Как избавиться от лени в учебе ребенка. Заставлять что-то делать по дому — это способ взаимодействия родителей и детей

Здравствуйте, Виктория. У нас проблемы с ответственностью у девочки, ей 13 лет. Ходит в школу, 8 класс. По сей день идет спор, нужно заполнять дневник или нет. А если дневник не заполнен, значит не можем проконтролировать, все ли уроки сделаны или нет. Каждое утро мы можем вспомнить о чем-нибудь (и то по нашему настоянию). А если не сделала урок, то может, естественно, его пропустить. Лень на первом месте. Хотя с детства мы старались вместе складывать игрушки, мыть руки и т.д. Но сейчас, заходя, с порога начинает раскидывать туфли в одну сторону, куртка в другую, портфель в третью и т.д. Если и начинаю говорить, то делает вид, что она не слышит. С третьего раза удивленно, "ну мам", возглас. Естественно, рассказывали, объясняли, зачем учиться хорошо, вести себя прилично, застилать постель, раскладывать вещи. Можно простить десять раз и ждать, когда ребенок поймет. Но это уже эгоистическое отношение к окружающим. В школе учителя жалуются об безответственном отношении ко всему. Но если кто на нее скажет что-то плохо, она может дать отпор по полной программе. Подскажите, пожалуйста, какими словами можно достучаться до нее. Ведь ей скоро выходить в жизнь.

Татьяна, г.Павловск, Россия, 49 лет

Ответ психолога:

Здравствуйте, Татьяна.

Это вопрос очень часто беспокоит родителей. Как побороть лень? Но прежде чем с чем-то бороться, необходимо понять причинно-следственные связи появления того или иного явления. Начнем с того, что лень – это качество, подаренное нам природой, заложенное в человеке на генетическом уровне и «упакованное» в бессознательных механизмах человеческой психики. И именно поэтому бороться с ней бессмысленно. Лень - это один из тех механизмов, которые помогают нам накопить ресурс для последующих «свершений». В особенности это относится к подросткам. Если у человека есть хорошо мотивированная и простроенная деятельность, то лень исчезает сама собой. Чаще всего лень догоняет нас именно тогда, когда нет достаточного количества и качества мотивов, необходимых для деятельности. Так что же делать? Как «договориться» с ленью? Для этого надо понимать потребности и прислушиваться к ним. Надо постараться найти именно ту мотивацию, которая сможет стимулировать ребенка «на подвиги». Надо проанализировать, почему не хватает мотивации для осуществления задуманного. Вариантов несколько. Первое - это может быть «присвоенная» мотивация, т.е. Вы должны сделать некое действие, но это надо не Вам. Второе – Вы считаете свою мотивацию формальной или ненужной. Третье – Вы выполняете работу с отсроченным результатом, или с результатом, который не принесет удовольствия. Если Вы сможете понять причину, то сделаете уже половину дела. Значит, зовите на помощь «промежуточный интерес», сопутствующее удовольствие, положительное подкрепление, возможные побочные результаты и бонусы. Еще родители должны знать, что у подростков есть возрастная физиологическая особенность – у них процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения (приблизительно до 20 лет). Они не могут сосредоточиться на одной деятельности, как бы «разбрасываясь на многое». Это происходит из-за недостаточной зрелости лобных структур головного мозга. Поэтому рекомендую еще Вам для регуляции этих процессов курс детского препарата Тенотен. Он стабилизирует эмоциональный фон, улучшит внимание, уберет повышенную отвлекаемость. При этом препарат не вызывает сонливости, привыкания, и безопасен даже при передозировке.

С уважением, Виктория Фадеева.


чП-РЕТЧЩИ, ЬФП ПФТЙГБФЕМШОПЕ ЧМЙСОЙЕ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ЪБВПФМЙЧЩИ ТПДЙФЕМЕК. уТЕДЙ ОЙИ ЙНЕЕФУС НОПЗП МАДЕК, ЛПФПТЩЕ УЮЙФБАФ УЧПК ФТХД ФСЦЕМЩН Й ПВТЕНЕОЙФЕМШОЩН. рПЬФПНХ ПОЙ РПМБЗБАФ, ЮФП ЙИ ДЕФСН ДП РЕТЙПДБ УБНПУФПСФЕМШОПК ФТХДПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ УМЕДХЕФ ЦЙФШ Ч РТБЪДОПУФЙ Й ОЕЗЕ ПФДЩИБФШ ПФ ФСЗПФ ЦЙЪОЙ. фБЛЙЕ ТПДЙФЕМЙ УФТЕНСФУС ЧУСЮЕУЛЙ ПЗТБДЙФШ УЧПЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ ПФ МАВПЗП ФТХДБ Й ДБФШ ЙН ВПМШЫЕ ТБЪЧМЕЮЕОЙК. б ОБ ДЕМЕ ПОЙ УБНЙ ЧПУРЙФЩЧБАФ ЙЪ ОЙИ МЕОФСЕЧ. ч ДБООПН УМХЮБЕ ХЮЙФЕМА ФТЕВХЕФУС РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ТБЪХВЕДЙФШ ТПДЙФЕМЕК: ЧЕДШ ТЕВЕОЛХ ЕЭЕ ОЕ ПФ ЮЕЗП ПФДЩИБФШ. б ДМС РТЕПДПМЕОЙС ФСЦЕУФЙ ФТХДБ Ч НЙТЕ ЧЪТПУМЩИ ТЕВЕОЛБ ОБДП РТЙХЮБФШ У НБМПМЕФУФЧБ Л РПУЙМШОЩН ЧЙДБН ФТХДПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ПВОБТХЦЙЧБФШ Й ТБЪЧЙЧБФШ ЕЗП РТЙТПДОЩЕ ЪБДБФЛЙ. фТЕВХЕФУС ФБЛФЙЮОБС ТБЪЯСУОЙФЕМШОБС ТБВПФБ Й У УБНЙН МЕОЙЧЩН ТЕВЕОЛПН. рТЙ ЬФПН ЧБЦОП ОЕ ХТПОЙФШ БЧФПТЙФЕФ ТПДЙФЕМЕК Ч ЕЗП ЗМБЪБИ. оЕ ФБЛ ХЦ НБМП ТПДЙФЕМЕК, ПУПВЕООП УТЕДЙ ЗПТПЦБО, ЧОХЫБАЭЙИ УЧПЙН ДЕФСН РТЕОЕВТЕЦЙФЕМШОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ЖЙЪЙЮЕУЛПНХ ФТХДХ. пВЯСУОСАФ ПОЙ УЧПЕ РПЧЕДЕОЙЕ УФТЕНМЕОЙЕН РПДЗПФПЧЙФШ УЧПЕЗП ТЕВЕОЛБ Л "ЙОФЕММЙЗЕОФОПК" РТПЖЕУУЙЙ. фБЛЙН ТПДЙФЕМСН УМЕДХЕФ ПВЯСУОЙФШ, ЮФП ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ОЕПВИПДЙНП Й ДМС ЮЕМПЧЕЛБ ХНУФЧЕООПЗП ФТХДБ, ч РТПФЙЧОПН УМХЮБЕ ТЕВЕОПЛ УФБОЕФ ОЕ ФПМШЛП МЕОЙЧЩН, ОП НБМПТБВПФПУРПУПВОЩН ЮЕМПЧЕЛПН.

оЕЛПФПТЩЕ ТПДЙФЕМЙ ПЗТБЦДБАФ УЧПЙИ ДЕФЕК ПФ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ФТХДБ ЙЪ-ЪБ ЙИ УМБВПЗП ЪДПТПЧШС. ч ФБЛЙИ УМХЮБСИ ЫЛПМШОЩК ЧТБЮ ДПМЦЕО РТПЧЕТЙФШ РТБЧЙМШОПУФШ ФБЛЙИ ХФЧЕТЦДЕОЙК Й Ч УМХЮБЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ ДБФШ ХЛБЪБОЙЕ РТЕРПДБЧБФЕМСН (Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ФТХДБ Й ЖЙЪЛХМШФХТЩ) Й ТПДЙФЕМСН ПВ ЙОДЙЧЙДХБМЙЪБГЙЙ НЕФПДПЧ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ЧПУРЙФБОЙС ДБООПЗП ТЕВЕОЛБ. пДОБЛП ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ТЕЮЙ ПВ ЙЪВБЧМЕОЙЙ ЪДПТПЧПЗП ТЕВЕОЛБ ПФ ЛБЛЙИ-МЙВП УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙИ ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ ОБЗТХЪПЛ ЧППВЭЕ.

мЕОПУФШ ОЕТЕДЛП ЧПЪОЙЛБЕФ ЙЪ-ЪБ ЙЪВБМПЧБООПУФЙ ТЕВЕОЛБ, ЛПЗДБ ТПДЙФЕМЙ ЧЩРПМОСАФ ЧУЕ ЕЗП ЦЕМБОЙС Й ЛБРТЙЪЩ, ОЕ РПВХЦДБАФ Л ГЕМЕОБРТБЧМЕООПК ХЮЕВОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. нОПЗЙЕ ЙЪ ФБЛЙИ ДЕФЕК ОЕ ХНЕАФ ХУЙДЮЙЧП ХЮЙФШУС, ОЕ ПВМБДБАФ ОБЧЩЛБНЙ УБНПУФПСФЕМШОПК ТБВПФЩ Й ХУФПКЮЙЧЩНЙ ХЮЕВОП-РПЪОБЧБФЕМШОЩНЙ ЙОФЕТЕУБНЙ. рПЬФПНХ ПОЙ РТЕДРПЮЙФБАФ РТПЧПДЙФШ ЧТЕНС Ч РТЙСФОЩИ ДМС ОЙИ ТБЪЧМЕЮЕОЙСИ.

тЕВЕОПЛ НПЦЕФ УФБФШ МЕОЙЧЩН ОЕ ФПМШЛП РПД ЧМЙСОЙЕН ЧЪЗМСДПЧ УЧПЙИ ТПДЙФЕМЕК ОБ ФТХД, ОП Й ЙЪ-ЪБ ПФУХФУФЧЙС ФТХДПЧПК ПВУФБОПЧЛЙ Ч УЕНШЕ. рПЬФПНХ ЧБЦОП, ЮФПВЩ Ч УЕНШЕ ВЩМ РПТСДПЛ Й ДЙУГЙРМЙОБ, ЛБЦДЩК ЕЕ ЮМЕО ЙНЕМ ПРТЕДЕМЕООЩЕ ДПНБЫОЙЕ ПВСЪБООПУФЙ, Б РПУЙМШОЩК ФТХД ДЕФЕК РППЭТСМУС Й ХЧБЦБМУС. ч ФБЛЙИ УЕНШСИ МЕОЙЧЩИ ХЮБЭЙИУС, ЛБЛ РТБЧЙМП, ОЕ ВЩЧБЕФ.

уЙМШОЩН ПФТЙГБФЕМШОЩН ЖБЛФПТПН, ЧП-ЧФПТЩИ, НПЦЕФ ПЛБЪБФШУС ДМС ЫЛПМШОЙЛПЧ ВЕУРЕТУРЕЛФЙЧОПУФШ ПВХЮЕОЙС. дЕМП Ч ФПН, ЮФП РПДТПУФЛЙ Й УФБТЫЙЕ ЫЛПМШОЙЛЙ ЮБУФП ОЕ ХДПЧМЕФЧПТСАФУС ДБМЕЛПК РЕТУРЕЛФЙЧПК ХЮЕОЙС: ЪБОЙНБФШУС Ч ЫЛПМЕ, ЮФПВЩ ЗПФПЧЙФШУС Л ЧЪТПУМПК ЦЙЪОЙ. пОЙ ИПФСФ РПМХЮЙФШ РТБЛФЙЮЕУЛЙК ТЕЪХМШФБФ ПФ ХЮЕВЩ УЕЗПДОС, Б ОЕ ЮЕТЕЪ ДПМЗЙЕ ЗПДЩ. ч РТПФЙЧОПН УМХЮБЕ НОПЗЙЕ ЙЪ ОЙИ РЕТЕУФБАФ ЙОФЕТЕУПЧБФШУС ХЮЕВПК Ч ЫЛПМЕ, УФБОПЧСФУС МЕОЙЧЩНЙ ХЮЕОЙЛБНЙ. ъБЛПООЩ МЙ ФТЕВПЧБОЙС ФБЛЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ? вЕЪХУМПЧОП, ДБ. нПМПДПЕ РПЛПМЕОЙЕ ЙНЕЕФ РПМОПЕ РТБЧП ОБ ФП, ЮФПВЩ ОЕ ФПМШЛП ЗПФПЧЙФШУС Л ВХДХЭЕНХ, ОП Й РПМХЮБФШ ТБДПУФШ Й ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ ПФ ОБУФПСЭЕЗП. рПЬФПНХ ОХЦОП ХЮЙФШ ЫЛПМШОЙЛПЧ РТЙНЕОСФШ РПМХЮБЕНЩЕ ЙНЙ ЪОБОЙС Ч ПРЩФЕ ФЕЛХЭЕК ЦЙЪОЙ: НБФЕТЙБМ РП ЖЙЪЙЛЕ Й НБФЕНБФЙЛЕ - ДМС ФЕИОЙЮЕУЛЙИ РПДЕМПЛ, ЗЕПЗТБЖЙЙ - ДМС ФХТЙУФУЛЙИ РПИПДПЧ, ЙОПУФТБООПЗП СЪЩЛБ - ДМС РЕТЕРЙУЛЙ УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ ЪБ ЗТБОЙГЕК Й Ф.Д. вЕУРЕТУРЕЛФЙЧОПУФШ Й МЕОШ НПЗХФ ПФНЕЮБФШУС, ЛПЗДБ ХЮЕОЙЛ ЪБФХДОСЕФУС ПРТЕДЕМЙФШ УЧПЕ НЕУФП Ч ЦЙЪОЙ, ЧЩВТБФШ РТПЖЕУУЙА. ъДЕУШ ВПМШЫХА ТПМШ РТЙЪЧБОБ УЩЗТБФШ РТПЖПТЙЕОФБГЙПООБС ТБВПФБ, ХНЕОЙЕ РЕДБЗПЗБ УЧПЕЧТЕНЕООП ЧЩСЧЙФШ ХНУФЧЕООЩЕ ЪБДБФЛЙ ЫЛПМШОЙЛБ, УЖПТНЙТПЧБФШ ПРТЕДЕМЕООЩЕ ЙОФЕТЕУЩ, ТБЪЧЙФШ УРПУПВОПУФЙ.

пДОБЛП ВЩЧБЕФ Й ФБЛ, ЮФП ХЮЕОЙЛ ОБЮЙОБЕФ ПРТЕДЕМСФШ УЧПЕ НЕУФП Ч ЦЙЪОЙ Й ТЕЫБЕФ МХЮЫЕ ХЮЙФШУС РП ОЕУЛПМШЛЙН, Б ФП Й ЧУЕН ХЮЕВОЩН РТЙНЕФБН, Б ХЮЙФЕМШ НЕЫБЕФ ЕНХ Ч ЬФПН. оБРТЙНЕТ, ХЮЕОЙЛ н. ТЕЫЙМ ХЮЙФШУС ОБ "5" РП ИЙНЙЙ. пО РПМОП Й ПУНЩУМЕООП ЙЪМБЗБМ ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙК НБФЕТЙБМ Й ВЕЪХЛПТЙЪОЕООП УРТБЧМСМУС УП ЧУЕНЙ РТБЛФЙЮЕУЛЙНЙ ЪБДБОЙСНЙ. б ХЮЙФЕМШОЙГБ УФБЧЙМБ ЕНХ ФПМШЛП "4". бТЗХНЕОФЙТПЧБФШ РПУФБОПЧЛХ ФБЛПК ПФНЕФЛЙ РТЕРПДБЧБФЕМШОЙГБ ОЕ ЦЕМБМБ: "с ФБЛ УЮЙФБА!" фПЗДБ н. РТЙ ПЮЕТЕДОПН ПФЧЕФЕ ДПУМПЧОП ЧПУРТПЙЪЧЕМ ЪБДБООЩК РБТБЗТБЖ ХЮЕВОЙЛБ. пФНЕФЛБ ВЩМБ ФБ ЦЕ. лПЗДБ н. УРТПУЙМ, РПЮЕНХ ЪБ ДПУМПЧОП ЙЪМПЦЕООЩК НБФЕТЙБМ Й ВЕЪ ЛБЛЙИ-МЙВП ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ЧПРТПУПЧ УП УФПТПОЩ ХЮЙФЕМС УФБЧЙФУС ОЕ ПФМЙЮОБС, Б ИПТПЫБС ПФНЕФЛБ, ФП ПФЧЕФ ВЩМ ФБЛПЧ: "х ФЕВС ЦЕ Й РП ПУФБМШОЩН РТЕДНЕФБН "ЮЕФЧЕТЛЙ!" рПУМЕ ЬФПЗП н. РЕТЕУФБМ УЕТШЕЪОП ЪБОЙНБФШУС ИЙНЙЕК. л УПЦБМЕОЙА, РПДПВОПЕ СЧМЕОЙЕ Ч ЫЛПМЕ ОБВМАДБЕФУС ОЕТЕДЛП, ИПФС РТЙЮЙОЩ ЧЩДЧЙЗБАФУС ТБЪОЩЕ. оБРТЙНЕТ, ЬФПФ ПФЧЕФ ВЩМ "УМХЮБКОЩН", РПДПЦДЕН УФБЧЙФШ ВПМЕЕ ЧЩУПЛЙЕ ПФНЕФЛЙ, РПЛБ ПФЧЕФЩ ОЕ УФБОХФ ХУФПКЮЙЧП ЧЩУПЛЙНЙ. б Ч ЙФПЗЕ ДЕФЙ ОБЮЙОБАФ МЕОЙФШУС. уРЕГЙБМЙУФЩ РП РУЙИПМПЗЙЙ Й РЕДБЗПЗЙЛЕ УРТБЧЕДМЙЧП УЮЙФБАФ, ЮФП ОБЮЙОБАЭЕНХ РТПСЧМСФШ ЙОЙГЙБФЙЧХ ЫЛПМШОЙЛХ ОБДП РПНПЗБФШ Й РППЭТСФШ ЕЗП ДБЦЕ Ч ВПМШЫЕК НЕТЕ, ЮЕН ДТХЗЙИ. 0РБУОПУФШ ОЕЦЕМБФЕМШОЩИ РПУМЕДУФЧЙК ПФ РЕТЕПГЕОЛЙ ЪОБЮЙФЕМШОП, ФБЛПЗП ХЮЕОЙЛБ ЪОБЮЙФЕМШОП НЕОШЫБС, ЮЕН РТЕДЧЪСФБС ОЕДППГЕОЛБ ЙИ.

уРПУПВУФЧХЕФ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙА МЕОЙ Х ДЕФЕК, Ч-ФТЕФШЙИ, ПФУХФУФЧЙЕ ЛПОФТПМС ЪБ ЙИ РПЧЕДЕОЙЕН УП УФПТПОЩ ЧПУРЙФБФЕМЕК ЙМЙ ОБПВПТПФ, УМЙЫЛПН РТЙУФБМШОПЕ ОБВМАДЕОЙЕ Й РПУФПСООПЕ НПТБМЙЪЙТПЧБОЙЕ РП РПЧПДХ ХЛПТЕОЙЧЫЕКУС МЕОЙ. оБРТЙНЕТ, РСФЙЛМБУУОЙГБ нБГБ ЙНЕЕФ ИПТПЫЙЕ ЪБДБФЛЙ Л ХЮЕВОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. хЮЙФУС ОЕРМПИП, ОП НПЗМБ ВЩ УФБФШ ПФМЙЮОЙГЕК, ЕУМЙ ВЩ ОЕ МЕОЙМБУШ УЧПЕЧТЕНЕООП ЗПФПЧЙФШ ХТПЛЙ ДПНБ. нБНБ ХЗПЧПТЙМБ ДПЮЛХ РМБОЙТПЧБФШ Й УФТПЗП УПВМАДБФШ ПРТЕДЕМЕОЩК ТБУРПТСДПЛ ДОС. нБЫБ УФБТБЕФУС. нБНБ ОЕ ФПМШЛП РПНПБФШ ЕК УПЧЕФПН, ОП ОЕХУЩРОП УМЕДЙФ ЪБ ЕЕ РПЧЕДЕОЙЕН Й ТХЗБЕФ ОБ ЛБЦДПЕ ПФУФХРМЕОЙЕ ПФ ТЕЦЙНБ ДОС: ФП ЧУФБМБ ХФТПН У РПУФЕМЙ ОБ 5 НЙОХФ РПЪЦЕ, ФП ЙЗТБМБ У РПДТХЗБНЙ ЧП ДЧПТЕ ОЕНОПЗП ВПМШЫЕ РПМПЦЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ. дЕЧПЮЛБ Ч ПФЮБСОЙЙ: "оЙЮЕЗП Х НЕОС ОЕ РПМХЮЙФУС! нБНБ ЧУЕ ЧТЕНС ЗПЧПТЙФ, ЮФП С МЕОЙЧБС". б. у. нБЛБТЕОЛП РТБЧЙМШОП УПЧЕФПЧБМ ЧПУРЙФБФЕМСН ОЕ ТЕБЗЙТПЧБФШ ОБ МАВПК РТПУФХРПЛ ТЕВЕОЛБ, Б ЧППЪДЕКУФЧПЧБФШ ОБ ОЕЗП РПУМЕ ОЕУЛПМШЛЙИ ФБЛЙИ УМХЮБЕЧ. дБ Й ОХЦОП МЙ НПТБМЙЪЙТПЧБОЙЕ РП ОЕЪОБЮЙФЕМШОПНХ РТПУФХРЛХ?! йОПЗДБ ДПУФБФПЮЕО ФПМШЛП ЧЩТБЪЙФЕМШОЩК ЧЪЗМСД ЙМЙ УПЛТХЫЕООПЕ НПМЮБОЙЕ.

мЕОШ НПЦЕФ ЧПЪОЙЛОХФШ, Ч-ЮЕФЧЕТФЩИ, Ч ТЕЪХМШФБФЕ ПФТЙГБФЕМШОПЗП ЧМЙСОЙС ФПЧБТЙЭЕК. йЪЧЕУФОЩ УМХЮБЙ, ЛПЗДБ ПФМЙЮОЙЛБ РТЙЛТЕРМСМЙ Л ПФУФБАЭЕНХ ХЮЕОЙЛХ ДМС ЙУРТБЧМЕОЙС РПУМЕДОЕЗП, Б Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЪОБЛПНУФЧБ ЪБВТБУЩЧБМ ХЮЕВХ УБН ЫЕЖ. рТПУФП РПДЫЕЖОЩК РТЕДМБЗБМ ЕНХ ВПМЕЕ ЙОФЕТЕУОЩЕ ЧЙДЩ ЧТЕНСРТЕРТПЧПЦДЕОЙС. ъОБЮЙФЕМШОПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП МЕОЙЧЩИ РПДТПУФЛПЧ, ОЕЗБФЙЧОП ЧМЙСАЭЙИ ОБ ОБУФТПЕОЙЕ ЧУЕЗП ЛМБУУБ ХЮБЭЙИУС, ПВОБТХЦЙЧБЕФУС УТЕДЙ ЧПУШНЙ- Й ДЕЧСФЙЛМБУУОЙЛПЧ. ьФП ПВЩЮОП ФЕ ТЕВСФБ, ЛПФПТЩЕ ТЕЫЙМЙ ОЕ РТПДПМЦБФШ ХЮЙФШУС Ч УФБТЫЙИ ЛМБУУБИ Й У ЧЩВПТПН ВХДХЭЕК РТПЖЕУУЙЙ ПЛПОЮБФЕМШОП ОЕ ПРТЕДЕМЙМЙУШ. оЕТЕДЛЙ УМХЮБЙ МЕОПУФЙ ХЮЕВОЩН ЪБОСФЙСН Ч ЫЛПМЕ РТЙ ЧПЧМЕЮЕОЙЙ НПМПДЩИ МАДЕК ЙОФЕТЕУОЩК ДМС ОЕЗП ЧОЕЛМБУУОЩК ЛПММЕЛФЙЧ (УРПТФЙЧОЩК, ИХДПЦЕУФЧЕООПК УБНПДЕСФЕМШОПУФЙ Й РТ.). чП ЧУЕИ УМХЮБСИ ЧБЦОП ОБКФЙ ЧПУРЙФБФЕМШОЩЕ УТЕДУФЧБ ЧПЪДЕКУФЧЙС ОЕ ФПМШЛП ОБ ПДОПЗП ХЮЕОЙЛБ, ОП Й ОБ ЧУЕИ ЮМЕОПЧ ТЕЖЕТЕОФОПК ЗТХРРЩ, УФБТБСУШ УЧСЪБФШ ЙМЙ ЗБТНПОЙЮЕУЛЙ УПЮЕФБФШ ЙИ ЧОЕХЮЕВОЩЕ ЙОФЕТЕУЩ У ХЮЕВОЩНЙ.

уТЕДЙ РПДТПУФЛПЧ ЮБУФП ЫЙТПЛП ТБУРТПУФТБОСЕФУС Й МЕЗЛП ХЛТЕРМСЕФУС НОЕОЙЕ, ЮФП УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙ Й УФБТБФЕМШОП ХЮЙФШУС РПЪПТОП, ЮФП ФБЛ РПУФХРБАФ "ЪХВТЙМЩ" Й "ХЮЙФЕМШУЛЙЕ РПДИБМЙНЩ", ЧЩУЛПЮЛЙ Й ЛБТШЕТЙУФЩ, "НБНЕОШЛЙОЩ ДЕФЙ" ЙМЙ ЙОЖБОФЙМШОЩЕ УПЪДБОЙС, ОБРПНЙОБАЭЙЕ НМБДЫЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ. мЕОШ Ч ФБЛЙИ ЛМБУУБИ ЛПММЕЛФЙЧОП ПДПВТСЕФУС. ьФП РТПЙИПДЙФ Ч УЧСЪЙ У ЗПУРПДУФЧХАЭЙН Х РПДТПУФЛПЧ УФТЕНМЕОЙЕН ВЩФШ Й ЛБЪБФШУС ЧЪТПУМЩН, ПЧМБДЕЧБФШ ПВЭЕУФЧЕООП РПМЕЪОПК ДЕСФЕМШОПУФША. рПЬФПНХ ХЮБЭЙНУС УТЕДОЙИ ЛМБУУПЧ ЧБЦОП РПЛБЪБФШ ПВЭЕУФЧЕООП РПМЕЪОЩК ИБТБЛФЕТ ХЮЕВОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ВПМШЫЕ ДБЧБФШ УБНПУФПСФЕМШОЩИ ТБВПФ РП ХУЧБЙЧБЕНПНХ РТЕДНЕФХ Й РТЕДУФБЧМСФШ ЧПЪНПЦОПУФШ РТПСЧЙФШ УЧПА ЧЪТПУМПУФШ Ч ХЮЕВЕ. фПЗДБ ЛПМЙЮЕУФЧП МЕОЙЧЩИ, ОЕ ЦЕМБАЭЙИ ЪБОЙНБФШУС ЫЛПМШОЙЛПЧ ТЕЪЛП УПЛТБФЙФУС.

мЕОШ, Ч-РСФЩИ, ЪБЛТЕРМСЕФУС Х ОЕЛПФПТЩИ ЫЛПМШОЙПЧ Ч УЧСЪЙ У ОЕЧЕТОПУФША ЙИ ЧЪЗМСДПЧ ОБ УЕВС Й МАДЕК ЧППВЭЕ, Б ФБЛЦЕ ОЕВМБЗПРТЙСФОЩН ЧМЙСОЙЕН ПФДЕМШОЩИ ВЙПЗТБЖЙЮЕУЛЙИ ЖБЛФПЧ. фБЛ, ЪБНЕФОБС ЮБУФШ ХЮБЭЙИУС РПДТПУФЛПЧПЗП Й АОПЫЕУЛПЗП ЧПЪТБУФПЧ ДБЦЕ ОЕ ДЕМБЕФ УБНПУФПСФЕМШОЩИ РПРЩФПЛ РТЕПДПМЕФШ УЧПА МЕОШ, УЮЙФБС УЕВС ВЕЪЧПМШОЩНЙ. пОЙ РПМБЗБАФ, ЮФП МЕОШ - ЧТПЦДЕООПЕ ЛБЮЕУФЧП. пДЙО, ДЕУЛБФШ, ТПДЙМУС ЮЕМПЧЕЛПН У УЙМШОПК ЧПМЕК, Б ДТХЗПК - УП УМБВПК. ьФП ДБЦЕ ОБ МЙГЕ ОБРЙУБОП, Й ОЙЮЕЗП ЪДЕУШ ОЕ РПДЕМБЕЫШ. рПЬФПНХ ЫЛПМШОЙЛБН ДБООЩИ ЧПЪТБУФПЧ ОБДП ТБЪЯСУОЙФШ, ЮФП ЧПМС ЧПУРЙФХЕНБ, ИПТПЫП ФТЕОЙТХЕФУС, ОП ФТЕВХЕФ УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙИ Й РПДЮБУ ФТХДОЩИ ХУЙМЙК. лТПНЕ ФПЗП, ЙН ОБДП ТБУУЛБЪБФШ П РТЙЕНБИ ЕЕ ЧПУРЙФБОЙС Й РТЕДХРТЕДЙФШ ПФ УЕТШЕЪОЩИ ПЫЙВПЛ РТЙ ЧЩТБВПФЛЕ ОХЦОЩИ ЧПМЕЧЩИ ЛБЮЕУФЧ.

ч РПУМЕДОЙЕ ОЕУЛПМШЛП МЕФ ЪБНЕФОПЕ ЮЙУМП РПДТПУФЛПЧ Й УФБТЫЕЛМБУУОЙЛПЧ ПФЛТЩФП ДЕНПОУФТЙТХАФ УЧПА МЕОШ Л ХЮЕВОЩН ЪБОСФЙСН, ДБЦЕ РПИЧБМСАФУС ЕА Й РТЕЪЙТБАФ УФБТБФЕМШОЩИ ХЮЕОЙЛПЧ ЪБ РТЙМЕЦБОЙЕ. пВЯСУОСАФ ПОЙ УЧПЕ ПФОПЫЕОЙЕ ФЕН, ЮФП ПВТБЪПЧБООЩЕ, ЙОФЕММЙЗЕОФОЩЕ МАДЙ НБМП РПМХЮБАФ ДЕОЕЗ ОБ РТПЙЪЧПДУФЧЕ. ч ФП ЦЕ ЧТЕНС НОПЗЙЕ ЗТБЦДБОЕ У ОЙЪЛЙН ПВТБЪПЧБФЕМШОЩН ХТПЧОЕН ЪБТБВБФЩЧБАФ ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЕВМБЗПДБТС ЛПННЕТЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. оБДП ПФНЕФЙФШ, ЮФП ВПМШЫПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ФБЛЙИ РПДТПУФЛПЧ УБНЙ ЪБОЙНБАФУС РТПДБЦЕК Й РЕТЕРТПДБЦЕК ЗБЪЕФ, УЙЗБТЕФ Й РТПЮЕЗП. ъДЕУШ УМЕДХЕФ ПВЯСУОЙФШ Й ХВЕДЙФШ РПДТПУФЛПЧ, ЮФП РПМПЦЕОЙЕ У ПРМБФПК МАДЕК ХНУФЧЕООПЗП ФТХДБ Ч ОБЫЕК УФТБОЕ ЧТЕНЕООПЕ, ЧЩЪЧБООПЕ ФТХДОПУФСНЙ РЕТЕИПДОПЗП РЕТЙПДБ. чЕДШ Ч ТБЪЧЙФЩИ УФТБОБИ ПРМБФБ ФТХДБ ТБВПФОЙЛПЧ, ЛПФПТЩЕ ЪБОСФЩ РТПЖЕУУЙПОБМШОПК ЙОФЕММЕЛФХБМШОПК ДЕСФЕМШОПУФША (ХЮЙФЕМЕК, ЧТБЮЕК, ЙОЦЕОЕТПЧ, ХЮЕОЩИ), ОЕ НЕОШЫЕ, Б ФП Й ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЕ (Ч 2 У МЙЫОЙН ТБЪБ) ТБЪНЕТБ УТЕДОЕК ЪБТБВПФОПК РМБФЩ РП УФТБОЕ. лТПНЕ ФПЗП, ОЕ МЙЫОЙН ВХДЕФ УЛБЪБФШ ЫЛПМШОЙЛБН, ЮФП ФБЛ ОБЪЩЧБЕНБС ЛПННЕТГЙС Х ОБУ ОПУЙФ ЮБУФЙ ЧЕУШНБ РТЙНЙФЙЧОЩК, Б ФП Й ЛТЙНЙОБМШОЩК ИБТБЛФЕТ. рП НЕТЕ ХЛТЕРМЕОЙС Ч тПУУЙЙ УПЧТЕНЕООЩИ ЖПТН ТЩОПЮОПЗП ИПЪСКУФЧБ ФТЕВПЧБОЙС Л ДЕМПЧЩН МАДСН ЙЪ ТБЪМЙЮОЩИ УЖЕТ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ВХДХФ УХЭЕУФЧЕООП ЧПЪТБУФБФШ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Л ЛБЮЕУФЧХ ПВЭЕК Й УРЕГЙБМШОПК ПВТБЪПЧБФЕМШОПК РПДЗПФПЧЛЙ. оБЮОЕФ ТБУЫЙТСФШУС Й ХУМПЦОСФШУС ДЕСФЕМШОПУФШ Ч ОЕРПУТЕДУФУФЧЕООП РТПЙЪЧПДУФЧЕООПК УЖЕТЕ. дПУФБФПЮОП ЫЙТПЛЙЕ Й ЗМХВПЛЙЕ ЪОБОЙС ВХДХФ ОЕПВИПДЙНЩ ОЕ ФПМШЛП НЕОЕДЦЕТБН, ОП ФБЛЦЕ ЛЧБМЙЖЙГЙТПЧБООЩН ТБВПЮЙН Й ЖЕТНЕТБН.

ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ПРЙУБООЩИ ЧЩЫЕ ЫЛПМШОЙЛПЧ ДТХЗБС ЛБФЕЗПТЙС ХЮБЭЙИУС РТЕЛТБУОП ПУПЪОБЕФ, ЮФП МЕОШ - ПФТЙГБФЕМШОПЕ РПТЙГБЕНПЕ ЧЪТПУМЩНЙ ЛБЮЕУФЧП. пДОБЛП ЙУЛПТЕОСФШ ЕЕ Х УЕВС ПОЙ ОЕ ИПФСФ, Б РЩФБАФУС ХНЕМП НБУЛЙТПЧБФШ, ЧОХЫБФШ П УЕВЕ НОЕОЙЕ ЛБЛ П ТБВПФСЭЙИ МАДСИ. оБРТЙНЕТ, ДЕУСФЙЛМБУУОЙЛ лПУФС нПУФПЧПК ПФМЩОЙЧБМ ПФ ТБВПФЩ ОБ ХЮБУФЛЕ, ОП ЛПЗДБ РТЙЫЕМ ФПЧБТЙЭ У ЖПФПБРРБТБФПН, ПО РЕТЧЩК РПРТПУЙМ УЖПФПЗТБЖЙТПЧБФШ УЕВС, ЛПРБАЭЙН МПРБФПК ЪЕНМА. уЧПЕНХ ДТХЗХ лПМЕ, ЛПФПТЩК РПУФПСООП Й ДПВТПУПЧЕУФОП ТБВПФБМ ОБ ЫЛПМШОПН ХЮБУФЙЕ, ПО ДБЧБМ УПЧЕФЩ: "фЩ РТЙОЙНБЕЫШ ОЕЬЖЖЕЛФЙЩЕ РПЪЩ. оБ ЖПФПЛБТФПЮЛЕ ФЩ РПМХЮЙФШУС ОЕЧЩТБЪЙФЕМШОП. уНПФТЙ ОБ НЕОС!" дЕКУФЧЙФЕМШОП, МЕОЙЧЩК лПУФС ЧЩЗМСДЕМ ЧРПУМЕДУФЧЙЙ ОБ ЖПФПЗТБЖЙЙ РПДМЙООЩН ЗЕТПЕН ФТХДБ, ОЕ Ч РТЙНЕТ РТЙМЕЦОП ТБВПФБЧЫЙН, Б ОЕ РПЪЙТПЧБЧЫЙН РЕТЕД ЖПФПБРРБТБФПН ПДОПЛМБУУОЙЛБН. оЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ФБЛЙИ ХЮБЭЙИУС НБУЛЙТХАФ УЧПЕ ОЕЦЕМБОЙЕ ФТХДЙФШУС ДПНБ ХЮЕВОЩНЙ ЪБДБОЙСНЙ, Б Ч ЫЛПМЕ - ДПНБЫОЙНЙ РПТХЮЕОДСНЙ. йЪЦЙЧБЕФУС РПДПВОБС ИЙФТПУФШ Й МЕОПУФШ Ч ЛПММЕЛФЙЧЕ Й УЕНШЕ, ЮМЕОЩ ЛПФПТЩИ ХНЕАФ УЧПЕЧТЕНЕООП РТПОБВМАДБФШ Й ПГЕОЙФШ УФЕРЕОШ ФТХДПЧЩИ ХУЙМЙК ТБУФХЭЕЗП ЮЕМПЧЕЛБ.

оЕЛПФПТЩЕ ХЮЕОЙЛЙ ЪБОЙНБАФУС УБНППВНБОПН. мЕОШ ЧЪСФШУС ДПНБ ЬБ РПДЗПФПЧЛХ ФТХДОЩИ ДМС ОЙИ ХЮЕВОЩИ РТЕДНЕФПЧ, ПОЙ ЧУСЮЕУЛЙ ПФФСЗЙЧБАФ ЧТЕНС ЪБОСФЙК: фп ЙЭХФ ЛБЛПК-ФП ДТХЗПК "УТПЮОПК" ДЕСФЕМШОПУФЙ, ФП УЮЙФБАФ, ЮФП ЕЭЕ ОЕ ПФДПИОХМЙ ПФ ХТПЛПЧ. оБЛПОЕГ, УБДСУШ ЪБ УФПМ ДМС РТЙЗПФПЧМЕОЙС ДПНБЫОЙИ ЪБДБОЙК, ПОЙ ОБЮЙОБАФ У МЕЗЛЙИ РТЕДНЕФПЧ, "ТБУЛБЮБФШУС" Й "ОБЛПРЙФШ УЙМЩ" ДМС ФТХДОЩИ. оП ОБ РПУМЕДОЙЕ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ЧТЕНЕОЙ Й ХНУФЧЕООЩИ УЙМ ПУФБЕФУС НБМП. фБЛЙН ЫЛПМШОЙЛБН ОБДП РТСНП УЛБЪБФШ, ЮФП РПДПВОПЕ РПЧЕДЕОЙЕ СЧМСЕФУС РТПСЧМЕОЙЕН МЕОЙ. юФПВЩ ЕЕ ЙЪВЕЦБФШ, ОБДП РПНПЮШ ХЮБЭЕНХУС УПУФБЧЙФШ ТБЪХНОЩК ТБУРПТСДПЛ ДОС Й ДПНБЫОЙИ ЪБОСФЙК Й УМЕДПЧБФШ ЕНХ. рТЙЮЕН ОБЮЙОБФШ ОБДП У ФТХДОЩИ РТЕДНЕФПЧ, Ч УМХЮБЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ ЮЕТЕДХС ЙИ У МЕЗЛЙНЙ: чБЦОП РПНПЮШ ФБЛЙН ЫЛПМШОЙЛБН ЧПУРЙФБФШ Х УЕВС ОБУФПКЮЙЧПУФШ Й ГЕМЕХУФТЕНМЕООПУФШ.

уМХЮБК ОЕЦЕМБОЙС ХЮЙФШУС Й ФТХДЙФШУС ЧППВЭЕ ЧУФТЕЮБАФУС ТЕЦЕ, ЮЕН РТПСЧМЕОЙС МЕОЙ Ч ПРТЕДЕМЕООЩИ ХУМПЧЙСИ. оБРТЙНЕТ, ОЕЛПФПТЩЕ ЫЛПМШОЙЛЙ ХЮБФУС РП ОБУФТПЕОЙА: ФП ХЧМЕЮЕООП Й РТПДПМЦЙФЕМШОП, РПМХЮБС ПФМЙЮОЩЕ Й ИПТПЫЙЕ ПФНЕФЛЙ, ФП ПИМБДЕЧБАФ Л ХЮЕВЕ Й ЪБВТБУЩЧБАФ ХЮЕВОЩЕ ЪБОСФЙС, ДБЦЕ РТПРХУЛБАФ ХТПЛЙ. фБЛЙИ МАДЕК Й РПДТПУФЛПЧ ОБДП ХЮЙФШ ХНЕОЙА РПВЕЦДБФШ УЧПЕ РМПИПЕ, ОБУФТПЕОЙЕ, a ОЕ ВЩФШ ЕЗП ТБВПН. нОПЗЙЕ ХЮБЭЙЕУС ЧЛМАЮБАФУСЙМЙ ЧЩЛМАЮБАФУС ЙЪ ХЮЕВОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ РПМХЮБЕНЩИ ПФНЕФПЛ. оЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ОЙИ, РПМХЮЙЧ РМПИХА ПГЕОЛХ, ОЕ НПВЙМЙЪХАФУС, Б ТБУУМБВМСАФУС, УОЙЦБАФ РТЙМЕЦБОЙЕ. дТХЗЙЕ, ОБРТПФЙЧ, РЕТЕУФБАФ ЪБОЙНБФШУС, РПМХЮЙЧ ИПТПЫХА ПФНЕФЛХ. рТЙ ЬФПН ПОЙ ХЮЙФЩЧБАФ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ПРТПУБ ХЮБЭЙИУС ЛМБУУБУУБ РТЕРПДБЧБФЕМЕН. фБЛ, ДЕЧСФЙЛМБУУОЙЛ чБУС ыХЧБМПЧ РПУМЙ РПМХЮЕОЙК ПФМЙЮОПК ПФНЕФЛЙ РП ТХУУЛПНХ СЪЩЛХ ОЕУЛПМШЛП ДОЕК УПЧУЕН РЕТЕУФБМ ЗПФПЧЙФШУС Л ХТПЛБН РПЬФПНХ РТЕДНЕФХ. уЧПЕ РПЧЕДЕОЙЕ ПО ПВЯСУОСЕФ ФБЛ: "хЮЙФЕМШОЙГБ ФЕРЕТШ ВХДЕФ ЧПДЙФШ РБМШГЕН РП ЧЕТИХ ЦХТОБМБ. дП ЫЙРСЭЙИ ДЕМП ОЕ УЛПТП ДПКДЕФ!" юФПВЩ ЙЪВЕЦБФШ ЬФПЗП ЮБУФП ЧУФТЕЮБАЭЕЗПУС СЧМЕОЙС Ч ЫЛПМШОПК ЦЙЪОЙ, ХЮЙФЕМА УМЕДХЕФ УРТБЫЙЧБФШ ОЕПЦЙДБООП. зМБЧОПЕ УТЕДУФЧП ЙУЛПТЕОЕОЙС МЕОЙ Ч ФПН, ЮФПВЩ ХЮЕОЙЛБН гЕМЙ Й ЪБДБЮЙ ЪБОСФЙК РП ДБООПНХ РТЕДНЕФХ ВЩМЙ СУОЩ Й ЙОФЕТЕУОЩ. оБ ЬФПК ПУОПЧЕ Х ХЮБЭЙИУС НПЦОП ВЕЪ ВПМШЫЙИ ФТХДОПУФЕК ЧЩТБВПФБФШ РТЙЧЩЮЛХ ТБВПФБФШ УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙ Й РТЙМЕЦОП. рТЙЮЕН РПДПВОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ ОБДП ЧЩТБВПФБФШ Х ЫЛПМШОЙЛБ ЛП ЧУЕН ХЮЕВОЩН РТЕДНЕФБН, Б ОЕ ФПМШЛП Л ОТБЧСЭЙНУС ЕНХ. фТЕВХЕФУС ХВЕДЙФШ ХЮЕОЙЛБ, ЮФП ПВЭЕЕ пВТБЪПЧБОЙЕ СЧМСЕФУС ЖХОДБНЕОФПН РТПЖЕУУЙПОБМШОПЗП; ПФЛТЩЧБЕФ РХФШ Л РПУФЙЦЕОЙА ДХИПЧОЩИ УПЛТПЧЙЭ ЮЕМПЧЕЮЕУФЧБ;

оЕТЕДЛП Х ТПДЙФЕМЕК, ВЕЪ НЕТЩ ПРЕЛБАЭЙИ УЧПЙИ ДЕФЕК, Ч УЕНШЕ ТБУФХФ МЕОФСЙ. фБЛЙЕ ЫЛПМШОЙЛЙ РМПИП ХЮБФУС ОБДЕСУШ ОБ ФП, ЮФП УФБТЫЙЕ ЧУЕЗДБ ЙИ ВХДХФ ЪБЭЙЭБФШ УЧПЙН БЧФПТЙФЕФПН Й ПВЕУРЕЮЙЧБФШ НБФЕТЙБМШОП. ьФП ДЕФЙ ПФЧЕФУФЧЕООЩИ ЙМЙ РТПУФП ДПУФБФПЮОП УПУФПСФЕМШОЩИ ТПДЙФЕМЕК. мЕОШ Х ОЙИ ЮБУФП УПЮЕФБЕФУС У ЙОЖБОФЙМЙЪНПН. йН ОБДП ПВЯСУОЙФШ, РПЮЕНХ ОЕМШЪС ЧУЕЗДБ ТБУУЮЙФЩЧБФШ ОБ ТПДЙФЕМЕК, Й ЧПУРЙФЩЧБФШ Х ОЙИ ФТХДПМАВЙЕ, УБНПУФПСФЕМШОПУФШ Й ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ.

оБДП РТЕДПУФЕТЕЮШ ХЮЙФЕМЕК Й ТПДЙФЕМЕК ПФ МПЦОПЗП РПОЙНБОЙС МЕОЙ. оЕМШЪС УЮЙФБФШ МЕОША, ОЕЦЕМБОЙЕ ТЕВЕОЛБ ХЮЙФШУС, ЕУМЙ ЬФП УЧСЪБОП У ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙЕН ЛБЛПК-МЙВП ВПМЕЪОЙ. йЪЧЕУФЕО УМХЮБК, ЛПЗДБ ТПДЙФЕМЙ ЙЗОПТЙТПЧБМЙ ЦБМПВЩ УЩОБ-УЕНЙЛМБУУОЙЛБ ОБ ОЕЪДПТПЧШЕ Й РПУЩМБМЙ ЕЗП УДБЧБФШ ЬЛЪБНЕОЩ Ч ЫЛПМЕ. дЕМП ЕДЧБ ОЕ ПЛПОЮЙМПУШ ФТБЗЙЮЕУЛЙ: Х НБМШЮЙЛБ ПВОБТХЦЙМЙ ЪБРХЭЕООХА РОЕЧНПОЙА. еЗП У ФТХИПН УРБУМЙ ЮБУФЩ УМХЮБЙ, ЛПЗДБ ТПДЙФЕМЙ Й ХЮЙФЕМС РПВХЦДБАФ ДМЙФЕМШОП ВПМЕЧЫЕЗП ТЕВЕОЛБ РПВЩУФТЕЕ МЙЛЧЙДЙТПЧБФШ УЧПЕ ПФУФБЧБОЙЕ Ч ХЮЕВЕ. пОЙ ОЕ РПОЙНБАФ ФПЗП, ЮФП ПТЗБОЙЪН ТЕВЕОЛБ ПУМБВМЕО ВПМЕЪОША, ЕНХ ФТХДОЩ УТБЪХ ВПМШЫЙЕ ОБЗТХЪЛЙ, ОХЦОП ЧТЕНС ДМС РПМОПЗП ЧПУУФБОПЧМЕОЙС УЙМ. оБРТПФЙЧ, ПФУФБЧБОЙЕ ФБЛПЗП ТЕВЕОЛБ Ч ХЮЕВЕ ЧЪТПУМЩЕ ОЕТЕДЛЙ МПЦОП УЧСЪЩЧБАФ У ТБЪЧЙЧЫЕКУС ПФ ВЕЪДЕМШС МЕОША. ч ФБЛЙИ УМХЮБСИ ЧПУМЙФБФЕМСН УМЕДХЕФ РПЗПЧПТЙФШ П УБНПЮХЧУФЧЙЙ ТЕВЕОЛБ У ОЙН УБНЙН Й У ЧТБЮПН Й УПЧНЕУФОП ОБНЕФЙФШ РМБО РТЕПДПМЕОЙС ФТХД-ОПУФЕК.

оЕТЕДЛП МЕОЙЧЩНЙ УЮЙФБАФ ДЕФЕК, УФТЕНСЭЙИУС ВПМШЫЕ ВЩЧБФШ ОБ ХМЙГЕ Й ЮБЭЕ ПВЭБФШУС УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ. п ТБУРТПУФТБОЕООПУФЙ РПДПВОПК ПГЕОЛЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ ПВУМЕДПЧБОЙЕ НОПЗЙИ НПУЛПЧУЛЙИ Й РПДНПУЛПЧОЩИ ЫЛПМШОЙЛПЧ ТБЪМЙЮОЩИ oЛМБУУПЧ. пОП ВЩМП РТПЧЕДЕОП Ч УЕТЕДЙОЕ 80-И ЗПДПЧ УПФТХДОЙЛБНЙ ЛБЖЕДТ РЕДБЗПЗЙЛЙ Й РУЙИПМПЗЙЙ нПУЛПЧУЛПЗП РЕДБФПЗЙЮЕУЛПЗП ХОЙЧЕТУЙФЕФБ. ч ЮЙУМЕ НЕФПДПЧ ЙЪХЮЕОЙС ЫЛПМШОЙЛПЧ ВЩМП БОЛЕФЙТПЧБОЙЕ. пДЙО ЙЪ ЧПРТПУПЧ БОЛЕФЩ ЗМБУЙМ; "юФП ФЩ ИПФЕМ ВЩ ДЕМБФШ Ч УЧПВПДОПЕ ЧТЕНС?" рТЕПВМБДБАЭЙН ПФЧЕФПН ВЩМП: "ЗХМСФШ". хЮЙФЕМС ЫЛПМ ПВЯСУОЙМЙ ФБЛПК ПФЧЕФ РП РТЕЙНХЭЕУФЧХ МЕОПУФША УПЧТЕНЕООЩИ ХЮБЭЙИУС, ЙИ ОЕЪБЙОФЕТЕУПЧБООПУФША "УЕТШЕЪОЩНЙ" ХЮЕВОЩНЙ РТЕДНЕФБНЙ. пДОБЛП ЙЪХЮЕОЙЕ ТЕЦЙНБ ДОС ЬФЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ Й ВЕУЕДЩ У ОЙНЙ РПЛБЪБМЙ, ЮФП ОБМЙГП ОЕХНЕОЙЕ ДЕФЕК Й РПДТПУФЛПЧ ВЩУФТП ТЕЫБФШ ХЮЕВОЩЕ ЪБДБЮЙ, Б ФБЛЦЕ РЕТЕЗТХЪЛБ ДПНБЫОЙОЙ ЪБДБОЙСНЙ РПЮФЙ РП ЧУЕН ЫЛПМШОЩН ДЙУГЙРМЙОБН. уМЕДУФЧЙЕН ЬФПЗП СЧМСМПУШ ДМЙФЕМШОПЕ ОБИПЦДЕОЙЕ Ч РПНЕЭЕОЙЙ, ОЕИЧБФЛБ УЧЕЦЕЗП ЧПЪДХИБ Й ДЧЙЦЕОЙЙ. фБЛЙН ПВТБЪПН, ОЕ ХДПЧМЕФЧПТСМБУШ ЧБЦОЕКЫБС РПФТЕВОПУФШ МАДЕК Ч ЖЙЪЙЮЕУЛПК БЛФЙЧОПУФЙ. рПЬФПНХ ХЛБЪБООПЕ РПЧЕДЕОЙЕ ДЕФЕК УМЕДХЕФ УЮЙФБФШ ЧРПМОЕ ПВПУОПЧБООЩН Й УРТБЧЕДМЙЧЩН. л ФПНХ ЦЕ ДЕЖЙГЙФ ПВЭЕОЙС УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ ФПЦЕ ЛТБКОЕ ОЕВМБЗПРТЙСФОП ЧМЙСЕФ ОБ РУЙИЙЛХ ЫЛПМШОЙЛПЧ, ПУПВЕООП РПДТПУФЛПЧ. чЕДШ Х РПУМЕДОЙИ ПВЭЕОЙЕ СЧМСЕФУС ЧЕДХЭЕК ДЕСФЕМШОПУФША.

нЩ ОЕ НПЦЕН ФБЛЦЕ УЮЙФБФШ МЕОЙЧЩН ТЕВЕОЛБ, ОЕ ЪОБАЭЕЗП ЪБЮЕН, РПЮЕНХ Й ЛБЛ ЕНХ ОБДП ЪБОЙНБФШУС ЛБЛЙН-МЙВП ДЕМПН. оБРТЙНЕТ, НОПЗЙЕ ЫЛПМШОЙЛЙ ХЛМПОЙФУС ПФ УЙУФЕНБФЙЮЕУЛПЗП ЧЩРПМОЕОЙС РПТХЮЕОЙК ТПДЙФЕМЕК РП ДПНХ. ьФП ЮБУФП РТПЙУИПДЙФ, РПФПНХ ЮФП ЫЛПМШОЙЛЙ ОЕ РПОЙНБАФ, РПЮЕНХ ЙНЕООП ОП ПОЙ ДПМЦОЩ ЮФП-МЙВП ДЕМБФШ Ч УЕНШЕ. й УЮЙФБАФ ЬФЙ РПТХЮЕОЙС ЛБРТЙЪПН ЧЪТПУМЩИ, ОЕОХЦОЩН ВТЕДОЕН, ПФЧМЕЛБАЭЙН ЙИ ПФ ЙОФЕТЕУОЩИ ДЕМ. тЕВЕОЛХ УМЕДХЕФ ТБЪЯСУОЙФШ, ЮФП ЖЙЪЙЮЕУЛЙК ФТХД РП ДПНХ РПМЕЪЕО РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ЕНХ. тЕВЕОПЛ ДЕМБЕФ ФБЛЦЕ ОХЦОПЕ ДЕМП Й ДМС УЕНШЙ, рПНПЗБС ТПДЙФЕМСН Й Ф. Д. лПОЕЮОП, ТЕВЕОЛХ ОБДП РПЛБЪБФШ, ЛБЛ УМЕДХЕФ ЧЩРПМСФШ ТБВПФХ. фБЛ, ЮЕФЩТЕИЛМБУУОЙЛ нЙФС о. ТБЕЫЙМ РПНПЮШ НБНЕ Й ЧЩНЩМ РПМ Ч ЕЕ ПФУХФУФЧЙЕ. рП ОЕПРЩФОПУФЙ ПО ФПМШЛП ТБЪНЩМ ЗТСЪШ. рТЙЫЕДЫБС ДПНПК НБНБ ОЕПДПВТЙФЕМШОП ПФОЕУМБУШ Л ФБЛПНХ НЩФША РПМПЧ Й ТБЪДТБЦЕООП РТЕДМПЦЙМБ УЩОХ ВПМШЫЕ ЬФПЗП ОЕ ДЕМБФШ. тЕЪХМШФБФПН ВЩМП ФП, ЮФП НБМШЮЙЛ ОБДПМЗП ХФТБФЙМ ПИПФХ ДЕМБФШ ЮФП-МЙВП РП ДПНХ. нБНЕ УМЕДПЧБЧБМП Ч МАВПН УМХЮБЕ РПИЧБМЙФШ УЩОБ ЪБ ЙОЙГЙБФЙЧХ, РПЛБЪБФШ, ЛБЛ ОБДП ЬФП ДЕМП ЧЩРПМОСФШ. б ЕУМЙ ПОБ ВПСМБУШ ЖЙЪЙЮЕУЛЙ РЕТЕЗТХЪЙФШ ТЕВЕОЛБ, ФП ПФЧЕМБ ВЩ ДМС НЩФШС ПЗТБОЙЮЕООЩК ХЮБУФПЛ РПМБ Ч ЛПНОБФЕ.

пУОПЧОЩН РХФЕН РТЕПДПМЕОЙС МЕОЙ СЧМСЕФУС ЧПУРЙФБОЙЕ РПФТЕВОПУФЙ Ч ФТХДЕ. вЕЪ ФБЛПК РПФТЕВОПУФЙ ВЕУРПМЕЪОП ХЛПТСФШ МЕОФСС ЪБ ОЕУДЕМБООЩЕ ДЕМБ: ЧПУРЙФБФЕМА Ч ЬФЙИ ХУМПЧЙСИ ОЕ ОБ ЮФП ПРЕТЕФШУС. оБРПНОЙН, ЮФП ФТХДПМАВЙЕ ЧПЪОЙЛБЕФ РТЙ ХУРЕИЕ Ч ЛБЛПК-МЙВП ДЕСФЕМШОПУФЙ, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ХЮЕВОПК, ТБДПУФОПН РЕТЕЦЙЧБОЙЙ ЬФПЗП ХУРЕИБ Й ЦЕМБОЙЙ ЧУЕ ЮБЭЕ ЧЛМАЮБФШУС Ч РТПГЕУУ ФТХДБ Й ХЮЕВЩ. рТЙ ХУФПКЮЙЧПУФЙ Х ХЮБЭЕЗПУС РПДПВОПЗП РУЙИЙЮЕУЛПЗП УПУФПСОЙС ЧПЪОЙЛБАФ ХУМПЧЙС ДМС ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС Й ТБЪЧЙФЙС Х ОЕЗП ФБЛЙИ ЮЕТФ ИБТБЛФЕТБ, ЛБЛ РТЙМЕЦБОЙЕ, ДПВТПУПЧЕУФОПУФШ, УФБТБФЕМШОПУФШ Й ПВСЪБФЕМШОПУФШ. чП НОПЗПН РПНПЗБАФ ЪДЕУШ, ХВЕЦДЕОЙС Й ТБЪЯСУОЕОЙС. юБУФП ВЩЧБЕФ ОЕМШЪС ПВПКФЙУШ ВЕЪ НЕФПДПЧ РППЭТЕОЙС Й ОБЛБЪБОЙС. рТЙНЕОСС ОБЗТБДЩ, ОБДП УФТЕНЙФШУС Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС, ЮФПВЩ ЫЛПМШОЙЛ РПМХЮБМ ОБЙВПМШЫЕЕ ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ ПФ УБНПК ХЮЕВОПК Й ФТХДПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ЕЕ ТЕЪХМШФБФПЧ. хРПТОПЕ УПИТБОЕОЙЕ МЕОЙ ОЕ ДПМЦОП ПУФБФШУС ВЕЪ ОБЛБЪБОЙС. ч ЛБЮЕУФЧЕ ФБЛПЧПЗП ЪДЕУШ ЙУРПМШЪХАФУС МЙЫЕОЙЕ РПДБТЛБ, ЛБЛПЗП-МЙВП ВЩФПЧПЗП ХДПЧПМШУФЧЙС, УФТПЗЙК ЧЩЗПЧПТ. пДОБЛП ОБЛБЪБОЙЕ ОЕ ДПМЦОП ВЩФШ ХУФТБЫБАЭЙН Й РТЙОЙЦБАЭЙН ДПУФПЙОУФЧП ТЕВЕОЛБ. ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ОБДП ЙУЛМАЮЙФШ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ ЫЛПМШОЙЛБ. оБУЙМШУФЧЕООПЕ РПВХЦДЕОЙЕ ТЕВЕОЛБ Л ХЮЕВЕ Й ФТХДХ ЧЩЪЩЧБЕФ ПВТБФОЩК ЬЖЖЕЛФ: ПФЧТБЭЕОЙЕ Л ДЕСФЕМШОПУФЙ, ВЕЪТБДПУФОПУФШ УХЭЕУФЧПЧБОЙС, ТЕЪЛПЕ РБДЕОЙЕ ТБВПФПУРПУПВОПУФЙ.

чПУРЙФБФЕМШОПЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ МЕОЙЧЩИ УМЕДХЕФ РТЕДРТЙОЙНБФШ У ХЮЕФПН ЙИ ЧПЪТБУФОЩИ Й ЙОДЙЧЙДХБМШОЩИ ПУПВЕООПУФЕК. оБРТЙНЕТ, Х НМБДЫЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ НЩ ЮБЭЕ ЙНЕЕН ДЕМП ОЕ У МЕОША, Б У ОЕПТЗБОЙЪПЧБООПУФША. пОЙ ИПФСФ ИПТПЫП ХЮЙФШУС, ОП ОЕ ХНЕАФ УПВМАДБФШ ТБУРПТСДПЛ ДОС: УМЙЫЛПН ДПМЗП ЙЗТБАФ У ТПЧЕУОЙЛБНЙ ОБ ХМЙГЕ, ЙН ОЕ ИЧБФБЕФ ЧТЕНЕОЙ ОБ РПДЗПФПЧЛХ ХТПЛПЧ Й УЙМ, ЮФПВЩ ОБЧЕТУФБФШ РПФПН ХРХЭЕООПЕ. ч ЬФПН ЙН ОБДП РПНПЮШ. х РПДТПУФЛПЧ ЧБЦОП РТЕПДПМЕФШ НОЕОЙЕ, ЮФП ХЮЕВБ - ЬФП ДЕСФЕМШОПУФШ ДМС НБМЕОШЛЙИ ДЕФЕК Й "ЪХВТЙМ", Б ФБЛЦЕ РТЕДПУФБЧЙФШ ЙН ЧПЪНПЦОПУФШ РТПСЧЙФШ УЧПА ЧЪТПУМПУФШ ОБ ХТПЛБИ Ч ЫЛПМЕ.

ч.з.уФЕРБОПЧ "рУЙИПМПЗЙС ФТХДОЩИ ЫЛПМШОЙЛПЧ"

Подростковая лень

Очень часто родители жалуются, что их ребенок ленивый, ни чего не хочет. Так что же стоит за так называемой «ленью»?

Причин может быть много:

    проявление депрессии;

    отсутствие мотивации что-либо делать;

    проявление страха или беспомощности;

    форма протеста или провокации;

    отсутствие видения жизненной перспективы;

    признак хронических перегрузок;

    способ обратить на себя внимание;

    проявление резкой гормональной перестройки.

Причиной подростковой «лени» в учебе, могут быть страхи перед неудачами и неуверенность в себе. Так же подросток попросту может не знать, как что-то сделать, а спросить, как нужно, он боится.

Как правило, родители следят за самочувствием своего ребенка, но иногда подростка, у которого недомогание из-за вялотекущей, начинающейся болезни обвиняют в лени.

Гормональные изменения, бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения в подростковом возрасте - всё это отражается на функциональных состояниях подростка, и могут сопровождаться ощущением усталости.

Возможно «безделье» подростка связанно с тем, что он не знает, чем себя занять. Детские игры его уже не интересуют, а новых увлечений он еще не нашел. Занятия родителей (работа, хозяйство, развлечения) кажутся ему не нужными и неважными. Подросток не хочет ни походить на родителей, ни быть послушной марионеткой: «Делай уроки», «Убери комнату», «Выброси мусор»… всё это вызывает протест.

Дух противоречия для подростков так же естественен, как для любого человека, переживающего возрастной кризис. Чем сильнее действие, тем мощнее противодействие. Ведь не любую нашу просьбу ребенок встречает в штыки, а скорее ту, которая высказана в директивном тоне, с позиции власти.

Бывает, что мы сами накручиваем себя, подсознательно сравнивая нашу загруженную делами жизнь и подростковую практически «беззаботную жизнь»; и тогда мы срываемся, пытаясь непременно найти дело ребенку, чтобы «польза» была и от него.

Очень часто родители часто сами провоцируют лень у подростков:

    оберегают детей до определенного возраста от любых дел;

    выражают пренебрежение к каким-то видам работ, профессиям, людям этой профессии;

    демонстрируют собственный пример всепоглощающей лени или наоборот безрадостного труда, без малейшего удовольствия, постоянно ругают свою работу и обязанности;

    не дают правильной, привлекающей внимание цели для ребенка, не создают правильной установки;

    встречается некорректное поведение учителей, родителей, не умеющих терпеливо объяснить, направить, но постоянно обвиняющих ребенка в лени и бездарности;

    Не уделяется должного внимания воспитанию волевых качеств ребенка.

Как же бороться с ленью?

Конечно «болезнь легче предупредить, чем лечить». Хорошо если родители с детства определили обязанности ребенка, а с возрастом расширяли – по мере роста его возможностей.

Но если лень уже пустила корни, не стоит пытаться за один день избавится от этой привычки. Придется делать все то, что надо было делать в детстве: определять обязанности, постепенно расширяя их круг.

Поручения должны быть конкретными, выполнимыми, действительно нужными, а не придуманными из воспитательных целей. За сделанное обязательно нужно благодарить, подчеркивая, что комната очень чисто убрана, посуда хорошо помыта, а в магазин он сходил очень быстро. Хвалить нужно искренне, преувеличенное расхваливание раздражает сильнее, чем игнорирование его заслуг.

Если педагоги говорят о внезапно возникшей лени вашего ребёнка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать, возможно, из-за плохо усвоенного материала, подросток боится сделать ошибку и предпочитает быть «лентяем», вдруг все отстанут и не заметят, что он чего-то не знает.

Не стоит отбивать подростку желание трудиться фразами-установками: «не будешь работать, ничего в жизни не добьешься» - работа не должна представляться подростку только тяжкой обязанностью, без какого-либо удовольствия.

Хорошо, если на примере родителей подросток видит, что в работе можно самовыражаться и получать удовольствие от результата, а иногда и от самого процесса.

Если подросток сделал что-то не так, не допускайте жесткой критики по результатам любой работы; не оценивайте ребенка, оцените действия, где и что было не совсем верно.

Если подросток ничем не интересуется, возможно, проблема в семье. Возможно, родители столько работают, что на интеллектуальную жизнь сил у них не остается. Они давно сами ничего не читают, никуда не ходят... И у подростка появляется естественная мысль «Зачем мне напрягаться в школе, если родителям все эти знания не пригодились?!».

Если родители хотят, что бы ребенок интересовался чем-то кроме компьютера, в семье должна культивироваться ценность знаний. Ходите вместе в музеи, путешествуйте, общайтесь. Знания, полученные вне школы, дают своего рода козыри: скажем, по географии он будет знать что-то такое, чего никто не знает, и он этим блеснет на уроке. И для него престижно, и учителю приятно.

Даже если подросток хронически болен, есть то, что остается для него посильным трудом, кроме самых редких случаев, по предписанию врача. Подростку важно знать, что он нужен и от него что-то зависит.

Далеко не редкость, что многие дети демонстрируют абсолютное нежелание что-либо делать. Например, родители просят помочь по дому, убрать свои игрушки или сделать собственными руками подарок бабушке на день рождения, а малыш или отказывается, или принимается за все с огромной неохотой, хотя само дело никак нельзя назвать сложным или невыполнимым. Скорее всего, он просто ленится. Почему так происходит и как справиться с детской ленью, расскажет «Я - Родитель».

Причины детской лени

1. Неправильное поведение родителей: излишняя опека

Причин детской лени - множество. Однако самые главные из них базируются на неправильном поведении родителей. Задумайтесь, как часто вы перехватывали у своего малыша инициативу: «Ты еще маленький, я сама все уберу!», «Не трогай, а то испортишь!», «Не бери чашку - разобьешь!». В подобных ситуациях родители попросту лишают ребенка инициативы и не разрешают ему заниматься каким-либо делом, предполагая, что сами справятся быстрее. В таком случае у малыша может и вовсе пропасть желание стремиться к самостоятельности: зачем, если все равно не разрешат или назовут «неумехой»?

2. Особенности темперамента

Рассуждая, ленивый ваш ребенок или нет, не забудьте остановиться на . Может быть, ваш малыш - холерик или сангвиник. Тогда становится ясно, почему ему не дается работа, требующая концентрации внимания и усидчивости. Скорее ее выполнит сосредоточенный флегматик или меланхолик. Однако крохи с названными типами темперамента будут с трудом выполнять задания, где необходима быстрота реакции и активное общение.

3. Скука

Причиной лени бывает и банальная скука. Дети всегда очень подвижны: им нужно постоянно бегать, что-то придумывать и куда-то выплескивать свою энергию. Если же родители или воспитатели в детском саду постоянно заставляют их сидеть тихо и не мешать, то веселые и любознательные дети превращаются в грустных и безынициативных.

Иногда встречаются ситуации, когда ребенок не может выплеснуть свою энергию в детском саду и, приходя домой, хочет вдоволь набегаться и наиграться, а родители вместо этого заставляют его заниматься скучными делами - например, убирать игрушки. То же случается, когда вечернюю прогулку с ребенком мама с папой заменяют на просмотр телевизора: малышу не удается выплеснуть свою энергию - он обижается, злится и, безусловно, ни о каком удовольствии от помощи по дому в таком случае уже не может идти и речи.

4. Непонимание: зачем это делать?

Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. Зачем собирать игрушки, если завтра их снова нужно будет доставать? Зачем утром заправлять кровать, если вечером снова нужно будет в ней спать? Так происходит, когда родители просто требуют от ребенка соблюдения порядка, но не объясняют, почему это важно.

5. Незаинтересованность

Часто ребенок не хочет приниматься за то или иное дело, так как оно ему просто неинтересно. Родителям необходимо дать малышу мотивацию, вызвать в нем желание приняться за какое-либо занятие, наметить его цель. Тогда дети будут стремиться к достижению конечного результата, а он в свою очередь будет приносить им удовольствие.

6. Боязнь неудачи

Возможно, ребенок не берется за какое-то дело, так как просто испытывает страх неудачи. Например, стихотворение, потому что в прошлый раз неудачно прочитал его на уроке и был «награжден» насмешками одноклассников. Здесь уже проблема в неуверенности в себе, вероятно, даже в низкой самооценке.

Как бороться с детской ленью?

Если ваш ребенок ленится, стоит задуматься о том, как исправить ситуацию.

    Не забывайте, что дети впитывают все то, что делают и говорят родители, поэтому в первую очередь присмотритесь к собственному поведению. Если вы вместо приготовления ужина заказываете пиццу на дом, оставляете на ночь грязную посуду в раковине, вечернюю прогулку заменяете на «просиживание» за компьютером или на просмотр телевизора, а вместо утренней зарядки нежитесь в постели лишние двадцать минут - ребенок просто берет с вас пример! Вам нужно изменить собственное поведение, чтобы малыш равнялся на вас.

Едва ли существует такой подросток, который не вызывает нареканий у собственных родителей. Самыми распространенными претензиями, предъявляемыми детям в пубертатном возрасте, являются грубость, скрытность, вранье и, конечно же, лень. «Он целыми днями просиживает за компьютером»; «Уроки совсем забросил, только и делает, что играет в видеоигры»; «Помощи по дому от нее не допросишься, а по телефону с подружками часами болтает»… Знакомые жалобы, не правда ли? В этой статье мы расскажем, можно ли исправить сложившуюся ситуацию и как это сделать.

Вы можете справедливо упрекать ребенка в полном безделье и апатии, однако психологи советуют остановиться на минутку и задуматься: а не стоит ли за этим нечто серьезное? В действительности причин у нежелания заниматься чем-то серьезным может быть масса: здесь и неуверенность в себе, и страх, и желание привлечь к себе внимание, и авитаминоз вкупе с нарушениями режима, и отсутствие мотивации, и чрезмерные физические и умственные нагрузки, и резкая гормональная перестройка, и даже депрессия .

К сожалению, большинство родителей ограничиваются тем, что следят исключительно за физиологическим состоянием своего чада. Убедившись, что он здоров, они успокаиваются, не слишком задумываясь о том, что творится у подростка в голове.

В этом, по мнению специалистов, и заключается главная ошибка. Вы видите, так сказать, лишь внешнюю сторону медали: сына, часами лежащего на диване с книгой.

Однако прежде, чем устраивать очередной скандал, попробуйте выяснить, почему он это делает. Возможно, у него отсутствует видение жизненной перспективы? Нет мотивации для активной деятельности? Помочь справиться с этим можете только вы, взрослые.

Не провоцируйте подростка

Еще одна интересная деталь: очень часто родители, сами того не подозревая, провоцируют тинейджерское безделье. Это может проявляться в стремлении защитить его от какого-то определенного вида деятельности («Мыть посуду — не мужская работа»), в высказывании пренебрежения к («Ты же не хочешь стать маникюршей и всю жизнь обслуживать других?»), в демонстрации безрадостного труда («Ненавижу свою работу, скорей бы выйти на пенсию»).

Сюда же можно отнести обвинения родителей и учителей в бездарности, бесполезности, глупости. Подумайте сами: после такого разве возникнет у ребенка желание делать что-то полезное? Не губите его активность на корню!

Старайтесь, чтобы работа не ассоциировалась у подростка с чем-то тоскливым и нудным. Наоборот, вы должны объяснить ему, что в любой деятельности возможно самовыражение, а удовольствие можно получать не только от результата, но и от процесса.

Поощряйте подростка

Конечно, самым весомым стимулом всегда были и остаются . Неудивительно поэтому, что во многих семьях устанавливается целая система «товаро-денежных отношений»: погулял с собакой — получи сто рублей, подготовился к контрольной и успешно сдал ее — пятьсот, сделал генеральную уборку в квартире — тысячу. В принципе, ничего плохого в этом нет, однако необходимо постоянно следить за тем, чтобы не перегнуть палку.

Злоупотребление материальным вознаграждением может привести к тому, что за каждое, даже самое мелкое дело, вроде покупки продуктов, ребенок будет ждать от вас денежного вознаграждения.

Некоторые родители предпочитают модифицированный вариант, предлагая сыну или дочке некое отсроченное, но очень заманчивое вознаграждение: поездку за границу летом, покупку нового планшета, разрешение сделать пирсинг… По словам психологов, такой вид стимула является более продуктивным, поскольку у подростка появляется мотивация, если он видит перед собой четкую цель.

Давайте поручения

Еще один простой способ борьбы с подростковой ленью — распределение обязанностей. Спокойно объясните ему, что вы попросту не в состоянии заниматься всей домашней работой, и договоритесь, что отныне часть дел ложится на его плечи. Это может быть поливка комнатных растений, мытье посуды, кормление домашних животных. Пусть он смирится с мыслью, что это находится исключительно в его ответственности.

Подростки очень хотят казаться взрослыми, но в действительности они еще не до конца вышли из детского возраста, а потому при желании их можно заинтересовать и увлечь, придав работе форму игры.

Например, позовите дочь вместе сходить в супермаркет за продуктами и дайте ей задание отыскать в ассортименте магазина все самое низкокалорийное. Или попросите ее разложить одежду в шкафу по цветам.

После того, как ребенок выполнит поручение, обязательно поблагодарите и похвалите его. Важно, чтобы похвалы были искренними: дети отлично чувствуют, когда вы говорите неправду. Не переделывайте за ним работу, как бы неловко она ни была сделана — этим вы подорвете и уничтожите в нем желание что-то делать в дальнейшем.

И напоследок — самое главное: запаситесь терпением. От лени, как и от любой дурной привычки, невозможно избавиться за один день. В этой борьбе вашими главными союзниками должны стать мягкость, спокойствие и настойчивость. Следуйте изложенным выше рекомендациям, и рано или поздно вы заметите, что ваш любимым подросток стал таким же активным и деятельным, как в детстве.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх