорить комплементы: «У тебя красивые волосы!», «У тебя красивое платье!», «Оля очень добрая, она угощает меня конфетами» и т.д.

6 часть

Ведущий: И с этим заданием справились. Егор Саша, Маша и Кристина очень много сказали хороших и добрых слов о детях.

Ну а сейчас мы с вами все станем журналистами и будем учится брать интервью у своих товарищей. Интервью это когда задают вопросы, а кто-то на них отвечает (снова вытягивает листочек с именем). Ребёнок выходит, а остальные задают вопросы. Можно спросить у своего товарища: « Что ты любишь кушать? Какая твоя любимая игрушка? В какие игры ты любишь играть? Помогаешь ли маме дома?» При этом не забывайте сказать «скажите пожалуйста» (вопросы детей).

Ведущий: Молодцы дети! На следующем занятии, мы ещё поучимся делать друг другу комплементы и брать интервью.

Итог: О чём сегодня мы говорили с вами? (ответы детей).

Беседа в старшей группе на тему: "Вежливые слова"

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация»
Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по нравственному воспитанию.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о воспитанном человеке.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать желание вежливо разговаривать с людьми.
Демонстрационный материал: Игрушка Петрушка, мячик.
Методические приемы: беседа – диалог, чтение стихотворения, игровая ситуация, физкультминутка, подведение итогов.

Ход беседы

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Петрушка. Ребята, что надо сказать Петрушке? (Здравствуй, Петрушка.) Ребята, Петрушка хочет рассказать нам стихотворение, давайте его послушаем.
Когда сосед мне подарил мопед,
Его спросил я: «А другого нет?»
Он головою мне в ответ покачал
Ну что же я неправильно сказал?
Однажды моя бабушка на улицу пошла,
Сказал я своей бабушке: «Привет, ну как дела?»
Когда же6 моя бабушка назад домой вернулась,
Я до свидания ей сказал, она мне улыбнулась.
Когда ложится моя бабушка в кровать,
Я утра доброго приду ей пожелать.
А утром я бабулю разбужу
Спокойной ночи весело скажу.
Друзья, дайте поскорей ответ
Я всё же прав иль нет?
Воспитатель. Ребята, Петрушка прав или нет? (Нет.) Да, ребята, Петрушка не прав. Он совсем не умеет быть вежливым, давайте его научим. Что надо сказать когда приходит бабушка? (Здравствуй, бабушка.) Правильно, а перед сном что надо сказать бабушке? (Спокойной ночи.) А когда вам что – нибудь дарят что надо сказать? (Спасибо.) Ребята, а сейчас мы с вами поиграем.
Дидактическая игра с мячом «Вежливые слова».
Цель: обогащать словарный запас детей вежливыми словами.
Воспитатель бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.
Воспитатель. Вот видите, ребята, как много ласковых, добрых вежливых слов. Чаще их говорите, от этого мир вокруг станет добрее.
Отгадывание загадок.
Воспитатель. Ребята, Петрушка приготовил для вас загадки, давайте их послушаем.
1)Встретив зайку, ёж сосед
Говорит ему: … (Привет.)
2)А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, … (Здравствуй.)
3)К осьминожке камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свидания.)
4)Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: «…» (Извини.)
5)Трясогузка с бережка
Уронила червяка
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо.)
6)Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова.)
7)Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала.
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста.)
8)Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки. А теперь давайте отдохнём и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём
Хлоп раз, ещё раз,
Мы похлопаем сейчас
А теперь скорей – скорей
Хлопай – хлопай веселей!
Воспитатель. Молодцы, ребята, садитесь. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, слушайте внимательно!
Чтение стихотворения «Вежливые слова».
Нужно знать как дважды два,
Все волшебные слова.
В день, пожалуй, раз до ста
Говорить «пожалуйста»
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой расстроились сразу.
Но папа нашёлся, взглянув им в глаза,
И тихо, и робка он вот что сказал:
- Прошу вас, вы так на меня не смотрите,
Пожалуйста, если можно, простите.
Прослывишь ты воспитанным, милым,
Если всем говоришь «большое спасибо»
Не забудьте, что на прощанье
Нужно всем говорить «до свиданья»!
Воспитатель. Дети, вам понравилось стихотворение? (Да.) Что сделал папа? (Разбил вазу.) А потом что сделал? (Он попросил прощения) Правильно он сделал? (Да.)
Рефлексия.
1)Ребята, о чём мы сегодня говорили?
2)Давайте повторим, какие вежливые слова вы знаете?
3)Кто приходил к нам в гости?

Джамиля Шахмирзаева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1861» «Загорье» Дошкольное отделение №4

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

Тема : «Вежливые слова »

Подготовила и провела

Воспитатель : Шахмирзаева Д. И.

Январь 2016г.

Цель : Учить детей употреблять в речи , вежливые слова .

Задачи : Развивать фантазию и речевое творчество детей : формировать положительное отношение детей друг к другу : уважительное поведение в различных ситуациях.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята сегодня мы с вами поговорим о «Вежливых словах »

Стихотворение.

Добрые слова не лень

Повторять мне каждый день

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

всем идущим на обед

«Добрый вечер!» - как встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Воспитатель : послушайте стихотворение про Машу.

Маша знала слов немало ,

Но одно из них пропало,

И оно-то как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят ,

Если вас благодарят.

Воспитатель : Дети, какое же слово забыла Маша ?

Дети : Спасибо.

Воспитатель : правильно.

Воспитатель : Ребята давайте поиграем в очень интересную игру. «Назови ласково» назовите друг друга ласково (Саша-Сашенька, Ваня-Ванечка и. т.)

А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Заячья зарядка»

Зайка серенький сидит

И под кустик глядит.

Наклонился вправо - пусто,

Наклонился влево – пусто,

Не растет в лесу капуста.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Хлоп, хлоп, хлоп!

Надо лапочки согреть.

Зайка наш боится волка,

Смотрит в стороны он зорко.

Слева нет и справа нет.

Где же волк? Кто даст ответ?

На полянке на лесной

Зайки прыгают гурьбой

Прыг-скок, прыг-скок-

За кусток.

По кустам лесным

Лисонька шагает

И пушистым хвостом следы заметает.

Воспитатель : Я сейчас прочитаю рассказы о детях.

1-й рассказ-стихотворение

Встретил Витю я соседа

Встреча грустная была

На меня он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте зря от Вити

Ждал я слова . (извините)

А слово -то какое - очень дорогое!

Воспитатель : Дети, как вы думаете, правильно поступил Витя? Как бы вы поступили в такой ситуации? (ответы детей) .

Воспитатель : Послушайте ещё рассказ.

Был вежлив этот мальчик

И, право очень мил :

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо» -говорил,

Нет, ежели вы вежливы ,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу - не берите!

С. Маршак

Воспитатель : Дети, можно ли этого мальчика назвать воспитанным. Вежливым ? Почему? (Ответы детей) .

Воспитатель : Ну и последний рассказ. Вам надо послушать и запомнить вежливые обращения .

Воспитатель : И так слушайте :

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном,

Его зовут. А впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо» , «Здравствуйте» , «Простите» .

Произносить он не привык,

Простого слова «Извините»

Не одолел его язык

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день!»

Казалось бы простое слово ,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «Здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «До свидания»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощание;

«Ну, я пошел. Пока! Всего!»

Воспитатель : Дети какие вежливые слова напомнило вам это стихотворение? (ответы детей)

Воспитатель : Без добрых слов никак нельзя ,

Вопросы :

1. За что вы говорите «спасибо» своим близким людям?

(Ответы детей)

2. Какое слово дружит со словом «спасибо» ?

3. (Ответы детей)

Воспитатель : Давайте теперь немного поиграем.

Воспитатель дает детям красивый мяч. Ребенок, который получил мяч, должен сказать своему соседу по кругу спасибо за что- либо доброе, а затем передать мяч следующему. Игра заканчивается, когда все в кругу поблагодарят друг друга.

Воспитатель : Ну, молодцы, много слов знаете .

Беседа по сюжетным картинкам.

1) Девочка угощает мальчика мороженым.

Что делает девочка?

(Ответы детей)

Что должен сказать мальчик?

(Ответы детей)

Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

(Ответы детей)

Когда мы говорим эти слова ?

(Ответы детей)

Воспитатель - Правильно, это слова благодарности . Их говорят всем, кто нам помогает, угощает, делает для нас что-то хорошее.

2) Девочка помогала маме мыть посуду и нечаянно разбила чашку.

Как надо поступить девочке?

(Ответы детей)

Что она должна сказать маме?

(Ответы детей)

Когда мы говорим эти слова ?

(Ответы детей)

Правильно, это слова извинения . Их говорим, когда мы что-то сделали не так, не правильно или обидели кого-нибудь.

3) Семья завтракает за столом.

Что делают люди на этой картинке?

(Ответы детей)

Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

(Ответы детей)

Почему вы так думаете?

(Ответы детей)

Когда надо говорить эти вежливые слова ?

(Ответы детей)

Пора за стол, всё для еды накрыто

(Ответы детей)

Приятного желаем аппетита.

(Ответы детей)

4) Утром мама будит сына.

Что делает мама? Что она говорит своему сыну?

(Ответы детей)

Что отвечает ей мальчик?

(Ответы детей)

Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

(Ответы детей)

Молодцы, ребята, вы правильно угадали все вежливые слова .

(Ответы детей)

Но-чтобы быть вежливыми , надо не только говорить вежливые слова , но и уметь правильно себя вести, чтобы людям было приятно с вами разговаривать и дружить.

Воспитатель :- Сейчас я познакомлю вас с двумя девочками и расскажу, что с ними произошло (воспитатель показывает детям сюжетную картину) .

5) Две девочки вырывают друг у друга воздушный шар.

Шар воздушный две подружки

Вырывали друг у дружки -

Весь перецарапали.

Лопнул шар и две подружки

Посмотрели – нет игрушки

Сели и заплакали.

Воспитатель - Как вы думаете, правильно ли поступили эти девочки?

(Ответы детей)

Воспитатель - Смогли ли они поиграть шариком? Почему?

(Ответы детей)

Воспитатель - Можно ли назвать этих девочек вежливыми ?

(Ответы детей)

Как правильно и вежливо надо было им поступить?

(Ответы детей)

Воспитатель- Молодцы, ребята, как много вы знаете, а умеете ли вы сами вести себя вежливо ?

(Ответы детей)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали : «…»

(Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю : «…»

(Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит : «…»

(Спокойной ночи)

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы :

«Дайте! Будьте.»

(так добры)

Воспитатель : Дети сегодня мы с вами сделаем открытки, и подарим их друг другу. Но прежде чем приступить к делу давай те немного разомнем наши руки.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел!

Воспитатель : Наши руки разогрелись и готовы приступить к работе.

У каждого из вас есть заготовки для открытки. Вам необходимо из этих заготовок сделать открытку.

Вопросы :

1. О каких особенных словах мы сегодня говорили ?

2. Что вы изобразили на своих рисунках?

Все сегодня молодцы! Хорошо занимались, спасибо вам большое.

Конспект занятия на тему:

«Вежливые слова»

Старший дошкольный возраст

Тема: «Вежливые слова»

Программное содержание: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

Предварительная работа: Чтение детям рассказов В. Осеевой « Просто старушка», Л.Н. Толстого «Косточка», «Котенок».

Методические приемы: Беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, игра-драматизация.

Ход занятия:

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми. А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми?

Дети: - Значит, быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Ребята, мне бы хотелось послушать рассказы о том, как вы сами стараетесь делать приятное окружающим вас людям.

(Рассказы детей).

Воспитатель: - Молодцы, ребята. У вас получились очень хорошие рассказы. А сейчас давайте вспомним литературные произведения В. Осеевой, Л.Н. Толстого, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о плохих или хороших поступках героев. Мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним, как бы вы поступили на их месте.

Ответы детей:

Дети: - Из рассказа Льва Николаевича Толстого «Косточка» мы узнали о мальчике Ване, который без разрешения взрослых съел сливу, солгал маме, а потом же сам и выдал себя. Он поступил плохо. Я бы на его месте лучше попросил бы у мамы разрешения съесть сливу или подождал бы, когда мама сама мне предложила бы мне ее.

Дети: - Из рассказа Льва Николаевича Толстого «Котенок» мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка.

Дети: - Из рассказа Валентины Осеевой «Просто старушка» мы тоже узнали о хорошем поступке мальчика, который помог подняться упавшей старушке. Старушка была ему очень благодарна.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами сделаем разминку и вспомним вежливое приветствие.

Разминка – Добрый день.

Добрый день! – тебе сказали, - поворот вправо, улыбнуться

Добрый день! – ответил ты. - поворот в лево, улыбнуться

Как две ниточки связали - - взяться за руки

Теплоты и доброты. - улыбнуться

Воспитатель: - какие мы стали все добрые, как нам тепло и радостно.

Ребята, а у меня есть еще один рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». Мне очень хочется вам его рассказать.

Рассказ «Волшебное слово»

Беседа.

Воспитатель: - Как называется это произведение и кто его автор?

Дети: - «Волшебное слово» Валентины Осеевой.

Воспитатель: - Какое же волшебное слово сказал дедушка Павлику?

Дети: - «Пожалуйста».

Воспитатель: - Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?).

Дети: - Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово «пожалуйста», обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.

Воспитатель: - Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово?

Дети: - Все стали относится к нему по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его.

Воспитатель: - Да, ребята. Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем в мире добрее, лучше, чище душой.

Воспитатель: - Ребята, а вот Артем, Юля, Дима, Лера приготовили нам стихотворения, послушаем ребят?

Чтение стихов

Пожалуйста.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Здравствуйте.

Здравствуйте, - ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо.

За что мы говорим «Спасибо».

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

Будьте добры.

Будьте добры, - это я говорю по секрету

Будьте добры – и не ждите за это конфету.

Будьте добры – без игры и во время игры

Если сумеете, будьте скорее добры…

Воспитатель: - Я рада, что вы правильно поняли тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх