Истинные цели воспитания детей. Метод демонстрации любви

Взрослые уверены, что для своих детей они - непререкаемый авторитет. Родителей порой не переубедить, что его признание (этого авторитета) не «прилагается» к ребенку со дня его рождения.

Все не так просто. Если пытаться воспитывать ребенка, не учитывая его природные желания и потребности, не развивая врожденные склонности, авторитет родителей (в частности, отца) будет шатким, непрочным, имеющим все шансы в один прекрасный момент просто рассыпаться.

А это чревато проблемами: нарастающее взаимное непонимание, трудности в общении, конфликты, обиды, протест ребенка против подавления его природных наклонностей, а то и нечто более страшное - детские депрессии и, не дай бог, .

Авторитет матери для малыша

Маленькие дети нуждаются не в родительском авторитете, а в защите, заботе и любви. Для всех малышей мама является главным гарантом безопасности, и ей не нужно предпринимать специальных усилий, чтобы оставаться непререкаемым авторитетом. Ведь дети привязаны к ней природной любовью.

Так мы устроены, что с самого рождения нам не выжить одним в большом и сложном окружающем мире. Это понятно: мы рождаемся беспомощными, не умеющими ни ходить, ни говорить, ни удовлетворять даже самые примитивные свои потребности. И только она - мама, которая всегда рядом, - может успокоить, защитить, дать еду и любовь. Так что нет ничего удивительного в том, что до определенного возраста малыша авторитет матери превыше всего.

Однако все это не значит, что папа не должен принимать участия в жизни сына или дочки. Должен, еще как! Особенно с тех пор, когда малыш (или малышка) уже подрос и стал более самостоятельным.

Авторитет отца для подрастающего ребенка

Если мамам сегодня живется практически так же, как и прежде (в чем-то легче, в чем-то сложнее, но в целом их роль им понятна), то современным отцам уже не так просто разобраться в себе.

В анальную эпоху развития нашего общества всем все было ясно: отец - глава семьи, воплощение родительского авторитета и достоинства. Иногда это «божество» могло сходить с трона, чтобы раздавать указания домашним.

Сегодня же, в свободолюбивую и демократичную кожную эру, такой авторитет отца несколько дискредитирован: в нынешних семьях папа решает далеко не все, а у ребенка могут быть свои желания и права.

Хорошо это или плохо? Все зависит от конкретного папы, конкретного ребенка и конкретной семьи. Ясно лишь одно: в деле воспитания ребенка (а уж тем более установления родительского авторитета) нельзя быть ни вялым и безответственным, ни жестким и грубым.

Найти свой метод воспитания поможет Юрия Бурлана.

Авторитет отца - и кожный командир

Завоевать свой авторитет родителей в глазах ребенка с кожным вектором будет легко, если знать его природные особенности и им соответствовать. Такие дети и шумны. Они все быстро схватывают, не могут сидеть на месте и обожают активные игры.

Демократизация общественной жизни повлекла за собой крити­ку авторитарной концепции воспитания, предусматривающую подчинение детей воле педагога, родителей. В связи с этим понятие «авторитет», как однокоренное со словом «авторитарность», стало очень редко употребляться. А зря, потому что смысл авторитета не противоречит современным тенденциям гуманизации воспитания.

Авторитет (от лат. autoritas - власть) -влияние какого-либо ли­ца, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Пре­восходство родителей, которые авторитетны для ребенка, опреде­ляется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты. Ощущение жизненной уверенности, о которой говорилось выше, - одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необ­ходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

А.С.Макаренко писал, что для ребенка первых лет жизни «...самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требу­ет никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так ска­зать, простым детским глазом» (Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. -М., 1984.-Т. 4.-С. 66).

Для маленького ребенка каждый взрослый представляет собой естественный авторитет, поскольку в детских глазах он - воплоще­ние силы, могущества, умелости. Это создает у некоторых родите­лей иллюзию, что можно не прилагать особых усилий для поддер­жания своего авторитета. Таких взглядов придерживаются в пер­вую очередь в семьях, где воспитание строится на опеке, диктате. Между тем ребенок-дошкольник уже способен отличить авторитет, основанный лишь на физическом превосходстве (старше, сильнее), от авторитета, выросшего из привязанности и уважения. Любовь, внимание к ребенку, забота о нем - первый «кирпичик» родитель­ского авторитета. Он будет крепнуть в глазах ребенка по мере того, как он «откроет» в родителях их высокие нравственные качества, культуру, эрудицию, интеллектуальную развитость, умелость и многие другие прекрасные качества. Ответственные родители ду­мают о своем авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае не разрушать недостойным поведением.

В семье важно поддерживать авторитет друг друга, помня при этом, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не задумываясь о последствиях, по поводу и без по­вода в присутствии детей высмеивают, оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно часто это делается по отноше­нию к отцу.

Социологические исследования показывают, что многие дети-школьники ставят роль отца на третье, четвертое место при реше­нии таких вопросов, как «С кого бы ты хотел брать пример?», «Кому бы доверил свою тайну?». Мать, братья, дедушки, бабушки, сверстники часто оцениваются как авторитеты выше, чем отец.

Исследования показывают, что мальчики особенно чувствитель­ны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к «вто­ростепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько мень­ше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться да­же на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.

Зачем ребенку отец?

Неожиданный вопрос, верно? Но попробуйте сами на него ответить. Скорее всего, вам будет трудно это описать словами. Отец просто нужен и все. О чем еще говорить?

Но если немножко углубиться в эту тему, то можно выяснить, что женщина может привить ребенку все качества, абсолютно. Но вот дать чувство защиты, силы, уверенности в том, что все в порядке, спокойствия – этого не может дать малышу ни одна мама. Да, в самом нежном возрасте, мама – создает такую ауру, но вот когда малыш взрослеет…

Отец в развитии ребенка играет огромную роль. Хотя исследования отцовства не такие обширные, все же влияние отца на развитие ребенка неоспоримо.

К сожалению, многие отцы, чувствуя свою силу, воспринимают роль отцовства как способ самоутверждения в жизни. Применяя в воспитании ребенка силу, повышение голоса, строгие наказания – они чувствуют свою власть и считают, что именно так они достигают авторитета в семье. Это мнение ошибочно. Такое поведение не допустимо.

Вы чувствуете власть, пока малыш еще не подрос, но придет время и он отплатит вам тем же: грубостью, властью, непослушанием. Это называется совсем не авторитетом. Это авторитарность.

Положительный пример

Вы помните своего отца, когда вы были ребенком? Как он на вас влиял? Что вызывало у вас восхищение? В чем вы хотели быть не него похожим? Ответив на эти вопросы, вы поймете, что авторитет и авторитарность – разные вещи.

Чтобы обрести авторитет нужно работать над собой. Нужно хотеть, чтобы малыш брал с вас пример, подражал вам. Показывайте своим примером, как важно работать над собой. Рассказывайте, чего и как вы добились в жизни. Найдите занятие, которое будет интересно вам и вашему ребенку. Научите его доводить начатое до конца, ставить и достигать цели. У малыша вы сами можете поучиться любознательности и упорству.

Доверие

Главное, ребенок не должен бояться своего отца. Малыш должен вам доверять. Вам не обязательно быть идеальным отцом для этого. У всех есть свои недостатки. Доверяя вам, ребенок чувствует в вас друга. Приказывая ребенку, вы теряете эту связную ниточку.

Роль наставника

Да, быть другом ребенку необходимо, но это не все. Чтобы вас слушались и прислушивались к вашему мнению, этого не достаточно.

Психологи считают, чтобы достичь авторитета в глазах ребенка, нужно быть ему наставником. О положительном примере мы уже говорили. Дальше следуют такие пункты как: меры наказания, разговоры, объяснения, почему так, а не по-другому, выработка у ребенка чувства собственного достоинства.

В роли наставника вы обретаете позицию, при которой вас ребенок уважает, считается с вашим мнением, боится потерять ваше доверие. Это идеальный авторитет. Согласны?

P.S. Скачайте прямо сейчас здесь наше бесплатное руководство “Как выбрать хорошего врача” и избавьте себя от нерадивых диагнозов и неправильного лечения!

Почти все родители сталкиваются с подобной ситуацией, когда их ребенок, чтобы получить желаемое начинает закатывать истерику. Устраивая такого рода бунт, ребенок пытается получить то, что он хочет, несмотря на запреты и всевозможные уговоры. Как обычно родители поступают в такие моменты? Кто-то из родителей начинает идти на поводу у своего ребенка, другие - стараются пресечь своего ребенка на начальной стадии истерики. Но, как правило, такие методы редко срабатывают, вызывая у малыша только сопротивление.

Почему ребенок так начинает себя вести?

Такое поведение естественно для ребенка в возрасте между 1,5 и 3 годами. Ребенок часто становится упрямым, капризным и непослушным. И это абсолютно нормально. Дело в том, что именно в этом возрасте малыш, начинает осознавать себя как личность, начинает понимать значение слова "нет" (другие варианты: "нельзя", "не хочу", "не буду") и упиваются его возможностями. Нередко именно в этом возрасте у малышей бывают истерические приступы. Ребенок как бы "выпускает пар", когда не получает того, что хочет, или у него что-то не выходит. Такие приступы, как мы уже говорили, вполне нормальны в этом возрасте.

Малыш пока не в состоянии контролировать свои эмоции, кроме того, не настолько хорошо говорит, чтобы выразить переполняющие его чувства и желания. В дальнейшем, по мере того, как знания детей об окружающей действительности расширяются, они все реже прибегают к этому испытанному "орудию протеста".

В чем ошибка родителей?

Родители в этом случае часто испытывают сложные чувства: от растерянности и раздражения - до гнева. Они, естественно, не хотят, чтобы их малыш превратился в избалованного, эгоистичного и злого человечка, оставаясь таким и впоследствии. С таким поведением ребенка можно справиться, если своевременно ввести в арсенал воспитательных мер дисциплину и, не идя на поводу у своего ребенка.

Часто родители, особенно мамы, ссылаются на то, что они не являются для своего ребенка авторитетом, что с ребенком может справиться только отец или дедушка с бабушкой. Довольно типичная проблема для многих семей. Родители перекидывают ответственность воспитания ребенка друг на друга. В итоге, им никто не занимается, ребенок предоставлен сам себе.

С моей точки зрения, родители просто не хотят искать общий язык, понимать своего ребенка. Отсюда бессилие и растерянность перед его очередной истерикой. Но ведь кто как ни родители больше всего проводят время со своим ребенком. Найти подход и постараться понять свое чадо - задача каждого родителя.

Куда исчезает авторитет у ребенка к одному из родителей?

Причинами такого пренебрежения со стороны ребенка могут быть:

Когда кто-то из родителей постоянно занят, на работе, и не проводит с малышом достаточно времени . Что происходит в таком случае? Ребенок сам по себе, часто бывает один и со временем, когда он подрастет, замечания им больше не будут восприниматься. Справиться с ним становится очень сложно.

Все мы знаем, что сначала воспитание малыша сводится к совместным играм и занятиям, во время которых малыш познает окружающий мир и некоторые правила поведения. И ребенок начинает осознавать, что мама или папа это тот, кто все знает, всегда защитит, поможет. Если этот период не пройден, ребенок не проводил с родителями достаточно времени, авторитет исчезает. Когда ребенок выходит из-под контроля, наступает момент, когда никто не хочет уступать, искать контакт с ребенком и в ход идет угроза авторитетом другого родителя или воспитателя. Уклоняясь от ответственности за воспитание, родитель уходит в сторону, уступая место более авторитетному.

Вторая причина потери авторитета, это когда родитель идет на поводу у малыша, выполняя его прихоти при первой истерике . Не забывайте, что дети - это отличные психологи и могут очень часто манипулировать взрослыми людьми. В первую очередь они тренируются на своих родителях. Порой дети доводят родителей до предела терпения, тем самым, узнавая границы, до которых можно шалить, требовать свое, истерить. Так малыш осознает рамки своей самостоятельности.

Не стоит давать, покупать, делать то, что малыш хочет, в данную минуту или по первому требованию. Упустив момент в самом начале этих проб, наверстать упущенное уже сложно, но можно.

Как вернуть потерянный авторитет?

Начните больше проводить время с ребенком, занимайтесь, играйте, гуляйте, читайте с ним.

Если малыш начинает истерить, требуя что-то получить, попытайтесь поговорить с ним. Разговаривайте с ребенком на доступном ему языке, почему вы не можете это ему дать сейчас.

Постарайтесь не обращать внимания на плохое поведение ребенка, когда он хочет этим чего-то от вас добиться.

Покажите ребенку, как вы расстроены, выразите словами свое отношение к его плохому поведению. Если вам удастся подобрать правильные слова, то ребенок обязательно поймет, что огорчил вас, и постарается вести себя хорошо.

Если ребенок игнорирует вас, займите его внимание, заинтересуйте тем, что его привлекает.

Будьте рядом, уделите время, когда ему нужна в чем-то ваша помощь или руководство.

Для малыша мама с папой являются центром вселенной и непререкаемым авторитетом. Но когда ребенок идет в школу, его взгляды на мир резко меняются, он начинает прислушиваться к мнению учителя, друзей и одноклассников. Родители ребенка, стремясь вернуть потерянный авторитет и восстановить доверие, часто поступают неправильно. Главной ошибкой родителей, пытающихся вернуть свой авторитет, считается то, что они пытаются давить на ребенка. Существуют различные виды ложного авторитета:

Авторитет воспитания основан на запугивании. Мать и отец не интересуются, что происходит с ребенком и почему он так поступает. При любом неповиновении и высказывании своего мнения они раздражаются, кричат и даже поднимают на ребенка руку. Если во время таких воспитательных бесед ребенок волнуется, замолкает, то взрослый радуется тому, что сумел вызвать своим поведением страх. Ребенок постоянно вынужден лгать и изворачиваться, чтобы избежать очередного наказания.

Авторитет педантизма психологи считают разновидностью авторитета подавления. В этом случае волевые авторитарные родители, руководствуясь самыми добрыми намерениями, жестко контролируют жизнь сына или дочери. Ребенку не приходится самому решать никакие проблемы, он во всем полагается на мнение взрослых. Но, вырастая, большинство детей, стремятся вырваться из-под чрезмерной опеки родителей. И если в это время на их пути встретится тот, кто покажется более авторитетным, ребенок начнет подчиняться этому человеку.

Некоторые родители, много времени проводящие на работе, оставляют детей на попечение бабушек или . Не видя родителей рядом, ребенок постоянно слышит: «Мама сказала, мама не разрешает». Завоевать таким способом родительский авторитет практически невозможно. Ребенок не воспринимает авторитет отсутствующего родителя и не прислушивается к его словам во время редких моментов общения.

Психологи также выделяют такой ложный вид авторитета как авторитет родительского положения. Чаще всего он бывает в семье, где один или оба родителя сумели добиться высокого положения в жизни и материального достатка. Ребенку постоянно рассказывают, каких успехов достигли папа или мама и какими достоинствами они обладают. В этом случае дети, беря пример с родителей, начинают высокомерно относиться к окружающим и хвастаться достатком и положением своей семьи. Со временем дети, растущие в такой семье, увеличивают свои запросы и пренебрежительно относятся к отцу и матери, если те не могут обеспечить все их потребности.

Авторитет назидания создается в том случае, когда родители постоянно читают ребенку нотации по поводу и без повода. Вместо того чтобы просто поговорить с подростком, обсудить его проблему и попытаться вместе найти решение, родители повторяют длинные поучения, вспоминают свою жизнь, показывая себя правильными и непогрешимыми. В этом случае дети озлобляются, пытаются поступать назло, не испытывая к взрослым ни малейшего уважения.

Авторитет демонстративной любви выражается в том, что родители начинают постоянно ласкать и жалеть свое чадо, требуя взамен такого же поведения. Такой «террор любовью» обычно характерен для матерей. Ребенку внушают, что мама все делает для его блага, не жалея себя, его обвиняют в жестокости и непонимании. В этом случае подросток быстро перестает реагировать по демонстративное поведение родительницы и может вырасти циничным и жестоким. В ответ за жалобы и проявления любви он не будет испытывать никаких чувств, кроме презрения.

Если родители подкупают хорошее поведение ребенка обещаниями благ, подарками или деньгами, психологи называют такое поведение авторитетом подкупа. Дети быстро приспосабливаются вести себя так, чтобы получить то, что им хочется. Ребенок знает, что в ответ на какую-то помощь по дому он получит денежное вознаграждение. Иногда маленький шантажист начинает ставить родителям условия: «Если вы не купите мне новый телефон, я уйду из дома».

Самым неподходящим видом родительского авторитета считается авторитет доброты. Придерживающиеся подобного поведения папа и мама позволяют ребенку буквально все, лишь бы только избежать конфликтов. Они изо всей силы стараются показать свою доброту и лояльность. Но в первую очередь такое отношение оборачивается против родителей: дети быстро понимают свою вседозволенность, наглеют и перестают уважать слабовольных взрослых.

Родители должны запомнить для себя важные правила.

  • Родительский авторитет создается многими факторами: климатом в семье, отношениям родителей к другим людям, поступками родителей в различных ситуациях. Чтобы ребенок проявлял к родителям уважение, взрослые сами должны показать пример того, как нужно проявлять к человеку внимание, заботится о нем, уважать его интересы. Очень важно знать вкусы и пристрастия ребенка, разбираться в молодежной культуре и моде. Если родителям не нравятся увлечения ребенка – это не значит, что подросток занимается чем-то нехорошим.
  • В присутствии ребенка никогда не стоит критиковать его друзей, учителей и одноклассников. Детям необходимо доверять, давать им возможность проявлять самостоятельность и выражать свою индивидуальность. Родители всегда должны быть честными со своими детьми. Ребенку нельзя угрожать, категорически запрещать ему что-то, так как именно запретный плод во все времена был наиболее привлекателен.
  • Даже если очень хочется постоянно опекать свое чадо, нужно сдерживать эти порывы. Маленький человек должен учиться быть самостоятельным.
  • Не нужно стесняться попросить прощения у своего ребенка. Ведь взрослым тоже свойственно ошибаться.
  • Детей с раннего возраста нужно привлекать к обсуждению семейных вопросов, связанных с покупкой вещей, меню праздничного стола, планов на праздники.
  • Необходимо формировать у ребенка уважение к труду. Он должен знать, что это уважение измеряется не размером заработанной платы, а важностью выполненной работы.
  • Отличный способ интересно провести время, а заодно укрепить авторитет родителей – это .
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх