Ознакомление с окружающим миром в младшей группе «Найди предметы рукотворного мира. «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью через предметы рукотворного мира
Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.
Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей
Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.
Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.
Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.
Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа
В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.
В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.
Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).
Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.
К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.
- К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
- К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.
К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.
Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?
Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.
Из каких царств состоит мир природы?
Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств
А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.
Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»
Материал к игре
- Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
- Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
- Две куклы или другие игрушки.
Ход игры
Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.
Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.
- Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
- А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
- Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.
Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.
Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.
Скачать картинки к игре «Живое и неживое»
Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир
В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.
Материалы к игре
Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).
Ход игры
Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».
Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.
Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.
Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.
Примеры таких пар в карточках к игре:
- цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
- солнце — лампочка,
- ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
- бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
- планета Земля — игрушечный мячик,
- паутина — рыболовные сети,
- ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
- клешни рака — клещи как инструмент человека,
- снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
- мышка живая — мышка компьютерная.
Лариса Соколова
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с предметным и социальным окружением.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности;
Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих товарищей.
Развивающие:
Развивать умение определять обобщающее слово для группы предметов;
Обогащать словарный запас.
Обучающие:
Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру).
Материал: Микрофон; предметные картинки (пальто, рубашка, ботинки, сапоги, огурец, морковь, яблоко, груша, чайник, чашка, стол, стул); две карточки с условными символами: «рукотворный мир» - человек и «природный мир» – дерево, стол, 2 мольберта.
Ход занятия:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как у нас много в группе гостей, добрых, приветливых лиц. Поздороваемся и подарим им свои улыбки.
(Дети здороваются с гостями.)
Воспитатель: Становись скорее друг, в наш волшебный добрый круг.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Я улыбнусь и передам свою улыбку … (называю имя ребенка, стоящего справа) , он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне.
(Дети по очереди передают улыбки друг другу) . Спасибо. Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, сегодня в нашей группе работает необычное радио. Послушайте важное сообщение.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-359113-1486658804.jpg)
Внимание, внимание! Сегодня во время перевозки потерялись разные предметы рукотворного и природного мира. Того, кто их найдет, просим отнести предметы в специально отведенное место: предметы рукотворного мира – к карточке с человеком, а предметы природного мира – к карточке с деревом.
Воспитатель: Ребята, вы ничего не находили? Давайте поищем у нас в группе. Если найдете какие-нибудь картинки, несите сюда.
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-359113-1486658498.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-359113-1486658894.jpg)
(Дети находят картинки и садятся на стульчики).
Внимание, внимание! Кто нашел предмет из ткани, у которого есть воротник, рукава, пуговицы, карманы, необходимый для прогулок в холодную погоду?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением пальто, отвечает и показывает картинку.)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-359113-1486659042.jpg)
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это пальто. Это одежда.) Отнеси одежду в нужное место.
Куда ты отнесешь одежду? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Его сшил человек.)
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из дерева, у которого есть ножки, спинка, на нем можно сидеть?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением стула, отвечает и показывает картинку).
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-359113-1486659193.jpg)
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это стул. Это мебель.) Отнеси мебель в нужное место.
Куда ты отнесешь мебель? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Его сделал человек.)
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из стекла, у которого есть ручка, из него можно пить?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением чашки, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это чашка. Это посуда.) Отнеси посуду в нужное место.
Куда ты отнесешь посуду? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Ее сделал человек.)
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел круглый сладкий предмет который можно съесть?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением яблока, отвечает и показывает картинку).
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-359113-1486659307.jpg)
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это яблоко. Это фрукт.) Отнеси фрукт в нужное место.
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел длинный сладкий предмет который можно съесть?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением моркови, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это морковь. Это овощ.) Отнеси овощ в нужное место.
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из дерева, у которого есть ножки, за ним завтракают, обедают, ужинают?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением стола, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это стол. Это мебель.) Отнеси мебель в нужное место.
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-359113-1486659445.jpg)
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из стекла, у которого есть ручка, носик, крышка, в него наливают воду?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением чайника, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это чайник. Это посуда.) Отнеси посуду в нужное место.
Куда ты отнесешь посуду? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Его сделал человек.)
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из ткани, у которого есть воротник, рукава, пуговицы, карманы, который носят мальчики, мужчины?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением рубашки, отвечает и показывает картинку).
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-359113-1486659564.jpg)
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это рубашка. Это одежда.) Отнеси одежду в нужное место.
Куда ты отнесешь одежду? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Ее сшил человек.)
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из кожи, который надевают на ноги?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением ботинок, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это ботинки. Это обувь.) Отнеси обувь в нужное место.
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел желтый сладкий предмет который можно съесть?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением груши, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это груша. Это фрукт.) Отнеси фрукт в нужное место.
Куда ты отнесешь фрукт? (К карточке, на которой нарисовано дерево.) Почему? (Это предмет природного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет природного мира? (Его создала природа.)
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел длинный зеленый предмет который можно съесть?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением огурца, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это огурец. Это овощ.) Отнеси овощ в нужное место.
Куда ты отнесешь овощ? (К карточке, на которой нарисовано дерево.) Почему? (Это предмет природного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет природного мира? (Его создала природа.)
Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из кожи, у которого есть каблук, их надевают на ноги?
(Ребенок, который нашел картинку с изображением сапог, отвечает и показывает картинку).
Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это сапоги. Это обувь.) Отнеси обувь в нужное место.
Куда ты отнесешь обувь? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Их сшил человек.)
Воспитатель: Внимание, внимание! Все предметы рукотворного и природного мира найдены. Спасибо всем, кто нам в этом помог: Вере, Юле, Маше, Лизе, Толе, Юле, Маше, Лизе, Святославу, Ане, Кристине.
Радиопередача закончена. Всем спасибо.
Наталья Гугнина
Ознакомление с окружающим миром в младшей группе «Найди предметы рукотворного мира»
Ознакомление с окружающим миром .
Тема : «Найди предметы рукотворного мира » .
Программное содержание. Побуждать детей определять , различать и описывать предметы природного и рукотворного мира .
Материалы : игрушка – бибабо дед; мешочек с предметами : кукольной посудой (кастрюля, сковорода, чашка, тарелка, ложка, вилка, половник) и настоящими овощами (картофель, морковь, капуста, лук, перец) ; два подноса с символами «рукотворного мира » и «природного мира » ; картинки с изображением бабушки, зайца, овощей, посуды, грядки и магазина.
Мотивация : Сюрпризный момент :
Здравствуйте ребята! Вы знаете, кто сегодня к нам пришел в гости? Давайте с ним поздороваемся!
Ребята, посмотрите какой дедушка грустный! Что же у него случилось? Дедушка здоровается с детьми и рассказывает, что он принес : «Ой, ребята пришел я к вам за помощью, потому что сам разобраться не могу, стар стал! Живем мы с моей старухой одни – одинешеньки, ни детей у нас нет ни внуков. Есть только зайчик у нас, в прошлом году от лисы его спас, вот теперь и живет зайчишка с нами. Отправила меня старуха на рынок за покупками для себя и для зайчика. Приехал я на рынок все купил, разложил по мешочкам и поехал домой. Но по дороге случилась, неприятность упали оба мешочка и рассыпались. Посмотрел я на рассыпанные покупки и решил собрать их в один мешок и принести к вам, чтобы вы помогли мне разобраться, что бабушке отдать, а чем зайчика порадовать».
Ну, что, ребята поможем дедушке?
Как вы думаете, что было в мешочке?
А хотите узнать, что же было на самом деле в этом мешочке, дедушка этот мешочек принес, вам показать и чтобы вы ему помогли разобраться.
Вопросы детям :
Ребята, как вы думаете, что могла бабушка заказать для зайчика?
Кто такой зайчик?
Что он любит кушать?
Правильно, а как назвать это все одним словом?
А где растут овощи?
А почему для зайчика бабушка решила купить только овощи?
Правильно, ребята, предметы , которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать «предметами , созданными природой» . Их можно отнести к природному миру. К природному миру относятся все овощи, фрукты, животные и многое другое, что создала природа.
- Предметы природного мира мы с вами будем обозначать вот таким символом - (на мольберт вывешивается символ «елочка» рядом с картинкой зайчика и овощей) .
А что же нужно было купить бабушке?
Что может понадобиться на кухне?
Где все это можно купить?
А как это можно назвать одним словом?
Правильно, какие вы умницы! А разве зайчику не нужна посуда?
А кто знает, откуда берется посуда в магазине?
Ребята, предметы , которые человек делает своими руками, можно назвать «предметы , созданные руками человека» . Их можно отнести к рукотворному миру . К рукотворному миру относятся посуда, мебель, одежда и все, что человек делает своими руками. Предметы рукотворного мира мы будем обозначать вот таким символом – (на мольберт вывешивается символ «человечек» рядом с картинкой бабушки и посуды)
Молодцы, ребята, хотите посмотреть, что же лежит в мешочке? Сейчас вы по очереди будите подходить и вынимать из мешочка по одному предмету , и мы их разложи на два подноса : предметы природного мира – овощи - на один с символом природного мира , предметы рукотворного мира – посуду - на другой с символом рукотворного мира .
Какой предмет : твердый или мягкий?
Длинный или короткий?
Маленький или большой?
Этот предмет круглый ?
Какие у него есть части?
Что с этим предметом можно делать ?
Для чего он нужен?
Как называется?
К природному или ?
Практическая работа (инструкция выполнения) . Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет , перечисляя при этом выделяемые признаки, называют предмет , определяют , к какому миру он относится : рукотворному или природному . Преподаватель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета , его форму : «Какой предмет : твердый или мягкий? Длинный или короткий? Маленький или большой? Этот предмет круглый ? Какие у него есть части? Что с этим предметом можно делать ? Для чего он нужен? Как называется? К природному или рукотворному миру он относиться ?» Ребенок достает предмет , убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос.
Учет способностей детей (дифференцированный подход) . Если дети затрудняются, ответить педагог помогает, им наводящими вопросами.
Рефлексия. После того как все предметы названы и разложены по подносам, преподаватель подводит итог : «Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира ? Какой поднос отдадим для бабушки? А какой мы оставим зайчику? Умницы, вы все предметы разложили правильно . Ну, что дедушка теперь ты знаешь, какие предметы , какому отдать нужно!» Дедушка благодарит детей за помощь, посуду складывают в мешок для бабушки, а овощи в мешочек для зайчика и прощается с детьми.
Публикации по теме:
Проект «Человек - хозяин и творец рукотворного мира» Тип проекта: Социально-творческий, познавательный (долгосрочный). Участники: воспитатели - Бобина Л. П. Дети средней группы – 27 человек.
Конспект НОД в средней группе (ознакомление с окружающим миром + аппликация из природного материала) Конспект НОД в средней группе (ознакомление с окружающим миром + аппликация из природного материала) «Как лесные звери к зиме готовятся».
Конспект организованной образовательной деятельности во 2 младшей группе. Ознакомление с окружающим миром. «Путешествие в страну Игрушек».
Конспект занятия ознакомление с окружающим миром во второй младшей группе детского сада «Обитатели леса» Конспект занятия. Тема: «Обитатели леса». Задачи: Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Предметы, облегчающие труд человека в быту» Конспект занятия в старшей группе на тему: "Предметы, облегчающие труд человека в быту" Задачи: Образовательная: учить детей системному.
Цели: побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. Дать детям образцы правильного поведения на кухне. Развивать внимание, мыслительную активность. Воспитывать аккуратность, любознательность.
Материал: две маленькие коробочки с условными символами “рукотворный мир” и “природный мир”; большая коробка, в которой лежат картинки с изображением посуды (чайник, сковорода, тарелка, кружка, ложка, вилка) и животных (лиса, еж, белка, кошка, собака), наборы кукольной посуды, коробка с конфетами, ширма с куклой - Незнайкой.
Оборудование: телевизор, диск с презентацией, диск с мелодией песни А.К. Лядова “Классическая музыка для детей”.
Предварительная работа: наблюдение за трудом работы няни на кухне, чтение сказки К.И. Чуковского: “Федорино горе”, рассматривание предметных картинок на темы: “Посуда”, “Животные”, игровое упражнение: “Помоги Мишке”, лепка: “Тарелка для Мишки”.
Ход урока
Из-за ширмы появляется Незнайка и кричит:
Ой- ой- ой! Куда я попал?
Дети подбегают.
Дети: Незнайка!
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка!
Незнайка: Здравствуйте, ребята!
Я без вас скучал
На круг скорей вставайте,
Друг друга приглашайте!
Будем снова мы играть,
Рассуждать и познавать!
Воспитатель: Поздоровайтесь друг с другом и с Незнайкою глазами.
Воспитатель: Незнайка, почему ты такой грустный стал?
Незнайка: Я встретился с Мальвиной, она мне коробку вручила и сказала: “Чтобы я вымыл посуду”.
Воспитатель: Не переживай. Ребята, поможем Незнайке? (Незнайка вручает коробку воспитательнице).
Воспитательница: Коробка не открывается, Незнайка.
Незнайка: Чтобы открылась коробка надо произнести волшебные слова.
Воспитатель: Руки выше приподняли
На носочки дружно встали
Глазки быстренько закрыли
И тихонечко открыли.
Воспитатель: Вот и коробочка открылась.
Воспитатель: Посмотрим, что там в коробочке?
Воспитатель: Что это? (Достает карточку)
Дети: Кружка.
Воспитатель: Для чего она?
Дети: Чай пить.
Воспитатель: Кто ее сделал?
Дети: Человек.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Кошка.
Воспитатель: Человек его сделал или он сам появился в природе?
Дети: Он сам.
Воспитатель: Значит, куда эту карточку надо поставить?
Дети: К природе.
Воспитатель: Это что?
Дети: Ложка.
Воспитатель: Для чего она?
Дети: Чтобы кушать.
Воспитатель: Кто ее сделал?
Дети: Человек.
Воспитатель: Куда эту карточку надо поставить?
Дети: К человеку.
Воспитатель: Софья поставь.
Воспитатель: Возьмите по одной карточки и поставьте в нужное место.
Воспитатель: Давайте, проверим, правильно ли мы выполнили. Незнайка, ты тоже посмотри. (Дети раскладывают картинки в два короба с условными символами: “природный мир” и “рукотворный мир”.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно разложили карточки.
Воспитатель: Незнайка, почему ты плачешь?
Незнайка: А как же надо мыть посуду? Так их много!
Воспитатель: Я всех вас приглашаю посмотреть фильм как надо мыть посуду.
Берите стулья садитесь поудобнее. Незнайка, ты тоже внимательно смотри. На экране телевизора появляется слайд с алгоритмами.
Воспитатель: Что сначала делаем?
Дети: Надеваем фартук. В тазик набираем теплой воды. Берем губку и начинаем мыть. Набираем в тазик чистую воду и поласкаем. Кладем сушить на поднос.
Воспитатель: Как надо класть посуду на поднос?
Дети: Тихо, чтобы не разбилась.
Воспитатель: Что произойдет, если разобьется?
Дети: Можно поранить пальцы, ногу.
Воспитатель: Теперь Незнайка запомнил?
Незнайка: Да!
Воспитатель: Дети запомнили?
Незнайка: У меня для вас сюрприз!
Воспитатель: Ты нам покажешь?
Незнайка: Я вас всех хочу угостить конфетами.
Воспитатель: Дети вы любите конфеты?
Воспитатель: Тогда все подходите к Незнайке и получите конфеты.
Дети: Спасибо, Незнайка.
Воспитатель: Незнайка, оставайся с нами играть?
Незнайка: Согласен.
Воспитатель: Я вас всех приглашаю поиграть в игру: “Семья”.
Звучит тихая, спокойная мелодия, дети играют.
Конспект занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью в старшей группе "Предметы рукотворного мира"
Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.Предлагаю Вам конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Занятие направлено на воспитание интереса и бережного отношения к предметам рукотворного мира.
Тема: Предметы рукотворного мира.
Программное содержание.Образовательные задачи.
Расширить знания детей о предметах рукотворного мира.
Уточнить знания детей о значении предметов рукотворного мира.
Рассказать о предметах-помощниках для каждой профессии людей.
Подвести детей к выводу, что у предметов, также как и у людей, есть своё прошлое, настоящее и будущее.
Развивать связную речь детей.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы и находить правильный ответ.
Воспитательные задачи.
Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.
Воспитывать интерес к изучению истории предметов.
Предварительная работа.
Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Рассматривание иллюстраций с изображением различных предметов.
Беседа об окружающих нас предметах.
Знакомство с профессиями человека.
Рассказ родителей своим детям об игрушках их детства.
Ход занятия:
Ребята, давайте посмотрим вокруг себя! Что мы видим?
- Правильно, предметы. Все эти предметы создал человек.
- Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны предметы?
- Предметы нам нужны для того, чтобы играть, учиться, работать и отдыхать. С помощью предметов мы питаемся, ухаживаем за своим телом.
- Ребята, как вы думаете, какие предметы нам нужны для игры?
- Правильно, конечно же, это игрушки!
Игрушки и многие другие предметы, такие как детские книги, одежду и обувь взрослые специально создавали для детей.
- А какие предметы нам понадобятся для учебы в школе?
- Правильно, рюкзак, пенал, ручка, карандаш, ножницы, линейка, ластик, тетрадь и букварь.
- Ребята, а какие предметы помогают в работе вашим мамам и папам? Давайте вместе вспомним.
Я вам помогу. Это компьютер, телефон, лопата, лейка, книги, весы, машина и другие.
- Ребят, а вы знаете, что у людей разных профессий есть свои предметы-помощники.
Например, продавцу в магазине помогают весы – на них он взвешивает товар, также нужна касса – на ней он пробивает чек и кладет в неё деньги.
Садоводу нужны опрыскиватель, лейка и ножницы для подрезки растений.
Дворнику в работе помогают лопата, метла и ведро.
А воспитателю в работе с детьми нужно много детских книг и игр, доска, стулья и парты.
- Вот видите, у каждого человека есть свои предметы, которые ему помогают в его нелёгкой работе. Ребят, но если есть предметы для работы, значит, есть предметы и для отдыха. Как вы думаете, что это за предметы?
- Конечно же, это кровать, кресло, телевизор, телефон, магнитофон, подушка, журналы, очки от солнца, надувной мяч и круг.
Многие предметы могут служить и для работы и для отдыха.
Например, по телефону человек может общаться во время работы и когда отдыхает.
- Ребята, а какие предметы нам с вами помогают культурно поесть? Из чего мы пьём, едим, чем едим?
- Правильно, это чашка, тарелка, ложка, вилка, нож и салфетки.
- Ребята, какие предметы нам с вами помогают ухаживать за своим телом?
- Правильно, это мыло, мочалка, шампунь, зубная щётка и зубная паста, крема, расческа.
- Ребята, а теперь давайте поиграем с вами в очень интересную игру.
Я вам буду называть любой предмет, а вы мне говорить, для чего он нужен.
Например, лейка.
А вы говорите, чтобы поливать растения. Всем понятно?
Будьте внимательны!
- Саша, для чего нужен стул?
-Правильно, чтобы на нём сидеть.
- Катя, для чего нужна ручка?
- Правильно, чтобы ей писать.
(Я называю следующие слова: кукла, мяч, резинка, заколка, лопатка, стол, карандаш, тетрадь, зонт, ваза, шкаф, и т.д.).
- Молодцы, какие, всё знаете!
- Ребята, предметы придумали ещё древние люди. Со временем человек их изменял, улучшал. Люди и сегодня продолжают изменять предметы, чтобы они становились удобнее и лучше.
У каждого предмета есть своё прошлое, настоящее и будущее.
Так у вашей игрушки, с которой вы играете дома, есть своя история изготовления. Вот послушайте её. Прежде чем попасть к вам домой, она очень долго блуждала по свету. Сначала её нужно было изготовить. Например, мягкую игрушку сшили на фабрике игрушек, а потом отвезли в магазин, где вам её и купили родители.
А вот машинки, в которые играют наши мальчики, делают из металла и пластмассы.
Очень длинную и интересную историю могут нам рассказать стол и стул, наши парты.
Представляете, сначала они росли в лесу в виде дерева, затем дерево срубили, и из ствола сделали доски. Собрали стол и стул, подпилили, отполировали, покрыли краской, лаком и отвезли на продажу в магазин. Теперь вот они у нас стоят в группе.
Мебель прошла нелёгкий путь изготовления, и её нужно беречь.
- Ребята, все предметы, созданные руками человека нужно беречь, чтобы они нам дольше служили!
- Занятие окончено. Все молодцы!