Кто отмечает праздник ивана купала. Традиции и обычаи праздника ивана купала

Ночь на Ивана Купала считалась одной из самых страшных в году, так как в это время, согласно поверью, граница между человеческим и потусторонним миром до предела истончалась. Самой надежной защитой от всевозможной нечисти были всевозможные ритуалы.

Ритуальные бесчинства

По стечению обстоятельств славянский праздник Ивана Купалы совпадает с христианским празднованием Рождества Иоанна Предтечи, что всегда заставляло церковнослужителей давать первому крайне предосудительную оценку. К примеру, автор «Стоглава» писал: «Мужи и жены, и дети в домех, и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, ещё же и пьянством».

Этнографы, описывающие вакханалию на Ивана Купалу, находили ей более емкое определение – «ритуальные бесчинства». Их инициатором была преимущественно молодежь, которая собираясь в группы, буйствовала в деревнях всю ночь. В южных и юго-западных областях России возбужденная толпа воровала дрова, разбирала телеги и ворота, подпирая ими двери домов или затаскивая их на крыши. Таким способом молодые люди выискивали колдуна: они знали, что обычные селяне отнесутся к их шалостям спокойно, а тот, кто связан с нечистой силой обязательно прогонит.

Особенно буйно проходила купальская ночь в Полесье. Там молодежь раскидывала повсюду сломанные калитки, бочки, лодки, сани, инвентарь, переплетала дороги веревками и кишками зарезанного скота, перекрывала в жилищах дымоход, бросала в колодцы ульи, разгоняла лошадей, учиняла пожары. Характер этих действий этнографы связывали с сакральной функцией охранения и очищения: главное в эту таинственную ночь не допустить высвобождения нечистых духов.

Защита от нечисти красной нитью проходит через все купальские ритуалы. Хозяева, опасавшиеся, что ведьма нагрянет в их дом или в хлев, обвешивали помещения всевозможными атрибутами – зеркалами, крапивой и даже рваными штанами. В Малороссии было принято обтыкать двор осиновыми колышками, а на столе оставлять воткнутые ножи и другие колюще-режущие предметы.

Позволительно все

Праздник Ивана Купала ассоциировался не просто с вседозволенностью, но и с раскрепощением сексуальных нравов, как у парней, так и у девиц. Неслучайно его называли «развратным славянским празднованием» или «торжеством всеобщего вольного брака». По преданию купальская ночь снимала все запреты на интимные отношения, а в купальских песнях нередко можно встретить сюжеты о сестре и брате, о свекре и снохе, которые нарушали традиционные брачные нормы.

И уж тем более допускались вольности между юношами и девушками, которые еще не вступали в брак. Более того, в эту ночь от всяких обязательств друг перед другом освобождались пары, которые в будущем только собирались начать семейную жизнь. Теплая летняя ночь, легкие наряды и хмельные напитки лишь усиливали сексуальные желания вовлеченных в игрища молодых людей.

Эротизация Ивана Купала не в последнюю очередь должна восприниматься как олицетворение культа плодородия. Неслучайно один из купальских обрядов предполагал поклонение соломенному чучелу Ярила с прикрепленным внушительных размеров детородным органом, перед которым раскладывали всевозможные яства.

Огнем и водой

Среди главных атрибутов Иван Купала – очищающие костры. Молодежь обычно натаскивала огромное количество хвороста, создавая подобие пирамиды. В центре конструкции устанавливали высокий шест, на который насаживали колесо, смоляную бочку и конский череп, что символизировало мировое древо. Разжигать костер непременно нужно было «живым огнем», добытым трением.

По традиции к очистительному огню приглашались все женщины селения – та, что отказалась прийти могла быть обвинена в ведьмарстве. Ведьмой считали и девушку, не перепрыгнувшую костер – ее, не прошедшую очищение огнем, обливали водой и хлестали крапивой. А, к примеру, в Киевской губернии девушка, лишившаяся невинности до свадьбы, не имела права прыгать через купальский костер, так как по поверью могла его осквернить.

Омовение водой – не менее действенный способ очиститься в купальскую ночь, чем прыжки сквозь огонь. Девушки считали, что утренняя роса не только очистит кожу от угрей и прыщей, но и избавит человека от болезней, порчи и сглаза. Широкой популярностью среди славян пользовался обычай, когда нарядно одетых односельчан прямо на дороге обливали водой, не только чистой, но и смешанной с грязью. Подобное озорство превращалось в настоящее соревнование между группами молодежи. Когда эта затея им порядком надоедала, полностью обнажившись, юноши и девушки предавались совместным купаниям.

Ночь на Ивана Купала наполнена волшебством. Этот праздник отмечали массово еще несколько веков назад. Уделяют ему внимание и сейчас, но далеко не все желают соблюдать традиции предков и прислушиваться к приметам. А зря - на Купала можно укрепить здоровье, заговорить себя от бед, исполнить заветное желание и погадать на суженного с помощью венка.

В статье:

История праздника

Ивана Купала - это народный славянский праздник, который отмечали в дохристианские времена. Он посвящен летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы, а в некоторых регионах еще и именинам Водяного . Сейчас его отмечают 7 июля, но исторически, по старому календарю дата праздника в честь летнего расцвета приходилась с 22-го по 24 июня. Однако особым волшебством наполнен не день 7 июля, а ночь с шестого на седьмое.

В старину люди старались не ложиться спать в это время, и дело было не только в том, что нечистая сила особенно активна в этот день. Знающие люди использовали каждую минуту пропитанных магией праздников, чтобы оздоровиться, узнать будущее и обрести богатство - столько всего нужно успеть сделать, что спать было попросту некогда.

По времени данная дата совпадает с православным праздником Иоанна Крестителя. Ему в этот день принято молиться людям, страдающим от сильных головных болей. Также святому молятся родители больных детей за их выздоровление.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Свяжись между собой роса и красота.
Ложись, красота, на мое тело, на мое лицо.
Чтобы моя краса светом ярким горела,
Чтобы люд честной на меня смотрел, любовался,
Белизной лица восхищался,
Станом тонким любовался.
Выйду я павой – не быть среди баб мне равной!
На ныне, на вечно, на бесконечно.

Аминь. Аминь. Аминь.

После его прочтения сорочку нужно сразу же надеть и прилечь в ней ненадолго в кровать, а лучше - подремать хотя бы пару часов.

Во время купания в реке или озере, что полагается делать по старинным традициям на Купалу, тоже можно читать заговоры. Так, например, есть мощный заговор на счастье и удачу. Брызгайте на себя водой во время купания и говорите девять раз:

Первое дерево - Ильин, второе дерево - купорее. Третье - притворное, Господу Богу покорное. Так чтобы Счастье покорилось мне (имя). Под деревом притворным, Господу Богу покорным, сизый папоротник растет. Под тем сизым папоротником великое счастье живет. Оно растет, оно подрастает, к моему телу белу припадает. Кто Иванов заговор знает, девять раз под Иванов день читает, к тому, как эта вода, счастье и удача прилипают. Слова свои закрываю, дела свои замыкаю. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.

В старину на праздник Купала не ложились спать. Сохранилось множество заговоров, которые читались на рассвете 7 июля. Например, так можно заговорить себя на удачу:

Солнце ясное, солнце красное, на небо взойдет, мне великую удачу принесет.
Я его лучи первый увидал, я теперь самым удачливым стал.
Будет у меня все получаться, будет мое счастье прибавляться.

Рассветный заговор наудачу читается семь раз.

Купальской ночью можно сварить курицу на удачу и счастье. Заверните выпотрошенную курицу в новый головной платок, опустите ее в кипяток с такими словами:

Кто съест, тот мне даст счастье, величие, силу. Аминь.

После этого оставляйте кастрюлю с курицей на плите, подходить к ней можно только для того, чтобы снять ее с огня. Пока курица не готова, не приближайтесь к плите. Как при этом приготовить курицу? Отмерьте среднее время приготовления этого блюда, позаботьтесь о том, чтобы бульон не залил конфорку. Когда курица будет готова, выключите плиту, но курицу из кастрюли не забирайте. Так пусть и стоит эта кастрюля на плите до утра.

Утром 7 июля достаньте курицу из платка, упакуйте любым удобным способом. С ней идите к церкви и отдавайте курицу нищим. Пока не отдадите курицу, вам нельзя пить и есть. Шестого и седьмого июля, а также еще три дня после праздника нельзя отдавать ничего из дома, иначе свое счастье отдадите.

Существует сильный заговор на деньги, который можно читать только в Иванов день. Соберите серебряные монеты, умойтесь с них и прочитайте заговор:

Как люди злато-серебро любят,
Так пусть деньги мой кошель не забудут,
Ко мне идут, липнут и пристают.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков.

Если на купальских гуляниях присутствует ваш любимый, вы можете приворожить его на костер. Смотрите на огонь и говорите так, чтобы вас никто не услышал:

Огонь жарко горит, ночь ярко осветит, тайну любви
Мне поможет открыть, (имя) к себе приворожить.
Едва с ним мы за руки возьмемся, страстной любовью нальемся.

Огонь нашу любовь скрепит, наши сердца навек соединит.

Теперь вам нужно уговорить его прыгнуть через костер или затащить в хоровод так, чтобы он держал вас за руку. Есть похожий приворотный заговор, и читается он на реку:

Вода, вода! Тела и души наши омой, сердце (имя) для любви открой.
Чтоб как только он в тебя окунулся, враз ко мне душой и телом обернулся.

Как мы вместе в тебя войдем, так по жизни вместе пройдем.

После прочтения нужно войти в реку вместе с человеком, которого вы любите.

Для того чтобы муж не обижал, существует действенный старинный заговор. Его читают купальской ночью, ближе к полуночи. Вам потребуется рубашка мужа. Постелите ее на порог, встаньте сверху ногами и скажите:

Слава Богу,
Мир моему порогу,
Вода тушит огонь,
А ты, раб Божий (имя),
Меня, рабу Божью (имя), не тронь!
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа.
Ныне и присно И во веки веков.

Рубашку ваш супруг должен надеть на следующий день.

Ивана Купала - самое время для того, чтобы вдове или вдовцу отчитывать себя от тоски по умершему любимому человеку. Соберите ночью зверобой и сплетите из него венок. Бросьте его в воду реки с такими словами:

Мать быстрая река,
Песчаные берега,
Прими от меня зверобой,
А мою тоску-печаль успокой.

На Купалу читают еще оберег от утопления. Делают это каждый год. Можно читать этот обережный заговор для другого человека, например, матери в старину так часто заговаривали детей:

Иисус Христос шел по воде.
Выше волн и над волнами.
Господь всегда с нами.
Возьми, Господь,
Рабу Божью (имя)
Под свое крыло,
Под свою опеку.
Проведи по волне
И над волнами.
Огороди щитом
От водной пучины,
От зряшного утопа.
Слово крепко,
Вера вечна.

Приметы на Ивана Купала

В старину была примета, которая запрещала есть вишни до Иванова дня. Женщинам же нельзя было вообще есть ягод до этого праздника, суеверия обещали нарушительницам смерть детей в младенчестве. Вишни и другие ягоды были компонентом поминальной каши, которую готовили на Ульянин день, за два дня до Ивана Купала по старому календарю.

В ночь накануне Ивана Купала ведьмы получают большую силу. Чтобы защититься от них, на подоконник кладут свежую крапиву, собранную до заката 6 июля. Защищает от проделок нечистой силы также полынь, зверобой и другие травы.


появляется всего раз в году, да и то на несколько мгновений. Найти его сложно, но в старину это не останавливало желающих завладеть таким ценным артефактом. Разыскать такой можно было только в купальскую ночь. Если верить приметам, он давал власть над животными, нечистой силой и стихиями, умение открывать любой замок и видеть закопанные клады.

Иван-да-Марья - двуцветное растение, в которое превратились брат и сестра, между которыми вопреки запретам появилась любовная связь. Цветок символизирует связь огня и воды - стихий летнего праздника, которые «дружат» только в это время. Считается, что если нарвать таких цветов с утра 6 июля и положить их по углам дома, можно защититься от воровства. Фиолетовые цветки будут разговаривать с желтыми, а вор решит, что это хозяева между собой общаются.

Для того чтобы , нужно в купальскую ночь перелезть через забор двенадцати чужих огородов или участков. Сейчас последовать этому суеверию сложнее, чем несколько веков назад. В старину этим занимались, по большей части, парни. Зачастую таким образом «исполняли желания» целыми компаниями, что не оставалось незамеченным.

Скорая свадьба и счастливую семейную жизнь обещается девушке и парню, перепрыгнувшим через костер, не разомкнув рук. А если влюбленные искупаются вместе ночью, они никогда больше не расстанутся, ведь купальская вода соединяет судьбы людей.

В целом, Ивана Купала был основным летним праздником, посвященным огню, воде, солнцу и целебным растениям. Все созданное природой в эти дни наполняется особой энергетикой. Используя это, можно обрести здоровье, сохранить молодость, а также получить удачу и улучшить материальное положение. Традиции, приметы, заговоры и обряды, которые дошли к нам сквозь века истории от наших прабабушек, помогут вам наладить свою жизнь.

Многие народы делили год на две половины - светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в , и . Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля - в Рождество Иоанна Крестителя.

Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-» , обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.

В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других - заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.

Сохранилось множество купальских . Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других - долгую жизнь.

Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда - славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених - это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.

Иван-да-марью принято собрать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» .

В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие . Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.

Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же - в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».

Легенда о Купале

Разлучённый в детстве со своей родной сестрой, Купала встречает красивую девушку. Не зная о том, что это его родная кровь, он впоследствии женится на ней. А закончилось это всё трагически: брат и сестра, узнав о том, что они родственники, покончили с собой, утопившись.

Праздник Ивана Купалы - это народный языческий праздник, отмечаемый в России, Беларуси, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и Украине. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. До Крещения праздник Ивана Купалы был приурочен ко дню летнего солнцестояния (22 июня по старому стилю). Церковь, как и в случае с языческой Масленицей, не захотела отнимать у народа любимый летний праздник. Поэтому с принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя — 24 июня по старому стилю. А с переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля, так как православная церковь живёт по старому стилю. В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие летнему солнцестоянию. Кстати, во многих местностях праздновали этот праздник не один день, а два. 6 июля по церковному календарю — Аграфена Купальница (день памяти мученицы Агриппины). А 7 июля — Иван Купала (Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна).

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников. Корни его уходят в эпоху язычества. У наших предков существовало божество Купала, олицетворяющее летнее плодородие. А плодородие — это не только хороший урожай, но и плодородие человеческих отношений. Это создание семьи и рождение детей. Именно поэтому Иван Купала был наиболее популярен у незамужних девушек и неженатых парней.

В основе народных обрядов праздника лежит почитание воды и солнца. Существовал всенародный обычай в Иванов день купаться. Хотя в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день именинник — сам водяной. А он не любит, когда люди лезут в его царство, и может отомстить, утопив всякого неосторожного. А ещё в день Ивана Купалы купались в росе. Считалось, что Иванова роса делает кожу чистой и молодой. Если же ею окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться домашние насекомые.

Есть несколько народных примет, связанных с этим днём: «На Иванов день солнце на восходе играет», «Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов», «На Ивана ночь звёздная — много будет грибов», «Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться».

Очищающие костры главная особенность купальской ночи. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет — тот будет счастливее. Через костры прогоняли домашнюю скотину, чтобы защитить от болезней. Матери сжигали в купальских кострах сорочки болезненных детей, чтобы им было послано здоровье. По поверьям, в купальскую ночь нельзя спать. В эту ночь оживает всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. А к спящему человеку легче подобраться и навредить. Чтобы уберечь от злых духов животных, наши предки выкапывали чертополох и вешали над входом в хлев.

6 июля, на Аграфену Купальницу, обязательно мылись в банях. Русская парная баня — это совершенно уникальное явление. Совмещая в себе стихии огня и воды, баня олицетворяла стремление к очищению через огонь и воду. В день Аграфены Купальницы на весь год заготавливали веники для бани.

С днём Ивана Купалы люди связывали и свои представления о несметных богатствах природы. Народ ждал не только богатого урожая, но и помощи в поисках сокровищ. Так рождались самые невероятные легенды. Самая известная из них повествует о том, что в день Ивана Купалы расцветает папоротник: цветок его огненно-красного цвета и цветёт он только один час. А кто найдёт цветок, тому и клад достанется, что под ним зарыт. Сейчас всем известно, что папоротник никогда не цветёт и цвести не может по биологическим причинам. Но простим нашим предкам их наивность, тем более что они оставили нам в наследство такой красивый праздник и множество легенд, с ним связанных.

Другое название дня Ивана Купалы — Иван Травник. Поэтому для праздника характерны многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и сберегают, считая особенно целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для «разжигания» любви.

В старые времена в ночь на Ивана Купалу девушки плели венки с зажжёнными лучинками или свечками и опускали их на воду. Если венок утонул — значит, милый друг разлюбил. У кого венок дольше всех проплывёт, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше прогорит, та проживёт долгую-предолгую жизнь!

Хочется рассказать ещё об одном мистическом персонаже купальской ночи. Это русалки. Существует поверье, что в эту ночь русалки принимают человеческий облик и могут заворожить юношей, которые отправились на поиски папоротника.

Кстати, водятся русалки и в зарубежных водоёмах, только зовут их несколько иначе. В Греции это сирены, в Сербии — вилы (крылатые красавицы, способные убивать взглядом), в Германии — ундины, в Ирландии — мерроу, выходящие на берег в образе маленьких лошадок.

Как же отпраздновать этот день, если ты живёшь в большом городе и нет поблизости места, где жгут костры, и водоёма, куда можно опустить венок?

Вечером, после ужина можно устроить шуточное гадание. Для этого надо приготовить карточки с нарисованными на них цветами или просто с их названиями и расшифровкой: какой цветок что означает. Кто-то из домашних садится спиной к столу, где разложены карточки. Другой член семьи поднимает карточку со словами: «Кому этот цветок?» Сидящий спиной называет имя кого-либо из присутствующих.

Гадание по цветам

Боярышник — есть надежда на любовь.

Василёк — в тебя влюбятся.

Вьюнок — он тебя никогда не полюбит.

Гвоздика (красная) — страстная любовь.

Георгин — признательность.

Жасмин — ничего не значащее заигрывание.

Колокольчик — не верь ему, обманет.

Лютик — на свидании всё прояснится.

Маргаритка — застенчивая любовь.

Мята — тебя любят очень сильно.

Незабудка — боится тебя потерять.

Ноготки — вы расстанетесь.

Роза (белая) — любит сильно, но не подаёт виду.

Роза (красная) — тоскует по тебе.

Ромашка — он сомневается в своей любви.

Иванова ночь – очень важный и почитаемый день для восточных славян. Столетиями купальский праздник носил языческий характер, совершался в честь Бога Солнца и его супруги Зари-зарницы.

До того как перейти на новый стиль, купальский день праздновали в дни летнего солнцестояния, которые припадали на 20-26 июня. Единый цикл празднований включал в себя Иванов день, день Аграфены Купальницы, который отмечали 6 июля, и Петров день, что приходился на 12 июля. Значимость купальского праздника заключалась в дате – это рубеж, разделяющий два периода солнечного цикла. В это время наблюдался пик расцвета природы, солнце в зените, поэтому и отличалось наивысшей активностью. После этого дня на зиму “сдвигалось” солнце. При этом ночь становилась длиннее, день, наоборот, короче.

Однако купальский праздник, как и Святки, считался очень “опасным”. По древним сказаниям, в это время справляют свой бал ведьмы, русалки, лешие, оборотни и другие потусторонние силы. В глазах крестьян самым страшным был апогей праздника – купальская ночь, когда огонь, вода и травы приобретали целительные свойства. Образ “уходящего” солнца связан с Иоанном Предтечей Крестителем, поэтому после принятия христианства праздник совпадает с его Рождеством. А название связано с его вторым именем – Купатель. В наши дни праздник Ивана Купала отмечается 7 июля, а если быть точнее – то именно в ночь с 6 на 7 число.

В купальской традиции ярко выражена тема огня, который очищает «плоть и дух», отгоняет нечистую силу, снимает сглаз и порчу. Издревле не забыты ритуалы возжигания костров на берегу реки, добывания огня с помощью сухого древа, сжигания одежды больных. Вокруг них водили танцы, прыгали через пламя. Считается, кто выше прыгнет – будет самым счастливым.

Из древних пор считают, что в купальский праздник большую чудодейственную силу приобретает вода. Обряды, связанные с водой, проводили на рассвете или ночью. Люди купались в водоемах, обмывались утренней росой, мылись в банях. Отказавшегося купаться обвиняли в колдовстве.

В купальскую ночь знахари собирают целебные травы и коренья, запасая на год, проводят ритуалы. Считалось, что волшебством обладает перелет-трава, которая начинает расцветать: она может перенести за тридевять земель. А одолень-трава, собранная именно в полночь, защищает от врагов. Сок, выжатый из сорванного в ночь цветка Иван-да-Марья, возвращает слух, цветы защищают от вора. Большой силой от нечисти обладает полынь, которую носят на поясе и развешивают в доме. Также в купальскую ночь принято заготавливать веники для бани. Люди повсеместно опоясываются перевязями, изготовленными из цветов. Девушки надевают на голову венки из травы.

Традиционным действом называют поиск цветов папоротника, который слыл колдовским растением. По народным поверьям, они способны исполнять любые желания и показывают, где спрятан клад.

Купальский праздник в странах мира и в России отмечают в разные дни. К примеру, в Европе, а именно в Финляндии, его празднуют по старому стилю – с 21 на 22 июня.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх