Занятие по развитию речи транспорт. Развитие речи

Грачёва Е.А., учитель-логопед.

Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепление словаря и знаний детей по теме “Транспорт”.
  2. Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, подземный, железнодорожный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закрепить знания детей о деталях транспорта.
  3. Знакомство детей с новыми словами (аэродром, космонавт, звездолёт; причал, порт,; вокзал; стеклопластик).

4. Продолжать учить:

Правильно употреблять сравнительную степень прилагательных,

Образовывать прилагательные от существительных,

– образовывать глаголы аффиксальным способом,

Составлять деформированные предложения,

Точному употреблению предлогов

  1. Продолжать обучать детей составлять описательный рассказ по алгоритму (схеме).

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, фонематических процессов (слоговой структуры и слогового анализа)
  2. Логического мышления.
  3. Развитие конструктивного праксиса.
  4. Развитие темпо-ритмических компонентов.
  5. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, направленной воздушной струи.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитание интереса к профессиям на транспорте, уважительного к ним отношения.
  2. Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.

Предварительная работа: проведениепредварительных упражнений по развитию речи и окружающему миру по теме “Транспорт”, разучивание стихотворений по теме, рассматривание книг и иллюстраций по теме, отгадывание загадок, обыгрывание сюжетно-ролевых, настольно-печатных игр по данной теме, упражнения в конструктивном праксисе.

Оборудование: зеркала настольные, картинки с различными видами транспорта, ниткидля обозначения взлётных полос, бумажные самолётики, мягкие модули и карточки со схемами для изготовления моделей самолёта и ракеты, кусок материи изображающий море (реку), модели-оригами яхт, кораблей, пароходов, лодок, скакалки для изображения рельсов, цифры с креплениями для вагонов, небольшие игрушечные машины, трасса для игры “Ехали-ехали”,гаражи, большой игрушечный грузовик, алгоритм-схема описательного рассказа, диск с музыкальными отрывками.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед: Что мы сегодня будем делать?

Дети: Как всегда мы будем стараться,

Внимательно слушать,

Отвечать не бояться.

Психологический настрой.

Если вы будете думать,

Прежде чем ответить,

Тогда вам всё будет будет понятно, дети.

Артикуляционная гимнастика.

Сопряжённое повторение детей с логопедом:

Чтобы говорить чётко и красиво

Чисто и неторопливо,

Нам нужно постараться,

В упражнениях для язычка и губ потренироваться.

Давайте представим, что наш рот – это гараж, губы – ворота гаража, зубы – замок гаража, а язык – это машина.

Покажем, как крепко на замок закрыт гараж (оскал зубов),

Замок на пульте управления открывается и закрывается (зубы в оскале смыкаются и размыкаются).

Открыли гараж и замок, видим в зеркало, там стоит наша машина.

Прежде чем её мы выедем из гаража, нам нужно, что сделать?

Правильно - завести мотор. Заводим – д-д-д-д-д.

Машина выехала из гаража, остановилась (упражнение “Лопаточка”).

Мотор работает – д-д-д-д – ррррррррр.

И поехала по улицам: сначала повернула налево, потом повернула направо и т.д. (язык передвигается из одного уголка губ в другой, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).

На горку … (въехала), вниз … (съехала) и опять … (по3 раза выполняются движения языком вверх к губам, вниз к подбородку, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).

Приехала машина на автозаправочную станцию. Для чего? Чтобы заправиться бензином.

Открываем топливный бак у машины (упражнение “Трубочка”), наливаем туда бензин (втягивание воздуха по свёрнутому желобком языку).

Машина заправлена, можно ехать.

2. Сообщение темы.

Наши язычки были в роли машин, и, наверное, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на занятии?

Да, о транспорте.

Мы будем продолжать учиться разделять его на разные виды, узнаем новые слова, связанные с транспортом, составлять предложения и рассказы о транспорте.

3. Закрепление пройденного материала (воздушный, наземный, подземный, водный, железнодорожный, пассажирский, грузовой, легковой)

Вывешиваются картинки, игра “Найди лишнюю картинку”, объяснить почему.

Лодка, велосипед, теплоход

Трамвай, троллейбус, грузовик

Маршрутное такси, легковая машина, поезд в метро

Самолёт, вертолёт, пароход

Поезд, электричка, лодка

Такси, автобус, поезд

3. Изложение нового материала.

Какую главную работу выполняет транспорт? (Перевозит грузы и пассажиров, а специальный транспорт помогает людям разных профессий). Сегодня нас ждёт путешествие, мы будем передвигаться на воображаемом транспорте.

На доске картинки - самолёт, пароход, поезд, легковая машина

К какому виду транспорта относится самолёт? (К воздушному виду транспорта. Какая профессия нужна для управления самолётом? (Лётчик). Значит, в кого мы сейчас превратимся? (В лётчиков).

Садимся в наши воображаемые самолёты. Заводим моторы (Рррррррр). Расправили крылья, полетели. (Уууууууууу).

Посмотрите как много самолётов? Куда мы прилетели? (На аэродром).

Интересно, на какой именно аэродром мы прибыли? Вы знаете? И я не знаю, вот вижу записку, прочитаем её и, наверное, узнаем, куда мы попали.

Читаю деформированное предложение (Прибыли, московский, на, аэродром, вы)

Выработка силы и направленности воздушной струи.

Выбирайте себе бумажный самолётик. Будем силой воздушной струи отправлять их в полёт, каждый по своей дорожке, т.к. на аэродроме должен быть строгий порядок каждый самолёт взлетает только по своей взлётной полосе. Посмотрим, чей самолётик улетит дальше.

Ребята, вы, наверное, знаете, что существует такая профессия – космонавт. На чём отправляются в космос космонавты? (На ракетах). Правильно. А чтобы добраться до далёких планет и звёзд нужен звездолёт . Как вы думаете, почему он так называется?

Место где стоят ракеты и звездолёты, где их готовят к полёту называется … . Кто знает как? (Космодром).

Конструктивный пракис. Составление объёмной фигуры (мягкие модули) по образцу на карточке.

Сейчас мы разделимся на две команды. Одна команда будет лётчиками и будет строить по образцу самолёт, а другая будет космонавтами и будет строить … (Ракету). Приступаем.

Игра “Закончи предложение)

Будем сравнивать самолёт и ракету.

Самолёт летит высоко, а ракета … (выше).

Самолёт летит быстро, а ракета …

Самолёт летит мощный, а ракета …

Самолёт летит большой, а ракета …

Самолёт летит тяжёлый, а ракета …

Самолёт летит просторный, а ракета …

Самолёт летит длинный, а ракета …

Самолёт летит далеко, а ракета …

Посмотрим на доску. Назовите следующий вид транспорта. (Пароход). К какому виду транспорта он относится? (К водному). Кто плавает, работает на корабле? (Моряки). Кто самый главный на корабле? (Капитан).

У корабля есть основные части - нос, корма, борта. Давайте все вместе изобразим корабль, я буду капитаном.

Если я скажу лево руля, что нужно делать? (Повернуть налево). - Если я скажу право руля, что нужно делать? (Повернуть направо). Если скажу - полный вперёд, что нужно делать? (Плыть вперёд). Пароход отправляется. Подаём сигнал, гудим (Ууууууу).

На полу кусок голубой материи, изображающий реку, “причал” с двумя лодочками, далее “порт” с бумажными яхтами, пароходами, лодками.

Мы с вами оказались у реки.

– Что мы видим? (Лодки, яхты, пароходы). Место, где причаливает водный транспорт в небольшом количестве называется причал , а если этих судов много и они больших размеров, то это место будет называться порт.

Вам хочется узнать в какой именно мы порт прибыли? Давайте узнаем, прочитав записку.

Логопед читает деформированное предложение (Прибыли, города, в, Сочи, порт, вы)

Дети составляют предложение, проговаривают его по очереди.

Упражнение “Из чего сделана, какая?”

Обратим внимание на лодочку.

Из чего она изготовлена? (Из бумаги). Значит, она какая? (Бумажная).

Если лодку сделают из резины, она будет …

Если лодку сделают из металла, она будет …

Если лодку сделают из пластика, она будет …

Чтобы лодка из пластика была ещё прочнее, к пластику добавляют стекло и получается материал стеклопластик , и лодка получится … (стеклопластиковая).

На магнитной доске - поезд

Назовите следующий вид транспорта, на котором мы продолжим путешествие. (Поезд). К какому виду транспорта он относится? (Железнодорожному).

Почему он так называется?

Кто им управляет? (Машинист). Первый вагон в электропоезде, называется локомотивом, в нём есть мотор, который работает при помощи электричества, поэтому весь поезд и локомотив и вагоны, которые он тянет за собой, называются электропоездом. Я буду машинистом и локомотивом, а вы вагонами.

Я буду давать вам номера вагонов. У нас нумерация с головы поезда.

Ты встанешь между локомотивом и вторым вагоном, каким вагоном ты будешь? (Первым).

Ты будешь вторым вагоном. Где твоё место? (За первым вагоном). Как ещё можно сказать? Я стою между первым и третьим вагоном.

Ты третий вагон. Где ты должен быть?

Ты будешь четвёртым вагоном. Где твоё место? (За третьим вагоном). Как ещё можно сказать? Я стою последним вагоном.

Поезд по чему движется? (По рельсам), будьте внимательны, с рельсов сходить нельзя, а то будет авария. Поехали. (Чух-чух-чух).

Посмотрите как много людей (кукол), они, наверное, ждут поезд. Как вы думаете, место, где пассажиры ждут поезда, встречают своих приехавших родственников и знакомых, как называется? (Вокзал)

Хотите узнать на вокзал, какого города мы прибыли? Давайте узнаем, прочитав записку.

Читаю деформированное предложение (Прибыли, города, на, Челябинска, вокзал, вы) “Погрузи в вагон слово с нужным количеством слогов”

Куклы ждали именно наш поезд, они хотят, чтобы мы доставили груз на следующую станцию. Посмотрите на картинки в их руках. Что мы повезём на нашем поезде, назовите одним словом (Танк, такси, автобус, велосипед – это транспорт).

Приступим к погрузке. В первый вагон загрузим транспортное средство, в котором один слог, во второй слово с двумя слогами, в третий с тремя, в четвёртый с четырьмя.

Дети делят слова на слоги вместе, распределяя карточки между собой.

На магнитной доске - легковая машина

Назовите следующий вид транспорта, на котором мы закончим наше путешествие. (Машина). К какому виду транспорта он относится? (Машина легковая, она относится к наземному транспорту).

Кто водит пассажирский и грузовой транспорт? (Водитель). Как можно ещё его назвать? (Шофёр).

Игра “Ехали-ехали”. Образование глаголов от глагола ехать приставочным (аффиксальным) способом.

Берём каждый по машине. Теперь мы кто? (Водители).

Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),

Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали),

Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),

Ехали, мы ехали, до дома … (доехали),

Во двор … (заехали), вот и … (приехали).

Место, где ставят машины, называется ….(Гараж). Ставьте свои машины в гаражи.

Хотите узнать, где находятся гаражи? Давайте узнаем, прочитав записку.

Логопед читает деформированное предложение (Находятся, улице, на, гаражи, Космонавтов)

Давайте посмотрим, что находится в самом большом гараже.

Какая машина здесь стоит? (Грузовик). Смотрите, здесь лежит схема рассказа о машине, будем составлять о ней рассказ. Обратите внимание на то, что машина эта, игрушечная.

Составление описательного рассказа по плану:

Как называется транспортное средство?

Из каких частей состоит?

Чем приводится в движение?

Где движется этот транспорт?

Для чего используется, что перевозит?

Кто управляет этим видом транспорта?

Теперь составим рассказ, о настоящей грузовой машине.

11.Рефлексия.

Послушайте отрывки из песенок.

Сначала дослушайте до конца, потом ответьте, о каком транспорте идёт речь. К какому виду относится данное транспортное средство?

Что вам понравилось делать? Какая игра вам больше всего понравилась?

Спасибо вам, ребята!

Елена Тарасова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт»

Конспект по развитию речи тема : «Транспорт »

Программное содержание :

Виды деятельности : Игровая, коммуникативная, познавательная,

Методы и приемы : Наглядный – показ иллюстраций, игровые действия.

Словесный - художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя, хоровые и индивидуальные ответы детей.

Практический - игровые упражнения

Образовательные : Формировать у детей обобщенное понятие «транспорт » .

Закреплять представление детей о разных видах транспорта , уметь четко дифференцировать виды транспорта : наземный, водный, воздушный; развитие всех компонентов устной речи детей . Научить образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Развивать общую и мелкую моторику. Совершенствовать диалогическую речь : учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. Развивать умение детей рассказывать : описывать предмет, созданной ребенком с использованием раздаточного материала.

Словарная работа :

Закрепление слов : водный, воздушный, наземный.

Дать новые слова :

Мотоцикл, мотоциклист, водный, воздушный, наземный.

Индивидуальная работа :

Активировать малоактивных детей, развивать умение использовать в речи прилагательные , глаголы.

Материалы : Предметные

Картинки с изображением разнообразных транспортных средств , дороги, море, неба с облаками

Предварительная работа : Чтение художественной литературы «Приключение Незнайки» , рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт » , наблюдения на прогулке, беседа, дидактические игры.

Письмо от Незнайки

Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте ребята! Пишет Вам Незнайка. Мои друзья затеяли строить новый дом и попросили меня доставить все необходимые материалы по почте. Привести материалы на велосипеде не получилось! Но я слышал, что есть какие-то транспортные средства , которые летают по воздуху, плаваю т по рекам. Расскажите мне об этом, помогите разобраться. Какой транспорт бывает и для чего он предназначен. Жду ответа. Незнайка.

Воспитатель : Дети, вы готовы помочь Незнайке и рассказать ему все, что вы знаете о транспортных средствах .

Дети : Да, готовы!

Воспитатель : Само слово «транспорт » означает перемещение. Поэтому транспортом называется обычно то, что перемещается в пространстве : ездит, летает, плавает. И при этом перевозит грузы и людей.

Воспитатель обращается к детям : Я хочу знать, кто у нас в группе самый находчивый , сообразительный. Я буду задавать загадки и вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку, отвечать хором нельзя.

Послушайте загадки :

1 Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек.

Лишь оставили дымок

Дети : Это поезд.

2 стальная птица.

В небеса стремится

А ведет ее пилот

Что за птица (самолет)

3 Без разгона ввысь взлетало,

Стрекоза напоминало.

Отправляюсь я в полет,

Кто же это? (Вертолет)

4 Я важная машина

Есть кузов и кабина

Вожу любые грузы по ленточкам дорог

И парты и арбузы

Я вам доставлю в срок (грузовик)

Этот конь не ест овса

Вместо ног два колеса

Сядь верхом и мчись на нем

Только лучше правь рулем (велосипед)

(После того, как дети разгадают загадки, воспитатель выставляет иллюстрации)

Воспитатель : Мадина! Перечисли , пожалуйста, все слова отгадки?

Мансур, как думаешь, как все отгадки можно назвать одним словом? А ты Илюша, как думаешь? А ты Радмир? Вы согласны ребята? Верно, молодцы. Это транспорт .

Предлагаю поиграть в игру.

«Распредели транспорт верно »

Дети, давайте определим, к каким видам транспорта относится относятся картинки. У меня есть 3 рисунка, которые обозначают виды транспорта ;

Вода (водный транспорт )

Земля (наземный транспорт )

Воздух (воздушный транспорт )

Например : Автобус –кто вспомнит, какой вид транспорта и почему (поезд, самолет, пароход)

Перед детьми на доске вывешиваются карточки с изображением воды, земли, воздуха, а детям раздаются маленькие иллюстрации- карточки с транспортом ,

Воспитатель просит детей назвать и соотнести к нужной категории.

Дети, как вы думаете, транспорт сам едет или им управляет человек

Дети : Управляет человек.

Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение» .

Я начну предложение, а вы закончите.

Поездом управляет кто? (машинист)

Самолетом (пилот)

Машиной (шофер)

Велосипедом (велосипедист)

Кораблем (капитан)

Мотоциклом (мотоциклист)

«Чем управляет»

Машинист (поездом)

Велосипедист, пилот, шофер, мотоциклист,капитан.

Воспитатель предлагает сыграть в подвижную игру «Летим, плывем, едем»

Дети, сейчас мы будем двигаться по кругу под музыку

Когда музыка останавливается, я покажу вам картинку с любым видом транспорта . Вы должны определить, какой вид транспорта изображен на картинке (воздушный, водный или наземный) и необходимо выполнить соответствующее движение

Покажите, как плывет водный транспорт (движение руками перед собой)

Наземный транспорт (едут, крутят руль)

Воздушный (летя, махи руками)

Какие вы внимательные, ребята молодцы!

Воспитатель : А теперь ребята, покажем, на каком транспорте Незнайка доставит свой груз на почту.

У вас на столах пазлы (один пазл на стол) . Нужно сложить его поработать в парах.

Воспитатель предлагает 2 детям, описать транспорт , и сказать на каком транспорте Незнайка доставит свой груз.

Воспитатель : А теперь дети, попробуйте назвать предмет ласково :

Самолет (самолетик) ; машина, корабль…

Замечательно, вы опять меня порадовали. А сейчас, мы немного отдохнем и нас ждут новые, интересные игры.

Пальчиковая гимнастика «Шофер»

Приготовили ручки, посмотрите внимательно и повторяйте за мной движения и слова.

Целый день шофер трудился (ребро-ладонь)

Он устал и запылился (имитация стряхивания пыли)

Он возил кирпич и глину (загибать пальцы по одному)

Камни, бревна и песок.

Перевез он все на стройку (круговое движение подушечками пальцев)

И отправился на мойку (движения «мытья ладошек» )

Воспитатель : Послушайте следующее задание. «Как передвигается транспорт » . Я начну предложение, вы должны его закончить :

Пароход плывет, а машина…- едет, Трамвай едет, а самолет…- летит,

Самолет летит, а автобус…-- едет, пароход плывет, а поезд…- едет.

Молодцы и с этим заданием вы тоже справились.

Следующее задание на внимательность. Игра «Летает- не летает»

Ребятки, я буду показывать картинки, если воздушный транспорт - вы должны показать крылья (руки в стороны, а если нет, то топать ногами.

Вертолет – дети выставляют руки в стороны.

Трамвай- топают ногами.

Самолет, автобус.

Воспитатель : Молодцы!

Дети, что мы сегодня изучали. Какие виды транспорта , вы знаете. На каком транспорте Незнайка может доставить грузы на почту.

Вы сегодня хорошо работали на занятии , поэтому я вам подарю эти картинки с транспортом для раскрашивания . Воспитатель раздает раскраски автомобиль.

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по познавательно речевому развитию и худ. эстетическому творчеству на средней группе. Тема «Транспорт» Цель. Закрепить названия разного вида транспорта. Развивать интерес к художественному творчеству. Задачи. «Познавательное развитие»:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми раннего возраста по развитию речи «Транспорт» Задачи: - совершенствовать умение слушать и слышать воспитателя, понимать речь. - совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя,.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Наземный транспорт. Машина» НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ. МАШИНА Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Транспорт» Конспект ННОД в старшей группе. Речевое развитие. Тема: «Транспорт». Задачи: 1. Образовательные: уточнить и закрепить знания детей о разных.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе компенсирующей направленности. Тема «Транспорт». «Угадай мою игрушку»

Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Транспорт». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности знакомятся и закрепляют знания о транспорте, учатся описательному рассказу по плану (мнемотаблице).
Цель: обучение описательному рассказу по теме транспорт.
Задачи:
1. Образовательные:
Продолжать расширять знания детей о транспорте – его виде и назначении.
2. Развивающие:
Развивать умение детей быть внимательными, активными в ходе различных игр;
Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение слушать ответы сверстников до конца, не перебивая говорящего;
Воспитывать интерес и уважение к профессиям, связанным с транспортом.
4. Речевые:
Связная речь: продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.
Словарь:
предметный – грузовик, автомобиль, транспорт, подъёмный кран, экскаватор, катер;
качественный – наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой;
глагольный – гудеть, сигналить, грузить.
Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова – глаголы от производных имён существительных (гудок – гудеть, сигнал – сигналить и т.д.).
Звуковая культура речи: воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: звуковысотный слух; слуховое внимание; восприятие темпа и ритма речи.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – появление грузовичка с подарком, проведение пальчиковой игры, проведение игры «Как гудят машины»
Наглядные: рассматривание игрушечного транспорта, рассматривание дидактических картинок.
Словесные: дидактические игры «Как гудят машины», «Сосчитай», «Назови водителя».
Материалы: грузовик – игрушка, коробка, перевязанная красивой лентой, модели транспорта, дидактические картинки с изображением транспорта, детали деревянного конструктора.
Индивидуальная работа: поощрять использование в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, элементарных способов словообразования.

Ход занятия

В группе раздаётся сигнальный гудок машины.
Воспитатель : мальчики и девочки, слышите? К нам едет грузовик! Видимо, что-то он нам везёт.
Младший воспитатель незаметно провозит машинку-грузовичок в дверь. В кузове грузовика – коробочка, которая перевязана красивой лентой.
Воспитатель: вот это да! Ребята, нам кто-то подарки передал! Давайте посмотрим – от кого они?
Ответ детей (да, давайте посмотрим!).
Воспитатель : тогда присаживайтесь на свои места, посмотрим – что же там.
Воспитатель открывает коробку, сверху в коробке лежит записка: «Здравствуйте, ребята! Это я – ваш давний знакомый Медвежонок. Мне так понравилось с вами играть, петь песенку про улыбку и танцевать, что я решил вам послать подарки от меня и моего друга Крошки Енота. Желаем вам оставаться всегда такими же честными, добрыми, отзывчивыми и дружелюбными!».
Воспитатель : мальчики и девочки, как же здорово, что Медвежонок помнит о нас! Хотите посмотреть – что внутри этой коробочки?
Ответы детей (да, конечно хотим).
Воспитатель: только я вам предлагаю не просто так заглянуть и забрать содержимое коробки, а немного поиграть. Согласны?
Ответы детей (да, согласны).
Воспитатель: а поступим мы так. Вы по очереди будете подходить, брать понравившийся вам предмет и рассказывать про него по плану, а остальные дети будут отгадывать, что же такое досталось вашему другу. Отгадаете – предмет ваш, а не отгадаете – он остается в коробочке и от правится обратно к Медвежонку.
3-4 ребёнка подходят к воспитателю по очереди, показывают на тот предмет, про который хотят рассказать и описывают его по плану:
1. Какого он цвета?
2. Что у него есть (кабина, колёса, руль, лопасти, парус и т.д.)?
3. Какой вид транспорта?
4. Для чего нужен?

Воспитатель : молодцы, ребята, узнали весь транспорт. Теперь я хочу с вами поиграть в игру, которая называется «Сосчитай».
Проводится игра «Сосчитай» по дидактическим картинкам с угаданным транспортом. (Один трактор, два трактора, три трактора, пять тракторов; один подъёмный кран, два подъёмных крана, пять подъёмных кранов и т.д.).
Далее ещё 3-4 ребёнка подходят к коробочке, выбирают понравившийся транспорт, описывают его по плану, остальные дети угадывают.
Воспитатель: какие вы догадливые! Ну а теперь я вам предлагаю поиграть в другую игру, которая называется «».
Проводится игра «Назови водителя» по дидактическим картинкам с угаданным транспортом. (Дети называют профессии водителей угаданного транспорта).
Воспитатель: и с этой задачей справились. Ну давайте тогда немного отдохнём. Предлагаю вам пальчиковую игру «Садись-ка, пальчик в вертолёт».

Физминутка
(дети подходят к воспитателю)
Садись-ка, пальчик в вертолёт
Садись-ка пальчик в вертолёт,
С тобой отправимся в полёт.
Сядем с этим мы в такси,
Он рад домой нас отвезти.
С тобой поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С этим пальчиком в ракете
Полетим к другой планете.
Ну а с этим малышком
В зоопарк пойдём пешком.
(Пальчики загибаются поочерёдно – с каждым названием транспорта)
Воспитатель: наши пальчики немного попутешествовали, а теперь я дальше предлагаю вам поиграть, угадать – что же ещё в нашей коробочке.
Приглашаются ещё 3-4 ребёнка, которые описывают по плану свой транспорт.
Воспитатель: отлично! И опять вы справились. А я вам предлагаю изобразить тот транспорт, который попался ребятам.
Проводится игра «Как гудят машины» . Дети сначала называют – как гудит или сигналит тот или иной транспорт, затем изображают его звуками (Грузовик сигналит – «Би-би-би»; поезд стучит по рельсам «Чух-чух-чух», самолёт гудит «У-У-У» и т.д.).
Воспитатель : вот так транспорт – слышно на весь мир! Молодцы! Ну и в коробочке нашей осталось совсем немного игрушек. Давайте узнаем – что там припасено ещё.
Оставшиеся дети выбирают транспорт из коробочки, описывают по плану, остальные – угадывают.
Воспитатель: все игрушки мы рассмотрели, они остаются у нас, потому что вы всё угадали. Молодцы! А теперь давайте вспомним – какой же вид транспорта существует? И для чего он нужен человеку?
Ответы детей.
Воспитатель: верно! Предлагаю вам построить из конструктора тот транспорт, который вам понравился.

НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.

Лексическая тема «Транспорт»

Цель: расширение и активизация словарного запаса.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Закреплять словарь и знания детей по теме “Транспорт”.

2. Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), закрепить знания детей о деталях транспорта.

3. Продолжать учить:

Образовывать сравнительную степень прилагательных;

Образовывать прилагательные от существительных;

Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное внимание, восприятие, мышление;

Развивать речь с движением.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки инициативности и ответственности;

Воспитывать интерес к профессиям на транспорте, уважительное к ним отношение.

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Труд», «Художественное творчество», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация».

Оборудование: бумажные лодки и самолеты, цветные фишки, картинки корабля машины, самолета и лодки с обозначением основных частей. Цветная бумага синего цвета, имитирующая речку. Картинки по теме.

Ключевые слова: наземный, водный, воздушный, быстрый, скорый, реактивный, пассажирский, легковая, грузовая, скорая, пожарная, уборочная, железнодорожный, городские, остановки, речной, морской, снегоуборочная, милицейская.

Игровая мотивация: игра – путешествие.

Ход НОД:

· Организационный момент

Логопед встречает детей, говорит, что очень рад всех видеть, предлагает подарить друг другу улыбку.

Посмотрите на картинку, которая лежит перед вами. Сядет тот, кто определит, с какого звука начинается название его картинки.

· Вводная часть.

Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на машине. (Детям раздаются машинки, в каждом кузове цветные фишки) посмотрите, в ваших грузовых машинках есть груз – цветные фишки.

· Упражнение «Шифровальщики»

Ребята, давайте зашифруем с помощью цветных фишек слово машина.

Дети выполняют звуковой анализ и синтез слова машина

· Игра «Ехали-ехали».

Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),

Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали),

Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),

Ехали, мы ехали, до дома … (доехали),

Во двор … (заехали), вот и … (приехали).

Вы догадались, на какую тему мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, транспорт.

В нашем путешествии будет много остановок. Поедем, соблюдая правила дорожного движения.

Мы приехали на первую остановку ПРИЧАЛ. Посмотрите, что вы видите перед собой? Катер, лодка, теплоход, парусник. К какому виду транспорта они относятся? (К водному). Кто плавает, работает на корабле? (Моряки). Кто самый главный на корабле? (Капитан) Место, где причаливает маломерный транспорт, называется причал. Место, где причаливают большие судна, называется порт. У корабля есть основные части - нос, корма, борта.

· Выработка силы и направленности воздушной струи.

Давайте вместе с вами отправим лодочки в плаванье. Выбирайте бумажные лодочки, будем силой воздушной струи отправлять их в соревновательное путешествие. Каждый по очереди и по своей «речке». Посмотрим, чья лодочка уплывет дальше.

Игра «Продолжи предложение»

На доске выставляются картинки: первая с лодкой, вторая с кораблем.

Корабль плавает далеко, а лодка…

Корабль плывет быстро, а лодка …

Корабль мощный, а лодка …

Корабль большой, а лодка …

Корабль тяжёлый, а лодка …

Корабль просторный, а лодка …

Корабль длинный, а лодка …

Корабль плывет быстро, а лодка …

Молодцы! Отправили свои лодочки в путешествие. А нам пора ехать дальше. (9-12 слайд)

Посмотрите, ребята, мы приехали на стоянку. Что вы видите? Грузовик, скорая помощь, автобус. К какому виду транспорта они относятся? (наземный) Кто водит машины? (шофер) У машины есть основные части: кузов, кабина, колеса. Есть машины, которые помогают людям (скорая помощь, пожарная машина, полицейская, снегоуборочная).

· Физминутка «Шоферы»

Едем, едем на машине, (имитация движения рулем)

Нажимаем на педаль, (имитация нажимания ногой на педаль)

Скорости переключаем, (“рычаг” поворачивают рукой к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль. (приставляют ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони

раскрывают)

Вправо, влево чистота! (наклоняют руки вправо, влево)

Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами)

Мы – шоферы хоть куда! (поднимают вверх большой палец)

· Игра «Почему так называется?»

Возит бензин – (бензовоз)

Возит молоко – (молоковоз).
Мешает бетон – (бетономешалка).
Возит цемент – (цементовоз).
Возит воду – (водовоз)

Самолет -

Вездеход -

Самокат -

Куда это мы с вами приехали? Я вижу записку, давайте ее прочтем: Читаю деформированное предложение: В, приехать, вы, аэропорт. Дети составляют предложение и проговаривают по очереди.

К какому виду транспорта относится самолёт? (К воздушному виду транспорта.) Какая профессия нужна для управления самолётом? (Лётчик). Возьмите самолетики у вас на столе. Крылья, салон, хвост, кабина, нос.

· Игра «Из чего сделан, какой?»

Из чего изготовлен самолетик? (Из бумаги). Значит, он какой? (Бумажный).

Если колеса сделают из резины, они будут

Если самолет сделают из металла, он будет

Если самолет сделают из пластика, он будет

Если штурвал сделают из дерева, он будет

· Игра «Третий лишний» Найди лишнюю картинку”, объясни почему.

Лодка, велосипед, теплоход

Трамвай, троллейбус, грузовик

Маршрутное такси, легковая машина, поезд в метро

Самолёт, вертолёт, пароход

Поезд, электричка, лодка

Такси, автобус, поезд

· Подведение итогов, упражнение «Сложи из геометрических фигур машину»

Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? Для чего людям транспорт? Какие виды транспорта вы запомнили? Я предлагаю собрать различный транспорт из геометрических фигур

Список литературы

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-128с. Стр. 82-84

2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с. Стр.3-4

3. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. -М., «Просвещение», 1971. -272с

Электронные образовательные ресурсы

1. http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=2&page=1

2. http://boltushka-log2011.narod.ru/zanyatiya/kak_nauchit_rebenka_proiznosit_zvuk_r/


ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ВЛАСОВА

Организация: МБДОУ «Детский сад №260»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Расширять и закреплять представления о транспорте.

2. Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

3. Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, частей транспорта, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.

4. Продолжать учить детей составлять предложения разных конструкций.

Развивающие задачи:

1. Развивать зрительное внимание, восприятие, мышление, координацию речи с движением, умение выслушивать ответы друг друга до конца.

Воспитательные задачи:

1. Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, чувство единства.

Оборудование и материалы:

Мольберт, плакаты с разным видом транспорта, игровое поле, картинки с изображением транспорта, магниты, картинки с изображением транспорта разрезанные на четыре части, кубики зеленого, белого и синего цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Орг. момент

Дети заходят, здороваются с гостями.

Психогимнастика «Ладошки».

2. Создание мотивации к занятию

Когда у людей хорошее настроение, то хочется отправиться в путешествие.

Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? (Да). Для чего люди путешествуют? (Чтобы побывать в далеких краях, навестить своих друзей и родственников, узнать что-то новое). На чем можно отправиться в путешествие? (перечисляют).

Ребята, а самолет, машина, теплоход одним словом как называются? (транспорт). Как думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о транспорте). Мы будем учиться составлять предложения о транспорте.

3. Постановка проблемной ситуации

Для чего нужен транспорт? (транспорт нужен, чтобы перевозить грузы и людей из одного места в другое)

Как вы думайте, что было бы, если бы не было транспорта? (Люди бы опаздывали на работу, сами бы носили тяжелые грузы).

Значит, транспорт нужен? (транспорт облегчает жизнь людей)

Какой транспорт летает? Как он называется? Какой транспорт ездит? Как он называется? Какой транспорт плывет? Как он называется? Транспорт, который перевозит людей как называется? А транспорт, который перевозит груз как называется?

4. Открытие нового. Составление предложений. Игры и задания.

Игра «Виды транспорта» (на игровое поле с помощью магнитов прикрепляются изображения транспорта)

Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт (самолет летит в небе; корабль плывет в море; поезд несется по рельсам; машина едет по шоссе)

Хорошо. Вы правильно разместили транспорт, и составили красивые предложения.

Игра «Так бывает или нет». В Детский сад пришло письмо от Незнайки. Незнайка просит помощи: «Помогите разобраться, так бывает или нет! »

Самолетом управляет машинист

Пароходом управляет капитан

Автобусом управляет пилот

Машиной управляет водитель

Вертолетом управляет шофер

Упражнение «Насос».

Я вам предлагаю прокатиться на машине (встаем в круг). Ребята, посмотрите, у наших машин спущены колеса, а давайте, мы их накачаем. Возьмите в руки воображаемые насосы. Будем накачивать колеса, и произносить звук (с) : с-с-с-с-с-с-с.

Физминутка.

«Мы – шоферы»

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли,

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы-шоферы хоть куда!

Игра «Собери целое». Мы с вами оказались в ремонтной мастерской. Сколько здесь поломанного транспорта! Хотите отремонтировать? (Дети собирают разрезанные картинки из 4 частей, затем составляют предложение о том, что они делали: «Я отремонтировал автобус» Автобус нужен людям? Для чего? «Автобус перевозит людей»).

Транспорт мы починили, давайте встанем в круг и порисуем. Но рисовать будем на спине и пальчиками.

Массаж спины :

Нарисуйте колеса, кабину, крылья, весло, шасси, иллюминатор, сиденье

Что мы сейчас рисовали? (Части транспорта)

*колеса, кабина, сиденье. Части чего? (Автобуса)

*крылья, шасси, иллюминатор. Части чего? (Самолета)

*весло? (Лодка)

Игра «Белый, зеленый, синий» .

А теперь давайте поиграем, но сначала вспомним правила: белый цвет кубика на полу – это воздушный транспорт, зеленый цветназемный транспорт, синий цвет – это водный транспорт. Какой вид транспорта я показываю на картинке, к кубику такого цвета вы и должны встать.

(Играет музыка, дети передвигаются по группе, музыка выключается, воспитатель показывает картинку с транспортом, дети выбирают кубик с нужным цветом и встают около него).

Почему вы встали рядом с зеленым кубиком? (Потому что машина – это наземный транспорт)

5. Рефлексия

  • О чём мы сегодня говорили?
  • Вам понравилось играть со мной?
  • Какое задание показалось вам самым интересным?
  • Какое задание вызвало у вас затруднение?

Ребята, мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы вернулись из путешествия? Если настроение сохранилось радостное возьмите красную ладошку, а если грустное – синею.

Я очень рада, что у нас бодрое, радостное настроение.

Вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. Я хочу подарить вам раскраски с транспортом.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх