Проектная деятельность в подготовительной группе. Познавательно-исследовательский проект «История возникновения ложки

Программа детского сада рассматривает духовно-нравственное воспитание как «воспитание у ребёнка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному дому, краю, городу (посёлку), Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации)». В статье 18 ФЗ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

1 блок «Моя семья»

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т.е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Начали мы с уточнения знания детьми своего и родителей имени, отчества, с бесед о семьях детей, о маме и папе, других родных, с которыми проживает ребёнок. Большинство семей ведёт «Альбом ребёнка » (знаменательные жизненные вехи, достижения ребенка в фотографиях). Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого ребёнка «Семейное генеалогическое древо ». Для полноты восприятия детьми «путешествия по времени» родители предоставили для экспозиции различные семейные ценности, коллекции : «Женское рукоделие - коврики, скатерти, полотенца, салфетки, панно…», «Устаревшие предметы быта, техники», «Юбилейные и старинные монеты», «Старинные ёлочные игрушки», «Часы», «Куклы», «Детские фотографии мамы и папы», «Календарики», «Открытки», «Фантики» и др.

Музейный материал - это, во-первых, любые материальные предметы прошедших времен; во-вторых, наглядные, прежде всего, живописные или фотографические иллюстрации этого времени; и в-третьих, краткие словесные комментарии, помогающие воспитателям вводить детей в представленную тему.

В детском саду мы целенаправленно приобщаем детей к труду, а также предлагаем понаблюдать за профессиональной деятельностью взрослых во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеороликов, послушать в музее дошкольного учреждения рассказы приглашенных гостей, задать им вопросы, рассмотреть форменную одежду, приборы или специальные атрибуты, знаки отличия, которые можно трогать.

При активном участии родителей в группе создаётся книга «Есть такая профессия », в ней собраны фотографии, рассказы членов семей дошкольников о своих профессиях.

С помощью родителей приобрели не только имитирующие игрушки, макеты, но и костюмы, настоящие атрибуты, дающие возможность поиграть в деятельность людей разных профессий… Предметы народного костюма, макеты предметов старинного быта, народное песенное, танцевальное творчество, игры используются в драматизации народных сказок, традиционных праздниках, таких как «Святки», «Масленица» и др. в детском саду.

Традиционно патриотизм - одна из неотъемлемых черт духовно-нравственной личности. Чем, в плане такого воспитательного направления, может быть полезна музейная педагогика?

Развиваясь, ребенок не может «самоутвердиться вообще». Он утверждает себя непременно на основе каких-то впечатляющих его лично примерах. Поэтому используем личные архивы родителей . У нас есть материалы о героях Великой Отечественной войны - рассказ о прадедушке Саши В., фото боевых наград прадеда Кирилла П., о современных воинах (фотографии со службы, награды и знаки отличия из Чернобыля и Чечни родственников Кирилла П.), о профессиональных спасателях (фотографии папы и дедушки Данила Г. из книги «Пожарной охране Новосибирской области 110-лет»), о спортсменах - фотографии с выступлений на соревнованиях, спортивных наград папы Марины Н., чемпиона (кубок и более 10 медалей), а теперь детского тренера по гимнастике, фото детских наград Кирилла П. за выступления на танцевальных конкурсах - 7 медалей и грамоты.

2 блок «Детские проекты»

В нашей группе началом стало создание уголка «Русская изба», также были проекты: «Осенние истории», «Мы - новосибирцы», «Есть такая профессия», «Что было до?», «Жилище», «Космос» и др. Сейчас мы, совместно с семьями, участвуем в детском проекте «Мини-музей «Ложка»».

Уголок «Русская изба»

Уголок «Русская изба» в средней группе был нужен для создания быта, атмосферы народной сказки. Совместно с детьми выполнен крупный макет печки, с помощью родителей собрана сопутствующая домашняя утварь (ухват, кочерга, лоскутное одеяло, вязанные коврик, салфетки), сшиты народные и ролевые костюмы - используются для драматизации сказок, игровой импровизации. Другие детские проекты помогли разнообразить предметную среду, развить познавательную деятельность, расширить восприятие дошкольников, обогатить духовно-нравственно.

Детский проект «Мини-музей «Ложка»

Направления деятельности, поиска информации, экспонатов для мини-музея «Ложка» мы обсудили на «Родительском совете». В результате совместной деятельности с детьми, активного участия родителей к презентации проекта были созданы книжки: «История ложки», «Пословицы и поговорки», «Потешки», «Загадки», «Сказки», «Песни», «Приметы», «Традиции», «Этикет», «Вкусные истории», «Рецепты Пилюлькина», «Стихи», «Совместное творчество (сказки, рассказы, стихи, кроссворды)». Созданы фотоальбомы

Актуальность проекта

Каждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «У богатого ложка ковшом, у убогого ложка веселком», «Был бы обед, а ложка сыщется». Но так ли проста функция и история ложки? И мы с детьми решили побольше узнать о ложке.

Цель

Формировать и развивать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке. Узнать историю происхождения русской ложки. Развитие любознательности, творческих способностей, эстетического восприятия.

Задачи

1. Обогатить представления детей об истории возникновения ложки, ее видах и функциях.

2. Познакомить с ложкой как музыкальным инструментом.

3. Развивать творчество и фантазию при изготовлении ложек и книжек-малышек.

Предполагаемый результат:

1. Изготовление книжек-малышек.

2. Проведение выставки детских работ по теме: «Ложечка точёная – ручка золочёная».

3. Создание мини-музея ложек в группе.

4. Презентация проекта на родительском собрании.

Сроки реализации проекта: 3 месяца. Возраст детей 3-4 года. Проект творческий, информационно-исследовательский.

Оборудование и оснащение педагогического процесса:

1. Организовать в педагогическом коллективе тематическую выставку «Разные виды ложек».

2. Разработать планы занятий.

3. Подобрать иллюстрированный материал, загадки про ложки.

4. Подготовить презентацию «Непростая история простой ложки».

5. Провести родительское собрание на тему «Проектная деятельность в ДОУ».

Этапы реализации проекта

1. Этап. Подготовительный.

Подбор художественной литературы, разработка НОД, подбор и изготовление атрибутов.

2. Этап. Основной.

Реализация проекта: НОД, чтение художественной и научной литературы. Изготовление альбома о ложках, книжек-малышек. Изготовление макетов ложек различными способами (лепка, аппликация). Рассматривание картин, иллюстраций рассказов, сказок, фотографий, связанных с использованием столовых приборов (ложек).

Путешествие в прошлое посуды;

Дидактическая игра «Расставь посуду»;

Рассматривание картинок с посудой.

3 Этап. Заключительный. Оценка результатов.

Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги и родители.

По окончании проекта будет показана презентация слайд-шоу.

Взаимодействие с родителями

Изготовление родителями совместно с детьми книжек-малышек.

Проведение выставки детских работ по теме «Ложечка точёная – ручка золочёная».

Презентация проекта на родительском собрании.

Итог проекта:

Дети обогатили представление об истории возникновения ложек, о их функциях и разнообразии.

Познакомились с ложкой как музыкальным инструментом.

Оформлена выставка книжек-малышек, в которых дети рассказали в рисунках, что они узнали о ложках.

Выставка творческих детских работ

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, Юниор» Малой академии наук учащихся Кубани 2012 -2013 учебный год

Многоликая ложка

Выполнена

Зубаревой Полиной

ученицей 3-«А» класса

Лобас Антоном

учеником 3–«А» класса

МБОУ СОШ № 5

Каневского района

Научный руководитель

Моргун Л.Ю.

учитель начальных

классов МБОУ СОШ № 5

ст. Стародеревянковская, 2012

Титульный лист

    Введение…………………………………………………………………………………….3

    Основная часть

    1. История деревянной ложки……………………………………………………………4

      Технология изготовления ложки……………………………………………………...5

      Названия ложек. Самостоятельные размышления и наблюдения………………….6

      Результативность работы……………………………………………………………..6

      Обряд приёма пищи на Руси…………………………………………………………..7

      Деревянная ложка в традиционной культуре………………………………………..7

      Ложка в устном народном творчестве ………………………………………………8

      Ложка - музыкальный инструмент……………………………………………………8

    Анкетирование одноклассников и родителей…………………………………………..9

    Заключение………………………………………………………………………………..10

    Список литературы……………………………………………………………………….11

    Приложения……………………………………………………………………………I-VII

Многоликая ложка. Зубарева П., Лобас А.

Краснодарский край, ст. Стародеревянковская, МБОУ СОШ № 5, 3-«А» класс.

    Введение.

Дом – место, где кончаются все дороги, где человек может скрыться от непогоды и чужих взглядов, где живет его семья. В любой части земного шара нет ничего более близкого, более желанного и родного, чем собственный дом. В доме живем мы и наши вещи. И они, как люди, рождаются и умирают, переезжают из дома в дом. Вещи окружают человека с древнейших времен до наших дней. И у них своя очень богатая и очень интересная история.

Будь то суп или картошка
для обеда нужна… ложка.

Ложки знают давно и почти все народы. Когда она появилась сказать трудно, но, во всяком случае, две тысячи лет назад была уже известна.

Простой люд на Руси пользовался деревянными ложками. Основная причина распространения деревянных ложек в их дешевизне, доступности материала и простоте изготовления. Кроме того, деревянная ложка губы не обжигала. Ложки обычно ассоциируются у нас с приемом пищи. Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Что за прекрасный подарок-сувенир Вашим друзьям и родным! Обыкновенная деревянная ложка. Что может быть привычнее и проще? А ведь подержишь её, ощутишь тепло дерева - и беда уже не беда, печаль не печаль! Она напоминает часть руки с согнутой ладошкой. А ведь раньше наши предки, славяне, да и многие другие народы пользовались деревянными ложками по их прямому назначению, и блюда от этого становились вкуснее и ароматнее. Поговорим об истории ложки – простой, но такой символичной. Слово ложка одно и предмет-то по идее один и тот же мы представляем. А почему же она многоликая. Что это за лица? И мы сможем найти ответ на этот вопрос.

Многоликая ложка. Зубарева П., Лобас А.

Краснодарский край, ст. Стародеревянковская, МБОУ СОШ № 5, 3-«А» класс.

    Основная часть

    1. История ложки

Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Самые первые ложки делали еще за 3000 лет до н. э. Сначала их лепили из глины или выпиливали из костей животных, рогов баранов и козлов. В ход шли и морские раковины, и рыбьи кости, и древесина. Самый распространенный материал для изготовления ложки на Руси - древесина.

(Приложение 1. Интервью с заведующей школьным музеем Нефёдовой С.П.)

Что такое ложка?

Ложка - это своего рода сосуд, чем полнее ложка, тем полнее и насыщеннее жизнь. «Черпай жизнь полной ложкой» - говорит народная мудрость. Когда ложка появились, сказать трудно, но, во всяком случае, две тысячи лет назад была уже известна. Происхождение слова ложка теряется во тьме веков. Корень слова общеславянский. Некоторые лингвисты считают, что происходит оно от слова «луг», «лужок». Другие предполагают, что в основе названия глагол «лизать», «елозить», или греческий глагол, означающий «глотать». Термин ложка был известен в Киевской Руси уже в Х веке.

(Приложение 1. Интервью с библиотекарем Нартовой Е.Е.)

Ложка в словарях.

Ложка – орудие для хлебанья, для еды жидкостей, хлебалка, шевырка, едалка. (В. Даль. «Толковый словарь русского языка. Современная версия».)

Ложка – предмет для зачерпывания жидкой, рассыпчатой пищи (Словарь Ожегова).

Ложка - часть столового прибора, предмет, которым наливают или едят жидкости, накладывают или едят полужидкую, рассыпчатую пищу (кашу, кисель и пр.). (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова).

Ложка - в настоящее время общеупотребительный столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку (Материал из Википедии).

Ложка – один из предметов столового прибора для зачерпывания жидкой, полужидкой пищи (Словарь русского языка академии наук СССР. Том 2)

Первое упоминание о деревянных ложках (или как их тогда называли "лжицах") на Руси встречается в “Повести временных лет” и относится к 996 году, хотя есть все основания говорить, что использовали их на Руси с древнейших времён. 1

      Технология изготовления ложки

Технология производства ложек была довольно проста: из небольшой баклуши мастер выдалбливал внутреннюю часть, а внешнюю – вырезал ножом. Ручка получалась круглой и толстой. Примечательно, что ручки у русских ложек были короткими, так как во время приёма пищи, их держали всей пятерней. (Приложение1. Интервью с учителем Моргун Л.Ю.)

Что означает выражение «Бить баклуши?

Делали ложки из разных пород деревьев. Первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши 2 (чурки), обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда и пошло выражение "бить баклуши" 2 , которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. В Интернет сети найдена старейшая книга «Ложкари. Руководство по выделке деревянных ложек» 1899 г. выпуска. 3 В издании в литературно-художественном стиле описана история деревянной ложки, все этапы народного промысла по изготовлению: выбор и срубка леса, распилка леса, выделка баклуш, сушка ложек, их очистка, окраска, разрисовка. (Приложение 4 рис.2)

____________________________________________________

1 «Чудо ложки из Семёнова» кандидат искусствоведения Ю.Иванова, журнал «Наука и жизнь», № 7, 1999

2

3 АУКЦИОН. Про книги.

      Названия ложек. Самостоятельные размышления и наблюдения (Приложение 2)

В зависимости от величины, формы, назначения, вида отделки ложки имели самые разные названия. В словаре Даля упомянуты, например: разливная ложка; межеумок - простая русская широкая ложка; бутырка, бурлацкая - ложка, которой ели бурлаки (она грубее и толще обычной); боская - продолговатая, тупоносая; полубоская, носатая, тонкая, белая.

      Результативность работы: схема видов ложек (Приложение 3).

Деревянные декоративные ложки с росписью появились в 17 веке и получили название по месту появления этого вида искусства – Хохломские, Псковские, Тульские, Ростовские, Вятские, Смоленские, Нижегородские, Архангельские. Много умельцев в России, которые изготавливают и расписывают ложки.

Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей - в далекой Персии. Особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполняли нижегородцы. Известно, что в Семеновском уезде в начале ХХ века вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек, а в 1910 году было достигнуто рекордное число - 170 миллионов штук! Производили ложкарную продукцию тысячи крестьян-кустарей, живущих в самом городе и в окрестных селах. У каждого была своя специализация: ложкари-резчики, красильщики, занимавшиеся росписью "белья" (долбленой или выточенной на станке посуды), и лачили, те, кто покрывал расписную посуду лаком. (Приложение 4 рисунки 1,3,4)

Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. 4 Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева. Существует даже памятник в Семёнове. 5

___________________________

4 Учебник Изобразительное искусство 5 класс Н.А. Горяева О.В. Островская М. «Просвещение» 2007 г.

Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева. Существует даже памятник в Семёнове. 5 Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

      Обряд приёма пищи на Руси (Приложение 5 Интервью с бабушкой)

Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.

      Ложка в традиционной русской культуре (Приложение 5 Интернет)

В традиционной культуре ложку рассматривали как личную вещь. Свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими. Мужской ложкой нельзя мешать пищу, чтобы мужчина не ссорился с женой. Не разрешалось оставлять ложку на столе или на бортике миски. Это значило открыть доступ для враждебных человеку сил. Еще мы посмотрели информацию через сеть Интернет и узнали, что ложка столовая глубокая состоит из 3 частей: черпало, держало и соединяющая перемычка.

Ложка была верным другом солдату во время войны.

Ю.М.Погорельского « Сказ о солдатской ложке» Верст больших и трудных тыщи Прошагал солдат в войну, И носил за голенищем

Он штуковину одну.

И с великою охотой

__________________________

5 Русское народнгое прикладное искусство К. Маёрова К.Дубинина.М.»Русский язык» 1990, с.25.

Доставал ее, когда Краткий отдых был у роты, А еще была еда. В общем, с нею неразлучен

Был в огне военных лет

И всегда считал, что лучше

И нужнее вещи нет!

Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам". Когда-то смеялись над русскими: они, мол, черпак за голенищем носят. Тем не менее кусочек родного дерева помогал человеку в дороге-пути, легче переносились невзгоды… 6

      Ложка в устном народном творчестве (Приложение 6. Загадки, пословицы, афоризмы)

      Ложка – музыкальный инструмент

Деревянные ложки-

Постучи-ка немножко.

Хочешь - вальс играй,

А хочешь - суп хлебай!

Чем суп "хлебать", тем и музыку играть! Ну и как же не вспомнить игру на ложках! Большое разнообразие самобытных музыкальных инструментов имеет русский народ. 7 Но особой популярности удостоились деревянные ложки. О ложке как музыкальном инструменте более подробные сведения появляются в конце XVIII века. Ложки при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук.

Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. Ее используют, по сей день, так как это прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа.

6 Русское народнгое прикладное искусство К. Маёрова К.Дубинина.М.»Русский язык» 1990, с.25.

7 Исакова И.Г., Кравчук В.М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.

    Анкетирование одноклассников и родителей (Приложение 7)

Анкета для родителей и детей

    Где вы впервые увидели деревянную ложку?

    Есть ли у вас дома деревянная ложка?

    Деревянная ложка – это сувенир или столовая принадлежность?

    Как и где можно использовать деревянную ложку?

Результаты анкетирования

(опрошено 58 человек, 43 ребёнка и 15 взрослых)

В результате анкетирования детей и родителей мы выяснили, что сегодня деревянная ложка есть у каждой хозяйки, однако используется больше в качестве сувенира(30ч.- 52%) или при помешивании блюд (17 ч.- 29%), чем при принятии пищи (11ч.-19%). Очень мало информации получают от старшего поколения (9ч.- 15%), в музеях (12ч.-21%), дома (14ч.- 24%) телевизор, Интернет (23ч.-40%). Все опрошенные владеют информацией о деревянной ложке, имеют представление о внешнем виде, способах ее использования.

Многоликая ложка. Зубарева П., Лобас А.

Краснодарский край, ст. Стародеревянковская, МБОУ СОШ № 5, 3-«А» класс.

    Заключение.

В результате нашего исследования следует сделать вывод, ложка существовала всегда. Ложка называется ложкой от слова ладошка, как первобытному человеку ложкой служила ладонь. Мастер, который вырезал деревянные ложки назывался ложкарь. Когда она появилась сказать трудно, но, во всяком случае, две тысячи лет назад были уже известны. В основном на Руси деревянной ложкой пользовалось крестьянство ввиду дешевизны и доступности материала.

Мы в обычной деревянной ложке увидели необычное - её многоликость. Деревянная ложка может менять своё лицо из-за своего назначения, то есть смотря как мы её будем использовать. Так можем ли мы сейчас обойтись без ложки?! Вряд ли... Она хороша и на столе, и в гадании, и в музыкальном звучании. И, в общем, нам надо научиться замечать в обиходе прекрасное.

В будущем, мы хотим выяснить:

    Какие ложки в других странах мира?

    Есть ли заводы в Краснодарском крае, выпускающие ложки?

    От чего ложку назвали красной?

    Что означают напутственные слова от предков «Живите на красную ложку»?

Многоликая ложка. Зубарева П., Лобас А.

Краснодарский край, ст. Стародеревянковская, МБОУ СОШ № 5, 3-«А» класс.

    Список литературы

    Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- Москва ЭКСМО, 2002 г. с. 373

    Словарь русского языка. –Москва: Изд-во «Русский язык», 1983, Том II, с. 197.

    Диск Золотая коллекция. Энциклопедии и словари. Словарь Ожегова.

    «Чудо ложки из Семёнова» кандидат искусствоведения Ю.Иванова, журнал «Наука и жизнь», № 7, 1999

    Интернет-реурсы: - С ложкой через века. Из истории русской ложки.

http://ru.wikipedia.org/wiki Баклуша

    http://www.aboutbooks.ru/auction/16/?id=3496 АУКЦИОН. Про книги.Селивановский И.П. Ложкари. Руководство по выделке деревянных ложек. М.: изд. К.И. Тихомиров, 1899.

    Учебник Изобразительное искусство 5 класс Н.А. Горяева О.В. Островская М. «Просвещение» 2007 г.

    Русское народное прикладное искусство К.Маёрова К. Дубинская М. «Русский язык» 1990, с.25

    Исакова И.Г., Кравчук В.М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.

    http://smoz.ru/mp3/ - кадриль Ложки

Пинигина Наталья Владимировна

Плеханова Наталья Вячеславовна (Воспитатель высшей квалификационной категории)

МАДОУ д/с №158 города Тюмени

Тема недели: «Мир предметов».

Интегрированная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет «Ложки –ложечки».

Программные задачи:

1.закреплять представления о предметах окружающей действительности (ложках).

2.обогащать речь детей прилагательными, обозначающими признак предмета.

3.закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5 предметами разной высоты, систематизировать предметы, располагая их в убывающем порядке, отвечать на вопросы «Который?», «Какой?».

4.развивать умение исполнять простейшую мелодию на ложках, соблюдая при этом общую динамику и темп.

5.продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.

Ход деятельности

Звучит песня про ложку. («Ела Маша кашу ложкой» или «Ложки деревенские» или любая другая песня про ложку).

В.- О чём эта песня? (о ложке).

В.- Какие бывают ложки? (деревянные, металлические, пластмассовые)

В.- Как вы думаете, чем раньше ели люди, когда не было ложки? (руками, палочкой…)

Даша с мамой прочитали энциклопедию и узнали много интересного про ложку. Они подготовили для в

нас презентацию. (просмотр презентации)

В. Показывает разные виды ложек (кофейные, чайные, десертные, столовые). В наше время существует много разных ложек, кто знает, как называется эта ложка и что ей едят? (показывает столовую ложку).


Дети. - Ей едят суп во время обеда.

В. Показывает чайную ложку. Как называется эта ложка? Для чего она предназначена?

Если дети затрудняются в ответе, воспитатель говорит: «Хотите, я открою вам секрет? Эта ложка называется-чайная. Почему она так называется?»

Дети. - Потому что ей пользуются во время чаепития.

В. Показывает десертную ложку.

«Ребята, посмотрите, эта ложка не большая, как столовая, и не маленькая, как чайная. Эта ложка средняя. Как вы думаете, для чего она предназначена? (дети высказывают свои предположения). Я вам подскажу, этой ложкой едят десерт. Как она называется? (десертная)

Посмотрите, у нас осталась ещё одна, самая маленькая ложечка. (показывает кофейную ложечку)

Может кто-то знает, как она называется? (дети затрудняются) Эта ложка называется «кофейная».

Для чего нужна эта ложка? (накладывать и размешивать кофе)»

В. Предлагает разложить ложки в порядке убывания:

от самой большой, до самой маленькой. (дети раскладывают ложки)

В. «Даша, скажи, какая ложка первая по счёту? Пятая по счёту? И т. д. Ребята, как ещё можно использовать ложки? (при этом воспитатель берёт в руки две деревянные ложки, слегка постукивает ими друг о друга)»

Дети: «На них можно играть».

В. «Верно, на ложках можно играть. Я предлагаю вам создать оркестр. Сейчас я начну, а вы продолжите (воспитатель отбивает ритм, дети повторяют). А теперь я сыграю, а продолжат только девочки (другой ритмический рисунок). А теперь продолжат только мальчики. А теперь попробуем все вместе с музыкой(включает песню «Ложки деревенские»). Как замечательно вы играли, у нас получился настоящий оркестр».


В. «Ребята, вы обратили внимание какие у вас красочные ложки в руках? Посмотрите, у меня тоже есть ложки, но они не украшены (показывает шаблоны ложек), попробуем их украсить разными способами. Как их можно украсить (раскрасить краской, заштриховать, пластилинографией, аппликацией…)»


Дети рассаживаются за столы, выбрав свой способ, украшают ложки.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Пояснительная записка

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Рассказывая детям о разнообразных предметах посуды встал вопрос об их назначении, отличительных признаках. Так начался мой проект.

Почему именно ложка?

Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.

В нашем саду есть музей в который мы ходим на экскурсии, проводим тематические занятия. Наша главная задача пополнение нашего музея экспонатами. Для детей сложно подготовить экспозицию понятную и доступную, а в развитии детей важную задачу играет воспитание культурно-гигиенических навыков.

История ложки.

Ложки использовались в качестве столового прибора ещё в древности, в отличие от изобретённых позднее вилок. В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек ещё древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. Сохранилось много экземпляров бронзовых и серебряных ложек этого периода, которые хранятся в исторических музеях по всему миру. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в XV веке. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской). Интерес представляют коронационные ложки, использовавшиеся для помазания английских королей. В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки. Они появились ещё в начале XV века, но приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа. Реже на ложках изображали самого Иисуса. Примерно в то же время изменилась сама форма ложки - ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса. В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов развёрнута по отношению к ней. В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, в которой чашеобразная часть в конце уже, чем в основании.

Проект “История ложечки” был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Задачи проекта: помочь детям с помощью разнообразных приёмов развить представления о величине ложки, её назначении, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая); обогатить знания детей о разнообразных предметах посуды; в процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса); совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку; развивать воображение ребенка, способность фантазировать: показ возможностей детского творчества.

Что такое ложка, какими были ложки раньше, из чего изготавливают ложки, где можно увидеть разнообразные ложки.

Название проекта: “История ложечки”.

Тип проекта: коллективный, познавательно - творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети детского сада, родители.

Длительность проекта: краткосрочный

Цель проекта: поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам.

Ожидаемые результаты:

Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:

  • ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
  • ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества;
  • ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
  • ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментированию.

Этапы работы.

  1. Подготовительный:
  2. Подбор художественной литературы для чтения.
  3. Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.
  4. Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
  5. Основной (практический):
  6. Чтение художественной литературы: Кристиан Пино “История деревянной ложки” в сокращении, сказка “Жихарка”.
  7. Дидактические игры на классификацию: “Какая бывает посуда”, “Ложки разные бывают” (по размеру), “Из чего ложечка?” (материал), “Для чего и почему?” (по назначению).
  8. Игры-забавы: “Пронеси – не урони!”

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня я предлагаю вам вспомнить и поговорить о знакомых предметах, которыми мы пользуемся на кухне.

Вопросы к детям по презентации:

Что делают люди на картине? (слайд 2)

Чем они пользуются за столом?

Как вы думаете, когда появились первые ложки?

Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (слайд 3)

Рассказ воспитателя: очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды (слайд 4) .

Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 5) , добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 6) , которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными (слайд 7)

В них можно было хранить и варить еду (слайд 8) , а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка. Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд 9)

В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония (слайд 10) , или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии (слайд 11)

Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны и для чего? (слайд 12)

И напоследок, несколько загадок и пословиц о ложках.

Загадки:

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду -
Мимо рта я не пройду.

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.

Кто такая?

Каши зачерпнёт
И отправит в рот.

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри!

По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.

Сама не ем,
А людей кормлю.
Кто такая?

Каши зачерпнет
И отправит в рот.
Я совсем как поварешка,
Но счастливее немножко,
- Людям я милей и ближе,
Ведь меня еще и лижут!

Сама не ест,
А людей кормит.

Деревянные ложки -
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!

Пословицы:

  • Был бы мир пловом, а я - ложкой! (даргинская)
  • В один рот двух ложек не впихнёшь (китайская)
  • Дорога ложка к обеду (русская)
  • Каши мало, зато ложка большая (малайская)
  • Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам (русская)
  • Ложка дёгтя в бочке мёда (русская)
  • Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски (абхазская)
  • Пустая ложка рот царапает (осетинская)
  • Нечего хлебать, так дай ложку полизать (русская)
  • Состояние котла лучше всего знает разливная ложка (лакская)
  • Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку (казахская)
  • Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)

Используемая литература.

  1. Белая К.Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ “Перспектива”, 2013. – 104 с.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.
  4. Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр”, М.: АРКТИ, 2002.
  5. М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова “Красна изба” – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: “Детство-пресс”, 2004.
  6. Картушина М. Ю., Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М., 2004.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх