Сделайте сами расстановочное упражнение «Моя семья за обеденным столом. За семейным обеденным столом

Традиция семейных ужинов в наши дни – довольно редкая вещь. Каждый перекусывает в то время, когда он может или хочет, не дожидаясь остальных. Ведь работающие родители зачастую приходят с работы в разное время, а в распорядок дня детей никак не вписываются поздние посиделки. Между тем в некоторых семьях еще сохранилось правило общего приема пищи и для взрослых, и для детей. В таких домах твердо установлено время, когда каждый должен сидеть за столом, что бы ни случилось.

Впрочем, предлагая домашним установить определенное время для ужина или по крайней мере для завтрака, вы можете столкнуться с тем, что вас просто засмеют. Однако общие приемы пищи – то, ради чего стоит побороться. И вот почему.

1. Спокойное общение друг с другом.

Конечно, сын в любой момент может написать сообщение отцу и, возможно, он даже получит нужный совет в ответ. Но подумайте, как часто вся семья собирается вместе так, чтобы можно было вести всеобщий разговор? Семейный ужин – это прекрасная возможность увидеться и поговорить друг с другом. Постарайтесь ввести правило – не делиться за столом плохими новостями, пусть это происходит до или после еды. Обсуждайте ваши дальнейшие планы, спортивные успехи, планируйте семейные поездки. Пусть дети всегда будут ассоциировать семейные ужины с позитивными разговорами и вкусными блюдами.

2. Уважение родителей детьми.

Дети, которые постоянно едят только вместе с мамой, начинают считать, что она – более важный человек в их жизни, чем отец, потому что мама находит время сесть рядом и поесть, а постоянно занятый своими делами отец – нет. Когда вы едите все вместе каждый день, дети учатся уважать и ценить обоих родителей. В такой момент они ощущают важность каждого в семье. И ценят, что оба родителя, несмотря на свою занятость, выделяют драгоценное время для того, чтобы поддержать эту традицию.

3. Употребление здоровой пищи.

Любой адекватный родитель старается не кормить детей вредной едой. Поэтому на стол, за которым сидят дети, подаются максимально полезные продукты и блюда. И когда за этот же стол садятся взрослые, волей-неволей им тоже приходится есть сырники, а не бутерброды с колбасой, и салаты из свежих овощей вместо жареной картошки. Так что семейный прием пищи – это еще и отличная возможность наладить здоровое питание. Как минимум – за завтраком или ужином.

4. Сплочение семьи.

Семейные ужины помогают справиться с небольшими семейными неурядицами. Крупных противоречий они, вероятно, не снимут. Но люди, которые преломляют вместе хлеб, так или иначе вынуждены налаживать контакт друг с другом. Это, в свою очередь, помогает учиться разговаривать и слышать друг друга, улучшить внутрисемейную атмосферу и укрепить связи в вашей отдельно взятой ячейке.

5. Усвоение хороших манер.

Независимо от того, маленькие у вас дети или они уже подросли, совместный обед позволяет ненавязчиво обучить их хорошим манерам – конечно, если вы сами являетесь знатоком этикета. Так дети быстро понимают, как управляться с ножом и вилкой, можно ли садиться за стол непричесанным, стоит ли сидеть за столом с ногами. Кроме того, общие трапезы приучат и к пунктуальности – ведь тот, кто опаздывает к ужину, заставляет голодать всех остальных.

6. Наслаждение временем.

Хотите вы этого или нет, но большинство родителей принимают своих детей как должное – так же, как и большинство подростков относится к своим родителям. Взрослые считают, что зарабатывают достаточно для того, чтобы дети ни в чем не нуждались, и этого вполне довольно, чтобы считать свой долг перед семьей выполненным и не торопиться сквозь вечерние пробки к ужину. Но даже 20 минут, проведенных вместе за завтраком, избавят от ощущения, что время утекает сквозь пальцы. Вот она – настоящая жизнь, с полусонной дочкой, собирающейся на контрольную по химии, с сыном, предвкушающим встречу с товарищем в садике.

7. Формирование добрых воспоминаний.

Когда дети вырастут, они никогда не смогут стереть из памяти эти драгоценные семейные ужины. Они будут помнить, как важно садиться за стол всей семьей хотя бы раз в день, и, безусловно, будут учить делать то же самое своих собственных детей. Так что традиция ежедневно садиться вместе за стол будет передаваться из поколения в поколение. Разве это не весомая причина начать созидать прекрасные семейные воспоминания прямо сегодня?

Зинаида Евгеньевна Серебрякова выросла в интеллигентной семье, которая жила в мире искусства и с раннего детства решила быть художником. Уже в детских набросках маленькой 3иночки проявляется собственный почерк и стиль.

В 1900-х годах Серебрякова довольно часто рисовала своих детей: Женю, Шуру, Танюшку и Катюшу. На сей раз картина За обедом, хотя конечно, сюжет еще назвают "За завтраком", но об этом ниже. В 1914 г. она создала их общий портрет. За семейным обеденным столом трое ребятишек ожидают трапезу. Один мальчик пьет воду, другой начал есть суп, а малышка, положила свою ручонку прямо на тарелку, ожидая чего-то вкусненького.

Все ребята активны, не возникает впечатления, что они позируют. Живой, общительный семилетний Шурик, повернулся, чтобы взглянуть на маму и посмотреть, чем она занята. Ведь маму уже ждет суп, а ее стул еще даже не отодвинут от стола.

Мечтательный, немного медлительный восьмилетний Женя в ожидании, когда бабушка нальет и ему в тарелку ароматный горячий суп. Трехлетняя малышка Таня тоже смотрит на маму. Каждый ребенок отличается своим, только ему присущим выражением лица и позой.

Создать портрет ребенка трудная задача для художника, Как мы знаем дети всегда вертлявыи не сидят в одном положении, настроение меняется каждую минуту, и необходимо в какое-то мгновение уловить интересное выражение лица и мимолетное настроение.

Картина Серебряковой За обедом стала Одной из самых запоминающихся картин художницы. Неудивительно картину часто называют именно "За обедом", наверное из за сложившегося стереотипа нашего мышления в повседневной жизни, потому как, на столе стоит супница.

Однако стоит отметить, что семья художницы жила по европейскому режиму: в восемь часов утра на стол подавалась булочка и молоко, а в полдень, так называемый большой завтрак, напоминающий обед.

Да и стол сервирован скорее по западному образцу. Стол накрыт не клеенкой, как в большинстве домов в целях практичности, а белой накрахмаленной льняной скатертью.

Столовый фарфоровый сервиз включает в себя и нарядную супницу, похожую на обеденную в нащем понимании. Сей кухонный атрибут редко можно увидеть на обычных российских кухнях. Расписная супница служит украшением стола. Видно, что в этой семье детей с первых дней их жизни приучают видеть красоту во всем окружающем их мире.

Остальные предметы более обыденны: стаканы, молочник, сахарница… Но как аппетитно выглядят только что испеченные румяные булочки. То есть жизнь идет спокойно, размеренно, без излишеств, но достаток есть, хотя и скромный.

Дети хорошо одеты, согласно их возрасту, а Танюшка, которую часто называли Татой, в красивом кружевном передничке.

А вот Катюша в период написания картины, была еще очень мала, поэтому за столом не присутствовала. Возможно, чуть попозже мама возьмет ее на ручки и покормит сама.

Дети за обедом поражают кристальной чистотой внутренних отношений, чувствуется душевность. Однако нет сентиментальности. Серебрякова рассказывает о семье удивительно искренне и поэтично.

Мало кто из творческих личностей может соперничать с Серебряковой по количеству работ, которые она посвятила детям. Возможно, именно материнство принесло ей столько одухотворенности и обнажило натуру художника - нежную, тонкую, любящую.

Серебрякова продолжила традиции русской реалистической школы и достойно заняла почетное место в истории искусства. В настоящее время картина «За завтраком» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.

Знаменитая картина Зинаиды Серебряковой «За обедом» показывает быт русской семьи. Дети вернулись из школы, мать наливает им горячий вкусный суп. Стол покрыт белоснежной скатертью. Старший мальчик уже приступил к приему пищи, а младшенькая девочка ждет своей очереди. В этой, казалось бы, незначительной детали показывается уклад жизни русской дореволюционной семьи: сначала к еде приступал старший член семьи, а за ним – все остальные.

Картина наполнена атмосферой дома, тепла и уюта. Видно, что художник изобразила свою семью, а не придуманную. Рассматриваешь картину – и хочешь оказаться в этом доме, отведать с братьями и сестрой приготовленный мамой суп.

Дети, изображенные на картине, - эти школьники, которые вернулись домой голодные и немного уставшие после напряженной учебы. Девочка уже не может себя сдерживать: она положила маленькие ручонки прямо в тарелку, будто намекает матери побыстрее покормить ее. Судя по всему, девочка только пошла в первый класс. На ней надето красивое школьноt платье с белым фартуком. Девочка – всеобщая любимица, ведь она сидит во главе стола, где должно быть место отца. На столе стоит желтый кувшин, а возле него находится тарелка с шоколадным печеньем. Предположительно, в кувшине налит ягодный компот, любимое лакомство детей, или же полезное парное молоко. Еще на столе можно увидеть свежие булочки, они такие румяные, что хочется взять их и побыстрее съесть. Не обходится обед и без соли. Без нее не вкусен никакой обед. Стол очень большой – значит в этом доме любят собираться всей семьей за обедом или ужином, рассказывать о том, как прошел день, делиться радостями и горестями. Посуда очень красивая: синяя с замысловатым узором.

Настроение у героев картины разное: мальчик на заднем плане чем-то огорчен, может, он получил в школе плохую отметку или просто сильно устал. Он, призадумавшись о чем-то, медленно пьет воду из стакана. Дети на переднем плане чем-то обескуражены, словно их кто-то окликнул или неожиданно зашел в столовую.

Мама детей – хорошая и заботливая хозяйка. Видно, что она ждала возвращения ребят и приготовила вкусный и полезный обед. На картине видны только руки женщины, эта деталь говорит о ее трудолюбии. Еще это означает, что мама – самый главный человек в жизни каждого ребенка, а ее руки – это символ защищенности и спокойствия.

Зинаида Серебрякова в картине «За обедом» изобразила идеальную русскую семью, где царит любовь и радость. Хочется, чтобы каждый ребенок возвращался в дом, где его поймут, поддержат и вкусно накормят.

2 класс, 6 класс, 5 класс.

На картине художница изобразила, как проходит обед в её собственной семье. В гостиной за столом, покрытом белом льняной скатертью на стульях сидят дети - два мальчика и девочка. Стулья полированные, темные. Видно, что семья живёт в достатке. Дети очень похожи друг на друга и цветом волос, и выразительными карими глазами. Мальчик и девочка, сидящие на переднем плане картины, повернулись в сторону входящего человека. На большом стуле девочке низко, она не достаёт до стола и ей подложили подушку, она ещё и села, поджав под себя левую ногу. Маленькие дети любят так сидеть за столом. На ней надет белый фартук.

Стол сервирован по всем правилам этикета - льняные салфетки заправлены в специальные кольца. На столе стоит столовый сервиз.Суповые тарелки стоят на десертных тарелках. Это самое начало обеда. Подано первое блюдо - суп. Женская рука половником разливает суп по тарелкам из высокой фарфоровой супницы, которая стоит на деревянной подставке. Это сделано для того, чтобы не испортить горячим супом полировку стола под скатертью. Можно разглядеть красивый рисунок на супнице. Второй мальчик собирается попить воды из прозрачного стакана, взгляд его направлен внутрь него. Девочка положила правую руку на тарелку с голубой каёмочкой, пока она свободна, именно ей в данный момент наливают суп. К обеду поданы свежие булочки. Мальчик, сидящий спиной, в правой руке держит ложку и собирается отправить её в рот. Отвлекли ребёнка от еды.

Возле четвёртого стула стоит только мелкая тарелка. Стул придвинут к столу вплотную. За ним видно дверку от печки. Напротив него стоит жёлтый кувшин, сахарница и тарелка с печеньем. Ещё на столе можно увидеть солонку, прозрачные стаканчики, глиняный горшочек, графин с прозрачной жидкостью.

Обед проходит в полуденное время. Тень от оконной рамы падает на рубашку мальчика, который сидит спиной к окну. Если присмотреться, то оконную раму видно и на глиняном горшочке, и на жёлтом кувшине.

Так и хочется сказать детям: «Приятного аппетита».

2 класс, 6 класс, 5 класс.

Сейчас читают:

  • История создания Ревизора Гоголя сочинение

    В начале октября 1835 года во время личной встрече Николай Васильевич Гоголь просит своего приятеля А.С Пушкина подсказать ему смешной сюжет о русской действительности, который может лечь в основу комедийного произведения. Существует две версии того,

    Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» написана в тот историко-литературный период, когда романтизм плавно уходил в прошлое, уступая место реализму. Однако, несмотря на столь позднее написания (1839год), это произведение считается одним главных

  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 6 класс

    Свою знаменитую картину «Девочка с персиками», которая сегодня находится в Третьяковской галерее, молодой двадцатидвухлетний художник Валентин Серов написал в 1887 году в усадьбе Абрамцево,

Ученые негативно оценивают современную традицию принимать пищу где и как угодно. Для улучшения здоровья медики советуют вернуться к обычным в прошлом сборам семьи за одним столом. Они даже назвали плюсы, которые принесет людям такая привычка

Ученые негативно оценивают современную традицию принимать пищу где и как угодно. Для улучшения здоровья медики советуют вернуться к обычным в прошлом сборам семьи за одним столом. Они даже назвали плюсы, которые принесет людям такая привычка.

1. Дети могут полюбить есть больше овощей — исследование, проведенное среди детей возрастом от 9 до 14 лет, показало, что те, кто едят вместе со своей семьей, больше едят овощей и фруктов, и меньше употребляют газировки и жареной еды.

2. Прекрасная возможность приучить Ваших детей к новым продуктам - семейные обеды и ужины позволяют расширить меню ребенка и приучить его к новым вкусам и новым блюдам

3. Родители могут контролировать объем порций - ученые доказали, что чем больше еды на столе, тем больше человек может съесть. А любовь к ресторанам, по оценке медиков, может аукнуться лишним весом — еда в кафе и барах на 60% имеет больше калорий, чем пища, приготовленная дома.

4. Еда дома улучшает психическое здоровье детей - дети, которые едят вместе со своими родителями, меньше подвержены депрессии, самоубийствам и расстройствам пищевого поведения

5. Семейные обеды препятствуют развитию вредных привычек - еда в семейном кругу 5 раз в неделю уменьшает риск увлечения ребенка сигаретами, алкоголем и наркотиками.

6. Совместный ужин в кругу семьи улучшает оценки ребенка — по исследованиям американских ученых, каждый пятый подросток, который ест со своими родителями меньше трех раз в неделю, получают тройки в школе. Исследователи утверждают, что на семейных обедах ребенок получает возможность пообщаться со взрослыми, тем самым обогащая свой словарный запас и практикуясь в словесном выражении своих мыслей.

7. Ужин с семьей уменьшает стресс - особенно хорошо снимают стресс семейные ужины у работающих мам. Кстати, подобный эффект у мужчин не наблюдается.

Приятно, когда знакомые хвалят ребенка за умение вести себя за столом. Вот только добиться того, чтобы он не чавкал, правильно держал вилку и мог красиво есть, непросто. Хотя способов воспитания много. Например, известный американский детский психолог Добсон в своей книге написал, что не разрешает детям включать телевизор во время обеда. Семья за столом - это момент единения, возможность заглянуть друг другу в глаза, выслушать, поговорить о том, что важно всем. И ничто этого настроения не должно нарушать.

Мудрая мысль, подумала я, и по-новому взглянула на воскресные обеды в своей семье. Бабушка обычно слушает радио, как будто новости интереснее жизни близких. Я, пользуясь тем, что наконец-то перед глазами ребенок, а не сослуживцы, пытаюсь за полчаса исправить все недочеты в его воспитании. Сам наследник так и норовит, подхватив тарелку, улизнуть в комнату к телевизору, где в это время идут мультики. Нет, так дело не пойдет, и я наложила запрет на ТВ, радио и газеты за обеденным столом, а также и на любые неприятные разговоры о том, что кто-то плохо учится, не слушается, не делает зарядку. Отныне во время обеда мы должны говорить только на приятные темы.

Нельзя сказать, что домочадцы восприняли нововведение с восторгом, но, поворчав, смирились, а потом и привыкли к такому стилю жизни. Теперь воскресные обеды в семье - это время комплиментов, обсуждений планов на праздники, разговор обо всем хорошем.

Приятная беседа за едой имеет и физиологический аспект. Недаром в кухне восточных народов существует правило: не приниматься за трапезу, если взволнованы или раздражены. Процесс пищеварения этого не любит. Я думаю, с восточными мудрецами согласились бы и многие врачи-педиатры.

Парадная сервировка

Учить детей правильно вести себя за столом можно прямо с младых ногтей. Чем дети младше, тем быстрее они воспринимают все тонкости поведения и охотнее следуют правилам. Дошколята с удовольствием помогают накрывать на стол, а заодно и учатся сервировке. Ставим на стол большие мелкие тарелки, на них - глубокие для супа. Нож - справа, лезвием к тарелке. Рядом - ложка, слева - вилка. Для ребенка это приятная игра. Зато потом он будет чувствовать себя непринужденно и в ресторане, и за праздничным столом в гостях. И даже если ему рано пока объяснять, что по правилам этикета разливать за столом вино должен молодой неженатый человек, сидящий справа от хозяйки дома, то создать привычку садиться за воскресный стол так, как требует этикет, уже можно. Мама - напротив папы, сын - по ее правую руку, дочка - справа от папы.

В 3-4 года ребенок уже может управляться вилкой и ножом. Только вилку и столовый нож подберите «детского» размера. Между прочим, умение разрезать на тарелке кусочек ветчины или сосиску при помощи ножа и вилки - своеобразная тренировка мелкой моторики, которая, в свою очередь, развивает мозг. Так что ребенок, который с малых лет ест правильно, - умный ребенок.

Промокните после еды губы салфеткой, скажите друг другу спасибо за прекрасный обед и увидите, как малыш «собезьянничает» и все повторит за вами. Вот так прививаются красивые манеры.

У каждой хозяйки есть в доме парадный сервиз, который хранится в буфете и ждет не дождется прихода достойных гостей. Но ни принц Уэльский, ни английская королева все что-то в гости не едут, поэтому часто мы ставим на стол разнокалиберные тарелки и щербатые чашки с трещинками, «для своих». К воскресному обеду просто необходим парадный сервиз, а также серебряные приборы и красивые салфетки.

Воспитание вкуса

Поводов покапризничать за обедом дошкольники находят много. Не хотят многие дети есть полезные и необходимые, с точки зрения взрослых, продукты. Может быть, потому, что взрослые их к этим продуктам вовремя не приучили. А дети страшно консервативны в еде: что знают, то и будут есть. А может, и потому, что воспитание вкуса - процесс очень долгий.

Детские диетологи советуют после трех лет постепенно расширять список блюд, предлагаемых малышам. Не надо им только давать копчености, маринады, соленья. Но не огорчайтесь, если ребенок наотрез откажется есть, например, рыбу или печень, студень или рассольник.

Малыш привык к пресным, не столь выразительным вкусам. Специфический запах рыбы, которую диетологи, боясь аллергических реакций, не спешат рекомендовать маленьким детям, или горьковатый вкус печенки отталкивают малышей. Выход в том, чтобы «смягчать» эту пищу - из рыбы делать котлеты, из печени - паштеты. И утешать себя тем, что с возрастом вкусы меняются. Все в детстве отворачивались от каких-то блюд, а теперь в большинстве случаев спокойно едим, часто не без удовольствия.

Кстати, воскресный семейный обед - прекрасная школа воспитания вкуса. Красиво сервированное блюдо можно попробовать, отщипнув, под благодушными взглядами родителей, маленький кусочек с папиной тарелки. «Это еда для взрослых? Я тоже уже большой!»

Время от времени приходится слышать: «У нас в доме так принято…», «У нас это традиция». Отмечать вместе Рождество, учить детей чему-то, попросить первым прощения… Традиции похожи на некий «цемент», скрепляющий детей и взрослых в одно целое, они нужны, без них не может быть счастливой семьи. Если же их нет, то можно и даже необходимо создавать семейные традиции сознательно. Например, завести такую прекрасную традицию, как общий семейный обед или ужин по воскресеньям. Со скатертью, красивой посудой, вкусными блюдами и долгими разговорами обо всем на свете.

Никому не надо доказывать, что совместный обед — не просто прием пищи. Люди встречаются за столом, чтобы приятно провести время, поближе познакомиться, посмотреть в глаза друг другу, обменяться новостями, о чем-то договориться. А уж членам одной семьи и подавно положено регулярно собираться вместе — хотя бы для того, чтобы лишний раз почувствовать, что они — экипаж одного корабля.

У человека настолько сильна потребность в общении с близкими людьми, что в некоторых странах одинокие люди даже прибегают к системе виртуальных обедов. Фактически это система телеконференции, но приспособленная к неожиданной области и дополненная рядом усовершенствований.

А между тем исследования говорят, что почти треть семей никогда не обедают вместе, и половина — едят перед включенным телевизором, сидя в интернете или, в лучшем случае, с книгой в руках. В некоторых домах в целях экономии пространства и вовсе отказались от обеденного стола и едят, держа тарелки на коленях. Парадокс.

Как изменить подобную ситуацию? Как вернуть хорошую семейную традицию?

Три многодетные мамы и психолог, тоже мама, делятся своим опытом и знаниями.

Ольга Михайловна КРАСНИКОВА, психолог, 2 детей: «Семейные обеды — это очень важно, они, как и любой ритуал, служат на благо семьи, на ее укрепление. Человек ощущает себя членом большого сообщества людей, связанных узами родства, осознает свою включенность, принадлежность к чему-то большому. Для ребенка это основополагающее чувство, которое закладывается в детстве и проносится через всю жизнь. Это влияет на самоуважение, на чувство собственного достоинства.

Но это совсем не значит, что детей надо насильно усаживать за совместный обед. Участие в семейных мероприятиях должно быть добровольным. Семейный обед — это праздник, а не принудительное действо. И если взрослая дочь или сын-студент говорят, что им некогда, что у них другие важные дела, не надо их принуждать, стыдить, называть неблагодарными. Студенчество проходит, молодость тоже, всему свое время, когда-нибудь им тоже захочется сесть за большой семейный стол. Задача хозяйки — не заставлять, а создавать условия и приглашать».

Я выросла в большой семье: пятеро детей, родители и бабушка — всего восемь человек. И ежедневно мы завтракали, обедали и ужинали вместе, в определенные часы. Но для этого были все предпосылки: детям от школы было пять минут ходу, папе от работы — тоже, и только маме, которая работала далеко от дома, надо было пройти минут десять. При этом ей не надо было тут же браться за готовку, а нам — ждать, когда нас покормят: у нас была бабушка, которая вставала чуть свет и до вечера не переставая варила-жарила-парила, стараясь не только утолить наш голод, но и угодить кулинарным вкусам каждого.

Теперь я живу в большом городе, где считается нормой добираться до школы, вуза или работы за час-полтора, а то и больше. У каждого свой график передвижения, порой очень сложный. Мамы работают наравне с папами, и мало кто может похвастаться золотой бабушкой. Как быть?

Надежда Николаевна ПАШКОВА (в девичестве Емельянова), мать 6 детей: «Да, днем все уходят-приходят, и, самое главное, редко бывает папа. А вечером, когда глава семьи дома, можно устраивать семейные ужины».

Нина БОРИСОВА, автор нескольких кулинарных книг, 6 детей: «Если семья немаленькая, как у нас, то это непросто осуществить: как на девятиметровой кухне посадить одновременно девять-одиннадцать человек? Я кормлю их по очереди. График нежесткий, он сам устанавливается.

Семейные обеды, когда за стол собирается вся семья, носят у нас оттенок праздничности, и устраиваем мы их чаще всего летом, в деревне. Там к нашему дому пристроена просторная веранда с крышей, такая просторная, что можно на велосипеде кататься, а в середине стоит огромный стол, который нам делали умельцы на заказ, и уж за ним мы помещаемся все.

Наш самый любимый праздник — это когда у мужа и наших двух младших девочек день ангела. Девочки названы в честь царственных мучеников — Ольга и Александра, в этот же день память Андрея Боголюбского. Это 17 июля, середина лета, самый венец его. И, на наш взгляд, лучшее, что может быть в эту пору, — выездной пикник. К организации этого тройного праздника мы очень серьезно подходим. Готовим скатерти, одной посуды огромную корзину набираем, салфетки, напитки — все по заранее разработанному плану».

Какие блюда лучше всего подходят для семейных торжеств?

Н. Борисова: «Это непринципиально. Каждая хозяйка исходит из своих финансовых, кулинарных возможностей и вкусов своих домочадцев. В городе это может быть пицца, салаты, плов, голубцы и пироги. На пикниках чаще всего мы готовим гриль. Если нет поста, то это курица или индейка, а в пост — рыба. А как-то раз муж с мальчиками делали рыбу в глине. Я на это смотреть не могла: дорогую рыбу обмазывают какой-то грязью, как в африканском племени! Но блюдо вышло отменное, а самое главное, все участники получили массу удовольствия».

Надо ли привлекать детей и других членов семьи к организации обедов, к помощи маме?

Н. Борисова: «Я сама быстро и хорошо готовлю, так что не всегда есть чем помочь. Ну разве что скатерть постелить, стол накрыть, вилки разложить. Дети готовят, только если сами захотят. Но вообще мои дети могут всё. Печь бисквиты они научились лет с десяти, могут приготовить себе желе (не из пакетиков, конечно), салаты, омлет, кашу. У них редко бывает в этом необходимость, но готовить умеют и мальчики, и девочки. Дети ведь любят нам подражать, и то, что делают их родители, в какой-то степени служит им матрицей поведения. Если бы я была велосипедисткой, они бы, думаю, катались со мной на велосипеде».

О. Красникова: «Важно, чтобы семейные обеды не были формализованы, чтобы они не стали игрой в счастливую семью, а для этого любое, даже самое простое блюдо надо приправить улыбкой, теплым взглядом, доброй шуткой. Если все хлопоты оказываются на плечах одной хозяйки, она может их просто возненавидеть. Тут уж не до шуток и улыбок. Разумеется, она все равно будет готовить, но не с удовольствием, а из чувства долга. А от сознания того, что ей самой это не в радость, будет еще испытывать чувство вины. Надо ли говорить, что пирожки с начинкой из чувства долга и вины не очень вкусны.

Семейный обед начинается не тогда, когда стол накрыт и все за него садятся, а в тот момент, когда обсуждается меню и решается, кто что будет делать. Если есть приглашенные, гости могут привезти свои блюда. Брат может приехать к сестре с миской своего фирменного салата, а тетя — с запеченным мясом. В результате получится стол, который готовили все, а не одна хозяйка три ночи не спала. Да, наши бабушки в одиночку готовили воз пирогов, но они не работали на трех работах, а занимались только хозяйством и имели возможность отдохнуть.

При загруженности современной женщины вполне возможен вариант, когда вся семья в воскресенье после храма заходит в кафе и проводит семейный обед там. Для мамы это праздник — не надо готовить, накрывать на стол и мыть потом посуду, для детей — событие. А супружеская пара, у которой пока нет детей, может устроить романтический ужин с выездом».

Дают ли семейные трапезы что-то в воспитании детей, в формировании их личности?

Оксана Васильевна ЕМЕЛЬЯНОВА, 6 детей, 29 внуков: «Трапеза — мощнейшее средство воспитания. Даже каждодневная, если проникнуться мыслью, что употребление пищи — это действительно образ Тайной вечери. Так нас учил наш духовник. Тогда можно внушить ребенку громадное количество разных нужных вещей. К примеру, первый, кому подается еда, — отец, младшему — последняя тарелка. Так в детях воспитывается почитание родителей.

Я помню случай в одной семье, авторитетной для меня, когда было две груши, и одна была предложена отцу, а другая — всем. И это, надо сказать, было сделано не женой, не матерью, а одним из детей. Самое удивительное, что папа взял и съел. Подобные вещи создают дистанцию, необходимую между детьми и родителями. Становится понятно, что то, что позволено Юпитеру, не позволено бычку. И это входит в кровь».

Н. Пашкова: «За столом дети сталкиваются с иерархией, у каждого — свое место, все получают еду по старшинству. Им положено сидеть тихо, не галдеть, не мешать взрослым разговаривать. Такие правила были заведены моими родителями, таким правилам следую и я в воспитании детей».

Надо ли приучать детей к этикету за столом?

О. Емельянова: «Если ребенок безобразничает за столом, можно отсадить его за отдельный столик — это действует. Свинки едят отдельно, в хлеву из корыта, вот и вы, если хотите толкаться, разливать — кушайте отдельно. А если хотите есть со всеми, то будьте добры вести себя соответственно. Плохое поведение за столом — это грешно. Когда обед не просто еда, а трапеза, дети воспринимают эти истины. Еще у меня есть правило: класть на тарелку очень маленькие порции. Если ребенок захочет еще, попросит добавки, а если не захочет, на тарелке не останется недоеденной еды».

О. Красникова: «Дети учатся не из замечаний старших — они берут с них пример. Если за столом никто не ест руками, а все пользуются ножом и вилкой, то ребенок потихоньку тоже научиться». Важна ли сервировка, оформление стола?

Н. Борисова: «Мне не хочется стирать индивидуальность, чтобы соблюсти мнимое равноправие. Ведь даже в том, кто какую чашку любит, проявляется личность ребенка. Поэтому в оформлении стола мы редко пользуемся сервизами, предпочитаем свою любимую повседневную посуду. Может быть, это не так красиво, зато каждый член семьи видит, что я считаюсь с его индивидуальностью, помню о его привычках».

Правда ли, что в семьях, где существуют традиции, дети благополучнее и устойчивее к стрессам? Вообще, есть ли связь между будущим человека и тем, что в детстве у него бывали семейные обеды?

О. Красникова: «Самое важное для развития ребенка — наличие мамы и папы и хорошего отношения между ними. А если они еще и обедают вместе — это дополнительный и очень весомый бонус».

Н.Пашкова: «Семейные обеды — это показатель некоторого благополучия, здоровой атмосферы в доме. Время сейчас такое, что не знаешь, кого из детей куда понесет, но когда есть что-то общее — это некоторая гарантия того, что ребенок не собьется с пути, что в нужную минуту он сделает верный выбор».

Н. Борисова: «За десять лет наши праздники не слились в череду однообразных застолий. Это всегда незабываемые впечатления: все громко поют «Многая лета…», самая красивая посуда имениннику, мы стараемся, чтобы его вкусы были учтены. Все это делает детство счастливым и дает огромный заряд любви друг к другу. И даже если потом дети войдут в возраст протеста и бунтарства, такие семейные праздники — залог того, что рано или поздно дорогие воспоминания начнут всплывать и влиять на их жизнь».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх