Классный час (4 класс) на тему: Классный час "Дружбой дорожить умейте". Что такое дружба? Сережа заслонил машину от ребят

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЫКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

___________________________________________________________

306251, с.Быканово, ул. Молодежная,14 Обоянского района Курской области. Тел. 8 (471-41) 3 – 32 – 42

bickanovsсkaja @yandex.ru. www.obo-buk.

"Дружбой дорожить умейте"

Классный час в 4 классе

Подготовила

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Кислова Наталья Владимировна

2016 г.

"Дружбой дорожить умейте"

Цели:

Задачи:

УУД:

со взрослыми и сверстниками.

Оборудование:

Мультимедиа-проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, лепестки, листики желтые и коричневые (для рефлексии), видеоролик, песни о дружбе.

Ход занятия

1.Организация начала занятия.

Приветствие «Подарите улыбки».

2. Мотивация и целеполагание. (Звучит куплет из песни «Давай дружить»).

Кто догадался, какой теме будет посвящен наш классный час? Слайд 1

Тема нашего занятия «Дружбой дорожить умейте »

(Постановка проблемы )

Ребята, как вы думаете, почему сейчас очень много говорим о дружбе? С чем это связано?

В песне прозвучали слова « не трудно дружбу потерять, найти ее трудней».

Как можно потерять и найти дружбу?

Вот и нам предстоит разобраться, почему же нужно дружбой дорожить?

3.«Модель дружбы». Работа по теме.

Но чтобы нам ответить на этот вопрос, давайте сначала поразмышляем, а что же такое

дружба? Что значит дружить?

Кого называют другом? (ответы детей)

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

«Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой». Слайды 2-3

С.И. Ожегов

4. Работа в группах.

У Вас на столе лепестки. Напишите те качества, которыми должен обладать друг. Соберите цветок. (Дети работают в группах.)

Какие качества вы записали? Почему?

(Дети крепят цветы на доску). С каким настроением у вас ассоциируется слово «дружба», «друг»? (С радостным, светлым, как наши цветы).

Как вы думаете, кого можно назвать другом?

Настоящий друг – это… Слайд 4

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстие, доброта, отзывчивость.

Казалось бы, что от друга требуется немного. Но подумайте, сколько разных составляющих включаем мы в это понятие.

От друга ждут верности, у друга ищут поддержки, помощи в трудную минуту.

К другу идут с радостью, он разделит ее с вами.

Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.

А какими качествами обладаете вы? (Я-это…) Слайд 5

Мы с вами назвали положительные качества.

Но можно ли представить друга завистливым? Какие еще слова не совместимы с понятием ― дружба? (Ответы детей)

Да, я согласна с вами, ребята. Друг не может быть злобным и самовлюбленным. Также не соединяются с понятием «дружба» и жадность и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и черствость.

Друг - это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому.

Слайд 6 (ОВЗ)

** Ребята, а между кем возникает дружба? Какая дружба вам ближе ?(между одноклассниками ). Почему ? (Возраст, интересы, совместное взросление, взгляды на жизнь, общие дела).

Ребята, а какая картинка на слайде привлекла больше вашего внимания?

  • Почему важно сохранять дружбу?
  • Как это повлияет на вашу дальнейшую жизнь?

5.Сценка (читают 2 мальчика).

А теперь очень внимательно послушайте сценку. Она называется

«Мальчишки и девчонки».

Мальчик 1. Ты где вчера был?

Мальчик 2. Я вчера с Ленкой в кино ходил.

Мальчик 1. С Ленкой в кино ходил? И не стыдно? Да она же...

Мальчик 2. Чего?

Мальчик 1. Да она же... как ее... Да она же девчонка!

Мальчик 2. Ну и что?

Мальчик 1. Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошел!

Мальчик 2. Почему?

Мальчик 1. Да потому что девчонки - это...

Мальчик 2. Ну что - девчонки?

Мальчик 1. Да девчонки - они же... с косичками!

Мальчик 2. Подумаешь - с косичками! Что же тут такого? А Ленка тем более без косичек.

Мальчик 1. А это еще хуже.

Мальчик 2. Почему же хуже?

Мальчик 1. Потому что дергать не за что.

Мальчик 2. А зачем их дергать?

Мальчик 1. А что с ними еще делать?

Мальчик 2. Поговорить можно.

Мальчик 1. О чем с ними говорить? Про платья, что ли? Бантики, рюшечки!

Мальчик 2. Ну почему же про рюшечки? Мы с ней про книжки говорили.

Мальчик 1. Конечно, про книжки, потому что зубрилы они все.

Мальчик 2. Ничего и не зубрилы. Она еще и в музыкальной школе учится.

Мальчик 1. Ага! До, ре, ми, фа, соль, ля, си, кошка ехала в такси! Она все равно зубрила. Да еще и ябеда.

Мальчик 2. Кто ябеда? Ленка? А ты вспомни, когда Колька в класс ужа принес, кто Марье Ивановне наябедничал?

Мальчик 1. Так я же не знал, что это уж! Я думал, что это удав.

Мальчик 2. Вот ты испугался, а Ленка его в руках держала!

Мальчик 1. Конечно, удавы девчонок не трогают.

Мальчик 2. А зато Ленка лучше всех в теннис играет.

Мальчик 1. В теннис! Да это же... девичья игра. Вот я борьбой займусь, знаешь, у меня какая шея будет?!

Мальчик 2. Подумаешь - шея! В самбо никакая шея не нужна, а девчонок туда принимают.

Мальчик 1. Таких глупых?

Мальчик 2. Это почему же глупых? Ленка глупая?

Мальчик 1. А была бы она умная, она бы с тобой в кино не пошла.

Мальчик 2. Почему?

Мальчик 1. Она получше кого-нибудь нашла бы.

Мальчик 2. Кого же это?

Мальчик 1. Да меня хотя бы.

Мальчик 2. Да она с тобой не пойдет.

Мальчик 1. Посмотрим, как не пойдет! Вот пойду и приглашу ее в кино.

Мальчик 2. Кого, Ленку?

Мальчик 1. Не Ленку, а Лену.

Мальчик 2. Так она же это...

Мальчик 1. Кто?

Мальчик 2. Девчонка.

Мальчик 1. Ну и что? Некоторые девчонки лучше любого мальчишки.

Мальчик 2. Так я тебе с самого начала это говорил. Пошли вместе пригласим ее в кино.

Мальчик 1. Пошли.

- В чем же, в конце концов, убедились мальчики? (ответы детей)

Какими хотят видеть мальчики девочек?

А девочки мальчиков?

(Девочки, мальчики хотят вас видеть добрыми, умными, веселыми, красивыми, а также, чтобы вы умели готовить.

Мальчики , а девочки считают, что вы должны быть смелыми, веселыми, сильными, умными и добрыми. Учтите это.)

  • - Ребята, а какие взаимоотношения в вашем коллективе? Вы дружите? В чем проявляется ваша дружба? Какие для этого качества нужны и важны?
  • Дружба-это ценный дар.

5. ФМ. Мимическая гимнастика. Рукопожатия. Слайд 7-8

6. Комментирование ситуаций.(Консультанты).

А теперь я предлагаю вам поработать консультантами. Задача группы прокомментировать ситуацию и найти из неё выход.

1 группа. Одноклассник употребляет плохие слова и выражения.

2 группа. Твой друг стал получать плохие оценки, родители запрещают тебе с ним дружить.

3 группа. Твой друг совершил плохой поступок, а наказывают тебя.

7. Игра «Закончи предложение».

Можно ли на друга обижаться? А за него порадоваться? За что?

Я обижаюсь на друга, когда... (он дерется)

Я сержусь на друга, когда...

Я радуюсь с другом, когда... (нам весело)

Я доволен другом...

Я радуюсь за друга, когда... (ему хорошо)

Я помогаю другу, когда... (он не может одеться)

Я люблю друга за то, ... (что он мой друг)

Я забочусь о друге, когда... (он болеет)

Я доверяю другу во всем, потому что…

  • Законы дружбы… Слайд 9

8. Итог. Рефлексия.

О чём важном мы с вами говорили?

Почему так важно ценить дружбу, иметь настоящего друга?

  • Ребята, как вы считаете, насколько важным и полезным было сегодня наше занятие для каждого из вас?
  • Перед вами листики желтые и коричневые.
  • Кому было интересно на занятии, у кого хорошее настроение - возьмите в руки желтые листочки, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно - коричневые.
  • Показ видеоролика «Берегите дружбу, дорожите дружбой».

Дети крепят к доске свои цветы-достижения.

Звучит «Песня о дружбе» (если друг не смеется, ты включи ему солнце…) Слайд 10

Кто знает песню - подпевает.

Спасибо вам, ребята, за хорошую работу и прекрасное настроение.

Самоанализ воспитательного мероприятия "Дружбой дорожить умейте".

Цели: способствовать расширению знаний детей о дружбе, о дружеских взаимоотношениях, показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

Задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу, содействовать формированию дружного классного коллектива.

Способствовать формированию нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

УУД: Создать условия для обучения детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Содействовать развитию речевых умений, обогащению словарного запаса.

Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как высшего человеческого чувства.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения, помогает строить свои взаимоотношения, видеть в людях хорошее и плохое. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация и повышает познавательный интерес учащихся, активизирует их деятельность.

Основная форма организации деятельности школьников – групповая, что обусловлено традициями проведения игры, формат которой я старалась сохранить. Это было верное решение, так как работа в группах позволяет детям развить коммуникативные навыки. Мне же это позволило сделать педагогические наблюдения: как дети общаются между с собой, какая атмосфера в детском коллективе.

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.

Уровень сложности заданий был оптимальным с учетом возрастных особенностей, поэтому каждый ученик мог дать ответ, высказать свою точку зрения, проанализировать свою деятельность и сделать вывод, дать оценку занятию. Для этого я старалась создавать ситуацию успеха. Каждый ребенок смог проявить себя как личность . На чем и основана технология личностно – ориентированного обучения.

На занятии придерживалась следующих принципов:

  • уважать и принимать мир другого;
  • относиться к ученикам с абсолютным доверием;
  • акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
  • избегать оценочных суждений в отношении к детям;
  • безусловное принятие ребенка.

Я считаю, что поставленные цели и задачи мною реализованы полностью.



Дорожить дружбой

Достық - табылмас бақыт.
Дружба - бесценное богатство.
(Казахская пословица)

Цель: расширять представления о ценности дружбы.

Задачи:

    Раскрывать значение понятий «Верность друзей», «Взаимопомощь друзей»;

    Развивать стремление понимать, прощать, ценить друзей;

    Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу, к своим друзьям.

Ресурсы: два шаблона в виде «Цветика-семицветика»; аудиозапись песен «Настоящий друг» на сл. М. Пляцковского, муз Б. Савельева, «Совершите чудо» на сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина; Плакаты с пословицами (Достық - табылмас бақыт, Человек без друзей, что дерево без корней, Птица сильна крыльями, а человек дружбой и т.д.)

Приветствие гостей

Здравствуйте!

Песня «Совершите чудо»

Слова Е. Головиной,
Муз. Е. Птичкина.

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

Круг радости

Учащиеся исполняют вместе с учителем песню под фонограмму

Песня «Настоящий друг»

Слова М. Пляцковского
Муз. Б. Савельева

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит -

Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлей водой», - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг!

Беседа

- Помните сказку «Золушка»? Маленький паж феи говорил: - Я еще не волшебник, я только учусь, но дружба помогает нам творить чудеса.

Сегодня нам предстоит убедиться в справедливости этих слов, понять, почему нужно дорожить дружбой. (На доске два вырезанных из бумаги цветика-семицветика. Учитель вызывает к доске 2-х человек и предлагает раскрасить сердцевины цветов в любой цвет. При закрашивании появляются буквы)

- Кого вы называете другом?

- Может ли быть у человека несколько друзей? (ответы учащихся)

Учитель предлагает обсудить предложенную ситуацию (Размышление над ситуацией)

- Как бы вы поступали в подобной ситуации?

- Можно ли было по-другому поддержать друга? (ответы учащихся)

Цитата урока

Учитель обращает внимание детей на цитату урока:

Достық - табылмас бақыт.
Дружба - бесценное богатство.
(Казахская пословица)

Как объяснить смысл этой пословицы?

Дружба - Близкие и доверительные отношения между людьми, основанные на уважении и взаимопонимании.

(Чтение ученицей стихотворения Агнии Барто)

Беседа:

- Почему с девочкой никто не хотел дружить?

- Чтобы вы ей посоветовали?

- Можно ли человека заставить дружить?

- По какому принципу вы выбираете друзей?

- Какие качества ваших друзей вам не нравятся?

- Какими качествами обладает настоящий друг?

(Ответы учащихся)

Какие пословицы о дружбе знаете вы?

«Без друга на сердце вьюга». (При обсуждении вопросов учащиеся подходят к выводу, что настоящая дружба бескорыстна)

Творческая деятельность

«Пожелание другу» (Учитель предлагает написать на лепестках бумажного цветика-семицветика пожелание своему однокласснику, дети пишут пожелания тому, чье имя написано на лепестке)

Обобщение

Настоящий друг всегда честен, надежен, верен, доброжелателен, готов прийти на помощь. Крепкая дружба способна объединить людей на долгие годы, а иногда и на целую жизнь. Важно уметь беречь и ценить дружбу.

Круг «От сердца к сердцу»

(учитель читает стихотворение)

Лучистое солнце не делится на части.
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.

(звучит фонограмма песни, учащиеся подпевают и дарят лепестки с пожеланиями своим друзьям)

Классный час

Тема: «Жить дружбой дорожить!»

Цели: Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения. Развивать умение отличать плохое от хорошего.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательность, доброту;

Умение видеть красоту в простом и обыденном;

Умение дарить тепло и доброту;

Способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

Развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;

Воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

Эпиграфы на доске:

«Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки.»

Лабрюйер

«Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его.»

Ларошфуко

«Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей.»

Ход классного часа

Слово классного руководителя:

Человек – это существо общественное. Он не может жить без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими – отдыхаем с третьими – встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг другу, то можно назвать нас товарищами. А высшая степень товарищества – это дружба.

– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе. Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе?

Введение в тему с использованием метода «Займи позицию».

С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.

Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

Беседа:

– О чем эта притча, чему она учит нас?

– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.

– Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.

Выполнение теста и анализ его результатов.

Тест «Хороший ли ты друг»

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один).

Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

B) Найдешь приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один).

Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по коридору школы и вдруг видишь, что старшеклассники (-цы) пристают к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться где-нибудь.

Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

В) Расскажешь об этом ее (его) родителям…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог.

Больше ответов А:

Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б:

Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В:

Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

2. Беседа по вопросам:

– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.

Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.

Ситуация первая . Знакомьтесь: Даша и Маша.

К доске выходят два ученика.

Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.

Маша: Гулять пойдешь?

Даша: Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!

Маша: Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!

Даша: О! Ес! Ты настоящая подруга!

Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши? (ответы детей)

Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том как помочь товарищу.

Еще одна ситуация. В ней участвуют Сергей и Антон.

К доске выходят 2 мальчика

На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в ампуле закончились чернила.

Сергей: Ой, ампула закончилась!

Антон: А у меня запасная ручка есть!

Сергей: Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!

Антон: А что ты мне за это дашь?

Сергей: Ну, денег дам, сколько ручка стоит?

Антон: Да, зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить неделю! Годится?

Сергей: Да ладно уж, давай!

Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте? (ответы детей)

Хотели бы вы иметь такого друга как Антон?

Из этой ситуации можно сделать вывод, что друг познается в беде!!!

Ребята, какие же чувства неразрывно связаны с дружбой? (ответы детей)

Ребятки, посмотрите какие замечательные слова:

Твоя доброта, улыбка твоя.

Доброта…. Что означает это слово? (высказывание детей)

Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)

И к нашему классному часу я просила выучить стихотворения о доброте и дружбе ребят:

1-й ученик:

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто.

Направь шаги

Тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело –

Тем живём на земле.

2-й ученик

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

3-й ученик

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит доброта

Утро доброе у нас

Добрый день и добрый час

Добрый вечер,

Ночь добра

Было доброе вчера

И откуда спросишь ты

В доме столько доброты.

Молодцы, ребята! Справились с заданием.

Давайте вспомним пословицы о дружбе. Вам нужно найти пару пословицам.

Нет друга – ищи, а нашёл, береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех – и все за одного.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

3. Игра «Искренность»

На столе лежат листочки с разными надписями (аккуратный, добрый, милый, отзывчивый, честный, преданный, весёлый, заботливый, бескорыстный, … и др.). Учащиеся подходят к столу, берут один листочек и называют человека, о котором можно так сказать, и передают ему листок. Затем тот учащийся, которому был дан листок, называет следующего учащегося, которому соответствует написанная черта характера.

Всех людей нужно ценить и подчёркивать достоинства окружающих. Когда мы говорим комплименты, люди становятся добрее, нежнее, отзывчивее и самое главное дружелюбнее.

4. Игровое упражнение.

Для закрепления темы используется игровое упражнение «Найди себе подобного».

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).

Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

Обсуждение.

Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

Какой рисунок у вас на спине?

5. – Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Этот вопрос поставили перед собой английские психологи. Они составили опросник и опросили англичан, итальянцев, жителей Гонгонга и японцев в возрасте от 18 до 60 на тему: «Что вы считаете самым важным для дружбы?». Всего получилось 43 общих правила. Выяснилось, что при всех межкультурных различиях все опрошенные имеют сходный неформальный кодекс дружбы (авторы исследования утверждают, что эти законы универсальны для любой культуры).

– Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.

Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы.

Кодекс дружбы

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

Делись своими успехами, неудачами и новостями.

Умей слушать.

Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

Доверяй другу и будь уверенным в нем.

Сохраняй тайны своего друга.

Не критикуй друга публично.

Не будь назойливым и не поучай.

Не обсуждай друга в его отсутствие.

Не ревнуй друга к другим его друзьям.

Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

Возвращай долги.

Радуйся успехам своего друга.

Итог: «Дерево дружбы»

– Подведем итог. На столе у вас лежат листочки. Я попрошу вас написать на них, что такое дружба. И посмотрите, перед вами дерево, но на нём совсем нет листьев. Как вы думаете, почему? Потому что все листья у вас. Написали?

А сейчас мы прикрепим эти листочки к дереву, символизирующему наш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им. У нас получилось «Дерево дружбы». Посмотрите, какое оно мощное, крепкое.

А сейчас мы послушаем стихотворение «Давайте будем дружить»

6. Заключительное слово учителя:

Перед тем как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.

Цель: Создатьусловия для формирования и развития нравственных основ дружбы.

Задачи:

  1. Познакомить детей с правилами взаимоотношения друзей.
  2. Сформировать основы дружелюбия, уважения и чуткости по отношению к друзьям
  3. Расширить кругозор учащихся

Оборудование:

  1. Слайд-фильм «Дружбой дорожить умейте!»
  2. Медиаустановка
  3. Проигрыватель с грампластинками или магнитофон с записями песен: «Улыбка», «Настоящий друг», «Когда мои друзья со мной»
  4. Книжная выставка «Добро и тепло вокруг нас»

Ход урока


(Рисунок 1. Заставка)

Жили-были два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки: целый ящик зернышек. Обрадовался Чик и решил ничего не говорить своему приятелю Чирику: «Если я зерно раздавать буду, то себе ничего не останется».

Стал Чик один зернышки кушать. И день, и два, и три кушает, а Чирик в это время летает везде, себе пропитание ищет.

Склевал Чик все зернышки, яшичек из под них на мусорку выбросил и не заметил, что несколько зернышек, оставшихся в нем, на землю высыпались.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в мешочек и полетел к своему другу Чику: «Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек. Давай разделим их пополам и склюем!»

Чик отмахивается: «Не надо! Зачем! Ты их нашел – ты и ешь!»

А Чирик в ответ: «Но мы же с тобой друзья! А друзья должны делить все пополам. Разве не так?»

Чику стало очень стыдно. Ведь он склевал все зерно, которое бабушка послала и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – значит обидеть его.

Взял он эти пять зернышек: «Спасибо тебе, Чирик, и за зернышки, и …за урок!»

О каком уроке говорит Чик?

– Об уроке дружбы. Главное правило этого урока – не быть жадным.

А еще какие правила дружбы существуют?



(Рисунок 2. Обсуждение каждого правила)

– Не меняй друзей: будь постоянным в дружбе

– Всегда будь откровенным с другом

– Не выдавай чужие секреты

– Не бойся просить прощения, если не прав

– Старайся прощать обиду своему другу

– Не груби

– Не злись

– Не жадничай

– Всегда помогай товарищу

– Будь чутким, искренним и честным в дружбе

Так что же такое друзья и что такое настоящая дружба?



(Рисунок 3. Слова зачитывает ребенок)

Дружба! Какое чудесное слово!
Кто не дружил, тот его не поймет!
Чистая дружба на подвиг готова,
Дружбе конец, если друг подведет

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий блестящих,
И любая беда – не беда,
Если рядом друг настоящий!

Дружба нужна детям и взрослым в любой жизненной ситуации. Она греет сердца.

Какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга?

(радость)

А где же учат дружить и дорожить дружбой?

Вспомните слова известной детской песенки.

Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить…

(учат в школе, учат в школе, учат в школе)

А с чего начинается дружба?

(включить песню Пляцковского и Шаинского «Улыбка»)

Кого мы называем настоящим другом?

(Того, кто всегда придет на помощь, никогда не бросит в беде)

А еще настоящие друзья все делят пополам.

У Самуила Яковлевича Маршака есть стихотворение, послушайте его и скажите,

можно ли таких друзей, хоть они и делят все поровну, назвать настоящими?

Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя –
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня – без задних ног.

Каких плохих качеств не должно быть у человека, чтобы он смог быть настоящим другом?


(Рисунок 4. разобрать каждый пример с детьми, особо уделив внимание малознакомым словам)

(Зависть, лень, эгоизм, равнодушие, робость, пустословие, хвастовство и др.)

Героиня стихотворения Агнии Барто ищет себе подругу, но почему-то никто не хочет с ней дружить. Послушайте стихи и попробуйте ответить почему:

Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу на уступки».

Почему Катя не хочет дружить с ней?

Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Буду знаменита.

Почему Ильина не хочет дружить с ней?

(для ответа подобрать нужное слово с рисунка 4)

Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать».

Почему Светлова Надя не хочет дружить с ней?

(для ответа подобрать нужное слово с рисунка 4)

А девчонки на дыбы!
Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
«Срочно требуется друг!».

Почему же с этой девочкой никто не хочет дружить?

(Она ищет выгоду только для себя. Друзья такими не бывают)

Каким же должен быть настоящий друг?

(Звучит песня Савельева и Пляцковского «Настоящий друг»)

Ребята, вы обратили внимание на слова в песенке о друзьях, которых не разольешь водой? А о каких друзьях так говорят?

(ответы детей)

У Бориса Заходера есть шуточное стихотворение о друзьях – неразлейвода:

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой.
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка…
Скоро в ход пошли портфели,
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
И она еще смеется:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. А если нашел, то береги.

У Расула Гамзатова есть такие хорошие строчки:

Знай, мой милый друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши
Гнев на друга может быть мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей!

Учитесь слушать и прощать, а еще «умейте давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение» - как записано в одной древнеиндийской рукописи.



(Рисунок 5)

Подходят ли эти заповеди нам?

(ответы детей комментировать)

Из древней Греции к нам пришли такие мудрые изречения:



(Рисунок 6)

– Не заводи знакомства с теми, кто новых друзей предпочитает старым.

Знай: как изменили нам, старым, испытанным товарищам, так изменят и новым.

– Упрекай друга наедине, хвали – публично.

– Избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей

(Каждое изречение прокомментировать и обсудить)

И снова - хорошие слова о дружбе:

Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Всюду, всюду с нами дружба!
Наша песня, наше знамя – дружба!
Как пароль запомнить всем нам нужно –
Дружба, дружба, дружба!

(Звучит песня Танича и Шаинского «Когда мои друзья со мной»)



(Рисунок 7 – слова зачитать всем вместе)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх