Апостол павел, женщины и платочки.

Тема женщины в Церкви вызывает споры вот уже много поколений. Всем известно, что Павел писал:

…жены в церквах должны молчать. Им не позволено говорить, но они должны быть покорны, как говорит закон (1Кор.14:34, NIV).

Пусть ваши жены соблюдают молчание в церквах, ибо им не позволено говорить; но они должны быть покорны, как говорит и закон [ссылка на Быт.3:16] (1Кор.14:34, NKJV).

Женщина должна учиться в тишине с полной покорностью. Я не разрешаю женщине учить или иметь власть над мужчиной; она должна молчать (1Тим.2:11-12, NIV).

Неужели Бог считает женщину низшей копией мужчины? И неужели Бог создал женщину в услужение мужчине? Должны ли женщины вести себя подобострастно и раболепно по отношению к мужчинам?

Почему апостол Павел был так сильно настроен против женщин (предположительно)? Действительно ли Павел хотел (как многие полагают), чтобы женщин, подобно детям, было видно, но не слышно?

На первый взгляд может казаться, что Павел был очень суров к женщинам. Однако когда мы начинаем его понимать, оказывается, что это не так ! Его слова были очень неверно истолкованы, неправильно переведены, вырваны из контекста и тем самым извращены для того, чтобы внести в Церковь дисгармонию.

Роль женщины и мужчины в жизни и их потенциал в будущем равны. Женщина не является второсортным гражданином. Она не низшее существо в сравнении с мужчиной. И те тексты Писания, которые создают у многих впечатление о Павле, как о женоненавистнике и противнике супружества, вовсе такого не говорят! В настоящей главе мы рассмотрим истинную роль женщины в Церкви с точки зрения Бога.

Был ли Павел предубежден

против женщин?

Сатана - мастер хитроумных извращений. Он прекрасно знает, как подставить нам подножку или устроить западню, когда дело касается понимания того, что Бог желает передать нам в Своем Слове. Сатана знает Слово Бога наизусть. Поэтому он знает, что и как можно использовать, чтобы ввести Божий народ в заблуждение.

Вам такое утверждение может показаться невероятным и даже неверным. Разве каждое слово в Писании не вдохновлено Богом? Конечно! Павел описывал Священное Писание, как вдохновленное Богом (2Тим.3:16). Однако это не исключает возможности ошибки или заблуждения со стороны читающего его человека. Понимание этой книги Сатана желает извратить более всякой другой. И он извращает смысл того, что в ней написано. Он - князь власти воздуха (Еф.2:2), - тот, кто может влиять на наше мышление, если мы не позволяем Божьему Духу изменять наш разум в духе Божьих стандартов и Его любящей природы.

Резонно ли считать Павла женоненавистником, и при этом признавать его божьим человеком? Конечно же, нет! Бог есть любовь и, как человек божий, Павел должен был иметь и проявлять любовь Бога ко всему человечеству, независимо от пола.

Если мы воображаем себе Павла предубежденным против женщин, то в наше понимание закралась ошибка. Кто утверждает, что Павел рассматривал женщин, как людей второсортных (по сравнению с мужчинами), должен переосмыслить свое убеждение. Сатана обманул весь мир (Отк.12:9), но главной его мишенью является народ Божий, - стремящиеся познать Бога и стать подобными Ему. Увы, некоторые среди Божьего народа проглотили ложь Сатаны о неравенстве женщин с мужчинами и поверили, что Павел был женоненавистником.

Давайте вместе исследуем, что же Павел думал о женщинах на самом деле.

Павел не имел семьи, однако то, что он говорил, указывает, что он мог быть женат в прошлом. Возможно, его жена умерла, или бросила его после его драматического обращения в христианство.

Что бы ни случилось в прошлом, Павел относился к женщинам с уважением и заботой. Римлянам он писал:

Рекомендую вам нашу сестру Фиву, слугу [диакониссу] Церкви в Кенхрее. Прошу вас принять ее в Господе, как приличествует святым, и предоставить ей любую помощь, которая может быть ей нужна от вас. Ибо она очень помогала многим людям, в том числе мне (Рим.16:1-2).

В следующем стихе Павел просит римлян приветствовать Присциллу, которую (интересный штрих) упоминает прежде мужа ее Аквилы (сравните с тем, как принято сегодня). Он почтительно упоминает также и других женщин - Марию (ст.6), Трифену и Трифосу (ст.12). Всех их Павел уважает и высоко ценит. Он публично высказывает почтение еще одной женщине - Персиде (ст.12), - за ее тяжкий труд служения Господу, а также матери Руфа (ст.13), которую уважительно называет своей матерью за ее нежную заботу.

Разве это похоже на речи мужчины шовиниста и женонена-вистника? Нет, это слова человека, не имеющего предубежденности против женщин. Скажу больше, эти слова выражают его любовь и духовную преданность к ним.

Если Павел был противником брака, то почему он советовал, чтобы старейшинами Церкви (епископами) избирались женатые мужи? (1Тим.3:1-7; Тит.1:5-10.) Он не давал бы подобных рекомен-даций, если бы был женоненавистником или противником брака. Более того, Павел советовал, чтобы старейшина имел только одну жену, а не состоял в полигамном браке.

Павел призывал мужа любить свою жену (Еф.5:25, 33), и не быть суровым или жестоким к ней (Кол.3:19). Объективное чтение этих текстов не может привести нас к заключению, что Павел ненавидел женщин и не имел к ним глубокого уважения за их достижения.

Единственный текст, который, на первый взгляд, может казаться противоречащим этому выводу, содержится в 1 Коринфянам 7:26, где Павел считал лучшим для одиноких оставаться таковыми. Однако причина такой рекомендации - единственно в «настоящем кризисе» (страдании, бедствии, затруднительном положении, нужде). Павел не рекомендовал женатым и замужним разлучаться (ст.27). Он старался побудить всех, насколько это возможно, фокусировать свое внимание на духовном, а не на физическом (ст.29-31) …

Хочу чтобы вы поняли, что всякому мужу глава Христос, а жене глава муж, а Христу глава Бог (1Кор.11:3).

Совершенно очевидно, что здесь говорится о том, как должно быть в священном брачном союзе. Говоря о власти, муж не имеет права господствовать над женой. Он имеет обязанности по отношению к ней. Самая большая обязанность и ответственность мужа по отношению к жене - любить ее, как Христос любит Церковь. Какой муж живет в полном соответствии с таким высоким стандартом?!

Муж (мужчина) не выше жены (женщины), как я не выше читателя этих строк. Дело просто в функции каждого, которая установлена Богом. Бог поставил каждого из нас в свое конкретное положение, чтобы служить и помогать друг другу.

Женщина не слуга мужчины. Они равны. Она имеет такой же потенциал, но обладает определенными качествами, которых нет у мужчины. В семейных отношениях женщина дополняет мужчину. Супружество это - партнерство. Чтобы брак был успешным, каждый из партнеров должен быть готов вносить свой вклад на все сто процентов, а не на пятьдесят!

Муж должен быть главой семьи, неся на себе груз ответственности в целом. Однако это не означает, что он должен все делать сам. Как помощница, в некоторых сферах деятельности жена более способна, чем муж. Поэтому правильно будет, если именно она будет выполнять такие обязанности.

Решать, что жена может делать и чего она делать не может, не является исключительным правом мужа. Такие решения должны приниматься по обоюдному согласию. Муж должен принимать во внимание желания и устремления жены. Он не должен господствовать над нею, принуждая. Они вместе являются наследниками благодати (1Пт.3:7), - что подразумевает духовное равенство , - и должны сосуществовать в гармонии, подчиняясь друг другу, как подобает верующим людям (Еф.5:21).

Муж, который не любит свою жену, навязывает ей свои решения и предъявляет неразумные требования, вряд ли может рассчитывать, что она будет ему во всем покорна. Его собственная непокорность заповеди Бога любить жену, как Христос любит Церковь (Еф.5:25), сделает для нее трудным и нерезонным выполнение в полной мере того, что требуется от нее (Еф.5:22,24).

Брак основан на взаимности. Как одна сторона ведет себя и ценит другую, так вторая сторона ей отвечает. Так же и в Церкви. Чем больше мы ценим любовь Христа, тем лучше мы можем ответить на Его любовь угодным Ему и подобающим образом. Покорность и уважение, достигнутые принуждением или давлением, никогда не будут жизнеспособны и продолжительны. Невозможно заставить человека делать что-то по желанию другого, если он сам этого не желает. В Церкви наблюдается много сатанинского манипулирования и контроля, которые ее оскверняют.

Женщины - духовные лидеры

Муж и жена в брачном союзе, по сути, - единое целое (Еф.5: 31). В делах семейных муж - глава жены, поскольку именно он отвечает перед Христом за общее руководство делами семьи. Однако это касается только домашних (семейных) вопросов.

Когда же дело касается духовных вопросов, муж не является духовным главой жены. Эта функция принадлежит Христу . Если бы каждая жена находилась под духовным главенством своего мужа, то обращенными могли бы стать только те жены, чьи мужья раньше нашли и приняли Христа. Однако в реальности женщина очень часто бывает более чуткой и проницательной в духовных вопросах, чем ее муж! Поэтому муж не является ее духовным главой. Христос - духовный глава женщин, как и мужчин. Павел утверждал:

… кто соединяется с Господом, тот (или та) един(а) с Ним в духе (1Кор.6:17).

Человек физический не имеет права вмешиваться или препятствовать духовным взаимоотношениям. Это - за пределами его власти. Христос - Глава ‘экклесии’, независимо от того, состоит ли ‘экклесия’ из лиц мужского или женского пола.

По этой причине диаконисса несет в Церкви определенные обязанности, которые мужчины должны уважать, и подчиняться им в Господе. В данных ей сферах, служить в которых она была призвана Господом, она имеет определенную ‘власть’ над ними. Прошу особо отметить, что слово ‘служить представляет собой решающий фактор. Любое администрирование в Церкви должно представлять собою служение , совершаемое в искренней любви - в любви Бога. Это - божественное назначение, которым никогда не следует злоупотреблять ради корыстных мотивов.

Итак, мы видим, что представление о том, будто мужчина всегда выше по положению, чем женщина, - неверно…

Равенство женщин

Идея, что женщина была сотворена неравной мужчине, является ошибочной. Это - ложное учение, такое же древнее, как человек.

Создавая человечество, Бог сначала сотворил Адама, а затем Еву:

Бог сказал: «Сотворим человека в Нашем образе и Нашем подобии, и пусть они правят над рыбами морскими и птицами небесными, над скотом и над всей землей, и над всеми пресмыка-ющимися, ползающими по земле» (Быт.1:26).

Совершенно очевидно, что здесь Бог описывает ‘человека’, используя этот термин коллективно, имея в виду как мужчину, так и женщину. Это же подтверждается в следующем стихе словами:

И сотворил Бог человека по образу Своему… мужчину и женщину сотворил Он их (Быт.1:27).

Более того, Бог благословил не только мужчину, дав одному ему власть над всем творением. Он благословил ИХ (там же, ст.28). Это указывает на равное благословение и равную власть. Бог дал им обоим власть править над всем животным царством, но Он не дал мужчине позволения править над своей женой. Такого позволения вы не найдете в изначальном плане Бога для мужа и жены.

Только позже, после их грехопадения жена оказалась под господством мужа (Быт.3:16). Подчинить жену власти мужа не было первоначальным замыслом Бога. Она была сотворена ему ровней, по словам Петра - «сонаследницей» (1Пт.3:7). Она была сотворена подходящей помощницей и другом своего мужа, вклад которой был равным его вкладу, - не рабыней, служанкой или человеком низшего порядка.

Только через грех и его разрушительное влияние на наш разум, женщина оказалась униженной. Во многих странах Востока женщины рассматриваются, как граждане второго сорта, и даже хуже того. Иногда женщин ценят не выше животных.

Это - трагедия, которой Бог никогда не желал, но которая случилась из-за преобладающего влияния Сатаны на мышление человека (что стало итогом его грехопадения). Бог обещал, что перед концом Он восстановит все (утерянное через грехопадение) через работу ‘Илии’ последних дней. Он обещал, что это произойдет перед вторым приходом Исуса (Мф.17:11; Деян.3:21). Пророческая работа ‘Илии’ восстановит понимание всех вещей , как они были изначально запланированы Богом.

Первоначально женщина была создана из мужчины, потому что, как муж и жена, они предназначены быть единым целым. Она принадлежит ему; и он должен любить ее так, как любит себя самого (Еф.5:25, 28). Бог символически изобразил эти отношения в том, как Он сотворил женщину.

Поэтому Господь Бог погрузил человека в глубокий сон; и пока он спал, Он взял одно из его ребер [ или: часть его бока] и закрыл это место плотью. Тогда Господь Бог сделал женщину из этого ребра [ или : части его бока]… (Быт.2:21-22).

Бог взял часть мужчины, которая была ближе к сердцу и была частью его бока, чтобы указать то место, которое она должна занимать в его жизни. Бог не взял часть плоти от подошвы ноги человека, или от его руки. Она не создавалась, чтобы находиться под его правлением или господством. Бог намеренно взял целую кость и плоть из его бока. Таким образом, жена была настолько же частью его, как любая другая часть его тела, - с той лишь разницей, что она была физически отделена. В глазах Бога, это были два индивидуума, но одно духовное целое (как Он сам), которое могла разделить только смерть.

Только после того, как Сатана соблазнил Еву и подбил наших прародителей на грех, женщина лишилась своего законного места - равенства в браке и обществе. Мужчина тоже претерпел столь же пагубные лишения, но в другой форме (Быт.3).

Когда Исус заплатил полную цену за все грехи человечества, равенство могло быть восстановлено. И теперь, женщина во Христе может снова во всех отношениях выполнять свою законную роль.

Должны ли женщины молчать?

В книге Деяний записаны слова Петра, в которых он упоминает обещание Бога, данное в Ветхом Завете через пророка Иоиля. Он их произнес (а Лука записал) потому, что осознавал, что они начали сбываться в ранней Церкви:

В последние дни изолью Дух Мой на всех людей [независимо от пола] . Ваши сыны и дочери будут пророчествовать, ваши юноши будут видеть видения, ваши старики будут видеть сны. И на слуг Моих, мужчин и женщин , изолью Дух Мой в те дни, и будут пророчествовать (Деян.2:17-18).

Это пророчество предсказывает восстановление равенства полов!

Перед Богом нет разницы между мужчинами и женщинами. И те и другие могут служить Богу. И те и другие могут вдохновляться Богом и пророчествовать. Под этим термином подразумеваются слова, прямо вдохновленные Богом через Святой Дух. Больше об этом духовном даре найдете в главе 14 первого послания «К Коринфянам». (Этот вопрос подробно исследуется в издании ММ Введение в дары Духа .)

Хотя обычаи нашего времени заставляют многих относиться несколько предвзято к проповедям женщин в Церкви, Библия не устанавливает исключительных полномочий проповедовать для мужчин, и не запрещает этого женщинам.

Павел утверждал, что для женщины вполне допустимо пророчествовать в Церкви. Он сказал, что «все могут пророчествовать» (1Кор.14:31); но жена не должна делать этого с ‘непокрытой’ головой (1Кор.11:5). В то время бытовал обычай, чтобы замужние женщины ходили с покрытой головой. Это был символ того, что жена находилась под защитой своего мужа, тогда как длинные волосы символизировали ее покорность мужу. В странах Востока подобные обычаи сохранились до сегодняшнего дня, только там замужняя женщина покрывает также и лицо.

Если жена пророчествовала в ‘церкви’ с непокрытой головой, она бесчестила ‘главу’ своего брака. Павел говорил о ее муже. Он - ее глава в супружестве. По обычаю того времени жена должна была ходить с покрытой головой, поэтому, молясь или пророчествуя в церкви с непокрытой головой, она опозорила бы мужа. Сегодня эти обычаи чужды нам на Западе. (Больше об этом в главе 5).

Для правильного понимания того, почему Павел написал коринфянам, что «жены должны молчать в церквах» (1Кор.14:34), надо брать во внимание то, что было им написано до этого. В главе 11, Павел ругал коринфян за их богослужения, которые часто приносили больше вреда, чем пользы (ст.17, NIV). Затем он начал им разъяснять, что на своих празднествах они превращали символы бесценной жертвы тела и крови Христовой в пародию и карикатуру.

Кроме того, он ругал их за беспорядок, который происходил на их собраниях, когда все хотели сказать ‘свое’, но это ‘свое’ часто не приносило никакой пользы другим. Возможно, каждый из них хотел командовать или выделиться. Возможно, многие искали бренной славы, демонстрируя ‘свои’ духовные дарования (1Кор.12 и 14).

Именно в контексте этого беспорядка, который преображал конгрегацию верующих в толпу неуважительных, невежливых и своекорыстных людей, - Павел написал, что женам в их собраниях следует молчать.

Обратите также внимание, что Павел упоминает об этом, говоря о женах, расспрашивающих о чем-то, чего они не понимают (1Кор.14:35). Не следует забывать, что женщины в те времена, в большинстве своем, были необразованными, или малообразован-ными, в сравнении с мужчинами. Мальчики часто имели возможность получить образование, тогда как девочки таких возможностей не имели. Позор исходил не от самого факта, что женщина говорила в Церкви; ведь все могли пророчествовать и молиться, - как мужчины, так и женщины , - лишь бы это происходило достойным образом и упорядоченно. Все могли это делать для научения и ободрения других (ст.31). Однако из вышесказанного справедливо будет умозаключить, что некоторые жены своими вопросами прерывали ход собраний, мешая спонтанному течению вдохновения Святого Духа через других верующих, перебивая их, чтобы задать свои вопросы. Поэтому Павел рекомендовал, чтобы они задавали вопросы своим мужьям дома.


Ведущие роли женщин в Церкви

В человеческом обществе (а также в Церкви) женщины редко занимают ведущее положение. Но это не запрещено Писанием. Даже в Ветхом Завете бывали времена, когда женщина избиралась, как человек наиболее подходящий для роли вождя. Дебора (Девора) вела Израиль во времена Судей. Она была пророчицей, и Бог использовал ее (кн. Судей 4).

Среди других примеров, можно также назвать пророчиц Хулду (Олдаму) (2Царей 22:14) и жену Исайи (Ис.8:3). Надо признать, что примеров мало, но этому не следует удивляться, учитывая мужское господство в человеческом обществе!

Некоторые полагают, что новозаветное учение о женщинах против того, чтобы женщины давали духовные наставления или учили в Церкви. Это мнение основывается на ошибочном понимании некоторых слов Павла. При правильном понимании становится очевидным, что Павел не пытался поставить вне закона в Церкви женщин в роли учителей или духовных наставников, - даже для мужчин (если они имели для этого соответствующие знания и помазание Духа).

В Новом Завете (в первых главах Евангелия от Луки) записаны свидетельства о том, что женщины часто исполняли важные духовные функции и (в том числе) пророчествовали. Когда мать Исуса Мария навестила Елизавету, та была беременна, нося в утробе будущего Иоанна Крестителя. Увидев Марию, Елизавета была вдохновлена Святым Духом произнести слова (Лк.1:39-45). Это было пророчество. Пророчество является духовным наставлением или поучением высшего порядка. Это - прямое откровение от Бога! Оно дано было, чтобы просветить как женщин, так и мужчин !

Благословенна поверившая, что сказанное ей Богом исполнится! (Лк.1:45.)

Это в равной степени верно и в отношении мужчин! Благословен поверивший, что сказанное ему Господом исполнит-ся! Вера несет благословение, независимо от пола человека. В духовных вопросах нет никакой разницы между полами. Поэтому не может быть большего благословения одному полу перед другим! Дискриминация верующих в Церкви по половому признаку является духовным извращением (результатом неверного подхода).

Однако вернемся к встрече Марии и Елизаветы. После приветственных (пророческих) слов Елизаветы, Дух Божий сошел на Марию, и она тоже стала пророчествовать! Обратите внимание на то, что она провозгласила:

Душа моя славит Господа, и дух мой возрадовался в Боге - Спасителе моем [она прославляла дитя, бывшее в ее утробе!] , ибо Он вспомнил о смиренном состоянии рабы Его. Отныне все поколения будут называть меня благословенной, ибо Всемогущий совершил для меня великие дела - свято имя Его. Его милосердие - к тем, кто боится Его, из поколения в поколение. Своею Рукой Он совершил дела могущественные. Рассеял надменных в их потаенных мыслях. Низверг правителей с их престолов, а смиренных вознес. Насытил голодных благами, а богатых отослал пустыми. Помог рабу Своему Израилю, помня быть милосердным к Аврааму и его потомкам вовеки, как говорил отцам нашим (Лк.1:46-55.)

Это было откровением от Бога через Марию. Она передавала духовное наставление, предназначенное для всех, кто способен поверить и принять, - мужчинам и женщинам. Это наставление учит о греховности гордыни, о красоте смирения, о тщетности надежд на богатство, о милосердии Бога и Его верности народу в исполнении Своих обещаний.

Прорицание Марии содержало духовное наставление для всей Церкви, потому что произносилось по вдохновению Святого Духа. Более того, это было проявлением функции духовного руководства. Духовный лидер - это тот, кто передает духовное и нравственное руководство или наставление. Именно это делала в тот момент Мария. И, поскольку Бог дал ей эти слова не только для современников, но и для всех нас, то тем самым Он демонстрирует нам сегодня, что женщины могут выполнять роли учителей и руководителей в Теле Христовом.

В следующей главе Лука рассказывает о пророчице Анне (Лк. 2:36). Совершенно очевидно, что Бог не отказывает женщинам в качествах и дарованиях духовного лидерства! Поэтому неправы мужчины, отказывающиеся доверить женщине такие функции и обязанности, если она лучше всех подходит для их выполнения.

Изучая жизнь Кэтрин Кульман и Эйми Сэмпл МакФерсон, вы убедитесь, что Бог не отстраняет женщин от служения. Верно, однако, то, что женщину труднее признают в такой роли, потому что предрассудок общества распространился и дал буйные всходы в Церкви. Но Бог призвал их обеих проповедовать и учить, и они были покорны Его призванию. Обе эти женщины имели могущественные служения исцеления (в первой половине ХХ века), которые помогли изменить жизни многих тысяч людей, приведя их к познанию Христа.

Если бы Богу не было угодно, чтобы женщины служили в таких руководящих функциях, то Он бы не призвал их к такому служению, и не благословил бы столь чудесно их старания.

Женщинам учить?

Когда Павел писал: «Я не позволяю жене учить…» (1Тим.2: 12) , - он мог сделать столь радикальное заявление в связи с обычаями того времени. Если никто не станет слушать женщину, которая учит или проповедует, если за это ее ожидает общественное порицание и позор (даже если в глазах Бога это нормально), то в ее проповедях и учении нет смысла. Ее усилия проповеди Благовестия будут бесполезными.

Павел не ставил себе цели изменить существующее общество. Он знал, что это не в его силах, ибо Божье время для таких изменений еще не пришло. По этой же причине он не выступал против рабства. В то время существовали традиции и обычаи, которые следовало терпеть ради общества, в котором они жили (хотя они были далекими от идеальных и даже от подобающих под Новым Заветом). Поэтому Павел говорил о таких вопросах только постольку, поскольку это относилось к христианам.

Аналогично, там, где существующие обычаи вызывали предубеждение, мешая потоку Святого Духа, Павел чувствовал необходимость восстановить равновесие. По-моему, вопрос о том, могут ли женщины учить в Церкви, является одним из таковых.

Сегодня, после работы, проведенной сторонниками женской эмансипации и ‘освобождения женщин’, такая роль женщин больше не является острым вопросом и не вызывает предубеждений в обществе.

Есть еще одна подсказка, которая может помочь пониманию того, почему Павел сказал то, что он сказал. После слов об обучении, он продолжил: «…ни иметь власть над мужем» (1Тим.2:12). Похоже, что Павел косвенно укорял и поправлял некоторых женщин, которые не подчинялись своим мужьям, и даже пытались узурпировать главенство в семье, по праву принадлежащее мужу. Это навлекло бы на Церковь дурную репутацию в обществе, если бы не было пресечено в самом начале.

Важно также помнить, что Павел понимал под покорностью. Он подразумевал не ту форму услужения, которую многие воспринимают как раболепное, пресмыкательское, заискивающее угодничество. Он не имел в виду, что женщина должна закрыть рот и делать все, что говорит ей муж, независимо от того, хорошо это или дурно. Нет, он говорил о покорности друг другу из страха перед Богом (Еф. 5:21).

Нередко мужчинам вообще, а мужьям в частности, необходимо прислушиваться к тому, что говорят женщины (жены). Если слова вдохновлены Святым Духом и сказаны по воле Христа, то не имеет значения, кто их произнес - мужчина или женщина. Если их произносит женщина, то мужчина должен покориться им, потому что это правильно.

Утверждение Павла, что жены должны во всем повиноваться мужьям (Еф.5:24), не является позволением мужьям злоупотреблять своими обязанностями. Самоочевидно, что «все» не включает того, что перечит воле Бога или доброй воле жены.

Важно учитывать контекст, в котором сказаны те или иные слова. Принимая во внимание все другие утверждения Библии о женщинах, становится яснее, что именно Павел подразумевал в своем утверждении к Тимофею. Перефразируя, это можно выразить так:

Я не позволяю жене [ни] указывать (перефразировано) мужу, ни узурпировать власть над ним (1Тим.2:12).

Обратное утверждение в равной степени справедливо: муж не должен указывать жене! Она либо добровольно примет то, что он ей говорит, либо не примет вовсе. Такова уж человеческая природа.

В заключение

    Женщина может иметь подчиненное положение в браке (в физическом плане), но не в духовном плане (не в Церкви).

    Женщины могут пророчествовать, проповедовать и учить в Церкви, если и когда им велит Бог.

    Во Христе, муж не имеет обоснованного Библией права господствовать над своей женой, - оба являются сонаследниками Благодати и помощниками друг другу (1Пет.3:7).

    Хотя жена должна покоряться мужу в семейных вопросах, они должны покоряться друг другу «во Христе» (Еф.5:21).

    Бывают случаи, когда мужчина должен подчиниться женщине во исполнение вышеозначенного принципа. Очевидным примером этого является случай пророчества. Когда женщина пророчествует, Христос говорит через нее ради пользы других (в том числе мужчин)!

    Покоряться всегда необходимо ‘правлению’ и ‘власти’ любви.

    Мужчине нужна женщина, а женщине - мужчина. И оба нуждаются в Боге!

Послесловие к главе

о женщинах в служении

Первое послание Тимофею (2:12) регистрирует слова Павла: «Я не позволяю жене учить или иметь власть над мужем, но быть в молчании». Приведенный ниже комментарий к этому тексту из «Библии для изучения верующих» (NKJV) проливает больше света на их смысл:

Поскольку это послание к Тимофею было написано вскоре после 1-го послания к Коринфянам, несомненно, есть некоторые свидетельства, что Павел и здесь имеет дело с конкретной проблемой, - как и в конгрегации коринфян (1Кор.14:34), в которой женщины (жены) ‘господствовали’ над мужчинами (мужьями)…

Что касается роли женщин в церкви, Новый Завет ясно показывает, что женщины играли выдающуюся роль в развитии церкви в первом веке. Это с очевидностью включало пророчество и молитву (1Кор.11:5), обучение (Тит.2:4-5), индивидуальное наставление (Деян.18:26), свидетельствование (Ин.4:28-29) и гостеприимство (Деян.12:12)…

Тексты 1Коринфянам 11:5, Деяний 2:18 и 21:9 открывают, что женщины могут пророчествовать в Церкви. Пророчество же есть не что иное, как наставление , вдохновленное Святым Духом . И если Дух побуждает женщину наставлять или поощрять других в Церкви через пророчество, то очевидно, что человеческий запрет не должен этому препятствовать!

Причиной того, что в раннем периоде Церкви было мало женщин-евангелисток, было бытовавшее в ту пору предубеждение против них. Женщина-проповедница не получала такого внимания и уважения слушателей, как мужчина.

Сегодня обстоятельства несколько изменились. Появилось много успешных женщин-евангелисток (хотя их не так много, как мужчин). И Бог работает через них.

Нет ни иудея, ни эллина, нет ни раба, ни свободного, нет ни мужчины, ни женщины; ибо все вы - одно во Христе Исусе (Гал.3:28).

Благодаря Христу, в Церкви не должно существовать таких дискриминирующих различий. Безусловно, между женщиной и мужчиной существуют различия в физическом плане, которые важны для выполнения их ролей в браке и семье. Однако в экклесии между ними нет духовного различия. Христос призывает женщин, давая силу и власть для исполнения определенных для каждой из них функций в Своем Теле, точно так же, как Он это делает через мужчин.

Женщины могут проповедовать, учить, пророчествовать и выполнять любые другие функции служения по вдохновению и под руководством Святого Духа.

Объясните, батюшка, что значат слова из послания 1-го к Коринфянам 14:34: «Жены ваши в церквах да молчат...». Это нужно понимать в прямом смысле слова?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Это место из Послания святого апостола Павла почти всегда приводят неточно. Если мы прочтем текст и рассмотрим контекст этого стиха, то придем к выводу, что святой апостол не устанавливает здесь общее правило, а говорит о коринфских женщинах. Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить (1Кор.14:34). Из предшествующих слов можно понять, что в собраниях коринфян были нестроения. Возможно, причина исходила от женщин. А то, что женщина может говорить в Церкви, подтверждают другие места в этом же Послании святого апостола Павла: ..И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову.. (1 Кор. 11:5). Пророчествовать в апостольский век означало учить.

Сам святой апостол поясняет: а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение (1Кор.14:3). У святого апостола Филиппа сказано в книге Деяний святых апостолов: ...были четыре дочери девицы, пророчествующие (Деян.2:9). Где они могли пророчествовать? Разумеется, не дома, а в церковном собрании. Еще пример. Уже в I веке в Церкви были диаконисы. В Послании к Римлянам апостол Павел упоминает диаконису Фиву. Они наставляли путем бесед женщин, которые готовились к крещению, уча их, и помогали епископу при крещении. Значит, они не могли молчать в Церкви.

Мы подошли к обсуждению 1 Коринфян 14:34, 35, – того текста, который постоянно появляется в поле зрения при рассмотрении темы о служении женщин. Павел желает, чтобы женщины в церкви молчали. Не значит ли это, что женщине отказано, по крайней мере, в том, чтобы учить?

Апостол, несомненно, говорит о собраниях церкви (срн. стих 26: «Когда вы сходитесь…»). В этой связи Павел снова возвращается к вопросу о женщинах. Когда он пишет: «как и во всех церквах у святых, жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить…» (стих 34), можно с уверенностью сказать, что в свете прочитанного в 1 Коринфян 11:2сл. речь не идёт об общем запрете говорить. Ведь апостол не запрещает женщинам пророчествовать в церкви, а повелевает им проявлять своим поведением уважение к установленному Богом порядку касательно мужчин и женщин. Прочитав 1 Коринфян 14, у нас вовсе не складывается впечатление, что Павел ограничивает духовные дары, которыми Святой Дух украшает женщин на собрании церкви. Слово «каждый» в стихе 26 – достаточно общее. У женщин также может быть «псалом», «поучение», «откровение», «язык» или «толкование». В Коринфе множество «проявлений» Святого Духа (срн. 1 Кор. 12:1). Апостол упорядочивает это множество. Для этого он вводит некоторые запреты, касающиеся речи и молчания в церкви. В церкви всё должно служить её назиданию (стих 26).

Первый запрет Павел накладывает на тех, кто говорит на разных языках. Если нет толкователя, они должны молчать на собрании общины. В этом случае они должны говорить сами с собой и с Богом (стих 28).

Второй запрет касается пророков. Если другому вдруг дано откровение, говорящий пророк должен замолчать (стих 30). Второй обретает преимущество.

Третий запрет имеет отношение к женщинам. Это не значит, что апостол Павел запрещает женщинам пророчествовать. Тогда бы апостол противоречил тому, что написал раньше в 11 главе. Мы также должны принять во внимание, что в стихе 35 Павел пишет, что женщины должны спрашивать дома у своих мужей объяснения, но он не пишет, что они должны пророчествовать дома.

Какая же речь не разрешена женщинам? Я придерживаюсь толкования, предложенного Я. ван Брюггеном. После пророчества, как видно из стиха 29, следовало обсуждение услышанного. Пророки обсуждали пророчества друг друга. Таким образом, из полученного откровения они вместе собирали нужное «поучение» (срн. стих 31).

Из этого видно, что «духи пророков» подчиняются пророкам (стих 32). Это не значит, что пророки полностью контролируют себя и могут на некоторое время перестать пророчествовать. А значит то, что они касательно своих пророческих слов подчиняются решению других пророков.

Поскольку основная цель пророчества состоит в «обучении» (срн. стих 31), и апостол Павел характеризует «говорение» женщин как «желание научиться чему-то» (стих 35) – при этом он использует одно и то же слово – мы можем предположить, что речь идёт о поучительных обсуждениях на собрании церкви. Запрет говорения, возложенный на женщин, имеет специфический характер: они не имеют права принимать участие в поучительных обсуждениях .

О подчинении говорится именно в контексте этих поучительных обсуждений. При обсуждениях того, что прозвучало как Слово Господнее, духи пророков подчиняются пророкам (стих 32). Если бы сестры принимали участие в этих обсуждениях, тогда духи пророков-мужчин подчинялись бы женщинам(-пророчицам).

Апостол Павел считает, что это противоречит «подчинению» женщины, о котором говорит «закон». Под словом «закон» можно понимать или весь Ветхий Завет, или, более конкретно, книги Моисея. В любом случае, предметом обсуждения апостол считает здесь учение Писания. Павел преподал это учение уже в 11 главе, где он говорил о мужчине как главе женщины и о женщине как славе мужчины. Очевидно, именно это было перед глазами апостола, когда в 1 Коринфян 14:34 он пишет, что женщины должны «подчиняться». Сохраняя молчание при поучительных обсуждениях, сестры показывают, что они с благоговением относятся к Божьему порядку и принимают главенство мужчины.

Я. ван Брюгген указывает ещё и на то, что повеление апостола Павла не обязательно ограничивается только замужними женщинами. Слова «их мужья» (дословно «собственные мужья») в стихе 35 также могут иметь отношение к незамужним женщинам, ответственность за которых нес «опекун» или «попечитель». Но даже если под словами «собственные мужья» имелись в виду только супруги, всё равно не следует стих 34 привязывать исключительно к замужним женщинам. Этим кратким утверждением апостол Павел, конечно же, не предлагает исчерпывающий ответ на абсолютно все возможные ситуации. Своими словами он описывает наиболее типичную ситуацию.

«Если бы он действительно имел в виду то, что только замужние женщины должны молчать, а все другие могут говорить без всяких ограничений, тогда бы он всё же сформулировал стих 34 более точно. В предыдущих стихах он точно говорит, кто может, а кто не может говорить в определенный момент. Общее и краткое формулирование стиха 34 исключает всякую возможность его прочтения таким образом, будто Павел хотел написать свои повеления, исходя из разницы между замужними и незамужними женщинами. В данном случае он говорит, исходя из разницы между женщинами и мужчинами (см. стих 35)».

Возвращаясь к поучениям апостола Павла в 1 Коринфян 14, следует сказать, что женщинам часто отказывали во всякого рода служении, ссылаясь на стихи 34 и 35 и при этом не вникая в детали написанного там. Запрет говорить, представленный в стихе 34, вовсе не носит общий характер! Он касается молчания в особенной ситуации. Речь идёт об участии женщин в поучительных беседах на собрании церкви, во время которых обсуждались и осмысливались пророчества. Во время этих бесед определяли, были ли услышанные слова истинным откровением Духа, и какое именно значение они несли для церкви. Путем таких обсуждений «все» в церкви поучались и получали утешение (стих 31). Запрет говорения касался публичного обсуждения пророчества, которое проводилось в Коринфе специфическим образом. Подобного мы уже не имеем. Пророчества, с которыми тогда сталкивалась апостольская церковь, уже «закончились» (срн. 1 Кор. 13:8). Канон Нового Завета пришел к своему завершению. То, что Святой Дух хотел открыть о Божьем плане в Иисусе Христе, представлено нам в слове Писания. Церковь, на самом деле, была построена на фундаменте апостолов и пророков (Еф. 2:20). В Писании мы читаем Слово апостолов и пророков.

На собрании церкви больше не звучат пророчества, как это было когда-то в Коринфе. Теперь Слово через проповедников «преподается» церкви. Опираясь на пророчество Писания (срн. 2 Петр. 1:20), служитель Слова обучает и увещевает свою общину.

В некотором смысле, можно утверждать, что в проповеди «осмысливается» пророчество Писания: пророчество не обсуждается, но раскрывается его значение для жизни церкви и оно как Слово Господа запечатлевается в сердцах слушателей. Проведя параллели с тем, что в 1 Кор. 14 апостол Павел запрещает женщинам говорить, можно сделать вывод, что сестрам не позволено проповедовать Божье Слово на собрании церкви. Когда речь заходит об авторитетном обучении, через которое «все» получают наставление и утешение, на передний план выходят мужчины. Женщина на кафедре не соответствует принципу «подчиненности», к которому Господь призывал женщину в церкви.

Учение апостола Павла в этом послании связано с конкретной ситуацией, сложившейся в церкви Коринфа. Тем не менее, это не значит, что данный им запрет привязан к определенному времени . Речь вовсе не идёт о тогдашних обычаях. Апостол подчеркнуто ссылается на Слово Самого Бога (стих 34: «как говорит закон»). Именно это Слово побудило апостола запретить сестрам выступать в церкви с определенной речью. Поэтому предписания апостола сохраняют свою актуальность для церкви на все времена!

этом говорят, считают таким важным, что пусть тогда уж себе сразу все отрежут…
Так и здесь. Не хочет женщина покрывать голову – пусть бреется наголо.
Понятно, что Ап. Павел это шутливо сказал, а не на самом деле давал такой совет. Его задачей было убедить женщин, что снимать головное покрывало на богослужении – такая же глупость, как и бриться наголо.

Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.
Еще один риторический прием Ап. Павла – доказывать свою мысль разными примерами. Через это мысль его получала новое подкрепление и убедительность.
Вот и здесь, чтобы еще раз мотивировать необходимость женщине покрывать голову, Апостол напоминает эпизод с Моисеем. Когда Моисей сошел с горы Синай, от Бога, лицо его сияло так сильно, что он положил на него покрывало (Исх., 34-я глава). Вот так, говорит Ап. Павел, и в нашем мире. Женщина – принадлежит мужу. Она сияет его славой и честью и должна беречь это сияние под целомудренным покрывалом. Сияние это не должна открывать посторонним, но только своей семье.

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
Не совсем понятно, что Ап. Павел имеет в виду. Может быть, ту историю из книги Бытие, что падшие ангелы прельстились красотой женщин и стали брать их себе в жены? Вспомните этот эпизод: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6, 1-2)… Это, по рассказу Библии, повлекло за собой рождение людей-исполинов, гнев Божий и потоп.
Может быть, Апостол Павел имеет в виду, что, покрывая лицо для посторонних, женщина застрахована от той неприятности, что она приглянется демону?
Здесь есть и другие предположения, но все же неизвестно, что точно имел в виду Ап. Павел.

Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
Ап. Павел смягчается. Слишком сильно он «надавил» на христианок, слишком строг был. Поэтому он говорит, что все должны жить в уважении и любви и ни над кем не доминировать.
В конце Апостол приводит уже не богословские, а «естественные» аргументы в защиту того, что женщина должна покрывать голову. Ведь дает же ей Бог длинные волосы. Разве не понятно, что это для того, чтобы она могла прикрывать свою наготу:
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?

Заканчивается этот отрывок весьма важным добавлением. Внимательно прочитайте его:
А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
Апостол говорит, что спорить, вводить какие-то экстравагантные новшества – не нужно: если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Нет такого обычая – спорить и диктовать свои мнения Церкви! Впрочем, в конце Ап. Павел говорит, что ставить и мирно обсуждать какие-то вопросы – вполне допустимо. Возможно, тогда более искусный и убедительный оратор сможет доказать свою правоту.

А теперь, когда мы разобрали этот текст, давайте поставим ряд вопросов и на них ответим:

Ношение женщиной головного покрывала имеет ли христианское основание?
Нет, это общая восточная традиция, которая была принята во времена Ап. Павла. Чтобы христиане не «скандализировали» общество, не казались смутьянами и нарушителями общественных приличий, говорит Ап. Павел, им следует придерживаться этого обычая.

Сам Ап. Павел считает это нужным?
Несомненно. Ап. Павел, возможно, как человек своего времени и своей культуры считал, что это очень важно. Именно поэтому Апостол так горячо, вновь и вновь приводя различные аргументы, защищает эту традицию.
С другой стороны, не будем преувеличивать и для самого Ап. Павла значения этой традиции. Из всех своих Посланий (а их – 14) Апостол лишь в одном и один раз касается этого вопроса. Возможно, потому, что поведение христианок Коринфа вызвало какие-то скандалы в городе или нестроения в самой Церкви. Вообще Ап. Павел крайне мало уделяет внимания обрядам и традициям, на первое место ставя вопросы веры и нравственной жизни.

На самом деле аргументы Ап. Павла доказывают ли решительно-принципиально важность ношения христианами головных покрывал?
Положа руку на сердце, можно сказать, что ни один из аргументов Ап. Павла не имеет принципиального богословского веса и важности. Если кто-то считает иначе, то пусть вспомнит, что Церковь очень легко рассталась, например, с тем утверждением Ап. Павла, что мужчина не должен во время молитвы покрывать голову. Для мирян оно остается в силе, но священнослужители покрывают голову во время молитвы скуфейками, камилавками, митрами, клобуками и т.д.
В самом деле, все аргументы Апостола – это аргументы, апеллирующие к традиции, обычаям, а не к принципиальным вещам, имеющим отношение к вере и Спасению.

Как, исходя из этого, должна поступать благочестивая христианка?
Похвально, что на Руси сохраняется благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла.
Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.
Вместе с тем, женщина не должна относиться к головному покрывалу, как к чему-то принципиальному для веры и духовной жизни. Никаких «репрессий» к тем, у кого голова не покрыта, применять нельзя. Нельзя отлучать от Причастия, не допускать в храм и проч. Христиане должны понимать, что платок на голове у женщины – лишь дань древнему восточному обычаю, не более.

Сегодня наши бабушки эту девушку заставили бы надеть косынку. Но в то время, когда люди понимали, «что и как надо на самом деле», подобных эксцессов не возникало.
Если кому интересно, два слова про косы:
Девочке волосы подстригали. Когда она становилась девушкой, то есть переходила в другую статусную группу, девушке заплетали одну косу. Эта коса была символом ее девичества, девушка берегла косу, ухаживала за ней. Существовало много поговорок на эту тему, например: «Коса – девичья краса» и др. Накануне замужества косу расплетали. В некоторых областях России косу подрезали, в некоторых просто расчесывали со специальными обрядовыми песнями и причитаниями. Расплетали обычно дружки невесты.
Затем ей заплетали две косы, которые она отныне и должна была носить. Эти косы укладывали вокруг головы. Носить одну косу замужняя женщина не могла, это было неприлично.
Косу отрезали девушке, если она впадала в блуд и лишалась девичества.
Также косу отрезали при монашеском постриге.

Обратите внимание на девушку, которая держит ребенка. Она тоже не покрыла голову. Одна коса говорит о том, что перед нами девушка, возможно, нянька малыша (а, может быть, крестная? но крестная бы получше оделась).

И последний вопрос: Как относиться к тому, что не только за Западе, но и во многих Православных Поместных Церквах (Греческой, Сербской и др.) женщины в храме головы не покрывают?
В восточных странах, преимущественно на Балканах, действительно появилась традиция женщинам в храме головы не покрывать. Греческие священнослужители говорили мне, что эта традиция идет от того времени, когда Греция и Балканы были под властью турок. Турчанки очень строго соблюдают все эти обычаи покровения головы. Греческие женщины, в пику им, в храме платки снимали, утверждая другие стандарты поведения.
Так это или нет, я не знаю, но в любом случае их традиции – их традиции. Никто не запретит русской женщине, если она хочет соответствовать духовной традиции, принятой на ее Родине, надевать при входе в храм платок.
Так же и мы должны к иным культурам относиться без осуждения.

Любовь Рыжкова Покрытая глава.

Предлагаю желающим поразмышлять над темой покрытия главы (головы) в понятиях древних и сегодняшних времен. Сразу говорю, что это всего лишь размышления, а не богословские изыскания. Наверно ни для кого не секрет, что за столь большой промежуток времени многие понятия изменились и не имеют первоначального значения, особенно если учесть, что культура древних народностей, которым предназначались новозаветные послания, в корне отличается от современной культуры наших народов.
Начнем с того, что без головных уборов не обходился ни один житель востока в виду жаркого климата, отсутствия скоростных средств передвижения и банальных зонтов. Поэтому голову покрывали и мужчины и женщины, массивными тюрбанами и многослойными покрывалами, служащими не только для укрытия от жары, но и от холода в ночное время. И с этой точки зрения, если у жены не было покрывала, то могло значить, что муж не в состоянии был позаботиться о жене, и это было позором для него. Восточный менталитет означал зависимость женщины от мужчины своей семьи, не обязательно мужа (при отсутствии такового), в материальном и моральном плане. На мужчине лежала обязанность заботы о женщине, а на женщине – обязанность подчинения. И это не было чисто христианским установлением, но перешло в христианство из культуры народов, в основном от Израиля. 1Тим.5:8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
Далее рассмотрим моральное главенство. Если человек никому не подчиняется, то он сам себе голова – глава, т.е. живет своим разумом, и сам о себе (следовательно) заботится. В таком понимании вопроса мужчина мог быть без головного убора в общественных местах, показывая тем свою независимость. А женщина своим головным убором показывала свою зависимость, что о ней есть кому позаботиться и защитить в случае обиды, или покрыть ее заботой. Если вдруг на ней не оказывалось покрытия головы, то для ее окружения это было поводом для беспокойства о ней и о тени позора за это для ее близкого мужчины. Мы видим заповедь во многих религиях, а не только в христианстве, заботиться о сироте, вдове, слабом и беспомощном – как о не имеющих опекуна, т.е. не покрытых заботой. Если жена не опекаема мужем и в таком смысле - без покрытия главы – то по древним обычаям это был позор мужу, чего не скажешь о нашем времени. Кроме того, покрывалом скрывались волосы, как часть женской красоты, принадлежащей только ее мужу.
Теперь, о покрывале, как о знаке для ангелов. Наивно думать, что здесь имеются в виду ангелы – духовные создания, не причастные к материальному миру. Значение слова ангел – посланец, вестник, евангелист-благовестник. В последнем

На самом деле, этот запрет содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор.22:5). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1 Кор.11:4-15).

Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках, их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни, даже, в Средние Века. Брюки, как мужская одежда появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия,.. одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей…» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви? В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «…определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене, в одежду, мужу свойственную…», и тут же продолжение: «…ни носити личин комических… при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса…» и т. д. и т. д. Оказывается речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз, ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.

Типичная фарисейская черта – буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх.23:19), в фарисейском истолковании, превратилась в гастрономическую заповедь о не вкушении молока и мяса одновременно. Но, даже если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, причем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах, благодаря Иву Сен-Лорану, окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение мужская одежда.

Таким образом, мы ясно видим, что о брюках, как модели одежды, ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки, как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, св. блж. Ксения Петербуржская, или старец Досифей Киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь, в обоих случаях, можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

В Церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в Церкви, и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения кроме своего даже в Церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида говорит еще кое о чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор.14:34-35). И еще: «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем…» (1 Тим.2:12). «Брючное» искушение – хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе Православного Университета, молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая в Церкви (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку потому, что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители. И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд.

Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф.23:26)

Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60-е – 70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, нетерпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство тому, тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православной Церкви других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию и при входе в Православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, … За это отвечать придется перед Господом … И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию - и немногие живыми вернутся … И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «… не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф.6:18). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим – это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф.16:6). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх