Типичные ошибки в семейном воспитании. Ошибки семейного воспитания

воспитание семейный проблема психический

Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста, образования, ценностных ориентаций.

Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга.

Воспитание и потребность смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни проанализированная польским психологом К. Обуховским, характеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизировать все свои способности в максимальной степени.

Удовлетворение такой способности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих действий, своей жизни? Очевидно нет, однако каждый стремиться в случае необходимости найти смысл своей жизни.

Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положение «опекунши», которая собственноручно моет пятнадцатилетнего парня, завязывает ему шнурки на ботинках, так как «он это всегда плохо делает», выполняет за него школьные задания, «чтобы ребенок не переутомился». В результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.

Воспитание и потребность достижения. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему это не удалось, пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…»

Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Воспитание как реализация определенной системы. Организацию воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности достижения. Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитания.

Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка. Характерно, что в сочинениях на тему «Портрет моего ребенка» такие родители незаметно для самих себя не столько описывают характер, вкусы, привычки своих детей, сколько подробно излагают то, как они воспитывают ребенка.

Воспитание как формирование определенных качеств. Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества. Под влияние прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Типичным и ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребенке им видится все-таки мальчик… Рождается девочка. Но воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу. Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие, несколько излишнее для девочки, спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играм с куклами и даже шутливое, вроде бы ласковое прозвище Сорванец - тоже мужского рода. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь двойная опасность. Во-первых, у девочки могут сформироваться черты противоположного пола, препятствующие правильной и своевременной половой идентификации, иными словами, может быть искажено осознание себя как будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть, ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения к нему.

Приходится встречаться и с другим типом реализации сверхценных идеалов воспитания. В психологическую консультацию обратилась мама десятилетнего мальчика с жалобами на увеличивающееся заикание, которое возникло впервые у сына в пятилетнем возрасте. На занятиях с ребенком в игровой группе было обнаружено, что заикание - хотя и наиболее заметное, но частное, речевое, проявление более общей способности ребенка. У него сформировалась привычка к задержке любой ответной реакции. Оказалось, что действенный или речевой ответ на любой вопрос или поведение партнеров по игре мальчик давал после продолжительной паузы. Сомнений в трудности понимания вопроса или ситуации не было. Мальчик прекрасно учился, играл на скрипке, много читал, справлялся со всеми тестами на сообразительность. И все же в общении любой ответственный сигнал сопровождался задержкой. Постепенно выяснилось, что причина кроется в том, как мама реализовывала сознательно принятые, особо значимые для нее цели воспитания. Она исходила из достаточно привлекательных с точки зрения нравственности принципов о всеобщей доброте, всепрощении, невозможности причинить боль, о «непротивлении злу». С первых же дней жизни подобные принципы, которые для ребенка оборачивались всевозможными ограничениями его активности, сопровождали каждый шаг, каждое действие малыша. В этом примере нарушение поведения возникло как следствие реализации сверхценных родительских требований без учета особенностей этапа развития, возрастных возможностей ребенка. Как видно из приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной меры независимости, более короткая или длинная дистанция, определяются теми мотивами, которые «осмысливают» воспитание.

Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается от ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками родителей или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств.

Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.

Цели воспитания. Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка… Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Некоторые авторы пытались проследить, как связаны черты характера родителей с чертами характера ребенка. Они полагали, что особенности характера или поведения родителей прямо проецируются на поведение ребенка. Думали, что если мать проявляет склонность к тоске, подавленности, то и у ее детей будут заметны такие же способности. При более пристальном изучении этого вопроса все оказалось значительно сложнее. Связь личности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи.

Теперь психологам понятно, что одна и та же доминирующая черта личности или повеления родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты - грубость, несдержанность, так и прямо противоположные, а именно подавленность, робость.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей соей собственной личности.

Каждый из взрослых мечтает стать хорошим родителем. Что же это значит? Хороший родитель не тот, действия которого одобряют окружающие, а тот, кто смог воспитать независимую личность. Каждый, становясь родителем, проецирует на ребенка ту модель воспитания, в которой рос сам. Однако ошибки в воспитании все же неизбежны и, чтобы их не допускать, нужно знать их до момента, когда на руках окажется любимый сверточек.

Основные ошибки семейного воспитания:

Наказание с применением силы

Это достаточно эффективный метод воспитания, но неверный, так как способствует психологическим проблемам и проявлениям агрессивности ребенка в будущем. Данный метод распространен в семьях с авторитарным укладом.

Отстраненность и холодность

Многие родители думают, что проявление чувств ведет к воспитанию слабых личностей и даже эгоистов. Данную ошибку допускают слишком занятые родители, по причине отсутствия времени на ребенка.

Помогать ребенку нужно в моменты, когда эта помощь ему нужна. Иначе ребенок не будет считать родителей авторитетом.

Чрезмерная любовь и опека

Поздние дети чаще всего вырастают эгоистами. Это происходит от того, что долгожданного малыша просто «залюбливают», разрешают делать все и потакают всем прихотям и желаниям. Допускать этого нельзя, иначе ребенок будет постоянно этим пользоваться и не будет самостоятельным.

Множество запретов

Все дети и взрослые хотят делать только то, что нравится или хочется в данный конкретный момент времени. Однако общество накладывает свои правила, где есть такое нелюбимое многими слово «нельзя». Нужно пояснить ребенку, причину. Ноне стоит перегружать жизнь ребенка запретами. Их может быть всего несколько, а чтобы постоянно не одергивать ребенка лучше создать ему такую обстановку, в которой он не сможет столкнуться с запретом. Например, «нельзя лезть в розетки» — родителям предупреждая данные действия можно купить заглушки и не акцентировать внимания на самих розетках.

Бесконтрольность и вседозволенность

При вседозволенности и отсутствии рамок поведения ребенок может вредить не только себе, родителям и близким, но и просто окружающим людям. Только родители могут показать своим поведением, какое именно поведение правильное в обществе.

Многие родители, чтобы не использовать запретов и проявления личной твердости пытаются объяснить и такие монологи могут длиться довольно долго, при этом родитель устает, начинает нервничать и в итоге все же сдается. Ребенок получает свое.

Объяснять ребенку, конечно, нужно все, но необходимо это делать коротко, четко и ясно.

Непоследовательность воспитания

Даже в одной семье в разные дни бывают моменты, когда вчера было нельзя, а сегодня стало можно и завтра ребенок будет просто в недоумении от разницы понятий. Главное запомнить всем родителям, если нельзя сегодня, то нельзя и никогда в будущем. Также одной позиции следует придерживаться обоим родителям, чтоб ребенок не искал поддержки в той или иной ситуации, зная, что мама когда-то разрешила.

Воспитание ребенка — это тяжелая работа, но она принесет свои плоды в будущем, если найти понимание с ребенком и стать ему другом!

«Какой невоспитанный ребенок» - фраза, которую старшее поколение часто применяет к современным детям. Неизвестно, какие помыслы движут окружающими: желание подчеркнуть свое превосходство или просто досадить родителям. Потому не стоит принимать слова посторонних близко к сердцу, ведь близкие стараются привить своему малышу лучшие качества, уберечь от неприятных ситуаций, основываясь на собственном опыте. Однако предотвратить ошибки семейного воспитания удается не всегда.

Даже если кто-то назвал ребенка невоспитанным, не стоит принимать это слишком близко к сердцу

Распространенные педагогические ошибки родителей

Не имеет значения, что говорят окружающие о поведении ребенка. Однако то, что происходит в семье, очень важно. Поскольку специального кодекса воспитания нет, следует ознакомиться с типичными ошибками многих родителей. Они предотвратят внутрисемейные конфликты и трудности во время взросления младшего поколения.

Многочисленные запреты

Маленькие дети имеют массу желаний и часто о них говорят. Например, ребенок любит конфеты, но взрослые справедливо ограничивают его в сладком. Однако вазу не убирают, поэтому дитя в их отсутствие обязательно берет несколько конфет. Когда родители начинают его за это ругать, малыш спрашивает о том, почему нельзя. Однако старшие не утруждают себя полным ответом, говоря: «Потому что я так сказал».

Подобная воспитательная модель ошибочна. Родителям необходимо аргументировать запреты, а не отделываться пустыми фразами. Ребенку важно знать, к каким последствиям приводят его действия. Это позволит задумываться о словах и поступках, научит правильно воспринимать отказы.


Нельзя строить воспитание на бесконечных запретах, иначе ребенок вырастет нервным и дерганым

Физическое воздействие

Порой взрослые считают, что физическое насилие оказывает воспитательное воздействие на дошкольников и подростков. В действительности методы «ремня, угла и подзатыльника» приводят к тому, что малыш начинает бояться старших в семье. В домах, где рукоприкладство по отношению к младшим является нормой, наблюдается напряженная атмосфера. Ребята в такой семье часто вырастают агрессивными, считают нормой без причины демонстрировать свою силу. Чтобы этого не произошло, важно сразу оградить дошкольников от физического воздействия.

Демонстративная холодность

Некоторые родители убеждены, что излишняя эмоциональность в отношениях с ребенком приводит к взращиванию эгоистичной и избалованной личности. Однако это не совсем так, поэтому не нужно впадать в крайности (демонстративная эмоциональность и чрезмерная холодность). Есть моменты, когда ребенку особенно важно семейное тепло. В это время нужно проявлять деликатность и стараться быть максимально ближе, вникая в его проблемы.

Особого внимания заслуживают «возрастные кризисы», поступление в начальную школу, переход в другой класс, подростковый возраст, смена места жительства (города, района). В будничной занятости взрослым непросто найти время на то, чтобы ощутить душевную близость с дошкольником. При этом малыш остается один на один со своими проблемами, авторитет взрослых падает в его глазах. Впоследствии он вряд ли обратится к близким людям за помощью, что приведет к разрушению доверительных отношений.


Родителю нужно находить время и возможности выслушать ребенка, поговорить с ним

Унижение

Непростительная ошибка, которую, увы, допускают даже опытные и интеллигентные родители. Поводом может стать любая ситуация: выпала из рук чашка – штамп «неуклюжий», в кои-то веки получил плохую отметку – штамп «двоечник», и прочее. Когда дети растут в атмосфере постоянных оскорблений в свой адрес, они теряют веру в себя и замыкаются.

Бывает, что взрослые не желают или финансово не могут поддержать увлечения отпрыска. Например, ему хочется учиться играть на пианино, но родители считают игру бесполезной или не могут оплатить обучение. Важно найти компромисс, поощрить детку в этом стремлении и при возможности отдать в музыкальную школу, арендовав пианино на первое время. Родителям важно научиться слышать потребности детей и хвалить за достижения.

Избалованность

«Поздним» деткам часто достается много родительской любви. Решившись родить малыша в старшем возрасте, взрослые, как правило, крепко стоят на ногах. Они готовы посвящать все время отпрыску, потакая его капризам. Такая ситуация приведет к тому, что дитя вырастет избалованным эгоистом. Важно уметь вовремя сказать «нет». Это заставит маленького эгоиста задуматься, что планета не вертится вокруг него.


Чтобы ребенок не вырос избалованным, нужно уметь отказывать ему при необходимости

Непостоянство в воспитании

Семей, в которых ласка и наказание шагают бок о бок, также немало. Перемены в настроении родителей не лучшим образом влияют на психику дошкольника – он просто не будет знать, чего ждать от взрослых через 5 минут, замкнется в себе. Важно воспитывать детей последовательно, не заставляя их гадать, какую реакцию ждать от родителей в этот раз.

Ошибки в воспитании: особенности разных возрастов

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Дошкольники

Родители растят малышей, опираясь на свой опыт и обычно не задумываются, почему в определенных ситуациях поступают именно так. Бывает, что впоследствии они ощущают стыд за слова и поступки в адрес крохи. Однако типичных ошибок семейного воспитания вполне можно избежать. Среди них:

  • угроза не любить ребенка: «если ты так будешь себя вести, я тебе не буду любить»;
  • много строгости: «делай, как я тебе сказала, потому что я главнее»;
  • равнодушие: «делай, что хочешь»;
  • обсуждение с детьми взрослых проблем: «ты мой лучший друг»;
  • наполеоновские планы: «ты должен заниматься музыкой, плаванием, теннисом и все успевать»;
  • мало ласки: «хватит уже этих нежностей и поцелуев»;
  • мало времени на общение с ребенком: «я занята, у меня нет времени на тебя».

Излишняя строгость родителей деструктивно действует на детскую психику

Время младших классов

Школьная нагрузка и новый коллектив – серьезный стресс для вчерашних дошколят. Особенно трудно адаптироваться «домашним» деткам и тем, кто имеет меланхолический темперамент. В начальных классах уже можно заметить ранние ошибки воспитания – индивидуализм, грубость, агрессивность, неуважение к сверстникам и старшим. Однако школа выявляет и положительные качества, если они были заложены в дошкольном периоде.

Младшему школьнику важно усвоить, что первоисточником всех благ является труд. Следует внимательно отнестись к опасениям ребенка и не допускать таких ошибок родительского воспитания:

  • без нужды предлагать помощь ребенку (важно поощрять стремление к самостоятельности);
  • подчеркивать зависимое положение детей;
  • освобождать от домашней помощи по принципу: «твоя задача учиться, а мы с папой все сделаем сами»;
  • игнорирование темперамента ребенка (сангвиникам и холерикам обычно легче даются адаптация к коллективу и школьные нагрузки);
  • игнорирование жалоб на здоровье: возможны обострения хронических заболеваний, ухудшение зрения, изменение осанки;
  • курить и пить алкоголь в присутствии ребенка: не стоит подавать плохой пример.

Приучать ребенка помогать родителям нужно с самого детства

Подростковый возраст

С 12 лет дети вступают в период полового созревания, который характеризуется интенсивным ростом и изменением гормонального фона. Физиологические процессы вызывают смены настроения, импульсивность, агрессивность. Взрослым нелегко избежать ошибок в воспитании подростков, однако они должны стремиться подавать только положительный пример.

Нельзя допускать, чтобы слова родителей расходились с делом. Например, отец курит, но запрещает это сыну-подростку. Доминирование карьеры отца и матери над семейными интересами также искажает представления детей о крепкой семье, они отдаляются. Однако недопустима и излишняя опека.

Откуда берутся детские неврозы?

Неврозы – распространенный вид нервно-психической патологии, наблюдаемый у дошколят и ребят младшего школьного возраста (подробнее в статье: ). Они возникают как эмоциональное расстройство, вследствие нарушения внутрисемейных отношений. Очень трудно малыши переносят ухудшение взаимоотношений с матерью, которая является самым близким человеком в первые годы жизни.

Мать может отстраниться по многим причинам: ухудшение отношений с мужем, устройство личной жизни, уклонение от семейных обязанностей вследствие эмансипации («деловая мама»), болезнь и прочее. Она также может страдать неврозом, придерживаться привитых ее семьей взглядов на воспитательный процесс, неприемлемых для современных малышей и подростков.


Редким женщинам удается совмещать карьеру с полноценным воспитанием детей

Под влиянием неблагоприятного микроклимата в семье общее состояние ребенка ухудшается. Он плохо засыпает, становится тревожным, постепенно проявляются такие симптомы:

  • обкусывание ногтей;
  • сосание пальцев, воротника одежды;
  • ночное недержание мочи;
  • чувствительность, слезы без видимых причин;
  • нарушение сердцебиения, дыхания, потливость;
  • отрицательное отношение к учебе;
  • периодические головные боли.

Факторы возникновения невроза

Неврозы – своеобразный ответ на неправильное воспитание (обиды, непризнание, непостоянство, игнорирование детских потребностей). У мальчиков они могут проявляться уже в 3 года, у девочек – в 4 года и позже. Неврозы могут быть связаны с доминированием и единоличной властью одного из родителей, гиперопекой, завышенными ожиданиями.

Выделяют 5 факторов, провоцирующих неврозы:

  • Отсутствие режима дня. Враги детского здоровья – неконтролируемое время трапез, отхода ко сну, занятий. Если периоды активности и отдыха не регламентированы в соответствии с возрастом (ограничение времени прогулок, физической активности), ребенок находится в состоянии нервного напряжения.

Несоблюдение режима дня ведет к расхлябанности и недисциплинированности
  • Особенности характера ребенка. Важно учитывать психотип детской личности. Чувствительному меланхолику противопоказаны крик и физические методы воздействия. Подвижный холерик тяжело реагирует на гиперопеку.
  • Смена привычного образа жизни, окружения. Неврозы часто возникают у ребят после переезда, перехода в другую школу, наблюдаются в семьях, где ребенок не получает поддержки старших.
  • Ошибки в воспитании детей дошкольников и подростков. Специалисты отмечают негативно влияющие на детскую психику модели: гиперопека, неприятие, авторитарнное поведение взрослых, вседозволенность. Отрицательно также влияют ситуации, когда родители не могут договориться, как воспитывать ребенка.
  • Психотравмы. Если на глазах ребенка произошло негативное событие (пожар, стихийное бедствие, родительская брань), в дальнейшем возможно развитие фобий, комплексов, панических атак.

Доктор Комаровский отмечает, что родителям не следует игнорировать мнение о ребенке, высказанное его учителями и друзьями. Когда жалобы поступают от нескольких людей, нужно разобраться в ситуации. Если подросток ведет себя неадекватно, важно смотреть ему в глаза и сказать коротко: «давай разберемся, что не так», «чего ты хочешь?», «что я должна сделать сейчас?».

Когда ребенок систематически пытается навредить своему здоровью, важно искать помощи у специалиста.


Переход в новую школу или переезд - сильный стресс для любого ребенка

Особенности воспитания девочки

В 9-10 лет у девочек начинается период активной работы эндокринной системы, активизируется формирование женского типа фигуры (округление ягодиц, увеличение груди). В 11 лет уже вырабатывается эстроген, отвечающий за половое созревание, появление первичных и вторичных половых признаков. Если мама стесняется рассказать девочке о месячных и деторождении, она может предложить дочери тематическую литературу для детей 10-13 лет (рекомендуем прочитать: ).

Воспитание девочки-подростка обязано быть гармоничным – развитие интеллекта должно идти параллельно занятиям танцами, гимнастикой, любимым спортом. Ни в коме случае маме нельзя делиться с дочерью интимными подробностями своей жизни, поскольку они могут негативно отразиться на девичьей психике. «Дружба» должна иметь разумные грани.

Как воспитывать мальчика?

При воспитании мальчика не стоит делать акцент лишь на строгости, ведь без ласки и любви можно воспитать лишь эгоистичного и бесчувственного человека. Восклицание «Ты же будущий мужчина!» в раннем возрасте даже опасно. Психика ребенка меняется по мере взросления и небольшие «слабости» мальчикам свойственны так же часто, как девочкам.


Стараясь вырастить мальчика настоящим мужчиной, не нужно воздействовать на него одной только строгостью

Родителям нельзя ссориться на глазах у сына, поскольку негативное отношение отца к матери может стать причиной равнодушия или жестокости по отношению к женщинам в будущем. Также опасны непоследовательность в воспитательном процессе, несогласованность действий родителей, навязывание негативных установок, сравнение подростка со сверстниками. Крайне недопустимо злоупотребление интеллектуальным развитием в ущерб физическому.

Можно ли исправить ошибки воспитания?

Ленивый, гиперподвижный, невоспитанный, весь в свекровь - распространенные ярлыки, которыми родители нередко пытаются оправдать типичные ошибки семейного воспитания. Важно помнить, что скучных, плохих, безынициативных, ленивых детей попросту нет. Есть взрослые, которые игнорируют свои обязанности. Однако даже если время упущено безвозвратно, есть шанс все исправить.

Прежде всего важно осознать, что ошибки воспитания делают многие и не опускаться до взаимных упреков в семье («это ты избаловал сына», «это тебе некогда поиграть с ребенком»). Важно признать, что нужны перемены, начать исправление ситуации со своего отношения к жизни. Помогут в этом советы психологов, тематическая литература, опыт других семей.

С учетом достаточно большого количества причин, обуславливающих функциональную недостаточность семьи, существуют весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. Семьи с прямым десоциальным влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциации. К таким семьям можно отнести криминально - аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска; и аморально - асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

Семьи с косвенным десоциальным влиянием испытывают затруднения социально - психологического, психологическо - педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психических причин утрачивают свое влияние на детей.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально - аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из - за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой - это, так называемые, социальные сироты, воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение несостоятельных семьях, которые не справляются с воспитанием своих детей.. В противном случае этих детей ждет бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

На практике педагогики несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительного отношения психолога с детьми и родителями.

Можно выделить, исходя из длительных наблюдений, наиболее типичные неправильно сложившиеся воспитательные стили в функционально

1. Попустительско - снисходительный стиль - это когда родители не придают значения поступкам своих детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «мы и сами такими были». Психологу в таких случаях трудно изменить благодушное, самоуспокаивающее настроение таких родителей, заставить их реагировать на проблемные моменты их детей.

Позиция круговой обороны, которую может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу» наш ребенок всегда прав», такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. даже совершение сыном или дочерью тяжелого преступления не отрезвит пап и мам. Они продолжают искать виновных на стороне.

Дети у таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, и очень трудно поддаются воспитанию.

2. Демонстративный стиль - это когда родители, чаще всего мать, не стесняясь, всем и каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности; заявляет, что сын растет «бандитом». Такое поведение родителей приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои проступки, снимает внутренний контроль за свое поведение, происходит озлобление по отношению к родителям и ко всем взрослым.

3. Педантично - подозрительный стиль - родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тоталитарному контролю, пытаются полностью изолировать их от сверстников, друзей. Родители стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий и т.д.

4. Жестко - авторитарный стиль - родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением объекта воспитания - ребенком, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие жестокие меры воздействия своими контролерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью.

Но даже если сопротивление сломлено, победа оказывается пирровой победой. Вместе со сломленным упорством оказываются сломленным и растоптанными многие другие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в собственные возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия катастрофической неудачи формирования его личности.

К такому стилю отношений больше склонен отец, который стремится по - всякому поводу избить ребенка, считает, что существует лишь один эффективный воспитательный принцип - физическая расправа. В таких семьях дети обычно растут агрессивными, жестокими, и эти дети всегда стремятся обижать слабых, беззащитных.

5. Увещевательный стиль - в противоположность жестко - авторитарному стилю, - при таком стиле родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, не применять никаких волевых воздействий и наказаний; дети в таких семьях, что называется «садятся на голову». Маленький деспот, привыкший не встречать никакого сопротивления своему диктату в семье, за ее пределами, как правило, никаких привилегий не имеет и должен приспосабливаться и ловчить. Это ведет к своеобразному раздвоению личности. В нем уживается жестокость к одним и заискивание перед другими, грубость и трусость, зазнайство и униженность. Как легко такой человек становится лицемером и предателем - он жалеет только себя и только себя любит! Нет, трудно сказать, что хуже: «деспотизм сверху или деспотизм снизу, - оба хуже!» (А. В. Петровский, 1983).

6. Отстраненно - равнодушный стиль - возникает, как правило, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни, выйдя второй раз замуж не находит времени, ни душевных сил от первого брака. Дети предоставлены самим себе и чувствуют себя лишними, они стремятся меньше быть дома, с болью воспринимают равнодушное отношение матери. дети у таких семей с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброе отношение со стороны другого взрослого, они способны привязаться к нему и могут стать верными помощниками в воспитательной работе или же в криминальной деятельности («скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты»).

7. Стиль воспитания по типу «кумира семьи» (прототип увещевательного стиля) - часто проявляется по отношению к «поздним детям» у не- молодых родителей или у одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его прихоти выполняются. При это, благодаря чрезмерной опеке у ребенка формируется эгоцентризм, эгоизм, жертвами которых становятся сами родители. Вырастают этакие «маменькины сынки». Но вот интересное обстоятельство. По данным психологических наблюдений, именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов и «восстаний» в переходном возрасте. Бунт против ласковой опеки папы и мамы по своим последствиям мало чем отличается от борьбы против родительского жесткого диктата. Форма протеста может быть очень разной - от холодной вежливости, отстранения до грубого, безжалостного отпора. Это даже зависит от индивидуальных особенностей личности подростка и характера реакции родителей на ситуацию.

8. Непоследовательный стиль - это когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания, последовательной воспитательной тактики в семье; возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания и ругани до умерительно-ласкательных проявлений. Такой стиль приводит к потере родительского влияния на детей. Дети становятся неуправляемыми, непредсказуемыми, пренебрегающими мнением старших и родителей. При таком стиле воспитания в семье нужна терпеливая, твердая, последовательная работа психолога.

Перечисленными стилями далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания и для внимательного взгляда психолога эти ошибки не представляют сложности в различении, однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправим по своим последствиям холодные, отчужденные, враждебные отношения детей и родителей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание.

Как известно эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях чаще всего мать и характер отношений матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенно влияют и определяют характер и судьбу уже взрослых детей. Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери.

Английский психолог джон Боулби и французский Жан Пиаже считают, например, что если маленького ребенка только на три месяца лишить ласки, заботы и нежности матери, то тревога, возникшая в этом случае, вызонет у ребенка такие изменения в психике, которые, возможно, предопределят его асоциальное поведение в обществе. Существует много примеров, когда ребенок, лишенньий в детстве родительской ласки, вырастает с низкой само- оценкой, становится агрессивно - недружелюбным по отношению к другим. Именно в семье с самых первых лет жизни, ребенок начинает приспосабливаться к большому миру, миру взрослых и то, что будет заложено в ребенке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни.

Воспитание чувства любви является неотъемлемой частью воспитания будущей личности. Главным же инструментом в таком воспитании, в свою очередь, является чувство родительской любви.

Отождествление себя со сверстниками с отклоняющимся поведением и принадлежность к подобным группам

Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходиться учитывать в воспитательном процессе, следует считать:

* неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

* бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

* безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

* отсутствие нормального психологического климата в семье;

* фанатизм в любых его проявлениях;

* безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

* противоправное поведение взрослых.

Как правильно воспитать ребенка? У каждого родителя свои методы на этот счет, но цель всегда сводится к одному – сформировать соответствующую нормам морали личность. Ошибки в воспитании не обходят стороной ни одну семью.

Но каждая стремиться применять самые правильные способы воздействия. И далеко не все понимают, что именно является правильным: кто – то следует советам окружающих, а кто – то советам ведущих педагогов. И наша задача познакомить родителей с часто встречающимися ошибками.

Ошибка 1. Физическое насилие

У строгих родителей самым действенным способом является использование физической силы. Но они забывают, что это приводит к агрессии в будущем.

Ошибка 2. Чрезмерная холодность

Безграничная любовь и потакание во всем ребенку – тоже не есть правильно, нужно просто соблюдать меру. И пользоваться этими проявлениями только в моменты особой необходимости. Слишком большая занятость родителей и невнимание – ведет к утрате их авторитета в глазах ребенка.

Ошибка 3. Обилие любви

Возрастные родители, опекающие от всего ребенка, просто рискуют не только стать неавторитетными в детских глазах, но и превратиться в слуг своего повелителя.

Ошибка 4. Много запретов

Все дети привыкают к беспрекословному исполнению своих желаний родителями. И чем он взрослее, тем выше его требования. Но применение в практике слова «нельзя» важно не допустить двух ошибок: слишком частое его применение просто потеряет для ребенка смысл - он перестанет с ним считаться, или приведет к закомплексованности и трусливости. Родителям надо четко определить несколько запретов, которым ребёнок будет следовать. И если он решит их нарушить, то это должно произойти под присмотром родителя.

Ошибка 5. Отсутствие запретов

Великая вседозволенность очень близко перекликается с чрезмерной любовью, но здесь родители ничего не запрещают своему ребенку совершенно осознанно. При этом ребенок ведет себя так, как посчитает нужным, не смотря на окружающих людей, и не зная - что делать можно или нельзя. А ответственность за совершенные поступки ложится на плечи его родителей. Иногда родители пытаются лояльно объяснять своему ребенку чего делать не нужно, но в конце концов исполняют требование этого маленького «хочу». Хотя правильным считается строгое «нет», которое ребенок обязан принимать как должное.

Ошибка 6. Непоследовательное воспитание

Наказав ребенка нельзя сразу его прощать, или наоборот, категоричное «нет» – поощрять требуемым. Родитель должен отдавать отчет своим действиям и быть последовательным.

В результате приходит понимание, что воспитание ребенка – это тяжелый трудовой процесс. И чтобы избежать типичных ошибок, надо стараться выдерживать золотую середину.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх