Воспитание духа: как растили детей на Руси. Как воспитывали детей на Руси

Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Спустя столетия некоторые древние обряды кажутся нам странными, а правила воспитания - неуместными, подчас дикими.
Но интерес к ним остается и по сей день, а отголоски древних обычаев зачастую живут в современных семьях.
Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась строго. Безспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина "не воспитывает" (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям же надлежало с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им.
Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразные. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: "Ученье в детстве - как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается."
В Древней Руси существовали различные формы воспитания. Например, "кормильство" - форма воспитания детей феодальной знати в 9-11 веках. В 5-7 лет княжич отдавался на воспитание в другую семью - кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод и знатных бояр. При этом кормилец был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной вотчине от имени княжича-воспитанника. Обязанностью кормильца было умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Примером такого воспитания может служить князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги.
Другая форма воспитания - "дядьки". Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те - первыми их помощниками, так был воспитан и сын Святослава - Владимир, дядькой которого был знаменитый Добрыня.
Так же существовало "кумовство" - выбирался и назначался духовный и нравственный наставник детей в семье родителей. Таких наставников княжичей еще называли "пестунами". Последняя форма воспитания была наиболее распространена среди феодальной знати Древней Руси.
Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам или отдавали мастерам учиться какому-либо ремеслу.
Вообще наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми. Также сильно различалось воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика - как будущего воина, защитника и кормильца, а девочек - как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки - из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.
Отношение наших предков к сыновьям и дочерям очень хорошо отражают пословицы: "Добрый сын всему свету завидище", "Вся девичья краса - это гордость и коса", "Дочерьми красуются, а сыновьями в почете живут", "Дочь - чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай"
Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу - это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.
Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу - вскочу, не хочу - не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.
И только выйдя замуж, дочь выходила из-под власти отца и в знак этого на свадьбе отец невесты передавал зятю специальную плеть, которой до этого "воспитывал", образно, девушку.
Древнерусские женщины из княжеских семей знали иностранные языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передать им свои знания. Так, "до излиха вкусившей мудрости книжной", назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (12 век), княгиня киевская, обучала "младых девиц писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям."
Мальчиков же воспитывали, как будущих защитников, кормильцев. В простых семьях их обучали хозяйству, ремеслу. В семьях феодальной знати большое внимание уделялось военно-физическому воспитанию. Особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в 2-3 года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он станет.
Юноши в 12 лет получали по два меча - это означало, что за девять лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приемами и стать воинами, защитниками отечества, своего рода. До достижения определенного возраста, пока у него не появлялась борода, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами, как советчик.
В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди высоко ценили грамотность, поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, что воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.
Основное направление воспитания в Древней Руси четко просматривается в "Поучении князя Владимира Мономаха детям." Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам - приветливыми. Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами. Именно стремление делать добро было основой воспитания детей, при всей строгости самого процесса воспитания.

Основой воспитания была, безусловно, религиозная традиция того времени, а она считала, что суть человека греховна. Поэтому наши предки считали, что эту греховную суть, а, следовательно, ребенка, надо как можно раньше усмирить, переломить, подчинить воле родителей. Детей часто били, порка считалась лучшим воспитанием. Взрослые верили, что делают это на благо своих чад и если не бить малыша сызмальства, он вырастет дурным человеком, будет обижать родителей. Если какой-то из отцов не порол своих детей, окружающие считали, что он их не воспитывает, и осуждали такого мужчину.

Вообще все семейные взаимоотношения были построены на строжайшей иерархии. Авторитет главы семейства – отца считался непререкаемым. Дети должны были беспрекословно слушаться отца и вообще родителей, воспринимать все их наставления, не противоречить им. Мнение ребенка не принималось взрослыми в расчет, отец не слушал советов и пожеланий сына, пока у того не вырастет борода.

Первые 3-4 го­да ре­бе­нок был под опекой матери, он посильно помогал ей в домашних делах. С 5 лет ребенка-мальчика привлекали к мужским делам. девочку - к женским хозяйственным обязанностям. Детям рассказывали обучающие, таящие глубокий смысл сказки и легенды. С 7 и до 15 лет ребенок считался отроком, после окончания этого срока девочки оставались под присмотром матери. продолжали учиться хозяйству и рукоделию, а мальчики переходили в распоряжение отца, выполняли уже серьезные мужские обязанности. Так, сыновья дружинников уже с 12 лет учились воинскому делу и проживали отдельно от матерей.

Вообще детей с раннего возраста готовили к взрослой жизни. Им поручали всевозможные обязанности по дому, обучали их грамоте – это тоже считалось обязанностью родителей. В основном малышей учила чтению и письму мать, поэтому очень ценились образованные невесты.

Детей учили петь, читать и писать, знать историю Руси, разбираться в церковных тонкостях, правильно говорить, достойно вести себя в обществе, быть вежливыми и учтивыми, вовремя кланяться и улыбаться. Если родители видели, что их ребенок проявляет способности к учебе, они отдавали его «в учение» к какому-нибудь мудрому человеку, книжнику. Подопечный у такого ученого мужа был только один, тот передавал ему все свои знания.

В княжеских семьях сыновей с 1-3 лет сажали на коня. Это было целым обрядом, считалось, что так закладываются качества будущего воина. Подросшие девочки проходили обряд вскакивания в поневу. Понева – это длинная ткань. Которая использовалась как юбка. До 15 лет у девочек юбок не было, они носили длинные рубахи. В 15 лет проводился специальный ритуал, знаменующий переход от детства к девичеству. После него к девушке можно было присылать сватов. Только выйдя замуж, девушка выходила из-под власти отца и переходила под власть мужа. Отец передавал зятю свою плеть, чтобы отныне тот воспитывал с ее помощью жену.

В сис-те-ме ду-хов-ных цен-но-стей вос-точ-ных сла-вян со-хра-не-ние пле-ме-ни бы-ло ос-нов-ным по-ня-ти-ем. Жизнь от-дель-но-го че-ло-ве-ка все-це-ло за-ви-се-ла от се-мьи, об-щи-ны и пле-ме-ни. Ук-лад жиз-ни сла-вян оп-ре-де-лял тра-ди-ции в вос-пи-та-нии де-тей, нрав-ст-вен-ные цен-но-сти, пе-ре-да-вае-мые из по-ко-ле-ния в по-ко-ле-ние. В де-тях вос-пи-ты-ва-ли ува-же-ние к по-все-днев-но-му тру-ду, как к наи-бо-лее дос-той-но-му и зна-чи-мо-му за-ня-тию че-ло-ве-ка..

В дох-ри-сти-ан-ской Ру-си вос-пи-та-тель-ные ме-то-ды бы-ли тес-но свя-за-ны с язы-че-ски-ми пред-став-ле-ния-ми о при-ро-де и ок-ру-жаю-щем ми-ре. Вос-пи-та-ние бы-ло на-прав-лен-но, пре-ж-де все-го на то, что-бы раз-вить в ка-ж-дом ре-бен-ке важ-ные и по-лез-ные для об-щи-ны ка-че-ст-ва ха-рак-те-ра, та-кие как тру-до-лю-бие, че-ст-ность, ис-пол-ни-тель-ность, ува-же-ние к стар-шим и т.д. Че-рез тра-ди-ци-он-ные об-ря-ды и фольк-лор ре-бе-нок учил-ся ос-но-вам раз-лич-но-го ви-да дея-тель-но-сти, уз-на-вал при-ро-ду и ок-ру-жаю-щий мир.

О де-тях за-бо-ти-лась вся се-мья, и опе-ка это на-чи-на-лась за-дол-го до его по-яв-ле-ния на свет. Из-древ-ле чле-ны сла-вян-ской се-мьи ста-ра-лись ог-ра-дить бе-ре-мен-ную жен-щи-ну от вся-ких на-пас-тей. На-при-мер, в по-след-ние пе-ред ро-да-ми ме-ся-цы жен-щи-ну да-же не вы-пус-ка-ли из до-му, по-то-му что в до-ме она на-хо-ди-лась под опе-кой до-мо-во-го и свя-щен-но-го ог-ня до-маш-не-го оча-га. Да и во-об-ще, бо-ясь сгла-за, да-же сам факт бе-ре-мен-но-сти жен-щи-на пы-та-лась скрыть по воз-мож-но-сти доль-ше, а срок ро-дов хра-ни-ла в стро-жай-шем сек-ре-те. Но са-ма бе-ре-мен-ная счи-та-лась лю-би-ми-цей бо-гов и мог-ла при-но-сить сча-стье и уда-чу. Жен-щи-ну, жду-щую ре-бен-ка, ино-гда спе-ци-аль-но при-гла-ша-ли в сад и уго-ща-ли яб-ло-ком. Со-глас-но при-ме-там, ес-ли бе-ре-мен-ная от-ве-да-ет яб-ло-ко с мо-ло-дой яб-ло-ни, де-ре-во весь свой век бу-дет бо-га-то пло-до-но-сить.

Про-цесс ро-ж-де-ния сла-вя-не счи-та-ли один из са-мых са-краль-ных со-бы-тий. Они ве-ри-ли, что ро-ж-де-ние, как и смерть, на-ру-ша-ет тон-кую грань ме-ж-ду ми-ром жи-вых и мерт-вых лю-дей. По-это-му ро-ж-де-ние ре-бен-ка счи-та-лось опас-ным де-лом не толь-ко для ма-те-ри и но-во-ро-ж-ден-но-го, но и для всех ро-ди-чей. По этой при-чи-не жен-щи-на не ос-та-ва-лась ро-жать до-ма, что-бы не на-вре-дить ос-таль-ным. Она ча-ще все-го ухо-ди-ла в лес или хо-тя бы в дру-гое по-ме-ще-ние, на-при-мер, в ба-ню.

Су-ще-ст-во-ва-ло мно-го обы-ча-ев и об-ря-дов, цель ко-то-рых бы-ла по-мочь жен-щи-не в ро-дах. На-при-мер, что-бы те-ло ма-те-ри лег-че рас-кры-ва-лось, и ре-бе-нок бы-ст-рее ро-дил-ся, ро-же-ни-це рас-пле-та-ли во-ло-сы. Да-же в до-ме от-кры-ва-ли все ок-на и две-ри, раз-вя-зы-ва-ли уз-лы и от-пи-ра-ли зам-ки. В ро-дах бу-ду-щей ма-те-ри обыч-но по-мо-га-ла опыт-ная жен-щи-на, ко-то-рая са-ма уже име-ла не-сколь-ких здо-ро-вых де-тей. Не ред-ко на ро-дах при-сут-ст-во-вал и муж, это бы-ло обыч-ным де-лом и счи-та-лось, что нет ни-че-го дур-но-го в том, что ря-дом со стра-даю-щей жен-щи-ной на-хо-дит-ся лю-бя-щий и на-деж-ный че-ло-век.

Ес-ли ро-ж-дал-ся маль-чик, то пу-по-ви-ну пе-ре-ре-за-ли на то-по-ри-ще или стре-ле для то-го, что-бы он рос хо-ро-шим охот-ни-ком или мас-те-ро-вым. Ес-ли по-яв-ля-лась на свет де-воч-ка, то пу-по-ви-на от-се-ка-лась на ве-ре-те-не, что-бы де-воч-ка рос-ла тру-до-лю-би-вой ру-ко-дель-ни-цей. Пу-пок ре-бен-ку пе-ре-вя-зы-ва-ли льня-ной нит-кой, ку-да впле-та-лись во-ло-сы от-ца и ма-те-ри.

Са-мые пер-вые ма-ни-пу-ля-ции, ко-то-рые со-вер-ша-лись с но-во-ро-ж-ден-ным бы-ли свя-за-ны с мно-ги-ми об-ря-да-ми и ве-ро-ва-ния-ми. Кста-ти, хри-сти-ан-ский обы-чай при кре-ще-нии оку-нать ре-бен-ка в во-ду встре-ча-ет-ся у мно-гих на-ро-дов, да-ле-ких от хри-сти-ан-ских тра-ди-ций. Эт-но-гра-фы ви-дят в этом обы-чае от-го-ло-ски древ-не-го ри-туа-ла при-об-ще-ния че-ло-ве-ка к Кос-мо-су.

Гла-ва се-мей-ст-ва брал на ру-ки но-во-ро-ж-ден-но-го и по-ка-зы-вал его Не-бу и вос-хо-дя-ще-му Солн-цу, что-бы жизнь ре-бен-ка бы-ла дол-гой. За-тем мла-ден-ца по-ка-зы-ва-ли Ог-ню оча-га и рас-ту-ще-му ме-ся-цу, что-бы ма-лыш рос креп-ким и здо-ро-вым. По-том отец при-кла-ды-вал сво-его ре-бен-ка в Зем-ле-Ма-туш-ке и оку-нал его в Во-ду. Та-ким об-ра-зом, но-во-ро-ж-ден-ный пред-став-лял-ся всем Бо-же-ст-вам Все-лен-ной, все-му Ми-ру, Кос-мо-су и от-да-вал-ся под их по-кро-ви-тель-ст-во.

По-том ре-бен-ку да-ва-ли имя, од-на-ко оно хра-ни-лось в стро-жай-шем сек-ре-те. Сла-вя-не счи-та-ли, что имя во мно-гом оп-ре-де-ля-ет судь-бу че-ло-ве-ка. Имя нуж-но бы-ло обе-ре-гать от злых ду-хов и не-до-б-рых лю-дей, по-это-му у сла-вян дол-гое вре-мя су-ще-ст-во-вал обы-чай двой-ных имен: од-но имя тай-ное, да-ва-лось при ро-ж-де-нии, а дру-гое имя бы-ло мир-ским.

Вос-пи-та-ние ре-бен-ка рас-смат-ри-ва-лось как про-цесс его взрос-ле-ния, ко-то-рый про-хо-дил в не-сколь-ко эта-пов: "мо-ло-дой" - 3-6 лет-нее ди-тя, "ча-до" - 7-12 лет-ний ре-бе-нок, "от-рок" - под-рос-ток 12-15 лет.

Де-ти до 3-4 лет на-хо-ди-лись под опе-кой ма-те-ри. Роль ма-те-ри в вос-пи-та-нии на про-тя-же-нии все-го пе-рио-да дет-ст-ва бы-ла весь-ма важ-ной. Вот от-че-го всту-пив-ше-го во взрос-лую жизнь че-ло-ве-ка на-зы-ва-ли "ма-тё-рым", то есть вос-пи-тан-ным ма-те-рью.

А как рань-ше рус-ские жен-щи-ны но-си-ли ре-бен-ка?

Рассказывает Екатерина Полянская:

Как показывала мне прабабушка из Смоленской области: методы ношения детей в подоле (переднике).

(с) photo by Татьяна Тактаева

Исходная:
Перед

На бедре:

Колыбелька:

За спиной:

На груди:

Прабабушка, Васса, рассказывала, что так детей носили часто, это было обычным делом. За спиной даже в лес по грибы ходили. И дома носили. Старшие девочки младших детей на бедре часто носили так.

Про возраст она смутно говорила как-то. Типа, пока грудью кормили, и нельзя было дома на старших детей оставить. Ну, а сколько там грудью кормили, я как-то в детстве не поинтересовалась... Знающие люди подсказали, что три Великих поста, два с половиной - три года.

Екатерина Полянская.

Все эти 3-4 го-да, что ре-бе-нок был ря-дом с ма-те-рью, он пре-ж-де все-го ока-зы-вал по-силь-ную по-мощь имен-но ей. С пя-то-го го-да жиз-ни ре-бе-нок на-чи-нал ак-тив-но при-вле-кать-ся к муж-ским или к жен-ским хо-зяй-ст-вен-ным де-лам, его по-свя-ща-ли в мир ска-зок ле-генд.

С се-ми-лет-не-го воз-рас-та и до 14-15 лет ре-бе-нок счи-тал-ся от-ро-ком. По ис-те-че-нию сро-ка от-ро-че-ст-ва де-воч-ки ос-та-ва-лись под при-смот-ром ма-те-ри и про-дол-жа-ли учить-ся ве-де-нию до-маш-не-го хо-зяй-ст-ва. Маль-чи-ки по-па-да-ли под опе-ку от-ца и обу-ча-лись муж-ским за-ня-ти-ям. Де-ти дру-жин-ни-ков, на-при-мер, учи-лись рат-но-му де-лу и уже с 12-лет-не-го воз-рас-та жи-ли в осо-бых до-мах - грид-ни-цах, где по-зна-ва-ли во-ен-ное ре-мес-ло.

Ко-гда маль-чик на-чи-нал ста-но-вит-ься юно-шей, а де-воч-ка - де-вуш-кой, их ста-тус в се-мье ме-нял-ся. Они пе-ре-хо-ди-ли в раз-ряд мо-ло-де-жи, бу-ду-щих же-ни-хов и не-вест, го-то-вых к се-мей-ной жиз-ни и про-дол-же-нию ро-да. Этот пе-ре-ход оз-на-ме-но-вы-вал-ся ри-туа-лом ини-циа-ции, сво-его ро-да эк-за-ме-ном на ду-хов-ную и фи-зи-че-скую зре-лость. Суть ри-туа-ла за-клю-ча-лась в сво-его ро-да «смер-ти» с по-сле-дую-щим «воз-ро-ж-де-ни-ем». «За-но-во ро-ж-ден-ный» ре-бе-нок по-лу-чал но-вое имя (ча-ще все-го это бы-ло пер-вое на-ре-че-ние име-ни), взрос-лую оде-ж-ду: юно-ши но-си-ли муж-ские шта-ны, а де-вуш-ки с это-го вре-ме-ни оде-ва-ли по-не-вы, род юбок из клет-ча-то-го по-лот-на, ко-то-рые но-си-ли на поя-ске по-верх ру-ба-хи. С то-го мо-мен-та как де-вуш-ка ме-ня-ла свою преж-нюю дет-скую оде-ж-ду на взрос-лую, ее мож-но бы-ло сва-тать. Так и на-чи-на-лась взрос-лая жизнь.

Особая Благодарность Екатерине Полянской за предоставленные материалы.

По материалам сайтов:
www.eduhmao.ru
www.westnik.com
www.swarog.ru
www.webboard.ru

В системе духовных ценностей славян за основу всегда бралось сохранение традиций, воспитание детей, передачу нравственных ценностей из поколения в поколение. Сегодня мы убедимся насколько сильно искажены наши представления о настоящих ценностях, в которые так свято верили наши предки.

Как воспитывали своих детей на Руси наши предки?

Любовь к Отчизне

Любовь к отчизне русские старались привить детям с самого раннего возраста. Они стремились сделать всё для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с её лугами, полями, лесами, соседние сёла и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те сёла, города, где расселилось «русское племя». Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребёнок: «глупа та птица, которой своё гнездо не мило», «своя земля и в горести мила».

Доброта и милосердие

Детей старались обучить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим. Вся жизнь русской крестьянской семьи давала детям примеры такого рода поведения. Деревенский обычай обязывал крестьян принимать в своём доме постучавшегося в дверь усталого путника, обогреть его, накормить и утешить, если он в печали.

Заботясь о том, чтобы жизнь ребёнка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились показать своим детям необходимость проявлять к людям доброту: «Добро творить - себя веселить», стараться не держать на людей злобу, ибо «Злой человек - как уголь: если не жжёт, то чернит», отказаться от мщения за обиды.

Особенно старались предохранить ребёнка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же на месте, словом или кулаком, или простить обидчику его «неразумное поведение».

Честь и достоинство

Учили в народе хранить «честь с молоду». Понятие чести у крестьян всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга - в труде и в исполнении взятых на себя обязательств, включало в себя правдивость и исключало способность наносить несправедливые обиды.

Исследователи народного быта всегда отмечали это качество деревенских людей: «Все крестьяне, оберегая свою честь, стараются трудиться, чтобы не прослыть лентяем», «всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово: нарушить его он считает нечестным», «всякий крестьянин, оберегающий свою честь, старается не быть никогда не только замешенным в какое-либо преступление, но даже и заподозренным в нём. Он никогда не согласится ни на плутни, ни на обман, хотя бы это и было допущено в торговле».

Понятие чести, которое старались привить своим детям родители, включало также для мужчин уменье ответить на незаслуженное поношение, не дать основания для оскорблений, для девушек - чистоту, для женщин - отсутствие измен. Девочкам с ранних лет внушалась мысль о необходимости «блюсти свою честь», т.е. избегать добрачных связей, строить своё поведение таким образом, чтобы заслужить одобрение односельчан, а в замужестве сохранять супружескую верность. Потеря девственности до брака считалась большим грехом, а рождение внебрачного ребёнка всеми рассматривалось как крайняя степень позора и бесчестия.

Трудолюбие

Обучение детей крестьянской работе проходило по определённой, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья». Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребёнка с малолетства не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду.

Процесс трудовой подготовки ребёнка осуществлялся обычно поэтапно, при этом учитывались физические и психические особенности и возможности детей в разные периоды их взросления. Объём нагрузки и воспитательные меры, которыми люди пользовались для привлечения ребят к работе, определялись с учётом количества лет прожитых ребёнком. В противном случае можно отбить у ребёнка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как тяжёлой повинности.

В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола ребёнка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы их к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребёнок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребёнку.

С раннего детства ребёнка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей. Привлекая своё чадо к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нём ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда.

Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к их попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, колоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери.

В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, - что он «только и может гонять в бабки».

    Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

    Стол украшают гости, а дом - дети.

    Тот не умирает, кто детей не покидает.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

    Дайте детству созреть в детях.

    Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

    Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

    Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Воспитание детей на Руси

Воспитание детей на Руси всегда было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, родители хотели защитить своих детей, воспитать их справедливыми и добрыми, честными и счастливыми. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека.

Воспитание детей в славянской традиции понималось как божественное, жизненно необходимое явление, как долг перед людьми, как священная обязанность не только родителей, но и всех взрослых. «Не тот отец и мать, кто родил, а тот кто вспоил, вскормил, да добру научил», «Умей дитя родить, умей и научить» - гласят народные пословицы.

Существовали определенные циклы воспитания, повторяющиеся в каждой семье из поколения в поколение. Особую роль играли сложившиеся обряды. Развитие ребенка было нацелено на передачу опыта от старших к младшим. Через традиции и обычаи, детям передавались важные истины, наставления, поучения, касающиеся жизненных принципов и мировоззренческих основ.

До восьми лет дети получали домашнее воспитание, участвовали в обрядах, приобщались к фольклорному творчеству: сказочному, песенному, обрядовому. Всё, что сейчас называется русским народным фольклором, во времена Древней Руси было важнейшим средством обучения. Особое место, конечно, занимали сказки. Своим волшебным содержанием они привлекали детей, воспитывая в них в представления о добре и зле - побуждая к добру и предостерегая от злых поступков. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои былин и преданий. Погружаясь в мир легенд, верований и традиций, ребёнок проходил особую духовную школу. Маленького россича приучали никогда не брать того, что тебе не принадлежит, даже если вещь забыта или потеряна кем-то, ее нельзя присвоить. Нельзя завидовать силе и ловкости других людей, надо самому стремиться быть сильным, ловким и умелым. Знание жизни передавалось детям в словах народных песен и сказаний, в пословицах, поговорках, шутках, прибаутках, пестушках и потешках.

Период с 8-12 лет считался самым благоприятным для овладения ремеслами. Ребенок поступал в ученичество к мастеру, параллельно обучаясь грамоте. В период многолетнего обучения, между мастером и учеником существовал особый «кодекс чести». Мастер не имел права утаить что-либо из секретов мастерства от ученика и не должен был скрывать, преуменьшать талант ученика, если он превосходил его собственный. Такая традиция прямой передачи опыта, испокон веков существовала на Руси. Навыки передавались от учителей к ученикам на практике. Чтобы стать, например, зодчим ребёнок шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера.

Также происходило и в военном деле. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. В набор юного воина входили деревянные копья, ножи, лук со стрелами. Первый этап перехода из младенчества в отрочество был связан для мальчика с постригом и сажанием на коня. Происходило это обычно в три-четыре года. Начиная с этого момента, мальчиков готовили к защите не только своей семьи, но и всего Отечества. В «Повести временных лет» рассказано о том, как сын Игоря и Ольги, Святослав, был посажен на коня и подал знак дружине о начале схватки, запустив копье во врагов. И пусть копье не пролетело далеко, так как он был еще ребенком, но видно, что маленького князя воспитывали как воина настоящего, а не будущего.

Подготовка юных ратников проходила в форме народной игры. Участие в игре было для мальчика испытанием, а затем «форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам. Лет с десяти мальчики принимали участие в коллективных играх вместе с взрослыми, а с 12 лет будущие дружинники жили в особых домах - гридницах, где полноценно овладевали воинским искусством. Они не только должны были овладеть необходимыми навыками и знаниями, но стать продолжателями тех обычаев и традиций, которые способствовали развитию жизни. Дети жили в духе взаимопомощи, почитали родных богов, защитников рода и человека. Мужество и сила, гостеприимство и радушие, храбрость, бесстрашие, воинская удаль - эти и многие другие качества впитывало молодое поколение день за днем.

Если до 12 лет детей не разделяли по половому признаку, одевали в одинаковые льняные рубахи до пят, шитые из одежды родителей, и называли «чадо», то в 12 лет наступало совершеннолетие. Проводился обряд Имянаречения (детские ласковые имена сменялись взрослыми), и детей впервые одевали во взрослую одежду - юношам вручали мужские штаны, девушкам - понёвы, особый род юбок, который носили поверх рубахи на пояске. Так начиналась взрослая жизнь.

Каждое возрастное посвящение было особым этапом для ребенка. Прохождение его свидетельствовало о готовности к новому отрезку жизни. Каждый переход давал ребенку внутренний стержень и дополнительную духовно-магическую защиту. Ребенок не только обучался определенным навыкам и умениям, но и естественным образом проходил нелегкий путь взросления, обучаясь, меняясь и впитывая бесценный опыт.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх