Женщина-капитан рассказала о специфике своей работы. Капитан дальнего плавания анна ивановна щетинина

В наши дни женщины все чаще занимают, казалось бы, исконно мужские должности. Это уже становится привычным. Но каково было тем, кто первыми решились потеснить мужчин там, куда женщин традиционно не подпускали и близко?

26 февраля 1908 года на небольшой станции Океанская под Владивостоком в семье стрелочника Ивана Щетинина родилась девочка, названная при крещении Анной. Кто бы тогда знал, что со временем её имя с уважением будут произносить убеленные сединами «морские волки» из различных стран мира, и оно даже появится на морских картах.

Времена были тяжелые и голодные, семье не раз приходилось переезжать, пока в начале 20-х годов не поселились на станции Седанка (в наши дни это ближний пригород, 7 км от Владивостока). Море с детства вошло в жизнь девочки, ведь где бы семья ни жила, оно было рядом. Когда Анна в 1925 году окончила школу, сомнений в выборе профессии у неё не было.

Девушке удалось поступить на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. Уже в годы учебы начала плавать на морских судах, сначала учеником, а затем матросом. В 1929 году Анна окончила техникум и получила направление в Камчатское пароходство, где за пять с небольшим лет прошла путь от матроса до капитана дальнего плавания – карьера по тем временам небывалая.

Трудно сказать, не хватало тогда кадров или же до такой степени доверяли молодым, но за своим первым судном Анна Щетинина отправилась в Гамбург, откуда ей предстояло перегнать парохода «Чавыча» на Камчатку.

Можно представить, как вытянулись лица гамбургских корабелов, когда получать пароход прибыла женщина, которой еще не исполнилось и тридцати лет. Именно тогда о ней и начала активно писать иностранная пресса, как никак событие тянуло на полновесную сенсацию – у «Советов» капитаном дальнего плавания стала совсем юная женщина. Газетчики даже её маршрут до Камчатки по Северному морскому пути не поленились отслеживать, но были разочарованы – пароход прибыл в порт приписки в срок и без каких либо происшествий. Серьезных происшествий на её капитанский век, а он был долог, еще хватит, но они впереди.

Первые годы Анне пришлось совершать рейсы в Охотском море, «славящемся» своими штормами и коварством. Уже в феврале 1936 года море проверило молодого капитана на прочность. Пароход «Чавыча» был затерт льдами, и в течение 11 суток экипаж боролся за его спасение. Все это время капитан Щетинина не покидала мостика, руководя экипажем и выбирая момент, чтобы вырваться из ледового плена. Пароход был спасен и практически не получил повреждений.

1936 год был отмечен для Анны Ивановны Щетининой еще одним знаменательным событием – она получила свою первую государственную награду, ей вручили орден Трудового Красного Знамени. Согласитесь, что в 29 лет стать не только капитаном дальнего плавания, но еще и орденоносцем, это и для мужчин в те годы было большой редкостью. «Капитан Анна», как её стали величать коллеги мужчины, не просто продемонстрировала высочайший профессионализм, но и завоевала уважение опытных капитанов, а это ой как не просто.

В 1938 году Щетинину назначили начальником рыбного порта. Должность ответственная, но береговая, а засиживаться на берегу Анна не собиралась. Как только представилась возможность, уехала на Балтику и поступила на судоводительский факультет Ленинградского института водного транспорта, где за два с половиной года успела окончить 4 курса. Продолжить учебу помешала война.

В тяжелейших условиях первых месяцев войны Анна Щетинина на пароходе «Сауле» совершала поистине «огненные» рейсы, перевозя различные грузы и войска, участвовала в эвакуации Таллина. То время было скупым на награды, но капитана Щетинину посчитали достойной боевого ордена Красной Звезды. В представлении было написано «За образцовое выполнение задания правительства и военного командования и проявленное мужество в операциях на Балтике».

Осенью 1941 года Щетинина вернулась на Дальний Восток, где в течение войны командовала различными судами, перевозя грузы, в том числе и по Ленд-лизу. Не раз ходила в Америку и Канаду, где её всегда очень тепло встречали. Во время очередного рейса, пока шла погрузка, её пригласили на экскурсию в Голливуд, где не только показали «фабрику грез», но и вручили оригинальный подарок – именную грампластинку с «Интернационалом» в исполнении русских эмигрантов, выпущенную в единственном экземпляре фирмой «Columbia».

В 1945 году Анне Ивановне пришлось поучаствовать и в боевой операции, высаживая десант на Сахалин. После войны снова вернулась на Балтику, надо было заканчивать институт. Но к учебе удалось приступить не сразу. До этого пришлось покомандовать несколькими судами Балтийского пароходства и даже стать участником серьезного происшествия – села на пароходе «Дмитрий Менделеев» на рифы. Туман для капитана не оправдание, поэтому Щетинину наказали, хотя и своеобразно – отправили на год командовать лесовозом «Баскунчак».

Продолжая ходить на судах, Щетинина возобновила учебу в Ленинградском высшем инженерном морском училище, где заочно закончила 5 курс судоводительского факультета. В 1949 году, еще до сдачи госэкзаменов, Анне Ивановне предложили перейти в училище на преподавательскую работу, ведь опыт судовождения у неё был просто уникальным. До 1960 года А.И. Щетинина проработала в ЛВИМУ, была старшим преподавателем, деканом судоводительского факультета, начальником кафедры.

С 1960 года Щетинина обучала будущих моряков во Владивостокском высшем инженерном морском училище. Любопытно, что даже став педагогом, Анна Ивановна не оставила капитанский мостик. В летний период ходила капитаном на судах Балтийского или Дальневосточного морского пароходства (даже кругосветку совершила на «Охотске») или руководила практикой курсантов.

В 1978 году Анне Ивановне Щетининой присвоили звание Героя социалистического труда. Кстати, присвоили со второй попытки, первое представление было еще в 1968 году (к 60-летию), но тогда что-то не сложилось. У капитана дальнего плавания Анны Щетининой была и личная жизнь, хотя и не особо счастливая. Еще в 1928 году она вышла замуж за Николая Качимова, работавшего тогда радистом на рыболовецких судах. Впоследствии он возглавлял во Владивостоке Радиослужбу рыбной промышленности. В 1938 году был арестован, но через год реабилитирован. До войны работал в Москве в Радиоцентре Наркомрыбпрома. В 1941 ушел на фронт, служил на Ладожской военной флотилии. Умер Николай Филиппович в 1950 году. Детей в семье не было.

Анна Ивановна много времени уделяла общественной работе, была членом Комитета советских женщин, членом Союза писателей (написала две интересные книги о флоте и моряках), с 1963 года возглавляла Приморский филиал Географического общества СССР. Примечателен тот факт, что и авторская песня развивалась в 70-х не без участия Анны Ивановны, проводимый во Владивостоке "Конкурс туристической патриотической песни", где она возглавляла жюри, уже через год превратиться в фестиваль Приморские струны, который в дальнейшем станет самым крупным бард - фестивалем на Дальнем Востоке.

Скончалась Анна Ивановна Щетинина 25 сентября 1999 года и была похоронена на Морском кладбище города Владивостока. В память о первой женщине-капитане дальнего плавания её имя присвоено мысу в Японском море. На зданиях школы, которую она окончила, и училища, в котором преподавала, установлены мемориальные доски. Но главным памятником легендарному капитану стала благодарная память тысяч моряков, которых она вывела в океанские просторы.

Юбка в рубке

Марина Гаврилова - единственная на Волге женщина - капитан теплохода. Это на берегу она кажется хрупкой, беззащитной и стеснительной. Когда же встает на капитанский мостик, становится настоящей «речной волчицей». Ее воле и силе характера остается только позавидовать.

Уже четверть века она водит по Волге суда. Сначала работала на грузовых теплоходах, на местном флоте, а в последние годы водит пассажирскую «Москву-182». О ее требовательности ходят легенды. Она не дает спуску любителям расхлябанности и выпивок. При этом состав экипажа уже много лет остается постоянным. Штурманы отказываются расти в звании, чтобы только не переходить на другой теплоход.

О том, как начинала работать мотористом, несла штурманскую службу и стала капитаном, Марина Львовна накануне 8 Марта рассказала «МК».

- Раз стали капитаном, наверное, росли бесстрашной и отважной?

Вы не поверите, но в детстве шум волжских волн меня страшно пугал! Отец брал меня с собой на рыбалку, видимо, не с кем было оставить. Он ловил рыбу с плота, я стояла на берегу и зажимала уши руками, потому что мне было жутко от грохота набегающих волн.

Когда я родилась, мне долго выбирали имя, двоюродная сестра подсказала: «Назовите Мариной», - имя, как известно, происходит от латинского слова «маринус» - морская. Родители прислушались, я стала Мариной.

В детском саду всем с собой надлежало иметь носовой платок. Если на платье не было кармашков, мамы девочкам шили маленькие сумочки через плечо и вышивали на них - кто мишек, кто цветочки, мне мама вышила... якорь.

Потом, перебирая старые журналы, я наткнулась на статью о первой женщине-капитане на Азовском море. Наталья Кисса родилась в штормовую ночь в Керченском проливе на борту парохода, где ее отец был капитаном. Когда ее отец умер, чтобы прокормиться, она «рашкала» баржи - очищала корпуса барж от ржавчины и налипших ракушек. Потом юнгой ходила на портовом судне. После окончания мореходки, в войну, будучи старпомом, доставляла на теплоходе грузы на Малую землю. Во время налета немецких самолетов была ранена. Но смогла восстановиться, стала капитаном теплохода, ходила в Азовском и Черном морях, показав себя умелым судоводителем.

И у меня, как говорится, «загорелся глаз». После школы, листая справочник для поступающих в вузы, я нашла Институт водного транспорта в Ленинграде. Со мной собралась поступать и одноклассница. Мы отправили в институт письмо, ответ пришел на адрес подруги. И только в поезде она мне призналась, что на проспекте сбоку ручкой было написано: на судовождение женщины не принимаются. Подруга пошла в Гидрометеорологический институт, я отправилась в Институт водного транспорта, подала сгоряча документы на электротехнический факультет. Но сдав три экзамена, решила забрать документы. Зачем учиться, терять пять лет, если это меня не приблизит к мечте?


Марина Львовна мечтала о полностью женском экипаже, но так и осталась в одиночестве.

Вернувшись домой, пошла учиться на курсы телеграфистов в ДОСААФ. Думала, что это поможет мне попасть на корабль. И тут по радио услышала, что Ярославский речной порт набирает желающих на курсы мотористов-рулевых. Приехала, в отделе кадров услышала: «Да ты что, там же одни мальчишки учатся, тебя ветром сдует с корабля. Иди-ка для начала поработай кассиром».

Весной мне дали направление на старенький маломощный кораблик «МО-120», который в обиходе называли «мошкой». Потом перевели на теплоход покрупнее - «Ом-405». Однажды на прямом участке капитан разрешил мне постоять за штурвалом. Также удалось поговорить по рации с проходящими пароходами. Это был один из самых счастливейших моментов в моей жизни.

В конце навигации меня уже взяли мотористом-рулевым. На корабле я узнала, что у нас в порту есть филиал Рыбинского речного училища. Как только сошла на берег, кинулась в кабинет начальника, волнуясь, выпалила: «Хочу учиться в вашем училище». И услышала: «В чем же дело? Подавайте документы». Оказалось, что девушкам можно было учиться на вечернем отделении. В моей жизни начался новый этап. В порт летела как на крыльях. Утром училась на курсах мотористов-рулевых, а вечером - в техникуме.

- Как воспринял мужской состав единственную девушку-ученицу?

Было трудно. Со мной в классе сидели взрослые, опытные люди. Бывало, что они подшучивали надо мной. Худенькая, маленькая девчонка - и рвется на корабль! Однажды я не выдержала и расплакалась. Они испугались, кинулись все разом меня утешать... С тех пор у меня все пошло как по маслу. Никто ничем меня не обидел, ни словом, не полусловом.

- Сколько продлилась учеба?

Три года. Со мной за партой сидел молодой человек, который работал в транзите, на грузовом теплоходе. Он мне много рассказывал про дальние рейсы. Видя мои горящие глаза, он замолвил за меня словечко капитану. И капитан на свой страх и риск взял меня на работу. А я была неотесанная, да еще и с характером. Как это, кто-то на меня накричал?! В ответ я дерзила. В экипаже были одни мужчины, начинать мне было достаточно тяжело. Бывало, что-то делала невпопад, капитан кричал: «Все, я ее выгоню!» Штурман, с которым я стояла вахту, заступался за меня: «Дайте шанс. Она только начинает, учится».

Я впитывала все как губка. Рейсы на грузовых теплоходах оказались хорошей школой. А какая романтика! Шли, рассекая воду, кругом темень, вдали огни на берегу, а над тобой звезды - близко-близко.

Грузы возили по всей Волге от Калинина, как раньше называлась Тверь, и до Астрахани. Ходили по каналу имени Москвы. Автопокрышки возили на завод имени Лихачева в Москву и на Горьковский автозавод, в Нижний Новгород, железобетон и контейнеры - в Калинин. В середине лета начинали ходить в Астрахань. Арбузы грузили прямо в трюмы. Тогда я узнала вкус всех сортов арбузов и наелась бахчевых на всю жизнь.

- Вахту несли по сменам?

Сутки были разбиты на три смены. Вахту несли по очереди капитан, первый и второй штурман. Сейчас, спустя годы, поражаюсь мудрости капитана. Помню, когда была моя смена, он сидел на палубе внизу, в рубку не поднимался, не мешал, просто наблюдал. На участке от Волгограда до Астрахани было сильное течение, пароход просто летел. А русло реки - извилистое… Но со всем справлялась, была какая-то горячность и бесстрашие.

- Шлюзоваться было сложно?

Это очень ответственный момент. Чтобы занять всю полезную камеру, в нее загоняют несколько судов. Кто-то маневрирует, работает машинами, а пространство небольшое, вода крутится, надо очень аккуратно зайти, чтобы не ударить корабль о стенки и ворота. Есть правила пропуска через шлюзы. Пассажирские теплоходы пропускают в первую очередь, так как они работают по расписанию. С ними запрещено шлюзоваться танкерам, которые перевозят нефтегрузы 1-го класса. Может произойти утечка, которая повлечет взрыв и пожар.


Мне довелось проходить через шлюзы. До сих пор помню, как опускались в узкий бетонный мешок. Ощущение не из приятных.

На московских шлюзах поднимают и опускают медленно. А вот шлюзы около Углича и Рыбинска - сложные. Там большой перепад воды, скорость большая. Помню, как проходила их впервые, когда работала мотористом. Была тогда почти девчонка, стояла на палубе одна, швартовалась. А это было в ночную смену. Накануне как раз посмотрела фильм «Легенда о динозаврах». Мне во всех тенях мерещились чудовища, было жутковато.

«Экипаж дрожит, знает, что я буду все досконально проверять»

- Любовь свою нашли на Волге, на соседнем теплоходе?

Мы с Игорем шли, как говорится, параллельными курсами. Работали на соседних пароходах, постоянно общались. Когда наши старенькие пароходы списали на гвозди, мы перешли на местный флот. Он работал на одной «Москве», я - на другой. Потом судьбе, видимо, было угодно собрать нас на одном корабле. Работали вместе в транзите. Игорь - моряк, заканчивал мореходку, ему пришлось переучиваться. Была ситуация, когда я работала первым штурманом в транзите на грузовом, а он у меня был мотористом, потом стал механиком.

Я всегда считала, что моим мужем может стать только тот, кто связан с рекой. Как, например, береговой сможет понять и принять, что мне в субботу или воскресенье надо бежать на работу? У нас с Игорем вскоре родилась дочка. Мы подменяли друг друга, также я часто брала ее с собой в рейсы.

- Когда встали на мостик в качестве капитана?

В 1991 году. Работала на маленькой «мошке» на переправе Иваньково - Толга. У меня в подчинении был экипаж из 9 человек.

- Не приходилось слышать: «Женщина на корабле - к несчастью»?

Никогда. Меня воспринимали на равных. Я ведь настырная. Если случались какие-то поломки, мне обязательно нужно было влезть во всю эту механическую грязь, что-то покрутить, помочь. Бывало, что механик даже обижался: «Зачем? Я бы и сам смог». Потом ехала в автобусе, рядом женщины с такими белыми, нежными руками, маникюром, а у меня в пальцы машинное масло въелось. Прятала их…

После «мошки» я перешла на теплоход «Москва», работала сменным капитаном. А с 2001 года встала на мостик «Москвы-182», где до сих пор и работаю. Обычно мы работаем внутри города, нас далеко не отпускают на случай, если вдруг кто-то арендует теплоход для прогулки. Тогда нас срочно снимают с линии.

Прогулочные рейсы, когда одна из компаний арендует теплоход на два-три дня, нередко называют «пьяными». Сложно работать в таких условиях?

Все время нужно быть начеку. Когда мы стоим у берега, пассажиры начинают нырять с теплохода, а это крайне опасно. И шею можно свернуть и под теплоход может ныряльщика затянуть. Например, идет большой пассажирский теплоход, от него - волна огромная, приходится заводить машины, держаться на плаву, чтобы волной не выкинуло на берег. А мало ли кто там плавает под кормой... Все время следишь за пассажирами. Мы же отвечаем за их безопасность. Так что лучше все-таки в рейсе, чем на прогулке.

- Расскажите о своей команде.

У меня в подчинении три командира, четыре моториста, два кассира. Я - капитан, мой муж - механик, есть еще сменный капитан, работаем в три смены.

- Как строится ваш рабочий день?

Сначала надо принять вахту, пройти по пароходу, посмотреть, все ли на месте, в том числе и спасательные средства. Далее проверяю техническую готовность, для чего спускаюсь в машинное отделение. Смотрю на показания приборов перед запуском двигателя. Также проверяю, в каком состоянии люди и санитарное состояние теплохода. У меня жесткие требования к чистоте. Экипаж дрожит, знает, что я приду и буду все проверять. В мою смену все должно блестеть и хорошо пахнуть.

Далее звучит команда: «Пошли на посадку!» Мы переходим к причалу, берем пассажиров, подаем сигналы и отправляемся в рейс. Как в 7.30 утра завелись, так до 12 ночи работаем. По сравнению, скажем, с буксирным флотом у нас работа тяжелая. Они баржу прицепили и пошли, никаких за тобой пассажиров нет, все спокойненько.

- На современных судах уже нет колеса-штурвала?

У нас управление осуществляется через рукоятку, некое плечо. Лево руля, значит, влево отводишь рукоятку, право руля - вправо. Есть специальный прибор - аксиометр с двумя стрелками, который показывает углы перекладки руля.

- Команда постоянная? Учитываются ли какие-то психологические особенности людей при подборе экипажа?

У нас нормальная обстановка, хотя я очень требовательная. Они прекрасно знают, что у меня нельзя пить, нельзя лишний час поспать и мне надо, чтобы все блестело. Они привыкли ко мне, из года в год у нас работает один и тот же состав, хотя почти все уже в возрасте. Моторист, например, недавно стал дедушкой, но никуда уходить не собирается. Мы заканчиваем ближе к двенадцати ночи. Еще сходим на заправку. На всех теплоходах уже отбой, все спят, мы же начинаем уборку. Мы даже встаем отдельно, чтобы никому не мешать. Включаем насосы, берем щетки в руки - и вперед! Пароход надо приготовить на утро.

- Вы как-то ласково называете свою «Москву-182»?

Ласточкой, у нас ведь очень красивый пароход. Нередко я слышу: «Вот тебе краску дают, ты его красишь». Ничего мне не дают, просто мы судно постоянно моем, поэтому оно у нас и белое.

«На каждую тревогу - своя расстановка сил на пароходе»

Как относятся те, кто работает на морских лайнерах, к речникам? Не говорят: «У нас - просторы, а вы зажаты в русле реки, маршрут отмечен бакенами?»

Мне кажется, что на морском просторе как раз таки ходить легче. Встали на курс - и пошли на автопилоте. А у нас же постоянные маневры, один причал следует за другим. Надо аккуратно подойти, отойти, учитывая ветер, дождь, снег, течение. Ливень бывает такой, что дворник не справляется, бывает, ничего не видно. Чтобы уйти от большой волны, приходится маневрировать, прокладывать новый курс.

- На Волге бывают сильные шторма?

Бывает, что стекла выдавливает в рубке. Такие сильные ветра. Соберешь волю в кулак, идешь напролом. Где надо переждать - переждешь. Не будешь же пароход ломать. Амбиции амбициями, но за тобой судно, люди...


Течет река Волга...

- А на мель садились?

Возила как-то курсантов ракетного училища в летние лагеря. Там нужно было зайти в заливчик. Дело было в пятницу, в это время по вечерам из-за проблем на плотине начинала уходить вода, а в понедельник снова прибывала. Мы попали в это «окно», стояли, ждали до утра, после чего стали курсантов вывозить на лодках. А потом пришел теплоходик, дернул нас.

- Поломки случались?

А как же без них? Бывают периодически, железо ломается. Проблемы бывают в основном с двигателем. Но однажды наш пароход смяло как консервную банку. Приготовились зимовать, лед вроде уже встал, и тут водохранилище во время ремонтных работ сбросило воду. Лед сломался, пошел и снес весь наш затон. Пароходы все оказались в куче, их здорово переломало. За нами стояли танкерные пароходы, им выплатили страховку. А наш порт не застраховал свои корабли. У нас все они оказались всмятку. Хорошо, что был мастер - золотые руки, который их починил. У нас же суда алюминиевые, там нужна специальная сварка. А ведь не у каждого сварщика есть навыки работы с аргоном.

- Приходилось спасать утопающих?

Ну, конечно. Встречалось немало хулиганов, которые, выпив, на слабо, выпрыгивали с теплохода. Тогда приходилось разворачиваться, возвращаться к одному из них, вылавливать. При этом бывало очень обидно, потому что срывали следующий рейс, а мы же все завязаны на премиальных, работаем от доходов.

- Рыбаки на лодках досаждают? Бывает, что подаете сигнал, а они остаются на месте?

Да сплошь и рядом. Рыба бывает дороже жизни… Но не бодаться же с ними! Просто объезжаешь - и все. Сейчас и на дорогах таких людей много. Некоторые из коллег, конечно, пытаются рыбаков пугать, отворачивают в последний момент. А если человек перевернется и утонет? Мне это все ни к чему.

- Что означают подаваемые гудки?

Все это оговаривается в правилах плавания. Короткий сигнал - «изменяю свой курс вправо», два коротких гудка - «изменяю свой курс влево». Есть общесудовая тревога, которая в свою очередь делится на пожарную и водяную, если есть пробоина. В этом случае подается один продолжительный гудок и повторяется несколько раз. При пожаре может сопровождаться ударом в колокол. Если экипаж услышал сигнал тревоги, он должен собраться в определенном месте, например в рулевой рубке. Действия каждого человека расписаны по тревоге. Каждый знает свое место. Кто-то хватает огнетушитель, кто-то раскатывает пожарный рукав и подсоединяет его к гидранту, запускает вспомогательный двигатель, чтобы можно было пожарный насос включить. На каждую тревогу - своя расстановка сил на пароходе.

- Говорят, что Волга в последнее время мелеет, это на самом деле так?

Год на год не приходится. Например, в прошлом году, в начале весны, было очень мелко, но потом к середине навигации уровень воды поднялся. Это очень важно, потому что у нас много подходов носом к берегу.

- Есть любимые места на Волге?

Берега на подходе к Астрахани.

- Кто из капитанов-речников является для вас кумиром?

Я многое взяла от своего первого капитана, Александра Михайловича Кругликова. Он был очень ответственным и дисциплинированным человеком. Также я часто вспоминаю Льва Анатольевича Данилова. Он опекал меня, когда я работала мотористом на грузовом теплоходе. Тогда он нам казался чудаком, только с годами я поняла, что он во всем был прав. Он был очень строг, не терпел никаких книжек в рубке, никакой посторонней деятельности. Моторист должен был вести круговой обзор, помогать капитану, мало ли что по пути следования он не заметит. Моторист должен быть его вторыми глазами. Лев Анатольевич выдавал нам стиральный порошок по ложкам. Но именно он научил меня экономно расходовать материалы.

- Какая у вас форма одежды?

Черная юбка, белая блузка с погончиками. Есть также костюм с нашивками. Он висит в каюте, я надеваю его в торжественных случаях. Как надену костюм, ребята все восхищаются, а я стесняюсь, не люблю выпячиваться.

- Есть талисман, который всегда берете с собой в рейсы?

У меня есть счастливая кружка, которую мне подарили от экипажа. Она всегда со мной рядом. Никто ее не возьмет, потому что все знают, что она моя.

- Считается, что почти все капитаны заядлые рыбаки, а вы?

Меня в этом плане затмил сменный капитан, который просто болеет рыбалкой. Самая вкусная рыба, на мой взгляд, это волжский судак.

- Чем занимаетесь в зимний период, когда заканчивается навигация?

Зимой у нас огромный отпуск, потому что все лето мы работаем без выходных, накапливается много переработок. Раньше зимой нас брали на работу охранять отстойный пункт, где зимуют корабли, а также вызывали в феврале-марте на ремонт. Четыре года назад у нас сменилось руководство в порту. Теперь нас вызывают в апреле, за две недели, перед тем как отправиться в рейс.

- Пассажиры говорят спасибо? Бывает, что дарят подарки?

Угощают частенько фруктами и овощами. Но и мы стараемся пассажиров порадовать. Например, перед праздником Победы, 9 мая, я покупаю большой пакет шоколадных конфет. К каждому билету кассир выдает сладкий подарок. И, конечно, включаем музыку. Праздники у нас проходят в торжественной обстановке. А на внутренних и пригородных рейсах бывает много постоянных пассажиров. Заходят, все здороваются.

Мы любим свое судно и боимся одного - что после нас придут гастарбайтеры, которые работают на маршрутках. Купят дипломы и придут работать на флот. Мы все уже пенсионного возраста. Год, два, три - и уйдем. Сменить нас некому. На пригородные пассажирские перевозки парней-речников не заманишь. Зарплата небольшая, а работа тяжелая. Смены по 12 часов, каждый день, в сезон выходных нет. Бывает, что остаемся без обеда.

Мечтала Марина Львовна когда-то о полностью женском экипаже, но все равно осталась в одиночестве. Тем ценнее то, что она делает. Мы поздравляем единственную на Волге женщину-капитана с Международным женским днем 8 Марта! Успешной вам навигации!

Мне, на сегодня, известны несколько женщин-капитанов, причем все командуют очень солидными судами, а одна – крупнейшим в мире судном своего типа. Первой в мире женщиной–капитаном считается глубоко уважаемая мною Анна Ивановна Щетинина, хотя фактически вряд ли – достаточно вспомнить Грэйс ОНейл (Барки), известнейшую женщину-флибустьера из Ирландии, во времена правления королевы Елизаветы 1-й. Наверное, Анну Ивановну можно смело назвать первой женщиной-капитаном 20-го века. Анна Ивановна как-то говорила, что ее личное мнение таково – женщине на судах, тем более на мостике, не место. Но не будем забывать, что даже со сравнительно недавним прошлым, серединой прошлого века, многое в море и мире разительно изменилось, поэтому современные женщины с немалым успехом доказывают нам, что женщине на судах есть место, в любой должности.

Крупнейшее судно для перевозки скота в мире возглавила женщина

16 апреля 2008 - Siba Ships назначила капитаном своего крупнейшего судна для перевозки скота, по совместительству и самого большого судна этого типа в мире, Stella Deneb, женщину - Лауру Пинаско .

Лаура привела Stella Deneb во Фримантл, Австралия, это ее первый рейс и первое судно в качестве капитана. Ей всего 30 лет, в компанию Siba Ships она устроилась в 2006-м году, старпомом.
Лаура из Генуи, в море с 1997 года. Диплом капитана получила в 2003-м.

Лаура работала на газовозах и перевозчиках скота, на Stella Deneb до капитанства занимала должность старпома, и в частности, во время рекордного по количеству перевозимых голов рейса в прошлом году, тогда Stella Deneb погрузил в Таунсвилле, Квинсленд, Австралия, партию стоимостью 11.5 миллиона австралийских долларов, назначением на Индонезию и Малайзию.

На борт приняли 20060 голов крупного рогатого скота и 2564 овец и коз. Чтобы доставить их в порт, потребовалось 28 жд составов. Погрузка и перевозка производились под тщательным контролем ветеринарных служб и соответствовали самым высоким стандартам.

Мужчинам и посторонним вход запрещен - единственное в мире судно, полностью управляемое женщинами

23-29 декабря 2007 - контейнеровоз Horizon Navigator (валовая 28212, постройки 1972, флаг США, владелец HORIZON LINES LLC) на 2360 TEU компании Horizon Lines захватили женщины.

Все штурманы и капитан - женщины. Капитан Робин Эспиноза , старпом Сэм Пиртл , 2-й помощник Джули Дучи . Все остальные из общего количества экипажа 25 человек мужчины. Женщины свалились на мостик контейнеровоза, как утверждают в компании, совершенно случайно, в ходе конкурса профсоюза. Эспиноза крайне удивлена - впервые за 10 лет она работает в экипаже с другими женщинами, уж не говоря про штурманов. Международная организация Капитанов, Штурманов и Лоцманов в Гонолулу говорит, что в ее составе 10% женщины, а 30 лет назад на них приходился всего 1%.
Женщины, что и говорить, замечательные. Робин Эспиноза и Сэм Пиртл — однокашницы. Вместе учились в Морской академии торгового флота. Сэм также имеет диплом капитана дальнего плавания. Джули Дучи стала моряком позже, чем ее капитан и старпом, но моряки-штурманы поймут и оценят такое ее хобби (в наши времена, увы и увы, это хобби, хотя не зная секстана, настоящим штурманом никогда не станешь) - “Я, пожалуй, одна из немногих судоводителей, кто использует для определения места секстан, просто для своего удовольствия!”
Робин Эспиноза работает на флоте четверть века. Когда она только начинала свою морскую карьеру, женщина на флоте США была редкостью.Первые десять лет работы на судах Робин пришлось работать в экипажах, сплошь состоявших их мужчин. Робин, Сэм и Джули очень любят свою профессию, но когда тебя от родного берега отделяют многие недели, бывает грустно. 49-летняя Робин Эспиноза говорит: “Я очень скучаю по мужу и 18-летней дочери”. Ее ровесница Сэм Пирл так и не встретила того, с кем бы она смогла создать семью. “Мне встречаются мужчины, говорит она, которые желают, чтобы женщина постоянно за ними ухаживала. А для меня моя карьера - это часть меня самой, я и на миг не могу допустить, чтобы что-то могло помешать мне выйти в море”.
Джули Дучи, которой исполнилось 46 лет, просто любит море, и просто не может себе представить, что в мире есть другие, более достойные или интересные, профессии.
Подробности о славном комсоставе Horizon Navigator, и фотографии, мне прислал детский писатель, бывший моряк, Владимир Новиков, за что ему большое спасибо!

Первая в мире женщина-капитан мега лайнера

13-19 мая 2007 - Royal Caribbean International назначила на должность капитана круизного лайнера Monarch of the Seas женщину, шведку Карин Стар-Йансон .

Monarch of the Seas - это лайнер первого, так сказать, ранга, валовая 73937, 14-ти палубный, 2400 пассажиров, 850 человек экипаж, постройки 1991 года. То есть, относяшийся к разряду крупнейших лайнеров мира.

Шведка стала первой женщиной в мире, получившей должность капитана на судах такого типа и размера.

Она работает в компании с 1997 года, сначала штурманом на Viking Serenade и Nordic Empress, затем старпомом на Vision of the Seas и Radiance of the Seas, затем дублером капитана на Brilliance of the Seas, Serenade of the Seas и Majesty of the Seas. Вся ее жизнь связана с морем, образование высшее, Технологический университет Чалмерс, Швеция, степень бакалавра в судовождении. В настоящее время имеет диплом, позволяющей ей командовать судами любого типа и размера.

Первая женщина-капитан Бельгии

И первая женщина-капитан танкера LPG...
Танкер LPG Libramont (дедвейт 29328, длина 180 м, ширина 29 м, осадка 10.4м, постройки 2006 Корея ОКРО, флаг Бельгия, владелец EXMAR SHIPPING) был принят заказчиком в мае 2006 года на верфях ОКРО, в командование судном вступила женщина, первая женщина-капитан Бельгии и вроде бы, первая женщина-капитан танкера газовоза.

В 2006 году Рогге было 32 года, прошло два года с того времени, как она получила диплом капитана. Вот и все, что про нее известно.

Про нее мне сообщил читатель сайта Сергей Журкин, за что ему большое спасибо.


Норвежский лоцман

На фото Марианна Ингебригстен, 9 апреля 2008 года, после получения ею диплома лоцмана, Норвегия. В 34 года она стала второй женщиной - лоцманом в Норвегии, и это к сожалению, все, что о ней известно.

Российские женщины-капитаны

Информацию о Людмиле Тебряевой мне прислал читатель сайта Сергей Горчаков, за что ему большое спасибо. Я покопался, насколько смог, и нашел информацию об еще двух женщинах в России, являющихся капитанами.

Людмила Тибряева - ледовый капитан


Наша российская женщина-капитан Людмила Тибряева является, и это видимо, можно уверенно говорить, единственной в мире женщиной-капитаном с опытом арктического плавания.
В 2007 году Людмила Тебряева отметила сразу три даты - 40 лет работы в пароходстве, 20 лет в должности капитана, 60 лет со дня рождения. В 1987 году Людмила Тибряева стала капитаном дальнего плавания. Она состоит в Международной ассоциации морских капитанов. За выдающиеся успехи была награждена в 1998 году орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Сегодня ее портрет в форменном кителе на фоне корабля украшает музей Арктики. Людмила Тибряева получила знак "Капитан дальнего плавания" за номером 1851. В 60-е годы Людмила из Казахстана приехала в Мурманск. И 24 января 1967 года 19-летняя Люда отправилась в свой первый рейс на ледоколе "Капитан Белоусов". Летом студентка-заочница отправилась в Ленинград сдавать сессию, а ледокол ушел в Арктику. Она пробилась к министру, чтобы получить разрешение на поступление в мореходное училище. У Людмилы удачно сложилась и семейная жизнь, что редкость для моряков вообще, а уж женщин, продолжающих плавать, тем более.

Алевтина Александрова - капитан в Сахалинском морском пароходстве В 2001 году ей исполнилось 60 лет. Алевтина Александрова приехала на Сахалин в 1946 году с родителями и еще в школьные годы начала писать письма в мореходные училища, а затем в министерства и лично Н.С. Хрущеву, с просьбой разрешить учиться в мореходном училище. В неполные 16 лет А. Александрова стала курсантом Невельского мореходного училища. Решающую роль в ее судьбе сыграл капитан судна «Александр Баранов» Виктор Дмитренко, у которого девушка-штурман проходила практику. Затем Алевтина получила работу в Сахалинском морском пароходстве и проработала там всю жизнь.

Валентина Реутова - капитан рыболовного судна Ей 45 лет, т она вроде бы стала капитаном рыболовного судна на Камчатке, это все, что мне известно.

Девушки рулят

Идет на флот и молодежь, причем писем в адрес президента или министра уже не требуется. В прошлом, например, году я давал заметку о выпускнице МГУ им. адм. Г.И.Невельского. 9 февраля 2007 года Морской университет дал путёвку в жизнь будущему капитану Наталье Белоконской. Она первая в новом веке девушка - выпускник судоводительского факультета. Более того - Наталья круглая отличница! Будущий капитан? Наталья Белоконская, выпускник ДВВИМУ (МГУ), получает диплом, а Оля Смирнова работает матросом-рулевым на речном т/х"Василий Чапаев".

Скончалась первая женщина-капитан Северной Америки


9 марта 2009 в Канаде скончалась, в возрасте 93 лет, первая в Северной Америке дипломированная женщина-капитан торгового флота, Молли Карни, известная как Молли Кул. Она получила диплом капитана в 1939 году в возрасте 23 года, и 5 лет водила суда между Альмой, Нью Брунсвиком и Бостоном. Именно тогда в Кодексе торгового мореплавания Канады Canadian Shipping Act изменили при слове «капитан» «он» на «он/она». На фото Молли Карни в 1939 году после получения диплома капитана.

или, женская экспансия на море.

Предстоящими праздниками навеяло.
Кароч, мужики, что делается в мире-то, пока вы тут атомные ракеты на молекулы разбираете.
Отвлекитесь, бросьте это дело.
Иначе и не заметите в пылу диванно-геополитических баталий, как вас возьмут за ухо и отведут на кухню со словами - знай своё место.
Посмотрите, бабы рвутся к власти по всем направлениям, в том числе и на море.

Факты?
Легко.
Немецкая компания-оператор круизных пароходов AIDA пошла на поводу у воинствующих феминисток, и назначила капитаном круизёра женщину.

Будет командовать этим пароходом, "AIDAsol"

Николь 34 года и она первый капитан круизного судна в Германии.
А на подходе ещё 12 капитанов (ну, может быть), потому как в этой компании, на разных командных должностях работают 12 женщин. Не в обслуживании туристов, а именно на командных должностях.
Феминистки Германии уже бухают третий день от радости, и срывают погоны с этих жалких мужичков.

Вообще, Германия - урожайная страна на женщин капитанов.
Всего там зарегистрированно 1455 капитанов контейнеровозов. Из этого числа - 11 женщин.
Небольшой видеосюжетец на эту тему.

Бухают в Германии, потому как в Швеции уже отбухали своё.
В Швеции капитаном круизёра женщина стала давно.

Карин Стар-Йансон. Гражданка Швеции.

В 2007 году была назначена капитаном вот этого пароходика, "Monarch of the Seas", один из лайнеров первого ранга. Компания Royal Caribbean International.
У Карин высшее профильное образование, и у неё диплом, позволяющий занимать должность капитана на судах любого типа и размера.
Так-то, небритые ничтожества.

Прошли те времена, когда восторгались женщинами-капитанами. Прошли.
Теперь это суровая действительность.

Лаура Пинаско.
Девушка из Генуи.
Капитан одного из крупнейших скотовозов (хммм, символичненько, однако) в мире.

Сама Лаура. Ей всего 30 лет. (Когда ценз успевают набрать?)

И её пароход, набитый скотами и скотиной, "Stella Deneb"

Думаете, world tankers fleet, эта чума обошла стороной?
Ха-ха.

Бельгия.
Капитан Evelyne Rogge.
Не только капитан, но и первый капитан в истории танкеров-газовозов.

И пароход Эвелин.
Газовоз LPG "Libramont"

Как без Индии то?
Там кастовость и забитость женщин.
Вот только откуда там при таких условиях появляются женщины-штурманы и женщины-механики?

Смотрим.
Radhika Menon, капитан танкера.

Капитан танкера Sampurna Swarajya

В 2016 году удостоилась награды от ИМО (Международная морская организация) за храбрость при спасении терпящих бедствие на море.

С экипажем.

Ещё одна странная страна - Япония.

Tomoko Konishi , женщина-капитан компании NYK, Япония.

Пароход Кониси-тян.
Не маленький, однако.

Но самый беспредел творился на этом пароходе.
Horizon Navigator, США.

Сразу три. Три!!! командные должности были захвачены бабами.
Капитан, старпом и ревизор.

Уж на этом пароходе вряд ли бы получилось засунуть руки в карманы комбеза и поиграть в любимый карманный бильярд. Быстренько пришьют какой - нить харассмент, навек разучишься лениво перекатывать balls с левого борта на правый, и обратно. И, никаких матюков!
Одно сплошное - йес, мэм.
Удавите меня где-нить в румпельной по тихой, когда я увижу, что по трапу на борт поднимаются сразу три командира-женщины.

Думаете, забыл про СССР/Россию?
А вот и нет.

Про Анну Щетинину, даже и разговор заводить не стоит.
Уж про неё-то наслышаны, наверное, все.
Первая женщина капитан дальнего плавания.
Если подходить формально, то не первая, но в 20 веке - точно.
Светлая ей память.

Людмила Тибряева.
Капитанский знак за № 1851.
Девушка в своё время пробилась к министру морского флота и получила личное разрешение на поступление в мореходное училище.

Не просто капитан, а ледовый капитан.
Командовала "морковками", судами ледового класса СА-15, типа "Норильск"

Алевтина Александрова.
К сожалению, умерла.
Капитан Сахалинского морского пароходства.
Тоже настойчиво писала письма руководству страны с просьбами о разрешении поступления в мореходное училище.
В неполные 16 лет она всё таки стала курсантом Невельского мореходного училища.

Украина.
Татьяна Олейник.
Капитан дальнего плавания.
Она не только капитан дальнего плавания, но и маиа капитана. Её сын тоже стал капитаном дальнего плавания.

В настоящее время в мореходных училищах страны, на судоводительских факультетах, тоже учатся девушки. И разрешений им осбоых не требуется, было бы желание и настойчивость.

Танкер Наталии.

И я ещё не упоминал о женщинах-капитанах рыболовного флота, и женщинах-командирах военных кораблей.
Всех не упомнишь, это только те, кто навскидку попался.
Хотя можно... про военных вспомнить
На днях в Японии назначили на должность командира эскадры женщину.
Не корабликом командовать, а боевым соединением во главе с флагманом "Идзумо".
Ну, там в Японии какие -то трудности с формированием экипажей, не хватает мужиков, и власти Японии пытаются восполнить нехватку женщинами.

Ryoko Azuma,44 года.

А так, ничо... вполне получается у японцев. Симпатичные тян командуют.

А, вообще, нелегко им там.

С праздником, вас, женщины.
И не только капитанов.

Было ей тогда 27 лет, но по словам инженера Ломницкого, нашего представителя в Гамбурге, выглядела она по крайней мере на 5 лет моложе.

Родилась Анна Ивановна Щетинина во Владивостоке в 1908г. на станции Океанская. Море плескалось недалеко от её дома и манило её с детсва, но для того чтобы исполнить свою мечту и добиться чего-нибудь в суровом мужском мире моряков, ей надо было стать не просто лучшей, на порядок лучшей. И она стала лучшей.

После окончания судоводительского отделения морского техникума, её посылают на Камчатку, где она начинает свою трудовую деятельность простым матросом, в 24 года она штурман, в 27 - капитан, всего за 6 лет работы.

Командовала "Чавычей" она до 1938г. В суровых штормовых водах Охотского моря. Успела прославиться ещё раз, когда в 1936г пароход попал в ледовый плен тяжёлых льдов.

Только благодаря находчивости капитана, не сходившего за всё время ледового плена с капитанского мостика, и слаженной работы команды, они смогли выбраться из него без повреждений судна. Это было сделано ценой титанических усилий, при этом у них почти закончилось продовольствие и вода.А в 1938г ей поручают практически с нуля создать Владивостокский рыбный порт. Это в 30-то лет. С этой задачей она тоже справилась блестяще, всего за полгода. Одновременно она поступает в институт водного транспорта в Ленинграде, успешно закончивает 4 курса за 2,5 года, а потом началась война.

Её командировали на Балтийский флот, где она под ожесточенным обстрелом и непрерывными бомбежками вывозила неселение Таллина, перевозила продовольствие и оружие для армии, курсируя по Финскому заливу.

Затем опять Дальневосточное пароходство и новое задание - походы через Тихий океан к берегам Канады и США. За время войны суда под её командованием 17 раз переплывали океан, довелось ей участвовать и в спасении парохода "Валерий Чкалов".Много славных дел на счету Анны Ивановны Щетининой, она командовала большими окенскими лайнерами и преподавала сначала в Ленинграде в высшем инженерно - морском училище, затем была деканом факультета судоводителей в ДВВИМУ - Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. адм.Невельского во Владивостоке.

Сейчас это Морской государственный университет им. адм. Невельского.

Была организатором "клуба капитанов" во Владивостоке и председателем жюри на фестивалях туристической песни, переросших, при ее активном участии, в знаменитый на Дальнем Востоке фестиваль авторской песни "Приморские струны", она писала книги о море и учебники для курсантов.

Её заслуги были высоко оценены капитанами за рубежом, ради неё известный австралийский клуб капитанов "Ротари клуб" изменил вековую традицию и не только пригласили женщину в свой клуб, но и предоставили ей слово на форуме капитанов.

А во время празднования 90-летия Анны Ивановны, ей вручили поздравление от имени капитанов Европы и Америки.

Анна Шетинина - герой Социалистического труда, Почётный житель Владивостока, Почётный работник Морского флота, член союза писателей России, Почётный член географического общества СССР, член комитета Советских женщин, Почётный член ассоциации Дальневосточных капитанов в Лондоне и т.д.,неуёмная энергия этой женщины, её героизм были высоко оценены на Родине - 2 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 2 степени, Красного Знамени, Трудового Красного знамени и множеством медалей.Ушла из жизни Анна Ивановна в 91 год и была похоронена на морском кладбище Владивостока. Город не забыл эту удивительную женщину.

В Морском университете, где она преподавала, создан музей её памяти, её именем назван мыс на полуострове Шкота, недалеко от дома, где она жила, разбили сквер её имени и т.д.

Потом пришли другие женщины-капитаны, но она была первой.

О себе она говорила:

"Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!"

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх