Дочка. Фельдшер — о тех, кто забывает в больнице стариков-родителей

Посмертные фотографии праведных христиан. Те, кто идут по пути Христа, вместе с Ним побеждают смерть. Улыбка после смерти (слева-направо: Схимонах Иосиф Ватопедский (+2009), Монахиня Евпраксия (+2011), Иеромонах Серафим Роуз (+1982), Схииеродиакон Александр (+2009))

Ни в чем так не может быть уверен человек на земле, как в смерти. Поживешь ли еще, этого ты не знаешь; станешь ли богаче, не знаешь; станешь ли здоровее, чем сейчас, тоже не знаешь, а о том, что умрешь, знаешь. И никто не может оспорить эту истину.

Слышишь, что сказал Бог в начале мира: «смертью умрешь» (Быт. 2:17)? А Божественное Писание у Иисуса, сына Сирахова, говорит: «все мы умрем» (Сир. 8:8).

Знай одно: смерть есть жизнь для тех, кто не забывает о ней. Пока предки наши, прародители Адам и Ева, не забывали о смерти, они жили в раю. А когда забыли о смерти — умерли душой, а через девятьсот с лишним лет умерли и телом.

Итак, смерть, как говорит святой Иоанн Дамаскин, есть жизнь для тех, кто не забывает о ней. Смерть, если мы не забываем о ней, дает нам жизнь вечную.

Святой Василий был спрошен великим философом Евбулом, его другом из Александрии:

— Какая философия в мире самая великая, особенно в мире христианском?

Он ему ответил:

— Всегда думать о смерти.

Это высшая философия! Почему? Кто думает о смерти, тот не умирает душой. Кто думает о смерти, тот блюдет себя от греха. Ибо слышишь, что говорит апостол Павел: «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Кто приводит себе на память смерть, тот не грешит. Слышишь, что говорит Иисус, сын Сирахов, в книге своей премудрости: «поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7:39).

Итак, помни! Великий апостол Павел, этот величайший сосуд избранный, посланный Христом во спасение язычников, послушай, что говорит: «Во все дни мы всегда имеем в уме память смертную» (см. Рим. 8:38). И еще: «я каждый день умираю» (1 Кор. 15:31)! Каждый день он умирал для греха и каждый день память о смерти имел в сердце своем. Чтобы не умереть душой.

Кто забывает о смерти, тот с легкостью попадается в ее сети, умирает душой и отправляется в геенну!

Божественные отцы учат нас так: «Человек, если ты хочешь взять себе советчика и учителя по жизни, чтобы он наверняка привел тебя на путь спасения, не бери никого иного, кроме смерти! Лучшим советчиком, могущим привести нас в Царство Небесное, является смерть . Лишь бы мы не забывали об этом советчике, этом наставнике, этом учителе, но всегда имели его перед глазами ума нашего».

Смерть так мудро советует, если ты не забываешь о ней, что даже Соломон со всей премудростью своей не сможет научить тебя так, как научит смерть. Ибо говорят божественные отцы: «И Соломон не впал бы в вожделение и рабство блуда с женщинами, если бы имел перед глазами своими смерть».

Если бы и для него учителем была смерть, то она, будучи намного мудрее его, удержала бы его от греха. Но он забыл о смерти и потонул в трясине зол, потому что не захотел иметь такого советчика, который дороже всех, то есть смерть.

Вот как смерть удерживает от греха.

Плоть помышляет против духа, как говорит святой апостол Павел (см. Гал. 5:17). Когда тело восстанет на брань против души, чтобы осквернить ее, тогда спроси смерть:

— Что скажешь, смерть? Совершить ли мне этот грех, на который меня подталкивает тело?

И она тебе ответит:

— Не совершай греха, ибо придешь в мои руки, и я брошу тебя в геенну!

Подстрекает ли тебя диавол украсть? Спроси смерть. И она тебе скажет:

— Не кради, ведь это заповедь, и ты придешь в мои руки!

Увлекает ли тебя диавол на блуд? Подначивает ли тебя диавол на сквернословие, пьянство, курение, всякое зло? Спроси смерть:

— Что повелишь мне делать, смерть?

И посмотришь, что смерть скажет тебе:

— Не делай этого, ибо попадешь в мои руки! Ты ведь скоро умрешь! Ведь здесь не останется никто, и я ввергну тебя в геенну!

Итак, смерть приносит нам пользу, и мы всегда должны иметь ее перед глазами! А когда диавол подстрекает тебя совершить грех, спроси смерть:

— Что скажешь, смерть? Ты — мой учитель! Что мне делать?

— Не делай этого, ведь возмездие за грех — смерть, и ты умрешь душой и попадешь в мои когти, и я ввергну тебя в геенну, и будешь мучиться там во веки веков!

Посему вот как хороша смерть, если мы ее назначим в советчики себе! Размышление о смерти всегда удерживает нас от греха и учит делать только добро. Поэтому горе тому, кто забывает о смерти, ибо он умрет телом в свое время, а душой умирает уже в тот миг, когда совершает грех.

Если бы мы всегда имели смерть перед глазами, то не совершали бы греха не только делом, но и словом и помышлением, потому что Бог судит и грех помышлением так же, как и грех совершенный.

Что говорит божественный отец Ефрем Сирин? «Не впадайте в нерадение, братия мои, о грехах помышлением, будто они легки. Если бы грехи помышлением были легки, то не вменял бы Сам Христос, премудрость Божия, в прелюбодеяние вожделение женщины и в убийство ненависть к брату». Ты только страстно подумал о женщине — и сделался прелюбодеем! Только подумал со злобой о брате твоем — и уже ненавидишь его, ты убийца! Ты слышал? Прелюбодеяние из-за одной мысли и убийство из-за ненависти к брату.

Видишь? Однако смерть и тут не оставляет тебя. Смерть удерживает тебя от того, чтобы ты перешел к греху не только делом, но и мыслью. Потому что Бог судит мысли как дела, в Законе Благодати.

Ибо Он пришел не нарушить закон, а довести его до совершенства. В Ветхом Законе было написано: «Не кради» (Втор. 5:19). А здесь, в Законе Благодати, — даже не пожелай вещи другого. Итак, Христос удерживает тебя, чтобы ты даже не думал со страстью о вещи другого.

Братия мои, блажен и треблажен тот человек, который взял в советчики себе смерть. Всегда, когда его будет бороть леность, чтобы он не совершал молитву, не выполнял епитимию, данную духовником; когда его будет бороть диавол, чтобы он не соблюдал постов, позволял себе скоромную пищу, когда этого нельзя; или когда его будет бороть диавол, чтобы он крал, или копил имущество, или мстил другому, или блудил, или сквернословил, или упивался, или курил, — пусть он спросит смерть:

— Что скажешь, смерть, сделать ли мне это?

И смерть скажет ему:

— Нет. Не делай этого! Ибо возмездие за грех — смерть. Я тут же приду вслед за грехом, заберу тебя и брошу в геенну!

Вот каким образом смерть, которой мы боимся, бывает нашим самым большим другом и самым хорошим советчиком по жизни, в жизнь вечную.

Наша, христиан, философия — не избегать смерти. А что? Готовиться к смерти! Ждать, что она придет к нам. А как? Чисто исповедовать свои грехи, выполнять свою епитимию, примиряться со всеми, перестать совершать грехи, делать добрые дела — и тогда мы будем ждать смерть, как ждут большой парад, как ждут великий праздник.

Послушай, что говорит святой Ефрем: «Муж, обличаемый совестью в грехах, очень боится смерти, а муж праведный ждет смерть, как великий праздник!» Чтобы он наступил, перевел его от смерти в жизнь, ибо век нынешний есть смерть души для тех, кто порабощается им [веком сим].

Мы боимся: «О горе мне, наступит смерть!» Боимся! Но не будем бояться смерти. Станем бояться греха, ибо грех ввергает нас в смерть. Ибо возмездие за грех — смерть, а настоящая смерть души — в грехе!

Старец Архимандрит Клеопа (Илие),
духовник румынского монашества

Православие.ru


Духовник братии Ватопедского Афонского монастыря схимонах Иосиф Ватопедский (1921-2009). Сразу после смерти старца Иосифа совершилось первое чудо: умерший улыбнулся. Улыбнулся спустя 1,5 часа после своей кончины. Он не почил улыбаясь, а улыбнулся уже после своей кончины!


Монахиня Евпраксия (+2011) умерла от рака в штате Аризона (США). Усопшую принесли в храм. Сделали снимок на память. Над телом по традиции читали Псалтирь. Когда сфотографировали через 40 минут - поразились. На устах у нее появилась улыбка.


2 сентября 1982 г. отошёл ко Господу иеромонах Серафим (Роуз), американец, ставший одним из самых известных апологетов Православия в XX веке. Вот его лик, отразивший в себе радость Вечной Жизни.


В 2009 году в республике Коми скончался молодой монах — схииеродиакон Александр (Мамедов) из Кирилло-Мариинского скита Сыктывкарской епархии. Его любовь к братии, его терпение скорбей, его радость… все это дело благодати, преобразившей сердце, возлюбившее Бога паче всех благ земных. Умер от рака крови в 30 лет, был удивительно светлой личностью, благодушно перенося все страдания, связанные с болезнью, не только не унывая, но даже и утешая приходящих к нему. Перед самой смертью успокаивал родителей, говоря: «Вы не скорбите, когда человек умирает - радоваться нужно. Он ведь ко Христу идёт. Что там будет - на всё Его воля, но будем надеяться на лучшее».

Прошлое - царь, настоящее и будущее - скоморохи, вынужденные плясать под его дудку.

Если сложить тёмное прошлое со светлым будущим, получится серое настоящее.

Настоящее - вот всё, чего можно лишиться, ибо только им и обладаешь, а никто не лишается того, чем не обладает.

Только настоящее и существенное всегда сияет настолько ярко, что способно даже больно ослеплять.

Истина находится в настоящем, а ум всегда расположен в прошлом или в будущем, поэтому истина и ум никогда не встречаются.

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный настоящего и цели будущего.

Бесподобные фразы о настоящем

Сейчас - это и есть жизнь. Сегодня длится годами. Вчера - умершее сегодня, завтра - не рождённое. Любой наш день - это всегда сегодня.

Нет времени, кроме настоящего.

Для вконтакте бесподобные фразы о настоящем

Твое прошлое скрывается в твоем молчании, настоящее - в твоей речи, а будущее - в твоих ошибочных шагах.

Прошлое, настоящее, будущее... Растворились как сахар в чае.

Прошлое должно оставаться в прошлом, и не мешать настоящему, а настоящее не должно испортить будущее.

На самом деле, чтобы не расставаться со своим будущим, нужно просто не совершать ошибок в настоящем.

Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.

Освещённость нашего настоящего определяют наши и наши воспоминания. Они могут быть как тёмными, так и светлыми. Да будет свет! И в будущем, и в прошлом. Ведь он там есть...

Он помнит то ощущение, когда ты можешь заглянуть в будущее не более чем на пару часов вперёд, потому что каждый новый день мог сделать из тебя нового человека. Так жилось в детстве. Тогда он жил в настоящем и ощущал, что проходит не время, а он сам.

То, что ещё выпадает на твою долю, намного интереснее того, что уже выпадало. Не забывай этого.

Прошлое гибнет под копытами настоящего, но то, чего так и не случилось, умирает только вместе с нами.

Чтобы лучше понять что такое настоящее, я расскажу вам историю о путнике, который, поскользнувшись, упал в пропасть. На тропе прошлого его ждали тигры-людоеды, внизу в будущем - острые скалы, но ему в этом кратком настоящем удалось уцепиться за выступ и держаться за него изо всех сил. Возле него на выступе рос кустик земляники, а внизу и вверху ждала верная смерть. Что ему делать теперь?

Всё происходящее с нами сейчас - прямой результат того, что мы натворили в прошлом.

Прельстительные бесподобные фразы о настоящем

Иллюзия - это далеко не надежда, а надежда не всегда реальность. Это не пессимизм. Принимаю жизнь как она есть. В немецком языке есть слово "hassliebe". Если по словарю, то оно переводится как "чувство, колеблющееся между любовью и ненавистью". Вот такое чувство я испытываю к каждому своему "сегодня".

И каждый рисовал себе картину счастливого будущего по-своему, в зависимости от того, чего был лишён в настоящем.

Прошлое предназначено служить нам, но завладеть им мы можем только при условии его подчинения настоящему.

Есть три ловушки, которые воруют радость и мир: сожаление о прошлом, тревога за будущее и неблагодарность за настоящее.

Ненужных людей нужно оставлять в прошлом, не давая им никаких шансов, вернуться в ваше будущее.

Совершая проступки - мы определяем своё будущее.

Мы никогда не будем моложе, чем сегодня.

Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет и в конце концов превратится в стадо скотов.

Превознесение прошлого за счёт настоящего - первый признак старости.

Для любви не существует вчера, любовь не думает о завтра. Она жадно тянется к нынешнему дню, но этот день нужен ей весь, неограниченный, неомрачённый.

Живи в настоящем так, чтобы твоё прошлое обзавидовалось твоему будущему!

Неизвестные бесподобные фразы о настоящем

Если небо затянут тучи, и на сердце лежит тревога, верю - завтра всё будет лучше, даже если сегодня плохо.

Пусть тебя не заботит будущее, пока ты отчетливо не увидишь настоящее.

Тот, кто живёт прошлым, лишает себя настоящего. Тот, кто забывает о прошлом, лишает себя будущего.

То, что высмеивалось как суеверие в одном столетии, в другом подчас принимают за основу наук, и то, что кажется мудростью сегодня, завтра, возможно, станут считать абсурдом.

Забудь и отпусти прошлое! Не дай ему стать хозяином твоей жизни, твоего времени. Станешь рабом прошлого, оно украдёт твое настоящее! Очнись и живи!

Мы можем действовать только здесь и сейчас. Перестаньте тратить столь важный и настоящий момент на беспокойства и сожаления и не откладывайте дела на завтра. Сегодняшний день, возможно, самый драгоценный подарок, который приготовила вам судьба. Не дайте ему "испортиться". Не позволяйте ему заполниться отрицательными эмоциями: чувством раздражения, одиночества, грусти, апатии, зарядите себя энтузиазмом. Согласитесь, что этот день потенциально наполнен успехом, счастьем, любовью и радостью. Всё это будет сегодня.

Что толку думать о будущем - ведь оно наступает каждую секунду:)

Прошлое не имеет значения, найди себя в настоящем и будешь править в будущем.

Мы пьём чай, мы слушаем новости, мы ходим на работу, мы плоть от плоти сегодняшнего дня, пропахшего историей и страшащегося будущего.

Чем чаще оглядываешься на прошлое, тем больше лишаешь себя жить в настоящем, и мечтать о будущем.

Поучающие бесподобные фразы о настоящем

Нельзя печалиться всю жизнь и слёзы горько лить. Что унесло рекой судьбы, назад не возвратить. Мгновенье каждое цени, люби и будешь рад! Прекрасен настоящим день, зачем смотреть назад?

Так как будущего у них не было, то жили они сегодняшним днём.

Нынешний мир слишком грязен для деликатных и благородных людей.

Полоса неудач будет длится до тех пор, пока ты будешь считать, что лучшее позади и всё ужасно. Сложно разглядеть, что перед тобой, когда голова всё время повёрнута назад!

Несколько дней, горсть минут - вот они, и это настоящее, наше с вами настоящее, которое мы зачастую упускаем, предпочитая вспоминать или загадывать. Прошлое уже закончилось, каким бы подробным оно ни казалось, а будущее еще не начиналось - и, пожалуй, никогда и не начнётся.

Настоящая забота о будущем состоит в том, чтобы отдать всё настоящему.

Прошлое не важно. Настоящее несущественно. Будущее не определено.

Нельзя цепляться за мечты и сны, забывая о настоящем, забывая о своей жизни.

Лучше всего забыть о прошлом и не искать его в бесконечном море настоящего.

Затеяв настоящего с прошлым, мы обнаружим, что потеряли будущее.

Стремление каждого - узнать, кто ты на самом деле, но ответ на этот вопрос кроется в настоящем, а не в прошлом.

Провозглашай прошлое, определяй настоящее, предсказывай будущее.

Пользуйтесь настоящими удовольствиями так, чтобы не повредить будущим.

Простая рассеянность или очевидное расстройство здоровья? Можем ли мы справиться со своей забывчивостью сами или стоит обратиться за помощью к специалистам?

У нарушений памяти может быть много причин. Наиболее сложные случаи связаны с неврологическими расстройствами. «И прежде всего с болезнью Альцгеймера, - рассказывает невролог Владимир Захаров. - Лишь в начальной стадии этого неизлечимого заболевания мы можем облегчить жизнь больных. Мы сохраняем их память с помощью трансмиттеров, препаратов, восполняющих недостаток ацетилхолина, вещества, при помощи которого информация передается от клетки к клетке. Другая распространенная причина забывчивости - сосудистое слабоумие. Оно развивается стремительно, и в этом случае память помогают сохранить препараты, нормализующие мозговое кровообращение».

Необходимо отличать эти серьезные нарушения от простой забывчивости, которая может быть вызвана стрессом, депрессией или давними травматическими переживаниями. И в этих случаях улучшить память вполне возможно. «Если, забыв фамилию актера, вы вспоминаете ее, услышав его имя, значит, нарушение не носит системного характера. В этом случае можно обратиться к психологу», - говорит Владимир Захаров.

Психологические причины

«Забывчивость нередко возникает в тот момент, когда у человека нарушается связь с самим собой, он перестает слышать свой внутренний голос, а жизнь воспринимает как трудное испытание, - уточняет психоаналитик Ксения Корбут. - Забвение оказывается спасительным выходом, правда, лишь на короткое время». Психодраматические тренинги, работа с психотерапевтом помогают внести ясность в отношения с собой и со своей семейной историей.

С точки зрения психоанализа

Все, что мы пережили когда-то, все, что вызывает у нас чувство дискомфорта, тревоги, страха, мы вытесняем в наше бессознательное. «Так действует один из способов психологической защиты, - поясняет Ксения Корбут. - «Забывая», мы избавляемся от амбивалентности своих чувств, защищаемся от негативных переживаний - словом, на время забываем о том, что вызывает душевную боль. Но одновременно отдаляемся от самих себя, ведь причина наших страданий остается неизменной».

«Я не мог вспомнить, сколько мне лет»

Николай, 51 год, сотрудник Министерства культуры

«Последние несколько лет я то и дело что-нибудь забываю. Например, мне что-то нужно найти в кабинете. Но, пока я туда иду, забываю, за чем шел. По долгу службы мне приходится вести много переговоров с самыми разными людьми. И зачастую я напрочь забываю наши предварительные договоренности. Какой-то внезапный провал, пелена… Такое происходит со мной все чаще, и это становится просто невыносимо. А на днях случилось нечто уже совсем из ряда вон: я не смог вспомнить, сколько мне лет! Все это здорово отравляет мне жизнь».

Все, что хранится в нашем бессознательном, периодически прорывается в символической форме, в виде сюжетных снов, ошибочных действий (описок, оговорок), провалов в памяти. 32-летний Александр постоянно забывает или теряет ключи от своей квартиры. Он рос в авторитарной семье, и родители очень рано дали понять, что ему нет места в их доме. С 18 лет Александр живет самостоятельно. Казалось бы, он забыл о пережитом в детстве, и беспокоит его, пожалуй, лишь такая странная забывчивость.

«Отверженность - сильное разрушающее чувство, с ним трудно совладать, - комментирует Ксения Корбут. - Неосознанно забывая ключи, Александр все еще пытается освободиться от этого переживания. Но каждый раз, сталкиваясь с запертой дверью, снова и снова чувствует свою брошенность». Забывание указывает на наличие проблемы, а то, что именно мы забыли, может подсказать, где искать причину страданий. Психоанализ помогает погрузиться в бессознательное, вновь пережить болезненные переживания и так освободиться от них.

Что делать?

Выполнять упражнения на развитие внимания

Купите красивую рамку, вставьте в нее лист с каким-нибудь стихотворением и повесьте на видном месте. Ваша цель - учить наизусть одно-два стихотворения в неделю.

Работать с телом

Запишитесь в танцевальную студию: занятия помогут максимально мобилизовать ваши память и внимание.

Не стремиться сделать все

Забывчивые люди часто думают о сотне вещей одновременно. Давайте себе отдохнуть и учитесь перекладывать какие-то дела на окружающих - тогда вам легче будет придерживаться главного.

Играть в ассоциации

Соединять одно представление с другим - прекрасный способ их запоминать. Ищите свои приемы запоминания.

Развивать чувственность

Чем больше включены ваши чувства во время какого-то занятия, тем больше шансов, что связанное с ним хорошо запомнится. Заходите в парфюмерный магазин, чтобы обогащать вашу обонятельную палитру, бросьте курить, чтобы лучше чувствовать вкус, и уделяйте внимание тактильным ощущениям.

Главные жертвы забывчивости - это сами забывающие! Поэтому не относитесь к ним слишком сурово. Если, забыв о договоренности, человек вновь вас подвел и пытается найти причину своей забывчивости, проявите терпимость. Подсказывайте, задавайте наводящие вопросы, относящиеся к конкретной ситуации. Именно так поступает психотерапевт во время сеанса. Помогайте вашему забывчивому близкому тренировать память: вместо того чтобы трижды повторять одно и то же, спросите его, помнит ли он то, что вы только что сказали. Такие «проверки» будут способствовать его большей сосредоточенности.

Каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос, как меняются интеллект и память к пожилому возрасту, возможно ли распознать первые признаки их ухудшения у близких и что нужно сделать, чтобы отсрочить их ухудшение.

Вы забываете, куда положили ключи, не можете вспомнить, зачем пришли в комнату, а нужное имя вдруг выпадает из вашей памяти? Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы памяти» на события и имена, названия. Но после отдыха, отпуска память у здорового человека восстанавливается. Если же после отдыха вы не замечаете улучшений или симптомы прогрессируют, — это повод обратиться к врачу.

Чаще всего эта болезнь проявляется у пожилых людей после 60 лет, но встречается и у молодых.

Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?

Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни. Стоит избегать переутомления, стрессов, не забывать об отдыхе, физических упражнениях, больше проводить времени на свежем воздухе, соблюдать сбалансированное питание.

Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей — закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив первые признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, их родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, рискуя пропустить симптомы такого грозного заболевания, как болезнь Альцгеймера, в итоге попадая к врачу уже на поздних этапах развития заболевания.


iStock

Признаки болезни Альцгеймера

Итак, на что необходимо обратить внимание, если у Вас есть пожилые родственники, или, возможно, Вы сами уже разменяли шестой десяток:

1. Снижение кратковременной памяти. Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти все сложнее удается запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду, или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати и т. д. Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включенный свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на этом этапе не утрачена.

2. Ухудшение концентрации внимания. Становится все сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд/.

Закономерно, что с появлением первых двух пунктов, приходят и следующие.

3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения. Мы все неоднократно наблюдали, как бабушки и дедушки неумело пытаются освоить современную технику, запомнить «модные» слова. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то дается с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится еще более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Таких пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счет снижения памяти, так и за счет ухудшения концентрации внимания.

4. Утрата ранее приобретенных навыков. То, что ранее получалось легко и просто, теперь превращается в сложный и мучительный процесс. Так, больной может мучительно вспоминать, как приготовить омлет на завтрак, или как загрузить белье в стиральную машинку. Он может путать последовательность действий, а какие-то вообще пропускать.

5. Обеднение эмоций и словарного запаса. Речь становится менее богатой и эмоционально окрашенной. Сложные понятия и выражения пациент подменяет простыми, а длинные предложения заменяет короткими. При этом снижается способность к экспрессивному выражению эмоций, мимика становится бедной, лицо может напоминать маску. Снижается также скорость речи, а отдельные слова вовсе выпадают из памяти. В этом случае пациент может пытаться описать понятие или предмет, название которого он забыл. Например, если речь идет о тонометре: «Такой предмет, которым давление меряют». Т. е. он помнит о назначении прибора, но не в состоянии вспомнить само слово.

6. Очень важный признак — нарушение моторно-пространственных навыков , а именно, снижение способности ориентироваться на местности, выполнять какие-то простые действия, требующие участия мелкой моторики, замедление действий по темпу. Пациенты легко могут заблудиться даже в хорошо знакомом месте, не находят свои этаж и квартиру, начинают медленно одеваться и раздеваться. Процесс застегивания пуговиц, молний значительно удлиняется. Зачастую вещи оказываются застегнутыми неправильно, либо надетыми наизнанку. Частично утратив пространственное восприятие, больным сложно определить расстояние до предметов, высоту, глубину. Походка становится неуверенной, медленной, а движение скованными.

Что делать?

Если вы заметили вышеперечисленные признаки у себя или у близких — не откладывайте визит к врачу. Это может быть невролог, терапевт, психиатр или гериатр — специалист, который занимается болезнями, связанными со старостью. Пациенту будет предложено пройти когнитивные тесты, возможна так же магнитно-резонансная томография. Только после этого врач сможет поставить окончательный диагноз.

Кирилл Архангельский, врач-эксперт, заместитель главного врача по медицинской части, «СМ-Клиника"

КТО ЗАБЫВАЕТ О ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Теперь, наконец, мы можем точно указать, что так раздражает ACT в притязаниях социологии социального на объяснение асимметрий с целью остаться верными главной интуиции своей науки: они неосуществимы. Либо слово «социальный» обозначает локальные взаимодействия лицом-к-лицу, слишком быстротечные для объяснения с их помощью асимметрий, либо это магическое заклинание, обращенное к тавтологическим силам, но «социологи социального» никогда не готовы платить за это полную цену-цену груза-объекта.

Социальные объяснения рискуют скрыть от понимания то, что они должны раскрывать, ибо слишком часто остаются «без объекта». Большинство социологов в своих исследованиях рассматривают социальный мир как без-объектный,- и даже несмотря на то, что в повседневной рутине их, как и всех нас, могут озадачивать постоянное партнерство, непрекращающаяся близость, закоренелая дружба, страстная любовь, тесная привязанность приматов и объектов на протяжении последнего миллиона лет. Устанавливая критерии контроля качества исследований, проводимых в рамках ACT, мы должны очень тщательно проверять, объясняются ли власть и господство с привлечением множества объектов, которым приписывается главная роль, и переносятся ли они (власть и господство) эмпирически наблюдаемыми средствами. И мы не удовлетворимся, если власть и господство сами по себе окажутся таинственным вместилищем того, что приводит в движение множество участников действия.

Следовать за социальными связями даже когда они плетут свой путь через не-социальные объекты, может быть сложно по той причине, что теории здесь нечего делать. За потребностью социологов непрестанно патрулировать границу, отделяющую «символическую» сферу от «природной», кроются серьезные мотивы, а именно то, что это хороший,- а в действительности плохой - полемический аргумент. Выделив себе небольшую нишу, они уже в начале XIX века оставили вещи и объекты ученым и инженерам. Единственным способом отстоять для себя немного автономии было покинуть просторные территории, от которых они отказались, но крепко держаться за отданный им сокращающийся участок: «значение» - «символ» - «интенция» - «язык». Когда велосипед ударяется о камень, это не социальное явление. Но если велосипедист едет на знак «стоп», оно становится социальным. Когда на телефон устанавливается новое наборное поле, это не социальное явление. Но когда обсуждается цвет телефонных аппаратов, это уже социальное явление, потому что здесь, как говорят дизайнеры, присутствует «человеческое измерение». Когда молоток забивает гвоздь, в этом нет ничего социального. Но когда изображение молотка скрещивается с изображением серпа, молоток переводит в социальную сферу, поскольку включается в «символический порядок». Таким образом, каждый объект разделился надвое, причем ученые и инженеры взяли себе большую часть - действенность, причинность, материальные связи, оставив лишь крохи специалистам по «социальному» или «человеческому» измерению. Поэтому всякий намек сторонников ACT на «власть объектов» над социальными отношениями для социологов социального - болезненное напоминание о притязании других, «более научных», разделов на их независимость, не говоря уже о денежных грантах, и на те территории, свободно разгуливать по которым им уже не разрешается.

Но междисциплинарная полемика не приносит хороших идей, а лишь возводит баррикады, используя для этого любую рухлядь, какая есть под руками. Когда какое-либо положение дел расщепляется на материальный компонент и прибавленный к нему в качестве аппендикса социальный, ясно одно: это искусственное разделение, навязанное междисциплинарными дебатами, а не порожденное эмпирической необходимостью. Это просто означает, что большинство данных потеряно, что коллективное действие не отслеживалось. «Быть одновременно и материальным, и социальным» - это не способ существования объектов, это всего лишь способ искусственного разрезания объектов, делающий их специфическую силу предельно таинственной.

Справедливости ради следует сказать, что не только социологи в полемике ухватились за одну метафизику, выбрав ее из многих. Их «дорогие коллеги» из других, точных, наук тоже пытались утверждать, что у всех материальных объектов лишь «один способ» действовать, который сводится к «причинной детерминации» движения других материальных объектов. Как мы увидим в следующей главе, они отвели социальному только одну роль - проводника, без искажений «доставляющего» груз материальной причинности. Когда социальной сфере отводится столь жалкая роль, велик соблазн реактивно превратить материю в простого проводника, без деформаций «переносящего» или «отражающего» силу общества. Как это обычно бывает в междисциплинарной полемике, глупость порождает глупость. Чтобы избежать угрозы технического детерминизма, соблазнительно твердо встать на защиту детерминизма социального, который, в свою очередь, доходит до таких крайностей (паровой двигатель, к примеру, превращается в «простое отражение» «английского капитализма»), что даже самый свободомыслящий инженер превращается в ярого технического детерминиста и, стуча кулаком по столу, воинственно вопит о «весомости материальных ограничений». Единственный результат такого поведения инженера состоит в том, что оно заставляет даже умеренного социолога еще более страстно отстаивать значимость некоего «дискурсивного измерения».

Подобные дискуссии сомнительны, потому что выбор между этими позициями нереалистичен. Неправдоподобно, чтобы миллионы участников наших действий включались в социальные отношения в трех - и только в трех - модусах существования: «материальной инфраструктуры», «детерминирующей» социальные отношения, - как в марксистских типах материализма; «зеркала», просто «отражающего» социальные различия,- как в критической социологии Пьера Бурдье; или задника сцены, на которой человеческие социальные акторы играют главные роли,- как в интеракционизме Ирвина Гоффмана. Ни один из этих видов включения объектов в коллективность, конечно, нельзя назвать неправомерным, но все это только примитивные способы упаковки узла связей, образующих коллектив. Ни одного из этих способов не достаточно для описания множественных переплетений человеческих и не-человеческих акторов.

Не слишком помогли бы тут и разговоры о «материальной культуре», поскольку в этом случае объекты оказались бы просто связанными один с другим, образовав гомогенный слой, то есть еще менее подходящую конфигурацию, чем та, что изображает людей связанными друг с другом социальными отношениями. Объекты никогда не собираются вместе, образуя некую иную сферу (в этом случае они не были ни сильными, ни слабыми), просто «отражая» социальные ценности или присутствуя как простая декорация. Их действие, без сомнения, гораздо разнообразнее, влияние повсеместно, последствия их действия гораздо неопределеннее, их присутствие гораздо распределеннее, чем предписывают им эти урезанные репертуары. Лучшее доказательство этой множественности даст внимательный взгляд на то, что реально делают объекты в текстах упомянутых выше авторов: они раскрывают множество способов, посредством которых объекты действуют, отличных от тех, которые им приписывает авторская философия материи. Даже в качестве текстуальных реалий объекты обходят своих создателей, проводники превращаются в посредников. Но для того, чтобы мы могли усвоить этот урок, поле исследования должно быть с самого начала широко открыто, а оно не может быть открыто, если различие между человеческим действием и материальной каузальностью утверждается также категорично, как картезианское различие между мышлением и материей (res extensa и res cogitans) - доказательство научной, моральной и теологической добродетели. Но даже Декарт оставил между ними тонкую связующую нить шишковидной железы, а социологи социального обрезали и ее.

Однако есть и еще более важное основание решительно отвергнуть ту роль, которую отводит объектам социология социального: эта роль лишает ссылки на властные отношения и социальное неравенство какого бы то ни было реального смысла. Отодвигая в сторону практические средства, то есть посредников, благодаря которым производятся инерция, продолжительность, асимметрия, протяженность, господство, и объединяя все эти разнообразные средства в бессильную силу социальной инерции, социологи, беспечно пользующиеся социальными объяснениями, скрывают реальные причины социального неравенства. И если где-нибудь смешение причины и следствия порождает гигантское расхождение, то именно в этом сплаве и именно тогда, когда необходимо дать объяснение головокружительному эффекту господства. Конечно, ссылки на «социальное господство» могут быть удобны в качестве кода, но слишком соблазнительно пользоваться властью, вместо того чтобы ее объяснять, и именно в этом проблема большинства «социальных объяснителей»: не собственная ли жажда власти просвечивает в поиске сильных объяснений (powerful explanations)? Если, как говорят, абсолютная власть развращает абсолютно, то бесплатное использование понятия «власть» столь многими критическими теоретиками абсолютно их развратило, или, по крайней мере, сделало их дисциплину лишней, а их политику - бессильной. Подобно «снотворному действию опиума», высмеянному Мольером, «власть» не только повергает исследователей в спячку, что само по себе и не так важно, она пытается обратить в бесчувствие и акторов, а это - политическое преступление. Эта рационалистская, модернистская, позитивистская наука вынашивает в своем лоне самый допотопный и магический фантом: самопорождающееся, самообъясняющееся общество. Доступный изучению и изменению арсенал средств достижения власти социология, и особенно критическая социология, слишком часто подменяет невидимым, неподвижным и однородным миром власти «для себя». В социологии сильные объяснения нужно выявлять и находить им противовес.

Итак, прямо на дверях социологов социального надо повесить обвинение в том, что они забыли о «властных отношениях» и «социальном неравенстве». И социологи ассоциаций, если они хотят наследовать старую, почитаемую и вполне обоснованную интуицию социальной науки о неравномерном распределении власти, тоже должны объяснить, каким образом и какими такими особыми средствами господство становится столь действенным. Вполне понятно, что это для них единственный способ превратить господство в поддающееся изменению. Но для того, чтобы это сделать, надо признать четвертую неопределенность, открыть четвертую банку с червями,-а это ящик Пандоры.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх