Где живет настоящий Дед Мороз? Как выглядит настоящий дед мороз.

История русского Деда Мороза December 26th, 2013

Кажется, что Новый год с ёлками, подарками, Дедом Морозом и Снегурочкой был всегда... Но как бы не так! Оказывается, любимый новогодний персонаж, каждый год с трепетом ожидаемый каждым русским ребенком, появился на свет не так уж давно. Однако обо всем по порядку...


Молодой дедушка

Про Новый год и ёлку я уже писала год назад () и рассказывала о том, что в нашей стране традиция рождественской и новогодней елки, а также сам праздник Нового года возникли в знакомом нам виде совсем недавно...

Но, оказывается, Дед Мороз еще моложе! Ему всего-то 100 лет. То есть до начала прошлого века не было никакого Деда Мороза... Суровый и злой Трескун был, веселый и справедливый Морозко был, в Европе все дети уже знали Санта Клауса, а вот нашего родного Дедушки Мороза не было.

Лишь к началу ХХ века складывается знакомый образ Деда Мороза - доброго волшебника с белоснежной бородой в длинной шубе и боярской шапке, который приносит подарки детям. Однако тот Дед Мороз был исключительно рождественским персонажем, ведь именно Рождество считалось наиболее значимым зимним праздником.

Смерть и возрождение Деда Мороза.

После революции образ Деда Мороза вместе со всеми рождественскими (и в целом православными) традициями подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года, когда Рождество было объявлено рабочим днем, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна, не допуская даже малейших намеков на подготовку к светлому празднику Рождества Христова.

Но, к счастью, эти безрадостные времена миновали, и уже в 1935 году была организована первая новогодняя елка. Произошло это после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П.П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового года. И вот по всей стране начинают организовывать новогодние мероприятия, с использованием хоть и рождественской, но все же сильно переосмысленной, атрибутики. А уже в 1937 году Дед Мороз впервые появился перед гостями вместе со своей внучкой Снегурочкой.

Прообразы Деда Мороза

Современный образ Деда Мороза имеет не одного предшественника. Он безусловно вобрал в себя черты бесконечно доброго и милосердного архиепископа Николая (прообраза Санта Клауса), который жил в городе Мира (Турция) еще в 4 веке и после смерти был причислен к лику святых. До сих пор Святой Николай угодник почитается не только в христианских странах, но практически по всему миру.

Наш Дед Мороз похож и на своего языческого славянского прадеда - духа зимы, повелителя морозов. Именно этот языческий бог осыпал землю снегом, замораживал реки и озера, а зачастую спасал народ от врагов, замораживая их суровой русской зимой.

Где живет Дед Мороз

Первая родина Деда Мороза - Архангельск, именно там в 1991 году были созданы "Дом Деда Мороза" и "Почта Деда Мороза".

В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза», по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе.


Лапландский заповедник

С 1998 года по инициативе бывшего мэра Москвы Ю. Лужкова в Вологодской области действует государственный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября. Эта дата была выбрана в связи с тем, что как раз в этих числах в Великом Устюге обычно день ударяют первые сильные морозы.


Резиденция деда Мороза в Великом Устюге

25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». В город идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, других городов России.

В 2011 г. была открыта новая сказочная резиденция Деда Мороза в Мурманске.

С начала проекта детьми из разных стран было отправлено более миллиона писем Деду Морозу. Эти письма бережно хранятся в "сокровищнице". Письма распределяются между нашими Дедами Морозами, так что ни один их них не сидит без дела. Так, например, если в письме не указан Лапландский заповедник, то его отправляют в Великий Устюг.

Вот и получается, что у нас в России несколько общегосударственных Дедов Морозов... Но, на самом деле, все дело в том, что Дед Мороз - замечательный волшебник, поэтому он запросто может оказаться сразу в нескольких местах одновременно!

С наступающим Новым годом и Рождеством!

ТЫ ДОЛЖНА ВЕРНУТЬ САНТА-ХРЯКУСА.
- Зачем? Ради мира, доброй воли и звона волшебных бубенцов? Да всем наплевать! Он просто старый толстый клоун, который заставляет людей веселиться в страшдество! И я пережила все это ради какого-то старика, который лазает по детским спаленкам?
- НЕТ. РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ СОЛНЦЕ ВСТАЛО.
Терри Пратчетт «Санта-Хрякус»

Дед Мороз, Санта-Клаус, Пэр Ноэль, Святой Николай - зимние дарители подарков хорошим детям (на самом деле - всем подряд) заполонили весь околохристианский мир. Эти персонажи делают самое холодное и мрачное время года чуточку волшебным, помогают скрасить бесконечное ожидание весны. Но в самом начале своей древней истории они были такими же холодными и мрачными. Человечество прошло долгий путь, прежде чем начало отмечать победу над своими зимними страхами.

Dead Мороз

Чем севернее жили люди, тем сложнее у них были отношения с природой. И тем затейливее им представлялись персонификации стихийных сил, с которыми приходится бороться, чтобы выжить. Именно к воплощениям зимней стужи восходит образ бородатого добряка с мешком подарков. Только в древности он был совсем не добрым, и подарок в его арсенале был один: шанс пережить ещё одну зиму. Бесценный дар для времён, когда сорок лет считались преклонным возрастом.

Мороз, снег и лёд, зимняя глухая темень в сознании наших предков ассоциировались со смертью. В скандинавских мифах на обледенелом севере расположено царство мёртвых, где правит жуткая богиня Хель - прототип Снежной королевы из сказки Андерсена. Дома современных Дедов Морозов тоже помещают на севере: Лапландия, Гренландия, Аляска, Северный полюс, «полюс холода» Оймякон в Якутии… Российский Великий Устюг Вологодской области да белорусская Беловежская пуща - пожалуй, самые южные места, где поселяли этого дедушку. К счастью, современные Деды Морозы не хотят нас убить. А наших предков - хотели. И те хитрили как могли, откупаясь жертвами.

В самую длинную ночь в году - в зимнее солнцестояние, с 21 на 22 декабря - древние германцы и кельты отмечали праздник Йоль (Yule). Было чему радоваться: после этой ночи солнце «поворачивало на весну», и день начинал удлиняться. Люди украшали дома вечнозелёными ветками падуба, плюща и омелы, пили горячий эль с пряностями, сжигали в камине специальное «йольское полено», ходили в гости к соседям. Эти обычаи после христианизации Европы стали атрибутами Рождества и Нового года, наступающих чуть позднее Йоля.

Йольское полено - не только украшение, но и традиционный рождественский десерт (рулет с кремом)

Изображение Вотана-странника стало популярной иллюстрацией к истории Вечного Жида

У германцев Йоль был посвящён Вотану (он же Один), богу мудрости, владыке жизни и смерти. По легенде, впервые пересказанной Якобом Гриммом, Вотан скачет в эту ночь по небу во главе Дикой охоты, приобщая к своей свите неосторожных путников. Возможно, именно здесь коренится традиция «Рождество - семейный праздник»: в самую длинную ночь года все члены семьи должны сидеть у родного очага, а не шляться по дорогам. Вотана часто изображали длиннобородым стариком, опирающимся на копьё, в плаще и шляпе странника - узнаете Дедушку Мороза в тулупе и с посохом? Вотану на Йоль приносили жертвы - достоверно известно, что это были лошади и свиньи, но не исключено, что в самой глубокой древности жертвы были человеческими.

Славянский Мороз (Мраз) тоже требовал жертв. Отголосок церемонии человеческого жертвоприношения можно увидеть в сказке «Морозко». Помните девушку, которую едва не заморозили до смерти, но потом щедро одарили в награду за кротость? Так вот, юные девственницы, которых каждую зиму отправляли в лес в качестве жертвы зимнему богу, действительно замерзали насмерть. Но в языческом сознании такая смерть означала приобщение к той самой стихийной силе, которой все боялись. И если Морозко принял жертву - значит, в этом году он будет добрым.

В украинских и белорусских сёлах ещё в XIX веке ритуально «приглашали» Мороза на рождественскую кутью (сладкую пшеничную кашу с сухофруктами) - безобидный эквивалент человеческой жертвы. Если вспомнить, что кутья также была традиционным блюдом на славянских поминках, ритуал приобретает дополнительную глубину, превращаясь ещё и в способ связи с духами умерших предков.

Но как эти капризные и ненасытные стихии превратились в добрых и щедрых дарителей? Чтобы это произошло, в мировой мифологии должен был появиться другой, не языческий персонаж.

В книге Терри Пратчетта «Санта-Хрякус» пропавшего духа Страшдества подменяет Смерть - потому что антропоморфные персонификации должны помогать друг другу

Санта-Чудотворец

В III веке нашей эры в римской провинции Ликия, что в Малой Азии, жил юноша Николай, который с детства решил посвятить себя религии. Когда умерли его родители, он раздал всё своё немалое наследство бедным, а сам отправился в обучение к дяде-епископу, который позднее рукоположил его в священники. Со временем Николай сделался епископом Мирликийским, любимым в народе за доброту и щедрость к нуждающимся. Причём эту щедрость он проявлял тайком - но всё равно почему-то становилось известно, что загадочным благодетелем был именно епископ.

Одна из легенд о Николае гласит, что он прослышал о трёх сёстрах-красавицах, чей отец был беден и не мог дать за ними приданого, поэтому вместо того, чтобы выдать дочерей замуж, замыслил продать их в публичный дом. Чтобы спасти девушек от этой участи, Николай собрал три мешочка с золотом и подкинул их в дом сестёр - по разным версиям легенды, в окно или печную трубу. И мешочки эти угодили в чулки, вывешенные возле очага для просушки.

Изображение святого Николая в католической традиции. Кстати, как и Вотан, он считается покровителем путешественников.

В память о щедрости святого Николая - а святым он был назван ещё при жизни - день его памяти (6 декабря, или 18 декабря по новому стилю) стал праздником, в который положено дарить подарки и помогать бедным, ритуально приобщаясь к тому истинно христианскому образу жизни, который вёл епископ-бессеребренник. Детям рассказывали, что подарки приносит сам святой Николай - добрый седобородый старик в длиннополом епископском одеянии и высоком головном уборе (митре). Чтобы подарок оказался в детском носочке, который специально вешали у камина, святой Николай якобы поднимается на крышу каждого дома и спускается по печной трубе.

В эпоху Реформации, когда протестанты боролись с католическим обычаем почитания святых как с идолопоклонничеством, ритуал дарения подарков сместился на Рождество - в память о дарах, которые принесли младенцу Христу трое волхвов. Святой Николай впал в немилость, сохранившись в качестве главного рождественского благодетеля лишь в нескольких странах. Сейчас многие польские, украинские, австрийские, чешские, венгерские, хорватские и часть голландских детей получают главные подарки «за хорошее поведение в течение года» не на Рождество или Новый год, а в день памяти святого Николая - 18 декабря. Впрочем, некоторые умудряются выпрашивать у родителей по подарку на все зимние праздники. Если вы помните себя ребёнком, то должны знать, как это делается.

В Нидерландах и Бельгии Святого Николая сопровождает Чёрный Петер - слуга-мавр, ведущий свою родословную от одного из рождественских волхвов-дарителей.

Праздник к нам приходит

Из Голландии святой Николай переехал в Америку - вместе с волной голландских переселенцев в XVIII веке. Они называли его Синтерклаас - отсюда и произошло известное нам имя «Санта-Клаус». Правда, поначалу его так звали только в Нью-Йорке, который изначально принадлежал Голландии и назывался Новый Амстердам. Английские пуритане, делившие северо-восток нынешних Соединённых Штатов с голландцами, Рождество не отмечали - у них вообще были проблемы с весельем.

В 1821 году Синтерклаас впервые садится в сани, запряжённые оленем

Отец Рождество образца 1836 года больше напоминает бога вина и веселья Диониса (Бахуса)

Но в английском фольклоре был старинный персонаж по имени Отец Рождество (Father Christmas), символизировавший не христианский обычай бескорыстно делиться с ближним, а скорее языческую любовь к безудержному веселью во время праздников. Отца Рождество представляли толстым бородатым мужиком в коротком камзольчике на меху, любителем выпить пива, плотно поесть и поплясать под заводные мелодии. В викторианскую эпоху, когда влияние протестантов в Англии ослабло (большинство успело эмигрировать в Америку), Отцу Рождество досталась ещё и миссия дарить детям подарки. А в Америке его внешность и любовь к веселью («Хо-хо-хо!») достались Синтерклаасу, превратившемуся в Санта-Клауса. Красный цвет одежды - вот и всё, что осталось в Америке от епископа Николая.

В 1821 году Синтерклаас появился на страницах детской книжки неизвестного автора «Новогодний подарок детям от пяти до двенадцати лет», а в 1823-м - в стихотворении Клемента Кларка Мура «Визит Святого Николая», ныне известном американским детям как «Ночь перед Рождеством». Оно написано от лица отца семейства, который просыпается в рождественскую ночь и наблюдает, как по небу летят сани Санта-Клауса, запряжённые оленями, и как сам Санта спускается по каминной трубе, чтобы разложить подарки для детей в чулки, развешанные у камина.

В стихотворении Мура названы имена восьми оленей из упряжки Санты: Дэшер, Дэнсер, Прэнсер, Виксен, Комет, Кьюпид, Дондер и Блитцен. Шесть первых - английские (Стремительный, Танцор, Скакун, Резвый, Комета, Купидон), последние два - немецкие (Гром и Молния). Девятый и главный олень Рудольф появился больше ста лет спустя, в 1939 году, в стихотворении Роберта Л. Мэя. Особенность Рудольфа - огромный сияющий нос, которым он освещает дорогу всей упряжке.

Эта сцена с тех пор повторяется постоянно - на рождественских открытках, в кино и мультфильмах, а также в рассказах родителей, которые хотят, чтобы их дети верили в Санта-Клауса, а не в мучительные поиски подарков в суете предрождественских распродаж. Появилась традиция оставлять в рождественскую ночь у камина угощение для Санты: молоко с печеньем - в Америке и Канаде, рюмку хереса или бутылку пива с куском мясного пирога - в Англии и Австралии. Да, Санта-Клаус стал частью культуры всех англоязычных стран, вернувшись через океан на свою прародину Британию, а оттуда добравшись до Австралии. Кстати, в 2008 году ему было даровано канадское гражданство.

А в том, что Санта стал известен всему миру, винить надо божество ХХ века - Его Величество Маркетинг. В 1930-е годы весёлый румяный старик в красно-белых одеждах стал появляться в рекламе «Кока-колы». Тогда же актёры, изображающие Санту, начали в праздники работать в разукрашенных торговых центрах и на рождественских ярмарках - общаться с детьми, выслушивать их заветные желания и ненавязчиво продвигать товар.

Эта реклама уже тогда была настолько массовой, что породила устойчивую городскую легенду, будто канонический облик Санта-Клауса был изобретён «Кока-колой». На самом деле в XIX - начале XX века он частенько появлялся на иллюстрациях в таком виде. Да и в рекламе его облик впервые использовала не «Кока-кола» - Санте и до этого приходилось продвигать минеральную воду и имбирный эль.

Борода из ваты

История отечественного Деда Мороза в том виде, в каком мы его знаем, также насчитывает немного лет. Ещё в XIX веке он был персонажем русского фольклора и детских книжек (например, сказки Одоевского «Мороз Иванович»), время от времени заглядывал на публичные детские ёлки - но редко. Родители в Российской империи рассказывали детям, что подарки им приносит младенец Иисус, либо честно признавались, что дарят их сами. Языческого Мороза не одобряла православная церковь, да и дети боялись бородатого старика - в их сознании Мороз был суровым зимним властелином из сказок. Когда в 1910 году такой Дед появился на празднике в одном детском саду, распевая песню на стихи Некрасова «Не ветер бушует над бором», малыши расплакались от страха. Воспитательнице пришлось снять с актёра фальшивую бороду, чтобы Мороз выглядел человечнее.

Встреча Морозко и кроткой падчерицы в исполнении Ивана Билибина

Революция 1917 года едва не поставила крест на зимнем празднике: Рождество, как и прочие даты церковного календаря, большевики решили списать в утиль. Ёлки и прочие ритуальные зимние увеселения были вычеркнуты из быта нового советского государства - в 1929 году Рождество официально стало обычным рабочим днём.

Но в 1930-е от «левых перегибов» начали отказываться. В ноябре 1935 года Сталин произнёс знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее». Пользуясь случаем, кандидат в члены ЦК ВКП(б) Павел Постышев, мечтавший вернуть детям праздник, в декабре выступил в газете «Правда» с предложением: организовать для советских детей праздничные ёлки, очистив их от религиозных атрибутов. Так ёлочная звезда Вифлеема превратилась в пятиконечную советскую, вместо Рождества было решено массово праздновать Новый год, Святки с традиционным ряженьем в костюмы стали новогодним карнавалом. Изменилась и атмосфера праздника: Рождество было тихим семейным торжеством, Новый год же полагалось отмечать шумно и весело.

Иллюстрация 1950-х годов к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»

Проблема была только с Дедом Морозом: дети по-прежнему боялись старика в белых одеждах. Чтобы смягчить эффект, в сопровождение ему была выдана внучка Снегурочка, ласково называющая Мороза «дедушкой», и целая свита лесных зверюшек. Кроме того, в сказочных представлениях, которые разыгрывались на детских ёлках, Дед Мороз выступал добрым волшебником, этаким Гэндальфом, спасающим Новый год от козней Бабы-яги, Лешего, Кощея Бессмертного и прочей нечисти. Мало-помалу, в течение двух десятилетий, Дед Мороз в Советском Союзе стал таким же безобидным, хоть и могущественным добряком, как Санта-Клаус на Западе. Только одевается он обычно не в красное, а в белое и синее - оттенки заснеженных зимних сумерек. Лишь в последние годы Мороз иногда появляется в красном, а его головной убор приобретает черты митры святого Николая.

Если Снегурочка - внучка Деда Мороза, то кто её родители? Этот вопрос задают все малыши, едва научившись разбираться в родственных связях. Судя по всему, Снегурочка - это не тающая от любви бледная красавица из сказочной пьесы Островского (в пьесе её называли дочкой Мороза и Весны, а не внучкой), а одна из девушек, которых когда-то приносили Морозу в жертву. Внучкой он её называет лишь потому, что по возрасту она ему во внучки годится.

* * *

Новогодние ёлки - всё, что осталось в нашей культуре от древнего ритуала встречи Зимы и упрашиваний Мороза, чтобы он был действительно добрым. В этом празднике есть все нужные атрибуты и обрядовые действия: украшенная ёлка как воплощение мирового древа и символ бессмертия (потому что вечнозелёная), вождение хороводов (обрядовый танец, в индоевропейской культуре символизировавший солнце), разыгрывание мистерии о победе Света над Тьмой… Всё служит той же цели, с которой наши предки приносили жертвы Вотану или Морозу: бесстрашно встретиться с холодной Смертью лицом к лицу и в честном бою выиграть право пережить ещё одну зиму.

Как следует повеселитесь в новогоднюю ночь. От этого зависит, взойдёт ли весеннее солнце.

Вот уже совсем скоро Новый год, и в преддверии этого праздника мы начинаем верить в чудеса и надеяться на то, что сказка рано или поздно войдет и в нашу жизнь. Мы, взрослые, со временем начинаем забывать о том, что помимо бытовых проблем и работы, существует масса приятных моментов и есть реальные места, где можно не просто отдохнуть, а поверить в волшебство. Новый год, конечно, ассоциируется у нас с ожиданием чуда. А главным в это волшебное зимнее предновогоднее время является не кто иной, как Дед Мороз. И это вовсе не выдуманный герой и не персонаж детских сказок, а реальный дедушка, которого можно увидеть, потрогать, с ним можно поговорить, к нему можно съездить в гости. Кто же такой Дед Мороз, откуда он взялся в русском фольклоре, кто является его прообразом и где живет настоящий Дед Мороз - с удовольствием поведаем вам в этой статье.

История появления Деда Мороза.

Есть как минимум 2 версии того, откуда произошел Дед Мороз и кто является его прообразом:

Первая версия.

Дедушка Мороз - языческий дух, который существовал еще до того, как на Руси появилось христианство. В те времена наши предки верили, что есть различные духи умерших, главной задачей которых было сохранение своего рода. Считалось, что они влияли на погоду и заботились об урожае и домашних животных. Для того чтобы как-то отблагодарить этих помощников, необходимо было делать им пожертвования или, точнее сказать, дарить подарки. Вот для этого в канун нового года деревенские молодые люди наряжались этими духами и ходили по соседским домам, выпрашивая, как правило, съестные подарки. В разных городах, конечно, были какие-то свои особенности и обычаи, но смысл их всех был один: молодежь таким способом одаривала духов, заботящихся об их жизни на земле. Среди этих переодетых людей всегда был один главный - самый старый, самый страшный и самый свирепый дух, который и считается прообразом современного Деда Мороза.

Вторая версия.

Дед Мороз - единственный Хозяин зимней вьюги, который появился из персонажей русских сказок –«Морозко»или «Мороз - красный нос». Правда, сначала его звали Дедом Трескуном и выглядел он немного иначе, нежели современный герой. Это был старичок довольно маленького роста. Он носил длиннущую бороду и отличался довольно суровым нравом. У нашего сегодняшнего Деда тот же крутой нрав. Он считается строгим, но добрым и очень справедливым.

Происхождение, так же как и внешний вид русского Деда Мороза, значительно отличается от европеизированного Санта Клауса. Их новогодний герой - реально жившая историческая личность. За добрые дела, которые он сделал при жизни, его нарекли святым. Наш же Дедушка, хоть лицо и изначально вымышленное, но благодаря правительству РФ и администрации Москвы, сегодня реально существующее. Для того чтобы не только дети, но и взрослые могли поверить в сказку, в 1999 году была официально открыта резиденция Деда Мороза. Так где живет настоящий Дед Мороз, чем он занимается и как выглядит его дом?

Место, где живет настоящий Дед Мороз.

Городская резиденция Дедушки. Официальной родиной главного персонажа Нового года считается Великий Устюг. Это российский городВеликоустюгского района, который находится в Вологодской области. В самом городе есть сказочное почтовое отделение, куда приходят письма для Деда Мороза со всей страны и даже из Зарубежья.

Точный адрес, куда можно отправлять письма таков: 162390, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, Почта Деда Мороза. Однако письма доходят, даже если просто написать на конверте: Дедушке Морозу.

Недалеко от почтового отделения находится городская резиденция владыки холодов. Это красивое здание, где Дед Мороз принимает свои решения о том, как и где отпраздновать новогодние праздники, куда поехать и кому какие подарки подарить. Решает он это благодаря своей Книге добрых дел. Она находится в Тронном зале городской резиденции. Любой желающий может посетить это помещение, посидеть на троне Дедушки Мороза, подержать посох и даже изготовить своими руками небольшие новогодние сувениры в местной мастерской. Здесь есть и Музей, где любой желающий может почитать о различных приключениях Дедушки и даже изучить его родословную. Но если здесь он работает, то где же он живет?

Загородная резиденция Деда Мороза. Вотчина Дедушки находится в прекрасном месте - на берегу реки Сухоны в сосновом бору, всего лишь в 11 километрах от Великого Устюга. Это вполне реальное место, в которое тоже можно приехать, погостить и увидеть все своими глазами. Дом Деда Мороза представляет собой огромный деревянный терем, путь к которому лежит от резных ворот через Аллею Чудес или по Тропе сказок. Если вы отправитесь в гости к Деду Морозу, то по пути непременно встретите массу приключений. Вы сможете встретить различных сказочных героев, сходить в гости кЛесовичку, зайти на Пасеку к белобородому волшебнику, посидеть у большого костра, послушать пение заморских птиц и полюбоваться диковинными цветами в «Зимнем саду». Вы сможете посетить зоопарк или отправиться в фольклорный центр «Горница», зайти в кузницу Деда Мороза или в его Дом моды. Территория усадьбы Деда Мороза очень большая. Здесь есть кафе "Снежинка" и кафе "У Деда Мороза", где можно отдохнуть, покушать или отметить день рождения. Есть и отдельная гостиница, а также гостевые 2-х этажные коттеджи. Есть сауна с каминным залом, бассейном и бильярдом. Еще есть каток, стадион и спортивный зал. Кроме того, повсюду находятся игровые площадки и есть даже торговые ряды. У Деда Мороза все продумано так, чтобы его гости отлично отдохнули и почувствовали себя в настоящей сказке. Здесь можно кататься на лыжах, снегоходах ипневмосанях . А можно гулять по сосновому бору и пешком.

Можно приехать в гости к хозяину снега и летом. Летом в этом чудесном месте вас будет ждать незабываемая рыбалка на живописных прудах, катание на лодках или на катамаранах. Летом можно поиграть в теннис, попрыгать на батутах, прокатиться по лесным тропинкам на роликах, реально поездить и наквадроциклах , или просто пожарить шашлык в деревянной беседке.

Дом Деда Мороза. В центре усадьбы Хозяина зимы стоит большой деревянный терем, отличающийся своим величием и красотой, – это и есть то самое место, где живет настоящий Дед Мороз. Дом этот поражает своим величием и красотой с первого взгляда. Внутри терема ровно 12 комнат, в которых, помимо самого Дедушки, живут еще и его помощники. Терем этот довольно большой, гостеприимный, очень уютный и, конечно, волшебный. Есть отдельная комната, где хранятся самые разнообразные подарки, присланные со всех уголков мира. Есть комната для нарядов Деда Мороза, которых очень много: это и летние костюмы, и спортивные, и зимние шубы и многое - многое для всех случаев жизни. Есть еще комната желаний и спальня Деда Мороза, и еще очень много всего интересного, что лучше увидеть самим. Если ваш малыш пока еще не знает, где живет настоящий Дед Мороз, и, возможно, вообще, не верит в его существование, - обязательно приезжайте с ним в гости к Дедушке Морозу, где не только ребенок, но и вы непременно поверите, что волшебство и сказки реальны, и они могут произойти с каждым!

На чтение этой публикации уйдёт не более 9 мин

В прошлом году для посланий с новогодними поздравлениями партнёрам по работе я решил подобрать красивую открытку, чтобы непременно с Дедом Морозом была и со Снегурочкой! Как водится, обратился за помощью к поисковикам, но ни Яндекс, ни Google не помогли мне найти интересующих меня сказочных героев. Вместо Деда Мороза и Снегурочки чего я только не увидел в рунете, и сознание моё, взрослого человека, чуть не перевернулось.

Вместо сказочных русских персонажей, так любимых детворой, поисковые системы в огромном количестве выдали мне фотографии каких-то персонажей, лишь цветом своей одежды схожих со сказкой. Пролистал бесчисленное множество интернет-ресурсов, но встретил лишь клоунов в красных халатах, подпоясанных полотенцами, бравых молодчиков в обнимку со «Снегурочками», одетыми в купальники и в красные колпаки, снятые с пьяного Санты Клауса, валяющегося тут же по ногами. В общем, полное бл@д@тво, а не сказка!

Национальные традиции, истинно русские ценности всё чаще подменяются издержками западной культуры. Мы становимся безродными и зависимыми жалкими подражателями. Кредиты мы берём в долларах, пироги, расстегаи и кулебяки нам давно заменили хот-доги, пицца и шаверма. Попробуйте, остановите сейчас на улице любого подростка, и поинтересуйтесь у него, «Что такое ватрушка?» Ватрушкой он, скорее всего, назовёт средство для катания с горок.

Своего великого исконного русского Бога — Деда Мороза даже в новогодние праздники россияне по глупости старательно заменяют на иностранного задрыгу Санту Клауса, что в пижаме с колпаком и с пузом. Наши дети уже забывают, как выглядит настоящий Дед Мороз. Мы в какой стране живем, россияне? Стыдно. В преддверии Нового года я напомню Вам, каков он, настоящий русский Дед Мороз. Наш. Родной. Любимый с детства. Расскажите своим детям о нём накануне праздника.

Образ Деда Мороза

Дед Мороз — славянский персонаж. Он главный сказочный персонаж на празднике Нового года, а в славянской мифологии - олицетворение зимних морозов. В отличие от приблудного древнееврейского самозванца, великий русский Мороз имеет реальную неодолимую Божественную силу.

Он могучий русский языческий бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях - олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.

Под влиянием христианства, жестоко боровшегося со славянским язычеством, первоначальный образ Снежного Деда был искажён (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

Как и все волшебники, Дед Мороз может наказать за злые и нечестные поступки героев сказок, так и помочь в самый отчаянный момент. Но в отличие от традиционной в европейской Снежной Королевы, Морозко свою волшебную силу преумножает, согревая сердца людей своей любовью. Он всегда дает возможность исправить свою ошибку другим персонажам. Сердце Снежной Королевы – кусок льда, а русский Дед Мороз несёт нам такую добрую теплоту своей древней языческой славянской души, что сравнить её можно лишь с теплом солнца.

В гардеробе Деда Мороза долгополые шубы трёх цветов: белая, синяя и красная, на седовласой голове боярская шапка, украшенная разноцветными кристаллами, в руках он держит посох и мешок с подарками. Густая белая борода спадает почти до самой земли, к его ногам, обутым в русские валенки. По старой традиции передвигается Мороз на тройке великолепных белых лошадей, символизирующих три зимних месяца. Вершить добрые дела помогает Деду Морозу его божественная внучка — Снегурочка, обычно изображаемая в белой, серебристой или голубой шубе.

Тем не менее этот добрый сказочный Дед имеет множество обличий и имён. У каждой страны есть свои легенды и поверья, которые рассказывают о жизни Мороза, его помощниках и способах доставки подарков детям.

Мы с детства в новогоднюю ночь ожидаем Деда Мороза, американские дети – Санта Клауса.

В Англии с подарками приходит Отец Кристмас (Father Christmas),
В Австралии — Вайннахтсмен,
В Австрии — Сильвестр,
В Германии - это Кнехт Рупрехт или Вайнахтсманн (Weihnachtsmann - рождественский дед),
В Голландии — Сайте-Каас (Синтер Клаас),
В Греции (Кипр) — Святой Василий,
В Грузии — Товлис Бабуа,
В Дании — Юлетомте (Юлеманден) или Святой Николас,
В Италии - Баббо Натале,
В Испании – Олентцеро, Папа Ноэль,
В Казахстане — Аяз-ата,
В Камбодже — Дед Жар,
В Колумбии – Папа Паскуаль,
В Китае — Шо Хин, Шэн Дань Лаожэнь,
На Кипре – Святой Василий,
В Монголии – Увлин Увгун,
В Норвегии – Ниссе, Юлениссен,
В Нидерландах - Сандеркласс,
В Румынии – Мош Джерилэ,
В Словакии - Ежишек,
В Узбекистане – Кер или Кор Бобо,
В Финляндии - Йолупукки,
Во Франции - Пер Ноэль,
В Чехии - Дед Микулаш,
В Швеции — Крисе Крингл (Юлниссан, Юль Томтен (Йолотомтен)),
В Эстонии – Йыулувана,
В Японии - Одзи-сан,
В Якутии – это Эхээ Дьыл (попробуй позвать на новогодней елке!).
На Алтае — Соок-Таадак
В Калмыкии — Зул
В Карелии — Паккайнен

Якутский Эхээ Дьыл

Злой Чысхаан, злобный повелитель морозов, стремящийся погубить все живое (крайний слева). Русский Дед Мороз, всемогущий повелитель морозов и погоды (второй слева). Добрый Эхээ Дьыл (второй справа) и его старшая внучка Хаарчаана, покровительница снега.

Вот сколько имён у любимца детишек! Но как бы ни назывался добрый волшебник, который является под Новый год в каждый дом, его ждут во всем мире.

Признаки настоящего русского Деда Мороза

Внешние особенности Деда Мороза и его неизменных атрибутов таковы.

Борода и волосы — густые, длинные и седые (серебристые). Эти детали облика несут огромный символьный характер, обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы — единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки — белые, льняные (символ чистоты), украшены белым геометрическим орнаментом. Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрывать шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы.

Шуба — длинная (по щиколотку), обязательно серебряная (сплошь расшитая узорами из серебряных нитей), в крайнем случае синяя, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Шуба имеет внутренние застежки. Красный «революционный» цвет появился уже в советское время. Некоторые современные театральные костюмы грешат экспериментами в вопросах цветовой гаммы и замены материалов. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка — под цвет шубы, расшитая серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (или белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки — полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие «неточности»: замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон с кисточками (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки — белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость — символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки — неизвестно.

Пояс (допустим, но нежелателен) — белый с орнаментом под цвет долгополой шубы (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма, полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль.

Обувь — белые, расшитые серебром валенки (или, в крайнем случае, шитые серебром сапоги с приподнятым носком, каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует). В морозный день Дед Мороз всегда надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от «подделки».

Посох — хрустальный или посеребрённый «под хрусталь». Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы, без крючкообразного навершия. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.

Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он неглядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет – на то он и Бог.

Передвигается Мороз пешком или на санях, запряженных тройкой белых лошадей, или мгновенно перемещается таинственным божественным образом, о котором нам знать не дано. Любит также рассекать родные просторы лыжным ходом. Случаев использования Дедом Морозом оленей не зарегистрировано — они для нашего могучего Бога мелковаты.

Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка.

Чтобы оживить в памяти образы Деда Мороза и Снегурочки, ниже прикрепляю несколько иллюстраций — это лучшее, что что мне удалось найти в рунете:

Давайте не будем забывать про нашего русского Морозку!

А задрыжку Санту оставьте в покое. А как же иначе?! Вы можете представить его в глухой русской деревне в 30-градусный мороз? Представить Санту, который сковывает лёд на реках? Прокладывает морозные снежные пути путникам? Наметает снежные сугробы? То-то и оно! Задрыганный Санта Клаус – всего лишь бизнесмен и коммерсант, вечно снимающийся в рекламе «Кока-Колы» — ему не до детей.

И ещё: Дед Мороз никогда не носит очков и не курит трубку. У русского божества и с глазами, и с привычками все в порядке, в отличие от разных западных клоунов.

Случилась эта сказочная история в ежином лесу как-то перед самым Новым Годом. Погода стояла морозная и снежная. Приближался праздник, и Ёжик направился к своему другу, Зайцу, чтобы незаметно для него выведать, какой он подарок хочет на Новый Год.

Ёжик считал, что дарить подарки - это самое интересное и приятное занятие. Заяц, конечно, тоже будет выспрашивать Ёжика о подарке, который ему бы хотелось получить. И Ёжик, как обычно, намекнёт другу про баночку липового мёда. Впрочем, в этом году не только мёда хотелось Ёжику. Дело в том, что у него сломался самовар, а точнее, кран у самовара. Раньше, зимними вечерами Ёжик любил сидеть у окошка, слушать как трещат угли в самоваре и пить, не спеша, чай, долго-долго, до самой ночи. А теперь кран подтекал, и приходилось делать всё быстро, иначе на полу появлялась большая лужа кипятка. Ёжик ещё осенью ходил к Еноту, большому мастеру, но тот так и не смог починить кран.

Отогнав печальные мысли, Ёжик встал, надел валенки и вышел на улицу. День был пасмурный, небо затянуло сплошной пеленой, сквозь которую еле проглядывало зимнее солнце. Падал снежок. Ветра не было и можно было легко рассмотреть крупные снежинки, медленно опускающиеся на землю.

Ёжик шёл, не спеша любуясь природой и думая, как он будет узнавать у Зайца про подарок. На подходе с дому он прервал раздумья, отвлекшись на какой-то шум.

Подойдя поближе, Ёжик заметил, что спорят трое: Заяц, Барсук и Енот.

Здравствуйте, - поздоровался Ёжик.

Привет, - Заяц обрадовался другу, - как хорошо, что ты пришел! Может, ты что подскажешь?

Буду рад помочь. А что случилось?

Да, ничего не случилось, - перебил Зайца Енот, просто Заяц запутался немного.

Ничего я не запутался! Понимаешь, Ёжик, зайчата мои подросли и хотят на Новый Год подарки от Деда Мороза.

И что? – Не понял Ёжик. – Ты же каждый год подарки даришь им.

Да в том-то и дело. Зайчата хотят, чтобы им подарки принес Настоящий Дед Мороз!

А раньше же кто им приносил?

Так в чем же дело? Пусть и в этом году он нарядится.

Вот и я говорю! – Сказал Енот. – Главное – это подарки! И не важно, кто их принесёт. Мои вот дети, например, те, что подросли уже, прекрасно понимают, что это я им на Новый Год наряжаюсь Дедом Морозом, но делают вид, что не узнают меня. Подарки-то всем хочется получить!

В том то и дела, что не в подарках дело. Они праздника хотят настоящего. – Возразил Заяц.- А если Дед Мороз не настоящий, то праздник, что ли, получается не настоящий?

Да, тут дело не в подарках. Но как же быть? – Задумался Ёжик.

Да тут хитро надо действовать, - вмешался в разговор Барсук. - Вы бороду нацепили и уже Дедами Морозами себя возомнили. Нужно тоньше действовать!

А тебе-то откуда это знать? – Усомнился Заяц. - У тебя-то детей нету!

Нету, - согласился Барсук,- но про Деда Мороза я больше вашего знаю.

Откуда это?

А оттуда. Я им подрабатываю.

Ты? Как это? Не может быть! – Удивились все.

А что тут удивительного. Наряжаюсь и хожу по домам за небольшую награду.

Как за награду? - не понял Ёжик.

Ну, кто орехов даст, кто яблок, кто грибов.

Так разве не Дед Мороз сам должен дарить подарки?

Барсук только усмехнулся.

Может, и должен. Но мне от этого какая польза? Зато меня из детишек никто ещё не признал.

И почему это?

А хитрее надо быть! Я, например, снег под шубу кладу, в мешке. Дед Мороз, он же холодный. А бороду настоящими сосульками обвешиваю. И много ещё каких хитростей знаю. Вам и не снилось столько! Хотите, к вам приду тоже, никто меня не признает! Мешок яблок за это всего лишь прошу.

Нет уж, не надо, - поспешно заявил Заяц. – Лучше пусть дедушка опять нарядится.

Что, яблок пожалел? - Хитро сощурившись, спросил Барсук.

Нет, просто я тебя хорошо знаю. – Заявил Заяц. - И, ты уж извини, ты никак не годишься в Деды Морозы. И дело тут не в бороде, холоде или ещё чем-то. Дед Мороз – это нечто другое.

Как хотите, - как бы без интереса сказал Барсук, - моё дело - предложить. Если всё же надумаете, вы знаете где меня найти. Но будет уже дороже: два мешка яблок. Я же вам по дружбе сначала скидку сделал.

Он развернулся и зашагал к своему дому.

Да ладно тебе, Заяц, расстраиваться,- утешил друга Енот. - Главное – подарки. Ладно, пойду я, пора уже к празднику готовиться.

Наверное, я просто сам подарю подарки, и всё, - рассуждая сам с собой, решил Заяц. – Главное, чтобы зайчата не подумали, будто их хочет кто-то обмануть.

Даже не попрощавшись с другом, Заяц направился к дому. Ёжик ещё немного постоял, размышляя о случившемся, но поняв, что он остался один, тоже пошёл домой.

Дома он не сразу пришёл в себя. Он всё сидел за столом и думал, кто же был прав в недавнем споре. Что же главное в настоящем Деде Морозе? Барсук говорил убедительно, но его слова не нравились Ёжику. Уж больно они походили на обман. И мнение Енота Ёжик не разделял. Подарки – это, конечно, хорошо, но они совсем не главное.
А время всё шло. Солнце уже скрылось, затрещал мороз, по земле заструилась лёгкая позёмка.

Наступил вечер. Спохватившись, Ёжик принялся упаковывать подарки. Он достал мешок, цветную бумагу и стал делать из неё кулёчки, в которые клал подарки: орехи, сушеную землянику, малину и другие ягоды. Ёжик старался, чтобы в каждом подарке было как можно больше разных гостинцев, ведь так гораздо интересней будет их получать. Также он старался сделать так, чтобы подарки не были одинаковыми, чтобы для каждого зайчонка был какой-нибудь сюрприз. В один кулёк Ёжик, подумав, положил большой мешочек с сушеной перечной мятой и подписал: «Зайцу». Это было очень редкое растение, и Заяц очень любил чай с мятой. Этим летом Ёжик нашёл полянку, где он смог нарвать и насушить совсем немного мяты для друга. Наконец, все подарки были упакованы и сложены в мешок. Осталось только их подарить. Но как же быть с Дедом Морозом? Зайчата очень хотели, чтобы он пришёл к ним на праздник. Ёжик посидел немного, размышляя, но так ничего и не придумал. Ему очень хотелось порадовать малышей, но не хотелось поступать так, как советовали ему Барсук или Енот.

Ёжик надел валенки, шапку, взвалил на плечи мешок и вышел на улицу. Уже стемнело. На ясном небе мерцали яркие звёзды. Мороз крепчал. Ёжик быстрым шагом направился к домику Зайца. Он шёл и думал о том, что же на самом деле главное в Деде Морозе: борода, валенки, подарки, способность творить чудеса или что-то ещё?

Нет, это всё не то, - произнес про себя Ёжик, - главное – приносить другим радость, праздник, и самому от этого радоваться.

Тут задул холодный ветер и Ёжику показалось, что весь мороз в округе сгустился на нём. Чувство это быстро прошло, но Ёжик всё равно ускорил шаг. Когда он подходил к дому Зайца, ему стало совсем тепло.
Ёжик решил просто поздравить друзей и подарить им подарки. Главное - делать это от чистого сердца. Он подошёл к двери и постучался.

Кто там? – Раздался из-за двери осторожный голос Зайца.

Это я, открывай!

Кто я? – Донеслось в ответ.

Да ты что, Заяц, шутишь что ли, старых друзей не узнаешь? – Удивился Ёжик.

Подойди к окошку, я посмотрю, - сказал вместо ответа Заяц.

Делать было нечего, Ёжик подошёл к окну. Из дома на него смотрели зайчата, Зайчиха и Заяц. Причём у Зайца глаза были широко раскрыты от удивления. И никто, казалось, не собирался открывать ему дверь.
Первыми опомнились зайчата. С криками «Ура» они кинулись к двери. Улыбаясь, Ёжик вошёл внутрь.

Наконец-то узнали меня, - сказал Ёжик, войдя в дом.

Узнали, - сконфуженно произнёс Заяц, - узнали, только не сразу. Честно говоря, я не верил, что Настоящий Дед Мороз существует.

Дед Мороз? – Не понял Ёжик.

Заяц и Зайчиха вели его в большую светлую комнату, а зайчата прыгали вокруг и кричали:

Дед Мороз! Дед Мороз! Настоящий Дед Мороз!

Ёжик с минуту стоял на месте, недоуменно оглядываясь по сторонам, но потом, наконец, решил, что это, видимо, такая игра. Он улыбнулся и сказал:

Да, я - настоящий Дед Мороз. Я прихожу на праздник к тем, кто меня ждет. А вы приготовились к празднику?

Да! – Закричали наперебой Зайчата и тут же выстроились в хоровод и запели песню.

Ёжик внимательно смотрел на них и удивлялся. Он взглянул на своего друга, Зайца, тот удивленно смотрел на Деда Мороза, и улыбка счастья не сходила с его лица. Ёжик никак не мог понять своего друга, который вроде бы, словно и не узнал его.

А что вы приготовили к празднику, стихи выучили? – Спросил Ёжик.

Зайчата тут же выстроились в очередь и стали рассказывать стихотворения для Деда Мороза. Потом они спели вместе песню про ёлочку. Ёжик слушал их и на душе у него было так весело и хорошо! После песни Дед Мороз стал загадывать зайчатам загадки про зиму, а потом и зайчата загадывали загадки ему.

Праздник продолжался уже целый час, как вдруг Ёжик почувствовал, что ему стало жарко. Так жарко, словно бы он заболел.

Ну, хорошо, молодцы! Порадовали меня, теперь и подарки пора получать! – Поспешил он.

Подарки! Подарки! – Радостно закричали зайчата и тут же окружили Деда Мороза.

Ёжик развязал мешок и стал всем раздавать подарки. И в этот момент он чувствовал себя самым счастливым ёжиком на свете. Раздав подарки, он заторопился домой.

Ну, мне пора, жарко у вас тут, того гляди растаю. До свиданья, до следующего Нового Года!

До свиданья! С Новым Годом! - Закричали зайцы, провожая Деда Мороза.

Ёжик вышел на улицу и ему сразу стало легче. Отойдя от дома зайцев, он огляделся по сторонам. Всё вокруг казалось странным: вроде как обычно мела метель, трещал мороз, но Ёжик совсем не чувствовал холода.

Я точно заболел, - сказал он вслух и поскорей направился к своему домику.

По дороге он всё вспоминал, как здорово прошёл праздник, как радовались зайчата, и как смешно удивлялся Заяц. И самому Ёжику становилось радостно на душе от этих воспоминаний. Уже у самого дома подул ветер. Он налетел резко, словно бы сдувая с Ёжика радостное оцепенение. Полетел снег, залепляя колючими снежинками нос и глаза. И сразу стало как-то холодно. Налетевшая снежная метель покружила немного и полетела дальше, а Ёжик побежал домой. Там, переодевшись, он нацепил тёплый свитер и шерстяные носки, достал банку мёда и поставил самовара, налив в него немного, на один стакан, воды, чтобы не капало. Как только вода закипела, Ёжик заварил земляничный чай, быстро выпил его, заедая мёдом, и лёг в постель, укутавшись одеялом.

Он думал, что разболеется, но ему было хорошо и тепло. За окном шумела не на шутку разыгравшаяся метель, а в печке тихо потрескивали дрова. Вскоре Ёжик заснул, и ему снова снился праздник у зайцев.
Утром Ёжик проснулся поздно. Всё случившееся с ним накануне казалось волшебным сном. Он долго валялся в кровати, так неохота было вылезать из-под тёплого одеяла в остывшую за ночь комнату.

Но вылезать пришлось. В дверь кто-то забарабанил маленькими лапками.

Иду, иду, - крикнул Ёжик, вставая, - кто там?

Это мы, зайцы, - донеслись из-за двери голоса.

Ёжик открыл дверь, и в комнату гурьбой ввалились зайчата, за которыми шёл Заяц.

- Ёжик, Ёжик, а к нам вчера Дед Мороз приходил, настоящий! Он нам подарков принёс, целый мешок!

Да тихо вы, чего разгалделись? Дайте пройти. - Пожурил Заяц детей. - Ёжик вон спал ещё.

Да ничего,- улыбнулся Ёжик, - я рад, что праздник вам понравился.

Очень понравился,- согласился Заяц, - а ты не заболел ли?

Нет, обошлось, - Ёжик успокоил друга, - как новенький.

Ну и хорошо. Жаль только, что ты на праздник не попал, так весело было. К нам ведь Настоящий Дед Мороз приходил.

Ёжик недоуменно посмотрел на друга, хлопая глазами.

Что? Не верится? – Усмехнулся Заяц.

Так ведь это я …

И я думал, что не бывает, - перебил друга Заяц, - но вчера я видел его своими собственными глазами, вот как тебя сейчас.

Да уж, - произнёс Ёжик, уже и не зная, что ему думать про всё это.

Он мне мяты подарил, целый мешочек. Её в этом году нигде не было. Да, кстати, среди подарков был и тебе один. Держи!

Заяц протянул Ёжику сверток.

А это тебе от нас. – Трое зайчат внесли и поставили на стол небольшой бочонок меда. - Ну, мы пойдем, мы только проведать тебя зашли и подарки передать. Дети, пошли! Ёжику нужно отдохнуть. Мы тебе потом всё расскажем. Выздоравливай!

Зайцы вывалились на улицу. Заяц осторожно, но плотно прикрыл за собой дверь.

Ёжик стоял на месте, пытаясь сообразить, что же это сейчас было. То ли зайцы его разыгрывают, то ли и вправду они его вчера не узнали. И тут он вспомнил про подарок. В лапах у него был сверток из синей бумаги, точно такой же, какую использовал Ёжик для упаковки подарков. Только поверх этой затейливыми белыми буквами было написано: «Ёжику от Настоящего Деда Мороза».

Ёжик сел за стол и осторожно развернул подарок. К величайшему изумлению Ёжика внутри оказался кран от самовара, совершенно новенький. Ёжик завороженно снял старый кран и поставил новый. Тот встал на место, словно тут всегда и был. Только металлический блеск начищенной меди выдавал его. Ёжик налил в самовар целое ведро воды, зажег огонь. Вскоре вода закипела. Кран не капал. Ёжик долго сидел за столом, пил чай с мёдом, слушал как трещат угли в самоваре, улыбался и о чём-то думал.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх