Современные подходы к физической культуре в дошкольном образовательном учреждении. Не желательны также асимметричные упражнения, которые выполняются одной рукой или ногой: метание мяча на дальность и в цель только правой рукой, прыжки со скакалкой только

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей № 13 «Звездочка»

(МБДОУ д/с № 13)

Консультация для педагогов ДОУ

«Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей»

Составила:

инструктор

по физической культуре

А.А. Соболева

2018 г.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании.

Здоровье подрастающего поколения – общемировая проблема ХХI века. Одним из примеров важности этой проблемы являются данные о влиянии ухудшения экологической ситуации в мире, что привело к тому, что 25% заболеваний и 23% смертей в мире вызваны воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, что явилось причиной каждого третьего заболевания детей младше 5 лет. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. Испокон веков наши предки уделяли постоянное внимание физическому воспитанию.

Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда является приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. Важность этого направления обусловлена тем, что до сих пор ещё не преодолены неблагоприятные тенденции к снижению уровня здоровья среди детей. Медиками и педагогами продолжаются поиски путей повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ.

Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются:

  1. Систематизация медицинских, оздоровительных технологий, применяемых в современных ДОУ. В настоящее время в ДОУ используются оздоровительные технологии, одни из которых являются традиционными, другие – инновационными.
  2. Одним из условий успешной реализации инновационной деятельности является индивидуализация оценки уровня психологического, физического и социального развития ребенка.
  3. Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.
  4. Формирование культуры здоровья детей, родителей и педагогов

Объектом практически любого инновационного процесса становятся дети.

Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику образования, что работа современного дошкольного учреждения уже не мыслится без использования тех или иных инновационных педагогических технологий. В качестве инновации чаще всего рассматривается любое новшество, вводимое в систему традиционного образования. Особого внимания заслуживают инновации в области физического воспитания дошкольников, которые при множестве положительных сторон, в частности повышения творческой роли педагога в образовательном процессе, нередко имеют определенные издержки. Так, существенная доля инновационных разработок последних лет основывается на идее интеграции физического и умственного воспитания дошкольников. В практике традиционного образования это направление реализовывалось в различных формах физкультурной деятельности с целью поддержания умственной работоспособности детей в процессе занятий (физкультминутки, динамические паузы).

В настоящее время первое, что можно заметить у детей, - слабое физическое развитие детей. Поэтому, многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны, в первую очередь, способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих технологий, обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить

использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в

различных видах деятельности и представлены как: технологии сохранения и

стимулирования здоровья; технологии обучения ЗОЖ, коррекционные

технологии. Необходимо создавать педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских работников. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

В нашем ДОУ уделяется особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма – релаксацию.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно -

оздоровительной работы с использованием звукопроизношения на выдохе. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Корригирующая ортопедическая гимнастика используется для профилактики плоскостопия с использованием массажных дорожек, прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог « взрослой жизни» , не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Также большую пользу приносит Самомассаж.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком в игровой форме. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.

Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время.

Также используются и другие здоровьесберегающие технологии которые принося огромную пользу для здоровья ребенка: ритмопластика, различные корригирующие гимнастики, гимнастика для глаз и т.д.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к

здоровому образу жизни.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая инновационная здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Необходимо повышать психолого- педагогическую компетентность родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включать их в процесс активного взаимодействия с ДОУ. В процессе организации единого

здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи. В нашем саду используются разнообразные формы работы. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей, проводятся индивидуальные консультации, спортивные праздники совместно с родителями. Проводимая физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Таким образом, инновационные здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.


Физические особенности детей старшего дошкольного возраста. «Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста и развития детей» (Студеникин М.Я., 1988).

Рост и развитие организма имеют свою закономерность. Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7-10см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106,- 107,0см, а масса тела - 17 - 18кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц составляет 200,0г., а роста - 0,5см. .

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка старшего дошкольного возраста еще не завершено.

Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3-4 лет, но к шести годам еще не окончено. Эти особенности необходимо учитывать при проведении подвижных игр, игровых упражнений и физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа и уха могут привести к травмам..

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. В целом в старших группах детям по-прежнему легче удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, требующие опору на одну ногу, например в подвижных играх: «Сделай фигуру», «Не оставайся на полу», «Совушка» и др..

Координация движений дает большую экономию в затрате энергии. Умение согласовать работу отдельных мышц вырабатывается не сразу. Координация движений улучшается с возрастом, особенно если дети имеют возможность упражняться в различного рода движениях.

Позвоночный столб ребенка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей) осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков образоваться грыжа. Поэтому при выполнении детьми трудовых поручений нужно следить за посильностью физических нагрузок..

Грудная клетка ребенка также отличается большой мягкостью. Она легко изменяет свою форму, если ее стеснять тесной одеждой, при неправильной позе - налегание грудью на стол и т.п.

Рост и развитие кости, а иногда и форма костей в большей мере связаны с работой мышц, которые в дошкольном возрасте также имеют свои особенности.

У детей 5-7 лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепления у детей плоскостопия, причиной которого обувь большего, чем нужно, размера, излишняя масса тела, перенесенные заболевания. Нужно прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и когда они стоят..

В развитии мышц выделяют несколько этапов. Один из них - это возраст 6 лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. Работоспособность мышц у дошкольника значительно ниже, чем в более поздних возрастах; утомление мышцы наступает скорее. Установлено, что утомление мышцы зависит не только от количества работы, но и от характера этой работы. Работа мышц по своему характеру может быть динамической и статической..

Упражнения, требующие статического напряжения мышц, сильно утомляют детей.

Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой (занятия, игровые упражнения, подвижные игры) упражнения по технике движений дети старшего дошкольного возраста выполняют более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию педагога, т.е. менять темп.

У детей старшего дошкольного возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущим возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает..

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет 90% размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения..

В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение, и особенно торможение, и несколько легче в данный период формируются все виды условного торможения. Задания детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается с изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему..

К особенностям, связанным с уровнем развития центральной нервной системы, надо отнести также недостаток точности в движениях детей. Для того чтобы выполнить какое-нибудь движение точно в соответствии с данным заданием, нужно хорошо осознать движение, суметь напрячь нужные мышцы с достаточной силой и выключить из работы другие, ненужные, правильно дозировать напряжение мышц во время их работы и т.д.

Утомление нервной системы в дошкольном возрасте вообще наступает довольно быстро. Оно выражается часто в возбуждении детей, ссорах друг с другом, невнимании к словам воспитателя и т.п. В более серьезных случаях оно отражается на общем поведении ребенка, его аппетите, сне, настроении. Причины утомления нервной системы могут быть различны. Иногда оно наблюдается при перегрузке движением, вследствие физической усталости, поэтому очень важно точно дозировать занятия, проводимые с детьми, внимательно следить за нагрузкой детей во время их самодеятельных игр..

Позднее других отделов нервной системы развивается кора головного мозга, обладающая самой сложной структурой. Рост сознания, развитие высших психических функций идут параллельно с развитием мозговой коры. В этом отношении ребенок за период 3-7 лет также проходит большой путь развития. Ввиду этого в старших возрастных группах воспитатель чаще прибегает к воздействию на сознание ребенка, чем в младших, где он больше опирается на характерную для дошкольного возраста эмоциональность восприятия.

Вегетативная нервная система заведует работой гладкой мускулатуры, не подчиняющейся нашей воле. Она руководит бессознательными физиологическими процессами в организме. Дыхание, сердцебиение, расширение и сужение сосудов, перистальтика желудочно-кишечного канала и пр. находятся в ее ведении..

При оценке физического развития детей нужно учитывать возможность индивидуальных отклонений, часто встречающихся в дошкольном возрасте. Повторные измерения через определенные промежутки времени дают более полное представление о ходе физического развития каждого ребенка.

Кожа ребенка также имеет свои особенности. Она значительно тоньше и нежнее, чем кожа взрослого, поэтому несколько хуже играет свою защитную роль по отношению к глубже лежащим тканям: меньше защищает их от механического или химического раздражения, от действия резких температур. Что важно учитывать при правильной постановки физического воспитания в детском саду.

Устройство дыхательного аппарата ставит ребенка, по сравнению со взрослым, в невыгодное положение. Незначительный наклон ребер, высокое стояние диафрагмы уменьшают размах дыхательных движений. Поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в плохо вентилируемых частях легких. Само строение легочной ткани до 7 лет еще не достигает полного развития..

Сердечнососудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Сердечная мышца, не подвергавшаяся еще отрицательным воздействиям различных сердечных ядов (никотин, алкоголь), не утомленная слишком напряженной деятельностью или влиянием тяжелых переживаний, работает хорошо. Сосуды относительно широки, ток крови свободно проходит по ним. Несколько хуже обстоит дело с обратным током крови - по направлению к сердцу. Но тут приходит на помощь подвижность ребенка: сокращение мышц помогает движению крови - мышцы во время работы выдавливают венозную кровь по направлению к сердцу.

Пульс у ребенка дошкольника - 90-100, у взрослого - 70-74 ударов в минуту..

При выборе физических упражнений надо учитывать особенности сердечнососудистой системы ребенка и его дыхательного аппарата, так как под влиянием посильных упражнений они развиваются и крепнут, но выбор этих упражнений должен соответствовать возрастным особенностям.

Особенностью движений детей является также недостаточная координированность (взаимная согласованность) работы мышц.

Изучая изменения в строении и функциях отдельных систем и органов, мы видим, как в связи с процессами роста и развития детского организма изменяются и движения ребенка.

Для правильной постановки работы по физической культуре особенно важно знакомство с ходом развития таких основных движений тела, как бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье. Дети охотнее всего пользуются ими в играх; трудно представить себе дошкольника, который не любил бы бегать, прыгать, лазать и т.п.

Эти движения легко даются детям, не требуют от них большой затраты внимания. Физиологическое значение их очень велико. Они повышают обмен веществ, вызывают усиленную деятельность сердечнососудистого и дыхательного аппарата, вовлекают в работу большую часть мышц и тем самым способствуют их развитию, а также росту и развитию костных рычагов. Нормальное развитие ребенка без них немыслимо.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (восприятие, внимание и память старшего дошкольника). Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером и описан следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т.е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяются и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.

Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. К старшему дошкольному возрасту внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам.

Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию, т.е. к 6-7 годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.

Воображение, мышление и речь. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.

В конце дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление ребенка, которое предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Особенности волевых проявлений у детей 6-7 лет. Дети 6-7 лет способны к проявлениям значительных волевых усилий. Основой этого является достаточно высокий уровень их общего физического и психического развития, совершенствование возбудительных и тормозных процессов, морфологического и функционального оформления коры головного мозга, накопленный в предшествующие годы опыт действия с различными предметами, а также возросшая роль слова как регулятора поведения ребенка.

Волевые действия детей 6-7 лет более осознанные, целенаправленные и регулируются мышлением, что выражается в предварительной ориентировке, обдумывании задания, в решении, что и как делать. Старшему дошкольнику доступно понимание целостного объяснения или наглядного показа задания, на основе которых он может выполнить полученное задание. Причем в отличие от младшего дошкольника 6-7-летний ребенок не сразу приступает к выполнению требуемого, а предварительно обдумывает план решения задачи .

В процессе индивидуального развития ребенка у него формируется представление о прилагаемых усилиях, вслед за которым возникает и конкретизируется представление о способностях. «Способность» как понятие и как причина собственных успехов и неудач осознается ребенком, начиная примерно с 6 лет.

К этому возрасту возникает определенное соподчинение мотивов, благодаря которому дети научаются действовать, исходя из нравственно более высоких, значимых мотивов, подчиняя им свои действия и сопротивляясь сиюминутным желаниям, противоречащим основным мотивам поведения.

Способность к самосознанию у ребенка старшего дошкольного возраста в отличие от детей более раннего возраста выходит за пределы настоящего времени и касается оценки как прежних, так и будущих деяний. Ребенок воспринимает и оценивает то, что с ним было в прошлом, пытается размышлять о том, что случится в будущем. Об этом свидетельствуют детские вопросы типа, «Каким я был, когда я был маленький?» или «Каким я буду, когда вырасту?». Размышляя о будущем, дети дошкольного возраста стремятся стать людьми, наделенными определенными ценными качествами: сильный, добрый, смелый, умный и т.п.

Целостность и гармоничность формирования личности дошкольника предполагает своевременное физическое развитие. В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (1995г.) задача охраны и укрепления здоровья детей стоит первоочередной. Деятельность взрослого, направленная на решение данной задачи, составляет содержание физического воспитания.

Методологической основой проблемы является аксеологический (ценностный) и практико-ориентированный подходы. Здоровье, как ценность, является основой, всестороннего, гармоничного развития ребенка. Успех и достижения в любой деятельности определяются физическим состоянием, уровнем работоспособности детского организма. Формирование активного, здорового, гармоничного развития человека рассматривалось врачами, педагогами, исследователями (Е.А. Аркин, Л.И. Чулицкая. Е.Г. Леви-Гориневская, А.И. Быкова, Н.И. Щелованов, Н.М. Аксарина, Т.Н. Богина, Е.А. Тимофеева, А.В. Кенеман, Т.И. Осокина, Ю.Ф. Змановский и многие другие).

В проекте Государственного стандарта по дошкольному воспитанию раскрывается содержание работы по физическому развитию:

Взрослые создают условия для психофизического развития детей;

Способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни;

Создают широкие возможности для двигательной активности детей;

Развивают у ребенка интерес к различным видам спорта;

Способствуют становлению и развитию физической компетентности детей (валеологические знания, умения, навыки), В современных программах нового поколения («Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество», «Истоки», «Развитие») содержание и условия педагогической работы по физическому развитию конкретизируется в зависимости от возраста.

Профессионально образованный педагог детского сада в своей работе постоянно оперирует специальными терминами теории физического воспитания. Дадим им характеристику. В словаре СИ. Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма» (см. Ожегов СИ. Словарь русского языка). В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. То есть, здоровье является не только биологической, но и социальной категорией. Гармония, как взамодополняемость различных составных частей, является основой хорошего здоровья.

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении"этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.). В широком понимании термин включает физические качества (выносливость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). Физическое развитие это не только биологический процесс, характеризующий становление, изменение форм и функций организма, но социальный процесс. Активность самой личности, ее отношение к своему здоровью, овладение опытом в процессе социализации развивают природные анатомо-физиологические предпосылки организма.



Овладение движениями, техникой их выполнения, развитие физических качеств происходит при активном участии взрослого. Тем самым, физическое воспитание является ведущим в развитии личности ребенка. Благодаря педагогической работе у ребенка появляется потребность в здоровом образе жизни.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Педагог осуществляет данный процесс с позиции целостности и гармонизации задач

развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Физическое воспитание опирается на данные обследования детей уровня физического развития, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям.

Термин «физическое образование» ввел П.Ф. Лесгафт, который создал оригинальную систему физического образования в России (См. Лесгафт П.Ф. Руководство физическим образованием детей школьного возраста. Пед. сочинения в 2-х томах - М.. 1993).

Физическое образование - комплексный процесс, организованный взрослым и направленный на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками, физическими качествами, привычки к здоровому

образу жизни.

Физическая подготовленность является результатом физического образования и воспитания. Под физической подготовленностью подразумевается наличие у ребенка определенного уровня компетентности в плане физического развития, уровня развития двигательных умений и навыков, физических качеств. Исследователями разработаны нормативные показатели физического развития и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений (Т.П. Осокина, Г.П. Лескова, В.А. Тимофеева, Л.Г. Голубева, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, НА. Ноткина, Т.Л. Богина и др.).

Понятие «физическая подготовленность» тесно связано с понятием «физическое совершенство», которое отражает идеальную цель физического развития. Как правило, физическое совершенство понимается по-разному на каждом историческом этапе развития общества. Но его составляющие -гармоническое сочетание всех сторон физического развития, здоровья, физической подготовленности.

Физическое совершенство отражает состояние физической культуры как части общей культуры, характеризующей достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

В современной учебно-методической и научно-теоретической литературе представлены основные задачи, содержание, средства, технологии физического развития детей дошкольного возраста.

Трудности физического развития детей объясняются тем. что все большее количество детей имеют неблагоприятную картину здоровья. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (данные Т.Л. Чертик, З.С. Макаровой, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.). Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Причины повышенной заболеваемости детей заключаются в нарушении функций организма при ограниченной двигательной активности («гиподинамия»). Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Это в свою очередь приводит к гиподинамии, вызывающей развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением (30-40% детей имеют избыточный вес).

В последние годы все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, как следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, отсутствия гибких режимов в ДОУ. В книге Н.М. Амосова «Здоровье и счастье вашего ребенка» - М.: Знание. 1987 подчеркивается, что ребенок сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. В результате наступает несоответствие между внешними данными детского организма (увеличивается ускоренно рост и вес) и внутренними органами, которые отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Современный подход к организации физического развития предполагает учет естественно-научных, психологических, педагогических основ.

Естественно-научные основы базируются на учении И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их учеников. Это положение о трояком единстве организма: единство физического (телесного) и психического; единство всех систем организма; единство организма с окружающей средой. Это учение о рефлексах головного мозга, о важности развития коры головного мозга, центральной нервной системе. Учение о взаимосвязи двух сигнальных систем (что находит отражение в сочетании показа действий и словесных инструкций). Учение о динамическом стереотипе поведения, когда создаются условные образования устойчивых рефлексов на время и его содержание. Отсюда, режим ДОУ. группы строится по этому принципу.

Современные физиологи (П.К. Анохин, Н.М.Амосов, И.А. Аршавский, М.И. Кольцова, М.В. Антропова и др.) вводят понятие «физиологическая не дозрел ость», которая выражается в неготовности естественно-биологической основы организма выполнять те или иные физические нагрузки.

Психологические основы современного физического образования раскрывают значимость развития у детей интереса к физическому «Я»; формирование потребностно-мотивационной сферы (линии осознанности, сознательности, устойчивости мотивов, склонностей и т.п.); формирование у ребенка представлений о себе как о субъекте двигательной деятельности; развитие физических способностей; учет теории установки Д.Н. Узнадзе, как специально мотивированного «пускового» механизма (Л.Н. Божович Н.Г. Морозова. Л.С. Славина. А.Л. Венгер, А.Н.Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Н.

Узнадзе и др.).

Педагогические основы включают цель и задачи, факторы и принципы, средства, содержание, условия.

Цель физического развития - охрана и укрепление здоровья детей. Задачи большинство авторов подразделяют на три группы:

I. Оздоровление: 1.Сохранять и укреплять здоровье детей. 2. Развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность. 3. Формировать умение сохранять правильную осанку. 4.

Удовлетворять потребность детей в движении. 5. Способствовать развитию всех морфофункциональных систем детского организма, правильному функционированию внутренних органов.

Таким образом, в группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, в центре внимания всех участников образовательного процесса стоит естественно-биологическая основа детского организма.

II. Образовательные задачи: I. Формировать представления о своем организме, о здоровье. 2, Знакомить детей с различными способами выполнения основных движению. Формировать представления о режиме, об актуальности отдыха 4. Создавать условия для проявления ребенком ловкости, скорости" и других физических качеств.

Таким образом, образовательные задачи предусматривают активную позицию педагога по реализации содержания физического развития детей.

III. Воспитательные задачи: I. Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности. 2. Развивать нравственно-волевые качества ребенка (организованность, взаимопомощь, взаимовыручку, самостоятельность). 3. Воспитывать субъектную позицию ребенка в разных играх и упражнениях. 4. Воспитывать культурно-гигиенические качества

Таким образом, воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей, формирование интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех факторов и средств физического воспитания. Психогигиенические факторы включают режим, рациональное питание, гигиена одежды, обуви, помещения, физкультурного оборудования. Основными средствами физического воспитания, активно влияющими на детей, являются закаливание, физические упражнения, утренняя гимнастика, развивающие игры, спортивные и подвижные игры, физкультурные занятия, плавание. В пособии М.Д. Махеневой «Воспитание здорового ребенка» - М.:АРКТИ, 1999, триаду здоровья составляют- рациональный режим, закаливание и движение. В образовательной программе «Из детства - в отрочество» называются три линии «обороны» здоровья: режим; питание; физическое воспитание (см. «Из детства - в отрочество»: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет. (Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. - М.: Просвещение, 2002.).

Учитывая многофакторность влияния на здоровье детей, работа в ДОУ должна строиться в следующих направлениях:

Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками, психологами, родителями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию;

Повышение педагогической компетентности и деловой квалификации дошкольных работников.

Педагогические условия включают:

Создание предметно-развивающей среды. Так, в группе должны быть «дорожки здоровья», стационарные спортивные комплексы и тренажеры (если позволяет площадь), министадионы. Физкультурный зал представляет собой центр здоровья, где есть гимнастические стенки, разновысотные бумы и скамейки, фитнес-мячи, мишени, мелкий спортивный инвентарь и игрушки. Здесь могут быть надувные батуты, тренажеры. Многие ДОУ имеют бассейны, водяные души.

На участке детского сада желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для мини-футбола, баскетбола, беговыми дорожками, полосами препятствия и т.п. В ДОУ можно оборудовать мини-поликлиники, где с детьми проводится лечебно-профилактическая работа. Варианты организации двигательной среды раскрыты в статье 3.Фертик (см. Фертик 3. Организация двигательной среды в дошкольных учреждениях и начальных классах. //Дошкольное воспитание. 1995.- №2.);

Создание благоприятного уклада жизни ребенка в детском саду, положительного микроклимата;

Владение педагогами различными технологиями организации жизнедеятельности ребенка.

Большое значение имеет соблюдение режима - последовательного чередования отрезков времени, наполненных тем или иным содержанием. Научные исследования влияния режима на здоровье детей, организацию их жизни были проведены Т.Н. Богиной, Н. Тереховой, Н.А. Ноткиной. Ю.Ф. Змановским, Б.П. Никитиным и др. Режим, по их мнению, должен быть здоровьесберегающим, гибким, щадящим. «Гибкий режим дня» рассматривается в трех аспектах:

Динамичный режим дня для детей;

Гибкий график работы персонала;

Разная длительность пребывания детей в группах.

Опыт работы по данному режиму изложен в пособии М.Д. Маханевой, где представлен вариант режима для детей и сотрудников (см. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М.: АРКТИ, 1999).

Педагогические требования к режиму определяют позиционную направленность взрослого: постоянство; систематичность; содержательность; разнообразие организации сферы жизнедеятельности детей.

Здоровьесберегающий режим учитывает биоритмы детей (Ю.Ф. Змановский), метеобури, дни недели, каникулы (зимой и весной), эмоциональное и физическое состояние детей, важно не допускать перегрузки детей, их утомляемости, снижение функциональных возможностей.

должна быть адекватной возрасту, индивидуальным особенностям, учитывать группы здоровья детей, в Инструктивно-методическом письме Министерства РФ № 65/23 - 16 от 14.03.2000 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» ^ даются гигиенические регламенты образовательной нагрузки. Так, максимально-допустимое количество учебных занятий в I половине дня в младшей и средней группе не превышает - двух, а в старших - три. Их продолжительность не более 15 минут (младший и средний возраст), в старшей группе - не более 25 минут, в подготовительной - не более 30 минут. В середине занятия проводится физминутка. Среди общего времени занятий следует отводить 50% занятиям, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50% - занятиям физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла. Физкультурные занятия для всех возрастных групп необходимо проводить не менее 3 раз в неделю. Одно из трех физкультурных занятий проводится круглогодично на открытом воздухе (см. «Обруч» 2000. - №3).

Каждое дошкольное образовательное учреждение имеет право на свою систему физического воспитания. Принципы реализации системы следующие:

Принцип оздоровительной направленности, главное правило - «Не навреди здоровью»;

Принцип разностороннего развития личности, главное правило - «В здоровом теле - здоровый дух»;

Принцип гуманизации и демократизации, главное правило - «Есть хочешь - будь здоров»;

Принцип индивидуализации, главное правило - «Возможности и здоровье у всех разное»;

Принцип единства всех участников образовательного процесса, главное правило - «Окажем друг другу помощь и поддержку».

Система физического воспитания представлены в общих (комплексных) и парциальных программах.

Интересный подход дается в программе «Истоки», 2003г. В программе заложены начала здорового образа жизни, физической культуры, связанные с активными движениями, дающими ребенку ощущение «мышечной радости» (И.М. Сеченов). Дети получают достаточно большой объем компетентности о собственном теле, учатся адекватно реагировать на изменения окружающей

среды, что позволяет более сознательно относиться к своему здоровью. Проблема физического развития связывается с безопасностью, с разумной осторожностью, с предусмотрительностью избежания травм, того, что может привести к нарушению здоровья и эмоционально-физического благополучия.

Программа «Истоки», как и программа «Развитие» (2000г.), «Радуга» (1989г.) обращает внимание не только на техническую, но и экспрессивно-выразительную сторону двигательной сферы ребенка. Она проявляется в том, что движения ребенка выражают его эмоциональное состояние, переживания по поводу различных событий. Развитие «языка движений» позволяет педагогу проникнуть в эмоциональную сферу дошкольника, обеспечить целостность психофизического благополучия ребенка. В программе «Истоки» основой физического развития называется здоровье, которое рассматривается в самостоятельном разделе.

В этом разделе представлены примерные режимы дня в детском саду: дается характеристика гигиеническим условиям; раскрываются особенности закаливания, его виды: методические советы для разных групп здоровья детей. К навыкам, укрепляющим здоровье детей, отнесено формирование культурно-гигиенических навыков. Общими условиями их развития являются содержательность, нарастание объема культурно-гигиенических навыков, их осознанности и «разумности». В центре педагогической работы в разделе «Здоровье» стоит психическое здоровье, когда ребенок находится в ладу с самим собой, с окружающими, чувствует себя защищенным, обладает свободой поведения, не испытывает тревожности, угнетения и напряженности. Педагогическая работа обеспечивает эмоциональный комфорт, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение. Показателями успешности работы по укреплению психического здоровья являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация к дошкольному учреждению.

Интерес представляет валеологическая программа Т.А. Тарасовой, Л.С. Власовой «Я и мое здоровье», Челябинск, 1997. Предлагается система работы по формированиию у детей осознанного отношения к своему здоровью. Авторы включают в педагогическую работу следующие формы - занятия, развивающие игры, экспериментирование, познание своего физического «Я». Наглядные и демонстрационные материалы удовлетворяют потребность дошкольников в познании своего организма. Программный материал валеологического пособия «Я и мое здоровье» обеспечивает активную позицию ребенка-дошкольника в познании особенностей своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основ управления здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т.е. «уже маленький ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером» (Т.А. Тарасова).

Воспитание валеологической культуры, формирование понимания здорового образа жизни (как система взаимоотношений ребенка с самим собой и факторами внешней среды) тесно переплетается с воспитанием нравственности, гуманности, душевного благополучия, умения корректировать не только свое здоровье, но и свои отношения со сверстниками и взрослыми Таким образом, валеологическое воспитание связано с социально-нравственным.

Воспитание валеологической культуры рассматривается в методических рекомендациях С.А.Козловой. О.А. Князевой, СЕ. Шукшиной «Мой организм» - М., 2000. Позиция авторов строится на концепции социального развития ребенка дошкольного возраста (автор С.А. Козлова).

Действия социализированной личности направлены не только на себя (заботиться о себе, о своем здоровье), но на других людей. Задача воспитателя заключается в формировании у детей интереса к другому человеку, обладающему знаниями, обогащающими ребенка при взаимодействии в совместной деятельности. Развивая основы валеологического мышления, взрослый учит детей не только вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни, но и. по возможности, делиться знаниями оздоровления. Таким образом, социально-нравственная направленность (в виде альтруизма, т.е. бескорыстных действий по отношению к другому) становится основой воспитания валеологического сознания и поведения детей.

Вопросам здоровьясбережения посвящено исследование В.Т Кудрявцева и Б.Б. Егорова (см. Развивающая педагогика оздоровления. - М.. 2000. Программно-методическое пособие). Основная идея авторов заключается в признании роли развивающего образования, которое способствует не только физическому, но и личностному росту ребенка. Престижность физической культуры, ее педагогическая ценность - в сохранении и укреплении здоровья детей.

Здоровый ребенок есть эталон и практически достигаемая норма детского развития - таково кредо этой педагогики оздоровления (см. Кудрявцева В. Физическая культура и развитие здорового ребенка. //Дошкольное воспитание 2004.-№1 или Развивающая педагогика оздоровления. //Обруч 2004.- №1).

Валеологический подход раскрыт и в другой программе «Здоровый дошкольник» -авторская программа доктора медицинских наук, профессора Ю.Ф. Змановского. Данная программа, посвященная проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, имеет свои особенности, принципиально отличающие ее от других программ, действующих в детских садах. Во-первых, комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «здоровый образ жизни» ребенка. (Вместе с тем реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер). Во-вторых, наличие физиологического обоснования в каждом из разделов программы наряду с учетом закономерностей возрастной психофизиологии, педагогической психологии и спортивной медицины. В-третьих, благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствия необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности специальной подготовки персонала (при обязательном добросовестном выполнении рекомендаций) данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении. В ряде разделов программы предусмотрен учет климатическо-географических и других экологических особенностей региона.

Первый раздел программы - определение исходных показателей состояния здоровья и физического развития детей.

Второй раздел программы - рациональная организация двигательной активности детей, в теоретическом введении рассматриваются положения о жизненно важном значении движений для развития физиологических систем растущего организма (энергетическое правило скелетной мускулатуры И.А. Аршавского) и об эффективном оздоровительном влиянии циклических упражнений, в первую очередь оздоровительного бега, на все физиологические системы, биохимические процессы и психические функции.

Важнейшим разделом занятий по физической культуре и прогулок являются подвижные игры с циклическими упражнениями, а у детей старшего дошкольного возраста и элементы спортивных игр и упражнений. При выполнении всех этих движений необходимо создавать условия для возникновения положительных эмоций у детей, что достигается, в частности, при музыкальном сопровождении всех занятий по физической культуре, проводимых в зале, на открытом воздухе и прогулок.

Обязательный фрагмент каждого занятия составляют упражнения разминочного и гимнастического характера, выполняемые при участии мышц и связок конечностей и позвоночника, а также упражнения, способствующие улучшению осанки. В ряде занятий, проводимых в зале, предусмотрено обучение детей приемам мышечного расслабления. Содержание занятий весьма вариативно - наряду с классическим построением (вводная, основная и заключительная части) можно проводить занятия, включающие несколько подвижных игр, спортивных и танцевальных упражнений. Действенным средством повышения двигательной активности является «домашние задания» для родителей по выполнению физических упражнений с детьми в выходные и праздничные дни.

Третий раздел программы - система эффективного закаливания детей. Научным обоснованием этого раздела программы является подход к закаливанию как тренировке системы терморегуляции. Даются определения физической и химической терморегуляции, их основных механизмов у взрослого человека и особенностей формирования в онтогенезе.

Применение специальных температурных закаливающих процедур составляет сущность активного закаливания, наряду с традиционными принципами их использования, сформированными еще в начале века Г.Н. Сперанским (систематичность и последовательность, учет индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья, наличие положительных эмоций у детей при процедурах и др.).

В программе подробно описываются два основных метода закаливания, которые могут использоваться как в дошкольных учреждениях, так и в домашних условиях. Это контрастные воздушные ванны с постепенно увеличивающейся разницей температур воздуха (начиная с 4°, 6° и до 10°, 15°) в двух помещениях (когда дети перебегают из одной комнаты в другую). Наиболее действенным нетрадиционным методом закаливания является контрастный душ. Его методика сходна с вышеуказанной при двух - трех сменах теплой - холодной воды с постепенным увеличением разницы до 10 -

Четвертый раздел программы - комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в дошкольных учреждениях.

Пятый раздел программы - обеспечение рационального питания детей, теоретическая часть этого раздела содержит общие положения концепции сбалансированного калорийного питания и новейшей теории адекватного питания, одним из создателей которой был в нашей стране A.M. Уголев. Излагаются «золотые» правила приготовления пищи, одобренные Всемирной организацией здравоохранения: выбор продуктов, обработанных с помощью современных технологий безопасности, тщательный прогрев пищи, правильное ее хранение и т.д.

Шестой раздел программы - создание условий для оздоровительных режимов детей. Теоретическим обоснованием необходимости выполнения определенного распорядка для ребенка является биоритмология, предмет которой составляет изучение циклических процессов в живых организмах.

В заключении программы подчеркивается, что ее эффективная реализация возможна при добросовестном выполнении своих обязанностей персоналом дошкольных учреждений в постоянном взаимодействии с родителями.

Таким образом, современные подходы к физическому развитию детей строятся на научно-теоретических основах, признании важности сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, целостность и гармоничность физического развития определяет специфику содержания задач, технологий целенаправленной педагогической деятельности. Наличие комплексных и парциальных (авторских) программ создает программно-методическое обеспечение реализации задач физического развития детей.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем проявляется целостность и гармоничность развития детей дошкольного возраста?

2. Каковы теоретические основы физического воспитания детей?

3. В чем взаимосвязь основных понятий теории физического воспитания?

4. Какова специфика содержания физического воспитания детей? Чем она обуславливается?

5. Что понимается под «триадами», «оборонами» здоровья детей?

6. Каковы задачи физического воспитания? В чем их специфика?

7. Что понимается под средствами, условиями физического воспитания? Как они реализуются в авторских программах?

Старший воспитатель А.О.Решетникова

Огромную часть потенциала российского общества половины ХХI века будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста. Сейчас становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, понижении уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста.
В то же время, мероприятия, связанные с охраной здоровья ребенка, повышающие его функциональные возможности, уровень физической подготовленности, являются ведущими во всех программах обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях.

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления сотрудников, вносят в деятельность новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности. Первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если этого не учитывать, то из педагогической инновации выпадает все собственно образовательное. Второй отличительной особенностью педагогической инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем. Применительно к сфере образования инновацией можно считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации образовательного процесса либо в новом подходе к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных запросов родителей, т.е. новых форм дошкольного образования.
Вместе с обновлением всего дошкольного образования активно происходит обновление содержания физкультурно-оздоровительной работы дошкольных учреждений.
Однако не все инновационные процессы, происходящие в физической культуре дошкольников, могут быть определены как положительные. Многие вопросы, с которыми сталкиваются педагоги и администрация дошкольного учреждения, не имеют сегодня однозначных ответов. Остановимся на подготовке детей к обучению в школе. Современные родители почти полностью перепоручили воспитание своих детей дошкольному учреждению. Однако постоянно они контролируют лишь вопросы интеллектуального воспитания, в то время как проблемами физического воспитания, как правило, не интересуются. И если сегодня при поступлении в школу физическая готовность никак не оценивается, а состояние здоровья не принимается во внимание, то и на дошкольном этапе не только для воспитателей, но и для родителей эти аспекты отходят на второй план, а иногда и вовсе не присутствуют в системе подготовки к школе.
Одна из насущных проблем культуры дошкольников - диагностика их физического состояния. Подбор тестов для диагностики дошкольников требует учета психофизических особенностей детей этого возраста.
Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются:
– систематизация медицинских, оздоровительных технологий, применяемых в современных ДОУ(в настоящее время в ДОУ используется широкий спектр медицинских оздоровительных технологий);
– обоснование дифференцированных двигательных режимов для дошкольников с разными функциональными возможностями, состоянием здоровья и ограниченными возможностями;
– создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.
Физическое воспитание – педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний. Целью физического воспитания является воспитание физически совершенных людей, подготовленных к творческому труду и защите Родины. В процессе физического воспитания решаются следующие задачи: оздоровительные (укрепление здоровья, совершенствование телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности); образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний); воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию).
На современном этапе требования к физическому воспитанию дошкольников предусматривают решение следующих задач:
– воспитание у детей потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни и включение их в активную физкультурно-спортивную деятельность;
– формирование у детей начальных теоретических знаний и практических умений в области физической культуры;
– полноценное использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, овладение умениями по самоконтролю в процессе занятий.
Однако решение данных задач сдерживается многочисленными негативными факторами, основными из которых являются:
– неполное соответствие программ по физическому воспитанию дошкольников сути задач физического воспитания;
– не всегда достаточная материальная база ДОУ для решения задач физического воспитания детей;
– низкий уровень общего физического развития и высокая заболеваемость дошкольников.
Для преодоления названных затруднений в нашем ДОУ была разработана модель физического воспитания дошкольников, которая включает в себя основы, базирующиеся на совокупности принципов: научности, доступности, систематичности, последовательности, активности дошкольников, индивидуализации, непрерывности.
Второй основной составляющей являются механизмы реализации предложенных принципов. Данная модель функционирует под действием следующих механизмов: организационного, экономического, кадрового и социального.
Не секрет, что в детском саду и дома наши дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т.д.). В последнее время в детском саду увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Я считаю, что главное назначение физической культуры - движение и активный отдых.
Наш детский сад имеет определенные условия, которые позволяют в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников. Дети с удовольствием занимаются утренней гимнастикой, физкультурными занятиями, дыхательной гимнастикой, ритмикой, выполняют точечный массаж, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях, Днях здоровья.
Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно.
Известно: положительный эмоциональный настрой способствует более быстрому усвоению любого материала. Включение в образовательную деятельность по физическому развитию загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное: загадку, оказывается, можно не только отгадать, но и показать!
Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. Они раскрывают понятные детям образы, формируют умение творчески передать характер и повадки изображаемого животного. Кроме того, упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.
С учетом всего перечисленного, я стараюсь творчески подходить к организации физкультурных занятий: заранее разучиваю подражательные движения, готовлю картинки с изображением зверушек, рассказываю об их повадках, о том, где (в каких странах) они живут, подбираю фонограммы (негромкая ритмичная музыка, записи шумовых эффектов, в том числе звукоподражаний, которые дети должны имитировать) (варианты упражнений-загадок - см. Приложение)
По мере усвоения техники исполнения движений, дети могут сами по очереди загадывать загадки. Такие веселые и забавные «загадки вместе с зарядкой» стараюсь использовать в утренней гимнастике, на физкультминутках, во время музыкальных и физкультурных досугов.
При использовании нетрадиционных методов в физической подготовленности детей, можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъема, снижения заболеваемости.
Особое место в жизни ребенка занимает сказка. Дети познают мир не только умом, но и сердцем. Это способствует повышению настроения во время выполнения физкультурных упражнений.
Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир. Оно состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего имитационного характера («цирк», «спортсмены», «зоопарк»).
Очень интересны игры-имитации. В играх дети представляют себя в различных образах: животных, растений, предметов. Во время этих игр дети отдыхают, получают радость.
Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет. Довольно часто провожу игровые занятия не только внутри своей группы, но и с другими группами такого же возраста.
Занятия тренировочного типа - направлены на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Они включают в себя большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, различных элементов спортивных игр, дифференцированных двигательных заданий, направленных на развитие быстроты, ловкости, силы, выносливости.
Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, способствует обмену веществ.
Наряду с традиционной формой, я активно использую в своей практике нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики.
В традиционном комплексе утренней гимнастики используются бег, ходьба различными способами, перестроение, комплексы упражнений с предметами и без.
Утренняя гимнастика игрового характера включает в себя: две-три подвижных игры разной степени интенсивности (« Найди свою пару», «Удочка», «Море волнуется»), либо берется игровой сюжет (« Малыши-крепыши», «Цапля на болоте» и т.д.).
Большой интерес у детей вызывает утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий. Она позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Современные гимнастические модули легки, быстро собираются и разбираются. Они позволяют изобретать огромное количество полос препятствий, а детям, как правило, очень нравится преодолевать различные препятствия: перепрыгивание через модули, обручи, передвижение приставным шагом и т.д.
На большом эмоциональном подъеме проходит утренняя гимнастика с элементами спортивных игр (ведение мяча, подбрасывание, ловля, броски в баскетбольное кольцо).
В теплое время года, во время приема детей на свежем воздухе, я провожу утреннюю гимнастику с включением оздоровительных пробежек на 100, 150, 200 метров в зависимости от индивидуальных особенностей детей, бег на 30 метров между группами одного возраста. В начале утренней гимнастики детям предлагаю короткую разминку, состоящую из 3-4 упражнений, затем идет сама пробежка или соревнование и завершается все элементами дыхательной гимнастики.
Также известно, что дети любят играть в подвижные игры, которые являются для них активной и осмысленной деятельностью. Содержанием подвижных игр, как правило, является познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка. Чтобы достичь большей заинтересованности детей и побудить их принимать участие в таких играх, я стараюсь создавать на занятии радостную непринужденную обстановку, придумывать веселые сюжеты.
Часто для проведения физкультурных мероприятий бывает, необходима подвижная игра с героем-персонажем. Такую игру нетрудно придумать самим на основе загадок, стихов, поговорок. В ее ходе могут понадобиться большие яркие игрушки, маски животных (примеры - см. Приложение).
Не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование. Особенно нестандартное. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество выполнения упражнений, способствует формированию правильной осанки. Поэтому я активно использую изготовленный своими руками и руками родителей нестандартное физкультурное оборудование на занятиях и развлечениях.
В нашей группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, но в основном - нестандартное. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, серсо, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, султанчики и многое другое.
Двигательная активность - главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей человека. Ребенок познает мир, осваивает пространство при помощи движений с раннего возраста.
В детском саду к физической культуре приобщать ребенка нужно постоянно, ежечасно, ежеминутно. Ребенку нужна оптимальная двигательная активность, недостаток ее неблагоприятен: ослабляется сердечная деятельность, нарушается обмен веществ, сдерживается физическое развитие, ослабевают мышцы, ухудшается состояние ребенка.
При проведении физкультурных мероприятий не следует забывать об основных требованиях, предъявляемых к ним: возрастные особенности детей, полученные ранее умения и навыки, а также об индивидуальном подходе к детям.
Контроль физического развития детей проводится на основе мониторинга физического развития детей, который позволяет не только проанализировать динамику индивидуального развития ребенка, но и проследить обусловленность физического развития и динамику общего процента заболеваемости.
Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные физические качества, увеличивает плотность занятий и позволяет упражнять детей во всех видах основных движений.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнения-загадки:

1. (Легкий бег на носочках, руки - в стороны, плавно поднимать их высоко вверх и опускать вниз).

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел, –

Он вспорхнул и улетел (Бабочка).

2. (Ходьба на внешней стороне стопы. Руки широко расставлены в стороны. Шаги медленные, неуклюжие).

Кто, позабыв тревоги,

Спит в своей берлоге?

Летом бродит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (Медведь)?

3. (Сесть, спину выпрямить, пятки чуть приподняты над полом, руки на коленях. Продвигаться вперед на носках, не теряя равновесия).

В воде купался, а сух остался.

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки (Гусь).

4. (Бег или ходьба с высоким подниманием колен. Боковой или прямой галоп).

Я копытами стучу, стучу

И по полю все скачу, скачу,

Грива вьется на ветру… Кто это (Конь).

5. (Сесть на пол с упором на колени и ладони. Наклоняться вперед, сгибая руки в локтях).

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается (Кошка).

6. (Лечь на пол. Ползать с опорой на руки, ноги стараться держать вместе).

В реках Африки живет

Злой, зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит… (Крокодил).

7. (Ходьба с высоким подниманием колен, руки высоко вверх, потом вниз).

Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома,

Он летает на охоту,

За лягушками, к болоту (Аист).

8. (Ходьба на пятках с ритмическими движениями рук в стороны).

Желтые комочки,

Легкие, как вата,

Бегают за квочкой

Кто это…(Цыплята)?

9. (Быстрый стремительный бег, руки широко расставлены в стороны, пальцы растопырены).

Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает (Ястреб).

Подвижные игры:

«Мишка косолапый»

Большую игрушку (мишка) располагают в центре помещения. Дети становятся в круг, держась за руки. Рядом с мишкой садятся дети-ловишки (один или двое).

Вариант для младших возрастных групп

Дети: Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою - топ!

Дети идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, слегка ударяя ладошкой по лбу, разводят руки в стороны, растопыривают пальцы, переступают с ноги на ногу, затем топают одной ногой об пол и разбегаются врассыпную. Дети-ловишки ловят «шишки», т.е. других детей и укладывают их «в корзинки» (сажают на скамейку).

Вариант для старших возрастных групп

Дети: Он большой и косолапый.

Говорят, сосет он лапу.

Громко может он реветь,

А зовут его… (медведь).

Дети, взявшись за руки, идут по кругу, останавливаются, показывают на «грозного» мишку, отходят назад, образуя большой круг. «мишка» ловит детей. Чтобы он скорее справился с этим, ему дают в руки надувную игрушку-булаву.

«Найди и промолчи».

Воспитатель прячет игрушку-козленка. Дети должны найти ее, подойти и тихо сказать воспитателю, где она спрятана.

Воспитатель: У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Завтра утром отнесу.

Он заблудится в саду…

Дети: Я сама его найду (девочки).

И я сам его найду (мальчики).

«Волк и зайчата»

Большая игрушка (волк) или ребенок в маске сидят в центре помещения. Дети- зайчата осторожно, на носочках идут по кругу, как бы крадутся, руки перед собой согнуты, кисти опущены вниз.

Дети: Он всегда по лесу рыщет,

За кустом зайчишек ищет,

Он зубами щелк да щелк…

Волк (грозно): Угадали? Это волк!

Дети-зайчата разбегаются врассыпную - волк старается их догнать.

Коллектив нашего детского сада "Колокольчик" уделяет пристальное внимание воспросам сохраниея и укрепления здоровья воспитанников.

Предлагаю Вашему вниманию план проведения Педагогического совета по вопросам ЗОЖ дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН

проведения

Педагогического совета № 4

МДОУ детский сад № 7 «Колокольчик»

г. Катав-Ивановск

Дата проведения: 25.02.2015 г.

Тема: «Современные подходы к обеспечению физического и психического развития

Ребенка-дошкольника»

Выполнение решений педагогического совета №3 от 05.12.2014 г.

1 Формирование культуры здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности ДОО на современном этапе.

Сообщение ст. воспитателя Давыдовой И.А.

2 Современные подходы в деятельности инструктора ФЗК в реализации задач образовательной области «Физическое развитие» .

Сообщение инстр. ФЗК Овченковой А.Р.

3 Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

Сообщение воспитателя Штоковой Л.Е.

4 Организация здорового питания в детском саду.

Сообщение ст. м/с Зуевой Н.Г.

5 Распорядок жизнедеятельности и его значение в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников ДОО

Сообщение воспитателя Саблиной И.Л.

6 Использование нестандартного оборудования для развития двигательной активности детей

Сообщение воспитателя Жирновой Н.А. (презентация пособия)

7 Руководство самостоятельной двигательной деятельностью старших дошкольников

Сообщение воспитателя Фадеевой Н.А.

8 Мозговой штурм «Решение педагогических задач»

9 Взаимодействие ДОО и семьи с целью эффективного решения задач по физическому развитию

Сообщение воспитателя Стрельниковой Е.А.

10 Физическая культура и музыка

Сообщение муз. руководителя Садовской Г.Ю.

11 Коррекционная деятельность учителя –логопеда по реализации задач здоровьесбережения воспитанников ДОО

Сообщение учителя-логопеда Панковой Е.Ф.

12 Анализ планов В-О работы с детьми по реализации задач ОО «Физическое развитие»

13 Результаты анкетирования родителей на тему «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?» и результаты детского опроса «Что такое здоровье?»

Аналитическая справка ст. воспитателя Давыдовой И.А.

14 Рефлексивно-ролевая игра «Что мешает ребенку в нашем детском саду быть здоровым?»

15 Решение Педагогического совета

  1. Формирование культуры здоровья дошкольников через приобщение к здоровому образу жизни и воспитание навыков безопасного поведения. Сообщение ст. воспитателя Давыдовой И.А.

Забота о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии – первостепенная задача и педагогов дошкольных учреждений и родителей, создающих такую среду, которая обеспечивает безопасность его жизнедеятельности и способствует двигательной активности. Усилия работников ДОУ сегодня как некогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Сегодня все шире в обществе используется понятие «культура здоровья». Культура здоровья рассматривается как компонент общей культуры человека. Введение этого понятия в образовательный процесс связано с современной концепцией и стратегией здоровья, основанной на возрастающей социальной ценности здоровья человека. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить ценности и навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Решить задачи физического воспитания и развития детей, формирования ценностного отношения к своему здоровью, снижения их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей. Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к формированию культуры здоровья ребенка: особое внимание необходимо уделять поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, создании определенных условий.

Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы определены качественные характеристики выпускника детского сада как физически развитого, «у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности… соблюдает элементарные правила здорового образа жизни… Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила)…»

Задача педагогов дошкольных учреждений – создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.

Необходима грамотная, высокоэффективная организация здороьесберегающего образовательного процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Физическое воспитание в этом направлении играет одну из главенствующих ролей, как компонент здорового образа жизни.

  1. Современные подходы в деятельности инстр. ФЗК в реализации задач

ОО «Физическое развитие».

(сообщ. Инстр. ФЗК Овченковой А.Р.)

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии , без которых немыслим образовательный процесс современного детского сада.

  1. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. (сообщение Штоковой Л.Е.)

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов образовательного процесса в детском саду: воспитанников, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание культуры здоровья, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Сегодня в практике дошкольного образования накоплен большой опыт использования разнообразных средств – здоровьесберегающих технологий:

Физкультурно – оздоровительные технологии;

Технологии обеспечения психологического и социального благополучия;

Организация двигательной, развивающей и оздоровительной среды;

Технологии приобщения дошкольников к ЗОЖ;

Технологии воспитания навыков разумного и безопасного поведения;

Технологии здоровьезбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ.

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим: утренняя гимнастика, физкультурная деятельность, гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами; прогулки нетрадиционного вида; совместные досуги с родителями; спортивные праздники и развлечения. Соблюдение распорядка жизнедеятельности в ДОУ, регламентирующего время пребывания детей в детском саду имеет большое значение в сохранении и укреплении здоровья детей.

  1. Организация здорового питания в ДОУ

(сообщ. Ст. мед. Сестры Зуевой Н.Г.)

  1. Распорядок жизнедеятельности и его значени е в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников ДОО.

(сообщ. Саблиногй И.Л.)

  1. Использование нестандартного физкультурного оборудования в решении задач сохранения и укрепления здоровья воспитанников

(сообщ. Жирновой Н.А.)

Двигательная активность – основное средство предупреждения развития нервно-психического утомления детей. Однако, за последние годы происходит ее неуклонное снижение, как по объему так и по интенсивности. Известно, что удар наносимый гипокинезией по мышечной системе, отражается на состоянии нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Формируются различные дефекты осанки.

Движения в любой форме, соответствующие физиологическим возможностям детей, выступают как оздоровительный фактор. Любая двигательная активность только тогда приобретает характер внутренней жизненно необходимой потребности, когда она становится сознательной и произвольной. Параллельно с совершенствованием моторики, обогащением двигательного опыта ребенка педагогам необходимо обращать серьезное внимание на всестороннее развитие личности. Формируя сознательное управление движениями, взрослый помогает становлению личности ребенка-творца, а не простого исполнителя чьих-то заданий. Решение проблемы в совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка. Наиболее ценным для этого представляется: создание самостоятельно изготовленного нестандартного оборудования. Внедрение нового оборудования развивает интерес у детей к занятиям физкультурой, быстрее формируются двигательные умения и навыки, повышает качество выполнения движений, создает положительный настрой на занятие. Важно, чтобы такое оборудование было безопасным, эстетичным, соответствовало и имело функциональную привлекательность.

  1. Руководство самостоятельной двигательной деятельностью старших дошкольников. (сообщ Фадеевой Н.А.)
  1. Мозговой штурм «Решение педагогических задач по вопросам приобщения дошкольников к ЗОЖ»
  1. Взаимодействие ДОО и семьи с целью эффективного решения задач по физическому развитию. (сообщ. Стрельниковой Е.А.)
  1. Физическая культура и музыка.

(сообщ. Муз. руководителя Садовской Г.Ю.)

  1. Коррекционная деятельность учителя-логопеда по реализации задач здоровьесьережения воспитанников ДОО.

(сообщ. Уч. логопеда Панковой Е.Ф.)

  1. Анализ планов В-О работы с детьми по реализации задач ОО «Физическое развитие».

(Инф. справка ст. воспитателя Давыдовой И.А.)

  1. Результаты анкетирования родителей

(аналитическая справка)

  1. Результаты детского опроса «Что такое здоровье?»

(аналитическая справка)

  1. Рефлексивно-ролевая игра «Что такое здоровье?»
  1. Решение Педагогического совета №4

Материалы выступления участников ПС прилагаются.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх