О религиозном воспитании, или дети копируют родителей. Религиозное воспитание детей

Духовно-нравственное воспитание детей – один из важнейших вопросов человечества, который имеет непосредственную связь с его эволюцией. В этом вопросе существует два взгляда. Приверженцы одного мнения считают, что добродетели ребёнку лучше всего прививать с помощью религии, а другие считают, что воспитать хорошего человека можно и без неё. Несмотря на разность, эти позиции сходятся в одном: все родители хотят, чтобы их дети получили представление о нормах морали и правильного поведения в обществе. О том, как религиозное воспитание влияет на формирование личности ребёнка, его мировоззрения – читайте в нашей статье.

Воспитание и религия

Любое религиозное воспитание должно содействовать проявлению и раскрытию лучших качеств в ребёнке.

Воспитание - это воздействие на человека с целью формирования у него определённых качеств. Вот и религиозное воспитание призвано просвещать и, прежде всего, формировать высокие духовно-нравственные качества. Любое религиозное воспитание должно содействовать проявлению и раскрытию лучших качеств в ребёнке. Малыш, воспитываемый таким образом, будет думать и действовать в соответствии с началом, которое в него заложено Богом, и в каждом поступке своём, в каждой мысли он будет пытаться соответствовать мировоззрению, в котором основное место занимает Бог.

Главный вопрос религиозного воспитания - формирование определённого мировоззрения.

Религиозное воспитание может осуществляться с помощью:

  • священнослужителей
  • верующего окружения (родителей, родственников, знакомых, членов религиозных общин и пр.)
  • педагогов учебных заведений (как обычных средних школ, гимназий, лицеев, так и дополнительных - воскресных школ, религиозных кружков и др.)
  • детско-юношеских объединений при религиозных организациях
  • светских детско-юношеских организаций (к примеру, скаутов)
  • СМИ, которые созданы по инициативе религиозных организаций
  • культурного наследия (литературы, искусства и пр.)

При религиозном воспитании используются в основном такие формы :

  • уроки
  • лекции
  • семинары
  • клубы для верующих
  • праздники
  • оркестры
  • паломнические экскурсии
  • и пр.

Все формы религиозного воспитания наполняются сакральным смыслом и специфическим содержанием той или иной конфессии. Под воздействием таких форм у ребёнка вырабатывается определённая система норм и ценностей, особый стиль жизни.

Формирование духовной жизни ребёнка

Хорошие качества у малышей неустойчивы и нуждаются в поддержке и укреплении.

Истинная природа ребёнка – это нежность, жалостливость, незлобность, искренность. Однако эти хорошие качества у малышей неустойчивы и нуждаются в поддержке и укреплении. Родители должны приложить усилия, чтобы сохранить и развить эту прирождённую доброту в ребёнке, помочь малышу найти средства для борьбы с негативными проявлениями его характера, сформировать нужное качество, именуемое «совестью». На этом пути и может помочь религиозное воспитание, осуществляемое на основе мудрости той конфессии, которая принята в семье ребёнка. Это и будет залогом правильного формирования духовной жизни малыша.

С чего начать? Как начать воспитывать, опираясь на религию, правильно?

  1. Воспитывайте, опираясь на веру ребёнка в Бога и формируя отношение к Нему.
  2. Не забывайте, что вера в Бога, его любовь в Нему – это ключ к формированию всех лучших качеств ребёнка: доброты, сострадания, сочувствия, раскаяния, взаимопомощи, жалости, стыда, желания быть лучше и т. д.
  3. Помните, что 3-4 летнему крохе уже доступны понятия о добре и зле. Просто преподносить их нужно в доступной, приемлемой форме для ребёнка.
  4. Понимайте религиозное воспитание как средство решения некоторых принципиальных вопросов, которые ребёнку не объяснишь иным способом: о категориях «добро» и «зло», о сотворении мира, о смысле жизни и т. д.

«Священнослужители утверждают, что вера в Бога даётся человеку при рождении, именно поэтому она является понятной и доступной всем людям – и детям, и взрослым, и простым крестьянам, и выдающимся учёным».

Религиозное воспитание в семье, его средства

Верующие родители могут корректировать характер ребёнка с помощью средств религиозного воздействия.

Религиозное воспитание в семье начинается с того, чтобы научить ребёнка слушаться. Чем раньше малыша мы этому научим, тем проще будет воспитывать его дальше. Вначале просто: запретил и всё. А потом? Иногда у нас не хватает слов и доводов, почему нельзя то или иное. В таких ситуациях родители могут прибегнуть к двум вариантам. В первом случае они используют наказание. Однако если его применять часто, сделав основным способом воспитания, то оно может породить в душе ребёнка упрямство, неподчинение, озлобленность, скрытность, недоверие. Во втором случае можно использовать религиозный способ воспитания, который будет действовать более эффективно. В этом случае родителям незачем наказывать ребёнка, достаточно пояснить, что требуемые правила – не их выдумка, а того требует Господь Бог (Высшая сила). Верующие родители скажут: «Не поступай так – Боженька этого не одобрит…». Постепенно можно приучить ребёнка к ощущению, что Бог наблюдает за всеми действиями ребёнка, и это может стать более гуманным способом воздействия на поведения ребёнка в целях воспитания.

Воспитывая ребёнка, религиозные родители также расскажут ему, что за хорошее поведение Бог вознаграждает, в сложных полезных делах – помогает, оберегает, приносит удачу. Поэтому они учат ребёнка молиться, говорить с Богом о своих трудностях, а также благодарить Бога за все блага.

По мере развития детей, верующие родители могут корректировать характер ребёнка с помощью средств религиозного воздействия:

  • совместного чтения и обсуждения религиозной литературы
  • посещения храмов
  • соблюдения священных дней
  • отмечание традиционных праздников.

«Как в любом воспитании, и особенно в религиозном, большое значение имеет личный положительный пример родителей. Оберегайте семейные традиции и старайтесь, чтобы влияние семьи на формирование характера ребёнка было преобладающим».

Тенденции современной жизни таковы, что родители сегодня привыкли довольствоваться чисто внешними достижениями ребёнка, практически не обращая внимания на то, какие изменения происходят в его душе. Внутренние достижения (усовершенствование душевных качеств) не менее важны достижений внешних. Такое развитие происходит в семьях, где между родителями и детьми существует тесная душевная связь. Чтобы установить такую связь, необходимо постоянно общаться с детьми, вовлекать их в мир семейных проблем и забот, возлагать на них ответственность за посильные дела на благо семьи. Хорошо, если родители сумеют добиться того, чтобы дети охотно принимали участие в семейных делах не по принуждению, а по зову сердца: тогда можно считать, что духовная работа состоялась. Как этого достичь?

«Совет. Чтобы научить ребёнка искренне помогать родителям, нужно создать в доме благоприятную доверительную атмосферу между детьми и родителями, не унижая достоинства ребёнка».

Подросшие дети (средние и старшие школьники) всё чаще задумываются о том, что у них в душе. Здесь важно не пропустить момент, быть внимательным к ребёнку, иначе отсутствие ответов на его вопросы может резко смениться на равнодушие и враждебность к внешнему миру.

И в первом, и во втором случае на помощь придут средства религиозного воспитания: беседы о Высшей Силе, о добродетели, рассмотрение поступков и ситуаций.

Особенности уроков духовности в школе

С религиями можно познакомиться, изучая школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Теперь в российских школах можно выбрать школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» . Программа содержит шесть направлений, одной из которых родители могут выбрать для своего ребёнка в зависимости от взглядов и верований:

  • «Основы мировых религиозных культур»
  • «Основы светской этики»
  • «Основы православной культуры»
  • «Основы исламской культуры»
  • «Основы иудейской культуры»
  • «Основы буддийской культуры».

Этот школьный предмет разработан Министерством образования и науки с целью формирования более глубокого понимания национальной культуры региона, в котором проживает ученик, и воспитания нравственных ценностей. Курс был разработан поликонфессиональной группой с учётом особенностей основных мировых религий, верующие которых проживают на территории России. Создание этого курса продиктовано настроением современности: времени, когда утрачены многие идеалы, и когда важно воспитать духовность у подрастающего поколения. Ребёнок, не имеющий моральных ориентиров, легко может стать жертвой дурного влияния. А мировые религии будут основой нравственности и этики школьника, его ценностей, психического здоровья. В процессе обучения дети одного из модулей этого курса дети учатся быть толерантными, патриотичными, по- настоящему культурными и воспитанными; они учатся уважительно относиться к разным религиям и культурам.

Курс разработан таким образом, чтобы не навязывать ученику ту или иную религию, а показав разнообразие и познакомив с традициями, привить ему глобальные ценности, присущие всем конфессиям: ценность жизни и семьи, верность, долг, честность, трудолюбие и т. д.

Смотрите видео о том, как проходят уроки религиозного воспитания в школе

Трудности религиозного воспитания детей

Главная проблема , которая лежит в основе правильного воспитания детей, считают священнослужители, - это ослабление веры родителей, что ведёт к многочисленным сложностям в семье, в том числе и к ослаблению ценности семьи, её разрыву. Семейный кризис, в основе которого неверие, негативно влияет на становление личности ребёнка. На его глазах меняются ценности, он может стать чёрствым, неуверенным в себе, депрессивно настроенным, бесцельным.

Родителям важно понять то, чтобы правильно воспитать ребёнка, следует духовные ценности семьи ставить выше материального благополучия. Именно благодаря таким установкам можно правильно воспитывать и растить детей, передавая им вековую мудрость и демонстрируя свой положительный пример. Многие религии указывают на то, что гораздо лучше жить небогато, не зато, не ссорясь и радуясь, чем роскошно, но с унижениями, скандалами и жестокостью. Именно вера помогает родителям находить общий язык между собой и детьми, укрепляя семью и привлекая удачу.

Чтобы воспитание детей давалось легче, родителям следует обратить внимание на:

  • атмосферу в семье
  • отношения между супругами
  • что и сколько дети смотрят по ТВ, какую музыку слушают, чем увлекаются
  • сохранение семейных традиций.

Вера помогает родителям находить общий язык между собой и детьми, укрепляя семью и привлекая удачу.

Дорогие родители, знайте, что при всех трудностях, подстерегающих вас при воспитании детей, есть и нечто положительное: обучая ребёнка уму-разуму, вы растёте духовно сами. Заботьтесь о детях, ищите гуманные способы их воспитания, передавайте им доступную мудрость и помните, что если что-то не получается – поможет вера.

Родители часто искренне недоумевают: почему наши дети вырастают эгоистами? Почему они не слушаются? Откуда появляется агрессия, если мы пытались воспитывать их в любви и вере? А что было вчера, позавчера, три года назад? Ведь дети копируют родителей, их манеру поведения, привычки.

Проекция поведения родителей

Разве вам не приходилось наблюдать, казалось бы, очень странное явление. Мама — примерная христианка, в приходе ее все уважают, а сын — грубый, любит шумные компании и алкоголь. Либо дочь — упала в блуд, ожесточилась на мать.

Если же мама укажет им на порочную жизнь и позовет в храм, то на нее может вылиться поток агрессии. Почему так? Причины могут быть разными. Но ясно одно: в большей степени такое поведение детей — вина родителей.

Есть такой ролик: маленький ребенок идет следом за отцом и повторяет все, что он делает. Это маленькое существо, придя в мир, так мало знает о его устройстве. Поэтому дети копируют родителей, так как видят, в первую очередь, их.

Мама кричит — дочь повторяет следом за ней, папа курит — сын берет пример. Родители, когда курят, пьют, ругаются, бьют, мусорят или сквернословят, даже не думают о том, что за всем этим наблюдают дети. Родители ссорятся и думают, что дети этого не замечают. Папа весь день на работе пропадает, даже вечером не спросит, как у сына дела, а потом возмущается, почему тот не вырос «настоящим мужчиной».

Если родители пьют и курят, то с детства прививают этот порок своим чадам. Если отец и мать не доверяют друг другу и обманывают, дети будут считать это нормальным в отношениях. Если отец разрешает себе поднимать руку на жену и оскорблять ее, то такое поведение может неосознанно отложиться в восприятии сына (даже если он относится к этому негативно, но картинки из детства продолжают мелькать в голове).

Расплата за греховную молодость

Даже если родители со временем абсолютно переменились, стали примерными православными христианами, то в поведении детей они пожинают плоды своей греховной молодости. Фундамент религиозного воспитания должен закладываться совсем не в подростковом возрасте. Японцы считают, что уже после 14-ти лет ребенка не перевоспитаешь. О последствиях своих действий надо думать еще до того, как создали семью.

Если родители любят, доверяют и уважают друг друга, то дети понимают, что только на такой платформе можно строить серьезные отношения. Если в конфликтах они сразу идут навстречу другу другу, а не бьют горы посуды, то чада получают первые уроки терпения и прощения.

Воспитание, христианство и жизнь по заповедям начинаются в семье, которую неслучайно называют малой церковью. Конечно, без испытаний, без влияния извне — никак. Дети будут набираться вредных привычек в садике, школе, институте. Они будут спорить с друзьями, как надо себя вести. Но если с детства они видели пример настоящей любви и понимания, то у них появится иммунитет к мирским искушениям.

Они знают, что нужно уступать место в общественном транспорте, быть терпеливыми и вежливыми, даже когда тебе грубят, предупреждать родителей, когда задерживаешься (мама будет переживать и не сможет уснуть).

Три секрета религиозного воспитания

Как прививать детям православную веру? Этот вопрос волнует многих родителей.

Правило 1. Начните с себя

Если вы хотите воспитать доброго и отзывчивого ребенка, сами станьте таким. Сначала необходимо пройти путь к пониманию себя, покаянию, желанию избавиться от греха.

Гиблое дело — подстраивать других людей под себя. Пусть они сами увидят в вас стимул меняться к лучшему.

Преподобный Серафим Саровский говорил: Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся. Смысл тот же: меняй себя, замечай свои грехи, спасайся, молись, чтобы Бог направлял тебя и других людей. Не только дети копируют родителей. Под примером праведников менялись даже самые ожесточенные грешники.

Правило 2. Воспитывайте ребенка еще до его рождения

Как-то к священнику обратилась мать, которая только что родила ребенка: «Как воспитывать чадо?» И какой же ответ она получила? «Поздно уже, надо было думать об этом еще 9 месяцев назад».

Православные супруги знают, что дети — дар от Бога, поэтому надо подготовиться к его принятию. Мать, которая вынашивает ребенка, должна понимать, что именно через нее дитя узнает об окружающем мире. Если она молится, то к этому приобщается и ребенок, если она подступает к Святым Дарам, то и ребенок причащается.

В житиях некоторых святых можно прочитать «сказки» о том, что ребенок по средам и пятницам не вкушал материнское молоко (например, преподобный Сергий Радонежский). Но если его родители действительно вели христианский образ жизни, а религиозное воспитание начиналось еще с утробы матери, то история кажется не настолько и сказочной.

Правило 3. Будьте христианином. Независимо от места и условий

Религиозное воспитание детей — это не только совместные посещения храма и разучивание первых молитв. Вот сегодня воскресенье, давайте побудем православными, а завтра вернемся к прежней жизни. Нет. Священник Александр Овчаренко справедливо говорит:

Религиозное воспитание начинается не тогда, когда мать учит читать «Отче наш», а когда отец учит сына поблагодарить мать за выстиранную рубашку и приготовленный обед

В детях нужно воспитывать не формальное понимание веры, а внутреннее. Можно знать наизусть много молитв, но ближнего не любить, родителей не уважать, со всеми спорить и гордиться собой.

Если люди приходят в храм, такие кроткие и смиренные, мамы в длинных юбках и платках, а дома те же женщины закатывают истерики, пилят мужей, что те недостаточно зарабатывают на модные платья и косметические процедуры, то христианская ли жизнь это? Если муж называет себя главой семьи и приходит вместе с семьей в храм, причащает детей, а дома ведет себя как жуткий тиран, что жена и дети чувствуют не его любовь, а силу кулака, то христианский ли это образ жизни? Не лицемерие ли? Не двойные стандарты?

Не забывайте об этой простой истине: дети копируют родителей. Если не заложить в них стойкий фундамент православной жизни, то их шаткий домик веры может развалиться при первом порыве ветра греха.

Христианин — это не профессия, не работа по будням с 9.00 до 18.00. И не дань седьмому дню недели. Православная семья — это совместное движение к Богу. Поэтому в таких семьях живут не только супруги, их дети, но и Бог. И с раннего детства дети это знают и чувствуют.

В христианской семье царят любовь и Любовь

В семье ребенка учат внимательности, пониманию, умению выходить из сложных ситуаций. Надо быть осторожным, чтобы родительские любовь и опека не превратили ребенка в эгоиста, неспособного заботиться о других. Поэтому детям нужно с детства прививать заботу о других и умение делиться. Получая сладкий презент, ребенок должен не прятаться в другой комнате и самостоятельно уплетать за обе щеки, а угостить маму, папу, братиков, сестричек... Если ребенок получает любовь, то он с детства должен учиться ею делиться. Это одна из важных составляющих религиозного воспитания. Ведь сам Бог есть Любовь.

Важно самим осознавать и приводить ребенка к пониманию того, что счастье заключается не в том, чтобы иметь много игрушек, килограммы шоколадных конфет, а в школьном возрасте — одеваться модно, как и одноклассники, иметь дорогие гаджеты и каждое лето отдыхать за границей.

Папа может днями и ночами зарабатывать на все это. Есть много детей, которые живут вместе с дедушками и бабушками, в то время как их родители годами работают за границей, чтобы обеспечить счастливые детство и юность чадам, потом учить их в самых престижных институтах... Из-за нехватки любви, заботы, внимания и воспитания такие дети становятся замкнутыми и обиженными. Часто доходит до злобы. О каком религиозном воспитании вообще может идти речь?

Родители забыли о главном — воспитать себя и пригласить в свою семью Бога. Если в семье действительно есть христианская любовь и Любовь, то все заботятся друг о друге, доверяют, поступают по совести, жертвуют своими интересами ради близких, постоянно работают над собой, прощают и терпят. Они вместе преодолевают скорби — болезни, неудачи, ссоры, и продолжают совместное движение... ко Господу. Это — путь не из легких, но в конце уже виден луч света, что ведет к Свету.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

 /  Религиозное воспитание детей

Религиозное воспитание ребенка - сложный процесс, который вызывает у родителей множество вопросов. Как правило, дети просто перенимают традиции семьи и отношение ко всем религиозным аспектам. Но времена меняются, поколения становятся более свободными от убеждений, поэтому вопрос воспитания в религиозном ключе может встать ребром.

Из статьи вы узнаете целях и особенностях религиозного воспитания детей.

Цели религиозного воспитания

Общая цель религии заключается в воспитании духовных и нравственных качеств — именно родители являются первыми примерами, благодаря которым ребенок знакомится с религиозными ценностями.

Вы должны научить ребенка самоконтролю и способности постоянно анализировать свое поведение, делать правильные выводы. Нужно поощрять и усиливать склонность к вере, чтобы он понимал и осознавал позитивное значение религии.

Многие родители думают, что до 2-3 лет разум не готов к усвоению каких-то духовных вещей — это не так. Ребенок уже с самого рождения непрерывно фиксирует все ощущения и впечатления: он улавливает звуки, взгляды, интонацию голоса и чувствует настроение папы и мамы.

Таким образом, активно формируется подсознание и личность ребенка. Примерно до 6-7 лет душа легко поддается изменениям, поэтому ни в коем случае не упускайте ценное время.

Церковь учит тому, что дети с самых ранних лет должны различать дозволенное и недозволенное — на вас же лежит обязанность подсказывать, направлять, готовить ребенка самостоятельно принимать решение в различных ситуациях. Нет, это вовсе не навязывание своей воли — помните, что воля ребенка слишком слаба, чтобы заранее знать, к чему приведет тот или иной поступок. Разумные и умеренные принуждения, адекватные наказания без применения физической силы обозначат в голове чада определенные нравственные понятия.

Считаю, что выбор религии должен быть осознанным. Конечно, я за религиозное воспитание. По крайней мере, ребенку объяснят принципы и основы веры, а не просто повесят крестик на шею. Но, повторюсь, я за осознанный выбор. Ребенок подрастет и поймет свой путь сам, а дальше самостоятельно пойдет по нему. С религией или нет — решать только ему.

Счастливый папа Евгений Затыльный

Особенности религиозного воспитания

В некоторых странах распространено свободное воспитание — родители не принуждают и не наказывают маленьких детей, не мешая проявлять и развивать свою личность. Вряд ли эта модель подойдет и вам, ведь ребенок пока совсем не ориентируется в мире и не знает, как себя вести во многих ситуациях — все это чревато развитием эгоизма и неспособностью нести ответственность за свои поступки.

Религиозное воспитание оказывает ощутимое влияние на психологическую уравновешенность ребенка, но только в том случае, когда не происходит фанатичное навязывание определенных взглядов или сурового религиозного «режима». Ваша задача — дать чаду представление о Боге. С возрастом ребенок сам определится кто он — протестант, мусульманин или, например, католик.

Важно воспитать здоровый интерес к религии — это будет положительно воздействовать на эмоциональную, личностную и душевную структуру ребенка. Не бойтесь огорчить или обидеть его, когда этого требует ситуация, ведь внутренняя борьба невозможна без запретов и порой даже слез. Апостол Павел говорил: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».

«Для того, чтобы дать детям религиозное воспитание, родители должны сами придерживаться определенной веры. Вы сами должны жить с Богом.

Религия не может быть наказанием для ребенка — «будешь плохо себя вести — отведу к батюшке». Либо же вести в храм в ущерб его игровым развлечениям: сходили сегодня в церковь, значит на карусели уже не пойдем — это неверно. То есть храм должен быть дополнением к повседневным делам ребенка, а не заменой его жизни.

В церковном воспитании нужно ориентироваться на то, каким хочет видеть ребенка Бог. В этом и есть суть любви: «Любить — значит видеть человека таким, каким его задумал Бог», — сказал Федор Достоевский.

Важно «не перекармливать» ребенка церковной жизнью — тут необходимо проявлять чуткость и смотреть за поведением чада в церкви.

Но все самое важное начинается в семье. Если родители вмести с детками молятся перед тем, как сесть за стол, это и есть духовное воспитание. Как отмечает священник Даниил Сысоев, важно молитвы не читать, а распевать — так дети лучше усваивают. Я убедился в этом на моей семье. Если родители читают дома Священное Писание — это и есть духовное воспитание.

Кстати, в дореволюционной России общее семейное чтение Писания было нормой. Если родители вместе с ребенком могут посмотреть, например, мультфильм «Маша и медведь» или «Лунтик», а потом дать свой христианский комментарий, то это тоже будет религиозной ремаркой».

Родион Петриков, священнослужитель, психолог и счастливый папа

Учите делать добрые дела и дайте понять, откуда берется все то, что окружает ребенка. Не пытайтесь оградить его от всех опасностей — наоборот, готовьте к честному труду и к некоторой доле суровости жизни. На начальном этапе вам необходимо добиться послушания.

Во всех элементарных аспектах воспитания иногда нужно опираться на религиозную основу — вера в Бога и отношение к нему (любовь, благодарность, надежда). Без этого невозможно познание истинной нравственности. Ребенок должен чувствовать ответственность за свои поступки не только перед вами, но и перед Богом, который может разозлиться и наказать непослушного.

Не забывайте, что ваше поведение будет хорошим примером — любите друг друга, совместно произносите молитвы, беседуйте о Боге, ходите в храм, соблюдайте посты и другие церковные обычаи, помогайте нуждающимся.

Неудачи в религиозном воспитании могут происходить из-за вашей неподготовленности, слабой веры и чрезмерного увлечения материальными благами. Также не стоит раздражаться и проявлять гнев при непослушании — вы должны быть внутренне дисциплинированы, чтобы ребенок брал с вас пример.

Ни в коем случае не принуждайте детей к мучительным делам, которые им пока не по силам — будьте максимально снисходительными и мягкими, но избегайте крайностей, чтобы первые шаги религиозного воспитания укрепились в сознании ребенка.

Создание личностной привычки (в том числе и в совершении религиозных традиций) помогает устранению каких-то вольностей в поведении и в дальнейшем поможет ребенку направлять свою энергию в нужное русло.

Верующая мама делает акцент на то, Бог может наказать и наградить, он находится повсюду и спрятаться от него невозможно. Бог помогает во всех добрых делах и пообщаться с ним возможно посредством молитвы — за помощь его необходимо обязательно благодарить. Расскажите ребенку о том, что у него есть Ангел-хранитель, который будет оберегать от всего плохого.

Вам необходимо непрерывно наблюдать за поведением любимого чада, справедливо оценивать тот или иной поступок, воспитывать последовательность действий и безгранично его любить.

1.1 Понятие о религиозном воспитании

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, процесс, ценность, как систему, воздействие, взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом. Тем не менее в отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание».

Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют: воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией; воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; воспитание в еще более узком значении - решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.) . Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие - нравственное, религиозное, трудовое, эстетическое воспитание, третьи - добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание. Процесс религиозного воспитания не является одномерным. Он включает в себя несколько измерений, которые в равной степени необходимы для формирования целостной личности. Иными словами, в религиозном воспитании важно то, что в современной педагогике называется холистическим, то есть целостным подходом. Какие же аспекты включает в себя холистический подход применительно к воспитанию в духе религиозной традиции? Несомненно, в процессе религиозного воспитания очень важным является привитие навыков благочестия, религиозного образа жизни, в том числе во внешних формах и проявлениях. Подлинное воспитание должно способствовать проявлению, раскрытию этого образа в жизни человека. Человек, получивший такое образование, думает и действует в соответствии с началом, заложенным в него Богом; в каждом своем поступке и суждении он пытается соответствовать мировоззрению, в котором центральное место занимает Бог.

Главным вопросом воспитания, таким образом, становится вопрос формирования мировоззрения . Именно такой холистический подход к воспитанию важен в современной России. Сегодня, согласно статистике, свыше 60% населения нашей страны тем или иными образом связывают себя с православной традицией. Однако процент тех, кто регулярно ходит в храм, значительно меньше. В связи с этим важно понять, что следование определенным нормам жизни, диктуемым православной традицией, - это не только принятие «православной бытовой субкультуры», которая связана с внешними формами религиозной жизни: бытом, лексиконом, способом одеваться и т.д. Религиозное воспитание не может быть направлено лишь на включение человека в эту субкультуру. Само по себе это включение, конечно, важно, однако его недостаточно, поскольку значительное количество наших соотечественников, которые хотя и идентифицируют себя с Православием, тем не менее, не достаточно воцерковлены и поэтому окажутся невосприимчивыми к такому религиозному воспитанию. Тому большинству наших соотечественников, которые хотя и не ведут пока активной церковной жизни, тем не менее, ассоциируют себя с православной традицией, важно получить некую мировоззренческую опору в жизни. Это и должно стать целью современного религиозного образования и воспитания .

Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях, или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.) .

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический .

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях. Например, мистический уровень православного воспитания определяет следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь .

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом - стратегии адаптации и обособления в социуме .


И ее христианский путь изнутри темнеет, колеблется в самых основах своих. С особенной силой это проявляется как раз в том вопросе, которому посвящена настоящая статья, - в вопросе о религиозном воспитании в семье. Здесь действует положение, которое по его бесспорности может быть названо аксиомой религиозной педагогики: религиозно влиять на детей может только тот, кто сам. живет религиозной жизнью...

И что он может сделать для этого человека. Детоводительство, коим является педагогика, в большей мере, чем любое другое служение, зависит от того, кого мы собрались вести. Значение духовно-нравственного воспитания Духовная жизнь русского человека, тайна его рождения и смерти, взлетов и падений, выбора жизненного пути незримо, но не­разрывно соединены с разворачивающейся уси­лием отнюдь не...

На авансцену истории великого русского государства и русского народа, сумевшего XIX веке объединить более 100 других народов в единое государство. Как видим результаты двух цивилизационных выборов были прямо противоположны: подлинное возрождение и объединение русского народа, и колоссальные потрясения Западной Европы. В Смутное время Русская православная церковь, когда нависала смертельная...

Это значит раскрыть его личность, «но не в линиях так называемого "гармонического" развития естества, а в линиях внутренней иерархичности в человеке». Это означает, что воспитание - это обязательно воспитание физическое, нравственное социальное, религиозное, моральное, эстетическое, имеющие, однако «инструментальное значение в развитии основного начала в личности - духовной жизни». ...

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх