Эссе моя педагогическая философия воспитатель. Эссе воспитателя детского сада «Моя педагогическая философия»

Эссе воспитателя МБДОУ №5 «Белочка» г. Асино Томской области Вологузовой С. В. на тему «Моя педагогическая философия»

«Я выбрала профессию такую,

Что лучше мне на свете не найти.

И с каждым годом убеждаюсь,

Что я иду по верному пути!»

Возможно ли, что человеку при рождении начертана его судьба, выбор профессии и весь жизненный путь? Каждый из нас в определенное время задумывается над этим, задавая вопрос - Куда пойти учиться? Ведь от этого зависит, кто ты будешь в жизни - «тлеющий фитилек» или «вечно горящий огонек», щедро отдающий тепло своих знаний, опыта и любви другими, не требующим при этом ничего взамен.

Правильный выбранный жизненный путь, а значит и профессия, доставляет радость мне и тем, кого ежедневно вижу на рабочем месте - малышам, коллегам, родителям. Главное, когда задаешь себе этот вопрос, рядом были прекрасные родители и понимающие педагоги, умеющие не навязывать свою точку зрения, а мягко посоветовать, тем самым помогая сделать шаг во взрослый мир жизни!

Мне в жизни повезло. Еще в детстве твердо знала, что буду воспитателем, потому, что меня окружали любящие родители и талантливые педагоги, на которых хотелось быть похожей. В школьные годы с девочками играли в «школу», «детский сад». Усаживали кукол и учили их читать и писать, а после уроков укладывали спать. Из тетрадей делали журнал успеваемости и ставили оценки. Перед глазами был пример беззаветного служения детям, своей профессии: моя мама - педагог, более 40 лет своей жизни посвятила она детям, своим ученикам, «сеяла доброе, вечное, мудрое», отдавая частичку своего сердца, своей души, учила ребят русскому языку и литературе. Томское педагогическое училище дало возможность осуществить свою мечту, получила специальность «воспитатель дошкольного учреждения», а вместе с дипломом не только теоретические, но и первоначальные практические знания.

Прошло уже почти 30 лет, и дня не усомнилась я в выборе своей профессии. Чтобы я делала без детских горящих глаз, детского смеха, без ста вопросов «почему»?

Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, любят, ценят, в который я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. Душа ребёнка - это моя душа! Я радуюсь и огорчаюсь, смеюсь и переживаю вместе с ним.

Ребёнок - это маленький росток

Его мы любим, холим и лелеем!

Ребёнок - это маленький цветок

Я всей душой его согрею!

Именно профессия воспитателя даёт волю буре чувств и эмоций, почву для размышления, творчества. Она многогранна: я и художник, и артист, и режиссёр, «инженер детских душ» и вторая мама. Мне всегда хочется стать для своих малышей самым близким другом, отдать все свои знания и умения, помочь увидеть прекрасное, почувствовать, поговорить по душам. Ведь самая большая ценность - это дети, во имя чего мы живём!

Воспитателю открыт главный ларец - ларец с детскими сердцами, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний. И как сложится судьба ребёнка, во многом зависит от воспитателя: его умения посеять семена любви, добра, уважения, человечности.

Я считаю, что воспитатель - это не профессия. Воспитатель - это состояние души!

Что значит, быть воспитателем? - Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность, любить.

К. Гельвеций сказал: «Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».

Роль воспитателей в формировании детей очень велика, ведь именно благодаря воспитателю ребенок впервые знакомиться с социумом, проявляет себя в командной деятельности и, конечно же, развивается как личность. Как известно, у родителей зачастую нет времени прививать простые истины своему чаду, учить его азам хороших манер и объяснять что такое хорошо, а что такое плохо, вот тут-то как раз и приходят на помощь отзывчивые воспитатели. Доброе и яркое детство малышам обеспечивают педагогически подкованные, мудрые и терпеливые профессионалы своего дела.

Профессия воспитателя одна из наиболее важных в жизни современного общества. Быть воспитателем - это значит снова и снова переживать детство, удивляться, радоваться, как в первый раз чему - то новому и неизведанному.

"Быть воспитателем - это призвание. Это значит хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужны помощь и поддержка, быть интересным для него постоянно и принимать его таким, какой он есть.

Быть воспитателем - это ответственность. Это значит видеть неповторимость каждого ребенка, осознавать, что в ваших руках его жизнь и его душа, беречь их и стараться делать все, чтобы его детство было содержательным и радостным, потому что от того, как пройдет детство человека, зависит вся его дальнейшая взрослая жизнь.

Быть воспитателем - это радость. Это значит видеть, как растет малыш, как с каждым годом он все больше может понять и сделать, ощущать его привязанность и доверие и отдавать ему бескорыстно свою любовь."

Быть воспитателем - это талант и высокий профессионализм.

Конечно, добрым должен быть!

Любить детей, любить ученье,

Свою профессию любить!

Каким быть должен воспитатель?

Конечно, щедрым должен быть,

Всего себя без сожаленья

Он должен детям подарить!

Основными качествами своей профессии считаю именно любовь и доброту. В работе на первом плане - «простое человеческое»: помочь, подбодрить, увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, просто поговорить по душам.

Я хочу, чтобы каждое утро начиналось с улыбки ребенка, каждый день открывал мне и моим воспитанникам новые возможности, дарил незабываемые впечатления от общения друг с другом.

С моей точки зрения, воспитатель - это добрый, верный друг, тот, к кому можно обратиться за помощью. Я очень верю, что мои воспитанники станут счастливыми и их мир детства рядом со мной будет красивым и игривым, чистым и нежным.

Я очень люблю свою работу, и считаю профессию воспитателя лучшей для женщины. Ведь главное качество женщины - материнство. И я по-матерински стараюсь окружать детей заботой лаской и вниманием. В ответ от детей получаю новый заряд позитива, творчества, массу положительных эмоций. Рядом с детьми ощущаешь себя всегда молодой, живой и энергичной.

Искусство быть воспитателем в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту.

Моя профессия - воспитатель детского сада. Свою профессию я выбрала по велению сердца. Всё больше и больше убеждаюсь в правоте слов римского историка Саллюстия: «Каждый человек - творец своей судьбы» и я творю свою судьбу сама. Моим вторым домом стала планета под названием Детский сад.

Есть прекрасная древняя мудрость высказанная Сократом: «Все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач».

Теперь, когда за плечами есть определенный педагогический опыт могу сказать, что эту мудрость я могу взять за основу своей педагогической философии. Вы спросите почему? Вдумайтесь, как тесно они взаимосвязаны между собой? К каждой их этих профессий можно применить девиз: «НЕ НАВРЕДИ! » «Не навреди - Педагог». Педагог, не искалечь ранимую, неокрепшую детскую душу! Ко мне ребенок идет с чувством доверия, которое никак нельзя не оправдать! И важно здесь - доброе ласковое слово, терпение, взаимопонимание, чтобы можно было с уверенностью сказать: «Этот ребенок смотрит на мир глазами доброты, любви и сострадания». А значит, он не пройдет мимо пожилого человека, сломанного дерева, плачущего малыша. И полученные знания он передаст своему сыну или дочке. А значит, не прервется цепочка добро на Земле. И в этом будет моя заслуга! »

«Не навреди - Судья». Педагог - Судья, принимающий правильное решение в конфликтных ситуациях, которые ежедневно происходят с детьми, детьми и родителями, детьми и педагогами. Судья, дающий возможность найти правильное решение из создавшейся ситуации, что бы вынести не карающий вердикт, положив на чашу Судьбы вечные конфликты отцов и детей, а уравновесить эти весы с помощью примирения и взаимопонимания.

«Не навреди - Врач». Педагог - Врач, лечащий без микстур, таблеток и уколов. Он не может наложить повязку на «обожженную» детскую душу. Целительный бальзам - это ласковое, правильно подобранное в данный момент слово, добрый взгляд, улыбка, одобрение и поддержка детей, а может просто взять и прижать малыша к себе, почувствовать его теплые ладошки, и сказать ему, что он самый лучший и любимый на всем белом свете Человечек!

Правильно сказал поэт В. Шефнер: «Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести…. »

Засиживаясь вечерами за разработками программ, конспектов, изучая новые методические пособия, внедряя в жизнь федеральные государственные образовательные стандарты, вижу, как в окно заглядывают звезды и сверкают своим манящим светом. Они как маленькие дети притягивают к себе и не отпускают. А может это правда мои маленькие звездочки, которых уже выпустила в большую жизнь, наполнив их души теплом, лаской, любовью, состраданием, радостью, пониманием? А сейчас они заглядывают в окна к моим малышам и дарят полученную любовь, помогая мне, наполняя Вселенную своим лучистым светом доброты! Звезды как будто слышат, подмигивая мне.

С чувством благодарности и глубокого удовлетворения я завтра вновь с улыбкой на лице зайду к своим непоседам. Расскажу им удивительную сказку о маленьких звездочках, а после будем вместе строить свой сказочный разноцветный мир в песочнице, рисовать замысловатые сюжеты на световом столе, обыгрывать старые сказки на «новый» лад, подбирая сказочным героям свои «запахи» и музыку. И в хороводе детских эмоций буду чувствовать себя настоящим целителем детских душ, парящим где-то высоко в облаках.

И точно знаю, что выйдя за пределы детского сада, встречу улыбающихся родителей и детей, бегущих мне навстречу, услышу слова благодарности, поинтересуюсь успехами детей и попрошу родителей: «Берегите души ваших малышей! Не жалейте ласки и тепла, И любовь вернется к вам сполна! »

Это ли не высшая оценка моего труда и правильность выбранного жизненного пути, начертанного мне Судьбой?

«Настоящая педагогика начинается с любви и

кончается там, где кончается любовь…»

Любовь - начало всех начал на свете, она рождает всё, что в мире есть…

Любовь к профессии воспитатель проснулась у меня уже в детском саду. Я очень любила ходить в детский сад, любила своих воспитателей, которые и привили любовь к профессии. Затем когда пошла в школу наша замечательная учительница так нас к себе расположила, что мы с трепетом ждали новых занятий, каждый раз мы узнавали новое и интересное, что окончательно укрепило в выборе профессии, и для себя я решила обязательно буду воспитателем!

Профессия воспитателя одна из самых важных и значимых в современном обществе. Воспитатель - не просто профессия. Это призвание. Очень трудно не поддаться влиянию и остаться самим собой. Если всем сердцем любишь детский смех, детскую речь, непосредственность, если чувствуешь в себе море творческого потенциала, не надо отказывать себе в удовольствии - быть педагогом!

Быть в профессии невозможно без любви к делу своей жизни, к тем, кого ты воспитываешь. Я вспоминаю слова заведующей Валентины Александровны когда пришла устраиваться на работу, которая говорила мне: «Детей нужно любить! А вы любите детей?». Эти слова живут в моём сердце на протяжении 7 лет, они звучат во мне. Каждый день, спеша в детский сад к моим малышам, чувствую, насколько эти слова правдивы. Люблю свою работу, я рада, что когда - то сделала правильный выбор и ни на миг не пожалела, хотя родители настаивали на другой профессии. Воспитатель – это созидатель, творец, ему открыт главный ларец – ларец с детскими сердцами, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью.

Я - воспитатель. В наше время модно говорить о развитии, а я хочу сказать о воспитании. Развить можно промышленность, торговлю, тело. Воспитать можно только человека. Значит, в моих руках судьба ребёнка, который может стать Человеком, Личностью. Значит, от меня во многом зависит, по какой дороге пойдет в будущее маленький человечек. Это очень почётно и ответственно. Я должна соответствовать своему предназначению. Поэтому я каждый день воспитываю в первую очередь себя. Я учусь преодолевать сомнения, трудности, уныние. Я учусь верить в себя и учу верить в себя своих маленьких друзей.

Этой профессией невозможно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда.

Ребёнок – это чистый лист, написать на котором можно многое, но исправить написанное возможно далеко не всегда. Я работаю воспитателем и понимаю, как важно показать детям светлую сторону жизни, защитить их от житейских бурь.

Современная педагогика динамично развивается: меняется система образования, вводятся новые требования к воспитателю, активно внедряются современные технологии.…Но основная цель воспитания остаётся неизменной – формирование гармонично развитой личности.

А без любви к детям, эту самую личность не воспитать.

Детей нужно любить, некоторые педагоги со мной не согласятся. Одни скажут: «Достаточно уважения», другие добавят: «Достаточно заботы», но я считаю, пока не отдашь этим малышам своё сердце, взамен ничего не получишь. Ведь детей нельзя обмануть, они видят меня «насквозь», эти маленькие «рентгенчики». Всё замечают: настроение, причёску, одежду, макияж. Спрашивают: «Света, почему ты сегодня не так накрасила глаза!», утвердительно говорят: «Пойдем с мамой на базар. Куплю себе кофточку. Как у тебя!», и таких «почему», и «как», великое множество.

Приходя на работу я встречаю своих маленьких птенчиков. Они еще многое не умеют, но стараются. И день, за днем у моих птенчиков появляется интерес, доверие. Мы каждый день узнаем что-то новое интересное, пополняя свой багаж знаниями. А какие у них глаза, они на тебя смотрят, ловя каждое слово, у них не сразу все получается, но когда результат задуманный радует, как горят их глазки, какие они гордые, что у них получилось все!

И как не любить этих замечательных малышей, когда они утром садятся ко мне на колени, заглядывают в глаза и рассказывают только мне, на ушко самое сокровенное.

В своей деятельности я руководствуюсь тем, что ребёнок легко учится тогда, когда не замечает того, что его учат. Стараюсь быть нужной для детей, и если они спрашивают: «Ты сегодня у нас целый день?», это говорит о многом, значит, хотят услышать от меня новую сказку, поиграть со мной в любимую игру. Игра помогает сблизиться, раскрыться малоактивному ребёнку. «Давай я буду Волком!»,- эти слова мне кажутся самыми лучшими словами на свете, так как их произнёс всегда молчаливый Глеб.

Разве это не награда, за любовь к профессии? В этом году набрали вторую младшую группу, и так получилось что пришли маленькие сестрички и братики, наших до этого выпускников. Родители были довольны и очень рады т. к мы уже заработали, не побоюсь этого слова авторитет!

Но и мои выпускники не забывают меня. Приводя в школу своего сына они бегут ко мне обнимают меня, рассказывают свои проблемы. Однажды когда дети начали меня все обнимать, подошла бабушка Кристины и спрашивает у меня: «Сегодня их так же забирать 11.30?» А я ей отвечаю: « Я не учитель.» Она в недоумении: « А кто же вы, почему они так вам рады и не отпускают вас? На что я ответила так:Я их вторая мама, я их воспитательница?» И это наверное самое волнительное, самое трогательное для воспитателя».

Любовь порождает любовь. Как хочется, что бы всё, что я делаю, имело продолжение, чтобы мои воспитанники выросли хорошими людьми и внесли в этот наш стремительный, неугомонный, постоянно меняющийся мир - ЛЮБОВЬ!

Свое Эссе хочу закончить замечательным стихотворением.

И выступление своё завершая,

Скажу я вам, коллеги, не тая:

Мне не нужна профессия другая,

Горжусь я тем, что воспитатель я!

Название: Эссе воспитателя детского сада «Моя педагогическая философия»
Номинация:

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №18
Месторасположение: Свердловская обл. Пригородный р-он п. Висим

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»
Конфуций.

Профессия педагога одна из самых важных в настоящее время, в эпоху прогресса научных, технических знаний. Именно педагог, как , пример личности, обладающей ценностными ориентирами, сложившимися идеалами, способный меняться и развиваться вместе с ребенком, должен быть опорой для малыша, который видит мир огромным и необъятным.

В чем состоит философия педагога?

Думаю, что со времен античной Греции мало что изменилось. Тогда педагогом назывался раб, водящий ребенка в школу. Сейчас нет рабов, но любой педагог согласится с тем, что это не просто работа. График работы педагога зависит не от установленной нормы, а от потребностей его воспитанников. Ведь если проблема возникает у ребенка или его родителей и им нужна помощь, какой воспитатель сможет отказать в ней, ссылаясь на то, что его рабочий день закончился? Думаю, таких не найдется. , это форма поведения, приверженность этическим и нравственным нормам. . И до сих пор, основная задача педагога – вести ребенка к его цели, быть рядом с ребенком, поддерживать его на пути к цели, ненавязчиво направлять, позволяя ему пройти свой собственный путь.

Почему я стала педагогом?

Мне кажется, вся моя жизнь постепенно вела меня к этому. Мне ни разу в жизни не довелось встретить плохого педагога. Я вспоминаю своих учителей с огромным уважением. Они стали самыми запоминающимися людьми в моей жизни. Они позволяли на своих уроках не говорить прописные истины, которые всем известны и правильны, но рассуждать, иметь свою точку зрения и возможность доказать ее. Они научили меня мыслить, и не только в рамках предмета, но и в практических, жизненных ситуациях. Уже тогда мне хотелось связать свою жизнь с педагогической деятельностью.

Став воспитателем, я понимаю, что впереди еще много работы.

Необходимо настойчиво и последовательно овладевать педагогическим искусством, изучать психологию детей, предугадывать и предупреждать возможные затруднения, принимать во внимание . Всю свою профессиональную жизнь я учусь у детей. Радуюсь с ними каждому дню, удавшемуся событию, открытию, пусть и совсем маленькому в масштабе взрослых людей.

Мой секрет

Мой секрет работы с детьми в том, что я помню себя в их возрасте, знаю, насколько важными были моменты открытий и познания жизни, какими сильными были чувства, будь то радость или обида, насколько неопровержимой была уверенность в собственной правоте. Это помогает мне понимать детей, они чувствуют, что их уважают и понимают, отвечают мне тем же.

В своей работе я преследую цель воспитать у детей самые ценные человеческие качества: эмпатию, нравственность, способность находить решение в любой ситуации, иметь собственное мнение и доказывать его, контактировать с людьми. Детей я стараюсь научить самостоятельности, умению планировать, экспериментировать, рассуждать. Думаю, что главная задача педагога – создать условия для самостоятельного, индивидуального развития ребёнка, формирования личности, способной к саморазвитию, к конструктивным контактам с другими людьми, к осмыслению своих поступков.

Главным критерием того, что я смогла заинтересовать чем-либо ребенка, для меня служит появление у него вопросов, желания узнать больше, получить подробности усвоенной информации.

Свою работу строю под девизом слов П. А. Вяземского «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности, и образования каждого из нас». Именно родной язык дает нам возможность не только обмениваться информацией, но и переосмысливать ее, создавать собственное отношение к ней, поскольку человек может говорить на многих языках, но думает он только на родном языке. Тем не менее, в своей работе ставлю цель воспитать детей, не только хорошо владеющих речью, но и прежде всего здоровых, как психически, так и физически. В осуществлении этой цели помогают родители, привлечение которых в образовательный процесс дает ребенку возможность развиваться непрерывно, не только в детском саду, но и дома. Я стараюсь быть помощником родителям в воспитании их детей, чтобы дать возможность выбрать правильное решение и подход к ребенку.

Кредо

В качестве кредо своей педагогической философии мне хотелось бы использовать слова К. Ушинского «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически». Педагог – это профессия, которая требует саморазвития, изучения теории и применения ее в практической деятельности.

По мнению М. Монтессори, ребенок легко учится тогда, когда не замечает, что его учат, поэтому в своей деятельности я использую в основном игровые технологии.

Я стараюсь, чтобы каждый день был наполнен радостью, открытиями и достижениями детей. И думаю, что пока во мне есть интерес к профессии, детям, желание вместе с ними познавать мир, я могу быть достойным педагогом.

Осознание того, что дети приобрели новые знания, навыки и умения, которые помогут им в жизни, подготовят их к успешному обучению в школе наполняет меня радостью и гордостью за себя и за детей, за свой труд, за призвание педагогов и за то, что я правильно выбрала свой профессиональный путь.

Название:
Номинация: Детский сад, Саморазвитие педагогов дошкольного учреждения

Моё Учительское счастье.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Все мы родом из детства. Все пришли в этот мир, необыкновенный и удивительный.

Из эмоций и переживаний, из первых горьких обид и из первых настоящих побед, как из осколков в калейдоскопе, складывается личность человека. Впереди у каждого свой большой путь. Как его пройти, что оставить после себя людям? Разве есть хоть один человек, который не задумывался над этим вопросом? Глядя на солнце, на бескрайнее зовущее море, на глубокое звездное небо, каждый задавал себе вопрос: кто я, откуда пришел и куда иду, зачем я в этом мире? Сейчас я с гордостью думаю о себе: я – учитель!

Я учитель... Сколько раз повторяю эту фразу! Своим ли друзьям, знакомым, или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места.

Да, я учитель и всегда хотел им быть. Я мечтал стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный.

Что есть учитель? Профессионал, владеющий предметом и методикой его преподавания? Безусловно, но этого слишком мало. Психолог, понимающий ребенка, уважающий его внутренний мир? Конечно, но и этого недостаточно. Знать мало. Нужно любить детей, любить искренне, не по долгу службы.

Учитель – это сеятель. Он призван неустанно сеять, а это значит знать самому, иметь запас знаний, умений и приемов. Взращивать посеянное – значит побуждать к деятельности и познанию, применять, варьируя различные формы обучения и расширять арсенал инструментов познания. При этом нужно желать урожая, а значит верить в силы и способности ученика, расширять его горизонты. Быть интересным, результативным, побуждать к сотрудничеству. Быть готовым к успехам ученика и приближать их.

O Сеять – значит быть понЯтным.

O Взращивать – значит быть внимательным и настойчивым. Учитывать особенности и использовать рациональные методы и приемы.

O Получить всходы – значит, быть пОнятым.

O Взрастить – значит научить верить в свои силы, самостоятельно стремиться к большему.

O Получить плод – значит иметь возможность сотрудничать в реальных делах.

Из века в век Время бесстрашно делило людей на созидателей, разрушителей и созерцателей. Делило, но покорялось, покоряясь первым. Именно они изменили мир вопреки преградам и равнодушию. Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – таков и итог профессионального пути педагога.

Каждый ребенок индивидуален, единичен, и это обстоятельство является причиной моей постоянной неудовлетворенности своим профессионализмом. От ошибки не застрахован никто. Но цена учительской ошибки особенно велика. Профессионализм в любом деле сводит риск до минимума, и педагогика, наверное, не исключение, но в пределах любого минимума остаются детские души. А значит, нет права на ошибку.

И вот здесь на выручку приходит педагогическая интуиция. Вряд ли кто осмелится дать исчерпывающее рациональное объяснение ее природе. Да она и не нуждается в нем. Она способна на многое, потому как корни ее, как мне кажется, в учительской любви к своим ученикам.

Уже более восемнадцати лет работаю учителем, а сформулировать своюпедагогическуюфилософиюкоротко и ясно мне не просто. В основе ее, конечно же, лежит мое отношение к ученикам. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимание. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» – эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу, в эксперименты.

Нахожу новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих. Мне, кажется, что я уже нашел свой «золотой ключик» – это знаменитое «со»: со – трудничество, со – творчество, со – понимание, со – чувствие. Без этих составляющих (учитель – ученик – родитель) невозможно по-настоящему ввести в мир знаний, научить различать добро и зло, разбудить эмоции, душу. А, главное, нет диктата. Вместо него совместный поиск, взаимоуважение. И тогда урок становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим. Он всегда разный, в нем нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Это всегда живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. Самые лучшие уроки, когда мои воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения.

Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока. Я снова вхожу в класс и вижу десятки глаз своих учеников, следящих за мной, не умеющих прощать равнодушия и лжи. Как библейская истина звучат для меня слова, сказанные В.О. Кольцовым: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь».

Мне повезло: я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый поучительный предмет, который нельзя не знать и не любить. «Чтобы полноценно жить в этом мире нельзя не знать химию...», «…химия – это не только предмет, с помощью которого мы познаем себя и окружающий нас мир, химия – это источник материалов, которые окружают нас в повседневной жизни…», «…все науки взаимосвязаны и знания одного предмета помогают в изучении другого…», «…наш город называют городом химиков… и не нам ли – новому поколению, знать все о химии, чтобы держать честь города, ведь это наше будущее и думать о нем надо уже сейчас…». Это цитаты из сочинений моих учеников. На своих уроках я учу детей понимать и любить природу, осознавать себя в этом мире, воспитывать себя духовно и нравственно. Я стараюсь передать ученикам свои чувства и мысли. Для меня недостаточно того, что мой ученик совершил добрый поступок, отказался от каких-либо удовольствий ради доброго и вечного, – для меня важно, что он при этом чувствует. Искренне радуется или просто хочет, чтобы его поступок заметили, ждет похвалы?

Я прихожу в школу каждый день. Это моя школа, это большая часть моей жизни. А от жизни не берут выходных. Жизнь может быть нелегка, но от нее нельзя уставать. Я иду в школу с чувством, что там меня ждут единомышленники. И я рад, что для них также как и для меня, познание и развитие стало неотъемлемой частью их жизни и интересов. Многие уже попробовали свои творческие силы, нашли себя, научились быть полезными и протоптали тропинку для других. Я рад, что смог им помочь в этом и приложу все силы, чтобы тропинки, не зарастали, а множились.

Есть притча о царе, которыймечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный,какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот,который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, кто сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моейпедагогическойфилософиии моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок для меня – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня – мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье…

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх