Привычка свыше нам дана, или кое-что о WILL и WOULD. Большое свидание "привычка свыше нам дана"

Здравствуйте уважаемые.
Продолжим, пожалуй, с Вами разбор Евгения Онегина и попробуем сегодня добить II главу:-) Давненько не вспоминали мы с Вами Пушкина. В прошлый раз остановились с Вами вот тут вот:
Итак… Мы подошли непосредственно к родителям Татьяны и Ольги.

Как он, она была одета
Всегда по моде и к лицу;
Но, не спросясь ее совета,
Девицу повезли к венцу.
И, чтоб ее рассеять горе,
Разумный муж уехал вскоре
В свою деревню, где она,
Бог знает кем окружена,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она

Дмитрий Ларин в современной вариации

Просто история жизни как того времени, так и сейчас. Удивительно точные и сочные формулировки, согласитесь:-) Бывший военный прибыл в Москву, и подобрал себе, скорее всего, на "ярмарке невест" (сиречь на балу) себе молодую интересную супургу, которую и увез в имение. Сначала было трудно - потом стерпелось-слюбилось:-)) Последние строчки даны не просто так - это перевод с французского Si j"avais la folie de croire encore au bonheur, je le chercherais dans l"habitude.
Это строчки из работ одного из первых представителей романтизма, а заодно и политика (странное сочетание) Франсуа Рене де Шатобриана, которого Пушкин, конечно же, хорошо знал и читал.

Ф. Р. де Шатобриан

Привычка усладила горе,
Не отразимое ничем;
Открытие большое вскоре
Ее утешило совсем:
Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И все тогда пошло на стать.
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь —
Все это мужа не спросясь.

Думаю, джойстик управления супругом молодая леди быстро отыскала:-) Типичный образ провинциальной дворянки. Хозяйство, простые человеческие радости и отрыв плохого настроения на дворовых девушках. Обращает внимание выражение про бритье лба. Это не связано с ее парикмахерскими экспериментами - тут речь совсем о другом. Брила лбы-выражение, связанное с рекрутчиной: при определении годности рекрута в солдатскую службу раздавался крик "лоб" и тот час у рекрута подбривали часть волос, спадающих на лоб. Если рекрута признавали негодным к службе ему подбривали волосы на затылке. Кстати, отсюда пошло крылатое выражение «Забрить в солдаты »

Бывало, писывала кровью
Она в альбомы нежных дев,
Звала Полиною Прасковью
И говорила нараспев,
Корсет носила очень узкий,
И русский Н как N французский
Произносить умела в нос;
Но скоро все перевелось:
Корсет, альбом, княжну Алину,
Стишков чувствительных тетрадь
Она забыла: стала звать
Акулькой прежнюю Селину
И обновила наконец
На вате шлафор и чепец.

Южный прононс и парижское грассирование - это все для нашей аристократии, да:-))) Первая же строчка может Вас смутить и подумать что у матери Татьяны и Ольги Лариных были проблемы с почками и воспитанием. Но нет - не то, что Вы подумали:-))) Имеется ввиду выражение, что она душевные тайны записывала в дневники. Полина и Прасковья - это интересная тема. Дело в том, что сокращенное имя - это Паранья, Параша или Паша... Так что Полина по-любому звучало более благородно:-))) Кстати, песня "Девушка Прасковья из Подмосковья" в сокращенно-уменьшительном варианте получается более пикантной:-)))

Кстати, потом обратный пример - с годами она видимо начала называть сенную девушку какую-нибудь не Селиной, как ранее, а Акулькой. Из чего можно понять, что звали девушку Акулина.
Про сердечную подругу Алину мы с Вами уже говорили ранее. А то, что она была княжна... Тут у меня целый разбор русских титулов был недавно. Если кому интересно, то вот тут:
Кстати, а знаете в чем основной прикол этих строчек? Я немного забегу вперед конечно, но я лишь раз увидел в тексте намек на то, как звали старшую Ларину. И имя у нее было... Прасковья:-)
Осталось только показать, что такое шлафор. Это такой вариант теплого халата. Ну а что такое чепец, думаю, Вы знаете сами. Вкупе, что-то такое получилось:

Но муж любил ее сердечно,
В ее затеи не входил,
Во всем ей веровал беспечно,
А сам в халате ел и пил;
Покойно жизнь его катилась;
Под вечер иногда сходилась
Соседей добрая семья,
Нецеремонные друзья,
И потужить, и позлословить,
И посмеяться кой о чем.
Проходит время; между тем
Прикажут Ольге чай готовить,
Там ужин, там и спать пора,
И гости едут со двора.

Ну и опять, старое доброе ламповое провинциальное дворянство:-)

картина Б. Кустодиева "На террасе"

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.

Тут особо комменитровать не стоит, но так - мало ли. Говеть - поститься и ходить в церковь, готовясь к исповеди и причастию. Русские блины, они же царские - серьезная такая штука...я как-то помнится даже ваял такие. Только рецепт уже запамятовал. Очень калорийные получились:-)) Поблюдными песнями называют нередкие особые русские обрядовые песни, исполняемые во время святочных гаданий по жребию, которые в иносказательной форме предвещают будущее каждому участнику. Старинная и интересная традиция.

Ну а блюда по чинам - это способ рассадки, который был принят в обществе в те годы. Во главе стола садили самого уважаемого и высокочинного. Как звучали правила этикета тогда: "«Сажать за стол гостей должно соответственно их чину или достоинству, летам и личному уважению. Оказывайте отличную учтивость знатным особам, в первый раз вас посещающим, а также тем, с коими знакомы вы недавно или по случаю". Так что действительно тут перечисляются - привычки милой старины:-)

И так они старели оба.
И отворились наконец
Перед супругом двери гроба,
И новый он приял венец.
Он умер в час перед обедом,
Оплаканный своим соседом,
Детьми и верною женой
Чистосердечней, чем иной.
Он был простой и добрый барин,
И там, где прах его лежит,
Надгробный памятник гласит:
Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир,
Под камнем сим вкушает мир

Получается младшие Ларины и нас Татьяна Дмитриевна и Ольга Дмитриевна. Как я уже говорил в самом начале Ларин-отец - отставной военный. Тут названо его воинское звание. Бригадир - и это немало, если честно. То есть тот, кто командует бригадой (тогда 2-3 полка) и в табели что-то среднее между полковником и генерал-майором, причем ближе к последнему.

Но в следующем отрывке есть одна странность....

Своим пенатам возвращенный,
Владимир Ленский посетил
Соседа памятник смиренный,
И вздох он пеплу посвятил;
И долго сердцу грустно было.
«Poor Yorick! 16 — молвил он уныло. —
Он на руках меня держал.
Как часто в детстве я играл
Его Очаковской медалью!
Он Ольгу прочил за меня,
Он говорил: дождусь ли дня?..»
И, полный искренней печалью,
Владимир тут же начертал
Ему надгробный мадригал.

Мадригал - это небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. Йорик - аллюзия на Шекспира, но меня больше взволновало воспоминание Ленского об Очаковской медали. Здесь - это медаль, полученная за участие во взятии турецкой крепости Очаков в 1788 году. НО дело в том, что она даровалась рядовым и унтер-офицером. Поэтому или Ленский что-то путает, или Дмитрий Ларин не бригадир.

Следующий грустный отрывок приведу без комментариев, и остановлюсь только на последнем куске.

И там же надписью печальной
Отца и матери, в слезах,
Почтил он прах патриархальный...
Увы! на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...
Так наше ветреное племя
Растет, волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!

Покамест упивайтесь ею,
Сей легкой жизнию, друзья!
Ее ничтожность разумею
И мало к ней привязан я;
Для призраков закрыл я вежды;
Но отдаленные надежды
Тревожат сердце иногда:
Без неприметного следа
Мне было б грустно мир оставить.
Живу, пишу не для похвал;
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий свой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук.

И чье-нибудь он сердце тронет;
И, сохраненная судьбой,
Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной;
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!
Прими ж мои благодаренья,
Поклонник мирных аонид,
О ты, чья память сохранит
Мои летучие творенья,
Чья благосклонная рука
Потреплет лавры старика!

Лета - река забвения. Аониды - в древнегреческой мифологии — название муз искусства (так называемых «титанических» муз), которые обитали в Аонии (поэтический эпитет Беотии) и происходили от легендарного беотийского царя Аона. В число Аонид входили Аэда — муза вокальной музыки, Мнема — муза воспоминаний, и Мелета — муза образования и обучения
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

Немало истинных «жемчужин» психологической наблюдательности можно найти в произведениях А. Пушкина. Одна из таких цитат, которые отделились от первоисточника и стали «жить своей жизнью в языке» можно считать фразу «Привычка свыше нам дана».

Ларина-старшая и привычка

Фраза о «данной свыше» привычке, ставшая крылатой, пришла из пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Полностью эта мысль звучит так:
«Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она».

Такими словами поэт подводит итог описанию судьбы матери Татьяны и Ольги Лариных. Примечательно, что эта героиня – в отличие от отца девушек – даже не названа по имени. Имя могло быть любым – настолько типичной представлялась такая судьба для молодых дворянок той эпохи.

В юности мать Татьяны предстает одной из тех, кого литературный критик В. Белинский презрительно именовал «идеальными девами». Круг ее чтения составляют французские и английские романы, в которые она не вникает глубоко, что не мешает внешнему подражанию. Как «полагается» романтической героине, она обручена с одним, но любит другого. Впрочем, возлюбленный весьма далек от романтического идеала – обычный франт и игрок.

Желание окружить себя романтическими образами доходит до того, что юная дворянка дает французские имена своим крепостным («звала Полиною Прасковью»). Но время идет, девушка выходит замуж, окунуться в обыденную жизнь, взяться за управление хозяйством в усадьбе. Постепенно такой жизненный уклад становится привычным, и вот уже героиня вполне довольна своей жизнью. Может быть, ее и нельзя назвать безумно счастливой – но стабильность привычной жизни ее вполне устраивает.

Источник

Подводя итог «биографии» Лариной-старшей, А. Пушкин цитирует в вольном переводе изречение французского писателя Ф. Шатобриана: «Если бы я имел безрассудство еще верить в счастье, я бы искал его в привычке». Сохранились черновики, которые свидетельствуют о том, что первоначально эту фразу предполагалось вложить в уста Онегина – герой должен был сказать это Татьяне, объясняясь после получения письма. Вероятно, автор отказался от этого замысла потому, что могло возникнуть некоторое противоречие, ведь Онегин как раз представляет привычку врагом счастья («Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас»).

Впрочем, в образ Онегина эти слова вписались бы вполне органично. Объяснение Евгения с Татьяной – это не просто столкновение фантазий юной девушки с суровой реальностью, это столкновение романтизма и реализма, которое имело место в творчестве А. Пушкина в определенный период.

В «Евгении Онегине» этот мотив занимает значительное место. Ленский – романтически настроенный юноша – погибает, не выдержав столкновения с жестокой реальностью. Впрочем, автор не щадит ни его стихов, ни самого юного поэта: по мнению автора, Ленскому суждено было забыть и поэзию, и романтические устремления к юности, погрузиться в быт и стать заурядным обывателем. Иными словами, с Ленским должно было произойти то же самое, что произошло с матерью Татьяны: замена счастья привычкой. Это противопоставление выносит беспощадный приговор романтизму, с которым не так давно расстался сам А. Пушкин.

Привычка свыше нам дана, / Замена счастию она
Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 2, строфа 31).
Иносказательно: об обретении душевного равновесия, покоя в привычном укладе жизни (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Привычка свыше нам дана, / Замена счастию она" в других словарях:

    Привычка свыше намъ дана, Замѣна счастію она. А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣг. 2, 31. Ср. Si j’avais la folie de croire encore au bonheur, je le chercherais dans l’habitude. Пер. Еслибъ я имѣлъ глупость вѣрить еще въ счастіе, я бы искалъ его въ привычкѣ …

    Замена счастию она. А.С. Пушкин. Евг. Онег. 2, 31. Ср. Si j avais la folie de croire encore au bonheur, je le chercherais dans l habitude. Если б я имел глупость верить еще в счастие, я бы искал его в привычке. Chateaubriand … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Привычка вторая натура. Ср. Онъ вполнѣ порядочный молодой человѣкъ, но свѣтскій этикетъ для него вторая натура. О. Чюмина. Подъ маскою. 1. Ср. Gewohnheit ist andere Natur. Custom is a second nature. L’habitude est une seconde nature. Ср. Coustume … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (книжн.). 1. нареч. От высших властей, из инстанции, не допускающей возражений (устар. ирон.). По предписанию свыше. 2. нареч. С неба, от бога (церк., поэт. устар.). «Тогда то, свыше вдохновенный, раздался звучный глас Петра.» Пушкин. «Привычка… … Толковый словарь Ушакова

    ЗАМЕНА, замены, жен. Действие по гл. заменить заменять. Замена одного спектакля другим. || Тот, кто (или то, что) заменяет кого что нибудь. «Привычка свыше нам дана: замена счастию она.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Привычка - – «модель действия, которая вследствие повторения становится автоматизированной, легко осуществляемой» (Ребер); образ действий, склонность, выполнение которых стало потребностью. Привычка свыше нам дана, Замена счастию она. (А. Пушкин, Евгений… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    I. нареч. Высок. 1. По религиозным представлениям: с небес, от Бога. Знамение с. Не по своему желанию, а волею с. * Привычка свыше нам дана, Замена счастию она (Пушкин). 2. От высших властей, от вышестоящих лиц. Получить распоряжение с. По… … Энциклопедический словарь

    свыше - 1. нареч.; высок. 1) По религиозным представлениям: с небес, от Бога. Знамение свы/ше. Не по своему желанию, а волею свы/ше. * Привычка свыше нам дана, Замена счастию она (Пушкин) 2) От высших властей, от вышестоящих лиц. Получить распоряжение… … Словарь многих выражений

    - (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. Критики… …

    - (1799 1837 гг.) поэт и писатель, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад! Болезнь любви неизлечима. Быть славным хорошо, Спокойным лучше вдвое.… … Сводная энциклопедия афоризмов

Привычка свыше нам дана...

Современные психологи говорят, что личность человека складывается из его привычек, то есть определённого набора действий, реакции на окружающий мир, склонностей, ставших обычными и постоянными.

«Привычка свыше нам дана - замена счастию она», - говаривал А.С. Пушкин. Но на самом деле не всё так однозначно. Иначе почему одни люди счастливы, а другие, мягко говоря, не очень?

И, конечно, наши привычки не бывают врождёнными - мы приобретаем их на протяжении всей жизни, но большую часть в детстве и ранней юности.

Психологи говорят, что к 30 годам характер подавляющего большинства людей становится устойчивым.

У человека формируются определённые взгляды на окружающий мир, вырабатывается свойственная только ему жестикуляция, походка, манера говорить.

Чаще всего можно даже угадать, чем именно человек занимается на работе. Потому что любая профессия, если ею долго заниматься, накладывает определённые, хоть порой и малозаметные, особенности на характер человека.

И, конечно, для хорошего будущего ребёнка очень важно, чтобы родители и педагоги с раннего детства прививали ему как можно больше хороших привычек и сглаживали привычки вредные.

Не зря русская народная поговорка говорит: «Посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу».

Чаще всего счастье или несчастье человека зависит именно от его характера, приобретённых в детстве привычек.

В обыденной же жизни польза от хороших привычек просто бесценна. Хотя иногда некоторые привычки, доведённые до автоматизма, особенно на службе, могут привести к курьёзам.

Рассказывают, что дело происходило в XIX веке в Англии. Скучающий клерк увидел отставного солдата, который нёс в руках свой обед, и внезапно крикнул: «На фронт!».

Бывший солдат инстинктивно вытянул руки по швам, и его еда упала на землю. Так дисциплина, доведённая до совершенства, сыграла с ним недобрую шутку. О том, что сделал пришедший в себя солдат с решившим пошутить клерком, история умалчивает.

Но большая часть привычек приносит нам несомненную пользу. Привычки освобождают нас от усилий заставить себя делать то, что надо. Именно привычки делают наши движения точными, не дают развиться усталости.

Трудно сделать что-либо в первый, во второй, третий раз, потом становится легче и наконец входит в привычку и не вызывает чувства раздражения, возмущения, сопротивления. Выполняя привычное действие, мы будто на автопилоте и можем даже не замечать его и мысленно обдумывать свои планы на день или решать какую-либо задачу. Но в то же время нужно знать, что привычки, если они не полезны, нуждаются в искоренении, несмотря на то, что разрушаются они с большим трудом.

Легче всего нам негодовать и жаловаться на привычки других людей, которые нам не нравятся.

Как однажды заметил Марк Твен: «ничто так не нуждается в исправлении, как чужие привычки».

Однако жизнь изменится в лучшую сторону только в том случае, если изменить собственные привычки.

Хотя для этого придётся приложить усилия, и немалые, особенно на первых порах. Зато потом не заставит ждать себя улучшение качества жизни.

Для того чтобы начать переделывать себя, нужен жизненно весомый стимул. Например, приобрести привычку правильно питаться и вести здоровый образ жизни нас может заставить осознание того, что похудев, мы обретём здоровье, красоту, уверенность и возможность заполучить мужчину своей мечты.

Выработать усидчивость поможет понимание, что только настойчиво приобретая знания, мы сможем овладеть профессией и заработать достаточно денег на комфортную жизнь.

Одна моя знакомая, выйдя замуж, начала стремительно набирать вес. Она была довольна тем, что муж хорошо зарабатывает и оставила работу. А будучи уверенной, в том, что супруг никуда не денется, позволила есть себе всё, что захочется, хотя до этого годами сидела на диетах.

В результате она через три года вместо 60 кг стала весить 105 кг.

Муж ей стал говорить, что неплохо бы сбросить лишний вес. Об этом говорили ей и родственники и подруги, но она отмахивалась и покупала себе любимые конфеты или очередной торт. Дело закончилось тем, что муж уехал в командировку, а оттуда не вернулся домой, сняв себе квартиру.

Женщина сначала не могла поверить в это, а потом её обуял ужас. Она и мужа любила, и привыкла к комфортной жизни.

Случившееся заставило её взять себя в руки, и она в течение шести месяцев сбросила 20 кг. Муж вернулся. Но она продолжала худеть, пока её вес не приблизился к 65 кг. И даже сейчас она продолжает следить за собой и не толстеет, хотя и родила двоих сыновей.

Другая моя знакомая была «совой», а на новую хорошо оплачиваемую работу ей нужно было приходить к 9 утра, и 1 час требовался на дорогу.

Так вот, ради любимой работы она сумела приучить себя ложиться и вставать раньше и через пару месяцев уже не ощущала дискомфорта.

В жизни многое даётся нам непросто. Психологи же говорят, что для того, чтобы привить желаемую привычку, нужно воспользоваться некоторыми правилами.

Прежде всего, нужно чётко осознать, чего именно вы хотите добиться. Записать свою цель от руки на бумаге и описать, как именно вы собираетесь прививать эту привычку. Лучше составить развёрнутый план. Для начала цель должна быть только одна.

Хорошим стимулом является сжигание за собой мостов. То есть, вы рассказываете своим близким или друзьям о том, что вы приобретёте такую-то привычку. Можно даже пригласить их действовать вместе с вами, если это, например, занятия спортом.

Психологи так же советуют ежедневно записывать свои успехи и рассказывать о них другим, значимым для вас людям и доброжелательно к вам относящимся.

Если случаются неудачи, то их следует проанализировать и постараться исправить. При этом не нужно впадать в панику. К успеху приводит только позитивное мышление.

За каждый свой успех вознаграждайте себя.

Постарайтесь как можно экономнее тратить время, откажитесь от всего ненужного, типа мыльных сериалов, передач, которые ничего не дают ни уму, ни сердцу.

И посвятите время усовершенствованию приобретаемой привычки.

Как правило, на закрепление одной привычки уходит 30 дней. После чего она приобретает автоматизм, и привычка становится вашей второй натурой. И главное, начинает приносить желаемые дивиденды.

И ещё психологи говорят, что вырабатывать новые привычки никогда не поздно.

Прав был Козьма Прутков, когда говорил: «Хочешь быть счастливым - будь им».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх