Почему ребенок так начинает себя вести? Не олимпийские боги.

Почти все родители сталкиваются с подобной ситуацией, когда их ребенок, чтобы получить желаемое начинает закатывать истерику. Устраивая такого рода бунт, ребенок пытается получить то, что он хочет, несмотря на запреты и всевозможные уговоры. Как обычно родители поступают в такие моменты? Кто-то из родителей начинает идти на поводу у своего ребенка, другие - стараются пресечь своего ребенка на начальной стадии истерики. Но, как правило, такие методы редко срабатывают, вызывая у малыша только сопротивление.

Почему ребенок так начинает себя вести?

Такое поведение естественно для ребенка в возрасте между 1,5 и 3 годами. Ребенок часто становится упрямым, капризным и непослушным. И это абсолютно нормально. Дело в том, что именно в этом возрасте малыш, начинает осознавать себя как личность, начинает понимать значение слова "нет" (другие варианты: "нельзя", "не хочу", "не буду") и упиваются его возможностями. Нередко именно в этом возрасте у малышей бывают истерические приступы. Ребенок как бы "выпускает пар", когда не получает того, что хочет, или у него что-то не выходит. Такие приступы, как мы уже говорили, вполне нормальны в этом возрасте.

Малыш пока не в состоянии контролировать свои эмоции, кроме того, не настолько хорошо говорит, чтобы выразить переполняющие его чувства и желания. В дальнейшем, по мере того, как знания детей об окружающей действительности расширяются, они все реже прибегают к этому испытанному "орудию протеста".

В чем ошибка родителей?

Родители в этом случае часто испытывают сложные чувства: от растерянности и раздражения - до гнева. Они, естественно, не хотят, чтобы их малыш превратился в избалованного, эгоистичного и злого человечка, оставаясь таким и впоследствии. С таким поведением ребенка можно справиться, если своевременно ввести в арсенал воспитательных мер дисциплину и, не идя на поводу у своего ребенка.

Часто родители, особенно мамы, ссылаются на то, что они не являются для своего ребенка авторитетом, что с ребенком может справиться только отец или дедушка с бабушкой. Довольно типичная проблема для многих семей. Родители перекидывают ответственность воспитания ребенка друг на друга. В итоге, им никто не занимается, ребенок предоставлен сам себе.

С моей точки зрения, родители просто не хотят искать общий язык, понимать своего ребенка. Отсюда бессилие и растерянность перед его очередной истерикой. Но ведь кто как ни родители больше всего проводят время со своим ребенком. Найти подход и постараться понять свое чадо - задача каждого родителя.

Куда исчезает авторитет у ребенка к одному из родителей?

Причинами такого пренебрежения со стороны ребенка могут быть:

Когда кто-то из родителей постоянно занят, на работе, и не проводит с малышом достаточно времени . Что происходит в таком случае? Ребенок сам по себе, часто бывает один и со временем, когда он подрастет, замечания им больше не будут восприниматься. Справиться с ним становится очень сложно.

Все мы знаем, что сначала воспитание малыша сводится к совместным играм и занятиям, во время которых малыш познает окружающий мир и некоторые правила поведения. И ребенок начинает осознавать, что мама или папа это тот, кто все знает, всегда защитит, поможет. Если этот период не пройден, ребенок не проводил с родителями достаточно времени, авторитет исчезает. Когда ребенок выходит из-под контроля, наступает момент, когда никто не хочет уступать, искать контакт с ребенком и в ход идет угроза авторитетом другого родителя или воспитателя. Уклоняясь от ответственности за воспитание, родитель уходит в сторону, уступая место более авторитетному.

Вторая причина потери авторитета, это когда родитель идет на поводу у малыша, выполняя его прихоти при первой истерике . Не забывайте, что дети - это отличные психологи и могут очень часто манипулировать взрослыми людьми. В первую очередь они тренируются на своих родителях. Порой дети доводят родителей до предела терпения, тем самым, узнавая границы, до которых можно шалить, требовать свое, истерить. Так малыш осознает рамки своей самостоятельности.

Не стоит давать, покупать, делать то, что малыш хочет, в данную минуту или по первому требованию. Упустив момент в самом начале этих проб, наверстать упущенное уже сложно, но можно.

Как вернуть потерянный авторитет?

Начните больше проводить время с ребенком, занимайтесь, играйте, гуляйте, читайте с ним.

Если малыш начинает истерить, требуя что-то получить, попытайтесь поговорить с ним. Разговаривайте с ребенком на доступном ему языке, почему вы не можете это ему дать сейчас.

Постарайтесь не обращать внимания на плохое поведение ребенка, когда он хочет этим чего-то от вас добиться.

Покажите ребенку, как вы расстроены, выразите словами свое отношение к его плохому поведению. Если вам удастся подобрать правильные слова, то ребенок обязательно поймет, что огорчил вас, и постарается вести себя хорошо.

Если ребенок игнорирует вас, займите его внимание, заинтересуйте тем, что его привлекает.

Будьте рядом, уделите время, когда ему нужна в чем-то ваша помощь или руководство.

Авторитет (от лат. autoritas - власть) - влияние какого-либо лица , основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Превосходство родителей , которые авторитетны для ребенка , определяется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности . Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности , руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты. Ощущение жизненной уверенности - одна из потребностей психики ребенка , поэтому ему необходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей .

Для маленького ребенка каждый взрослый представляет собой естественный авторитет , поскольку в детских глазах он - воплощение силы, могущества, умелости. Это создает у некоторых родителей иллюзию , что можно не прилагать особых усилий для поддержания своего авторитета . Таких взглядов придерживаются в первую очередь в семьях, где воспитание строится на опеке, диктате. Между тем ребенок -дошкольник уже способен отличить авторитет , основанный лишь на физическом превосходстве (старше, сильнее, от авторитета , выросшего из привязанности и уважения. Любовь, внимание к ребенку , забота о нем - первый «кирпичик» родительского авторитета . Он будет крепнуть в глазах ребенка по мере того , как он «откроет» в родителях их высокие нравственные качества, культуру, эрудицию, интеллектуальную развитость , умелость и многие другие прекрасные качества. Ответственные родители думают о своем авторитете , стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае не разрушать недостойным поведением.

В семье важно поддерживать авторитет друг друга , помня при этом, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не задумываясь о последствиях, по поводу и без повода в присутствии детей высмеивают, оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно часто это делается по отношению к отцу.

Социологические исследования показывают, что многие дети-школьники ставят роль отца на третье, четвертое место при решении таких вопросов, как «С кого бы ты хотел брать пример?» , «Кому бы доверил свою тайну?» . Мать, братья, дедушки, бабушки, сверстники часто оцениваются как авторитеты выше , чем отец. Исследования показывают, что мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к «второстепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько меньше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.

В практике семейного воспитания распространена такая ошибка, когда родители , осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под предлогом «не потерять авторитет » . Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей , но в подростковом возрасте оценке подвергается все поведение родителей , что не проходит бесследно.

Самым распространенным видом является авторитет любви . Родители в таких семьях захваливают ребенка , демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

Другой вид семейного воспитания - ложный авторитет доброты . В семьях этого типа родители все разрешают ребенку . Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями , капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии, требования, мало дающего обществу и семье, не признающего запретов.

Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив.

Ложным авторитетом подавления , является такой, при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, исходящий главным образом от отца. В некоторых семьях, живущих со своими родителями , такой тип воспитания часто исходит от представителей старшего поколения. Они требуют подчинения себе не только от детей, но и от остальных взрослых членов семьи, не дают развернуться детским возможностям. При непослушании, сопротивлении отец или бабушка раздражаются, кричат. В такой семье часто наказывают ребенка . Естественно, что вырастает безвольный, замкнутый, забитый ребенок или , наоборот, деспот.

Педагогический такт заключается в умении взрослого найти наиболее правильный путь к взаимопониманию с ребенком , установить с ним деловые и эмоциональные контакты, соблюдать чувство меры. К сожалению, родители порой допускают грубость, нетерпимость, категоричность. Это относится и к матери, как главной воспитательнице детей. Именно она должна аккумулировать в себе в наибольшей мере доброту, мягкость, доверительность общения с детьми. Если члены семьи не оказывают матери помощи в ведении домашнего хозяйства, то у нее возникают нервные и физические перегрузки. Мать становится невыдержанной, а потому кричит на ребенка , часто незаслуженно наказывает его. Каков же авторитет у такой матери ?

Разновидностью ложного авторитета подавления - авторитет педантизма . В такой семье родители , стремясь сохранить дистанцию между собой и ребенком , разговаривают с ним подчеркнуто сухо, скучно, по любому поводу читают длинные нотации, назидания. Обычно с ребенком в таких семьях не считаются, его мнения не спрашивают. В такой обстановке малыш либо подчиняется и выполняет все распоряжения взрослых, либо начинает протестовать, капризничать, упрямиться. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.

Весьма распространен в последние годы тип ложного авторитета - авторитет чванства . Родители в такой семье чрезмерно кичатся своими достижениями, подчеркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что «умеют» , а тем, что «имеют» . В этих семьях царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности. В обстановке постоянного подчеркивания своих преимуществ, выражения пренебрежения к окружающим, не имеющим того, что является для этих семей главным, взрослые формируют у детей психологию потребителей. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчетливыми дельцами и бездельниками.

Другой разновидностью ложного авторитета является тип семейного воспитания- авторитет подкупа . Послушание детей и хорошее отношение к себе родители , сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков , бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю.» - часто слышат воспитатели разговоры матери с ребенком . В такой семье растет ребенок , который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу.

Отсутствие постоянной линии воспитания создает в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой - напряжения, порождает отрицательные чувства к родителям , вызывает у детей ранний невроз.

Памятка для родителей на тему : «Авторитет - основа воспитания »

Требовательное отношение к себе - основа авторитета родителей . У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.

Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.

Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи : отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.

Духовное общение с детьми - одно из условий поддержания авторитета родителей . При этом важно содержательное общение родителей с ребенком : чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца или матери (занятия спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).

Детей дошкольного возраста недаром называют «почемучками» . Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.

Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить. Детям дошкольного возраста нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок тонко чувствует .

Если дети живут в обстановке критики,
они учатся критиковать и осуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы,
они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения,
тогда чувство собственного достоинства
уступает место чувству вины.
Дороти Нолт
Американская писательница и консультант по семейным вопросам (1924 – 2005)

3 слайд. Для того, чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

4 слайд. Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребенка.

5 слайд. Принятие ребенка - это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Принять ребенка - значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. В психологической литературе отмечается, что принятие, зависящее от поступков, - это принятие условное, имеющее игровой подтекст. Оно приводит к проблемам, которые можно назвать нравственными и очень опасными. Игровое принятие имеет искусственный привкус, в основе которого - безразличие и обман. В основе настоящего или истинного принятия лежит значимость ребенка. Значимость ребенка это признание его значительности в существовании семьи. Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.

6 слайд. Признание - это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей - это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание - это еще в какой-то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, и чтобы отец и мать были рядом и поддерживали его.

Признание может существенно повлиять и на учебные успехи ребенка, и на его положение в семье и в коллективе. Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают достижения ребенка, а также позволяют ему эти достижения продемонстрировать, то этот ритуал позволит ребенку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных возможностях. Иногда в беседе с родителями узнаешь о том, что они знают интересы собственного ребенка, не слышали о тех успехах и достижениях, которые у него есть. Почему дети не говорят об этом своим родителям? Потому что зачастую они просто не верят в то, что родители будут искренни в выражении признательности собственному ребенку. Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха. Не менее значимым чувством для ребенка является любовь. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке, независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее: 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий.

7 слайд. Быть доступным для ребенка - это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным - это значит иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребенок начинает искать истину в подворотне, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность и неприкосновенность.

Однажды один из моих учеников так выразился о родительской доступности: “Я живу со своими родителями в разных измерениях, и поэтому мы не находим времени друг для друга”. Только имея в своем родительском арсенале принятие, признание, любовь можно формировать у ребенка такие качества, как ответственность, самодисциплину, осознанную способность к ограничениям.

8 слайд. Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Такие понятия, как ответственность и обязательность, детям не особенно присущи. При перечислении своих личностных качеств многие учащиеся ставят ответственность и обязательность на последнее и предпоследнее место.

Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку “нет”. Родители должны помнить, что умение говорить “нет” - это обоюдное решение родителей. Нет ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет, а другой запрещает. Еще страшнее, если один из родителей вместе с ребенком что-то скрывает от другого родителя, боясь его гнева. Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, потере собственного уважения в глазах ребенка, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем остатки собственного авторитета.

9 слайд. Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка - кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу - все это слагаемые родительского авторитета. Родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Чтобы счастье наше было полно, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей, последние же согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия, эту необходимую связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью.

9 слайд. Важным условием воспитания является родительский авторитет- влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к такому выводу: далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований авторитета, которые классный руководитель должен знать, чтобы помочь ребенку выйти из трудной ситуации, складывающейся в семье.

Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям.

В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дельцы, жестокие и агрессивные люди.

Некоторые родители, занимающие высокие посты, демонстрируют свое положение и заслуги на каждом шагу: соседям, знакомым и в школе, где учится их ребенок.

Если в семье это поощряется, дети очень быстро начинают пользоваться родительскими заслугами, но, не умея критически взглянуть на себя со стороны, становятся хвастливыми и высокомерными. Однако часто можно наблюдать в семьях такого типа, как дети стыдятся проявления их родителями своего положения, стесняются собственных отцов и матерей, пытаются как можно меньше бывать с родителями вместе.

12 слайд. Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребёнком в образе доброго ангела. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт. Послушание детей приобретается родительской добротой, мягкостью, уступчивостью, беспринципностью. Родители боятся конфликтов и уходят от них, принося себя в жертву. Дети в такой семье капризны, требовательны, командуют родителями.

Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону.

В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются. Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. На практике, к сожалению, не всегда так получается. Проблема состоит в том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей и что они реально для этого делают.

В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным.

Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей.

Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу родители раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Таким родителям совершенно не интересно, какие проблемы испытывает их ребенок. При таком терроре ребенок вырастает безвольным, забитым, запуганным или, наоборот, самодуром, мстящим за подавленное детство. Такие родители разговаривают со своим ребенком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя, упиваются страхом и волнением в глазах и поведении своего ребенка.

16 слайд. Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

17 слайд. Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично. В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния. Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия. На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований. Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи. Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков. Осведомленность родителей о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения.

Заключение

Наверное, будет просто неудобно в самой семье перед детьми доказывать родительскую власть постоянной ссылкой на общественное полномочие, требующее правильного воспитания ребенка. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

Наконец, сам смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом. Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое "не слушается" и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Те родители, у которых дети "не слушаются", склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело. К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна : правильное воспитание. 18 слайд. Только к этой одной цели нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели.

Детские заповеди от Дороти Лоу Нолт для мам, пап, бабушек и дедушек

  • Кроме еды и одежды мне нужно душевное тепло, сердечность и Ваша любовь.
  • Говорите со мной сердцем и Вашими руками, потому что слова не всегда не всегда мне понятны.
  • Не применяйте ко мне силу. Это приучит меня к мысли, что с позиции силы можно все решить. Я быстрее откликнусь, если меня просто повести за собой.
  • Не давайте лишних обещаний, потому что Вы не можете их выполнить. Я могу утратить доверие к Вам.
  • Не акцентируйте внимание на моих “плохих привычках”. Это меня будет только побуждать продолжать делать то же самое.
  • Не делайте замечаний в присутствии людей. Я больше и лучше пойму все, если Вы спокойно поговорите со мной с глазу на глаз, наедине.
  • Сделайте так, чтобы я почувствовал свою значимость и потребность, свое место в планах нашей семьи.
  • Сделайте так, чтобы я никогда не боялся утратить Вашу любовь.
  • Помогите мне понять разницу между добром и злом.
  • Поддерживайте и поощряйте меня к труду, даже тогда, когда я еще делаю сотни ошибок.
  • Не наказывайте меня за неудачи, сама неудача уже является наказанием для меня. Мягко критикуйте и оценивайте, но не меня, а мои поступки.
  • И Вы никогда не должны забывать, что ребенок учиться делать те вещи, которым вы его учите!
  • Если дети живут с враждебностью, они учатся биться.
  • Если дети живут со страхом, они учатся бояться.
  • Если дети живут с насмешкой, они учатся быть боязливыми.
  • Если дети живут с завистью, они учатся разочарованию.
  • Если дети живут с поощрением, они учатся доверию.
  • Если детей учат делиться, они учатся быть щедрыми.
  • Если дети живут в честности, они учатся быть правдивыми.
  • Если дети живут в справедливости, они учатся быть справедливыми.
  • Если дети живут в доброте и вежливости, они учатся уважать.
  • Если дети живут дружелюбности, они учатся понимать, что мир прекрасен.

Демократизация общественной жизни повлекла за собой крити­ку авторитарной концепции воспитания, предусматривающую подчинение детей воле педагога, родителей. В связи с этим понятие «авторитет», как однокоренное со словом «авторитарность», стало очень редко употребляться. А зря, потому что смысл авторитета не противоречит современным тенденциям гуманизации воспитания.

Авторитет (от лат. autoritas - власть) -влияние какого-либо ли­ца, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Пре­восходство родителей, которые авторитетны для ребенка, опреде­ляется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты. Ощущение жизненной уверенности, о которой говорилось выше, - одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необ­ходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

А.С.Макаренко писал, что для ребенка первых лет жизни «...самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требу­ет никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так ска­зать, простым детским глазом» (Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. -М., 1984.-Т. 4.-С. 66).

Для маленького ребенка каждый взрослый представляет собой естественный авторитет, поскольку в детских глазах он - воплоще­ние силы, могущества, умелости. Это создает у некоторых родите­лей иллюзию, что можно не прилагать особых усилий для поддер­жания своего авторитета. Таких взглядов придерживаются в пер­вую очередь в семьях, где воспитание строится на опеке, диктате. Между тем ребенок-дошкольник уже способен отличить авторитет, основанный лишь на физическом превосходстве (старше, сильнее), от авторитета, выросшего из привязанности и уважения. Любовь, внимание к ребенку, забота о нем - первый «кирпичик» родитель­ского авторитета. Он будет крепнуть в глазах ребенка по мере того, как он «откроет» в родителях их высокие нравственные качества, культуру, эрудицию, интеллектуальную развитость, умелость и многие другие прекрасные качества. Ответственные родители ду­мают о своем авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае не разрушать недостойным поведением.

В семье важно поддерживать авторитет друг друга, помня при этом, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не задумываясь о последствиях, по поводу и без по­вода в присутствии детей высмеивают, оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно часто это делается по отноше­нию к отцу.

Социологические исследования показывают, что многие дети-школьники ставят роль отца на третье, четвертое место при реше­нии таких вопросов, как «С кого бы ты хотел брать пример?», «Кому бы доверил свою тайну?». Мать, братья, дедушки, бабушки, сверстники часто оцениваются как авторитеты выше, чем отец.

Исследования показывают, что мальчики особенно чувствитель­ны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к «вто­ростепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько мень­ше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться да­же на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.

Для малыша мама с папой являются центром вселенной и непререкаемым авторитетом. Но когда ребенок идет в школу, его взгляды на мир резко меняются, он начинает прислушиваться к мнению учителя, друзей и одноклассников. Родители ребенка, стремясь вернуть потерянный авторитет и восстановить доверие, часто поступают неправильно. Главной ошибкой родителей, пытающихся вернуть свой авторитет, считается то, что они пытаются давить на ребенка. Существуют различные виды ложного авторитета:

Авторитет воспитания основан на запугивании. Мать и отец не интересуются, что происходит с ребенком и почему он так поступает. При любом неповиновении и высказывании своего мнения они раздражаются, кричат и даже поднимают на ребенка руку. Если во время таких воспитательных бесед ребенок волнуется, замолкает, то взрослый радуется тому, что сумел вызвать своим поведением страх. Ребенок постоянно вынужден лгать и изворачиваться, чтобы избежать очередного наказания.

Авторитет педантизма психологи считают разновидностью авторитета подавления. В этом случае волевые авторитарные родители, руководствуясь самыми добрыми намерениями, жестко контролируют жизнь сына или дочери. Ребенку не приходится самому решать никакие проблемы, он во всем полагается на мнение взрослых. Но, вырастая, большинство детей, стремятся вырваться из-под чрезмерной опеки родителей. И если в это время на их пути встретится тот, кто покажется более авторитетным, ребенок начнет подчиняться этому человеку.

Некоторые родители, много времени проводящие на работе, оставляют детей на попечение бабушек или . Не видя родителей рядом, ребенок постоянно слышит: «Мама сказала, мама не разрешает». Завоевать таким способом родительский авторитет практически невозможно. Ребенок не воспринимает авторитет отсутствующего родителя и не прислушивается к его словам во время редких моментов общения.

Психологи также выделяют такой ложный вид авторитета как авторитет родительского положения. Чаще всего он бывает в семье, где один или оба родителя сумели добиться высокого положения в жизни и материального достатка. Ребенку постоянно рассказывают, каких успехов достигли папа или мама и какими достоинствами они обладают. В этом случае дети, беря пример с родителей, начинают высокомерно относиться к окружающим и хвастаться достатком и положением своей семьи. Со временем дети, растущие в такой семье, увеличивают свои запросы и пренебрежительно относятся к отцу и матери, если те не могут обеспечить все их потребности.

Авторитет назидания создается в том случае, когда родители постоянно читают ребенку нотации по поводу и без повода. Вместо того чтобы просто поговорить с подростком, обсудить его проблему и попытаться вместе найти решение, родители повторяют длинные поучения, вспоминают свою жизнь, показывая себя правильными и непогрешимыми. В этом случае дети озлобляются, пытаются поступать назло, не испытывая к взрослым ни малейшего уважения.

Авторитет демонстративной любви выражается в том, что родители начинают постоянно ласкать и жалеть свое чадо, требуя взамен такого же поведения. Такой «террор любовью» обычно характерен для матерей. Ребенку внушают, что мама все делает для его блага, не жалея себя, его обвиняют в жестокости и непонимании. В этом случае подросток быстро перестает реагировать по демонстративное поведение родительницы и может вырасти циничным и жестоким. В ответ за жалобы и проявления любви он не будет испытывать никаких чувств, кроме презрения.

Если родители подкупают хорошее поведение ребенка обещаниями благ, подарками или деньгами, психологи называют такое поведение авторитетом подкупа. Дети быстро приспосабливаются вести себя так, чтобы получить то, что им хочется. Ребенок знает, что в ответ на какую-то помощь по дому он получит денежное вознаграждение. Иногда маленький шантажист начинает ставить родителям условия: «Если вы не купите мне новый телефон, я уйду из дома».

Самым неподходящим видом родительского авторитета считается авторитет доброты. Придерживающиеся подобного поведения папа и мама позволяют ребенку буквально все, лишь бы только избежать конфликтов. Они изо всей силы стараются показать свою доброту и лояльность. Но в первую очередь такое отношение оборачивается против родителей: дети быстро понимают свою вседозволенность, наглеют и перестают уважать слабовольных взрослых.

Родители должны запомнить для себя важные правила.

  • Родительский авторитет создается многими факторами: климатом в семье, отношениям родителей к другим людям, поступками родителей в различных ситуациях. Чтобы ребенок проявлял к родителям уважение, взрослые сами должны показать пример того, как нужно проявлять к человеку внимание, заботится о нем, уважать его интересы. Очень важно знать вкусы и пристрастия ребенка, разбираться в молодежной культуре и моде. Если родителям не нравятся увлечения ребенка – это не значит, что подросток занимается чем-то нехорошим.
  • В присутствии ребенка никогда не стоит критиковать его друзей, учителей и одноклассников. Детям необходимо доверять, давать им возможность проявлять самостоятельность и выражать свою индивидуальность. Родители всегда должны быть честными со своими детьми. Ребенку нельзя угрожать, категорически запрещать ему что-то, так как именно запретный плод во все времена был наиболее привлекателен.
  • Даже если очень хочется постоянно опекать свое чадо, нужно сдерживать эти порывы. Маленький человек должен учиться быть самостоятельным.
  • Не нужно стесняться попросить прощения у своего ребенка. Ведь взрослым тоже свойственно ошибаться.
  • Детей с раннего возраста нужно привлекать к обсуждению семейных вопросов, связанных с покупкой вещей, меню праздничного стола, планов на праздники.
  • Необходимо формировать у ребенка уважение к труду. Он должен знать, что это уважение измеряется не размером заработанной платы, а важностью выполненной работы.
  • Отличный способ интересно провести время, а заодно укрепить авторитет родителей – это .
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх